Ведическая и вайшнавская культура. Лекция 4

Анапа - 29 September 2005
Кого необходимо защищать? Секс. Законный и незаконный. Возвышенная любовь. Собаки в нашей жизни. Имя Бога тождественно Самому Богу.
семинар для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:18:44 | качество: mp3 128kB/s 72 Mb | прослушано: 1335 | скачано: 1165 | избрано: 18
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Почему люди задаются вопросами о смысле жизни?

00:00:01 Так, наш семинар, обсуждаем тему вайшнавской и ведической культуры. И то и другое очень привлекательное. Они связаны с культурой. В каждом человеке существует тенденция стремления к познанию Абсолюта. Это заложено в природе человеческого рождения джанма. Человек рождается и эта способность заложена в нем. Она проявляется в форме вопросов. Как только проявляется элементарный разум – человек начинает спрашивать. Т.е. уже дети начинают задавать вопросы. Они наблюдают, интересуются почему, зачем, как, откуда я, куда иду. Эти вопросы очень серьезные. Многие взрослые люди уже не имеют таких вопросов, какие дети. От природы заложено очень много в человеке для познания мира. Это джанма – человеческое рождение.

00:01:17 Но, ведическая культура говорит и утверждает, что недостаточно родиться человеком, чтобы иметь полноценную человеческую жизнь. Необходимо иметь ещё одно рождение от духа. Чтобы эти вопросы находили ответы, человек ещё должен найти второго отца – духовного учителя. Двиджа. Двиджа означает дваждырожденный. Это уже человек полоноценный, цивилизованный. Он не находится в заблуждении или во тьме, не блуждает. Блуждать означает – иногда вопросы появляются, иногда мы о них забываем. Поскольку нет ответом, мы забываем эти вопросы. Они кажутся бессмысленными, вопросы. Не будь глупцом, забудь об этом, дети интересуются всем этим. Ответов нет. Будь реалистом.

00:02:19 Вот, есть деятельность, работа кармическая какая-то, деньги есть, есть плоды труда. Все. Это и есть жизнь. Все люди делают это, действуй, иди в этом направлении. Но, как мы сказали, джанма остается. Мы получили человеческое рождение, и туда вложено стремление к Абсолюту. Это не дает нам покоя. Я не чувствую удовлетворения живя своей человеческой жизнью, исполняя свои желания материальные. Я не ощущаю удовлетворения полного. У меня остаются вопросы, не решенные проблемы. Мне нужен какой-то смысл жизни, осмысление всего – зачем всё это делать? Иногда эти вопросы становятся действительно бессмысленными, если нет ответов, какой толк носить эти вопросы в голове, если ответов нет? И тогда человек пытается забыть все эти вещи. Он при помощи организованных зрелищ, чувственных наслаждений и активной деятельности, приносящей какие-то творческие плоды и великие развития науки, техники, экономики, так много всего, что люди делают, он забывает о смысле всего, что он делает, самодеятельность вполне поглощает его ум и не остается энергии, чтобы думать ещё о чем-то.

00:03:43 Но, если человек не знает цели и смысла жизни, то и деятельность будет также для него в конце концов не посильной. Как в нынешнее время, в Калю-югу деятельность становится непосильной и материальная и духовная для людей. Очень трудно всё это делается, они даже не знают, как это может вместе ужиться и материальная деятельность и какие-то духовные стремления. Просто нет времени на это. Попробуйте найти время, полностью предаться Кришне, медитировать по 2 часа в день, общаться как можно больше с преданными, как можно меньше с материалистами. Невозможно. Люди, они так считают, это невозможно, несовместимо. Но, мы должны знать, что это результат века Кали. Потому, что в Сатья-югу люди имели время только на духовную практику. Ни на что больше время и энергию не тратили, не было необходимости. Таковы были условия жизни. Здесь Черное море, здесь другой климат. Многие из нас приехали с севера России, из Москвы или Урала или даже Сибири. Там уже холодно. Я уезжал, листья опадали желтые. Очень холодно было. Здесь другая природа, другой климат. Растут фрукты лучше и т.д.

00:04:55 Сколько нужно усилий потратить, чтобы там на Севере получить фрукты? Смотрите. Нужно перевозить каким-то образом, или там выращивать с трудом, выращивать в теплице и то, не такого качества это будет, т.е. там больше нужно усилий чтобы выжить. И вот таким образом, в другие эпохи климат отличался. Давал необходимую атмосферу, условия для людей, чтобы только заниматься духовной практикой. Люди пытались медитировать, все, все могли. Ум также был устойчив. Люди могли думать всю жизнь только об одном объекте, не отклоняясь ни на что другое. И достигали цели поэтому. Вот, если мы ум сосредоточим на чем-то одном, мы тоже достигнем этого рано или поздно. Т.е. это целеустремленность. В Сатья-югу каждый человек мог направить ум туда, куда желает, и добиваться успеха. Люди владели медитацией спонтанным образом. Не нужно было никакого устройства общества, чтобы сдерживать какое-то злодеяние. Зла не было вообще, понятия такого. Насилия не существовало.

00:06:01 Есть такие картинки, из этих легенд о Золотом Веке, как тигры пьют молоко у коров. Они не едят коров, они пьют молоко у них из вымени как котята. Мир, идиллия такая, картинки сохранены, легенды есть такие. В Ведах говорится – да, был такой век, Сатья, Саттва. Саттва – платформа вечности, она проникала даже в материю. Она поддерживает все живые существа автоматически, без его усилий. И мы ожидаем, что природа даст нам все необходимое для жизни и благосклонна будет. Но, она требует взамен так много усилий, и сейчас, смотрите, много работы, в поте лица нужно зарабатывать кусок свой хлеба. Не требовалось никакой организации общества, ни документов не требовалось, визовый контроль не существовал, фабрик и заводов не было, национальности понятия практически не существовало, не было необходимости. Полиции не было, не существовало. Обмана не было вообще среди людей, нет и контроля. Простое было устройство. Варнашрама-дхармы не было, т.е. ведическая культура, как мы её понимаем из Вед, варнашрама-дхарма не существовала в то время. Был один класс людей, бесклассовое общество. Самое лучшее. Коммунисты тоже сказали – бесклассовое общество самое лучшее. Какой класс должен быть, они сказали? Рабочий класс. А в Сатья-югу был единственный класс брахманов.

00:07:33 Брахманы – это интеллектуальное сословие людей, часть общества, наилучшая считается, они знают смысл жизни, они знаю ответы, имеют вопросы, имеют развитие. Они полностью удовлетворяют духовную сторону вещей, все остальное развивается само по себе, по законам природы. Там где присутствует духовная энергия, все развивается спонтанным образом. Все приходит в гармонию естественным образом, всё. Вот так. Но, в Трета-югу уже необходимо было строить общество ведическое, где были кшатрии, брахманы, вайшьи, шудры, разные классы людей, потому, что появлялись уже низшие гуны природы, которые людей занимали другой деятельностью.

00:08:15 Скажем, есть профессия вайшьи, она требует некоторой хитрости и даже обмана, расчетливости, т.е. выгоды. Человек, который имеет такое свойство, такую гуна-карму, называется вайшья. Вот это его природа. Он должен так мыслить, чтобы быть богатым, обогащаться должен. Потому, что если вы простые, вы не разбогатеете. Если вы покупаете за одну цену и продаете за ту же самую, как вы разбогатеете? Если вы очень честный человек, брахман. Купите фруктов за 100 рублей, и за 100 рублей продаете. Ну и что за бизнес? Над вами будут смеяться опытные вайшьи. Я должен продать дороже, как можно дороже, тогда у тебя будет прибыль. А как же продавать дороже? Это же не честно, верно. Разве это честно – продавать дороже? Купил за одно, а продаешь за другое? Это деятельность вайшьев, они могут это делать. Это их природа. Она не греховна. Но, она может стать греховной. И если они будут руководствоваться жадностью, просто увеличением богатства, она может стать греховной. Если же она действует для блага всего социума, она полезна. Т.е. богатые люди очень полезны в обществе, когда они приносят благо всему обществу, не только самому себе, а всему обществу. Такие люди, они приветствуются. О, богатые люди – хорошо, у нас хорошее общество, у нас много богатых людей. Означает, что они будут заботиться о каких-то людях, больных или необразованных или просто люди есть неудачники в жизни, трудности испытывают. Богатые люди могут заботиться о таких. Поэтому, люди радуются ведическому обществу, о, у нас есть богатые. Царь у нас богатый, все в порядке.

Кого необходимо защищать?

