Ведическая и вайшнавская культура. Лекция 2

Анапа - 27 September 2005
семинар для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:10:13 | качество: mp3 128kB/s 64 Mb | прослушано: 1845 | скачано: 1260 | избрано: 19
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Харе Кришна. Сегодняшний зал мне напомнил первые годы Сознания Кришны. Мы снимали такие большие залы, бесплатно. Давали для проповеди, люди жертвовали, директора шли навстречу, как правило. Мы показывали книги, говорили о Прабхупаде, о Харе-Кришна мантре, давали прасад людям, показывали Бхагават-Гиту картинки и..пожалуйста! Большой зал, бесплатно, делайте, что хотите. Такие же были темные все залы, мягкие сидения вот такие большие. Иногда приходило 5 человек. И мы проповедовали пустому месту, можно сказать, пространству. Но люди, тем не менее, распространяли как-то. Это было начало 90-х годов. Таким образом, было доверие какое-то. У нас был дух проповеди, была вера, у всех причем, это была единодушная атмосфера. Преданные были одинаково вдохновлены, потому что начали свой духовный путь, воспевать Святые Имена и был большой подъем. На самом деле этот подъем, он произошел по одной интересной причине. До определённого момента в России преданные, они боролись, боролись с умом, боролись с властями, они развивались подпольно большей частью.

00:01:27 Но в какой-то момент появилась новая книга. Как она попала в Россию, я не знаю. Но она была переведена на русский язык, это была Сатсварупа дас Госвами, может быть его первая книга, которую узнали в России «Реформа джапы». До этого мы никогда не слышали о том, что можно как-то улучшать джапу, что есть какая-то наука, то есть это подробно не описывается в книгах Прабхупады. «Харинама Чинтамани» не было такой книги! Была только вот Бхагават-Гита и ещё «Источник» и все. Больше ничего. И какого-то руководства опытного, у нас, конечно, не было. Мы знали, что это не требует никаких правил строгих, нужно вот просто повторять вот эти звуки, Харе, Кришна, Рама, в таком порядке и мы чувствовали, что есть огромная связь, йога, поддержка, всё это было. Но в какой-то момент, когда пришла эта книга, появилась среди русских преданных, и мы стали читать, и увидели, что там есть опыт человека, борьбы с умом за джапу. «Реформа джапы» называется, ну как мы можем реформировать, изменить свою джапу, собственно, мы и так меняет свою жизнь, таким путем.

00:02:32 И у нас уже была вера в Святое Имя, поскольку мы уже воспевали. И тут мы схватились за эту возможность изменить, что оказывается можно только воспевать Святое Имя. Святая мантра она чистит ум, ум изменит все в человеке, это второе рождение. И затем, каким-то образом, человек сможет понять, что делать дальше. То есть приобретет разум. Вот такой метод. Он отличался от каких-то внешних методов, которые предлагали всегда политики, в поисках тоже совершенного общества, каких-то реформ, и тогда мы увидели этот опыт человека, который 30 лет к тому времени уже посвятил воспеванию Святого Имени, принял санньясу, имел учеников, рассказывал, делился своим опытом внутренней жизни, воспевания Святого Имени. Эта книга сделала революцию в умах преданных, нас было не так много тогда, мы все стали реформировать свою джапу. Мы стали понимать, что нужно воспевать внимательно.

00:03:33 И вот мы с другом, просыпаемся утром, ашрам, его квартира, ашрам, там живёт несколько человек. Я там жил иногда с ним, чтобы следовать саддхана-бхакти, подниматься пораньше, там алтарь установлен, проводить утренние службы. И вот мы с ним договорились – давай внимательно джапу повторять сегодня. Давай. Ты меня контролируешь, я тебя контролирую. Вот, мы должны сегодня 16 кругов внимательно повторить. Мы уже понимали, как сложно повторять внимательно мантру даже один круг. Прослушать полностью – это трудная задача была. Но тут, после этой книги мы вдохновились оба. Будем контролировать друг друга, мы же не зря вместе практикуем. И все шло очень гладко. Я смотрел на друга больше, чем на себя, более внимательно следил за ним, за его повторением, а не за моим повторением. Что можно было со стороны понять, почувствовать? И я смотрю, он просто в экстазе, он закрыл глаза, он повернулся лицом к двери, и четки в руках вот так, он начинает активно повторять, языком, ногами притоптывает, такая энергия знаете, он на месте не стоит, он уже готов для миссии что-то делать. Я думаю, вот это да… Я так не могу! И уже через минуту я смотрю, он так держит палец левой руки и здесь четки, он повторяет мантру и бьет дверную ручку пальцем так. Что это такое знаете? Тама-гуна.

00:05:09 Я стал замечать, что я тоже склонен к каким-то странным вещам при повторении мантры. Даже неосознанно. Можно уставиться в какой-то предмет, скажем, ничего не значащий. Как эта точечка на потолке, смотрите, Харе Рама, Харе… То есть как бы замирает ум. Он успокаивается, а о чем думать он не знает, правда? Это как у машины мотор выключен – тух-тух-тух. Все, нет энергии. Вот, то что может произойти с преданными, которые повторяют мантру, у них нет энергии для какой-то деятельности материальной. Нет стимула. Потому что ещё нет высшей осознанности.

00:05:48 Мы, первое, что чувствуем – какое-то умиротворение. Умиротворение – шанти. И вот на этой платформе мира мы пытаемся с вами строить Общество Сознания Кришны. Это сложно. Потому что мир означает – нет материальных желаний. А как же мы с вами без материальных желаний будем что-то делать? А какой смысл что-то делать? Мы же привыкли делать что-то за деньги, за результат. Должна быть какая-то связь? Какой-то плод должен быть деятельности. А здесь мы теряем материальный интерес и стимул так же на какое-то время может быть утрачен. Я не хочу работать, оказывается. Да нет, не нужно, я могу просто под деревом жить. На кочке проживу. Мне многое не нужно, смотрите, я готов к такой аскезе. Я Харе-Кришна. Так же и семья – зачем мне семья? Это же майя все. Это же материальные желания, меня связывают, зачем такие усилия совершать, лучше сразу предаться Кришне, воспевать Святые Имена.

00:06:46 Вот то, что приходит в голову неофиту, как только уходит гунна страсти, умиротворяется. Но в силу вступают знания смешанные с невежеством. От невежества не так легко освободиться, от страсти легче, чем от невежества. Потому что невежество – это та платформа, на которой вообще мы существуем в материальном мире. И когда мы пытаемся добраться до своей сути, мы в первую очередь столкнемся с невежеством. Что у нас нет желания выполнять свои обязанности. Нет желания выполнять свои обязанности, мы хотим иметь быстрый духовный плод, а это уже страсть. Если он быстро не приходит, мы теряем интерес к духовной жизни.

00:07:27 И вот проходит 10, 20 лет, 30 лет ИСККОНУ Российскому и появляются люди старые преданные, которые не имеют стимула что-то активно делать. Теряют стимул. Результат не приходит. Я жду результата, как когда-то мы ждали коммунизма, помните? Кто-то помнит? Мы ждали коммунизма, каждый год. Когда же будет коммунизм, мы спрашивали. Мы и в школе спрашивали и в институтах спрашивали. И всегда нам что-то объясняли, что он будет. Ленин сказал, что коммунизм будет через 5 лет. После революции. Правда? Мы удивились. Так уже прошло не 5 лет, уже 100 лет прошло. И вот таким образом, когда плод не приходит, мы теряем веру, вот она – материальная основа.

00:08:12 Но, вайшнавская культура не должна зависеть от мотивов, мы знаем. То есть преданное служение должно быть чистым, немотивированным. Не важно, какой приходит плод, мы продолжаем это делать. Чему же мы учимся таким образом? Любви. Любовь не должна быть мотивированной. И таким образом, Любовь, как духовное понятие должна быть освобождена в этом мире. Из вот этого рабства материализма. Любовь страдает в условиях материализма. Мы и есть с вами Любовь, это наша природа. Каждый, живое существо, Душа – это частичка Божественной Любви. Если так уж говорить, мы есть – эта частичка. Или, как говорил Прабхупада – это дремлет в сердце каждого живого существа. Любовь естественна, но она страдает, когда окружена материализмом, несвойственным ей. Чувством выгоды, престижа, зависти, жадности. Вот это невозможно избежать.

