Как выйти из матрицы?

Анапа - 01 October 2005
Иллюзия нашей жизни. Город материальных наслаждений. В чём смысл нашего существования? Нужно ли думать об иллюзиях? Способ выхода из иллюзии. История об «уходе». Какими могут быть отношения с Богом. Наставник гуру в ваших отношениях с Богом. Ответы на вопросы.
семинар для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:15:05 | качество: mp3 128kB/s 68 Mb | прослушано: 2231 | скачано: 1571 | избрано: 47
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Харе Кришна! Сегодня нет никакой темы у нас – тема кончилась вчера. Поэтому будем просто сидеть, смотреть друг на друга (смех). Им персональная медитация, никто не выдержит-то молча сидеть, даже пол часа. А если всё-таки попробуем, то просто уснём скорее всего. Прабхупада сказал, что это разновидность сна современной йоги, когда они успокаивают себя, релаксацию делают, они не доходят до уровня медитации, потому что они засыпают. Такой получается глубокий отдых, восстановление сил, энергии, но медитация должна быть выше, за пределами этого. То есть, достичь Cознания Кришны может достичь человек, который победил сон.

Иллюзия нашей жизни

00:00:52 Здесь имеется ввиду глубокий сон, также и как таковой сон и ещё есть сон бодрствования, жизнь в иллюзии – это всё разновидности сна. И иллюзия означает, что человек хочет того, что он не сможет получить. Подобно сну. Например, какие-то зрелища стимулируют желания. Почему люди любят зрелища? Интересный момент. Просто смотреть как кто-то делает что-то удивительное и прославляют его, потому что эти зрелища пробуждают новые и новые материальные желания и вдохновляют людей действовать в этом направлении. Это стимул, стимулятор. ТВ, кино, иллюзион какой-то. Но в реальности, человек не обретает качества, смотря какую-то иллюзию, погружаясь в какую-то иллюзию.

00:01:43 Можем увидеть массу людей, миллионы людей, наполненных желаниями и планами на будущее. Поговорите с человеком, когда он вдохновлён, он скажет кем он будет, кем он хочет стать, чего он обязательно достигнет. Вот они друг друга вдохновляют достигать какие-то цели. Это иллюзия называется. Потому что в реальности это не достигается практически никогда. Даже если люди достигают внешних результатов желаемых, они не удовлетворяются этим. Странный момент. Очень странный момент. У вас есть всё, что вы хотите. А что же вы не довольны? Что случилось, почему? Есть всё. Иногда мы видим таких преданных и говорят – там плохо, там плохо, тут нехорошо. Везде. Все аспекты жизни не нравятся. Но есть всё у человека. Есть общество вайшнавов, есть духовная практика, есть знания о Боге, есть духовные учителя, есть всё необходимое, чтобы сделать свою жизнь совершенной. Но есть иллюзия – кажется, что этого недостаточно. Разве кто-то может поверить в это, что достаточно просто воспевание Харе Кришна мантры, чтобы стать совершенным. Нужно специальная подготовка для этого. Вообще, эти люди называются ништха, которые достигают этого уровня, такой веры, такого понимания вещей, что просто воспевая святое имя человек становится совершенным. Это называется полная вера. Совершенство. В жизни.

00:03:12 И пока присутствуют материальные желания – они разрывают человека на части. Как в этом этом примере Сочитанда Махараджи – две собаки грызутся и неизвестно, кто победит. Но ответ есть. Та собака, которая получает пищу и силу от нас, она и победит. Вот если мы свой ум отдаём майи, то эта сторона ума станет сильнее, а если Кришне – эта сторона станет сильнее. Например, если мы обратим внимание на свои недостатки, они станут сильнее. Они начнут настолько быть сильными, что заполнят наше сознание и скажут: «Видишь какой ты?» Невозможно будет Cознание Кришны. Ты такой, такой, такой, такой. Видишь? Вот. Некоторые думают, что это и есть знание. Трансцендентное знание, когда мы видим все недостатки. Нет. Трансцендентное знание оно за пределами этого. Трансцендентное знание означает, что я не есть это тело. Это лишь покрытие. Каждое живое существо изначально имеет духовную безупречную чистую природу. Абсолютную. И в которой не бывает противоречий. Там не отличается мир желаний и мир достижений. Мир реальности и желание – одно и то же. Этот мир живёт внутри нас глубоко. Мы его чувствуем каждую секунду. Каждую мгновение своей жизни мы что-то желаем, и проживаем какие-то желания, сожаления, планы, ощущения. То есть, мы проживаем, видите, свою жизнь.

00:04:41 Скажем, сколько доехать от сюда до Москвы на поезде? Ну, двое суток. Да, но когда вы едете вы проживёте каждую секунду этой дороги. Не так ли? Вы проживёте каждую секунду это дороги. Это аскеза. И таким же образом мы живём, может быть, несколько десятков лет, но мы проживём каждую секунду этой жизни. И на сколько осмысленно мы проживём эту жизнь? Вот хороший вопрос. Качество этого всего. Говорится в Бхагаватам, что Катхванга Махардж достиг сознания Кришы за одно мгновение. Обрёл одно мгновение качественного сознания всего. За один раз, если человек произносит святое имя чисто, он достигает совершенства. Такие есть подтверждения очень необычные, что так легко, так быстро можно стать совершенным. Не нужно времени, а нужно качество. Но, со временем мы видим, что это количество практики, оно может обратиться в качество, но когда-то, в какой-то момент, мы достигнем такого уровня, такого состояния сознания, такого умонастроения, так сложатся обстоятельства нашей жизни, личные и общественные и так далее – наш возраст, наше здоровье, как у преданных, сведётся только к одному моменту. Как в какой-то? В какой-то момент это произойдёт. Что мы просто скажем: «О, Кришна», - и освободимся.

00:06:13 Это будет трудный момент жизни. Это применяется в самый трудный момент жизни. Это не произносится праздно, всуе, ради чувственных наслаждений и жажде моды, можно повесить мешочек ради моды. Но это произносится в самый трудный момент жизни.. чисто воспевается. Когда у человека нет никакой другой надежды, кроме святого имени. Больше ничего. Больше ничего. Нищий человек становится. Он не может себя отождествлять ни с чем. Он не может найти прибежище в этом мире. С одной стороны это состояние потрясения, тяжёлое состояние. С другой стороны это великое достижение – возрождение души. Настоящий полёт души. Это самое высокое, что вообще можно сделать в своей жизни. Большего выигрыша не существует, говорится в Бхагават-Гите. Как достичь этого уровня саматхи, связи с Богом. И для того, чтобы достичь этого мгновения воспевания рекомендуется прожить жизнь, хотя бы одну жизнь, ну вообще много жизней нужно прожить, чтобы достичь чистого преданного служения. И хотя бы одну жизнь по человечески. Если она прожита правильно, одной жизнью тоже можно достичь. Поэтому говорится, можно быстро достичь, можно никогда не достичь Cознания Кришны.

Город материальных наслаждений

00:07:41 И, всякий раз, будет выбор как Пуранжина, Пуранжина Махарадж, это олицетворяет в Бхагаватам душу ищущую наслаждений. Он ищет город наслаждений, душа, она входит в этот мир, ищет наслаждений. Город наслаждений это тело. И Пуранжина, он путешествует. Душа она выбирает, где же остановится, наслаждаться – форму жизни, условия какие-то – она стремится к наслаждениям. И вдруг он видит, в какой-то момент своего путешествия, раскинулся огромный город. И он наблюдает и видит отличный город, потрясающий – окружён крепкими стенами, он хорошо охраняем, хорошо организован. И на встречу из этого города к нему выходит красивая женщина, прекрасная просто, встречает его, в окружении одиннадцати охранников и огромного десятиглавого змея. «Кто ты?» - сказал Пуранжина этой женщине – «Что это за город? Откуда ты и зачем всё это?» Женщина олицетворяет материальный разум. Интересный момент, материальный разум. Он не знает кто он и откуда. Спросите свой собственный разум – он не знает кто он и откуда. Это материальный разум. Но он предлагает нам сразу свои услуги ведь. Он находит этот вопрос странным, он говорит: «Да это не имеет значения! Это невозможно установить! Да и не нужно. Главное, что мы сейчас с тобой вместе. И у нас есть город – посмотри на него».

