Искусство задавать вопросы

29 June 2007
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:59:11 | качество: mp3 24kB/s 10 Mb | прослушано: 622 | скачано: 1103 | избрано: 21
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 2 глава, текст 46, страница 153.
Поет мантру Ом Намо Бхагавате Васудевайя (3 раза)
[В.О. Рузов] Следите за мной как я читаю санскрит.
ТЕКСТ 46
йаван артха удапане
сарватах самплутодаке
таван сарвешу ведешу
брахманасйа виджанатах
ПЕРЕВОД
Все нужды, которые удовлетворяет маленький колодец, может сразу удовлетворить большой водоем. Подобно этому, тот, кому известно высшее назначение Вед, обретает все описанные в них блага.

00:01:21 Итак, нам даются определённые правила, в этих стихах даже больше сказать определённые правила спасения, т.е. как спастись, такие спасательные рекомендации. Не просто такие просьбы, не просто какие-то тонкости, не просто какие-то философские идеи, а правила спасения, похожие на инструкции в самолете в кармашке «Как себя вести во время проблем». И это то, что снами в действительности произошло, это не просто какая-то шутка, т.е. наш самолёт жизни упал в этот материальный мир и мы блуждаем здесь в поисках спасения. Так описывает духовная концепция наше состояние. Так и называется буквально «Падение».

00:02:17 Джива, Душа упала в материальный мир. Т.е. не просто спустилась погулять на лифте, радостно понюхать здесь цветочки, а именно упала. Т.е. падение тут произошло, катастрофа, реальная катастрофа произошла, грохнулись. Поэтому здесь нет нормальных условий для существования, нет уюта, комфорта, чистоты, возвышенности, т.е. грохнулись, упали и все. Проблемы начались некоторые. Популярные идеи для фильмов, сериалов. Все это так обыгрывается. На самом деле мы сами находимся в живом сериале, называется «Большое падение». Поэтому все недовольны, потому что вынуждены оказаться не в тех условиях, на которые рассчитывали. Поэтому это состояние называется падшая Душа. Разбились о материальные желания. И каждый день происходит очередная трагедия, новые Души рождаются в этом бренном мире.

00:03:40 С философской точки зрения не очень значительный момент в нашей жизни. Момент родов с философской точки зрения не такое уж радостное событие. Сам по себе акт появления в этом мире, мире старости, рождения и смерти не такое уж выдающееся событие. Например, мало кто радуется дню своего попадания в тюрьму. Мало кто каждый год отмечает это празднично. Вот год назад я попал в тюрьму, вот торт всем , подарки. Нет, этого не происходит, очень сомнительно. Т.е. такой праздник, вызывающий с философской точки зрения, сомнения. Поэтому не во всех странах празднуют День рождения, далеко не во всех. Не во всех странах к этому наше отношение.

00:04:40 Далеко не во всех. Скажем так, в большинстве стран отношение к Дню рождения не такое как у нас. У нас очень подозрительное отношение. Есть о чем задуматься. Чему радоваться, собственно говоря? Даже мы на каком-то этапе начинаем говорить, что на год ближе к смерти становимся. Уже появляется некоторое философское осмысление. И человек начинает задумываться: чему радуемся, собственно говоря. Год жизни опять зря прошел, т.е. чему радоваться то? Поэтому в философии жизни и смерти к этому дню особое отношение. Примерно как попадание в тюрьму. Поэтому никто особо не пытается вспомнить этот день. Как меня неожиданно арестовали. Как это здорово произошло, как заковали в наручники, как немного побили, как отобрали все личные вещи, как я здорово устроился в своей камере, с такими хорошими людьми вокруг.

00:05:45 Так и мы попадаем в этот мир без личных вещей, совершенно голые. Без рубашки и без ложки золотой во рту. Все личные вещи отобрали. Очень похоже. Через тамбур прошли, все, ничего нет, орущими от этих некоторых испытаний. Не так уж это приятно рождаться, достаточно серьезная боль присутствует. В ужасе разглядываем место куда мы попали, кто это? Что это? Т.е. попаданию в тюрьму могут радоваться только рецидивисты, которые не мыслят себя в нормальной жизни. Т.е. это для него может быть дом родной, он там родился, вырос, ему там нормально, ему там хорошо. Поэтому они радуются нечто своему. Фоткам радуются, перечисляют все свои статьи, зоны, на которых сидели. Ставят божественные знаки на руки, на плечи, очищающие симовлы.

00:06:58 Но нормальный человек не будет радоваться такому сомнительному событию. День рождения – очень подозрительный праздник, как мы выяснили. Он говорит о том, что мы совершили очень глупый поступок. Раз мы здесь родились, значит, отвернулись от Бога, от отца родного. Поэтому мы здесь родились, отвернулись. Это признак того, что совершена ужасная глупость. Как утром человек просыпается, а он уже в тюрьме. И он понимает, что вчера накуролесил. Он даже не помнит что, но понимает раз я тут, значит, что-то я серьезное совершил. Также, попав сюда, мы можем понять, что что-то накуролесили. Где-то мы перевеселились. Поэтому с другой точки зрения, есть сравнение с переходом в детский дом. Когда мы попадаем в детский дом, причём не родители отказались от нас, а мы отказались от родителей.

