Самый главный вопрос жизни

Бердянск - 12 February 2015
лекция для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:43:04 | качество: mp3 64kB/s 47 Mb | прослушано: 804 | скачано: 499 | избрано: 34
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Сейчас давайте, пока у нас ещё пара минут есть, мы поговорим о том… просто напомним себе, о каких вещах мы говорили на предыдущих встречах. Давайте сейчас напомним себе, что на улице сейчас февраль, холодно. А здесь тепло, уютно. Уже идти и бежать никуда не нужно. Просто сегодня у нас будет беседа из разряда философски тяжелой, но мы постараемся её преподнести, опять же, с юмором и очень просто. Мы сейчас... [вспомним] две последние лекции, где мы коснулись глубинной причины страха. В какой-то мере это одна из фундаментальных тем. Но мы зашли с той стороны к этой теме, что современная психология, она приближается к этому. В этом семинаре мы опираемся на книги и последние выводы, изыски Виктора Франкла, австрийского психолога, психотерапевта с его известной книгой, которую я часто рекомендую, если кто-то ещё не читал, пожалуйста, прочитайте. Она из той категории, которая лечит страх. Она называется «Скажи жизни ДА». «Неврозы современного общества», вторая книга его, ну а в большей мере мы опираемся на Шримад Бхагаватам, 11-ая песня, где говорилось о том, что же такое страх и откуда он появляется у живого существа. Откуда берутся эти первые прививки, которые для того, чтобы сделать противоядие нужно обладать не то что необычайной смелостью. Нужно обладать необычайной практикой по умению концентрироваться. И мы сегодня чуть-чуть коснемся, что же такое концентрация.

00:02:46 На предыдущих встречах мы также говорили, мы начали с такого очень известного… относительно известного, но интересного стиха [санскрит], где говорится, что человек может быть красивым, молодым, рожденным в известной семье, но, если при этом он необразован, то он бесполезен так же, как цветок, который красив, но не имеет при этом запаха. Говорили о том, что существует мудрость, знание, но это знание бывает разное. Человек, который… к примеру, человек, который знает, как приготовить наркотики, может ли он считаться мудрым человеком. Человек, который знает, как приготовить атомную бомбу, в кругу ученых, «гуманистов» в кавычках, он считается мудрым человеком. Но мудрость заключается в том – мы приходили к такому выводу – что мудрым является тот, кто знает последствия своей деятельности. Он знает, что сейчас он сделает такой поступок, и этот поступок приведет к такому последствию. И мы говорили о том, что, то знание, с которым мы соприкасаемся, его чистота, этого знания, зависит - очень интересный и важный фактор в том, что когда приходят препятствия, вот это знание, эти мудрецы, частички этого знания, которые находятся внутри нас, они собираются в определённый совет. На Раду. Т.е. министерство культуры, министерство образования внутри нас, министерство юстиции, министерство мудрецов они собираются, и они решают, что делать в этой ситуации. Они задают очень необычные вопросы по отношению к уму, но очень точные вопросы по отношению к разуму.

00:05:02 Поэтому от чистоты наших знаний, с которыми мы соприкасаемся, зависит вывод того министерства, которое соберется. Но вопрос заключается в том, что если знаний внутри нас негативных больше, чем знаний позитивных, то методом голосования негативные знания могут победить. Мы знаем, как делаются голосования внутри нас и вовне нас. Поэтому все будет зависеть от чистоты этих знаний, с которыми мы соприкасаемся. Мы говорили, что же такое мудрость. В древних текстах на этот вопрос дается ответ в несколько слов, но если написать в поисковике, что такое мудрость, в поисковике googlа, то вариантов может прийти несколько миллионов. И сколько нужно жизней прожить, чтобы понять, просчитать все эти варианты, над ними же нужно ещё размышлять. Но древние тексты говорят, что мудрость, у нее единственное понимание в том, что она позволяет нам соприкоснуться с вечным. Т.е. мудрость – это знание о вечном.

00:06:37 И сам этот ответ, он уже внутри у тех, кто соприкоснулся с таким знанием, от него уже становится хорошо внутри, как-то тепло на сердце. Поэтому сутью любого обучающего процесса является получение знаний, которые могли бы противостоять всей той глупости, которую мы уже накопили. И мы говорили о том, что мудрец, он не боится своих каких-то проступков, и он легко соглашается с выводом людей… Знаете, как, если человек ведет дневник, и возвращается к записям, которым год, два, пять, десять лет, он видит, что он может проследить свой рост, своё понимание и своё расширение восприятия этого мира. И поэтому он легко может согласиться с тем, если кто-то скажет, что «вы в этом вопросе не очень сильно разбираетесь». Да, конечно, я в этом вопросе я сильно не разбираюсь. Год назад я думал, что я в нём сильно разбираюсь, пять лет назад, я думал, что я ещё больше разбираюсь, но на сегодняшний день я понимаю, что я все меньше и меньше разбираюсь в этих вопросах. Но разница заключается в том, что я не оставляю этот путь познания.

00:08:08 Во мне, благодаря вот этому пониманию, что я в этом мире, сколько бы я не имел высших образований, сколько бы ни прочитал лекций, сколько бы ни прочитал книг, я соприкасаюсь с ещё большим непостижимым бесконечным, чем больше ответов я получаю от того, что я практикую и изучаю какое-то знание. И мы говорили очень важную вещь, что вот этот фундаментальный вопрос, который переводит нас сразу на категорию мудрецов. Я его буду касаться, вернее, касаться, напоминать вам и себе. Потому что этот вопрос просто переключает сразу. Когда царю Ютхиштхире, святому царю, Ямарадж, правитель адских миров, задал этот вопрос: как, что населяет эту землю, как видишь ты эту землю? Мы говорили, что мы можем очень поэтично и красиво ответить, что наполняет эту землю, от безбрежных глубоких океанов до высоких гор, лугов, полей, морей. Но святой царь ответил так, как неожиданно для нас. Он сказал, что эту землю наполняет невежество. «Первое, что я вижу, когда я смотрю на эту землю, я вижу только невежество». Невежество. И он дал как бы маленький комментарий, он сказал: невежество, это когда мы не имеем полной картины мира.

00:10:03 Равносильно тому, что мы подошли и смотрим впритык на эту прекрасную картину под названием «жизнь», но ничего не видим в ней. И для этого нужно взлететь над этой картиной. Т.е. это метафора из йоги. Нужно одухотворить и очистить свой ум, чтобы была возможность отойти на несколько шагов и увидеть чуть больше пикселей этой картины. Потом ещё дальше, ещё чище, ещё больше. И когда-то получится охватить всю эту картину и увидеть её целиком. Поэтому, когда мы смотрим на этот мир, мы видим только (и то не все) только красоту. Но сколько сейчас людей видят красоту? Если мы себе не напомним, что есть такая практика «стопов».

00:10:54 Мы иногда с друзьями практикуем, и мы просто говорим: Стоп! И в этот момент мы замираем, как бы мы не шли, мы замерли на долю секунды. В этот момент мы осознаем положение своего тела, мы наблюдаем своё дыхание, мы наблюдаем ту точку, на которую смотрит взгляд. Потом мы идем шире: кто рядом, как он выглядит, мы чувствуем, как бьется сердце, как дышит этот мир. И потом мы снова возвращаемся в это состояние, когда мы этого ничего не замечаем. И вот он сказал, что, когда мудрецы смотрят на этот мир, у них просто ком в горле становится от того страдания, которое испытывают живые существа. За всей этой красотой стоит огромное страдание. Так они воспринимают этот мир. И мы говорили о том, что одной из самых важных категорий сейчас (сейчас – я имею в виду, во все времена) – это делиться знаниями, делиться мудростью. Делиться вот этими вечными категориями.

00:12:04 Мы говорили, что такое страх смерти и откуда он берется на этих предыдущих двух встречах. Сегодня мы не пойдем дальше. Сегодня мы остановимся, чтобы кое о чем поговорить. Понять, почему все эти моменты, которые мы уже много раз слышим, они не проникают глубоко в наше сердце. Вот эти три причины… Не три причины, три способа постижения любой информации, о которых мы говорили. Т.е. шраланам - это то, что я услышал. Это равносильно тому, что я приводил пример: мы смотрим на книгу, и мы можем сказать: «Я прочитал эту книгу. Я прочитал и эту книгу, и третью, и десятую. Много книг прочитал». Но есть вторая очень важная категория, которая, в основном, сейчас она отсутствует. Это мананам, это размышление о той информации, которую я услышал. Лучше всего услышал, прочитал – тоже хорошо. Я размышлял над этой информацией. Мананам. Мы говорим – две важные категории. Ман – это ум, т.е. размышление. Это как мы закидываем в эту рулетку какое-то… Вот, как в магнитофон вставляется диск и мы нажимаем repeat. И какой-то трек начинает играть постоянно. Вот это мананам, размышление.

