Почему у духовных людей старадают отношения

Веда Радио - 14 August 2020
Как гармонично вести духовную жизнь семьи? Как понять, когда женщине быть тихой, а когда включать роль Воительницы? Как понять, что мужчину уже пора замотивировать? Если ли опросник, чтобы определить свою варну? Может ли женщина поменять цель жизни мужчины? Стоит ли искать то, что нас связывало с человеком? Как идея отречения от материальных желаний сочетается со связью с материальной природой у женщин? Контроль чувств - это женская аскеза? Женщина принимает аскезы из любви?
запись эфира для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:14:08 | качество: mp3 48kB/s 25 Mb | прослушано: 94 | скачано: 96 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Ведущая] Доброго вечера и радостного настроения желаю Вам, дорогие слушатели Веда Радио. Меня зовут Анна и я приветствую Вас на наших прямых эфирах с психологом — консультантом Гуной Манджари. Мы открываем для себя двери в мир счастливых людей и сегодня говорим на довольно острую тему «почему бывают страдания и неудачи во взаимоотношениях духовных людей». Ну и конечно же мы найдём в этой теме позитивный взгляд. Все интересующие Вас вопросы Вы можете, как и всегда, прислать нам в Ватсапе и Вайбере по номеру телефона +79002390963 или оставить на сайте vedaradio.fm. А сейчас я приветствую нашего лектора и передаю ей слово. Здравствуйте, Гуна Манджари.

00:00:50 [Гуна Манджари] Здравствуйте, дорогая Анна. Здравствуйте, дорогие радиослушатели.

00:00:54 [Ведущая] Действительно, так бывает, иногда может так показаться, что раз мы попадаем в общество духовных людей, или в особенности если мы создаём семью с духовно развитым человеком, то это уже какая-то такая гарантия на успех в отношениях и очень большое разочарование приходит когда что-то идёт не так. Спасибо Вам за возможность разобраться в этой теме. Хочется узнать что же Вы нам расскажете.

00:01:20 [Гуна Манджари] Да, эта тема, которую Вы сейчас обрисовали, к сожалению, очень часто встречается среди духовно развивающихся людей, - эта тема разочарований. Эта тема того, что «Ну как же, вот люди идут к духовному, к самому лучшему, к самому светлому. Почему возникают эти проблемы, которые встречаются в этом мире который нас окружает?» Мы попытаемся разобраться в этом вопросе и вместе прийти к какому-то пониманию. И я хочу предварить нашу беседу вопросом, который мы получили в нашей прошлой передаче, и он как раз об этом, этот вопрос.

Как гармонично вести духовную жизнь семьи?

00:02:21 Радиослушательница спрашивает: «Всё чаще в духовном обществе вижу перекосы, когда женщина ударяется в духовную практику и забывает о семье. Из-за этого количество разводов не сильно отличается от обычных людей. В чём причина этого? Хочется отслеживать и в себе эти состояния. И как гармонично вести духовную жизнь, жизнь семьи, а не поднимать семью под духовность?» Вот такой вопрос.

00:02:52 Здесь есть, о чём поговорить, потому что несколько категорий не совсем определены. То есть, духовностью называется то, что человек занимается духовной практикой. На это хочется ответить, что во всём мире огромное количество разводов среди людей, которые не занимаются духовной практикой. Поэтому тут можно понять, что тут не в духовной практике причина. А в нас, в тех, кто занимается этой практикой. Причина в том, что мы не совсем ещё достигли успеха в том, чем мы занимаемся. Для того, чтобы это понять, то есть для того, чтобы быть успешным в духовной практике, нужно понять чем она является и чем она не является.

00:04:08 Потому что в последнее время очень много всего, что приходится слышать и что объясняется как “духовная практика”. Также и эта тема, уже пресловутая, тема «ведическая женщина» - что объясняется под этим определением. Очень много всего, что связано с женственностью тоже - вот такой какой-то микс, что называется, замес из всего со всем. И очень сложно разобраться что есть духовная практика, что есть просто развитие каких-то качеств, какая-то благость, что-то такое смешанное со всем — в общем то мирские вещи. У людей, кстати говоря, этим и характеризуется также и Кали-юга, очень много знания, которое является знанием но, с другой стороны, оно не совсем такое чистое. То есть профанация, скажем так.

00:05:29 И поэтому, особенно когда мы занимаемся духовной практикой, духовное знание это наука, то здесь есть какие-то определения, объяснения которые характеризуют её. Поэтому очень важно тем, кто хочет идти по пути развития, определиться с этими понятиями. Что есть вот эта практика, развитие в чём, чем она является. И здесь я хочу зачитать из Бхагавад-Гиты глава 18 стих 51-53. Потому что именно для этого нам даются писания, для этого нам даются духовные книги, чтобы мы могли чётко оттуда брать вот эти определения, что же это есть. Иначе наш ум, он обладает такой тенденцией, он может искажать вещи, в зависимости от своего понимания относительного, и он может вещи относительные преподносить как абсолютные. То есть одна из наших характеристик - это то что мы обманываемся и, как следствие, склонны обманывать.

00:07:02 Поэтому Кали-юга как раз именно вот такой профанацией очень сильно отличается. Люди путают одно с другим, смешивают эти вещи, подают их как духовные, подают как духовную практику фанатизм и какой-то эгоизм. Поэтому возникает очень много недопониманий. Люди разочаровываются в духовном пути неправильно понимая его. Поэтому очень важно определиться со всеми этими понятиями. Как человеку, который изучает науку, а как мы уже говорили - духовная жизнь это наука, очень важно знать постулаты этой науки. Ему очень важно знать теоретическую часть и определения. Поэтому я решила опираться на источник, в котором объясняется именно что такое, кем является человек, который идёт по духовному пути и, скажем так, успешен в этом пути, осознал свою духовную природу.

