Выбор гун

Москва - 01 January 2016
Знание – это реализованная информация. Таблица гун. Деятельность в гунах природы. Правильное питание – основа физического, ментального и духовного здоровья. Питание в благости. Питание в страсти. Питание в невежестве. Сыроедение. Правильная благотворительность – основа процветания. Поступки и деятельность в разных энергиях. Счастье-яд и счастье-нектар. Только благость сделает нас счастливыми. Качества благости, страсти и невежества. Наличие разума отличает нас от животных. Три вида разума. 7 выводов. Как ум влияет на нашу жизнь. Мы становимся теми, о ком думаем. Показатели увеличения благости, и как их добиться. Общие мысли. Вопросы и ответы. Любовь побеждает всё. Животные и гуны. Как помочь родственникам? 3 вида учеников в гунах. 3 вида духовных учителей в гунах. Три вида консультаций в гунах.
аудиокнига для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:41:52 | качество: mp3 128kB/s 93 Mb | прослушано: 6933 | скачано: 2785 | избрано: 98
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:13 В прошлой главе мы разобрали довольно сложную тему – о том, как душа обуславливается и запутывается в этом мире. Сейчас мы рассмотрим, как сделать свою жизнь гармоничной, как не попадать под влияние низших гун. Для этого нам нужно внимательно рассмотреть приведенную ниже таблицу. Благодаря этой таблице, вы сможете четко понимать, на каком уровне находитесь. Это своего рода «очки знания», помогающие нам видеть реальность в истинном свете.

Знание – это реализованная информация

00:00:53 В гуне благости человек понимает, что знания – это самое дорогое, что есть в этом мире. И знания – это не просто информация, а реализованная информация. Например, человек знает, что курить вредно для здоровья, но курит. Значит, он просто информирован о вреде курения. Если же человек не курит, даже не пробует – значит, он «знает». И в восточной психологии и философии истинными считаются именно такие знания.

00:01:37 В современной же культуре ценится просто информация. Если для бизнесменов, военных, и т.п. своевременная и объективная информация необходима, то для саморазвития она может быть очень вредной. Я думаю, каждый встречал людей, которые прочитали массу книг, посетили множество семинаров, но гармоничней и счастливей от этого не стали. Более того, эта чрез-мерная информированность может сделать человека гордым, уверенным в своей правоте и т.д.

Таблица гун. Деятельность в гунах природы

00:02:29 Саттва, Раджас, Тамас. Использованы цитаты из священных писаний: Бхагават-Гита, Шримад-Бхагаватам.

Работник (человек)

00:02:45 Бхагават-Гита 1.18.2
Саттва. Исполняет свой долг с большой решимостью и энтузиазмом, свободен от влияния гун и ложного эго, одинаково стоек в успехе и поражении.
Раджас. Привязан к своей работе и её плодам, желает наслаждаться плодами, жаден, завистлив, нечист, движим радостью и печалью.
Тамас. Деятельность, противоречащая священным писаниям, упрямый, лживый, изощренный в оскорблении других, ленивый, не различает добро и зло.

Понимание

00:03:31 (Бхагават-Гита 18.30-32.)
Саттва. Знает, что следует делать и что не следует, чего надо бояться и чего не надо, что связывает и что освобождает.
Раджас. Не видит различия между религиозностью и безверием, между праведными и неправедными действиями.
Тамас. Принимает веру за безверие и наоборот, всегда под покровом иллюзии и тьмы, всегда устремлен в ложном направлении.

Решимость

00:04:12 Бхагават-Гита 18.33–35.
Саттва. Непоколебимая, поддерживаемая практикой йоги, контролирует ум, жизнь и чувства.
Раджас. Устремляется к плодам религии, экономического развития и чувственного удовлетворения
Тамас. Не помогает преодолеть сон, страх, печаль, угрюмость и заблуждения.

Счастье

00:04:50 Бхагават-Гита 18.37–39, Шримад-Бхагаватам 2.11.25.29.
Саттва. Бхагават-Гита: В начале подобно яду, в конце – нектару, пробуждает человека к самосознанию. Шримад-Бхагаватам: Исходит из души.
Раджас. Бхагават-Гита: Возникает от соприкосновения чувств с их объектами; в начале подобно нектару, в конце – яду. Шримад-Бхагаватам: Основано на чувственном удовлетворении.
Тамас. Бхагават-Гита: Слепо в самореализации, призрачно от начала до конца, проистекает из сонливости и лености. Шримад-Бхагаватам: Заблуждение и деградация.

Место жительства

00:05:57 Шримад-Бхагаватам 11.25.25.
Саттва. В лесу.
Раджас. В городе.
Тамас. В зале азартных игр.

Работа разума, ума и чувства

00:06:17 Шримад-Бхагаватам 11.25.16–18.
Саттва: Сознание чистое, чувства отрешены от материи, испытывает бесстрашие в материальном теле, отречение от ума.
Раджас: Плохая память из-за активности, неспособность чувств отрешиться от объектов, болезни органов, беспокойство в уме.
Тамас: Высшая сознательность исчезает, не в состоянии сосредоточить внимание, ум разрушен, проявляется невежество и депрессия.

Сон и сознание

00:07:04 Шримад-Бхагаватам 11.25.20.
Саттва: Бодрствующее состояние, бдительное бодрствование.
Раджас: Видение снов.
Тамас: Глубокий сон без сновидений.

Свойства

00:07:29 Шримад-Бхагаватам 11.25.2–5.
Саттва: Управление умом и чувствами, терпеливость, проницательность, чувство различия, привязанность к предписанным обязанностям, правдивость, милосердие, удовлетворенность в любом состоянии, великодушие, щедрость, вера в духовного учителя, простота, смирение.
Раджас: Материальные желания, великие усилия, неудовлетворенность даже при успехе, ложная гордость, мольба о материальном продвижении, размышление о себе как об особенном и лучшем, пристрастие к слушанию похвал в свой адрес, тенденция к унижению других.
Тамас: Нестерпимый гнев, скупость, разговоры без опоры на авторитет шастр, ненависть, паразитизм, лицемерие, хроническая усталость, скорбь, депрессии, долгий сон, страх, уныние, пассивность, переедание, лень.

Качества

00:08:56 Шримад-Бхагаватам 11.25.9, Шримад-Бхагаватам 11.25.16–18.
Саттва: Самоконтроль, самообладание Человек приобретает радость, праведность, знания и другие достоинства.
Раджас: Вожделение. Сильные привязанности, сепаратизм, чрезмерная активность, тяжелая работа ради завоевания престижа и удачи, постоянные переживания и борьба.
Тамас: Гнев. Глупый, тупой, погружается в скорбь и иллюзию, спит слишком много, погружен в ложные надежды, проявляет насилие.

Обусловленность

00:09:50 Бхагават-Гита 14.6–9.
Саттва: К счастью и знанию.
Раджас: К материальной кармической деятельности.
Тамас: К безумию, лености, сну.

При повышении влияния гуны

00:10:14 Бхагават-Гита 14.6–9.
Саттва: Все врата тела освещены знанием.
Раджас: Привязанность, кармическая деятельность, непреодолимые стремления.
Тамас: Проявляются мрак, безумие, бездеятельность и иллюзия.

Классы общества

00:10:48 Бхагават-Гита 18.41–44.
Саттва: Брахманы: спокойствие, самообладание, аскетизм, чистота, терпение, честность, знание, мудрость, религиозность.
Раджас: Кшатрии: героизм, сила, решимость, находчивость, отвага в бою, благородство, умение руководить.
Тамас: Вайшьи: земледелие, защита коров и торговля. В невежестве: Шудры: физический труд и служение другим

Следующая жизнь, направление

00:11:46 Бхагават-Гита 11.14,15,18, Шримад-Бхагаватам 11.25.21, 22.
Саттва: Чистые высшие планеты великих мудрецов. Все более и более высокое положение, небесные планеты.
Раджас: Бхагават-Гита: Рождаются среди занятых кармической деятельностью, живут на земных планетах. Шримад-Бхагаватам: Получают рождение в человеческих телах.
Тамас: Бхагават-Гита: Рождаются в царстве животных и опускаются в адские миры. Шримад-Бхагаватам: Попадают во все более низкие формы рождения и в ад.

Результаты деятельности

00:13:00 Бхагават-Гита 14.16, 17.
Саттва: Благочестие, чистота, знание.
Раджас: Страдание, жадность.
Тамас: Глупость, безумие, иллюзия.

Развитие

00:13:30 Бхагават-Гита 14.17.
Саттва: Знание.
Раджас: Жадность.
Тамас: Глупость, безумие, иллюзия.

Поклонение и вера

00:13:50 Бхагават-Гита 17.4, Шримад-Бхагаватам 11.25.27.
Саттва: Бхагават-Гита: Поклоняются Богу и его представителям.
Шримад-Бхагаватам: Вера и преданность духовной жизни.
Раджас: Бхагават-Гита: Поклонение демонам.
Шримад-Бхагаватам: Вера в кармическую деятельность.
Тамас: Бхагават-Гита: Поклонение призракам и духам.
Шримад-Бхагаватам: Вера в безбожные поступки.

