Горящее послание

17 April 2020
тренинг для начинающих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:35:57 | качество: mp3 64kB/s 43 Mb | прослушано: 297 | скачано: 256 | избрано: 16
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:01:10 Харе Кришна, дорогие вайшнавы, находящиеся на другом конце света. Я очень рад Вас приветствовать сегодня. И мы начнем с Вами цикл лекций, семинар, который, наверное, займет какое-то время у нас с вами. Как минимум 11-12 лекций у нас будет, посвященные изучению Даши-мулы-шикшы Бхактивинода Тхакура. И вчера, так уж случилось, что, было два подтверждения свыше, что это надо делать.

00:02:02 Я до какой-то степени сомневался вначале, нужно- не нужно говорить обо всем этом. И вчера, с одной стороны, я поделюсь с вами, у нас была встреча с Чайтанья Чандра Чаран Прабху, Садху Махарадж, Кешава Махарадж, Сагар махарадж, Васушрештха прабху и я. Мы обсуждали, что ты в процессе беседы, очень важный момент всплыл о том, что преданные утратили, некий энтузиазм, они не знают, собственно, чего они несут миру.

00:02:49 Мы говорили об этой сложной ситуации, которая сложилась в мире и, одновременно с этим о плачевном состоянии общества преданных, как общества, потому что у нас нет горящего послания людям. Мы, в принципе, у нас хорошая маленькая секточка, мы любим друг друга, у нас там есть много разных замечательных вещей, мы ездим на Гуру Пурниму в Индию, и мы любим друг друга, у нас Бхакти-врикши есть. А, собственно, что мы несем, то есть, какого-то этого горящего послания нет. И, я думал, действительно, что-то потерялось у нас.

00:03:39 И, одновременно, с этим, вернее чуть позже, вечером, мне позвонила одна женщина. Она сама мусульманка. Она из очень культурной воспитанной мусульманской семьи. Более того, эта семья ведет свои корни от самого пророка Мухаммеда. То есть, она в каком-то там поколении потомок не кого-иного, как пророка Мухаммеда. И, она стала мне говорить: «Люди, надо что-то делать, надо что-то делать» - это она мне говорит: «Надо что-то делать, люди умирают, люди и при этом они не знают о том, что Бог – личность»

00:04:25 Она стала рассказывать мне о том, как она на операционном столе хирургу своему проповедовала. Она говорит: «Мне наркоза никакого не нужно было, я в полном экстазе говорила ему о том, что Бог – личность. И он потом пришел ко мне после операции меня благодарил». Говорит, он одну операцию сделал, я ему не смогла во время первой операции попроповедовать, так у меня тромб на второй ноге появился, чтобы я могла, имела возможность ему про то, что Бог – личность сказать.

00:05:07 То есть, эти два подтверждения пришли и то, что это подтверждение, второе подтверждение оно ещё более яркое что-ли, потому что человек, она преданная, на самом деле, она общается с преданными, любит, повторяет мантру, но при этом она из мусульманской среды и она говорит: «Вот мы должны нести людям, люди же не знают о том, что Бог – личность».

00:05:39 И поэтому у нас будет с Вами курс о том, как, собственно, понять, что Бог – личность, как не спуститься в какие-то сектантские представления об этом. Потому что опять же в процессе этой нашей беседы с лидерами российского ИССКОН, проповедниками, имеющими очень большой вес в российском ИССКОН всплыла такая вещь, что в сущности... ( что-то у меня вылетело из головы, что, именно, я хотел сказать, ну ладно, не важно). Ну да, мы говорили о том, что послание, которое у нас есть и которое мы несем, оно очень часто «Приходите в нашу секту!».

00:06:38 Если так вот называть эти вещи своими именами. У нас появилось, с одной стороны, какое-то смущение перед другими людьми. Ну да, там есть много разных каких-то сект, да. Что хотел сказать, что Гопал Кришну Махарадж, он выступил в процессе этой пандемии с посланием: «Давайте поставим Бога в центр и, таким образом, объединимся.» Но, к сожаленью, если мы будем говорить, давайте поставим Бога в центр, то все спросят, «а какого Бога?»

00:07:18 Потому что опять же у людей есть очень большая запрограммированность на то, что, особенно, когда речь идет о личности Бога, то, что речь идет о каких-то сектантских Богах, о каких-то сектантских представлениях. И у нас, к сожаленью, что мы утратили, мы утратили, в том числе, помимо каких-то других вещей, мы утратили это ощущение того, что ученье Господа Чайтаньи абсолютно универсально. Что, несмотря на то, что мы говорим о личности Бога, о совершенно конкретной форме Бога Кришне, мы, тем не менее, говорим о каких-то совершенно фундаментальных универсальных принципах.

00:08:06 И эти универсальные принципы, у нас должна быть уверенность в том, что любой здравомыслящий человек, послушав нас, поймет, что речь не идет об очередной секте, в которую его хотят затащить. Речь идет о науке. Именно, на этом основании Шрила Прабхупада построил всю свою проповедь. У него была эта глубокая убежденность. Есть универсальная наука с универсальными принципами. И, если мы знаем эту науку, мы будем достаточно смелыми, чтобы независимо от того, кто находится перед нами ученые, нобелевские лауреаты или какой-то дворник, или ещё кто-то, сказать ему: «Сейчас мы скажем тебе нечто в высшей степени важное».

00:08:55 Бхактивинода Тхакур начинает свой комментарий к «Даша-мула-шикша» с очень важного утверждения в этом смысле. Он говорит, что, он задается вопросом, почему есть так много разных религий или дхарм? Если религия - это природа души, дхарма души. Мы знаем, что Шрила Прабхупада переводит слово дхарма, как некий неотъемлемый атрибут, неотъемлемое свойство или качество души. Если религия есть дхарма души или природа души, то почему так много разных дхарм? Почему так много религий? Мусульманство, христианство, кришнаизм, чего только нет, индуизм, иудаизм, индейская религия или какая-нибудь там, буддизм.

00:09:47 Я помню эпизод, который я несколько раз рассказывал, когда я был в Нью-Йорке, в 2000 году и был саммит религиозных лидеров, организованный организацией Объединенных Наций и съехались разные представители разных религий туда и в первый день где-то там в коридорах этого здания ко мне подбежал японский журналист и спросил: «А чего вы ожидаете от этого Саммита?» Я был немножко поставлен в тупик, потому что я ничего особенного не ожидал, но, в конце концов, я нашелся что сказать. Я сказал, что, ну, я ожидаю, что люди поймут, что Бог один, хотя обращаются к нему по- разному. И тогда этот японец округлил глаза и сказал: «Мы буддисты. Мы вообще считаем, что Бога нет»

00:10:47 То есть, даже на этом уровне, у людей нет единства, хотя все говорят о том, что они проповедуют дхарму души или природу души. Хотя буддисты они не верят в то, что и душа то есть... Так вот Бхактивинод Тхакур задает этот вопрос очень важный, почему, если у души есть природа, эта природа должна быть единая, почему так много дхарм? И, он отвечает на этот вопрос также очень важный, потому что душа, попавшая в этот материальный мир обусловилась. И, в этом обусловленном состоянии у нее возникает много разных искаженных или, ну, скажем так, до какой-то степени, преломленных в её обусловленности представлении о том, в чем заключается религия или природа души.

00:11:42 Но, говорит Бхактивинод Тхакур очень смело, есть чистая дхарма или чистая природа души. И, у нас должна быть способность, мы должны обладать этой способностью доказать любому, что речь идет об этой чистой природе души. Что, Чайтанья Махапрабху не учил очередной обусловленной дхарме, которая присуща людям в каком-то определенном историческом контексте где-то в стране. Именно, на основании этого, движение Чайтаньи Махапрабху распространилось. Но, при этом, сейчас мы видим, что оно застопорилось и что в большую часть наших храмов на Западе приходят в основном, индусы, ну, в лучшем случае, русские, русскоговорящие люди и индусы.

00:12:37 Так. То есть, опять же люди с определенным менталитетом. До какой-то степени мы утратили это послание и эту способность, даже, не столько само послание, послание тоже, но ещё и способность доказывать другим людям, что речь не идет об очередной какой-то обусловленной сектантской дхарме. И, разные люди пытаются разные преданные пытаются каким-то образом найти решение этой проблемы. Например, Хридайананда Махарадж проповедует Krishna - Deus. Это его понимание того, что необходимо для того, чтобы вернуть нашему посланию универсальный характер. Но, на мой взгляд, решение, которое он предлагает, оно может быть не совсем универсальное, само по себе.

