Гордыня и смирение

vedaradio.fm - 22 марта 2017
Гордость – корень всех пороков. Истории из жизни Рамануджи Ачарьи. Истории из жизни учеников Рамануджи Ачарьи, Куреши и Дашарадхи. Причина гордыни – неуважение к родителям, к старшим. Узость восприятия и отношений гордых людей. Смирение – это не слабость, не ущербность, а сила и активность. Примеры известных личностей: Путина и борца Емельяненко. Как правильно доносить знания так, чтобы люди их воспринимали? Вложенная предварительно в человека любовь – это обезболивающее для его души, перед тем как вырезать гордыню. История из жизни Сергея Тимченко. Как научиться воспринимать противоположную точку зрения? Почему важно выслушать человека, не перебивая.
запись эфира для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:10:50 | качество: mp3 48kB/s 24 Mb | прослушано: 9 | скачано: 13 | избрано: 2
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Ведущая: — Всем здравствуйте. Давайте вернёмся к нашему прямому общению в уже привычное время, с 16:00 по Москве. Сегодняшний день не стал исключением и сегодня вы услышите Сергея Тимченко, которого вы слышали уже неоднократно у нас в эфире Веда-Радио, как в прямых эфирах, так и в записи. Прямые эфиры были достаточно давно, сейчас вы я думаю соскучились возможно по прямому общению. Сегодня у вас будет возможность такая пообщаться с Сергеем, потому что вы знаете наверняка уже, что этот человек может дать мудрые ответы на ваши вопросы жизненные. Так у нас, по-моему, несколько эфиров и назывались: "Духовные ответы на жизненные вопросы". Сегодня тоже можно говорить на те темы, которые вас волнуют. А начнём мы с той темы, которая у нас недавно прозвучала в эфире и прошла такой красной лентой в виде семинара в записи, в аудиозаписи, назывался он "54 признака гордыни", естественно читал его Сергей Тимченко, это было в записи, вы все могли быть свидетелями и слушали. Если возникли какие-то вопросы, можете присоединиться к нашему сегодняшнему общению, к беседе с помощью сайта, либо с помощью скайпа можно звонить, скайп с логином vedaradio, сайт vedaradio.fm.

00:01:20 Ведущая: — Итак, подключаемся вместе с Сергеем Тимченко к нашему эфиру. Здравствуйте!
Сергей Тимченко: — Здравствуйте!
Ведущая: — Спасибо, что сегодня присоединились к нам и вместе с нами давайте в двух словах, может быть, вспомним, о чём был семинар, и может быть вы что-то захотите дополнить в связи с этим.

Гордость – корень всех пороков.

00:01:42 Сергей Тимченко: — Спасибо. Я постараюсь быть полезным. Сама тема смирения очень важна. Смирение - это качество, которое является противоположностью гордыне. Веды говорят, что именно гордость является корнем всех 16 видов пороков, недостатков, которые есть внутри нас: зависть, гнев, жестокость, жадность, чрезмерное самомнение... Любые пороки, которые есть внутри человека, изначально берут своё начало в гордыне. Веды говорят, что материальный мир создан для тех, кто хочет находиться в высшем положении. И это то, что мешает нам жить.

00:02:40 Наши обиды на других людей тоже порождены гордыней, почему всё не по нашему. И в результате вся наша жизнь портится. Также именно гордость заставляет нас идти в своей жизни по головам других, ущемлять интересы окружающих, даже неосознанно порой. И автоматически получать плоды в форме разрушения отношений с теми людьми, которые находятся вокруг нас. И так далее. Поэтому это главное качество, с которым должен сражаться духовный человек. Как говорит Иисус Христос: только смиренные и кроткие наследуют Царствие Божие. Тоже самое говорят и Веды, что только тот человек, который обрёл смирение, только такой человек сможет всегда помнить о Боге, и всегда повторять его имена.

Истории из жизни Рамануджи Ачарьи.

00:03:49 Через несколько дней будет день явления одного из очень известных святых в Индии, Рамануджи Ачарьи. Я хотел может быть рассказать несколько историй из его жизни, которые очень тесно связаны с этим качеством, о котором меня попросили сегодня говорить.
Рамануджа Ачарья жил около восьмиста лет назад. Он сам был воплощением этого качества - смирения, был великим святым. От Господа он получил дар исцелять любую болезнь, и в его присутствии все люди избавлялись полностью от иллюзий.

00:04:39 Люди обретали огромную преданность Всевышнему. Его сострадание было просто безмерно. Одна из иллюстраций или примеров его собственной жизни я хотел бы рассказать, одну из этих иллюстраций. От своего духовного учителя он узнал, что рядом живёт святой, который получил особую молитву от Верховного Господа, особую мантру. И его учитель сказал: — Если ты хочешь, чтобы твоя жизнь достигла совершенства, иди к нему и попытайся попросить его дать тебе эту молитву, эту мантру, чтобы он поделился этим сокровенным опытом с тобой, своей реализацией духовной.

00:05:42 И Рамануджа Ачарья пришёл к этому святому. Этот святой, глядя на Рамануджу всевидящим зрением, полученным от Господа, сказал: — Я знаю, зачем ты пришёл. Убирайся, я тебе ничего не дам! И Рамануджа восемнадцать раз приходил к нему. В те времена не было транспорта, ему приходилось пешком примерно неделю идти в один конец к этому святому, и неделю назад. Восемнадцать раз он уходил ни с чем. Рамануджа Ачарья был до такой степени смиренным, он думал: проблема во мне, это я не квалифицирован. Он стал поститься, молиться Господу. И он не обвинял ту личность, к стопам которой он падал и просил со смирением дать ему его милость в форме этой молитвы, получения этого опыта, который был у этой личности.

00:06:58 В конце концов сам Верховный Господь с алтаря заговорил с этим святым: - Пожалуйста, дай эту сокровенную молитву, которую ты получил, Раманудже. Этот святой, которого звали Гаштаяпурна, сказал: — Но я слышал и знаю, что эту молитву могут повторять, эту мантру произносить только личности квалифицированные, которые смогут её оценить и с благоговением к ней отнестись.

