Найди Исцеление в своём страхе

Бердянск - 12 March 2015
Как мы должны понимать страх? Четыре психотипа и их поведение при страхе. Трансформация страха через звук. Каким должен быть духовный наставник? Что необходимо ученику для получения знаний? Невежество – корень всех проблем. Влияние пищи на ум. Слушать и размышлять – путь знания к сердцу. Трудности и их избегание. Как начать работать со страхом? Энергия страха и ее влияние.
лекция для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:47:21 | качество: mp3 192kB/s 147 Mb | прослушано: 579 | скачано: 452 | избрано: 39
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Я уже, когда смотрю на вас, чувствую, какой ветер бесстрашия от вас идет. Моя задача – настроиться на эту волну, подхватить её и рассказать вам о бесстрашии. Давайте секундочку настроимся, напомним себе о настоящем, чудесная погода за окном, уютное теплое место, а вокруг люди, стремящиеся к осознанию, к свадхьяя, самоизучению. Поэтому что может быть лучше такой компании?

00:00:50 И сегодняшняя тема «Найди в страхе своё исцеление», так можно было озаглавить вообще весь семинар, и каждая лекция, которые мы уже прошли, как раз ведет к тому, чтобы мы когда-то нашли это исцеление в своем страхе. Нам придется чуть-чуть вспомнить предыдущую лекцию, потому что она была такой переключающей от теории к практике.

00:01:27 И мы сказали про очень интересный момент, с чего же начнется по-настоящему охота на свои собственные страхи или как на порождение вот этих маленьких детишек того основного, который есть в каждом живом существе во время попадания в эту материальную Вселенную.

00:01:55 Мы говорили об очень сакральном фундаментальном понимании, что же такое страх. Древние тексты называют страх самым большим материальным грехом, но даже он не является изначальным. Он появился как первый изначальный материальный грех, но он производное самого главного, и самого незаметного, и самого тонкого духовного греха, который называется как? Зависть. Да.

00:02:37 По большому счету если задать себе вопрос: с чем я согласна или согласен больше работать: с завистью или со страхом? Что больше влияет на мою жизнь: зависть или страх? И практически всегда мы услышим один и тот же ответ: безусловно, что проблема со страхом, нужно работать со страхом. Только личность достаточно уже духовно зрелая скажет, что проблема в зависти.

00:03:18 Но интерес заключался в том в предыдущей встрече, что мы дали такое определение, которое как первая капля бальзама на то, что вот это переключение парадигмы в понимании того, что страх – это не наказание и не кара Божия. Для кого?

00:03:40 Мы говорили, что страх смерти – это проблема для человека с атеистическим восприятием этого мира. А это его проблема, это его зрелость, его ответственность, и рано или поздно он всегда когда-то приблизится к пониманию, что мира – это что? Что мир – это тайна. Это один взгляд в философию, что мир – это иллюзия. В Бхагавад-гите Кришна говорит, что мир – это не иллюзия, мир – это прекрасное внешнее проявление Моей энергии, но это всего лишь искра Моей красоты, Моей настоящей красоты, из чего Я состою.

00:04:40 И вот представьте, посмотрите, если закрыть сейчас глаза и вспомнить самое красивое впечатление в своей жизни, то, конечно, оно будет в основном связано с природой. Даже если сказать о ребенке, то это все равно проявление природы. И он говорит: это всего лишь маленькая, маленькая, маленькая, маленькая искра Моей красоты, той абсолютной, которой как Я выгляжу.

00:05:09 И страх для нас, если возвращаться к этому пониманию, является одновременно мотиватором и страх является для нас компасом, страх для нас является правдой. Чем больше в моей жизни страхов, то есть диагностика, чем больше в моей жизни страхов, то, первое, что это означает? Это означает – извините меня за это слово, – что я черт знает куда ушел от своего предназначения, от своего долга. Слово долг как вам, не режет слух? Многим сейчас это слово режет.

00:05:53 Но в конце второй главы Бхагавад-гиты, мы просто здесь где-то три главы, три лекции проходили по этому диалогу, мы выбрали Арджуну как ту личность, которая, несомненно, обладает незаурядными качествами, величайший воин своего времени. И не воин тот, где сейчас очень трудно сравнить.

00:06:23 У меня друг сейчас в армию ушел, и я говорю: «Ну как там? Иллюзии разлетелись?» Хотел там встретить благородных офицеров, которые знают несколько языков, у которых очень утонченные манеры, у которых благородное сердце, которые победили страх. Нашел таких? Где они там сейчас? Их нужно искать, но они есть. Это, правда, не означает, что он за месяц там не нашел и со всеми он был в таких ситуациях, где можно проявить. Конечно, есть эти офицеры еще.

Четыре психотипа и их поведение при страхе

00:06:55 Мы говорили про очень интересный момент, про вот эти четыре категории состояния разума, кто как встречает страх. И мы можем понимать себя. Мы говорили, как встречает страх или проблему человек, который находится в выпускном классе, назовем это так, в понимании того, что его разум развился до такого уровня, что он себя минимально отождествляет с телом. Да, он встречает страх или проблему с четками и молитвой в сердце.

00:07:37 Как воин встречает страх? Он встречает с мечом и определенным набором звуков, которые помогают ему стимулировать свой страх. И это очень интересная, очень тонкая тема с какими звуками встречает воин, или кшатрий, или витязь свои страхи. Есть на Востоке в некоторых странах такое не приветствие, а как бы прославление, когда кричат «ки джай», «ки» – это энергия, «джай» – это как бы бесстрашие. Есть такое слово как «ци-гун», или даже ещё называют «чи-гун». Есть такое слово как «ха-рактер» или «ха-ракири». Понимаете?

00:08:29 Очень важно ещё понимать как со страхом, но это такая тонкая тема, но есть такой раздел в Дханур-ведах, где идет описание, как со страхом работать с помощью звуков. И смотрите, браман работает с помощью звука, с помощью молитвы, кшатрий работает с помощью звука, с помощью молитвы. Как вайшья работает со страхом, со своими проблемами? Он тоже работает с помощью звуков, потому что он страхи и проблемы встречает, в основном опираясь только на деньги и на свою риторику или свои ораторские способности договориться. Это его природа. Если он будет имитировать кшатриев или браманов, воинов, то он не добьется просто успехов.

00:09:16 Как будет страх встречать вайшья? Я тогда интересную аналогию дал – ой, не вайшья, а шудра, – что шудра, «шуд» и «ра», «шуд» – это препятствие, «ра» – это Солнце. Шудра – это тот, в чье сердце невозможно попасть свету, свету в контексте знания. Еще не созрела кшетра, поле внутри сердца ещё не созрело, чтобы туда упали зерна.

00:09:53 Как мне понравились эти слова, по-моему, они принадлежат Иоанну Кронштадтскому, но я могу здесь чуть-чуть ошибаться, могу перепутать. Он сказал, что проблема земли, где не взошли цветы, не в самой земле, проблема в том, что не нашлось сердца такого, которое было бы способно прийти и засеять эту землю семенами цветов. Понимаете, какая глубокая метафора, какой здесь тонкий намек? Проблема не в том, что люди вокруг меня такие, проблема в том, что у меня нет по отношению к этим людям кроме зависти и страха больше ничего.

00:10:54 Я в тот раз сказал такое слово опять же на санскрите, и оно как-то попадалось мне в абсолютно разных источниках – «двипада-пашу». Это двуногое животное. Я его встречал в ведических писаниях, потом встречал в около ведических, в других текстах и часто натыкался на это слово «двипада-пашу», двуногое животное.

00:11:20 И мудрецы говорят очень тяжелую информацию для нас, они говорят: с чего начинается человеческая жизнь? Красивое слово на санскрите «ке ами» – кто я? С этого момента, только когда мы начали задавать этот вопрос себе, мы имеем шанс из двуногого животного (сознание) превратиться, трансформироваться во что-то, ради чего мы получили человеческое тело.

00:11:51 И вопрос мы задали: а как победить страх и зависть? И мы сказали, что вначале нужно по-настоящему почувствовать позор внутри себя. Внутри себя. Представляете, этот позор так ощутить, что ты со своими тремя квартирами, с хорошей машиной, каким-то счетом в трех банках, ну хоть в одном, с работой, может быть, со своими высшими образованиями, материальными целями, всеми стремлениями, по большому счету, благодаря этому и остаешься здесь, кувыркаешься в этом во всём. И если это досконально разбирать, то всего лишь две категории: или ты стремишься через зависть, или через страх.

Трансформация страха через звук

00:12:52 И мы говорили, что только дыра в нашем сердце, которое должно быть отдано источнику красоты или любви, если с ним нет никаких отношений, то эта дыра в сердце всегда будет занята страхом. Свято… Как говорят? Да, пусто оно не бывает никогда.