00:08:24 Вот такой стих: «Тот, кто опираясь на разум, очистил своё сознание и исполнен решимости держать ум в узде; кто отказался от объектов чувственных наслаждений; кто свободен от привязанностей и неприязни; кто живёт в уединённом месте, мало ест, владеет своим телом, умом и речью; кто всегда пребывает в состоянии транса; кто отрешён и свободен от ложного эго, ложной силы, гордыни, вожделения, гнева, стремления обладать материальными вещами и ложного чувства собственности, тот всегда умиротворён. Кто всегда умиротворён, тот осознал свою духовную природу». (Бхагавад Гита глава 18 тексты 51-53)

00:09:07 И ещё немножечко я прочту из комментария: «Таким образом, когда человек полностью избавлен от ложного эго, он перестаёт испытывать привязанности к материальным вещам и достигает ступени осознания Брамана. Эта ступень называется брама-бута. Освободившись от материальных представлений о жизни, человек становится умиротворённым и невозмутимым. Это состояние описано в Бхагавад-гите 2.70: “Тот, кого не беспокоит непрерывный поток желаний, подобен океану, который никогда не выходит из берегов, хотя в него впадает множество рек. Только такой человек способен обрести умиротворение, а не тот, кто стремится удовлетворить свои желания”. (Бхагавад Гита глава 2 текст 70)

00:10:03 Теперь можно задать вопрос. Если человек находится в таком состоянии, насколько можно, насколько реально с ним конфликтовать? То есть, если он полностью умиротворён, если он свободен от ложного эго, ложной силы, от гордыни, вожделения, гнева, стремления обладать материальными вещами и ложного чувства собственности. И, как следствие этого, человек будет преисполнен любовью, реальной любовью, очищенной от эгоизма. И, в общем то, он будет в состоянии служения. Поэтому, никакой речи о конфликтах там не может идти. Наоборот, то, что он упрочился в состоянии Брамана, или в состоянии, в христианстве это называется Святой Дух, это действительно такое состояние счастья и блаженства, его такое внутреннее состояние будет всю атмосферу рядом умиротворять. И все, кто рядом с таким человеком, естественно, будут испытывать, можно сказать, высшие эмоции.

00:11:35 К сожалению, у нас очень мало опыта общения с такими людьми, но они существуют реально. И это вот как раз и есть духовная жизнь и плоды духовной жизни. А не то, что человек становится эгоистичен в своих амбициях, он становится гордым, таким назидательным и плюёт на всех окружающих. И каждый борется за свои амбиции, за своё какое-то понимание. Тем более когда человек встаёт на духовный путь, то ему очень много открывается. Но, так как духовный путь это путь, это не просто теоретическое познание, то очень много тенденций того, что человек исполняется такой гордости и, не будучи ещё опытным, он находится в иллюзии, что он всё знает и начинает поучать других.

00:12:52 Очень много всего может из этого возникнуть. Тем более, когда в семье бывает, что двое практикуют, то там каждый тоже со своей гордостью того, что он что-то знает. Либо один но такой уже практикующий. Поэтому здесь вопрос не в том, что человек становится духовным. Здесь вопрос в том, что он пока ещё духовным не стал, но хочет. Поэтому этот путь бесспорно, бесспорно, бывает непросто реализовать в своей жизни. И, как мы уже говорили о том, что духовная жизнь это наука и это путь, и там есть очень много преодолений, очень много этапов которые проходит человек на своём духовном пути.

00:13:52 Обычно, в начале, человек незрелый и обладает каким-то ещё фанатизмом. То есть может быть очень сложно с таким человеком. И ему самому сложно. Но, по мере взросления, человек обретает качества, он становится зрелым, как раз вот все самые лучшие качества в нём распускаются как цветок, как лотос. И такой человек становится терпимым к окружающим, он становится мудрым. И как раз в этом состоянии начинают происходить действительные трансформации и в его семье, и с ним самим. Поэтому, отвечая на этот вопрос, я бы сказала, что просто духовного преображения ещё не произошло в такой семье и поэтому человек ещё не ушёл от обусловленности какой-то, материальных таких качеств, но уже узнал о духовных.

00:15:16 Поэтому, кажется что он духовный, но, на самом деле, он только-только узнал об этом. Их называют «неофиты». То есть, человек новый, новобранец. То есть он ещё не солдат, но его уже там побрили и он уже получил военную форму. Но он ещё тот, кем он был. Ему ещё предстоит выучиться. И, как мы видим, что знания и вот этот духовный уровень не характеризуется тем, что человек много может выдать информации. Хотя, действительно, он должен знать и понимать. Но сам духовный уровень характеризуется качествами. То есть у человека духовного уровня очищен разум и он умеет держать свой ум и чувства в узде, он отказался от каких-то таких чувственных объектов наслаждения.

00:16:25 И что это означает? Это означает, что находясь в материальном мире, как мы уже говорили об этом в прошлых передачах, что природа нашего эгоизма, все проблемы в семье и вообще возникают от нашего эгоизма. И особенно это проявлено в семье. Потому что семья - это то место где вот эти два эгоизма особо тесно между собой соприкасаются. Поэтому, семья это наиболее сильная школа эгоизма, избавления вот от этого качества негативного, скажем так, болезни нашей души. В чём корень вот этого эгоизма? В том, что попадая сюда, в материальный мир, душа, будучи духовной по своей природе, сюда приводит её амбиция именно почувствовать себя Богом.

