Развитие знания и отречения в Грихастха ашраме

Дивноморск - 07 October 2002
Развитие знания и отречения в Грихастха ашраме. Осознание своей миссии и высшей цели жизни. Пример отречения от Рамачандры. Нарушение Законов Бога в семейной жизни. Важность следования правилам и предписаниям в Грихастха ашраме. Цель Грихастха ашрама — развитие своего Сознания Кришны. Вайшнава-апарадха в семейной жизни. Выбор супруга, вступление в Грихастха ашрам.
семинар для практикующих из раздела «Семейные отношения» со сложностью восприятия: 6
длительность: 01:03:35 | качество: mp3 96kB/s 43 Mb | прослушано: 423 | скачано: 696 | избрано: 14
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Грихастха ашрам. Очень обширная тема. Вряд ли можно это все обсудить подробно на наших встречах здесь. Это скорее похоже на какие-то праздничные встречи на данный момент. Хотя семейная жизнь наполнена далеко не праздничными событиями. Мы это знаем хорошо все. Это сложный ашрам, но не самый трудный. Самый трудный ашрам считается в отречении. Отречение считается трудным ашрамом. Это как Грихастха ашрам — сложный ашрам, но не трудный. Поэтому мы видим, что большинство людей принимает Грихастха ашрам. Не трудно, но сложно. То есть жизнь полна событий, интереса. Не так скучно, как в Брахмачари ашраме. Брахмачари и брахмачарини немножно скучные становятся. Но когда они объединяются, возникает интерес к жизни. То есть этот стимул к материальному существованию у мужчины и женщины вместе когда. Они просто смотрят друг на друга, у них появляется много идей и планов. Так, с этого начинается. Они смотрят и думают постоянно.

00:01:15 И этот мир называется Майа, потому что то, что мы о нём думаем, не всегда является истиной. То есть наши ожидания, они не всегда оправдываются. Созерцая объекты чувств, возникает привязанность, из привязанности — вожделение. То есть мы называем это любовью в материальном мире. Но эта любовь не является подлинной, чистой любовью, является отражением любви. Она нам напоминает, что есть такая любовь. И мужчина и женщина, они создают эту иллюзию любви. Люди со стороны могут видеть, что они как-будто любят друг друга. Смотрите, даже когда они дерутся, они не бросают друг друга. Они всё равно любят друг друга. И чем больше любят, тем больше чего-то требуют друг от друга. То есть вы видите, что многие люди живут вместе. Хотя у них всегда есть какие-то проблемы, они не покидают этот ашрам. А если разводятся, то принимают новый ашрам, видите? Они хотят, хотят таких отношений. И хотят исполнения желаний означает. Человек хочет исполнить желания. Майа также означает «милость» на санскрите, в переводе. Милость означает для исполнения желания живого в этом мире мир называется майа. Ты можешь получить желаемое, если ты приложишь определённые усилия здесь, в этом мире, знания. И Веды говорят, что путь к счастью лежит не через материальные привязанности, а через знание и отречение.

Развитие знания и отречения в Грихастха ашраме

00:02:39 Мы немножко об этом поговорим, поскольку в Грихастха ашраме это очень важно развивать отречение и знание, хотя может показаться наоборот. Отречение — это для отреченных. А что касается грихастхи? Зачем ему отречение? Как он сможет поддерживать отношения в семье, если он будет развивать отречение? Но самое интересное, что это самые крепкие семьи. Внутренне самые крепкие семьи там, где есть дух отречения, практикуется. Эти отношения перерастают в духовную дружбу. Становятся очень сильными, крепкими и полезными. То есть люди становятся очень важными в своей жизни друг для друга, оказывая огромную помощь в духовной жизни. И, так развивая духовные знания, культивируя отречение, человек, он может прогрессировать в Грихастха ашраме, что может даже достичь высшего совершенства, не меняя даже этого ашрама. Прабхупада в одном месте упоминает об этом, что если кто-то находится в Сознании Кришны, полностью занят преданным служением, то даже нет необходимости принимать отречение, отреченный образ жизни.

00:03:44 Однажды Прабхупада сказал своим ученикам: «Я мог бы не принимать саньясу». Все очень удивились. Прабхупада говорит, что все должны принять саньясу, в конце жизни все должны уйти в лес — можно в книгах почитать. Правда нет такого леса еще, где могли бы мы жить, хоть в конце жизни, но… Прабхупада указывал на принцип, что мы должны развить отречение, отречься от материального существования, просто от семейных привязанностей. И тут же он сказал: «Я мог бы обойтись без саньясы, она мне была не нужна. Я это принял только для проповеди, — он сказал — с определённой целью». Так же как Господь Чайтанья, зачем Господу Чайтанье принимать саньясу? Он же Сам Верховный Господь. Зачем Ему принимать отречение, саньясу? Но он принял это для проповеди, чтобы люди слушали послание, послание которое он принес. Чтобы установить Юга-дхарму, чтобы установить процесс воспевания святого имени он принял саньясу, отречение.

00:04:41 Так же Мадхвачарья, он принял отречение в 12 лет с той же самой целью. Он спросил у отца: «А почему, когда мы говорим правильные вещи, опираясь на Шастры, люди всё равно не слушают, не принимают это?» Отец сказал: «О, дорогой мой, чтобы тебя слушали, нужно стать великим отреченным. Для того, чтобы люди слушали тебя, нужно быть в отречении, нужно большие аскезы совершать. Тогда каждое твоё слово люди будут слушать, записывать и думать об этом, передавать потомкам». Мадхвачарья немного подумал и решил принять саньясу. Ему было 12 лет от роду. Были препятствия, но он их все преодолел. Главное препятствие — родители очень не хотели, отец очень не хотел: «Как же так? Тебе 12 лет, какая саньяса? Ты ещё ребенок. Как можно такое себе представить?» Он просил его, умолял, уже встал на колени, поклонился ему и сын сказал: «Вот видишь, ты кланяешься мне. В писаниях говорится, что отец может кланяться сыну только в одном случае, если он принимает саньясу. Ты мне поклонился. Я принимаю саньясу.»

Осознание своей миссии и высшей цели жизни

00:05:47 Итак, эти привязанности, как семейные привязанности, они очень сильны — это их природа. Даже великие святые не отказываются от своих родственников. Поэтому о чем эта говорит фраза? О том, что мы тоже не должны отказываться от своих родственников, мы должны вместе с родственниками прогрессировать, вместе практиковать, коллективно это делать — это называется Грихастха ашрам. Когда они вместе и у них одна цель, они знают куда они идут, зачем они это делают, они вместе имеют духовного учителя, они знают что такое миссия, они знают что такое Шрила Прабхупада. И мы понимаем кто такой Господь Чайтанья, и что мы должны делать, как продолжать или как приемственность, как парампара… Если мы осознаем все эти факторы, это называется Грихастха ашрам и в этом нет никаких препятствий духовных. Итак, это осознание миссии осознание важности своего предназначения, или найти своё место в этой миссии. Грихастха ашрам — нужно найти место вот в этой миссии. Не дополнить ряды материалистов, поймите правильно, а дополнить ряды преданных Грихастха ашрама.

00:06:52 И, обычно, эти отношения между мужчиной и женщиной основываются на понятии любви. Как, например, Рамачандра, он любит Ситу. Так, так описывается. Их любовь и описывается в Рамаяне. Можно плакать, если читать об их отношениях. Очень глубокие отношения. То есть Рамачандра дает пример, дает пример всему человечеству как нужно относиться к родственникам, к жене, к отцу, к высшему долгу. В Рамаяне все эти вещи переплетаются и существуют одновременно. И одновременно он хочет вернуть себе жену, и в то же время он хочет освободить мир от Раваны, видите? Есть так же и высшая цель в этом. Как, например, в России Рамаяну переписывали очень простым языком, правда? Если б мы купили какое-то издание Рамаяны, мы бы прочитали примерно такую вещь: что жил такой герой Рама, была у него жена Сита, был злобный демон Равана, который украл у него жену, а Рама убил Равану и забрал жену обратно. Вот примерно такая Рамаяна.

