Наука предания Кришне для всех

Бомбей - 12 мая 1974
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:32:48 | качество: mp3 128kB/s 29 Mb | прослушано: 128 | скачано: 152 | избрано: 2
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция по Бхагавад Гите, как она есть, глава 12, тексты 13 и 14, прочитано Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 12 мая 1974 года в Бомбее.

00:00:14 Перевод: «Тот, кто никому не завидует и дружелюбно относится ко всем живым существам, кто избавился от собственнического инстинкта и ложного эго, кто остается невозмутимым в радости и в горе, кто терпелив и всегда удовлетворен, кто обуздал чувства и сосредоточив на Мне свой ум и разум, с решимостью отдает себя преданному служению, - такой человек очень дорог Мне».

00:00:39 Итак, Движение сознания Кришны учит тому, как стать дорогими Кришне, как сделать так, чтобы Кришна полюбил меня? Кришна любит, Кришна говорит, что у его нет врагов, нет друзей, Он одинаково относится ко всем. Но Он говорит… прекратите разговаривать... Бог должен равно относится ко всем, у Него нет ни врагов, ни любимчиков. Это общее определение. Но есть одна особенность: те, кто с любовью и преданностью служат Мне, тешу темайи, особенно Мне близки. Это не пристрастие. Например, у какого- то человека есть пятеро сыновей, из которых один или двое ему особенно дороги, потому что во всем послушны ему. Это вполне естественно. Не считайте это пристрастием.Почему отец питает каким-то сыновьям особое расположение? Это естественно. У нас есть такая склонность от природы и точно также у Бога есть подобные чувства.

00:02:57 Если мы аналитически изучим себя, мы поймем природу Бога, ибо мы являемся чем-то вроде Его образцов, мы образцы. Скажем, по одной капле воды из моря можно определить химический состав всего моря. Это не трудно. Аналогично, если вы изучите себя, свои наклонности, предрасположения, есть столько всего, так вот, всё, что есть в вас, есть и у Бога. Разница в том, что вы подобны каплям морской воды, а Он- бескрайнему морю, вот и всё. Он количественно огромен, мы отличаемся количественно, но качественно мы едины, у нас те же качества. Чтобы определить готовность риса, вам нужно взять одно зернышко и раздавить его между пальцев. Если оно мягкое, это говорит о том, что весь рис готов. Это образец. У вас целый мешок риса, но, чтобы проверить его, вы берете его образец, несколько зернышек. Так вы можете определить качество всего риса в мешке. Точно также понять Бога не очень трудно, нужно лишь изучить себя. Однако не думайте, что вы и есть Бог, вы образчик Бога.

00:04:42 Итак, у нас очень близкие отношения, потому что мы все сыновья Бога. В Бхагавад Гите Кришна говорит, Кришна говорит: «Ахам, Я. Я- отец, дающий семя». Это относится не только к человеческому обществу, но и к другим видам жизни: животным, птицам, растениям, насекомым, обитателям вод, они тоже сыновья Кришны, сыновья Бога. Поэтому Кришна говорит: «тот, кто действительно предан Мне и желает быть очень дорогим Мне, должен быть адришта сарва бхутанам, не завидовать никому.

00:05:52 В наше время стало модным понятие «даридра Нараяна сева», это нонсенс. Что такое даридра Нараяна сева, почему вы заботитесь о даридрах. Если у вас есть понимание, видение, что в сердце каждого, и это факт Нараяна находится в сердце каждого, это нельзя отрицать. Ишвара, Верховная Личность Бога пребывает в сердце каждого. Если у вас есть такое видение, если вы видите Верховного Нараяну в сердце каждого, тогда почему вы выделяете только даридр, бедных? К другим это тоже относится, собака Нараяна, кутта Нараяна. Почему только даридра Нараяна? Если у вас такое широкое видение, почему вы говорите о какой-то отдельной категории? Это не совершенное видение. Вы не имеете право посылать чхага Нараяна коз Нараян на бойню и позволять даридра Нараянам есть их мясо. Бхакта так не поступает. Так поступают демоны.

00:07:16 Здесь ясно сказано: адвешта сарва бхутанам, вы должны одинаково относится ко всем, к даридрам, к дхани также, и к бедным, и к богатым. Здесь все даридры, все нищие, потому что всем не хватает знаний, никто не богат. Здесь и так называемые богатые, и так называемые даридры, все даридры, потому что знаний нет ни у тех, ни у других. Все считают себя телом, но Кришна не говорит, что Ему дорого то, или иное тело. Он говорит: «сарва йониш Каунтейя, все виды жизни-Мои сыновья, они лишь носят разную одежду». Здесь сидит столько людей в разной одежде, это не означает, что тот, у кого черная или грязная одежда, не является человеком, он тоже человек, как и тот, кто одет очень хорошо. Вот, что такое пандито самадаршана, мы должны смотреть не на одежду, мы должны смотреть на того, кто под одеждой.

