Веды. Бхагават-гита. Шрила Прабхупада. Молитва.
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Ведущая: — Здравствуйте, наши уважаемые, дорогие слушатели Веда-радио. Мы начинаем прямой эфир. Это первый прямой эфир на этой неделе. И у нас сегодня с нами общается человек, которого вы уже слышали в прямых эфирах на Веда-радио, но это было какое-то время назад. И снова вместе с нами Сергей Тимченко. Я как и до этого связываюсь с ним по скайпу. Здравствуйте!
Сергей Тимченко: — Здравствуйте!
Ведущая: — Мы продолжаем наше общение. В общем-то, такой вот узкой темы у нас нет, но мы знаем вас как человека, который уже много лет успешно занимается духовной практикой, изучает ведическое знание, и вот приблизительно в рамках этого мы сегодня будем общаться. Я думаю, это в любом случае будет интересно, мы будем как всегда смотреть, что же беспокоит наших слушателей, о чём они хотят узнать. Можно писать нам на сайт или звонить по скайпу. И вот так как я уже сказала, что вы изучаете ведическое знание, хотелось бы узнать об этом поподробнее, тем более что вопрос у нас с этим связан, первый пришедший вопрос. Давайте начнём с того, чтобы в двух словах хотелось бы от вас услышать, что это за ведическое знание, откуда оно, почему ему стоит доверять, почему вы его изучаете?
Личный путь Сергея Тимченко к ведическим знаниям
00:01:16 Сергей Тимченко: — Слово "Веда" буквально переводится как "знание". Ведать или знать. Это уникальная мудрость, которая отвечает практически на все вопросы, которые только может задать человек. Что лично меня привлекло, потому что в начале 90-х, когда открылся "железный занавес", я как многие, стал интересоваться смыслом жизни и также интересоваться той информацией, которая всплыла наконец. Я посещал клубы эзотериков, и там давалась какая-то обрывчатая информация о способностях человека, о строении Вселенной, но эта информация была какая-то очень обрывчатая, неполная.
00:02:12 И когда мой друг познакомил меня с Ведами, рассказал мне об этой философии, я был потрясён, что оказывается, есть знание, которое всё объясняет. Знание о том, кто такой я, знание о Вселенной, о мире, знание о Боге, также о великих святых. И я был очень потрясён самой этой философией и стал изучать гораздо глубже. И сколько лет я её не изучаю, я ещё больше очаровываюсь глубиной и разносторонностью этой истины, этой философии. Ведическая математика позволяет в уме умножать 3-х, 4-х значные числа, даже дети могут освоить всё это.
00:03:08 Также ведическая астрология, астрономия — это глубочайшие знания о движении планет, об их влиянии на жизнь любого человека. Ведическое боевое искусство это часть ведической мудрости, там, где люди с наклонностями воина изучали 360 комплексов упражнений до 20 лет, также им давались определённые нормы морали, чтобы они использовали это знание боевой науки для защиты, а не для агрессии. Также Стхапатъя Веда, ведическая архитектура, ведическая биология, аюрведа - древняя медицина, которая позволяет даже болезни рака лечить без хирургического вмешательства.
00:04:11 Аюрведа описывает даже такие подробности, от чего зависит, какая личность придёт в семье. Родители могут выбирать пол будущего ребёнка. Чем матери питаться на разных месяцах беременности, когда формируется плод, чтобы эта личность была гениальная. Также ведическая психология, и можно продолжать этот список. Но самая сокровенная часть ведического знания — это наука о душе. Наука о Боге также. Потому что до тех пор, пока человек не понял и не осознал, кто такой я, то он не сможет стать счастливым. Чтобы обрести счастье, человек должен разобраться в своей глубинной сущности, в своей глубинной природе. И это знание даёт нам сам Верховный Господь, и оно описано в Ведах. И Господь также там даёт знание о себе. И так далее.
00:05:14 Ведущая: — А вот скажите, мы услышали, что наука о душе — это самая высшая ведическая наука. А стоит ли изучать до этого, до самой высшей ведической науки, вот аюрведу, астрологию, то что вы перечислили, может быть, кто-то этим интересуется. Нужно ли к этому постепенно приходить, или стоит всё отбросить, и высшую ведическую науку изучать?
Сергей Тимченко: — Дело в том, что у всех разный путь. Кто-то постепенно через прикладные науки приходит к ценному и к высшему. Дело в том, что уникальность ведического знания состоит в том, что когда человек его получает и начинает практиковать в жизни, он начинает видеть, что это всё работает. Не нужно ничего принимать слепо. Любой постулат ведический, он проверяем на практике.
00:06:10 И собственно, это то, что меня очень вдохновляет. Когда просто начинаешь это делать, и видишь, как всё это работает. И у тебя не возникает вопроса: верить-не верить, правда-неправда. Т.е. всё можно применить в жизни, по крайней мере проверить. И некоторые люди, которые знакомятся с ведическим знанием, ведической астрологией, аюрведой, ведической психологией, когда они начинают просто практиковать эти принципы, они начинают видеть, что это помогает в моей жизни. Моя жизнь облегчается, страдания уходят, отношения налаживаются, я понимаю, что делать в разных обстоятельствах, чтобы быть успешным. Здоровье моё становится гораздо лучше. И у человека не возникает вопроса, принимать или не принимать. Он видит, что Веды - это знание, которое работает.
00:07:03 Но даже когда он становится материально успешным или процветающим, или социально занимает то или иное положение, внутри он всё равно будет ощущать определённую неудовлетворённость. Потому что сами деньги или иерархическое положение в этом мире или даже успешные какие-то внешние отношения, они нашу душу полностью счастливой сделать не могут. И тогда человек начинает искать, он приходит снова к тем людям, которые дали ему ведические знания, и спрашивает: а что-то большее есть? Как мне обрести счастье в душе, постоянное счастье? И тогда люди ему уже дают что-то более ценное. Есть категория людей, которые сразу могут о таких вещах спросить. Это особые люди.