00:08:00 Когда Рерих был в Гималаях, это были годы революции в России — 1917-й год и позже, 1920-е годы. И он увидел, что люди ничего не знают что там происходит в России. Он спросил: «А вы слышали что в России произошло совсем недавно? Очень важное событие, для всего мира». «Да-да, мы слышали, мы знаем.» — сказали тибетцы там, в Тибете — там, где нет газет, ничего. «И что же вы слышали?» — поинтересовался Рерих. Что они тут знают об этом? Это же потрясло весь мир! Это такое было событие мира. Они сказали: «Да, мы знаем, был такой белый царь и он убил брата Ленина, а Ленин убил белого царя в ответ. То, что в России недавно произошло». И Рерих был поражен. Как они искажают, как они вообще понимают эти возвышенные вещи как Великая Октябрьская социалистическая революция. Не так это выглядит в такой форме, очень оскорбительная. И вот так же Рамаяну понимают в Западном мире. Был такой Рама и был Равана, у него была жена, он увел жену, а тот убил Равану. Но если посмотреть внимательно, то мы увидим, что там все ведическое знание. Там эта дхарма — сложнейший закон — переплетается, все есть.

00:09:15 Даже как Арджуна, он говорит с позиции разных дхарм. Он говорит с позиции семейных традиций, с позиции счастья материального, исполнения обязанностей… Он рассуждает что же мы принесем хорошего, если мы будем принимать участие в этом сражении. И Кришна описывает его высшую дхарму, ради которой можно жертвовать чем угодно, и собственной жизнью даже. И это благо. Кшатрию во благо отдать свою жизнь ради высшей цели. А зачем он тогда живет? Просто сохранить свою жизнь не является высшей целью. Потому что мы всё равно рано или поздно потеряем эту жизнь. Есть у Салтыкова-Щедрина, есть такой рассказ, «Премудрый пескарь» называется. Мы знаем его, в школе учили. Философия такова: главное не высовываться. Нужно сидеть тихо. И так можно выжить, всех пережить. Но что Бхагаватам говорит на этот счет? Ценнее прожить одно мгновение в полном сознании, чем тысячу лет жизнью дерева. Емельян Пугачев что-то подобное говорил, видите? Он не читал Бхагаватам, но он был очень свободным, вольным человеком. Этот вольный ум, вот эта свобода ума — Мантра. Ман, манас — ум, траяте — очищение, освобождение ума. То есть мы должны оценить одно мгновение в Сознании Кришны, что это лучше, это выше, чем тысячи лет жизни в форме дерева, бесполезной жизни дерева. Вот эта человеческая жизнь… Нужно высшей дхарме посвятить свою жизнь, посвятить её этой высшей цели.

00:10:36 И, конечно, сейчас такая депрессия в этом отношении в мире и люди ничего не знают о высшей цели. Поэтому они не любят рисковать, знаете, они стали бояться всего. Риск… ради чего рисковать? Нет высшей цели. Но, в данном случае с Арджуной, когда он участвовал в битве, он с радостью, с радостью… Кшатрии с радостью оставляли свои тела в битве, особенно когда видели собственными глазами, как кшатрии, отдавая свои жизни... тут же Гандхарвы спускались сверху, брали их души и поднимали наверх, на райские миры. И сразу шум поднимался на Курукшетре: «Ууууу». И все лавиной бросались друг на друга исполнять свои обязанности и сражались с большей силой. Все так вдохновлялись: «Рай совсем близко, рай, двери открыты!» Оружие и они очень-очень вдохновлялись этим. И сейчас нет, конечно, таких отношений с Богом, нет такой связи, чтобы вот так мы… Но, на самом деле, есть. Сознание Кришны — высшая цель есть.

Пример отречения от Рамачандры

00:11:32 И Господь Рамачандра, он дает пример не только привязанности к женщине, нет, он дает другой пример, пример отречения также. Итак, когда Равана украл Ситу, Хануман должен был найти ее. Прямо видели спектакль, как Хануман искал Ситу. И где он сначала искал? Искал во дворце Раваны. Он не знал где Сита. Упал на Ланку, он перелетел 100 миль или больше. И он увидел, что это чудо архитектуры. Равана знал толк в чувственных наслаждениях. Там были все богатства Рая, вселенной. Равана собрал их туда, на Шри-Ланку, в свою столицу. Дашаратха не мог одержать победу над Раваной. Все мирские, материальные, земные цари, они боялись его, они жили, просто сохраняя какой-то мир, нейтралитет. Но Рамачандра бросил вызов. «Верни Ситу или я убью тебя!» — он сказал. —«Ха! Кто такой? Человеческий какой-то царь, какой-то принц, изгнанник, царь обезьян, в лесу живет, бросает мне вызов.» И Хануман искал, когда попал на Ланку, он не мог понять где искать Ситу, это была трудная задача. Нужно быстро-быстро найти. И он стал смотреть как живут люди, он стал заглядывать в окна, в двери, стал смотреть что, как устроена Ланка.

00:12:42 Он увидел, что там процветание, изобилие и больше ракшасы эти смеются и веселятся, чем плачут и страдают. У них есть все необходимое там для жизни. Равана их обеспечивает очень хорошо. И дворец Раваны, он выделялся из всей Шри-Ланки, поскольку Ланка была из золота. Он выделялся особым богатством. Там были особые драгоценные камни с райских планет, там было райское золото, там были райские деревья. И Хануман, когда вошел туда, он подумал: «А что, это что, рай упал с небес, что ли?» Он был просто потрясен этим великолепием, как, в каком окружении Равана. Наступала ночь и Хануман не мог найти Ситу и потом увидел, что Пушпака — этот небесный летающий корабль Раваны — он висел над его дворцом. И он был потрясен как это сделано было. Каждая деталь в этой Пушпаке была произведением искусства. Каждая деталь. Это было высочайшее произведение, можно было в Эрмитаж выставлять было все там. Все эти детали, мебель, эти балдахины, инкрустированные полы — всё это было из идеальных материалов подобрано. Это были небесные зодчие, которые всё это творили.

00:13:44 И Хануман, раскрыв рот, он просто смотрел на эту обитель и там все спали мертвым сном после какого-то пира, веселья, знаете. Все пили вино, видимо, танцевали там и это был гарем Раваны, жены его. И тогда Хануман, он брахмачари, он стал смотреть на женщин, потому что он искал Ситу. Брахмачари не смотрит на женщин, он искал Ситу, он должен был смотреть. Он стал смотреть на женщин и понял: эти женщины затмевали красоту Пушпаки все. Одна такая женщина могла отвлечь внимание любого художника от этих всех ценностей. Мы видим, что в материальном мире женщина является такой вдохновляющей силой для мужчин, вот они потому и рисуют и пишут что-то. Такая сила этих отношений, очень могущественная сила. И Хануман, он просто был поражен какие богатства у Раваны, какое окружение. И все там описывается очень подробно, какова их была красота, каковы их были черты, совершенные черты и прочее. И, в конце концов, он нашел главную жену Раваны. И Хануман просто был потрясен до грубины души. Ничего подобного он не видел. Это было воплощение всей красоты, ему казалось. Он подумал: это, наверное, Сита. Кто ещё может быть так красив? Все затмила: не только Пушпаку, весь гарем, все представления человеческие. Эта женщина лежит, спит в главном во дворце Раваны и Хануман смотрит на неё и думает: «Это Сита». Потом он думает: «Как это может быть, как я додумался до такой ерунды? Как это Сита может лежать рядом с Раваной? Это оскорбление то, что я сейчас думаю. Боже, о чем я вообще подумал? Сита не должна быть здесь. Сита, наверное, где-нибудь в тюрьме. Ведь она никогда не забудет Рамачандру. Должно быть, где-то она в изгнании, а я не могу найти где. Может быть она в тюрьме или в каком-то уединенном месте, где её всегда оскорбляют, давят на нее. И она должна быть в плохом настроении очень, должна быть без украшений, должна быть очень-очень потрясена этим горем, этой утратой.