00:08:43 Точно также Кришна говорит Арджуне, необходимо видеть, что в теле асмин дехе, находится дехина- хозяин тела. Дехина- это тот, кто владеет телом. Вот, что такое духовное виденье. Тот, кому открылись тайны духовной науки, смотрит не на внешнюю одежду, но видит того, кого она скрывает. Дехина, дехи- это владелец тела. Я- не тело и вы- не тело, но вы владеете телом. Ваше тело принадлежит вам, как рубашка и пальто. Грубое тело, состоящее из грубых материальных элементов- это ваше пальто, а тонкое тело- из тонких материальных элементов: ума, разума, эго. Это ваша рубашка. Под пальто и рубашкой скрывается реальное живое существо.

00:10:05 Тот, кто обладает таким виденьем, кто обрел духовное понимание реальности, именуется пандитом. Пандита самадаршана-это настоящее виденье. Пандит- это тот, кто видит. Для того, кто достиг высот в сознании Кришны не существует деления на американцев, индейцев, брахманов, шудр, индусов, мусульман. Нет. Он не смотрит на мир так. Он видит вечную душу в теле, неотъемлемую частицу Бога, Кришны, которая страдает из-за того, что надевает разные одевания, приобретает всевозможные мировоззрения, поэтому он стремится избавить душу от этих неверных представлений. Вот, кто такой пандит.

00:11:14 Весь мир пребывает под влиянием ошибочных взглядов на жизнь: я- тело. Следуя этой психологии, каждый считает себя американцем, индейцем, индусом, мусульманином, брахманом, шудрой, черным, белым, толстым, худым. Это называется невежеством. Поэтому шастра говорит, любой, кто отождествляет себя с телом, с мешком из костей, плоти и крови- сайва го кхара, не лучше коров и ослов. Это означает, что он животное. Итак, в настоящем, весь мир идет на поводу у этих животных представлений о жизни, но никто не знает о том, как позаботится об истинном хозяине тела, все только и думают, что пекутся о своих телах.

00:12:15 Поэтому Кришна дает описание настоящего преданного и не только настоящего преданного, но того, «кто очень дорог Мне», - говорит Он. Преданность предполагает деятельность. Мой гуру махарадж говорил: «нее пытайтесь увидеть Бога, постарайтесь это понять. Поступайте так, чтобы Бог увидел вас». Вот, что такое Движение сознания Кришны. Все хотят увидеть Бога. Конечно, это не так легко, но преданный не стремится увидеть Бога, он желает, чтобы Бог увидел его. Например, если вы работаете в какой- нибудь компании, если вы исправный и ответственный служащий, то босс непременно заметит вас. Не старайтесь увидеть босса, работайте так, чтобы босс обратил на вас внимание: «я вижу этот человек очень хороший работник. Как его зовут?». Вот, что мы должны делать. В этом состоит учение Шри Чайтаньи Махапрабху. Нам не следует идти к Богу и просить у Него хлеба насущного. Это тоже хорошо, это хорошо в сравнении с атеистами, потому что последние даже не хотят признать власти Бога. Поэтому, всякий, кто идет в храм или церковь и просит хлеба или еще каких- нибудь материальных благ, лучше атеиста, это хорошо, об этом говорится в Бхагавад Гите.

00:14:05 Люди праведные делятся на четыре категории, четыре класса: артха- страдающие, артхи- нуждающиеся в деньгах или других материальных благах, гьяни- те, кто ищет знаний и джигьясу- любознательные. Если в прошлом эти четыре группы людей совершали благочестивые поступки, то они обращаются к Богу в молитве: «Господи, дай мне денег, я очень беден, я очень страдаю, пожалуйста, облегчи мои страдания». Гьяни пытаются понять, кто такой Бог на самом деле. Люди любознательные просто интересуются Богом.

00:15:08 Итак, существуют эти четыре категории, это люди, обладающие запасом благодеяний, они обращаются к Богу. Это сукритина. Словом сукритина называют тех, у кого благочестивое прошлое. Душкритина- их антиподы, это те, кто в прошлом грешил. К таким людям относятся низшие из людей, исполненные греха. Нарадхама- это низшие из людей. Почему? Потому что людьми называют тех, кому хочется постичь Бога. Это люди. К другим лучше подходит слово животные. Собак и ослов не интересует Бог. Познание Бога- прерогатива человеческой формы жизни. Поэтому, тот, кто обрел человеческую форму жизни, но не стремится узнать о Боге, именуется нарадхамой, низшим из людей. Мудха- осел.

