Препятствия в духовном развитии

Веда-радио - 07 мая 2014
Препятствия, с которыми сталкивается любой человек в начале духовного пути. Что такое кризис веры. О фанатизме. Как даёт знания совершенный духовный учитель. Почему важно оставить ученику свободу выбора. Две позиции человека в жизни. Наша карма влияет на разум и способность воспринимать мир. Кто помещает человека в тяжёлые ситуации? О сверхдуше. Зачем человеку нужны жизненные испытания. Могут ли человеку в трудной ситуации помочь другие люди, духовные учителя? Необходимая жёсткость как проявление любви к ближнему. Вопрос от слушателя: чем больше тратишь времени и усилий на духовное, тем больше тяга к материальному. Вопрос от слушательницы: как определиться в выборе веры. Звонок от слушательницы: как найти в себе силы заниматься духовной практикой вне храма, когда нет поддержки, как найти единомышленников. Важность совместной духовной практики в нашу эпоху. Молитва Господу о помощи в поиске единомышленников. Вопрос от слушательницы: что делать, если в хорошие времена не получается искренне, неформально молиться. Звонок от слушательницы: вопрос о лекциях Виктора Савельева. Критерии истинного духовного лидера. Две рельсы, на которых стоит духовное развитие.
запись эфира для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:25:21 | качество: mp3 48kB/s 29 Mb | прослушано: 316 | скачано: 178 | избрано: 7
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Ведущая: Вы слушаете Веда-радио, у нас начинается прямой эфир. Сергей Тимченко с этого момента у нас появляется в эфире, очень скоро вы услышите его и мы продолжим говорить о духовном. О духовном сегодня вы будете слушать, я только вам напомню о том, кто такой Сергей Тимченко. Это монах и путешественник, изучающий ведическую культуру более 20 лет. Он является преподавателем института ведической культуры в Москве, а также автором серии книг по ведической философии и культуре. И вот я связываюсь с Сергеем по скайпу, вернее, уже связалась, и приветствую его в нашем эфире. Здравствуйте!

00:00:37 Сергей Тимченко: Здравствуйте!
Ведущая: Сегодня я предлагаю поговорить... конечно же, у нас будут ответы и вопросы, как мы назвали наши беседы "Духовные ответы на жизненные вопросы", но вот такое направление я хочу задать и хочу поговорить о том, что мешает нам на духовном пути. Какие препятствия могут ожидать человека, который уже начал заниматься духовной практикой. И всем нашим слушателям напомню о том, как можно участвовать в нашем эфире: можно писать, можно звонить, в первую очередь внимание мы будем уделять звонкам, звонки у нас через скайп, логин vedaradio, сообщения пишите, ваши вопросы оставляйте в комментариях на нашем сайте vedaradio.fm.

00:01:22 Кстати, я вижу у нас уже несколько вопросов есть, и некоторые из них довольно объёмные, очень большие, прям целые письма нам пишут, особенно если это написано латиницей, довольно сложно это будет прочитать, так что советую вам лучше всё-таки позвонить. Но в любом случае, как бы это ни было, участвуйте в нашем эфире, хотя бы просто тем, что слушайте, слушайте на протяжении ближайшего часа, а то может быть и больше. Мы слушаем ответы на жизненные вопросы - духовные ответы. Итак, Сергей, вот теперь вам слово, что же может препятствовать, что может нам мешать в нашем духовном развитии?

Препятствия, с которыми сталкивается любой человек в начале духовного пути

00:01:56 Сергей Тимченко: Спасибо за вопрос. Веды говорят, что получив человеческое рождение, человек должен задавать вопросы об абсолютной истине. И как раз ваш вопрос относится именно к этой сфере. Часть знания об абсолютной истине - понимание препятствий на пути её достижения. Я не буду сильно разглагольствовать об очень возвышенных материях, но есть препятствия, с которыми любой человек сталкивается. В начале духовного пути особенно. Эта тема очень обширная, но самое первое препятствие состоит в том, что человек сталкивается с изменением своих мировоззрений, с трансформацией своих идеалов, систем ценностей и автоматически это подразумевает внутренний кризис.

00:03:08 Кризис с древнекитайского переводится как "возможность что-то улучшить". И у человека может быть внутреннее состояние депрессии. Он может не понимать, куда же ему идти теперь, что ему делать. Веды говорят, что любой человек соткан из веры, и без веры мы жить не можем. Кто-то верит в Путина, кто-то в доллар, кто-то в свои мышцы. Когда человек встаёт на духовный путь, он принимает новую точку отсчёта в своей жизни. И он ещё не жил никогда основываясь на таких ценностях и на таких приоритетах, и автоматически он столкнётся с внутренними проблемами, с внутренними сложностями.

Что такое кризис веры

00:04:04 И есть такое понятие, как кризис веры человека. Что он уже по-старому жить не может, а по-новому ещё не знает, как. Вот это кризис. И вселенские силы иногда нас подводят как раз к такуму некоторому кризису, чтобы мы не боялись по-новому посмотреть на жизнь. Это то, с чем мы все будем обязательно сталкиваться. И даже когда человек внутри себя принял решение, что я хочу жить по-другому и через какое-то время, он может попасть в какую-то ситуацию, или внешнюю, или также внутреннюю, когда его решение подвергнется серьёзному испытанию.

00:05:02 И в голове у него будет такая сумятица, он будет думать: так идти мне вперёд, или жить как раньше? И все будут проживать такие кризисы. И даже несколько раз на дню, не говоря о том, что такие ситуации будут происходить с определённой периодичностью в их жизни. Так вот, нам нужно чётко понять, для чего даются такие ситуации, ситуации которые вызывают внутри нас проверку наших идеалов на прочность. И опять мы будем стоять перед такой дилеммой: так как же мне жить и в какую сторону мне двигаться?

00:05:49 Дело в том, что вера по своей природе слепа. Раз в жизни что-то приняв на веру, человек через какое-то время уже забывает, почему он это принял на веру, он просто пользуется своими решениями в жизни. Но Господь не хочет какой-то слепой веры, он не хочет, чтобы мы просто были такими сентиментальными людьми, или просто фанатиками. Есть интересное определение фанатизма, которое даётся в Ведах. Фанатизм - это двойное приложение усилий при полном забвении цели этих усилий. Когда люди внешне что-то делают, но цель уже потеряли.

00:06:33 Они забыли, ради чего всё это делают, к чему они хотят вообще прийти. И поэтому вселенские силы специально помещают нас в такие жизненные ситуации, когда ввиду различных обстоятельств наша вера подвергается определённой проверке, определённому испытанию. И человек в такие моменты задумывается: так действительно, так зачем же я живу? какой у меня смысл в жизни? Почему я следую каким-то нормам поведения, или хочу следовать? И он опять встаёт на уровень осознанности в такие ситуации. Перестаёт быть роботом. Поэтому это нормально, что у нас будут такие кризисы.
Ведущая: Скажите, вот вы упомянули слово "фанатизм". Фанатизм это какой-то уровень, который каждый должен пройти, или это возникает только у некоторых людей при неправильном подходе?
Сергей Тимченко: Замечательный вопрос.

О фанатизме

00:07:34 Дело в том, что... откуда рождается фанатизм? Фанатизм - это следование определённым предписаниям, но без понимания их сути, когда вера человека не основана на знании. Человек не был верующим человеком, он послушал что-то, пообщался с кем-то, в его сердце зародилась искра веры. Но так как у человека нет чёткого понимания, почему так а не иначе, у него нет целостной картины мира и философского понимания, фундаментального понимания сути вещей, человек в своей агрессии, внутренней агрессии, пытается зачастую себя убедить, что он на верном пути. Такие люди очень часто идут к другим людям и начинают им что-то навязывать, свои же собственные ценности и идеалы. Мы встречались с такими людьми, я уверен, что такие люди говорят "только мы идём правильным путём", они критикуют других, они говорят "все идите к нам, только мы спасёмся" и так далее.