00:09:21 Она сразу отвлекает его внимание, посмотрите, мгновенно. Он спрашивает хорошие вопросы. «Кто ты?», «Кто я?», «Откуда?», «Зачем?», «Почему?» Разумные вопросы. Но вместо ответа получает просто переключение внимания. Как это можно сейчас объяснить? Никто не знает откуда и что, главное мы знаем, что это сейчас есть. «Вот принимай этот город, управляй, а я буду твоей женой». И Пуранжина, поскольку он ищет наслаждений, это соответствует его желаниям, он мгновенно принимает решения, даже не получив ответа, посмотрите. Ммм..

00:09:57 Прабхупада даёт пример другой, посмотрите. Мы спешим, уедем, уйдём на вокзал, там поезд стоит. С одной стороны общие вагоны, с другой стороны люкс номера. Он думает, мне кончено же в люкс, но поезд идёт не по назначению, другое направление но не важно, потому что в конце концов, там люкс. Пусть даже в другом направлении, но я с комфортом проеду на поезде. Вот такая бессмыслица.

00:10:26 И так у людей не возникает вопросов, потому что материальный разум не имеет ответов, материальный разум имеет начало и конец. Что было до начала – не знает, что будет после конца – он тоже не знает. Он ограничен. Поэтому ответов нет и нужно просто принять решение сейчас какое.. да зачем об этом вообще думать?! Так много возможностей наслаждаться, тем более-то на Чёрном море, в Анапе. Тут столько мест увеселения, заведений, наслаждений, солнца и всего остального, что люди приезжают забыть обо всём. О смысле, о бессмыслии, не важно. Просто погрузиться в чувственные наслаждения. Пуранжина – это живое существо, ищущее наслаждения на пути в этом мире и ищет таких наслаждений. Находит наслаждений, но забывает о себе. И так, он уходит в этот город, наслаждается жизнью. Там много подданных у него, миллионы. Многомиллионный город, больше, чем Москва, на самом деле. Каждый житель города – это желание материальное. Какое-то материальное желание. Сколько материальных желаний у нас? Больше, чем Москва будет. Наш внутренний мир очень богатый, на самом деле. Настолько разнообразный.

00:11:31 Желания, как волны в океане, их невозможно посчитать. Они взаимодействуют, размножаются, порождают из одного другого, трансформируются. Никогда не кончается арсенал майи. И миллиардный-миллионный город Пуранжины неожиданно разбогател, смотрите, стал властвовать над этими желаниями. Теперь я думаю так, понимаю так, хочу так, а хочу так, хочу этак. У меня есть девять врат в этом городе – можно выйти их этих врат в мир форм и цвета. Можно выйти их этих врат в мир звуков, в мир цветов, в мир запахов, в мир касаний. Такие ощущения можно испытывать.

00:12:11 Есть материалисты, которые они очень эксперты в этом отношении. Они знают как свою жизнь отрегулировать, чтобы из всего извлекать максимальное наслаждение – из запахов, из вкусов. Есть такая тонкая культура. У нас есть благовония индийские, если их вы их занесёте в вагон, когда вы едете, то многие скажут: «Выкиньте эти мешки отсюда, мы умираем от этого вашего запаха, мы не переносим!» Но если вы встретите японские благовония… Знаете, что такое японские благовония? Они намного тоньше индийских. Они созданы искусственно с учётом чувственных наслаждений на очень высоком уровне. Знаете, как есть китайская наука фэн-шуй, и западный мир её не понимал до некоторого времени, вообще даже не понимал, что такая наука существует. Тонкая наука форм и влияний на взаимодействие и влияния на человека. Архитектура, интерьер, цвета, формы, лишние предметы, прочее. И очень легко человек попадает в этот мир и руководится этими пропорциями отношениями, этими… такая известная наука. Как любое место можно сделать благоприятным. Привлекать… Люди даже не будут понимать почему они идут туда, хотят быть там, чувствовать какой-то особый внутренний комфорт. Вот есть такие тонкие-тонкие формы чувственных наслаждений. Эта целая наука.

00:13:24 Вот есть такая цивилизация как Япония, Китай. Прабхупада указывал, что Япония достигла высокого уровня культуры очень материального. Он оценил культуры Японии – вот это очень высокий материальный уровень. Умение вот, наслаждаться тонким образом. Цивилизованным образом. Поэтому при помощи чувств, конечно же, можно создать целые миры для удовлетворения чувств. Китайская цивилизация, японская цивилизация, русская цивилизация, американская, австралийская, индийская цивилизация – это всё различные формы удовлетворения чувств, пуры. Куда входят джива для наслаждений зрением, вкусом, запахом, слухом, касанием, сексуальными отношениями. Везде это по-разному люди делают, по-разному едят, кто-то есть палочками, кто-то ест руками, кто-то ест ложками, кто-то питается одним воздухом, вообще ничего не ест. Есть такие тоже люди. Разные культуры – разные способы наслаждаться в этом мире.

00:14:18 И поэтому, когда Пуранжина входит в этот город, он чувствует себя господином, потому что все желания подчиняются ему. Он сотрудничает с ними и чувствует себя счастливым, когда желания удовлетворены. Однако, 360 дней в году город атакуют чёрные и белые силы. 360 чёрных воинов и 360 белых воинов. Это время. Это дни и ночи. Каждый день. Каждую ночь. Город подвергается атаке. Но там есть десятиглавый змей, десять воздушных потоков, знаете есть? Или.. Пятиглавый он змей, пять воздушных – прана, вьяна, пана, самана, удана. Вот эти вот потоки циркулирующей жизненной силы. Он сильный, у него есть здоровье у этого города, физическая сила противостоять влиянию времени. Поэтому змей защищает от этих врагов успешно. И поэтому Пуранжина ни о чём не беспокоится, он думает так будет вечно.

00:15:19 Но в какой-то момент он замечает, что змей что-то ослаб. Не может даже ползать по-человечески. Всё…и в крепости тела появляются какие-то пробоины. Ооо! Беспокойства возникают: пробоина в печени, в почках, в мочевом пузыре, в голове, в памяти, чувства становятся вялыми, дряблыми. Змей вообще никуда не годится. Раньше он гордился своей силой, все боялись, наводил ужас просто. Но во что же он превратился, просто в тряпку какую-то!?

00:15:48 Пуранжина очень забеспокоился, очень забеспокоился: «Что случилось? Мой город страдает!» Но неумолимое время разбивает всё это. Царь [Гандахара] приходит… Царь [Явна, Гандахара], не знаю там, аллегория там [Нарада-муни] рассказывает её… И разрушает этот город окончательно, выжигается все его удобства, условия и насильно Пуранжино связывают верёвками, вытягивают из этого города. И миллионы желаний тянутся за ним с поникшей головой. Представьте, какое страдание у людей, когда они теряют свою жизнь. Кто-то думает – страдания, это просто умерет. Но это же не так страшно бывает. Бывает во сне человек умирает. Бывает очень быстро умирает от болезни, теряет сознание, ничего не чувствует. Нет, основные страдания начинаются, когда он выходит из тела. Страдают не один он, миллионы жителей страдают. Представляете? Миллионы желаний остаются неудовлетворенными. Ну представьте ребёнка, у которого одно желание неудовлетворенно - игрушку не дали. Какую он устраивает истерику на улице?

В чём смысл нашего существования?

00:16:55 У человека есть разум – я потерплю, но я получу. Мне нужно просто терпеть. И потом я тебя получу. Но когда он не получает, представьте насколько он погружается в депрессию иногда. Очень.. не получает… ждёт. Ждёт и не получает. Ждёт и не получает. Если вы сейчас скажете всем, что не ждите всё равно ничего не получите, люди никогда не примут этого. Скажут ужасная ваша философия. Нет, с вами вообще лучше не общаться на самом деле. Вы всё разбиваете, вы не даёте никакой надежды. Так было в одном институте, я этот пример приводил. Ну, это со студентами случилось, когда меня пригласили на философский факультет, но преподаватель предупредил, вы кришнаиты, но ни слова о Кришне. Вот такие условия. То есть, можете говорить о чём угодно, только о Кришне ни слова. Я думал: «О чём же тогда говорить?» И стал говорить именно об этом, о том, что такое материальное состояние и его обречённость. О временности материального существования, о бессмысленности. За два часа все погрузились в скорбь. Я тоже.