00:15:44 И тогда он ушел оттуда и увидел ашоковый сад. Была весна, ашоковый сад был райский сад. Когда Хануман увидел, он стал просто плясать и прыгать от радости, он никогда такой красоты не видел: деревья цвели и там было такое благоухание небесное… И он подумал: «Вот только здесь может быть Сита. Этот сад напоминает ей, должно быть, Рамачандру и весну, поскольку они проводили время своё после супружества в лесу. Должно быть, только это место может ей быть близко здесь по духу». И он не ошибся. Он залез на дерево, посмотрел и увидел: какая-то женщина там под деревом сидит. Он никогда не видел Ситу до этого. Трудная была задача найти Ситу. Итак, Хануман сосредоточился и посмотрел: да, какая-то женщина в окружении Ракшаси. Обычных Ракшасов, некрасивых совсем, служанок, с топорами, с такими толстыми талиями, с грудью до пояса — что-то такое. Такие кривые, ушастые, зубастые. И там какая-то женщина под деревом. Желтое шелковое сари грязное, мятое, волосы расплетенные, немытая, украшений никаких нет, на лице скорбь, печаль. И Хануман смотрит внимательно и видит: о… даже несмотря на всю эту грязь, на всю эту неубранность, она затмевает всю, всю эту Ланку, вместе со всем её окружением. Тогда Хануман подумал: «Теперь я понимаю насколько мужественен Рамачандра. Каково же его мужество, если он до сих пор ещё жив в разлуке с Ситой». Он был потрясен. «Сколько же нужно было сил и духа, чтобы оставаться живым, потеряв такую супругу?» — так подумал Хануман. Но конец Рамаяны какой? Кажется, что Рамачандра просто привязан к Сите и всё это из-за женщины. Но в конце Рамаяны от отрекается от Ситы. Господь обладает всеми достояниями богатства, красоты, знания и отречения. Он отрекается от Ситы, он отказывается от нее. Настолько всемогущая Верховная Личность Бога, настолько он самодостаточный.

00:17:54 Что в нашем случае делать? Нужно тоже развивать отречение. Но Господь помогает, он милостиво посылает нам старость и смерть. Не привязывайся. Ты привязан, посмотри что будет. Прямо на глазах это все будет уходить: красота, молодость, сила чувств — всё это уйдет. Молодые немножко имеют это, чуть-чуть. Потом это уходит, уходит, уходит, уходит. Это для того, чтобы мы развивали отречение. Природа, она помогает нам. Таково устройство. Итак, Грихастха ашрам начинается с соблюдения дхармы, законов дхармы. До этого уровня человек не может жить цивилизованной жизнью. До уровня исполнения обязанностей, человеком руководят просто материальные желания приятного/неприятного. Поэтому когда отношения становятся неприятными, они будут ссориться. Примирение, приятные отношения, пресыщение, поиски недостатков, ссора. Ссора, примирение, наслаждение, пресыщение, ссора. Примирение, наслаждение, пресыщение, скандал. Примирение, наслаждение, пресыщение, убийство. «Ты перед сном молилась, Дездемона?» — помните?

00:19:35 Да, да, вот почему вы думаете стали приняты быть разводы в России? Я был тогда совсем ребенком, я уже слышал об этом, что вот разводы узаконили. Буквально немножко до моего рождения или во время моего рождения что-то такое было. В 50-е годы, мне кажется, такой закон принят. И в то время я слышал очень много историй семейных, поскольку к нам приходили гости разные и они рассказывали о своих мужьях, о своих женах, не знаю… Я очень много слышал таких историй. И до сих пор можно услышать разные истории. Большинство историй мы слышим о семейной жизни: о муже и жене, как они любят или ненавидят друг друга. О их детях, которые иногда разделяют интересы, а иногда не разделяют их интересы. Все, весь мир наполнен такими историями. Вот я слышал, как однажды одна жена убила мужа. Она уже больше не вынесла таких отношений. Она убила его валенком, что было самое удивительное. Он умер от страха. Она сказала, что у нее в руках топор и ударила валенком по голове, и решила его перевоспитать, и вот она его перевоспитала, видите?

00:20:39 Другой пример: муж убил жену, чистя картошку ножом, он случайно ткнул ей в живот этим ножом. Как он сказал потом: «Это совершенно случайно, неожиданно для себя самого, а она почему-то умерла, а я не понял почему». И то есть стало все больше-больше странных историй, которые просто невозможно было принять социуму. Нет, это никуда не годится, как же так, вот эти вещи: вот он любит кого-то другого, она тоже, зачем они живут вместе? Давайте узаконим эти отношения, развод. Итак, это стало вынужденной вещью, как бы стало необходимостью. Но, на самом деле, это означает, что люди не знают законов Бога. Закон — это сила, которая объединяет все общество людей вместе и создает порядок и гармонию в этом обществе — вот что такое закон. Закон не означает, что какой-то страх насаждается — порядок и гармония. Для того, чтобы быть вместе, гармонично необходимы Законы Бога. Это просто гармония. И нарушать законы означает нарушать порядок, установленный Богом — так нужно понимать. Это приводит к разрушению гармонии или к негативным взаимоотношениям, мы говорим. Это есть нарушение гармонии — негативные взаимоотношения. То есть любили, а потом вдруг перестали любить. Это значит негативное, превратилось все во что-то позитивное, в негативное перешло.

Нарушение Законов Бога в семейной жизни

00:22:00 Это говорит о том, что безбожие проникло в эти отношения, нарушение Законов Бога: вражда, ложь, лицемерие, эгоизм — вот такие вещи. Вот эти симптомы, они укажут на истинную причину этих вещей — это безбожие. И семья тоже может подвергаться влиянию вот этих качеств. Эгоизм также может быть. Может быть недоверие развиваться друг к другу. Потеря уважения друг к другу, лицемерие, обман вклинивается туда уже. Есть двойная жизнь у многих людей, знаете, — это лицемерие. Враждебные открытые отношения могут быть. Они говорят: «Я тебя просто ненавижу, я тебе честно говорю». Правда? Очень часто можно такое слышать. Это не какие-то редкие вещи сейчас, исключение. Это законы — законы безбожия. Есть законы религии и законы безбожия. И вот симптомы есть. Законы Бога приводят к развитию любви, бхакти — для этого они созданы. Законы развития любви. И есть законы безбожия — они развивают ненависть в человеке, человеконенавистничество, отказ от обязанностей: бросают друг друга просто и детей. То есть человек просто отвергает всё это существование — ложное вот это отречение.