00:08:55 И люди, убеждая окружающих в своих собственных ценностях, пытаются подсознательно себя самого убедить, что они идут правильно. И это тоже одна из существенных ловушек, что люди, например, могли послушать лекции Олега Геннадьевича Торсунова о раннем подъёме. Это простой такой очень пример, я часто с этим сталкивался. И люди начинают практиковать эти важные постулаты ведические, ну ладно бы они сами их практиковали, они зачастую требуют это от всех окружающих. И все эти люди, которые не идут по их стопам, они начинают этих людей осуждать, или как-то третировать, и автоматически возникает конфликт.

00:09:47 Суть состоит в том, что мы должны сами следовать определённым нормам или каким-то идеалам, которые мы приняли для себя важными, но не навязывать наши идеалы окружающему миру. Это и есть зрелость. По поводу раннего подъёма есть очень смешной анекдот. Есть человек - "жаворонок", который встаёт рано и ложится рано, есть человек - "сова", который ложится поздно и встаёт поздно. Но есть человек - "дятел", из-за него "жаворонок" ложится поздно, а "сова" встаёт рано (смеётся).

00:10:40 Суть состоит в следующем, что не нужно доставлять беспокойства окружающим и навязывать им свои ценности, в которых мы сами пытаемся утверждаться. То есть не нужно утверждаться посредством всех тех людей, которые нас окружают. И беда состоит в том, что сам человек очень часто даже не может другим логически объяснить, почему важно следовать тому, чему он хочет следовать. У него ещё пока нет целостного видения картины. Это одна из ловушек.

00:11:30 Мы кратко описали, откуда рождается фанатизм, что у человека появилась вера, но эта вера не основана на его собственном духовном опыте, и также не основана на фундаментальном знании, и целостном видении картины. Человек своим вот этим внешним фанатизмом пытается защитить свой слабый росток веры. Большая часть людей проходит через такой опыт, я тоже проходил в начале моей духовной практики. Чем скорей мы его пройдём, тем будет лучше. Очень хорошо, когда человек находится рядом с какими-то духовно зрелыми людьми, которые защитят его от каких-то крайностей, которые могут быть в начале его практики.

Как даёт знания совершенный духовный учитель

00:12:27 Ведущая: а вот скажите пожалуйста, когда человек навязывает что-то, тот же самый ранний подъём или ещё какие-то знания, казалось бы полезные, он становится тоже гуру, который навязывает знания, или это не гуру?
Сергей Тимченко: Настоящий учитель, он не навязывает знания. Он подводит человека к знанию, но за ним оставляет выбор. Дело в том, что совершенным учителем является сам Верховный Господь. И одна из древнейших ведических писаний, Бхагават-Гита или Песнь Бога - совершенный пример того, как давать знания другим.

00:13:08 Например, Кришна, давая духовное знание Арджуне, начинает излагать ему информацию только после того, как тот сам попросил его об этом. И дальше, даже когда он даёт знания, в конце Господь говорит: - Арджуна. Я дал тебе эту информацию, дал тебе это знание, а теперь поступай как сам пожелаешь. Он не говорит "я на тебя целый час потратил, теперь ты обязан или должен следовать тому, что я тебе сказал".

Почему важно оставить ученику свободу выбора

00:13:51 Дело в том, что свобода выбора, согласно Ведам, является важнейшим условием для обретения личного духовного опыта человека. Наша задача - описать, если нас люди просят об этом, или интересуются, мы можем людям описать все плюсы следования правильным вещам, минусы неследования. Таким образом, дать людям информацию, также дать им знание о том, как они со своего уровня могут делать постепенные шаги в сторону высших идеалов, и после этого сказать: "а теперь поступай, как сам пожелаешь". И внутри мы должны быть готовы, что люди не будут следовать всему тому, что мы им рекомендуем.

00:14:51 Т.е. мы внутри должны настроиться продолжать этих людей любить и уважать, несмотря на то, что может быть они не пойдут в том направлении, которое мы им указываем. Когда люди это чувствуют, чувствуют что мы уважаем их свободу выбора, уважаем и любим их просто как личность, то им гораздо легче будет принять то, что мы будем пытаться им дать. Это как правильно передавать людям духовные знания, и то, как делает это совершенный духовный учитель, Верховный Господь.

Две позиции человека в жизни.

00:15:44 Ведущая: вот сразу возник такой вопрос, исходя из того, что вы сказали. Очень интересно разобраться: с одной стороны, есть свобода выбора наша, а с другой стороны, говорят что бог нас ведёт по жизненному пути. Или это не так, или как сделать так, чтобы бог нас вёл, или чтобы наш выбор был правильным? Сразу несколько вопросов, подскажите пожалуйста.
Сергей Тимченко: Мы слышали эту фразу известную, что лошадь можно подвести к водопою, но пить или не пить - решает она сама. Нас Господь, безусловно, ведёт. Но все ситуации, в которые он нас ставит, в тех ситуациях мы уже решаем, как себя вести, какие решения принимать, как на них реагировать. Это уже наш собственный выбор.

00:16:39 Господь, безусловно, всеблагой, всеблагой означает что он желает нам блага, самый лучший друг. И он нас помещает в очень важные ситуации для нашего развития, но развиваться или обижаться - это уже решает сам человек. Внутри человека есть две позиции. Первая - это позиция ученика, когда человек пытается учиться у жизни и думает: чему же позитивному меня учат в этой ситуации? Вторая позиция - это позиция господина, позиция верховного. Это неестественная позиция для живого существа.

00:17:35 И автоматически такая неправильная позиция порождает обиду. Человек думает: почему всё не по-моему? Почему всё не так, как я хочу? Вот всё несправедливо. Слова "всё несправедливо" означают, что человек подписывается в своём собственном атеизме. Потому что если человек говорит, что всё несправедливо, это означает: нет высшей силы, которая всем управляет. И такой человек обижается на мир, на бога, на всех вокруг, и его сердце схлопывается, он получает только комплексы неполноценности, и обиды, агрессию, боль.

00:18:29 Тогда как в другом случае, когда человек занимает позицию ученика, его сердце раскрывается, и даже в негативной внейшней ситуации человек может проявить в своём сердце любовь, доброту, сострадание, прощение, милосердие и также ощутить живой опыт присутствия бога в своей жизни. Это зависит от нас.
Ведущая: Спасибо, очень интересно. Вы сказали, что у нас есть свобода выбора, мы можем выбирать сами, пить нам или не пить из того водопоя, к которому нас подвели, но я слышала такое мнение, что наши реакции на какие-то события тоже определены нашей кармой, и как это сопоставить со свободой выбора? Сложный, наверно, вопрос, но очень многие люди хотят в этом разобраться, я слышала такие вопросы от многих людей.

Наша карма влияет на разум и способность воспринимать мир.

00:19:30 Сергей Тимченко: Мы попытаемся поговорить об этом. Дело в том, что разумеется, что наши поступки порождают благочестивые или неблагочестивые реакции за наши действия. Это называется карма. У человека может быть плохая карма или хорошая карма, и дело в том, что карма очень сильно влияет на разум, на его способность воспринимать мир. Когда у человека очень плохая карма, то такой человек будет привлекаться какими-то низменными вещами, например, человек включит телевизор и будет искать фильмы или передачи, связанные с жестокостью, с насилием, с агрессией.