Пища

00:14:40 Бхагават-Гита 17.8–10.
Саттва: Увеличивает продолжительность жизни, очищает существование, дает силу, здоровье, счастье и удовлетворение. Сочная, маслянистая, здоровая и приятная сердцу.
Раджас: Слишком горькая, слишком кислая, соленая, пряная, острая, сухая и очень горячая. Вызывает страдания, несчастья и болезни.
Тамас: Приготовленная за 3 часа до еды, безвкусная, разложившаяся, испорченная, состоящая из остатков и непригодных продуктов.

Воздержание

00:15:45 Бхагават-Гита 17.17–19.
Саттва: Аскетизм трех видов, совершаемый с трансцендентальной верой; людьми, не ожидающими выгоды, ради Всевышнего.
Раджас: Из гордости, ради завоевания уважения, чести и поклонения; не твердое, не постоянное.
Тамас: Из глупости; самоистязание, причинение вреда и гибели себе и другим.

Благотворительность

00:16:38 Бхагават-Гита 17.20–22.
Саттва: Совершаемая из чувства долга, без желания получить что-либо взамен, в надлежащее время, в надлежащем месте, достойной личности.
Раджас: В расчете на какое-то возмещение или из желания получить плоды; неохотно.
Тамас: В нечистом месте, в неподходящее время, недостойной личности, без уважения и должного внимания.

Отречение

00:17:26 Бхагават-Гита 18.7–9.
Саттва: Исполняет предписанные обязанности из необходимости, отрекается от материального общения и привязанности к плодам.
Раджас: Отказывается от предписанных обязанностей как от обременительных или из страха перед физическими неудобствами.
Тамас: Отказывается от предписанных обязанностей из-за иллюзии.

Знание

00:18:10 Бхагават-Гита 18.20–22, Шримад-Бхагаватам 11.25.24.
Саттва: Бг: Бхагават-Гита: Видит одну неделимую духовную природу во всех живых существах, хотя они разделены на бесчисленные формы. Шримад-Бхагаватам: Абсолютное знание.
Раджас: Бхагават-Гита: Видит различные виды живых существах в разных телах. Шримад-Бхагаватам: Основано на двойственности.
Тамас: Бхагават-Гита: Знание, привязывающее к одному виду деятельности, как единственно важному, знание не отражающее истину. Шримад-Бхагаватам: Глупое, материалистическое.

Поступки или деятельность

00:19:17 Бхагават-Гита: 18.23–25, Шримад-Бхагаватам 11.25.25
Саттва: Бхагават-Гита: Регулируемая и исполняемая без привязанности или без желания получить плоды. Шримад-Бхагаватам: Как подношение Всевышнему, без желания иметь плоды.
Раджас: Бхагават-Гита: С большими усилиями, ради удовлетворения желаний, проистекающая из чувства ложного эго. Шримад-Бхагаватам: Желание наслаждаться плодами.
Тамас: Бхагават-Гита: В иллюзии, в пренебрежении к наставлениям шастр, без заботы о влекомых за нею рабстве, насилии или страданиях, причиняемых другим. Шримад-Бхагаватам: Из насилия и зависти.

00:20:40 Помню, я был очень впечатлен, узнав, что многие святые не читали большого количества книг. Если доминирует Саттва, и человек искреннен, не завистлив и бескорыстен, то всего одна лекция продвинутой личности или глубинное понимание главы из Бхагават-Гиты, Библии и других священных писаний, может поднять его на высочайший уровень.

00:21:11 В гуне страсти человек побуждаем жадностью и гордыней. Знания ему нужны только для того, чтобы достичь более высокого социального положения, улучшить своё материальное благосостояние, научиться манипулировать другими, показать всем какой он умный и т.д. Такой человек может очень много читать, даже эзотерической литературы, но реальных внутренних и последоватеьных внешних изменений у него не происходит.

00:21:46 В гуне невежества человек становится глупым, безумным, впадает в иллюзии. Он уверен, что знает все. Такой человек постоянно осуждает других. В Тамас часто впадают люди после 50 лет, которые считают, что они знают всё или, что их уже не изменить. Людям в этом возрасте становится все сложнее менять свои привычки, быть гибкими. Но те, у кого это получается – несут в себе заряд молодости до самой смерти, которая у них все отодвигается.

00:22:25 Когда человек прекращает развиваться, постигать, самосовершенствоваться, он как бы сигнализирует Вселенной: «Все моя жизнь закончена».

Правильное питание – основа физического, ментального и духовного здоровья

Питание в благости

00:22:47 Пища в благости увеличивает продолжительность жизни, очищает существование, дает силу, здоровье, счастье, удовлетворение. Она сочная, маслянистая, здоровая и приятная сердцу. Также она сладкая. Сладость – вкус благости, потому что он питателен, приятен, обладает гармонизирующими свойствами, и в нём отражается энергия любви.

00:23:17 Только, пожалуйста, имейте в виду, что белый свекольный рафинированный сахар находится в невежестве и страсти, он очень вреден для организма. Кленовый сироп также не полезен. Используйте мёд (не подвергавшийся тепловой обработке), тростниковый, пальмовый нерафинированный сахар. Большое количество сахара приводит к тамасу. Съешьте килограммовый тортик, даже с полезным сахаром – и вы обязательно впадете в состояние сытой тупости.

00:23:51 Все натуральные молочные (коровьи) продукты саттвичны. Топленое коровье масло – самый полезный продукт, полностью пропитанный Саттвой. Чем дольше оно хранится, тем более полезным становится. Йогурт несколько тяжеловат, им лучше не злоупотреблять. Также его лучше есть в первой половине дня. Сыры также тяжеловаты и не рекомендуются для постоянного употребления, особенно желтые сорта. Довольно полезны и легки для пищеварения свежие творожные сыры белого цвета, типа «адыгейского».

00:24:30 Злаки, крупы, каши из цельных зерен (овсяная, гречка, зерно, коричневый рис и другие) являются основным компонентом саттвичной диеты. Они необходимы для людей, занимающихся тяжелым физическим трудом и при физических нагрузках. Фрукты и большинство овощей саттвичны и полезны. Бананы и картофель способствуют слизеобразованию и их не рекомендуется есть при простудах и ангинах.

00:25:01 Овощи лучше есть свежими или приготовленными на пару. В грибах – большое количество Тамаса. Если вы не можете обойтись без них, то ешьте шампиньоны или белые грибы. Капуста раджасична и способствует газообразованию. Лук, чеснок, редис – Раджас, они очень возбуждают нервные волокна, связанные с половой сферой. Орехи и семечки – саттвичны, но их нельзя пережаривать или подсаливать: тогда они приобретают тамасичные свойства. Это достаточно тяжелая пища, и лучше их помногу сразу не есть. Наиболее полезны миндаль, кедровые и грецкие орехи, а также фисташки.

Питание в страсти

00:25:49 Пища в страсти – горькая, слишком кислая, соленая, пряная, острая, сухая, горячая – то есть все то, что «слишком». Страстные люди любят острую, горячую пищу, дающую яркие вкусовые ощущения. Она вредит здоровью, вызывает страдания и болезни. Обратите внимание: соленый вкус усиливает жадность. Белая рафинированная соль – очень вредный продукт. Поэтому не ешьте слишком много соленого. Но полезна и нужна нашему организму нерафинированная морская соль, содержащая огромное количество важных микроэлементов и минералов.

Питание в невежестве

00:26:36 Пища в невежестве – приготовленная более чем за три часа до её принятия. Если вы приготовили утром, а вечером едите – то в этой пище есть значительный элемент невежества. Люди нередко заготавливают пищу на три-четыре дня вперед, но это неправильно, потому что тонкая энергия, прана, уже из нее уходит, и пища становится мертвой. Пища без праны не дает жизненных сил. Также невежественная пища – это пища безвкусная, испорченная, разложившаяся.

00:27:12 Все искусственные пищевые добавки: красители, ароматизаторы и, особенно, консерванты находятся в невежестве и, частично, в страсти. Они отравляют пищу, лишают её жизненной силы. Хотя внешне такая пища может выглядеть очень красиво, что в общем-то для страстно-невежественных людей самое главное.

00:27:36 Многих современных людей может покоробить информация о том, что мясо – это практически чистое невежество, сильнейшая энергия Тамаса. Но задумайтесь: ведь эта пища добывается посредством насилия, это трупы, а в наши дни ещё и напичканные химикатами.

00:27:55 Одной из жесточайших пыток в Древнем Китае было кормить человека только мясом – через какое-то время он умирал с большими страданиями. Во многих ресторанах знают, что если человек поел мясо, то он захочет выпить и закурить, с энергетической точки зрения у него усилятся агрессия и нижайшие страсти и пороки.

00:28:20 Хотя Аюрведа в некоторых случаях допускает употребление мяса (за исключением телятины и свинины), например, шудрам (рабочим), занятым тяжелым физическим трудом, людям, у которых из равновесия выведена Вата (элемент воздуха).

00:28:37 Кофе и черный чай, да и все напитки, содержащие кофеин, – это Раджас и Тамас. Они весьма разрушительно действуют на нервную систему и физическое тело. Об этом писал ещё знаменитый американский диетолог Поль Брэгг, к такому же мнению пришли и современные независимые исследователи.