00:13:19 Это можно увидеть на примере нашего ума: нет там мыслей – сразу появится вторая. Мы даже замечаем, когда начинаешь практиковать, даже можешь уже улавливать такое состояние, что параллельно несколько активных дорожек в уме идет. Ты, может, сидишь, концентрируешься на асанах, пранаяме, молитве с четками, книге, но у тебя параллельно идет ещё несколько жизней и они очень активны.

00:13:47 Вспомните, как мы разбирали, как вообще ведутся беседы даже на такую тем более сакральную тему: трансформировать свой страх. В Йога-сутрах Патанджали перечисляет, в каком нужно пребывать состоянии ума. Это правильно, что мы в нём сейчас не пребываем, но в том состоянии мы пребываем в таком состоянии ума, что мы позволяем открыться своему сердцу с доверием к личности, которая говорит, потому что только через звук, шраванам (шраванам – самая секретная и важнейшая вещь), только через звук можно трансформировать свой страх.

Каким должен быть духовный наставник?

00:14:24 Поэтому мы и сказали тогда эту фразу, кто может быть духовным наставником, духовником, гуру, как сейчас любят говорить. Кто может быть? Представляете, кто это может быть. Это может быть только бесстрашная личность. И у нас как у ищущих такую личность есть права проверять их на уровень их бесстрашия, привязанностей. Потому что, если у человека много материальных привязанностей, это может говорить о двух вещах: или человек боится, или человек постоянно завидует. Завидует означает постоянно соревнуется, поэтому духовный наставник – это бесстрашная личность.

00:15:20 И мы говорили о том, что если мы настроимся на звук такой личности, в наше сердце попадет зерно, но не то зерно, которое сделает нас сразу смелым, решительным, устремленным. Оно закинет нам зерно, чтобы мы почувствовали себя каким? Потому что часто существует иллюзия, что мы ищем духовного наставника с пониманием того, что духовный наставник, когда нас увидит, скажет: боже мой, как долго я тебя ждал, как долго я ждал такую личность, как ты, мне без тебя так плохо было, мне так не хватало твоей чистоты, твоей мудрости. Может так сказать наставник настоящий? А какой может сказать? Тот, который боится или который зависит. От чего он тогда зависит, если он такие слова нам будет говорить? От материального благополучия, которое он может получить от нас.

Что необходимо ученику для получения знаний?

00:16:38 И теперь если посмотреть на это все с другой стороны. Представьте, как должен созреть тогда ученик внутри. Потому что иногда слышишь: вот мне бы духовного наставника, и все. И все на этом заканчивается. Посмотрите, что с Арджуной делал его друг, как он его позорил вначале. Он говорит: «Ты такой разумный, Арджуна, ты такой бесстрашный, ты так здорово знаешь писания, ты так цитируешь писания, но ты так далеко от настоящей мудрости. Потому что все то, что ты мне сказал, должно было бы давно привести тебя к такому пониманию, что мудрый…»

00:17:30 Представьте, он здесь же дает определение мудрости, кто такой мудрец. Мы уже знаем одно определение мудрости. Какое? [Из зала: Знание вечно] Да, знание вечно. И второе? Но это уже тяжелое, это уже реализовано. Он здесь ему во второй главе говорит: «Мудрец не скорбит ни о живых, ни о мертвых». Представьте. Мы далеки от этого или мы очень близко к этому подошли? Но это тяжело, даже Арджуна показывает тем, что…

00:18:02 Какое первое и важное качество бесстрашной личности? Потому что позор – это даже не первая, не вторая, не третья, это уже пятая ступенька, потому что к пониманию позора нужно прийти уже хоть с каким-то инструментарием. Потому что, даже сейчас если взять современное общество с его состоянием психическим, можно понять, что проблемы же огромные. Это называется тихое безумие, тихое, тихое. Сколько у нас за март только на Украине покончило жизнь самоубийством? И то только, что мы знаем. В соседнем Казахстане, который вышел на первое место в мире. Вы знаете, что Казахстан материально развивается, просто опережает большинство стран бывшего Советского союза? Опережает просто колоссально. Но вышел на первое место, обогнал Японию и Швецию.

00:19:17 Мы говорили, что первое важное качество, которое проявил Арджуна, после того как он процитировал все на санскрите вдоль и поперек: он сложил свои руки, когда у него уже упал лук из рук кшатрия. Это сейчас мы даже не можем понять, что это значит по-настоящему, если кшатрий уронил оружие. Мы даже если соприкоснемся с культурой, допустим, самураев, то даже там ещё в их кодексе Бусидо прописано это, то есть это ещё сохранились отголоски той древней культуры, где реально понимали, кто такие воины.

00:19:55 Я тогда сказал такую фразу, что в Махабхарате описано, что во время этого конфликта не участвовало ни одно другое сословие, кроме как кшатриев. Представляете? Только солнце садилось, они уже даже над головой поникшего противника опускали меч в ножны, потому что не то что это моральный кодекс, они просто знали по-настоящему закон, который называется карма, мы ещё сегодня к нему подойдем и коснемся. Они просто знали, куда можно отправиться после захода солнца, если ты продолжаешь вести боевые действия. У нас как в основном ведется война? Кали-юга, никакого знания абсолютно нет.

00:20:51 Арджуна действительно был смелым воином, но ему не хватало знания. Он знал, владел огромным количеством информации, но знания не хватало. И вот знание могло переходить к нему только в тот момент, когда он сложил руки и проявил важнейшее качество, которое называется искренность.

00:21:17 Представьте, как он своим примером нам показывает, насколько это важнейшее качество в переключении этой – я использую это слово – парадигмы. Сегодня оно как-то лезет. Искренность. Как страх может проявляться? И мы этот момент, когда Арджуна говорил, перед тем как ещё он не проявил эту искренность, он сказал: «А ну-ка вези меня, ставь меня посредине поля, показывай с какими негодяями мне нужно сражаться. Кто встал на сторону этого злокозненного Дурьодхана, кто принял сторону демона? Показывай». И он его на колеснице вывозит, ставит посредине и показывает ему кого? Он показывает ему: вот теперь тебе нужно по-настоящему с этим работать.

00:22:16 И этот пример про девочку, которая в своем дневнике уже три месяца прописывает, что она работает со страхом темноты. Днем, утром она дает слово в кругу родственников, друзей, что вечером, когда она придет с работы, она пойдет сразу свет включит в самой дальней комнате и оттуда начнет возвращаться, и включать свет во всей квартире. «Но три месяца, – она говорит, – я прихожу, открываю дверь, и на меня смотрит он. И я сразу нахожу сбоку в коридоре».

00:22:57 То же самое, Арджуна нам показывал этот момент, что оказывается он тоже был героем, пока не увидел страх лицом к лицу. И сколько там в третьей главе ему учитель рассказывал о Карма-йоге, потом о медитации, о карме, гунах материальной природы, многих-многих перечислениях и до девятой главы. Девятая глава называется – чтобы было понятно – Тайна тайн, самое сокровенное знание. И говорится, что вот эта девятая глава закрыта в самую середину всеми остальными главами. Тайна тайн, Раджа-видья, царское знание. И вот 9.2. ражда-видйа раджа-гухйам. А сейчас я тебе поведаю самое сокровенное знание. Это вторая 9.2.

00:23:54 Но 9.1 там есть уникальные строчки. Представьте, сколько прошло от первой главы до девятой. И в девятой главе он ему говорит такую фразу, что, так как ты мне теперь не завидуешь, теперь я расскажу тебе это знание, благодаря которому ты сможешь победить страх.

Невежество – корень всех проблем

00:24:22 Есть такое высказывание, не высказывание, это как афоризм: [непонятно]. Это означает, что первая трансформация боязни или этого страха всегда приходит в момент соприкосновения с сознанием. И даже современная психология, один из методов, который мы сегодня тоже будем разбирать и на следующей встрече, означает, что нам нужно просто выбрать тот страх, который мы можем сейчас отследить, поверхностные страхи, маленькие, такие как тренировочный материал, очень маленькие, с которыми можем работать. И первое, что говорят они, и я с ними тоже полностью согласен, они говорят, если вы только начнете изучать природу этого страха, в 95 % случаев этот страх уходит.

00:25:23 Йога-сутры говорят во второй главе, они описывают это качество после всех прививок, которые мы прошли на первой встрече. И потом Йога-сутры описывают проблемы уже путешествия атмы, души, с этими прививками тремя. Мы не будем уже касаться, потому что мы это подробно разбирали. Йога-сутры описывают уже путешествие души в этом материальном мире. И первое, она говорит: авидья («видья» – это знание, «а» – не; незнание), авидья – корень всех проблем. Авидья – это незнание или невежество.

