Психотип бесстрашной личности

Бердянск - 05 марта 2015
Первопричина страха. Страх – мотиватор. Сомнения – первая ступень бесстрашной личности. Сомнения Арджуны. Искренность и признание своих страхов. Кому нужно задавать свои вопросы? Поведение четырех психотипов при страхе. Что противостоит страху? Трудности закаляют бесстрашие.
лекция для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:36:57 | качество: mp3 192kB/s 133 Mb | прослушано: 496 | скачано: 387 | избрано: 27
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Всем добрый вечер! Раньше я всегда говорил: как хорошо, что вы пришли. Потом я прекратил это делать, говорил в конце лекции: хорошо, что вы все-таки пришли. Сейчас – как здорово, что вы пришли с пониманием того, какая сегодня лекция. Кто-то помнит название лекции? Там три слова. Психотип бесстрашной личности. А прошлая лекция как называлась?

00:00:55 Такой вопрос, – я понимаю, что он как бы неразумный, – в зале есть бесстрашные личности? Это разумно не поднять руку. Но другой вопрос, который уже разумный: знаете ли вы бесстрашных личностей? Третий вопрос отсюда возникнет: кто такая бесстрашная личность, чтобы делать утверждение об этом?

00:01:31 Мы сегодня как раз эту тему будем разбирать и опираться, как и в первую нашу встречу, которая называлась «Глубинная природа страха», то есть основная или фундаментальная, первая. Она опиралась на древние тексты Шримад Бхагаватам, очень древнейшее писание, которое называют Амала-пурана. Амала – это чистейшая, пурана – это Пураны. Существует восемнадцать Пуран. Шримад Бхагаватам относится к одной из них.

00:02:14 Амала-пурана означает писание, в котором нет ничего о материи. Это писание состоит из восемнадцати тысяч стихов, огромнейшее. Затрагивает такие временные отрезки таких личностей, в которых трудно поверить. Но нужно обладать определенным инструментом, чтобы во что-то верить. И сегодня мы разберем несколько важнейших устройств сознания, которые помогут нам приблизиться к самой главной битве после многих этапов уже выслеживания этих страхов.

00:03:08 На следующей встрече мы будем говорить о том, как тренируется охотник на страхе. Но эти первые лекции, я говорил, что если вы их поняли, то на следующие можно не ходить. Потому что как в древних русских сказках про кощея бессмертного, с ним можно было по-разному соревноваться, биться на разных видах оружия, в разных местах, но невозможно было его победить, потому что его смерть не была при нем. Она была закована в том, кто бежит, вернее в том, кто летит, потом в том, кто бежит, потом еще и еще, и еще. Она где-то глубоко. И сам семинар нацеливает нас и старается вдохновить на то, чтобы понять саму эту глубинную причину, о которой мы говорили на первой встрече и последней.

Первопричина страха

00:04:06 Основа нашего страха заключается в том, что… Кто-то помнит, откуда он взялся? Страх – это проявление, его нет в духовной реальности, он есть только в материи. В духовной реальности страх называется любовью, в материи называется страхом. И когда живое существо отвернулось от своего возлюбленного… По какой причине? Вспоминайте. Да, через зависть. Говорится, что самый большой духовный грех – это зависть и самый большой материальный грех – это страх. Это что мы разбирали на последних встречах.

00:04:56 Мы говорили о том, что даже два героя, на которых мы будем ссылаться в сегодняшней встрече: Арджуна и его учитель. Арджуна был величайшим воином, в нем было очень много отваги, мужества, силы. Но первая глава называется «Скорбь Арджуны» или «Страх Арджуны». Ему не хватало знания. Во второй главе его учитель ему раскрывает это знание, благодаря чему он сразу начинает, – вспоминайте вторую главу – вторая глава начинается с того, что он говорит: «Ты боишься только потому, что ты полностью отождествляешь себя с физическим телом». И он дает ему гьяну, знание, о том, что ты не есть это тело, ты есть душа, у которой есть это тело. И со временем благодаря знанию учитель разбивает его первую такую ступеньку страха благодаря возникновению того, что он был привязан к своему телу.

00:06:14 И мы говорили, что мудрость спасает от страха. Она не спасает, она вначале дает надежду. Потому что мудрость как инструмент. Инструмент, который мы берем в руки, не означает, что мы сразу стали мастером гравировки на металле или стали мастером резьбы по дереву, или стали ювелиром. Мы просто держим эти инструменты и учимся их использовать, учимся ими владеть.

00:06:46 Мы говорили из Хитопадеш такой интересный стих, который гласит, что человек может быть красивым, молодым, богатым, рожденным в очень знатной семье, но если он необразован, то он как бесполезный цветок, у которого нет аромата. То есть есть человек красивый, молодой, богатый, родившийся в знатной семье, но необразован. Это равносильно цветку, который не имеет аромата. Сами цветы прекрасны для зрения, но также они прекрасны для нашего обоняния.

00:07:34 Это целое огромное секретное искусство. Как на Востоке еще сохранилось, может, есть люди здесь, которые встречались с этим, когда очень уважаемому человеку надевают на шею гирлянду из цветов в знак уважения, признательности. Говорится, что сохранилось несколько семей в Индии, которые умеют делать гирлянды так, то есть подбирать ароматы цветов так, что когда ему надевают эту гирлянду на шею, он просто может перенестись умом в запредельные какие-то. То есть сочетание ароматов так подобрано, что рецепторы незнакомы с этой кулинарией, и он просто отключается, переносится в другую реальность, некоторые даже теряют сознание. Но мы с этим не сталкивались.

00:08:27 Это равносильно тому, что мы попадем в гости к ценителю своего дела по кулинарии, и он может – извините за такое слово – забабахать такой ужин, он может так сочетать эти вкусы со специями, с маслами, знает, как это все поджарить, в какое время, как это все подать. Нас тоже может унести. Это знание, превращенное в гьяну благодаря практике. Вот это называется образование.

00:09:09 Мудрецы говорят, что образованный человек начинается, зарождается только с того момента, когда он задает себе первый детский вопрос, который нужно задать в каком возрасте? В пять лет. Вопрос звучит: кто я? С этого начинается образование.

00:09:40 Мир, в котором мы живем благодаря образованию, которому мы получили, – я шучу – заканчивается на каком-то любимом телеканале. Мы думаем, все, что мы увидели на этом телеканале, – это и есть мистический, глубокий, тайный мир. Человек, который решил охотиться на свой страх (охота на свой страх – это только первая ступенька), уже прошел понимание, когда мы говорили, что он живет в постоянном осознавании, что жизнь эта является глубочайшей тайной. Нам нужно себе это напоминать и тренировать каждое утро. Просыпаясь, я говорю себе, что жизнь это тайна. Все, что я знаю, я ничего не знаю, я просто уперся в эту картину и вижу только тот файл, который попадает в мои несовершенные чувства.

00:10:43 Мы говорили о том, что можно прийти в картинную галерею и впритык подойти к прекрасной композиции, прекрасной картине и думать, что я сейчас созерцаю эту картину. Но нам нужно сделать несколько шагов назад, чтобы увидеть и объять ее всю. Вот то же самое знание. Благодаря знанию мы как бы отдаляемся от тех ворот, в которые уперлись. Мы начинаем делать несколько шагов назад, мы утончаем восприятие, инструмент, которым мы изучаем этот мир.

00:11:18 И мы замечаем, что чем глубже мы начинаем познавать этот мир, тем загадок все больше и больше. Равносильно, как если просто смотреть на книгу, думая, что я ее прочитал несколько раз и что-то понял. Равносильно, как смотреть на тело человека и думать, что несколько миллиметров кожи – это весь человек. Но что там вообще дальше идет? Я в воскресенье на беседах о йоге когда сказал, что, чтобы добраться до практики лечения позвоночника, нужно пройти семь уровней мышц спины. Семь! Они, как торт Наполеон, наложены друг на друга. И йога позволяет работать и с верхним, и с самым глубинным, который вокруг позвоночника.