00:13:36 По-настоящему, не важно, как я выгляжу, если, как бы я ни выглядел, какие бы одежды не носил, чтобы ни было у меня на носу и на лбу, если я смогу сказать человеку что-то, что он услышит, то все эти вещи перестанут быть для него важными, особенно, на Западе. На Западе люди вообще не обращают внимание на все эти внешние условности, Запад абсолютно раскрепощенный. Поэтому, ну это немножко странно. Если мы хотим действительно восстановить это, то начинать нужно с ученья Господа Чайтаньи.

00:14:17 И «Даша-мула-шикша» Бхактивинода Тхакура она систематически и очень логически объясняет универсальную природу Господа Чайтаньи и доказывает, что ученье Господа Чайтаньи есть настоящая Джайва дхарма, то есть, природа души. И что, когда душа чистая, она будет проявлять эту природу, независимо от того, в какой стране она родилась и в какой обусловленной культуре она воспитывалась. И, в этом, собственно, суть того, что мы хотим донести до людей.

00:14:55 Мы хотим донести до людей то, что, когда мы освободимся от каких-то своих предрассудков. А что такое обусловленность? Обусловленность – это сумма предрассудков, которые есть у нас. Предрассудков, совершенно не осознанных до рассудочных подсознательных программ, которые в нас вставляют. Так вот, когда душа освобождается от всех предрассудков, то есть, от всех подсознательных программ, то она любит Кришну. И она понимает, что Бог – Кришна. Бог – абсолютно всепривлекающая личность.

00:15:38 Но, даже нам на нашем уровне, какой-то обусловленности и наличия определенного количества предрассудков, тем не менее, важно обладать чистой концепцией, чистым пониманием, потому что, чем скорее мы обретем это чистое понимание, тем скорее мы избавимся от предрассудочных представлений, от дорассудочных подсознательных представлений. Как преданные сражаются с анартхами. Анартха нивритти – все говорят, такой ужасный совершенно период, когда нужно избавляться от этих анартх. На самом деле, от них очень легко избавится. Потому что, что такое анартхи? Анартхи – это есть предрассудки. Это есть подсознательные или дорассудочные программы, в которых мы не отдаем себе отчета.

00:16:32 И, чтобы избавиться от них, нужно довести их до своего сознания и выключить, таким образом, перестать их подпитывать. Каким образом мы можем перевести их в это сознательное состояние, осветив все эти темные подвалы нашего подсознания с помощью света истинного знания, которое дает Шри Чайтанья Махапрабху, которое принес нам Шрила Прабхупада и которое сформулировал очень четко и логически Бхактивинод Тхакур.

00:17:08 Я, когда думал об этом положении, с которого Бхактивинод Тхакур начинает своё объяснение в «Даша-мула-шикша» о том, что есть много обусловленных религий и только одна необусловленная религия, мне, естественным образом, вспомнились слова Льва Толстого, который начинает роман «Анна Каренина» с того, что все счастливые семьи счастливы одинаково, все несчастные – несчастливы по-своему. Точно также люди, у них появляются свои представления о том, что нужно делать, какова цель всех усилий, просто потому что они несчастны. Просто, потому что они обусловлены.

00:17:54 Но, когда этот гипноз обусловленности спадает, то тогда все становится очень ясно и, собственно, ученье Господа Чайтаньи – это тот самый фонарик, который освещает непроглядную тьму нашего сознания. Поэтому, преданные сейчас чем только не увлекаются, они пытаются, как бы возместить этот недостаток веры в ученье Господа Чайтаньи за счет того, что они изучают психологию и говорят, что, ну вот Сознание Кришны не работает. Сознание Кришны работает. Беда в том, что у нас нет этого Сознания Кришны. Когда Сознание Кришны есть, то оно работает. И это самая высшая форма психологии, потому что, с точки зрения Сознания Кришны, можно понять всё остальное. Можно понять все движения души человека.Можно понять все проявления, разнообразные проявления сознания здесь в этом мире и увидеть всё это очень ясно.

00:19:03 И, поэтому в сегодняшней вводной лекции, которая посвящена, именно, обоснованию необходимости изучения, мне хотелось прочитать также очень важный стих из Чайтаньи Чаритамриты. Это 117 стих из 2-й главы Ади-Лилы Чайтаньи Чаритамриты и комментарий Шрилы Прабхупады к нему, где, собственно, Кришна Дас Кавирадж Госвами Прабху подчеркивает этот момент.

00:19:32 সিদ্ধান্ত বলিয়া চিত্তে না কর অলস ।
ইহা হইতে কৃষ্ণে লাগে সুদৃঢ় মানস ॥ ১১৭ ॥

siddhānta baliyā citte nā kara alasa
ihā ha-ite kṛṣṇe lāge sudṛḍha mānasa

Перевод: Искренний ученик не сочтет подобные обсуждения сиддханты пустыми препирательствами и не обойдет их вниманием, ибо они укрепляют ум. Благодаря им в уме развивается привязанность к Шри Кришне.

00:19:39 сиддха̄нта балийа̄ читте на̄ кара аласа - Человек не должен ни в коем случае лениться, для того чтобы свою Читту, своё сознание, с помощью читты (сознания) изучать сиддханту. Различные тонкие моменты или тонкости сиддханты, сиддха̄нта балийа̄ читте на̄ кара аласа не в коем случае нельзя проявлять этот алас, потому что алас или лень это проявление тама-гуны. Очень часто Бхактивинод Тхакур в предисловии к шикше говорит, что у людей сейчас возникла некая привычка. Они как следуют едят, набивают живот, а потом открывают какую-то книгу и засыпают с этой книгой.

00:20:31 И он говорит, что Даша-мула-шикша не должна служить таким снотворным для хорошего крепкого послеобеденного сна. Надо попытаться со всей искренностью приложить к этому своё сознание к изучению этой сиддханты, потому что плод этого очень важный. иха̄ ха-ите кр̣шн̣е ла̄ге судр̣д̣ха ма̄наса - Тот человек, который делает это, то его ум судр̣д̣ха ма̄наса сосредотачивается на Кришне. иха̄ ха-ите кр̣шн̣е ла̄ге судр̣д̣ха ма̄наса Его ум не отклоняется от Кришны. Что греха таить, наш ум, даже когда мы повторяем имена Кришны, отклоняется много-много раз. Этот рассеянный ум – несчастный ум.

Оружие массового рассиевания ума

00:21:28 Я читал одно исследование, где ученые спрашивали людей, делали опрос людей, думают ли они о том, что они сейчас делают и парадоксальный результат оказался, что в подавляющем большинстве люди, в уме пребывают где-то еще. Это, к сожаленью, в равной степени справедливо и для преданных. Они занимаются чем-то одним, даже самым важным, повторяют мантру, а ум их где-то еще. Ум их блуждает в поисках какого счастья здесь. Но ученые при этом очень четко доказывают, когда ум не способен к концентрации, когда ум рассеивается.

00:22:17 А сейчас, когда у нас есть постоянно рассеивающие гаджеты, все эти социальные сети, интернет, всё остальное, наш ум постоянно рассеивается. Люди просыпаются, первым делом они лезут в свои мессенджеры, в свои социальные сети и в телефоны, таким образом, портят весь свой день. Ум постоянно рассеивается. Как говорит, Шрила Радханатх Махарадж сейчас есть weapon of mass distraction - оружие массового рассеивания ума. Оно ещё опаснее, чем оружие массового уничтожения. Потому что реально наш ум уничтожен и рассеян.

00:23:10 Так вот, здесь Кришна Дас Кавирадж Госвами говорит иха̄ ха-ите кр̣шн̣е ла̄ге судр̣д̣ха ма̄наса - если человек будет изучать сиддханту, то результатом этого будет то, что его ум судр̣д̣ха ма̄наса ум станет очень концентрированным и, значит, счастливым.

00:23:33 В психологии есть понятие потока1, который изучал знаменитый современный психолог Чиксентмихайи. И он говорит, что, когда человек входит в этот поток, то есть, в это сосредоточенное состояние сознания тем или иным способом, только тогда человек абсолютно счастлив. И, разные люди с помощью разных средств пытаются достичь этого. Кто-то лезет на горы, занимается какими-то экстремальными видами спорта, только для одной этой цели.

00:24:10 Только для того, чтобы войти в поток. Только для того, чтобы испытать это полностью сосредоточенное и счастливое, абсолютно счастливое состояние сознания. Так вот, у нас с вами эта возможность. Кришна Дас Кавирадж Госвами объясняет, как это сделать. Для этого не нужно лазить на стены, лазить на небоскребы, заниматься каким-то экстримом. Ничего не нужно, можно сидеть на карантине у себя дома. Но, при этом [непонятно] не лениться, прилагая свой ум или своё сознание Кришне и постепенно- постепенно ум сгуститься.