00:07:45 И Господь ответил: — Ты не знаешь величия Рамануджи. Он больше, чем кто бы то ни было, квалифицирован, чтобы обрести эту мантру. Но Гаштаяпурна продолжал думать. В конце концов он послал за Рамануджей. И когда Рамануджа Ачарья пришёл, он сказал: - Хорошо, я дам тебе эту молитву. Господь мне сказал это сделать, так и быть. Но ни в коем случае никому ты не должен её открывать. И он отвёл его в уединённое место на берегу священной реки Кавери, и посадив его, на ухо произнёс ему эту сокровенную молитву. Рамануджа был в полном восторге.

00:08:35 Когда он получил эту особую мантру от гуру, он склонялся к его стопам с благодарностью и снова и снова приносил поклоны ему, он был очень счастливым. Учитель сказал: — Любой человек, который повторяет эту молитву, вернётся назад домой к Богу. Эта молитва дарует освобождение любому повторяющему. Храни её в величайшем секрете. И когда Рамануджа Ачарья возвращался в то место, где он жил, то он увидел множество людей, которые проходили мимо него. Это были обычные торговцы, рабочие люди. И он видел также, что все эти люди страдают. Он видел боль страдания в их сердцах, разочарование.

00:09:30 И сердце этого великого преданного преисполнилось состраданием, болью и печалью за них. Он стал думать о том, как же их спасти. Тогда он залез на крышу ближайшего храма. И стал кричать: - Люди! Люди! Собирайтесь, я хочу дать вам величайшие сокровища! И весть о том, что какой-то святой, какая-то великая душа, великая личность забрался на крышу храма и хочет дать людям сокровища, молниеносно распространилась. Тысячи людей прибежали на площадь рядом с храмом, они думали, что сейчас кто-то расскажет им, где они могут получить огромные богатства.

00:10:20 И Рамануджа, увидев огромные толпы людей, собравшиеся возле него, громогласно произнёс: — Я вам дам великое сокровище, которое наполнит ваши сердца любовью, счастьем и умиротворением. Я вам дам особую мантру, благодаря которой вы сможете сделать свою жизнь совершенной, обрести любовь к богу и вернуться к нему, достичь освобождения из рабства материального мира. Все закричали: — Дай нам, дай нам эту мантру! Дай нам эту молитву. И тогда Рамануджа сказал: — Повторяйте за мной: Ом. Намо. Бхагаватэ. Васудэвайя.

00:11:20 "Ом намо бхагаватэ васудэвайя". Это мантра из имени Верховного Господа, которую повторяют в этой цепи ученической преемственности. И люди стали повторять... вернее, он произнёс мантру "Ом намо нараянайя". Я перепутал. "Ом намо нараянайя". И тысячи людей стали ликовать. Они стали произносить имена Верховного Господа Нараяны. Их лица стали сиять от счастья, они стали ликовать. Они забыли о всех бедах и страданиях этого мира, стали полностью счастливы. И умиротворённые, стали расходиться по домам, храня в сердце то сокровище, которое дал им Рамануджа.

00:12:20 И весть об этом событии очень быстро достигла Гаштаяпурны, той личности, который дал ему эту мантру. Гаштаяпурна в гневе приказал позвать своего ученика назад. Когда Рамануджа увидел своего наставника, он склонился к его стопам, но Гаштаяпурна закричал: — Мошенник! Убирайся отсюда! Я дал тебе великое сокровище, думая, что ты его сохранишь. Ты знаешь, что ты пойдёшь в ад? Я тебе сказал никому не рассказывать эту мантру! Ты её рассказал всем! Не зря я не верил тебе, не зря я сомневался, давать тебе это сокровище или не давать.

00:13:15 И Рамануджа сказал: — Конечно, я пойду в ад. Я согласен пойти в ад. И Гаштаяпурна удивился, он сказал: — Ты так легко об этом говоришь. Ты знаешь, что тебя ждёт? Рамануджа сказал: — Знаю. Но когда я получил от тебя мантру, я шёл и думал: тысячи людей идут в ад. Если эти люди спасутся, то моё попадание в ад будет очень маленькой ценой ради их счастья, ради их освобождения, их спасения. Поэтому я дал им эту мантру.

00:14:02 Когда Гаштаяпурна услышал об этом, у него слёзы навернулись на глаза, он не мог говорить. Он сказал: - Сынок! Отныне ты — мой учитель, а я — твой ученик. Ты полностью победил меня своим смирением. И Гаштаяпурна отдал своего сына в ученики Раманудже.
Это очень удивительный пример. Но Рамануджа Ачарья в своём смирении упал в стопы Гаштаяпурне и сказал: — Нет, дорогой учитель. На самом деле все мои хорошие качества исходят из вас. Только благодаря вам эта мантра стала настолько могущественной. И я понял её величие, я осознал и смог её передать дальше.

Истории из жизни учеников Рамануджи Ачарьи, Куреши и Дашарадхи.

00:14:59 Это удивительные примеры великих душ, которые несут в себе эти главные качества духовного человека и обучаемость этому. Говорится, что видья вина дайя, истинное знание, должно привести человека к смирению. Спустя какое-то время к Раманудже Ачарье подошёл один из его учеников, которого звали Куреша. Он сказал: — Дорогой учитель! Не могли бы вы рассказать мне значение самого главного стиха, произнесённого Верховным Господом Кришной, изложенного в Бхагавад-гите?

00:15:43 (читает мантру)
"сарва-дхарман паритйа джйа мам экам шаранам враджа"
В этом стихе Господь говорит: — Оставь все виды других духовных практик. Просто вручи себя мне и я защищу тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего.
Это главный текст Бхагавад-гиты. Шри-сампрада́я. В цепи преемственности, ведущей от Рамануджи Ачарьи. Рамануджа сказал: — Только тот может понять смысл, глубинный смысл этого текста, произнесённого Господом, кто целый год служил безоговорочно своему духовному наставнику, не имея больше никаких других желаний.