00:17:53 В полную причём. Вопросов не было ни одного. Молчание было, полная депрессия была. То есть, за упокой мы закончили эту лекцию. Никто не произнёс ни одного слова, ни одного даже вопроса не было. Я сам подумал – как ужасно всё. Никогда не думал, что наша философия такая ужасная. Но у нас было два дня в том институте. Но я на следующий день всё-таки пришёл, набрался сил. Думаю – если я продолжу тему, я их убью просто и сам умру. Я захожу в ординаторскую и там сидит преподаватель, этот философ, бородатый философ, пьяный. С банкой пива. И пьёт пиво и говорит: «Ваша философия ужасна». То есть, он расстроен сильно. Я говорю: «Почему?», - «Вы разрушаете веру людей, счастье. И главное, что вы ни даёте никакой альтернативы вообще. Вы полностью разрушаете. Всё, что в уме появляются какие-то альтернативы, вы полностью разрушаете. Ужасная философия у вас». Я сказал: «Так вы же сами мне запретили говорить о Кришне», - «Ааа… Теперь говорите о чём угодно». И следующая лекция была совсем другая. Столько было позитивного, такой был дух счастья, в конце студенты пели «Харе Кришна».

Нужно ли думать об иллюзиях?

00:19:25 И Cознание Кришны – это позитивный процесс. То есть, мы учимся здесь думать, учимся говорить, учимся действовать - как? Позитивно. Но мы не должны верить в иллюзию для этого, потому что иллюзия никогда не совершится. Отсюда возникает депрессия, разочарование, боль какая-то, страхи всевозможные. Получу или не получу – я не знаю, не всем везёт в жизни – правда же? Я надеюсь, что мне повезёт, конечно, но нужно готовиться также и к худшему. И люди настолько разочарованы, что большинство людей не хотят жить, мы это можем видеть даже не из прессы. Даже статистика не нужна. Если есть опыт немножко духовный можно выйти, пройтись по городу, и вы увидите по лицам людей, что многие люди ходят как мертвецы, как привидения. Большинство людей. Очень сильно это видно на самом деле. Что у них мало надежды на какое-то счастье в этом мире. У многих уже практически и нет этой надежды. Иногда можете увидеть необычного человека в городе – совершенно уравновешенного, спокойного, у него нет ни дома, ни семьи, ни денег. Он может спокойно под лавкой сидеть на газете что-то разложит и ест-пьёт, абсолютно полный комфорт. То есть, в тамосе, в этой гуне человек становится вот таким. Он примеряется, обуславливается с любыми страданиями, соглашается с этим.

00:20:57 Многие люди согласились с тем, что жизнь временная, что в конце нас ждёт смерть. Они согласились, но они говорят, об этом думать не нужно. Когда придёт время, тогда… Сейчас нужно просто наслаждаться, мы живём ради наслаждения. Зачем думать о временности существования. О временности существования необходимо думать философски. Не для того, чтобы испытывать какой-то ужас от этого, что я вот когда-то умру. Если довести эту мысль до кульминации, то мы с вами будем просто в ужасе. Разве не так? Вот террористы врываются в такой зал, закрывают дверь, автоматы, говорят вот: «Вы заложники, если через столько времени денег не будет, вы все будете мертвы сейчас». Представьте, как тяжело будет нам здесь жить. Верно? Иллюзия ушла, а реальность наступила. Страдания.. Кульминация. Очень сложно выдержать это испытание. При мысли, что я сейчас должен умереть, что мне осталось, может быть, несколько минут. У вас есть последнее желание, есть кому передать его? Осталось несколько минут. И это проблема, это трудно.

00:21:56 Поэтому иллюзия необходима в материальном мире, чтобы человек чувствовал себя спокойно, уравновешенно. Какие-то формы иллюзии. Но избавление от иллюзий не означает, что мы должны выставлять на показ какие-то страдания мира, а мы хотим показать высшую реальность, как при включении света все страхи уходят. Всё. Видите? Нет никакого шока. Шок возникает как раз по другой причине – когда вокруг тьма. Мы что-то делаем-делаем и вдруг тьма наступила. И шок. И во тьме, что только не покажется. Такой образ всплывёт, такой, какой-то шорох, вы что-то думаете..Я когда-то шёл из одной деревни в другую и вдруг тьма застала по дороге. Солнце село, а в деревнях знаете как темно, нет никакого освещения практически между деревнями. Я шёл по тропе и вдруг увидел, что какой-то силуэт появился огромный гигантский навстречу мне. Я остановился, и он остановился тоже. Я чуть-чуть в сторону и он чуть-чуть в сторону. я туда, он шевельнулся. Он реагирует на мои движения, смотрите. Я чувствовал страх всё больше и больше. Но мне-то всё равно нужно идти, пока окончательно не стемнело. Делали какие-то шаги, ещё ближе, ещё ближе, пошёл какой-то шорох. Подсолнух оказался. Что только не казалось мне, но только не подсолнух. Как можно подсолнух спутать с кем-то? Это иллюзия. Майя.

00:23:23 Поэтому люди под влиянием беспокойства в этом мире, они могут всякие вещи мыслить. Всякие вещи думать. Вы сидите дома вечером, вдруг кто-то стучит вам в окно – ба-ба-ба-ба-ба-бах. Кто там? Не знаете. Сначала, прежде всего, вы страх чувствуете первую эмоцию. Потом открываете: «Ффу.. Это ты, Вася!» Понятно. Всё. Радость. Это не радость! Это просто напряжение снимается у человека. Настоящей радости нет. Страх уходит, значит тогда счастлив.

00:23:53 Поэтому материальная природа она настолько обманчива, настолько хитроумна устроена, что кажется, что можно извлечь какое-то счастье в этом мире, но счастье – это просто перемена страданий, обновление страданий. И, кажется, что немного лучше. Кто ложится, скажем, на левый бок, а потом уже не можете. Даже во сне вы не можете. Переворачиваетесь – Ооо! Счастье! Через снова страдания приходят, снова переворачиваются. Поэтому в Америке они кровать сделали другую – автоматическую. Программируете её на ночь, и она вас сама переворачивает, чтобы вы были счастливы в 100% виде. Счастье. Это счастье. Когда кто-то знает, что вы страдаете и за вас выполняет какие-то функции. Хорошо было бы, если бы мир был устроен вот так, правда? Если мы голодны, то люди бы сразу бы нам приносили бы пищу. Нам не нужно было бы даже говорить об этом. Просто голод – и кто-то сразу подаёт пищу. Спать – тут же кровать появляется. Устали – переворачивает вас. Не можете уснуть, там шум дождя, раскачивает.. то есть, на все ваши желания реагирует. Вот такую бы машину создать. Все мечтают об этом. Создать такую машину. Машину мира такую. Но мир другой…

Способ выхода из иллюзии

00:25:09 Мир реальный. Реальный означает, что человек должен выйти из этого мира. Это способ выхода из этого мира. Реальность. А иллюзия – это способ остаться здесь, в этом мире. Если мы будем думать, что мир плох – это иллюзия. Мир хорош – тоже иллюзия. Он не плох и не хорош. Это способ, средство, посредник. При его помощи можно выйти из этого мира, освободиться. Но так же, с его помощью можно обусловиться и углубиться вот в эту деградацию взаимоотношений с низшими гуннами природы. Поэтому главная задача ведической культуры и вайшнавской философии развеивать иллюзии, которые скапливаются в умах людей. Это связано с нашей материальной природой. Каждый человек, он имеет какую-то профессию, какой-то статус в обществе, он пытается гордиться, извлечь наслаждение из этого всего. Я – то, я – это, я – директор, я – мужчина, я – женщина. Что бы у нас ни было – мы гордимся этим. Даже когда какая-то болезнь появляется, мы тоже рассказываем об этом, с удовольствием. Долго можем говорить о болезнях. Примерно лет в 40-45 люди начинают посвящать много времени этому обсуждению. Встречаются и только о болезнях говорят, только о болезнях говорят, только об этом. Вот это называется иллюзия – извлекают наслаждения из страданий. Реальных нет наслаждений и счастья.

00:26:36 Поэтому вайшнавская культура, она такая, прямая философия, которая избавляет людей от страданий. И мы эту книгу издаём сейчас «Как я пришёл в Cознание Кришны», где описываются как люди соприкоснулись духовной энергией, каким образом они стали уходить из иллюзии, очень быстро причём и как менялась их деятельность, поведение, отношение, окружение, очень быстро всё происходит. И теперь мы задумали ещё одну книгу о преданных. Книга об уходах из жизни. Очень интересная тема. Мне часто преданные рассказывают об этом, когда я путешествую. И я подумал, что не плохо бы было собирать такие истории. Я уже начал собирать такие истории. Поэтому я прошу преданных, которые здесь присутствуют, если кто-то имеет такой опыт, когда он провожал вайшнава или вайшнави и был свидетелем или слышал достоверные вещи, написать мне по е-mail вот такие вот истории, я буду собирать их и мы сделаем ещё одну книгу позже. Но не будет такая большая, похоже, как первая, пока не так много таких историй, но одну историю я услышал в Днепропетровске в этом году. Рассказать?

