Глава 5. Причина всех причин
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
Вопросы Нарады к Создателю Брахме о Причине всех причин
00:00:19 1. Некогда Нарада обратился к родителю с такими речами: - Скажи, о первый из богов, родоначальник жизни, почтенный владыка вселенной, что есть «я» – сознательное существо, созерцающее изнутри вовне?
00:00:42 2. Что есть вещественный мир, предмет моего наблюдения? Откуда он происходит, на чем зиждится и по каким законам существует?
00:00:56 3. Мир, что кажется нам сложным изнутри, для тебя – создателя - прост как орех на ладони. Ты видишь его разом в прошлом, настоящем и будущем.
00:01:10 4. Скажи мне, отец, какая сила побудила тебя творить, если первоначально ты был один? Из какого источника почерпнул ты знание о том, как должно созидать? Кто внушил тебе законы творения и подчиняешься ли ты, верховный создатель, каким-либо законам? Что есть жизнь, из каких стихий она состоит и к чему нужно её разнообразие?
00:01:47 5. Откуда берешь ты вещество для творения и обитания: извне или из себя, как тот паук, что достает паутину из своего брюха? Самодостаточен ли ты как творец или для поддержания жизни тебе требуется посторонняя сила?
00:02:11 6. Что первичнее - предметы, их свойства или их названия; неизменное или изменчивое; верхнее, равное или низшее? Все это, должно быть, ведомо тебе, ибо первое существо - создатель и всеведущий – очевидно, одно лицо.
00:02:38 7. Однако, если был час творческого действия, значит прежде того была пора раздумья, бездействия? Скажи, о создатель, о чем ты думал, прежде чем творить? Что побудило тебя действовать? И как случилось, что ты, сущий в одиночестве подчинился внешнему побуждению?
00:03:07 8. Зная все о делах творения, ты конечно знаешь и о вещах несотворенных и сможешь назвать их предметно.
Ответ Брахмы на вопросы Нарады
00:03:24 9. Брахма отвечал: - дитя мое, Нарада, я благодарен тебе за твои вопросы, ибо ими ты возбудил во мне воспоминание о том Начале, что вдохновило меня на созидание.
00:03:44 10. Прав ты был, предположив, что творец не самостоятелен в своем действии. Верно, что всякому созиданию предшествует вдохновляющее начало – внешняя побуждающая сила: твоец лишь преобразуют сущее. И неразумен всяк, кто видит в создателе Верховное Существо.
00:04:15 11. Я приступил к творению после того, как Всевышний вдохновил меня на это деяние. Так Луна, звезды и прочие тела начинают светиться, лишь когда озаряются Солнцем.
00:04:33 12. Я создал виды жизни, но не самое жизнь. Я создал вещественные условия обитания для своих тварей, но не самое вещество. Вдохновивший на творчество – выше творца. Он мой Родитель, Воспитатель и Вдохновитель. Пред Ним я вечно склоняюсь в почтении.
Ворожащая сила Всевышнего
00:05:05 13. Всевышний Вдохновитель скрывает Себя от творца и его тварей пеленою обмана, которая составляет Его отдельную, ворожащую силу. Обольстительная сила Всевышнего стыдится того, что должна скрывать от живых тварей Истину, но покорно и добросовестно исполняет свой долг. Всякий, кто пленился её чарами, полагает себя делателем и владыкою зримого мира.
Первоэлементы творения
00:05:45 14. Пять стихий – земля, вода, огонь, воздух и пространство, из коих образован вещественный мир; их перетекание одна в другую во времени; восприятие этих явлнений наблюдателем; и сам наблюдатель, – всё это есть отдельные силы Всевышнего, главного Наблюдателя. Они несотворены мною и пребудут вечно.
Прекрасная Истина
00:06:19 15. Знание ведет к Истине. Истине служат боги, силы Природы; ради Истины существует жизнь во вселенной; ради Истины, кто есть Красота, живые твари жертвуют собой.
00:06:39 16. Ради Истины отрекаются от мира, ради Истины вершат подвиги, ради Истины познают себя, ибо Истина, Безупречная Красота – желанная цель всякого сознающего себя существа.
00:06:59 17. Вдохновленный Прекрасной Истиною, я, кого именуют творцом, лишь воспроизвожу то, что существует до меня, из вещества, что доставляет мне Истина, Нараяна. Мое бытие тоже целиком обусловлено бытием Истины.
00:07:23 18. Истина, Бог в первоначальном виде (ниргуна) не бездействует (тама), не творит (раджас) и не поддерживает существующее (саттва). Однако, ограждая Себя от пленников самообмана, Она принимает облики разрушающего, созидающего и сохраняющего начал.
Ложное отождествление живого существа
00:07:52 19. Пленившись ворожащей природою, сознательное существо, первоначально свободное, запутывается в сетях причинно-следственной деятельности, где каждый поступок обусловлен обстоятельствами и порождает следствие – новые обстоятельства. Плененное ложным самомнением сознание познает ложное, но не истинное, видит бренное, но не вечное.
00:08:29 20. Пребывая в трех состояниях обольщения, сознательное существо воспринимает бытие чувствами, но не разумом, потому не способно ощутить присутствие Бога, Верховного Наблюдателя, хотя признаки Его присутствует всюду и силами Своими Он управляет всяким существом, в том числе мною - творцом.