00:09:58 Есть люди, которые стремятся к власти, вы не можете их изменить, это их гуна-карма. Т.е. гуны проникают. Вот когда эти гуны проникают в человеческое общество, оно делится на 4 класса. Если действует только одна гуна, то нет классов. Но когда 3 гуны – они смешиваются, производят 4 класса – шудры – это рабочий класс, тама-гуна, вайшьи – это тама-гуна и раджас, торговое сословие, затем идут управляющий класс, администрация, это раджас, страсть, и благость – брахманы. Вот 4 сословия. И идея в том, чтобы защитить брахманическую культуру. Зачем нужна структура хорошо организованная? Чтобы защитить святых людей от оскорблений, от насилия. Прежде всего защищаются брахманы в обществе, затем защищаются женщины, дети, старики и коровы. Вот от этого зависит, это ключевой момент любой цивилизации. Экономика, она поддерживается коровой.

00:11:00 Женщины должны быть спокойные и под защитой находиться иначе они перевернут весь мир вверх дном. Потому, что женщина, она могущественнее мужчины, она может обеспокоить ум любого мужчины, если это необходимо. И общество выйдет из равновесия, даже лидеры общества будут беспокоиться, если женщины станут такими неуправляемыми, бесконтрольными, беззащитными. Женщина могущественнее, поэтому, её нужно держать под защитой, её могущество. Т.е. есть разум, который это знает как делать и в «Ману-самхите» говорится, что женщина находится под защитой мужа, старшего сына или отца, когда она совсем маленькая как ребенок. Вот это её защита. Защита означает, что на женщин нельзя смотреть как на объекты чувственного наслаждения. Отец защищает девочку, чтобы на неё не смотрел похотливо никто, не соблазнял. Когда она вырастает и выходит замуж, муж следит за этим. Она не должна быть объектом похоти. Защита должна быть. И затем старшие дети смотрят за своей матерью, когда они уже выросли, они также заботятся о ней.

00:12:10 Дети, необходимо держать их под защитой, чтобы они не испытывали беспокойств, чтобы они имели необходимую пищу, любовь, атмосферу. Для чего? Это новое поколение. Мы от них зависим. Какие вырастут наши дети, такое будет наше будущее. Итак, какое будет будущее? Посмотрите внимательно на наших детей. И вы увидите будущее. Тут не нужно быть пророком. Посмотрите внимательно. Выйдите в город, посмотрите, чем занимается молодежь в свободное время. И вы сразу увидите будущее очень яркое. Чем мы занимались с вами, когда были молодыми, моё поколение. И теперь чем занимаются люди. И можно сразу увидеть следующий шаг. Есть развитие, есть наука. Вот, гуны так развиваются. Так можно увидеть будущее. Законы кармы, их можно видеть, легко можно понимать таким методом – прошлое, настоящее и будущее, если мы расположимся в саттва-гуне и посмотрим на мир этими глазами.

00:13:04 Старики также должны быть под защитой, чтобы умирать спокойно. А это зачем? Какая разница – спокойно он умрет или неспокойно? Лишь бы умер. Старик-то, что, в больнице или в доме престарелых, или где-нибудь или на улице, так или иначе, какая разница? Потому, что старик, он уже никому же не нужен. Это вообще другой биологический вид, люди думают. Что вообще о них заботятся слишком. Нет. В Ведах говорится – он родится снова, старик. Это ваше будущее молодое поколение. Думаете, он старик, он моложе вас на самом деле. Он очень скоро умрет и родится, получит новое молодое тело, вы уже стариком будете в это время. Он вас будет хоронить. Тут вы его хороните, в доме престарелых, затем он вас, по закону кармы в дом престарелых отправит. Поэтому, защищайте стариков, чтобы они уходили с правильными мыслями об этом мире. Человек не должен уходить в обиде, в депрессии, с болью, со скорбью, плохой исход. О стариках заботятся так, чтобы они не чувствовали этой скорби. Они должны быть ценными представителями общества.

00:14:13 Что ценного в стариках? Обычно в ведической культуре старики очень мудрые. Как на Востоке до сих пор, они поддерживают эту культуру, в Средней Азии то же. Хотя уже меньше, может быть. А в Средней Азии мне говорил один преданный, в Казахстане. Он вспоминает – я, говорит, был ребенком. Представьте, какая была культура, я был ребенком еще, он чуть младше меня, лет на десять. Я, говорит, однажды перебежал дорогу прямо перед каким-то аксакалом. Он, старик, шел, я, говорит, прямо перед ним вот так пробежал, прямо под ногами. Он поймал меня, отвел к отцу. И сказал об этом. Отец меня наказывал, говорит, очень серьезно за это. Ты перед старшим так ведешь себя, так вот прямо под ногами крутишься? Вот, получай. Вот такая культура, очень строгая культура. Там очень строгие правила были. Т.е. старики, дети, детей нужно образовывать, они не должны быть необразованны, дети.

00:15:13 Кто такие необразованные люди? Это те, которые будут эксплуатировать, обязательно. Почему я распространяю ведическую культуру, эти знания? Чтобы нас не эксплуатировали. Вы не избежите эксплуатации. Если мы будет в невежестве, нас обязательно будут эксплуатировать. Нам будут показывать деньги, и говорить – сделай это. А потом будут давать меньше. Показываю сумму, говорят: «Сделай это». Вот это эксплуатация, называется. И очень легко эксплуатировать людей, которые в невежестве. У них нет образования духовного. Возможно, они образованы, как материалисты они образованы, имеют какие-то профессии, но, у них нет духовного образования. Поэтому, их можно эксплуатировать, даже образованных людей, покупая на власть, на деньги, манипулируя таким образом, рычагами.

00:15:59 И вот, если преданный начинает соблюдать регулирующие принципы, то первое, что происходит – его невозможно эксплуатировать становится. Очень трудно эксплуатировать преданного, который повторяет свои круги, т.е. следует духовной практики и соблюдает четыре регулирующих принципа – отказ от мяса, рыбы, яиц, мясоедения, интоксикации, азартные игры, махинации, незаконный секс. Т.е. у него уходят желания чувственных наслаждений. И в этом обществе он становится другим. Людей держат, допустим, при помощи пенсии на каком-то месте, заставляют работать. Ну, есть какие-то такие законы, которые помогают человеку выполнять свои обязанности, как требуются от них. При этом, уходя на пенсию, никто не чувствует счастья, никто. Чувствуют, что что-то в жизни не то. Что-то не свершилось, смотрите.

00:16:47 Я спросил у одного индуса, как насчет пенсии в Индии. Он говорит: «Пенсии в Индии нет». Я подумал, несчастная страна, в Индии нет пенсии, смотрите. Найдите хоть одного брошенного старика, не найдете. Если только он сам ушел из дома в паломничество, может быть куда-то. Нет. Я спросил, он сказал: «Не нужно, зачем пенсии, дети заботятся о родителях. Семейные традиции существуют». Вот оно знание. Т.е. идея поддержания не такая уж и сложная, если мы сможем понять природу людей. Но, поскольку мы потеряли науку взаимоотношений с Богом, мы потеряли науку отношений и с людьми, даже с родственниками. Поэтому, престарелые родители, смотрите, никому не нужны, даже своим детям, очень часто. После таких бесед, иногда, да не иногда, а довольно часто ко мне подходят люди, это когда для новых людей мы делаем. И начинают жаловаться на своих детей, что они начинают судиться со мною, с матерью, хотят забрать часть жилья, допустим, часть денег через суд. В суд подают. Вот такие отношения. Т.е. законы есть такие. Можно подать в суд на родителей, родители могут подать в суд на детей. Так или иначе, они не знают, как распределить эту собственность между детьми, друг с другом. Сложный вопрос, в случае разводов или других отделений. Это очень сложная тема.

00:18:08 Но, это тема не сложная, если есть взаимоотношения любви, доверия. В семье моей бабушки по отцу было пятеро детей. Ее мужа убили, моего деда на войне. И она осталась с пятью детьми одна, простой человек. И чтобы выжить, одного из них она отдала в детдом. Как выяснилось, по-другому было невозможно. Эта её дочь, это моя тетя, она стала её врагом на всю жизнь. На всю жизнь. Она ненавидела мать свою за это. Не могла это принять, что именно меня она отослала в детдом, почему именно меня, почему ни кого-то другого, почему не старшего брата, почему не такого, почему именно меня. Я помню эти сцены, очень тяжелые сцены, скандалов, этих разборок, эту ненависть этих родственников. Знаете, мать, дети, эта ненависть проникает. Ужасно разрушает все. Никакие деньги не помогают, никакая собственность, ни заработки, ни их сбережения, ничего не помогает, все становится поперек горла, вся жизнь становится.