00:24:56 Изучение книг Шрилы Прабхупады, изучение сиддханты, в отличии от рассеивающих влияние социальных сетей и интернета и практика сознания Кришны, приводит к тому, что ум постепенно сгущается. Тогда как все современные практики ослабляют ум, делают все более и более разреженным, и неспокойным, непостоянным. Мне хочется прочитать очень важный комментарий Шрилы Прабхупады к этому стиху. Искренний ученик – это его перевод. Искренний ученик не сочтет подобное обсуждение сиддханты пустыми препирательствами и не обойдет их вниманием, ибо они укрепляют ум. Благодаря им в уме развивается привязанность к Шри Кришне.

00:25:48 То есть, они делают ум сильным. И не нужно бояться каких-то тонкостей сиддханты или даже каких-то противоречивых моментов, потому что очень часто мы боимся этого. И вместо этого начинаем сориться по каким-то пустякам, потому что у нас нет ясного понимания сиддханты. Например, трагический пример, это, ну, по сути дела, раскол в современном ИССКОН по поводу того, может ли женщина быть гуру или нет. Абсолютно абсурдный с точки зрения сиддханты повод для раскола. Потому что с точки зрения сиддханты никаких проблем нет. Любой человек, который знает Чайтанья Шикшу, он скажет, что вообще никаких проблем нет.

00:26:38 Но, эта проблема становится очень большой. Тогда когда сиддханты у людей нет, когда люди не понимают элементарных принципов сиддханты и тонкостей сиддханты, в том числе. Поэтому мы будем говорить о фундаментальных принципах сиддханты, но также о тонкостях сиддханты, чтобы каждый преданный, разбуди его ночью после глубокого сна и спроси у него, в чем ученье Чайтаньи Махапрабху, он смог бы сказать: «Вот это то, чему учит Шри Чайтанья Махапрабху».

00:27:16 И ещё одну предварительную вещь, прежде чем я прочитаю комментарий Шрилы Прабхупады к этому. Мне в своё время довелось читать блог некой бывшей кришнаитки, которая с огромным остервенением сейчас ругает кришнаитов на чем свет стоит и весь её блог посвящен изливанию этого яда. А, так или иначе, чем-то её обидели, по какой-то причине она сделала миссией своей жизни опровержение кришнаизму, сознанию Кришне, ИССКОН. Делает она это не без изощренности, человек очень образованный, знающий, но она делает это со вкусом, скажем так. У нее есть своя миссия.

00:28:05 И, одна из первых претензий, которую она предъявляет к кришнаитам, это то, что кришнаиты, она говорит, спросите у любого кришнаита на улице, в чем их философия и вы получите, сколько кришнаитов спросите- столько разных ответов получите. О чем вам только не будут говорить. Вам будут говорить об употреблении имбиря, о важности и будут говорить о том, что гуна благости и будут говорить о трех гунах природы и будут говорить о лилах Кришны, ещё о чем-то будут говорить. И, это совершенно справедливое обвинение, потому что у людей возникает каша. Наша философия слишком богатая и мы много всего слушаем.

00:28:57 Мы знаем, что это первый принцип преданного служения и первый метод преданного служения слушать и мы, что только не слушаем. И это хорошо, но так как у нас нет структуры, в результате этого, наш ум рассеивается. Как один преданный недавно ко мне подошел и говорит, что, у меня перегруз информационный, я много всего слушаю и у меня только все хуже становится в голове каша возникает. Почему? Потому что у нас нет по выражению меткому Ватсалы Прабху: у нас нет шкафа. Если в комнате не будет шкафа, то все вещи будут разбросаны повсюду и будет хаос, беспорядок. Но, если у нас есть шкаф, в это шкаф мы можем все положить и все придет в порядок.

00:28:49 Так вот сиддханта, которую мы с вами будем изучать, она предназначена для того, чтобы создать этот шкаф, чтобы любую новую вещь, которую мы услышали, мы смогли бы положить туда на полочку. Мы знаем, в шкаф кладутся какие-то нужные вещи, в шкаф кладутся вещи, которые сейчас не нужны, но могут понадобится в будущем. Точно также мы часто слышим какие-то вещи на вырост, мы слышим о каких-то возвышенных лилах Кришны и при этом мы не готовы ещё это реализовать. Иногда, преданные пугаются, потому что они реально боятся, примеряют на себя то состояние, в которое они должны прийти. Мне периодически приходится иметь дело с этим кризисом веры у людей, и когда они говорят: «Я не способен к этому еще».

00:30:50 А опять же, почему? Потому что шкафа нет. Какой-нибудь возвышенный проповедник, который живёт очень высокими принципами, идеалами, приходит и говорит, что вот это надо делать, вот сейчас нужно от всего отречься, прямо сейчас, пока не поздно, пока не померли. И, человек, с одной стороны, загорается, потому что ему убедительно это доказали, с другой стороны, он пугается, потому что он понимает, что он ещё не может сделать. Но, если у человека будет ясное представление о том, собственно, куда он идет, то он поймет, что сейчас это для меня ещё на вырост. Это нужно положить на какую-то верхнюю полочку шкафа и когда я вырасту, то тогда я возьму эту важную вещь, которую мне дали, с этой полки. А сейчас я здесь нахожусь, я пользуюсь этими вещами, которые каждый день мне нужны сейчас.

00:31:52 То есть, все это, ещё раз, обоснование необходимости того, чтобы у нас была ясная сиддханта. И, давайте с вами послушаем, как Шрила Прабхупада комментирует этот стих, очень важным образом. Среди изучающих духовную науку есть немало тех, кто даже, прочитав Бхагавадгиту, продолжает по ошибке считать Кришну прост исторической фигурой. Это ни в коем случае не следует делать. Очень важно обрести истинное понимание природы Кришны. Шрила Прабхупада комментирует этот момент. [непонятно] Шрила Прабхупада комментирует этот момент, потому что, для людей Кришна, все-равно, остается некой относительной фигурой. Почему Кришна? Почему Кришна Бог?

00:32:48 У нас должно быть это ясное понимание. Если человек ленится и не спешит получить знание о Кришне на основе сиддханты, он неизбежно, неизбежно станет жертвой ложных представлений о религии преданности, как это случается с теми, кто провозглашает себя возвышенными преданными Господа и подражает духовными эмоциям освобожденных душ. Непосвященного человека побуждают ступить на путь преданного служения, прежде всего, логика и аргументы. Однако, ясное представление о Кришне, он получит лишь тогда, когда обратится к богооткровенным писаниям, истинным преданным и духовному учителю.

00:33:37 Очень важный момент, чтоб непосвященному человеку мы могли объяснить сознание Кришны, что такое сознание Кришны, его побудят вступить на путь преданного служения логика и аргументы, прежде всего. Но, при этом, очень важно, чтобы он понял откуда ему нужно черпать эту логику и аргументы: из богооткровенных писаний, истинных преданных и духовного учителя. Только получая знания из таких надежных источников, можно развить преданность Шри Кришне. Это первый и самый важный из девяти способов преданного служения, рекомендованных в богооткровенных писаниях. [непонятно] Семя преданного служения не прорастет, если его не поливать слушанием и повторением.

00:34:32 Поэтому следует смиренно, внимательно трансцендентным посланием возвышенных духовных источников и пересказывать его ради собственного блага и блага своих слушателей. И тут очень важное, очень важен этот момент, потому что, на самом деле, именно, слушание и повторение, а не просто самостоятельное изучение позволяет нам обрести эту структуру. Потому что, слушая, мы приобщаемся к опыту человека, который рассказывает нам. Слушание дает нам больше, чем просто логика и аргументы.

00:35:18 Слушание позволяет нам прикоснуться к этому реальному живому духовному опыту человека. И, поэтому, именно, слушание является главным способом, который потом должно превращаться в повторение, потому что, чтобы закрепить то, что мы услышали, очень важно повторить это другим. Если у вас есть такая возможность, я призываю вас всех попытаться повторить то, что вы сегодня слушаете другим, это даст вам очень много. Описывая чистых преданных, свободных от склонностей к философствованию и корыстной деятельности, Брахма посоветовал слушать тех, кто идет путем преданного служения.