00:13:30 Над какой-то фразой, над каким-то высказыванием, не то, что над какой-то книгой. И мы говорили, в чем отличие книг и газет. Газету прочитал – и потом её в печку, прочитал - и передал дальше. Нормальную книгу, с первого раза её не раскусишь. Хорошим поваром с первого раза не станешь. Хорошим хирургом с первого раза не станешь. Поэтому задача мудреца – это найти ту книгу, над которой можно все зубы сломать. Ну, ты понимаешь, что прекрасная книга, я в ней ничего не понимаю, но я чувствую, что она играет на каких-то струнках глубоко-глубоко внутри меня. И вот мы опираемся на вот этот стих из древнего текста Шримад Бхагаватам. Это одна из пуран, которая называется Амала-пурана, чистейшая. Там где говорится только о духовной составляющей.

00:14:30 Поэтому мудрость в наше время в нашем мире она приравнена к величайшим ценностям. В Индии есть такая пословица, что мудрость – это родная мать счастья. Сколько над этой фразой можно размышлять? Это мананам, мы размышляем. Мудрость – это родная мать счастья. Т.е. счастье - это её дочка, она стоит ниже, чем мать. Сколько взаимоотношений, сколько глубины в этой фразе! Но потом приходит такое понимание, это восточный опять же термин нитья дьясанам, или время действовать. Я узнаю рецепт, как готовить блины. Это шраланам. Я записала, записал. Мананам, я размышляю. Я размышляю, где это все нужно приобрести, где-то это все нужно купить, закупить, время выделить этому всему. И потом приходит практика. Нитья дьясанам. И я начинаю практиковать. С первого раза, что там про блины говорят. Всем известна эта фраза. Комом. Знаете, в древнеславянском слово «комы» выражалось, как «кумы». Поэтому говорилось, что первый блин всегда предкам. Поэтому так его и назвали «первый блин комам, предкам». Т.е. первая пища, которая приготовлена, она всегда предлагается кому-то. Сам ты не имеешь права её съесть.

00:16:10 Мудрость - родная мать счастья. Поэтому современное состояние нашего ума, оно далеко от этого счастья. Поэтому-то человек и несчастен, потому что его жизнь, она опирается по большому счету на то, что не имеет под собой фундамента. Ветер подул, и крышу унесло, вместе с четырьмя стенами. Ты смотришь, а под низом нет фундамента. Поэтому появляются фобии, страхи, неврозы, психозы и все такое. Нет фундамента. Поэтому мы соприкасаемся, ищем эти знания, которые дадут опору под наши ноги.
В Бхагават Гите во второй главе есть такой стих [санскрит] очень известный стих. Сукха, дукха… Сукха – это счастье. Дукха – это несчастье. Перевод очень интересный. Сколько же над ним тоже нужно размышлять. Одного размышления очень мало. «О, сын мой, счастье и горе приходят и уходят в этом мире. Они сменяют друг друга, как зима и лето. Они возникают от соприкосновения чувств с объектами чувств. Поэтому, о, мудрец, не переживай, когда к тебе приходит счастье, и не переживай, когда к тебе приходит горе. Терпи». Мудрец – это тот, кто терпит. Но это тот, кто в своем терпении опирается на знание. Потому что можно просто терпеть и лопнуть на каком-то этапе. А можно терпеть и трансформировать это и счастье, и горе.

00:18:07 Поэтому вот это высказывание Виктора Франкла, что жизнь обладает безусловным смыслом, и нам нужна безусловная вера в это – с этого и начинается человек. Жизнь – это тайна. Когда он это понимает, размышляет над этим, и он понимает, что в этой жизни есть смысл. Следующий этап – у него приходит вера в это, и в этот момент он просыпается, как мудрец. Мы говорили об этом. Первой важнейшей категорией, с чего просыпается мудрец внутри нас, с чего начинается образование мудреца. С чего начинаются эти вопросы. А вопросы начинаются с такого… с такой вещи, которая называется сомнение. Сомнение – то, что относится к разуму. Сомнение – это качество разума. Человек сомневающийся, ну если он не в крайностях… Человек сомневающийся – это человек разумный. Чем отличается умный сомневающийся от разумного сомневающегося? В том что, кроме того, что он сомневается, он это ещё пробует. К примеру. Я часто этот пример привожу. Для того, чтобы начать чувствовать счастье, нужно вставать до 6 утра. Потому что в это время в мироздании, когда просыпается солнце и дает вот эту энергию, три энергии солнца. И самое важное для вот этих ранних подъемов – она так и называется «энергия радости». Это то, что дает наполняемость внутри себя. А ты просто просыпаешься в это время. Позвоночник находится в вертикальном положении. Он, как антенна, способен принимать вот эти тонкие-тонкие-тонкие энергии, которые исходят из солнца.

00:20:15 Ну, известный пример. Первая энергия солнца – фотосинтез. Вторая - агни, огонь пищеварения. И третья более тонкая. И она не воспринимается… мы можем даже вставать… мы можем даже не ложиться, гулять на дне рождения, и потом в безумном состоянии наша антенна просто не способна воспринимать эту энергию. Поэтому существуют какие-то ограничения для того, чтобы настроить эту антенну. И вот сомнения – это очень важная составляющая. Я приводил такой пример, что, как мы воспринимаем этот мир. И нам кажется, что мы его воспринимаем через зрение. Мы смотрим на что-то, на кого-то, на какой-то объект, соприкасаемся с ним, и нам уже достаточно. Ну, большинству достаточно посмотреть. Но с другой стороны, когда мы смотрим на какой-то объект, и нам что-то о нём говорят, вот внутри тогда выстраивается настоящее восприятие этого объекта. Мы смотрим на человека, нам про него рассказывают, что это огромный негодяй, в нём столько всего темного… И, не зная его, мы уже так его воспринимаем. Известные примеры психологов. И другой группе студентов про этого же человека рассказывают, что это великий ученый в области медицины. Благодаря своим открытиям, он столько смог спасти жизней. И эти же студенты, другие, которые услышали потом и эти первые, которые услышали потом, что он негодяй, говорят, да-да, мы ошибались. Вот этот его лоб, вот эти скулы мы воспринимали как волевого негодяя, оказывается это волевой ученый! Мы смотрим на какие-то растения, мы ничего о них не знаем. И пока мы не начинаем слушать знахаря, который 30 лет потратил на траволечение, на травоизучение. И мы смотрим на эти кусты, и мы воспринимаем их по-другому.

00:22:23 Поэтому сомнения, это когда мы услышим о том, что мир постигается через звук, а не через зрение. И у кого-то может возникнуть сомнение. Так, хорошо, что-то в этом есть. Тогда я начну сомневаться во всём, что я вижу. Поэтому для мудреца вокруг тысяча загадок. А для глупца или полузнайки (это опять индийская пословица) все итак ясно. Все очень просто. Мир простой. Но, когда начинаешь касаться глубины этого мира, понимаешь, что все только начинается.

00:23:32 Мы говорили об очень важной составляющей изучения этого мира, в которое упирается современное развитие. Т.е. две двери: первая дверь – это рождение, а вторая дверь - это смерть. И вот в этой комнате между двумя дверями происходит карнавал. Но от вопроса, который возникнет в нашем разуме, что же за этими дверьми, появляется возможность работать тогда вот с этой первопричиной страха. [санскрит] то, о чем мы говорили. Человек, который начинает наблюдать эту жизнь, он начинает сомневаться, что в этом материальном мире есть какой-то подвох. Мы стремимся к чему-то, мы пытаемся чего-то достичь, но это все настолько приходящее и уходящее, что вот этот первый… Мы говорили об этом эндогенном неврозе, который вывел Виктор Франкл. Который он обозначил, что эндогенный невроз, это те страхи, с которыми человек в своей сознательной жизни не соприкасался. Он никогда не видел кобру, но он боится патологически этих змей. В этой жизни он никогда не попадал в закрытое душное помещение, но он боится этого маленького закрытого помещения. Он не видел акул, но у него огромный страх перед акулами. И он, как бы намекая, он не раскрывал какое-то знание о предыдущих жизнях, он просто говорил, что существует вот этот черный ящик с записями проблемных вот этих самскар, впечатанных в психику.