00:28:58 Специи считаются необходимым элементом здорового питания, хотя многие из них раджасичны. Саттвичные специи – это имбирь, фенхель, кардамон, кориандр, корица и куркума. Саттвичная диета предназначена для совершенствования ума, она гармонизирует, раскрывает ум, способствует пробуждению сознания, успокаивает, очищает и дает ясное видение (интуицию).

00:29:30 Саттвичная диета крайне необходима всем, кто много времени посвящает умственной работе, хочет прогрессировать духовно и интеллектуально. Такая диета имеет большое значение при лечении психических расстройств, способствует восстановлению душевного равновесия и гармонии, она омолаживает и помогает восстановлению тканей, что особенно необходимо в период выздоровления или после очищающих процедур.

Сыроедение

00:30:02 Вопрос: Что вы думаете про сыроедение?
Ответ: Ниже помещены несколько абзацев из книги, посвященной сыроедению, для которой меня попросили написать несколько слов. В общем очевидно, что правильное сыроедение – это наиболее саттвичный вариант питания, да и вообще образа жизни.

00:30:24 «Одна из главных трагедий нашей цивилизации – это то, что люди не придают должного значения питанию. А ведь от питания зависит наше физическое, ментальное и даже духовное здоровье. Все медицины и духовные школы от Бога придавали этому аспекту огромное, если не первостепенное значение.

00:30:47 Представьте, что вы заправляете свою машину не бензином, а кока-колой, – вы испортите самый лучший автомобиль. Наше тело более уникально и лучше создано, поэтому оно может продержаться какое-то время, но то, что страдания придут, – в этом нет сомнений, если мы едим неправильно.

00:31:06 Диета современного человека в основном полна различных химических добавок, искусственных продуктов, таких как белый рафинированный сахар, рафинированная соль, белая мука и т.д., а про спиртное и говорить не хочется. Эта диета лишена праны (жизненной силы), более того она её забирает, лишая нас иммунитета и тонкой энергии.

00:31:32 Поэтому целые народы, которые переходят на современную диету, очень быстро приобретают и все болезни современного западного человека: рак, сердечно-сосудистые заболевания, диабет и десятки тысяч других болезней, включая ментальные. Эта пища находится в страсти (Раджасе) и невежестве (Тамасе), в отличие от вегетарианской диеты, и особенно сыроедческой, которая полна праны и находится в благости.

00:32:06 Я привык наблюдать и делать выводы, основываясь на фактах, и могу сказать, что в те месяцы, когда я летом становился сыроедом, я ощущал огромный приток энергии, забывал о болезнях и чувствовал, как организм очищается. Когда я болел раком, на сыроедении рост опухоли прекращался, но как только я прекращал так питаться, рост опухоли возобновлялся.

00:32:34 Все сыроеды, которых я видел, обладали огромной энергией, имели здоровый цвет лица в отличие от красноватого «румянца» человека, который объелся пончиков.

00:32:46 На мой взгляд, людям, живущим в холодном климате, совсем не обязательно становиться сыроедами на круглый год, если нет серьезных заболеваний. Более того, людям, у которых много «ветра, воздуха» (Ваты) в теле, это может – быть вредно согласно Аюрведе. Человек, который переходит на сыроедение, должен увеличивать количество благости (Саттвы) в своей жизни. И, как я заметил, это происходит автоматически: все сыроеды, которых я имел честь видеть и с которыми общался, были очень творческие и духовные люди, с чистыми помыслами.

Правильная благотворительность – основа процветания

00:33:33 Благотворительность в Саттве совершается без желания получить что-то взамен, из чувства долга, в надлежащее время, в надлежащем месте и достойной личности. Очень важно знать правильные способы совершения благотворительности. Лучший способ – направить благотворительность на распространение истинных знаний и Божественной любви.

00:33:57 Светский человек, у которого доминирует Саттва, регулярно жертвует не менее 10% своего дохода. Один из главных показателей совершения пожертвования в благости – человек никогда никому не рассказывает о том, кого и как он облагодетельствовал.

00:34:16 При благотворительности в страсти у человека всегда есть желание получить какие-то плоды, или она совершается неохотно: «Хорошо, я вам пожертвую, а вы в газете про меня напишете? Налоги уменьшите?» Или – обратный эффект – люди в страсти склонны давать более крупные пожертвования, чем нужно. У такого человека дома детям кушать нечего, а он жертвуют последнее, вдохновленный эмоциональной лекцией какого-нибудь проповедника – а потом жалеет о том, что сделал пожертвование.

00:34:50 Благотворительность в невежестве – в неподходящее время, в неподходящем месте, недостойной личности, без должного внимания и уважения, например, пьяному нищему. По большому счету, пожертвование нищим на улице считается благотворительностью в невежестве. Если вы даете пожертвование недостойной личности, вы разделяете неблагоприятную карму этого человека или даже организации. И в страсти, что в невежестве – важно всем рассказать о своем пожертвовании. Если доминирует невежество, то начинаются упреки, даже если человек уже совершил пожертвование.

Поступки и деятельность в разных энергиях

00:35:38 Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю.
Сократ

00:35:51 Поступки в Саттве – регулируемые, исполняемые без привязанности и ненависти, без желания получать плоды. У нас всех есть свои обязанности, мы исполняем свой долг – например, отца, мужа, члена религиозной организации и т.п. Но важно не быть привязанным к плодам своей деятельности. Если мы выполняем действия как акт жертвоприношения – это гуна благости. Деятельность также должна быть регулируемой, а не по принципу: «Хочу – делаю, не хочу – не делаю».

00:36:26 Чем человек отличается от животного? И у животных жизнь очень организована – её регулирует природа. Собака не может изучать священные писания и осознанно менять свою жизнь к лучшему или худшему, но у человека, в отличие от нее, есть выбор. Это единственное живое существо, которое обладает таким выбором. У каждого народа есть какие-то регулирующие принципы. У людей в невежестве тоже есть священные писания. У одного из народов Южной Африки, например, есть такое предписание: «Кушайте только стариков» – иначе они давно бы съели друг друга.

00:37:09 Поступки в страсти. Предписание для людей в страсти может звучать так: «Жертвуйте как минимум десятину». То есть регуляции существуют для каждой гуны. Человек в Раджасе судит о духовном прогрессе других по тому, как строго они выполняют различные предписания. В страсти человек не может долго следовать каким-либо принципам.

00:37:32 Поступки в невежестве. Когда евреи, будучи рабами, получили Тору, их уровень сознания стал выше во много раз. Или, скажем, бедуины раньше жили вместе: несколько поколений родственников в одном шатре. Когда пришел Мухаммед, то один из пред-религиозных принципов, который он дал, гласил: «Не имей секса со своей матерью». Потом он давал более глубокие принципы, и следование этим правилам очень возвысило народы, которые им следовали. Советую вам почитать суфийских мастеров – вы встретитесь с глубочайшими Истинами, которые они постигли на основе Корана.

00:38:16 Первыми учениками и последователями Христа были рыбаки и рабы. Это показывает, что даже неграмотные рабы могут очень быстро прогрессировать, если получат наставления от великой души просветленного и священные писания в благости.

00:38:33 Если мы не следуем принципам, у нас начинает ухудшаться судьба и появляются болезни. Поэтому нужно правильно питаться, правильно общаться и читать духовные книги. Все это нас возвышает.

00:38:47 Человек в Саттве непременно следует регулирующим принципам, но невежественный человек не может понять их смысла, поэтому ему, с самого начала, не нужно давать очень возвышенные предписания. Тут главное не впасть в другую крайность – не сделать следование правилам и заповедям главной целью, ведь это приводит к религиозному фанатизму.

00:39:10 Важно помнить, что конечной целью может быть только Любовь к Богу, а следование заповедям – это лишь средство.

00:39:20 Анекдот. Моисей спустился с горы Синай, где он получил заповеди от Всевышнего. Нa вопросы окруживших Его людей он ответил: «Есть две новости – одна плохая, одна хорошая. Хорошая – удалось договориться, что будет только десять заповедей. Плохая – прелюбодеяние вошло в список».

00:39:44 Деятельность в благости выполняется как предложение плодов своего труда Всевышнему, без желания иметь плоды, но тем не менее с большим энтузиазмом.

00:39:55 Деятельность в страсти требует больших усилий, она осуществляется под влиянием ложного эго для удовлетворения желаний, основные её мотивации – гордыня, желание наслаждаться плодами. Человек в страсти много и напряженно работает, но, в итоге, все равно остается неудовлетворенным.

00:40:18 Деятельность в невежестве – это деятельность в иллюзии, с пренебрежением к наставлениям, без заботы о последствиях, которые она за собой влечет, в рабстве, с насилием или с причинением другим страданий, главные мотивы для деятельности – это жадность и зависть. Сюда относится, в том числе, деятельность мясников. Психологи доказали, что люди, которые более двух-трех лет работают на бойнях, имеют серьезные нарушения в психике.

00:40:51 Анекдот. Решил Бог дать заповеди, которые служат быстрому возвышению сознания, и решил дать людям. Пришел Бог к цыганам. И предложил заповеди им. И цыгане тоже захотели услышать пример. И прочитал Бог: «Не укради». И ответили цыгане: «Нет, это не для нас». И пошел Бог к французам. Но и те отказались от заповедей Его, услышав пример: «Не прелюбодействуй». Наконец, пришел Бог к евреям и сказал: «Есть заповеди». «Заповеди? – спросили евреи. – И почем они?» «Бесплатно», – ответил Бог. И сказали тогда евреи: «Здорово, давай десять!».