00:36:07 Если бы вы были сейчас моей живой аудиторией, я бы спросил, что имеется ввиду. Но, так как я лишен такой роскоши, я сам скажу, что имеется ввиду. Стих из 10-й песни 14-й главы:

00:36:30 ज्ञाने प्रयासमुदपास्य नमन्त एव
जीवन्ति सन्मुखरितां भवदीयवार्ताम् ।
स्थाने स्थिता: श्रुतिगतां तनुवाङ्‌मनोभि-
र्ये प्रायशोऽजित जितोऽप्यसि तैस्त्रिलोक्याम् ॥ ३ ॥

jñāne prayāsam udapāsya namanta eva
jīvanti san-mukharitāṁ bhavadīya-vārtām
sthāne sthitāḥ śruti-gatāṁ tanu-vāṅ-manobhir
ye prāyaśo ’jita jito ’py asi tais tri-lokyām

(Шримад Бхагаватам 10.14.3)
перевод: «Те, кто, даже продолжая занимать своё место в обществе, не пускаются в умозрительные рассуждения, но телом, умом и речью выражают почтение рассказам о Тебе, всю свою жизнь посвящая этим повествованиям, сошедшим либо с Твоих уст, либо с уст Твоих чистых преданных, без труда покоряют Тебя, хотя никто другой во всех трех мирах не способен победить Тебя.»

00:36:36 Знаменитый стих, который Шри Чайтанья Махапрабху до какой-то степени кладет в основу своего учения. В беседе с Раманандой Рая это первый стих, который он признает, как авторитетный стих, содержащий в себе сиддханту.

00:36:56 И, Шрила Прабхупада говорит здесь, что очень важно слушать о тех, кто идет путем преданного служения и тех, кто выше нас, в этом смысле тех, кто хорошо знает сиддханту. Человек, который идет по стопам освобожденных душ, служит им буквально [непонятно]. Если он, оставаясь на том же самом месте и ачарий, комментируя это утверждение, оставаясь на том же самом месте, говорит, на каком месте нужно оставаться – на том месте, где можно слышать человека, который рассказывает о Кришне.

00:37:43 [непонятно] Это значит, не обязательно менять свой социальный статус и так далее. [непонятно] может означать очень многое, но прежде всего для нас это должно означать, что мы должны находиться там, где у нас есть возможность слушать. И, при этом, каким образом слушать? [непонятно] Мы должны служить этим рассказам о Кришне с помощью нашего тела Тану, с помощью нашей речи, пересказывая их и с помощью нашего ума, слушая и обдумывая то, что мы услышали.

00:38:24 То есть, очень важно закреплять этот процесс слушания через пересказывания это другим. И, поэтому Господь Брахма говорит, что нужно слушать тех, кто идет путем преданного служения и человек, который идет по стопам освобожденных душ, из чьих уст исходят подлинные трансцендентные слова, может достичь высшей ступени преданности и стать Махабхагаватой. То есть, Шрила Прабхупада снова говорит тут об этом факте, о том, что когда мы слушаем, прежде всего, слушаем, конечно же, чистых преданных, махабхагават, то мы вместе с этим получаем их опыт. Опыт не двойственной реальности. Их слова буквально выводят нас из этой двойственной реальности, в которой мы находимся, где мы являемся абсолютным критерием истины.

00:39:18 Это хорошо, это плохо. Почему? Потому что, я так думаю. И переводят нас в другую сферу не двойственной реальности. В этой не двойственной реальности тоже есть хорошо и плохо, но это хороши и плохо исходит от не двойственного источника самого Кришны. В этой не двойственной реальности все подчиняются его мнению о том, что такое хорошо и что такое плохо и, поэтому там нет никаких ссор и споров, проблем. И, когда мы слышим людей, которые доносят до нас послание этой не двойственной реальности, этой Адвайта- Гьяны или не двойственного сознания, то тогда мы получаем возможность соприкоснуться с той же самой реальностью и стать самому махабхагаватой. Это поразительная вещь.

00:40:11 Из наставлений Господа Чайтаньи Махапрабху, который он дал Санатана Госвами мы узнаем, [непонятно] Тот, кто постиг суть выводов богооткровенных писаний и всего себя посвятил служению Господу, поистине способен освободить других их оков материального бытия. [непонятно] Каким образом он становится [непонятно]. У него есть [непонятно] непоколебимая вера и [непонятно] он очень хорошо понимает логику или структуру священных писаний. Шастры юкти – это буквально означает логика священных писаний. Далеко не линейная логика, не обычная логика священных писаний.

00:41:09 Если мы хорошо знаем это, мы сможем освободить другого. Шрила Прабхупада доказательство этому. Он освободил, дал, по крайней мере, поставил на путь освобождения огромное количество людей. Почему? Потому что он [непонятно] он в высшей степени эксперт в том, чтобы объяснять другим эту трансцендентную логику шастр и давать им опыт, помогать им соприкасаться с опытом. Чтобы мы, как можно скорее, достигли успеха на пути преданного служения, Шрилы Рупа Госвами советует нам в Упадишамрите действовать с воодушевлением и тщательно выполнять указанные в богооткровенных писаниях обязанности, которые возложил на нас духовных учитель.

00:42:02 [непонятно] Это те самые обязанности, описанные в богооткровенных писаниях, которые возложил на нас духовный учитель. Эта деятельность принесет нам ещё большее благо, если мы будем следовать по пути освобожденных душ и общаться с чистыми преданными. И, очень важная часть комментария, последний абзац его: есть немало самозванцев, которые выдают себя за возвышенных вайшнавов и продолжают предыдущий ачарьям, но на деле не следуют им. Поэтому, в Шримат-Бхагаватам 2.3.24 осуждает таких лицемеров, называя их, жестокосердными.

00:42:49 [непонятно] буквально [непонятно] У этих людей сердце заключено в железо, в железную броню. [непонятно] таким образом прокомментировал этот стих. [непонятно] Тот, кто льет притворные слезы, но в чьих сердцах не произошла перемена, тех, кто льет притворные слезы, но в чьих сердцах не произошла перемена, следует считать жестокосердными.

00:43:51 Это преданные низшего уровня [непонятно] и их лживые отрепетированные рыдания заслуживают лишь осуждения. Их рыдания, их слезы, их шоу или их показная преданность является всего лишь на всего шоу и, поэтому нужно с пренебрежением относиться к этому ко всему. Ожидаемые перемены в сердце преданного, о которых шла речь, выражается в отказе от всего, что уводит его с пути преданности Господу. Такая перемена абсолютно не возможна без обсуждения ключевых тем, касающихся Кришны и его энергии.

00:44:38 Иначе говоря, человек не сможет никогда по- настоящему утвердится на пути. Он получает некое сентиментальное представление. О, Кришночка, о мой Кришночка. Я помню очень хорошо, одна женщина встала там после лекции. Вот мой Кришночка, он очень любит пиццочку. Вот у меня такой Кришночка дома сидит, которому пиццочка нравится. Это то, каким образом очень часто люди понимают это. Вот Кришна личность, да, Бог – личность, какая личность, вот он у меня тут сидит, он пиццочку любит. Шрила Прабхупада говорит, что это бред какой-то. Иногда, мы превращаем сознание Кришны в цирк, непонятно во что. Именно, из-за того, что мы воспринимаем, мы загораемся этим идеалом очень хорошим идеалом.

00:45:35 Да, сознание Кришны – это круто, это возвышенные эмоции, у нас слезы должны течь. И, мы заводим Божества. И, наши Божества они постоянно у нас воруют прасад там с первого дня нашей преданности. Ну, не будут они торопиться это делать еще, пока у нас не будет настоящей преданности к ним. Поэтому Шрила Прабхупада говорит тут, что такая перемена в сердце абсолютно не возможна, совершенно не возможна без обсуждения ключевых тем, касающихся Кришны и его энергии.

00:46:15 Перемена в сердце [непонятно] не произошла это викара или перемена в железном сердце человека. Шрила Прабхупада говорит, есть только один единственный способ, один единственный способ сделать это – это обсуждать темы, касающихся Кришны и его энергий. Псевдопреданные вольны думать, что трансцендентного уровня можно достичь, проливая слезы и не пытаясь по-настоящему изменить сердце. Однако, искусственные слезы человека, не обладающего подлинно духовным пониманием, не принесут ему никакой пользы.

00:46:59 Одни псевдопреданные толком не знают заключений духовной науки и надеются с помощью притворных слез получить освобождение, другие – не считают нужным читать книги ачарьев прошлого, ибо приравнивают это занятие к изучению сухой философии. Сколько раз я слышал это. Сколько раз я слышал это за свою, уже достаточно долгую жизнь в сознании Кришны. Я помню, как один человек мне с пеной у рта на лекции доказывал, что у нас бхакти- йога, у нас не шравана-йога, потому что у нас бхакти –йога, а бхакти значит, нужно делать что-то со слезами на глазах. Нужно просто проявлять свою преданность. Нужно просто заниматься преданным служением, практическим преданным. Это ещё одно из заблуждений.