00:20:25 Другой человек, у которого благочестивая карма, этот человек будет выбирать из той же телепрограммы, которая ему даётся, передачи, связанные с духовностью, с жертвенностью, состраданием. Именно разум человека, на который влияет или благочестие, или невежество, будет в одной и той же ситуации видеть разные вещи. Махабхарата говорит: как пчёлы летят на нектар, а мухи летят на грязь, аналогично этому чистое сердце идет везде добро, грязное сердце ищет везде грязь.

00:21:17 Человек уже в этой жизни может быть в тисках, очень сильных тисках кармы. Именно его грехи будут сподвигать его искать не самые чистые и светлые вещи вокруг. Но любое соприковение с духовностью, или с духовными людьми, или с духовными книгами, или так или иначе с богом - всё это будет менять его карму. Чем больше такого влияния, тем больше у него будет меняться восприятие мира.
Ведущая: ну вот по сути, наша карма это тоже наш выбор, выбор который мы сделали ранее. И этот выбор в прошлом заставляет нас сделать определённый выбор в настоящем. Я правильно понимаю?

00:22:10 Сергей Тимченко: он влияет, существенно. Но не всё прям именно так. Это не означает, что у человека, у которого может быть тяжёлая карма, у него нет никаких шансов даже в этих тяжёлых ситуациях повернуться к богу. И как бы усилить процесс очищения от своих собственных грехов, и вообще очень кардинально трансформировать свою жизнь. Потому что были такие случаи, когда очень греховные люди, в очень тяжёлых ситуациях, но всё-таки они выбирали, как говорится, всем чертям назло, выбирали всевышнего или шаги в сторону духовности и вся их жизнь кардинально менялась.

00:22:58 Но мы также можем видеть людей, которые в принципе, не такие уж и греховные, но эти люди, несмотря на своё даже небольшое благочестие, или достаточно сравнительно хорошую жизнь, не делают серьёзных шагов в сторону развития любви к богу или трансформации своего сердца. Выбор остаётся всё равно за личностью, просто кто-то даже в тяжёлых ситуациях правильно воспользовался своей свободой выбора, а кто-то даже в хороших ситуациях неправильно. Выбор всё-таки остаётся за человеком.

00:23:41 Но обратите внимание, что когда жизнь человека не такая тяжёлая, таким людям всё-таки легче обратиться к богу, потому что, например, мы мало встретим священников среди эскимосов или нанайцев, где условия жизни ввиду их прошлых грехов очень-очень тяжёлые. Средняя продолжительность жизни там 30-35 лет, люди живут в морозе при -50-60-70, рождаются во льдах, умирают во льдах, они даже практически не видят цветущей растительности. И Веды говорят, что из-за прошлых грехов человек может родиться в очень суровых условиях существования. И люди ведут очень суровую борьбу, чтобы просто выжить. Таким людям тяжелее всё-таки думать о боге, хотя даже там это возможно.

Кто помещает человека в тяжёлые ситуации?

О сверхдуше. Зачем человеку нужны жизненные испытания.

00:24:53 Ведущая: ну вот скажите пожалуйста, в тяжёлых ситуациях, это бог нас ставит в условия кризиса, или это кто-то другой нас заводит в тупик? Или это мы сами? Почему такой вопрос, потому что сложно представить, чтобы мы добровольно выбрали какие-то тяжёлые ситуации для себя.
Сергей Тимченко: Чаще всего, то есть практически всегда, именно Господь помещает нас в разные обстоятельства. В конце концов, как говорит Библия, и травинка не шелохнётся без его воли. Но Господь даёт нам последствия наших прошлых поступков, потому что это называется карма. Господь нам даёт именно то, что мы заслужили, потому что очень часто людей подмывает обвинить бога во всех своих сложностях, во всех своих проблемах.

00:25:49 Господь беспристрастен. Есть особая форма Господа, которая называется сверхдуша, или параматма. Говорится, что эта форма, на которую йоги медитируют в глубине своего сердца в состоянии самадхи. Именно в этой форме сверхдуши Господь сопровождает нас во всех формах жизни. Шестое чувство, голос совести исходят из Господа, который в этой форме сверхдуши пребывает рядом с нашей душой. И Господь нас сопровождает и ведёт и даёт нам беспристрастно последствия наших прошлых действий или поступков. И из нашей собственной судьбы...

00:26:52 Господь, если человек встал на духовный путь, будет уже из этой коробочки нашей кармы выбирать именно то и давать нам именно то, что сподвигнет нас к более широкому видению мира. Даже те испытания, которые мы будем проходить, все эти испытания нужны, чтобы закалить нас, чтобы мы осознали, как иногда не нужно поступать с другими, чтоб мы развили в себе терпение. Терпение, согласно Ведам, - это способность любить и прощать, когда тебя действительно по-настоящему обидели. Это одно из главных качеств духовной личности. В этих испытаниях Господь также развивает в нас смирение и проявляется также фундаментом всех хороших качеств и корнем любви к богу.

00:27:58 Он развивает в нас очень много важнейших достоинств и также испытания закаляют нашу веру и нашу решимость. Эти испытания, безусловно, для нас важны. Хотя никто из нас не хочет их проходить (смеётся), но без них нам будет очень тяжело. Как, например, железо если его раскалять и потом помещать в холодную воду, оно от этого становится более твёрдым. Его бьют очень долго, постепенно эта сталь превращается в дамасскую сталь или булатную сталь, уже очень твёрдую. Эти испытания будут у каждого из нас в жизни, испытания предназначены для того, чтобы сделать нас духовно сильными людьми.

00:28:58 Приводится пример, его рассказал один из духовных учителей, что учёный один, исследовавший строение бабочек, увидел, что бабочка, прежде чем выбраться из кокона, в который она себя поместила, когда была гусеницей, два месяца проводит в очень тяжёлых усилиях. Она никак не может выбраться оттуда. Он аккуратно надрезал кокон и бабочка вылезла, расправила свои крылья. И он собрал своих друзей и сказал: посмотрите! Вселенские силы настолько жестоки, природа настолько жестока, что нам приходится преодолевать так много сложностей. Но научно-технический прогресс облегчает жизнь всему сущему.

00:30:00 Но когда они присмотрелись, они увидели, что эта бабочка так и не полетела, она не смогла летать, она умерла. Оказывается, те усилия, которые она преодолевала, когда была бабочкой в коконе, чтобы выбраться наружу, делали её способной летать. А ни много ни мало, нам нужно пересечь океан материального существования, нам нужно достичь высшего совершенства. И для этого вселенские силы, чтобы закалить нас, чтоб сделать нас сильными, помещают в разные обстоятельства живое существо.

00:30:44 Я очень часто задумывался: почему у меня так много испытаний в жизни? Почему мне так тяжело? Но только спустя годы я понял, что если бы я не проходил эти испытания, то впоследствии я бы не смог помогать другим. И будущие испытания, которые меня ждали дальше, они бы меня сломали.
Ведущая: спасибо вам, спасибо за такой яркий красочный пример с бабочкой и то, что вы сказали о вашем примере. На самом деле если так учиться видеть, научиться именно так видеть, то можно только радоваться любым испытаниям как возможности для развития. Также из того, что вы сказали, я поняла, что бог помещает нас в обстоятельства определённые, но за нами именно выбор, как поступать в этих обстоятельствах, как себя вести. Но вот если кризис заводит в тупик, человек так и находит выхода из этого тупика, у него не хватает разума понять эту ситуацию, он может остаться в этом тупике навсегда? Сможет ли ему кто-то помочь, если человек духовно слаб, есть ли надежда?

Могут ли человеку в трудной ситуации помочь другие люди, духовные учителя?

