Глава 2. Бхакти-абхаса или подобие бхакти

01 января 2001
Бхакти, естественное и чистое влечение дживы к всеобъемлющему сознанию быстро сходит на нет и превращается в бхакти-абхасу как только она отворачивается от Бхагавана и падает в океан материального бытия. Два вида бхакти-абхасы: 1) пратибимба-бхакти-абхаса (отражение) и 2) чхайя-бхакти-абхаса (тень). Их определения и примеры. Подвиды пратибимба-бхакти-абхасы: 1а) бхакти, скрытое завесой философии имперсонализма, 1б) завесой кармы и 1в) вѝдение бхакти в деятельности, идущей вразрез с принципами бхакти. Всем им свойственны лицемерие и обман. 2) Чхайя-бхакти-абхаса отличается бóльшей чистотой и сходством с истинным бхакти. Подвиды чхайя-бхакти-абхасы: 2а) подобие бхакти, возникающее в отсутствие знания о своём вечном положении, и 2б) возникновение интереса к бхакти благодаря соприкосновению с чем-то, что так или иначе связано с Бхагаваном. Опасность оскорбления бхакти. Наставления Шри Чайтанья Дева Махапрабху: доставить удовольствие Кришне могут только те, кто обладает непоколебимой верой в чистое преданное служение. Как подняться над уровнем бхакти-абхасы? Наставление Шрилы Бхактивенода Тхакура: совершение бхаджана под руководством чистых вайшнавов. Никогда не следует нарушать принципы бхакти, ради того чтобы снискать популярность или привлечь последователей. Поведение должно соответствовать чувствам в сердце.
аудиокнига для начинающих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:39:14 | качество: mp3 192kB/s 53 Mb | прослушано: 1284 | скачано: 518 | избрано: 15
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Бхакти-абхаса или подобие бхакти

00:00:10 «Мы поклоняемся Шри Кришне Чайтанье, океану духовного блаженства. Даже лёгкая тень преданности Ему дарует высочайшее совершенство». Дорогие преданные! В предыдущей главе мы рассмотрели природу (сварупу) и внешние свойства бхакти. А в этой главе рассмотрим бхакти-абхасу, или подобие бхакти.

00:00:38 Мы уже немного затронули эту тему, объясняя внешние свойства бхакти. На самом деле бхакти-абхаса тоже относится к внешним свойствам бхакти. Но, поскольку эта тема требует подробного рассмотрения, которое выходит за пределы описания сварупы и татастха-лакшана-бхакти, мы решили отвести для описания бхакти-абхасы отдельную главу. Надеемся, что она поможет глубже понять содержание предыдущей главы.

00:01:11 Как уже говорилось, бхакти – это естественное чистое влечение крошечной сознающей дживы к всеобъемлющему сознанию, Кришне. Дживы могут находиться в двух состояниях: освобождённом и обусловленном.

00:01:32 В освобождённом состоянии дживу не связывают никакие материальные отношения, и она занимает своё чистое, изначальное, положение. Такой дживе чужды материальные обозначения, и потому в её бхакти отсутствуют какие бы то ни было проявления пограничных свойств.

00:01:54 В обусловленном состоянии живое существо покрыто оболочками грубого физического и тонкого тела. Из-за этого оно утрачивает духовный разум и забывает свою изначальную природу. В результате джива обрастает всё новыми и новыми материальными обозначениями.

00:02:14 В чистом зеркале все предметы отражаются чётко, тогда как в зеркале, покрытом пылью, отражение размытое. Пыль на зеркале можно сравнить с разного рода обозначениями, которые покрывают дживу. Когда что-либо покрывает свабхаву (природу) объекта, такое покрытие называется обозначением.