00:08:14 Т.е. мы ни какие не брошенные, у нас хорошие родители, они не пьют, не курят, у них все нормально. Причем у них есть все. Бог – это богатый человек. Поэтому у него есть все. Мы отказались от родителей, поэтому у нас здесь все немножко чужое. Немножко неродное. Называется чужбина. Поэтому Земля вовсе не дом родной – это чужбина, где мы находимся как в детском доме. Поэтому здесь есть воспитательный процесс достаточно строгий. Т.к. мы провинившиеся. Система работает. Но есть и положительная часть вопроса. То, что нам удалось родиться в теле человека – большая удача радость.

00:09:16 Т.е. дело не в самом Дне рождения, а что мы так удачливы, что нам удалось родиться в теле человека. Потому что далеко не всем так повезло. А если мы посмотрим, то это очень редкое рождение. Люди на этой Земле занимают сотую долю процентов. основное население – это насекомые, растения, гады. Очень маленький процент даже на этой Земле. На одном хорошем поле столько травинок, муравьев, как всех людей на этой планете. Столько живых существ, а нас мало. Поэтому это очень редкое рождение, большая удача, элитарное рождение, «рублевка» среди животных. Очень трудно получить, очень дорогое рождение.

00:10:35 Очень дорого стоит это тело. Дороже, чем особняк за 5 млн. долларов. Очень трудно получить тело – это радует. Поэтому эта радость должна вылиться в какие-то реальные действия. Надо воспользоваться этой удачей и задействовать особенности нашего тела по полной программе. Чем мы отличаемся от других живых существ? На вид все тоже самое, даже хуже. У других живых существ все лучше: зрение получше, слух получше, обоняние получше, прыгают повыше, гавкают погромче, все получше. Одни кролики чего стоят, лучше во всех отношениях, с физиологической точки зрения. Многие мечтают, даже знак такой кролика рисуют.

00:11:34 Мечтают стать кроликами. Кролики такие тупые живые существа. Если Вы приедете на восток, Вы увидите таверны, где кормят кроличьим мясом. Кроликов даже в клетках не держат, они бегают вокруг этой таверны. И не убегают, потому что их там кормят. Они бегают просто вокруг. И им даже в голову не приходит, что сегодня на обед их очередной друг варится. Абсолютно спокойные, веселые. Я когда первый раз увидел – не поверил своим глазам. Мне хотелось им крикнуть – бегите. Они были настолько удовлетворенные, спокойные, кормятся хорошо, а то, что каждый день кого-то одного не хватает – это их не сильно волнует. Кому-то хочется быть кроликом, что поделать. Т.е. чем мы действительно отличаемся – это разумом.

00:12:33 Разум – это способность осознавать вопросы о смысле жизни. Поэтому и лежит наше спасение, наш выход из этого мира в умении правильно задавать вопросы, которых у нас как раз и нет. И чтобы получить на них ответы, «Бхагавад-Гита» рекомендует, как мы уже выясняли, в первую очередь найти достойного Учителя, которому можно задавать вопросы, слушать ответы. Учитель принимается только для того, чтобы услышать его ответы и принимать их как руководство к жизни. Это нужно очень четко осознать. Т.е. Учитель – это тот, кто дает ответы. И он именно для этого принимается. Не для чего-то другого. Сейчас гуру принимают ради моды. Сейчас такая мода есть и она с 60-ых годов идет уже.

00:13:34 Мода такая. О, у меня есть индийский гуру, все довольные. Другим очень хочется выделиться, получив какое-то имя духовное. Человек такой довольный становится. О, я уже не просто Вася Пупкин, я уже Джонардан. Великий Джонардан. Очень так достойно, духовное имя есть. Теперь не просто так. Модно, теперь это в моде. Каждый уважающий себя хипующий элемент должен обязательно иметь духовное имя. Это модно в этой среде. Кто-то мечтает о путешествиях, думает, что пригласят пожить в другую страну. Люди добрые, пригласят. В России очень много людей приходят в зарубежные церкви с надеждой переехать в какую-нибудь западную страну.

00:14:40 И потом когда их не приглашают, они очень сильно обижаются и уходят. Такая миграция религиозная существует. Не буду говорить в каких церквях, но есть такая традиция. Нет, Учитель принимается только для одного, делать то, что он говорит. Для этого принимается Учитель, чтобы слушать и делать то, что он говорит. Никакого другого варианта нет. Все остальное – это просто издевательство. Желание исполнять волю своего Учителя называется преданностью. И только в таком состоянии можно победить свою греховную природу. В этом случае происходит победа, выход из под влияния греха, выход из под влияния кармы. Происходит эффект освобождения от греха. Это похоже на то, как мы предаемся врачу, перестать сопротивляться. Он говорит: «Открой рот», мы должны открыть. Не дергайся, терпи, сейчас все будет хорошо. Нужно предаться врачу.

00:15:59 Никак иначе. Если не предаться врачу, то и вылечить нас не получится. Нужно расслабиться, чтобы он смог сделать своё дело. Это самый главный признак того, что в сердце что-то появилось, появилась Любовь к Богу. Признак того, что человек любит Бога – это то, что он хочет делать то, что его просит Бог. Если человек любит кого-то, то он хочет делать то, что его просит тот. кого он любит. А так очень подозрительно, папа я тебя очень люблю, но не то, чтобы я не хочу делать то, что ты просишь, я вообще буду делать все тебе назло. Очень подозрительная любовь. А так я тебя люблю, папа. Но делать я буду все назло. Ты просишь, чтобы я в 9 пришел домой вечера, а я в 9 утра приду домой. Ты просишь, чтобы я не курил, да я махорку буду курить. Ты просишь, чтобы я пиво не пил, а я самогон сам сварю. Очень подозрительно, да?