Необходимая жёсткость как проявление любви к ближнему

00:31:55 Сергей Тимченко: Разумеется, что когда есть люди, которые могут нам объяснить, люди обладающие знанием, то нам становится гораздо легче. Они объясняют, что тебя поместили вселенские силы в эту ситуацию для этого или для того. Тебе нужно двигаться в данном направлении. Они могут дать нам путь. Тогда жизнь человека станет проще, по крайней мере человек будет видеть выход. Но всё равно идти по этому пути или нет, будет решать он. Я очень часто сталкивался с тем, когда духовные учителя прямым текстом говорили человеку о его проблеме. Говорили, куда же ему двигаться. Но человек не слышал, просто не слышал.

00:32:57 Можно слушать и не слышать. Когда человек выходил от этого духовного лидера и говорил: почему он мне так сказал? Он не знает всей моей ситуации. Или же такой человек всем другим утверждал прямо противоположное [тому], что ему говорил духовный наставник. Хотя во время этого разговора присутствовало ещё очень много людей и все удивлялись, что человек полностью искажал всё то, что ему сказали. И впоследствии, так как люди поступали по-своему происходило всё то, что предсказывали эти духовные наставники. И было очень печально наблюдать, что человек получал какую-то трагедию, которую он в принципе, меняя себя, мог предотвратить.

00:34:04 Но иногда человек настолько себя убеждает, что он на верном пути, или он настолько не хочет меняться, что что бы ему кто ни говорил, он просто не слышит. За таких людей остаётся только молиться. Говорится, что можно разбудить человека, но только того человека, который не притворяется спящим. Тот человек, который притворяется спящим, кому выгодно быть спящим, которому выгодно быть страдальцем... есть такая категория людей, которые хотят быть страдальцами, им очень выгодно. Они всем рассказывают, что они такие больные (смех). У них есть огромная возможность излечиться много раз. Но тут я же тогда не буду получать всеобщего внимания, поэтому они профессиональные больные.

00:35:04 Таких людей мы также встречаем очень много. Они могут приходить к духовным людям или просто к своим друзьям и знакомым, и всем плакаться, что я такой несчастный, ну такой я несчастный. И пропускать мимо ушей все советы, которые им дают. И идти и плакаться дальше всем. И так десять лет подряд, иногда больше. Это профессиональные паразиты так называемые. Это позиция тупиковая.
Ведущая: а мы можем как-то им помочь, как-то не хочется отталкивать человека, понимая что всё-таки проблемы то есть? Пусть это не те болезни, о которых они плачутся. Но и в то же время паразиты, не хочется под их влияние попадать.

00:35:53 Сергей Тимченко: Дело в том, что с такими людьми, ради их же блага, нужно поступать жёстко. Есть такое понятие "вежливая жёсткость". Многие люди плачутся, женщины: ой у меня муж алкоголик, я такая несчастная, у меня уже сил нет, я одна работаю, а он пьёт! Но на самом деле... И эти женщины думают, что я же такая сострадательная, его из дома не выгоняю. Но я скажу шокирующую вещь. На самом деле это не сострадание. Это жалостливость, и эта женщина думает не о благе этого мужчины даже, она думает: какая я добрая! Опять она думает о себе, внешне казалось бы не выгоняя его или проявляя внешнее сострадание.

00:36:58 И так как человек гордится своей жалостливостью, он гордится всем этим внутренне, даже не отдавая себе в этом отчёт, косвенно она способствует тому, чтобы это человек спивался и умирал. Потому что если б она ему сказала с самого начала: знаешь что, я тебя поддерживать финансово не собираюсь. Вот что ты заработал, только это ты и будешь есть. Поверьте мне, он бы десять раз подумал, когда он немножко бы пару дней поголодал, десять раз бы подумал, пропивать эти деньги или сохранить их.

00:37:44 Но так как он знает, что его будут кормить, он знает, что он сможет своровать деньги дома или что-то продать, поэтому он продолжает быть наркоманом и алкоголиком. Всё очень просто. Поэтому во многих случаях ради блага человека нужно быть строгим и жёстким. Не всегда, но вот в таких ситуациях нужно. Потому что наглые люди или такие люди они не понимают, когда с ними сюсюкаются. Они садятся на голову и говорят: но! Они паразитируют на мягкости, они это не считают достоинством, они считают это глупостью.

00:38:40 Ведущая: Ну вот здесь у наших слушателей может возникнуть в голове противоречие, потому что они могли слышать в лекциях какие-то рекомендации, когда всё-таки рекомендуется женщине исполнять свой долг любя продолжать, и не предъявлять никаких претензий, не говорить как-то жёстко с мужем, всё-таки покорно, женщина должна продолжать готовить, стирать, ухаживать за ним, и тогда эта как-то любовь может быть его спасёт. Помогите вот в этом разобраться, может быть какое-то противоречие сейчас возникнуть?
Сергей Тимченко: Это тоже проявление любви. Это тоже проявление любви. Любовь означает, что я думаю о благополучии человека. Нужно чётко понимать, что такое любовь. Любовь это не исполнение прихотей, любовь это мысли о благополучии. Я думаю о благе этого человека.

00:39:44 Ведущая: То есть можно говорить, что я тебя люблю и ради твоего же блага я вот сейчас оставлю тебя голодным (смех)
Сергей Тимченко: Да.
Ведущая: Так получается.
Сергей Тимченко: Нужно быть жёстким ради его же блага, потому что в другом случае вы выбираете, или он останется голодным, или он умрёт от алкоголя. Будет паразитом, кого-то ограбит, может быть в пьяном угаре он кого-то убьёт и вы в этом будете виноваты. Понимаете? Потому что если бы вы не пошли на вот эти сентименты, он бы так не закончил. Он бы работал, был бы хорошим семьянином и бросил бы пить. Но так как он из вот этой внешней мягкости так называемой, закончится всё очень плохо.

00:40:40 Потому что смотрите. Пользуясь тем же самым принципом неправильно, принципом доброты, но тогда нужно всем алкоголикам раздавать спиртное, наркоманам наркотики, и так далее. Люди тогда закончат очень плохо. Или тогда всё, что хотят делать наши дети, тогда нужно им позволять. Не нужно же быть строгими, правильно? Если ребёнок хочет что-то украсть, например, пусть крадёт, чем бы дитя ни тешилось. Если ребёнок захочет гвоздь засунуть в розетку, ну пусть он это сделает. Но любовь означает, что мы ведём себя так, чтобы человек был счастлив в конце концов. Его душа была счастлива. Чтоб это способствовало физическому здоровью, эмоциональному здоровью и духовному здоровью. А если мы косвенно способствуем разрушению его физического здоровья, его моральной деградации и духовной деградации - это разве любовь?

00:41:53 Ведущая: Да, уберечь мужа от деградации любой это тоже обязанность жены, и таким образом она будет продолжать выполнять свои обязанности и тоже проявлять свою любовь, но только правильно, с разумным подходом. Спасибо!
Сергей Тимченко: Да, может быть для женщины это неестественно поступать достаточно жёстко или строго в каких-то ситуациях, но она должна пойти на такую жертву ради него, чтобы просто он не погиб в данной ситуации, не погиб на всех фронтах. Если она не пойдёт на эту жертву, зажав зубы и так с ним жёстко не поступит, то она на самом деле потеряет его как мужа, как отца своих детей и в конце концов как того человека, который будет о ней заботититься. Т.е. что она выиграет?

Чем больше тратишь времени и усилий на духовное, тем больше тяга к материальному.

