Духовные падения в грихастха ашраме
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Это нормально будет, если мы будем отвечать на вопросы сегодня, всё это время? Хорошо.
Почему духовные люди иногда возвращаются к интоксикации?
00:00:22 «Если духовная жизнь более насыщенна и интересна, почему же люди через долгие годы духовной практики иногда возвращаются к употреблению интоксикаций?»
00:00:40 Такой вопрос есть. Итак, мы много слышим о том, что духовная жизнь, она более интересна, более насыщенна вкусом. И есть даже специальный термин санскритский, который описывает это состояние — раса. Раса — это очень насыщенный вкус. Это то, что каждый человек очень-очень хочет получить, имеет жажду этой расы, жаждет нектара, счастья, наслаждений. Этот дух скрыт в каждом живом существе — Пуруша называется. Живое существо, оно наслаждающееся по своей природе, ищет счастья, взаимоотношений. Есть, конечно же, Ади Пуруша или Маха Пуруша — изначально наслаждающийся — но все другие живые существа также имеют тенденцию, склонность к наслаждению, к счастью. Это естественно, поскольку это есть в источнике. В Боге это есть — дух ананда. Бог живёт для своего собственного наслаждения, других целей нет. И все связано с Его наслаждением, с Его способностью наслаждаться.
00:02:00 Наши чувства — продолжение Его чувств, наш ум — это продолжение Его ума. То есть наша жизнь — это частичка Его жизни — целого, общего целого. И описывается, что полное целое, оно самодостаточно: там есть всё, там нет никаких недостатков. Нельзя ничего ни прибавить, ни убавить. Ом пурнам на санскрите означает «полное целое». Но когда речь идет о части целого, то очень важно рассмотреть её взаимосвязь с полным целым. Прабхупада часто приводит простые примеры: мизинец — любая часть тела — он говорит — пока она связана с телом, она выполняет важные функции, можно считать её так же телом. Если кто-то коснется моего мизинца, я скажу: «Вы меня коснулись». Он связан, это всё равно что я. Хотя мизинец — это не я. Я существую без мизинца. Небольшой пример: мизинец можно потерять. Так бывает, что мизинец валяется на дороге где-нибудь. И он уже не имеет отношения к моему «я», посмотрите, он уже отделен. Вот очень важно понять в каком же состоянии находится живое существо.
00:03:24 Почему, почему человек может привлекаться материальными наслаждениями, хотя они являются источником страданий? Уже множество, множество раз мы пытались наслаждаться в этом материальном мире, но ничего не получается. В итоге какие-то страдания всегда сопутствуют этому. Также как огонь всегда покрыт дымом, и любая деятельность имеет недостатки, — говорится в Ведах — материальная деятельность. Всегда будут какие-то недостатки. Также как материальный прогресс. Он, конечно, имеет какие-то преимущества, удобства: средства передвижения, комфорт, стандартизация, какие-то новые вещи всегда выходят. Какие-то удобства есть, но всегда есть и недостатки. И недостатки указывают на то, что живое существо не самодостаточно, не абсолютно. Поэтому Ом пурнам означает: я должен быть связан с полным целым, тогда меня также можно назвать Ом пурнам с этим вместе целым. Единство. То есть мизинец, он очень важен на своем месте. А если он не занимает своё место, куда он годится? Это просто мусор. Его нужно просто устранить.
Почему мы не можем наслаждаться безгранично?
00:04:33 И так же живое существо. Оно хочет расы, вкуса, но оно не самодостаточно в этом. Оно нуждается в чьей-то помощи. Хочет получить откуда-то этот вкус. Оно не может получить полное счастье просто из себя самого. Вот в чем разница между Богом и живым существом. Хотя качественно это одно и то же, количественно — нет. Нам всегда чего-то не хватает, мало количественно счастья нам. Мы хотим больше, больше, больше, больше, больше. И интересный момент: то есть мы хотим получить безграничное счастье и для этого мы думаем, что наверное нужны какие-то безграничные материальные средства. Но из-за ограниченности живого существа, мы не можем использовать безграничные средства.
00:05:25 Прабхупада шутил и говорил: «Посмотрите, желудок вместит только определённое количество пищи, больше не вместит. Как бы вы ни были богаты, вы не можете съесть больше, чем помещает желудок.» Из-за ограниченности мы не можем наслаждаться большим богатством, скажем, или большой славой также. Или огромными, огромными знаниями. Не вмещается это в человека, нет. Он может наслаждаться только той долей, которая ему выделена. А все остальное принадлежит Верховному. И вот живое существо наслаждается, когда понимает вот этот принцип. Можно сказать, что он счастлив, когда? Когда он знает, что есть Верховная Личность Бога и Ему все принадлежит. Мое существование, также, всё моё имущество. И он видит, как всё это служит Господу. Это доставляет ему радость.
00:06:16 Также как богатый человек, как он может быть счастлив? Мы сказали, он ограничен чувствами тела, объемами желудка. Но излишние средства в Ведические времена он использовал для блага всех других людей. Видя, как другие люди получают благо от его богатств, он получал счастье. Другого порядка просто, более высокого порядка. То есть счастье от того, что счастливы другие. И я могу делать других людей счастливыми. Вот эта тенденция есть в человеке: помогать ещё кому-то и он чувствует себя очень хорошо от этого. «Вот я помог этому человеку, он мне благодарен». И это тоже наслаждение, видите, тоже счастье?
00:06:57 И это скрыто в природе — служение, живое существо — слуга. Вот оно счастливо тогда, в полной мере, когда посвящает свою жизнь объекту высшей любви. И, таким образом, служение поддерживает эти любовные отношения. Вот это называется «Ананда» — безграничное блаженство. Любовь к Богу, она безгранична. Она количественно не ограничивается, поскольку здесь взаимоотношения с безграничным источником вступают в силу. И тогда естественно возникает вопрос: почему же, если так, почему же нас может привлекать снова какая-то материальная низменная деятельность, вкусы, если Сознание Кришны вот такого порядка? Это очень интересный момент. На самом деле, живое существо не привлекается материей. Мы привлекаемся из-за иллюзии. Если бы мы увидели реальность, мы бы никогда в жизни не привлеклись этим материальным творением.
Если бы нас заранее предупредили, мы бы не захотели попасть в материальный мир
00:07:55 Я услышал, как один духовный учитель сказал: «Если бы нас заранее предупредили куда мы придем, что там будет с нами. Если бы нам сразу сказали, что вам прийдется родиться, появиться на свет в каком-то беспомощном теле, мочиться и испражняться под себя сначала. Вы даже не можете сказать, что вы хотите. Все это подробно вот описывается, что же происходит с живым существом, что ему прийдется пережить множество трудностей для поддержания тела. Тем не менее, оно будет болеть, разрушаться. Множество страданий будет сопутствовать во взаимоотношениях с живыми существами, от климата, от собственного ума, проблем. В конце концов, оно просто состарится и умрет. Захотели бы вы прийти в такой мир был вопрос?» То есть когда описывается реальность, мы видим, что это не очень привлекательная реальность, на самом деле.
00:08:49 Будда, он увидел эти вещи за пределами своего царства, поскольку отец скрывал эти недостатки материальной жизни. Ему казалось, что нет старости, в пределах дворца только молодые люди окружали его. Нет болезней, там не было больных. Никто никогда не умирал. Но когда он впервые вышел за пределы дворца, он увидел, что есть старость, болезни, рождение и смерть. С ним был его слуга и Будда спрашивал: «Что это такое?» Увидев странного человека, который сгорбился и опирается на палку, даже стоять не может прямо, ему трудно даже стоять на ногах, он передвигается… «Что это такое?» — спросил Будда. «А что это за существо? Что это такое вообще? Откуда такое может быть?» — «Это старость, — сказал слуга. — каждый человек станет таким в конце жизни.» И Будда был ошеломлен этой реальностью. Затем он увидел прокаженного человека и просто был в шоке. «А это что такое?» — «Это просто болезни.» Вряд ли кто-то может избежать таких вещей подобных. Каждый будет чем-то болеть. В конце концов он увидел просто носилки и несли на кремацию тело. «А что же это такое?» — «А это смерть.» — «Тогда в чем же смысл жизни? — спросил Будда. — Тогда какой смысл в этом бытии?» И это был разум Будды, конечно. Он мог сразу увидеть, увидеть суть этого всего. Поэтому говорится, что живое существо в своем чистом состоянии не привлечется материальной природой, нет.