Как Веды защищены от искажения изначального смысла.
00:08:09 Ведущая: — Да, вот у нас есть особые слушатели, и у нас интересный вопрос от Риммы, нашей слушательницы. Она пишет, что: "Мы только недавно начали изучать ведические знания, и пока не смогли найти ответ на вопрос: как переводятся эти знания и кто их переводит? Ведь в первоисточнике они представлены в абсолютно непонятном для нас виде. И как можно быть уверенными в правильном их переводе и трактовке?"
Сергей Тимченко: — Замечательный вопрос. Дело в том, что в самих Ведах описываются основные цепочки передачи ведического знания. В самой Песни Бога, Бхагавад-гите, Бхагавад означает Господь, а Гита означает песнь.
00:09:01 В этом произведении, Песни Бога, сам Господь говорит, что это знание передавалось по цепи преемственности: эвам парампара-праптам. Парампара буквально означает "друг за другом". И так познавали его праведные цари. Но Господь говорит, что через какое-то время эта цепь прервалась и знание было утеряно. И возникла потребность в возобновлении этого знания. Согласно самой Бхагавад-гите, эта наука была известна более двух миллионов лет назад. Но так или иначе, Господу потребовалось заново восстанавливать всё это. Потому что люди стали искажать, дополнять что-то, и к большому сожалению, во многих традициях такое есть, что через какое-то время люди начинают что-то добавлять, искажать, изменять, и изначальное знание, оно очень сильно меняется.
00:10:16 Что касается самих Вед, сами Веды очень интересным образом записаны, чтобы по максимуму их сохранить. Например, в основных ведических писаниях даётся также точное перечисление слогов, сколько слогов в этом ведическом произведении. И это для чего даётся, чтоб никто ничего не изъял, никто ничего не добавил. Также санскрит - очень сложный язык, и чтобы его изучить, нужно, примерно, для освоения грамматики, около двенадцати лет. И он специальным образом устроен, для того, чтобы его сложно было менять.
00:11:10 Там есть очень много таких правил, которые защищают само произведение. Не так просто на нём какую-то отсебятину говорить. И следующий момент, что вот эти 4 цепи передачи знания, духовного знания, они существуют до сих пор. Веды говорят, что если человек хочет получить знание в неискажённом виде, он должен присоединиться к одной из этих 4-х цепей, и получить знание от учителей в этих традициях. И эта цепь преемственности, которая идёт от Брахмы, главного инженера Вселенной. Собственно, Бхактиведанта Свами, личность которая популяризировала это знание на Западе, он принадлежит этой цепи преемственности передачи знания.
Четыре цепи преемственности ведического знания. Краткая история жизни Шрилы Прабхупады.
00:12:15 И цепь преемственности, идущая от Шивы, есть цепь преемственности от богини процветания Лакшми, цепь преемственности, которая идёт также от четырёх мудрецов Кумаров, Кумара сампрадаи. Вот, эти четыре преемственности есть.
Ведущая: — Но это как-то так далеко, недоступно и непонятно нам, эти личности. Как нам присоединиться хотя бы вот к одному из них?
Сергей Тимченко: — На Западе это знание стало известно именно благодаря Абчай Бхактиведанта Свами, Шриле Прабхупаде, который привёз это знание на Запад, знание Вед. Это учитель, принадлежащий именно к цепи преемственности, идущей от Брахмы.
00:13:08 Очень любопытно, что его приход также был предсказан в Ведах, в Ведах говорится, что придёт личность, которая объедет весь земной шар и даст людям ведическую мудрость, снова. Нострадамус даже предсказал его приход, я читал книгу его предсказаний. Он говорит: засохшая ветвь вновь зацветёт, и с Востока придёт человек в одеждах цвета восходящего солнца. Объедет весь земной шар и даст религию, в которую через какое-то время вольются все остальные. И автор, обычный человек, он перечисляет обычных людей с Востока, туда входили и махариши, и кора-бинда, и множество других, также Бхактиведанта Свами, Шрила Прабхупада.
00:14:07 Но единственный, кто приехал в одеждах цвета восходящего солнца, это как раз был он. Он приехал в этих традиционных одеждах монаха и никогда их не снимал, даже несмотря на то, что путешествовал по всему миру. И собственно, он принёс в неискажённом виде ведическое знание. Дело в том, что согласно ведической традиции передачи мудрости, человек никогда не мог стать учителем, если его учителя в свою очередь не удостоверялись, что он ничего не изымет и ничего не добавит. И сам этот человек должен не только философски освоить знание, он должен стать ачарьи. Ачарья, буквально, означает "тот, кто учит своим собственным примером". Потому что слова обретают особую силу, если человек показывает пример.
00:15:10 Есть английская пословица, которая говорит: твоё поведение кричит громче твоих слов. И почему собственно люди западные, эти хиппи в 60-х, пошли за Прабхупадой? Потому что этот человек показывал совершенный пример. Он говорил: делай, потом добавлял: как я. И этот человек не только учил их ведическим знаниям, он был совершенным примером следования этой мудрости 24 часа в сутки. И на этих юношей и девушек, которые собственно столкнулись с этим всем, на них это произвело огромный шоковый эффект, это их очень сильно вдохновило. И дело в том, что до Бхактиведанты Свами, Прабхупады на Западе люди слышали о Бхагавад-гите.