00:02:40 Так, материальная природа покрывает чистую, изначальную природу дживы, и это покрытие является обозначением для дживы. В «Шримад-Бхагаватам» (11.2.37) сказано:
भयं द्वितीयाभिनिवेशत: स्या-
दीशादपेतस्य विपर्ययोऽस्मृति: ।
तन्माययातो बुध आभजेत्तं
भक्त्यैकयेशं गुरुदेवतात्मा ॥ ३७ ॥

bhayaṁ dvitīyābhiniveśataḥ syād
īśād apetasya viparyayo ’smṛtiḥ
tan-māyayāto budha ābhajet taṁ
bhaktyaikayeśaṁ guru-devatātmā

00:02:59 Для дживы естественно быть безраздельно преданной всеобъемлющему сознанию, Бхагавану Шри Кришне. Преданное служение – её нитья-дхарма (вечное занятие). Когда джива отворачивается от Бхагавана, она утрачивает разум и ею овладевает страх. Майя – это апара-шакти, внешняя энергия Бхагавана. Считая материальный мир, сотворённый из внешней энергии, независимым от Бхагавана, незадачливая джива падает в океан материального бытия. Но разумные дживы принимают покровительство лотосных стоп сад-гуру и занимаются бхаджаной, посвящённой исключительно Парама-Деве, Верховному Господу Шри Хари.

00:03:52 Из приведенного выше стиха явствует, что, погрузившись в материальную энергию, джива приобретает ложные обозначения. В такой неблагоприятной среде бхакти, присущее дживе, быстро сходит на нет и превращается в бхакти-абхасу. Те, чьё единственное желание – обрести шуддха-бхакти, должны решительно отринуть бхакти-абхасу и найти прибежище в кевала-бхакти, то есть безраздельно предаться Бхагавану и непрерывно служить Ему.

00:04:25 Именно по этой причине мы так подробно разбираем природу бхакти-абхасы. Это очень сокровенная тема, обсуждать которую имеет смысл только в кругу преданных-единомышленников, потому что тем, кто принимает бхакти-абхасу за подлинное бхакти, не понравится содержание этой книги. Они смогут слушать её, только если станут воистину удачливыми. Поэтому, обращаясь к своим читателям-единомышленникам, я с величайшим удовольствием приступаю к обзору данной темы.

00:04:59 В «Бхакти-Расамрита-Синдху» Шрила Рупа Госвами не делает отдельного разбора бхакти-абхасы. На самом деле полное и в то же время скрытое объяснение бхакти-абхасы содержится в первой части стиха:
анйāбхилāшитā-шȳнйам
джñāна-кармāдй анāвртам.

00:05:19 Замечательное объяснение этой темы также даётся в главе о рати-абхасе, где раса-ачарья Шрила Рупа Госвами разбирает рати-таттву. Именно на его выводы я опираюсь в своём анализе бхакти-абхасы.
Бхакти-абхаса предшествует уровню шуддха-бхакти. А за шуддха-бхакти следует уровень чистого рати (любовной привязанности). В «Бхакти-Расамрита-Синдху» (1.3.45) Шрила Рупа Госвами говорит:

00:05:57 Бхакти-абхаса бывает двух видов: пратибимба-бхакти-абхаса и чхайя-бхакти-абхаса. Пратибимбой называют подобие, стоящее в стороне от изначального объекта, как будто бы оно независимо от него, тогда как чхайя подразумевает полную зависимость от изначального объекта и при ближайшем рассмотрении до какой-то степени проявляет признаки этого объекта. Например, отражение дерева в воде называют пратибимбой. Отражение никогда не соприкасается с изначальным объектом. И хотя оно существует лишь благодаря дереву, его считают независимым явлением. Образ, который виден на земле, когда на дерево падают солнечные лучи, и который напоминает по форме само дерево, называется чхайя (тень).

00:06:56 Тень полностью зависит от изначального объекта. Шрила Джива Госвами говорит, что бхакти, свободное от любых материальных примесей – это сварупа-бхакти, или преданность в её естественном состоянии. Когда же к бхакти примешивается что-то ещё, это называется бхакти-абхасой. Бхакти-абхаса является продуктом гауни-вритти, второстепенных наклонностей дживы. Главная, изначальная наклонность дживы именуется мукхья-вритти, но, когда на неё начинают воздействовать какие-либо посторонние факторы, мешая ей проявиться в своём изначальном виде, она превращается в гауни-вритти. И пратибимба-, и чхайя-бхакти-абхаса относятся к категории гауни-вритти и считаются проявлением второстепенных наклонностей дживы. Когда бхакти очищается, оно становится полностью свободным от проявлений пратибимбы и чхайи. Все подобия исчезают, и остается только сам объект – чистая спонтанная преданность.