00:19:19 Так вот, ведическая культура, она воспитывает людей в сознании одной семьи. Даже вдовы в ведической культуре получали защиту. Одинокие женщины получали защиту. Люди знали, как это делать. Прежде всего духовную защиту получали. Каждый человек мог получить наставления. Сейчас у нас проблемы, иногда у нас возникают трудности. Мы не знаем, куда пойти, даже преданные. Наставника нет, верно? Даже у нас, смотрите уже большое общество, и то мы попадаем в такие обстоятельства. Это самый важный вопрос, потому, что нужен совет, прежде всего. Самое ценное – мы должны получать точный ответы на свои сомнения и вопросы, это же наш разу, наше развитие. Если мы не дадим ему пищу правильную, он не будет развиваться, инфантильным станет. Не способным мыслить, продвигаться, зависим от системы, ждущий подачек от правительства, торгующий своим телом напоказ. Вот, вот такая ситуация в век Кали. Утрачиваются взаимоотношения, истинные отношения между людьми. И достоинство человека тоже падает. Жизнь человека стоит все меньше, меньше, меньше.

00:20:36 Когда-то, в семидесятые годы, я учился в школе, и в «Комсомольской правде» напечатали огромную статью. Может быть, кто-то помнит, потому, что эта статься, она прошумела просто по всему Советскому Союзу. О чем там была речь? Вы сейчас удивитесь. Сейчас на такие моменты никто не обратит внимания вообще. Будут ли их печатать в газете, я не знаю. У нас была большая статья. Один человек зимой, где-то в Сибири, я не помню, ну, суровая зима, оказался на улице, машина у него заглохла. Ну, опасно, можно замерзнуть. И он вечером пришел в какую-то деревню очень замерзший. И он обрадовался, вот, дошел до людей, т.е. жизнь моя спасена. И стал стучать в дверь. Ему сказали: «Уходи дальше, мы тебя не знаем». Ну, бывает, пошел в другую дверь. Обошел всю деревню, и никто не открыл двери, и он замерз. Такая была статься, разгневанная, журналисты, что, куда мы катимся, во что превращаемся, когда такое было в России вообще. Сейчас, я думаю, это вообще, никакого особенно не привлечет внимания. Сейчас столько жертв, столько убийств, террористические акты, оружие массового поражения, боже мой, что этот случай. Люди становятся не чувствительными к боли чужой. Даже преданным нужно учиться несколько лет повторять мантру, чтобы просто начинать чувствовать других живых существ. Просто начать понимать их.

Секс. Законный и незаконный

00:22:02 Почему же все-таки мясо нельзя есть? Почему нельзя заниматься незаконным сексом? Кстати, эта тема, незаконного секса, она острая и даже в обществе преданных это не простая тема, не простой вопрос. И вчера мы говорили принципиально об этом, что есть секс для зачатия детей и все. Но, это не совсем гибкое утверждение. Это правильное утверждение и к этому нужно стремиться. Но, мы должны глядеть фактам в глаза. Способных людей к этому мало, что буквально [неразборчиво] этот принцип. Это люди, очень близкие к Богу уже. Прабхупада сказал об этом – сексуальная жизнь и духовная жизнь, в разных сторонах, за 40 миль друг от друга, вот так. Вот указатель стоит перед вами, говорит Прабхупада. Вот сюда сексуальная жизнь, вот сюда духовная жизнь и дистанция 40 миль. Вот, не сочетаются, не связываются никак.

00:23:01 И все материальное существование, оно основана на этой бхаве, мидхунья бхава. Которая порождает, уже распространяет себя в собственность, в детей, в семью, в нацию, в культуры всевозможные мировые. В центре любой культуры – отношения мужчины и женщины. Где-то женщина в парандже ходит, где-то женщина без одежды ходит, где-то так, так, так, это разные, разные культуры, и разный результат целиком. И поэтому, есть несколько моментов. Есть сексуальная жизнь, которая не основана ни на каких правилах и принципах. Просто на желаниях основана. Хочется и люди делают это. Все. На желаниях. Это сравнивается с жизнью животного. У животного уже понятия уходят такие, у них таких понятий как жена, муж, допустим, даже дочь, сын, иногда нет. Как, скажем, свиньи наслаждаются, там нет такой разницы: мать или сын, нет разницы, дочь, отец, нет разницы. Муж и жена – нет таких понятий. Просто есть противоположный пол и когда возникает желание сексуальное, они совокупляются. У обезьян почти также тоже. Так, наиболее яркие, такие представители сексуальной деятельности в мире животных.

00:24:19 И если человек не имеет таких понятий, как незаконный секс вне брака, то он тоже постепенно теряет это различие. Просто, какая разница, жена ты или не жена, просто красивая женщина, она меня привлекла, она мне нравится, и я ей нравлюсь. А что плохого в этом? Но, в конце концов, это идет дальше и Западном мире сейчас, боже мой, уже и в Россию это проникает. И родители начинают с детьми вступать в такие отношения и однополые живые существа, и законы издают новые, брачные уже. Это развитие этой тенденции, это новая культура возникает, заметьте. Но, не человеческая уже. Веды тут называют, это не человек, это подобно человеку живое существо. Это не совсем человек. Как бы это человекоподобное существо. Или животное, которое ходит на двух ногах. Т.е. его сознание, его поведение не человеческое. Нет у него этой культуры, нет высшей цели, есть сильные материальные желания чувств, и он не укрощает их, он не способен управлять этой жизнью своей. Вот это как бы есть животная сторона, у нас и у животных она общая.

00:25:29 Поэтому, незаконный секс создает атмосферу животного общества постепенно. Люди опускаются на уровень таких отношений, случайных и прочее. И когда утверждается незаконный секс, т.е. вне брака, не прелюбодействуй. Любая религия, она утверждает – нельзя, запрещено, наказывается сурово очень, камнями где-то бьют до смерти, и собаками затравливают, в «Ману-самхите», в публичном месте. Очень тяжелые расправы. Вот так наказывается незаконный секс.

00:26:02 Секс в браке. Вот это уже какая-то цивилизованная жизнь. Вот начало ведической культуры начинается с этого. Если мы говорим о сексе незаконном, то вне брака. Вот общее правило такое. Когда вы говорите людям, что незаконный секс. Они говорят: «Что это такое?» Вне брака. Они согласятся. Вот ещё пока они будут соглашаться с этим. На данный момент времени люди будут принимать этот момент. И чтобы сохранить брак на всю жизнь, чтобы вот это желание не выходило дальше, вступают в силу, смотрите, какие интересные вещи – верность, долг, видите, автоматически. Как только вы начинаете сексуальную энергию ставить на место, нужна какая-то сила, чтобы удерживало их, верно? И что же это? Дхарма начинает проявляться. Вот что Веды говорят. Вот отпустите дхарму, дайте ей развитие. Дхарма, значит, возникает долг. Из чувства долга я должен. Может быть, мои чувства уже не так привлекаются этой женщиной или этим мужчиной. Может быть, она мне уже даже надоела, но, у меня есть долг, есть верность, есть честность, есть ответственность за детей и перед родственниками, перед обществом. Меня держит совесть, писания, и таким образом, человек начинает возвышаться в своих понятиях.

00:27:14 Любовь – это верность. Мы читать или видеть или слышать какие-то романы или фильмы, о том, как люди совокупляются, и потом каждый день с другими встречаются. Этот секс показывают незаконный туда, туда, туда. Но, никого это не вдохновляется, лишь возбуждает чувства. Но, мы когда просто слышим историю, как одного лебедя убивают, другой лебедь, летая над трупом своей подруги, складывает крылья и разбивается, мы говорим – это любовь. Вот я хочу этого на самом деле, как этот лебедь. Как Ромео и Джульетта, знаете, они могут умереть, вот такая любовь. Вот, я вот этого хочу на самом деле. Вот это нас вдохновляет, смотрите. Люди умирают, а что же мы вдохновляемся? А тут, можно, знаете, гулять налево, направо, но это не вдохновляет никого, а лишь возбуждает. Вот, давайте почувствуем эту разницу внутри себя, что же мы хотим на самом деле. В нас есть это желание Абсолютной Истины и нужно дать ему развитие, чтобы мы не стали циниками, чтобы не были озлоблены на эту несчастную проклятую жизнь. Из-за неудовлетворенных желаниях при все моих усилиях и попытках на это общество, на все остальное, чтобы не [неразборчиво] критический ум, ходя с таким противным видом, смотря на этот мир. Таких людей становится все больше, больше, больше. Каждый год в России 555 тысяч людей кончают жизнь самоубийством, суицид. Каждый год, ежегодно. Но, психологи, они утверждают, что лишь 1 из 20 самоубийств удачно. Значит, попытку самоубийств каждый год делают сколько? Десять миллионов человек в России. Примерно каждый год попытки самоубийства 10 миллионов человек делают. Вот факт, подтверждение есть. Т.е. какая-то статистика. Но, она имеет какие-то свои неточности, но, какие-то представления мы можем иметь об этом.

00:29:16 И вот, когда мы говорим секс в браке, это уже начало какой-то цивилизации, какого-то развития, какой-то ответственности. Если мы усвоим этот момент. Хорошо, секс в браке. Но все же, это не делает меня счастливым, верно? Конечно, я честный, я верный, всё это хорошо. Меня прославят в конце жизни, памятник даже поставят, был верный, вот видите, пес, ни гулял налево и направо, но жил как собака все равно. Все равно был несчастлив и все остальное. Мечтал о ком-то всю жизнь. Любил, письма писал вот эти тайком. Но, ради семьи пожертвовал, ему памятник поставили. Хорошо. Это ещё не настоящая любовь.

