Каких ограничений следует придерживаться

Алматы - 01 January 1999
Сегодня будем обсуждать препятствия на пути преданного служения. То, чего необходимо избегать, каких ограничений следует придерживаться.
семинар для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 7
длительность: 01:05:07 | качество: mp3 64kB/s 29 Mb | прослушано: 1130 | скачано: 1208 | избрано: 23
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:02 Нектар наставлений второй текст: санскрит, перевод. Принцип атйахара. Три основных энергии Бога. Отличие человеческой формы жизни. Действие ума. Предназначение внешней и внутренней энергии. Два типа людей. Принцип Ишопанишад. Предназначение дхармы. Прайаса – чрезмерные усилия. Дхарма человека. Санатана-дхарма и упадхарма. Предписания для 4-х каст. Два типа разума. Предназначение искусства. История брахмана Судамы. Три вида ками. Праджалпа – ненужные разговоры. Джанасанга. Ниямаграха. История чистого брахмачари. Карма и желания.

00:00:02 Упадешамрита Шрилы Рупы Госвами. Перевод и комментарии Бхактиведанты Свами Шрилы Прабхупады. Вчера мы обсуждали вступительную часть и в целом обсуждали, какие темы мы будем проходить далее. Мы говорили об очерёдности стихов, как они будут сгруппированы. Первые четыре текста – это вступительные тексты. Ещё четыре текста находятся в середине. И есть три заключительных текста.

00:00:42 Первый стих мы читали вчера. Он описывает признаки триданди-госвами мадхьяма-адхикари. Сегодня мы будем читать негативные ограничения – второй текст. Яма – негативные ограничения. То есть мы сегодня будем обсуждать препятствия на пути преданного служения. То, чего необходимо избегать, каких ограничений следует придерживаться. Прочитаем второй стих.

00:01:25 Атйахарахпрайасаш ча праджалпо нийамаграхах джана-саyгаш ча лаулйам ча шадбхир бхактир винашйати.

00:01:37 Перевод стиха. Шесть видов деятельности пагубно отражаются на преданном служении. Преданное служение страдает если человек: первое, ест слишком много и накапливает больше, чем необходимо вещей и денег; второе, прилагает чрезмерные усилия ради осуществления труднодостижимых мирских целей; третье, ведёт пустые разговоры на мирские темы; четвёртое, выполняет правила и предписания шастр, только ради следования им, а не во имя духовного прогресса или не выполняет никаких правил и предписаний, действует, не признавая авторитетов, как ему заблагорассудится; пятое, общается с людьми мирского склада далёкими от сознания Кришны и шестое, жаждет мирских успехов.

00:02:35 Так здесь шесть моментов выделяются главных, основных. И первый наиболее важный из них. Атйахара – человек ест слишком много и накапливает больше, чем необходимо вещей и денег. Прабхупада особое внимание уделяет здесь этому принципу в комментарии. Он очень подробно излагает, объясняет, что означает атйахара. И Прабхупада начинает с того, что объясняет предназначение человека, в чём предназначение человеческой формы жизни. Предназначение человека жить просто и мыслить возвышенно.

00:03:26 Верховная Личность Бога обладает тремя основными энергиями: антаранга-шакти – внутренняя энергия, татастха-шакти – пограничная энергия и бахиранга-шакти – внешняя энергия. Три энергии и живое существо принадлежит к пограничной энергии, то есть занимает подчинённое положение. Либо он находится под контролем внутренней, либо под контролем внешней энергии. Это положение дживы – живого существа. Сюда также включается человеческая форма жизни, которая подразумевает свободу выбора.

00:04:14 В отличие от других видов жизни, джива-таттвы: животных, растений, насекомых; человеческая форма жизни предусматривает выбор. То есть человек может решать, выбирать под каким влиянием энергии находиться, что выбрать: внутренняя энергия или внешняя энергия. Вариантов контроля внешней энергии: они безграничны. В соприкосновении с гуной страсти человек имеет безграничные варианты наслаждений, неограниченное.

00:04:49 Вчера мы обсуждали об этом, как действует ум – неограниченные желания. Просто созерцая объекты чувств возникает вожделение. Вожделение порождает неограниченные желания. Безграничная форма разнообразия вожделения, которое есть не что иное, как уже пережёвывание пережёванного, комбинация одного и того же. Это контроль внешней энергии. Созерцая возникает желание, привязанность, вожделение и человек хочет наслаждаться. Это желание непреодолимое называется вожделением.

00:05:23 Есть контроль внутренней энергии. Внутренняя энергия отличается от внешней энергии. Он объясняет, точно так же как свет отличается от тьмы. Точно так же.