Пратибимба-бхакти-абхаса

00:08:14 Пратибимба-бхакти-абхасу можно разделить на три категории:
1) нирвишеша-гьяна-аврита-бхакти-абхаса,
2) бахирмукха-карма-аврита-бхакти-абхаса
3) випарита васту ме бхакти-буддхи-джанита бхакти-абхаса.
Подробно остановимся на каждом из них.

1. Нирвишеша-гьяна-аврита-бхакти-абхаса

00:08:41 1. Нирвишеша-гьяна-аврита-бхакти-абхасой именуют бхакти, которое скрыто завесой философии имперсонализма. Эта завеса, заслоняющая от преданного сварупа-сиддха-бхакти, лишает его возможности увидеть истинную природу сварупа-бхакти. Согласно философии имперсонализма, у чит-таттвы, или Трансцендентного начала, не может быть имени, формы, качеств, лил и т. п. По мнению тех, кто придерживается такой философии, все эти индивидуальные отличия присущи только материальным объектам, но, когда джива освобождается от рабства в материальном мире, она растворяется в едином безличном Брахмане. Подобные представления (нирвишеша-гьяна) полностью закрывают живому существу доступ к шуддха-бхакти.

00:09:38 Шуддха-бхакти – это усилия, направленные на удовлетворение Кришны (кришна-анушилана). Однако приверженцы философии нирвишеши не признают ни Кришну, ни кришна-даса-дживу, ни усилия в преданном служении. Если человек думает, что на уровне полного освобождения бхакти перестаёт существовать, так как исчезают материальное тело, ум и ложное эго, и в то же время он продолжает следовать методу бхакти, чтобы достичь совершенства, разве можно назвать его кришна-бхакти вечным и настоящим? Такой человек какое-то время пытается доставлять Кришне удовольствие, чтобы в конце концов полностью отвергнуть Его существование.

00:10:27 Это в точности подобно тому, как Врикасура усердно поклонялся Господу Шиве и, удовлетворив его, получил благословение, позволяющее убивать любого простым прикосновением к его голове. Обретя это благословение, Врикасура тут же попытался убить самого Шиву. Такая преданность фальшива и длится недолго, ибо лишена знания о природе нитья-сиддха-бхакти.

00:10:55 В «Бхакти-Расамрита-Синдху» (1.3.44,46) Шрила Рупа Госвами называет признаки такой фальшивой преданности: Когда человек, стремящийся к мирским удовольствиям или освобождению, проливает слёзы экстаза и дрожит, может показаться, что его переполняет кришна-рати, сильная привязанность к Кришне. Но лишь недалекие люди, которых можно легко сбить с толку имитацией экстаза, примут эти внешние признаки за настоящее рати. Те, кто обладает достаточным духовным опытом, понимают, что это всего лишь рати-абхаса.

00:11:40 Слёзы и дрожь у таких людей обычно вызваны двумя причинами. Во-первых, мечтая о слиянии с безличным Брахманом и вспоминая Кришну, который дарует такое мукти, они чувствуют большую радость. Именно эта радость, а не спонтанная любовь к Кришне заставляет их плакать и дрожать. Во-вторых, когда они думают, что благодаря такой бхакти-абхасе смогут без труда исполнить свои тайные материальные желания, это тоже может вызывать у них признаки умиления и восторга.

00:12:18 Как-то раз в городе Варанаси один санньяси повторял имена Хари в собрании других санньяси, пока в конце концов из его глаз не полились слёзы и по телу не стала пробегать дрожь. В это время, повторяя харинаму, он думал: «Надо же, благодаря такому простому методу я могу обрести освобождение и раствориться в безличном Брахмане!»

00:12:45 В «Бхакти-Расамрита-Синдху» (1.3.47–48) Шрила Рупа Госвами описывает причину такого проявления чувств.

00:12:57 Плакать и сотрясаться от дрожи нелегко для имперсоналиста, поскольку гьяна и вайрагья ожесточают сердце, делая его неприступным для любых проявлений бхакти, которое очень чувствительно по своей природе. Но несмотря на то, что в шраване и киртане имперсоналистов живет нездоровое стремление к чувственным удовольствиям и освобождению, даже они способны чувствовать какую-то радость в сердце, прославляя Бхагавана и слушая о Нем. Если в это время им посчастливится встретить чистого преданного Бхагавана, в результате общения с ним бхава, которая словно луна сияет на небосводе сердца чистого преданного, может отразиться даже в их оскверненных монизмом сердцах. Тогда и они могут испытать какое-то подобие духовного экстаза и начать проливать слёзы. Но стоит чистому преданному покинуть их, как они, видя слёзы и дрожь своих собственных учеников, начинают ругать их за обман и лицемерие.