00:26:02 Я как-то лет пятнадцать назад услышал такой афоризм буддистский, даже не буддистский, он принадлежит Будде, где идет перечисление грехов человека. И он на первое место поставил, что невежество является самым главным грехом человека. И я тогда подумал: причем тут невежество? Я себе задал вопрос: а что такое невежество? Тогда я не знал, что такое невежество, поэтому я и сказал: причем тут невежество? Что за проблема в невежестве? Есть куда серьезнее проблемы. Но сейчас уже понимаешь, что все те остальные проблемы серьезные, они-то и опирались на авидью, невежество.

00:26:53 Поэтому и в Бхагавад-гите учитель Арджуне говорит, что ложь, обман, и является качеством, которое будет мешать человеку трансформировать свой страх, он будет отговаривать себя, он будет придумывать новые психологические термины, в которых будет объяснять себе, что страх, в нём столько всего полезного и качественного.

Влияние пищи на ум

00:27:23 Как в Японии движение [стопитеры] – не слышали? – они объясняют, как есть Макдональдс, сеть странной еды для двипада-пашу. И в Японии, смотрите, прогресс японцев, входят в тройку тоже цивилизаций современности. Может, для кого-то это будет открытием. Они сейчас по Японии уже сеть ресторанов быстрого питания. В Токио ученый сказал: ребята, нужно что-то делать, слишком много отходов человеческого организма, как-то нужно все придумать и направить в правильное русло.

00:28:23 И они быстро решили это, теперь на этом делаются большие деньги. То есть продаются и пирожные, и гамбургеры, и жареная картошка, но всё это делается из экскрементов людей. И все. Можно посмотреть видео, фотографии, ресторан полный. Запаха нет, конечно, там все пахнет, но что они написали. Представьте, нужно как-то мотивировать людей, и они распечатали вот такие листы, сколько всего там полезного в этой пище. Нам кажется, что это маразм. Ну кажется нам, что это маразм? Скоро не будет это казаться. Это равносильно тому, что не для всех, допустим, проблема быстрого питания. Но для некоторых это действительно ненормально.

00:29:15 Поэтому на беседах на йоге мы говорим, что урегулируйте своё питание, готовьте все на топленом масле и делайте хоть какие-то физические прогулки, упражнения, что-то делайте. Все, большие ничего не надо, доживете до ста лет. Почему? Йога детально, йога здесь не говорит вправо, влево. В 16 главе описывается: есть пища в невежестве, есть пища в страсти, есть пища в благости. Только пища в благости дает… Мне кто-то задал вопрос, по-моему, на прошлой лекции: можно ли удлинить отрезок жизни? В 16 главе описывается, что если вы будете правильно питаться, маслянистая, приготовленная до трех часов пища всегда вам даст чистоту ума, здоровье тела.

00:30:12 И на протяжении всех ведических трактатов, опыта святых людей, они не панькаются, они говорят, что пища – первый фактор, который воздействует на состояние нашего ума. Ум – такое существо, со всем, чем оно будет соприкасаться, будет принимать окраску того вещества, с которым оно соприкасается. Так как это более тонкое, она не такая уж тонкая, люди, которые чуть-чуть практикуют пост – сейчас же пост идет – кто-то практикует пост, кто-то практикует голодание, кто-то практикует те же экадаши, мы можем заметить действительно, как пища влияет на наш ум, насколько мы от нее зависим.

00:31:04 И ложь – это то качество, которое мешает человеку избавиться от страха, поэтому искренность – это противоположность этой лжи, благодаря которой мы сможем действительно встать на путь, который позволит нам избавиться от страха, хотя бы от тех маленьких, которые мы будем отслеживать. Это так мы коснулись то, о чем мы говорили, чтобы напомнить себе.

Слушать и размышлять – путь знания к сердцу

00:31:37 И у способности слушать, мы тогда сказали, есть очень важных два качества. Какие помните? Когда Арджуна услышал то, о чем говорил ему учитель, и он это обдумал, мананам, он размышлял над услышанным. Потому что размышление – это как поливать цветы. Цветы – это знание, но, для того чтобы они росли, давали плоды, их нужно удобрять, их нужно поливать, вот это мананам, размышление – то, что позволяет этой информации проникнуть вглубь нашего сердца. Только в сердце знание сможет пройти в том случае, если мы размышляем над этой информацией. Размышляем – это минимум мы записываем, но размышляем.

00:32:32 Но так как энергии вокруг очень веселые, питание очень веселое, нам кажется, скорость ума огромная, и этому скоростному уму кажется, что у него нету времени. Понимаете в чем проблема? Проблема не в 24 часах. А проблема в том, что мы свой ум раскрутили до такого маховика уже, что ему кажется, что у него нет времени. Но вспомните вот это состояние йоги: полчаса, у кого-то час держит после практики, час тридцать, два часа нас держит такая тишина, такое спокойствие, благодаря которому… Поэтому мы и говорили, что разумный человек – это не тот, кто должен много работать. Разумный человек устраивает свою жизнь так, чтобы остаток своего дня, своей жизнедеятельности направить на победу страха и зависти.

00:33:39 Но если мы говорим о том, что это две самых больших головы дракона, страх и зависть, то, для того чтобы мы переключились с этой платформы лжи, мы должны победить. Поэтому и говорится, что духовный наставник или духовный воин, по большому счету любой, кто встал на эту стезю, мужчина или женщина – это духовный воин. Духовный воин – тот, который бросил вызов. Кому он бросил вызов? Он же не бросил вызов своим соседям или своим любимым. Он бросил вызов тому самому себе, которого просто можно как назвать? Если отбросить сейчас новомодные разные термины, то это просто называется трусость.

00:34:29 Он просто не может жить с этим позором уже. Мы приводили, я рассказывал про этих мастеров, Морихэй Уэсиба, это дедушка, многие мастера, мы тогда перечисляли. И вот как бы намек домашнего задания был в том, чтобы мы составили список, кто же в моей жизни является бесстрашным. Потому что если… мы чуть-чуть дальше коснемся, я задам этот вопрос.

00:35:02 Сомнение, искренность. Как вам это понимание, новый вид на эти сомнения? Сомнения всегда присутствуют. Сомнения и доверие – то, что ещё не трансформировалось в веру, – это как два брата родных, они идут все время вместе. И сомнение в том: та информация, которую я получаю в своей жизни, работает ли она, приносит ли это жизнь? Потому что жизнь или вот это все её внешнее проявление базируется на наше внутреннее знание, на нашу видью или авидью. Приносит ли это знание, помогает ли это знание работать со страхами, завистью, приносит ли это знание мне счастье?

00:35:57 Потому что пройдет пять лет, мы зададим себе этот же самый вопрос: а стал ли я счастлив благодаря тому, чем я сейчас владею, той информации, которой владею? Пройдет десять лет – я снова задам себе этот вопрос: стал ли я счастлив, насколько я стал счастливее? То, насколько я стал счастливее, будет зависеть от того, насколько я победил или продолжаю побеждать страх и зависть. Зависть – это отдельная тема, со страхом у нас цель нацелиться на страхе.

00:36:39 Поэтому сомнение – это протест разума, сомнение – это то, что подходит и пробуждает разум. Он говорит тебе: пора уходить с платформы ума, сомневайся в своей жизни, если то знание, которое ты имеешь в своей жизни, делает тебя до сих пор счастливым. Потому что если спросить: что такое счастье, как оно может проявиться? Нам сразу будет нелегко на этот вопрос ответить. Представляете, когда спрашивают, зачем вы вообще родились. Ну понятно, чтобы наслаждаться, но наслаждаться так, чтобы последствия наслаждений не были такими разрушительными и жесткими.

00:37:24 Мы родились, чтобы быть счастливыми, но для этого нужно с этими двумя головами дракона разобраться. Потому что они не позволят нам соприкоснуться с искренним и настоящим чистым океаном счастья, потому что они защищают его. Потому что в этот оазис может попасть только искренний путник или искренний воин, искренний искатель. Это не значит, что мы пробежались босиком по углям и стали бесстрашными. Понимаете? Ну прыгнули там с девятиэтажного здания в море и стали бесстрашными. Я бегал, прыгал и этот позор ощущаю до сих пор внутри себя.

00:38:09 Поэтому авидья. Вначале нам нужно изучить страх в противоположность ему. И само это изучение, которое мы здесь стараемся делать, мы просто говорим о бесстрашии, мы просто говорим о смелых личностях и мы это чувствуем, что они эту энергию трансформировали в себе, но так как эта энергия не принадлежит им, они её продолжают дальше отдавать, и мы можем соприкасаться в уме. Даже ум – это инструмент, который может соприкоснуться с любой точкой во Вселенной или пространства. Мы думаем о бесстрашных личностях, святых личностях – все, мы становимся бесстрашными. Но для этого нужно просто работать, очистить свой ум, сделать его инструментом, который способен воспринимать и принимать эту энергию.