История об «уходе»

00:27:48 Об одном преданном, который не отличался особо ярким талантом. Был простым, занимался простым служением, была семья. С женой у него были серьёзные нелады, он считал, что она сильно была виновата перед ним, такие были отношение. И у него случился рак. Он ушел. Не так давно. Рассказали очевидцы. У него был рак. И преданные первые узнали об этом от врачей, и они не знали как предупредить его. Они испытывали страх, как сказать ему прямо об этом. И попросили президента. Ну, то есть, ты президент, иди и поговори с ним. Президент пришёл и сказал: «Ты знаешь, у тебя скоро экзамен». Преданный подумал о бхакти-шастране вначале. Он говорит: «Как скоро?» Ещё же полтора месяца мы учимся. Говорит: : «Нет. Другой экзамен, настоящий экзамен». И когда он стал понимать о чём идёт речь, он сказал ему: «У тебя неизлечимая болезнь – у тебя по мнению врачей есть месяц». Так и случилось – месяц. Врачи не ошиблись. И те, кто присутствовали смотрели не его реакцию. Преданные очень внимательны в этом случае – сканируют сразу же. Ну-ка, что там сейчас преданность будет или что? Мы очень хотим получить этот опыт, когда проявляется трансцендентное что-то в человеке, мы хотим видеть это трансцендентное чувство эмоции, чувства, мы наблюдаем, хотим наблюдать это. Это великая передача знаний, на самом деле.

00:29:27 Преданный замолчал. Опустил голову. Помолчал какое-то время. Потом сказал: «Ну что же, на всё воля Кришны». Все вздохнули. «Здорово! Хорошо мыслит». Но тогда давай, мы тебе предлагаем, здесь на территории храма есть домики, останавливайся здесь, мы будем с тобой, будем помогать, воспевать, читать Бхагаватам, кормить, убирать, стирать всё что хочешь. Он сказал: «Я не буду в домике саньяси, я буду вот тут рядом есть домик простой для брамачарьев, я не хочу осквернять своим телом домик саньяси", – он сказал. Вот он был таким смиренным, скромным человеком. На том порешили. Он лежал в какой-то комнатке, и он вёл себя странно – он не просил преданных о воспевании, о прочтении Бхагаватам, но и не отказывался. Если кто-то читал Бхагаватам, он слушал. Не читал – он не напоминал об этом, вообще ничего. Или говорил там плохо, то хочу, или это не хочу. Все думали: «Странно. Он не проявляет никакой активности. Он должен проявить какое-то стремление к Богу, с нами проповедовать. Ну что? Надо слушать». – «Ну…. Буду слушать. Будете читать – буду слушать, не будете – не буду». И тогда поставили одну матаджу у изголовья с чётками и она повторяла мантру постоянно. Чтобы он слушал эту мантру постоянно. Такое у неё было служение.

00:30:55 Итак оно продолжалось, пока не наступил день ухода. В день ухода он ещё больше беспокоился. Стал двигаться, шевелиться – поверните налево, нет, теперь направо, откройте форточку, так тоже плохо и так плохо. «Слушай, тебе сейчас нужно просто воспевать, просто слушать». И вдруг случилась страшная картина. Все ощутили, что какая-то сила вошла в него, и тело его скрутило страшенной судорогой – всё исказило – черты лица его, руки, ноги, глаза. И более того, все присутствующие почувствовали леденящий внутренний холод. Страх, сильнейший страх. Они поняли, что это сила вошла в него и они просто её чувствуют издалека. «Если нам так плохо, то каково же ему?» Можно с ума сойти просто, умереть. В это время, мататаджа, пожилая, которая повторяла мантру, не могла вымолвить ни одного слова мантры. Она пыталась изо всей силы, язык её не слушался. Просто все мы были скручены этой силой. Ужас! Леденящий холод был какой-то. Мы поняли, что это смерть. Мы были в ужасе. Мы смотрели на него, единственное, что только он мог изменить ситуацию. Потому что она к нему пришла

00:32:17 Вдруг мы заметили, что глаза его остановились вверху. Руки стали складываться в пранам и потягиваться к груди, мы вздохнули с облегчением, вспомнил Кришну или гуру, или Прабхупаду. Друго не может быть. Молитвенное состояние. И тут же лицо стало расправляться, розоветь, лёгкая улыбка появилась. Атмосфера в комнате стала экстатичной. И у этой матаджи как из пулемета: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна…». И он ушёл в это время. Вспомнили, вот, вот смерть, а вот Кришна. Вот рядом эти вещи были. Просто всё это почувствовали. Вот такие ценные истории. Когда я услышал это, я подумал, что не плохо было бы заиисывать. Так же у преданных есть опыт смерти родственников, они может не были стопроцентными преданными, но они повлияли на осознание преданного, дали необходимый опыт. То есть, смерть она катализатор, она ускоряет наш прогресс для преданных это так. Мы можем видеть смерть чью-то, это тоже ускоряет наш прогресс. Наша собственная смерть приближается для того, чтобы ускорить наш прогресс, уход из этого мира. Потому что, на самом деле, человек не уйдёт сам из этого мира никогда. Даже, если он духовный. Скажет: «Как? Книги кто будет распространять? А учеников сколько? Как я их оставлю?» В любом случае всегда будут какие-то причины. Всегда есть какая-то обязанность, ответственность, никогда это не кончится. И смерть ставит окончательную точку. Всё.

00:33:52 Всё, можешь забыть обо всём вообще. Обо всём можешь забыть. Только о Кришне нужно думать. [Атенарайнас] прийти. В конце жизни только о Боге нужно думать.И такие истории они не повергают нас в какое-то уныние, видите, а вдохновляют. Если мы их почитаем, вот целая книга будет таких историй, нам будет легче воспевать святое имя. Будем делать это с большим желанием, с большей энергией. Да. Я хотел сказать, что сегодня последний день у нас лекций, поэтому можно передавать записки, пишите записки вопросы какие-то, можно обсуждать вместе.

00:34:36 Когда мы были в Индии впервые, то мы получали культурный шок, по этой причине именно. Я пошёл на Гангу как-то, и смотрю там хорошее место очень, никого нет в этом месте. Даже какие-то были кусты на берегу Ганги, обычно это просто трава и пустырь – поляна, а тут кусты были какие-то. Так было удобно в тени кустов сидеть. Мы искупались в Ганге, сидели в тени этих кустов, о чём-то говорили. Затем я повернулся, посмотрел под этот куст и увидел человеческий череп. Вот здесь рядом человеческий череп лежал. Я был шокирован. В другой раз мы купались, что-то проплывало мимо. Догадываетесь, что это проплывало – человеческое тело проплывало. Для Индии это нормально, никто не шокируется. Отталкивают подальше его палкой куда-нибудь и всё [непонятно]. Западные люди просто не знают потом – идти на Гангу, не идти, возмущаются – вообще есть культура какая-нибудь, нет?

00:35:39 Похороны не скрываются. Там нет каких-то таких закрытых автомобилей – сразу на носилки и при всех проносят труп, не важно где, прямо через город. Всё на глазах – старость, болезни, смерть, рождение – всё можно увидеть в Индии прямо на улице. Западный человек, он шокируется, что такая откровенная культура. И никого это не смущает там. А туалет просто вот, на берегу Ганги. Что касается вот материальной жизни, они могут вот жить очень-очень просто. Но что касается их интеллекта, очень-очень высокие мысли у людей.

Какими могут быть отношения с Богом

00:36:13 В прошлом году я был в Майпуре, насколько помню. Да, Майапур, фестиваль. Парикраман. И у меня возникли трудности в уме. Вдруг я понял, что у меня нет никаких чувств к Богу. Что-то случилось. Я понял, какое-то оскорбление совершил. Просто ничего не вижу, ничего не чувствую. Я вернулся в храм. Майапурский ашрам. Все были на Парикрамане, никого не было. Практически никого – было пусто, спокойно, алтарь был открыт. [Рада-мадхава, Восемь гопи, Тамсампанчитад, Присампахадеб], Шрива Прабхупада. Очень такие высокие стандарты поклонения, удивительная атмосфера храмовая, вайкунтха, конечно же. Но я думаю, что я даже не могу разговаривать с божествами. Я не могу разговаривать с Прабхупадой, мне не о чем поговорить. Что случилось? Я стал молиться Рада-Мхадаве. Вообще никого не было, я про себя. Я просто стоял и думал, и скорбел о своей неспособности. Я понимал, что мне нужна какая-то милость, я просил её.