00:16:31 Постойте, некоторые атеисты чрезвычайно образованны, но вот вам ответ: майя пахрита гьяна. Со стороны они кажутся очень учеными, но в сути, майя лишили их настоящего знания. Например, Равана был прекрасным знатоком Вед, он был сыном брахмана. В материальном богатстве ему не было равных, но так как ему не было дела до Рамы, его называют ракшасом. Ко всему прочему он был великим преданным Господа Шивы. Тем не менее шастра называет его ракшасом. Поэтому Кришна говорит прямо о том, как можно стать преданным, очень дорогим Ему. Иными словами, как сделать так, чтобы Кришна увидел вас. Кришна наблюдает за вашей деятельностью, но, если вы станете преданным, Кришна сразу начинает относиться к вам с особой заботой. В остальных случаях вы находитесь в ведении майи, материальной энергии. Пока вы не стали преданным, вы лишь…, например, если вы совершили преступление и оказались за решеткой, вы находитесь на попечении у тюремного надзирателя. Вам тоже оказывают заботу, но это делает надзиратель. Если же вы свободный гражданин, о вас заботится правительство или царь.

00:18:39 Аналогично Кришна говорит, таков принцип. Если вы по- настоящему преданны Кришне, то не майя, а Он лично берет на Себя заботу о вас, иначе…Если о вас заботится не Сам Кришна, это делает материальная энергия. Это тоже забота Кришны. Как надсмотрщик в тюрьме заботится о заключенных, так и законы материальной природы заботятся о преступниках- не преданных, тех, кто равнодушен к Богу. Обязанность тюремного надзирателя- исправлять преступников, делая из них законопослушных граждан. Точно также обязанность майи доставлять вам постоянные неприятности, бить вас- непреданных, чтобы исправить вас и помочь вам стать преданными Господа. До тех пор, пока вы не станете преданными Господа, удары со стороны строгих законов материальной природы будут продолжаться, поэтому говорится, как только вы предаетесь Кришне, как только вы предаетесь Верховной Личности Бога, власть майи перестает распространяться на вас, вы становитесь свободными. Стать свободным, значит освободиться от диктата майи, вот, что такое освобождение. Поэтому преданные свободны, они не находятся в ведении внешней энергии.

00:21:00 Люди хотят стать брахманом и при этом не иметь никаких дел с Кришной. Это невозможно, сэр. Как только вы предаетесь Кришне, вы тотчас…Вот, чего нужно желать. Всё это обстоятельно изложено в Бхагавад Гите. Не нужно давать глупых толкований, постарайтесь понять эту науку, как она есть, и ваша жизнь будет успешной. Такова наша проповедь в Движении сознания Кришны. Мы представляем Бхагавад Гиту, как она есть, и она находит признание во всем мире.

00:22:00 Здесь Кришна говорит: адвешта сарва бхутанам. Вы не должны завидовать никакому живому существу, но нынешняя цивилизация основана на зависти. Я не хочу никого критиковать, но зависть лежит в основе. Что такое национализм? Это тоже зависть. Почему сюда должны приезжать иностранцы? Это зависть. А почему нет? Кто иностранец? А кто гражданин нации? Все сыновья Бога. Почему вы делите? Но из-за отсутствия сознания Кришны мы разделяем, делим между одними людьми и другими, мы отделяем людей от животных и так далее. Даже, если говорить с точки зрения принадлежности к нации, то следует считать членом нации каждого, кто родился в стране. Тем не менее, потому что кто- то родился животным, его отправляют на бойню, хотя он тоже принадлежит к этой нации.