00:47:53 Шрила Прабхупада тут говорит об отклонении [непонятно]. Очень часто мы слышим, что, даже преданные говорят, что изучение книг Шрилы Прабхупады – это гьяна. Изучение Шримад-Бхагаватам это гьяна, изучение Бхагават-Гиты это гьяна. Да, это может быть гьяной. Шрила Прабхупада в самом начале говорит, что люди по- разному могут изучать Бхагават-Гиту. Но, если мы слушаем Бхагават-Гиту или священные писания из уст преданного, если мы изучаем эту науку под руководством преданного, то тогда у нас не будет гьяны. Тогда мы поймем, что Бог-личность, мы поймем, что у него есть энергии. И, мы поймем, почему мы повторяем Святое Имя.

00:48:38 До сих пор люди десятками лет повторяют Святое Имя и, они не понимают, каким образом повторение Святого Имени является служением. Как это важная часть нашего служения? Не менее важная, чем какие-то практические аспекты нашего служения. К сожаленью, все эти недоразумения они по-прежнему остаются у нас. Однако, Шрила Джива Госвами, следуя наставлениям предшествующих ачарьев, собрал все заключения писаний в шести трактатах, известных под названием «Шатсандарбхи». Мнимые преданные почти ничего не знают об этих положениях и не горят желанием учиться преданному служению у осознавших себя душ. Поэтому они не могут обрести чистую преданность Господа, не могут обрести чистую преданность Господа.

00:49:28 Невозможно провести этот процесс очищения своей начальной не очень чистой преданности без изучения священных писаний. Невозможно сосредоточиться на пути и принципах преданного служения на практике преданного служения, если мы не будем изучать философию сознания Кришны или сиддханту сознания Кришны. Сиддханта- совершенные заключения. Такие люди сродни имперсоналистам, которые приравнивают преданное служение к обычной кармической деятельности. То есть, в конечном счете, Шрила Прабхупада говорит, что эти люди мало чем, эти псевдопреданные мало чем отличаются от имперсоналистов, потому что они не поняли сути преданного служения.

00:50:20 Преданное служение начинается и продолжается, и кульминирует, достигает своей кульминации, своей высшей точки в результате слушания. В результате общения с преданными и слушания их выводов и размышлений над этими выводами. А поэтому Шрила Джива Госвами написал Сат-сандарбху. И, это действительно очень сложный философский труд, который может быть нам не по плечу. Но, на основании Сат-сандарбхи, Шрила Бхактивинод Тхакур написал Даша –мула – таттву, где он сформулировал все положения Сат-сандарбхи в десяти простых таттвах.

00:51:09 И, размышления над этими таттвами очень сильно поможет нам сосредоточиться на Кришне. [непонятно] И, таким образом, обрести счастье. Мы поймем к кому мы обращаемся, когда мы повторяем Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама Харе Харе. Как этот, тот, к кому мы обращаемся является [непонятно] сварупы олицетворением концентрированной ананды. И, слово Кришна будет вызывать у нас взрыв экстаза, потому что Кришна и есть Ганананда Сварупы его имя неотлично от него самого. Мы поймем это не отличие, этот принцип не отличия Святого Имени от самого Кришны. И не просто поймем, почувствуем не отличие самого Кришны и имени Кришны.

00:52:06 Взаимное не отличие. И, поэтому Шрила Бхактивинод Тхакур сформулировал это. И, я буквально, так наше время уже истекло, и я не хочу слишком долго задерживать ваше внимание, прочитаю этот вводный стих в Шри Даша-мула-таттву, который суммирует все десять мулл или десять корней. Мула буквально значит корень и из этого корня вырастает все остальное. Эти десять корней нужно хорошо знать. Эти десять корней в одном стихе Шрила Бхактивинод Тхакур сосредоточил.

00:52:51 амнайах праха таттвам харим иха парамам сарвашактим расабдхим тад бхиннамшамш ча дживан пракрити-викалитам тад-вимуктамш ча бхавад бхедабхеда пракашам сакалам апи харех садханам шуддха бхактим садхйам тад-притим эвети упадишити джанан гаурачандрах свайам сах эвети упадишити эвети упадишити Слово упадишити- значит дает наставление. Оно стоит в этом стихе в настоящем времени. Свайам гаурачандрах свайам сах. Свайам гаурачандрах Бхактивинод Тхакур подчёркивает это, дает эти наставления джанан- кому? Людям. И, дает эти наставления сейчас. В данный момент – гаурачандрах.

00:53:51 Не пятьсот лет назад, сейчас. Он продолжает давать эти наставления людям. Потому что он пришел не для того, чтобы освободить тех людей, которые были его современниками. Он оставил эти наставления для нас с вами. И, нам с вами нужно очень хорошо понять эти наставления. И эти наставления они очень простые. [непонятно] или шастра- священные писания, откровения утверждают что-то – это первое положение Даша-мула-таттвы объясняет нашу [непонятно] или [непонятно] науку о познании и это отдельная наука, которую также хорошо нужно знать.

00:54:38 Почему мы возражаем против утверждений, против обожествления эмпирической науки и, почему, именно, шастры определенным образом полученные шастры, могут открыть нам полную истину? Нужно знать ответы на эти вопросы очень хорошо и очень четко. И шастры все объясняют [непонятно] Высшая истина, которая объясняется во всех шастрах то, что Бог является личностью, он есть Хари. Высшей истиной является не имперсональный Брахман. [непонятно] Таттвой всех священных писаний является Господь Хари. И этот Господь Хари он сарва шахти. Он сарва шахти ман. Он обладатель всех энергий.

00:55:28 Что это за энергии, которыми обладает Господь? И чем сам Господь отличается от своих энергий? Потому что очень часто мы не понимаем, чем личность отличается от её энергий, то есть от её проявлений во вне? Где Господь как личность, где его энергии? Сарва шахти ман – это третье положение Даша-мула-таттвы и Раса [непонятно]- четвертое положение «Даша-мула- таттвы» в том, что Господь является расой, Господь является блаженством. И, каким образом это блаженство передается и, каким образом мы можем приобщиться к этому блаженству? Почему Господь является блаженством? Что происходит в результате того, что мы вступаем в эти отношения с Господом. Все это нужно очень хорошо знать. И, что это за океан рас, который он себя представляет?

00:56:29 И, дальше [непонятно] Дживы- живые существа являются отделенными частицами Господа, опять же что это значит? Большая часть людей не понимает, какова природа души. Большая часть людей путает душу с телом. И даже мы иногда путаем душу с телом, когда мы говорим моя душа. Не моя душа- я Душа. Но, по привычке мы очень часто говорим моя душа. Имея ввиду мой ум или ещё что-то такое. Очень часто мы путаем душу с телом и умом. Что это за таттва души? И каким образом душа обуславливается? Почему душа обуславливается? Почему низшая энергия обладает властью над высшей энергией Господа, над частицей Господа?

00:57:29 И, каким образом эта обусловленная душа, попавшая под влияние, унизившая себя соприкосновением с материей или привязанностью к материи, может освободится и стать полностью освобожденной душой [непонятно] И, все это, таким образом, все это, все то, что описано энергии Господа, различные энергии- сам Господь, различные существа, обусловленные живые существа, освобожденные живые существа. Каким образом всё это одновременно едино и отлично? Как Господь одновременно един и отличен со своей материальной энергией майей? Каким образом живые существа одновременно едины и отличны с Господом? Каким образом разные живые существа одновременно едины и одновременно с этим отличны друг с другом и так далее?

00:58:26 [непонятно] И, реализовать все эти истины –это семь главных положений сиддханты. Первое положение прамана, семь промей, которые описывают [непонятно] все отношения. И, потом дальше следующее положение Даша-мула-таттвы [непонятно] Шуда-бхакти есть садана или процесс или метод, с помощью которого человек может осознать все это. И [непонятно] или цель человека, прити или любовь к Богу [непонятно] Это десять положений, которым Господь Чайтанья учит сейчас, прямо сейчас, в данный момент.

00:59:19 [непонятно]И этим положением мы, над этим положением мы будем думать с вами. И я надеюсь, что к концу нашего изучения «Даша-мула-таттвы», хотя её невозможно никогда исчерпать до конца. Но, по крайней мере, мы с вами убедимся на опыте в том, что обещает Кришна Дас Кавирадж Госвами нам всем. [непонятно] Наш ум станет гораздо более концентрированным и нам гораздо легче будет думать о Кришне. Мы поймем, что значит думать о Кришне, как думать о Кришне, чтобы доставлять ему радость и каким образом рассказывать о Кришне другим.