00:17:45 И для этого материальная природа создаётся, для того, чтобы мы реализовали здесь свою такую тенденцию. То есть, у нас есть ложное эго, которое нам говорит о том, что я — центр мироздания, вокруг меня всё вращается. И это сфера конфликта - когда есть два центра. А центр может быть только один. И они наталкиваются друг на друга. Но, природа вот этого эгоизма в том, что подсознательно я считаю себя Богом и подсознательно я хочу, чтобы всё было по-моему. Я хочу подчинить себе материальную природу, я хочу ей обладать, или управлять. А материальная природа это Мать. Матерью нельзя обладать. Это греховное желание. И поэтому такие дети с такими неправильными устремлениями и наказываются.

00:18:52 И поэтому, чем больше у человека привязанностей, тем больше у него вот таких материальных желаний, тем сильнее он получает, что называется, обратку от материальной природы, она будет его жестоко наказывать за вот такие привязанности. И поэтому человек, находящийся на духовной платформе, отказался от желания быть повелителем и контроллёром всего, что его окружает. А амбиции быть контроллёром могут быть разные . Это может амбиция диктатора, какого-нибудь правителя — это большая амбиция. Это может быть поменьше амбиция: я хочу управлять какой-то группой людей. Потому что власть это самое большое искушение в этом мире, это самая большая ловушка, даже сильнее чем сексуальное наслаждение. Самое большое препятствие для Души это вот чувствовать власть.

00:20:13 Амбиции могут быть от гигантских — Сталин, Гитлер, до совершенно маленьких амбиций. То есть, если у меня никого нет, никто меня не слушается, у меня нет харизмы управлять большими группами людей, то я возьму себе собаку и буду ей давать бесконечные команды, стану для неё Богом, стану для неё покровителем, хозяином. Очень часто можно видеть эти тенденции в людях, в себе это можно тоже проследить. И поэтому, очень важно эти тенденции в себе улавливать, как вот мы стремимся контролировать ситуацию, как мы стремимся управлять, почему всё не по-моему.

00:21:10 И люди просто сходят с ума от своих желаний: я хочу это, я хочу так. И они просто буду биться, биться головой, как говорится, об стену. Они будут искать разные варианты, как это можно исполнить: а может быть такая аффирмация, может быть такая, может быть такая практика или упая по астрологии. А идея в том, что прими судьбу. Прими! На санскрите судьба называется «дайва», представитель высших сил. Это божественная природа. Прими. Вот, значит что-то тебе хотят сказать. Прими что вот в твоей жизни будет так. И не пытайся быть контроллёром, не пытайся подчинить себе то, что выше тебя по категории.

00:22:09 И также в ведах говорится, что человек не должен прилагать какие-то сверх-усилия к материальным вещам. Тут может возникнуть вопрос «А как же так? То есть мы должны просто пассивно лечь и плыть по течению?», но это другая крайность. Это проявление невежества, когда мы бездеятельны, пассивны. То есть это проявление самой низшей гуны, самого низшего качества материальной природы. И поэтому благость - вот это высшее качество, оно похоже внешне, оно может быть похоже на гуну невежества, но внутренне оно исполнено знаниями, оно исполнено определённого рода активности.

00:23:01 Когда мы понимаем, что мы делаем. Когда мы предпринимаем сознательные усилия оставить роль такого контролирующего, не пытаться эксплуатировать ситуацию, учиться принимать ситуацию и зависеть от Верховной Личности Бога, понимая, что всё, что приходит в нашу жизнь, приходит от Него и Он наш лучший друг, Он знает что нам надо. И поэтому это достаточно активная, внутренне активная позиция. И также в ведах говорится, что человек в материальной жизни должен принимать те вещи, которые идут к нему без излишнего напряжения. Это тоже очень важный момент.

00:24:05 Кали-юга характеризуется тем, что вот такие чувства как жадность, потребительство муссируется в людях, оно подпитывается и всё общество развивает вот эту тенденцию. Это не что иное, как желание эксплуатировать природу, эксплуатировать свою судьбу, эксплуатировать ресурсы. И сейчас человечество дошло до определённого тупика в таком неправильном своём стремлении. Эпидемия, которую мы видим, и различные события, которые сейчас происходят, это только шаг природы на то, чтобы остановить вот эту проблему потребления и неудовлетворённости.

00:25:06 Я слышала одного доктора по этому поводу. Она изучает психосоматику. То есть психологические причины заболеваний. Она такое интересное исследование приводила. Что вот сейчас самая основная проблема с эпидемией, короновирусом, и все боятся второй волны и что вот близится холодный-холодный период времени, как же защититься? И она говорила, что проблема здесь, во многом, в психосоматике. Она заметила, что заболевают и уязвимыми становятся люди, которые... заболеть может любой, но не выздоравливают те люди, которые неудовлетворены, у них нет внутреннего удовлетворения. То есть, как бы природа нам даёт урок: «Остановитесь, не пытайтесь все свои желания исполнить и не сходите с ума со своими желаниями! Будьте умиротворёнными, будьте удовлетворёнными тем, что у вас есть!».

00:26:38 В связи с этим хочется сказать, что так как духовность, которую мы практикуем, не является ещё такой очищенной. То есть там есть ещё большой замес из наших материальных желаний, наших каких-то амбиций, стремлений и, тем более, влияния окружающего социума на нас, в котором муссируют и культивируют огромное количество потребления, энергии, настроения потребления и ещё больших каких-то материальных желаний. Это всё вот так замешивается в нас. И под видом духовности. Нам кажется что мы духовны, но, на самом деле, там есть масса всего. И поэтому возникают конфликты, ссоры в семье и наши различные проблемы, которые нас встречают. То есть это процесс очищения.

00:27:45 И поэтому нам очень важно разобраться с определениями. Что есть духовность, что есть благость. Что не есть духовность и не есть благость. Потому что очень часто я вижу, что та же женственность, или женственность в каком-то духовном ключе, преподносится как бесконечное развитие каких-то желаний, соответствие современным мирским тенденциям. И очень часто духовный человек, много есть таких тенденций, преподносить духовного человека, что он успешен во всех сферах, что он материально на каких-то очень высоких уровнях и он занимает какую-то нишу в этом обществе высокую, он на всех курортах и всё такое.