00:10:14 Также как можем ли мы привлечься жизнью низших форм? Захотим ли мы принять такой образ жизни? Нет, трудно себе такое представить. Жизнь свиньи, например, кто-то захочет? Нет, это отвратительно для нас. И тем не менее, иногда живое существо из тела человека получает такую форму жизни из-за каких-то грехов. И как? Как-то нужно дать эту форму жизни, он же не хочет становиться свиньей. Даже преступник не хочет садиться в тюрьму. Зная, что он должен быть наказан, он не хочет. Нет такого вкуса. Но в конце концов человек может развить такой вкус. Вот в чем интерес. Развить, благодаря влиянию материальной природы.
00:10:57 То есть эти вкусы могут быть навязаны нам, так же как курение, алкоголь, наркотики. И потом это уже не доставляет никакого счастья, никакой ананды. Просто становится дурная привычка, привязанность практически не преодолимая. Рабство. Человек становится рабом всего этого. Также и здесь человек становится рабом Майи, материальной природы, гун материальной природы. Обусловленность называется. Как если человек принимает наркотики и он решил бросить. Но потом называется ломка, да? То есть его физическая потребность становится такова, что ему необходимо принять наркотик, чтобы он себя лучше просто чувствовал, здоровей был, чтобы он не болел. Это называется уже обусловленность, все. Он и сам не рад, но уже не может ничего изменить в этом.
00:11:41 Также ум возбуждается и воспаляется от греховной деятельности и кажется, что без этого нельзя обойтись. Если я сегодня не выпью, я умру — думает алкоголик. Конец мне будет, конец моей жизни! Каждый так думает. У каждого ум как-то воспален и поэтому, из-за этого воспаления ума, из-за греховной деятельности, из-за влияния самой материальной природы, человек совершает деятельность, лишенную всякого вкуса, всякого жизненного вкуса. Ананда, блаженство — люди не знают что это такое, просто понятия не имеют.
Почему люди становятся наркоманами?
00:12:14 Итак, это влияние материальной природы — ответ на желание живого существа: желание отделиться от Бога. Итак, живое существо мы не можем взять вот так вот и привести в материальный мир. Это также как нам сказать: «Давайте станем свиньей сейчас же». Все будут протестовать. Что же делать? Нужно привлечь живое существо к этому моменту. Синдбад Мореход потерпел крушение очередное. Попал на какой-то странный остров. Их сразу заметили люди, всю команду, обессилившую, голодную. И сразу же очень быстро принесли какие-то миски и пищу — очень много пищи разнообразной. Стали наливать в эти миски пищу и кормить. Синдбад был очень разумным и подумал: что-то странное во всём этом, не буду есть. Но команда налетела, от голода налетела на эту пищу, стала есть, есть и есть, и есть. И люди внимательно наблюдали очень за этим процессом. Синдбад подумал: что-то очень странное. Пытался сказать команде, подавать знаки, чтобы они не ели, но они не слушали, они были очень голодны.
00:13:25 Итак, Синдбад постился. И он заметил, что когда он перестал, не стал есть, люди потеряли к нему этот интерес. Весь интерес переключился на тех, кто ест. На следующий день снова принесли ту же самую пищу, снова стали кормить. И ещё с большей жадностью команда напала и он стал видеть, что в них просыпаются какие-то звериные инстинкты, у этой команды. Он ещё больше испугался. На третий день снова, и четвертый… И через некоторое время люди превратились в свиней, вся команда. Синдбад понял что это за пища. То есть вкус можно развить низший.
00:13:59 Как был эксперимент двух кроликов. Одного научили курить. Я видел этот эксперимент в документальном фильме когда-то. Они пытались доказать, что курение вредно для здоровья человека… На кроликах почему-то, хотя и на человеке это видно очень хорошо. Уже достаточно экспериментов. Но они решили убедить вот таким образом, что человек, он обусловлен и не верит, что это плохо. Он думает: это хорошо. Итак, кролику пытались дать закурить. Попробовали дать закурить кролику. Будет он курить? Да нет, он никогда не будет этого делать. Поэтому насильно его приучили к этому. Сделали такую масочку, здесь завязали, с дырочкой. И вот туда сигарету вставляли и ему пришлось дышать этим никотином. И, конечно, первое время он просто всеми четырьмя ногами пытался освободиться от всего этого, было очень плохо ему. Он бегал по всей клетке как сумасшедший. Даже жалко было его. Но уже через три дня он заядлым курильщиком. Через неделю он уже сам надевал эту масочку, вставляли сигарету и искал спички везде бегал. Эксперимент заключался в том, что вот они рядом живут, они родились от одной матери. Они примерно равного веса были, получали одинаковую пищу, но вот один курит, другой не курит. И вот результат: этот курящий такой стал облезлый, худой такой, знаете, асимметричный какой-то весь. А другой наоборот круглый такой, плотный, вот он упитанный, тяжелый. Вот, видите, на лицо результат как вредно курение для веса.
Интоксикации убивают в человеке милосердие
00:15:32 Но, конечно, нас интересует сознание. Люди не приняли всерьез этот эксперимент. Практически никто не бросил курить после этой передачи. Ни на кого не повлияло, что какой-то кролик толще стал. Я наоборот хочу избавиться от веса и мне нужно покурить. Нет, человек не понимает, потому что он превратился в определённое существо, принимая интоксикации. Конечно, он не изменил свою форму — сознание изменилось. Вы, может быть, заметили, что сейчас очень много людей паразитирующих на теле общества. Заметили такое? Что очень мало людей, которые думают о благе всего общества, правда? Очень-очень мало, очень редко встречаются такие люди. А если встречаются — подобно чуду: он действительно так думает или у него какие-то мотивы? Это надо ещё проверить. Очень большое недоверие вызывают такие люди сначала. И с чем же это связано? Вот с этими вещами. Прием интоксикаций убивает милосердие в человеке. Это не проходит бесследно. Он становится черствым, эгоистичным. Это антирелигиозный принцип. И становится сердце как камень у этого человека. Потом ему дают Святое Имя, но он не чувствует вкуса. Вот сигареты — это другое дело совсем, наркотик — это понятно. Но что вы добьетесь, повторяя какие-то звуки, имена какие-то?
Ложное Эго стимулирует рост материальных желаний
00:16:55 И вот интересный момент. Когда усиливаются материальные желания? Мы должны проследить этот механизм. Материальные желания можно усилить так, что без них, кажется, жить невозможно будет просто. И, наоборот, их можно свести к нулю. И то, и другое можно сделать. И так, и так.
00:17:15 Итак, если у нас есть Ложное Эго и мы действуем с платформы Ложного Эго, нужно ждать — придут материальные желания и вкусы, вернутся к нам. Майа не умерла, если мы отвернулись от неё не секунду, Майа на месте, и Кришна тоже не умер, если мы отвернулись от него. И Майа и Кришна существуют всегда. Вопрос чем мы связаны, маленькое живое существо, с чем мы связаны? С полным целым или с не самодостаточной энергией, материей. И вот есть вопрос: был вкус духовная жизнь так вкусна, так возвышенна, почему проявляются материальные желания? Откуда это вожделение? Откуда эта потребность наслаждать свои чувства из эгоизма? Пока я сознательно не буду культивировать смирение, почтение, терпение, вкусы материальные не уйдут. Я найду причину, буду враждовать среди преданных, поэтому так важно культивировать смирение, когда мы культивируем смирение, материальное желание действительно уходят и не возвращаются, не беспокоят просто нас. И конечно человек сразу чувствует, что это легко, хорошо, свода, освобождение, Мокша, свобода от страданий.
00:18:29 Потому что все страдания, как Будда заметил откуда, почему человек страдает? Потому что он имеет желания материальные. Желание наслаждения. Поэтому, он правильно сделал вывод. А окуда эти желания проистекают? От самого существования, пока мы существуем, мы живём. И вывод Будды таков: надо прекратить существование, и всему будет конец – Нирвана, исчезновение. Прабхупада говорит: «Будда ничего не говорил просто о духовной жизни, о духовной стороне существования, духовное существование увеличивает счастье наоборот, оно предназначено для счастья живого существа».