00:37:29 Итак я стоял, никто мне не мешал, вдруг пришла какая-то старушка в полтора раза ниже меня. Она была вот такой формы, вот так вот и вот так. Даже вот так вот… крючком каким-то таким, вот так вот. Старая-старая-старая-старая женщина. В этом возрасте уже не мужчины, ни женщины. Вот такое существо, старая пожилая женщина в сари. И прямо в плотную стала рядом со мной. Я ещё подумал: «Но….! Вот даже помолиться не могу, всё против меня! Тоже как это женщина…вот, как будто места!.. Пустой храм, прям ко мне нужно встать!» Я из принципа: «Не уйду, думаю. Пусть сама уходит». То есть, на помыслах в телесном сознании. И она не стояла как я, как пень. Она стала разговаривать с божествами. «Канхгая!..» Как стала она говорить, вслух! Громко! И пальцем грозит ему! Рассказывает что-то на бенгали! Я ничего не понимаю. Я просто смотрю на неё и такой экстаз от неё идёт. Я просто вижу, она с Богом разговаривает. На самом деле она это делала всю жизнь. Она ещё с детства ходила и видела все эти божества. Она жила всю жизнь с ними, понимаете? Она получила это от родителей, это традиции. Для неё никаких барьеров, преград не существует. Она говорила с ним не останавливаясь, потом стала танцевать крутиться и она даже меня не замечала вообще.
Она даже не видела, что я тут рядом стою. Такой большой предмет, в полтора раза выше её.

00:39:01 И я смотрел на божества и вдруг был удивлён: божества смотрят на неё! А на меня, нет, не смотрят. Они смотрят на неё, а она не смотрит, она танцует, она разговаривает, так запросто. Я ничего не могу понять о чём она говорит. Несколько людей были, остановились, стали смотреть на неё. Ну кто-то её уже знал там, так всегда делали. Поругалась с ним о чём-то, поговорила по-своему по-деревенски, пошла в другой алтарь. Там тоже устроила что-то. Всей Панчитаде стала что-то говорить. Такие отношения очень простые. Вот такая пхава. Ну это же правда, то что Прабхупада и говорил, что с Богом можно иметь отношения дружеские, супружеские, родительские, как ребёнок. Что мы всё усложнеям? Что только люди не наплетут в уме?! То не возможно, это невозможно, Бог такой, Бог необъяснимый, Бог далеко, его вообще почти нет, его трудно понять и.. не пытаться. Заниматься служением, главное, будь здоров хотя бы. Хотя бы уж не болеть.

00:40:06 Но речь идёт о том, чтобы установить отношения с Богом непосредственно. C ним, оказывается, можно общаться через божества, потому что форма.. так мы не видим духовную, но в божествах можем увидеть форму. Форму Господа соткана из любви. Его деяния тоже сотканы из любви. Когда преданные его с любовью украшают, это и есть его форма. Ни какая-то другая. И каждый украсит его по-своему. Ишоды украшают Кришну так, [атрхрани] делают это по-другому, а друзья по-третьему. Друзья украшают его всякими фруктами, листвой, ягодами лесными глиной с берегов Ямуны украшают тело. Приходит он такой с пастбища, украшенный. Как кустик такой, в цветах, в ягодах, в фруктах, в листьях. Весь в глине вымазанный, а Ишода говорит: «Ну, какой ты грязный, Кришна!» Он красивый, но грязный и что-то, говорит нет, не так, она моет его, смывает это всё и одевает его как мать.

00:41:06 Другая форма любви у Кришны есть, Кришна Ишода, другая форма отношений, по-другому живут люди. С пастухами он выглядит так и всё это трансцендентно. А когда ратхрани видит, да что ты?! Маленький сыночек чтоли? Нет, там супружеские отношения, там всё по-другому. Иногда они даже обмениваются одеждой и всё такое. И когда Кришна возвращается из лесу и досыпает и утром Ишода будет его, она тоже не узнаёт его. Какой-то он не такой, я же вроде ему такие одежды даже не одевала, когда укладывала спать, что-то забываю, что-то странное с моими вкусами. Он всегда меняется. И всегда у него форма любви при этом. И у нас тоже есть такие отношения с Богом. Рекомендовано для всех домохозяев иметь алтарь, божества, одевать внимательно, шить одежды новые. Делать это лучше, лучше с каждым днём, с каждым годом, совершенствоваться. Это доходит до того просто, что когда алтарь увидят другие люди они сразу чувствуют присутствие Бога. Там есть любовь. Но чья это любовь? Только преданный может иметь такую любовь. Если вы снимите все эти украшения, оставите божества вы ничего не заметите там. Потому что любовь означает два, не только один Бог, двое должно быть. Минимум двое. Потому что преданный должен быть, объект служения.

Наставник гуру в ваших отношениях с Богом

00:42:27 И в этих отношениях именно и проявляется личность Бога. А всё остальное спекуляция – Бог то, Бог это, законы кармы, кто виноват, Бог или мы. Эти разборки идут в этом материальном мире бесконечно, кто больше виноват. Кто создал этот мир или тот, кто живёт в этом мире. Никогда это не кончится. И преданное служение означает любовь. Это атмосфера, которая создаётся на фестивале, она создаётся благодаря преданному служению. Мы же не какие-то мистические йоги. Но мы можем чувствовать транс просто бегая по этой территории, воспевая Харе Кришна, семинарные семинары, со столовой в столовую, покупая, продавая о чём-то. Ничего особенного, смотрите. Мы не ведём слишком каких-то философских бесед. Ничего сложного, просто преданно служить. Оно очень просто, Кришна говорит в Бхагават-Гите об этом – [патрам, пушпан, пхалам, птуян] просто предлагая что-нибудь, простые вещи – цветок, фрукт, воду немного, с любовью. А я это приму. Если Бог принимает, он чувствует удовлетворение, то всё чувствует счастье. И наша традиция такова, что мы отдаём своё служение духовному учителю, который на самом деле может удовлетворить Кришну. Поэтому мы не должны думать, что мы не способны совершать преданного служения. Мы должны верить в гуру. Может я и не могу это дело квалифицировать, но гуру может. Я предлагаю своё служение гуру, а гуру предлагает Кришне. Таким образом Кришна получает моё служение.

00:43:52 Кто-то может сказать, что у тебя нет бхакти. Нет, у меня нет бхакти, но я могу предложить это служение гуру, а у гуру есть бхакти. И он мою жизнь делает совершеннее таким образом. Которое Кришна получает всё это, моя жизнь становится совершеннее. Поэтому, смотрите, у всех людей ведической культуры есть шансы духовно прогрессировать, благодаря вайшнавам, которые присутствуют и служат Богу. Которые будут говорить: «Да, давайте соберём пожертвования и устроим харинаму в городе с раздачей прасада или радахаятру». Они будут вдохновлять на преданное служение и все получат благо. Мы были на сафари по .индии, несколько радхаятр было, три или четыре радхаятры было за полторы недели. Да, четыре радхаятры было за 3 недели. Много. И в некоторых городах приезжали мэры городов, мэр города был и мэр всего округа, штата. И не просто они пришли, какую-то речь сказали и ушли, они проходили с нами 6 часов босиком радхаятру. 6 часов. С такими знаете перьями павлиньями, такие вот тюрбаны у них белые, одежды правительственные. И они хлопали, танцевали вместе с преданными. И таким образом все могут прогрессировать в сознании Кришны.

00:45:06 Такая культура полностью называется духовной культурой, где уже не существует антагонизма между классами, между шудрами, вайшнами, кшатриями, браманами. Не существует различий. Существует любовь, связывающая их служением Богу. Это называется духовная система – санатама тхарма. Настолько важна вайшнавская культура. Вайшнавы никогда не эксплуатируют людей. Если вы встречаете человека, который эксплуатирует вас – это не вайшнав. Вайшнав будет заботиться о вашем благе собственном, занимаясь служением, чтобы прежде всего получили благо от этой деятельности. А потому всё остальное. И даже, если мы сможем делать какие-то великие материальные вещи, но у нас не будет этого чувства преданности, Кришна не примет этого всего. Ему это не нужно. И гуру тоже потеряет всякий успех к нашим успехам материальным. Гуру нельзя купить за какую-то удачную материальные деятельность, за какие-то заработки, за какие-то пожертвования, которые вкладывает ученик. Гуру не заинтересован в этом. Гуру принимает только всё с любовью, иначе это не гуру. Наставник гуру принимает только любовь, больше ничего. И только любовью отвечает. Поэтому в культуре вед всегда цари жертвовали свои царства отречённым людям. Да, так было. Это известная история.