00:12:08 Представляете, мы смотрим на этот фикус, видим только ствол и эти миндалевидные зеленые лепесточки, и на этом все закончилось. Кто-то знает, сколько способов у фикуса навредить здоровью? Сколько у фикуса способов восстановить здоровье? Понимаете? Мы смотрим – мы вообще ничего не видим. Мы смотрим на растение и видим только цвета, ну может, аромат. Но кто изучает траволечение, они говорят, что это целый клад. Кто изучает океан, они перестали изучать океан, им легче изучать космос. Поэтому они все время в космос и летят, а океан на пять процентов изучен, и на этом все. Чем глубже, тем все не так просто, как кажется на первый взгляд.

00:13:08 Виктор Франкл сказал, что жизнь обладает безусловным смыслом и нам нужна безусловная вера в это, что жизнь – это тайна. Я просто еще раз напомню про его книгу «Скажи жизни «Да!», кто еще не читал Виктора Франкла, именно эту книгу «Скажи жизни «Да!». Когда мы думаем, что в нашей жизни пришли испытания, открываем эту книгу, читаем и понимаем, никаких испытаний нет. По большому счету, если у человека спрашивать, в чем твоя сейчас проблема, люди не могут это объяснить.

00:13:56 Я вчера выводил тёщу из стресса: она всю ночь высчитывала, сколько теперь платить за… Мы с ней два часа занимались йогой, два часа смотрели семинар профессора Бубновского. Четыре часа, и ее ум был сосредоточен, у нее была йога, она была в состоянии йоги. Она сосредоточилась на том, что ей давало силы. Это йога.

00:14:30 Йога, если коротко сказать, – это умение перенаправлять свое внимание, но для этого нужно уловить тот момент, когда ты понимаешь, что тот объект, на котором ты сосредоточен, приносит тебе стресс. Для этого нужно хотя бы практиковать какую-то расшлаковку физическую и умственную. Потому что стресс означает, что человек полностью погружен в объект, который приносит ему страдания.

00:15:03 Йога говорит: выбери второй объект, переключись на него, черпай оттуда силы. Но это путь разума. Ум говорит: вы можете тут обо всем говорить, но мне хочется черпать оттуда. Нет. Это приятно? Потому что обо мне будут заботиться, со мной будут сюсюкаться или люлюкаться, даже если мне пятьдесят или шестьдесят лет.

00:15:35 Я вчера разговаривал, был в семье. Муж с женой около пятидесяти, до шестидесяти. И у мужчины склонность к такой йоге, что он все время концентрируется на негативном, и жена, йогиня, она все время концентрируется на позитивном. Это гармония. Она черпает силы, потому что она предалась своему мужу, она доверила себя, свою жизнь ему, и она как-то с ним держится, трудно, но держится. И они попросили дать им обратную связь. Я попросил, чтобы она вышла, потому что то, что я ему хотел сказать, жена не должна слышать. Она будет защищать сразу мужа или будет знать секреты, на которые она будет давить.

00:16:30 Это как в этом фильме, когда Аль Пачино попал на встречу анонимных алкоголиков, известный фильм, и когда они из года в год собираются и об одном и том же разговаривают. Не знаете такой фильм? Он сказал: «Можно сказать пару слов?» И он сказал: «Вы все молодцы здесь, я сам двадцать лет хожу по таким клубам, но я сделал один вывод для себя и хочу вас обучить тоже этому, это йога. Просто прекратите концентрироваться и превращать себя в тряпку, жизнь – это тайна, вы обладаете таким колоссальным запасом энергии, что вы можете все трансформировать. Просто прекратите концентрироваться на том, что вас делает слабыми».

00:17:25 И там все сидели, дым, сигары, и вот они попадают в такое инсайтное состояние, что камера наезжает на одного [непонятно] с сигарой, и, когда в компьютере называется перепрошивка, он завис, и у него даже пепел упал. Он поймал инсайт, он понял, что с ним происходило. То же самое, о чем мы сегодня будем говорить.

00:17:52 У Арджуны происходил этот инсайт в первой главе. Первую главу часто просто пропускают. Мы ссылаемся на Бхагавад-гиту. Первая глава кажется неинтересной, но здесь кроется самый большой страх, вернее, самый большой смысл, и здесь можно увидеть эту цепочку, как происходит раскрытие психотипа бесстрашной личности.

00:18:28 Вспомните таблицу или даже не таблицу, интересную фразу: если опираться на страх, понимая, что страх является неотъемлемой частью каждого живого существа. Все боятся: от мухи, таракана, тигра, слона, антилопы, человека, богатого человека, бедного человека, знатного человека. Эта прививка существует у каждого. Изначально, когда мы проходили границу, нам сделали каждому прививку, этот страх, благодаря которому чтобы мы осознали.

00:19:03 Мы говорили в очень важной фразе, что страх – это не наказание, не кара Божия. Страх – это номер телефона внутри нас, благодаря которому нам могут дозвониться. И вот мы отслеживаем, на одной из встреч по теме «В поисках своей Полярной звезды» о предназначении мы такую фразу разобрали, что, если человек очень далеко отошел от своего истинного пути (истинный путь означает творческий путь, потому что во всех писаниях говорится, что Я талант внутри человека, благодаря которому он может развить отношения снова со Мной), чем дальше он отходит, тем больше страха в его жизни появляется. Почему? Потому что мы пропускаем эти звонки, мы удаляемся от своей Полярной звезды.

00:20:03 Вот сколько в нас страха, но они правда сейчас завуалированы, что все так перемешалось, мы можем ничего не понимать. Но говорится, что этот материальный грех, страх, является основой всех проблем и всех остальных страхов и пороков. Самый фундаментальный страх благодаря духовной зависти распространился на все остальное.

00:20:27 В Йога-сутрах говорится, что идет после страха. Мы закончили на этом фундаменте бхайам, страх. Страх закрывает память. Благодаря тому, что память закрыта, мы мир воспринимаем как иллюзию, то есть не воспринимаем его целостно. И третье, двитийабхинивеша, двитийа означает, что мы начинаем концентрироваться на второстепенных вещах.

00:20:53 Йога говорит: мы не против, что вы концентрируетесь на второстепенных вещах. Еда нужна – понятно, деньги нужны – понятно, но они же не делают вас счастливыми, они же не убирают страх, иногда, наоборот, они являются причиной наработки страха. Потому что можно работать и посвятить своему призванию всю жизнь, и все время бежать, использовать определенные практики, которые позволят нам бежать, бежать, бежать в темноте. Это гуна невежества, то есть чем больше человек в невежестве живет, тем больше страха в нем, и ему все равно нужно как-то с ними работать. Методы сейчас известны в современной цивилизации по работе со страхами: наркотики, алкоголь, в гуне страсти люди работают с адреналином, прыжки, полеты, что-то такое лишь бы забыться на эти мгновения, чтобы сбить концентрацию.

00:21:51 Поэтому после трех прививок появился бхайам, страх, изначальный фундамент, и после него идет авидья. Авидья означает отсутствие знания. Поэтому мудрецы говорят, вспомните эту беседу девяти Йогендр, мистических мудрецов, которые встретились с царем.

00:22:13 И царь задал им вопрос: «Что самое главное в жизни человека?» Царь, который обладал, ну царь… что мы можем против царя, он всем обладал. Он был очень благочестивым, его любил народ, у него уже были дети, внуки, наследники. Он не переживал ни о чем, у него все было. Он настолько был обеспеченным, что проблем на следующие сто жизни у него не было, но когда он встретил мудрецов, он сказал, что самое важное в жизни человека – это встретить того, кому можно задать этот вопрос. И какой вопрос он задал этим Йогендрам? Йогендры – мистические мудрецы. Он спросил… Помните? [Из зала: Про учителя?] Нет, еще не про учителя. Хорошо, мы сейчас дойдем до этого.