00:09:01 21. Верховный Владыка с помощью колдовских чар Своих, Своей ворожащей силы создает у сознательного существа ощущение времени, действия и качества предметов. Благодаря Его ворожащей силе, сознательные существа полагают, что живут во времени, действуют и обладают свойствами вещества. Когда Верховный Ворожей погружает сознательные существа в сон, тем самым Он уничтожает время, деятельность и качества – их и окружающего мира.
Первичное творение
00:09:50 22. Приняв обличие побуждающей Причины творения – Сверхсущество обращается к первичному веществу как к предмету творения. Видоизменяя вещество, Сверхсущество создает движение, которое порождает время. С начала движения первичное вещество начинает существовать в трех состояниях. Разнообразие зримого мира – есть сочетание трех обманчивых состояний единого вещества. Перетекание вещества из одного состояния в другое создает ощущение деятельности.
00:10:43 23. Вещество в первоначальном виде приходит в возбуждение и принимает состояние движущегося покоя (саттва), затем состояние волнения или творчества (раджас) и затем состояние застывшего покоя или помрачения (тамас). Переход одного состояния вещества в другое есть движение или действие. Поняв, как взаимодействует вещество в разных своих состояниях, наблюдатель познает вещественный мир.
Три гуны
00:11:28 24. Три состояния вещества – суть три состояния сознания, попавшего в плен обмана. Обольщенное, сознание окружает себя ложным самомнением (аханкарой), под влиянием коего сознание впадает в три состояния. Каждому из этих состояний присущи свой вещественный облик, свой способ воздействия на вещество и своё видение вещественного мира.
00:12:09 25. Из стихии ложного самомнения возникает первая из пяти грубых стихий – пространство (набха). Сознание воспринимает пространство через звук. Звук связан с пространством так же, как ощущение связано с предметом ощущения.
00:12:35 26-29. Огрубевая, пространство преобразуется в воздух, который не только несет звук, но и осязаем на ощупь. В воздухе содержится умственная и телесная сила живого существа (прана). Воздух преобразуется в огонь, который переносит звук, осязаем и имеет цветовые очертания. Огонь преобразуется в воду, которая переносит звук, осязаема, видима и имеет вкус. Вода преобразуется в землю, твердь, которая переносит звук, осязаема, видима, имеет вкус и запах.
00:13:30 30. Из состояния умиротворения возникают мысль и десять начал, управляющих деятельностью тела: повелитель сторон света; управитель воздушными ветрами; Солнце; искусный родоначальник Дакша, две зори врачеватели Ашвини, бог-огонь; царь небес; царь царей, силы света Адитьи и саморожденный родоначальник Брахма. Так на свет появляются силы, благодаря которым стихии и части тела взаимодействуют между собой.
00:14:17 31. Из состояния возбуждения рождаются разум, жизненная сила и орудия чувств: уши, кожа, нос, глаза, язык, рот, руки, половой член, ноги и задний проход.
00:14:37 32. Когда пять стихий, из коих состоит плоть – земля, вода, огонь, воздух, пространство – а также чувства, мысли и три состояния обмана соединяются вместе, из этой смеси образуется тело живого существа.
00:14:59 33. Когда ворожащею Своею силою Истина создает и соединяет эти время, ощущения, мысли, состояния сознания и стихии, в сознании появляется наблюдаемая вещественная вселенная.
Устройство Вселеннского существа
00:15:21 34. В течение тысяч великих эпох Вселенная безжизненно покоится в водах Причинного моря в непроявленном виде. Когда же Высшее Существо вдыхает во вселенную сознание, та оживает и начинается её движение.
00:15:44 35. Всевышний в облике первичного Существа непрерывно возлежит на водах Причинного моря. Он же в облике хранителя порядка, входит в каждую из бесчисленных вселенных, появляющихся из причинных вод. Он – душа каждой вселенной, она – Его тело с тысячами ног, рук, глаз, ртов и голов.
00:16:17 36. Так видят себе вселенную мудрые мужи - в виде исполинского тела, разные члены коего суть ярусы обитания сознательных существ, а душа - суть Всевышний.
00:16:36 37. Рот вселеского существа – духовное сословие (брахманы), руки – воины-властители (кшатрии), бедра – производители вещественных благ (вайшьи), ноги – работный люд (шудры).
00:16:58 38. Низшие виды сознания – суть низшие ярусы вселенной, вплоть до земного Бху они расположены в ногах вселенского тела. Средние, начиная с поднебесья Бхур, находятся в области её живота. Верхние ярусы сознания – боги Свар и святые мудрецы Махар - расположены в груди человекообразного тела вселенной.
00:17:31 39. Между грудью Вселенского Существа и Его шеей расположны ярусы сознания Джанар и Tапа. Высший ярус, Сатья, находится в голове Вселенского Существа. Над ним простираются ярусы чистого невидоизмененного сознания, кои вечны и не являются частью сотворенной вселенной.
00:18:02 40-41. В понимании ученых мужей вселенная делится на четырнадцать ярусов сознания, семь из коих – Атала, Витала, Сутала, Талатала, Махатала, Расатала и Патала – относятся к подземным, адовым областям существования сознания. Атала расположена у живота Вселенского Существа, Витала – на Его бедрах, Сутала – на коленях. Tалатала - в икрах, Mахатала – в лодыжках, Расатала – на верхней части стоп, Патала – в подошвах.
00:18:48 42. Иные ученые мужи делят вселенную на три яруса сознания: низший преиподний, расположеный в ногах вселенского тела, средний земной, расположенный в животе, и высший небесный, расположенный от груди до головы человекообразного вселенского тела.