00:09:15 Об этом говорит Кришна Уддхаве, насколько я помню в Шримад-Бхагаватам. Он говорит ему: Уддхава, люди стремятся на райские планеты, но ты не стремись туда. Я тебе сейчас скажу секрет, что на райских планетах и на этой планете наслаждение одинаково. Кришна говорит. Мы скажем: ну уж нет, везде говорится, что рай – это рай, там выше счастье, выше наслаждение, в сотни раз превосходит земное! Красота людей, общение, пища, воздух, атмосфера, ощущение счастья, чистота чувств – это же благость. Собственно Варнашрама-дхарма это как рай, кусочек рая будет на Земле. Но Кришна говорит, не для этого, Уддхава, разницы не будет между тем наслаждением и этим, потому что оно сопровождается одними и теми же проблемами.

00:10:12 Вот уж интересный момент. Счастье вроде бы выше, но проблемы те же самые. Вот представьте, человек ест мёд. В лесу нашел соты дикие, и так вот пчел отогнал быстро. Голодный, он хочет эту сладость попробовать и начинает есть, это вкусно, правда? Но при этом его жалят пчелы каждую секунду. Собственно говоря, он не успевает прочувствовать это счастье. Это недостаток материального окружения. Даже на райском уровне сопровождается счастье теми же самыми симптомами. Такими как ревность, жадность, зависть, разочарование. И ещё не известно, где больше таких энергий.

00:10:54 Если мы живем с вами в плохих условиях, как в Индии, например. В Индии кто-то был? Если кто-то был, вот я скажу, темпа, кто-то ездил на темпа? Темпа, сейчас я скажу, что такое темпа. Три рельсы возьмите, рельсы такие вот, одна так, другая так сваренная и вот так поперек, треугольник получается. Здесь одно колеса, здесь два колеса. Здесь мотор без глушителя. Спереди прямо, здесь железная такая будка, без окон, без дверей. И крыша. И все и вы едете на ней. На ней 15 человека помещается. Там не больше, чем одна телефонная будка объема, но 15 человек, поскольку там индусы, они меньше, можно на крышу, можно висеть, там разрешается всё, что угодно. И она вся вот так трясется, эта темпа. Это просто кусок металла, больше ничего. Если два таких темпа сталкиваются, это никого не разочаровывает, верно? Никого, они ударятся и тут же разъедутся, они даже не останавливаются. Никто даже не будет беспокоиться. Какая-то ещё там вмятина на рельсине – нет проблем.

00:11:56 Теперь представьте, вы едете в Мерседесе, он лоснится, как зеркало, он такой весь как выставочный вариант и ударяетесь, чуть-чуть – тюк, ударяетесь. Все, вы тормозите, ГАИ вызываете, вы расстроены полностью. Малейшее, смотрите, при таком материальном лоске, раздражение вызывает малейшее неудобство. Поэтому мы видим такую странную картину. Что богатые, так сказать, цивилизованные люди, они больше раздражены и неудовлетворенны, чем обычный крестьянин. Крестьянин спокойный. Он ходит так, что под ним земля немножко дрожит, под ногами. И богатые люди, они больше раздражены какими-то мельчайшими неудобствами. Вот об этом Кришна говорит Уддхаве. Или как он говорит в Бхагават-Гите Арджуне, что высшие планеты, что низшие, этот материальный мир – место страданий.

00:12:53 И таким образом – не цель Ведической культуры повысить комфорт. На самом деле, это одно из оскорблений воспевания Святого Имени. Использовать воспевание Святого Имени, как знаете, этот раздел есть карма-канда в Ведах, для улучшения материального благосостояния, благополучия. Это побочный продукт. На самом деле, это факт, что материальный прогресс, он ускорится при воспевании Святого Имени. Сейчас масса таких подтверждений, что из Сознания Кришны сейчас исходит столько знания, что хватает на всех. Множество раз мы видели, как приходят ученые на лекции, когда мы делали для ученых какие-то программы, приходят ученые. Как они сидят, знаете? У них такая бумага есть, ручка, они смотрят, не на вас – на доску смотрят. Они на вас вообще даже ни разу не взглянут. Смотрят на доску, что-то записывают, вопросов никаких не задают. Потом сворачивают бумажку, так отворачиваются и уходят. Даже спасибо не скажут. Ну вот типичный ученый, есть такие люди. Множество я видел таких людей, которые приходят, им интересно, им интересна своя какая-то, им нужна пища для развития, они её ищут.

00:14:05 И сейчас фактически, философы, ученые в России, они склонны изучать Веды, потому что западная философия себя уже исчерпала. Все поворачивается к Ведической культуре. И таким образом, все будет зависеть от того, как развивается духовное знание, энергия Чит, потому что на самом деле исполнять свой долг мы не заставим человека. Под другим предлогом. Нужна какая-то возвышенная цель. Чтобы правильно исполнить свой долг. Например, есть мужчина и женщина. Что в Ведах говорится? Следуй своей природе. Даже если это трудно. Даже если это плохо получается. Все равно следуй своей природе. А вот чужой не следуй, даже если это лучше получается. То есть мужчина оставайся мужчиной, женщина, оставайся женщиной. Есть природа, есть обязанности, и вы следуйте, пожалуйста, своей природе, говорится в Ведах. Кришна в Бхагават-Гите трижды или дважды об этом говорит. Как важно следовать именно своей природе, а не чужой, чужая природа – это грех. Своя природа не вызывает греха. Если женщина ведет себя как женщина – это не грех. Но если мужчина ведет себя как женщина – это грех. Или женщина ведет себя как мужчина – тоже грех. И таким образом говорится, вот женщина должна быть такой, а мужчина – такой. Но большинство людей не согласятся с этим, современных. Они в этом видят какое-то неравноправие, верно? Какую-то несправедливость. А почему, мы должны быть все равны. Мы хотим такие же быть как мужчины, говорят женщины. И вот для того, чтобы все-таки этот порядок установить, чтоб все были сами собой, необходимо Духовное Знание.

00:15:40 Что такое вайшнавская культура? Я – не это тело. Я не мужчина, и не женщина. Вот тут начинается уже примирение. Это единственная основа, на которой люди могут понимать друг друга. В семье, в государствах, между государствами. Между различными видами жизни возникает понимание. Есть одна известная психолог, она известна и в Казахстане и в мире. У неё свой центр медицинский. И она сейчас стала преданной. Уже несколько лет. Её заинтересовала любовь к Богу. Как ни странно. И теперь она проповедует, карму, реинкарнацию, Бхагават-Гиту. И она наблюдает, у неё так же есть пациенты дети, что происходит с детьми, когда они получают такое знание. Она говорит удивительные потрясающие вещи. Ребенок, получивший такое знание лет в 9, в 10, он один может гармонизировать всю свою семью. Если он понимает законы кармы, реинкарнации. Он обретает удивительное влияние на своих родственников и начинает жить в мире.

00:16:56 Я приведу пример, есть один преданный, за рубежом. Я знаю его, мы с ним ровесники духовной жизни, наверное, и по возрасту тоже. Он родился больным. Знаете, тело все такое искривленное, вот можно его только в коляску посадить и все, вот он всю свою жизнь в коляске провел. И все свою жизнь, когда он стал расти, он стал понимать, что что-то странно, что он не такой как все. Все бегают, гоняют футбол, веселятся, а он не может. К нему другое отношение какое-то. И постепенно он стал завидовать, он стал замыкаться, это психология таких людей, им трудно находится в социуме, общаться и другие тоже не знают, как с ним разговаривать. И он не мог понять одну вещь, он спрашивал всех, почему это произошло со мной? За что? Почему так? Врачи скажите мне, а почему? Все нормальные, а почему я такой. Врачи говорят, ну гены, знаешь, родители вот, при зачатии, вот бывает, генетика наука такая, вот она говорит, что когда там эти гены поменялись не так как нужно случайно, получается такое отклонение. Он говорил, я это понимаю, но почему именно со мной отклонение получилось? И никто ему этого объяснить не мог. Таким образом, человек не мог избавиться от зависти. Но он естественно будет завидовать, а почему со мной, где справедливость? Почему все здоровые, а я больной с рождения.