Страх – мотиватор

00:23:23 Страх одновременно и грех, и мотиватор. Если в моей жизни есть страхи, они, конечно же, есть, это означает, что они пытаются нас мотивировать. Выявление и трансформация каждого страха – это огромная, колоссальная творческая энергия – это огромный потенциал, который мы раздаем. Это можно отслеживать в йоге, когда мы только начинаем практиковать йогу, то же самое. Смотрите, такая метафора.

00:23:57 Люди, которые десять лет практикуют, и те, которые только пришли, делают одни и те же упражнения. Те, которые давно практикуют, отличаются от тех, кто только начал, только тем, что они знают, какие участки тела нужно расслабить. Потому что эти участки тела не являются теми, которые позволяют удерживать геометрию асаны тела. Понимаете? Это метафора.

00:24:31 У того, кто только начал, у него будет все тело напряжено, ему будет очень трудно услышать, у него слух даже будет отключен. Когда говоришь: расслабьте точку между бровями. Он не слышит, у него давление создается только из-за того, что все тело очень жесткое, напряжено. То же самое и в выявлении страхов. Они сигнализируют нам, но мы с ними не работаем, потому что нет знания, нет инструмента. Но нужно понять, что это просто мотиватор, который говорит: обрати на меня внимание, я есть в твоей жизни, и, если я есть в твоей жизни, не позорно ли тебе жить со мной? Понимаете?

00:25:26 Мудрецы древние до Шримад Бхагаватам сказали такую фразу уникальную. Они говорят: в чем же заключается смысл жизни, после того как вы задали все эти вопросы и пытаетесь их реализовать в своей жизни? Чем вы тогда отличаетесь от двипада-пашу? Двипада-пашу означает двуногие животные. Чем вы от них отличаетесь? Вы отличаетесь тем, что вы задали эти вопросы себе, вы ищете ответы на них и в вас развился такой позор к этому состоянию, что вы поняли, в чем смысл жизни, это победить страх и победить зависть.

00:26:07 Представляете, мы тогда говорили, я рассказывал про боевые искусства на Востоке, что по большому счету единицы из европейцев, которые попадают во внутренний круг практики к настоящим мастерам. Они известны, но просто так туда попасть очень непросто только из-за того, что не знают, что то искусство, которым они могут поделиться, это не искусство убить с одного удара или просто взглядом, это искусство, которое может сделать тебя бесстрашным. Представляете, что это за состояние?

00:26:44 Джива Госвами, великий святой 15 века, дает комментарии на этот стих, говорит, что самое высочайшее состояние сознания человека – это когда в нем нет ни одного страха. Представляете такую личность? Но нам может показаться, что бесстрашный человек – это человек, который может наломать много дров и наделать много грустного в этом мире. Да, нам так кажется, что бесстрашный человек – это обязательно какой-то тиран, который будет тиранизировать или свой народ, или соседний, или всю планету, или какую-то галактическую систему.

Сомнения – первая ступень бесстрашной личности

00:27:50 Человеческая жизнь – это победить свой страх и свою зависть. А как? И вот в первой главе на этот вопрос Арджуна своим состоянием говорит: вначале нужно победить свои сомнения. У нас должны появиться сомнения по отношению к своей собственной жизни: а как я живу, а для чего я живу? Вот только сомнения. Сомнение – это первое качество бесстрашной личности. Человек, который сомневается во всем том, что он видит. Но не в контексте там соседей, мужа, жены, детей, начальника – в них все сомневаются. Нет. Он сомневается в себе по отношению к окружающему миру. А все ли я делаю для того, чтобы этот мир стал добрее или чище?

00:28:54 Сомнения: а те знания, которые я имею с красными дипломами, эти знания способны сделать меня счастливым? Или они способны только научить меня зарабатывать деньги? И то не всегда. Сколько человек с высшим экономическим образованием достигли успеха? Ну сколько их там? Чуть-чуть, не все.

00:29:27 И вот эта первая глава, где проявляются в Саинья-даршан сомнения Арджуны, как это все происходило. Снова рисуйте у себя вот такую метафору. Мы сейчас себя там будем видеть. Это две огромные армии. Описано, сколько длилось это сражение, восемнадцать дней, и сколько полегло за восемнадцать дней личностей, людей. И там участвовали только воины, не участвовал вальщик, бизнесмены там не участвовали, рабочий класс не участвовал. Только воины: цари, царевичи, принцы, пешие, конные, офицеры, солдаты. Только воины, те, у кого была эта природа.

00:30:19 И эти две армии стояли друг напротив друга на поле битвы Курукшетра. Курукшетра – это святое место паломничества, куда часто до сих пор приходят. До сих пор ученые проводят раскопки на этом поле и находят такие артефакты, о которых просто молчат. Что-то уже выложено, но они просто молчат, они говорят: если мы признаем, что эта битва была и что все так, как описано в древних Пуранах, вернее в Махабхарате, что это все было, то мы просто отсталые. Мы думаем, что мы цивилизация, которая развивается. Мы полностью отсталые от того, что там было по развитию и культуры, и военного искусства, далеко, на несколько десятков тысячелетий отброшены.

00:31:11 Сейчас один европейский ученый заявил о том, что он скоро сделает пересадку головы. На это ему потребуются столько миллионов и столько-то месяцев, но они к этому идут, немецкие ученые. В Древнем Египте описывались эти пересадки три с половиной тысячи лет назад, но они опирались на ведические древние источники, где описывалось, что это давным-давно делалось, и никого это не удивляло. Слово «атом» произошло от слова «атма», очень маленький, то есть древние санскритские слова. Но не об этом.

Сомнения Арджуны

00:31:47 В общем, стояли две огромные армии. И Арджуна, можно сказать, возглавлял одну сторону, и он говорит своему колесничему, своему другу (на этот момент еще друг, потому что здесь очень важный момент будет), он говорит: «Я хочу посмотреть, кто против нас выступает, кто поддерживает этого демонического, злонравного Дурьодхану. Кто встал на его сторону? Он же просто демон. Поставь колесницу посередине этого поля, я хочу на всех них посмотреть. Я готов их убить. Я готов с ними сражаться». То есть он настолько заряженный был, потому что пятнадцать лет они разными дипломатическими уловками как бы уклонялись от этой войны. Они не хотели эту войну, потому что эта война против родственников, против двоюродных братьев, в семье Куру сто братьев на той стороне стояли. И его колесничий говорит: «Конечно, я выведу тебя сейчас».

00:33:02 И очень интересно, он выводит его. И очень секретный элемент. Так как это была многомиллионная армия, представьте, насколько они растянулись, и колесничему поставить эту боевую коляску где угодно, но он ее подвез и поставил напротив тех, к кому больше всего он был привязан. Но сейчас отбрасываем это понимание как личностное, мы сейчас переходим как бы на анализ себя. И смотрите, когда он видит две самые главные привязанности у себя, в этот момент весь его боевой пыл стихает и начинается сомнение Арджуны, скорбь Арджуны.

00:33:56 Теперь смотрите, я такой пример сейчас тонкий приведу, какими героями мы можем быть. Со мной одна девочка на йоге поделилась. Очень классная история. Она говорит: «Я сейчас работаю со страхом темноты». Я говорю: «Я тоже сейчас с ним работаю. Какие у тебя методы?» Она говорит: «Я хожу на утренние занятия». То есть утро означает светло, много людей в зале. «И каждый раз на коврике я даю себе слово, что, когда я вечером после работы приду домой, я не включу свет в коридоре, я пройду в свою дальнюю комнату и там включу свет». Я говорю: «Ну?». Говорит: «Еще ни разу не включила».