00:05:34 Предназначение внешней энергии покрывать сознание, затуманивать сознание. Предназначение внутренней энергии – просветление, даёт знание. И Бхагавад-Гита объясняет 9 глава 13 стих маха̄тма̄нас ту ма̄м̇ па̄ртха даивӣм̇ пракр̣тим а̄ш́рита̄х̣ бхаджантй ананйа-манасо джн̃а̄тва̄ бхӯта̄дим авйайам. О, сын Притхи, великие души, свободные от заблуждений, находятся под покровительством Божественной природы. Они посвящают себя преданному служению Мне ибо знают, что Я Верховная Личность Бога изначальная и неисчерпаемая.

00:06:24 Так в соответствии с этим определением есть два типа людей: есть махатмы, а есть дуратмы. Дуратма и махатма. Маха атма означает это великая душа. Дура атма можно переводить я не знаю. [не слышно] Махатма находится под контролем внутренней энергии, тогда как дуратма под контролем внешней энергии.

00:06:54 Дуратма означает, удовлетворяет собственные чувства или чувства других с помощью какого-нибудь изма: национализма, гуманизма, альтруизма и так далее. Это не имеет духовной ценности, так как в основе лежит удовлетворение чувств. Это то, что делают дуратманы. Он желает удовлетворять свои чувства или чувства кого-то ещё в этом мире. Семья прежде всего, страна, где он живёт, общество, в котором он находится и прочие вещи. Он делает это с помощью каких-то организаций [не слышно] для удовлетворения чувств своих и всех окружающих. Различных измов Прабхупада называет: альтруизм, национализм, социализм, коммунизм. Разные измы, измышления – это не имеет духовной ценности, это не постоянно.

00:07:50 Махатма – это тот, кто удовлетворяет чувства Верховной Личности Бога. Таково определение махатмы. Тот, кто удовлетворяет чувства Верховной Личности Бога.

00:08:04 Энергия наслаждения Верховной Личности проявляет себя в образе Шримати Радхарани и её экспансии Лакшми. Это и есть внутренняя энергия. Когда мы говорим о внутренней энергии Кришны – это Шримати Радхарани, любые её экспансии, Лакшми, то есть та Богиня удачи, которая приносит счастье. И предназначение Лакшми или Шримати Радхарани служить Кришне – это то, что делает внутренняя энергия. То есть внутренняя энергия побуждает человека служить Верховной Личности Бога – это её покровительство, её контроль. Тогда как внешняя энергия побуждает удовлетворять свои чувства. Вот и вся разница.

00:08:56 Пока мы чувствуем побуждение удовлетворять собственные чувства, то это влияние внешней энергии. Когда мы желаем служить Кришне – это влияние внутренней энергии. Так можно отличать. Так пограничная энергия джива - живое существо может ориентироваться. Когда увеличивается желание служить Кришне – это влияние внутренней энергии. Когда увеличивается желание удовлетворять свои чувства в форме похоти, вожделения, жадности, зависти и прочее – это влияние внешней энергии.

00:09:32 Влияние внешней энергии проявляется в тройственных страданиях. Адхидайвика-клеша - от полубогов, адхибхаутика-клеша – от других живых существ, адхйатмика-клеша – от собственного тела и ума. Эти страдания приносят живому существу бесконечные мучения. Непрерывные, другими словами, никогда не кончаются. Достичь счастья означает освободиться от этих тройственных страданий. То есть в этом предназначение человека – достичь счастья. [не разборчиво] Достичь счастья означает освободиться от страданий, вот от этих трёх видов. Как только мы освобождаемся от этих трёх видов страданий, можно сказать, что человек счастлив. Так определяется счастье.

00:10:25 Основная проблема – это проблема повторяющихся рождения, смерти, старости, болезни. И второстепенная проблема – необходимо работать для поддержания тела. И вот второстепенная проблема – поддержание, может поглотить полностью всю нашу энергию и время. Нужна пища, одежда, деньги и так далее. Но здесь говорится: «Не следует накапливать их больше, чем необходимо.» Тогда поддерживать тело будет совсем не трудно. Очень важный принцип.

00:11:03 Мы знаем, что в Кали-югу особенно борьба за существование она ужесточается. Труднее и труднее становится выживать, в таких условиях, как экономика, в таких обстоятельствах, в таком окружении людей жадных, завистливых, враждебных, отчуждённых, не понимающих друг друга. То есть становится трудно просто жить, просто существовать, просто иметь пищу, иметь кров – это становится большой проблемой в нынешнее время, поскольку борьба ужесточается, и она не ослабевает никогда. Сильный поедает слабого – основной закон этого мира.

00:11:43 Прабхупада говорит, что в этом принципе золота, денег. Золото в себе заключает все четыре запрещённых действия. Имеющий деньги или золото имеет возможность к четырём запрещённым вещам, которые запрещены в Священном Писании. То есть изначально, это означает, только богатые люди могли иметь к этому доступ и чувствовать себя безнаказанными.

00:12:08 Сейчас, может быть не совсем так, даже каждый человек может иметь к этому доступ, это вполне законно стало. Но в прошлые времена, только богатые люди, имеющие золото, могли иметь доступ к этим вещам безнаказанно. То есть Кали-юга проявляет себя через золото. Тот, кто имеет золото он может иметь интоксикации, незаконный секс, азартные игры, денежные махинации и может убивать животных и поедать их. То есть имеющий деньги имеет такую власть. Получает такую власть.