00:16:41 Только такой человек сможет понять, что значит зависеть от Всевышнего. Куреша в своём смирении сказал: — Учитель, я не знаю, доживу ли я до завтра, а вы говорите год! Мы смертны в этом мире. Можно это сделать как-то побыстрее?
Учитель подумал и сказал: — Ты должен целый месяц ходить, живя только на милостыню, собирая пожертвования всего лишь в нескольких домах, каждый раз не зная, где ты получишь пищу, полностью завися в своём пропитании от Всевышнего. Так ты поймёшь, что значит зависеть от Бога. Только после этого я тебе смогу раскрыть глубинное значение этого текста, и ты его поймёшь.

00:17:37 Куреша целый месяц ходил от дома к дому, собирая подаяния. Через месяц его духовный учитель раскрыл ему всю глубину этого стиха из Вед. Куреша был бесконечно счастливым человеком. Другой ученик Рамануджи также узнал об этом, его звали Дашарадха. Дашарадха был племянником Рамануджи и был известен как выдающийся философ и учёный. Он очень глубоко знал священные писания, но немножко гордился этим. И он подошёл к своему учителю и сказал: — Гуру Махарадж, раскройте мне пожалуйста также значение этого стиха.

00:18:28 Рамануджа, глядя на ученика, сказал: — Я не могу тебе поведать значение этого текста, потому что ты мой племянник. Учитель должен быть очень строгим к своему ученику. Я могу сделать тебе некоторые поблажки. Иди к Гаштаяпурне, и пусть он тебе раскроет значение этого стиха. Дашарадха пошёл в соседний город и полгода провёл рядом с этим великим святым, но этот святой под разными предлогами отказывался ему открывать значение этого текста. Тому нужно было возвращаться назад.

00:19:24 Дашарадха был очень опечален, полгода он провёл напрасно. И видя его внутреннее смятение, Гаштаяпурна ответил: — Тот человек, кто обладает только поверхностным знанием, питает в своём сердце гордыню. К сожалению, такой человек не сможет усвоить суть священных писаний. После того, как ты услышал мои слова, возвращайся-ка ты назад к своему учителю, и пусть он тебе раскрывает значение этого текста.

00:20:08 Потрясённый, Дашарадха вернулся назад, и рассказал обо всём, что случилось в Тиракатюре, в городе Гаштаяпурны. В этот момент зашла дочка учителя Рамануджи Ачарьи, которую звали Атулайя. Она поклонилась Раманудже Ачарье и сказала: — Мой отец и ваш духовный учитель послал меня к вам. Дело в том, что у меня серьёзные проблемы. Я вышла замуж, я переехала в дом своего свёкра и свекрови. Я живу вместе с мужем. И моя свекровь очень строга ко мне. Она заставляет меня ходить глубоко в джунгли, к озеру за водой. Мне нужно пройти три мили в один конец, набрать воды, и через джунгли, кишащие дикими зверями, идти назад также три мили.

00:21:22 Также мне нужно убирать всё по дому, готовить. И она ругает меня по малейшему поводу. Всю домашнюю работу она повесила на меня, и через какое-то время меня стала одолевать физическая немощь. Я сказала ей об этом, но она сказала: — Ты что думаешь, это я за тебя должна всю эту работу делать? Иди тогда в дом своего отца, и пусть он слуг пришлёт вместе с тобой. Опечаленная речами, пришла к отцу и рассказала об этой проблеме. Он послал меня к вам, чтобы вы помогли мне.

00:22:07 Рамануджа Ачарья сказал: — Не беспокойся, у меня есть ученик, брахман, который пойдёт вместе с тобой и будет помогать тебе дома по хозяйству делать всю эту чёрную работу сам. И многозначительно посмотрел на Дашарадху. Дашарадха понял желание своего учителя. Хотя он был великим учёным, очень прославленным и известным человеком, не сказав никому не слова, он отправился за этой женщиной в глубинку джунглей. Там в этой маленькой деревушке он стал выполнять самую чёрную работу. Он стал ходить в лес, набирать воду, чистить и мыть овощи, убирать по дому, готовить, делать самое смиренное служение. Так прошло полгода.

00:23:09 И никто не знал, где он находится, чем занимается. Он просто хотел исполнять желание своего учителя. Как-то изменить своё сердце. В результате всего этого его сердце постепенно стало меняться. Однажды в это селение пришёл один духовный человек, брахман. И он стал людям проповедовать духовные послания. Он начал цитировать Веды. Собралась толпа, чтоб послушать этого человека, в этой толпе также находился Дашарадха. И он услышал, что этот брахман в своём послании искажает некоторые истины, и даёт ложное толкование священным писаниям.

00:24:05 Сложив руки, Дашарадха обратился к нему и указал на некоторые ошибки. Брахман пришёл в гнев, и сказал: — Где это видано, чтобы повар декламировал Веды? Иди-ка ты лучше на кухню, и там показывай свои кулинарные подвиги! Каждый сверчок должен знать свой шесток. Но эти слова совершенно не обескуражили и не побеспокоили Дашарадху. Смиренно сложив руки, он сказал: — Если ты позволишь, я скажу несколько слов по поводу тех философских тем, о которых ты говорил. Брахман сказал: — Ну давай, мы посмотрим, что ты скажешь.

00:24:53 И из Дашарадхи потекли священные писания. Он был ходячей энциклопедией. И всё, что он говорил, всё было исполнено глубочайшей веры, понимания сути вещей, из него текла абсолютная истина. Его объяснения были настолько завораживающи, глубоки и завоёвывали сердце каждого, что все люди забыли обо всём. Даже этот брахман был так потрясён словами Дашарадхи, что он склонился к его стопам и сказал: — Как понимать, что такой величайший учёный и удивительно просветлённый человек, как ты, занимается такой чёрной работой где-то на кухне? Кто ты, скажи как тебя зовут?

00:25:44 И тот сказал: — Я Дашарадха. Я очень несчастный, греховный ученик Рамануджи Ачарьи. В моём сердце очень много гордыни, и Гуру Махарадж меня по своей милости занял служением другим, чтобы моё сердце очистилось.
Люди были потрясены: великий учёный жил среди них полгода и делал самую чёрную работу. И с огромной петицией они отправились к Раманудже, и сказали: — Пожалуйста, учитель, о великий святой, позволь нам твоего ученика привести к тебе. В его сердце нет даже тени гордыни. Позволь, мы вернём его к тебе.