00:17:06 Очень подозрительная Любовь, а так я тебя люблю, ты у меня в сердце, папа. Это не Любовь, это издевательство. Чтобы понять, как нужно любить Бога, нужно понять отношение отцов и детей. Бог – это наш Отец. Очень простая идея. Духовный мир – это идеальное проявление отношений, которые есть у нас здесь. Или лучше сказать, материальный мир – это кривое проявление духовного мира. Но понять принцип можно. Вот чего бы мы хотели от наших детей, того Бог хочет от нас. Наше отношение к нашему Отцу, как мы себя ведем, можно понять как Бог воспринимает наше поведение. Очень легко понять. По аналогии можно понять все. Вообще аналогия – это метод изучения реальности. Не всегда можно понять прямую реальность, но по аналогии можно.

00:18:03 По аналогии можно все осознать. По этому можно увидеть даже духовные трактаты по аналогии строятся. Притчи рассказываются, истории, ещё что-то, по аналогии легко понять. Вообще большинство наук по аналогии изучаются. На примерах изучаются. Поэтому пример духовного мира – это наша материальная реальность. В принципе легко понять по нашим отношениям как что устроено, как и где что происходит. Поэтому необходимо знать искусство задавания вопросов, как правильно задавать вопросы. Сегодня немножко расскажу об этом.

00:19:03 Потренируемся. Для того, чтобы вопрос принес максимальное Благо, он должен быть задан по всем правила ведической культуры. Есть некоторые правила. Например, вопрос не должен превращать лектора в машину для поиска информации. Это постоянно происходит. Т.е. человек сам не хочет искать где это написано и он просит лектора. А скажите, а найдите, а то мне самому лень. Это не вопрос, это прямое неуважение. Спрашивающий должен сам сначала постараться найти ответ на свой вопрос. Должен сам изо всех сил перелопатить все, а только после того, как он не смог этого сделать, или полученная им информация ничего не прояснила, запутала его, бывает такое. Когда мы ищем ответ, оказывается, что ответов много.

00:20:03 Здесь так говорится, там вот так говорится. Вот когда уже накоплена первичная информация, том, дело, когда уже накоплено, можно идти с ним в суд к судье. а если дела нет, зачем идти к судье? Сначала нужно насобирать материал, факты. Тогда уже будет интересно. А то большая часть вопросов, а где вот это? А это на соседней странице написано. К сожалению, так получается, все время. Необходимы свои усилия, чтобы в действительности в ответе прояснения. Только в этом случае получается хороший эффект. мы вдруг просветляемся. Когда у нас много разнородной информации и мы не можем сами понять как правильно. То в этом случае ответ буквально действует как просветление. да, вот так вот, было 40 вариантов, оказывается вот этот правильный.

00:21:23 Вот это просветление. Т.е. оно высвечивается, т.е. вот этот вариант. И это дает удовлетворение и себе и тому, кто спрашивает, и тому, кто отвечает, и тем, кто слушает. В этом есть некоторая жизнь, глубина, интерес. Следующее правило состоит в том, чтобы вопрос был актуальным и практичным, т.е. вопрос должен быть напрямую связан с реальной жизнью спрашивающего, должен быть связан с жизнью, с реальной ситуацией. В философии очень много разных описаний, чего там только нет, всевозможных концепций, там и про рай расскажут, и про духовный мир. Но вопросы описательного плана что где происходит, что, где, как когда. Ответы на эти вопросы лучше искать самому.

00:22:31 лучше искать самому, как правило, они сами находятся в процессе внимательного изучения трактата. Если Вас интересует: что? где? как? То изучая трактаты мы рано или поздно столкнемся с подробными описаниями. Вопрос может быть очень умным, но абсолютно не практичным. и то это не вопрос, а разглагольствование, потеря времени. Задача Учителя спасать нас, а не вести философские беседы о значении зеленого луча на закате солнца. Т.е. мы тонем и надо понять как спастись, а не заполнить проблемы в нашем образовании. Образование нужно получать в образовательных схемах. Есть специальные курсы образовательные, куда идут и специально каждый вопрос на философии от начала до конца вызубривают.

00:23:48 Они проходят время от времени. Достаточно серьезные, продолжительные, трудно поступить, трудно сдать экзамен. Но можно, это база некоторая. но вопрос он нечто другое в себе несет. Учитель как спасатель протягивает нам руку помощи и мы из водоворота просим его объяснить: какой из четырех голов Брахман ест или одновременно четырьмя, или по сторонам света сначала восточной головой. А что если одна голова есть, а что в это время делают другие, а икает он какой головой, а моргает как одновременно всеми глазами или по очереди. А уши на все четыре головы одни и те же. Как встретишь так посмотришь. Т.е. не время об этом говорить, нужно из водоворота спастись, не время сейчас, затягивает, скоро с головой накроет.