00:14:04 Таким образом, бхакти никогда не проявляется в сердце, осквернённом философией имперсонализма, но иногда в нём может проявиться бхакти-абхаса.

2. Бахирмукха-карма-аврита-бхакти-абхаса

00:14:16 Второй вид пратибимба-бхакти-абхасы – это бахирмукха-карма-аврита-бхакти-абхаса. В ней присутствует завеса кармы (корыстной деятельности). Эта завеса возникает из гауна-вритти, или второстепенных проявлений бхакти. Она всегда стоит между ищущей духовного вкуса дживой и бхакти, которое дарует духовный вкус. Эта завеса заслоняет от дживы природу бхакти. Варна-дхарма, ашрама-дхарма и аштанга-йога – всё это относится к карме. Карма бывает двух видов: нитья и наймиттика.

00:15:03 Кармой считаются любые действия, умножающие благочестие. Здесь мы не будем подробно разбирать эту тему, иначе это сильно увеличило бы объём данной книги. Те, кого интересует карма-таттва, могут обратиться к начальным главам моей книги «Шри Чайтанья-Шикшамрита».

00:15:26 Описание кармы, содержащееся в книгах смарта-брахманов, является лишь описанием внешних действий. Санкхья-вандана, или ежедневные молитвы в определённое время суток, которые приводятся в книгах смартов, необходимые для правильного исполнения обязанностей в системе варнашрамы, относятся к категории нитья-кармы, каждодневных обязанностей.

00:15:50 Смарты считают, что исполнение этих обязанностей и есть бхакти. Однако, если тщательно проанализировать природу этих действий, станет ясно, что они также внешние. В них заметны следы бхакти, но лишь потому, что это пратибимба-бхакти-абхаса. Настоящего бхакти там нет. Это объясняется тем, что подобная деятельность направлена на обретение либо мукти, слияния с безличным Брахманом, либо материальных наслаждений в этом мире или на райских планетах.

00:16:28 Некоторые принимают различные составляющие бхакти-таттвы, такие, как шраванам, киртанам, за карму, а шравану и киртану карма-таттвы за бхакти. Причиной таких заблуждений является незнание таттвы. Хотя внешне карма и садхана-бхакти могут казаться во многом схожими, между ними существует фундаментальное различие.

00:17:01 Кармой называются действия ради обретения материального счастья в этом мире или в райских мирах. В основе такого счастья лежат либо чувственные наслаждения, либо избавление от страданий благодаря слиянию с безличным Брахманом.

00:17:16 С другой стороны, бхакти – это деятельность, основанная на чувствах, которые призваны развить нашу врожденную склонность к кришна-рати, и свободная от каких-либо посторонних мотивов. Даже если эта деятельность иногда приносит побочные плоды, преданный не придаёт им значения. Любые действия, которые усиливают шуддха-бхакти, тоже считаются бхакти, ибо только бхакти рождает бхакти. Ни гьяна, ни карма не могут дать человеку бхакти.

00:17:49 Мои дорогие друзья! Объясняя эту тонкую разницу между кармой и бхакти, вы никогда не встретите одобрения cо стороны людей, погружённых в мирскую деятельность. Лишь когда они разочаруются в карме и гьяне и, накопив много благочестия, получат возможность общаться с чистыми преданными Бхагавана, тогда благодаря такому общению в их сердце появится зародыш бхакти в форме шраддхи. Не имея такой шраддхи, невозможно понять тонкую разницу между кармой и бхакти. Тот, кто думает, что бхакти – лишь ещё одна разновидность кармы, не сможет испытать трансцендентные чувства шуддха-бхакти.

00:18:33 Понять разницу между горьким и сладким можно только на вкус, а не с помощью логики и рассудка. Познав, чем один вкус отличается от другого, гораздо проще определить, какой из них лучше. Порой карми, повторяя харинаму, танцуют, плачут и по их телу пробегает дрожь, однако это пратибимба-бхакти, а не шуддха-бхакти.