00:12:46 Поэтому говорится, что деньги не нужно накапливать больше, чем необходимо. И сейчас это есть стремление атйахара – накапливать больше, чем необходимо из-за страха существования. Из-за этого принципа страха существования. Страх приходит тогда в общество людей, когда уходит дхарма. Есть дхарма, артха, кама, мокша. Дхарма – это религия, обязанности людей, сюда входит их природа, их свойства, их религиозность.

00:13:23 Религиозность означает правдивость, чистота, милосердие, аскетизм, благотворительность, жертвоприношения – это дхарма. Когда люди следуют дхарме страх уменьшается материального существования, естественным образом. Уменьшение страха. Дхарма даёт артху. То есть то, что мы хотим иметь - мы можем иметь с помощью дхармы, с помощью религиозного закона, с помощью выполнения своих обязанностей, с помощью честности, религиозности, аскетичности, милосердия. В этом случае, страх существования уменьшается и люди не имеют желания накапливать больше, чем им необходимо.

00:14:13 Принцип Ишопанишад: бери столько, сколько тебе необходимо для жизни и не больше. Но это возможно сделать в условиях, когда нет страха между людьми. Страха, что завтра ты останешься ни с чем – обеспокоенность. В Кали-югу это очень распространено поскольку дхармы нет, дхарма разрушена, есть адхарма. Адхарма означает безбожие, когда человек борется каждый сам за себя. Но если есть дхарма она порождает артху. Люди экономически счастливы, процветают.

00:14:44 Артха даёт каму – чувственные наслаждения. Есть всё, человеку нечего больше желать в материальном мире. Нечего желать, есть всё необходимое для жизни. Природа даёт всё необходимое для жизни. Природа обладает самой большей ценностью для жизни человека. Природа даёт злаки, овощи, фрукты, минералы, драгоценные камни, воду, всё, что человек хочет, одежду, всё, что необходимо для жизни.

00:15:10 Кама, регулируемая кама приводит к тому, что человек задумывается о мокше. И вот, когда человек достигает камы, есть один момент, которые необходимо не забывать: кама означает удовлетворение чувств, все люди стремятся к удовлетворению чувств в этом мире. Даже преданные, также должны иметь всё необходимое для жизни, удовлетворять свои чувства, через пищу, кров и какие-то элементарные условия жизни. Но имея это всё человек не должен забывать о дхарме, о своих обязанностях.

00:15:48 Часто бывает так, что, когда человек приобретает желаемое он забывает снова о своих обязанностях и хочет просто наслаждаться, но в этом случае он не может прийти к мокше. Ему закрыт доступ к освобождению в этом случае.

00:16:03 Предназначение дхармы, Прабхупада говорит, не экономика, а мокша – освобождение. Освобождение от рождения, старости, болезни и смерти – это основная проблема. А поддерживать своё существование – второстепенная проблема. И она становится трудной тогда, когда человек не может преодолеть рождение, старость, болезни и смерть. В этом случае, он не может никогда решить свои второстепенные проблемы. Которые решить, на самом деле, не так уж и трудно. Прабхупада говорит, если не накапливать больше, чем необходимо – совсем не трудно поддерживать материальное тело.

00:16:36 Совсем не много человеку нужно пищи, одежды, совсем не много ему нужно в жизни. Этого вполне достаточно в природе. Но из-за атйахары, из-за того, что он забывает дхарму, из-за жадности, из-за желания накапливать больше, чем необходимо - этот принцип нарушается – равновесия. Появляются бедные, богатые, имущие, неимущие и прочие вещи. Атйахара серьёзное препятствие. Сейчас весь мир охвачен атйахарой – это означает, что это принцип адхармы. Это вредит преданному служению. В таком умонастроении нельзя совершать преданное служение.

00:17:09 Мы видим, что большую часть времени в сознании Кришны мы пытается преодолеть именно атйахару, которая порождает все остальные препятствия. Нарушение принципа атйахара: брать больше, чем необходимо – является причиной нынешних страданий человечества.

00:17:35 Человек, который ест больше, чем необходимо и занимается накопительством, вынужден совершать чрезмерные усилия – прайаса. Он просто вынужден это делать. Что такое прайаса? Как мы видим прайасу? Это могут быть вино-водочные комбинаты, табачные плантации, огромные заводы, фабрики, стадионы, кинотеатры – это прайаса. В этом нет жизненно важной необходимости. Человек может существовать совершенно без них. Из-за вожделения, однако, кажется, что это очень ценные вещи, они необходимы. Они делают жизнь возвышенной, так кажется человеку. Когда есть табак, спиртное, когда есть зрелища, достаточно зрелищ. Человеку кажется, что это и есть культура. Но это атйахара, прайаса.