00:26:34 Рамануджа был так счастлив слышать, как люди относятся к его ученику, что его сердце действительно поменялось, что он сам лично пришёл вместе с ними. И вместе со своим учеником он вернулся назад.
Это удивительный пример. После этого Дашарадха получил имя Вайшнава дас, означает, что он стал слугой всех духовных людей. Он написал несколько известных книг поныне, описывающих поведение духовного человека, по просьбе своего учителя. Это удивительные примеры. Веды говорят, что единственный способ пережечь гордыню - это служение великим душам, служение другим.

Причина гордыни – неуважение к родителям, к старшим. Узость восприятия и отношений гордых людей.

00:27:34 Когда ребёнок приходил в школу к духовному учителю, первое, что делал учитель — занимал его черной работой. Потому что иногда человек сам не может справиться со своей гордыней. Это цитата из Упанишад. Веды рекомендуют занять ученика чёрной работой. Не то что учителю нужна была дешёвая рабочая сила, нет. Он делал это для блага ученика. Любая смиренная деятельность в служении Господу и другим меняет сердце, гордыня начинает потихонечку уходить. И такой человек занимает вселенски правильную позицию, он может воспринять знания вглубь.

00:28:36 Интересно, что многие люди, так как они неуважительно относились к своим собственным родителям, или к старшим, их не научили этому в детстве, они не смогли пережечь свою гордость. Кстати, это главная причина, почему у людей потом дальше вся жизнь поломана. Потому что, чтобы правильно общаться с другими людьми, люди должны пережечь гордыню. И я приведу примеры, к чему приводит, если у человека гордость не пережжена, хотя бы частично.

00:29:16 Таки люди не могут быть хорошими друзьями. Часто люди страдают от одиночества, что у них нет друзей. Но единицы людей могут дружить. Почему люди не умеют дружить? Потому что, чтобы доверительно строить отношения с другими людьми, наше эго, наша гордыня должна быть сильно уменьшена. Большая часть людей не могут строить отношения на равных. Даже когда они пытаются, казалось бы, строить отношения на равных, они пытаются подсознательно доминировать. Я уверен, что многие из вас с этим сталкивались. Когда люди в коллективах пытаются как-то подшутить, поддеть, так очень аккуратно унизить другого человека, для того, чтобы косвенно возвысить себя.

00:30:15 Они не могут доверительно общаться, с уважением к другим. И у людей только две программы внутри прошито в сознании, у гордых людей: или у них комплекс неполноценности, или комплекс превосходства. На равных они общаться не могут. Или они даже пытаясь внешне общаться на равных, подсознательно пытаются доминировать. Такие люди пытаются постоянно говорить. Говорить, говорить, говорить, говорить... Другие люди, они в дружбе пытаются подсознательно занимать такое подчинённое положение. Но они не могут как бы общаться, принимая других людей такими, какие они есть. Есть такой принцип, что от равных я совершенства не ожидаю.

00:31:15 И чтоб не быть таким требовательным человеком, и самому как бы тоже из себя ничего не строить, общаться близко, доверительно — сердце человека должно быть смиренным хотя бы частично. И этому человек должен учиться через почтение к старшим. То есть когда он пережёг свою гордость через почтение к старшим, через почтение к своим родителям, к другим старшим людям, он может правильно общаться с равными, близко. И потом он может также правильно общаться с младшими, не подавляя их, не унижая их, не доказывая своё превосходство. Потому что, когда человек общается с равными, то он также учится этому, продолжает углублять этот принцип смирения, при правильном общении.

00:32:16 Потому что равные — это те люди, которым мы можем что-то сказать, но они не обязаны этому следовать. И мы все равно этих равных должны принимать такими, какие они есть, если мы хотим отношений. И тогда человек с младшими начинает общаться по тому же принципу, что мы младшим можем давать наставления. И мы их не будем отвергать, не будем их унижать или давить на них сильно, если они не последуют нашим наставлениям. Иными словами, только через смирение человек сможет общаться в своей жизни с тремя категориями людей: с теми, кто его старше по возрасту или по знаниям, он будет правильно общаться с равными, и будет правильно заботиться о младших, тех кто ниже его, и тех, кто нуждается в поддержке, заботе, покровительстве.

00:33:22 То есть корнем успеха во всех трёх видах отношений является именно смирение. Спасибо большое, может будут какие-то вопросы?
Ведущая: — Спасибо вам большое, мы ждём вопросов на нашем сайте или с помощью скайпа можно общаться. Я у вас хотела спросить, вот как вы для себя определили и в какой момент поняли, что качество смирения, как вы сказали в самом начале, что это самое главное качество для человека, и почему вы взялись изучать глубоко эту тему?

00:34:00 Сергей Тимченко: — Потому что я прямая противоположность этого качества (смеются). У кого чего болит, тот о том и говорит. Я сам получил очень много ожогов в своей жизни, потому что я поступал противоположно. Я уверен, что такая же ситуация у очень многих. И сама жизнь меня заставила искать выход. Потому что мы обычно часто пытаемся менять внешние обстоятельства, но не менять себя и своё отношение к людям, к миру. Мы попадая в новые обстоятельства, мы в эти новые обстоятельства приносим те же самые неправильные ценности свои собственные, своё неправильное поведение.

00:35:00 И уже в новых обстоятельствах те же самые ошибки повторяем. Поэтому мудрый человек смотрит в суть вещей, ищет причину всех своих бед. То, что я сейчас цитировал, это не мои цитаты, это цитаты тысячелетней традиции, величайших святых и священных писаний, это вселенская мудрость. Поэтому часть нашего смирения состоит в том, что мы берём уже проверенные истины, и просто пытаемся их воплощать, тогда мы очень быстрый прогресс духовный совершаем. Часто люди пытаются сами выдумывать свои собственные пути. Но это тоже гордыня.