00:25:08 Вырваться от сюда надо, спастись. Практичность должна быть, актуальность. В средние века в религиозной среде проходило очень важное обсуждение, несколько столетий спорили на один философский вопрос. Как вы думаете какой? Кто знает? Несколько веков спорили. Насмерть бились, войны проходили, начинались и заканчивались, миллионы погибли на костре, поменялись границы государств, а они все спорили по одному и тому же вопросу. Знает кто-нибудь? Сколько ангелов может поместиться на острие иглы. Слышали или нет? очень важный вопрос. Несколько столетий на это убили. Но бились, такая полемика шла. Поколения выросли на этом вопросе. Почитайте немножко историю, наткнетесь на это.

00:26:26 Это и есть некоторый секрет искренности. Т.е. искренний искатель спрашивает о том, что мешает ему прямо сегодня полюбить Бога, прямо сегодня стать святым, что мешает прямо сегодня избавиться от пороков, что мешает ему прямо сегодня полюбить своих ближних. Прямо сегодня. Это духовная искренность. А искренность – это обязательное условие быстрого духовного развития. Может, наш бронепоезд застрял на этом запасном пути. Потому что нам все что угодно интересно, но только не сегодняшняя проблема. Такое чувство, что сегодня проблем нет. Что сегодня все нормально, что сегодня мы находимся в состоянии святости. Сегодня я уже не касаюсь Земли, Бог не может выйти из моего сознания, святое имя застряло у меня на языке. Я не знаю как мне ехать в автобусе назад, потому что язык все время повторяет молитву и люди на меня странно оборачиваются.

00:27:47 Я не могу прямо сегодня уйду в монастырь, вещи уже собраны, и Бога люблю. Есть эта проблема? Поэтому актуальность – это важное очень явление в жизни, в духовном развитии. Это признак того, что мы хотим меняться, что в нас это деятельное начало, не интеллектуальное начало, а деятельное. В интеллектуальном начале можно всю жизнь провести, узнать все, а толку ноль. Необходимо деятельное начало. Т.е. необходимо начать действовать. Другая крайность в этом искусств состоит в том, что человек задает слишком много вопросов. Есть и такое. Это говорит о том, что следовать он им особо и не собирается. Это есть такое явление недержание ума. Льется из человека. Мы с такими встречались, с ними невозможно долго находиться. Замечали? Есть такие товарищи. Через 15 минут уже все, уносить можно. Льется по любому поводу.

00:29:13 Если начинает задавать вопросы, из него тоже льется, как из ведра. Каждую секунду новый вопрос, а это? а это? Он ещё не дослушал, а новый вопрос задает. Первая радость сменяется большим огорчением. На самом деле просто недержание ума, которое основано на желании выделиться. Показать себя заинтересованным. В каких-то таких средах, где нужно расти. Руководящая среда, обучающая среда, когда попадает какой-то новый адепт, он пытается показать свою активную заинтересованность. И он все время в таком энтузиазме. А тут что как? А тут что? Суперэнтузиазм в нем, на самом деле нужно место ему занять, он не знает как поэтому гиперактивность производит.

00:30:16 А толку ноль. Вопрос может быть один. Задан с желанием услышать ответ и главное сразу же приступить к практическим действиям. Это действительно Благо. По своему опыту могу сказать, что отвечать на письма, в которых больше трех вопросов просто не возможно. Уже просто начинаешь тяжело работать. Мозги не шевелятся, ничего не понимаешь. Никогда не пишите письма, в которых 18 вопросов. Это просто невозможно, тяжело. Когда ко мне такие письма приходит у меня субботник начинается, пока ответишь на такое письмо можно с ума сойти. Распиши один вопрос, давайте о нём поговорим. Потом на второй. А когда все 18 вопросов и ещё все из разных областей.

00:31:26 Тут у меня какая доша? Тут разводиться мне или нет? а какие лучше ботинке носить кожаные или нет? И все сразу. И такая вот куча. ну иди да спроси у кого-нибудь. Поговори на эту тему. Вопрос должен быть более серьезным, поэтому не может быть 300 вопросов у человека. У серьезного человека немного вопросов, но они заданы с желанием понять и начать действовать. Принцип: понять и начать действовать. Поэтому нужно стараться не накапливать вопросы, а задавать их постепенно по мере возникновения. Также вопрос должен быть задан в смиренном состоянии сознания. Смиренное состояние сознания – это значит, что мы принимаем своё несовершенство. Это очень трудно.

00:32:33 Принимаем своё непонимание, свою глупость, в конце концов. Если мы такие умные, почему мы такие несчастные тогда? мы можем быть очень уважаемыми личностями. Можем быть директорами, можем быть докторами наук, можем быть специалистами в своей области, но когда пришло время задавать вопросы надо принять положение глупца. Кто угодно. Нужно оставить весь портфель своих достижений, под стул и все. Когда вопрос задается, должно быть полностью смиренное состояние, иначе толку никакого не будет. Можно выгонять такого человека. Я выгоняю таких людей с лекции. Это просто невозможно.