00:42:50 Ведущая: Да, спасибо. Спасибо, разобрались мы в этой ситуации, я надеюсь. Если у наших слушателей что-то всё-таки в голове не сложилось, что-то осталось непонятным, милости просим к нам в эфир, звоните по скайпу, vedaradio наш логин, ну или пишите на сайте vedaradio.fm. Мы сегодня говорим о препятствиях на духовном пути и обо всём, что с этим связано.
Есть вопрос у нас от Евгения. "Как найти свой текущий уровень, спрашивает Евгений, как определить для себя текущие обязанности в духовной жизни? Бывает, что если увеличиваешь время и интенсивность молитвенной практики, слушания лекций, общения с верующими, то в результате увеличивается вкус к материальной деятельности." Вот как интересно.

00:43:41 Сергей Тимченко: Это обычная крайность, если сильно увеличивается вкус к материальной деятельности, это означает, что мы, занимаясь внешней духовностью, делаем это без чёткого понимания цели. Когда человек молится Господу: дорогой Господь, пожалуйста, позволь мне обрести любовь к тебе, моя конечная цель - обретение любви к богу, то тогда какие-то всякие низменные вещи или неправильные приоритеты они будут ослабевать, уменьшаться.

00:44:22 Но если мы внешне что-то делаем, просто как ритуал, и внутри мы думаем: какой я удивительный, какой я духовный, таких людей как я в этом городе (святых) очень мало, по пальцам руки можно пересчитать, то сами того не понимая, мы делаем уже всё это как ритуал. Т.е. мы запутались, потому что цель пропала. Мы делаем ради своей славы всё это. Ради своих славы, почёта и выделенности. Что также является препятствиями в духовной жизни.

00:45:10 Проблема не в практике, проблема в том, что у человека отсутствует чётко поставленная цель, что моя цель - не святость собственная, и не желание просто очиститься от своих грехов как самоцель, чтобы быть таким чистым-чистым, безгрешным-безгрешным. Моя главная цель должна быть любовь, любовь ко всевышнему. Этот мотив лишён корысти, и автоматически, хотя бы на уровне разума, нужно ставить такую цель. И к этой цели идти. Тогда любые корыстные мотивы, желания, приоритеты будут становиться всё тише и тише и тише. Это такие очень тонкие нюансы духовного пути, но на этой ловушке мы можем пойматься.

Как определиться в выборе веры?

00:46:17 Ведущая: Спасибо. Далее нам пишут Ольга: Здравствуйте Сергей, большое спасибо за ваш труд, мне 23 года и чувствую себя на точке того самого кризиса. Когда жить как раньше не могу, и как жить дальше не знаю. Правда, вряд ли нахожусь на осознанном духовном пути, о котором вы говорите. Я с детства крещёная в православной вере и трепетно отношусь к ней, но чувствую что в рамках этой религии мне очень тесно. Посещала ведический храм и очень греет вся ведическая культура. Но не могу определиться в выборе, и пока никакая информация не помогла уравновесить аргументы, переходить ли в другую веру или нет, и как найти своего духовного наставника? Живу я в Прибалтике, а не в России, не замужем.

00:47:06 Сергей Тимченко: Вы молитесь Верховному Господу, говоря: ну пожалуйста, Господь, помоги мне определиться с тем путём, посредством которого я могу как можно скорей тебя достичь! Веди меня! И Господь самый лучший гид, он вас поведёт. И также прилагайте усилия, читайте, ищите. Если человек хочет определиться с ценностями и идеалами, то ему нужно обучаться. Если вы хотите больше разобраться к примеру, в ведической культуре, ведической философии, у вас есть все возможности, есть множество курсов систематического изучения Вед, вы можете хотя бы чтобы самой разобраться, вы можете всё это почитать, изучить и потом уже принять решение. Или же вы можете тоже самое сделать, если вы найдёте, в православии. Это уже вам решать.

00:48:17 В конце концов, человек должен найти ту философию, тот путь, который ему даст целостное фундаментальное понимание практически всей картины мира. Его собственной роли, понимания, кто такой Я, что это за мир меня окружает, по каким законам он действует, кто такой бог, все нюансы духовной практики и духовного пути. Настоящий путь он должен объяснять всё это. И выберите тот путь, который ответит на все эти вопросы.

00:48:03 Лично меня, я говорю чисто про себя, почему привлекла ведическая философия, которая мне ответила на все эти жизненно важные ключевые вопросы, и я для себя определился, куда мне идти и что мне делать. Попытайтесь всё это найти. Посмотрите, поищите это в православии, если вы не найдёте там, поищите где-то ещё. Всё это также есть в Ведах, в глубочайшей степени всё это описывается.

00:49:53 И говорится, что тогда вся жизнь наполнится смыслом, вы будете понимать, куда идти, что делать, почему так а не иначе. Когда я закончил курсы по ведической философии, я специально их прошёл, я был потрясён, что теперь у меня появилась целостная картина мира. Я стал чётко понимать, какая моя роль здесь, и понимание, зачем устроен этот мир, [понимание] основных вселенских принципов, вселенских законов. У меня было огромное озарение. Вся жизнь смыслом наполнилась.

00:50:36 Поэтому я вам очень рекомендую найти какие-то систематические курсы. Которые вам дадут не обрывчатую информацию, а целостную информацию. Потому что иначе как получается. Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь. В голове у нас может быть много самой разной информации, которую человек мог получить из лекций Олега Геннадьевича Торсунова, также из разных книг эзотерических, которые у него есть на полке, и оттуда, и отсюда, и отсюда, и у человека очень большая мешанина в голове.

00:51:19 Дело в том, что как сказал мой духовный учитель, я вам также очень рекомендую прочитать книгу "Путешествие домой" Радханатхи Свами. Он задавался тем же самым вопросом, которым задаётесь вы, он говорил: Господь, пожалуйста, покажи мне мой путь, он общался с представителями разных конфессий, и в этой книге он говорит Я видел представителей разных путей, видел также тех людей, кто отовсюду пытался понемножку взять. Но из тех людей, кто отовсюду понемножку пытался взять, я не увидел ни одного, кто бы достиг реального, серьёзного духовного уровня.

00:52:14 Только те люди, которые встали на какой-то один путь и дошли до конца, эти люди были носителями каких-то бесконечных сокровищ внутренних. Поэтому обращайтесь к Господу и Господь вас выведет. И также мой совет: ищите систематических знаний.
Ведущая: Спасибо, вы заодно и ответили на вопрос Вадима, который описал подобную ситуацию, что он христианин, но тянется к Ведам есть некоторые вопросы, он спрашивал как раз какую литературу вы посоветовали бы читать. Но вот прозвучало название книги "Путешествие домой", Радханатхи Свами автор. Я тоже всем советую прочитать, очень здоровская, так скажем книга. Елена... Да-да, пожалуйста.

00:53:11 Сергей Тимченко: Я ещё маленькое дополнение хочу сказать. Если человек хочет более глубоко изучать Веды, если уже его это волнует, есть курсы глубинного изучения ведической философии или вайшнавской философии, они называются Бхакта-программ или другой курс, уже следующий, называется Бхакти-шастры. Вы можете набрать эти ключевые слова в поиске в Интернете, вы можете найти всякие учебники на этот счёт, и вы можете уже систематически начать самостоятельно изучать Веды.

00:54:04 Есть также институт вайшнавского образования в Москве, даже по Интернету они обучают людей, высылая им материал, также прося их отвечать на разные вопросы и писать по ним эссе и также контрольные работы (смеется). Т.е. они занимаются с человеком, человек даже живя в отдалённых местах, может изучать ведическую литературу, если он выбрал непосредственно этот путь или хотел бы, по крайней мере, в этом разобраться глубже, то есть возможность всё это изучить.