Счастье-яд и счастье-нектар

00:41:42 Счастье в благости – вначале подобно яду, в конце же – подобно нектару, оно побуждает человека к самоосознанию. Например, рано утром вставать тяжело – это подобно яду. Вначале, когда вы пытаетесь встать с теплой постели, вам очень неприятно, но вы всё же пересиливаете свою лень и по утрам медитируете, то создаете правильный настрой на весь день, у вас улучшается настроение и здоровье, и это – нектар. Но вначале, когда пытаетесь встать с теплой постели, то вам очень неприятно.

00:42:19 Или же вы приходите в гости, где стол ломится от угощений. Если, вспомнив, что на ночь наедаться вредно, вы кушаете совсем немного, это может показаться ядом (тяжелой аскезой), но легкость в желудке, легкое пробуждение на следующее утро – это уже нектар.

00:42:38 Или ещё пример – вы начинаете изучать иностранный язык. Вначале это непросто: нужно потратить деньги на репетитора, куда-то ездить, много заниматься – это яд. Но потом вы начинаете общаться на этом языке, у вас расширяется кругозор, жить становится интересней, уровень жизни поднимается – это уже нектар.

00:43:02 Или же вы занимаетесь йогой, ходите в бассейн, следите за питанием, а ваши знакомые, глядя на эти ваши труды, приглашают отдохнуть, расслабиться, выпить с ними спиртного, посмотреть футбол и т.д., но вы продолжаете делать по-своему, хотя это и непросто. И кто же в результате будет более счастлив, здоров, красив, и дольше проживет? Конечно, вы. То есть по законам материального мира вначале Саттва подобна яду, такую деятельность выполнять сложно, но потом вы приходите к гармоничной жизни, у вас появляются саттвичные привычки, и это уже превращает вашу жизнь в нектар.

00:43:45 Счастье в страсти возникает из соприкосновения чувств с их объектами. Оно, наоборот, вначале подобно нектару, а в конце – яду. Вот вы видите что-то вкусненькое, например большой торт. Вам его очень захотелось, и вы, забыв обо всем, начинаете его поглощать, ощущая себя самым счастливым человеком на свете. Но это вредно для вашего организма, и, если поступать так регулярно, то вскоре у вас появится лишний вес, ухудшится здоровье и т.п. – то есть вам придется иметь дело с ядом.

00:44:20 Сюда же относятся временные сексуальные отношения. Вначале кажется, что это высшее проявление любви – вступить в сексуальную связь с красавицей-незнакомкой, но потом приходят венерические заболевания, аборты или даже СПИД. Или женщина завязывает романтические отношения с коллегой – это кажется нектаром, ради которого стоило родиться, но потом об этом узнает муж... Отношения в семье разрушаются, страдают дети, со временем портятся отношения и с когда-то пламенным возлюбленным, а это уже яд. Просто беспорядочный секс забирает тонкую энергию.

00:45:02 Или же вы слушаете страстную музыку, которая ведет к деградации сознания. Все это примеры того, как нектар счастья в страсти превращается в яд. Более правильно было бы в этом контексте заменить слово «счастье» словом «удовольствие».

00:45:20 Счастье в невежестве – слепо в самореализации, призрачно от начала до конца, проистекает из сонливости, лености и иллюзии. Сюда относятся наркотики, выпивка, излишний сон и т.д.

00:45:35 И это очень важная мысль, что счастье мы можем испытать, только когда у нас доминирует Саттва (благость). Приложить усилия, следовать правилам сложно только вначале. Потом это становится привычкой, и вы не замечаете, как живете и действуете в Саттве. Саттвичный человек излучает счастье и спокойствие.

Только благость сделает нас счастливыми

00:46:04 Мы строим свою жизнь сами, и важно помнить, что только Саттва сделает нас счастливыми. Счастье, блаженство, гармония – всё это относится к Саттве, и чем больше у нас Саттвы, тем мы более удовлетворены и счастливы.

00:46:20 В страсти может быть только удовлетворение, которое человек получает от пяти органов чувств, но оно очень кратковременно, и за ним, как правило, следуют страдания. Если вы съели на ночь шашлык с белым хлебом и запили его спиртным, это может принести вам удовольствие, но этим действием вы заложили семена будущих страданий и болезней.

00:46:46 Мудрецы утверждают, что временное чувство удовольствия приходит извне, а счастье – изнутри. И мы должны во всём выбирать гуну Саттвы – или, в крайнем случае, Раджас. Комбинация Саттва-Раджас – хорошая комбинация. Такая энергия в этом мире у очень успешных людей, которые своей жизнью приносят много счастья окружающим. Чтобы что-то сотворить, чего-то достичь, нужна страсть, активность.

00:47:16 В молодости и в меньшей степени в зрелости у человека доминирует страсть, И она ему нужна. В это время человек должен многое создавать и изучать и сам себя содержать, и обеспечивать своих родителей и детей. Ему следует исполнять свою социальную миссию.

00:47:34 Если в это время человек не работает на благо общества, он будет наказан природой. Отрекаться, уходить в монастыри могут единицы – те, кто пришел с определенной духовной миссией, кто может легко контролировать сексуальное желание. Но таких людей практически нет в наше время.

00:47:54 В этот период Тамас (лень, излишний сон, агрессивное поведение и т.д.) наказуем Природой больше, чем обычно. Это подобно тому, как если бы человек пришел на работу сонный, пассивный, агрессивно настроенный ко всем. Такого человека либо выгонят с работы, либо накажут.

00:48:17 А после 60 лет человек должен потихоньку замедлять темп жизни, посвящать все больше времени изучению духовных дисциплин и работе над собой.

Качества благости, страсти и невежества

00:48:34 Качества благости: управление умом и чувствами, терпеливость, чувство различения, следование предписанным обязанностям, правдивость, милостивость, изучение прошлого и будущего, удовлетворенность, благородство, отречение от объектов чувств, вера в учителя, стыд от незаконных поступков, милосердие, простота, смирение.

00:49:04 Качества страсти: материальные желания, огромные усилия, неудовлетворенность даже при успехе. Стремление получать все больше и больше, даже если уже достигли какой-то цели. В восточной психологии это называется «собачьи бега». К этим качествам можно отнести ложную гордость, мольбу о материальных достижениях и лучших возможностях, чем у других. Сейчас последнее нередко практикуется в религиях: «Сходи в церковь, помолись – и Бог даст», «Съезди на могилу такого-то святого – и найдешь хорошего мужа», «Начнешь читать молитвенник – к тебе пойдут деньги» и т.п.

00:49:51 Анекдот. Молятся рядом в церкви грузин и русский. Грузин: «Господи, помоги мне продать состав апельсинов». Русский (многократно): «Господи, пошли мне тринадцатую зарплату, на хлеб не хватает». Русский явно мешает молиться грузину. Грузин – русскому: «Слушай, сколько тебе не хватает?» Русский: «250 рублей». Грузин: «Слушай, вот тебе 500, уходи отсюда и не мучай больше Господа по пустякам!»

00:50:26 В современной культуре присутствует идея, что Бога надо о чем-то просить. И если он дает, исполняет желания, то это хороший Бог. Это часто встречается в американских христианских церквях. По большому счету, это можно встретить в любой религии. Своего рода современный вид идолопоклонничества.

00:50:47 Человек в страсти любит спорить, соревноваться, любит, чтобы его прославляли, осмеивает других, склонен к сарказму. Люди в страсти любят тонко «подкалывать» других. Такой человек гордится своей доблестью, да и вообще всем, что имеет, даже недостатками, доказывает правоту силой, осуждает других.

00:51:14 Качества невежества. В невежестве человеку свойствен гнев, раздражение. Вообще, даже кратковременный гнев может очень сильно испортить вам здоровье, так как биохимические процессы, происходящие при гневе и раздражении, очень разрушительны. Говорится, что минута гнева способна испортить десятилетнюю дружбу. В восточной психологии считается, что гнев – это одно из основных разрушительных качеств.

00:51:43 Христианский святой Евагрий Черноморский говорил: «Вообще нет праведного гнева на ближнего, ибо всякий гнев на ближнего – это путь в погибель».

00:51:54 Следующие свойства невежества: непризнание авторитета священных писаний, паразитизм, лицемерие, усталость, скорбь, заблуждение, несчастье, сонливость, уныние, депрессия.

00:52:11 Очень важно больше искренне улыбаться, нести положительный заряд. Люди в невежестве сонные и пассивные, для них характерны страх, лень и ложные ожидания.

00:52:25 Анекдот. Встречаются два друга, один спрашивает: «Ты что такой грустный?» Второй отвечает: «Да мне уже 20 лет, а я все писаю под себя по ночам». Первый: «У меня есть знакомый психолог – сходи к нему». Чepeз некоторое время опять встречаются, второй уже выглядит счастливым. Первый: «Ну как, сходил к психологу?» Второй: «Да, большое спасибо, очень помогло». Первый: «Что, писать под себя перестал?» Второй: «Нет, не перестал, но теперь я горжусь этим».