00:29:00 Гипотетически это может быть. Потому что люди приходят с разной кармой. Может быть по карме ему, в силу его прошлого благочестия, даются какие-то возможности. Такой человек может достигать каких-то вещей, не прилагая к этому усилий, просто это даётся. Но запутанное представление о духовности сейчас предлагается. Как то, что если ты будешь всему правильно следовать, читать правильно мантры и всё исполнять, то ты тоже достигнешь такого уровня. Это совершенно заблуждение. Потому что, если мы возьмём и ведические времена и времена вообще, то те знания, то, чем определяется духовность, в соответствии с ведическими определениями, браманы, которые были учителями человечества и как раз несли это в обществе и были оплотом духовности — они были простыми и у них был принцип нестяжательства и многие из них даже принимали обет бедности.

00:30:38 Потому что когда у тебя слишком много материальной энергии, а богатство и статус это и есть большой объём энергии материальной, или власть какая-то большая, то это как раз очень сильно энергию души растаскивает. А для того, чтобы погружаться, нужна определённая концентрация. Духовные люди становились отшельниками, они уходили в пещеру чтобы их ничего не отвлекало. Они занимались медитацией. Они как раз отказывались от многих вещей. Не для того, чтобы какой-то ложной гордостью преисполниться, что вот мне ничего не надо, я выше других. А для того, чтобы ничто не отвлекало сознание. Потому что медитация это как раз концентрация. Это высшая точка концентрации.

00:31:42 Когда у тебя много вещей, у тебя много желаний, у тебя много всего, это тебя отвлекает элементарным образом. И поэтому идея здесь в этом. Просто к тому, что очень важно тем, кто встал на духовный путь, очень важно разобраться с тем, что является духовность, кто несёт собой эту духовность. И, бесспорно, не все могут быть браманами. Браманы это учителя человечества. Их было меньшее количество. Остальных сословий было больше. Браманы сравниваются с головой на теле. Голова небольшая по сравнению со всем телом, она занимает мало места. Богатство, власть — это всё имеет место быть, не то что сейчас это нужно отвергнуть. Но этим владели, в основном, кшатрии. Кшатрии это были воины.

00:33:01 Тут нужно определить свою природу. То есть к чему у тебя есть больше склонности. Если ты не брахман по своей природе, то может быть тебе нужно что-то большее. Ты должен чётко понимать какой природы, к какой варне, как называется на санскрите, ты относишься, чего в тебе больше. Да, понятно, что сейчас мы все смешанные. То есть нет чистого проявления природы, но, тем не менее, всегда что-то проявится в тебе, что будет преобладать. И очень важно понять, что в тебе преобладает, и быть в курсе этого. Понимать что да, у меня есть эта кшатрийская составляющая, мне нужны какие-то амбиции, мне нужна какая-то власть.

00:34:02 Но, тогда чётко нужно понимать, что я не могу быть брахманом, я не могу представлять это учение, или если я что-то говорю, то я должен оговариваться, или я должен следовать за брахманом. Потому что кшатрии всегда находились под началом брахманов. То есть всегда был брахманический совет, с которым царь всегда свои действия согласовывал. Иначе у кшатриев, как у рук без головы, есть амбиции, есть желание власти. Также, конечно, кшатрии благородные люди, у них есть желание защищать, потому что «кшатрий» переводится «тот, кто освобождает от боли». «Кшат» это боль, «атрий» это освобождение. Поэтому, они, бесспорно, нужны, важны в обществе. И их сила была дана на то, чтобы они защищали, на защиту была направлена.

00:35:14 Также у них было больше страсти, соответственно, у них было больше желаний, им нужна была роскошь, это было естественно для них, это не греховно. Они были такими и они следовали своей природе. Очень важно это понимать и быть там, где ты есть. И понимать очень хорошо, что такое духовность. Духовность – это нестяжательство. И другой момент. Также были ещё вайшьи, которые были направлены на то, что мы можем сказать «бизнесмены», то, чтобы что-то производить, что-то увеличивать, увеличивать благосостояние. Они сравнивались с животом, желудком. Они тоже необходимы были для того, чтобы прокормить общество, для того, чтобы было благосостояние в обществе. И они тоже были под руководством браманов.

00:36:16 Поэтому, очень важно со всеми этими определениями разобраться. Другой момент, на который тоже хочется обратить внимание, так как, всё-таки, у нас эфиры, в общем-то, предназначены для женской части слушателей и мы освещаем женственность и взаимоотношения, это сфера женщины, она должна понимать в этом. Поэтому, очень важно понимать также, что духовность и женственность сочетаются между собой. Для того, чтобы понять кто такая духовная женщина, мы можем обратиться к примерам из Вед. Там тоже много примеров, которые мы видим.

00:37:25 Возьмём Драупади, которая была полубогиня. Она была неземной красоты женщина. И она обладала и красотой и царским величием, богатством. То есть она не была такой внешне отречённой и обет бедности тоже не давала, могут возникнуть такие вопросы. Но, тем не менее, Драупади была высокого уровня осознания Души. Она была непосредственно во взаимоотношениях с Верховной Личностью Бога, она была во взаимоотношениях с Кришной. Эта история, которая в Махабхарате повествует о том, что когда её пытались раздеть на высшем собрании всех старейшин, и она была проиграна в азартные игры, её притащили в это собрание, там полный произвол случился, тем не менее, она продемонстрировала высшие качества предания. Она полностью предала свою жизнь Верховной Личности Бога и Он её защитил.