Трудности и их избегание

00:39:15 И мы тогда остановились на этой теме, на одном вопросе, который Ямарадж, господин судьбы, задал царю Юдхиштхире. И ответ на этот вопрос когда он получил, он получил благословение: кто будет знать этот ответ и будет жить в этом ключе, он избавиться от голода, он избавится от жажды, он избавится от скорби в сердце, он избавится от страха. Помните, да? И Ямарадж задал этот магический вопрос: что такое позор?

00:40:06 И я тогда говорил, что представьте, как личности с абсолютно таким для нас сейчас другим восприятием реальности смотрят на этот мир. Те вопросы, которые мы уже прошли, они об этом говорят, и опять же Юдхиштхира дает этот ответ, что такое позор. Но для меня этот ответ не вкладывается в моё даже воображение. Он ему сказал, что позор – это просто избегать трудности. Вот это позор.

00:40:49 Что такое настоящий позор? Это не то, что я в кассе забыла, не хватает три рубля и вся очередь на меня смотрит, и я впала в позор, что мне три рубля не хватало. Или я на лекции перепутал слова. Это не позор. Или я упал в лужу или споткнулся. Это не позор. Или у меня на этаже дверь хуже, чем у соседей. Понимаете? Это не позор, это недоразумение. Это не проблема. Проблема в том, что мы продолжаем бежать от трудностей. Но только почему?

00:41:25 И дальше разбиралась эта тема, что нам здесь нужно важное понимание этого слова «позор» или этих трудностей. Просто новый взгляд на трудности, философский взгляд на трудности, взгляд, который мы примем в свою жизнь. И он дальше ему говорит, что трудности, которые испытывает человек в своей жизни, чаще всего он не может объяснить природу этих трудностей, они для него неясны. Почему неясны? Потому что трудности находятся внутри нас, то, как мы воспринимаем трудности. И так как мы не привыкли заниматься самоосознанием, мы не можем идентифицировать свой собственный ум, мы не можем даже себе объяснить, почему эта ситуация вызывает во мне внутри столько, допустим, негативных эмоций.

00:42:49 Мы сейчас можем замечать, если задавать людям этот вопрос: в чем вообще трудность сейчас, в чем сейчас настоящая трудность на данный момент? Согласен, у некоторых людей действительно трудности сейчас. Есть серьезные трудности, серьезные в плане того, что трудность всегда заключается в том, что ты не обладаешь знанием, благодаря которому тебя можно поместить в любую среду. И благодаря накопленному знанию ты сможешь снова встать на ноги.

00:43:34 Если мы даже вспомним, как-то на одной лекции перечислял проблемы, сколько тому же Уолту Диснею отказывали, перед тем как он стал Уолтом Диснеем, сколько отказывали Мэрилин Монро, сколько отказывали многим известным художникам, музыкантам, писателям, Джоан Роулинг, сколько ей там отказывали. Это были трудности, но они не сдались, они просто продолжали идти.

00:43:59 Или этот известный пример про нью-йоркского миллионера. Он сам одессит, во время большой американской депрессии человек стал миллионером. Одессит. И в интервью, когда он король, его называют не то что там королем нью-йоркского вина, у него много винно-ликерных заводов, и его ответ был просто колоссальным, когда ему задали: а в чем ваш секрет, банки развалились, система рухнула, вы заработали миллионы, как у вас это получилось?

00:44:48 И он говорит: «Просто на тот момент, когда это все происходило, я только переехал с Одессы, я просто не знал тогда ещё английского языка, поэтому я просто делал то, что я мог делать». Он не знал английского языка, соответственно, с этим незнанием к нему не пришли программы, которые бы ему сказали: да ты что сумасшедший, да это все рухнет, ты неудачник, куда ты лезешь, у тебя нет опыта и все, все, все. Он не знал, он просто делал, что мог, и стал миллионером в то время. Большая подсказка.

00:45:33 И мы замечаем, что мы хотим организовать мир вокруг себя, но у нас получается, мы можем организовать мир в своей квартире, в своем доме, но до сих пор мир внутри себя мы так и не смогли организовать, очень трудно. Кто-то старается это делать, пытается делать генеральные уборки, идет к этому, но большинство… И все заключается опять же в этом образовании, образование помогает нам образовать материю, но она ничего не знает о её духовной составляющей, поэтому мы и научились внешне выстраивать отношения с этим миром, но внутренне мы так и остались на уровне детского садика.

00:46:37 Авидья. В Йога-сутрах Свами Сатьянанда Сарасвати дает интересный комментарий, он говорит, что такое авидья. Это когда невечное мы принимаем – за что? – за вечное. Это когда мы расстреливаем монахов, а атеистов ставим у главы. То есть авидья – полное искаженное видение мира, одна из этих прививок, которую получило живое существо, випарйайо, искаженное восприятие реальности. Оно никогда не сможет его увидеть по-настоящему, пока оно не пройдет теперь, потому что страх – это последствие трех прививок, пока он не начнет работать со страхом.

00:47:37 И когда мы говорили о вот этих личностях: кшатрий, браман, вайшья, шудра, это говорилось как раз о том, что каждый из них прошел определенные классы, сдали экзамены и поднялись на следующие ступеньки, но это восприятие заключалось в том, что каждый из них он все дальше отходил от материального. То есть он не отказывался от него, он просто гармонизировал это понимание. Поэтому мы говорили о том, что в основном победить абхинивеша, страх смерти, можно только в том случае, если мы начнем разбирать, в пятнадцатой главе Бхагавад-гиты есть описание, что Я являюсь знанием в душе. Вторая глава посвящена этому, пятнадцатая напоминает, что Я – то знание, которое напоминает тебе о душе.

00:48:50 Поэтому если так чуть-чуть коснуться опять же этих трудностей, это называется мистическая способность. Я часто этот стих цитирую:
मात्रास्पर्शास्तु कौन्तेय शीतोष्णसुखदुःखदाः ।
आगमापायिनोऽनित्यास्तांस्तितिक्षस्व भारत ॥ १४ ॥

mātrā-sparśās tu kaunteya
śītoṣṇa-sukha-duḥkha-dāḥ
āgamāpāyino ’nityās
tāṁs titikṣasva bhārata

(сукха – счастье, духкха – несчастье)

00:49:21 Этот стих как раз говорит о том, что в этом материальном мире нет ничего постоянного, ничего. Счастье сменяет несчастье, счастье – это рага, несчастье – это двеша в йогических писаниях. Мы стремимся к раге, к счастью. Но к счастью какому? Невечному. Материальное означает невечное. То есть новый телефон и счастливы пятнадцать минут, завтра купим другой – ещё пятнадцать минут. То есть рага – это стремление к счастью, которое не вечно. Двеша – мы убегаем от несчастий.

00:50:03 По цигун счастье и горе приходят и уходят, сменяют друг друга, как зима и лето постоянно сменяют друг друга. Но здравомыслящего человека эта проблема не тревожит. Поэтому об этом можно говорить, но мы понимаем, что достичь этого состояния непросто. Чтобы в каком-то состоянии, в какой бы точке планеты или в каком бы месте на этой Земле ты бы ни находился или вообще в этой Вселенной, чтобы ни происходило, чтобы ни делали с тобой, с твоим телом, ты всегда остаешься счастливым, не обращай на это внимание. Но что было написано на кольце у Соломона? Все пройдет, и это пройдет, и то пройдет. Все пройдет.

00:51:01 И здесь Арджуне он говорит, что даже если ты думаешь, что они все умрут, ты же знаешь, что душа вечная, она вечный странник в этом мире, значит, она родится снова. Как после душа или после омовения ты надеваешь новую одежду, так и душа надевает новое тело. Поэтому мертвый не скорбит ни о живых, ни о мертвых, потому что никого нельзя убить. Он ему говорит, что душу нельзя ни испепелить, ни убить, ни сжечь, ни застрелить, ни взорвать, ничего с ней нельзя сделать. Она не относится к этому миру. Он так выводил его из страха, потому что Арджуна показан нам, что он просто привязан к этому материальному телу.

00:51:52 И только в тот момент, когда он в конце Гиты говорит, что все, прими меня своим учеником, я понял все, о чем ты говорил, я хочу действовать. Только благодаря общению с этой личностью он слушал его очень смиренно, воспринимал, потом он размышлял. И на следующем этапе что он делал? Он задавал вопросы.