00:16:10 Лев Толстой, к примеру, изучил санскрит, чтобы прочитать Бхагавад-гиту в оригинале. Её настольными считали Гёте, Шопенгауэр, Ньютен, Эмерсон, Ганди, академик Сахаров знаменитый русский, он тоже считал Бхагавад-гиту настольной. И было около 700 комментариев к Бхагавад-гите, но не было ни одного комментария, который бы без искажения передавал это знание. Почему? Потому что чаще всего людей интересовало показать своё отношение к этому древнему посланию. Сам автор Бхагавад-гиты их не интересовал.
00:17:00 Но дело в том, что... И ни один человек не стал собственно слугой Бога после прочтения этих книг, не развил отношения с Богом. И возникла потребность, собственно Бхактиведанта Свами написал комментарий "Бхагавад-гита такая, какая она есть". Потому что главный постулат Бхагавад-гиты, если человек читал это одно из главнейших ведических писаний, состоит в том, что человек должен вручить себя Господу. Должен развить отношения с источником всего, с абсолютной истиной. Но другие комментаторы не делали такой акцент. Кстати, очень любопытно, что мне пришлось изучать комментарии этого величайшего духовного учителя, и также изучать комментарии предшествующих учителей в этой цепи преемственности.
Что выделяет Бхактиведанту Свами среди других учителей.
00:18:03 И уникальная вещь состоит в том, что Бхактиведанта Свами, всё что он говорит в своих комментариях - он практически без искажений передаёт слова предшествующих великих святых в этой цепи преемственности. То есть по сути дела, это целомудрие, неискажённая передача ведического знания от учителя к ученику, она совершенным образом проявлена в этом переводе "Бхагавад-гита такая, какая она есть". И собственно, сам показатель силы и чистоты такого метода передачи ведического знания состоит в том, что эта книга сделала миллионы людей по всему миру собственно преданными Кришне. Преданными Господу.
00:19:00 Собственно, главного источника знаний, Гиты. И существуют два авторитетных способа комментариев Бхагавад-гиты, вообще, любой ведической литературы, интерпретаций Вед. Первый на санскрите, на древнем языке называется "тика". Тика буквально означает академический перевод, технический перевод. Это первый способ передачи и перевода ведических знаний. Второй вид авторитетных комментариев, согласно Ведам, называется "башья". Башья означает комментарии к Ведам, или комментарии к какому-то ведическому писанию, основываясь на главном контексте произведения, на главном смысле.
00:20:02 Иногда люди удивляются, почему, если они начинают читать комментарии Бхактиведанта Свами, Прабхупады, почему тот всегда, о чём бы стих ни говорил, в конце концов подводит людей к тому, что они должны полюбить Бога. Что они должны развить свои отношения с ним. Но на самом деле главная цель всей ведической мудрости - это познать высшую, абсолютную истину. Полюбить абсолютную истину. И главная цель Бхагавад-гиты, кстати этот стих в самом этом произведении повторяется дважды, в 9-й главе и в 18-й главе, а когда дважды что-то говорится в Ведах, это говорит о том, что это что-то очень ценное.
00:21:02 Хотят наше внимание сосредоточить на этом. Господь говорит: постоянно думая обо мне, стань моим слугой, поклоняйся мне, и так ты непременно придёшь ко мне. Господь говорит об этом в середине этого произведения и в конце ставя жирную точку. И если слуга Бога, учитель в этой цепи преемственности, даже в своём введении в Бхагавад-гиту, не говоря уж о том, что под каждым текстом нас подводит к самому главному принципу Бхагавад-гиты, к самой главной цели Бхагавад-гиты, а именно то, что мы должны полюбить Бога, это не недостаток, наоборот это преимущество.
00:21:58 Как сказал этот учитель, величайший учитель Бхактиведанта Свами, он сказал: - Единственная разница между мной и другими учителями, которых в Индии достаточно много, состоит в том, что я никогда не пытался занять положение Бога. То есть его главная задача была сосредоточить внимание читателей не на нём самом, не на его уникальности или его понимании мира, а на Боге. Это очень важный момент.
Ведущая: — Сергей, скажите, пожалуйста, вот вы вначале говорили о 4-х цепях ученической преемственности, а Бхактиведанта Шрила Прабхупада, он откуда брал эти знания, от Брахмы, Шивы, Лакшми, Кумаров?
Брахма – вторичный Творец, инженер Вселенной. «Брахма-санхита» («Песнь Брахмы»)
00:22:55 Сергей Тимченко: — Он принадлежит к Брахма сампрадая, цепи преемственности, идущей от Брахмы. И дело в том, что в введении к Бхагавад-гите Шрила Прабхупада приводит всю эту цепь преемственности, собственно, к которой также он принадлежит. И эту цепь мы можем прочитать.
Ведущая: — То есть описывает, кто за кем?
Сергей Тимченко: —Да, совершенно верно.
Ведущая: — Очень интересно. Вот вы говорили ещё, что Брахма - это главный инженер, главный инженер всей этой Вселенной. Это как вообще? Это и есть самый Верховный Господь, Творец?
Сергей Тимченко: — Не совсем (смеётся). Как, например, есть президент страны, и у него есть человек, который отвечает за градостроительство или министр. Аналогичным образом, Брахма является всего лишь вторичным Творцом.
00:24:00 Вторичность, которая является главным инженером Вселенной, но он свою способность творить, эти энергии - разум, понимание, что и как делать, получает от Верховного Господа. Есть древнейшее ведическое писание, известное как Брахма-санхита, или Песнь Брахмы. И в этой книге Господь детально описывает строение и материального мира, и духовного мира, царства Бога, и описывает Всевышнего Господа. И каждый из своих стихов Господь Брахма завершает тем, что "говинда мади пурушам тамахам баджайми", что "я склоняюсь перед Всевышним, Господом, который бесконечно прекрасен". То есть он не Верховный Господь, он осознаёт, то что я слуга Бога, просто Всевышний наделил меня способностью что-то делать в этом мире. Я всего лишь слуга.