Возвышенная любовь

00:29:55 Настоящая любовь, когда между супругами секс проявляется по-другому, возвышенным образом. Не на телесной платформе. Интересные новости – в домах престарелых стали делать комнаты для сексуальной жизни. Правда. Чистая правда. И они это приветствуют, что интересно. Старики говорят: «А вообще это хорошая идея, чего мы раньше не подумали об этом. У нас даже надежда появилась на какую-то новую жизнь, в доме престарелых можно начать новую жизнь, романы заводить, романтика появилась. Присматривают себе старичков, старушек. Все сидят, улыбаются. Да, думают. А что остается делать, если нет ничего другого? Поэтому, мы говорим, это ещё [неразборчиво] каких-то высших ценностей. Просто, если мы ограничиваем что-то, это ещё не возвышает человека. Да, он аскет, все хорошо. Но, какая-то от этого польза есть? Более высокая?

00:30:56 Между супругами сексуальная энергия должна проявляться по-другому, более возвышенным образом. Более одухотворенным образом. Секс нужен для зачатия детей. А в остальном он проявляется как? Творческая вдохновляющая сила. «На самом деле, секс – не чуждая нам энергия», - Прабхупада говорил. В Писаниях вы не найдете, что это чуждая нам энергия. Она естественная, потому, что в духовном мире есть секс. Изначальный секс находится в духовном мире. Мы же говорим о Радхе и Кришне. Бог это два начала, мужское и женское одновременно. Это одно целое. А что их делает общим целом? Вот эта самая бхава, чистая сексуальная энергия, према-бхакти. Там нет ничего отвратительного. Там нет никакого элемента эксплуатации, или чувственных наслаждений эгоистических. Т.е. там любовь чиста, и она как сексуальная энергия оценивается тоже. Есть женщина, есть мужчина, смотрите, Радха и Кришна. В материи она трансформируется на разных уровнях. Доходит до самого низа, до глубоких форм вожделения животных. И имеет также градации.

00:32:03 Например, мы приехали на фестиваль, и безусловно, мы приехали обеспокоенными – дорога, работа, год мы занимались какой-то деятельностью, общались с материалистами, всякие вещи видели, думали, желания, возбуждения ума. Мы это все принесли сюда в надежде, что сейчас всё это очиститься здесь. Сейчас пойдем на киртан, несколько часов попоем [намаягьи] и все, почувствуем, какая свобода, какое счастье. Мы же за этим приехали, верно? Мы же опыт этот имеем. А куда же делись наши сексуальные желания тогда? Это же наша часть, её нельзя уничтожить. Кого-нибудь на киртане мучают сексуальные желания? На большом киртане, когда уже не можете, убегаете с киртана, все. А куда же оно делось? А вот, вот, то самое, вы поете, танцуете, вот оно, здесь. А это оно и есть. Но очищенное, возвышенное, смотрите. И все улыбаются, восхищаются, обнимаются. Но никакого телесного сознания нет. Ни какой эксплуатации. «Ты моя…» Вы не найдете такой бхавы в духовной жизни. Но, тем не менее, все мы братья, все мы…, но, никакого чувства собственности при этом нет. Никакого желания обладать кем-то, или забрать, украсть у кого-то из семьи. Очищение.

00:33:23 И наиболее активно проявляется. Смотрите, как только к человеку приходит вожделение, он становится таким задумчивым, подозрительным, молчаливым, опасным. Он так смотрит, знаете, такими глазами вожделения – кого бы тут выбрать…. Такая есть любовь. Кто-то любит поросят, кто-то любит кур, такая тоже любовь есть. Есть приправы, с которыми они их ещё больше любят. Тигр любит оленя. Любовь у него потрясающая к оленям, так бежит, как возлюбленный, любовник к любовнице. И он съедает его с большим аппетитом, с большой любовью. Такая плотская любовь.

00:34:07 Есть более возвышенная форма любви, вот этому человек учится. Понятно, что молодой человек, он имеет сильные чувства. Когда они пробуждаются, с огромной силой, это самые сильные чувства, первая любовь, знаете, просто переворачивает все вот так. Вы ему что ни говорите, какую философию, он ничего не понимает. Бесполезно. В этом состоянии вы не сможете объяснить ему ничего, ровным счетом. Нужно дать ему какой-то опыт. Хорошо. Ты влюбился. Ладно. Вот женись. Да, надо жениться. Но на всю жизнь. Вот такое условие. Он говорит: «Да, конечно же, и в один день умрем». На всю жизнь. На ней, на всю жизнь, все. Конечно, праздник, он счастлив, они счастливы, праздник у них. Вся родня приезжает, поздравляет их. Вот, они женятся, счастливо, молодые, любовь у них, вся жизнь впереди. Старики поздравляют их, поднимают рюмки и плачут. (смех в зале) Может быть, вы сохраните свою любовь, может быть вам удастся. У нас не получилось, у всех, ни у кого. Может быть, все-таки у вас получится что-то.

00:35:15 Т.е. они понимают, что будет дальше, у них есть опыт. Все знают, что какое хорошее начало, какая любовь бывает, такое понятие. Куда же она потом девается? Уже через полгода, подозреваешь, что она, кажется дура. (смех в зале) Он ещё не говорит об этом вслух, но уже готовится серьезно с ней поговорить. (общий смех) Она тоже думает, куда же я смотрела, как я такого кретина выбрала, вообще в мужья. (смеется) Такова культура. Культура чувственных наслаждений. Люди становятся врагами в результате, на основе такой любви. Разве не ради любви мы живем? И не ради мы нее мы обманываем друг друга, убиваем друг друга? Да, но нужно знать, что это настоящая любовь, где эта настоящая любовь? Спроси [неразборчиво] её почти нет. Только намек в этом мире. Ее океаны, говорится в Ведах, [ананда-чинмай-пьеса], это океаны любви. Как этого может кому-то не хватить вообще?

00:36:16 Но, ты должен научиться верности, исполнению долга. Это культура. Направь свою сексуальную энергию на деятельность. И когда мужчина и женщина объединяются в семью, все – мужчина признался в любви, женщина призналась в любви, они живут вместе, у них появился дом. Что теперь? Мужчина начинает работать. И теперь он будет работать. Шастры предписывают – должен заниматься деятельностью, согласно своей природе иметь профессию и поддерживать семью. Много работать придется. При этом жена говорит: «Теперь я ему не нужна, его дома нет. Теперь он мне никогда не говорит «люблю тебя» и все остальное». Уходит. «Не посолила, там плохо, тут плохо», - и уходит просто на работу. С работы приходит усталый, разговаривать не хочет. Без тебя, говорит, устал, уйди, не мешай. Мне нужно отдохнуть. Видите? Естественным образом так происходит. Поэтому, похотливая женщина, она думает – вот этот муж, смотри, он испортился. Раньше он любил меня, теперь нет. И она думает – вот этот мужчина, вот, я его чувствую, вот эта любовь, вот это другой есть мужчина.

00:37:20 Мужчина и женщина очень легко могут возбудить чувства друг друга. Но, муж и жена всегда будут призывать к исполнению долга. Вот что важно. Дхарма. Т.е. другими словами, любви то здесь нет настоящей. Отражение существует. Какой-то намек на любовь. Но, на самом деле, она есть в глубине сердца. Она вырвется наружу, когда мы освободим её от похоти, от жадности, от зависти, от каких-то эгоистических желаний наслаждаться друг другом, использовать, эксплуатировать друг друга. Вот тогда между мужчиной и женщиной возникает семья. Уже новые отношения. И в этом случае секс не требуется. Он не нужен. Он не уместен вообще. Совершенно другое отношение друг к другу появляется. Не на телесном уровне.

00:38:09 И таким образом, вся эта культура, и даже природа устроена так, что современный человек теряет остроту своих чувств, угасают чувства. Это очень хорошо. Это хороший закон. На Западе, они говорят – нет, мы против этого закона. И женщины, семидесятилетние, устраивают такие вот собрания, и там большие залы, и там полные залы. О чем они говорят? Что надо сексом заниматься до смерти. Даже вас в реанимацию везут, вот, по пути занимайтесь сексом. (смех в зале) Вот, они такие вещи. И привлекают. У них есть молодые люди, и представьте, они показывают, демонстрируют это все. Пожилые женщины, у них есть молодой человек, они не стесняются этого. Они такую культуру распространяют. Но, законы природы, они другие. Они, хотят, конечно, их обмануть, они растягивают свою кожу до предела, (смех в зале) подтягивают разные части тела и все остальное. Не нужно это делать. Нет.