00:33:31 Потому что вопрос задается без смирения. Т.е. никому не нужен ответ. Всем просто хочется поговорить. Приходится время от времени выгонять, вы это наблюдаете иногда, такая красивая картина. Ничего не поделаешь, невозможно, никто не может в этой ситуации находиться. Хоть кто ты, хоть какой ты пуп Земли, всё равно Земли, а неба, в конце концов. Поэтому тут нужно в полном смирении. Буквально в трактатах говорится, зажав соломинку между зубов. Так выражается смирение, с соломинкой в зубах. Большинство людей переживают по поводу, где найти Учителя. Но истинная проблема не в этом. Проблема как стать хорошим учеником. Проблема не в Учителях, проблема в Учениках.

00:34:32 В Учителях проблем нет, с Учителями все нормально. Проблема с учениками. Настоящих Учителей много, я знаю, хватит на всех в лицо, поэтому хватит на всех. Один Учитель может иметь хоть 10 тысяч учеников, поэтому на всех хватит. Мой учитель 2 тысячи Учеников имеет. И ещё кому надо. Хорошие Учителя, сильные Учителя, много Учителей. Мало настоящих учеников. Поэтому, как только в нас рождается ученик, желающий правильно задавать вопросы и сразу же начинает действовать на основе понимания этого ответа, перед нами тут же появляется духовный учитель, который никуда и не исчезал. Всегда перед нами стоял. Он всегда перед нами есть, просто нет желания быть учеником. И «Бхагавад-Гита» учит всем этим аспектам.

00:35:33 Как принять Гуру, как стать хорошим учеником. Как правильно задавать вопросы. Как делать разумные выводы. Вся «Бхагавад-Гита» об этом, от начала до конца. От принятия Гуру до начала деятельности. Все полностью, вся техника от начала до конца. Самоучитель, как стать хорошим учеником, как выбрать Гуру, как слушать, как задавать вопросы. Многогранная схема описывается. В этом наша задача разобраться в простейших вещах. В нашу задачу не входит разобраться в сложнейших вещах. Это дело великих мудрецов. Разбираться в сложнейших вещах, тонкостях. Таким людям их Учитель говорит, твоя задача писать философские книги. Брось все, пиши философские книги. Если нам пока это не сказали, лучше пока задавать свои простые вопросы о сегодняшней жизни.

00:36:46 Не входит в нашу задачу в сложнейших вещах разбираться, это удел избранных, их лучше читать. Я встречаю такие книги, что через 3 страницы я понимаю, что не надо мне эту книгу читать. Она слишком умная для меня. Встречали такие книги? Слишком умная, не нужно читать слишком умные книги, они не для нашего сознания. Для нашего сознания простейшие вещи нужны. Вот, например, «Бхагавад-Гита» для нашего сознания. Любому человеку подходит «Бхагавад-Гита». Вот она специально для нас. «Шримад Бхагаватам» вот, пожалуйста. Вполне достаточно разобраться, понять. Простейшие очень, Нектар преданности. Они уже представлены, не обязательно лезть в саму глубь. Если мы залезем в сложности, мы увидим много противоречий. В сложностях всегда противоречия и это будет разрушать нашу подозрительную Веру, нашу слабую стойкость. Будет питать наши сомнения.

00:37:51 Ведь кто-то из них ошибается. А оба великие Учителя. А кто-то же из них ошибается. Как же так-то. Учителя такие великие, а говорят то по-разному. Разве могут великие Учителя говорить по-разному? Истина может быть только одна. Истина то одна, но для всех она по-разному открывается. Одну и ту же «Бхагавад-Гиту» можно прочитать сейчас всем, каждый прочитает стих и каждый попробует его объяснить. Сегодняшний стих. Каждый сейчас выскажется, каждому дам по 3 минуты, каждый коротко выскажется и увидите. Одна и та же истина, но открывается по-разному. А великим душам особенно по-разному открывается. И в этом красота.

00:38:52 В этом и новизна. Истина как вечно новое переводится. Еще есть другое слово [ивонова], тоже как вечно новое. Вечно новая, постоянно обновляющаяся, т.е. каждый раз, когда бы мы не смотрели на истину, она немножко другая. Она всегда чуть-чуть лучше. Это очень трудно понять. Она идеальная, но все время чуть-чуть лучше. Но в этом и парадокс духовной реальности. Духовная реальность вечная, она все время увеличивается, она все время в тысячи раз лучше. А здесь все время меньше всего, оно все время ухудшается. И все уже давно старое и все уже давно понятное.

00:40:00 В этом разница. И поэтому духовность так интересна. Можно всю жизнь читать эту книгу и будет интересно. Я готов пожизненно читать «Бхагавад-Гиту». Нам она никогда не наскучит, даю гарантию. Я уже 20 лет читаю «Бхагавад-Гиту». Можете ли назвать какую-то книгу, которую Вы 20 лет подряд читаете? Кроме «Бхагавад-Гиты». Даже самая-самая интересная, даже мы её 10 раз перечитали, 20 раз перечитали, но потом всё равно надоест. Все равно нужен бестселлер. Что-то новенькое. И сейчас писатели веселые, в месяц по книге штампуют. Но посмотрите священные трактаты, человечество их читает постоянно изо дня в день, из жизни в жизнь, из поколения в поколение и не устает.