00:53:03 Цель восточной психологии – это максимально помочь человеку увеличить благость и максимально уменьшить невежество. Западная же психология находится преимущественно в страсти и невежестве. Таким образом, зачастую помощь современного психолога заключается в том, чтобы избавить человека от чувства стыда или, как сейчас принято говорить, победить свои комплексы. Но у людей в невежестве вообще нет понятия «стыд», они ничего не стыдятся. Человек в Саттве стыдится, даже если видит, что другие делают что-то нехорошее.

Наличие разума отличает нас от животных

00:53:47 Господи, дай мне душевный покой, чтобы я смог спокойно принимать то, что не могу изменить, мужество, чтобы изменить то, что могу, и мудрость, чтобы отличать одно от другого.
Фридрих Кристоф Этингер

00:54:05 Если вы примете эти знания и начнете добавлять в свою жизнь все больше Саттвы, то очень скоро ваша жизнь начнет меняться к лучшему. Для этого важно иметь и использовать разум. Главные функции разума: умение различать, память. Различать мы должны то, в какой гуне находится тот или иной предмет, мысль, человек, вид деятельности и т.д. Способность к различению позволяет сделать правильный выбор. Очищение разума – это пребывание в гуне благости. Если разум не в благости, сколько бы умных книг вы ни прочитали, вы не сможете прогрессировать, добиться успеха и стать счастливым. Для поддержания разума в благости важно ограничить время соприкосновения с низшими гунами.

00:55:01 Вопрос: Не могли бы вы рассказать о разуме чуть больше, ведь получается, что он очень важен в нашей жизни.
Ответ: Да, роль разума трудно переоценить, практически качество и уровень нашей жизни определяются тем, насколько у нас сильный и одухотворенный разум. Если разбирать эту тему подробно, то может получиться большая книга.

00:55:26 У разума следующие функции: познание, целеполагание, волеизъявление, творчество, формирование эгрегора. Разум способен достигать цели. У ума нет возможности и желания достигать цели, умственная платформа – это просто рассуждения. Спросите о чем-нибудь любого человека – и он даст вам множество советов, часто весьма умных и действенных, но, в большинстве случаев, таких советчиков нельзя назвать счастливыми и успешными. Поэтому в восточной психологии уровень сознания человека определяется по тому, какие у него цели, и тому, чего человек реально достиг в жизни, насколько он гармоничен. А в политике и спорте разбираются все, как гласит современная мудрость.

00:56:20 В восточной психологии слова «разумный» и «волевой» – это практически синонимы, означают одно и то же. Творческие люди – это люди с сильным разумом, они способны воплощать идеи. Люди с сильным разумом способны сплачивать и вести за собой группы людей.

00:56:41 Человек с больным разумом восхваляет себя, а других критикует, осуждает. Это дает ему возможность почувствовать себя великим. Но разумный человек восхваляет других, он знает, что, когда мы восхваляем кого-нибудь, мы приобретаем его возвышенные качества, а когда критикуем, то берем плохую карму этого человека и его негативные качества. Если кто-то критикует нас, то этот человек забирает нашу плохую карму, наши болезни и несчастья. Чем более человек эгоистичен, тем больше он всех осуждает и критикует.

Три вида разума

00:57:20 1. Сильный разум - в благости. Человек способен делать выводы, услышав истину. Такой человек учится на чужих ошибках. У него очень сильная интуиция, воля и ясное видение – с ранних лет или после начала серьезной работы над собой.

00:57:42 2. Слабый разум - в страсти. Такой человек способен делать выводы, услышав и наглядно увидев. Он учится на своих ошибках. К старости такие люди могут становиться достаточно мудрыми, «побитыми жизнью»

00:57:58 3. Неразумный человек - в невежестве. Вообще не способен делать выводы. Про таких говорят: «Жизнь его ничему так и не научила». Собственные ошибки его только озлобляют, во всём он считает виноватым всех и вся, только не себя. Это уровень животного и ниже.

7 выводов

00:58:26 Итак, мы прошли семь важных пунктов.

00:58:22 1. Гуны, как они действуют, как действует материальная природа.

00:58:28 2. Основные функции гун. Они связывают, проникают повсюду и создают разнообразие. Связать человека – их главная функция, это веревки. Душа полна вечности, знания и блаженства, но когда она попадает в этот мир – гуны её всячески связывают, заставляя восхищаться своим разнообразием.

00:58.50 3. Тот, кто обладает истинным знанием, может видеть влияние гун везде и во всём. Вам следует научиться этому – ежедневно обращайте внимание на то, как вы поступаете, с кем вы общаетесь, что вы едите, какие передачи смотрите, и т.д. Всегда помните о том, что если гуна невежества начнет доминировать в вашей жизни, то она принесет и вам, и окружающим Вас людям огромные страдания.

00:59:24 4. Если мы используем знания о гунах на практике, мы не попадем под влияние низших гун.

00:59:32 5. Живое существо оскверняется гунами из-за заблуждений разума. Поэтому очень важно одухотворять и усиливать разум.

00:59:43 6. Если наше поведение будет в благости, наши поступки будут защищать наш разум, и тогда мы сможем различать и избегать воздействия низших гун и перейдем на трансцендентный уровень.

01:00:00 7. Такой проактивный образ жизни должен стать для нас естественным. Это образ жизни в Саттве (в отличие от реактивного образа жизни – в невежестве). Не ждите, когда к вам придут болезни и страдания – начните жить правильно прямо сейчас.

01:00:19 Когда человек попадает под влияние гун? Когда он обуславливается и начинает жить категориями «я» и «моё». То есть, когда у него есть какая-либо форма эгоизма – он уже находится под их влиянием. Только в гуне благости человек может правильно видеть, слышать, думать, делать выводы и принимать решения. Поэтому, если человек дает вам совет, сначала обратите внимание на то, в какой гуне он пребывает.

Как ум влияет на нашу жизнь

Мы становимся теми, о ком думаем

01:00:58 Мы можем изменить гуну с помощью общения. Общаться нужно, в первую очередь, с чистыми, светлыми личностями. То же касается и передач по телевидению, и книг. Старайтесь не выбирать книг в страсти и невежестве, которые в наше время стали очень популярны. Выбирая их, вы получаете соответствующую судьбу. Если у вас есть пример какой-то светлой личности, старайтесь держать его в сердце, думайте о нём и медитируйте на него. Мы становимся теми, о ком мы думаем.

Притча

01:01:34 В одном доме жила проститутка, а в доме напротив – брахман (учитель, священнослужитель). Брахман каждое утро совершал жертвоприношения, читал Бхагавад-гиту, мантры, молился. И, исполняя предписанные обязанности, он смотрел в окно, на дом проститутки, и думал: «Ну, как так можно! Вот сегодня к ней идет yжe третий клиент...»

01:02:00 А проститутка, глядя в его сторону, думала: «Какой чистый святой человек. Сейчас уже 11 часов, и он, наверное, сел за чтение Гиты. А сейчас он, наверное, молится!» Шло время... По карме они должны были умереть в один и тот же день и час, и вот этот час настал – из духовного мира спустились Вишнудутты (ангелы) и направились в их сторону. Когда они проходили мимо брахмана, он им сказал: «Куда Вы? Я тут!» А они: «Нет-нет, мы не к тебе, а к ней, a за тобой вон идут Ямадутты (посланники с адских планет)». Он: «Как же так?! Я же так молился, всем предписаниям следовал! А она ведь проститутка!» Они: «Да ведь ты целыми днями только о ней и думал, осуждая и возмущаясь! Твой ум был погружен в невежество, осуждение, гордыню, ты считал себя великим! Она же думала о тебе, о той возвышенной деятельности, которой ты занимаешься, читала в уме те мантры, которые ты повторял, всегда в уме думала о Боге и была смиренна. Поэтому мы и пришли за ней».

01:03:17 Эта история показывает, как важно то, где пребывает ум человека. Важно следить за тем, какие у нас в уме преобладают гуны. Очень хорошо думать о святых людях, держать в уме чистые мысли, читать мантры или молитвы. Потому что все начинается с ума. При появлении в уме невежества и страсти человек начинает деградировать.

01:03:43 У меня есть знакомые, которые жалуются на свои проблемы, говорят, что они пытаются что-то сделать, но у них не получается. Я советую им попробовать изменить свой образ мышления, свой рацион питания, понемногу менять свой образ жизни. Они говорят: «Нет, мы не можем». Тогда я говорю: «Что ж – это ваш выбор. Вам ничего не остается, кроме как продолжать страдать. Если вы не хотите хотя бы попытаться, начать делать хотя бы небольшие шажки –тогда не нужно жаловаться».

01:04:15 Люди в невежестве любят жаловаться, считать себя слабыми, несчастными, но при этом ничего не делать. «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Такие люди часто ходят по разным социальным институтам, пытаются получить благотворительную помощь, всех ругают, от всех чего-то требуют.

01:04:38 Паразитирующим, невежественным людям нет смысла помогать, ибо в результате они могут даже возненавидеть вас и стать ещё большими паразитами. Такие люди не знают, что такое благодарность. Нужно не жалеть их, а сострадать, молиться за таких людей, посылать им любовь.