00:39:08 Человек не должен стесняться своего возраста, своей природы, своей деятельности. Он должен быть свободным. Вот она свобода. И свобода возникает тогда, когда сексуальная энергия к минимуму уходит. Потому, что иначе мы критикуем тела, вот, какой некрасивый человек. А эта женщина, разве женщина, посмотрите. На основе тела мы начинаем критиковать. Прабхупада говорит, что в этом мире есть 2 типа людей. Одни люди, они добились успеха большого в материальном существовании. Т.е. они достигли богатства, чего угодно, крутые есть такие люди, успешные очень. И все они зашли в тупик смысла жизни, что делать дальше не знают. У них проблемы. Есть другая категория людей, которые подражают им, их богатству, их успеху. Вот 2 типа.

00:40:03 Этот пример интересный. Когда я учился, был студентом, у нас была одна однокурсница. Мы жили в общежитии. Когда я приходил к ней в гости, я видел, что все стены у нее обклеены Ален Делоном. Везде, везде, везде, портреты Алена Делона. Нос Алена Делона отдельно, одежда Алена Делона, т.е. его руки, его походка, его фас, его профиль, его фигура, все, обнаженный торс Алена Делона. Ну, такой знаменитый человек, очень обаятельный, красивый. Вот, она влюблена была в Алена Делона. Она говорит – это моя проблема. Я не могу найти себе молодого мужа, молодого человека, похожего на Алена Делона, хотя бы чуть-чуть. Я, говорит, уже согласна, что он не будет точно таким же, ну хотя бы ну чем-то был похож на Алена Делона. И она все таки нашла выход. Она нашла человека, у которого нос был похож на Алена Делона. Все, она этим удовлетворилась. Ну, вот такие стандарты. Устанавливаются стандарты какими-то знаменитыми людьми, остальные подражают этому всему. Как Челентано танцуют все, в своё время так было. Как Демис Русос все хотели петь или как «Битлз», все подражали «Битлз». А что «Битлз» сами говорили? Они говорили: «А мы не знали, как жить дальше, у нас были серьезные проблемы. Мы искали смысл жизни и не могли найти его, мы были в тупике, мы достигли всего, чего хотели, а что дальше, мы не знали». Серьезная была проблема.

00:41:38 Есть один богатый человек в Москве, очень богатый. Не скажу, всё равно не поверите, насколько он богатый, полмиллиарда долларов. Я по секрету сказал. Вы не распространяйте дальше. И меня спросили, у него проблемы психологические, как помочь ему? Я говорю: «А в чем его проблемы?» «Не может увеличить своё богатство». «А зачем увеличивать богатство, какой смысл, уже достаточно, уже его предки, т.е. его потомки обеспечены, он сам». Говорит: «Вы не понимаете, дело не в этом, не в количестве денег, он хочет развития, прогресса нет, развития, смысл утрачивает». Я говорю: «Что, серьезная проблема?» «Почки отказывают». Почки отказывают у человека, серьезная проблема. Т.е. пока у нас есть цель, вот, я стану таким, у меня будет такая машина, такой дом, такая квартира, вот что я хочу, пока у меня есть эта цель, я двигаюсь к ней. Но, как только я получаю, что дальше? Проблема становится серьезней, больше. Прабхупада говорит, вот, мир делится на две категории людей. Одни успешны, у них проблемы серьезные. Они, конечно, играют роль успешных людей, безусловно, они показывают свое. А другие подражают им.

00:42:51 Интересный пример мы приводили однажды с катком. Мы были на катке с дочерью на [медео] в Алма-Ате. Были каникулы детские, и мы пошли с ней. И там было полно народу. И была музыка, конечно же. И я заметил, что всего 2-3 человека умеют крутиться на этих коньках, красиво, по-всякому. А остальные – как коровы на льду. У них всё это разъезжается, падают. И так человек едет, столбом таким, не знает, куда он едет вообще. Где он остановится, он не знает. Весь каток такой, падают, бьются. Я думаю – что же их вдохновляет? Это же больно, удариться об лед, допустим. Их вдохновляют эти 2-3 человека, которые так свободно парят, знаете. И они смотрят на них, и тоже пытаются так же парить, но, они падают все время. И я подумал – вот это наш мир. Вот такой мир. Несколько человек, они успешны, остальные – подражают и постоянно бьются, обо что-то разбиваются, разочарованные становятся. Вот, то, что происходит. А остальное делает просто название. Итальянская одежда, итальянская обувь, это названия просто.

00:44:09 Другой пример, тоже интересный из моей жизни. У меня в детстве, его семья купила собаку. Ну, тогда пошла мода – собаки стали входить в квартиры. Т.е. двери квартир стали открываться и собаки стали смело входить как полноправные жители городские. Спали на кроватях с хозяевами, ели из одной тарелки за столом. Да, да, у них стулья были свои, салфеточки и все остальное. До сих пор эта культура есть на Западе, собачья. Это были породистые собаки, овчарки, сенбернары появились, потом колли, новая порода была, доберманы-пинчеры, никто такого даже не слышал, бульдоги настоящие. И вот, им продали на рынке собачку, вот такую. Тут нос, тут хвост. Все, больше ничего не было. Еще трудно было понять, что это такое. Но, он принес его домой и мне объявил потом. Он сказал: «У нас хорошая собака дома появилась». И я завидовал, помню. Все хотели собак. Доберман-пинчер, что это такое вообще, такое название потрясающее. Говорит: «Да, это будет такая собака, охотничья и прочее». Стал расписывать. Я с такой завистью, доберман-пинчер, гладил его, такой доберман. Но, его обманули, это был не доберман-пинчер. Откровенная дворняга. С кривыми ногами, с какими-то седыми усами и с челкой, ростом не удался. И что? Они вышли из положения. Сейчас удивитесь, каким образом. Они дали ему название соответствующее «пинчер карликовый». (смех в зале) Сокращенно должно получиться «пинька». Вот, его «пинькой» так звали и все, нормально, «пинька» – пинчер карликовый. Не настоящий, не большой, на карликовый пинчер.

00:46:00 Посмотрите внимательно – мы с вами тоже окружены какими-то пиньками, названиями. Посмотрите внимательно, как мир устроен, удивительно, как иллюзия создается. Ничего ценного у нас нет с вами в материальном отношении, боже мой. Раскройте глаза – нет ничего ценного в материальном отношении. Сколько-то рублей накопилось в кармане, мы уже все, пинька. Пинчер карликовый, не виликий, конечно, но пинчер.(смеется) Знаю себе цену, знаете, у меня кошелек тугой стал. И я какие-то брюки купил. Раньше, в советские времена, если человек имеет джинсы – все, это было круто. Вот, просто штаны какие-то купил, в них и спали, и ели и гуляли, не снимали никогда джинсы, очень модно было. Чем они более потерты были, тем лучше, с дырками, вот такая была мода. Большие деньги люди отдают, чтобы купить потертые джинсы с дырками. Потому, что название у них супер, этикетка, стоит все это.

00:46:55 Но, на самом деле ценности настоящей это не имеет никакой. Если мы посмотрим с позиции именно ценности, мы увидим, что ничего ценного в жизни практически нет. Не верите? А вот в момент смерти мы это сможем увидеть. Кажется, этот преданный здесь присутствует, я расскажу про него, имя не назову. Он попал в авиакатастрофу недавно. Как же он здесь присутствует? Не в тонком теле, в физическом, не беспокойтесь, он выжил. Он живой, здоровый, но это была авиакатастрофа, шансы выжить в которой были «минус два», специалисты сказали. Не нулю, а минус два. Они были обречены. Больше 100%.

00:47:39 Из Дубая на Украину вылетал самолет. Он мне не писал никогда большие письма, а тут написал подробное письмо от этом, отчет. Этот самолёт разогнался как сумасшедший, знаете, ТУ-154, он сумасшедший, 800 км/ч. Но, не взлетел. (смех в зале) Вы смеетесь, вы представьте себя в самолете. Он не успел оторваться от взлетной полосы и вышел за пределы полосы. Разбил все шасси сразу же. И после этого взлет был. Кстати, очень удачный. Как садиться теперь, представьте? Кроме этого, поскольку не набрал высоты должной в этом взлете неудачном, он врезался на этой скорости в радар вращающийся, локатор такой. Все подскочили от удара в самолете. Представляете, взлетели и бабах!!! И все в окно, что там?

00:48:31 Там вы ничего не увидите, вы уже пролетели конечно же. Крылья были помяты, турбины тоже, керосин вытекал. Были пробоины. Как он летел, никто не знает. Как он выдержал удар, тоже никто не знает. Специалисты сказали – он должен был разбиться прямо там, сразу же, на месте. Они стали просить аварийной посадки там, где они взлетели. Им сказали: «Нет, лишние жертвы нам не нужны, умирайте сами, good by!». Зачем нам лишние жертвы в нашем аэропорту. Но, военный аэропорт рядом в Дубаи сказал: «Хорошо, мы приняли соглашение, можете садиться, мы разрешаем». Сейчас такие посадки аварийные. Буквально, несколько дней назад, приняли такое решение, до этого не было. «Вам повезло. Садитесь. Добро пожаловать!»