00:25:33 И вот человек, который начинает наблюдать эту жизнь, он понимает, что одна волна накатит и уберёт все замки из песка, которые я строил. И он говорил, что очень важно иметь такую цель, которую в этой жизни невозможно достичь. Он намекал, что мудрецы ставят перед собой… Мудрый человек, разумный человек ставит перед собой такую цель, которую в этой жизни невозможно достичь. О какой цели шла речь? Насколько высока эта цель? Насколько она нам непонятна эта цель, непостижима, необъяснима? Как к ней стремиться? О какой цели идет речь? Вот это то, что пробуждает разум. Поэтому в какой-то момент мы просыпаемся и понимаем, что самое-то важное я уже и пропустил! Если мы все стремимся к счастью, то почему мы не говорим о счастье, не задаем вопросы: что же такое счастье? Вспомните одну из лекций о шести… «неврозах» хотел сказать … кто помнит? Шесть причин… Нет, шесть причин глубокой депрессии… Да. Шесть причин сожалений людей. Так, что там? Что-то помните?

00:27:18 Первую скажите. Мы как раз вот к ней идем. Вы были на этой лекции, да? Класс! Ну, нас не интересуют остальные пять. Сейчас речь пойдет об этой первой. И первая – это 80 процентов людей, которые оставляют это тело, 80 процентов! Т.е. семь миллиардов на Земле и 80 процентов - это почти пять миллиардов. Пять миллиардов, они говорят одну и ту же фразу: «Да. Я ухожу из этой жизни с глубокой причиной депрессии. Все из-за того, что я не прожил так, как я мечтал внутри. Я так и не начал жить, как я хотел. Но зато у меня хватило трусости прожить её так, как этого хотели другие». Знаете, тут интересная разница. В том, что вот, если наши жизни… Есть повар, который давно уже готовит, то он нас может обучить, как правильно готовить. Т.е., следуя наставлениям того человека, который… у которого колпак выше и белей, то даже в тот момент, когда у нас не получился какой-то кулинарный изыск, по крайней мере мы будем счастливы, что мы знали такую личность.
Это означает, что в жизни этих людей не было… Они были, как кувшины или стаканы, в которые не могло ничего сверху перелиться просто. Т.е. они не сомневались в этом мире. И вот в момент самого главного экзамена наконец-то что-то там проснулось. В следующей жизни они могут начать с этого поиска.

00:29:22 Очень известный стих, о котором часто задают вопросы. Бхагават Гита опять очень коротко отвечает на этот вопрос. Когда ученик у своего мастера, учителя, он спрашивает, что будет с тем йогом, который шел, шел, шел, шел, шел и не дошел к полному просветлению? Что с ним будет? И учитель ему сказал: «Ничего плохого с ним уже не будет. В следующей жизни он начнет с того этапа, на котором закончил свою предыдущую жизнь». Именно с того этапа, на котором он закончил свою предыдущую жизнь. На чем же основывается эта предыдущая жизнь? Она как раз и основывается на тех вопросах, которые он начал себе задавать.

00:30:11 [Кеами] – как переводится? Ну, дальше я не помню, там был перевод… Поэтому, когда человек понимает, что в этом мире его дом не имеет хорошего опорного фундамента, все так трясется и шатается… Это сейчас так затрясло уже хорошо. Раньше, несколько лет назад взять, да и сейчас, по большому счету, мы видим, как этот мир шатается. Но какие вопросы возникают? Заметили? Никаких! Практически никаких. Те, которые могли бы по настоящему переключить разум к пониманию, что же такое фундамент этой жизни. На чем он может стоять, опираясь в него, чтоб его не сдуло.

00:31:27 Из всех видов богатства – образование является самым чистым. Потому что его нельзя украсть. Его не украдет ни время, ни грабители, ни проблемы этого мира. Если оно есть внутри. Образование. Образование, если в контексте вот того, что мы сказали - это для нас будет заключаться в том, какие реакции на происходящее исходят из нас. Йога, она говорит очень интересную фразу. Т.к. мы понимаем, что проходили эту тему, кто-то изучает… Карма хранится внутри нас, в нашем уме. Т.е. вот эти самскары, врити и [санскрит]. Самскары – это очень жесткие испытания или жесткие моменты в моей жизни, которые впечатываются в психику. И, благодаря тому, что есть какой-то опыт… Ну, понимаете этот пример? Что такое впечатывание в психику? Простой пример. Одна из больших проблем у детей – это врачи-стоматологи. Но, не у наших детей 90-х годов. А у детей 80-х, 70-х, 60-х, понимаете? Т.е. для него врач, доктор, зубной терапевт это равносильно тому, что палач из СС. И, если у него был опыт в детстве жуткий, то у него этот страх остается на протяжении всей жизни. У кого хороший опыт встречи с таким врачом… У меня вот хороший был, у меня вообще нет проблем. У знакомого очень тяжелый. И он, ну, очень сложно ему идти к врачу. Просто в детстве вот попался такой дядя-врач. Но проблема не в дяде. Вот это самскара, то, что впечаталось в психику.

00:33:38 И вот следующий этап, то что называется «врити». Врити – это колебания. И вот когда он вспоминает только об этом, у него начинаются колебания ума. В колебание эмоций психика вошла. И врити – это уже действия. Его туда ведут – он туда идти не хочет. Как вот видео было выложено, как маленького мальчика затягивали к стоматологу. Ему там около 6-7 лет и он начал очень грубыми словами и маму, и доктора, всех… Всё, что он помнил в эти 7 лет, он просто выложил, но, по-моему, не сдался.
И вот йога, она объясняет, что вся наша судьба, наша карма, она находится внутри нас, внутри нашего ума. Это равносильно тому, что вот этот хороший пример. Какая разница, ты можешь менять любую лодку. Одну машину на третью, на пятую, десятую лодку, но веслами ты так и не научился грести. В чем разница, что ты переехал в одну страну, в третью, поменяла мужа, жену, весла-то те же. Грабли все те же.

00:34:48 И вот говорится, что проходим мы испытания, мы их проходим так же, внутри. И от тех реакций, которые исходят из нас, на ситуацию внешнюю… Мы ж понимаем, что в одной ситуации мы можем находиться десять человек, и у всех будет своя реакция. Кто-то пройдет экзамен, кто-то не пройдет. И вот эта книга «Скажи жизни ДА», она доказывает нам, что в самых жутких, в самых нечеловеческих условиях человек может сдать экзамен внутри. Только, сдавая вот этот экзамен внутри, он сразу начинает менять эту внешнюю реальность даже в концлагере Дохау. В концлагере смертников, где он провел два года! Он просто по-другому начал смотреть на это все. Колоссальный опыт! Таких опытов очень много. Но, что происходит чаще всего? Все очень просто. Маленькое колебание, т.к. инструмента внутри нет, из нас исходит то, что не позволяет сдать экзамен даже на этом маленьком колебании.

00:36:04 Поэтому из всех видов богатств образование является самым чистым. Мы говорили, что в трудную минуту задача разумного человека пойти не к красивым, не к молодым и не к богатым, а пойти к мудрецу. А мудрец, он не зависит ни от красоты, ни от богатства. Он зависит только от накопленного знания. От потраченного своего времени изучения этого знание, на размышление над ним. И мы говорили об этих четырех категориях философии. Четыре категории философии, которые проверяют каждую философию, четыре этапа. И последний там какой был, по-гречески? В прошлый четверг? Этика, эпос. Это поведение. Т.е. поведение – это уже нитья дьясанам, это применение философии. Т.е. этика, это следование тому, что я узнаю. Это можно даже сказать как бы об одной сейчас современной… ну, как я вижу сейчас на данный момент… Проблема многих религий в том, что простому человеку ему очень сложно добраться до духовного человека, который бы ему что-то рассказал. Очень сложно. Какая-то отдаленность такая, какое-то препятствие просто. Т.е. есть замок, есть ров, есть вот этот мост, и есть люди, которым просто необходимо, но этот мост все время поднят. Т.е. очень трудно попасть. Нужно пройти какие-то очень многие ограничения и экзамены, чтобы просто соприкоснуться.
Почему человеку нужно соприкоснуться с такими личностями? Просто, чтобы понять, что так можно жить и быть адекватным и счастливым человеком. Мы не видим этих примеров. Их очень мало. Их нужно действительно искать, нужно применять разум. А в наше сейчас время разум настолько нужно правильно выстраивать и применять, чтобы понять, кто передо мной. Это как раз вот эта категория того, что я не доверяю своим глазам. Нарядиться может каждый как угодно сейчас. Но как он живет? Просто в семье. Как он общается со своими старшими, с родителями, к примеру. Со своими наставниками. Во сколько он встает, как он практикует вот эту жизнь, насколько он в нее погружен. Т.е. вот эти детали нужно знать. Т.е. это не просто одели и занимаемся внешней какой-то деятельностью. Т.е. это очень внутренние изменения в сердце, это очень внутренний… внутри изменения, которые не позволяют уже идти на какие-то уступки своим внутренним драконам.