00:23:17 И теперь посмотрите сколько преданных находились в ложном отречении. Сколько приняли Сознание Кришны как толчок к тому, чтобы не выполнять свои никакие больше обязанности? Поскольку просто мы страдали вот до этих пор в этой жизни, видите? Ложное отречение называлось. «Слава Богу у меня теперь есть философия Сознания Кришны, мне теперь больше ничего этого не нужно» — подумал человек. Это ещё не истинная вещь, нет-нет-нет. Истинная вещь — когда мы будем ощущать любовь к Богу. Не просто отбрасывать материальное, потому что оно материальное, пхалгу-вайрагья, а материю необходимо занять в служении Богу — вот это высший закон отречения. Значит, просто бросить семью не является отреченностью, это называется неисполнением своих обязанностей — адхарма, грех. Тогда как использовать семейные отношения в духовной жизни — это является подлинным отречением.

00:24:12 Итак, семья подвергается этим законам также. Не нужно думать, что в семье не существует каких-то законов Бога, что мы сами там все решаем. Есть обязанности по отношению друг к другу. Например, есть обязанность по отношению к гуру и мы должны это делать. Это первое условие. На инициации гуру не скажет: «Вы даете обет любить меня больше своей жизни?» Нет, он так не скажет, потому что это не с этого все начинается. А начинается с платформы дхармы, исполнения обязанностей: 16 кругов, 4 регулирующих принципа и участия в миссии. Вот это нужно обещать. И мы видим, что трудно подняться на эту платформу людям, большинству. Дхарма, тяжело выполнять свои обязанности. И люди будут спорить а почему эти принципы нужно вообще выполнять, а почему, кто это вообще установил, что за глупости, зачем это все нужно? Зачем вы на себя это налагаете и почему нельзя просто, просто нормально жизнью и вернуться к Богу?

00:25:06 Итак, нужно знать, что грех должен быть отвергнут. Невежество должно быть отвергнуто. Потому что невежество есть главная причина наших страданий в этом мире. И невежество выражается в том, что человек не может сориентироваться где грех, а где высшая добродетель. Путает эти вещи. Принимая добродетель за грех, а грех за добродетель, он приходит к страданиям. Как кто-то может сказать: «Я из лучших побуждений это делаю. Вот мне было жалко, там, какую-то женщину, у неё, там, двое детей было и я решил жениться на ней из хороших побуждений. У нас родилось ещё трое детей тоже из самых лучших побуждений, а потом начался ад. И я столько хорошего сделал из лучших побуждений, а теперь, видите, я с чем остался: меня проклинают и я всех проклинаю. Хуже не придумать ситуации вообще».

00:25:58 Вчера мы вспоминали этот момент, когда Дхритараштра — слепой царь — перед началом войны на Курукшетре, он Санджаю, своего секретаря, послал в качестве посла к Пандавам на переговоры. [Неразборчиво] посмотреть как там вообще Пандавы после изгнания, насколько они могущественны. Поговорить будет ли война, действительно, он боялся за своего сына Дурьедхану. Санджая вернулся как с фестиваля Садху-Санга. Он увидел Кришну, он увидел чистых преданных в экстазе. Юдхиштхиру, Арджуну, Накулу, Сахадеву он увидел в окружении Кришны. Он говорил: «Дхритараштра, Кришна, как солнце, окружен луной и звездами. Его великолепие неописуемо. Пандавы как никогда сильны. Почему? Потому что он Бхагаван, Верховный, он с ними, на их стороне. Дхритараштра, у тебя будут проблемы скоро. Ты должен принять Его как Верховную Личность Бога.» Он должен сказать правду царю был. Да, для его блага, Санджая, он хотел блага Дхритараштре.

00:27:13 Дхритараштра опечалился. Он сказал: «Санджая, скажи мне, почему ты видишь это, а я нет? Откуда у тебя такое видение? Почему я не могу в себе поддерживать это понимание, оCознание Кришны? Ты можешь видеть Бхагавана, а я не могу.» — «Потому что у меня есть знание, о царь, и оно не убывает, не уменьшается. Почему? Потому что я никогда не делаю добрых дел понапрасну.» — Очень интересно. — «Я, говорит, никогда не делаю добрых дел понапрасну, не расточаю добродетель понапрасну на мирские цели. Ты всю свою добродетель изгнания посвятил своему сыну Дурьедхане. Вот и все. На мирские какие-то цели. Ты просто потакал своим материальным привязанностям, но благо высшее предназначено для всех, как солнце светит для всех. Ты не должен использовать энергию солнца для своего личного блага. Солнце тебе не принадлежит на самом деле. И так, ты теряешь знание, Дхритараштра, так ты из царя превращаешься в шудру.» Они об этом говорят.

Важность следования правилам и предписаниям в Грихастха ашраме

00:28:27 Итак, сначала правила и предписания. В семье необходимы тоже правила и предписания, определённый порядок, регуляции дома. Вы, наверное, заметили, что в домашней среде человеку хочется быть свободным и делать все тогда, когда он захочет сам, не так ли? Его дисциплинирует выход на работу, может быть, и с работы. Но дома он потом делает всё, что хочет. Он включает телевизор потом и, как правило, вся садхана-бхакти у него смещается немножко. И он думает: «Ну, я поздно лег, поэтому я не могу рано встать и…». Всегда есть причины. У кого есть дома телевизор? Поднимите руки. Значит все смотрят телевизор, все понятно.
Реплика из зала: [Неразборчиво]
Александр Хакимов: Видеозаписи с Садху-Санга? И не только, видимо. Иногда новости можно посмотреть, правда? И после новостей что-то иногда бывает интересное. Да, кстати, многие смотрят сериалы. Я знаю таких преданных. Они в курсе всех там событий. Тогда зачем проводим этот семинар? Если у каждого дома уже есть гуру, одноглазый гуру его называют. Он всех контролирует и все, вот очень просто. Потому что он 24 часа в сутки проповедует, а не раз в году. Фестиваль только раз в году__ и нам хочется прийти немножко и отдохнуть от этого телевизора. Потом наберемся сил, потом, теперь мы в Сознании Кришны, включаем: «Ну что там в новостях? Какая майа, вы знаете, какая майа! Вот все сутки смотрел — сплошная майа. Ничего хорошего не показывают — одна майа. А сегодня что? Опять одна майа.»

00:30:23 У обычных людей это привычка. Это уже выработано, это как потребность. Это стало естественной потребностью. Это называется садхана-бхакти. Вот садхана-бхакти должна стать естественной потребностью. Ребенка учат умываться. Он не любит этого — зубы чистить — не любит это делать, но потом становится потребностью. Он знает, что чистым быть хорошо, а нечистым плохо — это он сам знает, ощущает, чувствует просто это. И вот в Грихастха ашраме ожидается, что мы уже имеем привитые навыки садхана-бхакти, уже имеем это в Брахмачари ашраме. Если человек не развил такую потребность в садхана-бхакти, Грихастха ашрам — это будет огромный камень в его жизни, 100%. Не нужно быть в иллюзии, шутки с материальной природой очень-очень опасны. Это игра с огнем, если ещё не опасней. Небольшие ошибки молодости и вы страдаете в течение всей жизни.