00:18:18 И как только преданные показали ему Бхагават-Гиту и сказали, что на самом деле есть законы кармы. Что произошло с человеком? Вы не поверите, он настолько изменился. Он стал просто сиять, улыбаться, нормально общаться, он забыл о своей болезни. Он понял, что это причинно-следственная связь, он понял причину всего этого! Причина во мне. Его это освободило от многих проблем, а главная проблема была зависть, он освободился от неё. И мы смотрели на него, помню, мы его носили на руках, на программах, переносили. И знаете, преданные все подвижные, у них ноги, руки, они то, это, там ссорятся, ругаются, спорят иногда. А он ничего делать не может, он может просто сидеть слушать, воспевать, улыбаться, он счастливый. Никаких проблем у него нет. Его носят туда, носят сюда, кормят, служат ему, а он просто поет, слушает. Ещё неизвестно, кому больше повезло. Вот так мы рассуждали с преданными, когда увидели однажды это. Говорим – посмотрите, какой счастливейший человек вообще оказывается. Все стали завидовать ему. Удивительно, правда?

00:19:26 То есть вайшнавская культура она рассматривает все с другой точки зрения. Я вообще не тело. Нет конфликта, нет проблемы, проблема в уме, нужна мантра. Но тем не менее, люди находятся в разных гуннах природы, и когда даже мы воспеваем мантру, тем не менее, Ведическая культура нужна, чтобы упорядочить этот прогресс. Потому что как прогрессируют люди из невежества, как из страсти, как из добродетели – это разные вещи.

00:19:53 Вчера мы приводили пример с испражнениями. Сегодня мы продолжим эту тему. То есть вот это украшение – сухие испражнения, мокрые испражнения говорится. Качество по сути то же самое. Можно украсить, можно лакировать, можно присыпать чем-то. Сделать произведение искусств. Но, теперь позитивная сторона, что такое испражнения? Это трансформированная пища, которую человек ест. Она может быть очень хорошая и полезная. Это мог быть фрукт, это могли быть зерна, не так ли? Но проходя через организм человека, так всё это устроено, это вырабатывается в отходы, какая-то часть, становится вот таким вот словом непривлекательным. Если человека назвать таким словом, он обидится, верно? Ведь он сам это все выделяет, тем не менее. Вот эти отходы, подальше нужно их скрывать и запах их и вид, и даже на лекции поменьше упоминать, но мы же с вами вайшнавы, поэтому мы не тело. Можно.

00:20:56 И вот трансформация в материальном смысле пример необратим, верно? Если это испражнения, вы не можете это в пищу обратить человеческую, это уже пища для низших живых существ. Но в духовном смысле [неразборчиво] можно обратить обратно в хорошую вещь. То есть в духовном смысле пример будет совершенным. В материальном он необратим. Так вот наше нынешнее существование это подобно испражнениям. Это наша прошлая карма, больные ли мы или здоровые, ученые мы или глупые, красивые или умные или нет. Тем не менее, мы все страдаем в этом мире. Если вы признаете факт страдания вы согласитесь – да, разницы большой нет. Мир тюрьма, свободы от страданий нет, даже если мы хорошо устроены, всё равно мир временный. Так вот, вот эту жизнь можно сделать совершенной, говорится с помощью трансформации энергии в обратном порядке. Сделать из неё что-то привлекательное, настоящее. Изначальное наше состояние.

00:21:57 Есть пример в Ведах. Нарада Муни изменил охотника. Его природу охотника изменил! Дал ему посвящение, дал ему Святое Имя, дал ему духовную практику. Он изменился, кровожадный охотник, который родился в семье охотника, в джунглях. Другой пример, Нарада инициировал одну кобру. Змею! Дал ей инициацию. Но она пообещала, что кусаться не будет. Дала обеты, все. Он дал ей четки, кхантималы. И стала змея повторять мантру. Но главное было – никакого насилия отныне! Не кусаться. Тогда кобра приползла и сказала – это невозможно, Гуру Махарадж. Потому что люди меня преследуют, они видят мою змеиную форму и пытаются меня бить чем-нибудь, камнями или палками, дразнят меня. Если я их не буду кусать, они меня просто убьют. Нет, ты не кусай, сказал Нарада. Но ты делай вид, что кусаешь. Ты можешь подниматься в такую вот стойку, пугать. Но кусать я тебе не разрешаю. То есть меняется природа. Вы видели, чтобы кобра не кусалась? Но вот пример ведический. Вы видели, чтобы охотник, это очень сложно, я был в Ханты-Мансийском районе, где живут охотники, очень сложно там проповедовать, я вас уверяю.

00:23:20 И тем не менее, такие примеры есть, когда люди низших уровней сознания трансформируются в чистых людей, на самом деле. Вот это ИСККОН. Это вайшнавская организация. Здесь наша цель – не гармонизировать наши недостатки, а трансформировать человека. Изменить его. То есть Шакти-паринама-вадана называется эта философия. Закон, учение о трансформации энергии. Ещё в Ведах есть другой пример, философский камень. Положите его, окружите железом, и железо превратится в золото. Вот это вайшнавская культура. Вайшнавская культура порождает вот эту Ведическую культуру. Нужно гармонизировать прогресс каждого человека, поэтому в Ведах вы найдете много разных наставлений, противоречивых. Можно есть мясо для кого-то, можно пить спиртное для кого-то, для кого-то можно заниматься прелюбодеянием и прочее, разные люди. Но что имеется ввиду – санкция на эти чувственные наслаждения? Нет, вот в этом проблема Ведической культуры.

00:24:22 Будда отверг Веды. Будда – это инкарнация Кришны. Веданта-крид веда-вид эва чахам говорит, в Бхагават-Гите: я знаток Вед, я составитель Веданты! И то есть авторитетно следовать знанию, которое Кришна дает в Веде, но Кришна приходит иногда и отвергает Веды и на самом деле не только как Будда. Кришна в Бхагават-Гите тоже отвергает Ведическую культуру. В разговоре с Арджуной. Ведь он об этом говорит, Арджуна говорит о Ведической культуре, нарушим наши традиции. Религия находит основу и опору в семье людей. Но если мы разрушим семейные традиции, религия покинет наше общество. Женщины получат свободу очень быстро, станут легкодоступными, начнутся прелюбодеяния, мир наводнится нежеланным потомством, и мы пойдем все в ад просто. Это нельзя будет изменить, Кришна, что Ты говоришь, почему я должен сражаться с такими людьми Бхишва, Дрона? Мы же и так пойдем в ад. Он говорит вот именно об этой Ведической культуре, а Кришна говорит ему: а что ты расстраиваешься? Ведь они все души, а не тела. Вот смотри Бхишмадев старый уже. Душу ж ты не убьешь, а тело омолодится. Ты совершишь благо, Арджуна. Вот такие вещи иногда Кришна говорит.

00:25:33 А что, почему их нельзя убивать? Они же воины, а воины убивают друг друга в случае войны. Ты не нарушаешь своей дхармы, это не грех для тебя, если ты воин, если ты за правое дело, а они омолодятся. Кришна начинает такие вещи говорить. И позже он объясняет подробно. В чем же собственно, было дело. Потому что в семейной традиции, в религию входит адхарма в Ведическую культуру, вот в чем проблема. Так что мы с вами должны внимательно следить, чтобы адхарма не проникла в нашу Ведическую культуру, которую мы сейчас строим. Что это означает? Адхарма? Я – Господин. Я – Деятель. Я – Создатель этой системы. Я строю Варнашрама Дхарма. Понимаете? Плоды Мне должны принадлежать. Я благодетель всего человечества.