Бхакти йога дает освобождение от страданий
00:19:07 Итак нужно найти прибежище в духовной энергии, тогда материальные желания никогда не вернутся. Если же мы не превзойдём? Если мы так же будем здесь преследовать какие-то корыстные цели в духовной жизни, положение, подсчёт, слава, обычно вот эти вещи очень мешают нам. Если мы будем культивировать вот эти принципы, то вернутся снова материальные желания, вожделения, и вдруг мы видим, человек срывается. Даже с хорошим кажется уровнем силы он срывается, и что-то с ним такое происходит странное, просто начинает что-то принимать, то что никогда не принимал, что-то есть, что мы никогда не ели, что-то говорить, что не написано в Шастрах. Почему так? Я это долгое время практиковал! Да? Нам нужно смотреть, что он так долго культивировал внутри себя? Процесс Бхакти должен быть правильным! Тринад аписуничена тарор апи сахишнуна аманина манадена киртанийа сада хари, постоянное воспевание возможно, только в присутствии этих 4 свойств, качеств: смирение, почтение, терпение и не ожидать ничего от этой жизни взамен.
00:20:13 Например, Брамачари – он культивирует смирение, он учится подчиняться, вот нужно подчиняться, учителя говорят, старшие говорят, вот жизнь в подчинении, в смирении. Первое – человек учится смирению подчинению старшим. Но когда он вступает в ашрам грихастхи, да он обучен уже принимать безусловно, но понадобится ещё одно качество: терпение. В жизни грихастх – это самое важное качество - терпение. Конечно не трудно быть смиренным, если нет никого над нами, тогда можно выглядеть смиренными. Не трудно быть терпеливым, если от нас никто не зависит, не дёргает нас: «хочу того, хочу этого, дай мне этого». Если от нас никто не зависит, тогда и мы можем быть очень терпеливыми, спокойными.
00:21:06 Ванапраста – он практикует, культивирует почтение, почему? Не трудно быть почтительным, когда все старше нас, но Ванапраста – это уже умудрённый годами человек, убелённый сединами, и он должен культивировать почтение к тем кто младше его и не обладают большой мудростью. Если он не будет почтителен ко всем окружающим людям, к нему не придут с вопросами, он не может использовать свою мудрость и знания, для передачи знаний. Он должен жить в такой добродетели, что любить всех и почитать все живые существа от мала до велика, тогда он становится источником такого знания, и люди сами будут спрашивать у него.
00:21:50 А если кто-то принимает Саньясу, то он не должен ждать ничего от этого мира вообще, и всё при этом должен отдать полностью. Не трудно ничего не ждать, если ничего не даём. Но если мы всё отдали, при этом ничего не ждать – это целая наука, как этому обучиться?
00:22:06 Смирение, почтение, терпение, не ожидание ничего взамен – это целая школа жизни, и пока человек правильно практикует эти вещи внутренне, он никогда не упадёт, возможны срывы, возможны иногда неудачи, но он никогда не упадёт. Кришна говорит: «Он может иногда совершать даже дурные вещи, но если он продолжает чистое преданное служение, то есть внутри сердца он искренний, читайте его Саду, мой преданный никогда не погибнет» - Кришна говорит – «Да ошибки могут быть, но все ошибки будут прощены, исправлены», но когда мы сознательно культивируем ложные принципы, будет падение.
00:22:44 Конечно сначала будет предупреждение. Кришна предупредит, через преданных, через окружающих людей, через авторитетов, через гуру даже наставления, но в конце концов, если я не выбираю этот принцип, падение научит меня смирению, когда человек падает, он становится очень смиренным, начинает всё переоценивать в своей жизни заново. Вдруг начинает понимать, что всё было неправильно. Это тоже милость Кришны. Но лучше всё же следовать сознательно культивировать эти принципы. То есть таков мы говорим – механизм, механизм может быть поддельный, механизм продвижения, но вот это связано с вот этими тонкими законами ложного эго.
Инициированный преданный не хочет соблюдать принципы и принуждает свою жену следовать его желаниям - как буть?
00:23:33 Инициированный преданный не хочет соблюдать принципы и принуждает свою жену следовать его желаниям. Несёт ли, и какую ответственность жена? Жена выполняет требования и прихоти мужа, а если она сопротивляется, возникает скандал.
00:23:53 Инициированный преданный не хочет соблюдать принципы и жена в трудном положении оказалась. Да – это проблема, это будет замедлять духовную жизнь, и иногда нужно идти на компромисс с этим, тогда мы должны планировать в будущем осуществить всё как необходимо, немножко позже. Когда вожделение уляжется немножко, естественным образомю Возможно, так будет. Если он человек искренний и всё таки практикует 16 кругов, занят миссией, но он не может преодолеть эти желания в данный момент, то нужно запастись терпением, чтобы преодолеть немножко это в будущем, совершать определённые усилия.
Как избавиться от вожделения?
00:45:50 Как мы сказали: человек должен научиться действовать ради блага других людей чтобы освободиться от вожделения. Семейные люди забывают об этом. Пока человек – брахмачари, он естественным образом делает благо другим, он просто уезжает, он просто проповедует, он занят вот такими вещами для других, он общается с другими людьми. Вся эта его низшая, она сгорает в этом процессе. Это творческий очень процесс, спонтанный процесс, Санкиртана проповедь знаете? Если вы увлекаетесь туда с головой, вы забываете обо всех вещах, это факт. Проповедь обладает огромной силой.
00:25:23 Но если домохозяин забыл о своей высшей миссии и пытается просто обустроиться в своей семье, комфортно и удобно, то к нему может вернуться это материальное желание. К тому же объект чувственного наслаждения очень близко – в форме жены. И он благоприятен к нему. То есть это происходит естественно. Видите? Сама природа помогает в этом. Поэтому говорится, что в грихастха ашраме не нужно забывать о высшей цели также, о миссии. Постепенно вытеснить эти моменты. Иногда нужно дожить до какой-то старости чтобы понять это, что не все мы одинаковы. Лет в 50 с лишним или больше уже, немножко уже они ослабевают эти желания, сама природа – она помогает в этом. Но здесь мы говорим, что иногда необходимы компромиссы поскольку муж преданный, и жена тоже преданная, но есть какие-то трудности. Теперь нужно просто попытаться их преодолеть.
Как научиться прощать и нужно ли прощать всё?
00:26:32 Нужно ли практиковать всепрощение, или есть вещи – через которые нельзя переступить?
00:26:40 Да и то и другое говорится. Нужно практиковать, уметь прощать. В Махабхарате говорится, что человек научится прощать только в одном случае, если для него успех и поражение, слава и бесславие, почёт без чести, одно и то же. Такой человек может прощать, если он не привязан ни к тому ни к другому, такому человеку свойственно прощать все вещи. Закон кармы очень интересный, например, если мне кто-то должен деньги, и не отдал в этой жизни, умер, или я умер раньше времени, я рожусь снова, чтобы получить этот долг от него, и он тоже родится снова, или я должен и не отдал, то же самое произойдёт, я рожусь снова чтобы вернуть долг, а человек родится снова, чтобы принять этот долг. Скажем наши дети, кто такие? Мы их должники, они рождаются и мы им долг возвращаем. Но поскольку мы слишком много даём им, поэтому мы снова рождаемся у них так часто бывает, они снова нам возвращают, слишком много. И так это продолжается много жизней, даже муж, жена, дети, родственники, это связи очень и очень длительные в цепи реинкарнации. Не случайные встречи совершенно.
00:27:50 Поэтому, говорится: «Прощайте, прощены будете». Помните, если я прощаю долг этому человеку, мне не нужно рождаться, ему тоже не нужно рождаться в сторону долга. То есть ну нужно научиться этому, чтобы по настоящему нас не связывала это внутренняя энергия ума. Что у меня есть долг, и у него есть долг по отношению ко мне. Прощать нужно научиться, и говорится поэтому, мне не нужно привязываться ни к плохим, ни к хорошим вещам, ни к успеху, ни к поражению, ни к какому результату, результат от нас уже не зависит. От нас зависит только выполнение своих обязанностей, и результат от нас не зависит, от Кришны зависит, этому учит Бхагавадгита. Так можно научиться прощать, освободиться от многих, многих проблем таким образом.