00:18:59 Причиной такого проявления эмоций является благотворное общение с преданными в прошлом, как это описывалось в одном из приведённых выше стихов (садбхакта-саyгена). Дрожь и слёзы у таких людей – всего лишь признаки экстаза, вызванные мирскими сентиментами, то есть пратибимба-бхакти. В такие моменты эти люди либо поглощены мыслями о райских удовольствиях, либо представляют себе блаженство освобождения. Всё это – проявления пратибимба-бхакти-абхасы.

3. Випарита васту ме бхакти-буддхи-джанита-бхакти-абхаса

00:19:37 Третья разновидность пратибимба-бхакти-абхасы называется випарита васту ме бхакти-буддхи-джанита-бхакти-абхаса. В наши дни узнать её совсем не трудно. Она отличается тем, что человек видит бхакти в деятельности, идущей вразрез с принципами бхакти, которая главным образом распространена среди приверженцев панчопасаны и ишвара-пранидханы, мысленного созерцания Ишвары с помощью метода йоги.

00:20:10 По мнению первых, есть пять сампрадай: шайва (культ Шивы), шакта (культ Дурги), ганапатья (культ Ганеши), саура (культ Сурьи) и вайшнава (культ Вишну). Последователи всех пяти сампрадай являются имперсоналистами. Упомянутые здесь вайшнавы не относятся к числу тех, кто следует подлинным принципам бхакти. Вайшнава-панчопасана-сампрадая не включает в себя четыре истинные вайшнавские сампрадаи.

00:20:50 Во главе четырех авторитетных сампрадай, которые проповедуют шуддха-бхакти, стоят Шри Рамануджачарья, Шри Мадхвачарья, Шри Вишнусвами и Шри Нимбадитья. На эти четыре сампрадаи указывает следующий стих из шастр: «Мантры, которые не были получены в одной из четырех истинных сампрадай, не имеют силы».

00:21:19 Вайшнавы, принадлежащие к панчопасана-сампрадае, в большинстве своём являются имперсоналистами; среди них нет чистых преданных Бхагавана. Приверженцы панчопасаны считают мурти своих пяти богов плодом воображения. Другими словами, Брахман, по их мнению, бесформен, и лишь те, кто ещё не избавился от телесных представлений о жизни, воображают его в том или ином образе, чтобы можно было как-то поклоняться ему. А когда человек достигает совершенства в своём поклонении, он растворяется в безличном Брахмане, и потому преданность, с которой он поклонялся так называемому мурти своего Ишвары, не вечна.

00:22:06 Всё это гьяна-аврита-бхакти-абхаса. Пока мы принимаем её за истинное бхакти, нам не удастся обрести шуддха-бхакти. Если у человека, практикующего этот вид бхакти-абхасы, видны признаки преданности, например дрожь и слёзы, следует понимать, что это лишь проявление его сентиментальности, то есть отражение (пратибимба) истинных признаков духовного экстаза, пратибимба.

00:22:37 Как панчопасаки могут проявлять такие признаки бхакти-абхасы, поклоняясь своим «воображаемым» мурти полубогов, так и йоги порой плачут и трепещут, когда поклоняются «воображаемому» мурти Высшей Души. Всё это примеры пратибимба-бхакти-абхасы. Идея о том, что пратибимба-бхакти-абхаса, постепенно развиваясь, со временем превратится в шуддха-бхакти, в корне ошибочна, так как если отвергнуть медитацию имперсоналистов и стремление карми насладиться плодами своего труда, то и сама эта таттва перестанет существовать. Только очистив сердце от всех без исключения проявлений пратибимба-бхакти-абхасы, можно по-настоящему чего-то достичь.

00:23:30 Монисты, такие, как четыре Кумара, и величайший из гьяни, Шукадева Госвами, смогли начать новую, более возвышенную жизнь лишь тогда, когда отказались от всех своих прежних убеждений и вступили на путь бхакти. Так, полностью изменив свою жизнь, они возвысились до положения наших ачарьев. Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-Расамрита-Синдху» (1.3.42–43) пишет: «Разве может редчайшая бхагавад-рати (сильная привязанность к Бхагавану на уровне бхавы), которую изо всех сил стараются развить освобожденные души, отринувшие мирские желания, и которую Шри Кришна не всегда дает даже преданным, целиком посвятившим себя кришна-бхаджане, проявиться в сердцах тех, кто стремится к чувственным удовольствиям и слиянию с безличным Брахманом?»