00:52:16 Поэтому говорится, что вопросы возникают. Мы начинаем что-то практиковать, захотели стать молодыми художниками, сколько вопросов появится у нас. Захотели заняться резьбой по дереву, или даже йогой, или чем-либо – у нас возникнут вопросы. Почему? Потому что мы размышляем над этим, мы тратим теперь на это время. На каком-то этапе нашей жизни нам тоже нужно будет просто потратить время на то, чтобы поразмышлять о природе страха.

00:52:52 И вспомните Джива Госвами давал комментарий на бхайам, этот стих, который мудрецы девять Йогендр, Кави Йогендр описали, он сказал, что настоящее счастье живого существа заключается в том, что он никогда не испытывает страх. Дал это определение, что же такое счастье, что же такое уникальное состояние гармонии. Это когда живое существо не испытывает страх.

00:53:30 Есть такая история, когда один японский правитель, который завоевал как обычно или через страх, чтобы его не завоевали, он первый нападал, или через зависть, что там дворец больше, я завоюю и построю что-то больше. Постоянно что-то движет, эти два дракона: или страх, или зависть. И когда он завоевал очень многие соседние государства, сделал своими феодалами, ему сказали, что есть один дзенский монастырь и там есть настоятель, один остался, говорят, что он бесстрашный человек. Он сказал: да, хорошо, я хочу его увидеть.

00:54:13 Высоко в горах он приехал к нему, поднимался, лошадь не могла дальше идти, он пешком пришел уже уставший с почтением к этому мудрецу, к этому старцу. Но старец ему не выказал, он даже не посмотрел в его сторону, просто продолжил заниматься, мыть посуду. И этот царь настолько взбунтовался, говорит: «Ты что, старик, отупел, ты не понимаешь, что я сейчас тебя пронжу этим мечом?» И тогда старик посмотрел на него и говорит: «А ты что тоже отупел, не понимаешь, что мне все равно, пронзишь ты меня мечом или нет». Мне все равно.

00:54:59 В конце прочитаю стих про такую девочку. Поэтому нам нужно просто выработать правильное отношение к тупиковым ситуациям. У нас должны быть уже инструменты, которые нам объясняют, что такое тупик. Я даже не буду на этом останавливаться. Мы об этом много говорили, и многие это изучают. Что такое тупик? Что это? Еще? Тупик – это возможность. Еще какими словами можно сказать? [Из зала: не слышно] Еще. Ступенька, возможность, это картина, на которой что-то написано, это взлетная полоса, по которой можно взлететь. Понимаете?

Как начать работать со страхом?

00:55:54 Вот смотрите. У меня есть такая папка, её половина, я её вот так выкладываю дома. Допустим, как найти своё предназначение? У меня есть карта, я беру, у меня там пятнадцать пунктов, как по этой карте приблизиться к своему предназначению. Если меня интересует или кто-то попал на консультацию, как работать с тупиками, у меня есть такая карта, я её беру, у меня там уже расписано, как работать с тупиками. У меня есть проблема с коленями – я беру ее, у меня там уже расписано, как работать с коленями. Понимаете? Сейчас я прописываю себе. Почему этот семинар? Для того, что я хочу прописать себе такую же карту, когда я выслежу ещё один новый страх, я просто возьму и начну с ним работать. Понимаете намек мой, о чем я говорю?

00:56:47 Потому что что называется противовесом страха? Давайте смелее. Есть у меня такая таблица, я с вами хочу ею поделиться, чтобы вы работали с этим страхом. Можно нарисовать вот такую линию. Здесь страх, здесь я для себя назвал в таком шаманском стиле, в стиле Морихей Уэсиба. Как Серафим Саровский говорил «здравствуй, радость моя», приветствуя каждого, с таким чином пришел или просто крестьянин, видя в нём эту нетленную искру Божию, и он обращался к той искре. А Морихей Уэсиба всегда говорил: «Да прибудет с вами сила».

00:57:58 И вот есть страх: раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять. Допустим, десятибалльная шкала. И вот эта середина, нам нужно в какой-то момент благодаря всему, что здесь происходит, о чем мы беседуем, что мы читаем, над чем размышляем, мы должны понять, что в какой-то момент с этим позором мне просто уже надоело жить, мне надоело жить в страхе. Но тут нужно понимать, что надоело жить в страхе не значит, что я должен выйти куда-то и об этом всем рассказывать или флаг какой-то поднять, за кого-то голосовать. Мы говорим сейчас об этом позоре как для живого существа, как о той искре, которая пришла, для того чтобы здесь света больше стало. Не в моменте того, что я стал бесстрашным, поехал направо-налево всех рубить. Вы же понимаете, что мы не об этом бесстрашии говорим? Да?

00:59:16 Мы понимаем, что мы сейчас здесь, я не вербую кого-то в какой-то полулевый сектор, чтобы там появились бесстрашные, или как [непонятно] с этими эсэсовскими ребятами делали лучшего воина всех времен и народов, удаляли определенную долю мозга, которая отвечала за бесстрашие, за страх вернее. Проводили такие опыты. Но потом на их опытах ставили уже опыты современные ученные и они сказали очень интересную фразу, что одна и та же доля мозга отвечает и за страх, и за… Нет, не за бесстрашие, а за мышление.

01:00:06 Но только какое мышление? Назовем это мышление, которое называется видья. То есть за ту долю мозга, которая благодаря тому, что в нём есть какая-то информация, будет стимулировать нервную систему, чтобы мы действовали, начали что-то делать. И они становились бесстрашными, но надолго их не хватало, потому что они ко всему относились бесстрашно: и к воде, и к огню, и к гвоздям.

01:00:46 И вот смотрите. Я сейчас спрашиваю, на каком-то этапе эти первые пять ступенек, а для того чтобы мы работали со страхом, попробуйте просто нарисовать и прикрепить у себя в ванной эту шкалу: десять ступенек, вот здесь позор и страх, здесь сила, – что ещё мы можем назвать? – бесстрашие, – что еще? – решимость. Понимаете? Это так коротко сейчас касаюсь. Потому что иногда мы все равно будем сюда возвращаться, иногда, это быстро не произойдет, пробежали шесть, семь, восемь и обратно. Мы подробно эту таблицу будем разбирать.

01:01:31 К чему я хочу подвести вас? Смотрите. Мы говорим про такие слова: сила, решимость, бесстрашие, я не пишу с «с», я пишу «з», ещё можно здесь назвать. Тогда вопрос заключается в том, для того чтобы мы нашли, начали идти от этого позора к своей силе, нам нужно чтобы внутри нас было четкое определение, что для меня значит слово «бесстрашие».

01:02:25 Поднимите руку, кто может дать определение, с которым он уже живёт и работает. Слово «бесстрашие», или «решимость», или «сила», или «смелость». Понимаете? Смотрите. А теперь вот такое слово «позор». Понятно. «Трусость» понятно. Можем дать определение? Кто-то может даже вспомнить афоризм классиков? Давайте, какие качества сюда ещё можно отнести? Что этот страх, какие он будет порождать тогда в нас, назовем их, грехи? Что еще? Давайте, я не буду перечислять, тут не хватит доски. И вот смотрите, если мы возьмем эти качества, мы можем их хоть как-то интерпретировать. Почему? Потому что мы с ними знакомы.

01:03:30 Если быть искренним, как Арджуна, то означает… Что такое позор? Позор не означает, что я весь такой веселый, успешный, красивая, богатая, счастливо замуж вышла и все такое, и я говорю: да, я принимаю себя с этим позором. Это же так не происходит. Это очищение. Понимаете? Кого-то прошибало где-то в святом месте или во время молитвы, во время книги? «Путешествие домой», которое я читал два раза за четыре дня, меня каждый раз накрывало просто.

01:04:17 Есть такой фильм Джошуа 1991 года, там есть такие моменты, я его уже раз десять смотрел и я всегда жду один и тот же момент. Я думаю: что меня опять прошибет? И на одном и том же моменте я просто понимаю как-то сердцем, что там происходит, и в этот момент ты падаешь просто, понимаешь, что ты маленькое ничтожество. Там столько в тебе грязи, вот это позор, с которым ты не хочешь жить.

01:04:59 И для того чтобы это не просто была сегодняшняя встреча с какой-то трансцендентной таблицей, – если со стороны посмотреть, не знаю, что вы там понимаете, – мы должны дать себе определение, что такое для меня сила, что такое бесстрашие, что такое решимость. И не только дать это определение, что такое смелость, а ежедневно, стабильно прописывать своей рукой на папирусе. Тогда это может войти внутрь нас, как новая программа, как новая ещё не парадигма, благодаря которой мы так действуем, а всего лишь новая программа, которую мы установили на свой новый телефон, но ещё не начали пользоваться. Понимаете теперь?