00:39:03 Её жизнь, хотя она была царицей, у неё было пять мужей, но её жизнь была полна лишений. То есть они скитались в изгнании, она скиталась со своими мужьями много лет в изгнании, потом случилась эта война, были убиты все её пять сыновей. Но, тем не менее, она всегда была в состоянии транса, о котором мы сейчас читали. Она была в состоянии йоги. То есть, она была в состоянии Брамана. Браман это духовный аспект энергии Верховной Личности Бога, который пронизывает собой всё мироздание. И человек, осознавший Его присутствие, то есть присутствие Верховной Личности Бога во всём, он находится в состоянии Брамана.

00:40:13 Драупади была полностью осознавшей себя душой, полностью осознавшая присутствие Верховной Личности Бога во всём. Она была с Ним в личных отношениях. Она была олицетворением женственности, красоты, царственности и, в то же время, она была полностью осознавшей себя Душой. Она была, выражаясь нашим языком, высшей йогиней, она была йоги. Также можно привести и другие примеры. Та же царица Кунти, свекровь Драупади, о которой тоже говорится в Махабхарате. Она была матерью Пандавов и она была тоже такой совершенной женщиной во всех отношениях. Она была прекрасна. То есть она получила благословение, что она никогда не утратит своей молодости. Кунти всю жизнь выглядела как двадцатилетняя девушка, она не состарилась никогда.

00:41:33 Бесспорно, она была очень женственная. Она воспитала пять Пандавов, самых лучших представителей человечества. Есть даже произведение, которое называется «Молитвы царицы Кунти». Она была прославлена тем, что она просила, она молилась Верховной Личности Бога, что “пусть все беды с нами повторяются вновь и вновь, лишь бы мы были в связи с Тобой, чтобы не потеряли Тебя, не потеряли контакта с Богом”. Само имя “Кунти” переводится как беспокойство, страдание, потому что её жизнь была полна вот этим всем. Но, тем не менее, она была также высшей йогиней, потому что она была в связи с Высшим аспектом Абсолютной Истины, она была с Личностью Бога. Она была в контакте и просила избавить её от всех привязанностей к её семье, лишь бы эта связь с Ним не прекращалась.

00:42:53 Тем не менее, она была образцовой матерью, образцовой женой, свекровью, личностью, женщиной. То есть, не было никакого конфликта одного с другим. Я к чему это всё рассказываю, что духовная женщина это не просто какие-то внешние обозначения, это определённые качества, это высший уровень, как мы прочитали в Бхагавад-гите, это определённый уровень транса, когда есть вот эта высшая связь, а не просто какая-то такая внешняя заявка и полное потакание своим желаниям и претензия на то, что я-богиня. Богиня это значит у тебя есть какое-то могущество, ты можешь чем-то управлять. А если ты даже не можешь контролировать себя, то о чём может идти речь.

00:43:59 Бесспорно, женская энергия, женщина это проявление Лакшми, богини процветания, или Радхарани, да, это бесспорно её проявление. Но, тем не менее, мы, находясь в этом материальном мире, должны ещё очиститься от многого всего, для того, чтобы быть таким чистым проявлением. Эту тему можно продолжить, конечно. Есть много примеров таких божественных женщин. Может быть мы и продолжим, но, мне кажется, что я говорила достаточно много и, возможно, есть уже какие-то вопросы, комментарии, уточнения. Пора для того, чтобы какой-то диалог включился.

Как понять, когда женщине быть тихой, а когда включать роли Воительницы?

00:44:47 [Ведущая] Спасибо большое дорогая Гуна Манджари. Действительно, очень важные вещи. Хотела уточнить. Часто, почему то, действительно ведическая женщина описывается как такая скромная, тихая, молчаливая, в уголочке сидит и только служит мужу. Но как понять, когда нужно включать роль дхарма-патни, о которой Вы нам рассказывали? Когда нужно какие-то давать советы может быть мужу, или как-то направлять семью? Как понять насколько актуально сейчас быть скромной и тихой, а когда нужно включить какой-то женский разум, женскую силу и побыть, всё-таки, такой вот воительницей, какой была Драупади?

00:45:32 [Гуна Манджари] Да, это такой вопрос очень важный и тут, естественно, нужен разум, для того чтобы понять в каждой конкретной ситуации как себя вести, мы говорили об этом много. И на прошлых эфирах есть и книга, недавно вышедшая, называется «Жена - миссия выполнима», там тоже есть описание роли жены как воительницы. И, бесспорно, это всё присутствует в женщине. Мы можем увидеть на примере этих женщин, на примере той же Драупади, что она не была никогда забитой, сидящей где-то в уголке. Она была очень такая женщина темпераментная, с эмоциями. Поэтому да, женщине не следует загонять свои эмоции под ковёр, что называется.

00:46:34 Есть большая разница между контролем эмоций и забитостью. Забитость происходит от того, что у тебя нету другого выхода. Ты просто боишься. Как собаку запугали и она просто боится. То есть забитость происходит от страха. Это такое негативное, деструктивное состояние, которое разрушает женщину и разрушает всех, кто рядом с ней. Потому что это позиция жертвы. Есть большая разница между позицией жертвы и позицией силы. Поэтому, вот в этом есть большое-большое ЕСЛИ. То есть, если она контролирует себя из позиции силы, тогда она сильная. Но, если это из позиции жертвы, то это разрушительно. Поэтому да, женщина должна быть такая органичная. Она должна себя проявлять. Если она что-то чувствует, нужно об этом говорить.

00:47:46 Но, дело в том, что есть большая разница между такой Богиней или такой сильной женщиной, в хорошем её значении, и базарной бабой. Это всё как раз разделяет именно уровень сознания. Очень важно его культивировать. Для этого важно заниматься духовной практикой, важно иметь наставников, людей которые именно относятся к браманичной природе. И важно самой культивировать знания, понимание. Потому что такая сильная женщина, уровень такой полубогини, характеризуется знанием, характеризуется внутренним благородством, силой, могуществом. Эти вещи культивируются, они не падают просто так на нас с потолка, это определённый путь, который надо пройти.