00:34:49 Арджуна: «А ну-ка вези колесницу, показывай, против кого мне сражаться. Эти трусы, негодяи, демоны. Сейчас я им устрою». И здесь – раз – и лук падает из рук, коленки трясутся, он садится на корточки и говорит: «Я понял, что я нарушу свою дхарму. Я же забыл про ахимсу. Нельзя же приносить вред живым существам. Я уйду странствовать по миру как монах». Сразу он стал монахом.

00:35:22 То же самое и у нас. «Завтра, я когда проснусь, – жена мужу говорит или муж жене, – я пойду к начальнику, я посмотрю ему вот так вот в глаза и скажу: слышишь ты, повышай мне зарплату с апреля, понял?» И жена крестики уже на пятом календаре ставит, когда он уже это скажет начальнику. Понимаете? Но, по крайней мере, само это желание уже продвигает.

00:36:00 Но сейчас интересный будет момент. Нам чуть-чуть нужно коснуться этой темы сомнения. Очень хороший пример, который Киплинг описал в прекраснейшем рассказе про Маугли. Там был такой экземпляр бесстрашный, смелый, наглый, ему все равно было, сколько против него, он всех мог на место поставить, никого не боялся, при деньгах, при хорошей машине, хорошая крыша у него была. И есть такое слово, называется трус, есть еще похожее, называется трусь. Этот экземпляр, психотип, по которому мы можем видеть его сейчас, и в себе его можно найти, но он был таким смелым, только когда рядом с ним был Шерхан. Вспомнили?

00:37:25 Поэтому когда мы видим таких личностей, чтоб это не спутать с благородством и смелостью, это просто пока есть Шерхан. Современная расстановка, которая сейчас происходит, показывает… Помните, как звали этого шакальчика? Табуку? Что-то вот такое. На «т» как-то, Табуку. Мы можем себя в нем тоже узнать. Я много раз себя отслеживал таким вот Табуку, иногда и Шерханом был, иногда и Табуком был, особенно когда лето назад некоторое время мы занимались с Сергеем Бадюком. Ну пока он рядом, никаких проблем, и ты такой ходишь, тявкаешь.

00:38:30 Но это очень интересный психотип, который мы должны отслеживать, чтобы не путать, что же такое бесстрашный человек и что же такое просто опирающийся на кого-то или опирающийся за то, что не есть внутри него, за все внешнее, это шакал. Тот, кто опирается внутрь себя, – это Шерхан. Только этот Шерхан мог быть и благородным героем, но был таким. Такая природа, что тут поделаешь.

00:38:59 Сомнение – это качество, которое относится к разуму, не к уму. Ум не сомневается, у него и так все в порядке. Главное, чтобы было, что поесть, с кем поесть, с кем поспать и где поспать. То есть у него проблем с этим нет. А разум сомневается. Сомнение – это как протест разума. Если сомнения у нас пробуждаются, разум начинает пробуждаться, Будда, разум, буддхи. Есть «man», человек, или на санскрите «ман», мантра, ум, а есть другая категория, это буддхи, разум.

00:39:35 И вот сомнение – это протест разума. Если я смотрю на что-то и у меня протест какой-то происходит, я сомневаюсь в этом. Но это до определенного уровня, пока не пробудилась вера, пока она у меня не заработала. Потому что человек верующий – это уже не сомневающийся человек. Понимаете, да? Можно говорить, к примеру, об этом высказывании Иисуса: «Возлюби ближнего своего». Ну прекрасно, возлюбите. Или известная молитва Франциска Ассизского: «Господь, сделай руки мои продолжением мира Твоего». Ну прочитали, сказали, и на этом закончилось. Но если кто живет так и он говорит, и вот в этот момент разум просыпается.

00:40:34 Вера – это уровень [непонятно] доверия. Доверие может пробудиться только у того, кто уже веровал или кто верит, в ком есть шраддха. Шраддха – это вера. Но очень интересное слово «шраддха» в понимании, что же такое вера и как ее понять, есть у человека вера или нет? И вот продолжение.

00:41:03 То есть сомнение уместно, пока отсутствует вера. Это как в анекдоте есть. В одном оружейном магазине священник выбирает пистолет и говорит продавцу: « А какого калибра у вас есть пистолеты?» И продавец ему показывает: «Вот эти». Он говорит: «О, какие ружья, давайте я еще ружья посмотрю». И он говорит: «Батюшка, а зачем вам все это?» А он говорит: «Просто в моем приходе, сын мой, есть люди, которые сомневаются, а есть ли Бог на самом деле. Я хочу им помочь увидеть Его». Сомнения.

00:41:47 Должен быть тот, кто развеет эти сомнения. Ну жесткий пример про священника. Но пример в том, что есть тот, кто поможет это сделать. Но они-то ходят к нему, предались, наверное, ему, его же приход, у него свои методы, что тут поделать, сами выбрали приход. Поэтому наш личностный рост и жизненный успех невозможен без сомнения.

00:42:19 Сомнения позволяют взглянуть на наши убеждения, которые мы сами выбрали для себя. Работают убеждения, это программы. Работает эта программа в моей жизни или не работает? Сомнение – это как инвентаризация для всего того, что есть внутри меня. Сомнения – это генеральная уборка. Я сомневаюсь в том, что внутри меня мое образование помогает мне идти к счастью. Оно помогает мне работать со стрессовыми ситуациями, оно помогает мне работать с проблемами здоровья. Все, что есть во мне, это не работает, есть сомнение. Значит что?

00:43:02 Вспомните эту беседу, где мы говорили, что есть образование, которое приводит к счастью, и есть образование, которое приводит, ну если к счастью оно не приводит, то оно куда-то все равно ведет. Просто нужно заменить одно образование на другое. Образование. Никто кроме нас не сделает нас образованными. Образование начинается с этой убежденности внутри меня, что программы не работают. Эти программы, смотрите, даже не позволяют мне до сих пор понять, что работа и счастье – это чаще всего разные вещи. Потому что работа, которая является счастьем, это уже для человека, который до этого сомневался и что-то изменил в своей жизни.

00:44:06 Работать хорошо. Такая история из жизни. Тоже беседы о счастье, и на сцену заскочил один мужчина: «А что вы тут? Работать надо!» Мы говорим: «Да мы не против того, чтобы работать, но и счастливым тоже нужно быть». Как вы на это смотрите? Он не понял вообще. То есть вопрос его ввел в ступор. Работать мы не против, мы работаем, мы трудимся, но и счастливым тоже нужно быть. И вот у него произошел инсайт в этот момент, инсайт по-разному можно называть. Поэтому сомнения – это генеральная уборка внутри нас. Это очень важное качество по отношению к тем программам, что уже есть внутри нас.

00:45:14 Как Арджуна, находившийся на этом поле сражения, упал лук, у него появились сомнения. У него очень много сомнений, он начал сомневаться вообще: правильна ли эта война, а что будет, если мы их, а что будет, если они нас, а что будет, если я уйду, а если я приду? То есть у него появилось очень много сомнений. И как он вышел из этого положения? Сомнение – это первое качество бесстрашной личности.

00:45:46 И если в моей жизни много страхов, значит, я сомневаюсь в том, что моя жизнь наполняет меня личной силой так, чтобы я мог отслеживать эти страхи. Значит что? Меняем поведение? Если мы вышли на охоту – я вегетарианец, – вышли на охоту на помидоры. И вот мы идем, охотимся на помидоры, а их там нет, они убежали от нас. Интересно, да? Их увезли грузины. Значит, мы ищем, где они, куда их увезли. Звоним знакомому: «Слушай, куда вы помидоры увезли?» То есть сомнение в том, что инструменты, которые внутри меня, должны помогать мне охотиться на эти помидоры, на эти страхи.