00:36:01 Почему? Потому что несовершенное живое существо выдумает только несовершенный путь. Самая правильная позиция — следовать за совершенными личностями, теми личностями, вся жизнь которых была сплошной иллюстрацией совершенства. Или за теми знаниями, которые получены от Господа, от совершенного живого существа, самого совершенного. Это смирение. Это правильная позиция, это самый быстрый путь. Не нужно изобретать заново велосипед, он изобретён. Наша задача состоит всего лишь в том, чтобы просто принять это и себя подстроить под эту истину, это тоже часть смирения. Спасибо.

Смирение – это не слабость, не ущербность, а сила и активность. Примеры известных личностей: Путина и борца Емельяненко.

00:36:58 Ведущая: — Скажите, а вот смирение, оно необходимо, сильно необходимо, для тех, кто занимается духовной практикой. Только для этих людей или для остальных тоже? Потому что кому-то это покажется не совсем такое приемлемое качество в наше время и положительное может быть даже.
Сергей Тимченко: — Я бы не сказал. На самом деле смирение оно всегда потрясает. Даже если... Просто люди не совсем правильно понимают смирение. Некоторые люди думают, что смирение — это забитость, закомплексованность, ущербность, пассивность. Вовсе нет! Смиренный человек может быть активным, смелым, решительным, популярным, известным, может быть очень сильным человеком.

00:37:57 Смирение это как раз сила. Это активность, целеустремленность, решимость, но в осознании своей зависимости от Бога. Это активность в знании. И такой человек будет как раз успешен, но успешен правильно, успешен во всём, а не в чём-то одном. И люди восхищаются именно такими людьми. Посмотрите Путина. Я приведу простой пример : по статистике, он сейчас один из самых популярных людей в России и в мире также. Но чем он даже просто потряс, потому что во время своей инаугурации, которая происходила в Кремле впервые, его стали прославлять. Это было около пятнадцати или сколько там лет назад.

00:38:57 Его стали прославлять: — Вы такой, вы этакий. И он сказал: — А за что вы меня прославляете? Я ещё ничего не сделал. Меня не нужно прославлять. А когда я соглашусь с тем, что меня нужно прославлять, значит, я пойму, что это время уходить на пенсию. Эти слова, которые на самом деле являются проявлением смирения, они действительно завоевали сердца очень многих людей. Или например, это очень сильный человек, я смотрел гороскоп Путина, он природный воин, кшатрий согласно Ведам. Я не говорю, что он идеальный человек во всех чертах своего характера, у него тоже есть свои несовершенства, но он на своем месте. Хороший руководитель.

00:39:52 Так или иначе или например, другие, например, бойцы. Емельяненко — один из очень известных бойцов, который выступает в поединках по всему миру. Удивительно, что этот человек, хотя он огромное количество боёв выиграл, им восхищаются очень многие люди. Но восхищаются чем? Его действительно внутренним смирением. Он не прыгает, как обезьяна по рингу и не бьет себя в грудь. Он оказывает почтение своим противникам. Недавно я случайно увидел его ролик поединка. Там было написано "люди, достойные уважения в спорте". И он победил своего противника.

00:40:52 И две дочки прыгнуло на руки этого американца побитого, всё лицо которого было распухшее, и стали плакать видя своего папу. И Емельяненко, хотя мог чествовать победу, бросился и стал успокаивать его дочек и обнимать этого своего противника. Действительно, когда ты видишь пример такого... И успокаивать этих дочек. Когда ты видишь пример такого поведения, проявление такого смирения, то восхищаешься такими людьми. Когда в человеке присутствует сила и мощь, и при этом у него ещё большое сердце. И он не кичится этим всем. За таким человеком очень хочется идти. Это очень восхищает даже сейчас и восхищает людей. Там огромное количество лайков в Интернете.

00:41:51 Поэтому это качество на самом деле вызывает восхищение. Просто нам нужно понимать, что смирение это не пассивность, смирение это не забитость, смирение это не означает то, что мы не можем высказать какие то вещи. Смирение означает, что я не считаю себя выше других, не подавляю других, я уважаю других. Только тот человек, который по настоящему может уважать себя, только такой человек по-настоящему может уважать других. И тот, кто уважает других, означает, что он себя уважает по-настоящему. Спасибо.

00:42:35 Ведущая: — Кстати, наша слушательница по имени Марго дополняет: — Мне понравилось у какого-то лектора определение самого термина "смирение": это не скромность, не забитость, как вы сказали, как часто воспринимается это качество, а жить с миром ко всем. Смирение — с миром ко всем. Наверное, это тоже правильно, как вы считаете?
Сергей Тимченко: — Да, конечно, это часть этого понимания. Понятие "с миром" это понятие растяжимое, это просто не вредить, можно так сказать, но я бы усилил бы это качество — не просто с миром, а скорее как бы с уважением или с желанием счастья всем. И тот тезис, который дают Веды, который часто цитирует Олег Геннадьевич Торсунов из Вед, что "я желаю всем счастья", это как раз проявление смирения, что я думаю не только о себе, я думаю о счастье, прогрессе и успехе окружающих.
То есть это не просто пассивность, а это активность. И это не просто непричинение им страдания. А это активность, это мысли о благе других.

Как правильно доносить знания так, чтобы люди их воспринимали?

00:43:55 Ведущая: — Хорошо, спасибо. Сегодня у нас звучали такие уже не одна очень трогательная история, наверняка тоже многих тронула. Если есть какие-то отзывы, можно тоже писать. Пока есть вопрос от Екатерины: — Подскажите, пожалуйста, как научиться контролировать свою речь? Желая помочь близким в ситуациях, многие не готовы воспринимать полученную информацию. А молчать при этом трудно, видя, как они страдают. Наверняка это связано именно с моей гордыней, раз они мои слова не готовы воспринять? Как быть?