00:24:29 В этой связи важно отметить, что те, кто принимает наслаждение от недозволенной связи с женщинами и от употребления одурманивающих веществ за бхагавад-рати, жестоко заблуждаются и могут заразить подобными ложными идеями других.

Чхайя-бхакти-абхаса

00:24:54 Каждый садхака должен хорошо понимать, что такое чхайя-бхакти-абхаса. В отличие от пратибимба-бхакти-абхасы, которой свойственны лицемерие и обман, чхайя-бхакти-абхаса отличается бóльшей чистотой и сходством с истинным бхакти. В «Бхакти-Расамрита-Синдху» (1.3.49–53) Шрила Рупа Госвами описывает чхайя-бхакти-абхасу следующим образом:

00:25:26 Между чхайя-бхакти-абхасой и шуддха-бхакти есть некоторое сходство, но при этом ум человека, находящегося на уровне чхайя-бхакти-абхасы, беспокоен, хотя он уже до какой-то степени избавился от материальных страданий; такой человек желает узнать, какого результата он сможет достичь с помощью этой практики. Порой признаки чхайя-бхакти-абхасы можно наблюдать даже в человеке, лишённом духовного сознания, просто благодаря тому, что когда-то он соприкоснулся с преданными или с местами, где проходили лилы Бхагавана. Как панчопасака, так и сампрадаика (последователь истинной парампары) смогут достичь уровня чхайя-бхакти-абхасы, только если им выпадет особая удача.

00:26:16 Даже далекий отблеск бхавы, появившись в сердце хотя бы раз, со временем наберёт силу и принесёт садхаке огромное благо. По милости чистого вайшнава бхава-абхаса может внезапно превратиться в настоящую бхаву. Но если садхака оскорбляет чистых вайшнавов, то даже самая возвышенная бхава-абхаса постепенно сойдёт на нет, подобно убывающей луне.

Два вида чхайя-бхакти-абхасы

00:26:46 Чхайя-бхакти-абхаса бывает двух видов:
1) бхакти-абхаса, которая возникает в отсутствие знания о своём вечном положении, и
2) бхакти-абхаса, когда интерес к бхакти пробудился благодаря соприкосновению с чем-то, что так или иначе связано с Бхагаваном.

00:27:07 1. Сварупа-гьяна, или сокровенное знание о природе садхаки, садханы и садхьи, неотлично от сварупы шуддха-бхакти. Если сварупа-гьяна ещё не пробудилась в сердце садхаки, но в то же время он стремится пересечь океан материального бытия, то какие бы признаки бхакти он ни проявлял, это всего лишь бхакти-абхаса. Но когда он обретет сварупа-гьяну, его бхакти-абхаса превратится в шуддха-бхакти. Даже вайшнав, получивший посвящение в истинной сампрадае, не сможет осознать свою вечную природу, которая раскрывается благодаря повторению дикша-мантр, полученных от дикша-гуру, до тех пор, пока не обретёт сварупа-гьяну по милости шикша-гуру.

00:27:59 В отсутствие сварупа-гьяны, сварупа-сиддха-бхакти остается скрытым, а проявляется только бхакти-абхаса. Преданность панчопасаков, которые не являются приверженцами философии монизма и поклоняются своему божеству, считая его непосредственным проявлением Бхагавана, тоже является чхайя-бхакти-абхасой. Тем не менее существует огромная разница между панчопасака-вайшнавами и сампрадаика-вайшнавами. У сампрадаика-вайшнавов твердая вера (ништха) в личностный аспект Бхагавана намного сильнее, чем у панчопасака-вайшнавов.

00:28:39 Сампрадаика-вайшнав получает наставления о таттве из истинных источников, поэтому у него есть надежда достичь высот шуддха-вайшнавизма, тогда как у панчопасаков, которые изучают таттву в рамках своей традиции, надежды гораздо меньше. Кроме того, в отличие от панчопасаков, у сампрадаика-вайшнавов намного больше возможностей для общения с чистыми вайшнавами. Если панчопасака-вайшнаву посчастливится попасть в общество преданных и при этом он будет держаться в стороне от имперсоналистов, со временем он тоже сможет стать сампрадаика-вайшнавом и вступить на путь шуддха-бхакти. В этой связи можно вспомнить два подтверждения из шастр, которые приводятся в «Бхакти-Сандарбхе».