01:05:57 То есть мы говорим о страхе, мы проговорили три лекции о страхе смерти, абхинивеша, самый большой страх всех живых существ, все бегут от него куда-то подальше. Но мы сейчас подошли просто для того, чтобы работать со своими маленькими страхами, со своими маленькими проблемами. И вот смотрите.

01:06:30 Мы выбираем, к примеру, страх темноты. Есть у кого-то этот страх? Знаете, мужчинам трудно в этом признаваться. Но я работаю со страхом темноты, практически закончил. И на кладбище ночью был и все такое. Какие ещё страхи? Страх остаться без денег. Есть такой страх? Без жилья? Без жилья. Любой страх, с которым мы захотим работать.

01:07:12 Если мы возьмем эту таблицу, нарисуем вот здесь этот страх, опишем его и мы пройдем на сегодняшней встрече, наверное, две эти ступеньки, благодаря которым мы уже можем с ним работать. Потому что, смотрите, я тогда говорил: если вы поняли первые лекции, можете сюда не приходить уже. Потому что если мы сломаем иголку внутри яйца, то кощей бессмертный где бы ни находился, к нему утка и заяц уже не прилетят и не прибегут.

01:07:52 Но так как понятно, что это очень сложная философская картина восприятия, над ней нужно действительно долго размышлять, потом должны появиться вопросы, поэтому с такими вариантами, по крайней мере, мы можем практически понять, как с этим работать. И если мы хотим работать или накапливать в себе вот эту силу, то у нас должны быть определения, что же такое сила для меня.

01:08:34 То, чем я себя наполняю, несколько своих скажу, что такое смелость для меня, с чего она вообще начала у меня трансформироваться. Смелость – это дрессированная трусость. Почему? Это одна и та же энергия. Страх – это энергия. Даже вы замечали такой момент, я буду эти примеры приводить, коротко одну историю расскажу про девочку, над которой постоянно издевалась мать. Мать учительница, а муж её был директором школы. Примерная семья для города, но то, что происходило внутри семьи, просто жуть. И она была третьей, самой младшей и самой болезненной.

01:09:41 И она потом понимала, почему мать постоянно её била, издевалась над ней. Только из-за того, что матери приходилось с ней больше всех возиться. Там у нее с ногами проблемы были, очень много проблем со здоровьем. На нее она вываливала свою – как сказать? – материнскую любовь, и девочка в пять лет начала делать ночью – в пять лет! – первые вылазки в бар отца. Она не понимала, что это за жидкость, но когда она выпивала, она чувствовала эйфорию, чувствовала, что что-то хорошее в этом мире существует. Представляете? И много лет так продолжалось, где-то до десяти лет, потом пошли наркотики и все такое. Я не об этом хочу сказать.

01:10:39 И вот она рассказывала этот пример. Она даже потом начала убегать из дома, её не искали абсолютно, она говорит, неделю могла не быть дома, даже не искали, не спрашивали, но когда она приходила, он знала, что её будут избивать. Но куда она убегала? Она убегала к одному своему знакомому, у которого были лошади. Но этот знакомый тоже был непростой парень. Он не позволял, он общался с ней на равных, то есть никак ей не позволял напомнить себе, что ты маленькая девочка, не можешь ничего делать, не можешь ничего носить. Ты все можешь и все делай. Ее там и лягали эти лошади.

01:11:25 И в какой-то момент – это я просто коротко рассказываю – она пришла домой, подросток еще, и мать, – а мать у нее, её отец был кузнец, была очень сильной женщиной, она говорит, у нее рука была очень тяжелая, она, говорит, бы пригодилась на этом ранчо, – мать, когда увидела меня, все бросила, побежала ко мне и как обычно. Но в этот момент я поймала её руку. Мне было страшно, я поймала её руку и не позволила ей больше ничего со мной сделать, и она это поняла. И мой страх перешел к ней.

01:12:25 Поэтому только святые могут трансформировать страх в любовь. А мы в основном играем в мячики друг с другом, даже со своими близкими. Поэтому вот эта карта, о которой я говорю, карта трансформации проблем в жизни или сложных ситуаций в жизни, она нужна нам даже для того, чтобы эта ответственность была даже перед нашими близкими. Потому что мы знаем, как очень легко передать страх и наполнить им семью. Да? Мы профессионалы практически в этом деле, эксперты.

01:13:02 Мы не можем, просто узнав что-то такое абсолютно ненужное вообще для нашей семьи, допустим, но нужно обязательно этим поделиться, обязательно. И ещё даже можно и приукрасить чуть-чуть, а если есть ещё творческая жилка, то можно её так преподнести, что эх, чтоб почувствовать. [Из зала: не слышно].

01:13:31 Так мы об этом и говорим, что не нужно, нужно очень ответственно относиться. Потому что если мы понимаем, что звук и слух связаны с разумом, потому что если я настраиваю свой звук на что-то, то соответственно мой разум никогда не проснется. Понимаешь? В этом ответственность. Есть категории… [Из зала: не слышно] Я тоже иногда отслеживаю. [Из зала: не слышно] Лишнее, ненужное, не имеющее к нашей жизни абсолютно никакой, но как эта информация воздействует. Посмотрите, как можно очень легко человеку дать ту информацию, благодаря которой он может стать бесстрашным, и дать ту информацию, благодаря которой он просто начнет укакиваться и уписываться. Трансформировать, мы об этом все время говорим.

01:14:30 Но очень интересную вещь хочу сказать. В аюрведических писаниях описывается, где скрывается страх в физическом теле. Намек уже поняли. В почках и кишечнике. А кто же дает импульс почкам и кишечнику? Откуда этот импульс идет? Поэтому эта энергия ки-джай или ци-гун, этот импульс идет от сердца, хридая, сердце, сердечный центр, он дает этот последний импульс. А сердечный центр, я же непросто так говорю: мы, шравана, настроились, звук, мы слушаем. Слушаем об стенку горохом, да? Почему? Нет размышлений. Но когда мы начинаем размышлять, этот горох попадает уже… Как это? Не мясорубка. Другое слово есть? [Из зала: не слышно]

01:15:35 Мы размышляем, и тогда это попадает в сердце, и благодаря тому, что же туда попалось, сердце дает эти импульсы или в кишечник, или в почки. И последствия всем известны. Есть ещё один, но это китайцы объясняют, что страх ещё скрывается в коленях. Замечаем. Когда я вспоминаю своё детство, эти драки, постоянно колени, проблема в коленях, мне казалось, что у меня колени просто бегают, в коленях еще. Почки с кишечником держались, а вот колени выдавали все, наверное.

01:16:16 И даже если почитать историю любой династии воинов, там идет же описание, поэтому в йоге эти Ямы и Ниямы или десять заповедей Иисуса, это же непросто так взялось, это же и есть эта «ки», «ци», «чи», прана, шакти, неважно, как это называется.

01:16:40 И даже самураям нельзя было брать в долг. Самураям нельзя было – это и сейчас в некоторых традициях сохранилось – заходить в определенные дома, нельзя было ночью где-то гулять, нельзя было одному оставаться, нужно, чтобы рядом был такой же самурай, там свои тонкости. Многие вещи нельзя было делать, то есть определенные правила, предписания, ограничения. Но эти ограничения они постоянно его «ци», его «ки», «чи» энергию держали в чем? В шауче, в чистоте. Понимаете?

01:17:28 А чистота это что? По отношению к нашей теме? Чистота – это возможность, как они объясняют, контролировать энергию, которая в нашем теле циркулирует, бегает туда-сюда. Поэтому нам-то сейчас, пока мы молодые, здоровые, кажется, что мы контролируем моргание, мы контролируем какие-то потребности. Мы не контролируем это, мы очень далеки от этого контроля. Есть те, кто контролирует это, есть много историй, подтверждающих это. Поэтому смелость – это дрессированная трусость.

01:18:21 Я тогда тоже приводил пример: есть мужественный человек, а есть трусливый. Но в нём эти две энергии уживаются почти дружелюбно. Но разница всего лишь в одном, что мужественный продолжает бояться, но он и начинает что-то делать. Смелость – это дрессированная трусость. Это первое, с чего я начал. Понимаете? Поэтому если я спрашиваю, дайте мне своё определение, может, не ваше определение души. Если у нас его нет, то это мы ещё находимся в состоянии – лучшее – размышления, мы размышляем, мы ищем, значит, в поиске. Мы ищем, потому что слова обладают этой колоссальной силой.

01:19:21 Хоть я и шучу над этими анартхами, когда мы: «я счастливый, я счастливый», «я бесстрашный, я бесстрашный», можно идти дальше: «я лучший хирург Европы». Но чтобы стать лучшим хирургом Европы, кроме размышлений нужно очень много практики. Поэтому работа со страхами, с одной стороны, – это наполнение, это переход в эту позицию, в позицию силы. И мы должны вот этот мостик принять. Мостик – это первый, назовем его, афоризм смелости, но каждый должен что-то выбрать.