00:18:32 Прайаса означает, что он совершает чрезмерные усилия. Ему необходимо иметь удовлетворение при этом. Он находит удовлетворение в вине, в женщинах и в зрелищах – прайаса. Поскольку он совершает чрезмерные усилия, то он прибегает, вынужден прибегнуть к таким вещам. Иногда к этому можно отнести всю материальную науку – прайаса. Космические проекты - они исследуют эту планету, тратят огромные деньги на бессмысленные вещи практически.

00:19:19 То есть эти чрезмерные усилия – прайаса, он создаёт бесполезные с помощью неё и даже вредные вещи: заводы, скотобойни, публичные дома и бары. Человеку даётся развитый интеллект для осознания наставлений Ведических Писаний, чтобы подняться на более высокий уровень развития, постичь истинный смысл жизни.

00:19:46 В Шримад-бхагаватам Шрила Сута Госвами объясняет в чём состоит истина, дхарма человека. Очень важный стих. Дхармасйа хй а̄паваргйасйа на̄ртхо ’ртха̄йопакалпате на̄ртхасйа дхармаика̄нтасйа ка̄мо ла̄бха̄йа хи смр̣тах̣. Выполнение любой предписанной деятельности не преследует иной цели, кроме достижения окончательного освобождения. Ею ни в коем случае не следует заниматься ради материальной выгоды. Более того, тот, кто занимается высшим служением не должен использовать материальные достижения для более изощрённого удовольствия своих чувств.

00:20:37 Это как этикетка на человеческую форму жизни, для чего она предназначена. То есть человеческую форму жизни нельзя использовать для удовлетворения чувств, нельзя использовать ради материальной выгоды – это приводит к страданию. Эта форма предназначена для окончательного освобождения. Об этом говорит наличие избыточного разума у человека. Настолько избыточный разум, что он может понять, что материальная природа, материальный мир не совершенны. Иначе, почему бы он пытался усовершенствовать его? Но он должен задуматься выше этого. Почему этот мир таков?

00:21:31 В природе кажется всё гармонично и правильно, но почему этот мир несовершенен для меня? Для других живых существ он вполне подходит для существования. Но человек, поскольку ему даётся более развитый интеллект, избыточный разум, он может это увидеть и понять.

00:21:48 Назначение религии, дхармы не в том, чтобы накормить человека хлебом, а в том, чтобы принести ему освобождение. Из-за атйахары человек забывает о цели дхармы – мокше и думает только об артхе и каме. Из-за атйахары он забывает о религии и о её конечной цели – освобождении. Мы видим, что в обществе сейчас практически этого нет. Дхармы, как таковой на практике не существует, она существует в теории, как миф, как легенда. И освобождение также существует, как миф или легенда, как нечто фантасмагорическое. Существует только артха и кама, две цели: экономика и чувственные наслаждения и больше ничего. Из-за атйахары.

00:22:36 Поэтому время от времени люди создают свои религии и законы. Но истинная религия должна приводить к постижению законов Бога, и соблюдая их человек может вырваться из материального плена. То есть из оков рождения, старости, болезни и смерти. Итак, с помощью дхармы можно решить основную проблему материального существования. Для этого необходимо отказаться от желания накопительства, свести свои материальные потребности к минимуму, а избыточную энергию прайаса направить на постижение абсолютной истины. Иначе эта энергия будет направлена на удовлетворение искусственных потребностей. Вопросы появляются?

00:23:23 Давайте обсудим немного. Чем определить этот минимум потребностей? Этот минимум потребностей определяет дхарма человека. Санатана-дхарма означает, чтобы ты не делал, чтобы ты не ел, чтобы ты не предлагал, делай как жертвоприношение Кришне. И есть упадхарма – материальные обязанности, предполагает, что каждый человек имеет свою долю в этом мире. Шудра, вайшья, кшатрий, браман – всё предписано для них, что они могут делать, что они могут брать и как они могут брать, для поддержания тела

00:24:12 Браман может просить подаяния. Иногда описывается, что браман может пойти на поле после сбора урожая и собрать какие-то колосья достаточно [не слышно] пище или подойти в любую лавку и попросить столько сколько нужно ему пищи [не слышно]. Он имеет право на это. Также браманам дают пожертвования: корову, золото [не слышно]. Они берут столько сколько им нужно поскольку они обычно заняты интеллектуальным трудом им некогда поддерживать хозяйство. Они не создают комбинатов, фабрик – некогда, у них другой род занятий. Они должны изучать шастры, обучать других людей, либо проповедовать. У них есть своя занятость. Поэтому для них это определённое бремя иметь какое-то богатство, хозяйство большое. Они берут ровно столько, чтобы это не мешало им заниматься своей дхармой.