00:25:09 Продолжительность жизни Брахмы, согласно самим Ведам, 311 триллионов лет.
Ведущая: —Но она тем не менее, заканчивается всё-таки.
Сергей Тимченко: — Да, он смертен. Именно сколько он живёт, столько времени существует Вселенная. То есть половина его жизни уже прошло, это означает больше 150 триллионов лет.
Ведущая: — Но для нас это целая вечность.
Сергей Тимченко: — Да.
Ведущая: — Нам сложно представить рамки этого всего. Это только вот Брахме... Кстати, у Брахмы четыре головы, насколько мне известно.
Сергей Тимченко: — Согласно сторонам света.
Ведущая: — Вот он своими четырьмя головами может это всё осознать, наверно. А нам это сложно понять, представить это всё.
00:26:03 Вот вы говорили об этой очень интересной личности, о Шриле Прабхупаде. Он написал комментарии к Бхагавад-гите, написал книгу "Бхагавад-гита как она есть", как вы сказали. Что-то ещё он написал? Есть ещё какие-то книги? И может быть, вы что-то бы порекомендовали начинающим изучать ведическое знание, тем людям, которые хотели почитать бы именно что-то?
Сергей Тимченко: — Книги, которые являются введением, это "Наука самоосознания" того же автора Бхактиведанта Свами, Прабхупады. Там много приведено бесед этого великого учителя, в которых он очень лаконично, очень ярко даёт презентацию основных принципов и постулатов этой бесценной мудрости.
«Шримад Бхагаватам»
00:27:02 Также Бхагавад-гита, и уже после Бхагавад-гиты человек может читать продолжение, или более глубокую презентацию этого знания, это Шримад Бхагаватам. Это огромное произведение, 18 тысяч стихов, на санскрите. Но есть русский перевод, практически 95% всего этого произведения, я бы сказал 98%, переведено на русский. Там уникальные знания о строении Вселенной, знания об отношениях души и Бога, о древних цивилизациях. И там приводятся живые примеры того, как люди, собственно, великие святые, демонстрировали своей жизнью, как нужно следовать всему этому на практике.
00:28:12 Ведущая: — Это 18 тысяч стихов, вы сказали, это в одной книге всё?
Сергей Тимченко: —В русском переводе это примерно около 20 книг.
Ведущая: — То есть тома есть разные.
Сергей Тимченко: —Да, разные тома. 12 песен всего. Насколько я знаю, что уже до 11-й песни переведено всё, осталась только 12-песня, которая также переводится на русский язык.
Ведущая: — А вот если кто-то из слушателей заинтересуется, и найдёт где-то, допустим, 5-й том или 7-й, нужно ему обязательно искать 1-й, начинать если с чего-то нужно?
Сергей Тимченко: — Рекомендуется читать сначала. Хотя в принципе каждая книга до определённой степени самодостаточна, но всё-таки.
00:28:08 Дело в том, что первая песнь Бхагаватам сравнивается со стопами Господа. Говорится, что когда человек смотрит на Всевышнего в храме на образ Господа, то он должен начинать со стоп Господа. Это смиренная позиция. И постепенно поднимая взгляд всё выше и выше до его бесконечно прекрасного, трансцендентного лица. Но дело в том, что первые песни Бхагаватам очень интересны. Я бы сказал, что человек по-настоящему сможет понять следующие песни только после того, как он прочитал хотя бы первую. Потому что там даются фундаментальные знания и знания о смысле жизни. Очень, очень-очень-очень интересно.
00:28:59 Кстати, когда Бхактиведанта Свами ехал на Запад, он перевёл первый том Бхагаватам. Он вёз с собой собственно этот первый том в двух книгах. Он не знал, сможет ли он на Западе продолжать свой перевод, поэтому в такой очень сжатой форме он вложил всё, что нам нужно знать для духовного развития, в первые два тома. Потом, конечно, он продолжил свои комментарии, издание следующих песен. Но вот этим собственно и любопытен первый том, потому что в принципе его вполне достаточно, если его изучить в максимальной степени. Но конечно, лучше если человек пойдёт дальше, потому что там много очень интереснейших историй, примеров. Это очень интересно.
Источники ведического знания. История о силе стиха Бхагавад-гиты.
00:31:04 Ведущая: — Спасибо. Вот я знаю, что сейчас такой удивительный период, когда эти книги можно найти или встретить просто идя по улице. Если у слушателя возникнет вопрос, где искать подобные книги? Куда бы вы могли их направить?
Сергей Тимченко: —Сейчас особый месяц, который последователи Вед особенно чтят. Декабрь, его также называют марафоном по распространению духовной литературы. Потому что именно в декабре была поведана Господом Бхагавад-гита. Не так давно был особый праздник, известный как Гита Джаянти, Джай означает победа. И многие люди дарили в этот день своим друзьям и знакомым Бхагавад-гиту, потому что это очень благоприятно.
00:32:00 Бхагавад-гиту или другие ведические писания можно найти в Интернете и также на сайтах Кришна.ру можно узнать адреса центров, собственно открытых Бхактиведантой Свами или его учениками по всей России и также за рубежом. И в любом из этих центров можно выбрать для себя те книги, которые человеку интересны. Я могу рассказать небольшую историю о славе Бхагавад-гиты.
Ведущая: — Да, расскажите, истории это всегда интересно.