00:31:20 Мы вчера приводили пример из Библии. В Библии есть много таких жизненных примеров длинных. «Царь Давид», читали, наверное, Библию, скорее всего преданные интересовались. Царь Давид, он сделал один лишь грех в своей жизни. Он был святой царь. Может быть он не попадает под категорию раджа-риши, но в Библии это святой царь. Еще в молодости он воспевает славу Господу и не от мира сего ходит. Очень странный такой, блаженный. Один пророк ставит его на царство и он — Бог уполномочивает его — и он побеждает всех своих врагов, он не терпит ни одного поражения. Он устанавливает единую религию, он берет верх над язычниками. Его мечта — построить храм мира, установить единого Бога. Уже есть план, все остальное. Но он сделал один лишь грех, ну всего лишь один: он увидел какую-то красивую женщину. Красивая женщина, в его царстве, он подумал: «Кто это? Что за женщина?» — «Это жена офицера в той армии. Очень смелый, хороший, преданный человек, он служит тебе верой и правдой.» — «Я хочу познакомиться с этим офицером. Ко мне на обед пригласи сегодня.» И он стал говорить: «Да, ты очень отважный, смелый человек, я просто горжусь тобой, вот, я хочу с тобой пообедать.» Этот человек был так поощрен, с такой любовью относился к Давиду. Давид сказал: «Особое поручение тебе как смелому человеку, преданному: вот есть послание, отвези на передовую. Просто передай туда». Офицер приехал на передовую, подал начальнику: «Вот послание от императора. Я лично должен передать особое поручение». Офицер разворачивает бумагу и смотрит: «Подателя этого письма отправить в самое опасное место на фронт, на передовую, чтобы он погиб в сражении».

00:33:25 Секретное послание, тут же сжечь нужно, все. «Да, будет особое поручение к тебе. Завтра у нас есть вылазка на очень интересную, очень важную операцию_, должен принять участие в ней». И человек погибает там, сразу же. Одежду, оружие передают жене: «Вот, исполнял свой долг до конца, очень смелый человек был, герой. Прославляют все». Давид сделал похоронные обряды и все остальное. И потом женился на этой женщине. Никто ничего не знал. Разум императора, все очень чисто было. Но у него были проблемы: во сне приходил этот человек часто. Психические проблемы начались. Он сидел однажды очень угрюмый на своем троне и зашел один пророк к царю и сказал: «Царь, ты знаешь что происходит в твоем царстве?» — «Что?» — «Вот есть один человек в твоем царстве, у него всего одна овечка, а есть другой, его сосед — богатый, много овец. И для жертвоприношения он отбирает вот эту единственную овечку у этого бедного человека, для жертвоприношения, и лишает его единственной овечки.» — «Кто этот человек?» — сказал Давид. — «Я немедленно накажу его, царь!» — «Ты этот человек!» Давид падает с трона, он понимает о чем говорит пророк. Он знает его грех. «Ты этот человек.» — «Что же мне делать, что же мне делать? Скажи мне, что делать? Как этот грех…» — «Молись Богу.»

00:34:59 В дандавате провел несколько суток. Он молился Богу. У него было два сына, которые воплотили эти его грехи и он страдал от них всю жизнь. Вот это история из Библии. Всю жизнь он страдал. Один сын, он устроил переворот в его Государстве, он хотел сместить отца, встать на его место. Другой был похотливым очень человеком, он соблазнял женщин и много несчастий принес. И он очень сильно страдал от этих потомков. Это было воплощение его грехов. И он снова молился Богу в полном отчаянии. И Бог ответил: «Ты, ты никогда не построишь этот храм, о котором ты мечтаешь. Ты не достоин этого. Хорошо, но твой сын — ещё у тебя один будет сын, Соломон — он сделает это. Он будет лучше тебя. Он не будет иметь ни одного сражения, никаких насилий, но люди просто будут любить его и он покорит весь мир, он построит этот храм.

00:35:56 Итак, это говорит о том, что как, с какой ответственностью нужно приступать к этой жизни. Высокая… Вот эти ошибки, которые мы совершаем, они приносят последствия — грех. И что же нам делать? Вы знаете, Давид совершил может быть одну такую ошибку, а сколько же мы могли совершить ошибок? Если Кали-юга и мы уже пять раз женаты, например? И были, может быть, замужем и в своем чреве убивали детей много раз? Кали-юга, все так делают. Посмотрите сколько плохой кармы. И тогда Кришна говорит Арджуне: «Сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа». Очень сильный стих. Вы знаете, это настолько сильный стих! Очень важный стих в Бхагаватад-Гите. «Оставь все религии, все обязанности, просто предайся Мне. Я тебя сам защищу от этих всех твоих грехов.» «Ахам твам сарва-папебхйо…» Сарва-папебхйо — от всех грехов. «Ничего не бойся!»

Цель Грихастха ашрама — развитие своего Сознания Кришны

00:36:59 Итак, это очень важно, чтобы в семье у нас была цель развить своё Сознание Кришны, предаться Богу, вспомнить свои взаимоотношения с Богом. Грихастха ашрам означает, что у нас есть дома Божества, поклонение Божествам. Вся пища предлагается Божествам. Дети и родители вместе воспевают Святые Имена, каждый день поют. При этом они ещё выполняют свои обязанности. То есть мы должны так отрегулировать свою жизнь, чтобы никогда не забывать о своих духовных обязанностях. Есть вещи вечные, есть вещи временные, материальные… И вот временные вещи должны подчиниться вечным вещам. Должны находиться в подчинении. Вот это жизнь в Грихастха ашраме, правильно отрегулированная. Как в Бхагаватам есть глава, где говорится о счастливой семейной жизни. В Шримад-Бхагаватам обычно критикуют семейные привязанности, но там также есть и понятие счастья семейного. Это очень интересный момент. Там говорится как человек может быть счастлив в семейной жизни.

00:38:06 Родственники со стороны жены и так далее, они будут обычно говорить: «Мало денег», правда? Кто-то говорил вам: «Хватит денег. Сколько можно делать? Пойдем лучше в дхаму поедем, потратим все деньги на дхаму и прочее.» Ну в основном: «Мало, мало, мало денег, мало. Дети растут и прочее. Нужно больше денег.» Это естественный как бы ход развития отношений. Я помню, когда у нас родился ребенок с женой, через 2 месяца потом пришли в Сознание Кришны. Но два месяца мы ещё не слышали ничего о Кришне, мы занимались какой-то мистической практикой. Я уже хотел быть отреченным в то время. Мне нравилось развивать отречение. Я жене тоже проповедовал отречение. Я говорю: «Не надо лишних вещей, ничего не надо». У нас было два чемодана с которыми мы приехали в Санкт-Петербург и все, и там были вещи в чемоданах, все, больше ничего не было. И родился ребенок. А у нас только два чемодана. Жена сказала: «А куда положим ребенка?». Я подумал: «В чемодан. Как раз поместится»._ Она посмотрела… «Чемодан — говорю — мы поставим на табуретки на две и туда.» Она сказала: «Ну ладно». Ну, пока помещается — хорошо, положим туда.» И положили в чемодан. Подумал: «Все, проблемы нет». Через две недели она говорит: «Погоди, он не помещается в чемодан». О… Ну растет, Боже мой, я же не подумал об этом. Я подошел, подумал: «Да, не помещается, точно. Чуть-чуть не хватает». Тогда я по диагонали его положил. Помещается, все в порядке. Но как я её не укладывал в этот чемодан, всё равно нужно было купить кроватку, потом ещё что-то, ещё что-то, ещё что-то и такова семейная жизнь. И всегда будут говорить: «Мало, надо еще. Вот растет, вот сейчас пойдет в школу, вот сносилась_ обувь». И всегда родственники будут напоминать об этом.