00:49:19 И тогда люди заволновались, что это мы кружим на одном месте? Высоту не набираем, просто его дергает, этот самолет, он кружится на одном месте и в конце концов нужно что-то сказать людям. И им так и сказали: «Мы не знаем, что будет, гарантий нет, три часа будем сжигать керосин, потом будет посадка». Что началось в самолете? Можете представить себе. Представьте, три часа должны ждать смерти, посадки, без шасси. Без горючего, ещё не известно, где оно кончится, зажигалка очень хорошая, знаете, самолет. Когда он садится, хорошая зажигалка, на асфальте. Прекрасно горят. Начались истерики. Кто-то затихал, кто-то кричал. Потом эти стихали, эти кричали. Было сложно. А девушки особенно, какие-то планы у всех же, какие-то связи, отношения, какие-то люди есть, родственники. И всё это потеряло смысл. Представьте, эти 3 часа.

00:50:22 Преданный говорит: «Я понял, что вся моя жизнь была не такая, как я хотел». У меня, говорит, есть гуру, есть Кришна, больше ничего нет, оказывается, сейчас. Вот в данный момент – все. Все остальное равно нулю. И он стал вспоминать свою жизнь, что же я сделал как преданный? Он так говорит. Я думаю, что он много чего сделал, как преданный. Но, он мне говорит – я сделал вывод, что я ничего хорошего не сделал. Тогда я стал думать – а что я собирался сделать хорошего? Пришел к ужасу, что я даже ничего хорошего не собирался делать. Все было иллюзорно. Там в самолете вдруг все открылось совершенно иначе.

00:50:59 Наконец объявили: «Получасовая готовность к посадке. Пристегните ремни. Можете не пристегивать». (смех в зале) Стюард стал говорить, объяснять, как пользоваться аварийно дверью выхода, если с ним что-то случится. Они приземлялись на эти стойки, без резины. Им повезло, что все шасси были сбиты одновременно. Т.е. самолёт не стало вращать при посадке. И командир самолета закричал в момент приземления: «Сгруппироваться всем, ноги под себя, голову вниз! Оторвет голову сейчас всем, сгруппироваться!» Вот, представьте такое состояние людей, была такая посадка, о чем они думали. И керосин перестал течь как раз в момент посадки. Последние капли вышли. Это удачно было. Десять минут они вот так ехали, юзом по этой полосе. Их не крутило, ничего, но сильно колотило, и все эти вещи отваливались, просто все сыпалось и остался один каркас от этого самолета внутри. Говорит – то, что мы изнутри видели. В конце концов, все, остановились. И что же?

00:52:15 Еще хуже, запах гари. Все подумали – нет, лучше бы мы разбились. Сгореть живьем это страшнее. Но, их залили пеной и они все выжили. Все смотрели на них как с того света. Говорили – вы счастливые люди. Минус два у вас были шансы выжить. Когда аналогичная ситуация, была, все, погибают, все разбивается, все разрушается. Их успокоили, сказали: «Все в порядке! Сейчас вылетит новый самолет, продолжите полет». (общий смех) Очень интересное письмо я получил. Мне это созвучно, потому, что я сам однажды попал в переделку в воздухе. Я это тоже хорошо прочувствовал, в какой-то момент, но не так долго, не так уж страшно, я бы умер точно за три часа. Оставил бы тело ещё до посадки. (смеется) Пошел бы в другое место, куда-нибудь, я бы не выдержал там.

Собаки в нашей жизни

00:53:07 Об этом говорят шастры, что в момент смерти, мы мгновенно переоцениваем свою жизнь, но уже поздно. Поэтому человек должен иметь такой острый интеллект, мыслить будущим, понимать, куда оно идет, чтобы не остаться в конечном итоге глубоко разочарованным, травмированным и уйти из этого мира в таком странном состоянии, не имея такого потомства, которое бы совершило подходящие обряды, где [очищение возвышение]. Представьте, как тяжело этой душе будет воплощаться заново, в более низкой форме. Знаете, как тяжело. Люди обычно думают, что я реинкарнирую, стану царем каким-нибудь или я был царем. Знаете, какие сейчас наиболее частые воплощения? Собака, кошка, крыса. Это близкие к человеку формы жизни. Собаки, на Западе, у них есть кафе, спортзалы, кладбища собачьи отдельные, магазины, где работают собаки с хозяевами. Меня собака встречала в одном магазине, в Швеции, показывала товар. Она была хорошо одета. Я серьезно говорю. Это не шутка. У ней был костюм отглаженный, галстук-бабочка в горошек, прическа отличная была, умный взгляд, она показывала товар. Смотрела на меня. Подходит? Я говорю: «Нет, пойдем дальше». Она провожала меня, потом, в конце, когда я выбрал, подошла, подвела к хозяйке, рассчитаться здесь можно. Они вдвоем обслуживали магазин. Почему такие собаки? Они в прошлом были люди. Они прекрасно сотрудничают с человеком.

00:54:38 Сейчас открыли клубы йоги для собак. Сесть в позу лотоса. Собачка садиться, все. Спинку ровно, уши, внимательно. Садятся. Хозяин. Она все повторяет за хозяином, она может, оказывается, она чувствительна. С дыханием пранаяма начинается, асана, пранаяма, замедляется дыхание, пульс у собаки тоже замедляется. У человека замедляется, у нее тоже замедляется, сердце останавливается. Собака делает те же самые вещи. Последние известия, такие новости. Собаки занялись йогой. Интересный эффект при этом. Что собака в процессии йоги приобретает качества хозяина. Ну, а хозяин, понятно, качества собаки. Поэтому занимайтесь с людьми йогой. Или подальше вообще от всех уходите. Потому, что нужно думать не о собаке, когда занимаетесь йогой, а о Боге.

00:55:37 Поэтому, так Прабхупада говорил: «Не будете поклоняться Богу, будете поклоняться догу». Т.е. собака или кто-то может занять наш ум, какой-то временный объект. Как Махараджа Бхарата привязался к олененку, родился олененком. И вот такие странные превращения судьбы могут быть. Нужно знать законы реинкарнации, кармы, эта человеческая жизнь, цивилизация, где все, все понимают это. Поэтому, люди сосредоточены на своем долге. Какое бы положение в обществе не имел, это не имеет решающего значения. Важно как я исполню свой долг. Вот что важно. А какое место я занимаю в социуме, почитаем или нет – не имеет значения. Слава, бесславие, не имеют значения. Богатство и бедность не имеют большого значения. В конце концов, всё это можно терпеть. Важно исполнение долга. Вот это уже цивилизация.

00:56:26 И как мы сказали, чтобы получить это понимание к руководству, необходима энергия чит, знания, необходимо убедить людей, дать им знания. Энергия чит – это то, что связано с Богом непосредственно, это духовная энергия самосознания. Чит – это душа, я есть, я существую. Откуда я это знаю? Энергия чит, я знаю, это есть энергия знания. Вот так мы постигаем все. Нам не нужно доказывать, что я существую. Факт. Это энергия чит, вот также все познается. И когда мы соприкасаемся с Богом непосредственно, Он источник этой энергии чит, открывается все необходимое. Вот это есть приобретение знания.

Имя Бога тождественно Самому Богу

00:57:05 И какая же установка ведическая главная? Имя Бога и сам Бог одно и то же. Это прямое утверждение. Но, если вы так скажете людям, люди не смогут понять, верно? Нужны какие-то ещё другие методы. И в Ведах есть много много методов возвышения. Т.е. есть косвенные указания, напоминания, намек на Абсолютную Истину. Большей частью вы увидите такие в ведической культуре. О Боге мало информации, но намек есть. Например, есть три измерения сознания, говорится в Ведах – сон, глубокий сон, бодрствование. Если есть три, почему не может быть четвертого сознания уровня. По логике мы догадываемся, намек, ага, может быть. Смотрите, если есть три, значит, может быть и четвертое. Вот, намек дается. Или брахман, где он? Не то, не то, не то, нет его в материи. Где-то в другом месте, намек. Он – само существование этих предметов, но не предметы. А энергия существования, намек получаем. Но, не понимаем, это намек, не прямое утверждение, косвенное.