Сергей Тимченко: —Однажды, когда-то давно жил царь в южной Индии. Этот царь был хорошим, но как и многие цари, он также совершал какие-то неправильные поступки. И в конце концов от этих греховных реакций, которые он навлёк на себя, всё его тело почернело.
00:33:05 И он обратился к своему священнику и сказал: — А почему моё тело обрело тёмный цвет? И служитель, священник сказал: — Потому что царь берёт на себя одну пятую всех грехов подданных. И также одну пятую часть всех благочестивых поступков. Но так как ты ещё сам совершал какие-то греховные поступки из своего невежества, ты очень много кармы греховной на себя взял. Царь стал думать, как ему очиститься, и тогда священник предложил, он сказал: — Ты можешь выплавить из золота две статуи, мужчины и женщины. Я проведу особый ритуал огненного жертвоприношения, когда льётся топлёное масло в огонь и читаются особые мантры.
00:34:02 И таким образом я всю твою карму помещу в эти золотые изваяния. Но если ты в течение трёх недель кому-то не передашь, тем личностям, которые возьмут добровольно эти золотые изваяния, то вся эта карма вернётся тебе. В другом же случае люди заберут твои греховные реакции, взяв это золото. Царь согласился. 18 дней этот священник проводил все эти обряды, в конце концов дотронулся золотой ложечкой до царя, потом до этих изображений. И все эти золотые изваяния почернели. И тогда он разослал глашатаев по стране и сказал: любой человек может забрать эти статуи золотые.
00:35:02 Но никто не рискнул, потому что люди обладали знанием определённым. Даже священники, которым он предложил, они тоже разбежались. И вдруг, откуда ни возьмись, пришёл один священник, брахман, и сказал: — Царь, мне на самом деле золото не нужно, но я вижу, ты хороший человек. И я тебе помогу. Я возьму твои греховные реакции на себя. Царь сказал: — Ты понимаешь, что тебя ждёт? Он сказал: —Да-да, не беспокойся. И когда этот священник взял что-то от царя, царь очень хотел ему сплавить эти золотые изображения, тот отказывался, но что-то он ему дал в конце концов. И вдруг из этих золотых изображений вышло два ужасающих существа.
00:36:02 Два таких исчадия ада, которые бросились за этим брахманом. Они были олицетворением, собственно, греховных реакций правителя. И этот брахман стал убегать. Царю было очень любопытно, чем всё закончится, поэтому на коне он поскакал за этим брахманом. И тогда этот священник забежал в озеро по пояс и стал повторять какую-то мантру. Как только он повторил эту мантру, вдруг появились слуги Господа, их называют на санскрите вишнудут. Это слуги Господа из трансцендентной, духовной реальности. Они были во всеоружии. Их становилось всё больше, больше, больше. В конце концов они заполнили, эти слуги Господа вишнудуты, заполнили не только само всё озеро, но также весь берег вокруг.
00:37:02 Когда приблизились эти два ужасающих существа, чтобы наброситься на этого брахмана, вишнудуты просто посмотрели на них и обратили их в пепел. Царь был потрясён, наблюдая всё это. Он упал к стопам этого священника и стал говорить: — Пожалуйста, расскажи, что ты за мантру такую повторял? Что это такое? И этот брахман рассказал свою историю. Он говорит, что с детства я был безграмотным человеком. Хотя я брахман, это люди относящиеся к категории учёных, но когда я пришёл в школу будучи ребёнком учиться, учитель сказал: — Ты полностью бесполезен и я не буду тебя учить. Прошло много лет. Однажды я шёл по улице и увидел мудреца, сидящего под кроной баньяны.
00:38:02 Этот мудрец сказал: — Оставайся со мной, будем вместе изучать Бхагавад-гиту. Я ему ответил: — Я необразованный человек. Меня даже в школе учить не захотели. Мудрец сказал: — Но если я тебя смогу чему-то научить, бесполезного человека, то это означает, что я хороший преподаватель. Я сел рядом с ним. Несколько лет я повторял то, что он мне говорил. И в конце концов я запомнил половину стиха из Бхагавад-гиты. Это была половина стиха из 9-й главы Бхагавад-гиты, как раз тот главный стих Бхагавад-гиты. Там, где Господь говорит, что постоянно думая обо мне, стань моим преданным, поклоняйся мне, так ты непременно придёшь ко мне.
00:38:57 И он говорит, что однажды, когда я повторял эту половину стиха, вдруг появилось сияющее существо. И я подумал: наверно, это сам Господь. Но этот мудрец сказал: — Нет, это не Господь, это слуга Бога. И так как ты достиг определённого совершенства в повторении слов Бога, слуги Бога также начинают проявляться. Поэтому иди теперь дальше и странствуй по миру. Когда ты будешь видеть какие-то проблемы, то повторяй эту мантру, половину этого стиха, будут приходить эти сияющие существа и решать проблемы людей. Но только не используй всё это в своих корыстных интересах. Когда царь об этом услышал, он подумал: это всего лишь половина стиха избавила меня от стольких проблем. Интересно, что будет, если я изучу всю Бхагавад-гиту?