00:41:02 И не так просто разобраться. И трудно сказать, чем все закончилось. Попробуйте кому-нибудь пересказать «Бхагавад-Гиту». Коротко, краткое содержание, предыдущих серий. Нет, не получится коротко, очень серьезно. Почему? Потому что каждый раз, когда мы будем открывать «Бхагавад-Гиту» она будет нам по-новому представляться. По-новому, потому что это истина. Мы меняемся, по-другому смотрим на истину, и она другой гранью отсвечивает. Можно понять на примере калейдоскопа. Одни и те же кусочки стекла, но каждый раз под другим углом другой рисунок. Так же истина. Тот же самый Бог, тот же самый духовный мир, те же самые личности, по именам известны.

00:42:04 Но каждый раз под новым углом и что-то другое. Представьте, что Вы каждый день заходите в свой супермаркет и там каждый раз абсолютно все новые товары. Каждый день заходите и каждый раз все новое. Даже голова начинает болеть от этой мысли. Даже как-то не хочется. В хитрых супермаркетах товар переставляют с места на место. День перестановки. Чтобы люди приходили и думали, что много нового товара. А его не много нового, весь тот же, просто весь переставлен. Люди думают, что все обновляется, все хорошо. А не обновляется, поставщик один и тот же. Просто переставили местами в день перестановок. Но с истиной не так, каждый раз действительно все по-новому.

00:43:06 Каждый день все по-новому. В этом красотище. Можете поставить эксперимент, каждый день одну и ту же страницу прочитывать. Попробуйте и Вы увидите насколько она по-разному проявляется. Чудо-книжка. Поэтому у нас есть доступ и нужно им воспользоваться. Этот доступ дается только в наше время. В другие времена доступ так просто не давался. Нужно было особое разрешение. Сейчас всеобщий доступ отрыт, пароли сняты, можно заходить и получать Благо, но это Благо может проявиться, если мы научимся правильно задавать вопросы, правильно слышать ответы, начинать действовать в соответствии с полученными знаниями. Поэтому «Бхагавад-Гита» - это уже ответ, это один большой ответ на наши вопросы.

00:44:16 Арджуна специально задавал многие вопросы, чтобы мы получили ответы. Это вовсе не значит, что Арджуна был такой вот туповатый паренек. Это был великий мудрец. Поэтому многие вопросы он задавал специально для нас. Он знал, что потом будут спрашивать и многие вопросы специально для нас задал. А не то, что у него помутилось сознание и он простейшие вещи перестал осознавать. Нет, многое специально для нас, на поколение вперед. Это вот мудрецы. Поэтому такая интересная беседа. Вопросики пожалуйста? как ни страшно это звучит после сегодняшней лекции.
[Из зала] [неразборчиво] А можно задавать вопросы про личный опыт?
[В.О. Рузов] Про личный опыт это некультурным считается. Он может сам рассказать, если захочет. Но некультурно переходить на личность, потому что прошлое и настоящее может достаточно оскорбительно восприниматься. Т.к. мы растем все, и Учитель тоже растет, то кто прошлое помянет, тому …Ну не глаз вон, но это будет оскорбительно. В мире развития о прошлом не принято напоминать. Т.к. личность меняется, личность нужно воспринимать в настоящем.

00:46:07 Если личность что-то хочет рассказать из своего прошлого смешное, она расскажет. Но в прошлом не все было смешно. Не у всех прошлое очень смешное. Если мы начнем наше прошлое вспоминать, не так много смешного. Поэтому лучше в прошлое не уходить, лучше в районе настоящего. Или близкого к настоящему, но не далекого. Это будет более грамотно. Вообще в разговоре даже между простыми людьми не приняты вопросы о прошлом. Это некорректные вопросы. Т.е. нельзя так просто подойти и начать человека расспрашивать. Сколько раз вы были женаты? А сколько у Вас денег? Задается сам вопрос, а ответ будет как ответ. Нельзя на личность переходить – это очень опасно.

00:47:12 Мы говорили о том, что нельзя близко подходить к царю, к огню, женщине и к духовному Учителю. И личностный вопрос – это очень близкий подход. Нужно быть аккуратным, чтобы не обжечься, потому что очень трудно осознать значимость жизни Учителя, очень трудно осознать как все переживалось, как шло развитие, что пришлось пройти, через что пришлось переступить. Только очень близкие люди могут понять глубину того, что происходило. Для этого нужно очень хорошо знать личность. очень интересно, если Вы читали, жизнь Прабхупады.

00:48:12 Есть описание жизни Прабхупады. И можно почитать в этих книгах насколько сложно проходила жизнь, потому что великим людям, даются великие испытания. Нам невеликим может показаться, что это какой-то признак несовершенства. Что как же он мог попасть в такое великое испытание. Это не была глупость, это было великое испытание. Когда Прабхупада приехал в Америку, первый год был очень тяжелым и когда его спросили: «А что было в этот первый год?». Он сказал, что никогда не расскажу, что было в первый год. А в другой раз его спросили: «А расскажите нам о старых добрых временах?». Он сказал: «Это были не старые добрые времена».

00:49:15 Это были очень суровые времена. Поэтому великую личность очень трудно осознать. Мы не сможем так просто узнать, что делал Путин, до того, как он стал известен. Т.е. эти вещи должны быть личностными, поэтому специально пишутся дневники. Поэтому есть дневники, например, Прабхупады, Вы можете почитать. Очень интересные истории, очень интересные ситуации. Мой духовный Учитель пишет дневники, поэтому очень интересно почитать. Реальные сегодняшние дневники, как эти трудности приходят, как их нужно проходить. Т.е. нужно стараться быть аккуратным с личностью, с любой личностью. Нужно стараться личность не задеть. Личность представляет из себя все: прошлое, настоящее и будущее, мнение, опыт, уважение, квалификацию. Личность – это очень большое явление.