00:49:05 Поэтому, пока мы идём этот путь, бесспорно, будут проявляться разные наши несовершенные тенденции, это нормально. Главное понимать куда мы идём, чего мы хотим достичь и не претендовать на те роли, которыми мы не являемся. Либо, если мы хотим быть ведической женщиной, мы должны очень хорошо разобраться в том, кто такая ведическая женщина. Потому что, отвечая на Вас вопрос, Анна, очень часто сталкиваюсь тоже с этим, что я вела себя как должна вести ведическая женщина, то есть я сидела где-то там под лавкой, не подавала голоса и так далее, а случилось то, что случилось. То есть я встретилась, обычно это происходит сценарий с таким видом абьюза, сейчас такое слово распространённое, то есть с каким-то таким злоупотреблением.

00:50:09 Идея в том, что для того чтобы быть ведической женщиной, ты должна изучать Веды. Ты должна хорошо понимать что есть знание и что есть невежество. Кто такой духовный человек, кто такой не духовный человек. И когда мы просто берём на себя вот эти обозначения, что я сейчас в ведической системе, я ведическая женщина и я просто отключаю свой разум и на кого-то другого я вот это всё оставляю, пусть они думают, они умные они знают, то, естественно, я получаю то, что получаю. Поэтому, никогда, ни при каких условиях нельзя отключать свой разум. Вот эта позиция жертвы это именно такая ленность разума, когда человек просто выключает себя, выключает свой разум, выключает своё сердце, какие-то ощущения которые он испытывает. То есть он перестаёт быть живым.

00:51:12 Мы говорим о женщине, она просто пытается заслужить любовь просто тем, что она будет беспрекословно что-то выполнять, кому-то пытается понравиться наступив на себя. И, таким образом, она позволяет себя обманывать и обманутой становится. Как говорится в Ведах, этот мир обманщиков и обманутых. Но, для того, чтобы мы были обманутыми, мы сами должны быть обманщиками. Мы должны позволить себя обмануть. То есть позволить быть не в контакте со своим сердцем, со своим разумом. И тогда конечно происходят все эти злоупотребления.

00:52:02 Поэтому, ещё раз резюмируя, отвечая на Ваш вопрос, очень важно быть с включённым разумом в позиции ведической женщины. А включённый разум также включает в себя и понятие сердце, интуиция. И естественно разум как таковой. Понятие то есть это такое комплексное, комплексное значение.

00:52:31 [Ведущая] Это здорово, что мы говорим так часто о женском разуме, потому что очень много всяких разных сейчас женских коучей, которые культивируют именно какую-то такую чувственную сторону, сторону эмоций, сторону такого беззаботного розового облачка. Но мы личности и разум это то, что присуще личности в любом теле. Спасибо, что напоминаете о том, что важнее всего развивать именно наш разум. И есть ещё несколько вопросов, которые я хочу зачитать.

Как понять, что мужчину уже пора замотивировать?

00:53:01Понимаю, что у мужа бывают разные периоды, но чувствую, что моё такое принятие может сделать медвежью услугу. Бывают ли какие-то звоночки, на которые обратить внимание, что мужчину пора немного замотивировать?

00:53:16 [Гуна Манджари] Вы знаете, да. И тут это то, что каждая женщина, жена чувствует в своём сердце. И женщина, у нас тоже есть серия лекций, так и называется эта серия «Женщина — барометр взаимоотношений». То есть женщина является таким барометром, природа сделала её более чувствительной. Для мужа женщина, в общем-то, необходима, для того чтобы развиваться. И также как для жены муж в какой-то степени. Если человек не обладает какими-то качествами святости или особой благостью, когда он может быть один, то обычным мужчинам нужна жена. Потому что жена чётко начинает ощущать, когда его пора замотивировать. И да, она должна его мотивировать.

00:54:18 Тут нет каких-то общих рецептов, потому что в каждой семье есть свой язык, на котором люди говорят и всё зависит от индивидуальности. Что для одного, как говорится, яд, то для другого будет нектаром. Поэтому, тут уже сами должны развивать свой разум, своё творчество, свой какой-то духовный уровень, понимание как обратиться к мужу, как с ним говорить, как ему представить то что вы видите, что вы ощущаете. Вы не должны молчать, если вы это чувствуете. Женщине специально и дана чувствительность, интуиция какая-то, тонкость. Это определённый инструмент, он для чего-то дан, и поэтому очень важно это использовать. Если это есть, значит это для чего-то.

00:55:23 И тут уже, как говорится, это ваша сфера как и каким образом вы можете это всё преподнести мужу, как его замотивировать. Не даром говорится, за каждым великим мужчиной стоит великая женщина. И тут понятно, что её роль абсолютно не пассивная, быть кем-то таким безличным, безличным обслуживающим персоналом. Её роль такая же. Она такая же великая, как её великий муж, если эту фразу раскрыть. Поэтому да, да, надо как-то что-то делать.

Есть ли опросник, чтобы определить свою варну?

00:56:11 [Ведущая] Спасибо большое за ответ. Вот мы сегодня упоминали разные слои общества, разные варны и вот такой вопрос пришёл. Вопрос: «Есть ли какой-то адекватный опросник, чтобы определить свою варну? Спасибо».

00:56:27 [Гуна Манджари] Тут есть несколько моментов. То есть, вы можете обратиться к опытному астрологу, он может более или менее Вас обрисовать. Опять же, в это время мы все смешанные, у нас много всего. То есть нам, как говорится, и скакать на конях и петь охота, то есть всё вместе. Но что-то будет преобладать. И другой момент, конечно, мы можем быть сами наблюдательны, самонаблюдение может нам тоже помочь. Когда мы, изучая природу этих варн, почитать, узнать как они проявляются прежде всего. И, когда мы можем наблюдать за собой, мы можем увидеть, что в нас проявляется больше всего.