00:40:03 И он стал очень внимательно изучать само всё это произведение. Эта история описывается в Гита Махатмье, в одном из древнейших произведений, которые описывают славу Бхагавад-гиты. На каждую главу там своя какая-то особая история, очень интересная. Но вот это иллюстрация того, как всё это работает. Я разговаривал с женщиной одной, эта женщина эзотерик. Но потом она встала очень серьёзно на духовный путь. Она ничего не знала о самой Бхагавад-гите, но ей дали какую-то бумажку, на которой было написано особая мантра. На самом деле это вторая глава Бхагавад-гиты, сороковой стих. (читает на санскрите)
nehābhikrama-nāśo ’sti
pratyavāyo na vidyate
sv-alpam apy asya dharmasya
trāyate mahato bhayāt
00:41:02 Она читала какие-то непонятные слова, но происходили очень интересные вещи. Она говорит, что когда я получила эту мантру и стала её читать, не зная даже толком перевода. Я могла с помощью неё снимать самые сильные порчи, сглазы, выгонять всяких сущностей из людей и духов, привидений, которые могли подселяться к тонкому телу людей. И только потом она узнала перевод этого стиха. Это сам Господь говорит в Бхагавад-гите, в этом стихе, что "Просто встав на корабль этого трансцендентного знания, человек сможет переправиться через океан страданий". И впоследствии она уже столкнулась с самой Бхагавад-гитой, стала изучать её. Она уже много-много лет практикует духовную жизнь. Но она писала, что это был мой путь к Богу.
00:42:04 И я на своём опыте увидела могущество всего этого знания, что даже один стих, принесённый Господом, может творить просто удивительные чудеса. Спасибо. Может какие-то будут вопросы?
Ведущая: — Да, конечно, если у наших слушателей есть какие-то вопросы, которые касаются ведической мудрости, ведической науки, знания, звоните нам с помощью нашего скайпа или пишите на сайт vedaradio.fm. На этом сайте детально описано, как вы можете поучаствовать в нашем эфире, пообщаться с нами, задать вопрос. Нам, например, написала Мария довольно длинное письмо. Я прочитала первую часть. Вот скажу только, что Мария очень хочет заниматься духовной практикой, её ведическое знание очень привлекает. Но, цитирую: "Сбивают с толку такие мысли, что я этого недостойна, что я не смогу пройти этот сложный путь. Например, сейчас моей младшей дочке полгода. Я живу в Подмосковье, и у меня нет возможности ездить в храм в Москву и начать находиться среди преданных.
Как духовно развиваться маме маленьких детей в отсутствие общения с единомышленниками.
00:43:09 Ведь говорят, что без общения ничего не получится. В близости от моего города я не знаю, есть ли преданные или нет. Как мне начать путь? Что мне сделать, чтобы начать духовный путь и потихонечку прогрессировать? Находиться целыми днями дома с детьми и слушать лекции можно и 10, и 20 лет. Подскажите, Сергей, пожалуйста, как мне начать действовать, как идти по этому пути?
Сергей Тимченко: — Обстоятельства бывают разные. Но говорится, что мы там, где находится наше сердце. Даже если мы физически можем находиться далеко от духовных людей, но если мы хотим находиться в их обществе или же мысленно мы с ними, то на самом деле мы рядом находимся.
00:43:55 Разумеется, что когда ребёнок рождается, одна из важнейших обязанностей мамы, согласно Ведам, это её важнейшее служение Богу, состоит в том, чтобы отдавать этому ребёнку своё внимание и свою любовь. И это нужно делать как подношение Всевышнему. Но когда дети уже становятся такими, что хотя бы 2-3 года, когда они вместе с ними могут куда-то выезжать, тогда они могут куда-то выезжать и посещать храм, когда такая возможность у человека будет. Поэтому в этом случае, если ребёнку полгода, то мама вряд ли сможет с ним путешествовать на какие-то большие расстояния, но когда ребёнок чуть-чуть подрастёт, я думаю, что эту ситуацию можно решить.
00:45:00 Главное, чтоб этот тайм-аут или этот перерыв не был, как вы правильно выразились, очень долгим. Иными словами, человек должен использовать свой разум, здравый смысл. То есть мы не должны просто размахивать шаблонами какими-нибудь. Если человек не может физически общаться с духовными людьми, он может общаться на расстоянии. Можно узнать телефоны каких-то духовных людей, звонить, задавать какие-то вопросы, можно общаться по скайпу. Это тоже общение. Обсуждать какие-то духовные темы. Поэтому, если есть возможность, просто нужно узнать, что есть не так далеко от меня и с кем можно подружиться, познакомиться, может быть, в Интернете, чтобы обсуждать какие-то духовные предметы.
Как поступать жене, если муж негативно относится к её духовной практике.
00:46:10 Я сказал, то что думаю на этот счёт.
Ведущая: — Спасибо вам. Тогда ещё у нас есть вопрос от Надежды. Она услышала то, что вы говорили о книгах. Но вот если муж запрещает слушать лекции, читать книги, если только в них есть информация о Ведах. Как себя должна вести жена в этом случае и можно ли жене не говорить об этом мужу? То есть просто читать где-то для себя втайне.
Сергей Тимченко: —Можно, можно и нужно даже. Дело в том, что согласно Ведам, да муж является старшим в семье. Но ведическая культура построена таким образом, что если старший человек давал неправильные наставления, или наставления, противоречащие Господу и главным вселенским принципам, этим наставлениям младшие люди не следовали.
00:47:10 Но всё равно продолжали уважать старших. Правильная позиция состоит в том, что жена должна продолжать уважать своего мужа, даже если этот муж не разделяет её взгляды духовные или религиозные. Но сама же она всё равно должна практиковать эти вселенские правильные истины, но не вызывая конфликт, то есть не идя на конфликт. Не нужно бить абсолютной истиной по голове. Если женщина занимает в целом правильную позицию, смиренную позицию, и не конфликтует с мужем, ничего ему не навязывает, то мужчина в семье эмоционально очень сильно зависит от женщины.