Показатели увеличения благости, и как их добиться

01:05:04 В процессе общения с людьми на низком духовном уровне усиливается ложное эго, появляются желания, вожделение (кама), а потом и гнев, если желания не исполняются, или исполняются не так, как хотелось бы, или когда кто-то мешает их исполнению, или хочет забрать у нас то, что мы получили, и т.д.

01:05:27 Гнев приводит к впадению в иллюзию, потере разума. Поэтому главное – старайтесь отследить, с кем вы общаетесь. Правильный выбор общения – залог того, что эгоизм не увеличится, не увеличатся материальные желания, и вы не впадете в гнев и иллюзию. Поэтому тысячу раз подумайте, прежде чем выбрать, с кем общаться и какие книги читать. И ограничьте своё соприкосновение с низшими Гунами.

01:05:58 Посмотрите на ворон и лебедей. Вороны живут стаями, громко каркают, кружатся над помойными ямами, могут заклевать товарища, если он отберет их кусок. Лебеди же плавают в чистой воде, живут парами и очень преданы друг другу, они не кричат, пьют и едят чистую воду и пищу, выглядят очень гармонично, это саттвичные самодостаточные птицы. Лебедь – это один из символов здоровья, счастья, гармонии, преданности. Их можно сравнить с людьми в Саттве, а ворон – с людьми в страсти-невежестве.

01:06:37 Когда вы общаетесь с кем-то – вы либо даете общение, либо получаете. И важно вести такое общение, которое будет возвышать другого, а не понижать его сознание сплетнями, осуждениями, пустыми разговорами и т. п. Также нужно учиться порой и отказываться от общения, быть в одиночестве, получая высокие знания из книг, хороших передач, лекций и т. п.

01:07:06 Когда ваш разум будет очищен – вы будете удовлетворены, вам будет хорошо и в одиночестве. Не надо приходить в соприкосновение с низшими вибрациями, не надо стесняться отказывать поддерживать ненужное общение и пустые разговоры. Если кто-то понижает сознание человека, занимающегося самосовершенствованием, он ухудшает собственную карму.

01:07:30 При жизни в городе важны Раджас и Саттва. Мы должны действовать в Саттве и избегать Тамаса. Невежество, лень – это всегда плохо. В городе, окруженные энергиями Раджаса и Тамаса, мы не можем жить полностью саттвичной жизнью. Но, по крайней мере, нужно жить в Раджасе и Саттве.

01:07:51 Многие люди, находящиеся на высоком духовном уровне, действуют активно, но их деятельность направлена на благо мира, они не привязаны к плодам своего труда. Яркий пример – мать Тереза. Она работала по 16 часов в сутки, спасая больных людей, помогая прокаженным. Но её деятельность не была в страсти. Движущей силой, как сама она говорила, была любовь к Христу. То есть это была работа на духовном плане.

01:08:20 Один из показателей увеличения Саттвы – увеличение смирения, отсутствие гордыни и зависти. Тогда мы становимся способными видеть хорошие качества других. Умение видеть в других только положительное – очень важное качество. Чем более чист и саттвичен человек, тем больше чистоты он видит в мире. А чем более человек грязен, тем больше грязи он будет видеть вокруг.

01:08:52 Притча. Жил святой, который во всех и во всём видел только хорошее. Его соседу это надоело, и он тогда отвел святого к мусорной яме. Они долго шли по кучам мусора и, наконец, увидели дохлого, грязного, облезлого кота. Сосед указал на этого кота и спросил: «Вот, глянь на этого гниющего кота. Что ты можешь сказать?» На это святой ответил: «Какие у него красивые белые зубы!»

01:09:18 Неофиту в духовной практике вовсе не нужно часто встречаться с очень возвышенными личностями, потому что невежественное сознание может не только не позволить увидеть их возвышенные качества, но даже, наоборот, найдет множество недостатков. Нам нужно воздерживаться от критики великих личностей.

01:09:39 Вначале очень сложно пребывать в гуне благости. Но когда, спустя несколько месяцев, вы привыкнете – будет очень легко. Начало духовного пути можно сравнить со стартом ракеты – когда она взлетает, 85% топлива сгорает в первые минуты. Самое главное для неё – оторваться от земли. А, выйдя на орбиту, она уже может кружить вокруг земли, используя совсем немного топлива.

01:10:09 Самое трудное и важное – утвердиться в Саттве, а потом вы привыкаете, и вам становится легко. Более того, вы даже начинаете чувствовать себя плохо, если встали поздно или поели тамасичных продуктов. Но сначала нужно подняться на такой уровень, и это требует определенных усилий. Чтобы сформировалась привычка, потребуется не меньше 40 дней. Например, вы решили заниматься йогой по утрам. Делайте это, как бы вам ни было трудно, в течение нескольких месяцев.

Общие мысли

01:10:46 Человек в Раджасе идет туда, где легко. Также Раджас – это стремление завоевывать, расширяться. Если мы чего-то не знаем, если у нас нет знаний – это Тамас, а если мы начинаем задавать вопросы – это уже страсть. В этом случае страсти не нужно бояться, надо спрашивать, быть любопытным, учиться и получать знания.

01:11:10 Если мы слышим пустые разговоры, самовосхваление или критику – мы должны их игнорировать, не нужно слушать, вникать в сплетни, тем более – уподобляться воронам с мусорной свалки и пересказывать их. В страсть очень легко вовлечься, поэтому в таких случаях нужно немного отстраниться. Стремиться нужно туда, где ведутся возвышенные беседы на духовные темы.

01:11:36 Что касается страсти, то её не должно быть много. Страсть нужно регулировать. Например, необходимы дни отдыха. В иудаизме человек должен отдыхать минимум раз в неделю, а также каждый седьмой год – шабатон, год отдыха. Другая крайность – слишком много отдыха.

01:11:57 Нужно учиться отслеживать мотивы деятельности, которые находятся в сердце. Гуны всегда проникают в разум. Ради самовосхваления, ради гордыни человек может даже возглавлять религиозную организацию, но итогом будет лишь расширение его эго.

01:12:14 Люди в Раджасе обычно интересуются мистическими способностями, славой, здоровьем и т.д. И это нормально. Но важно потом подняться до уровня Саттвы. Люди в страсти приходят в духовную жизнь из-за различных страданий, начиная понимать, что в их жизни что-то не так.

01:12:35 Среди главных показателей Тамаса – скука и бездеятельность. Основные эмоции в страсти – это жадность и зависть. Саттва – это счастье и знания. Мысли в Саттве – постоянно с решительностью думать о духовном прогрессе и никогда не прекращать поиска Абсолютной Истины.

01:12:56 Если гуна проникает в разум, то её очень трудно оттуда удалить. Человек попадает в зависимость от какой-то концепции. После 50–60 лет, особенно если человек какое-то время работал учителем, ему очень тяжело отойти от взращенных за всю жизнь концепций, очень тяжело измениться.

Вопросы и ответы

Любовь побеждает всё

01:13:26 Вопрос: Вам по работе приходится иметь дело с разными клиентами, вы ведь их не выбираете?
Ответ: До какой-то степени выбираю. Своими внутренними программами мы притягиваем всех людей, которые входят в нашу жизнь. Также мои помощники проводят небольшой опрос перед записью, и, если они видят, что человек не готов, советуют ему сначала прочитать определенные книги, статьи.

01:13:56 Вопрос: Как вы справляетесь, ведь всё это отнимает столько энергии. Нужна защита…
Ответ: Защита есть. Когда цель – помочь человеку развить Божественную Любовь, начинаешь до какой-то степени соприкасаться с Божественным источником этой Любви. Важно стремиться не получить что-то, а дать, развивать дух бескорыстия. К тому же есть ряд техник, позволяющих многое нейтрализовать. Например, не кушать во время консультаций, а желательно и за некоторое время до и после них. Во время консультаций помнить о Боге, о духовных наставниках, повторять в уме мантры, молитвы.

01:14:38 Но, как правило, ко мне приходят люди, находящиеся уже на некотором духовном уровне. Если человек приходит подготовленным – тогда энергия не уходит, а, напротив, поступает, и в этом случае и консультируемый, и консультирующий – оба наполняются Саттвой, а часто и Божественной Любовью. А вот работать с неподготовленными людьми может быть очень опасно.

01:15:05 На последнем фестивале звезд психологии в Израиле я проводил тренинг с экспресс-консультациями на основе видения тонкого тела человека. И ближе к концу стал работать с парнем, который приехал по рекомендации родственников, но сам никогда не работал над собой серьезно. Внешне очень хороший, культурный парень. Говорит, что у него болят глаза и колени.

01:15:29 Я ему: «У вас в области левого колена большое черное пятно, энергетическая дырка, и похожее, только серое пятно в области правого глаза». Он подтверждает: «Да, именно с ними и есть большие проблемы».
– Но у Вас ещё проблемы с верхней частью позвоночника, странно, что о них вы не упоминаете.
– Да, последнее время и там сильные боли.
– Как видится, именно там и находятся ваши главные проблемы, которые (если ими не заняться) приведут к серьезнейшим проблемам в ближайшие два года, вплоть до инвалидности. А причина этого – большая гордыня и, как следствие, осуждение других людей и мира в целом.
Его родственница, сидящая за ним, кивает: «Точно, постоянно всех судит. Сколько раз я ему говорила: не считай себя самым справедливым!»