00:54:54 Ведущая: Сергей, вы сегодня просто предвидите вопросы от наших слушателей, потому что Елена, наша слушательница, хочет также видимо систематически обучаться и она спрашивает, что это за институт ведической культуры в Москве, преподавателем которого вы являетесь, как его найти и возможно ли туда поступить. Может есть сайт, где можно увидеть детали?
Сергей Тимченко: Я тогда сайт скину нашей любезной ведущей, и все кому это интересно, могут непосредственно...
Ведущая: Да, я размещу в таком случае эту ссылочку в ответе на вопрос Елены, т.е. в комментариях на нашем сайте vedaradio.fm, и все смогут его увидеть.
Звонок от слушательницы: как найти в себе силы заниматься духовной практикой вне храма, когда нет поддержки, как найти единомышленников.

00:55:35 Сергей Тимченко: Спасибо.
Ведущая: Хорошо, договорились об этом. Переходим далее к следующим нашим вопросам, я вижу что у нас почти час мы общаемся, но вопросы продолжают поступать. Кстати, у нас есть звонок. Давайте послушаем нашу постоянную слушательницу по имени Наталья. Наверное мы уже все выучили даже её голос (смеётся). Сейчас услышим, что же интересует сегодня Наталью в нашей теме. Здравствуйте!

00:56:03 Слушательница: Здравствуйте, здравствуйте. Меня вот интересует, в самом начале вы говорили про кризисы, вот у меня такое ощущение, что я как раз в этом самом кризисе и нахожусь, потому что 2,5 года я как знаю эти знания, скажем так, но у меня так сразу и сложилось, что меня сразу в ашрам Господь привёл, просто вот знаете слепо, тупо (смеётся), просто в ашрам. Я там познакомилась с людьми, не захотелось оттуда уходить, понимаете. Такие были люди, как будто рай настоящий (смеётся). Т.е. у меня всё время лицо... постоянно улыбка, она у меня не спадала. Но прожив там 1,5 года, я поняла, что здесь не просто танцуют-поют, красиво хорошо вкусно готовят, но... Но я тоже участвовала, мне там поручили в общем тоже у меня было служение, но знаете, работа над собой оказалась очень сложной и через 1,5 года я почувствовала, что мне нужно домой. Вот понимаете, просто домой и всё.

00:57:07 Но вот ещё 1,5 года где-то я дома, ой извините слёзы наворачиваются, не обращайте внимания, Господи боже мой, вот не могу кстати справиться с этим. Сейчас... знаете, когда приезжала из ашрама, я рано вставала, мне легко было, я сама просыпалась без будильника. Ой как же эти слёзы убрать...
Сергей Тимченко: Не переживайте, вы просто будьте самой собой.
Слушательница: Спасибо.
Ведущая: И само собой всё у вас получится (смеются все вместе)
Слушательница: Хорошо, постараюсь. Ой Господи, как же понять-то, кто я такая, с самой собой.
Ведущая: Ну давайте сейчас остановимся на одном вопросе, потому что я уже слышу...

00:57:53 Слушательница: Вопрос в чём. Вопрос в том, что я сейчас... я дома живу одна. Я буквально, знаете такое есть слово, расхалявилась. Просыпаюсь - не просыпаюсь, но засыпаю я всегда рано. У меня вот просто тело даже хочет засыпать. Дело в том, что почему-то последнее время я просыпаюсь в час ночи, ну пол второго, спать не хочется, начинаю или что-то читать, или джапу читаю. Но знаете, так несистематично, а потом я засыпаю, а просыпаюсь - уже солнце встало. Какой-то в общем непорядок у меня.

00:58:26 Ведущая: Ну получается, насколько я поняла, вопрос в том, что как поддерживать какие-то стандарты, к которым вы стремитесь, которым вам легко было поддерживать после посещения ведического храма?
Слушательница: Да, когда вместе все жили там, да как-то легко. А сейчас одна, сама...
Ведущая: Ну вот препятствие, наверное многие люди сталкивались с этим, когда живёшь одна и сложно как-то саму себя...
Слушательница: Да, пытаешься людям проповедовать эти знания, потому что хочется вместе потом что-то как-то изучать. Я всем, очень многим про Веда-Радио рассказываю. Ищу здесь просто, в мирской жизни ищу людей, которые с Веда-Радио. В моём городе которые живут. С одной женщиной я познакомилась, спасибо вам большое, Алеся. Мы сейчас общаемся, она вот на Благость скоро поедет в Анапу, мы с ней по скайпу так общались и в контактах. Но в общем это всё как-то так, знаете, далековато. Хорошо, здорово, когда поддержка есть. Поэтому иногда хочется рассказывать про эти знания, чтобы вместе как-то понимаете.

00:59:30 Ведущая: А в каком городе, напомните Наталья вы живёте?
Слушательница: Я недалеко от Краснодара, город Усть-Лабинск.
Ведущая: Сергей, вы могли бы что-то порекомендовать?
Слушательница: Да, вот как порядок навести-то с самой собой, вот что это со мной вот непонятное, зачем, как? Как мне быть с самой собой (смеётся), я бы с удовольствием. Я четыре принципа соблюдаю, даже иногда думаю да бог с ним, может правда это и не надо. Т.е. как-то сомнения какие-то приходят
Ведущая: Ну как это не надо, надо (смеётся), вы же слушаете Веда-Радио. Ну хорошо Наталья, ваш вопрос понятен, спасибо вам за него, давайте Сергея послушаем.
Слушательница: Да, да хорошо.

Важность совместной духовной практики в нашу эпоху

Молитва Господу о помощи в поиске единомышленников

01:00:06 Сергей Тимченко: Я постараюсь ответить на ваш вопрос. Дело в том, что главный метод достижения совершенства в нашу эпоху, как вы верно заметили, это собственно совместная духовная практика, когда люди всё-таки общаются с единомышленниками. Мы знаем эту знаменитую притчу, когда отец дал своим сыновьям веник, попросил его сломать, они не смогли сломать. Но когда он распустил веник и раздал прутики своим детям, те сломали их поодиночке. Аналогичным образом, когда мы находимся в коллективе или в обществе других духовных людей и единомышленников, безусловно, наш духовный прогресс ускоряется. Мы черпаем оттуда решимость, энтузиазм, вдохновение. И поодиночке нам гораздо тяжелее идти по духовному пути.

01:01:02 Поэтому вы очень правильное направление усилий выбрали для себя, что вы ищете общество единомышленников. И я уверен, что Господь вам их пошлёт, вы просто молитесь Господу об этом. Можно обратиться в ведический центр в городе Краснодар, и спросить, есть ли в том городке рядом с вами какие-то духовные люди, которые также изучают ведическую литературу, если вы решили вместе идти по этому пути. Уточните, таков мой совет. Те сложности, с которыми вы столкнулись, они вполне естественны. Что в неблагоприятных обстоятельствах от человека требуется дополнительное усилие.

01:01:56 Даже если человек вдруг поймал себя на том, что я опять, как говорится, расслабился или перестал прилагать усилия, разленился, или в какой-то из дней сделал что-то не так, нарушил какие-то идеалы, к которым я пытался идти, то даже в такой ситуации человек должен идти вперёд, выбирать истину. Материальный ум, как представитель иллюзорной энергии, иногда будет разрушать нашу решимость. Нам будут приходить следующие мысли: Ну какой же ты духовный человек, видишь. Посмотри, что ты выкинул очередной раз. Ты опять сделал очередную глупость, опять не вписался в какие-то высшие рамки, совершил какую-то ошибку. Брось, не будь таким лицемером! Из тебя ничего не получится. Живи, как все люди.

01:03:03 Нужно говорить этому материальному уму своему: Заткнись! Даже если я где-то споткнулся, то это ещё не аргумент, чтобы не меняться. Я всё равно выбираю истину, я всё равно буду делать шаги в эту сторону. И Веды говорят, что если ты не можешь идти к истине, то ползи к истине. Если не можешь ползти к истине, то ляг в сторону истины и лежи в сторону истины. Т.е. речь идёт о внутренней решимости человека. Разумеется, что эта решимость укрепляется когда мы общаемся с другими духовными людьми, и также ослабевает, когда мы перестаём общаться с другими духовными людьми и общаемся с людьми невысокого полёта.