00:23:12 Так происходит из-за отсутствия сознания Кришны. Если бы люди сознавали Кришну, тогда бы правительство или лидеры одинаково относились и к людям, и к животным, и к растениям, и к насекомым, ко всем. Это называется Кришна бхакти или сознанием Кришны. Относитесь к ним, как к своим друзьям, майтра, преданный- друг каждому, он не желает убивать даже муравья или комара. Преданный – майтра, по- дружески относится ко всем. Каруна, значит добрый. Преданный добр к каждому. Не думайте, что сознание Кришны нужно распространять только в Индии или среди брахманов, или индусов. Нет. Тот, кто сознает Кришну, будет проповедовать сознание Кришны по всему миру, как можно шире. Это называется каруна. Нирмама означает, не заявляя личных прав, без какого-либо непотизма. Нирмама- всё принадлежит Кришне, это факт. Кришна говорит, Он владелец, Бог- истинный владелец всего. Как я могу заявлять: «это моё»? Мне нечего не принадлежит, всем владеет Кришна. Это сознание Кришны. Нир аханкара означает ложный эгоизм: «я- тело, я- индиец, американец, я- индус, я- мусульманин». Нет. Нир аханкара означает: я- слуга Кришны. Аханкара- это наше отождествление, представление о своем положении. Это называется аханкарой. Сейчас моё отождествление связано с материальным миром: я- индиец, я- американец, я- этот, я- тот. Мы должны освободится от этого, мы должны прийти к правильному выводу: я принадлежу Кришне и никому другому, я- сын Кришны. Это называется нир аханкара.

00:25:48 Материальное счастье и страдание. Так как я не являюсь материальным телом, болью и наслаждением в материальном мире я обязан своему телу. Так как у меня есть материальное тело, я испытываю жару и потому мне нужен вентилятор. Точно также зимой я выключаю вентилятор, опять же, потому что холодно моему телу. В разные времена года тело испытывает различные боль и наслаждение. В действительности, если я не тело, я должен терпеливо сносить эти ощущения. Это называется сама дукха. Материальные боль и наслаждение не должны беспокоить нас. Мы должны исполнять свой долг в сознании Кришны. Это сама дукха, сукха. И кшами – умение прощать.

00:27:10 Преданный, в особенности подвергается нападкам со стороны демонов. Даже со стороны не преданных отцов. Мы это видели в жизни Прахлады Махараджа. Прахлада Махарадж был преданным и потому, даже его отец относился к нему с враждебностью. Что говорить о других. Поэтому преданному придется встретить множество врагов. Мы знаем об этом на примере жизни Господа Иисуса Христа. Когда его убивали, он простил их: «Боже, они не ведают, что творят». Таково положение преданного. Кшами, он всегда прощает. Мы должны научиться этому.

00:28:00 Итак, это некоторые из качеств преданных, которые описываются в 12 главе. Сейчас мы рассказываем Бхагавад Гиту. Далее, сантушто- удовлетворенность, сататам йоги, преданный должен оставаться удовлетворенным во всех жизненных условиях, потому что он знает, мои боль и наслаждение зависят от воли Кришны всегда. Если Кришна пожелает, чтобы я страдал, так зачем мне беспокоиться, буду страдать, сантушта. Есть много стихов, которые подтверждают это. Когда преданный оказывается в трудном положении, он понимает, по своей доброте Бог посылает мне лишь немного боли, хотя я должен был страдать намного сильнее. Так на это смотрит преданный. Никакие боль и наслаждение не будут беспокоить его. Даже в страданиях он всегда думает о Кришне, поэтому он йог. Преданный всегда думает о Кришне, это преданный. Он не пренебрегает своим долгом, своим преданным служением. Дрихта нишчайя, он верит в слова Кришны. Кришна говорит, преданный верит, всё, что мне нужно сделать-это предаться Кришне и тогда я достигну цели. Это подтверждает Чайтанья Чаритамрита.

00:30:08 Просто служа Кришне, мы исполняем все остальные обязанности, это называется дрихта нишчайя. Кришна говорит и преданный относится к этому очень серьезно. Это называется дрихта нишчайя, дрихта- твердое убеждение. Да, предавшись Кришне, я обрету результаты всей деятельности. Это подтверждается в Чайтанье Чаритамрите. Таков путь. Дрихта нишчайя. Ум и разум всегда сосредоточены на лотосных стопах Кришны, маярпита, на образе Кришны. Это настоящая медитация. Приходите в храм, созерцайте Радху и Кришну и всегда думайте о них. Это высшая совершенная система йоги. Поэтому поклонение божеству очень важно. Если вы поклоняетесь божеству, Радха и Кришна запечатлеются в вашем сознании. А если Кришна и Радхарани всегда пребывают в вашем сердце, вы становитесь лучшим из йогов. Тот, кто совершает преданное служение, самепрейя, «наиболее дорог Мне». Если вы хотите стать дорогим Кришне, если хотите, чтобы Кришна, Бог увидел вас, следуйте этому наставлению и ваша жизнь будет успешной.
Спасибо вам большое.

транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 01 марта 2022
обработка текста: Дмитрий Карпушкин | Челябинск | Россия | 20 января 2023