00:46:25 У одного царя был гуру саньяси, которые ходил собирал пожертвования для [непонятно] в его царстве, царстве своего ученика, в столице. И царь, однажды вышев на крышу дома, подумал: «Странно. Вот там я вижу мой гуру ходит по домам в моём царстве, собирает пожертвования, живёт как нищий, а я тут царь». Какая-то странная ситуация, правда? Говорит: «Нет, надо изменить», - написала записку, отправил слугу – Иди, брось этому садху записку от меня. Пришёл дал дакшину – вот, от царя послание. Открывает и читает: «Всё моё царство – твоё. царь». Гуру: «Хаха», - обрадовался, здорово. – Смотрите, мне царство пожертвовали, только что. Пришёл к ученику и сказал: «Так, теперь ты нищий. Теперь ты такой же нищий, как и я. Я саньяси, я нищий, я не буду управлять царством, это не мой долг. Управлять будешь ты, но царство будет моим. Теперь ты будешь таким же нищим, как и я. И чтобы поесть, ты будешь ходить со мной по царству и собирать подаяния. И царь стал ходить со своим гуру в обеденный перерыв. И люди очень радовались: «Наш царь, смотрите, должно быть он святой». В течение года каждый день питался на подаяния.

00:47:49 Через год гуру сказал, и он не требовал царства обратно. Он не говорил: «Какие глупости, вообще?» Через год гуру сказал: «Забирай своё царство обратно, но всегда помни, кому оно принадлежит». Можно управлять, можно заниматься бизнесом. И мы должны это делать, но мы должны знать, кому всё принадлежит, на самом деле. Кому принадлежит даже наше тело, наш ум, наши чувства, наша собственность. То есть, вот вся эта суть культуры заключается в памятование о Боге. Так устроить свою жизнь, чтобы помнить о Боге. Поэтому эти моменты, которые в вайшнавской культуре практикуются, они важны. Нужно ставить тилоки на двенадцать частей тела. В то время мы помним разные имена Бога, ставя тилоки. Одевать вайшнавскую одежду благоприятно, потому что мы помним, что я вайшнав. А если забываем, люди напомнят: «Ты же вайшнав, ты же одет как вайшнав. Веди себя как вайшнав». Смысл в памятовании этого всего. Шикша напомниает, когда вы так по голове проводи по своей, и шикша раз, и сразу вспоминаете – я преданный. И такой трогает, волос нет: «А! я же преданный Всё понятно». А если длинные волосы, уже по-другому себя понимаете. Вот эти тонкости, умонастроения дают семена, которые прорастают. Поэтому вот эти семена все сбриваются, срезаются, снимаются, ставятся тилоки, вот это культивируется сознание, ум. Это тонкие, тончайшие нюансы, которые вайшнавы хорошо знают – как поддерживать правильное умонастроение.

00:49:24 О чём мы даже думаем во сне важно. Замечали, что сны очень влиятельны? Что приснится целый день, или два, или три вы можете потом думать об этом ходить и всем рассказывать. И даже это важно, и по мере очищения преданный начинает видеть по всюду Кришну. Можно видеть в этом море чувственных наслаждений, можно видеть энергию Кришны. Также можно смотреть друг на друга как на преданных, а можно увидеть по другому всё. Это совершенно другой мир отношений. И поэтому напоминается, что я есть душа и слуга Бога и мой долг служить Богу. Вот такое место каждый занимает в социуме людей. Хорошо, мы перейдём к вопросам, потому что много записок.

Ответы на вопросы

00:50:10 Вопрос: Если человек интересуется сознанием Кришны, как ему в доступной форме объяснить важность повторения святого имени?
Ответ: Если интересуется, то это несложно. Можете сказать, что это медитация на звук, прекрасно человек поймёт. Мантра-медитация. Мне преданные так сказали: «Повторяй Харе Кришна и всё поймёшь сам». Поскольку это было сказано с верой, я понял да, так нужно делать. Я очень хотел всё понять сам. Это был самый большой источник для меня вдохновения. Я всё сам пойму - тогда я буду это делать. Потому что до этого я приставал к преданным с разными вопросами, по одному кругу, по второму кругу, потому по третьему кругу – одно и то же. Говорят: «Вот, когда начнёшь повторять мантру, получишь ответы сам». И тогда я стал сразу повторять мантру. Если человек имеет желание, то так или иначе вы дадите ему этот импульс. Это не сложно.

00:51:08 Вопрос: Быть 24 часа в сутки в сознании Кришны по силам только чистым преданным.
Ответ: да, конечно. Тут даже вопроса нет. Только чистым преданным по силам. И также тот, кто служит чистым преданным тоже может находиться большей частью в сознании Кришны. Был один ученик Прабхупады, который чувствовал слабость в первые годы, то есть, чувства были сильнее его. Он чувствовал трудности в регулирующих принципах и признался Шрилад Прабхупаде об этом. Прабхупада сказал: «Будешь жить со мной». Он жил прямо в его комнате, в одной комнате. Не было двух комнат. Тут прабхупада, а тут спит его ученик. Прабхупада был такой милостивый. И он выполнял всё, что Прабхупада говорил ему и был счастлив. Сделай то, постирай это, приготовь так, помогай мне. И ученик уже через несколько дней почувствовал себя трансцендентным. Даже сны были духовными. Рядом с Прабхупадой спать, знаете.. и Кришна, и Господь Чайтанья снится и киртан во сне снится – Харибол! И тут Прабхупада его посылает в магазин: «Купи баклажан». Знаете эту историю? Не знаете эту историю?! Так слушайте же! Баклажан. И ученик ушёл, через полчаса вернулся в полной депрессии, в майи полностью. Полчаса ему хватило. Он вернулся и сказал: «Прабхупада, я негодяй!», - «Что случилось?». – «Пока я шёл в магазин и обратно я смотрел и туда и сюда, думал о том, думал о сём, и хотел того и того, и четвёртого, и пятого, и десятого. У меня все материальные желания проявились. Я полностью негодяй и вообще не преданный», - «Ну ты баклажан-то купил?», - «Да баклажан купил», - «Ну, это всё, что я от тебя хотел».

00:52:59 То есть, не расстраивайся, продолжай. Рядом с чистым преданным также можно чувствовать себя чистым преданным. Но в чём разница? В том, что не чистый преданный погрузится в Cознание Кришны и взрастит ложное эго. Быстро очень. Поэтому гуру скажет: «Теперь живи самостоятельно. Женись. Работай. Семья у тебя будет. Неси отвественность, стань серьёзным. Это путь очищения». То есть, устроен мир таким образом, чтобы человек очистился. Вырастив детей, создав какую-то культуру в обществе, поддерживая её, борясь с невежеством, со своим и окружающими людьми. То есть, много задач. Итак человек становятся чистым преданным. Выполняя наставления духовного учителя. Непосредственные наставления духовного учителя. Непосредственное общение он получает от понимания, а затем пытается применять, применят, применять, применять…

00:53:50 Вопрос: Недостаточно ли одного контакта без выполнения обязанностей? Недостаточно ли одного просто контакта с гуру, чтобы достичь, чтобы в совершенстве… Не выполняя материальных обязанностей.
Ответ: Все хотят. Мы все хотим, не выполняя материальных обязанностей. Да, может они уже не нужны на самом деле. Рядом с гуру так кажется. Одна матаджи, я знаю такой пример. Хорошая преданная, старая преданная и в начале движения она была настолько привязана к гуру, ну, к его именно присутствию физическому, что она отпросилась у мужа поездить с гуру по городам. Он путешествовал по России интенсивно очень, она уехала с ним на два года. У неё была дочь, был муж. Ну, муж подумал, ну.. она же с гуру, это ж благо, ну хорошо пусть путешествует, хорошо. Два года её не было. Как я проявлю эгоизм и скажу: «Нет, будь со мной и служи мне. Пусть служит гуру, хорошо. Он так конечно переживал, но соглашался». Он тоже преданный, ученик того же гуру. И где-то около двух путешествовала по городам, я её всё время видел, как она бегала за гуру, она все программы посещала, ничего больше не делала. Киртаны, лекции, киртаны, лекции… Туда.. Из города в город, сначала просто сияла светилась, данте только не хватало. На самом деле производила впечатление. Но позже ей стало хуже, потому ещё хуже, потом ещё хуже и в конце концов её привели ко мне. В подавленном болезненном состоянии. Очень подавленном, очень болезненном.