00:48:03 Если она будет относиться к нему, как к духовному человеку, к человеку более духовному чем она, внешне по крайней мере, даже если он на самом деле не такой, то мужчина будет хотеть таким стать. Просто она должна к нему так относиться. И также за него можно молиться. Любого человека можно отмолить. Есть в ютубе лекция, вы можете набрать, "Моё духовное имя Шри Джишну дас", и там всплывёт лекция, одна из первых, "Как помогать своим родственникам". Там есть 5 пунктов, и если их делать за родственников, то можно помочь им действительно раскрыть своё сердце, стать духовными людьми и отмолить человека можно, чтобы у него появился интерес к духовному знанию.
Способы успокоить ум при повторении мантры: настройки, повторение вместе с духовными учителями.
00:49:06 Вот. Поэтому нужно изучать, но пока есть какое-то непонимание или какой-то конфликт или предвзятое отношение, может быть, делать таким образом, чтобы не беспокоить умы близких людей, по крайней мере, если у них такое враждебное открыто отношение.
Ведущая: — Спасибо. Нам пишут также те люди, которые практикуют либо начали пробовать практиковать молитву или повторение какой-то мантры. Вот Елена нам написала: "Не могли бы вы дать советы по молитве? По утрам я повторяю Святые имена Бога, но мысли постоянно отвлекают мой ум. Хочется услышать, как правильно успокаивать свой ум. У вас большая практика, поделитесь. Доброго вам здоровья", пишет Елена.
00:50:00 Сергей Тимченко: — Спасибо. Дело в том, что цель йоги - это контроль ума. Сам Господь в Бхагавад-гите, говорит, что ум по своей природе неустойчив и непостоянен. Он будет постоянно убегать куда-то. И он говорит: — О, Арджуна! Ты должен поймать свой ум и вернуть под контроль своего "Я". То есть не нужно расстраиваться или отчаиваться, что мой ум отвлекается или куда-то убегает. У всех такая ситуация. Но нужно его контролировать. Как облегчить повторение имён Бога, повторение мантры и сосредоточенность своего ума? Посредством настроек. Есть благоприятные молитвы, или настройки, которые читаются обычно перед повторением имён Бога, перед повторением мантры.
00:51:01 Есть книги таких учителей в цепи преемственности, как Шичьянандана Свами(?), он написал книгу "Нектар Святого Имени". И множество книг у него с настройками и рекомендуется хотя бы 5 минут почитать об этом перед, о самом методе. Что мы делаем и зачем мы делаем. Дело в том, что наша беда состоит в том, что мы забывчивые существа. Даже приняв какой-то метод, метод очищения сердца, через какое-то время мы забываем вообще, а зачем мы это делаем-то? И для чего мы делаем? Почему мы это делаем? И получается, что наша практика превращается в своего рода, в такую формальность, какую-то рутину.
00:52:05 Потому что как бы мы снова забываем, почему всё это важно и ради чего мы собственно всё это повторяем. Нам нужно себе постоянно об этом напоминать. Господь не хочет, чтоб мы были роботами, и мы это напоминание должны делать постоянно. Рекомендуется также слушать лекции о Святом Имени, таких лекций очень много. Их можно найти на Веда-Радио наверняка лекции о Святом Имени, или на Кришна.ру. И там целые семинары духовных наставников, духовных учителей, где они детально описывают все нюансы этого пути.
00:53:00 И также есть рекомендация, что очень благоприятно повторять святые имена Господа вместе с духовными учителями. Не зря говорят, с кем поведёшься, о того и наберёшься. Например, если вы сможете найти где-то в Интернете, как Бхактиведанта Свами, к примеру, повторяет Маха-мантру, или какие-то из духовных учителей в цепи преемственности, вы можете выбрать между разными учителями, что вас больше вдохновляет. То от таких людей, которые достигли очень высокого духовного уровня, даже когда слышишь, как они повторяют, заражаешься их вкусом, их решимостью, потому что невербально это очень сильно передаётся. И можно включать как небольшой фон, чтобы это не заглушало ваше собственное повторение, а чтоб было в унисон или чуть-чуть тише, чем вы. И обратите внимание, что ум будет гораздо спокойнее, гораздо легче будет это делать.
00:54:05 Это реально работает. Поэтому, я знаю, например, что даже Олег Геннадьевич Торсунов, он тоже повторяет мантру вместе с как раз с записью повторения вот этих великих святых. И это реально очень сильно помогает. И люди испытывают очень сильный опыт, вкус.
Ведущая: — Спасибо. У нас есть продолжение этой темы, ещё уточняющий вопрос от Галины. Как правильно без оскорблений повторять святое имя Бога? Есть ли какие-то ограничения для повторения Маха-мантры?
Сергей Тимченко: —Ограничений нет. Как говорится, нет строгих правил для повторения святых имён Господа, но самый главный принцип, что человек должен хотеть меняться.
00:55:07 Да, у нас может быть масса недостатков и что-то может быть очень тяжело менять. Мы должны прилагать усилия, в конце концов. Быть настроены на самосовершенствование. Это главный принцип. Что касается, как достичь внимательного повторения святого имени, я ещё раз вернусь к тому, что нужно снова и снова изучать суть этого процесса. Хотя, казалось бы, ничего тут сложного внешне нет, просто повторяешь какие-то имена Бога, и всё. Но за всем этим стоит очень глубокий смысл. Что мы делаем? Нам нужно обрести веру, что Господь действительно присутствует в звуках святого имени.
00:56:05 И для этого нужно очень много выслушать каких-то историй из священных писаний, также может опыт тех людей, кто повторял имена Бога и видел, что Господь проявляется в этом всём, как Господь защищает, оберегает, что Святое Имя неотлично от него, это самое милостивое его проявление. Дело в том, что человек по-настоящему может отдать себя какому-то методу, только если он считает это важным. Согласны с этим?
Ведущая: — Да, да, конечно.