00:39:24 Поэтому вот это общение настоящее, его просто невозможно заменить, оно просто бесценно по большому счету. И очень важно понимать, что такое мудрость, кто такой мудрец, потому что в эти моменты, если у кого есть опыт… У меня есть такой опыт. Минута общения со своим старшим другом, со своим наставником, всего лишь минута, она дает такой огромный энтузиазм, такую огромную веру и волю в том, чтобы идти дальше. Я часто привожу этот пример из йоги. Т.е. я спрашиваю, кто-то практикует дома вообще йогу? Кто-то практикует какие-то физические упражнения? Подымайте, я прошу, и люди не подымают руки. Они говорят, мне легче прийти и здесь практиковать, три раза в неделю или четыре раза, ну пять раз в неделю. Но для того, чтобы мы пришли к тому, кто что-то дает, мы должны практиковать минимум шесть раз в неделю. Сам, самостоятельно. Где же брать каждый день этот запал?

00:40:26 Но это не просто ты встал и пошел на работу там что-то и пришел с работы. Т.е. ты отдаешь, ты спускаешь… Мы говорили этот пример про альпинистов. Т.е. в нашей жизни должен такой альпинист быть, который уже вверху и уже спустил нам веревку. Поэтому каждый человек в своей профессии у него есть те личности, на которых он равняется, в любой отрасли. Мы должны видеть примеры тех, кто идет, кто поднялся чуть-чуть выше. Любую отрасль, чего бы ни коснулись. Поэтому может возникнуть такой тогда вопрос, о котором мы сейчас говорим, что: а как перейти в другую область мировосприятия? Это как раз иметь в своей жизни вот этого наставника. Этого мудреца. Именно это, может быть, и … Т.е. опять же йога. Мы сосредотачиваемся на вибрации определённой точки в пространстве, и со временем мы там будем. Т.е. если мы все время сосредоточены на постоянных материальных вещах, которые приходят и уходят, то возможность работать с этим страхом практически закрыта. Возможность работать со страхом, потому что страх относится к категории не вечного. Это карма.

00:41:59 Мы говорили о пяти объяснениях, которые дает Бхагават гита. Есть пять категорий, о которых она говорит. Из них пятая – это карма. И она говорит, что карма это преходяще, это то, что можно изменить, это то, что можно исправить. А остальные четыре категории, их невозможно. И вот вопрос нас как личностей заключается в том, на чем мы больше сконцентрированы в своей жизни. Вот в течение дня на чем я больше сконцентрирован, о чем я думаю? Вот в этом вспомните, вот это самое первое, майя, иллюзия. Мы там говорили, какие уколы она делает. Что она забирает в первую очередь у живого существа, которое понимает, что я [санскрит], я душа, которая никогда не рождается и никогда не умрет. Но она забирает память об этом. Все, ты не душа, мой друг! Ты просто это кусочек мяска с костями и с жилами, со слизью, с волосами. Ну жутко. Если так по-другому посмотреть… Знаете, как мудрецы, говорят, если по-другому на это тело посмотреть. Они говорят, что будет, если вы уберете кожу? Это всего лишь несколько миллиметров. Уже невозможно будет на это все смотреть.

00:43:34 Когда мы смотрим на предмет, мы смотрим на тело, и оно цельное, тогда мир воспринимается только… Настоящий уровень красоты воспринимается только в том случае, если мы видим цельную картину. Вот есть рука, она красивая. Но если рука без тела, она безобразна. На это даже страшно смотреть. Вот в этом и заключается та разница, на вопрос о которой дал ответ Юштхиштхира, что мир наполнен не тем, что вы видите. И вот после вот этого забвения пришло искаженное видение мира [санскрит], потом пришла двитье. И вот мы сейчас к этому и подходим. Что такое двитье? Похоже на слово «два» или «второе». Двитье – это супер йогическое умение концентрироваться на второстепенных вещах. Вот в этом и заключается очень важная работа вот этой иллюзии. Она нас отучила концентрироваться. Отучила концентрироваться. Поэтому мы и не привыкли, и не можем заниматься самосознанием, нам очень трудно. У нас огромная проблема с сосредоточением, с концентрацией. Наш ум, он способен… Это не как в школе уроки по 45 минут. Я практикую йогу 10 лет каждый день. У меня на практику уходит пять часов. С раннего утра и до обеда. Я только этим и занимаюсь 10 лет. И я понимаю, как это сложно, концентрироваться. Так 10 лет ежедневно, представляете, сколько это уже дней? Да, есть какой-то опыт. Есть какие-то реализации. Это сложный процесс – умение концентрироваться.

00:45:42 Сколько за 45 минут человек может сконцентрироваться на уроке? Ребенок? Около тридцати секунд. И то, если его об этом предупредить. В конце урока учительница проговорила что-нибудь: а теперь сосредоточьтесь, детишки! Сейчас скажу самое важное. И вот она произносит, и они это записывают. Это в лучшем случае, если записывают. Если не записывают, то абсолютно вообще ничего не будут помнить. Потому что то, что записано, над этим можно хоть размышлять как-то. Есть такое упражнение. Попробуйте досчитать (ну, сейчас не нужно делать), попробуйте досчитать до тридцати, ни разу не сбившись со счета. Вернее, ни разу не добавив другую мысль в этот счет. Очень сложно сразу. Если сразу получится, тогда есть склонность просто к концентрации. Поэтому мы знаем, что все писания написаны в очень таких коротких афоризмах, шлоках. Потому что они знали, что ну нас не будет возможности концентрироваться. Они и дали нам эти очень короткие… Это у нас четвертая, третья лекция про один стих из четырех строчечек. И продолжаем. Еще таких три будет. Поэтому мало что-то услышать. Это нужно унести с собой. Ну, мы вспоминаем, что значит, унести с собой. Это хотя бы то, что записано. Потому что, чтобы унести с собой что-то в сердце, над этим нужно размышлять. Это нужно услышать. То, что прочитано, то остается как бы на поверхности памяти. Я приводил этот пример, что только через звук, это тонкий канал, который проходит в сердце. Через звук попадает в сердце, и тогда происходит трансформация. Не чтение, только слушание. И древние книги, они говорят, что самый важный момент к изменению своей жизни это концентрация на слушании. Но здесь нужно тоже обладать знанием, что слушать, кого слушать и о чем слушать.

00:48:20 Поэтому такой пример. Мало того, чтобы что-то пожевать, что-то покушать, мы должны четко знать, что это должно перевариться. Для этого нужно есть в определённое время. Знаем мы это или не знаем, но ночью точно все очень трудно переваривается. Даже логическим объяснением, логикой приводит все к пониманию, что есть определённое время в сутках, когда все легко переваривается. Поэтому мы понимаем, что даже просто ребенок, если он хочет почувствовать вкус шоколадки, ему нужно сконцентрироваться хотя бы на том, чтобы эту шоколадку мимо рта не пронести. Вот в этом есть концентрация, вот это концентрация. Концентрация на том, с чем я сейчас соприкасаюсь. Концентрация это иголка ума. Это то, что позволит нам соприкоснуться по-настоящему. Но, если мы во время приема пищи не сконцентрированы, то ложкой можно накормить свою хорошую прическу. Если мы не сконцентрированы, нам очень сложно будет войти в открытую дверь, мы лбом можем – бум! – стукнуться. Раз, два, три и стучать об этот косяк, если мы не сконцентрированы. Концентрация позволит нам войти в эти двери. Вот так действует эта иллюзия. Вратарь, который за весь матч, два часа, сколько в руках он держит этот мяч? Есть вратари? Футбол смотрели? Сколько он там держит этот мяч? Ну, может минуту отсилы. За 2 часа! Трибуны орут! Ему надо постоянно контролировать все, смотреть, кто куда побежал, кому ударили этот мяч. Он должен быть постоянно сконцентрирован. Не дай Бог, он расслабится, расконцентрируется.