00:55:19 Я не понимал причины. Я думал, странная, она путешествовала с гуру, воспевала святые имена с ним, слушала его лекции, чистого преданного. И такой результат. Я стал говорить, что всё это иллюзия, майа, не обращай внимания, просто продолжай служение и прочее, и прочее… Но ничего не помогало. Она практически была больной. Тогда я сказал: «Иди к гуру и спроси его. Я не знаю». Она пришла и спросила: «Вот со мной такое случилось, и я не знаю почему, гуру махарадж? Я вам служила вот, ездила за вами, воспевала, слушала постоянно», - «А потому, что ты не выполняла свои обязанности. Нужно выполнять свои обязанности, а не чужие». Поэтому ты получила такой результат. Странный результат, смотрите. Поэтому шраваном, киртаном, смарном, прочее, это процессы бхакти-йоги. И ещё есть обязанности, ответственности, долги, которые мы должны раньше времени сбрасывать с себя. Нас освободит Кришна. Мы не должны требовать освобождения сейчас. И думать, что вот я должен сейчас освободиться, в данный момент. Это произойдёт по законам духовной природы. Это так же, как мы стоим на светофоре и мы же не идём на красный свет. Опасно. Не идём. Мы ждём. Зелёный есть – мы идём. Так что нужно честно выполнять свои обязанности, практиковать Харе Кришна мантру, много пользы нужно принести своим существованием, и когда загорится зелёный свет мы войдём в царство Бога. В своё время это произойдёт.

00:56:56 Вопрос: В золотом веке прочитала призыв к целомудренным женщинам вайщнаве. О медитации, на строительство храма, в расчёте на их мистические силы. Призыв к целомудренным женщинам о медитации на строительство храма, в расчёте на их физические силы. К кому может относиться их призыв?
Ответ: Ведь сейчас не ведические времена. Да, мы проверим, кто целомудренный, кто нет. Будем по очереди просить медитировать и увидим результат. Ну, в шастрах говорится о том, что целомудренные женщины очень могущественны, они могут видеть будущее, они могут благословлять, могут проклинать, то есть, они становятся очень влиятельным, сильными. То есть, желания исполняются. Да, это преданные, женщины преданные. Женщины преданные, должны быть преданы своим мужьям на 108%, говорится в исконе.

00:58:03 Вопрос: Что нужно делать, чтобы плохую карму нецеломудрия… плохую карму нецеломудрия…. чтобы заслужить хорошего мужа? Уже раскаялась. Ещё не замужем. Спасибо.
Ответ: то есть, есть карма нецеломудрия и человек заслужить хорошего мужа. И здесь мататджи пишет, что она уже раскаялась, но ещё не замужем. Раскаяние – это хорошо. Но не совсем. Недостаточно. Человек полностью прощается только тогда, когда занят позитивной деятельностью. Недостаточно прекратить воровать и раскаяться в этом. Надо ещё заняться позитивной деятельностью, тогда люди увидят, что человек полностью изменился, полностью очистился. Всё, тогда он принимается уже как здоровый полноценный член общества. Поэтому сейчас, если человек раскаялся, он должен подать пример правильного поведения, правильные поступки его освободят. Многие люди раскаиваются, но не меняют образа жизни.

00:59:13 Вопрос: Скажите пожалуйста, как передавать своё служение духовному учителю?
Ответ: он сам возьмёт. Если вы это делаете с любовью, то этого достаточно. Гуру сразу примет это. Даже не будет ждать пока вы принесёте. Как Кришна, он же не ждёт, пока ему масла принесут во Вриндаване. Он ворует его бегает. Таким же образом.

00:59:39 Вопрос: Что нужно делать, если понимаешь, что совершил оскорбление, но не знаешь по отношению к кому? Как заставить себя извиниться перед преданным, если ложное эго не признаёт своей вины, не позволяет сделать это?
Ответ: да, нужно научиться кланяться преданным, если вы виноваты. Если трудно кланяться, то можно поклониться немножко наискось чуть-чуть, сначала. Наискосок, как будто не ему, знаете. Ну, можно подумать, что ему, и что не ему одновременно. Как я сегодня, мантру повторяю и в окно посмотрел и там преданный в полоне и долго причём. Думаю: «Кому же он кланяется, я никого не вижу?» И долго-долго-долго.. А потом поднимает ноги, оказывается это йогой занимался. Так же можете под видом йоги поклониться, а сами ноги поднимаете и [ванчакапотрубешаприбашанве]. Но упражнение не сложно сделать. Но согнуть ложное эго намного труднее. Есть преданные, которые кланяются, но вы видите, что они гордо стоят на самом деле. Такой поклон делают, знаете, что гордый поклон. Ложное эго нужно склонить.

01:00:59 Если мы не знаем по отношению к кому совершили оскорбление…Это был Сандаго Свами, насколько я помню. Он совершил такое оскорбление, случайно. Он был в медитации и рассмеялся в городханы. Увидев какие-то игры рады-кришны, он рассмеялся громко. Но миомо проходил человек больной искривлённый, так он ходил. И он подумал, что он смеётся над ним. Саньяси садху. Мужчина оскорбился и обиделся и прошёл мимо. Но Сандаго Свами не знал даже ничего, и сразу же он перестал видеть эти игры. Пытался снова и снова, ничего не происходило тогда он стал советоваться со своим братом Рупой Госвами и он сказал: «На самом деле ты какое-то оскорбление совершил, кого-то ты обидел». – «Но я не помню, чтобы я кого-то обижал». – «Тогда сделай так», - сказал Рупа Госвами, - «Пригласи всех на пир жителей Вриндавана, готовь пир, приглашай. Вот тот, кто не придёт, тот и обижен. Проси прощения».мы делаем тоже самое, мы приглашаем на манахату преданных, тот кто не приходит. Мы просим у них прощения.

01:02:02 Вопрос: Скажите пожалуйста, а может ли Кришна забрать преданного, если тот не вспомнил о нём в момент смерти?
Ответ: Кришна может. Кришна всё может забрать и всё.. он всемогущий, конечно же. Он может учитывать служение преданного. Преданный мог быть в беспамятстве, допустим, от болезни, без сознания человек может умереть. И тогда Кришна помнит об этом. Если преданный того заслуживает, если Кришна принимает, он забирает его. Это уже другой, второстепенный вопрос. То есть, Кришна может это сделать. Это интересная история, старая история, когда один преданный Санкиртаны, ученик Шримы Прабхупады, оставил тело во Вриндаване. Моя жена рассказала о нём, вернувшись из Индии, она рассказала: «Мы видели очень интересного преданного. Нас впечатлило его состояние, он болен раком, у него рак головного мозга и он умирает, и нас приводили туда. Один [Динабандву] приводил к нему, чтобы мы пели киртан, он показывал русских преданных. Но он не узнаёт никого, у него рак мозга. Всю свою жизнь распространял книги человек. Лет 30 в то время он уже книги распространял. Он никого не узнавал, ничего не понимал [Динабандву] говорил ему: «Вот русские преданные здесь», но он смотрел невидящим взором. Видно было, что он совершенно больной человек. Всё. Нескоординированный, никакого сознания не проявляется, ясности. Когда они просто пели киртан и они стали улыбаться странной улыбкой такой широкой и так вот руки поднимал танцевал, через боль, знаете, были гримасы боли, потому что голова всегда болит у него». И он реагировал на киртан тем не менее. Как бы так вот, танцевал, участвовал, что вызывало некоторую боль и даже страх у преданных. Такой вид у этого человека».

01:03:46 Она рассказала о нём, я запомнил. На следующий год поехал я в Индию. Мы приехали в Майапуре, пришёл в комнату [непонятно]. И туда пришёл ещё один его духовный брат и я сидел слушал, о чём они говорят. Он стал рассказывать об этом преданном. И я вспомнил, какое-то имя знакомое, жена рассказывала, я слушаю. И оказывается этот преданный, Санкиртаны. Как раз он оставил тело днём позже… Днём раньше вот, до этого момента. Он ушёл без памяти. Во Вриндаване в тот день, такой день бывает раз в году особое благословение Господа Шивы, который защищает эту [непонятно]. Если кто-то оставляет тело именно в этот день во Вриндаване, Господь Шива сам лично кричит ему на ухо: «Харе Кришна!» Сам кричит. Такой день только раз в году бывает. Этот преданный оставил тело в этот день, когда [Киртира] услышал это, у него слёзы просто брызнули из глаз. Закрыл лицо, вот так, руками. Мы знали друг друга хорошо, а я просто наблюдал, переживал всё это. И радовался, как удивительно. И он сказал фразу интересную [Киртира]: «Прабхупада очень милостив». Поэтому есть усилия какие-то с нашей стороны, саданы, мы что-то делаем, есть крипа, милость. И когда мы уже ничего сделать не можем, то остаётся крипа. Милость всегда с нами есть. Гуру всегда очень добр к ученику. Шрила Прабхупада был всегда очень добр ко всем преданным ИСККОНа. Кришна, Господь Чайтанья очень милостив.