Искренность и признание своих страхов

00:46:50 И как же Арджуна выходит из этого положения? Первая глава и половина второй: его учитель ему объясняет, друг, потому что Кришну он воспринимал как друга. Два друга все детство вместе провели, играли, бегали, тут он еще колесничий. А там очень интересный момент рассказывается, я слышал в одной лекции, что у царевича, мог быть колесничий, но интересно то, как с этим колесничим, потому что во время сражения можно не услышать направо или налево.

00:47:34 И колесничий, если он правой ногой чуть-чуть бил в правую ягодицу, это означало на право поворачивать, бил в левую – налево. Там не до шуток, нужно быть сконцентрированным. То есть вот такие отношения. Говорится, что только друг с другом может, то есть близкие отношения позволят вот так вот шлепать по мягкому месту, направо, налево. Мы едем в такси, мы же не можем таксиста сзади ударить: поверни направо, поверни налево. С индусами это пройдет, если по плечу ему стукать, он это поймет, он думает, что он колесничий, ты Арджуна, он Кришна. И он будет поворачивать, у них это нормально. Но у нас стукнуть кого-то. Нет отношений. Но если друг рядом едет и у нас очень близкие отношения, то можно и пошутить. Но только с другом же можно пошутить.

00:48:31 И следующая очень важнейшая тонкость, как Арджуна выходит из этого состояния сомнения. Что же он делает, после того как друг ему говорит: «Послушай, Арджуна, ты такой мудрый, ты цитируешь писания, ты ссылаешься на мудрецов, ты так все хорошо знаешь. Но посмотри, к чему тебя привело это знание. Ты отказываешься от своей природы. Ты резко захотел уйти в лес, стать монахом. Может, ты еще сари тогда наденешь? Может тебе еще брови выщипать?»

00:49:20 В современной Индии когда я это увидел, мне непривычно было. Это как, кто был, в Таиланде, там трудно тоже отличить где мужчина, где женщина. В Индии есть такие ребята, я не знаю, из Таиланда они туда перебежали или откуда, но их никак не отличишь, только по ширине плеч, скулам, кадыку. Очень ровные брови, красивые сари, браслеты, вот эти все манеры. Ну евнухи.

00:49:52 И вот Кришна ему говорит: «Так, может, ты еще евнухом станешь? Может, я на тебя еще сари надену? Ты слишком мудрый, ты ссылаешься на все эти писания, но ты же знаешь, что по большому счету проверить твои знания». Это означает вот эта фраза из второй главы, где он говорит: «Мудрый не скорбит ни о живых, ни о мертвых». Потому что мудрый знает, что… Что мудрый знает? На джайате мрийате ва кадачин. Что душа не умирает. «О ком ты скорбишь? Они давно уже все умерли. Хорошо, ты думаешь, если они умерли, тогда ты же знаешь, что душа снова воплотится. Что ж ты скорбишь тогда о них? Ведь ты же знаешь, что душу невозможно убить».

00:50:36 И Арджуна ему говорит: «Стой, стой. Я вообще ничего не понимаю. Подожди. Давай все заново». Он ставит запятую и говорит: «Можно я тебе буду задавать вопросы?» Что же здесь проявил Арджуна? Он признался себе в том, что он боится. А это означает следующее качество, которое называется искренность. Представьте, какое это качество быть искренним человеком по отношению к самому себе.

00:51:27 Величайший воин Арджуна, которого уважали все: кто был против или кто был за него. Он был величайшим. На то время он считался лучшим воином среди всех. Его называли Махаратха, тот, кто одновременно может сражаться, это даже не Брюс Ли против десяти или Морихэй Уэсиба против двенадцати, это Махаратха, цифра очень сакральная. Назвать ее? Давайте просто назову, потому что так написано.

00:52:01 Это Махаратха, который один мог сражаться против армии, состоящей из десяти тысяч человек. Нам трудно в это поверить, вообще о чем идет речь. Давайте это примем, что он был такой бесстрашный, как ему казалось. Нам же тоже кажется иногда. Ему тоже показалось. Но он проявил удивительное качество, с которого началось его преобразование. Он признался, что он боится. Потому что вспомните его двоюродного брата Дурьодхану или папу Дурьодхана, которого звали Дхритараштра. Что они не боялись? Только как уловить этот их страх?

00:52:57 Как боялся Дхритараштра? В самом первом стихе «дхарма куру-кшетре» он говорит: «А что они тут собрались?» Пятнадцать лет шла демагогия, как у нас. Уже сколько там? Второй год демагогия идет. Там пятнадцать лет шла демагогия, все шло к войне. И он задает, когда уже миллионная армия стояла друг против друга, и он спрашивает. Так и переводится. Дхритараштра спросил у Санджая: «А что они там собрались? Зачем?» Кто-то кого-то на кофе пригласил? Но в чем же выражается тут его страх, который он скрывает.

00:53:40 Во-первых, в то время в той культуре – даже сейчас – сохранились в семьях такие отношения. Приводил в одной беседе эту историю. Большой дом, в доме живут четыре брата, у них уже внуки есть, то есть огромная семья. И вот уникальные отношения. У одного ребенка спросили: кто твой дедушка? Логически, что папин отец – это его дедушка. А он говорит: «Я не знаю. У меня их четыре». Говорят: «А кто твой папа?» Говорит: «Я не знаю. У меня их двенадцать». Двенадцать братьев. Мы думаем, боже мой, что не так. Нет, потому что каждый из отцов или дедов равносильно относится к внукам. Нет по моей линии. Равносильно означает равно, сильно любит. Поэтому дети не могут сказать, кто мой папа, потому что их любят одинаково.

00:54:55 Когда Дхритараштра задает этот вопрос «почему они тут собрались?», так как он был царь и это две династии, это означает, что он должен был их любить одинаково, в этом вопросе он проявляет свою дуальность, что к одним он относится с плюсом, к другим – с минусом.

00:55:16 И этот страх проявляется в том, что Курукшетра – это место, где собирались святые личности, чтобы проводить свои тапасьи, аскезы. Это святое место. И раз это святое место, то тот, кто за свет, на нем сила, дхарма, шакти этого места, оно будет стоять за тех, кто за благое. И вот тут он проявляет: а почему они тут собрались? Потому что он понимает, что лучше бы где-то на другом месте собрались, на другой какой-нибудь полянке, но только не на Курукшетре, где подвижники тысячелетиями собирались, прославляя Бога. То есть намоленное, святое место.

00:55:59 И он понимал, что у Дурьодханы нет шансов, поэтому он и задает этот вопрос «почему они тут собрались?». Проявляется этот страх. А второй его главный противовес, архетип Арджуны и Дурьодханы, в том, что Дурьодхана так и не признался, что он боится. Он думал, что его не рассекретили, что он боится. Его рассекретили очень тонко.

00:56:27 Самый первый рассекретил его учитель по военному делу, которого звали как? Дроначарья. Когда он подходил к своему учителю, который был на его стороне, так как дал обет защищать Хастинапур, эту династию, он говорит: «Почему ты не воюешь? Когда ты начнешь воевать?» И Дроначарья, смотря на него, не говорил ему в ответ ни одного слова. Мы думаем, что это молчание мудреца, это презрение мудреца. Он смотрел на него и видел, что у него коленки трясутся, и у Арджуны тряслись коленки. Прабхупада в своих комментариях говорит, что Арджуна боялся. В других комментариях он говорит, что это был трансцендентный страх. Но нас это не касается, мы не знаем, что это такое. Он тоже боялся.

00:57:21 И вот смотрите, как переключить этот внутренний момент. Нужно признаться: да, я боюсь. Представьте, как это сложно признаться. А если выйти сюда и сказать, что я боюсь. Нужно обладать уже такой силой внутренней, чтобы признаваться себе в страхе, а потом признаться кому-то еще. Нужна искренность. Искренность – это просто критерий. Если знаете, что у вас есть отношения с кем-то, и человек признается в своих страхах, в нем что-то просыпается уже.