00:58:15 Так же, как мы видим – ширма, кукольный театр и мы намек имеем, что там есть какие-то живые люди. Да. Разум помогает нам понять это все. Это не прямое доказательство, лишь намек. Прямое доказательство очень простое – имя Бога и сам Бог одно и то же. Другой намек – если вы уже родились в этой жизни, почему не можете родиться ещё раз? Это же логично. Если вы родились уже, это факт, почему это ещё раз не может произойти с вами? Это же факт. Почему он не может повториться, а? Вот, намек получаете. Это ещё ни утверждение, ни какое-то знание, но определённое доверие, вера. Логика помогает нам понять, что есть какие-то ещё вещи, дальше можно продолжать развивать, понимать их можно, изучать их можно. Вот эти науки в Ведах существуют: реинкарнация, карма, Веды, Упа-Веды, Аюрведы и прочее, так много всего. Для чего, в конце концов?

00:59:10 Чтобы просто человек понял одну простую истину – имя Бога и сам Бог – одно и то же. Что всё, что нужно человеку – это его способность, его тенденция познать Абсолютную Истину, личность Бога, больше ничего. Как? Воспевать Имя Бога в Кали-югу, другого пути не существует. В Сатья-югу люди могли думать о нем, смаранам, медитация. В Кали-югу этот метод не подходит. В Кали-югу дается другой метод харер нама эва кевалам. Только Святое Имя в Кали-югу привести человека может к совершенству, к самосознанию. Имя Бога и сам Бог одно. Очень простая формула. Но, чтобы понять её, смотрите, нужна целая ведическая культура, классы людей, обязанности, семья, образование, воспитание, политика, экономика. И везде должен быть порядок, исполнение обязанностей, строгая какая-то дисциплина, разум, цивилизация, ответственность. А зачем все это?

01:00:04 Оказывается, простейшая истина, чтобы просто познать в конечном итоге Бога. Что имя Бога и сам Бог одно и то же. И в конце жизни сказать Харе Кришна. Все. И жизнь успешна, оказывается. И так много оказывается нужно, чтобы поддерживать эту вайшнавскую культуру, нужно так много много всего дополнительно, чтобы помочь всем людям организоваться и не беспокоить друг друга. Чтобы каждый знал бы своё место и был бы мир.

01:00:26 Интересный момент. Харидас Тхакур, спутник Господа Чайтаньи, в его лиле он из мусульманской семьи. Это другая религия. И знаете, что он думал? Он думал – я низкорожденный, я не родился в семье вайшнавов. Господь Чайтанья родился в семье вайшнавов, Джаганнатх Пиша, Адвайта Ачарья там был, Нитьянанда там был, Аватхута. А Харидас Тхакур, величайший преданный Господа Чайтаньи, великий Намачарья, он думал - а я низкорожденный. И когда они принимали пищу, садились в доме где-то, Харидас сидел во дворе, на улице. Представьте, на земле садился. И там он сидел, принимал, и через дверь смотрел на Господа Чайтанью, вот так вот.

01:01:17 Господь Чайтанья говорил: «Харидас, зачем ты в эти игры играешь, ты абсолютна освобожденная душа, не отождествляй себя с телом, мы ни мусульмане, ни христиане, ни то, ни другое, ты мой вечный спутник, зачем ты играешь эту роль чуждую?» Говорит: «Нет, я должен, иначе будет хаос в обществе. Если все люди будут претендовать на высшее положение, будет хаос, каждый должен занимать своё место». И он смиренно. Его не пускали в храм в Джаганнатха-Пури, происхождение не то, он мусульманин, не пускают в храм, он не мог видеть Божества Джаганнатхи. И что же? Господь Чайтанья сам к нему приходил каждое утро. И обнимал Харидаса, разговаривал с ним, лично встречался с ним каждый день. И Харидас повторял триста тысяч Имен каждый день. Больше ничем не занимался. Имя Бога и сам Бог одно и то же. Все, совершенство жизни, если человек осознает это. Это освобожденная душа, безусловно. И он дал обет повторять триста тысяч имен. Иначе, говорит, нет смысла в моей жизни. Что ещё можно делать в этом мире, в мире иллюзии. Единственная реальность – это джива и Святое Имя, все остальное майя, иллюзия.

01:02:29 Но, однажды Господь Чайтанья приходит к Харидасу Тхакуру, а Харидас лежит на спине, под деревом сидит [Абакула]. «Что с тобой, Харидас?» Он не поднимается. «Все в порядке», - он говорит, «Не переживай, все хорошо. Просто с телом что-то, я не знаю». «Я тебе принес маха прасад из храма». Господь Чайтанья сам приносит маха прасад. Он говорит: «Я не могу сегодня, я пощусь, потому, что я не выполнил обет, я не успел прочитать триста тысяч имен, я не буду есть, пока не выполню этот обет». «Харидас, зачем тебе все эти обеты, ты можешь вообще не повторять никаких кругов, ты не зависим ни от каких правил и предписаний, зачем тебе это нужно?» Тогда он сказал: «А тогда какой смысл в моем существовании в этом мире, если я не буду здесь повторять, что я буду делать, зачем я здесь нахожусь вообще? Тогда, позволь, я уйду из этого мира, дай мне согласие». Господь Чайтанья все понял. Ничего не сказал. И ушел.

01:03:31 Вечером он пришел туда с огромным количеством преданных. Это было как этот фестиваль. Мриданги, караталы, воспевали святое имя. И Харидас лежал, не двигался. Это был ход Харидаса Тхакура. «Что ты хочешь, Харидас, какие у тебя желания остались?» Он говорит: «Есть желание одно. Постой передо мной немножко, я хочу видеть тебя в момент смерти, больше ничего». Уходит Харидас Тхакур, Господь Чайтанья берет на руки его тело, блаженное и танцует и плачет в этом киртане. И собственными руками делает самадхи. В Джаганнатха-Пури это место, на берегу океана, можно приехать туда, почувствовать святую лилу. Такие отношения.

01:04:20 Всё, что нужно человеку – ощутить реальность. Трансцендентную реальность. Я есть дух, душа. В этом предназначение культуры человека. Ведь каждый человек интересуется Абсолютной Истиной. В глубине души, начиная с детских лет, мы уже интересуемся этим. Этому нужно дать развитие. Иначе наши дети станут несчастными. И презираемыми, жизнью презираемые. Знаете, семечко бросили, оттуда вырастает такое больное и корявое, гнилое. Вот такая жизнь становится. Силы нет. Ущербный с самого рождения. Знания не получают, остаются в невежестве всю свою жизнь. И в старости умирает и получает собачье тело.

01:05:12 Поэтому, ведическая культура, она учит людей цивилизованной жизни, чтобы прогрессировать. Наука и техника идут следом, если необходимо. А главным образом, прогрессирует сама природа. Сама природа благоухает, благоденствует и с человеком сотрудничает. Жизнь проста, она уже создана для аскезы, для служения Богу. И мы на этом сегодня закончим. Можно несколько вопросов. Но, я хотел сегодня именно на вопросах больше остановиться, но не получилось почему-то. Опять получилась лекция. Может быть, мы сможем завтра на вопросах больше остановиться, как хотите? Два-три вопроса.

01:06:01 Да, пожалуйста. Интересно, Пушкин откуда-то это узнал. Люди обладали какими-то знаниями на самом деле больше, более религиозные были люди, больше читали священных писаний. На самом деле, если почитать Библию, любое священное писание, мы поймем, что счастья нет в мире. Поэтому, очевидно, что они тоже имели какие-то источники для медитации. И когда он писал стихи, он медитировал. Он глубоко размышлял, поэтому, он говорил ценные вещи. Но, они были основаны на том, что он где-то слышал, какие-то мудрые моменты. Мы тоже учимся мыслить глубоко, читать священные писания. Мы ещё их пытаемся осмыслить в жизни. На самом деле, Пушкин прославлен не как поэт больше, как психолог. Он великий психолог. Сейчас поэтов, как Пушкин, которые могут слагать стихи, не мало, рифмовать их хорошо. Но, вот как психолог Пушкин непревзойденный был в то время. Никто не мог посмотреть его глазами на мир. Так он понимал психологию мужчины и женщины. В то время Пушкин был непревзойденный. Это был дар с прошлой жизни у него. Какие-то благочестивые поступки он совершал, потом обрел талант поэта и знания какие-то мудрости в такие годы, довольно молодым был. Но, это связано с прошлой жизнью. И также он был убит преждевременно насильственной смертью, это была не очень хорошая карма. Так что в нём сочетались такие вещи. В целом его жизнь трагична. Поскольку он был связан, как любой человек творческий в миру, с энергией страсти, в конечном итоге страсть трансформируется в разочарование в жизни, место.

01:07:57 В самой жизни трудно определить своё место для большинства людей. Никто практически не занимает своё место. Если занимают, то они не квалифицированы для этого. Даже, если это их место, они не обладают квалификацией должной. Но, попытайтесь найти себя, прежде всего в обществе преданных. Вот с этого начинайте. Вот на это можно только положиться, на истину. А что касается в жизни вообще – можете делать что-то, любую работу, Прабхупада сказал, чтобы поддерживать себя, какая получается. Не слишком заботьтесь об этом. То, что умеет, то и делайте. Если у вас есть образование, профессия, можете применить. Но вот именно найти себя в обществе преданных нужно прежде всего. На что нужно опираться, чтобы развивать внутреннюю сторону жизни, а не внешнюю больше. Нужно развивать то и другое, вместе. Нельзя пренебрегать ни тем, ни другим. Должно быть равновесие. Варнашрама-дхарма создает равновесие правильное.