00:50:36 Концентрация по отношению к тому, что я сейчас делаю. Вот то же самое, вот это разочарование приходит в духовной жизни. Как мы можем от нее получить вкус, если у нас нет концентрации к ней? От этого и происходит разочарование. Если кто-то говорит, что я разочаровался в этой жизни, это означает, ты просто не практиковал йогу. У тебя не было концентрации. Йога – это концентрация. Яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара и потом только идет концентрация, дхарана. Перед этим идут ограничения, практика, успокоение ума, контроль чувств, и потом только концентрация! Потом только она приходит! Больше 30-ти секунд.

00:51:30 Концентрация – это один из важнейших принципов опять же йогов и мудрецов. Ну, йогов и мудрецов, я здесь, как бы, вкладываю смысл – людей, которые доводят все до завершения. Это один из критериев, которым нужно учить ребенка и обучаться самому. Доводить начатое до конца.
Пример для размышления. Вот мы приехали сейчас, кто с работы, кто из дома. Сколько там незавершенных дел, которые нужно доводить до конца? Когда-то они будут доведены до конца? Никогда… (смеется). Вот в этом разница между успешными людьми, йогами и мудрецами, успешными людьми и неуспешными. Успешные умеют концентрироваться. Неуспешные – не умеют.

00:52:29 Но, вот я к чему хотел подвести, вот к этому слову «разочарование». Разочарование означает, что мы не получаем вкуса, мы разочаровываемся. Мы пришли на банкет и разочаровались, не получили того вкуса, которого ожидали. Вот сама эта практика самосознания, она может развиваться в двух критериях. Первый, которого мы касаемся, называется вот эта концентрация. Поэтому расконцентрированность – это проблема нашего времени сейчас. Наш ум хочет охватить очень много в это мире всего. Всего - означает ничего. Поэтому мы и говорим об очень важных принципах жизни. Даже вот этот принцип – доводить начатое до конца. Представьте личность, которая реально это сможет реализовать. Как вы думаете, без образования даже, вот уберем образование, эта личность сможет достичь успеха? Которая делает все до конца, сконцентрированно.

00:54:14 Вы размышляете или?.. Не может без образования современного она достичь успеха. Давайте, кто говорит, что не может, поднимите руку. А кто говорит, что может, поднимите руку. (Разговаривает с залом) Какое?.. Т.е. это заявление, это говорит о том, что он может достичь результата… угу… Это не знание. Это называется «гьяна». Синий диплом, красный диплом, это называется гьяна, это не знание. А есть «вигьяна» понятие. Вигьяна – это реализованная информация. В действии. Вот это вигьяна, вот это знание, называется. Не путайте дипломы, которые мы пополучали со знанием. Это не знание, это информация. Это мананам, в лучшем случае. Когда мы размышляли, когда мы обучались. Мы общались, мы слушали мудрецов, старших. Мы записывали, размышляли и потом это применили уже. Это вигьяна. Жить так… жить на такой волне, с которой я соприкоснулся. Одно дело, сколько таких дипломов лежат, и вы про них забыли? Понимаете? Сейчас мы не об этом, что образование не нужно. Оно нужно, мы как раз и говорим про образование, мы говорим про образованных людей. Но мы не говорим про современное образование. Я говорю, что большая проблема для тех, кто размышляет про современное образование. Я тогда привел этот пример: встретил, сразу шли три мои классные руководительницы, сразу три! С первого по третий, с пятого по седьмой и с седьмого по девятый классы. Мы обнялись с ними, мы с ними встречаемся, беседуем… И я им задал этот вопрос: что вы скажете сейчас о современном образовании? Вот я-то помню, как вы нас обучали. Вот что сейчас? Меня интересуют вот изменения, что там происходит? – Даже не будем разговаривать на эту тему!

00:56:50 Поэтому мы говорим о другой категории. Мы говорим о том образовании, которое хотя бы проверено уровнем этики. Первая встреча, которая произошла, мы, когда с ними встретились, я как раз из Индии приехал, они встретили меня, стол накрыли, ну , все на нем стояло… Но когда я им там начал фотографии показывать, рассказывать, первое – это бутылки запрятались, потом все остальное. Это этика! Но мы можем с другой стороны на это посмотреть. Это не проблема образования, это проблема внутреннего мира. Человеку нужно какой-то психоз свой убирать. Нас никто не обучал работать с неврозами, с фобиями, со страхами. Есть просто методы, современные общественным методы хоть как-то с этим работать. Но мы не об этом сейчас говорим. Посмотрите, на какую категорию мы сейчас позарились. Мы позарились поработать с глубинными причинами страхов. Мы говорим сейчас о концентрации. И я говорю вам, мы коснемся…

00:58:10 Давайте, такую притчу коротенькую расскажу. Что такое концентрация. Восточная очень известная притча, очень многие её уже слышали. И она говорит, что за 45 минут 30 секунд концентрироваться, это значит, ничего не пропускать внутри себя. Представляете?
Одна красивая индианка спешила в гости к своему суженому… Сари, колокольчики, браслеты, она звенела вся, пахла… Ее сари развевалось на ветру. (Да, это означает, что она уже замужем. Если этого нет, она не замужем. Вот это бинду красное – значит, замужем. Нету – не замужем.) И вот она без вот этой вот штуки бежала. И она настолько была поглощена образом своего возлюбленного, что она даже не заметила, как наступила на одного мудреца, который сидел под деревом баньян и предался глубокой-глубокой медитации на прекраснейший облик Бога. И тут она на него – раз, два, три, и побежала дальше. И он вышел из этой медитации и вслед ей:
- Ах, ты плутовка, да я тебя прокляну!
И когда она услышала, она пришла в трезвость, развернулась:
- О! За что, почтенный садху?! Что я такое совершила?
- Да как ты посмела? Я тут предаюсь глубокой медитации на Бога! А ты осквернила, наступила на меня!
И она дает вот этот колоссальный ответ. Нам, всем, о концентрации. Она говорит:
- Да? Ты концентрировался? Ты медитировал на Бога? А я медитировала на своего возлюбленного. Далеко не Бога! Просто на возлюбленного! Но даже эта концентрация мне не позволила увидеть тебя. Но ты говоришь, что ты медитировал на Бога, соединялся в своей медитации с ним!.. Но что же это за медитация такая, что просто какая-то деревенская девушка наступила на тебя, и ты сразу прекратил медитировать? Это, мудрец, была не медитация! Это так, просто размышление.
И она научила его. Она дала ему эту вот важную подсказку.

01:00:51 И вот что говорят, вот я просто кусочек сейчас скажу, пять вот этих коротких фраз из Йога-сутр Патанджали. Йога-сутры Патанджали - это, можно сказать, один из основных текстов по работе с умом. Для психологов и психотерапевтов это настольная книга. Для того, чтобы помогать разобраться себе и своим людям близким, как работать с этим умом, в котором происходит вся наша жизнь. И вот Вивикенанда, он один так перевел эту первую главу, называется Садана пада. И он дал такой перевод, что первая глава называется: Сосредоточение, точка, Его духовное значение. И с чего начинается первая шлока. Вот этих Йога-сутр Патанджали, она звучит как [санскрит] «А теперь начинаются наставления по йоге».

01:01:55 196 сутр, коротких-коротких фраз в этой книге. И вот первая начинается «А теперь поговорим о йоге». И следующая строчка, в этой строчке дается ответ, что такое йога. Представляете, сразу во второй. [санскрит] Каждое слово не будем сейчас интерпретировать, как переводится, какой перевод. Каждый комментатор переводит по своему, но смысл один и тот же: йога это способность направлять ум целиком и полностью на один объект и придерживаться этого направления, ни на что больше не отвлекаясь. Это концентрация и есть, представляете? Это йога. Вот эти все чистки, асаны, ноги за головой, под головой… Они нас все подводят к следующей ступеньке, следующая к следующей, и потом на каком-то этапе мы должны просто уметь уже концентрироваться хотя бы хороших 30 секунд на том объекте или том деле, которым мы занимаемся. Вот этот побочный эффект йоги.