01:05:28 Вопрос: Каким образом мы следуем по стопам наших 11 махаджан в нашей сампродаий?
Ответ: например, Пхишманев. Мы следуем по стопам исполения долга. Пхишмадев, он очень твёрд был в исполнении своего долга служения Бога. Все махаджаны таковы. Тверды в исполнении долга и не отклоняются от преданного служения. Это главная линия. Детально могут отличаться. Повторял ли Пхишмандев 16 кругов мантры на чётках – мы не знаем. Может быть у него была другая практика в то время. Потому что эту практику дал Господь Чайтанья 500 лет назад. Это уже детали. Но основа заключается в том, что никогда не отклонялись от преданного служения махаджаны. И мы также этому учимся.

01:06:14 Вопрос: Если не удаётся найти матаджи среди преданных, можно ли искать матаджи среди непреданных?
Ответ: если будете проповедовать, то сделаете всех преданных. Проповедуйте и не будет проблем. Если будете проповедовать, найдёте много матаджи. У вас не будет проблем в личной жизни, также матаджи могут проповедовать найдут много хороших людей. Надо проповедовать. Не ищите из того, что есть. Из того, что есть может тут.. может быть выбора мало окажется. Потому что преданные сильно меняются, они перестают быть привлекательны материально. На женщин преданных смотрят по другому, как правило. Знаете брамачаринья идёт, так вот.. брамачаринья. Если мужчина преданный смотрит: «А! это брамачаринья идёт, сразу отворачивается». А идёт женщина – он смотрит: «О! я ж брамачаринью…». Таким образом – проповедуйте. Итак решите все свои проблемы в личной жизни. Общение, самое главное. Я знаю одного преданного, который уже двух матаджи уже привёл в Cознание Кришны. Сначала одну, не понравилась. Оставил её, она уже инициацию получила. Взял другую, теперь другая мантру повторяет, ждёт инициации.

01:07:43 Вопрос: Как избавиться от двойственности в духовной жизни?
Ответ: медитация. Погружение в святое имя. Это наша практика. Там нет двойственности на самом деле никакой. У нас осталось 5 минут.

01:08:00 Вопрос: маленький ребёнок меня не слушается. Все говорят: «Какая же ты мать?» Но мне хочется сохранить творческий контакт с ребёнком и не применять насилия. Может быть я не права? До 5 лет не хочется строго. Хотелось бы чётче понять, чего категорически нельзя делать, а что допустимо. Это сложно ответить за одну минуту на этот вопрос. Да, нужно учиться, похоже. Нужно учиться. Ну, если нет отца, сложно будет воспитывать мальчика всё равно. Женщина не справится, не сможет строго наказывать. Кто-то должен быть очень строг к мальчику. Это отец, обычно. Мать не сможет в полной степени выполнить эту роль. Поэтому её дело будет связать его с каким-то авторитетом. Может быть это какой-то преданный, или Шрила Прабхупада в книгах, что Прабхупада сказал то-то, а гуру говорит то-то, а Кришна сказал то-то. Дети слушают тогда. Вот такая роль будет у матери ещё. Вы должны указать, что какой-то ещё высший авторитет, который ребёнок должен принимать и слушать.

01:09:04 Вопрос: Что делать, если от жены не идёт женской энергии? А просто как друг. Может быть вторую жену завести? Разводиться не буду! Не хочу.
Ответ: правильно. Разводиться не нужно. Это хорошо, что не идёт женская энергия. Я приветствую это. Это целая тема опять для рассуждения, ну нет времени, жаль. Я мог бы развернуть её, потому что я часто говорю на эти темы – мужчины и женщины. Это весёлая тема такая, захватывающая. И очень полезная для общины. Как-нибудь.

01:09:55 Вопрос: Пожалуйста, объясните суть следования принципу – не играть в азартные игры. В бизнесе часто приходится идти на риск
Ответ: Да. Придётся идти на риск, верно в бизнесе. Поскольку это бизнес. Эту грань очень сложно определить самому, нужно советоваться со старшими преданными. Хорошо? Сейчас очень сложно найти грань эту – где же азартная игра уже начинается, а где всё-таки бизнес.

01:10:22 Вопрос: Из всех игр Господа Чайтаньи нужно извелкать какие-то духовные уроки. А чему учит игра про то, как Господь Чайтанья был учёным в начале своей жизни и спорил со всеми?
Ответ: Он просто проявлял свою независимость, Кришна. Играл с няньками, это тоже доставляет ему удовольствие. Но он уже браманом был. А как браманы сражаются? Они спорят. И он сражался [непонятно], также как он сражается с демонами, убивает их, что это за игра? Сражение. Воинский дух. Вот, когда он в форме брамана приходит, как Господь Чайтанья, он сражается на уровне интеллекта, споры какие-то, побеждает всех. Всех опровергает, все боятся его, ко всем пристаёт при этом. Наслаждается таким образом и привязывает всех к себе. Пока он так вот себя вёл в Навадвипе, он был в центре внимания всегда. И все жители Навадвипа привязались к нему настолько, что когда Господь Чайтанья возвращается в Навадвипу из Джаганатапури, слух прошёл: «Господь Чайтанья вернулся! Возвращается, смотрите! Он на том берегу Ганги!» Вся Навадвипа, даже дети, бросились в Гангу. Все, даже те, кто плавать не умел бросились в Гангу и переплыли её. Вот так жители Навадвипа были привязаны к Господу Чайтанье. Поэтому был определённый смысл в этом.

01:11:54 Вопрос: Является ли секс внутри семьи ради удовлетворения чувств гуруапарадхой?
Ответ: ради удовлетворения чувств – по большому счёту да. Но это нужно отдельно обсуждать, хорошо? Это отдельная тема.

01:12:12 Вопрос: Является ли самоудовлетворения своих сексуальных чувств гуру апаратхой? Насколько пагубно это для духовной практики?
Ответ: Это очень пагубно для духовной практики. Это самое пагубное для духовной жизни. Секс ради чувственных наслаждений – это самый сильный яд против Cознания Кришны. Поэтому западная цивилизация не очень подходит для духовной жизни. Если преданный едет в святую Тхаму, в Индию, он умиротворяется через несколько часов уже. Никаких проблем нет. Но здесь он получает объекты возбуждения каждую минуту, каждую секунду может получать на улице. Поэтому это трудно будет. Будут вспыхивать какие-то желания, пока человек не научится контролировать чувств, должным образом, не станет госвами. Будет период борьбы серьёзный. Это самая главная, как бы, тема освобождения. От сексуальной энергии нужно освободиться, нужно занять её на более высоком уровне. Поэтому строго, говоря, секс просто для чувственных наслаждений – всегда является ядом. Самым сильным ядом. Однако, с ним нужно обращаться с энергией осторожно. Если мы попытаемся применить насилие, ничего не получится. Такой силы нет. Такой силы в этом мире нет, чтобы преодолеть каму. Это может только Кришна – Маданмахан. Более привлекательный даже, чем Камандеф. Поэтому, если просто путём усилий это делать, будут травмы. Кама просто посмеётся над нами. Если мы бросимся на неё. Она просто вот так вот, не глядя. За 40 миль просто, улетим в майю.Нужно предаваться Кришне, через преданное служение, через обретение любви это проимходит. Постепенная трансформация. Однако, регулирующие принципы важно соблюдать. Те кто получают посвящение, они должны соблюдать регулирующие принципы.

01:04:04 Вопрос: Как известно, к сожалению, в обществе преданных, участились разводы даже среди уважаемых преданных. Как правильно к этому относиться? Должно ли общество как-то на это реагировать, чтобы подобные случаи не повторялись?
Ответ: развод означает, что человек теряет репутацию свою, духовную силу. Но придётся пожертвовать репутацией. Если теряем репутацию, не сможем проповедовать сильно. Развод это трагедия, это высшая мера наказания для семьи. Это греховная деятельность – развод. Это очень-очень плохо. Развод. Хуже не придумать. Страдают дети, страдают люди, страдают друзья, родители, знакомые, страдает ум. Это серьёзное препятствие в духовной жизни. Нельзя к этому относиться легкомысленно.
Харе Кришна! Наше время истекло. Шрила Прабхупада ки джайа

транскрибирование: Алексей Бовкунов | Белгород | Россия | 28 December 2012