00:25:06 Кшатрий – он имеет большее. Если браман может жить очень просто, аскетично – это не беспокоит его. Кшатрий живёт всегда в условиях роскоши, дворцовой роскоши, что-то очень красивое, всё самое лучшее отдаём царю, говорится. Всё, что самое лучшее находят в царстве – отдают царю. Самые дорогие, самые лучшие вещи приносят царю. Царь может ими распоряжаться по своему усмотрению. Он берёт налоги у вайшьев. Столько, сколько необходимо для поддержания этих дворцов, своих слуг и для того, чтобы не беспокоится – обеспечивать женщин, детей, стариков, коров, браманов. Это долг царя.

00:25:47 Вайшьи, вайшья зарабатывает столько, сколько может и четверть или половину дохода отдаёт. Отдаёт царю, по-моему, четверть дохода, я не помню, Прабхупада говорил. То есть там описывается в шастрах это [не слышно]. Как вайшьи поступают. И поскольку у него остаётся всё же большое количество денег, всё же остаётся у него, потому что он зарабатывает, он может быть очень богатым человеком. Для него предписано заботиться о коровах – это тоже стоит денег. Вайшьи, когда заботились о коровах в те времена ведические, что коровы ходили с вызолоченными рогами, посеребрёнными копытами и с дорогими попонами, так они выглядели. И все были сыты и полны молока. Вайшьи заботились. Также они заботятся о своих рабочих, которые работают, как о собственных детях. Никто не голодает, имеет всё необходимое для жизни.

00:26:45 И также они совершают благотворительность: больницы, дома престарелых, всё что угодно, всё что требуется. Вайшья, поскольку у него есть деньги – это его долг. Всё остальное, всё что остаётся, он может принимать на свой счёт.

00:27:00 Шудра, вообще, не имеет никаких денег, но он имеет собственность в форме вещей. Он должен иметь достаточно всегда пищи, одежды – никогда не беспокоиться об этом. И выполнять свои обязанности, помогать другим работать, исполнять свой долг. То есть дхарма определяет это.

00:27:21 Я не могу сказать, что я вайшья и поэтому мне нужны большие деньги. Мне сначала нужно определить, кто я. Я не могу сказать из-за жадности – я вайшья. Это атйахара, неправильно. Атйахара приведёт к прайасе. Иногда человек думает, я должен быть богатым, но это приводит к прайасе. Тогда он начинает совершать чрезмерные усилия, поскольку он не вайшья. И эти две вещи большое препятствие в его жизни становятся. Даже не то, что в духовной жизни, даже в материальной жизни большие проблемы. Он [не слышно] неудачник постоянный, все считают его глупцом, поскольку он среди вайшьев крутится. И он не вайшья, поэтому он выглядит там ниже всех и хуже всех. Он должен занимать своё место – возможно он шудра просто. Тогда ему не нужно думать, я должен быть богатым. Тогда он должен быть озабочен совершенно другими проблемами.

00:28:13 Также и кшатрии, браманы – они не должны выдумывать какие-то вещи из-за жадности, из-за чувства, желания собственности излишней. Нет, у каждого есть своя доля, у каждого человека. Она так определяется, с помощью дхармы.

00:28:36 [не слышно] разума, является материальной склонностью. Получает своё положение. Какова, какую роль [не слышно] они вроде не становятся на путь мокши. То есть, что направляют собой [не слышно]

00:29:12 Просто два типа разума, два вида разума. Тамаса-буддхе – это материальный разум, есть шуддха – чистый разум, духовный разум. Это означает разная цель. Разум имеет разные цели. Материальные цели – это материалистичный разум, духовные цели – духовный разум. В этом [не слышно]

00:29:39 [не слышно] говорится, разум [не слышно], что управляет самим разумом. Потому что есть существа, у которых [не слышно]

00:29:59 То, что говорят шастры, чувства выше мёртвой материи, выше чувств ум, выше ума разум и разум контролируется Священными Писаниями, шастрами. Знание контролирует разум. Мы всегда получаем знание от того, кто выше нас.

00:30:20 А если человек, например, любит заниматься спортом или ходит гулять. Это материальные желания или нет? Оно излишне или нет?

00:30:30 Не всегда излишне, но это материальные желания могут быть. Они могут быть связаны также с духовной жизнью непосредственно. Но они могут быть духовны или материальны, в зависимости от того, как человек использует эти вещи, привычки. Для чего он гуляет, например? Для чего он занимается спортом? В этом суть. Каковы его мотивы?

00:30:55 Удовольствие просто, он получает удовольствие от своего тела [не слышно].

00:30:59 Да, это материальная привычка. Человек может, скажем, пойти на харинаму или пойти распространять книги на улице – он также будет гулять в это время, но заниматься преданным служением. Удовольствие будет получать даже ещё и большее, но трансцендентное удовольствие. Он забудет о себе как о теле и вспомнит, что он есть душа. Хотя процесс внешне будет очень похож, он будет тоже ходить по улицам [не слышно]. Суть в том, связано ли сознание человека с Кришной в этот момент или нет.