Сергей Тимченко: — Потому что в конце концов, мы тратим своё время, и что-то делаем, только если мы в это верим. Мы должны хотя бы на уровне разума понимать ценность этих вещей. И дело в том, что если мы хотим в этом утвердиться, нам нужна вера. А вера обретается через общение.
00:57:06 Поэтому, если человек хочет достичь совершенства в этом методе, ему нужно общаться с теми людьми, кто уверовал в этот процесс. По крайней мере, послушать, что они скажут. Если это их вдохновит, чужой опыт людей, то тогда вы сами можете заразиться всем этим и также пойти по их стопам и достичь совершенства. Лично меня очень сильно вдохновляло, когда я общался с теми людьми, которые очень серьёзны в повторении имён Бога, и они делились своим уникальным опытом. Меня это очень сильно толкало вперёд в своей собственной практике. И такие лекции, ещё раз, о Святом Имени, можно найти на этих сайтах, там много семинаров о Святом Имени разных учителей. И можно этот опыт обрести. Эти знания обрести.
Зачем нужны чётки и как правильно читать мантру на чётках.
00:58:14 Ведущая: — У нас продолжается эта тема, и прилетел вопрос из Пензы. "Расскажите, пожалуйста, о смысле точного количества раз повторения произношения Маха-мантры. В одном круге 108 чёток. Как это отразится, если читать Маха-мантру без чёток, в любой удавшийся момент". Но вот я знаю, что чётки-то одни, а в них 108 бусин. Но вопрос самый главный, если без чёток читать, имеет смысл?
Сергей Тимченко: — Смысл повторять Имена Бога имеет всегда, есть чётки или нет чёток. Дело в том, что в священных писаниях очень подробно прославляется повторение Имён Бога на чётках.
00:59:03 Почему именно 108? Это 108 главных спутниц Всевышнего, 108 главных гопи. Также мы повторяем между большим и средним пальцем. Именно таким образом люди держат чётки. И на пальцах, если повторять, замыкаются разные энергетические круги, энергетические каналы. Если человек повторяет, Веды говорят, на среднем пальце передвигая чётки, то таким образом его сердце размягчается и человек обретает любовь к Богу. Например, если повторять на мизинце, говорится, что человек станет богатым. Потом если на следующем пальце повторять, называется безымянным, то на нём у человека обретаются мистические силы, сверхспособности, и так далее.
01:00:09 Но наша цель — обретение любви к Богу. Там даже эта точка, на которой мы повторяем, передвигая бусины на себя, размягчает сердце. Даже с этой точки зрения. На указательном пальце мы не повторяем, потому что он энергетически считается грязным, потому собственно, им трясут, когда человеку говорят: ты плохо себя ведёшь, или куда-то показывают. Он соответствует меридиану прямой кишки, у него грязная энергетика. Поэтому обычно в мешочках, в которых хранятся чётки, этот палец находится наружи, потому что им чёток не касаются, потому что он энергетически грязный.
Ведущая: — Да вот учат же мамы своих детей: не тыкай пальцем!
Сергей Тимченко: — Да, конечно. Веды говорят, что из него идёт отрицательная энергия, поэтому, когда мы тыкаем в кого-то пальцем, то мы можем сделать у человека дыру в тонком теле.
01:01:00 Поэтому, если мы хотим куда-то показать, лучше показывать всей кистью, это правильно. И очень важно, когда человек повторяет на чётках, это его дисциплинирует, что он ставит для себя определённую норму. И отсчитывает количество повторённых имён Бога. Иначе человек будет определённый день повторять много, другой день вообще не повторять или повторять мало, но для ускоренного духовного прогресса должна быть определённая стабильность. Поэтому некоторые люди, которые занимаются духовной практикой, они устанавливают для себя какую-то норму, что я например, повторяю один круг мантры 108 раз, это занимает около 10 минут в день. И те, кто уже очень серьёзно относятся к духовной жизни, они повторяют 16 кругов, это занимает около полутора-двух часов.
01:02:01 И на разных этапах происходят разные изменения сознания. Если человек повторяет один круг мантры, то его уже жизнь начинает до определённой степени меняться. Но те люди, которые повторяют больше, больше, больше, у них более сильные изменения. Там у них меняется тонкое тело, карма очень сильно меняется, много что меняется. Это не значит, что человек обязательно будет богатым или внешне процветающим, но он будет очень быстро духовно прогрессировать, если он повторяет достаточно много кругов или определённый минимум. Вот вкратце. Для чего повторяем мантру, для того, чтобы быть стабильным.
Ведущая: — Вот так. Спасибо вам. Ещё нам написали такое кратенькое сообщение, просят вас рассказать о медитации.
01:03:01 Но вот я предлагаю вообще говорить в нашем следующем эфире, нашей следующей беседе. Это мы так от этого вопроса перейдём уже к новому эфиру. А на сегодня у нас всё, у нас есть ещё правда сообщение, но вот допустим Екатерине я хочу сказать, что очень большое ваше письмо, не смогу я его всё зачитать в эфире, а Елене, Елена ваш вопрос не совсем по теме, но вы можете его задать Дмитрию Высоцкому, который постоянно у нас проводит эфиры. Я думаю, это будет более удачный вариант, так скажем. Будем как-то распределять вопросы в нашем эфире, в эфире Веда-радио. Ну а сегодня с вами был Сергей Тимченко, я ведущая Веда-Радио Алеся. Наши эфиры будут продолжаться, у вас будет как всегда возможность задавать свои вопросы. Сергей, вам спасибо за то, что сегодня уделили время.
Сергей Тимченко: — Спасибо вам большое за возможность вам служить.
Ведущая: — До свидания.
Сергей Тимченко: — До свидания.