00:26:23 Кришна говорит, что это Он строит эту систему Варнашрама Дхарма. Она естественно исходит из Него. Есть брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Это устроено так, сама природа такова. От Верховного Господа, такие люди всегда есть везде. Они могут сотрудничать только в условиях духовного развития. Как только духовное знание покидает о Личности Бога людей, между ними возникают конфликты, разногласия, войны, увеличивается насилие, адхарма входит в структуру. Люди начинают придавать слишком большое значение тому, кто выше в этой системе, а кто ниже. Вот они говорят, что важно. Важно быть выше, а не ниже.

00:27:03 Как например мы приезжаем на фестиваль. Много преданных могут не знать друг друга. Поэтому атмосфера хорошая. Много счастья. Потому что просто преданные приехали вот и все. Ну, никак больше не оценивают. И как только мы видим друг друга как преданных – О, экстаз, все! Но если мы немножко узнаем друг друга будет труднее, верно? Мы начнем различать друг друга. Там цветы Прабхупаде предлагают, вы видите, эстетично, как преданные это делают, вы чувствуете экстаз? А можно посмотреть с точки зрения страсти, а кто первый предлагает и кто последний предлагает. Вот что важно. Важно первому предложить цветы. А не последнему. Это уже страсть проникает таким образом. И когда страсть пронимает, люди начинают уважать первых, а последних не замечать. Вот так проникает адхарма прямо в Ведическую культуру.

00:27:57 А на чем же держится эта гармония – на том, что вайшнавы утверждают, что мы все равны перед Богом. Принцип равенства должен поддерживаться духовного, мы все духовны. И как же он поддерживается? Нет старших и младших? Есть. Старших естественно младшие пропускают вперед. А старшие, поскольку они имеют больше любви к Богу, они проливают её на младших. Мы все ждем старших, когда приедут духовные Учителя. Они делают тоже самое, так же поют, так же говорят, но у них есть много любви и мы получаем эту любовь и мы так растем. Другой причины роста нет. Без любви это знание никогда не постигается, без бхакти невозможно понять Бога. Поэтому говорит Кришна, что это знание нельзя постичь никаким путем, его нет даже в книгах. Вы это найдете в сердце чистого преданного. Это любовь, бхакти, она не может быть просто прочитана где-то. Хотя несомненно, Прабхупада записал это бхакти, но мы должны услышать ещё всё это должным образом. Все равно нужен ещё человек, представитель Прабхупады. То есть живая преемственность.

00:29:06 И вот вайшнавская культура - она культура отречения. И как мы вчера сказали такую фразу, что иногда Ведическая культура начинает отвергать вайшнавскую культуру. Что-то странное происходит. Примеры – есть такие примеры. Джарасандха. Данта-вакра .В конце концов Хираньякашипу, Бали Махарадж. Это все демоны. И они жили, поддерживали и следовали Ведической культуре. И вот Кришна говорит Арджуне – адхарма проникла в ум Бхишмы, Дроны, Карны, Дурьодханы, не смотри на то, что они цари. Их нужно уничтожить – Кришна говорит. Вот так устанавливается вайшнавская культура. Такие примеры есть видите, в Бхагават-Гите, в Махабхарате. Почему нельзя по-другому установить? Интересный момент. А потому что зло становится узаконенным. Ну представьте, демон становится царем. Ну как вы это измените, на его стороне закон, власть, все остальное. Например царь Вена, он был демоном и он был царем. Все, страдало все государство. Все люди страдали. Просто он был демоном настоящим, он терроризировал всех. Устанавливал свои законы, свою религию, поклонение самому себе и все остальное, он отвергал поклонение Богу, никакого духовного развития не давал никому. И положение было безвыходным и вмешались брахманы. Брахманы его прокляли и он умер. Все, другого способа нету.

00:30:37 Другой силы не существовало и вот во время того, как Кришна приходил 5000 лет назад, таких царей как Джарасандха , Дурьодхана, Данта-вакра, Камса никто не смог бы убить. Никто не смог бы даже сместить. Никто не смог бы проповедовать. Это мог делать только сам Кришна. йада йада хи дхармасйа гланир бхавати бхарата. Из века в век я прихожу сам, когда религия приходит в упадок. Когда никто её не сможет поднять, тогда я сам прихожу. И я могу действовать по собственному желанию, как хочу. Потому что праведники попадают в трудное положение – они не могут нарушить закона, праведники – это проблема их. В этом их слабость. А крутые могут нарушать закон, видите? Они становятся сильнее с этой точки зрения. Потому что им все можно, а преданным нельзя, у них регулирующие принципы – ахимса – ненасилие, терпение, смирение, почтение. Поэтому Кришна говорит Арджуне, нет Арджуна, ты воин. Ты не должен становится брахманом, просто таким смиренным ложно, я тебя специально избрал для этой цели уничтожить зло. Сейчас ты должен сражаться, на самом деле. Это вайшнавская культура. Разрушь всю эту ведическую культуру, он сказал – разрушь, она уже не ведическая на самом деле. Она её лишь внешне осталась, для виду. Все эти жертвоприношения, все эти храмы строятся лишь для виду, для престижа, это демоны, они из этого шоу устраивают. Они пытаются прославиться с помощью религии и других вещей. Кто тут первый святой, кто последний святой.

00:32:04 Но Кришна абсолютно равно ко всем относится, он хочет установить именно такую культуру – равенство. Это высочайшая культура считается – когда мы видим одними глазами все живые существа. Мы не различаем ни коммунистов, ни капиталистов, ни фашистов. Смотрите, ни христиан, ни мусульман, ничего подобного. Названий этих просто не существует для Души. Эти названия требуются для материального мира, это попытка как-то гармонизировать мир, конечно же людей, упорядочить, дать какие-то названия, определения. Но поскольку эти определения набрали слишком большое значение, над Душой поднялись, выше этого понятия, они приносят вред. Они препятствуют духовному развитию. Многие, многие названия созданы людьми сейчас.

00:32:45 Поэтому нужна вайшнавская культура, что она говорит? Ты не русский. Ты не американец. И не индус. И не мужчина и не женщина. Ты Душа. И Бог тоже не индус, не мусульманин, не христианин. Он духовен. И мы все с вами братья, на самом деле. Не зависимо от того, какие у нас тела. Таким образом Кришна говорит Арджуне – ты должен сражаться, чтобы установить ведическую культуру, но это только лишь одна сторона почему Кришна приходит в этот мир. Религию нужно установить. Хорошо. Это понятно. Это нужно для людей и очень важно. Но что же главное, на чем же держится религия? Вот эта саттва-гуна, о чем мы говорим, она имеет причину. Если не будет этой устойчивой причины для саттвы, она будет вращаться, как чертово колесо. Она будет неустойчива. Сегодня саттва, а завтра уже раджас, а может уже и тамас. Много таких примеров. Когда благими намерениями дорога вымащивается в ад, потому что в итоге все опять плохо. Потому что нет стабильности, нет устойчивости. Потому что устойчивость этой системе, почему же в прошлые времена ведические тысячелетиями поддерживалась ведическая культура, противостояла злу, представьте, имела такую силу, зло не проникало в общество.

00:34:00 Это Знание о личности Бога, взаимоотношение с Личностью Бога. О чем Кришна говорит в Бхагават-Гите, это наука утрачена, Арджуна, и я пришел дать тебе, раскрыть. Поэтому другая сторона Кришна приходит, чтобы проявить свои игры, просто самого себя показать. И тут он что-то странное делает, смотрите, он действует уже несогласно даже религии. Он противоречит, его действия, религии. Все детство он занимается воровством и пристает к девчонкам. Где же религия? Кришна говорит йада йада хи дхармасйа гланир бхавати бхарата – я прихожу, чтобы религию восстановить. И что он начинает делать? Воровать. И приставать к противоположному полу. Воровство – это не что иное, как зависть. А привлечение к противоположному полу – это похоть. И Кришна это делает, но им движет не похоть и не зависть. Потому что он – Бхагаван. Вот это особый момент. А Бхагаван – это то, кто обладает абсолютно всем, понятие Бога таково. Как же Он может воровать тогда, скажите? Если это все принадлежит Ему. Он может что-то своровать? Невозможно. А как же Он может танцевать с чужими женами, если все Ему принадлежит, это Его жены, оказывается. Вообще это Его энергии даже.