00:31:36 А искусство? Тоже самое. Предназначение искусства и всех других хороших вещей служить Кришне. Либо человек ищет Бога – он занимается искусством, либо он уже служит Богу [не слышно] В этом предназначение искусства. Но когда-то, в какой-то момент человек оторвал эту способность от служения Богу, это стало просто материальным, оторванным. Всё, что оторвано от Бога, непосредственно, становится материальным в этом мире. И всё, что с Ним связывается снова одухотворяется. Тоже самое искусство – оно одухотворится.

00:32:17 Вы говорили, что разум контролирует желания. Да? [не слышно] Информация также – гьяна сначала. [не слышно] Оно может находится в уме как в картотеке, но использует его разум. Разум может что-то принимать, что-то отвергать в соответствии с целью жизни. В соответствии с планами жизни – планирует разум. Ум не дальновидный, ум увлечён сиюминутными желаниями, удовольствиями. Разум он дальновидный, он может планировать.

00:33:09 А если шудра среди вайшьев [не слышно] если он будет среди вайшьев общаться, то у него [не слышно]. Если шудра будет общаться с вайшьями – это не означает, что он становится вайшьей. Чанакья пандит говорит, что, если ворона садится на крыши золотого дворца – она не становится Гарудой. Он так и остаётся шудрой.

00:33:45 В зависимости от чего [не слышно] кто побеждает разум [не слышно] есть разум и есть ум [не слышно] то есть иногда побеждает разум, иногда побеждает ум [не слышно]. Это зависит от энтузиазма, который имеет человек. Энтузиазм – это желание, которое всегда присутствует. Если наш энтузиазм направлен на достижение духовных целей, то побеждает такой разум. А если энтузиазм направлен на достижение материальных целей, то побеждает другой разум – материальный разум. Это будет описываться в следующем стихе.

00:34:41 Скажите, пожалуйста, [не слышно] ум он [не слышно] не хватает [не слышно] всё помним [не слышно] занимаешься кармической деятельностью [не слышно].

00:35:24 Вполне естественно, если вы ведёте брахманический образ жизни, то вам будет не на что кроссовки купить. Браман Судама, например, он не то, что кроссовки, он даже поесть не мог. Не то, что сам поесть, он даже детей не мог накормить. Жена, дети и сам он – они были худые как, без мяса совершенно, были кости обтянутые кожей. Вот так они выглядели – это описано. И немного беспокоились по этому поводу, конечно. Тем не менее, браман Судама друг был, личный друг детства Кришны. И жена, она не могла понять, философствовала, также спрашивала, как так может быть, мой муж браман, друг Кришны, даже на кроссовки 1000 денег нет. Так и было, почитайте. Я не помню правда про кроссовки точно или нет.

00:36:22 Но так или иначе, она сказала ему об этом. Посмотри на детей, она заботилась о нём. Она сказала ему, посмотри на детей, посмотри на меня. Если у тебя друг Кришна, не пойти ли тебе к нему, не рассказать о том, как ты живёшь прямо? Он, конечно, в твоём сердце, но кажется Он уже забыл, Он же в сердцах и других находится. Иди к Нему как к другу, лично приди к нему. Посмотри на меня, посмотри на детей. И он пошёл, пошёл скорее увидеть Его.

00:36:51 Он был действительно отречённый. По-настоящему отречённый человек. Он мог бы терпеть, говориться. Браман Судама мог бы терпеть всю жизнь такую нищету. Он был счастлив. Трансцендентная энергия, махатма, внутренняя энергия. Не страдал сильно, но ради других, он подумал, я пойду. Ради блага людей, своего народа, жены, детей пойду к Богу просить милостыню. Как тот, кому не хватает просто денег, но он не был таким человеком.

00:37:25 Он подумал, если я пойду что-то просить, я же должен подарок – это мой друг. Он вспомнил, что Бог-Кришна - это же его друг, что-то надо подарить. Ничего не было. Шаром покати, так говорят. Последние кроссовки сносил 10 лет тому назад на санкиртане. Жена пошла к соседям. Можете следовать этому примеру, пойти к соседям. Попросить горстку риса. В этом случае можете даже не отдавать её обратно. Не занимайте слишком много, чтобы не отдавать обратно. Я знаю таких преданных, которые умеют так делать. Они никогда не отдают долги, потому что слишком мало занимают у многих. С миру по нитке, а они вполне [не слышно].

00:38:15 Горстку дроблёного риса – это всё, что она принесла. Горстку дроблённого риса, его есть то, не едят цивилизованные люди [не слышно]. Завернула в узелок, в тряпочку, подаришь Кришне [не слышно]. Кришна в Двараке 16108 дворцов. Браман Судама идёт тощий, одежда вся в дырках, изношенная, босиком, старый, уже не молодой, с горсткой риса идёт на даршан.

00:38:48 Но когда он пришёл все очень удивились. Обычно Кришну посещали в Двараке полубоги: господь Шива, бог Солнца, Индра, Брахма спускался не раз. А тут какой-то просто нищий, но браман, брамана пропускают. Нищий странник. Странно откуда такой нищий взялся, не было таких нищих людей в то время. Из какого царства он? Кто там управляет, какой царь? И знаете какой это был царь? Паундрака, вот в чём была проблема. Паундрака не давал ему ничего поскольку он был преданным Кришны, не предавался Паундраке.