00:58:11 Это древняя история, я ее не готовил, просто она всплыла. Когда одни величайшие воины боролись за сердце одной красавицы, и никто не мог друг друга победить, настолько равные были и сильные. И она сказала: «Стойте, хорошо, с вами все понятно. Вы можете тогда мне на один вопрос ответить?» Вернее: «Кто может признаться в том, есть ли в нем какой-то страх?» Ты что, королева, какой страх? Никто не признался, она сказала: «Так вот, бесстрашный воин – тот, кто может признаться в своем страхе». Признаться означает увидеть его. Увидеть означает проявить его. То есть увидеть какие-то очертания. Чтобы что-то делать, с чем-то работать, нужно видеть очертания. И эта искренность позволяет нам его хоть как-то увидеть, признать, что он есть.

Кому нужно задавать свои вопросы?

00:59:19 И Арджуна признает, что он боится, и тогда он начинает задавать свои искренние вопросы. Только в искреннем состоянии. В четвертой главе есть уникальнейший, удивительный по своей философии стих, который можно сюда подвести. 4.34 не помните? Я сейчас скажу, очень известный, я его сейчас не могу вспомнить.
तद्विद्धि प्रणिपातेन परिप्रश्न‍ेन सेवया ।
उपदेक्ष्यन्ति ते ज्ञानं ज्ञानिनस्तत्त्वदर्शिनः ॥ ३४ ॥

tad viddhi praṇipātena
paripraśnena sevayā
upadekṣyanti te jñānaṁ
jñāninas tattva-darśinaḥ
Чтобы узнать истину или победить страх, вручи себя духовному учителю. И в этот момент Арджуна, там еще идет беседа, принимает своего друга как учителя. Он задает ему вопросы, чтобы он его наставлял в том, как победить страх.

01:00:59 Так вот этот вопрос, который я задал в начале: есть ли среди нас бесстрашные? Понимаете, насколько эта тема отличается от аутотренинга? Я бесстрашный, я бесстрашный, я бесстрашный, я бесстрашный, я бесстрашный, я не боюсь страха. Я бесстрашный, я бесстрашный… Но это днем, пока солнце горит, люди вокруг. Это относится к уровню анартх. Знаете, такое слово есть «анартхи»? Анартхи – это впечатанные грехи. И вот это «я бесстрашный, я бесстрашный» не работает. Мы не можем себя обмануть. Простейшим примером это можно прибрать.

01:02:01 Кто-то знает, что такое глазная хирургия? Я не знаю, я просто так сказал, как пример, я не знаю, что это такое, я просто могу догадываться, насколько это ювелирная работа. Давайте здесь каждый четверг встречаться в шесть и до девяти говорить «я лучший глазной хирург в мире», «я лучший глазной хирург в мире». Дадим объявление, скажем: операция 50 гривен, приезжайте в Бердянск, мы по всему миру, интернет есть, приезжайте, нас 40 хирургов, будем делать. Понимаете, насколько это? «Я лучший повар в мире», «я чемпион мира по фигурному катанию», «я сижу в шпагате без проблем». А сколько сюда нужно приложить труда? Понимаете, что значит быть искренним, сколько труда сюда нужно приложить?

01:03:08 А искренность заключается в том, что в начале маленькие пороки, страхи улавливать и признаваться себе в них. Вот с этого начнется путь. И поэтому этот второй вопрос, который я спросил тоже о том, что кого вы знаете из бесстрашных людей. Бесстрашный человек – это тот, который прошел эти пути, ступеньки, как и Арджуна. Он признавался себе в этих страхах и признавался себе в этом позоре. По большому счету это позор.

01:04:04 И признание для себя, что это позор, с ним же долго не сможешь жить. Поэтому иногда психологи, это тоже хороший метод, так стимулируют другую грань нашего существа: ну ты тряпка. Но человек, если в нем что-то есть: нет, я не тряпка, я сказал завтра в пять утра встану, значит, встану, пойду на море и покупаюсь. Страшно завтра в пять утра встать и идти на море.

01:04:45 Так вот, когда мы станем по-настоящему искренними к себе, по-настоящему начнем осознавать позор, который есть в живом существе. Это не то, что про нас идет речь, это позор у каждого живого существа. Потому что эта прививка изначально впечатана в него, чтобы он благодаря ей отслеживал этот позор. Страх, вспоминайте, – это самая высшая ступень материального греха, и зависть духовного. Для того чтобы трансформировать по этой ступеньке, которую мы прописывали, обратно, нам нужно работать со страхом.

01:05:30 Что скажут мальчики, девочки думают. Мальчики думают, что скажут девочки. Подчиненный думает, что скажет начальник. Начальник думает, что скажет подчиненный. Сосед думает, что он мне скажет про эту машину, про ту. Что скажет мама, что скажет папа, мне уже сорок лет. А что они не скажут? Но смотрите. В чем интерес, что скажет соседка тетя Света? Нас должно интересовать, что нам скажут бесстрашные личности, что нам скажет мудрец. Какая разница, что нам скажет тот, кто спит до сих пор? Хотя он и ест, спит, совокупляется, опорожняется, бегает, скачет, но он спит. Он не задал себе этого вопроса еще, когда я «пашу», он до сих пор ходит на двух ногах, думая, что он человек даже с тремя красными дипломами. Но он необразованный.

01:06:34 Посмотрите, как рухнуло лучшее современное образование, дипломатическое. Лучшие школы ничего не могут сейчас преподнести, показать, как можно все гармонизировать, как мы можем гармонизировать негармоничные сердца. Какую гармонию они могут сделать? Они могут делать только то, из чего они состоят сами. Из чего состоят? Нет искренности, нет работы со страхом, нет понимания кто «я» вообще, зачем я тут кувыркаюсь, летаю, перелетаю с одних переговоров на другие. И мы тоже подсели на эту тему: тут подняли – все, мы опустились, там подняли – уже затряслись коленки. Мудрых и бесстрашных это абсолютно не интересует.

01:07:23 Йоги в Гималях живут в пещерах, одну лепешку в день едят и не переживают ни о чем. Знаете сколько? Два миллиарда живут без понимания, что такое газ и свет. Живут счастливо себе. И в тундре на Севере. Но мы чуть-чуть что-то узнали и уже испугались. Мы говорим сейчас о том, чтобы работать с основным страхом благодаря зависти. Но смотрите, как внешний мир учит нас, он нам показывает: дорогой мой, я тебя так люблю, но ты так много о себе думаешь, сейчас на 3,60 подниму цену, и ты узнаешь, какой ты йог, какой ты мудрец, какой ты бесстрашный огурец.

01:08:18 Что скажет по этому поводу Морихэй Уэсиба, что скажет Масутацу Ояма, что скажет Джон Фэйворс, что скажет Прабхупада, что скажет Паисий Святогорец, что скажет Серафим Саровский, что скажет Радханатха Свами, что скажет Махатма Ганди, что скажет Мартин Лютер Кинг? Знаете, кто это такие? Что они по этому поводу скажут? А не что скажет соседка, которая смотрит постоянно новости, и думает, что мир, в котором она живет, – это все, из чего состоит эта Вселенная.

01:09:00 Нас должно волновать, что по этому поводу думают бесстрашные люди. Потому что этот секрет, который Арджуна нам показывает, он задает вопрос не кому-то. И вот здесь проявляется, кому нужно задавать вопросы, кто такой гуру, кто такой духовник, кто такой наставник. Это не пришли мы к психологу, и он сидит с сигаретой, до вас он выпил коньяк, за два дня до этого он на бирже выиграл, кого-то кинул, и он будет что-то рассказывать. Мы задаем вопрос тем, кто является бесстрашными. Гуру, наставник – это бесстрашная личность. Что значит бесстрашная? Бесстрашная не значит, что он кидается на всех подряд, гавкает и бегает.