01:20:14 Здесь мы будем ещё говорить о том, что страх всегда будет нас преследовать, он всегда будет идти с нами, пока мы не дойдем до уровня какого? Безусловной любви. Но страх в нашем понимании теперь не делает нас трусливыми, страх становится нашим кем? Другом. Поэтому эта охота на дракона, на первой ступени и будет заключаться в том, что этого дракона нужно приручить, с ним нужно подружиться, и с ним возможно подружиться. Да, страх есть, он на меня воздействует, но я могу воздействовать на этот страх также.

01:21:05 Девочка не может включить свет в дальней комнате, я тоже с этого начинал, ну начинал со второй комнаты, с третей, с пятой, потом меня можно было найти в самой дальней темной комнате лежащим на полу. Авидья. И вот эта первая ступенька в любом вопросе, который существует сейчас, с которым мы можем работать: страх потерять работу, страх потерять квартиру, страх уволят меня, не уволят, страх неудачи, страх выступления перед людьми, страх вождения машины, какие еще? Давайте еще. Какие есть?

01:21:50 Мы берем просто один какой-то страх: ящериц, змей. Когда-то ж нужно будет над этим работать. Смотрите, на следующую встречу – я не шучу – кто не придет со своим афоризмом силы, вход будет два раза дороже стоить. [Из зала: не слышно] Поэтому хоть… подождите, а вы уже услышали, можете уходить. Просто найдите ну ради 25 гривен. Найдите, и мы тогда начнем. [Из зала: не слышно] Что-что? Свой он придет, сразу не придет. У меня много. Хотите свои зачитаю. [Из зала: не слышно] Не, не, непростые. Ну ладно. Хорошо, хорошо, несколько тогда.

01:23:25 Следующий был вот такой, это уже мой: страх – это возможность улучшить себя, если трансформировать как позор, то страх – это компас, страх – это карта. Вот я говорю, что есть страхи – прекрасно, значит, мы можем с ними работать. Страх – это возможность улучшить себя. Страх привлекает внимание к нашим слабым местам, как йога прекрасно работает с нашими слабыми местами. Особенно если это касается стойки на руках. Да? Это колоссально. Стойка на голове – тут разум, разума больше нужно будет. В стойке на руках бесстрашным нужно быть больше, в стойке на голове – разума больше. Кто сегодня был, главное чтобы воздух был, чем дышать, чтобы прана циркулировала в нас.

01:24:19 Страх – это шанс высвободить огромный потенциал личности, который был зажат тесками невежества. Это последнее, что я написал про страх. Невежество, авидья, тамас, поэтому темнота. Поэтому как на примере йоги, так и на примере этих страхов мы можем увидеть, что если человек…

Энергия страха и её влияние

01:24:40 А что такое страх, что об этом говорит волновая генетика? Они говорят, что страх – это очень… Вот есть счастье, состояние гармонии, волна будет вот такая, человек в гармонии. То есть он не то что заторможенный или медлительный, он не растрачивает свою энергию просто так, он здесь сосредоточен, где надо он может быстро бежать или сильно бить, что ему нужно будет, или быстро готовить, чистить картошку. А страх – это очень резкая колебательная энергия, они рисуют определенные какие-то – я не знаю, что это, – графы, шкалы – правильное слово? – и страх он всегда внизу, то есть он всегда стягивает вниз.

01:25:39 Страх, тьма или тамас, невежество – это последствие невежественной жизни, жизни без знания, цели, стремления, работы над собой, там всегда будет очень много страха или безумия. Потом это может превратиться просто в безумие. Почему люди, которые начинают принимать одурманивающие вещества, почему они их принимают? Наркотики, одурманивающие вещества, клеи, все такое. Они себя чувствуют бесстрашными, красивыми, богатыми, щедрыми, смелыми, богами они себя тоже чувствуют. Так посмотришь: ну боже мой. Но он на себя смотрит: боже мой! И через полчаса он уже и на трибуне и поет, и танцует, и рассказывает, и кульбиты какие-то делает, и щедрым становится.

01:26:42 Я рассказывал про соседа, который таким щедрым становился, что всю закрутку по соседям разносит. Но мы знаем, что к ней нельзя сильно привязываться, йоги не привязываются, потому что через пару часов жена придет с работы домой, увидит пустую кладовку, возьмет сумку и пойдет опять по соседям собирать закрутку обратно. Трезвый – не выпросишь ничего. Стремление души – всегда отдавать. Стремление души – всегда делать хорошие поступки. Но вот эта тьма вроде бы в трезвом состоянии не дает импульсу сердца проникнуть, чтобы в трезвом состоянии тоже. Пища туда также относится, через пищу можно наполнять себя страхом, мы можем работать со страхами, работать, работать, работать, с другой стороны, мы будем себя подпитывать, подпитывать, подпитывать.

01:27:48 Я служил в армии и пару раз был в таких ситуациях, когда ещё в армии, в школах такого полно, знаете, когда человека загоняют в угол, а он ломается, он как бы не проявляет бесстрашие, не дает отпора, он ломается, и этот страх настолько парализует его, что он может превратиться даже в такую… То есть двипада-пашу хоть и на санскрите звучит, но это, по крайней мере, не сильно режет наш слух, во что может превратиться человек, который загнан в угол и ничего не может сделать. Ему кажется, что ничего не может сделать. Может много чего сделать. Но так как нетренированный. И вы знаете, это состояние настолько омерзительное со стороны. Но это же энергия. Мы же понимаем, что это энергия никуда не уходит, она же остается в нем. Она в каждом есть. Просто кто-то её трансформирует, а кто-то остается с ней.

01:29:07 Так вопрос теперь, я эту тему никогда не трогаю, очень, очень редко, вы сейчас поймете какую тему. Так вот, что происходит тогда с теми животными на мясобойне, куда их энергия утекает? В этом вопросе нужно разбираться на многих уровнях, если серьезно к этому подходить. Самурай подходит к атаке или защите очень серьезно по многим пониманиям. Человек как замок, как тело, он должен понимать свои белые пятна, черные пятна, запасные, черные ходы, подземные ходы. Мы должны понимать, чем мы себя наполняем, через что мы наполняем, когда лучше всего наполнять, то есть жизнь – это энергия.

01:30:07 Йоги воспринимают жизнь через энергию, все есть энергия. На другом уровне воспринимается через микро-, макроэлементы. Поэтому в Японии [стопитеры] набирают оборот. Микро- и макроэлементы лучше, чем во многих, во многих вещах. Но если посмотреть, что же это там, за какую энергетическую составляющую они принимают в себя.

01:30:44 Представляете, если писания говорят, что не дай бог, послушайте, не дай бог покушать пищу того повара, который сходил в туалет, не помыл руки, не капнул себе воду на макушку и не сбрызнул водой на стол. Это не пища, это яд. Но не для тела, а для сознания. Это то, что унесет сознание в глубины подземелья. Представляете? Они описывают: мы не против того, просто поймите науку этих гун, энергетики, из чего пища состоит, из чего вообще все состоит, с чем мы соприкасаемся.

01:31:34 Поэтому мы можем замечать. Я как-то в одной статье описывал это состояние, а это же ответственность мне перед вами, чтобы читать лекции о бесстрашии, нужно определенный образ жизни вести. Понимаете? И вот я решил посмотреть телевизор для эксперимента, я хотел отслеживать, что я буду чувствовать. Потому что йога дает многие какие-то способности, и одна из способностей в том, что ты можешь чувствовать, соприкасаясь с каждым человеком, как он живет, не какой он хороший или плохой, просто как он живет, насколько энергетически он сильный, чистый.

01:32:23 И вот в определенном таком состоянии я почувствовал, что сейчас можно изучать, диссертацию писать, и я включил телевизор и просмотрел где-то минут 30, наверное. Что первое я почувствовал? Страх. Не просто страх, я реально понял, что это живое существо, которое находится рядом и которое просто сдавило мне несколько точек на теле, через которые оно начинает стимулировать. И знаете, что следующее появилось? Ни разу такого не возникало. Нужно поставить топор возле двери входной. Телевизор включи, все он.

01:33:40 Поэтому я тогда и говорил на полном серьезе, что меня, – по крайней мере, я стараюсь идти к этому – абсолютно не интересует, что обо мне говорят. Меня интересует, что обо мне говорят те личности, которых я уважаю, что обо мне говорят мудрые люди. Понимаете? Что обо мне говорят благородные люди, что обо мне говорят бесстрашные люди. А эти люди выводят на чистую воду не из-за того, чтобы поиздеваться, а из-за того, чтобы принести пользу. Поэтому что о нас говорят эти личности? Понятно, что многих сейчас рядом с нами нет. Но благодаря их оставленным крупицам этого золота, как они жили, мы можем понять, что они обо мне сейчас думают.