00:39:31 Он в таком виде пришёл к Кришне и все посмотрели, какой-то человек, видимо пришёл за деньгами очень нищий, проходит мимо брахман старый. Но с удивлением заметили, что Кришна спустился вниз сразу же [не слышно], сам, обнял его. И даже плакал, он не мог выразить [не слышно] словами свою радость Кришна. Брахман Судама, когда пришёл в эту Вайкунтху, в Дварака-дхаму, он забыл обо всём, о жене, о детях, о горстке риса, о своей нищете, обо всех проблемах, все три вида страданий ушли от него. Кришна усадил на своё место. Богиня процветания Лакшми – Рукмини омахивала его опахалом, но Кришна сказал, ты не умеешь – я сам. Все очень удивлялись, во дворце все говорили, что это за человек. Кто это пришёл? Кто это такой?

00:40:25 Оказалось друг детства Кришны. Мало кто знал об этом. Просто как друзья проводили время, разговаривали. Кришна поклонялся ему, Он говорит, ты брахман, а я кто такой. Я наслаждаюсь, а ты аскезы совершаешь, ты выше меня. Он поклонялся ему как Богу. И Судама подумал, я ни чего не попрошу. Нет, никогда, лучше умереть от нищеты, никогда, так добр Кришна ко мне. Так много милости, океан милости, как я могу просить деньги. Я испорчу всю дружбу, я испорчу все отношения. Всё пойдёт в ад, вся моя аскеза, вся моя репутация преданного. Зачем? Нет. Ему было очень стыдно, что он, вообще, пришёл с таким настроением. И он думал [не слышно].

00:41:20 И Кришна сказал, кажется ты что-то мне принёс в подарок. Ты же не мог так просто прийти ко мне, ты же мне друг. Судама ещё ниже голову опустил. Как я достану этот узелок? Дроблёный рис – его только тараканам отдать. Он не знал, что делать, попал в такую ситуацию. Кришна поймал его мысль. Сам достал этот узелок, развязал и сказал, о какой рис. Я хочу попробовать. И он попробовал одну щепотку. Ничего лучшего не ел, сказал Кришна. Ничего лучшего никогда не ел. Взял вторую щепотку, потом взял третью.

00:42:09 Рукмини сказала, ты что делаешь? Ты хочешь всю Вайкунху и меня в придачу отдать ему. Ты уже третью щепотку берёшь. Ты уже так удовлетворён, что, если ты третью щепотку съешь – ты всё отдашь и меня отдашь в придачу. Стой – это я съем сама. И одну щепотку съела Рукмини. Судама был в полном блаженстве, в трансцендентном блаженстве. Он видел, что Кришна очень ценит дружбу. Он осознал смысл жизни в этот момент, настоящей ценности жизни. Он подумал, что такое нищета, какие проблемы? Я могу так продолжать ещё не одну кальпу. Ради такой дружбы я могу терпеть всё что угодно. Мне это совершенно не трудно, рождение за рождением. Всё равно, мне не нужно никаких денег, никакого богатства. Господь Чайтанья об этом говорил. Рождение за рождением я могу служить тебе и больше ничего не нужно.

00:43:05 С этими мыслями он ушёл и думал. Был очень счастлив, что я ничего не попросил, не осквернил эту дружбу. Был очень счастлив. Приду, подумал, домой, дам класс Бхагаватам, объясню. Когда он пришёл домой, он не узнал собственного дома. Я не знаю как это с вами произойдёт. Но когда-то вы вернётесь к Кришне – это факт. Это же факт. Вы же стали на этот путь уже. Придут кроссовки. Вечные кроссовки будут.

00:43:50 Я думаю, мы будем удовлетворены полностью. Прабхупада говорит, что даже демоны получают освобождение, что же ждать преданным. Нам нужно потерпеть одну жизнь.

00:44:06 Конечно, он увидел там рай на своём месте. Он не мог взять в толк, почему всё так изменилось. Такие же дворцы, как в Двараке. Люди ходят, все служат. Может я попал не туда? Может я в экстазе куда-то перепутал? Нет, жена выходит очень счастливая. Живёт там уже. А как же атйахара? - он сказал. Как же быть с атйахара?

00:44:38 Но у Кришны всего достаточно. Атйахара нужна не ему, а нам. Он может дать столько, сколько захочет нам, преданному. Может дать ему целый мир, целую планету, целую Вайкунтху может дать, что угодно. Но преданный берёт столько, сколько ему нужно – всё остальное использует в служении Кришне. Не стоит думать, что брахман Судама каждый день одевал новые кроссовки. Атйахара принцип [не слышно].