00:39:57 И всегда есть тенденция к увеличению чрезмерному, так же как всегда есть тенденция переесть, правда? Мы должны поесть, но переедать — это будет не очень полезно. Но так же здесь есть такая тенденция и мужчина должен это контролировать. Переедание должен контролировать. Не то, что он должен не давать желаемые вещи… Не путайте, это неправильно, детей нельзя воспитывать в отречении. Детей нужно воспитывать с привязанностью, иначе вы испортите всю его жизнь с самого начала. Нужно иметь сильную привязанность и любовь, чтобы воспитать хорошего ребенка. Но в остальном мы должны знать как быть отреченными самим при этом. Итак, Бхагаватам говорит: «Родственники будут говорить: „Давай больше, давай больше, давай больше“» Что вы должны отвечать им? Скажите, что?
Ответ из зала: Достаточно.
Александр Хакимов: Нет, вы должны говорить «Да». Вы не должны говорить «Достаточно» — будет конфликт. Скажут: «плохой муж, он не любит ребенка, а что здесь достаточно? Ну нужно вот, вот это нужно, действительно нужно». Нет, будет конфликт, если вы так скажете: «Достаточно, хватит с вас. И так хорошо и без денег». Нет, вы должны сказать: «Конечно, я вижу: нужно, да. Да, нужно». И так накапливаются вещи, которые нужны, нужны, нужны. И вот мы переезжаем из одного места в другое место и всё это оставляем. Оказывается не нужно ничего. Вот странный момент.

00:41:12 Я переезжал в своей жизни много-много раз, поскольку мы всегда с семьей куда-то перемещались все время. И все время мы оставляли все эти вещи на одном месте и думали: «Пускай они тут лежат, мы поедем пока без вещей». И там ничего не нужно было. Но там снова вещи накапливались. Уже оттуда мы переезжали в другое место. Там ничего нет и хорошо. И уже две квартиры с вещами, видите? Они не нужны. И мы даже забыли где что у нас лежит. Замечали, что там сарайчики появляются, ключики, замочки, сундучки. И это, знаете, вечная уже такая категория. Вы этим не пользуетесь. Просто это на всякий случай нужно будет. То есть много-много лишнего есть на самом деле у людей. Если собрать с миру по нитке, то всех можно одеть, накормить, знаете. Никаких проблем голода нет в этом мире. Просто есть вот это накопление и держать при себе.

00:42:02 Итак, человек говорит: «Да, конечно, у меня уже даже есть планы как увеличить наше богатство. Да, у нас будет много денег, знаете. Я сделаю как вы хотите». Но при этом он идет куда? В храм идет, да, петь «Харе Кришна» сначала. Потому что перед работой сначала нужно спеть «Харе Кришна». И поскольку он поет «Харе Кришна», «Харе Кришна» его занимает так, что ему некогда много работать. Вы заметите, что у преданного не будет слишком много времени на работу выделено. Да, это гармонизация происходит. То есть, на самом деле, слишком много работать не нужно человеку. Слишком много не нужно работать. В том случае, если он уже достиг стабильного Сознания Кришны, тогда это позволяется работать в полную силу, без остатка, да, ради миссии. Он может быть очень твердым в этой деятельности. Но вначале он должен просто отрегулироваться. Просто вести здоровый, нормальный образ жизни. Чтобы не развивать в себе жадность и другие низменные качества. И тогда его духовная жизнь станет просто какой-то религиозной системой, вот и все, которую люди просто не поймут. Он скажет: «Вот видите, я христианин. Вот, все, моя религия». — «А чем ты занимаешься?» — «А я там работаю, там у меня семья, там я пью, там мои друзья, там я с ними перекуриваю, там я ем мясо. А я, видите, христианин.» Вот так не должно быть. В Сознании Кришны не должно быть религии. Это наш образ жизни.

00:43:22 Итак, первое, что мы должны делать, когда мы просыпаемся — мы должны вспомнить Верховного Господа. Выполнить свои обязанности перед Ним — это дхарма. Затем мы приступаем уже к семейным обязанностям. Вечером мы должны ещё раз погрузиться в Сознание Кришны. Если вы этого не будете делать, что будет происходить? Придете вечером домой — будете обсуждать все плохие вещи в течение дня которые происходили. Так? И ляжете спать с негативными мыслями. Утром вам будет очень трудно сосредоточиться на Всевышнем. Вы подумаете: «Нет, нужно отдохнуть, отдых очень важен». Вы проспите всю утреннюю программу и сразу пойдете на работу. И будете через пень колоду повторять Харе Кришна мантру при этом на пути где-то. И потом ещё будет больше негативных вещей, поскольку вы слабеете. Еще больше негативных вещей, ещё больше времени нужно, чтобы обсуждать их, не так ли? Телевидение, радио, средства массовой информации — если всё это пустить на Кришна-катху, представьте что будет. Но все заполнено негативной информацией, все. Потому что люди ослабели духовно, они не знают как жить в мире. Ослабели духовно, стали эгоистичными. У них нет любви друг к другу. Поэтому так много негативных вещей, они думают, что просто говоря об этих негативных анартха-катха мы освободимся от этих проблем, но все ухудшается, ухудшается и ухудшается — болото. Все погружается в этот негатив.

00:44:40 Итак, иногда мы говорим, что грихастхи собираются иногда пообщаться. Начинают за здравие, кончают за упокой. Иногда их встречи [неразборчиво] негативны и что потом? Они не хотят больше встречаться особенно часто. Некогда. Но тем не менее мы хотим приезжать на фестивали, почему? Здесь мы забываем о всем негативном, отрываемся от всего, видите? Просто воспевание, Кришна-катха, законы Кришны, есть преданные, начинаем все постоянно улыбаться, и духовная природа начинает проявляться, и мы счастливы. Так много нас — никакой вражды и лицемерия, никаких проблем. И мы приезжаем для того, чтобы взять этот кусочек отсюда, с этого фестиваля Садху-Санга и поместить в свой дом, чтобы жили дети там в такой атмосфере и мы то же самое, могли поддерживать такой дух преданного служения. Это возможно для каждого человека.

Устранение вайшнава-апарадхи в семейной жизни

00:45:34 Мы немного остановимся здесь пока, вопросы посмотрим. «Вы сказали, что супругам трудно видеть друг друга преданными из-за того, что они очень хорошо знают друг-друга. Что же делать, чтобы в семье были вайшнавские отношения?» Это очень важный момент. Например, мы видим здесь много преданных на этом фестивале. Многих мы не знаем, правда? Очень многих не знаем. И когда мы не знаем преданных, мы думаем о них позитивно, верно? Если мы не знаем преданных. Мы думаем: «О-о, преданный! Харе Кришна». Все так хорошо, просто преданный, мы видим это. Просто тут в сари, в дхоти. «О, харибол!» Наши: тилака — все в порядке. А если немножко узнаем, что произойдет? «Знаю я их, да. Ну, конечно, они сари и дхоти носят, даже тилаки ставят, но вот ты слышала о том человеке? Нет? Я сейчас тебе расскажу что на самом деле там.» И я уверяю вас, если мы так будем общаться, мы не захотим больше встречаться надолго. А если встретимся, воспевать будет очень трудно. Итак, вот этот позитивное умонастроение нужно сохранять, даже видя недостатки. Это называется контроль ума или смирение, вот оно. Вот это проявление смирения — видеть хорошие качества и ценить их. Не то что мы выделяем все негативные вещи и уже потом кажется, что в этом человеке ничего хорошего нет. Вот так иллюзия побеждает нас, материальная природа. Она говорит: «Посмотри, нужно быть внимательным: тут есть враги, друзья. Смотри, будь внимательным». И начинаются отношения в гуне страсти: друзья, враги, плохие, хорошие, умные, глупые. Еще по национальности можно разделить всех кто какой. И всё это называется вайшнава-апарадха.