00:35:20 Господь Чайтанья, когда проявлял Чайтянья-лиле разные формы проявлял формы Нараяны и благословлял всех. Потом проявил форму Дурги - это материальная энергия женская форма, Дурга. И преданных кормил грудью. Представляете? Так Он говорил – Я отец и мать этого мира. Как в Бхагават-Гите говорит, всё это есть Мои энергии, Мои проявления. Здесь нет ничего, чтобы отличалось от Меня. Для Бога не существует таких моральных требований, как для человека. Существует для материального окружения, для духовной, для отношений с Богом не существует никаких материальных, моральных норм. Там есть спонтанная привлечение на платформе Любви, Любовь абсолютно свободна от всяких правил и ограничений. Истинная Любовь.

00:36:11 И почему же нужны эти ограничения в материальном мире, потому что мы здесь учимся Любви такой настоящей. Ограничения означают, что мы должны меньше любить себя и больше любить Бога. Вот в чем границы. Мы уменьшаем эгоистическую любовь и увеличиваем Божественную любовь. Вот отсюда появляются какие-то ограничения. И если не будет таких понятий, что есть Бог, он абсолютно, абсолютно может делать всё, что хочет и это благо для всех живых существ привязаться к Его поведению, к Его играм, к Его свободе и войти в эти игры, религия придёт в упадок. Почему? Потому что мы не сможем различить добро и зло. Это невозможно. Люди спорят веками и тысячелетиями, кто сильней, Сатана и Бог. И кто виноват во всех этих проблемах. Если Сатана имеет такую власть над людьми, значит Он сильнее Бога. Они спорят и спорят, не могут понять, запутались давно, добро и зло очень тонкие понятия. Попробуйте отличить похоть и любовь. Сложно. Трудно найти грань между этим. Попробуйте отличить жадность от заботы. Очень сложно отличить. Вот так же сложно отличить добро и зло. Очень тонкая грань между этим.

00:37:22 И истинная добродетель заключается в том, что это просто любовь к Богу. Это высочайшая заповедь. И если человек опирается на любовь к самому себе, это уже источник злодеяний. И эта концепция любви к Богу – она духовна и она устанавливается в вайшнавской культуре. Религия это не может установить. Просто при помощи религиозных принципов это невозможно установить, если мы откажемся от мяса, от рыбы и яиц, то, что мы делаем. Если мы не будем принимать никаких интоксикаций, то, что мы делаем. Никаких азартных игр, мы делаем. Никакого незаконного секса – мы это соблюдаем. И даже таким образом мы не осознаем Бога. Бог выше религии. Бог это не религия, в религии Его тоже нет. Скорей, Ему религии все принадлежат. Чем Он находится в какой-то религии. Религия это лишь путь к совершенству. Это ещё не является совершенством. Она не означает, что если я родился в России, то это значит я христианин и это есть цель. Или если я женился, то я уже достиг своей цели в жизни. Нет, это все ещё путь.

00:38:24 И цель мы должны знать, вот эту цель указывает вайшнавская культура, которая иногда противоречит желаниям материалистов. Материалисты хотят богатства и всего остального. Вайшнавы говорят – нет, все принадлежит Богу. Все принадлежит Богу. Твой кошелек в кармане принадлежит Богу. Твои миллионы, которые ты заработал, принадлежат Богу, до копейки, до цента. Ничего у тебя нет в этом мире. Даже твой разум, которым ты гордишься и образованием, принадлежит Богу. И семья твоя принадлежит Богу. И все твои дети – не твои на самом деле. Не твоя собственность. Они тебе даны для исполнения обязанностей, для служения. Но тебе в этом мире ничего не принадлежит, ты сюда приходишь ни с чем, и уйдешь тоже – ни с чем. Вот это вайшнавская культура. И она раздражает материалистов, даже ведических. Опять эти попрошайки пришли. С ними спорить невозможно, все принадлежит Богу, ну конечно. Как это опровергнуть, верно? Надо просто притвориться, что меня нет дома и все. Люди боятся, что придёт вайшнав, начнет проповедовать, выпрашивать что-то. Вот это вайшнавская культура, говорить о Боге с протянутой рукой. Харе Кришна вы говорите? Знаете, что все принадлежит Богу? Давайте сюда что-нибудь. Это вызывает иногда конфликты в обществе. Откуда я знаю, куда ты эти деньги вообще потратишь. Поэтому, конечно, нужна ведическая культура, потому что ведическая культура, она прививает уважение к санньясе, к саддху, к проповедникам.

00:39:57 Жизнь санньяси – она чужда для обычного человека. Многие не понимают, как живут санньяси, чем они живут. Это интересно видеть их и слышать, но жить подобно им и понять очень сложно, потому что они живут в отречении. И тем не менее, если мы следуем ведической культуре, мы можем общаться с такими людьми, знать, как общаться с ними. В Ведах говориться, если вы видите санньяси первый раз в день, вы должны поклониться ему. Если вы не поклонились, поститься нужно целый день. Пока солнце не зайдет, только на следующий день можно прерывать пост. Иначе – карма. Последствия будут, люди боятся оскорбить санньяси. Они должны быть почтительны. Хотя бы даже внешне.

00:40:41 Она из причин, почему Господь Чайтанья принял санньясу, потому что Его ученики даже стали критиковать. Он грихаста и мы грихаста, что он себе позволяет. Он сидел и воспевал однажды «гопи, гопи, гопи» и слезы ручьем. Он думал о гопи, о их любви к Кришне, насколько это возвышенно. Он был в этой бхаве. Ученики ничего не поняли, почему он повторяет «гопи»? Веды предписывают авторитетные мантры. Какое благо ты получишь от этих повторений «гопи»? Нужно воспевать Святые Имена Бога, написано. Ученики его говорят. У него эта бхава, гопи-бхава и они не смогли понять, потому что эта бхава не была раскрыта им ещё. Они даже не поняли, кто такой Господь Чайтанья, они видели Его подобно самому себе. То есть как описывается в Бхагават-Гите, это подобно мудхам люди, глупцы, они не могут увидеть Бога. Они думают, что это обычный человек.

00:41:32 И тогда Господь Чайтанья не объяснял им ничего. Они же глупцы. Взял палку и побежал за ними. Побить их хотел. Они испугались Его, такой гнев был. Что Он себе позволяет? Он же такой же грихаста, как и мы. Но в следующий раз мы не дадим спуску, мы ответим. Палку взял, смотри-ка. Насилие применяет, брахман называется. Пользуется своим брахманическим могуществом, своим положением. Стали критиковать Его. И тогда Господь Чайтанья задумался. Понятно, что материалисты Его не смогут понять. Но гопи-бхаву нельзя раскрывать. Но и сдерживать я её тоже не смогу. Они будут меня критиковать. Но если я приму санньясу, они побояться этого. Они будут хотя бы формально кланяться мне и вот так прогрессировать. Он принял санньясу. Ради блага всех живых существ на этой Земле.

00:42:22 Но понятие санньясы есть только в ведической культуре, потому что если вы живете не в ведической культуре, то вас поддерживать уже никто не будет. У нас был первый санньяси в России, известный ученик Прабхупады, который начал здесь своё движение. Он принял санньясу на самом деле. И в то время ИСККОН понимал, что он не сможет в России выжить, его всё равно посадят. Посадят в тюрьму. Представьте, санньяси в тюрьму посадить. Они всё равно это сделают. Коммунисты посадят его в тюрьму, ну вот представьте, санньяси, видели санньяси? Духовных Учителей, вот в тюрьму посадили. Конечно, забеспокоились, давайте его заберем оттуда. В Индии пусть поживет. В Индии люди знают, кто такой санньяси. Так его не будут сажать в тюрьму.