00:44:32 Сергей Тимченко: — На самом деле требуется комплексный подход. Для начала нам нужно признать, что другие люди имеют полное право иметь свою точку зрения, отличную от наших. Иными словами, мы должны как за аксиому принять, что другие люди имеют право иметь свои желания. И мы не пытаемся другим людям... они имеют право сами выбирать свой путь в жизни. И мы не можем им что-то навязывать, потому что это их выбор, это они должны принять решение, как им жить. Это уже поможет нам не давить на других людей. Прежде чем таким людям давать какое-то знание, первое, что мы должны внутри себя проговорить себе: "Даже если они сейчас не примут ничего из того, что я им скажу, я всё равно сохраню отношения с ними, и всё равно буду их любить, и буду их уважать". Если человек так настраивается, прежде чем он даёт информацию, то он будет её в уважительной манере давать.

00:46:02 А иначе будет, как в пословице, что операция прошла успешно, но пациент скончался (смеётся). Это очень важно. Абсолютную истину или, правду, согласно Ведам, нужно говорить приятным образом. "Сатьям...". Она может быть тяжёлой, но мы должны её с любовью говорить. И тогда люди будут это слышать, чувствовать, что мы желаем им блага. Следующий очень важный момент: нужно не переходить на личности. Если нам не нравится чьё-то поведение, нужно осуждать поведение, но не их самих. Нужно осуждать какой то неправильный принцип, какое-то неправильное виденье мира, но на личности не переходить. Не использовать слова "ты".

00:47:06 Например, человек взял... привык брать всё без спроса. Мы можем сказать: — Почему ты берешь всё время без спроса?! И мы будем ругаться. И как только мы это скажем, человек сразу станет внутренне в оборону и начнёт защищаться. Потому что, когда мы переходим на личности, мы автоматически закрываем сердце этого человека. Потому что ему больно становится. И он начинает сам нападать. И ничего не слышит от нас. Как правильно передавать знания, я сейчас расскажу.

00:47:52 Нужно говорить "я-послание", общие слова говорить: я мне моё. И не говорить не "ты", а говорить общие слова, такие как "люди". Например, вы описываете: "мне больно, когда кто-то берёт мои вещи без спроса". Когда не ты а, когда человек, близкий мне человек, не спрося меня, берёт вещи, которые для меня важны, не спросив, и использует их по-своему как-то, не предупредив меня об этом, меня это очень сильно беспокоит. Я не знаю, то есть у меня внутри всё клокочет. И кто-то нам так скажет, то мы это услышим. Или по-другому можно сказать: "Ну как такой хороший человек как ты, может делать такие плохие вещи?", к примеру (смеётся).

00:49:11 То есть о плохих вещах мы слово "ты" не используем. То есть иными словами, мы личность должны уважать, мы должны быть против невежества. Таким образом, люди будут это слышать. Мы должны... и то кстати, когда мы что-то говорим, мы должны видеть, человек вообще хочет эту тему слушать? Ему она интересна? Мы должны также учитывать, сколько он в состоянии услышать, потому что некоторым людям достаточно одну фразу сказать, и она, как семечко, прорастёт сама. Не надо человека грузить.

00:50:00 Представьте себе такую ситуацию, что у человека плохое пищеварение, и он весь исхудал. А мы смотрим на этого человека, умирающего от истощения и говорим: — Бедненький, я тебе сострадаю, вот тебе ведро горохового супа, ешь, отъедайся. Или ведро варёной фасоли. И он умрёт просто, он не в состоянии будет переварить, если у него слабое пищеварение. Такому человеку нужно какие-нибудь отварчики давать и то по чуть-чуть, по пару столовых ложек, по чуть-чуть, по чуть-чуть, его и аппетит вернётся. Аналогичным образом, не нужно бить абсолютной истиной по голове, нужно учитывать реальную способность людей воспринять эту истину.

00:50:52 Если человек может одну фразу переварить — дайте ему эту фразу и дальше идите и молитесь за него, чтоб до него дошло. В следующий раз две фразы. И пусть думает. Молитесь за него. И так по чуть-чуть, по чуть-чуть. А что делать, такая ситуация. То есть такой человек, смотрите, он думает не что, что я ему хочу сказать, потому что это опять мысли о себе. А мысли о том, а что ему надо сейчас и что и сколько он в состоянии переварить. Я об этом должен думать, когда я людям даю. Думать о них, а не о себе, как о великом спасителе и проповеднике. Всё.

Вложенная предварительно в человека любовь – это обезболивающее для его души, перед тем как вырезать гордыню.

00:51:42 Ведущая: — Спасибо. Скажите, вот если мы видим, как продолжение этой темы, мы видим гордыню, допустим, у другого человека, с которым часто соприкасаемся, как действовать здесь? Нужно ли стараться вообще помочь разглядеть её или лучше вообще не лезть, это его выбор?
Сергей Тимченко: — Спасибо, прекрасной вопрос. Обычно человек, который... не очень опытный, он сразу видя гордыню, пытается её поломать. Человека с небес на землю опустить. Но очень часто мы ломаем не только гордыню, мы ломаем самого человека и отношения с ним. И как раз так и происходит, что операция прошла успешно, но пациент скончался. И что мы сделали? Человек всё равно нас не услышал, но теперь обиделся смертельно на нас. Мы сожгли мосты. И он продолжает ходить с этой гордыней, потому что ничего в сердце не пропустил.

00:52:50 Теперь у нас смертельный враг или теперь он вообще ничего и никогда от нас слышать не захочет. Что мы получили? Поэтому очень важный момент. Зрелый человек духовно, он должен смотреть, какая ситуация, насколько я ему в состоянии помочь, насколько этот человек в силах мою помощь воспринять. Какой у этого человека кредит доверия по отношению ко мне? Потому что, если у меня нет с ним отношений, если он мне не доверяет, то он от меня ничего не услышит. Доверие это своего рода как обезболивающее, или любовь с нашей стороны — своего рода как обезболивающее, обезболивающий укол перед операцией.

00:53:46 Представьте, что вы пытаетесь нарыв у человека разрезать не обезболив. Или операцию хирургическую провести без анестезии. Что произойдёт? Он умрёт от болевого шока. Вы хотели ему благо причинить, а он правда умер от болевого шока. Поэтому это очень важный момент, что это операция на сердце, когда мы человеку гордыню удаляем. Поэтому мы должны сначала очень много любви вложить. И очень много как-то отношения с человеком развить, чтобы вырезать иногда, причинить ему боль. Но этот человек, исходя из своего прошлого опыта любви с нашей стороны, он это поймёт, что мы желаем ему блага, говоря ему такие вещи.