Поведение четырех психотипов при страхе

01:09:49 Помните, я приводил пример по четырем психотипам? Очень интересный. Как проявляется бесстрашие у четырех типов, основных, фундаментальных, потом от них могут быть сотни оттенков. Как проявится бесстрашие святой личности, если к нему придет проблема или страх? Вспоминайте. В этих историях описывается, как они работают со страхом. Он берет в руки четки и направляет молитву в сердце, он так встречает страх. Это личности святые, мудрецы. Они страх встречают с четками, со сложенными ладонями и с молитвой в сердце.

01:10:43 Как страх встречает кшатрий, воин, витязь? Что у него в руках? Четки? Нет, у него в руках меч. Что у него молитва в сердце? Нет. У него такие горячие слова на устах. Он так встречает страх.

01:11:04 А как же страх встречает вайшья, бизнесмен? А? С деньгами. И с чем? Договоримся. «Ты сумасшедший? Мне материального ничего не нужно, – помните? – смерть сказала самому богатому человеку в Индии. – Ты с ума сошел? То, чем ты наслаждаешься в материальном мире, – это экскременты для меня». Он говорит: «Стой, стой, стой. Раз так, то пятьдесят процентов всего из своего богатства». – «Ты ничего не понял, пойдем». – «Хорошо, восемьдесят, девяноста, все отдаю». – «Мне даже все не нужно. Но единственное, что я могу тебе сделать, – это на одну минуту продлить жизнь, чтобы ты взял листок и бумагу и написал послание своим родственникам».

01:12:12 А что же делают? Поняли? Это просто уровень, это не то, что те лучше этих, это природа человека, он по-другому не знает, он по-другому будет имитировать. Как сейчас в медицине много имитаторов, в правоохранительных органах много имитаторов, среди учителей много имитаторов, одни имитаторы. Тоже имитатор сидит.

01:12:40 Что же будет делать рабочий класс? Ответ может нам дать понимание, вспомните, потому что здесь идет такая цепочка, что эти четыре ступеньки, о которых мы говорим, у каждой из этой ступеньки менее привязанности к телу.

01:13:04 Если к священнику, я имею в виду к священнику, придут за деньгами, он их сразу отдаст или скажет: вы знаете, я уже сегодня все пожертвовал? Как у Иоанна Кронштадтского в жизнеописании описывается, что к нему столько переводов шло, столько переводов делали, и пароходы жертвовали, и дома. Говорилось, что у него с утра, когда почта открывалась, были мешки с письмами, и в каждом письме были рубли, переводы, но к вечеру у него ничего не оставалось, он даже босой приходил домой, за что его любимая жена все время на него кричала. Кронштадт, очень холодно, он даже иногда домой приходил не то что босой, без тулупа. По дороге встречает какого-то бездомного – укрывал его. Это святые. Пришли у них деньги забирать.

01:14:15 К кшатрию пришли деньги забирать. А вы докажите еще, что вы тоже кшатрии, раз вы такие герои. Может, вы просто шакальчики? Кшатрий встретит их очень жестко. Он менее привязан к этому, ему интереснее поединок, тоже таких мало осталось, с каждым часом и днем все меньше и меньше. К бизнесмену пришли. Он скажет: что хотите со мной делайте, но шиш что получите. К работнику придут. Шудра, шуд-ра, свет и шуд – туда, куда в сердце не проникает свет, так переводится это слово. К нему пришли за деньгами. И он говорит: не трогайте тело, все сразу отдам. И возвращаемся назад.

01:15:21 И как же тогда шудра встречает страх? Очень интересно. Свадьба в Малиновке. Красные приехали – вот такую шапку наденем, белые приехали – вот такую шапку наденем. Нам все равно кто там приезжает, дайте нам просто работать. Нам все равно, нас сильно не интересует, вообще, мы можем даже не знать, кто там шашкой машет, кто четками машет. Нас это не интересует. Нас интересует по Луне высадить огурцы, по Луне собрать помидоры, чтобы урожай был. Это не плохо, это тоже хорошо. Это для того чтобы мы понимали, в каком классе сдаем экзамен мы.

01:16:23 Вопрос нужно задавать этим личностям, у которых отсутствует страх. И они есть, сейчас их можно тоже видеть, даже среди каждого психотипа можно увидеть бесстрашное сердце. Что среди рабочего класса нет бесстрашных людей? Есть. Они много чего сделали и во время Второй мировой войны. Что среди бизнесменов нет бесстрашных людей? Есть. Среди воинов? Есть. Среди священников? Есть. Вот кому нужно задавать вопрос. Искренность в том, как мы задаем вопрос. Нужно знать, кому этот вопрос задать. Это важнейший анализ, понимание того, как мы будем двигаться дальше.

Что противостоит страху?

01:17:23 И когда мы говорим про позор внутри – это позор этого страха и зависти. Все остальные, их может быть много этих кощеев, но яйцо с иголкой у них одно. Давайте я напомню этот стих, с которого мы начинали: бхайам двитийабхинивешатах сйад ишад апетасйа випарйайо смритих. Это как на вопрос царя отвечает Кави Йогендр, глава девяти мистических йогов: в чем проблема живого существа? Он ему говорит, что страх. И он ему не рассказывал о многих вещах, он начал ему говорить про страх.

01:18:15 Страх охватывает живое существо из-за ложного отождествления себя с материальным телом и своей погруженности во внешнюю иллюзорную энергию. Когда таким образом живое существо отдаляется от Бога, оно забывает о своем изначальном положении слуги и друга Бога. Это состояние страха и есть следствие влияния иллюзорной энергии.

01:18:50 Мы говорили: так как по своей природе душа – это маленькое живое существо, ему все рано нужно на что-то направлять свое внимание, концентрацию. И вот эта двитийа. Страх охватывает живое существо из-за ложного отождествления себя с материальным телом. Это никак не уберешь, на нашем этапе это реальное философское изучение, доверие, какие-то испытания и потом поверить: да, что я не тело, я душа. По большому счету так это просто не сработает, но мы должны понимать, что двитийабхинивешатах сйад, концентрация на второстепенном.

01:19:35 Представляете, как Виктор Франкл сказал фразу, что маразм заключается в том, что мы все делаем для второстепенного, за жизнь ни разу не задумываясь о первостепенном, поэтому вся жизнь заключалась в рамках страха. И говорится, что практически, если выстраивать эту цепочку, вся деятельность живого существа в мире страха делается только из-за того, чтобы попытаться избежать.

01:20:11 Любая религия, любой бизнес, любая деятельность, любая практика, христиане, мусульмане, тантрики, шиваиты, черная, белая магия, демонология, вера в царей, вера в великих личностей, в предков, демонов – лишь бы от кого-то получить прививку, чтобы чуть-чуть отпустило. Но это настолько глубоко, что сейчас мы просто не уловим этот момент. Но святые говорят: да, вы все делаете из-за страха. Это все можно оставить в своей жизни, все. И делать по любви. Мы говорили о том, что вот эта огромная дыра в сердце, наполнена страхом только из-за того, что на этом месте нет того, кто может полностью наполнить этот вакуум.

01:21:10 Махарадж Яяти. Я почему такой пример привожу, потому что это даже не уровень Уоррена Баффетта или уровень мексиканского миллиардера, или Билла Гейтса. Махарадж Яяти – это тот, который правил всем миром. И это не шестьдесят миллиардов долларов, это в сотни раз больше. И он сказал такую фразу: хотя вы обладаете всеми лучшими, к примеру, Роллс-Ройсами в мире, все самые красивые женщины у вас, самые лучшие слоны, служанки, дворцы – все у вас, даже этого будет мало, чтобы заполнить этот вакуум, который нечем заполнить, потому что Господь не ограничен, только он может заполнить вакуум, если его там нет, тогда все это место занимает страх.