00:57:23 Если у нас есть привязанность к роскоши и к какому-то богатству, нам важны деньги и, в то же время, мы любим знания какие-то, то это говорит о том, что мы не браманы. Браманы проявляются в качествах. То есть, все проявляются в качествах. Кстати говоря, в Бхагавад-гите тоже есть определения. Там чёткие определения этих варн есть, тоже можно почитать. Если у нас есть стремления к тому, чтобы была справедливость, может быть нам не так важно наша материальная составляющая, как нам важны, допустим, положение в обществе, уважаемость, харизма, влияние на людей, то это может говорить о том, что мы кшатрийской природы.

00:58:35 Стремление к тому, чтобы у нас было много денег, чтобы у меня всегда была обеспеченность, - привязанность к этому может говорить о нашей вайшевской природе. Щедрость также присуща. То есть это всё надо изучать и наблюдать за собой, какой я, какая я. Для женщины это очень важно вдвойне быть в контакте со своей природой. Потому что очень часто женщина ожидает что её будут понимать, и муж будет её понимать, все будут её понимать. Но, если она сама себя не понимает, то её никто не будет понимать. То есть, ей важно понять себя и доносить до окружающих свои какие-то потребности, свою природу.

00:59:29 Поэтому да, нужно наблюдать, что мне нравится, что я могу делать, к чему меня тянет, когда я не обязана что-то делать, когда мне даже за это не будут платить деньги. Может меня тянет зарабатывать деньги всё равно. И ещё есть один маячок, вещи которые вызывают во мне зависть. Потому что, допустим, если вы не вайшья, не торговое сословие, то вы никогда не будете особо завидовать деньгам другого человека, что вот у него есть много возможностей. Но, если эти вещи всё-таки вызывают какое-то такое ощущение, значит где-то связано с вашей природой.

Разные цели жизни с мужем проводят между нами границу. Может ли женщинаа поменять цель жизни мужчины?

01:00:39 [Ведущая] Спасибо большое Гуна Манджари. Очень важный действительно момент это понять сначала кто ты, потом кто вокруг тебя и, исходя из этого, уже выстраивать свою жизнь. И вот ещё один тоже важный вопрос, хочу его зачитать: «Так получилось, что через десять лет совместной жизни выяснилось, что у нас с мужем разные цели жизни. Ему хочется покомфортнее устроиться в этом мире, а меня всё-таки тянет более высокая сфера. И теперь эта разница просто проводит между нами границу. Как быть и может ли женщина поменять цель жизни мужчины?»

01:01:17 [Гуна Манджари] Тут сложно сказать, потому что да, женщина может его вдохновить. И она может, каким-то образом, его природу быть в комфорте связать с духовными вещами. Это тоже может произойти. То есть какой-то синтез может возникнуть, совершенно неожиданным образом, это может. То есть, не меняя кардинальным образом природу. Потому что очень часто мы пытаемся делать совершенно невыполимые вещи. Заходим с очень сложной стороны, то есть мы пытаемся сдвинуть стену, хотя можно просто как-то переменить наше положение в отношении этой стены, что гораздо проще.

01:02:12 Поэтому, здесь вопрос не в том, чтобы кардинально поменять его природу, это невозможно, это сложно. Мы не можем это. Наших сил на это не хватит, потому что, как мы говорили, природа это «дайва», она обладает божественным началом. Поэтому, мы можем это адаптировать к нашим более возвышенным целям. Да, это может быть, такой альянс, это может возникнуть так. Но, это определённое творчество женщины, это её предача высшим, потому что Господь Бог может всё. Поэтому, всё может быть, но что-то важно нам поменять в своём восприятии ситуации. Нам самой важно изменить своё отношение, своё положение относительно этой ситуации, тогда оно может меняться и может быть. Такой синтез, компромисс в какой-то степени возникнуть.

Стоит ли искать то, что нас связывало с человеком?

01:03:28 [Ведущая] Спасибо Вам за ответ. Действительно, иногда так бывает, когда через какое-то время понимаешь, что вроде бы на внешнем уровне расходятся пути. Но стоит ли всегда искать то, что вас связывало, всегда напоминать себе о том, что ценного ты встретил в этом человеке когда-то давно? Это может помочь в такой ситуации?

01:03:50 [Гуна Манджари] Бесспорно. Потому что в каждом человек есть какая-то ценность. Тем более человек который близкий, то есть муж. То есть там не просто так и не просто так люди женились, не просто так они живут вместе, это бесспорно, там есть масса ценных, важных вещей для людей. Поэтому важно понять, как мы можем соприкасаться какими-то ценными друг для друга вещами. А то, что нас не устраивает, то может быть, это искать где-то в других источниках. Мы много раз говорили о том, что наша проблема может быть в том, что мы хотим всё найти в семейной жизни. Но семейная жизнь все наши потребности не может удовлетворить.

01:04:47 Поэтому, может быть, соприкасаться с тем ценным, что есть в этом человеке. А вот эти ценности культивировать, пахтать что называется. А то, что не достаёт искать в других источниках. Тем более их много сейчас. Не всегда муж может быть духовным учителем или духовным партнёром. Но есть общество духовных людей, где мы можем подзаряжаться, нести это в семью и постепенно что-то может и в семье меняться. Может быть не так как мы это видим, не так как мы этого хотим, но каким-то своим путём это может происходить. Позволить этому быть.

Как идея отречения от материальных желаний сочетается со связью с материальной природой у женщин?