00:47:40 Также муж и жена должны внимательно избегать вайшнава-апарадхи. Да, есть недостатки. И мы говорили о том, что муж и жена, они хорошо знают об этих недостатках друг друга, лучше, чем другие. Это как одно тело, говорится, даже мысли знают друг друга. И при этом мы должны уважать самые лучшие качества и стремления друг в друге. И поддерживать вот эту сторону его. Так же, как вы воспитываете детей, говорится. Разве не так? Разве в ребенке мало недостатков? Сплошное невежество, на самом деле. Но мы любим и мы их воспитываем. Поддерживаем, какие-то хорошие вещи развиваем в них. Такова культура, культура благости. Итак, поэтому такова рекомендация: может мы не видим уже друг в друге преданных, но мы должны — это дхарма, обязанность — утром встать перед алтарем, совершить пуджу и спеть Харе Кришна вместе. День, два, три, месяц, год, три, пять лет и вы увидите что будет. Через пять лет вы увидите, что каждое утро вы будете в экстазе перед алтарем вместе с женой. Вы забываете обо всех сексуальных отношениях, о каких-то ещё проблемах вы забываете. Все очищается в течение одного утра просто, за полчаса. Прошлый день какие-то проблемы — все смывается. Ман-тра — ум освобождается от этого всего. Вы начинаете день заново, с новыми силами. У вас каждый день появится высшая мечта, высшее стремление, конечная цель. Это нужно определённое время. То есть телесная концепция, она будет разрушена при помощи духовной жизни.

00:49:14 Потому что внутренняя энергия, она — йога-майа — очень могущественна и она проникает в сознание человека. И сначала она проникает фрагментарно, чуть-чуть. И ещё чуть-чуть и ему жена начинает делиться, иногда начинает делиться: «Ты знаешь, у меня есть реализация. Сегодня, когда поводила пуджу, ты пел самсару — это было что-то необычное. Это было просто удивительно». И муж думает: «Ого, ну надо же! Кажется, я прогрессирую. Жена ценит меня как преданного». Они очень вдохновляются такими отношениями. И чувство благодарности проявляется: «Да, правда? Ты такое чувствовала? Значит я чего-то стою все-таки. Значит я все-таки чего-то стою в духовной жизни. Надо же, вот уже что-то получается». У нас появляется какая-то вера, поддержка. «Да, ты очень здорово там крутила эти фитили, знаешь, мне тоже очень понравилось. Сегодня Божества как никогда.» И они начинают такие комплименты делать друг другу уже как преданные, ценить эти вещи. Я вас уверяю, это будет происходить. Затем это станет обычным явлением — экстаз каждое утро. Дети, они уже спать не хотят в это время, если муж и жена в экстазе.

00:50:18 Бывает так, что мы сидим на кухне, о чем-то… когда из поездок приезжаю, с женой мы иногда сидим на кухне с утра и до вечера, потому что я после поездки, полгода меня не было и вот мы разговариваем о чем-то. Ребенок так долго не может сидеть, она идет заниматься чем-то там, там, иногда прибежит. И мы о чем-то говорим и вдруг взрыв хохота у нас: «Ха-ха-ха-ха». И она сразу прибегает: «Что тут было? Что тут было? Расскажите, расскажите». Она треплет меня: «Расскажите, расскажите, расскажите». И мы ещё ей повторим, ещё вместе смеемся. Так, это притягивает. Вкус, вкус появляется в Сознании Кришны. Это наставление Шрилы Прабхупады, оно очень простое, но необходимо это делать.

00:50:59 Телевизор, он может убить нашу духовную жизнь. Он способен на это. Это слепая машина на которой работает, знаете, огромная энергия цивилизации. Не просто один человек это делает. Туда энергия включается от целой цивилизации, телевидение. Это часть цивилизации работает. Конкретно на каждую личность нацелено. Только посмотрите какое могущество майи. Это не шутки. Не играйте с огнем. Вот эти все впечатления, самскары, их потом нужно будет вычищать очень долгое время, которые мы видим по телевизору иногда. Потому что иногда прошибают нашу психику, знаете, потому что там они показывают страшные вещи иногда подчас, потому что они не могут добраться до личности, вот они прошибают стрессами какими-то. Держат психику вот так вот, знаете. Один преданный зашел в Гостинный Двор в Санкт-Петербурге пройтись, что-то нужно было купить, какие-то батарейки — я не помню — для своего плеера может быть. И вышел оттуда через два часа. Телевизор там был включен. Он брал батарейки, там был включен телевизор, он подумал: «Что там показывают материалисты? Давно не видел. Что это такое?» Какой-то фильм шел. И что-то там было, когда человек с пистолетом: «А-а-а…». И музыка, знаете, такая тишина… «Ну что сейчас будет? Что? О чем тот фильм?» Пф! — «Аааа…» — кровь, брызги. Он удивился как, как натурально все, удивительно, как все показывают. Он был просто в шоке. И он вот так простоял два часа, он даже не заметил — он за батарейками пришел туда. Вот так же майа, говорится, он не замечает и погружается туда и потом, когда приходит в себя, жизнь кончилась уже. Все, время вышло.

00:52:31 Однажды Нарада Муни попал в такую иллюзию. Он Кришну просил: «Покажи мне что такое иллюзия, что такое твоя майа? Объясни мне, я не могу понять в чем её могущество вообще? Неужели она такая могущественная?» Потому что Нарада Муни освобожденный, он забыл про майю. Кришна говорит: «Ну, зачем тебе это знать, Нарада? Зачем тебе такой опыт? У тебя есть духовная жизнь, зачем тебе всё это нужно?» — «Ну я хочу знать твоё могущество.» И он стал приставать. «Ну, посмотрим, я не знаю. Ну, сейчас, сейчас мне просто нужна вода. Принеси Нарада__.» — «Ну а ты мне покажешь?» — «Ну, может быть покажу. Ну принеси воды, я хочу пить.» Нарада взял кувшин и пошел к воде. Набрал воду и торопился быстрей. Кришна сейчас расскажет ему о майе.___ И какая-то женщина тут появилась, тоже воду набирала. Так она набирала воду и так глаза у нее были опущены, так она делает локонами. Нарада посмотрел: «Интересная какая женщина». И они о чем-то заговорили, о соседней деревне. Он захотел ей проповедовать Сознание Кришны. И она сказала: «Так, пойдем нама-хатту мы устроим дома. И там уже нама-хатта и все, и уже сосватали. День за днем отношения развивались. И вот уже свадьба.

00:53:49 Кришна, конечно, давно уже ушел, не дождался. Понятно, Нарада Муни думал: «Какой Кришна? Дело серьезное. Личная жизнь.» Пошли дети и все остальное. Он уже по-другому выглядит, Нарада Муни. Не такой с виной ходит, не такой счастливый. поет уже другие песни какие-то, на свадьбах подрабатывает. За Харе Кришна никто не платит много. И, в конце концов, там у жены ещё любовник появился. Начались проблемы, разборки. До убийства дело дошло. И он потерял все, потерял все: и репутацию и честь, деньги — все, семья была разрушена. Так какие были задачи у него? И он упал, и плакал, и молился: «Кришна, Кришна, помоги мне!» — «Нарада, где твоя вода в конце концов? Я заждался уже. Сколько ты там…» — «Какая вода?» — «Я тебя попросил воды принести, где ты вообще был? И уже целых пять минут тебя нет.» — «Как пять минут? Я жизнь прожил. Я же погиб, Кришна. Это твоя майа?» — «Да, это моя майа. Это моя иллюзия. Мама майа дуратйайа. Трудно преодолеть ее. Но тот, кто предается мне с легкостью, выходит из-под её влияния.»