01:08:51 Но, я понимаю, о чем вы говорите, что иногда внутренние вещи могут трансформироваться во внешние вещи. Так. Мы заинтересовались сознанием Кришны. Хорошо. Теперь у нас есть четки, кантималы, шикха, дхоти. Я думаю, все, теперь я преданный. Я же переоделся. Это внешняя сторона, которая может, как бы затмить внутреннюю сторону, помешать нашему сознанию. Поэтому внутренняя сторона поддерживается пищей слушания, шраванам, самое важное. Шраванам, киртанам самое важное – слушать и воспевать о Боге. Поэтому, боремся за воспевание Святого Имени внимательно. Каждый день. Это поддерживает наш внутренний рост.

01:09:31 (вопрос из зала) Как в деятельности, чтобы деятельность не влияла пагубная на нас, связанная с деньгами, с зарабатыванием?
К раджа-гуне, к гуне страсти нужно быть равнодушным. Т.е. если мы зарабатываем какие-то деньги, имеет положение, мы не должны гордиться этим. Вот и все. Все что требуется. Нужно оставаться простым. Как в одной нама-хатте я был, там мне представили человека, который мыл посуду, хорошо одетый, в костюме, в галстуке, такой, солидный очень человек. Моет посуду за всеми преданными. Нама-хатта приняла прасад, он моет посуду. Директор фирмы какой-то крупной. Представили, вот директор фирмы, его зовут Иван Иванович Иванов, он улыбается, приветствует. Я думаю – надо же, моет посуду, директор фирмы за всеми. И он мне говорит: «Мне так надоело это, моя профессия, моя работа, деньги, выгода, все остальное. Я счастлив, когда мою посуду за преданными. Поэтому так люблю нама-хатту.

01:10:35 Вот нужно таким стать человеком. На работе можете проявлять себя как директор фирмы, кто угодно, но, среди преданных нужно быть ягненком. Так будет равновесие. Но, у них нет места, где они проявят себя ягненком. Он везде лев. И на работе лев, и дома лев, и на улице лев. И таким образом взращивается гордость. Ложная гордыня. Поэтому, общество преданных важно, мы сюда приходим, а здесь, хоть ты брахман, хоть муравей, без разницы. Никто на это не обратит никакого внимания – на наше величие материальное, на наши успехи. Тут больше мы смотрим на то, как человек добродетелен, насколько он любящ, насколько он слуга других, на сколько он привязан к Святому Имени, Прабхупаде. Вот это дает ценность, это наш престиж.

01:11:28 (вопрос) Что такое культура, в чем разница между культурой и образованием?
Образование – это средство создать какую-то культуру. То, что мы сейчас делаем, это тоже образование. Мы образовываемся, мы что-то слушаем, что-то познаем, о чем-то сейчас мыслим, какое-то направление получаем ведическое, это есть образование. Для чего? Создать культуру. Культура – это уже взаимоотношения. Как мы сказали, в центре которых мужчина и женщина. Очень просто понять культуру мира. Посмотрите в любой части мира, как относятся к женщинам. Все. Культура будет понятна абсолютно. Всего три вещи ключевые являются – как человек относится к женщине, этим уровень культуры его объясняется, как он относится к чужой собственности и ко всем другим живым существам. По этим трем факторам можно понять, что такое культура.

01:12:26 Культура – это взаимоотношения. Не путайте, что культура – это какая-то степень научная. Или профессия, должность, положение. Ведь человек может быть образованным и быть негодяем при этом. Где же его культура. Собственно, это и является причиной разрушения мира, что человек получает образование материальное и не получает духовного развития. Не идет на пользу такой прогресс. Именно люди культурные, умные, ученые, не образованные духовно разрушают мир. Волей не волей они создают ядерное оружие и все остальные вещи. Потому, что руководствуются ложными теориями жизни, они обмануты, у них нет нравственно-религиозного образования, божественного. Поэтому, нужно ещё божественное образование в обществе, наряду с тем, что мы получаем профессию. Тогда можно создать культуру в отношениях.

01:13:24 По большому счету, это но что иное, как любовь, доверие, вот она, культура настоящая. Что люди должны быть такими, чтобы можно было доверять им на слово всем. Чтобы все знали что такое честь, что такое честность, что такое ответственность. Вот это есть культура. Когда вы слушаете, и вы уверены, что вас не обманывают, вот это есть культура. Но, что это за культура, когда мы слушаем и думаем – мало ли что он там думает вообще. Он говорит то хорошо, но какие там его планы. Это бескультурье. Культура – это взаимоотношения. Образование – это то, что создает культуру. Да, в общинах это самое важное – создать атмосферу общения для развития этой культуры. Т.е. любовь и доверие в общине руководят. А как вы ещё будете контролировать общину? Не административно, ни материально, ни финансово невозможно. Отношения. Мы должны любить Cознание Кришны, любить процесс, любить общаться с преданными, быть семьей. Вот это и будет настоящее развитие общины, основа ее. Для этого нужно духовное знание.

01:14:33 (вопрос) Можно ли получать что-то полезное от героев нашего времени – Солженицына, Евтушенко, Высоцкий, кто еще? Визбор, Вознесенский?
(ответ) Страсть, это проявление страсти цивилизации, вот эти яркие личности. Она дает тонкую путеводную нить к благости в форме сантиментов. Они могут быть о любви, о чести, о воинском долге, слагать стихи, писать какие-то песни или романы, они талантливы. Это задевает чувства людей и возвышает их ум к чему-то. Они не знают к чему, но к чему-то они хотят стремиться. Т.е. страсть дает такую тонкую путеводную нить. Любовь, это понятие страсти, потому, что в тамасе понятие любви настолько примитивно, как у животного. Только себя любит человек. Но, в страсти он уже может за кого-то отдать жизнь вообще. Вот такие проявления есть любви у человека в страсти. Страсть дает намек, что это что-то очень ценное – любовь, человечество и прочее. Есть какие-то ценности, есть где-то какая-то любовь, не могу её найти, вот где-то она есть, намек. Это страсть. Т.е. они могут человека привлечь, эти люди, к поиску смысла жизни, вот и все. Для обычных людей это подобно пророкам. Потому, что они направляют всю культуру. Высоцкий, Алла Пугачева определили всю культуру России. Они задевали очень глубоко чувства людей. (поёт) Миллион, миллион, миллион алых… А, все. Любовь, я чувствую ее. Все, какая-то песенка, смотрите, как могущественна, они управляют миром, эти люди.

01:16:12 Страсть дает намек, но мы должны продолжить это до состояния благости хотя бы, т.е. где точное знание, точное понимание этих вещей. И затем уже, наконец открыть эту божественную любовь, как она есть на самом деле. Для многих людей эта культура тоже нужна. В страсти какая-то культура должна же быть. Невежество мы должны отвергнуть полностью. Потому, что там культуры нет. Это коварная культура в тамасе. Просто все обманывают друг друга, вот и все. Все собираются вместе, уславливаются о мире, работают. Потом появляются плоды и каждый уже знает, как обворовать другого. План уже готов у каждого. Это тамас. Вот от него нужно отказаться, это нужно разрушить, такое отношение. Страсть уже можно принять. Не особенно, мы не должны восхищаться страстью. Может быть, может не быть, ну пусть будет. Она может служить благости. Это активная деятельность, она нужна. Должна быть активной, это страсть. Но, связана с благостью, в знании это нужно делать. Т.е. не для себя, мы должны трудиться для полного целого. Ом пурнама дам пурнама дам. Есть полное целое, вот нужно осознавать. Это уже саттва. В принципе, цивилизованная жизнь – это раджас и саттва. Две категории вместе. Саттва без раджаса не может распространиться. Это пассивный интеллект, называется. А нужно ещё активный интеллект добавить, чтобы его распространить, утвердить. Это раджас. А тамас – это пассивный и глупый, безмозглый вообще. И пассивный и глупый. Саттва – это пассивный интеллектуальный, а раджас – это активный. И смотря с чем она связана, активность, с глупостью или знанием, он разный дает результат. Поэтому, к страсти мы относимся нейтрально, нужно занимать её просто. Богатые люди – хорошо, пусть приходят, помогут построить храм. Нет, будем воспевать на улице, процесс не изменится, никак не пострадает. Харе Кришна, большое спасибо. Шрила Прабхупада кий! Джай! (аплодисменты) Здесь осталось несколько моих книг «Карма», если кто-то желает приобрести, я могу расписаться здесь на них.

транскрибирование: Алексей Сентюрёв | Смоленск | Россия | 20 December 2012