01:16:23 Парень становится серьезнее, записывает все рекомендации. Мы договариваемся, что на консультацию он придет не раньше, чем через несколько месяцев, прочитав мои книги, журналы и посмотрев диски с другими тренингами. Из моего опыта, если человек начинает работать над собой, то на консультацию он приходит уже со светлой аурой, и его нужно только правильно направить, чтобы он мог очень быстро восстановить тонкое тело. А это значит, что вскоре пройдут и физические боли, и болезни.

01:16:58 Так вот, после него и ещё одной женщины я почувствовал себя очень плохо. Как заметили окружающие, «позеленел» и оставшиеся дни фестиваля плохо спал и потерял аппетит. Обычно мне нужно на несколько дней уединиться на природе и много медитировать, чтобы привести себя в порядок.

01:17:18 Чем больше у человека в подсознании зависти, эгоизма, гнева, жадности, тем больше он на тонком плане похож на черную смердящую дыру. Думаю, только святые могут помочь таким людям за один раз, не осквернившись при этом.

01:17:36 Вопрос: Но в повседневной жизни нам ведь все равно приходится общаться с людьми, которые, нам, если можно так выразиться, противопоказаны. Например, на работе. Что делать в таком случае?
Ответ: Во-первых, работа должна быть благочестивая, благостная. Общайтесь с теми, кто негативно влияет на вас, как можно реже. Например, только по работе. Не позволяйте втягивать себя в обсуждения, но общайтесь вежливо. При общении смотрите не в глаза, а в переносицу, потому что, когда вы смотрите человеку в глаза, идет сильный обмен энергиями. Придя c работы, всегда принимайте душ.

Животные и гуны

01:18:25 Вопрос: А кто из животных находится в Саттва-гуне?
Ответ: Корова. Поэтому коров нельзя убивать. Они питаются травой, очень спокойные, практически не требуют ухода. И дают нам молочные продукты. Всё, что исходит от коровы, пропитано Саттвой и необычайно благоприятно.

01:18:48 Даже навоз полезен как антисептик и как удобрение. Мочу коровы используют в медицинских целях. Молочные продукты крайне необходимы нам для поддержания Саттвы. Полезней всего топленое масло и само молоко, особенно если его пить по вечерам, слегка подслащивая медом и добавляя определенные специи.

01:19:13 Если вы добавите немного навоза в воду и вымоете этой водой дом, из него уйдут все плохие привидения и духи, а также все тараканы. А если переборщите с количеством навоза, то могут разбежаться и соседи в Тамасе (шутка).

01:19:30 Во многих странах знали это и замечали, что инфекционные болезни не посещают тот дом, который хорошо промыт навозом. Сухим навозом можно топить печь. Но если вы всё это проделаете с испражнениями других животных, то будет обратный эффект, и тамасичных соседей станет больше...

01:19:48 В Ведах убийство коровы и поедание её плоти считается одним из самых серьезных грехов, приравнивается к убийству матери. Поэтому если вы не можете стать вегетарианцем, то прекратите есть хотя бы говядину и свинину. Свинина – это чистый Тамас.

01:20:08 Вопрос: А к какой гуне относятся собаки?
Ответ: У каждого животного доминирует своя гуна. Но, в общем, у животных больше невежества, чем у человека. Растительный мир, минералы – тут практически полностью доминирует Тамас. Человека, у которого много Тамаса и Раджаса, называют животным. Если невежества очень много, то в его отношении уже используют термины растительного мира: дуб, баобаб (но если туп как дерево – родишься баобабом) и т.п.

01:20:45 Что касается собак, то, например, овчарка – это больше страсть. Но главное качество собаки – верность и преданность, поэтому присутствует и Саттва. Лишь у травоядных животных, таких как корова, Саттва может доминировать постоянно.

01:21:02 Если собаку кормить только мясом, она станет очень агрессивной, злой. Даже если маленького, доброго Шарика постоянно кормить сырым мясом – через неделю он станет злым псом. Если у вас есть собака, то она должна жить во дворе, но не в доме или квартире с вами – это ухудшает энергетику дома. Нельзя кушать, когда животное на вас смотрит.

01:21:28 Вопрос: А слоны?
Ответ: У них преобладают Саттва и Тамас. Я недавно узнал, что кошки и собаки спят по 16 часов в сутки. Это говорит о том, что и у них присутствует Тамас.

Как помочь родственникам?

01:21:52 Вопрос: А что делать, если близкие родственники, друзья живут в Тамасе?
Ответ: В первую очередь, не осуждайте их. Из Тамаса сразу в Саттву попасть практически невозможно, поэтому сначала их нужно поднять в Раджас.

01:22:14 Одна женщина после прослушивания семинара по гунам рассказала, как она быстро вытащила своего брата из невежества. Он спал по 14 часов, причем днем, играл в компьютерные игры, ел мясо, несвежую пищу – в общем, налицо были все атрибуты Тамаса. Он не хотел даже слышать ни о каких изменениях – такие темы вызывали у него лишь агрессию – и это продолжалось годами.

01:22:53 Что же сделала эта женщина? Она подошла к нему, когда он, как обычно, лежал в полусонном состоянии на диване, и стала показывать красочные каталоги-журналы разных фирм, с красивыми фотографиями разнообразных товаров, представленных привлекательными людьми.

01:23:02 Она спросила у брата, что он посоветует ей купить для дома, или, может, он что-то хочет для себя? У него загорелись глаза, он захотел многое. Она мягко сказала, что для этого нужно что-то делать, зарабатывать, и что, если он хочет, у неё как раз есть для него работа.

01:23:26 Параллельно с этим она начала с любовью готовить ему пищу в Саттве и поддерживать дома чистоту на очень высоком уровне. Это очень сильное «оружие»: чистота и с любовью приготовленная саттвичная пища.

01:23:42 И этот парень начал работать, стал потихоньку меняться, следить за собой. Он захотел красивой жизни и согласился совершать серьезные усилия ради этого. Потом он даже приходил ко мне на консультацию. Я его учил, как достичь материальных целей и потихоньку добавлять в свою жизнь энергию Саттвы.

3 вида учеников в гунах

01:24:15 Вопрос: Практически во всех духовных практиках говорится о важности отношений между учителем (наставником) и учеником. Как в этом вопросе можно использовать знания о гунах, что говорят об этом Веды

01:24:32 Ответ: Среди учеников можно выделить три типа. 1. Саттвичный ученик А (порох). Таких очень мало. Им нужно совсем немного работать, чтобы достичь совершенства. Хотя такие личности находятся на высочайшем уровне, они родились ещё раз, чтобы пройти небольшой урок, исправить небольшую ошибку. В этой жизни они должны встретить Учителя, который поднесет к пороху искру.

01:25:10 Саттвичный ученик Б (сухое дерево). Это высоко духовная личность, которая с ранних лет наделена: вайрагьей (санскритское - мудрость и непривязанность) и вивекой (санскритское - умение отличать ложное от истинного). Такой ученик знает, что чудодейственной формулы освобождения не существует. Опыт можно получить только через садхану (санскрит - дисциплину).

01:25:46 Он ничему не следует слепо и не имитирует духовный Путь. Он задает вопросы и работает над собой. Он видит Учителя во всех обстоятельствах и в каждом встречающемся человеке. Таким ученикам не нужно долгое личное общение с учителем. Чтобы произошла глубокая трансформация сознания, им может быть достаточно встретить Учителя всего на несколько часов, а может даже минут, в жизни.

01:26:20 2. Раджасичный ученик (мокрое дерево). Такой ученик в основном учит других, проповедует, но сам особо не практикует и не придерживается ни наставлений своего учителя, ни того, чему учит он сам. Он всегда много читает и пытается обратить других в свою веру, хотя сам не имеет глубоких духовных реализаций.

01:26:46 Часто такие ученики верят, что учитель имеет магическую формулу. Они мыслят категориями: мой учитель, моя религия, мой Бог. Такой человек не способен видеть Бога во всём. У него эмоциональная привязанность к учителю, и он не способен видеть за пределами формы учителя.

01:27:10 Раджасичный ученик обычно очень заинтересован в хиромантии (гадании по руке), астрологии и других оккультных науках. К этой группе относятся фанатики и те, кто считает себя особенным и знающим лучше других. Такой человек должен больше времени уделять личностному росту, бескорыстному служению, медитации, контролю речи.

01:27:40 3. Тамасичный ученик (зеленое дерево). Такой ученик склонен неправильно интерпретировать все духовные наставления и причинять своим духовным наставникам множество проблем. Он любит бесцельные споры. Множество наставлений не оказывают на него никакого влияния.

01:28:05 Он не использует интеллект в проверке духовных тем. Он готов применить физическое насилие к иноверцам и инакомыслящим. Он не следует никаким правилам и никакой дисциплине. Он заинтересован в оккультизме и часто обращается к различного рода гадалкам, верит в амулеты и черную магию.

01:28:30 Такой ученик неразборчив в еде, и вокруг него много всех видов грязи (физической, эмоциональной и т.п.). Такой человек должен активно что-то делать: убирать и строить храмы, помогать проповедникам физически, поменьше говорить. Уединенная медитация и другие саттвичные практики ему не подходят.