История из жизни Сергея Тимченко.

00:54:35 Я помню мой учитель меня.... я вам расскажу свой собственный опыт. Однажды у меня был кризис в духовной жизни, это было много лет назад. Я приехал в святые места Индии, думал, эти места мне помогут. Но мне стало ещё хуже, почему, потому что святые места увеличивают всё то, что у нас есть в тысячу раз иногда. Они могут увеличить наши хорошие качества, но могут также, знаете, увеличить всё остальное или по крайней мере сделать очень ярким для нас. На фоне этой святости и чистоты, мы можем увидеть все наши собственные пороки и нам может быть внутри непросто. И мне было очень трудно, я помню. Хотя мой духовный учитель в то время водил сотни своих учеников по святым местам, я был рядом и тоже слушал духовные повествования, истории и географии каких-то святых. Но у меня внутри был внутренний кризис.

00:55:42 И я напросился на встречу, личную встречу с Учителем. Я рассказал о своих проблемах, он посмотрел на меня и сказал: — Что ты хочешь, это святые места. И дальше он дал мне указания, что мне делать, чтобы изменить ситуацию. И на следующий день, когда я увидел своего учителя в храме, я подбежал к нему. От моего учителя обычно всегда, когда я его видел где то, от него всегда исходила удивительная любовь, любовь ко всем, она просто била ключом. И когда я впервые увидел его в Индии, когда я прилетел туда так, что я повесил на него гирлянду цветочную, он снял гирлянду и с огромной любовью повесил на меня. Хотя я ходил понурый во времена всех этих паломничеств, он не обращал на это все внимание. Видя мои внутренние страдания какие-то, он всё равно проявлял ко мне любовь.

00:56:44 И когда я дозрел уже до этих вопросов, он сказал, что мне делать. Я подбежал в храме на следующий день, думал, сейчас он опять ко мне улыбнётся и опять проявит... я опять почувствую какую-то любовь с его стороны. Но он общался со всеми людьми, я стоял в метре от него и он смотрел на всех, кроме меня. Он меня полностью игнорировал. Вообще, знаете, как шифоньер, на который не обращают ни малейшего внимания. Всем столько любви, и столько внимания, а на меня он вообще, как бы не смотрел, в упор принципиально не замечал, специально не обращал на меня внимание. Моё эго начало кричать: — Ааа, я это я нуждаюсь больше, чем они, во внимании! У меня сейчас кризис внутренний, у меня боль огромная, у меня трагедия! У них-то как раз всё нормально. А я тут уже две недели, чуть ли не плачу от боли каждый день внутренней, не знаю, что мне делать и что со мной творится.

00:57:47 У меня даже некоторая обида стала возникать. Но спустя какое-то время я стал анализировать, когда я уже летел обратно в Россию. Мой учитель всегда желал мне блага. Всегда проявлял ко мне огромное количество вот этой безусловной любви, потому что он меня любил в любом состоянии, такой какой я есть, почему он стал так действовать? И до меня вдруг потом дошло. Он всем своим видом показывал мне: всё, игрушки кончились. Я сказал тебе, что делать. Теперь ты должен брать и делать, а не просто играть в такие знаете, просто в игрушки. Потому что очень часто мы приходим к каким-то наставникам своим и хотим, чтобы они просто подули на наш фурункул. Если мы придём к хирургу, знаете, он достанет что? Скальпель. И он захочет разрезать всю эту рану. Это боль означает. И мы можем спрятать свой воспаленный палец или руку и сказать: — Вы что, садист? Вы хотите по живому резать, я вам доверился, а вы так со мной!.. Вы Джек потрошитель (смеётся).

00:59:10 Но дело в том, что нужно вскрыть гнойник. Легче потом станет, заживёт. Иначе этот гной, он может привести к заражению и у нас будут серьёзные проблемы. И учитель иногда говорит суровые слова, он режет по живому, для того, чтобы глубинную проблему взять, убрать её, вытащить. Он заставляет нас брать ответственность за собственную жизнь. Что, собственно и произошло. Он заставил меня взять ответственность. Он сказал: — Всё. Я тебя люблю. Но ты должен сам взять ответственность. Я просто дуть на твой фурункул не буду. Потому что мы подходим иногда к каким-то людям и говорим: — Я такой плохой, у меня столько недостатков, и что мы хотим услышать? — Да нет, ты хороший. — Да нет я плохой, скажите еще чего-нибудь хорошее! Это то, что мы думаем. Но меняться-то мы не хотим. Просто самобичеванием и вот этим... ничего мы не изменим.

01:00:20 Я однажды подошел к своему другу и сказал: — У меня столько много недостатков, что мне делать? Мой друг, очень зрелый духовный человек, посмотрел на меня и сказал: — Да, это ты. И что ты будешь со всем этим делать? (смеётся). Он меня прямо потряс. Сказал, да, всё, что ты перечислил это ты. Дальше-то что? Ты будешь ходить и носиться с этим всем, как Герасим с Муму? Или ты будешь менять всю эту ситуацию? Или как курица с яйцом. Что ты будешь делать?

01:01:12 И он мне рассказал историю про одного из духовных учителей, который жил в храме когда-то. И он однажды встал ночью, утром, рано утром, до подъема задолго, в туалет. И он увидел одного послушника, который встал в два часа ночи и уже начал свою молитву. В два часа ночи он уже повторял святые имена Господа. И уже серьезной практикой занимался. Он сказал: — Ты что не спишь? И он ответил: — Дело в том, что я более несчастный, чем вы все. В моём сердце очень много грязи, много недостатков, очень много невежества, дурных качеств. И так как вы все лучше, чем я, я в более печальном положении нахожусь, мне нужно больше усилий гораздо, чем вам, чтобы изменить ситуацию. Поэтому я прилагаю дополнительные усилия. И впоследствии он стал величайшим святым, Бхакти Тира Свами, известном на весь мир. Это его биография.