01:03:25 Что же происходит дальше? Когда [санскрит] Очень интересно. Вспомните ещё раз: йога – это способность направлять ум целиком и полностью на один объект и придерживаться этого направления, ни на что не отвлекаясь. И вот это 1.3 [санскрит] тогда (слушайте!), тогда есть возможность полного и правильного понимания объекта. Только тогда! [санскрит] Когда ум не находится в состоянии, называемом йогой (то, что мы говорили) способность понимать объект замещается представлениями собственного ума о нем. Представляете, какое искусство это? Способность понимать объект замещается своими представлениями о нем.

01:04:47 Существует пять видов деятельности ума. Пять категорий, которые влияют на восприятие объекта. Каждый из них может приносить пользу, а может приносить вред, быть источником проблем. Вот, послушайте, какие это пять. Правильное понимание, неправильное понимание, воображение, глубокий сон и память. Но это уже каждую категорию нужно отдельно разбирать, что здесь имеется в виду. Но нам достаточно вот этих первых пяти строчек, чтобы понять, что такое йога и что такое концентрация. Поэтому по большому счету то, о чем мы говорили в самом начале, то, как мы воспринимаем этот мир, мы его вообще не видим, этот мир. Мы не можем его увидеть. Потому что, чтобы его увидеть, нужно быть в состоянии концентрации больше, чем 30 секунд. Что такое концентрация? Это когда нет второго объекта, кроме того одного, на который вы смотрите.

01:05:56 Но очень интересно в Йога-сутрах там описываются эти все моменты. Они очень сложные. Я с другом разговаривал, он говорит: а ты читаешь комментарии? Очень много есть комментариев на Йога-сутры. Я говорю, я многие прочитал уже, но выбрал вот одного, и я понимаю, что вот мне на всю жизнь его хватит, чтобы вообще разобраться по-настоящему. Если ещё сейчас этот комментарий читать, всё равно я ничего не понимаю. Я с этой книгой поехал в Индию пять лет назад, я с ней вернулся, уже седьмой раз она у меня вся перечеркнута, но я каждый раз думаю: Боже мой, что с нашей памятью! Мы ничего не помнм! Записываем, перечеркиваем, возвращаемся. И снова открытие! Снова открытие! Снова семинар можно читать. Снова можно погружаться и погружаться. Это как раз этот пример, о котором я говорю, что должна быть одна полка любимых тяжелых непонятных книг. Во всей своей большой библиотеке одна. Она может не очень большой быть, вот такая, и там несколько книг, которые тебе на всю оставшуюся жизнь. И через эти книги ты постигнешь всю свою остальную библиотеку. После этого постижения ты поймешь, что половину можно просто спалить. Ну, это грубо, может, тем, кто очень любит книги… Но некоторые из них надо просто спалить. Хоть какую-то пользу они должны принести, чем засорять голову.

01:07:33 Поэтому это очень главное оружие, которое нам дает йога. Оружие, которое приводит к успеху и которое приводит к удовлетворению. Умение концентрироваться на всех тех вопросах, которые тебя волнуют и к которым ты уже пришел. Поэтому в современном мире сосредоточенность это очень редкое явление. Даже сами здесь половина практикующих, вы замечаете. Я часто говорю, где йога, как её можно увидеть. Пусть это статическая йога, пусть это динамическая йога, не важно. Где её можно увидеть? Ее можно увидеть только на лице. Почему на лице? Как вы думаете, почему на лице? Потому что ум связан с лицом. И есть некоторые точки на лице, которые не обманешь. Если ум напряжен, если ум не понимает, чем он занят. Поэтому вот чем и отличается. Мы можем с вами встретиться завтра на занятии и встретиться через 10 лет на занятии. Но мы как делали одни и те же асаны, которые воздействуют на одни и те же системы, но разница будет заключаться в том, что кто-то уже действительно будет понимать, что такое концентрация, а кто-то нет. Потому что, если к нам в зал придёт гимнаст, и он сможет делать то, что нам просто будет далеко ещё до него. Но у него может не быть на лице йоги.

01:08:59 Поэтому просто нужно понять. Если есть концентрация в моей жизни… Вернее, есть ли в моей жизни концентрация? Потом – на чем я сосредотачиваю свою жизнь? Потому что иногда, замечали, когда, может, в этом зале уже такой опыт вы прошли, но я иногда вижу, когда… «Есть очень пикантная история про одного известного человека. Я вам сейчас расскажу её в подробностях». И ум такой – он полностью сконцентрирован: я очень внимательно тебя слушаю! Или когда тебя начинают хвалить, согласны, как концентрация сразу возрастает. (смеется) Комплементы… Ты очень сконцентрирован сразу становишься. Но, если о ком-то другом, и если не о моем ребенке, не о жене, не о муже, то концентрация еще-еще-еще меньше. Поэтому, смотрите, очень интересный такой элемент. Наша концентрация зависит от нашей гордыни. Если говорящий касается её, концентрация растет.

01:10:35 А о чем говорит духовная жизнь? Духовная жизнь говорит: перестань концентрироваться на себе! Концентрируйся на другом объекте. Но так как на нем нет концентрации, нет. Болезнь просто – концентрироваться на ком-то другом. Это болезнь. Поэтому у нас есть разочарования в этом во всём. Поняли, да? Очень легко это все увидеть. Если когда люди могут такие веселенькие истории рассказывать, в газетах писать, то концентрация сразу растет на всякой ерунде. Кто-то о ком-то что-то сказал, там кого-то завалили, ну я имею в виду кого-то подставили, кого-то облили… И ум привык на этом концентрироваться. Почему? Ум, для него это пища. Он от этого получает наслаждение. Он послушает о том, что вокруг все негодяи, пьют, курят, наркоманы, продажные все. И ум, ничего не делая в своей жизни, ему уже кажется, что он чуть-чуть выше этих всех людишек стоит. Чуть-чуть выше. Вот просто послушал о ком-то негативное, и уже чуть-чуть выше, сам при этом ничего не делая. Даже ещё не вступив в игру этих испытаний, он уже выше стоит.

01:11:41 Понимаете, как вот эта иллюзия работает с нашим умом? Но, когда мы говорим, мы сейчас подходим… Поэтому это, как пример с астрономом. Мы берем этот телескоп, и мы концентрируемся на этом объекте, мы закрываем глаз, мы наводим этот прицел, мы концентрируемся. Вот просто вопрос, на чем мы концентрируемся? На что мы наводим этот телескоп? И мы говорили, на всё, что угодно. Лишь бы не коснуться того, что нас может сделать мудрыми людьми. Мудрость – это категория, которая никогда не умрет и это то, что по-настоящему нужно передать дальше. Мудрость. Мудрость – это набор инструментов в любой ситуации. Поэтому духовное развитие – это просто углубление своего сосредоточения. Это просто разные стадии умения концентрироваться. Поэтому вот мудрецы и знали, что мы будем потеряны вот в этом элементе. Поэтому все книги разных духовных традиций, они написаны короткими фразами.

01:13:24 Что такое йога? Можно много говорить об этом, но они говорят коротко и ясно. Умение концентрироваться на одном объекте, не позволяя второму проникать в инструмент концентрации. Поэтому Аристотель, он говорил, что, говоря с мудрыми, употребляйте мало слов. Коротко и ясно. Даже есть опять же такое высказывание. Это даже не высказывание, а определение уже. Что человек, действительно разобравшийся в каком-то вопросе, он может его объяснить просто и коротко. Но вопрос, наверное, заключается в той категории таких же реализованных, как и он. Потому что нам нужно, действительно, комментарии. Нам нужно об этом говорить, обсуждать, с разных точек зрения. Нам нужно углубляться в это, чтобы уловить суть. И мы понимаем, что суть, она не на поверхности, она очень глубоко. Жемчужины всегда на дне океана лежат. Кроме водорослей наверху и кроме черепах, там ещё что-то может плавать. (Смеется). Поэтому к кульминации подходим сегодняшней встречи. Есть такое писание, называется Веданта Сутра, уже кто-то слышал. И вот самый первый… Веданта Сутра – это итог всех ведических писаний. Огромных летописей Вселенной. Вот у них есть итог.