00:60:17 Это моё введение. И я хочу спросить если у вас какие-то вопросы. И также сказать, если вопросов нет, это значит, что мы ленимся. Что ум наш пребывает в этом состоянии некоего блаженного, блаженного, предшествующего сну, состояния- когда ум из бета волн начинает генерировать альфа волны и мы слушаем и нам очень хорошо и скоро мы уже заснем. Тем более, что у вас уже поздно, особенно, в Нью-Йорке, так что не удивительно, что вы находитесь в таком состоянии. Но, тем не менее, так как мы занимается сиддхантой, мне все-таки хотелось, чтобы какие-то вопросы появлялись.

00:61:17 Я не знаю появились ли они сейчас. Нет-тогда мы распрощаемся на этом, если есть, то может кто-то озвучит их. [непонятно]. Харе Кришна, дорогой Махарадж. Спасибо большое за замечательное начало этого семинара. Я так понимаю, что мы будем проходить этот семинар в том же режиме? То есть, одна лекция в три недели да? Хорошо. Тогда, преданные, если есть у кого какие вопросы, пожалуйста, тогда пишите в этот чат. [не слышно]

00:61:58 А, пока преданные думают, я позволю воспользоваться возможностью и спросить, задать вам свой вопрос. Я довольно часто привожу одну вашу цитату, которую я, когда-то услышал в одной из вашей лекции, ещё в девяностые годы, когда вы сказали такую фразу, вы сказали, что жизнь слишком коротка, чтобы наслаждаться материальными вещами и слишком длинна, чтобы достичь духовного совершенства. То есть, мой вопрос заключается в том, что, конечно, если бы наш процесс был такой простой, предаться нужно Кришне в любую минуту, вот тебе пилюля цианистого калия, выпивай и повторяй Харе Кришна [не слышно] Ну это так, я грубо говорю [не слышно].

00:62:44 Важно понимать то, что, именно, предание Кришне и культивирование в себе преданного служения это и есть радостный процесс. Это не то, что мы проходим через какие-то страдания, постоянно сталкиваемся с тем, что ты сражаешься со своими анартхами, со своим умом, при этом жизнь проходит мимо, можно, так сказать. Тогда мы попадаем в эту ловушку. Но, каким образом, преданный может все-таки настроить себя на то, что жизнь — это процесс? И даже вот эти маленькие, ну я имею ввиду маленькие, большие, средние трудности, с которыми мы сталкиваемся, это уже есть, это должно приносить нам эту радость?

00:63:32 То есть, как нужно выбрать какое правильное настроение, чтобы несмотря ни на что, понимать, что каждый день [не слышно], которое, к сожаленью, бывает у преданных, когда они теряют энтузиазм и понимают, что [не слышно] я не тяну. - Буквально недавно я разговаривал с преданным, который сказал: «Вот мне сейчас плохо и, я знаю, что будет дальше, будет только хуже». Я, говорит, ну, как- то я не готов к этому. Иногда, проповедники в эту крайность бросаются и начинают говорить, да, вот мы дойдем до этого уровня, анартха нивритти и будет только ещё хуже, потом ещё хуже, потому что на уровне [не слышно] у нас не будет никакого вкуса.

00:64:28 А потом, когда вкус будет – ещё хуже, потому что мы будем понимать, что у нас никакой премы нет, а потом, когда достигнем премы будет ещё хуже, потому что мы все время будем ощущать разлуку с Кришной, проливать слезы. И весь процесс преданного служения превращается так: вначале мы должны хоть немножко начинать плакать, чтобы подготовить себя к тому, что мы будем плакать беспрерывно. Но, надо понимать, что даже эти первые слезы, если они настоящие, то это слезы счастья, не говоря уже, что они появляются на глазах чистого преданного.

00:65:10 И, да [непонятно] Постижение этой дхармы – радостно, потому что это некий живой процесс. [непонятно] Человек может убедиться во всех этих истинах на своем опыте, а что может быть лучше или радостнее, чем убедиться в том, что я не тело. Часто рассказываю эту историю про лекцию с какого-то американского храма, когда две излишние [непонятно] пришли на эту лекцию и слушали её и, лектор говорил: «Вы не это тело, вы не это тело». И, одна, обращаясь к другой сказала: «Ты слышала? Такое облегчение». [непонятно]

00:66:11 То есть, что может быть радостнее, чем узнать о том, что мы не это тело и что, несмотря на то, что тело постоянно стареет, у него появляются какие-то седые волосы, новые морщины. Мы не имеем к этому никакого отношения. И не просто услышать это, а реализовать это. На самом деле, изучение сиддханты заключается в том, чтобы осознать это на опыте. Понять, что я действительно исполнен счастья, что Господь исполнен блаженства, что Господь не просто какой-то ревнивый старик, который хочет всех заставить себе покланяться. Что он, на самом деле, ждет нас. Потому что у нас по-прежнему есть все эти представления о том, что нас ждет гиена огненная, если мы, не дай Бог, будем иногда шоколад есть или ещё что-нибудь такое.

00:67:10 Все эти странные представления, с самого начала Господь Чайтанья учит нас как быть счастливым здесь в этом мире и, как сделать так, чтобы это счастье было абсолютно непрерывным. И, ради этого, он показал на своем примере, как с самого начала в Навадвипе просто, повторяя Святое Имя, в киртане человек может обрести счастье. И как потом он может обрести уже совсем невероятное счастье, когда он будет думать о Кришне в одиночестве и думать о его сокровенных лилах. Поэтому надо очень хорошо понимать, что моя цель счастье. Господь Чайтанья принес нам возможность соприкоснуться с этим счастьем. Просто он объясняет нам как обрести это счастье и на каждом этапе я становлюсь все счастливее и счастливее.

00:68:07 Да, анартха нивритти сложный процесс. Но, это радостный процесс, потому что, когда от меня уходят какие-то анартхи, я понимаю, что я стал свободнее. Он сложный только потому что я абсолютно иррационально без всяких логических оснований держусь за свои анартхи. Но, мне очень легко будет их отпустить, если я буду общаться с преданными. И, каждый раз, когда я буду отпускать какую-то свою привязанность, я буду становится все счастливее и счастливее. Поэтому, сознание Кришны от начала до конца счастливый процесс. Другое дело, что мы запрограммированы на другое счастье. Мы, к сожаленью, сейчас, почему часто люди не могут понять этого положения, потому что они ожидают других проявлений счастья.

00:69:02 Так как мы слишком привыкли отождествлять счастье с возбуждением ума. И, в сознании Кришны мы не чувствуем какого-то возбуждения ума радостного и, думаем, ну что-то нет тут счастья. Нет, нужно научится ценить то счастье, которое приходит. С самого начала, когда мы ощущаем облегчение от груза материальных привязанностей, когда мы просто повторяем мантру и чувствуем внутри спокойствие и умиротворение, ощущение того, что я уже домой пришел, что мне не нужно никуда бежать, не нужно никуда торопиться, я уже тут.

00:69:44 Так как эта история про то, как некая нетерпеливая девушка хиппи пришла к Шриле Прабхупаде и долго смотрела как он проверял бухгалтерские книги и в конце концов не выдержала и воскликнула: «Я пришла, чтоб найти Бога». Шрила Прабхупада сказал: «Успокойся, садись, ты пришла туда, куда надо». Не нужно торопиться, не нужно бежать куда-то. Так и мы иногда не ощущаем этого счастья, оно есть. Мы привыкли думать, что счастье, это морковка, которая перед мордой у осла бежит. И, мы думаем, что счастье – это когда у меня деньги будут. Не будет счастья. Даже, если вы заработаете все деньги этого мира- счастья не будет при этом. Вы будете самым несчастным человеком, потому что у вас не будет никаких надежд на счастье. Все деньги есть, а счастья нет.

00:70:42 А концепция счастья та же самая- я должен быть богатым. Я должен быть ещё каким-то. Счастье не в этом. Надо научиться понимать и ценить то счастье, которое у нас есть. Если мы научимся это делать, мы будем счастливы уже сейчас, не откладывая это на потом. Потому что, действительно, с самого начала, до самого конца с маленькой веры, маленькая вера может сделать человека счастливым. И, когда эта маленькая вера превращается в огромный, искорка веры превращается в огромный пожар премы, то счастье вообще становится невероятным. Так что, не знаю, что ещё сказать. Будет только лучше, хуже не будет. Потому что хуже не куда. Что может быть хуже, чем жить безнадежной материальной жизнью, без всякого смысла и потом умереть?