00:50:32 Нужно постараться не наступить ни на какую часть этой личности. Еще вопросики?
[Из зала] [неразборчиво] 10 глава, 14 стих. Для меня непонятно что это означает?
[В.О. Рузов] Цепь прерывается время от времени, и приходится пророкам заново приходить и давать это знание. Поэтому когда происходят такие события, то знание дается вновь. А цепь Учителей, которая дается в начале, это Учителя, которые являются коренными. Т.е. это не все Учителя.

00:52:05 Это только звезды, это Ачарьи, а между ними ещё очень много было Учителей. Это основные учителя.
[Из зала] [неразборчиво]
[В.О. Рузов] Парампара не по одной цепи идут. Есть много цепей, какие-то отмирают, какие-то становятся сильными, какие-то ветки уходят, т.е. как дерево. И то, что мы видим здесь – это цепь именно нашей цепи преемственности. Т.е. это яркие личности. Не все перечислены, а всех миллионы. И Арджуна один из этих миллионов, он тоже один из этих великих, а мы читаем цепь нашу. «Бхагавад-Гита» дошла именно по этой цепи. Поэтому Арджуна Учитель для всех.

00:53:08 Он его прослушал, с ним произошла вся эта ситуация и мы его принимаем как одного из Учителей. Он дает нам этот урок. Самый главный урок. А то, что здесь представлено, это немножко другое. Это уже официальный документ, официальная преемственность. С официальными личностями. Личности, который в нашей традиции мы должны знать, и то вряд ли у нас получится очень много узнать о верхней цепи, а больше нас интересуют комментарии последнего плана, те, что произошли в последнее время. В этом есть одна важная тонкость. Как мы говорили, в знании должна быть практичность.

00:54:11 И эта практичность характеризуется тем, что мы изучаем последние комментарии. Поэтому последним из Ачарьев был Шрила Прабхупада. И его комментарии для нас являются самыми важными. мы уже предыдущие комментарии не берем в расчет. Они есть, мы их уважаем, но изучаем мы последние комментарии. В этом идея. Поэтому 32 пункт, разобрались?

00:55:12 История Сампрадая очень интересная, поэтому нужно взять книжечку почитать отдельно. Где очень подробно рассказывается как, кто, откуда, что. В истории нужно отдельно разобраться. Там много разных ситуаций, много разных тонкостей. То, что мы должны знать, это то, что есть 4 Сампрадаи. И тот вариант, который мы изучаем, он называется: Брахма, Матхва, Гаудия, Прабхупада-сампрадая. По именам основных личностей. Еще вопросики, пожалуйста?

00:56:13 [Из зала] [неразборчиво] 2 глава, 11 стих. Я хотела спросить, может ли человек познать природу материи и духа, живя в материальном мире, и того, кто ей управляет?

00:58:05 [В.О. Рузов] В самом конце в комментариях говорится: тот, кто знает об этом является по истине образованным человеком, у него нет причин для скорби, в каком бы состоянии не находилось его материальное тело. Пожалуйста, ответ. Раз речь идет о том, что это возможно, значит, это возможно. Если бы это было невозможно, то зачем бы тогда об этом вообще говорить. Нет, он говорит, что тот, кто знает, тот считается образованным человеком. Самая последняя строчка в комментарии, 108 страница. Поэтому речь идет о том, что нужно стать образованным человеком. Речь идет об этом в комментариях, что каждый должен стать образованным человеком. Смысл человеческой жизни получить образование. А что за образование, вот, пожалуйста. Духовное образование. Образование – это мировоззрение. Поэтому невозможно получить мировоззрение не зная кто такой я, что такое истина и каков путь развития. Все остальное не имеет смысла, все остальное это не образование.

00:59:13 Все остальное – это техническая информация, а образование – это именно мировоззрение. В мире есть всего три вещи: я – Душа, Бог – Сверхдуша, путь к Богу. Если человек это не понимает, к сожалению, он считается не образованным. Потому что это основные категории образования. Объект, субъект и метод постижения. Ничего другого нет. Главное не перепутать кто объект, кто субъект. В основном путаница происходит. Прочитайте, что такое жизнь святых. Насколько это сложно, трудно, сколько испытаний приходится проходить.

01:00:33 Святые живут как пример. Поэтому, чтобы дать значимый пример, приходят много испытаний. Чтобы святой мог показать много хороших примеров. Поэтому не спешите так просто объявлять себя святыми, может прийти много испытаний раньше времени. Лучше не торопиться с этим вопросом.
[Из зала] [неразборчиво]
[В.О. Рузов] На этот вопрос я уже отвечал. Меня спрашивали то ли вчера, то ли позавчера. Все экспансии Господа, в принципе, являются самим Господом.