00:28:30 Но есть вещи которые нельзя, нельзя просто игнорировать., например, если говорить о семейной жизни, то та женщина, которая изменяет мужу, то он имеет право оставить её. Просто бросить это, отвернуться от неё не имеет права, есть так же исключения видите. Или в ходе войны, военный закон: он гласит уже другие принципы: око за око, зуб за зуб, это принцип войны. Принцип мира другой. Если тебя ударили по одной щеке, подставь другую – это принцип мира. Принцип войны, видите уже другие вещи: место, время, обстоятельства. Значит где-то мы должны уметь прощать для мира, а где-то мы не можем простить, поскольку тут законы войны.
00:29:17 Некоторые люди живут по законам войны до сих пор – это называется вендетта, месть, кровная месть, поэтому война не прекратится – это законы войны. Если мы хотим мира, мы должны обратиться к более высоким законам: подставь другую щёку и всё, на этом всё остановится. Кто-то должен это сделать, и тогда будет мир.
Почему теряется вкус к повторению Святого Имени?
00:29:42 С рождения ребёнка перестала повторять регулярно джапу. Первые 6 месяцев – это можно оправдать, но сейчас это просто привычка, хотя уже прошло 4 года. Кроме того, чтобы уделять ребёнку достаточно времени, я не посещаю программы так много как хотелось бы. Посещая святую Дхаму, в этом году мне особенно не доставало, слушания и участия в программах. Является ли это ослабление Садханы и потеря вкуса к слушанию, воспеванию, ценой которую каждая женщина в Искон должна заплатить, за то что имеет детей?
00:30:18 Нет, нет, нет – это не общее правило. Потеря вкуса к святому имени, причина только одна: не рождение ребёнка, нет, это какие-то оскорбления которые человек совершил в прошлом. Я могу привести массу примеров – женщин, которые с ребёнком, и не с одним ребёнком, посещали все программы в начале движения. Где мы только ни были, мы выезжали с человеком за город, куда угодно, и она одна с колясками, тогда никто не помогал женщинам в то время. В те времена, если я сейчас расскажу, как мы относились к женщинам, то у нас бы наверное женщин не было бы сейчас в движении, больше чем половины присутствующих. Если Брахмачари брал трубку и там на том проводе была женщина: он плевал туда в трубку [смеются все], это было когда-то, когда-то так было в отношениях. Сейчас слава Богу всё меняется. Сейчас женщинам намного легче.
00:31:20 И вот в то время у неё уже было трое детей: один совсем маленький, чуть побольше, чуть побольше, вот это она на все программы, за город с колясками, всё она их тащила и тащила, сколько она их таскала этих детей за собой всё время на все программы. В одной руке чётки, там ребёнок, тут куда ни глянь везде дети выглядывают. Конечно да, ей было очень трудно, но энтузиазм был. Её особенность именно в этом и заключалась, была очень простая женщина, никогда никого не критиковала, все преданные для неё были очень удивительные люди, всех любила, вот духовным образом, она получала поддержку духовной энергией.
00:31:54 Видели таких людей, которые любят всех преданных? Они очень энтузиастичны. Вы их не остановите ничем, всегда много повторяют, много делают, вот этому настроение – они дают радость, счастье, вот это видение. Сначала – это может быть в невежестве, но позже мы видим какое-то различие, между преданными, и скажем – это уже не такой хороший, как я думал, есть недостатки в этом человеке. И чем больше погружаясь вот в эти различия, тем больше теряем энтузиазм и вкус.
00:32:23 Обычно это связано с какой-то критикой, не с рождением ребёнка. С рождением ребёнка связана только одна вещь: тонкое тело женщины оно становится зависимым от тонкого тела ребёнка, они как бы вместе становятся, поэтому ребёнок у неё берёт много, много энергии. Приведу пример: мы однажды ехали из одного города в другой зимой на машине, а это опасная дорога была, скользкая, и нужно было по ней быстро, доехать успеть к программе, и водитель он изо всех сил старался конечно. И мы ехали несколько часов, он так устал, говорит, «Я должен теперь отдыхать», но кто-то сказал ему «мы не так уж устали». Он сказал « поймите, что ко мне шла информация от всех 4 колёс, а вы просто сидели в машине» Так же и мать которая имеет маленького ребёнка, она связана с ним ментально. Какие-то звуки, она уже понимает, что ему там нужно, она связана постоянно, она как выжатый лимон будет такой. Поэтому первое время, всё делает муж дома, родственники помогают, она просто кормит, и как-то там справляется с чем может – это трудный период времени, это может тянуться до двух лет говорят, я не знаю – точно ли это специалисты скажут, такие как Аударья Дхама он знает лучше.
00:33:36 То есть это, это понятный момент. Но даже если после этого человек не возобновил воспевание святых имён, здесь причина в другом, здесь причина в другом...
00:33:53 Как правильно развивать отношения матери со взрослым сыном?
00:33:57 Взрослый сын, он преданный – так очевидно? Мать и взрослый сын, взрослый сын заботится о матери, о её духовной жизни, он сам проявляет активное начало, если мать преданная, сын преданный, всё очень просто. Он просто сам заботится о матери.
00:34:20 Что делать, если постоянство, то есть Садхана приносит болезни и бессилие, и несчастья в течении дня?
00:34:28 Похоже что у вас просто плохое здоровье. Если у человека плохое здоровье, или слабая психика, то нельзя принять строгие принципы. Садхана-бхакти, она может разрушить тело ещё больше. Аскезы, только для здоровых людей практикуются. Поэтому каждый должен отрегулироваться в соответствии со своими возможностями. Одна мать подходила и спрашивала когда-то: «У меня ребёнок, мальчик Брамачари стал очень раздражительным, не знаю что делать дальше? Общение очень трудное стало». Я говорю: «Он у вас преданный, он повторяет ?», она: «Да. 16 кругов повторяет, все 4 принципа соблюдает, сладкое только по воскресеньям даю ему, каждое утро – мангала-арати, всё как нужно, но он стал такой нервный, невозможно общаться с ним, невозможно разговаривать с ним». Сколько лет вашему ребёнку? 5лет. [смеются все]. Что делать, если такая Садана-бхакти, приносит бессилие, несчастье, болезни? Нужно отрегулировать своё тело, свои возможности, мы не Саданабхакти регулируем, а себя регулируем.
00:35:51 Не для правил, предписаний мы живём, правила и предписания для нас живут, существуют, поэтому применяйте разумно, эти правила, предписания.
00:36:06 Можно ли жить в семействе не расписываясь, достаточно провести Ягью, или нужна обязательно зарегистрировать свои отношения?
00:36:14 Встречный вопрос: почему не нужно их регистрировать? Вопрос. Если вы серьёзны, если пора зарегистрировать, если пора уже брак серьёзно оформить, то есть Ягья провели, то почему не нужно его регистрировать? Какие причины? Тут вопроса нет в этом. Конечно нужно зарегистрировать. Надо зарегистрировать, здесь нет причины.
00:36:42 Если муж инициированный, не дочитывает свои круги, как ему помочь?
00:36:47 Что-то с мужьями не то у нас. Муж такой не должен быть. Муж должен быть впереди жены, жене будет трудно помогать такому мужу, относительно его кругов. У неё сразу начнётся беспокойство, у такой женщины, сомнения будут. Она начнёт обращаться к другим людям более продвинутым, перестанет уважать мужа. То есть это очень разрушает отношения, муж должен быть лидером. То есть мужчина должен осознать этот момент. Иначе – это плохо для жены, очень плохо! Беспокойство вселяет.
00:37:21 Как же ему помочь? Вдохновляйте повторять ему свои круги, говорить, ему: «вот когда ты проходил 16 кругов, ты был таким – таким и таким, просто сиял!». Но не говорите, что он сейчас не сияет, он просто обидится. Вкус к воспеванию можно вернуть. Если мы будем общаться с преданными, у кого вкус этот есть. Как я помню, Говинда Махарадж вспоминал как он пытался развить этот вкус. Здесь Бабаджи, во Вриндаване был такой Бабаджи во Вриндаване, был такой Бабаджи во Вриндаване – друг Шрилы Прабхупады. Вот он приходил к нему воспевать вместе. Это поддерживало его вкус воспевания Святого Имени. Они вместе, всю ночь сидели и повторяли Харе Кришна. Бабаджи, он повторял очень много. Он тоже приходил, садился рядом и всю ночь как несколько минут пролетало, потому что рядом была такая личность, которая воспевала чисто. Это очень помогает.