01:03:57 Потому что, как говорят Веды, именно общение передаёт систему ценностей и идеалов людей. Если мы общаемся с людьми, у которых низменные идеалы, то помимо своей собственной воли мы будем заражаться грязными ценностями, невысокими идеалами, которые в принципе не имеют никакой настоящей глубокой ценности. Но в процессе общения с целеустремлёнными людьми мы можем также заразиться их решимостью, их энтузиазмом. Поэтому я могу от всего сердца только пожелать вам, чтобы вы нашли подходящее общение, и молитесь о нём Господу, и я уверен что Господь вам поможет его обрести. Спасибо.

Что делать, если в хорошие времена не получается искренне, неформально молиться?

01:04:48 Ведущая: Я тоже желаю Наталье искренней молитвы и хорошего общения. Спасибо вам за звонок. Продолжается наш эфир и вот и следующий вопрос, который в письменном виде к нам пришёл. Можно сделать вывод, что кризис может наступить и даже когда в жизни у нас всё замечательно и чудесно. Анастасия пишет: Подскажите, что делать, если в хорошие времена молиться не получается? Как известно, самая искренняя молитва бывает в самые тяжёлые моменты жизни. Но как быть, если в жизни всё благополучно? Уже давно чувствую, что мои молитвы стали формальными. Молилась, чтобы Бог помог мне в этом, но ничего не меняется. Наверно, потому что эта молитва также не была по-настоящему искренней. Чувствую, что вера уходит из моей жизни.

01:05:35 Сергей Тимченко: Дело в том, что кризис не обязательно связан с тем, что наше физическое тело болит или внешне у нас очень тяжёлые времена. Кризис может быть также внутренним, когда у нас внутри проблемы. И когда внутри мы чувствуем и ощущаем недостаток веры, в любой ситуации я могу сказать, что человек может обращаться к богу. Даже если человек не может молиться, он всё равно может обращаться к богу. Один мой знакомый попал в очень тяжёлую ситуацию, он был человеком... он раньше был наркоманом.

01:06:34 Потом он стал на духовный путь, приехал жить в храм. Ненадолго отпросившись на побывку домой, он попал под влияние своих старых друзей. И ушёл в запой и также попал в состояние наркотической зависимости. Только через две недели он вышел из этого состояния. И он говорит: я понял, что я в полном невежестве. Он очутился, в притоне уже нашёл себя. И он говорит, что я попытался как-то взмолиться богу и понял, что я не могу молиться.

01:07:14 Я попытался повторять мантру - я не мог её повторять. Я ничего не мог. Мой ум изнутри, мирской ум кричал мне: ничего из тебя не получится! Даже не пытайся! Но он сказал: Нет. Даже в такой ситуации я могу что-то делать для бога. Он поставил перед господом яблоко и сказал: Господи, хотя бы вот это прими. Хотя бы поклониться богу я могу. И он просто... Я может не могу отдать тебе сердце и свой ум, но хотя бы своё тело я могу тебе предложить. И он принёс богу поклон. Я не могу тебе может быть молиться изнутри, но я просто тебя прошу Господи, просто помоги!

01:08:00 И в конце концов даже так ситуация стала постепенно-постепенно-постепенно меняться. В конце концов господь так устроил, что эти наркоманы посадили его в поезд и отправили его в храм и сказали: ты у нас едешь в храм. Он удивился, они купили ему билет и отправили его в храм. И он приехал в храм и сейчас он уже больше двадцати лет является священником в храме. В конце концов он стал священником и двадцать лет он уже живёт при храме и служит там. Он перестал употреблять наркотики, это уже больше двадцати лет.

01:08:49 И так получилось, что у него были ломки. Он получил посвящение в сан священника и ему всплыли все эти прошлые впечатления, вся эта грязь всплыла. Колыхнуло глубины его души. Тогда он подошёл к своему духовному наставнику и сказал: Пожалуйста, заприте меня! Не выпускайте, что бы там я ни говорил. И трое суток он лез буквально на стены, его ломало. Через трое суток его отпустило и все эти желания, все эти мысли, они исчезли. Мы говорим сейчас о чём, что у каждого человека может быть такое состояние, которое называется "тёмная сторона Луны". Казалось бы, он уже по-старому жить не может, но вкус ещё к духовности, позитивный вкус ещё не пришёл по-настоящему.

01:09:49 И одновременно периодически он делает какие-то глупости и всплывают его старые впечатления, но вкуса уже такого к этим низменным вещам уже нету, как раньше. И получается, что как бы он разорван: он и не полностью или не очень серьёзно заниматеся раскрытием своего сердца, своей духовной жизнью, и жить как материалист он не может. И в таких случаях нужны дополнительные усилия. Как говорят великие святые прошлого, причина любого застоя в духовной жизни - это недостаток усилий. Чтобы изменить эту ситуацию, нужны дополнительные усилия от человека. Подумайте, какие усилия вы можете приложить, чтоб изменить эту ситуацию.

01:10:45 Больше молиться каждый человек может. К богу достаточно обращаться просто своими словами. Просто рассказать, как оно есть, не выжимая какие-то там... не просто скользя глазами или бубня традиционные молитвы. Просто подойдите к изображению господа, если оно у вас есть, или просто обратитесь к господу, и скажите: Господь, такая ситуация. Ни любви, ни смирения, ни преданности - ничего. Ну измени как-то, ну помоги. И просто от сердца, просто обращайтесь как оно есть.

01:11:29 Ведущая: Спасибо.
Сергей Тимченко: И также приложите какие-то усилия, чтобы поменять ситуацию. Экадаши также помогают. Это пост на 11-й день новолуния и полнолуния. Я знаю преценденты того, как люди совершив 5-6 таких постов, посвятив их тому, чтобы был какой-то прорыв внутри, получали силу совершить такой прорыв.

Критерии истинного духовного лидера

01:11:58 Ведущая: Спасибо вам за ответ. Одна из наших слушательниц по имени Юлия звонит нам.
Слушательница: Здрасьте, не туда нажала.
Ведущая: Да-да, здравствуйте. Вот Юлия у нас уже как раз в эфире и появилась. Вы нас слышите, Юля?
Слушательница: Да, конечно.
Ведущая: Замечательно. Вы уже в прямом эфире, можете задавать свой вопрос.
Слушательница: Да, спасибо. Здравствуйте, Сергей! У меня такой вопрос. Я много слушаю лекций разных учителей, и волею судеб, волей бога меня занесло на сайт Харе Кришна Запорожье. И я все первомайские праздники провела под флагом лекций вайшнава Прана даса (Виктора Савельева), знаете такого?
Сергей Тимченко: Знаю.

01:12:44 Слушательница: Он просто какой-то революционер. Вот я прослушала его лекции, они об однозначном мире, о мировом порядке и так далее и тому подобное. Вот сейчас свежую лекцию выложили о мировой войне. Очень интересно. Но у него какие-то... он вайшнав, но у него какие-то революционные лекции, совершенно не похожие на всех, с кого я начала слушать. Например, с Олега Геннадьевича Торсунова, с Вячеслава Рузова. Вот как-то они у меня были как примеры слушания о вайшнавской культуре, о ведическом мире. А тут всё как-то по-другому. Вот я уже в сомнениях, продолжать их слушать или нет.