01:05:38 [Ведущая] Спасибо большое за пример как бережно относится к близкому человеку, бережно и с пониманием. И ещё хочется последний вопрос зачитать на сегодня. Вопрос: «В Ведах говорится, что женщина связана с материальной природой больше, чем мужчина, и чрезмерные аскезы для неё могут быть вредны. Скажите пожалуйста, как это сочетается с идеей отречения от материальных желаний. Спасибо».

00:06:02 [Гуна Манджари] Вы знаете, аскезы могут быть разные. Потому что аскеза это валюта этого мира. То есть, то, что мы имеем в этом мире, все блага, которые к нам приходят, они приходят за аскезы. Допустим, мы видим богатого человека, он родился богатым, это означает что в прошлом он совершал эти аскезы. Но аскеза аскезе рознь. То есть не обязательно аскеза это стоять где-то в ледяной воде зимой, или обложиться кострами летом. Для женщины, может быть, такие телесные аскезы и не нужны, и ни к чему, и вредны. Но аскеза это понятие обширное. То есть, принять свою судьбу это тоже аскеза. Какая-то медитация это аскеза. Быть удовлетворённой. Удовлетворённость это аскеза для ума.

00:07:09 То есть тут важно понять, разобраться с тем, что есть аскеза. Потому что это очень широкое понятие. И есть такое понятие как женская аскеза. И вот женские аскезы в меньшей степени связаны с физическим аспектом. То есть это не лишение себя, держать себя в чёрном теле, нет. Для женщины это не рекомендовано, она от этого болеет и ничего хорошего не происходит. Женщина должна жить в определённом таком комфорте для своего тела. Аскезы женские более тонкого характера. То есть это именно как то, что мы принимаем какие-то вещи, мы учимся зависеть от Бога, мы учимся принимать покровительство природы, судьбы. Много всего, что есть женская аскеза. Поэтому вот в этом плане важно определится с понятиями.

Контроль чувств - это аскеза для женщины?

01:08:27 [Ведущая] А контроль своих чувств, например, это тоже аскеза для женщины? Или это можно делать, можно не делать, как правильно выявлять, проявлять свои чувства?

01:08:38 [Гуна Манджари] Я бы сказала что аскеза для женщины это культура чувств. Потому что для женщины не то что, мы говорили об этом до этого, что контроль это не забитость, это не то что она должна. То есть, это как-бы есть контроль в гуне невежества, это когда типа молчи баба, твоё место под лавкой. Это не про это. То есть, её аскеза в том, что она учится, она учится быть в контакте со своими чувствами, она учится их понимать, она развивает разум, она учится зависеть, свои чувства отдавать Высшему Источнику, зависеть оттуда. Но, по мере того как её путь проходится ею, то понятно, она будет как-то проявлять какое-то своё несовершенство. Для женщины это нормально - быть эмоциональной.

01:09:46 Но в том, что она должна окультуривать свои чувства, вот в этом её аскеза. То есть, есть большая разница между йогиней, или Драупади, которая в гневе, и базарной бабой. Поэтому она учится тому, как свои чувства возвышать, чтобы её чувства становились более утончёнными, более развитыми в какой-то степени. Я бы сказала, она учится искусству такому внутреннему. Тогда как мужчина может просто себя зажать, где-то быть более жёстким с собой. Женщина же учится, то есть её аскеза более такого характера ненасильственного, я бы так сказала.

Женщина принимает аскезы из любви?

01:10:50 [Ведущая] Можно ли сказать, что мужчина совершает аскезы ради достижения какой-то цели, а женщина, получается, принимает какие-то ограничения из любви?

01:11:03 [Гуна Манджари] Бесспорно, важно то, что женщина руководствуется любовью. Я бы сказала, что это важно. То есть она действует потому, что она чувствует вкус какой-то от этого. Тогда как мужчина тоже действует из любви, но в мужской форме тела, то есть в мужской форме жизни, насилие более приемлемо, то есть мужчина может принять насилие, может действовать более насильственно. В женской форме оно более разрушительно. И поэтому да, женщина может принимать какие-то аскезы, но это не должно быть таким жёстким насилием над ней. Она должна найти в этом какой-то вкус. Она должна, как вы сказали, делать это из любви.

01:12:03 То есть найти единомышленников, чтобы как-то так эмоционально с ними обмениваться и тогда она может. Олег Геннадьевич часто приводит такой пример, что одной для себя не очень то там что-то делать, где-то бегать или поститься на экадаши, которые у нас сегодня, у вас завтра. Но если она найдёт единомышленниц, если кто-то будет так эмоционально её зажигать, эмоционально её поддерживать, то она это будет делать с радостью. А для женщины важны вот такие стимуляторы, то есть она должна искать себе таких единомышленниц или то, что будет для неё стимулом, она должна находить для себя. Такое, чтоб не просто действовать из такого жёсткого насилия — это будет её разрушать. А именно вот в каком-то таком состоянии.

01:13:04 [Ведущая] Спасибо Вам большое, дорогая Гуна Манджари, за ответ. Вот эти эфиры тоже, мне кажется, собирают единомышленниц у радиоприёмников интернет, потому что мы здесь взаимодействуем так или иначе, слушаем, наполняемся радостью, наполняемся мудростью о том, как выстраивать свои отношения гармоничным и самым радостным образом. Спасибо большое, что делитесь с нами важными, ценными знаниями и будем с радостью, с нетерпением ждать нашей новой встречи.

01:13:31 [Гуна Манджари] Спасибо Вам большое за ваше участие, за ваши вопросы. Я тоже чувствую какие-то моменты единомыслия в общении с вами. Я желаю всем нам становится такими мудрыми и духовно и эмоционально, во всех аспектах. И тоже буду с радостью ждать общения со всеми вами. До свидания, до следующих встреч.

01:14:02 [Ведущая] Спасибо Вам за ценные пожелания. До свидания.

транскрибирование: Арина Орлова | 25 September 2020