00:38:18 Помню как я получил опыт впервые в Маяпуре, как один саньяси повторял джапу во время парикрамы рано утром. Здесь мы прячем свои чётки, потому что вокруг могут быть люди, кармические, или мы в поезде едем или что-то ещё, но там ничего не мешает, там в полную силу можно, в полную силу можно воспевают, всем телом воспевает: джапа, очень сильная, сильная джапа. И это буквально, нос к носу столкнулся с таким вот саньяси, на обратной стороне храма, когда обходил алтарь, он там сидел, чётки он достал из мешочка, он так смотрел на чётки, и всё его тело, весь язык, руки, всё, всё, всё, повторяло джапу. Я смотрел на него так в упор просто и не мог поверить, я смотрел где-то несколько секунд, секунд 5-6 или 10, смотрел неотрывно, потом понял что мне лучше не мешать просто лучше отойти. У меня просто был шок, я не знал вот так, что вот так можно воспевать мантру, общаться с Кришной лицом к лицу можно оказывается.
00:39:20 У него было столько эмоций, столько чувств, столько было вложено туда, это была не какая-то имитация, это была настоящая жизнь, человек живёт этим воспеванием святого имени, и когда вот мы видим это, понятно, что получаем огромный импульс, оказывается это возможно, в этом звуке, Харе Кришна есть, так много и просто должен взять, должен приложить какие-то усилия взять это, то есть такое общение нам также необходимо.
00:39:48 Сказали, что сначала Дхарма, затем Артха, экономическое развитие: значит ли это что необходимо сначала, подняться на определённый уровень духовного развития, прежде чем развивать экономический уровень, зарабатывать деньги? Верно?
00:40:01 Верно. Нужно знать один секрет: перед тем как зарабатывать деньги и делать карьеру, нужно научиться одной вещи, нужно знать как избавляться от жадности и власти и контролировать свою похоть, тогда пожалуйста, зарабатывайте, сколько хотите как говорится. Можете весь мир заработать, никому вреда от этого не будет. Безусловно сначала религия, религиозные принципы.
Почему Шрила Прабхупада сначала разрешил а потом запретил многожёнство?
00:40:31 Почему Шрила Прабхупада сначала разрешал, а потом запретил многожёнство?
00:40:39 Вопрос был уже? Но ответа не было по моему?
[из зала] [балаган в зале - неразборчиво]
[Хакимов А.Г.] Сначала разрешал, а потом запретил многожёнство, когда Прабхупада разрешил многожёнство, никто его не спрашивал, а когда запретил, стали все его спрашивать. Такая тенденция есть у мужчин? Всегда есть такая тенденция, он хочет больше женщин, иногда они целые гаремы устраивают, если они богатые, у власти они: имеют гаремы, это известно даже в совремённое время, высокопоставленные люди, тоже имеют что-то подобное, но держат в тайне такие моменты, мы говорим, что тенденция есть в мужской природе это. И есть другая ещё вещь, что женщины должны быть замужем обязательно: таково – предписание Вед. Под защитой находиться. Женщина не замужем без защиты, она становится легкодоступной для других мужчин, они соблазняют таких женщин. Поэтому лучше замужем всем быть. И при этом иногда в обществе иногда больше женщин чем мужчин. Поэтому может быть многожёнство во всяком случае, чтобы все женщины были замужем.
00:41:52 Но там так же даются условия, при каких обстоятельствах это возможно делать. Это не для того чтобы умножить похоть, нет! А для того чтобы увеличить заботу. Значит о способности заботиться мужчины, поддерживать, зависит его количество жён в Ведические времена. Так же иногда мужчина давал обет, только одна жена ,скажем как Рамачандра дал обет, одна жена и всё. Но есть такие примеры, в Махабхарате, когда было сто жён, 50 жён, Собхаримуни - 50 жён, потом стал иметь после, когда он оставил свою практику. Кришна – 16108 жён. Никого это не беспокоило потому что – это Ведическая традиция, может быть много жён. То есть это законные вещи, но в Кали Юга этот принцип не применяется так. Это просто увеличит похоть в людях. Даже сейчас на брак люди смотрят с похотью. Не очень чисто смотрят на брак. Сначала нужно очистить сознание. Возможно этот принцип будет возрождён со временем, возможно будет необходим, но не сейчас. Сейчас длится Кали Юга и мы дети Кали Юги ещё, поэтому когда мужчина и женщина смотрят в лицо друг другу, в Кали Югу, у них сразу возникают похотливые мысли.
00:43:12 На этом фоне многожёнство нельзя. Прабхупада, конечно, говорил об этом, поскольку он думал, о развитии движения, что это может иметь место иногда в каких-то случаях. Но позже он увидел, как преданные к этому относятся, он мгновенно всё это запретил, как будто он ничего не сказал вообще. Он сразу мгновенно всё это запретил, и никогда к этой теме больше не возвращался, никогда не обсуждал. То есть нужно понять, что Прабхупада очень строго установил этот принцип сейчас – многожёнство.
00:43:44 Объясните понятие самодостаточности? Кришна самодостаточен, значит ли это что в нём присутствуют, и любовь и ненависть, и доброта, и злость, зависть, скупость, но они трансцендентны.
00:43:54 Верно. Всё это трансцендентно: зависть – Матху Двиша – это указывает имя, что он завидует, Матху – это демон, Двиша – зависть, тот кто завидует демону Матху и убивает его. Одного ученика Прабхупада называет...
00:44:12 ...всегда хотел иметь сына, но жениться не хотел, и будучи в преданном служении познакомился с молодым человеком, преданным, по возрасту подходит мне в сыновья, все эти годы забочусь о нём, и в материальном и в духовном плане, он принимает моё наставничество, его мать тоже, отца нет, меня устраивает это положение, жениться сейчас не хочу вообще. Так как желание исполнилось, правильный ли у меня ход мысли?
00:44:37 Да, это может быть. Ничего плохого в этом не вижу. Только будьте осторожны, чтобы с его матерью не установить отношений слишком близкие. Просто так бывает, в Ведические времена люди замечали если кто-то имеет интерес к ребёнку – это косвенно был интерес к женщине, будьте в этом отношении внимательны.
Можно ли не существовать вообще, если жить невыносимо?
00:45:02 Мне тяжело жить, порой не выносимо. Мой друг тоже часто думает об самоубийстве, Господь меня не слышит, хотя желание только одно, быть полезным ему и окружающим, в чём смысл одиночества? Есть ли у меня право и возможность не существовать вообще? Если вам это не знакомо – не отвечайте.
00:45:24 Я думаю – это каждому знакомо, как определённое умонастроение, оно бывает у каждого человека, в каких-то обстоятельствах может проявиться, до какой-то степени мы имеем такой опыт, но причина этого состояния в том что мы оторваны от преемственности, от системы духовных авторитетов, от духовного наставничества. Это делает человека слабым незащищённым, иногда в трудные обстоятельства, не находим выхода и хочет уйти из жизни поэтому. Мы должны быть связаны с преемственностью, с наставничеством, нам нужна Шикша, постоянно какие-то духовные наставления, такая забота каждому необходима, и если вы примете такое наставничество, то вы сможете избежать этой проблемы. Нужен духовный лидер для каждого человека: ШикшаГуру, Дикша Гуру. Видите? Всё это необходимо в духовной жизни.
00:46:20 Как быть с взрослым сыном, если он не преданный, а «друг преданных»? Так он сам о себе говорит. Принципы не соблюдает, не вегетарианец, но каждый раз едет на фестиваль, на них не присутствует, только ест с удовольствием прасад. Привлекала все меры, чтобы завлечь его на киртаны, но не получается.
00:46:43 нет необходимости, слишком много усилий совершать, если он уже взрослый человек, пусть выбирает сам. Позаботьтесь о своей духовной жизни больше. Не нужно всё время тратить на своих родственников время, так много не нужно.
00:47:04 Слово – Папа – на Санскрите – означает Грех. Как можно ребёнку называть своего отца?
00:47:17 Ну русский эквивалент – он другой, видите. То есть другой смысл, важно даже не само слово, а какой смысл вкладывается в него? Если ребёнок именно с таким смыслом называет вас папа, то лучше вам изменить этот термин, в другом случае нет необходимости. Пита, пита – так можно обращаться, если не хотите папа – пита.