01:13:32 Сергей Тимченко: Я бы вам не рекомендовал слушать его, потому что насколько мне сказали, недавно я тоже столкнулся с именем этого человека, духовные люди запрещают, или не рекомендуют слушать его. Почему? Потому что человек может говорить внешне практиковать вайшнавизм или ведическую культуру, но это не означает, что он по-настоящему в ней утвердился. Если человек слишком погружается в политическую...
Ведущая: Ох, опять похоже, Сергей вы пропали. Слишком погружается и... я вижу, что мы вот погрузились в неполадки интернет-связи. Сергей?

01:14:29 Сергей Тимченко: Да.
Ведущая: Вот я вижу что вы снова с нами, пожалуйста.
Сергей Тимченко: Я повторюсь. По-настоящему духовный человек и вы как раз упомянули имена тех людей, которые действительно очень серьёзно изучают Веды - Олега Геннадьевича Торсунова или Гадецкий, и Рузов. Эти люди не влезают в политику. Потому что политические изменения, как сказал один из духовных учителей, будут постоянно в этом временном материальном мире. Истинная реальность это наши вечные отношения с богом. Да, мы адекватно реагируем на те обстоятельства, в которых мы находимся, но мы не погружаемся в них слишком.

01:15:23 Потому что обратите внимание, сейчас очень много людей, которые разглагольствуют как решить мировые кризисы. И любой человек даже на любом заводе знает, куда вести Россию (смеётся). И у всех свои гипотезы, своё понимание, как всё решить. Но от этих разглагольствований ничего не изменилось. Проблема только в одном, что наше сознание слишком погрузилось во все те вещи, которые мы всё равно не решим. Как говорится, что менять мир начни с самого себя. И как сказал один из известных лидеров, он сказал: стань частью тех самых перемен, которые ты хочешь видеть в мире.

01:16:28 Иными словами, измени сначала своё собственное сердце, все усилия брось на это. Когда ты изменишь своё собственное сердце, только тогда ты сможешь оказывать позитивное влияние на мир. Потому что мир невозможно изменить посредством жестокости. Потому что насилие ещё не изменило никого в лучшую сторону. Мир можно поменять только посредством доброты, любви, совершенного поведения. Это то, как можно действительно мир вокруг направить или помочь ему направиться в нужном направлении.

01:17:17 Поэтому такие настоящие духовные лидеры, те люди которые имеют не просто какое-то узкое понимание ведической культуры, а целостное, глубинное понимание, эти люди весь акцент делают на изменении себя, а не просто погружаются в какие-то политические ситуации, которые здесь есть, пытаясь им дать свою собственную интерпретацию и сподвигать людей на какие-то странные внешние решения, а не внутренние. Потому что внешние решения в редких случаях, в некоторых случаях может быть они и нужны, но обратите внимание, что на глубинном уровне это ничего не меняет, потому что...

01:18:24 Я последнюю фразу хотел сказать на этот счёт, что как сказал один из философов, невозможно решить ни одну материальную проблему на том же уровне сознания, на котором она была создана. Нужно подняться на новый уровень сознания, чтобы решить все эти материальные проблемы. Сейчас Украина, кстати - это иллюстрация всего этого. Что насилием пытаются свергнуть насилие (смеётся), и ещё больше насилия вокруг. Какой-то путь в никуда. Согласны с этим?

01:19:08 Слушательница: Да, спасибо.
Ведущая: Спасибо Юлии за вопрос, интересно было тоже и это услышать. Спасибо, Сергей, что помогаете разобраться нам во всех этих вопросах, и в завершение я хочу зачитать сообщение, которое пришло от Юлии, но другой видимо Юлии. «Спасибо вам огромное за то, что делитесь своими знаниями», пишет Юлия. «Благословите меня пожалуйста на духовное развитие. Я пытаюсь сама двигаться к богу, но не всегда находятся силы и не всегда иду в нужную сторону». Вот интересно, можно ли дать благословение по радио, или может быть какие-то наставления с вашей стороны будут?

Две рельсы, на которых стоит духовное развитие.

01:19:49 Сергей Тимченко: Это не мои знания, это знания которые изначально Господом даются и великими святыми прошлого, я всего лишь пересказываю все эти вещи. Я благодарен вам за то, что у меня есть возможность служить всем вам, так моя жизнь наполняется смыслом. Я вам очень благодарен. Разумеется, все мои пожелания... Сами наши усилия открывают поток всей этой милости всевышнего. Поэтому важно также со своей стороны прилагать усилия. Говорится, что весь наш духовный прогресс зависит от двух вещей, стоит на двух рельсах.

01:20:43 Первые рельсы это наши собственные усилия. А вторые рельсы это милость бога. И если будет только одна рельса, какая-то из этих двух, мы далеко не уедем. Поезд не может идти на одной рельсе. И наш духовный прогресс зависит от этих двух вещей. Некоторые люди только молятся богу, но сами не прилагают усилия. Говорят: Господи, ну помоги! Спаси меня! И мечтают на диване. Как в анекдоте, когда один человек молился и говорил: Господи, ну дай мне миллион, ну пожалуйста, ну что тебе стоит! Вдруг он услышал голос Господа: Слушай, ну ты хоть билетик купил бы что ли лотерейный (смеётся). Хоть что-нибудь сделай, шевелись хоть как-нибудь!

01:21:56 Поэтому наши усилия показывают богу нашу искренность. Иными словами, открывают поток милости. Это очень-очень важно, что мы должны не только лежать на диване и мечтать, когда же мы проснёмся святыми-святыми или чистыми-чистыми, хорошими-хорошими. Но нам нужно самим пытаться меняться. Кстати, все мои наблюдения показали, что реальных успехов в развитии достигает только тот человек, который просто прилагает усилия. Даже если ему очень тяжело. Даже если он где-то спотыкается, что естественно, он встаёт и продолжает идти дальше.

01:22:52 Как мы уже говорили, он так думает: Даже если я споткнулся, я всё равно встану и продолжу идти дальше. Это не аргумент, моё споткновение, чтоб я продолжал лежать. Я должен встать и идти вперёд. И такие люди, они постепенно-постепенно, они достигают больших высот. Это первое самое важнейшее условие - наше собственное усилие. И второе очень важное условие, это милость самого бога. Если человек думает, что с помощью своих собственных усилий я достигну совершенства, то он не понимает сути. Господь источник всего. Без милости бога наших даже усилий надолго не хватит. На следующий день мы уже забудем, что мы там хотели в себе менять и в какую сторону двигаться.

01:23:51 Поэтому важно одновременно прилагать усилия и молиться богу о помощи. Тогда будут кардинальные изменения. Мы говорим: Господь, ну поменяй меня, дай мне силы, дай мне решимости! И вместе с этим мы ещё сами стараемся что-то внешне делать, подписываясь под тем, что мы действительно хотим измениться. И тогда господь будет нам помогать. И без милости бога мы не сможем, как говорят Веды, избавиться ни от одного недостатка. Не обрести ни одно хорошее качество. Мы же не можем напрячь свои мускулы без силы своего интеллекта и сделать так, чтобы гордость убежала из нашего сердца? Или зависть, или жадность.

01:24:41 Только бог может нас по-настоящему поменять. Но со своей стороны мы должны делать шаги в сторону щедрости, в сторону сострадания, ну и всего того, что мы хотим обрести. Вот.
Ведущая: Понятно. Спасибо вам. Спасибо за сегодняшний эфир, сегодняшнюю беседу. Было затронуто много важных вопросов и мы продолжим наше общение касаемо духовного развития уже в следующем нашем прямом эфире. Спасибо вам, Сергей.
Сергей Тимченко: Спасибо вам большое.
Ведущая: До свидания.
Сергей Тимченко: До свидания.

транскрибирование: Наталья Бороздина | 10 мая 2018