00:55:12 В какой-то момент в жизни грихастх происходит такой переворот внутренний, когда Кришна говорит: «Эй, я здесь». Вы вдруг думаете: «Что это означает?» Вы вдруг начинаете все понимать: где вы, что вы должны делать, кто вокруг вас находится и для чего это все нужно. Вы видите, что это просто карма — окружающие люди. Но как замечательно, что все мы преданные, все мы служим Кришне. Смотрите, ничего не нарушается при этом. Просто приходит осознание, глубокое осознание ситуации. И что же потом? Такой человек постоянно будет занят преданным служением, больше ничем. Все свои материальные обязанности, все он подчинит этим вещам. Ничего не теряет при этом. Бхактивинода Тхакур работал 20 минут в день, говорится, на работе. Почему? Это был мировой судья и там были очень сложные процессы, которые иногда годами не решались. И приглашали Бхактивинода Тхакура: «Очень сложный процесс. Уже вот полгода мы разбираемся в этой собственности, о делении этих вещей, имущества, например. Что делать, где справедливость?» 20 минут — Бхактивинода Тхакур решал. По пустякам даже не беспокоили никогда. Всю свою жизнь он писал песни бхакти, которые мы сейчас поем, воспевал свои круги, постоянно думал о Кришне. 20 минут в день или, может быть, часа 2 иногда работал, поддерживая семью. И его так ценили: его интеллект, его ум, разум. Такой был авторитет.

00:56:33 Когда нужно было установить храм Йога-Питх, — место явления Господа Чайтаньи — трудно было найти средства. Навадвипа была очень бедной в то время. Трудно было найти средства, собрать пожертвования, чтобы построить храм. И тогда все сказали, что Бхактивинода Тхакур должен это сделать. Потому что никому другому люди не дадут деньги — нет такого доверия. И он просто сам пошел — мировой судья — пошел от дома к дому собирать пожертвования. И он собрал. Ему люди доверяли — великий преданный. Такой авторитет. Такие качества у него были.

00:57:03 Итак, нам тоже необходимо развивать духовные качества в семейной жизни. Во взаимоотношениях между мужем, женой, детьми, окружающим миром. Создавать семейные традиции духовные, чтобы это оставить после себя. И что же нужно делать? Нужно воспевать Харе Кришна. Это главный ответ. Потому что Харе Кришна нужно воспевать ещё качественно научиться. Не нужно думать: «Я уже воспевал Харе Кришна. Что нужно ещё делать?» Нет, нужно научиться воспевать Харе Кришна лучше, ещё лучше, ещё лучше — это бесконечный процесс. Как Шачинандана Свами учит нас просто читать по бумажке Харе Кришна мантру, видите? Как ликбез начинается у нас. Может быть кто-то уже повторяет 10 лет, а он все ещё по бумажке может читать мантру, смотрите. Это не так просто. Потому что это имена Бога. Очень трудно думать об этом.

Выбор супруга, вступление в Грихастха ашрам

00:58:10 «В какой момент человек может принять решение принять Грихастха ашрам? Какие этому сопутствуют благоприятные условия?» Обычно, человек принимает решение сменить ашрам, когда у него появляется желание общаться с противоположным полом и какая-то привязанность возникает. Но это не является основой, как мы сказали, Грихастха ашрама. Это лишь является поводом, какой-то внешней причиной. Должна быть ещё внутренняя причина. Внутренняя причина: мы должны испытывать чувство вдохновения осуществить в жизни свою миссию. Вот для этого мы принимаем Грихастха ашрам. Если вы с этой точки зрения посмотрите на своего партнера, вы практически не ошибетесь. Я вас уверяю. То есть вы сразу будете смотреть практично на это, с точки зрения миссии: что это будет за помощник мне? Вот что важно. Не просто «Мне нравится, я испытываю влечение и я должен уже жениться. Все, мои желания проявлены, поэтому я могу это делать». Все люди так ошибаются, все до единого. Но если вы смотрите практически на свою миссию и думаете: «Как это поможет мне в миссии?», практически не ошибетесь. Потому что высшая цель, она поглощает все, устраняет все эти недостатки. Прабхупада сказал, что даже гороскопические вот эти вещи, когда мы не очень совместимы, не так важны, если мы поглощены преданным служением. Можете слишком об этом не думать, если вы поглощены — семья — в преданном служении. Семья будет очень счастлива. Будет достаточно утренней энергии блаженства дома. То, что муж и жена должны приносить в дом, кроме денег еще. Когда блаженства нет, они покупают спиртные напитки на праздники, приносят их в дом. Но преданные, они не принимают эти вещи. Они приносят духовное блаженство в дом. Тогда в такой семье Лакшми-Нараяна, говорится, живут. Там нет страданий каких-то, нет, не существует. Это обитель счастья становится духовного.

01:00:02 Итак, когда человек готов принять ответственность, тогда он может менять ашрам. Мы заметили, что во время обрада будут спрашивать: «Вы готовы принять ответственность?» Вы должны сказать «да», или «нет». Обычно все говорят «да», почему-то никто не говорит «нет». Хотя большинство ещё не готово принять ответственность, на самом деле. Но означает, что они просто хотят это, хотят так принимать ответственность, настроены на это. Позже это будет… окажется трудной вещью, но он вспомнит: «Я обещал перед Божествами, перед преданными, что я готов принять ответственность. Я же обещал. Надо стараться, надо делать». То есть вот этот обет, этот обряд, он связывает живое существо, скрепляет эти отношения.

01:00:54 «Правда ли, что мы несем ответственность за то, что… за то, что я даю деньги нищим? Лучше давать прасад — это для преданных, а для неверующих быть как?» Нет, прасад можно всем распространять, верно. Если вы даете деньги и видите: они их могут использовать неверно, тогда вот да, мы несем ответственность за это подаяние. Это добродетель понапрасну называется. Вот то, о чем говорил Санджая. Это разрушающая, невежественная добродетель. Вы даете деньги нищему — он пьет на эти деньги или принимает наркотик. Ничего хорошего в этом нет. Детям не дают деньги, правда, в руки много? Это что, нелюбовь к детям? Как вы думаете? Нет, это забота о них. Они их могут использовать неправильно. Им дают пищу, одежду — все необходимое, но денег им много не дают, детям. Это развращает детей серьезно очень.

01:01:54 «Я в движении Сознания Кришны семь лет. Читаю 16 кругов пять лет. Один год читаю пранаму Бхакти Тиртхи Свами. Хочу получить инициацию, но проблемы в семье. Гражданский брак — 9 лет, муж, он познакомил меня с преданными и ходил первое время в храм, а сейчас он нарушает три первых принципа и это стало преградой в инициации. Посоветуйте как мне поступить.» Три первых принципа. Я не вижу тогда какие у вас препятствия. Если это он нарушает, вы не нарушаете же эти принципы. Только четвертый принцип преданные нарушают совместно — это сексуальные отношения. Другие принципы они могут не делать совместно нарушать. И здесь нет преград. Если он нарушает принципы, если это его образ жизни, ну, в конце концов, каждый выбирает себе свой путь. У него есть свобода выбора. Но четвертый принцип, — здесь вы написали — он соблюдается, поскольку вы уже в годах. Это нетрудно. Здесь нет препятствий, не беспокойтесь. Это его проблемы, не ваши. Но если вы спрашиваете как вам помочь ему, не всегда это возможно. Потому что если у человека нет желания, вы не сможете помочь ему. Лошадь можно привести к воде, но если нет желания, она пить не будет. Поэтому таких родственников не слишком беспокойте, у которых нет желания духовной жизни. Не проповедуйте им слишком. Не навязывайте Сознание Кришны. Практикуйте сами. Главное, чтобы они вам просто не мешали.

01:03:31 О, простите, время наше вышло. Харе Кришна! Большое спасибо!

транскрибирование: Марина Бокова | Киев | Украина | 13 July 2013