01:34:34 Я тогда приводил этот пример. Мне какая разница, что обо мне думает тетя Света, соседка, или что обо мне думает начальник, у которого избыточный вес, проблемы с печенью и проблемы с тем, что последние может десять лет не занимался никакой благотворительностью, не читал священные писания, не ездил по святым местам в паломничество. Какая разница, что он обо мне говорит? Его слова принесут мне пользу? Нет. Но это не значит, что я не должен его уважать. Я не к этому призываю.

01:35:08 Бесстрашный человек, вы же понимаете, что это человек, у которого больше любви. Чем меньше страха, больше любви автоматически появляется. Больше любви. Поэтому я говорил, что есть путь воина, а есть путь духовного воина. Духовный воин идет к развитию в себе центра любви, а воин идет к бесстрашию. И вот эта история, не могу её найти, но в память она мне так запала, где идет два этих примера.

01:35:40 Один сёгун японский пригласил к себе мастера по фехтованию с мечом и сказал, что у меня в клетке есть огромный тигр, ты таких не видел, я сам таких за свою жизнь не встречал, просто огромный людоед. Говорит: «Ты можешь с ним сразиться?» И мастер меча сказал: «Могу». И когда его подвели к клетке, он посмотрел: «Да, – говорит – огромный». А японцы маленькие ребята. И он зашел в клетку к этому тигру, закрыли, у него меч был в ножнах, он не вытягивал его, он просто встал перед ним и стоял и смотрел на него, а тигр был голодный, его не кормили. Тигр не сделал ни одного движения, он просто понимал, кто перед ним стоит. Он почувствовал это бесстрашие.

01:36:41 Животные – знаете, да? – как чувствуют это. Они и общаются только на этих моментах: боишься ты или не боишься. И все эти прайды, альфа-самцы в природе, как и в жизни людей тоже: боишься, не боишься. Как битвы проигрываются. И тигр не пошевелился. И ему открыли клетку, он вышел, он не доставал меч, он просто стоял перед ним. Понятно, что мастер меча за 0,5 вытягивает меч и перерубает толстый бамбук. У тигра, может, шансов и не было все равно, но он не вытягивал меч, он просо был бесстрашным перед ним.

01:37:30 И этому сёгуну было интересно: а что может тогда показать в этой ситуации настоятель храма Цзин? Достопочтеннейший, не помню фамилию. И вот они пригласили его, говорит: «А ты можешь сразиться с тигром?» Он говорит: «Могу». Его завели, закрыли, и остался один на один с этим тигром, и он сразу сел и начал что-то петь. Тигр встал, подошел и положил голову ему на ноги. Этот монах с ним делал всё, что хотел, сам на него залез, тот на него, и кувыркались, бегали, играли. Любовь. Там сила. Но если сила в благородном сердце, то это очень нужно в нашем мире. Там любовь.

01:38:39 Поэтому и говорится, как у нас есть такое выражение «сила есть – ума не надо»: там, где есть любовь, сила не нужна. Любовь будет трансформировать все, с чем она соприкоснется. Также и бесстрашные люди, они тоже трансформируют страх. Святые люди трансформируют наше сердце в любовь сразу, другой уровень, но идут рука об руку.

01:39:17 Поэтому я напоминаю вам, знайте, часть страхов, с которыми мы можем работать, и они возникают, и работать с ними мы можем уже начинать. Первопричина будет невежество, отсутствие знания. Поэтому свои проблемные места наполняйте знанием, тем более, возможно, сейчас вы многие уже соприкасались с глубинными знаниями, и любую свою проблему нужно наполнить знанием, любой свой страх. Это первое, вернее, это второе. Первое, найдите афоризмы своей силы на следующую встречу обязательно.

01:40:05 Следующая встреча будет подробно расписана, что значит эта ступенька, вот эта, вот эта, как они называются, как мы можем опускаться или как подниматься. Здесь уже будут более практические моменты, но первая практика начинается с этого афоризма силы. Второе, наполняйте свои страхи. Страх – это невежество, отсутствие знания. Наполняйте свой страх знанием. Даже такой страх как лишиться квартиры. Что мы можем посоветовать? Лишиться денег. Лишиться времени. У нас уже время.

01:40:49 И третье, что я хочу напомнить, с чего мы начнем в следующий раз, потому что мы каждый раз дополняем, третья часть: страхи всегда живут на основе прошлого опыта. Мы с этим будем дальше идти и работать. Афоризм силы, наполнить страх, то есть страх – это тамас, невежество, наполняем знанием, и третье, страх живёт на основе прошлого негативного опыта, мы их тоже должны вспомнить и вытянуть на поверхность, чтобы с ними дальше работать. Дать им четкое определение. И дальше у нас будут следующие шаги идти.

01:41:39 Поэтому давайте, если есть, пару вопросов касательно сегодняшней темы или вчерашней, прошлой, которую мы затрагивали. Тогда стих. Но с вами резонирует что-то? Резонирует, да, что-то? Понятно, что каждый выловит здесь как рыбак свою рыбку. Принцип этих всех встреч не для того, чтобы вся лекция легла, она никогда вся не ляжет. Кто-то уловит свое.

01:42:24 Я думаю, что кто-то его слышал. Это Эдуард Асадов, его стих. Алены сегодня нет, она очень любит Эдуара Асадова, но она сейчас за мамой ухаживает в Запорожье в больнице. И она меня познакомила с творчеством этого автора, поэтому попался в его коллекции такой стих.

01:43:03 Шар луны под звездным абажуром
Озарял уснувший городок.
Шли, смеясь, по набережной хмурой
Парень со спортивною фигурой
И девчонка — хрупкий стебелёк.

Видно, распалясь от разговора,
Парень, между прочим, рассказал,
Как однажды в бурю ради спора
Он морской залив переплывал,

Как боролся с дьявольским теченьем,
Как швыряла молнии гроза.
И она смотрела с восхищеньем
В смелые, горячие глаза…

А потом, вздохнув, сказала тихо:
— Я бы там от страха умерла.
Знаешь, я ужасная трусиха,
Ни за что б в грозу не поплыла!

Парень улыбнулся снисходительно,
Притянул девчонку не спеша
И сказал: — Ты просто восхитительна,
Ах ты, воробьиная душа!

Подбородок пальцем ей приподнял
И поцеловал. Качался мост,
Ветер пел… И для нее сегодня
Мир был сплошь из музыки и звёзд!

Так в ночи по набережной хмурой
Шли вдвоем сквозь спящий городок
Парень со спортивною фигурой
И девчонка — хрупкий стебелек.

А когда, пройдя полоску света,
В тень акаций дремлющих вошли,
Два плечистых темных силуэта
Выросли вдруг как из-под земли.

Первый хрипло буркнул: — Стоп, цыпленки!
Путь закрыт, и никаких гвоздей!
Кольца, серьги, часики, деньжонки —
Все, что есть, — на бочку, и живей!

А второй, пуская дым в усы,
Наблюдал, как, от волненья бурый,
Парень со спортивною фигурой
Стал спеша отстегивать часы.

И, довольный, видимо, успехом,
Рыжеусый хмыкнул: — Эй, коза!
Что надулась?! — И берет со смехом
Натянул девчонке на глаза.

Дальше было всё как взрыв гранаты:
Девушка беретик сорвала
И словами: — Мразь! Фашист проклятый! -
Как огнём детину обожгла.

— Комсомол пугаешь? Врешь, подонок!
Ты же враг! Ты жизнь людскую пьёшь! -
Голос рвется, яростен и звонок:
— Нож в кармане? Мне плевать на нож!

За убийство — стенка ожидает.
Ну, а коль от раны упаду,
То запомни: выживу, узнаю!
Где б ты ни был, все равно найду!

И глаза в глаза взглянула твердо.
Тот смешался: — Ладно… тише, гром…-
А второй промямлил: — Ну их к чёрту! —
И фигуры скрылись за углом.

Лунный диск, на млечную дорогу
Выбравшись, шагал наискосок
И смотрел задумчиво и строго
Сверху вниз на спящий городок,

Где без слов по набережной хмурой
Шли, чуть слышно гравием шурша,
Парень со спортивною фигурой
И девчонка — слабая натура,
«Трус» и «воробьиная душа».

01:47:02 Все. Спасибо вам большое. До скорой бесстрашной встречи.

транскрибирование: Мария Артемьева | п.Шушинское | Россия | 01 July 2022