00:71:42 Так что, хуже не будет. [не слышно] из Торонто хочет задать вам непосредственно вопрос [не слышно] прабху. - Харе Кришна, Махарадж. Спасибо вам большое за вашу лекцию. Очень интересная тема. У меня такой вопрос о парадоксальном явлении. Преданные [не слышно] когда преданная стала критиковать сознание Кришны и [не слышно] такие примеры, когда преданные практиковали много лет и изучили Шрилы Прабхупады очень детально, даже лучше, чем многие преданные основы философии сознания Кришны и вывод какой они сделали, что здесь какая-то, говорит, неправда, то есть какая-то неправда в этих писаниях, то есть [не слышно] кто-то даже написал книгу [не слышно] Есть философские такие [не слышно] аргументы, которые [не слышно] преданного могут сбить с толку. С ними не поспоришь, даже. Почему такое происходит и [не слышно]? Почему нет такой однозначности в этих писаниях, чтобы нельзя было поспорить?

00:73:05 - Хорошо. Спасибо большое. Замечательные вопросы, оба очень хорошие. Спасибо. Ответ на первый вопрос вот какой. У людей есть абсолютно понятное свойство пытаться обвинить других в своих неудачах. И, люди, которые это делают, они, по сути дела, признаются в том, что их постигла некая духовная неудача на этом пути. Они и старались идти по этому пути, нет никаких сомнений, но их постигла неудача и психологически у них появляется потребность найти виноватого в этом. Вместо того, чтобы честно разобраться с самим собой. С самого начала я говорил об этом.

00:73:59 Изучать священные писания надо под руководством духовного учителя, который может поделиться своим опытом. Обычно такие люди, которые действительно хорошо знают священные писания, их немного, но такие люди есть. Они очень сильно полагаются на свой собственный интеллект. Изучают священные писания только с помощью интеллекта, тогда как сами священные писания, та же самая [непонятно] упанишад, последний стих [непонятно] Если человек хочет понять смысл этих писаний, такой человек должен проявлять бхакти по отношению к Деве Богу и к своему духовному учителю.

00:74:57 Почему это важный момент [непонятно] У человека должна быть Пара-Бхакти, то есть чистая бхакти, чистая преданность по отношению к Богу и по отношению к духовному учителю, потому что, когда я делаю это в контексте служения духовному учителю, я не горжусь своей собственной преданностью, я не горжусь своими достижениями, я не оскорбляю других. Человек изучает священные писания, у него есть интеллект. Но, интеллект это одна из самых главных причин гордости человека и, соответственно, самых главных причин оскорбления человека.

00:75:44 Я очень хорошо знаю о ком идет речь, когда вы упомянули о том, что люди даже пишут книги, опровергающие Чайтанья Чаритамриту. Я знаю откуда это все взялось. Люди, которые перешли, так сказать, в этот стан, изначально они не ценили преданных. Они оставались этими самыми [непонятно] когда есть я и есть мой Гуру максимум. Никого другого нет. И, из этих оскорблений рождаются эти книги. Они неправильно практикуют сами преданное служение. Духовный учитель не передает им своего опыта смирения и счастья. Когда у человека есть счастье вместе с этим у него появляется смирение.

00:76:44 Любая гордыня – это признак того, что человек несчастен. Ему нужно как-то получить счастье за счет своего превосходства над другими, за счет демонстрации своего превосходства над другими людьми. И, не получив счастья, они говорят: «Виноград зеленый». Это же совершенно стандартная вещь. Лиса прыгала, прыгала, прыгала, не достала винограда и ушла, говорят, что виноград зеленый, не я не допрыгнула, не я виновата. А это очень легко сделать, это та же самая логика лисы и винограда. Она абсолютно стандартно действует.

00:77:25 Теперь, что касается шастр, ещё лучше вопрос. Спасибо большое за этот второй вопрос. Почему шастры не говорят с определенной определенностью что-то? По очень простой причине. Потому что есть много разных людей в этом мире. И, шастры адресуются к совершенно разным людям. Каждый человек может найти что-то в шастрах и шастра, давая что-то, что нужно данному человеку, одновременно с этим, помогает человеку повысить свой уровень, перейти на следующую ступень.

00:78:07 Шастра обращается к иерархической лестнице людей, находящихся на разных уровнях сознания и, она дает каждому человеку найти что-то. Потому что, если, что случается, например, иудео-христианские религии они дают некий единый стандартный рецепт и пытаются сказать, что все должны следовать одним путем. Что для всех людей есть только один единственный путь и этот путь – вот этот. И все люди должны следовать одним и тем же принципам, верить в одни и те же вещи и только это правильно. К чему это приводит? Это, в конце концов, приводит, с одной стороны, к тому, что разумные люди разочаровываются в этом, разочаровываются в догматизме такого подхода

00:79:02 Потому что, ну они понимают, что, ну, как бы, они не могут к себе это примерить и это слишком жесткие принципы, с одной стороны. А с другой стороны, неразумные люди, приняв это, становятся фанатиками и пытаются навязать это всем. И, если кто-то не исповедует такие представления, то он осужден на веки вечные и будет гореть в аду и его лучше прям сейчас убить. По крайней мере, он очистится и, если его настоящий мусульманин убьет. Так, вот к чему приводит такой подход. Если сказать, что все вот только так и никак иначе. Но, тем не менее, в шастрах есть достаточно аргументов для разумных людей. Разумный человек может понять и разобраться с этим, разобраться какие утверждения шастр, для кого предназначены и, в конце концов, к чему шастры призывают.

00:79:59 Поэтому, проблем нет, но нужно обращаться к разуму. Разумный человек поймет шастру, если он изучает шастру под руководством духовного учителя. Ну вот это два моих ответа на два замечательных вопроса. Спасибо. Есть еще? Или мы заканчиваем? -Есть ещё пару вопросов. -Да, давайте, пару вопросов. - Здесь из Франциско задают вопрос: Харе Кришна, большое спасибо. Что делать, если не чувствуется сострадания к людям? Что такое вообще сострадание к другим? Может я его не так понимаю [непонятно]

00:80:43 Обусловленная живая душа эгоистична по своей природе. Наш ум, наше сознание покрыто материальной энергией, действует таким образом, что своя рубашка ближе к телу. Мы учимся, мы естественным образом понимаем, вот это моё и все моё мне дорого. Все то, что не мое- там, после меня, трава не расти и так далее. Пусть после нас хоть потоп и все остальное. Мы эгоистичны по природе своей. Это природа, это закон, по которому мы построены, потому что наше сознание покрылось толстым слоем материальной энергии, поэтому нам сложно почувствовать страдания других живых существ. Но, по мере того, как мы, и ничего страшного в этом нет.

00:81:39 По мере того, как мы практикуем, постепенно, постепенно, одновременно с этим, у каждого из нас, у каждого человека, у животных этого нет или, по крайней мере, в маленькой степени это есть. Но, у людей эта способность проявлена – это так называемая способность к эмпатии, когда мы развиваем в себе способность чувствовать, что ощущает другой человек. И, собственно, эволюция сознания, эволюция человека заключается в том, чтобы развивать в том числе эту высшую способность нашего разума или нашего сознания.

00:82:19 Эмпатия, способность почувствовать или прийти в резонанс с другим человеком, разделить его боль – это высшая функция сознания. И, по мере развития, она будет сама естественным образом развиваться. Сейчас, если у нас нет сострадания, не нужно пытаться выдавливать его из себя. Нужно просто констатировать это в себе, понимать, что, ну вот это тот этап, на котором я нахожусь. Рано или поздно сострадание придет, потому что мы обретем способность реально чувствовать, что происходит в сердце другого человека. Поэтому, определение вайшнава, первое определение вайшнава, которое дается, это [непонятно], человек, который становится несчастным, когда он видит или слышит о несчастье других людей.

00:83:18 Да, мы ещё не вайшнавы, мы ещё пока только учимся. Но, ничего, мы научимся когда-нибудь, станем настоящими вайшнавами, то есть станем [непонятно] Станем ощущать боль других живых существ. Ничего страшного нет. Но способность такая до какой-то степени у нас есть. Эмпатия – способность сонастроиться с другим человеком. Так что, не надо слишком корить себя. Это постепенно придет. По мере того, как покров материальной энергии будет становиться меньше. Это, в основном, покров тамоса, которого у нас у всех предостаточно в Кали-Югу. Кто может похвастаться тем, что мы свободны от тама-гуны? Так что.