01:15:10 С чего начинается Веданта Сутра. Это то, что нас интересует, то, о чем я говорил. С чего начинается рождение нас, как мудрецов. С чего начинается настоящее образование. Потому что по-настоящему нам помочь может только по-настоящему образованный человек. И вопрос настоящего образования звучит так [санскрит]. Санскрит я выучил. Перевод: если ты родился в теле человека, значит пришло время вопрошать об абсолютной истине. Точка. И там есть ещё один вопрос. А перед тем, как вопрошать об этой истине, задай себе ещё один вопрос, который так и звучит: [кеа ми], кто ты? Кто ты такой? Поедатель картошки да хлеба? Кто ты? Кто ты? Кто ты! Я часто просто так говорю: кто ты? Кто ты? Кто ты? Вот с этого начинается образование, представляете? Вот с этого начинается образование. Почему? Все остальное не считается образованием. Потому что мудрость это знание о вечном. Мудрый человек, он не отрицает и не отбрасывает успех и счастье в материальных вещах. Но они у него стоят не на первом месте. У него есть приоритет, шкала ценностей. У разумного человека должна быть эта шкала. Но её мало тоже, кто имеет.

01:17:31 Обычный пример, который очень легко говорит об этом. Жена на работе как с начальником разговаривает? Можно смотреть на это часами просто. Как она с мужем разговаривает? Лучше на это вообще не смотреть. Где ж тут приоритет? С начальником она видится 15 минут за день, а с мужем видится всю жизнь. Так получается что? Начальник – это её муж! А это уже вопрос из категории мудрецов. А какой бы он ни был! Или какая бы она ни была. Если внутри мир и покой, что я позволю себе потерять самообладание? Разговаривать и с мужем, и с начальником? Но попробуйте с начальником поговорить, как с мужем. А попробуйте с мужем поговорить, как с начальником. Бывают разные моменты. Эти три слова определяют цель человеческой жизни. Цель! Представьте, если ты родился в человеческом теле, теперь пришло время!

01:18:53 У меня есть друг старший, и у него на визитке написано. Визитка. И все, там больше ничего нет. [санскрит] Все. На тебе визитку. Понял у кого? У него такая визитка. Поэтому говориться что? В трактатах, необязательно выпить весь океан. Достаточно попробовать несколько капелек, чтобы понять, что это за океан. Поэтому достаточно разобраться в нескольких метафизических вещах, чтобы понять все остальное. Прочитайте вот эту книгу, или посмотрите, но лучше прочитайте. Книгу Германа Гесса «Сидхарта». Кто читал ее? Там как раз этот вопрос образования и не образования. Когда он пришел после долгих лет скитаний в лесу. Читали Германа Гесса вот «Сидхарту» именно? Там такой момент был. Он пришел заросший… Йог, много лет в лесу с йогами искал истину, но не нашел. И пришел в город. Видите, вы сразу сконцентрировались сейчас. Истории… Я с вами согласен, я сам люблю истории, притчи, и они должны быть, концентрация сразу возрастает. Ее видно. Я просто 10 лет смотрю на лица людей (смеется). «Сидхарта». Но фильм, я его смотрел, но там чуть-чуть по-другому раскрыто, но тоже есть вот эта суть. Он пришел в этот город… Не в этот город, он пришел в город, в большой город. Первое, кого он встретил там… Самую известную… Как же такое красивое слово такое, по-индийски их называют. Ну, гейша, в общем. Красивая образованная гейша. Пусть это в Японии произошло. (Смеется) Я не помню. Есть там красивое слово. И он чем-то привлекся. Не мог себе объяснить. И он там крутился-крутился-крутился и сказал ей такую фразу. Он сказал ей:
- А можно я тебя поцелую? Я никогда не целовал женщину, у меня нет опыта этого, поэтому я не могу быть полным мудрецом. Как я? Большую же часть жизни отбросил!
Она говорит:
- А что у тебя есть взамен за это?
Он говорит:
- А что тебе нужно?
- Ну, золото, браслеты, рубины…
- О, нет, нет! Этого ничего у меня нет. Я могу стихи читать…
А, нет, он вначале ей сказал:
- Я знаю писания наизусть.
Она сказала:
- Ну, писания – это скучно.
- Я стихи могу читать! Я их и писать могу!
Он начал ей стихи читать, но, в общем, она сказала, что если ты со мной хочешь дружить, у тебя должно быть много денег. Он говорит:
- А что это такое и как их достать?
- Ну, нужно работать, трудиться…
И она ему посоветовала сходить попроситься наняться на службу, на работу, так как он умел писать и читать, к самому богатому человеку этого города. И, когда он пришел, богач этот спросил:
- Что ты умеешь делать?
-Я умею писать, могу читать…
Потом он говорит:
- Я могу поститься, я могу терпеть и я могу молчать.
Тот говорит:
- Ну, последнее меня не интересует, но то, что ты писать и читать умеешь – беру.
И он взял его на работу. Проходит три года. И они сидят за одним столом, только стол такой огромный, что там надо по телефону разговаривать. И по нему видно, что он уже далеко не просто наемный, вторая рука этого богача. И он стал богатым настолько, как и сам этот богатый человек. И вот там идет диалог между ними. И он стал богатым настолько , как и сам этот богатый человек. И идет диалог между ними. И этот богач начинает разговаривать на повышенных тонах с ним. И говорит:
- Да как ты смеешь?! Всё, что сейчас есть у тебя – это я тебе дал!
Он говорит:
- Послушай, ты, толстосум! Все что сейчас имею я, это только благодаря тому, что я умею поститься, терпеть и молчать!
И после этого он отказался от богатства и дальше ушел. У них был сын с этой гейшей, они потом встретились. Да, они подружились, подружились, сын появился. Но эта сама история была о вот этих качествах характера. Качества характера – успех нашей жизни. И вот это качество концентрации на вот этих вопросах – это действительно, это означает, что это уже половина успеха по отношению к этому временному миру. Если мы умеем и учимся концентрироваться на этих глубинных вещах: кто я?

01:24:25 В трактатах даже говорится, что вот эти вещи, эти категории начинали обсуждать с детьми с пяти лет. С пяти лет! Но мы ещё не опоздали. Я надеюсь, что тут взрослых сильных нет. Позиция ребенка, позиция ученика – это всегда шанс дальше наполняться и дальше зреть. Мудрецы объясняют очень важную вещь. Они говорят, что, когда мы начинаем интересоваться вечными вопросами, в этот момент происходит наше второе, настоящее рождение. Рождение тела – это, ну, я так скажу… сегодня дня рождения ни у кого нет?... Ну, у меня вот на днях был. Так вот они говорит, что рождение тела – это позор. А рождение тебя, как мудреца, это то, что достойно похвалы. И вот рождение как мудреца начинается вот с этого вот вопроса: кто я? Позор это означает – ты проиграл. Много-много раз уже. Но у тебя есть шанс теперь выиграть. От умения концентрироваться на этом важном вопросе: кто я? Почему я это делаю?

01:26:14 Помните предыдущую встречу? Что от ответа на вопрос «кто я?» зависит понимание «почему я этим занимаюсь?» Но что нам мешает? Дарьям, страх нам мешает. Страх. Основа всех… Мы даже, мы на следующей [лекции] будем разбирать, мы напишем «страх» и будем прорабатывать, что это вообще за корень такой. Что из этого корня выходит. Выходит все остальное. Только из вот этой вот формулы. Вернее не из-за формулы, а из-за вот это прививки страха, появляются все остальные наработки, которые нам мешают получить вкус к осознанию вот той … Поэтому, представляете, задать вопрос о своей вечности это официальное начало человеческой жизни.

01:27:26 Встречается такое описание, что человеку столько лет, сколько лет он занимается самоосознанием. Или столько лет, сколько он отвечает на вопрос, кто я. Поэтому нам может быть и сто лет, но мы ещё не проснулись, как человек. Мы еще, наше сознание… Как тело, биологическое существо, да, я человек. Но как сознание, ещё не человек. Сознание ребенка. Но только не ребенка просветленного, а ребенка эгоиста, которого интересует только одно: где конфеты, и почему я должен ими делиться. (Смеется). Как у Буратино, почему я должен, что это за арифметика ваша такая? У меня пять яблок, я отдал, и что это? Я не хочу отдавать!

01:27:30 И знаете, там есть такой ответ на вопрос, кто я, очень интересный. Очень интересный! Ты тот, у кого нет души. Ке ами? Кто я? – Ты тот, у кого нет души. Запятая. М? Потому что ты и есть душа! Поняли? Иллюзия: я тело, у которого есть душа. Говорит: нет-нет, это ты в прививках весь с детства. Если бы у тебя этих прививок не было, тогда бы ты сказал, я и есть душа, у которой сегодня есть вот этот пиджак. Вторая глава, тринадцатый стих. Очень красиво на санскрите звучит. Там перевод такой, что это, как смена одежды. Сегодня один костюм, завтра второй, третий. Но там есть интересное дополнение, что твердомыслящего это не беспокоит. У него нет сомнений в этом. У него нет в этом сомнений, он уже убежден. В том, что ничего нового здесь нет, никакого открытия для него. Для нас это да, ещё категория открытости.