01:22:14 Это состояние страха, если есть влияние иллюзорной энергии, называемой майей, иллюзией, поэтому разумная личность без колебания посвящает себя чистому слуге Бога и под руководством постигает, ну и дальше это на следующий последнюю строчку. На нашем уровне нужно просто понять, кому задать этот вопрос. Я здесь перечислил Масутацу Ояма, может, кто-то не знает, это просто великие воины, наши современники, Морихэй Уэсиба жил в 20 веке, Масутацу Ояма. Морихэй Уэсиба [непонятно] айкидо. Потом я называл Джон Фэйворс, это уже святые пошли, Серафим Саровский, Прабхупада.

01:23:11 Здесь просто нужно понять, что завтра утром я встречу соседку тетю Свету и скажу: «Тетя Света, в чем смысл жизни?» Она мне не скажет, что смысл жизни победить страх и зависть, потому что с этим позором невозможно жить. Но если она мне так скажет, тогда у меня есть несколько способов, как проверить. И у каждого должны эти способы быть, как проверить. Потому что можно тоже рассказывать, что я бесстрашный. Тогда включаем песни Владимира Высоцкого и берем парня, тянем в горы. Там поймем, кто такой.

Трудности закаляют бесстрашие

01:24:10 Заканчивая, я хочу сказать про один вопрос, который реально, если над ним поразмышлять, может изменить нашу жизнь. Это вопрос, который задал Ямарадж царю Юдхиштхире. Мы на каждой встрече какой-то вопрос разбирали, и все ответы удивительные. Они настолько далеки от нашего образования, что мы просто не успеем. Ямарадж – это господин судьбы или Господь, который отвечает за подземный мир в ведической традиции. В каждой традиции есть личность, которая отвечает, просто у нее может быть много имен.

01:25:14 И вот когда Юдхиштхира ответил на этот вопрос, смотрите, от чего он сразу избавился: он избавился от голода, жажды, скорби и страха перед смертью. Ямарадж сказал: «Когда ты дал этот ответ, этот ответ мог дать только благочестивый царь, поэтому также тот, кто услышит про этот ответ, несомненно, получит блага от моего благословения (голод, жажда, скорбь и страх перед смертью)». Нас это интересует, нам это необходимо действительно. Мне вчера сказали, что булка хлеба будет стоить тридцать гривен к сентябрю, а тут говорится, что он избавится от голода. Ну точно необходимо это.

01:26:23 То есть вопрос Ямарадж говорит: «О царь, что же такое позор?» Юдхиштхира ответил: «Позор – это бежать от трудностей». Мы думаем, что позор – это упасть в лужу или позор – это на лекции запнуться и не то слово сказать или матюкнуться. Или позор – это когда я что-то покупаю и мне не хватает пяти гривен. Представляете, как мы думаем, что такое позор? Смотрите, с какого уровня смотрят на позор личности.

01:27:31 Позор – это избегать трудности. Позор – это убежать от страха. Наша жизнь не позор, это просто недоразумение. К нам относятся как к невинным детям, мы ничего не знаем, как ребенок, с ним можно только улыбаться и смеяться, то есть он невинный. Представьте, то же самое, что делает ребенок, делает взрослый человек. Если он не блаженный, то у него большие проблемы.

01:28:18 Поэтому очень интересное, что нужно понять: позор – это просто непонимание, что же такое трудность. Мы не понимаем, что такое трудность, поэтому нам и кажется, что с ним невозможно работать. Нас просто этому не обучают.

01:28:49 Нам нужно понять, как относиться к трудности, и все. Мы с этого начнем со следующей встречи, и на следующей встрече мы будем работать с маленькими страхами. Я не могу сказать, что мы сразу начнем с охоты на носорога. Нет, с маленькими, как с ними начинать работу и как от каждого получить силу. У нас еще две лекции осталось. Одна из лекций, у нее есть название «Сказки о силе», вот ее не пропустите, мы оттуда черпанем. То есть следующую мы начнем, что же такое трудность в жизни.

01:29:46 Искренность, сомнение, тренировка характера и поиск духовного бесстрашного наставника. Вот это вот. Искренность, сомнение, тренировка характера, потому что, после того как Арджуна начал задавать вопросы, уже не друг, а как наставник ему рассказывал о том, с чего начать тренировать свой характер. Об этом хотелось сегодня раскрыть эту тему, потому что другой взгляд на работу со страхами. Я со многими методами знаком, многие методы испробовал, со многими методами работал, но это все: как одной Гидре отрубили голову, две еще выросли. Именно вот эта цепочка действительно позволит подготовиться к встрече с драконом настоящим, но каждого дракона можно сделать ручным.

01:31:23 Спасибо вам большое. Если есть вопросы по сегодняшней теме. Стих? Я готовил стих. [Из зала: Так психотипы какие? Монах, воин, бизнесмен и рабочий]. И рабочий, да. Это четыре фундаментальных психотипа. Мы на одной встрече целую схему разбирали, на что это опирается. Это опирается на три грантхи, три психических узла. Это такая тема, мы ей одну лекцию посвятили, но она сильно напичкана фразами, символами, то есть это настолько глубокое строение тонкого тела, глубоко-глубоко, оттуда потом идут ответвления, три центра.

01:32:28 И мы говорили, что каждый центр как первый класс. Душа пришла сюда, в первый класс попала и просто развивается, развивается, развивается. И эти центры: самый нижний – очень темный, насыщенный, второй меньше насыщен темнотой, третий более прозрачный. И там говорилось о том, что это только из-за того, что личность в какой-то мере получила знание о том, что она не тело, она душа, и она старается что-то развивать. То есть менее привязанная к двитийа, к второстепенному. То есть пришли в первый класс – максимальная привязка. И как бы жизнь помогает, что-то осознали, пошли во второй класс – меньше привязки пошло. Что-то еще больше осознали – повысились дальше. Растем только в том случае, если привязанность к второстепенному становится меньше, а привязанность к первостепенному становится больше. В этом и разница.

01:33:46 Стих такой позитивный, не про страх. Хорошо? Легкий, чтобы с легкостью уйти. Потому что мы стараемся так подавать тяжелую информацию, чтобы с легкостью уйти. Мы вам в пятый раз говорим про страх. До этого мы говорили… О чем мы говорили до этого? Пять лекций уже о страхе идет. [Из зала: не слышно] Да, как раз считайте, что пять лекций о любви уже мы говорим.

01:34:36 Проснуться б за час до рассвета
просто так от предчувствия счастья
И, собравшись, бежать незаметно.
Ведь хотелось не раз, ну признайся,
Свежий воздух вздохнуть, чуть поежась,
Улыбнуться бледнеющим звездам.
Ну к чему мне теперь осторожность?
Возвращаться, увы, слишком поздно.
Я возьму и умоюсь росою,
Рассмеюсь розовеющим эхом
И, бельчонка спугнув под сосною,
Поспешу к краю леса, к прорехам.
Вместе с солнцем мы выйдем к заливу,
Окунемся друг в друга и в море.
Я забуду про слово тоскливо,
Отряхнусь от понятия горя.
Счастье, вот оно блеской дорожкой
С горизонта течет мне в объятия.
Знаю я, быть счастливым несложно,
Быть счастливым простое занятие.

01:35:47 Простое занятие. Просто нужно задавать эти вопросы. Проведите эксперимент, я думаю, мы и проводим эти эксперименты. Задавайте себе вопрос не «где купить хлеб, где купить сахар?» – «что такое счастье, как мне идти к счастью?» Я вам просто говорю, все остальное будет в вашей жизни. Оно будет. Его не может не быть. Не может не быть. Здесь есть люди, которые это испытали в своей жизни. И в моей жизни много людей есть, которые так живут. И пользы побольше. Быть счастливым несложно, быть счастливым простое занятие. Все, друзья, полетели по домам.

транскрибирование: Мария Артемьева | п.Шушинское | Россия | 01 июня 2022