00:84:16 Преданные, давайте, наверное, ещё один вопрос, чтобы. Ну, если нет, то давайте завершим. От Татьяны, я не знаю, откуда вы: Харе Кришна, примите мои поклоны, как бороться с ленью, если она окутывает все сферы жизни, в том числе служение? В скобках [не слышно] служении и так далее. Лень- [непонятно] это опять же проявление тама-гуны. Лень –это проявление тамаса, нашей любимой гуны, которой мы все не чужды.

00:85:12 Русская поговорка оправдывает нас: лень-матушка раньше нас родилась. Так что все в порядке, тама-гуна всегда была и всегда будет в материальном мире. А как бороться с ней? На самом деле, на все вопросы как, есть один стандартный ответ. Если вопрос начинается с как, то ну этот вопрос в конечном счете, ответ на этот вопрос это с помощью, опять же садханы и с помощью общения в данном случае. Именно, общение помогает нам приобщиться к энтузиазму другого человека. Лень и энтузиазм абсолютно не совместимые друг с другом вещи. И, лень уходит, энтузиазм приходит из веры.

00:86:03 Когда у человека появляется вера, как, например, даже в обычных делах у нас может быть лень, когда мы не верим, что мы можем достичь результата того что мы делаем. Когда результат слишком далекий, слишком какой-то непонятный нам и, может быть не очень нужный. Но, если мы очень отчетливо понимаем, что вот, вот ещё немножко нам нужно приложить усилия и мы получим этот результат- лень куда-то уходит. То есть лень – это, в том числе, не очень хорошее понимание цели и того, что мне нужно достичь эту цель. Когда у человека есть цель, то у него нет лени. Лень возникает, когда у человека нет цели и, вместе с этим приходит скука и ощущение того, что, все так.

00:87:04 Поэтому, два ответа на этот вопрос. Один ответ стандартный и есть садхана, но два более конкретных ответа –это общение с людьми, у которых есть сильная вера энтузиазма, она помогает избавиться от цели и, размышления над целью, над соотнесением себя с этой целью, над пониманием важности цели и достижимости этой цели. Если мы поймем, что вот есть цель, она мне нужна, избавиться ну хотя бы на каком-то уровне понимания, избавиться от страданий материальной жизни и, вернуться обратно к Богу. Этого уже достаточно, чтобы избавить нас от лени.

00:88:00 [непонятно] Хочу поблагодарить от всей души за вашу лекцию и за вашу заботу о нас. А вот если вернуться к этой метафоре, которая у вас [непонятно] со шкафом. Вы сказали, что есть одежда, которая нам сегодня по размеру и востребована и мы её носим и, есть или может быть одежда, которую мы можем складывать на определенной полке. Например, если преданное служение – это и шраванам, и киртанам, то есть это и озвучивание и прославляем Всевышнего и как бы проповедовать и говорить и, одновременно, служить.

00:88:41 То, можно ли сказать следующее, что вот эта одежда, которая нам сегодня по размеру, например, она может соответствовать по смыслу [непонятно] настроению, но она все равно, не является как бы той, ну, допустим, описание лил, оно может быть той одеждой, ну, если к метафоре к этой возвращаться, то она может быть той одеждой, которую нужно сложить, допустим. [непонятно] Шримад Бхагаватам или там что-то иное. [непонятно] или при этом может что-то соответствовать сегодняшнему нашему, ну, как бы вкусу и нам нравится это и [не слышно], но более того [не слышно] в форме, не, как бы не связанной непосредственно, может быть, как бы с [непонятно] выраженной в форме вайшнавского гаудио [непонятно] вайшнавизма.

00:89:40 И, правильно ли я понимаю, что ту одежду, которая нужна будет нам в будущем и ту одежду, которая нам сейчас нужна, нам все равно нужно, ну, условно говоря, в этой метафоре, складывать вместе? То есть, нам нужно и слушать, даже если нет вкуса и рассказывать или говорить об этом, следовательно? И, в то же время, говорить о том, что сегодня важно, что может в будущем пригодится, ну, я не знаю там, ну, к примеру, там, панча-таттва, мы недавно тут читали [не слышно] и люди говорят, о это такая мудрость и она, как бы, во многом помогает людям понять какие-то моральные нравственные вещи и они могут приближать человека [не слышно] К примеру, это может быть неудачный пример. Но, все что угодно. Но, в тоже время, все-таки слушать те вещи, которые не принимать в свой шкаф, которые в будущем могут быть востребованы, это тоже нам необходимо. То есть даже не только слушать, но и говорить об этом.

00:90:38 И, это без этого, ничего не будет. Ну, как бы, не будет должным образом перспектива раскрываться. -Да, спасибо большое, [непонятно], спасибо. Харе Кришна, рад видеть. Нужно обязательно и то и другое. Потому что в нашей жизни должна быть динамика, в духовной жизни. С самого начала этот шкаф, хороший шкаф, заключается в том, что мы понимаем, куда нам, в конце концов, нужно прийти, до каких полок мы должны дорасти?

00:91:19 Если, шкаф будет неполным, если нам скажут, вот у вас есть эта полочка и, вот тут на этой полочке есть зубная щетка, есть там пена для бритья и есть там ещё несколько пеленочек каких-нибудь или подгузников и вот живите только этим. Шкаф он обязательно должен нам объяснять, что вот есть определенные этапы и, в конце концов, мы должны иметь эту цель вырасти до предела, потому что очень часто люди сами ставят себе некий предел своего роста. Вот я тут и меня это пока все устраивает. Суворов говорил: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом».

00:92:19 На самом деле, даже, это очень мудрое высказывание, потому что, даже свои обязанности солдата, я не смогу исполнять как следует. Плох тот солдат, если у меня нет понимания того, кем я могу, в конечном счете, стать. Чтобы исполнять свои обязанности, солдата хорошо, я должен понимать, куда эти обязанности, в конце концов, могут меня привести. Поэтому, ну вот эта поговорка, наверное, является хорошим ответом на этот вопрос.

00:92:54 Почему нужно знать о том, что может нам не по размеру и, именно, потому что, мы должны понимать, что рано или поздно, я туда должен вырасти. Тогда, как если я пользуюсь только какими-то вещами, которые мне по размеру и не понимаю куда мне расти, у меня может возникнуть иллюзия того, что все, ну, все и так хорошо у меня. Вот эта иллюзия самоуспокоенности, это очень большой враг любого динамичного процесса. Поэтому, если мы хотим находится в потоке, в процессе, надо знать куда мы придем, даже если может сейчас у нас нет, это может быть не так актуально для нас, но мы должны понимать, что рано или поздно, мы придем туда.

00:93:52 Да, спасибо. И, Панчатантра, хороший пример, очень хороший пример. Панчатантра, действительно, очень мудрая вещь. Но, если мы, опять же сведем свою духовную практику только к изучению Панчататры, мы обманем сами себя. Поэтому, Бхактивинод Тхакур говорит, чтобы идти, надо очень хорошо понимать где я нахожусь. Сейчас твердо опираться на это и, одновременно, с этим всегда чуть свою планку повышать. Как есть несколько таких знаменитых историй про штангистов, которые, у которых были внутри эти ограничения, что вот я могу поднять только это. И, естественно, как только они видели, что вес больше, у них руки срывались- штанга падала.

00:94:52 Тренер знал, что он может поднять больше, поэтому он вложил туда более высокие гири, более тяжелые гири, но сказал ему, что это тот вес, который ты можешь поднять. И, человек с легкостью подошел, поднял этот вес и, тренер говорит: «О, здорово, замечательно. На самом деле, ты поднял там что-то на двадцать килограмм больше» И, в тот же час штанга упала у него их рук. Потому что он не верил в то, что он может эту вещь поднять. Так что человеку нужно всегда, ну, как бы, немножечко на вырост идти, знать, что мне туда надо прийти, я могу туда прийти. То есть, всегда человек должен пытаться практиковать с каким-то определенным напряжением, не слишком большим, но и не слишком маленьким. Спасибо. Все спасибо большое, Харе Кришна.

  1. Пото́к, пото́ковое состоя́ние, пережива́ние пото́ка (англ. flow, лат. influunt), — психическое состояние, в котором человек полностью включён в то, чем он занимается, что характеризуется деятельным сосредоточением, полным вовлечением в процесс деятельности. Концепция потока предложена Михаем Чиксентмихайи в 1975, в неё входят также практические рекомендации для вхождения в потоковое состояние. Потоковое состояние не является уникальным состоянием. Нахождение в потоковом состоянии не ограничивается какой-то одной определённой сферой, процессом. Оно распространяется на все сферы деятельности, в которые вовлечен конкретный человек.
транскрибирование: Альбина Строева | Алчевск | Украина | 28 November 2021