00:29:28 В «Сканда-Пуране» подтверждается, что сампрадаика-вайшнавы могут достичь многого даже благодаря практике чхайя-бхакти-абхасы. Шри Махадева говорит (Хари-Бхакти-Виласа, 11.200): «Если даже просто получив посвящение в кришна-мантру, можно обрести мукти, чего же тогда может достичь тот, кто посвятил себя бхагавад-бхакти?» Что касается панчопасаков, которые, поднявшись над уровнем пратибимба-бхакти-абхасы, достигли уровня чхайя-бхакти-абхасы, то в «Ади-Вараха-Пуране» (211.85) о них говорится следующее: «Тот, кто, тысячи жизней поклоняясь Ганеше, избавился от всех грехов, может вступить на путь вайшнавизма».

00:30:24 В шастрах сказано, что шакты, или почитатели богини Дурги, прежде чем возвыситься до уровня бхакти и постичь безличный или личностный аспект Бхагавана, сначала должны поклоняться богу Солнца, затем Ганеше, Шиве, затем стать панчопасака-вайшнавами и, наконец, сампрадаика-вайшнавами. Тщательно изучив слова писаний, можно понять, что чхайя-бхакти-абхаса превращается в шуддха-бхакти благодаря общению с чистыми преданными.

Бхакти-уддипака-васту-шакти-джанита-бхакти-абхаса

00:30:59 2. Теперь второй вид чхайя-бхакти-абхасы. В священных писаниях приводится много примеров бхакти-уддипака-васту-шакти-джанита-бхакти-абхасы.

00:31:11 Деревце туласи, маха-прасад, вайшнава-прасад, дни вайшнавских праздников и постов, такие, как экадаши, божество Бхагавана, святые дхамы, Ганга, пыль со стоп вайшнавов и т.п.— всё это может служить бхакти-уддипакой, то есть стимулом к бхакти. Джива получает огромное благо даже от неосознанного соприкосновения с любой из этих уддипак. Даже если невинная джива порой неосознанно совершает оскорбление по отношению к ним, всё равно она получит благо. Это тоже считается бхакти-абхасой. Преданных не удивляет такая необычная сила бхакти-абхасы; они понимают, что всё это происходит только благодаря безграничному могуществу шуддха-бхакти.

00:32:03 Если следовать методам гьяны и йоги недостаточно строго и при этом не подкреплять их практику бхакти-абхасой, всё это будет безрезультатно. С другой стороны, Бхакти-Деви полностью независима. Из каких бы побуждений человек ни принимал её покровительство, она всё равно исполнит его заветные желания. Но, несмотря на все достоинства бхакти-абхасы, нас не должен удовлетворять этот уровень. Наша единственная цель – шуддха-бхакти. Тем, кто стремится к высшему совершенству, надо неустанно следить, чтобы пратибимба-бхакти-абхаса не проникла в их сердце. Совершая бхаджан под руководством чистых вайшнавов, они должны подняться над уровнем бхакти-абхасы и безраздельно предаться Бхакти-Деви, укрывшись под сенью её лотосных стоп.

00:32:57 Поэтому, пожалуйста, постарайтесь усвоить одно важное правило, которое приводит Вишва-Вайшнав Дас: «Знатоки таттвы заключили, что бхакти-абхаса бывает двух видов: пратибимба-бхакти-абхаса и чхайя-бхакти-абхаса. Те, кто желает изведать вкус бхакти-расы, должны всегда держаться в стороне от обоих видов». Пратибимба-бхакти-абхаса побуждает дживу совершать оскорбления, а практика чхайя-бхакти-абхасы сама по себе несовершенна. Поэтому дживе следует заниматься только шуддха-бхакти.