01:02:37 И когда мой друг рассказал мне эту историю, я понял о чём идет речь. И также я был благодарен своему учителю. Как только я принял внутри себя решение — "я всё-таки буду меняться, я буду прилагать усилия", у меня действительно вся жизнь поменялась. Поэтому это интересный момент, что прежде чем мы говорим... мы с чего всё начинали, что прежде, чем передавать другим людям знание, или резать их по живому, нужно сначала провести им любовь, вызвать в них доверие своим поведением. А так как мы этого не делаем, люди умирают от этой боли, от этого, потому что они не в состоянии пережить эту операцию. И что? Человек умер, наши отношения с ним погибли. Эго, как была у него гордыня, так и осталась.

01:03:35 Мы только оскорбили другого человека или обидели, что. Поэтому духовный учитель или тот, то передаёт знания, он должен быть нежным, как роза и говорится, что и также грозным, как удар молнии. Это качества учителя настоящего. Но нежным, как роза означает, что сначала обезбаливает и режет тоже как бы только в редких случаях, когда делает это с большой любовью. И он против невежества, но не против личности. И чувствуя все эти вещи, люди очень благодарны ему за это исправление. Спасибо.

Как научиться воспринимать противоположную точку зрения? Почему важно выслушать человека, не перебивая.

01:04:21 Ведущая: — Спасибо вам за сегодняшний эфир. У нас ещё один вопрос пришёл уже по истечению часа нашего эфира, но я зачитаю сейчас его. — Как научиться слушать то, что неприятно из-за противоположных личных убеждений? И как научиться не перебивать, если чувствую свою сильную восприимчивость к услышанному, я опасаюсь плохого влияния и пытаюсь завершить разговор. Такое желание защититься воспринимается как невоспитанность. Как можно защититься, не перебивая, при неприятном разговоре? Это все спрашивает Елена.

01:04:56 Сергей Тимченко: — Дело в том, что обратите внимание, как делают сильные личности, как например Путин, да. Очень удивительный пример, что он никого не перебивает, обратите внимание. Он сначала выслушает человека, и после этого он говорит. Тогда речь такого человека обладает большой силой. Когда мы выслушали человека, даже если вы с ним не согласны, и может быть он говорит действительно какой то... что-то неправильное, то если вы его выслушали, то после этого он будет слышать или пытаться также с уважением отнестись ко всему тому, что вы скажете. Это важно.

01:05:52 По крайней мере, вы сможете потом до него достучаться, что-то ему объяснить потом. То есть во-первых, вы потом будете услышаны сами. Поэтому выслушать не означает согласиться, совсем. Просто выслушать это означает проявить внимание к человеку. Да, он имеет право иметь свою точку зрения, точка зрения может быть неправильной. Хорошо. Но выслушайте ту точка зрения, и потом уже приведите какие-то аргументы. Не знаю ответил ли я на вопрос. Я думаю, что это один из способов. Другой способ очень важный. Нужно понять, задуматься: а чему позитивному Господь меня учит в этой ситуации?

01:06:51 Вся эта ситуация устроена Богом. Пусть даже этот человек, что-то своё говорит. Но его точка зрения имеет право быть. Почему? Да потому что он в принципе имеет право иметь свою точку зрения, потому что он индивидуальная душа, Бог его создал как бы индивидуальностью, он имеет право иметь свой выбор. Он может неправильно им пользоваться, но право выбирать свой путь в жизни он имеет, пусть этот выбор неправильный. Первое. Но следующий момент, что иногда когда люди говорят что-то, за этим скрывается то также, тоже какая то грань реальности. Потому что мы видим ситуацию с одной стороны, человек видит ситуацию с другой стороны, может быть с той стороны, которой мы не видим.

01:07:49 Я иногда пытаюсь на несколько секунд посмотреть глазами этого человека на ту же самую ситуацию, которую мы обсуждаем. На несколько секунд. Это не означает, что я полностью обязан изменить свою точку зрения или свою точку зрения мира. Я просто пытаюсь его прочувствовать его мысли, подумать, а почему он так говорит, что он чувствует, когда он эти вещи говорит. И начинаются целые плоскости раскрываться. Оказывается действительно то, что он говорит, то, что я сначала хотел отвергнуть, там есть тоже очень глубокий смысл. Оказывается, эту грань ситуации или эту позицию я не учёл. И это помогало мне потом договариваться с другими людьми, как строить отношения на принципах "я выиграл и ты выиграл", а не только на таких принципах, что "выигрывать буду я только в наших отношениях", такие отношения никогда не могут долгосрочными.

01:08:58 Нужно научиться договариваться, чтобы выигрывают... давай так построим отношения, чтобы выигрывал и я, и мои интересы были учтены, но и твои также. Только такие отношения могут рассчитывать на то, что они продлятся долго. Если мы только строим отношения на том, что всё должно быть по-моему и только выигрывать буду я, то мы автоматически лишаем эти отношения будущего. Поставьте себя на несколько секунд на место этого человека. Когда кто-то вам только навязывает свою точку зрения, а вашу точку зрения слышать не хочет, если вас кто-то сходу перебивает, или говорит: я тебе заранее говорю, всё что ты говоришь, это ерунда. Что вы ощутите, когда вам кто-то такое это говорит? Вы захотите с этим человеком отношения строить? Наверное нет. Да, каждый из нас не захочет. Люди сейчас чувствую тоже самое, когда мы так себя ведём. Спасибо.

01:10:14 Ведущая: — Спасибо вам большое, Сергей. Я хочу отметить в конце нашего эфира, что сегодняшнее общение, весь этот час, не был заказом от господина Путина, или какой-то другой сильной личности, и вообще Веда-радио это некоммерческое радио, оно работает не в угоду кому-либо, а на благо всех. Вот как раз на благо всех сегодня продолжалось распространение этого ведического знания, для чего и существует Веда-радио. Сегодня простые и очень важные жизненные истины доносил до вас Сергей Тимченко. Сергей, спасибо большое, что были с нами. Всего вам хорошего.
Сергей Тимченко: — Спасибо большое.
Ведущая: — До свидания, прощайте!
Сергей Тимченко: — Удачи.

транскрибирование: Наталья Бороздина | 24 июня 2019