01:30:11 Но мне попалось одно из наставлений Серафима Саровского. В нашем направлении. О сохранении мира душевного, две строчки. Сосредоточьтесь, пожалуйста.
«К сохранению душевного мира надобно чаще входить в себя и спрашивать: где Я? При сем должно наблюдать, чтобы телесные чувства, особенно зрение, служили для внутреннего человека, и не развлекали душу чувствами и предметами, ибо благодатное дарование получают токмо те, кои имеют внутреннее делание, идя от душей своих».
Первая строчка: «К сохранению мира душевного надобно чаще входить в себя и спрашивать: где Я?» Во многих каких-то духовных и около духовных практиках есть вот этот момент, что ты задаешь себе вопрос, кто я, где я и почему я этим занимаюсь? Или: для кого я это сейчас делаю? Есть определённые вопросы, которые ум вводят в ступор. Он не может на них отвечать, это не его категории. Ну, к примеру, этот вопрос, мы привыкли кричать: почему или за что? Вот это категория ума. А категория разума: для чего? Да? Сразу переключает нас. Не «за что?», а «для чего?»
Вот это переключение произошло с Виктором Франклом, когда он задал себе этот вопрос: зачем? Для чего вот это все в моей жизни сейчас? Работал себе в институте психологом, читал лекции. Для чего это все мне сейчас? Для того, чтобы ты учился, ты их смог полюбить.

01:32:05 Это как Далай Лама в одном из интервью рассказывал про одного своего друга, тоже достопочтенного [Рим Поче], который двадцать лет просидел в китайской тюрьме. Двадцать лет! И он спросил, когда тот освободился… Двадцать лет!! Что самое сложное было в этой жизни, в этом отрезке твоей жизни? И он ему сказал колоссальную вещь, колоссальную фразу. Он сказал: самое сложное было то, что наступали моменты, когда я мог перестать любить своих заключенных. Там, в тюрьмах их очень много погибло, много издевались они над ними, но он говорит, самое сложное, что были моменты, когда я мог их разлюбить.
Возможно такое в категории «я – тело»? Нет шансов! Нет шансов, ни одного нет шанса. Поэтому представляете, что такое поиск предназначения, поиск ответа на вопрос: кто я? Это недешевая вещь, и она просто так нам не дается.

01:33:20 Ни одна лекция, ни один семинар, ничто не сможет реализовать это внутри нас без нашего на это огромного-огромного-огромного желания. Огромной-огромной концентрации. Сколько нужно пройти, чтобы подготовить свой ум к такой концентрации, чтобы сосредоточиться на этом. Представляете, какой труд? Со всеми уже наработанными вещами внутри нас, огромнейший труд. Но возможность есть.
Однажды Сократ думал о вопросе: кто я такой? При этом он стоял под деревом, была ночь, шел дождь. Но он настолько был поглощен этим вопросом, что не замечал всё, что происходило вокруг него. Взошло солнце. Ученики увидели его в таком же положении под деревом. Они подняли его и принесли в дом. Они стали растирать его тело, приводить его в чувство. Они вывели его из этого состояния. И когда они его спросили:
- Как такое могло случиться? Что с Вами было, учитель?
И он ответил (концентрация, слушайте, какого уровня):
- Я не имею понятия, стою я или сижу. Предмет моих размышлений был настолько захватывающим, что я забыл обо всем внешнем мире. Я не помню, как шел дождь, как наступила ночь. Я мог бы умереть, но я всё равно бы не вернулся к этим ощущениям. К ним меня вернули вы. Но при всем этом я продолжаю размышлять над этим вопросом до сих пор. Это очень глубокий вопрос, а вы его прервали на середине моего размышления. Но теперь я точно не знаю, смогу ли я снова ухватить нить этой темы.
Ну, это приблизительно так произойти может. Это не произойдет за чашкой чая.

01:36:22 Мудрые люди обдумывают свои мысли, а глупые провозглашают их. Итак, спасибо вам за концентрацию вашу. Я желаю, чтобы у каждого была такая реализация, и у каждого она продолжала расти. Это ответственность перед нашей собственной жизнью. Больше таких людей – больше мира вокруг. Это образование. Представьте, если этот вопрос будут задавать… Снайпер, который смотрит в винтовку, к глазку, у которого бегает девятнадцатилетний юноша, с которым, может, сейчас по телефону разговаривает мама. Но этот негодяй никогда не задавал себе этот вопрос: кто я? Соответственно, он не понимает, почему он так действует. И какие последствия от такого действия будут. Но, если мы больше будем говорить об этом, тогда, может быть, перед тем, как нажать крылок… крыло…. (шутит) Потому что на крыльях за ним тоже прилетят. Он спросит себя: кто я? зачем тогда я это все делаю? Если я душа, а душа – это категория, которая… которая относится к категории вечности. И, значит, у нее есть один источник. Если я душа, то значит и ты – душа. И ты тоже душа! Так что, мы, получается, все тут братья и сестры что ли? (смеется) Если у нас один отец! Так что, я стреляю в своего брата?

01:38:22 Вот это размышления категории [санскрит], кто я. А все остальное – это размышления «я – тело». Я просто как бурундучок, который свою норку защищает. Ну, ты сегодня защищаешь её, а завтра приползет нагайна и тебя вместе со всеми бурундучками… Но, если ты задаешь этот вопрос, то вокруг тебя это настроение будет передаваться. Поэтому, вот это образование. Это не ответ профессора, который читает в институте лекции. Когда у него спросили: в чем смысл вашей жизни? И он в ступор вошел. Это что – итог образованности? Поэтому, пока не поздно. Пока не поздно! Вот это одна из иллюзий, что нам кажется, что все …, но только не я. Отложим это на послезавтра (смеется). Поэтому сегодня мы снова подводим итог нашему дню, что мы действительно его попытались прожить. И подвели итог своему дню, что мы попытались задать этот вопрос. Кто я такой?

01:39:39 Значит, что где-то вокруг мудрецы есть (смеется). И есть шанс у каждого таким стать. Поэтому вот такие беседы, трактаты, они пробуждают нас от сна. Будильники будят наше тело. А такие беседы, древние тексты будят нашу душу. Поэтому очень важно пробуждать её ежедневно хоть чем-то. Хоть 10 минут с утра соприкоснуться с красотой и чистотой. Тогда и жизнь будет чистой и красивой. Спасибо вам, этого я вам и желаю.
Если есть пара вопросов по теме, можем еще… Точно! У нас есть стих от Сережи Сюрко. Он прочитал нашу рекламу и написал такой стих. Он так и называется: «Самый главный вопрос». У нас есть поэт из [Умани]. Он следит за нашими движениями и пишет стихи (смеется). Вот все темы, которые мы читаем, он пишет, по пять стихов присылает. Он только говорит, я прочитал… Сегодня он прислал четыре, вот это пятый. Один он ночью написал. Проснулся – написал. Потом уснул и потом опять проснулся, т.е. он в потоке живёт (смеется). Человек сконцентрирован на раскрытии своего потенциала и таланта. И вот что происходит. Он делится такими светлыми идеями, светлыми мыслями, светлыми вибрациями. Светлячок. Стих называется «Самый главный вопрос».

01:41:26 С чего начинается жизнь?
В чем самый твой главный вопрос?
Мой друг, проснись, пробудись!
Душа, как и сердце – всерьез.
Поет свою песню всерьез.
Ты силу свою пробуди.
Ведь ум давно заговор сплел,
И разум – твой командир -
С поста президента ушел.
Важнее жизнь или смысл?
Вопрос есть, и будет ответ.
Дана тебе Богом жизнь,
Чтоб сердцем увидел ты свет,
Чтоб понял, что ты ученик.
А значит – пора искать
И голову преклонить,
Учиться, любить, дышать.
И, жизнь превратив в игру,
Ребенком счастливым стать.
И каждый свой день поутру
Вопросы себе задавать.
Мой друг, проснись, пробудись!
Ведь Бог в твоем сердце всерьез.
С него и начни свою жизнь.
Он задал тебе свой вопрос.
[Аплодисменты]
Вот так. Раскрывайте свои таланты, и миру будет легче. Потому что талант, он всегда связан с отдачей. В этом счастье.

транскрибирование: Ольга Пугачева | Воронеж | Россия | 26 January 2016