00:47:46 Как быть? Муж мне преданный, не соблюдает ни одного принципа, я читаю Пранаму, духовному учителю, служу божествам, он вначале относился ко всему агрессивно, сейчас принял, как неизбежность, но из-за 4 принципа не даёт мне возможность на инициацию. Просит найти женщину для удовлетворения чувств.
00:48:15 [Хакимов А.Г.] Да так произойдёт похоже на то. Если человек не примет Cознание Кришны он будет искать другую женщину. Что можно поделать? Видите как всё строго в жизни, строгие законы природы Бога, но выбираем что-то. Есть вещи которые несовместимы, нужен выбор тогда, мы выбираем, самое лучшее, поэтому оцените, выберите самое лучшее в этой ситуации, Кришну, или я не знаю что? Мы рекомендуем Кришну. Не просто мужа, который не соблюдает 4 принципа.
00:48:54 Когда ведёшь проповедь, то 4 принцип всех отталкивает. В настоящее время я проповедую среди интеллигенции и говорю о 4 принципе, но заостряю внимание на том что это эталон к которому стремятся супруги. Стало больше привлекаться людей, можно ли так проповедовать?
00:49:14 Да, можно так проповедовать. Вообще принцип – он звучит так – незаконный секс запрещается, никто не будет против этого. Если же вы раскроете, более какой-то внутренний смысл, то люди могут испугаться. Что вообще никакого секса, они могут тогда да оттолкнуться. Поэтому вы говорите сначала общие вещи. И каждый может соблюдать их каким-то образом. То есть соблюдение вот этого принципа, оно может делиться на разные подгруппы: то есть до инициации, после инициации и так далее, то есть, есть разные условия. Понятно что сразу все принципы соблюдать никто, большинство людей не смогут, мы не ожидаем этого. Никакой разумный человек не скажет, что вот он сразу начал соблюдать принципы, вот обычный человек. Нет, редкие люди могут сразу соблюдать эти принципы, от начала до конца, с первого дня. Большинство семейных людей, нет, не могут этому сразу научиться. Но никогда не меняйте эти принципы, мы должны всегда стремиться к этому эталону ,и в конце концов, научиться этим вещам.
00:50:22 У маленького ребёнка всегда много желаний, как их регулировать ему во благо, как запрещать? Что разрешать?
00:50:28 У маленького ребёнка никаких запретов не должно быть. Маленькие дети, они не имеют греховных желаний. Поэтому ваша обязанность – выполнять все их желания, маленьких детей, до 5 лет, полностью все желания удовлетворяться. После 5 постепенно нужно различать что хорошо, что плохо, за этого ребёнка регулировать.
00:50:55 Что делать, если есть в семье человек с психически-физическим заболеванием? Как ему помочь? Может ли это передаться по наследству?
00:51:06 Психические заболевания? Вы хотите помочь этому человеку, чем больше вы будете помогать этому человеку, тем больше будут проявляться у него проблем психических. От каждой ситуации конкретно зависит, я не знаю точно в чём там дело, но когда люди помогают психически больным – эти больные становятся обузой, замечали? Они просто приклеиваются к этому человеку и не отстают, они становятся частью, просто банный лист. И вы через некоторое время уже не знаете, что делать они вас просто преследуют эти люди. То есть благотворительность сумасшедшим людям нехороша. Обычных оставляют с этой проблемой, предоставляют самим себе, и пытаясь выжить, они применяют разум, это помогает. Ообычно так. Хотя в каждой конкретной ситуация, должна рассмотрена отдельно здесь.
00:52:08 Как узнать, какие именно оскорбления ты совершил, чтобы их устранять? Если вкус ушёл, и не помнишь точно кого оскорблял?
00:52:20 Это нужно индивидуально решать, индивидуально, потому что могут быть не осознанные оскорбления.
00:52:31 С какого возраста мать больше не несёт ответственности за дочь?
00:52:34 Когда дочь за мужем, тогда родители уже не несут ответственности, всё, муж несёт ответственность.
00:52:44 У мужчины, он руководитель организации, имеет семью, на работе происходят разрушительные перемены ,которые вызваны недостаточными знаниями мужчины как в духовном, так и в материальном плане. Правильна ли позиция мужчины, в этом воля Кришны, надо совершенствоваться дальше, даже если это приведёт к крушению предприятия? Но есть обязанности и ответственность перед семьёй и работниками предприятия, у них тоже есть семьи. Как совмещать духовное совершенствование в данной ситуации, и ответственность?
00:53:17 Означает, что человек занял не своё место, это один из примеров, потом будет крушение надежд и планов, всего остального. Поэтому как говорится, не нужно строить каких-то слишком больших планов, нужно опираться на свои реальные способности, возможности в этом мире, на свою Дхарму, на свою природу. Только сначала нужно познать свои способности, познать себя, потом применять их. Многие люди претендуют, на какие-то большие вещи в этом мире, но они не способны, большинство людей не способны на это. В нашей стране очень много врачей, учителей, учёных, которых в конце концов сократили. 90% наверное учёных сократили в Алма-Ате, просто они оказались не нужны. Они не были какими-то полезными людьми оказалось. То есть многие, многие люди, они просто занимают какое-то место, но не занимаются своим делом, поэтому полезным может быть человек, только следуя своей природе.
00:54:17 Сыну 16,5 лет. Получил первый сексуальный опыт, испытывает сильные чувства к своей подруге. Заявляет родителям, что хочет жить своей жизнью, чтобы его оставили в покое, не контролировали. Хочет жить отдельно, продолжая пользоваться материальными благами, предоставляемыми родителями. Нужен совет.
00:54:40 16,5 лет. Неудачный опыт, если он преданный, если он связан с преданными, это одна сторона. Если нет, вы не удержите его. Эта сила не подчиняется, человек не может подчинить эту силу, если он не преданный. Сексуальное чувство, если он уже испытал этот опыт, он не сможет контролировать. Теперь мы не знаем, что будет с этим ребёнком. Ну можно догадаться, что конечно будут какие-то разочарования у него большие впереди, что его решение видите такое детское, незрелое, он просто привязался, и теперь всё хочет бросить ради этого, пожертвовать чем угодно. Печальный опыт будет, страсть и в конце будет яд. Счастье подобное мёду в конце оно будет ядом, это известно. Но если он не преданный, как вы его отвлечёте от этого? Такой силы нет. Придётся терпеть многие вещи. Семья – это терпение мы говорили. Не всё будет так как мы хотим. Скорее всего будет всё по другому как раз.
Как воспитывать плохих детей?
00:55:50 Ведические знания говорят, что до 5 лет ребёнок это – царь, но как быть в Кали Югу, если ребенок уже рождается с демонической энергией, или в основном шудра. Чтобы изменить их, их натуру необходимы, телесные наказания. После 5 лет, поздно уже таких детей воспитывать.
00:56:25 Нет. Не поздно, хороших детей воспитывать очень приятно и радостно, плохих детей воспитывать – это просто наказание, плохая карма. Плохой ребёнок – это плохая карма родителей, мы говорили об этом вчера или позавчера, об этих строгих законах природы, что совершая одну маленькую ошибку вот в этом направлении, мы несём ответственность, то есть последствия в течении всей жизни часто. Всё как раз такие примеры – их немало у нас. Рождаются дети, они плохие – уже с самого начала. Что делать? Терпеть, терпение делает всё возможным, и терпеть и молиться Кришне. Нет никакого выхода из этой ситуации. Мы не можем их переделать заново. Всё это уже сделано, Прарабдха-карма, он уже сотворён. Теперь вы несёте ответственность за него.