Оскорбления бхакти

00:33:43 Такие оскорбления очень опасны. Мы выполняем много разных составляющих практики бхакти: получаем дикша-мантры от истинного гуру, ежедневно наносим тилак на двенадцать частей тела, совершаем арчану Шри Кришне, соблюдаем пост в дни экадаши, повторяем Харинаму, памятуем о Кришне в меру своих способностей, посещаем святые места, такие, как Вриндаван, и т. д. Но, к сожалению, при этом мы не слишком стараемся избегать оскорблений в адрес Бхакти-Деви. Шриман Махапрабху на примере Мукунды показал своим преданным, что такое оскорбления бхакти.

00:34:35 Махапрабху сказал: Мукунда никогда не получит Моей милости, ибо он то пытается показать Мне своё смирение, зажимая в зубах солому, то нападает на Меня. Иначе говоря, одной рукой он смиренно касается Моих стоп, а другой хватает Меня за горло и душит. Когда ему это удобно, он изображает из себя Моего последователя, а потом поносит Меня. Поэтому Я не могу дать ему милость. С кем бы он ни встречался, он представляется так, как ему выгодно, и общается со всеми подряд. Иногда он поддерживает учение майявады, цитируя „Йога-Вашиштху“, книгу, излагающую философию адвайты. В другое время, желая продемонстрировать свою верность Мне, он отвергает майяваду и старается развить кришна-бхакти:

00:35:30 кроткий и смиренный, он танцует и поет в киртане. Посещая собрания майявади, он отвергает вечную природу бхакти и бьёт преданных оружием логики и умозрительных заключений. И поскольку таким образом он совершает оскорбление в адрес Бхакти-Деви, Я отказываюсь даровать ему Свой даршан» (Чайтанья-Бхагавата, Мадхья, 10.185, 188–190, 192). Мукунда Датта – вечный спутник Господа, поэтому всё, что говорит здесь о нём Махапрабху, – не более чем лила. Однако доводы, которые Он приводит, чрезвычайно важны, и за ними кроется очень сокровенная причина.

00:36:20 Сокровенный смысл Его наставлений заключается в том, что мы не можем доставить удовольствие Кришне, просто получив дикшу и выполняя различные составляющие практики бхакти. Удовлетворить Его могут только те, кто обладает непоколебимой верой в чистое преданное служение. Такие преданные с огромной решимостью становятся на путь шуддха-бхакти. Они никогда не посещают собраний, где обсуждаются темы, не связанные с шуддха-бхакти. Они ходят только туда, где можно услышать беседы о шуддха-бхакти, и слушают с величайшим интересом. Простота, решимость и жадное стремление к бхакти – вот отличительные признаки таких чистых преданных. Они никогда не станут поддерживать высказывания и поступки противников бхакти, как делают те, кто стремится завоевать популярность; чистых преданных это не интересует.

00:37:19 В наши дни большинство людей не стремятся избегать вышеупомянутых оскорблений. Едва завидев преданных или услышав хари-катху, многие плачут и дрожат, изображая духовный экстаз, и стараются выказать приверженность духовной философии, но затем снова как безумные устремляются к чувственным удовольствиям. Поэтому, дорогие читатели, не трудно понять, какой «ништхой» обладают такие притворщики. Они изображают перед преданными признаки экстаза лишь для того, чтобы снискать почёт и уважение. Единственное, что ими движет – это стремление к славе и другим материальным благам. Пропагандируя под видом бхакти свои лжеучения, такие люди, как ни прискорбно, не только наносят оскорбление Бхакти-Деви, но и губят на корню духовную жизнь многих джив этого мира.

00:38:20 Мои дорогие читатели! Во что бы то ни стало остерегайтесь совершать оскорбления Бхакти-Деви. Прежде всего мы должны дать обет, что навсегда посвятим себя бхакти и будем оставаться безразличными ко всему остальному. Никогда не следует нарушать принципы бхакти, ради того чтобы снискать популярность или привлечь последователей. Надо действовать прямо и открыто, и наши слова не должны расходиться с нашими поступками. Не пытайтесь заслужить благосклонность тех, кто равнодушен к бхакти, изображая перед ними признаки возвышенной преданности. Мы должны всегда оставаться верными принципам шуддха-бхакти и не поддерживать никакие другие учения. При этом наше поведение должно соответствовать чувствам в нашем сердце.

транскрибирование: Ангелина Лаас | Франкфурт на Майне | Германия | 08 апреля 2020