01:02:15 Просто они проявлены для определённых целей. Это тоже Бог. Это не какая-то урезанная часть Бога, купированная, ноги отрезанные, руки отрезанные. И он такой весь обрезанный сидит в сердце. Нет, нормальный полноценный Бог. Просто это Бог – друг. Там Бог-отец, тут Бог-друг. И он терпит это все как друг. А пойдем со мной на футбол? Я не люблю футбол? Ну ладно, только потому что ты мне друг. Пойдем в помойку сходим? Да не люблю я эту помойку, я сам её делал эту помойку, знаю, что это такое. Ну пойдем? Ну ладно, пойдем, как тебя тут одного бросишь. И он идет за нами. А можно тараканом? Хочу тараканом попробовать, ну ладно пойдем. И в тараканы идет. А комаром можно? Комар живёт только ради одного, чтобы выпить чужую кровь и умереть. Цель жизни комара. Выпить чужую кровь и тут же умереть. В этом же месте. Он живёт ради этого. Это его мечта.

01:03:27 И он идет за ним и в сердце комара идет, друг. Он в полной мере присутствует, как только Вы к нему обращаетесь, это сам Бог, это цель йоги увидеть Бога в сердце. Вся 8-ступенчатая йога к этому идет, чтобы увидеть Бога в сердце, полноценно. Но все они имеют некоторые свои особенности. Как мы сегодня говорили, что этим и интересна абсолютная истина, она многогранна. Поэтому есть Верховная личность Бога, есть экспансия, аватары, всё это отдельная наука. Все расписывается точно, кто, сколько, у кого, что в какой руке. Все тонкости. Если мы возьмем «Шримад Бхагаватам», тут интересная обложка есть, если Вы посмотрите на все эти рисуночки, то в руках одни и те же предметы. Но эти предметы по-разному держатся в каждых руках. И внизу подпись какой конкретно Бог.

01:04:29 Шри Хари, Шри Анирудха, Шри Тривикрама, Шри Дамодара, Шри Нараяна, Шри Говинда, Шри Кришна. Можете даже изучать. Он появляется по-разному в разных ситуациях. Это очень интересная наука, формы Бога.

01:05:35 Отдельная наука, это ближе к «Шримад Бхагаватам», там подробно рассказывается. Поэтому в процессе изучения «Шримад Бхагаватам» много всего интересного будет рассказано. Все экспансии господа описываются в первой песне 2 глава, все экспансии Господа, все тонкости рассказываются. Но наша задача, в принципе, не Бога найти. Наша задача найти духовного Учителя. Потому что он уже Бога нашел. Поэтому тогда когда мы находим того, кто нашел Бога. В принципе, наша задача решена. Как говорится в народе: язык до Киева доведет. Главное, найти того, кто знает. Так же парампара, цепь учителей – это тот самый язык, который не до Киева, а до духовного мира доводит.

01:06:38 Если мы находим того, кто знает. Все, проблема решена. Мы выходим из метро, спрашиваем, где владение 39. Для Москвы это долгий поиск. Но если Вы выходите и видите какое-то лицо, подозрительно улыбающееся, а люди, которые занимаются духовной практикой почему-то улыбаются. Если Вы посмотрите на улице, когда я иду и вижу сотни людей, никто не улыбается. Все очень грустные идут домой. Но если Вы видите улыбающееся лицо – точно оттуда. Можете его остановить и спросить: «Где Храм на Динамо?». Он даже не знает, что это владение 39, я вот не знаю, например, пальцем показал. Он даже сам не знает как это называется, он просто пальцем показал.

01:07:49 И он может даже и не отсюда, он может быть из какого-нибудь Сыктывкара приехал. Просто мимо проходил. Он знает, пальцем показал. Также и Гуру. Гуру может быть из Индии, из Америки, из Франции, из Англии, откуда угодно, просто он знает где Бог. А мы не знаем. Поэтому мы принимаем Учителя, а он знает где Бог. И у него можно робко спросить: «Извините, а где Бог?». И услышите ответ. Пример Арджуны. Арджуна принял Кришну как своего Учителя. И спросил его: «Где Бог?». Он сказал: «Я Бог». Проблема решена. Если бы он у кого-то другого спросил, могли быть проблемы.

01:08:47 Тут все понятно. Просто предайся мне. Я твой Бог. И все твои проблемы будут решены и избавлю тебя от всего греха. И до сих пор эта схема работает. Поэтому мы идем за Арджуной. Он знает где Бог. Учителя знают, что им сказал Арджуна. И мы тоже сможем другим рассказать. Очень простая схема – парампара – последовательность Учителей, все знают где это. Поэтому не важно что ты знаешь в этом мире, важно кого ты знаешь в этом мире. Можно быть умником, мозги могут кипеть, а вот если ты знаешь хотя одного святого и у тебя есть возможность назадавать ему вопросы, проблема жизни решена. Это у нас сейчас доступ в сотни книг, тысячи вариантов, миллиард дисков, всё, что хотите.

01:09:55 А начинали мы: у меня была две книжки, одна кассета. Была вторая песня Бхагаватам и [Упанишад], и была одна кассета лекция «Путешествие по Амазонке». Больше ничего не было. И одна фотография Гуру на весь дальний Восток. Даже не верится. Эту кассету мы качественно всю переслушали, эту книжку мы тысячу раз перечитали, ничего не поняли, но видите счастливые и довольные, потому что нашли Учителя. И все нормально, все живы и здоровы. Может быть не все, но живы. Разобрались? Хорошо. Большое спасибо.

транскрибирование: Анна Жмаева | Челябинск | Россия | 23 October 2012