01:29:03 Притча. Однажды учитель ехал на лошади, а ученики шли за ним следом. У учителя упали очки, но никто не подобрал их. Учитель остановился и спросил: «Почему вы не подобрали очки и не принесли их мне?» Ученики ответили: «Мы всегда записываем все твои наставления и строго следуем им, но у нас нигде не записано, что нужно подбирать всё, что упадет, когда ты едешь на лошади».

01:29:37 Тогда учитель гневно потребовал, чтобы они записали, что нужно приносить всё, что упадет с лошади, пока они в пути. Чepeз какое-то время он услышал, что ученики догоняют его, что-то кричат и несут на подносе кучу лошадиных испражнений. Это разгневало учителя ещё больше, и тогда он потребовал, чтобы они просто следовали за лошадью и, что бы ни упало – не обращали внимания.

01:30:18 Когда они проходили мимо деревни, на лошадь напали собаки, она испугалась, сбросила седока и помчалась в лес. Ученики подбежали к учителю, посмотрели в свой список, но ничего не было сказано о том, что нужно поднимать учителя, если он упадет. Наоборот, было написано «ничего не поднимать». Поэтому они его оставили и побежали догонять лошадь.

01:30:40 Даже если учитель просит что-то сделать учеников в невежестве, они не делают, а возмущаются и предъявляют претензии или вообще не понимают, чего от них хотят, и делают всё наоборот.

01:30:54 Ученики в страсти могут что-то сделать, если их хорошо попросить. Как правило, они очень вдохновенно приступают к служению, но через какое-то время теряют интерес, находят новое духовное увлечение. Им важно слышать, как их хвалят.

01:31:12 Учеников в Саттве не нужно даже просить: они и так все делают, что нужно, и учитель всегда ими доволен.

3 вида духовных учителей в гунах

01:31:27 1. Саттвичный учитель А. Послания такого Учителя в основном, распространяют его главные ученики. Большинство людей неспособно понять его высокий уровень и его послание. Такой Учитель достиг совершенства самореализации. У него полностью отсутствует лицемерие. Его жизнь есть сияющий пример его философии. На него совершенно не действуют восхваления или оскорбления, потому что он не отожествляет себя с телом и умом. Он полностью и безусловно любит Бога.

01:32:04 Саттвичный учитель Б. Он познал Бога, знает суть и смысл всех священных писаний. Он испытывает внутреннюю тишину и безусловную любовь. Вместе с учениками такой Учитель учится и продвигается. Такие Учителя видят Бога во всём.

01:32:26 2. Раджасичный учитель. У этого учителя нет учеников, так как ученик должен следовать определенной дисциплине. Он имеет последователей, которые поклоняются ему. Иногда они ведут себя фанатично.

01:32:42 Часто такой учитель ведет себя театрально, создает некий внешний образ, рассчитанный на публику, носит какую-то особенную одежду, чтобы его последователи видели, какой он духовный. Он пытается воздействовать на сознание людей посредством контроля их эмоций.

01:33:01 Такой учитель мало что практикует из того, чему учит. В эту категорию часто попадают формальные религиозные лидеры. Практически в каждой лекции такой учитель говорит о великой миссии той религиозной или духовной организации, к которой он относится, о важности нахождения в ней. Он очень страдает, если кто-то оставляет эту организацию.

01:33:27 Часто такой наставник прославляет своего учителя или основателя их организации, но мотивом этого является прославление его самого: «Я такой великий, раз у меня такой великий учитель».

01:33:42 3. Тамасичный учитель. Этот учитель полностью извратил все истины. Он может изменить все ради достижения своих корыстных целей. Может заниматься черной магией, вуду и т.п. Даже исполняя какие-то жертвоприношения, обряды, он не может понять, что главное жертвоприношение – победить вожделение, гнев, жадность. Чувственные наслаждения – его главная цель.

Три вида консультаций в гунах

01:34:21 Вопрос: Это для серьезных последователей, а если нужна просто консультация врача или психолога? Как увидеть, какой из них в более высокой энергии?

01:34:35 Ответ: Консультации тоже могут проходить в трех гунах. Консультации в Саттве помогают человеку изменить в лучшую сторону свой характер, мировоззрение, устраняют психологическую основу болезни, побуждают задуматься о высших ценностях и жить в соответствии с ними. Саттвичный доктор или психолог также подбирает пациенту правильное питание и образ жизни, наиболее для него подходящий. Одна из главных целей такой консультации – помочь человеку избавиться от эгоизма, успокоить ум и начать прогрессировать на пути увеличения Безусловной Любви, развить непривязанность и смирение.

01:35:21 Смирение – это видение во всём Высшей воли. Аюрведа говорит, что первый шаг на пути к избавлению от болезни или решению какой-либо проблемы – это внутреннее её принятие, которое проявляется в том, что человек не унывает, не предъявляет претензии, не осуждает, не раздражается.

01:35:48 Правильно проведенная консультация в Саттве способна полностью изменить человека. Серьезная болезнь, к большому недоумению современных медиков, может пройти за несколько минут. На этом уровне химические препараты не используются, предпочтение отдается мантрам, молитвам, изменению образа жизни и мышления, травам и другим природным средствам.

01:36:16 В фильме «Остров» отчасти показаны консультации в Саттве. Но людям, у которых доминирует Тамас, такая консультация может не только не помочь, но даже, наоборот, озлобить. «Чем больше вы будете кормить змею молоком, тем больше у нее будет яда».

01:36:39 Консультации в страсти. В астрологии – люди просто приходят удовлетворить своё любопытство, получить какие-то предсказания. В медицине – это когда пациент и врач хотят быстро избавиться от симптомов болезни, не особенно задумываясь о еЁ причинах. Главная цель такого врача – заработать на своих консультациях как можно больше, а пациента – избавиться от боли, вырваться из больницы и продолжать работать, активно жить и получать максимум чувственных наслаждений.

01:37:19 В психологии – изучить, как можно стать известным, даже не будучи гармоничной личностью. Освоить различные психологические техники, которые позволят манипулировать людьми и эксплуатировать их ещё больше, а также исполнять свои эгоистичные желания.

01:37:40 Я знаком с одним талантливым психотерапевтом, олицетворением гуны страсти, много лет за большие деньги ведущим обучающие бизнес-тренинги для фирм в основном на постсоветском пространстве. Главное его кредо – нужно научиться эксплуатировать других, иначе будут эксплуатировать вас. Он обучает руководителей компаний, как выжать из людей все соки при маленькой зарплате и чтобы при этом они были довольны.

01:38:13 Духовные практики и книги мудрецов полезны лишь в том случае, если они служат этим целям. Я даже как-то, шутя, заметил ему: «Тебя послушать, так и Христос пришел только затем, чтобы поднять производительность труда». Такой психоанализ в основном находится в Раджасе.

01:38:36 Аюрведа считает, что подробно анализировать психологические проблемы не так уж важно, ведь главная их причина и так известна: тщетность поисков любви во внешнем мире, мучающие человека страхи, чувство одиночества и неудовлетворенность жизнью, возникающие из-за эгоизма, который лишает нас истинной любви.

01:39:03 Консультации в невежестве. Обращение к магии, использование различных амулетов, лечение за счет причинения вреда другим, лечение алкоголем, наркотиками (хотя иногда это в небольших количествах допустимо), когда врач или пациент ругают или обвиняют других или ругаются между собой, угрожают, запугивают.

01:39:30 Например: «У вас черное пятно в ауре, это родовое проклятие, и вы будете продолжать страдать все больше..., если не купите у меня амулет или не оплатите мне снятие этой страшной порчи». Цена обычно колеблется от сотен до десятков тысяч евро. Сумма, как правило, определяется тем, насколько удалось запугать клиента.

01:39:57 Несколько лет назад ко мне на консультацию в Иерусалиме пришла очень напуганная девушка в сильной депрессии. Она купила у известной гадалки-целительницы за несколько тысяч долларов какую-то безделушку – причем гадалка говорила, что это сильнейший амулет, который решит все её проблемы со здоровьем и в личной жизни. Но улучшений не было, скорей, наоборот.

01:40:23 И когда она вновь пришла к этой гадалке, та назвала её неблагодарной, сказала, что, видимо, у нее столько проклятий, что даже этот амулет не помогает, стала запугивать её – мол, если она кому-нибудь пожалуется на неё, на её необычайно целебные, волшебные амулеты, то весь её род будет проклят и вымрет. И похожих случаев я знаю очень много. Часто угрозы связаны с детьми.

01:40:51 Другой случай. Я помню, лет десять назад сдавал анализ крови, и врач, заметив, что у меня порезан палец, стала причитать так, будто это гангрена в последней стадии. В итоге все свелось к тому, что нужно обязательно прийти к ним на платную консультацию и купить у них дорогие, «хорошие» лекарства.

01:41:16 Запугивание – это невежество. Когда пациент находится в грязной палате, когда он пытается вылечиться сам по методике, навеянной его больным воображением, с использованием различных химических, особенно сильнодействующих, препаратов, алкоголя и т. п. – это лечение в невежестве.

транскрибирование: Юлия Юрченко | 05 August 2016
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 13 August 2016