00:43:10 Вот я приведу пример, как в Индии понимают святых людей. В Прабхупаде однажды прибежал преступник и упал в ноги, вор это был известный. А следом полиция вошла. Давно, говорят, мы ищем этого человека. Свамиджи, даже не беритесь за него. Рецидивист, неисправимый. Тюрьма плачет давно по нему. А этот человек говорит Прабхупаде: Прабхупада, дайте мне прибежище! Я обещаю, что буду вайшнавом. Все ваши принципы, 16 кругов, преданное служение, я обещаю, что я изменюсь. Вы же саддху, саддху может дать прибежище, я прошу у вас прибежище, защитите меня. Говорится в шастрах, если кто-то у саддху просит дать прибежище, он обязан дать прибежище. А Прабхупада говорит: не бойся, все, я даю тебе прибежище. И тут полиция заходит. Свамиджи, кому вы даете прибежище. Хвост собаке не выпрямить. Подержите его вот так, он всё равно скрутится. Невозможно. Это такой человек. Говорит, но я санньяси. Я дал обещание. Я должен дать ему шанс. Поэтому идите в своё отделение обратно.

00:44:17 Какова культура? Сейчас можно так сделать? В России? Я Харе Кришна, так что идите домой. Полиции, я тут сам разберусь. Никто нас слушать не будет, верно, тут не ведическая культура, нет таких традиций, люди не различаю эти уровни. Нет. Они видят, что какие-то странные одежды и все. И полиция ушла, ну да, вы же Гуру. Мы должны верить вам. Культурно поклонились и ушли в своё отделение. И неделю человек соблюдал регулирующие принципы. Повторял круги, занимался служением, потом его поймали с деньгами из кассы, ночью он хотел уйти оттуда, а Прабхупада, он вызвал полицию. Говорит, теперь он ваш. Я отдаю его. Так кому все принадлежит? Этот мир кому принадлежит? Отрешенным людям, вот она культура ведическая. Царю принадлежит мир? Нет. Нет, вот эти санньяси, которые ничего не имеют, ходят, просят подаяния и напоминают о Боге, вот им и принадлежит вот эта страна на самом деле. Потому что в плохую страну они не придут. Они покинут это место и это место будет проклятое. Вот интересный момент. Вот от этих людей и зависит как раз вся культура материальная.

00:45:38 Насколько мы почтительны к святым людям, а для этого нужно различать святость. Кто свят? Надо видеть это, и это и есть знание. Вот это и есть образование, вот и все. Все что требуется от людей. Культура почтенно защищается с огромной силой и могуществом ведических писаний, серьезные наказания существуют. Если человек совращает женщину высшей касты, отрубают два пальца на руке? Нет, сжигают его на железном ложе. И с радостью подбрасывают дрова туда. Вот так говорится, даже не расстраивайтесь. Законы Ману описывают это. Сейчас мы не можем такое применить. Сейчас вообще трудно разобраться, кто выше, кто ниже. Кали-юга, все здесь перемешано. Если мы сейчас начнем формально это применять, мы сожжем много людей, мы принесем много злодеяний, боли, хотя это законы Ману, они не применимы сейчас, потому что наша культура не ведическая. Сначала сюда нужна вайшнавская культура, энергия Чит, знание, я есть дух, затем установится иерархия без зависти. Люди будут богатые и бедные и не будут завидовать, представляете такое? Вот богатые и бедные, не завидуют друг другу. Помогают друг другу. Властные люди и просто рабочие и тоже не завидуют друг другу. Это Варнашрама-дхарма. Когда она такая? Когда они служат Богу, они становятся счастливы и умиротворены.

00:47:03 И в ИСККОНе это очень важно для нас, чтобы мы тоже обрели вот такое Сознание, Сознание Кришны. Духовное сознание, есть душа. У меня есть свой Путь. Иногда преданные приходят и говорят, что мне делать, вот я не могу повторять 16 кругов, я пытаюсь, но я срываюсь, у меня с регулирующими принципами проблемы тоже. Вот многие уже это все делают, даже инициацию получают, а я уже так 10 лет и никак не могу сдвинуться с места. Проблема, проблема. Это не проблема. Это никак не проблема, это уровень человека. Уровень человека не является проблемой. Кому-то нужно больше времени, кому-то меньше, это понятно, есть разная гунна-карма, разная обусловленность. Но это не является проблемой, не создавайте проблем из этого. Мы не должны презирать тех, кто делает попытки и не получается что-то. Прабхупада говорит, это не грех. Ты пробуешь, пытаешься, не получается. Это не грех, Прабхупада говорит. Нормально, ты преданный. Все.

00:47:59 Если мой преданный даже самые дурные поступки делает апи чет су-дурачаро в Бхагават-Гите Кришна говорит, должны считать его саддхух – праведником. Потому что он просто стремится к этому искренне. А это делает честь человеку. И вот один раз Прабхупаде говорят, Прабхупада, а вот что, если мошенник к Богу обращается. Прабхупада сказал: нет, он уже не мошенник. Человек обращается к Богу. Он не мошенник. Он не может быть мошенником. Если случаи, когда воры обращались к Богу и переставали быть ворами.

00:48:28 Святой вор, помните история? Искал Кришну, чтобы просто ограбить Его. Он услышал от саддху как Кришна хорошо наряжен и какие ценности на Нем вообще. И даже узнал, где Он живет, во Вриндаване. Так это деревня, Вриндаван – деревня? Да. Безо всякой охраны ходит с такими драгоценностями? Никакой охраны. Целый день бегает там по улице вот, у Него один камень Каустубха чего стоит, полмира можно купить. О, как хорошо, что я встретил этих людей, саддху он встретил, о Кришне говорят. Я пойду, найду этого Кришну. Он всю свою жизнь искал Кришну во Вриндаване. С кем он ни сталкивался, все ему говорили, да Кришна здесь. Да, здесь Кришна, вот здесь, во Вриндаване, верно. А где Он? Ну в доме Нанды Махараджи, иногда пасет там телят. Нет, не каждый это может увидет, Кришна великий мистик, нужно стать саддху, чтобы увидеть Бога, нужно стать чистым. Поэтому вор стал очищаться. Стал совершать аскезы, воспевать, звать Кришну, молиться Ему, и очищался таким образом. С каким сознанием? Он хотел богатства Кришны получить. Но в конце концов сердце его очищалось у него возникла разлука, тоска, неужели я такой странный человек, что не смогу увидеть Бога никогда? Кришну все здесь видят, во Вриндаване, все счастливы, а я не могу Его видеть. Ну ладно, я помолюсь, чтобы хотя бы Его увидеть, мне не нужен камень. И когда он развил такое сильное желание, Кришна появился перед ним. И сказал, ну что ж, возьми камень Каустубха, он твой. Но у вора уже не было никаких материальных желаний. Ни одного.

00:50:07 Гуру Махарадж сказал то же самое. Что я искал, я искал битое стекло, у меня были материальные желания, величайшие желания, получить планету выше Брахмы. Он получил это. Но он это назвал битым стеклом. Просто пустяки какие-то, сейчас я вижу Тебя, зачем мне это все нужно было. И есть множество примеров, когда люди с материальными мотивами практикуют Сознание Кришны. В Бхагаватам говорится: делайте это. С материальными мотивами, без материальных мотивов, всё равно поклоняйтесь Ему и больше никому. Жизнь нужно связать свою с Богом. Не имеет значение прошлое, настоящее и будущее. Имеет значения сам факт преданного служения, связи с Богом, потому что Бог находится за пределами всех этих материальных измерений. Кто мы там были в прошлом? Неважно. Что с нами в будущем будет? Не думайте вообще об этом, забудьте обо всем. И таким образом мы будет жить во Вриндаване. С Богом. Вот это будет настоящая Варнашрама-дхарма, ведическая культура. Если мы будет чувствовать, что Бог присутствует прямо здесь, рядом с нами, то уже не имеет никакого значения, чем мы заняты, каким трудом, какие имеет деньги, какое социальное положение, счастливы в материальном мире или несчастливы.

00:51:18 Представьте, это не имеет ни малейшего значения вообще. Человек даже не замечает этих неудобств в Сознании Кришны. Так Прабхупада говорит. Вы можете не заметить бедность, такой был, такой был Судама-Випра, всю жизнь жил в нищете Судама-Випра. Жена, семья, он брахман, жил в демоническом государстве. Брахманов там притесняли. Он вообще ничего, у него ребра были, и у жены так же. И дети такие же были. И там было хуже, чем в России, я вас уверяю. У них не было пищи иногда несколько дней вообще. Но Судама-Випра был великий преданный, потому что он имел блаженство определённое. И даже жена, она не имела ничего против, и даже дети. Они принимали эту судьбу. За счет этой духовной поддержки.