00:57:14 Одна преданная я её знаю уже 20 лет, около 20 лет. Она больше 20 лет в движении. И у неё дочь – она сумасшедшая, больная с самого рождения. Она говорит только несколько слов, она слепая, и то есть там все, все недостатки физические и всё что угодно, и умственно отсталая, то есть там все, все эти вещи присутствуют. Как она не пыталась избавиться от этого, ничего не происходило, нет, всю жизнь она с ней с этой девочкой. Повторяет мантру, молится, она всё уже перепробовала. В конце концов просто она придаётся Кришне и всё. Её же однако особенность этой женщины, в чём? Что она никогда и никому не жаловалась. Когда вы с ней общаетесь, вы даже не замечаете, что у неё есть такая проблема в жизни. Вот такое терпение у неё! Железное просто. При этом она ещё много активного служения совершала, очень полезного для движения, была примером для многих, многих людей, без мужа, представьте себе. Намахата была чуть ли не каждый день у неё в квартире, пиры готовила, проповедовала, книги распространяла, в кафе работала, каждый день выходила туда с утра пораньше, всё успевала делать, иногда она только говорила: «Ты знаешь, ну ты должен понять, что у меня ещё вот ребёнок есть, у меня тоже есть какой-то предел». Но это было очень редко, она никогда никому не жаловалась в этом.
00:58:38 Поэтому это нужно принимать как свою карму и терпеть её. Плохие дети да, они исправят нас. Вы думаете нам не нужно исправления, вы думаете мы ни в чём не виноваты? Это не правда! Мы как раз в этом виноваты, мы как раз в этом и замешаны, поэтому мы должны терпеть свои грехи и их последствия. При этом служить Кришне, вот такой человек, как говорится, достоин освобождения, если он страдает из последствий своих греховных действий, при этом он служит Кришне, прославляет его, вот он достоин освобождения.
Ответы на вопросы
00:59:19 Моя подруга детства, 3 года как стала адвентисткой седьмого дня, но мы продолжаем дружить. Недавно, 3 месяца назад она прочитала молитву Отче Наш. При чтении молитвы Отче Наш, начала слышать какие-то голоса которые ругаются матом. В её общении с большой трибуны ей сказали, что общение с твоей подругой Кришнаиткой к этому привело. Она утверждает, что это абсурд, Бог един, но они продолжают её атаковать, общаться ли мне с ней дальше?
00:59:55 Она благоприятно относится к сознанию Кришны, так что можете общаться пока она благоприятно настроена. Кто там ругается матом, не знаете? Не знаете? Нет? Духи!
01:00:17 За какие грехи можно стать полным идиотом в следующей жизни?
01:00:25 Оскорбление – в особенности Вайшнава Апаратха. Замечали, что есть много, некоторые сумасшедшие люди, достаточные , которые привлекаются очень сознанием Кришны. Вот что-то подобное происходит. Какие-то в прошлой жизни совершали оскорбления, в этой они тоже, они близко к преданным, но они тоже сумасшедшими стали. Человек сходит с ума от ложного эго на самом деле. Сумасшествие – это такого слова нет, это просто гипертрофированное ложное эго и всё. Это нормальный человек, с гипертрофированным ложным эго, и это ложное эго, оно настолько оказывает давление на ум, что с помощью ума, разрушаются какие-то физические центры потом. Знаете, когда ум, слишком возбуждён и болезнь проявляется, сердечная какая-то, что-то ещё. Вот это гипертрофированное ложное эго, воспалённый ум и физические отклонения потом.
01:01:20 В семейной жизни, приходится принимать служение от непреданных, деньги и вещи от родственников. Может ли это привести к духовной деградации, ведь используя деньги в карме, мы принимаем и греховные реакции или лучше вообще не принимать служение?
01:01:33 Нет, вы же используете деньги в служении Кришне, это хорошо.
01:01:38 Скажите пожалуйста, как усилить чувство почтения и уважения к другим? Насколько связаны, самоуважение и уважение к другим, между собой.
01:01:48 Усилить чувство почтения и уважения к другим, к этому нужно развить вкус. Искусственно мы это не можем усилить, это станет, тоже моментом неприятным таким, слащавым, чем-то не очень естественным. Нужно развить к этому вкус. Сначала надо начать с простых вещей, это так же как детей учат здороваться, скажи здравствуй, скажи спасибо, и он чувствует вкус, и он начинает улыбаться, ему это нравится, и он делает это сознательно, потом уже с большим чувством это делает. Также и здесь, если мы хотим быть почтительны другим уважительным, мы должны проявлять это почтение и уважение в той степени в которой в нас это есть.
01:02:21 И затем обмен, мы получаем что-то в обмен, это усиливает наше желание продолжать и это развивается в обмене любом. Это так же происходит даже в расса-лиле, когда Кришна он улыбается, Воки он улыбается ещё больше, а когда Воки улыбается, Кришна ещё больше улыбается, когда Воки видит что Кришна так счастлив, он улыбается ещё шире, и так это и продолжается говорится. Как они расширяются улыбки мы не знаем, но так происходит. Это развивается. То есть необходимо это делать, практиковать, тогда это будет иметь развитие.
01:03:00 Может ли психическое заболевание матери, быть причиной, что будут внуки с психическими заболеваниями?
01:03:06 Не обязательно, необходимо иметь правильное настроение в момент зачатия детей вот и всё. В этом случае можете не бояться каких-то последствий. То есть у преданных очень много меняется, сильно меняются умы, поэтому они уже не связаны с кармой своих родственников, так как другие люди, потому что карма прежде всего проявляется через умонастроение. Не болезни проявляются, а ум передаётся, а ум уже проявляет все эти необходимые вещи на физическом уровне, ум. Поэтому меняя ум, воспеванием Святых Имён, мы меняем многие вещи. Это главный момент.
01:03:43 Видите сколько записок с проблемами, видите? Это означает что у нас, нужно больше благочестивой кармы , больше благочестия. Много страданий в семейной жизни, видите: то дети не такие, то родители не такие, то муж, жена не такие, всё какое-то не такое, видите? Нам придётся всё это переживать, терпеть, всё это очищать, работать над этим.
01:04:17 Может ли жена давать мужу советы в бизнесе, если у неё есть соответствующее образование. Или в финансовые дела, не стоит лезть так как её дхарма – только домашние заботы?
01:04:26 Нет, может, если он её спрашивает, он знает, что жена, она специалист, он может спросить у неё совета, это нормально, но если она берёт его дела в свои руки не очень хорошо будет для него.
01:04:45 Почему бескорыстное служение одного преданного, не вызывает у других преданных желания так же служить? Почему не возникает цепной реакции?
01:04:50 Есть преданные на уровне детей, которые могут только получать. Как вы бескорыстно не служите, но вы не получите ничего взамен, вы же бескорыстно служите? Они так это и принимают, всё справедливо, если вы бескорыстно служите, вы не должны ожидать ничего, вы спрашиваете здесь, почему нет ответа? Как же вы бескорыстно служите? Сейчас похоже, что только эти люди знают, что вы бескорыстно служите, и принимают это.
01:05:29 То есть когда человек повзрослеет, тогда у него появляется чувство благодарности, тогда естественно это будет кКакой-то ответ может быть. Если ситуация не изменится так и это. Садху служат даже если нет ответа. Садху и родители говорится, у них психология похожая, святые и родители, родители любят детей, даже если не получают в замен любви. Так же Садху, они будут проповедовать, даже если люди будут злобно относиться к ним. Это называется бескорыстная деятельность.
01:06:05 Возможен ли брак в том случае, если избранник младше спутницы? Она его считает духовно сильным и верит что он поможет ей совершенствоваться и расти духовно.
01:06:16 Да, это возможно. Есть такие примеры хорошие.
01:06:26 Мне мама говорила, не делай так, ты же девочка, не делай так, эдак, ты же девочка, в результате этого получился психологический мальчик. С мужскими качествами, нет женственности, нежности, грубая походка.
01:06:44 Да это называется комплекс неполноценности. «Какая же ты девочка, ты видишь как ты поступаешь? Как ты ходишь? Ты косолапишь, какая же ты девочка?» мама говорит. И ребёнок думает, «да я же не девочка, я мальчик скорее всего». Такое может быть да, поэтому так не очень хорошо воспитывать детей.
01:07:04 Может моей маме нельзя было указывать на пол, возможно из-за этого я не играла в куклы, нет присущего женщине расположения к детям, объясните пожалуйста ситуацию что делать?
01:07:16 Даже дело не в этом, конкретных этих делах, а в том что мы должны получить любовь от родителей в достаточном количестве, чтобы быть уверенным в своих действиях в жизни, если кто-то получил достаточно любви от своих родителей, он более уверен в жизни, чем другие люди. Родители, которые слишком сильно критикуют детей они не смогут создать, сделать с них хорошую личность, полноценную личность. Критика, не самый лучший метод воспитания.
01:07:54 Можно ли мужу общаться с другими Матаджи, быть наедине? У меня возникает ревность, как быть?
01:08:04 Если у вас возникает ревность, муж не должен этого делать, это всё очень просто, вы должны добиться чтобы муж этого не делал, если вы ревнуете, жена будет травмирована всегда. То есть он ради жены, должен прекратить вообще общаться наедине с Матаджи полностью, и это хороший принцип на самом деле.
01:08:27 Скажите пожалуйста, как поступить если Прабу, хочет вступить в брак с Матаджи, которая не испытывает к нему, так очень сильного чувства, как он к ней? Должна ли жена любить мужа, или достаточно служить ему, и через служение выработать уважение, привязанность к нему, заранее благодарю за ответ!
01:08:45 Не всегда так, на опыте мы видим, сначала мы думали, что это лучше будет, ну через служение, но дело в том что когда жена служит не совершенному человеку, то любовь не может развиваться в отношениях, много таких примеров, я просто сейчас на опыт опираюсь жизненный, по идее должно быть так. Но другой момент: мужчина становится иногда деспотом при таких условиях, он понимает, это как должное, и требует, требует, требует, становится эгоистом. Поэтому я бы не сказал, что так нужно делать. И те Матаджи, которые вышли замуж, вот из таких соображений, они не испытывают счастье до сих пор от семейной жизни, когда нет этих чувств. Для женщины чувства очень важны, более важны даже чем для мужчины. Поэтому здесь всё же я не рекомендовал бы такие отношения строить.
01:09:44 Почему служить Богу, является естественной потребностью живого существа?
01:09:48 Почему? Потому что есть вечная природа живого существа. Если мы понаблюдаем за временной природой, мы спросим: «А почему? Ведь есть так много ещё других желаний, но если мы обратимся к духовной природе, там ничего места другому не останется, кроме этого служения Богу». Это изначальная вечная позиция Дживы, быть связанным с Богом.
01:10:15 Так у нас время уже не остаётся.
[из зала] [неразборчиво]
[Хакимов А.Г.] Мы должны руководству сказать когда вы закончите?
[из зала] [шум в зале]
[Хакимов А.Г.] А хорошо.
[из зала] [шум в зале]
[Хакимов А.Г.] Хорошо, мы ответим на эти записки.
01:10:36 В каких случаях можно принимать лекарства, где есть невегетарианские добавки? Если ничего другого, другое не помогает, болезнь развивается и преданный страдает?
01:10:46 Да в этих случаях как раз можно принимать такие лекарства, если нет другой замены, да, что делать.
01:10:55 У меня муж не преданный, но не смотря на это он ходит на все праздники где я участвую, перечитал все мои книги, когда меня не было дома. Проблема в том, что когда мы заводили речь о религии он мне всегда говорит: «Я никогда не буду таким как ты, как ты, или я Кришнаит, что маловероятно, или ты не преданная, что вероятней всего»
01:11:31 Это означает, что у вашего мужа, достаточно большое – ложное эго, и он хороший человек, но он не может от вас принять руководство духовное, поэтому вы не должны быть в этой роли для него, в роли гуру. Свяжите его с другими преданными лучше, как-то хитро действуйте разумно.
01:11:52 Мы живем с мужем 2 года, у нас ещё нет детей, но желание их иметь, есть, нужно ли прилагать усилие к их появлению, обратиться за помощью в клинику, решения таких проблем?
01:12:05 Да, да, можно обратиться, почему нет?
01:12:10 Как при общении с противоположным полом, чувствовать и действовать, отличая любовь и сострадания, с неизбежным проявлением вожделения?
01:12:20 Вот поэтому мы должны быть очень занятыми в исполнении своих обязанностей в семейной жизни. Чтобы у нас времени не было, на какие-то чувственные наслаждения слишком много, то есть Дхарма, она контролирует наш ум и чувства и помогает нам преодолевать желание похоти. Долг Дхарма – вот этому учимся, именно по этой причине мы должны быть хорошо заняты, думать ещё о миссии, о чём-то возвышенном, действовать ради высшей цели. Так же мы говорим о божествах, о совместном воспевании, вот всё для этого существует.
01:12:55 Муж хочет стать чистым преданным, жена тоже хочет, чтобы муж стал чистым преданным, но сама не хочет быть преданной Кришне, а хочет быть преданной мужу, можно ли это считать единой целью?
01:13:06 Это неплохо, это можно принять, это даже хорошо. Скорее всего она станет преданной эта женщина.
01:13:20 Часто вижу как грихастхи, наряду с Брахмачари после инициации или санскар, собирают Дакшину, каков этикет Дагрихастх, они должны свои Лакшми жертвовать, или можно собирать?
01:13:33 Собирать Дакшину все, все кто принял инициацию, посвящение, все собирают Дакшину в традиции, не важно Грихастх или Брахмачари. Дакшина для гуру, от гуру даётся.
01:13:46 Сын заканчивает школу, преданный, у него есть желание уйти в Брахмачари ашрам, а я в сомнениях, как поступить насчёт института?
01:13:56 Пока он молодой, пусть он может пожить в Брахмачаре ашраме какое-то время, год, полтора, два может достаточно, потом ему предложите образование. Это очень хорошая школа , ашрам Брахмачари, особенно там где распространяют книги, поскольку человеку самое важное научиться взаимоотношениям, понять природу людей, природу сверхдуши, души, на практике, когда он распространяет книги, обращается к людям, он получает уникальный опыт, который пригодится потом ему в любой области, в любой области всё основано на взаимоотношениях. Понимая эту науку, он добьется успеха где угодно, этот человек. Сейчас люди слишком искалечены, они слишком замкнуты. Поэтому Санкиртана, когда мы проповедуем, общаемся, она раскрывает наши возможности, поэтому жизнь вашего Брахмачари очень ценна, но нужно знать, какое количество времени он должен там жить, он должен там слишком долго находиться, или слишком мало, это как время так же обучения, скажем, 1,5 – 2 года – это хорошая практика.
01:15:06 От моего друга преданного ушла жена и она сперва взяла развод, а потом ему изменила. Измена ли это? Что такое ЗАГС и бывает ли развод связи брачной или нет?
01:15:16 Не понимаю, ушла жена, сначала развод, потом ему изменила, как такое может быть? Измена ли это? Нет, они разведены уже, это простая греховная деятельность. ЗАГС конечно здесь ни при чём, это просто их решение, ЗАГС просто фиксирует их решение и всё. Они хотят разорвать отношения вот и всё, ЗАГС зафиксировал, да, так.
01:15:57 Сколько может раз девушка выходить замуж?
01:16:00 Прабхупада сказал: женщине природа даёт шанс – один раз. Все остальные вещи, уже будут плохие. Остаётся память, эти самскары, для женщины это неблагоприятно, выходит несколько раз замуж, да и не для кого. Шанс даётся один раз, нужно быть внимательным.
01:16:19 Если дочь должна по закону иметь только одного мужа, только один брак, то какое наказание ждёт жену, которая изменяет мужу или вышла второй раз замуж, без согласия мужа от первого брака?
01:16:37 Видите что происходит, когда мы погружены в семейные вопросы? Законы Ману и прочее нужно знать, но мы не распутаем этот клубок кармы, не думайте, что возможно ответить на все эти вопросы. Ответ только один: нужно повторять Харе Кришна. Это единственная возможность в этом, в этом веке Кали, решить все, все наши проблемы, поэтому духовные учителя, так много внимания уделяют процессу, смотрите.
01:17:01 Был вечер воспевания, Анамаягья была, потом по бумажке мы ещё повторяли Харе Кришна учились, хотя мы давно всё знаем, но мы хотим научиться этому лучше, лучше, серьёзней, потому что именно в этом ключ, в этом решение всех проблем. Все остальные вещи, давайте решать просто согласно времени, месту и обстоятельствам. Сейчас мы не можем применить законы Ману, что женщины только один раз выходят замуж, например, и другие вещи. Но не будем слишком фиксироваться на этих вещах. Давайте посвятим свою жизнь воспеванию Святого Имени, в семье, дома, в проповеди, в общении с преданными, это погрузиться в миссию, воспевание, распространение Святого Имени, это решение всех проблем, я уверен в этом. Харе Кришна!