00:52:09 Но однажды жена посмотрела на него и сказала, и подумала, ну ладно я, я могу терпеть, моя жизнь – это жертва, я просто посвящаю свою жизнь мужу, я могу терпеть ради него. Но я не могу смотреть на его худобу. Ведь он же страдает, он не может досыта поесть, он ещё страдает потому что он отец семейства и не может даже поддержать семью, ему ещё хуже чем нам, в сто раз. Такие страдания у неё в сердце и она подошла к Судаме и стала молить ему: дорогой мой муж, я тебе скажу, только ты не сердись на меня. Я же знаю, что Кришна твой друг, ну, смекаешь? Судама не смекал совершенно. У Кришны была Дварака, пердставьте 16108 дворцов представьте, богатства были всей Вселенной несусветные. Кришна твой друг, Судама-Випра, вы с ним в одной гурукуле учились. В школе, вы же с ним одноклассники, вы одного Гуру имели. Он вас одинаково благословил успехом. Пойди к нему, попроси, Он тебе даст всё, что угодно. Конец твоей нищете будет. Да просто Он увидит тебя, и сам догадается. Что ещё? – сказал Судама. Ты что, хочешь, чтобы я свою дружбу осквернил с Кришной? Да никогда. Для меня легче умереть с голоду, чем пойти на такое, что ты предлагаешь. Жена, что ты как-то, такие мысли…

00:53:35 А сам подумал, а почему на самом деле не пойти просто посмотреть на Него, давно не видел. Я воспользуюсь этим. Жена отпускает, пойду. Сказал: да, но нужно что-то принести, подарок какой-то, я не могу придти с пустыми руками. Ничего в доме, все до крошки, мыши все подчистили, ничего нет. Даже мыши ходили голодные. Ну иди к соседям, попроси взаймы рис. Этот плоский, плющенный. Его можно есть сырым. Его как-то так плющат, я не знаю, делают в Индии, он хранится сколько угодно. Для голодных времен сохраняют его. Если наводнение или что-то ещё, вот этот плоский рис он сохранится, его можно есть, даже не готовить, когда кругом вода, вот можно просто есть его. И у Судамы-Випру даже не было посуды, какой-то емкости, чтобы как-то отнести его по достоинству, он взял кусок ткани, чадар свой так насыпал горсть этого риса и завязал узелок вот так вот. И отнес. В Двараку.

00:54:39 Дварака! Представьте, 16 тысяч дворцов! Кришна женат, вообще, великолепие. Сияющая, трудно пересказать, фантастика! Здесь стены, город на море, столица Кришны. Знаете, там райские деревья, париджаты, драгоценные камни, которые охлаждают солнечный свет. Судама заходит, просто рот раскрыл, не видел такого. Начал понимать, да Кришна вообще могущественный. Великий. Но у него сердце билось от волнения, я увижу друга. Я не видел давно друга своего, узнает ли он меня, признает ли меня? Примет ли он меня? Я-то просто нищий человек. А он вон какой стал. И вот он заходит в своих лохмотьях, худой, истощенный, от дороги. И Кришна сидит на ложе, с Рукмини, Рукмини Его обмахивает веером. Роскошь, знаете, слоновая кость там, такие балдахины, белоснежные простыни, мрамор, эти драгоценные камни, слуги, как райская планета. Он сразу забыл об усталости, о старости, сразу всё это ушло у Судамы-Випра. Он полностью забыл о материальном существовании, о своей возрасте, обо всем. Существует блаженство, это обитель Бога была.

00:55:54 Но Бог кто в этой лиле? Его друг школьный. Они учились вместе. И Кришна там сверху сидел на ложе и увидел – Судама пришел. Он сам вскочил и побежал навстречу. И в объятия его схватил! Весь дворец от изумления рот раскрыл. Что за нищий, какой-то пришел нищий, Кришна так радуется смотрите, прямо в объятия его в этих лохмотьях. Так садит, это же ложе Его. И прочее, начинает ему служить, омывает ему ноги и все остальное, тут яства появляются, одежды ему чистые роскошные ему одевают. Школьный друг, о! Вся Дварака, праздник! Друг к Кришне пришел школьный. Представьте, что там было, какой там был фестиваль. Там не было христиан, я вас уверяю. Я извиняюсь, я не должен был этого говорить. Это шутка. И Он задает вопрос ему, друг, ну как дела? Ты счастлив? Судама говорит: очень счастлив. Проблем нет, ни одной. Ребра торчат, знаете так. Кришна спрашивает: как дела? Все хорошо! Как семья, тебе не трудно соблюдать обеты, ты брахман, читаешь писания, ты проповедуешь, все хорошо? Да, нама-хатта есть, правда, никто не ходит, но… Живу в демоническом государстве там. Другая религия, демоны придумали что-то там. Отвергают ведическую культуру.

00:57:29 И Кришна говорит: но ты же мне друг ты же не просто пришел, верно? Наверное что-то принес Мне? Подарок какой-то? И тут Судама вспомнил: да, подарок принес. Но как же показать вообще эту пригоршню риса? Подумал: нет-нет, забудем про подарок. Но Я точно знаю, сказал Кришна, что ты принес. Ты же Мой любимый друг, ты что-то принес Мне. Да вот же я вижу, узелок у тебя в одежде, ну-ка дай-дай сюда. Судама: нет, только не это. Он был плохого качества этот рис. Старый уже, знаете, долго хранился. Может его какие-то мыши ели, кто его знает, вообще. И Кришна, тут вот роскошный пир, просит: дай-дай сюда посмотрим, что там у тебя. Они борются, Судама отбирает, Кришна, они борются, но Кришна побеждает, верно же? Кришна же сильней. Он разжимает его руки, берет, разворачивает, о….настоящий друг…такое принес Мне! Кришна понимает, с каким чувством Судама это принес. Это неважно, что было там. Рис там был или даже кусок земли, он иногда глину ест даже. Он ест иногда шкурки от бананов вместо бананов, потому что преданные предлагают с любовью. И когда Судама раскрыл этот узелок, Кришна стал есть сразу же. С таким наслаждением, никогда не ел такого! Вторую берет щепоть, третью, последнюю, все закричали: стой, что Ты делаешь? А как же Рукмини, ей же что-то оставь? Что-то необычное в этом рисе, Бог с таким удовольствием принимает этот рис Судамы. И Рукмини подхватила эту щепоть, съела. Богиня Лакшми, смотрите, полностью довольна.

00:59:15 Все счастливы, Судама снимает эти роскошные одежды, одевает свои лохмотья, без риса идет обратно домой. По дороге думает, какое счастья, что я ничего не попросил у Него. Как хорошо, что я не нарушил вот этой нашей дружбы. Кришна мой друг, мне больше ничего не нужно. Шел окрыленный, но когда пришел домой, он был в шоке. Что это? Здесь такого не было. Большой зал, до небес купола, как в Двараке дворец. Жена выходит его оттуда. Что это – он подумал. Я же не просил ничего! Он сначала испугался. Так как эта скверна, какие-то материальные желания проявились. Кришна их уловил в моем сердце, нечистоту. И дал мне это проклятие, дал мне богатство. Но я же забуду Его, если получу богатство. Но Кришна знал, что Судама никогда не забудет Его. Поэтому дал ему богатство. Вот по этой причине.

01:00:17 Таким образом очень важно, чтобы эту жизнь регулировал Бог. Это и есть наука взаимоотношения с Богом. Но когда люди пытаются извлечь выгоды, как это было до прихода Будды. Вот есть какие-то обряды, какие там обряды? Жертвоприношения, в основном ведические. Режьте животных, предлагайте в жертву Богам, получайте какую-то пользу. И что же люди стали делать? Мясо – это вкусно, стали делать это просто для того, чтобы поесть мясо. Это стало просто бойней. Миллионы, миллионы животных сейчас убиваются на бойнях. Это извращенная ведическая культура, я вам скажу. Извращенная ведическая культура эта традиция из Вед исходит из самых. Животных убивать, предлагать в жертву, сейчас они не предлагают их в жертву, забыли про это, но убивать убивают. Это рекомендовано в некоторых разделах писаний, любых писаний. И вот это Будда и отверг, Веды отверг по этой причине. Нет, не нужны никакие Веды. Карма? Зачем такая карма? Убиваете и будете убиты, стал проповедовать учение ахимсы. И сделал материалистов мирными. Вот в чем была задача. И потом осторожно возвращал к Ведам.

01:01:32 То есть очень важно, Ведическая культура дает наставления для разных типов людей, для людей в саттве, в раджасе и в тамасе. Но мы должны следить, чтобы саттва всегда преобладала. Саттва всегда руководила. Потому что Прабхупада сказал нам, как преданным, что преданный должен действовать минимум на уровне саттва-гуны. Если вы ещё не можете трансцендентно действовать, минимум на уровне саттва-гуны действовать. То есть это ведическая культура. В этих условиях можно развивать вайшнавскую культуру. То есть, имея какие-то взаимоотношения с людьми, если мы устраиваем Варнашрама-дхарму, то каждый человек будет понимать что-то о Боге. И каждый будет выражать почтение тому, кто выше, вот что важно. Наступит мир и гармония. Все очень просто, если младший выразит почтение старшим, а старший благословит младшего с любовью – будет счастье. Вот это Сознание Бога.

01:02:26 И там, на вершине этой иерархии, Кришна говорит, не забудьте, Он – Личность, никогда не думайте, что Бог безличен. Безличная концепция разрушила этот мир. Потому что не меняет практически образа жизни человека. Всё, что вы делаете – неважно, для Бога все едино, они говорят, то есть все едино. Плохо, хорошо – для Него не существует таких понятий. И вы же тоже – как Бог. Все же едино. И у вас тоже таких понятий не должно быть. Посмотрите, как живут животные, свободно и раскованно. У них нет проблем психологических. И вы тоже давайте, раскрепощайтесь. Живите, как животные. Потому что для Бога нет никаких плохих, хороший понятий и вот вы живите таким образом, освободитесь от этих понятий. Чем плоха эта концепция? Не практична. Да, возможно, они ищут такой свободы, это есть попытка, извращенная, неправильная, но это попытка. Но тем не менее, проповедуя эту философию, они будут против, если с ними обращаться как с животными. Станьте как животные свободными. Только потом не жалуйтесь, что с вами обращаются как с животными. Видите, что происходит. Люди начинают друг с другом обращаться как с животными. То есть на практическом уровне концепция не работает. Не улучшает этого мира. Имперсональная концепция, что просто все едино, Бог не Личность.

01:03:50 Нет, Бог Личность, конкретная Личность, у него есть Имя, есть форма, есть качества. Поэтому Он приходит сюда сам и проявляет это, так чтобы привлечь людей. Раса – лила, танцует по ночам. Проводит раса-лилу, ворует, то, что Ему принадлежит, на самом деле. Но это лила, игра Любви. Он воруют только у своих преданных. Вы видели, чтобы Кришна воровал у Камсы что-нибудь? Или у Дурьодханы? Нет, Он идет к гопи воровать. Они Его любят, они для Него это все и делают. Всё, что преданный делает, он предлагает Кришне, не так ли? Но когда это делается с особым чувством, с особой любовью, Кришна не ждет, пока Ему предложат. Он сам приходит, и ворует ещё до того, как преданный предложит. Ему терпения не хватает. Это столько Любви преданный вкладывает, вообще в сам процесс, что Кришна ещё до того, как преданный будет предлагать уже ворует, все это, забирает.

01:04:46 Помните того брахмана, который пришел к Джаганнат-мишрай, он странник, который много лет занимался преданным служением и знал об этом. Поклонялся Шалаграма-Шиле и Джаганнат-мишрай предложит, заходи в мой дом, пожалуйста, тут есть кухня, приготовь, накорми свои Божества. Благо получим от твоего посещения, ты Святая Личность. Брахман готовил поздно вечером и, предлагая Шалаграма-Шиле, что он увидел на алтаре? Нимай прибежал туда. Прямо сел на алтарь и этот рис стал есть, прямо в глаза ему смотрел вот так вот, не моргая даже. И ел. А! Джаганнат-мишрай, твой сын все испортил, все подношение! Ты не усмотрел. Но видимо Господь не хочет, чтобы я сегодня ел. Буду поститься. О нет, дорогой брахман, только не это – он на колени упал, я пойду в ад, если ты будешь голодным, нет, ты мой гость! Давай мы все вымоем, я этого Нимая сейчас спрячу, в комнату. Все вымыли заново, всю посуду, предоставили, пожалуйста, приготовь, только не отказывайся. Снова брахман начал готовить. Нимая закрыли где-то там, уже было поздно, ночь. Снова взял колокольчик, стал предлагать, открыл глаза, Нимай сидит. Прямо в глаза ему смотрит спокойно и ест всё это на алтаре. А!! Джаганнат-мишрай, твой сын опять! Он взял палку, побежал за ним, сейчас я тебя. Тут пришел Вишварупа упал в ноги, прекрасный сын Джаганнта-миши, чистейший брахман, такой святой, что этот не устоял человек, гость. Ну хорошо, последний раз. Третий раз буду готовить.

01:06:23 12 часов ночи. В час ночи предлагает снова. Все уже спали. Никого не было. Все были уверены, что Нимай тоже спит. Вообще ребенок. Брахман звонит колокольчиком, предлагает, открыл глаза Нимай сидит. Смотрит ему в глаза, улыбается и ест все это. А… Что ты постоянно кричишь, говорит Нимай. Сам меня зовешь, потом ругаешься. Как-то не логично, ты же все-таки брахман. И проявил четырехрукую форму перед ним. И сказал ему, ты занимаешься служением уже много жизней. И в этой жизни я решил сам проявить себя перед тобой. Вот таким образом, вот такая культура, мы должны ждать милости Кришны. Ничего требовать не имеет права в этом мире. Исполнять свой долг и ждать милости Кришны – это вайшнавская культура. Вот такая культура терпения и служения. И брахман потерял дар речи, но его предупредил Нимай – никому об этом не рассказывай, пока Я нахожусь в этом мире, иначе ты умрешь. Никто не должен знать об этом. Об этом узнали после ухода Господа Чайтаньи, то есть потом.

01:07:36 Итак, вайшнавская культура, она дает вдохновения, Любовь и высший стимул к жизни. Ведическая культура упорядочивает прогресс в обществе людей. Устанавливает определённый порядок и иерархию, строго поддерживает его, наказывает людей, которые не выражают почтения, не проявляют терпения и смирения. Есть закон Вед. То есть он защищает людей от оскорблений и насилия. От причинений беспокойств. Это назначение Ведической культуру благости. Жить в терпении, в аскезе, без зависти, слушать вайшнавов, слушать Священные писания, воспевать Святые Имена, удовлетвориться тем, что имеешь, развиваться духовно. Вот это Ведическая культура. И когда она приходит в упадок – она отвергается, видите. И тогда устанавливается вайшнаская культура. Которая снова создает это все заново, очистит её, Ведическую культуру. Но она снова придёт в упадок. И снова придёт какой-нибудь вайшнав великий, установит её. И всегда будет какая-то жертва обязательно. Либо это Иисус Христос придет, либо это придёт пророк Мухаммед, либо это придёт сам Господь Чайтанья. Время от времени сам Кришна спустится. Но в этом мире всегда так происходит. Ну и сегодня мы с вами свидетели вайшнавской культуры, от Шрилы Прабхупады от имени Господа Чайтаньи. Это особое поручение у нас, распространять Святое Имя. Это самое главное, на самом деле. Сегодня мы закончим на этом тему. Будут ли вопросы? Харе Кришна. А, наше время истекло? Так? До скольки здесь? Кто знает? По-шестого, значит все. Тогда вопросы можно будет завтра, пишите записки, может быть. Записка? Хорошо. Завтра, может быть. Харе Кришна. Шрила Прабхупада ки-джай!

транскрибирование: Марина Михайлова | Ярославль | Россия | 04 January 2013