00:45:11 Через какое-то время у нас изменится характер, изменятся качества, изменится ум. И мы увидим этот принцип, что на самом деле жить не так уж трудно поддерживать это тело. Сейчас трудно поскольку мы имеем ещё последствия кармы. Если вилку из розетки выдернуть, вентилятор ещё будет крутится – по инерции. Но через какое-то время это прекратится. Просто инерция, карма.

00:45:51 Итак, атйахара проявляется в форме желания знания – гьяны, раз. Спекулятивные философы пишут множество книг с бесполезными рассуждениями. Это тоже атйахара – желание знания, гьяны, умственные спекуляции [неразборчиво] тоже принцип атйахары. Второе, желание плодов своего труда – карми. Они также пишут бесчисленные книги об экономическом развитии, тоже атйахара. На чём держится вся экономика? Что в Ведах говорится? Мы должны знать - на ферме, на коровах. Тут не нужно много книг писать – на коровах.

00:46:45 Есть три вида этих ками – жаждущих. Бхукти-ками – жаждущие материального счастья. Мукти-ками – стремящиеся получить освобождение. Избегать общения – это главный принцип для преданных. Они общаются с преданными – избегать общения. Карми, гьяни, бхукти, мукти, сиддхи – все эти виды общения преданные избегают.

00:47:27 Желание материального благополучия и мистического совершенства, суть, проявление алчности – лаульям. Которое препятствует развитию сознания Кришны. Атйахара – это причина вражды и войн. Никто не должен брать себе больше, чем необходимо, иначе, он вор и законы природы накажут его. Богатства мира должны использоваться на благо всех живых существ. Нужно научиться правильно использовать собственность Господа, не посягая на права друг друга. Мы можем использовать собственность Господа, не посягая на права друг друга.

00:48:04 Ишавасйам идам сарвам йат кинча джагатйам джагат тена тйактена бхунджитха ма гридхахкасйа свид дханам. Все живое и неживое во вселенной находится во власти Господа и принадлежит Ему. Поэтому каждый должен брать только то, что необходимо и выделено ему как его доля, и не посягать на остальное, хорошо понимая, кому все принадлежит. Материальное положение невозможно улучшить никаким другим способом. Никакие измы не помогут, так как их не интересуют законы Бога и высшая цель жизни. Охваченные жадностью, они довели до совершенства искусство, в ковычках, эксплуатировать своих собратьев и другие живые существа.

00:48:49 То есть сейчас в Кали-югу мы видим такие огромные последствия атйахары. Атйахара захватила всё вокруг, весь мир, каждый во власти атйахары. То есть масштабы катастрофические, буквально. Источник войн, всех этих вещей – за этим стоит принцип атйахара. Избавившись от этих элементарных пороков, перечисленных Шрилой Рупой Госвами, можно утвердить мир во всём мире. Поэтому Шрила Прабхупада предлагает всем примкнуть к движению сознания Кришны.

00:49:24 Другим препятствием на пути духовного развития является праджалпа – ненужные разговоры на мирские темы. Газеты, журналы, книги, кроссворды, игра в карты, рыбалка, телевизор, споры о политике – это праджалпа. То, что также любят делать карми и гьяни. Обязательно они ведут пустые разговоры и пустое времяпрепровождение сюда относится также, рыбалка, игра в карты. Люди идут в поездах, в таких местах, где нужно просто сидеть, ждать – достают карты, достают что-то такое, начинают болтать – праджалпа. Так они впустую тратят свою жизнь. Время – это жизнь.

00:50:13 Джанасанга – общение с людьми далёкими от сознания Кришны. Ниямаграха имеет два значения. В одном случае ниямаграха, в другом случае ниямааграха – с длинной а. В одном случае, это следование предписаниям шастр, ради материальной выгоды. То есть мы можем следовать принципам бхакти-йоги, но ради какой-то материальной выгоды, ради самих же этих правил и предписаний. Что это означает? Если я всё делаю правильно – садхана бхакти – внешние вещи, которые предписаны, то я выгляжу продвинутой личностью – вот такой мотив. Понимаете, да?

00:51:09 И чем строже я выполняю правила и предписания с таким мотивом, тем более гордый человек становится. И начинает контролировать окружающих, доминировать, руководить, хотя и не уполномочен. Как бы возвышается, возвеличивается [не слышно]. Это атйахара называется, ниямаграха, ради самих правил и предписаний. То есть он должен понимать человек для чего он это делает. Тогда он сохранять будет смирение, скромность. Он всегда будет думать, что я ученик преданных. Я соблюдаю все правила и предписания, но во мне нет ни капли любви.

00:51:51 Помните тот случай с чистым брахмачари? Которого пригласил Шриваса Пандит на киртан Господа Чайтаньи, ночной киртан. Господь Чайтанья отверг его. Почему ты приводишь сюда материалиста, - сказал он. Да, он брахмачари и всю жизни ест только молоко и фрукты, но у него ни капли любви нет в сердце, выгони его от сюда. Что он поймёт здесь? Возгордившийся человек пришёл сюда, он будет всё критиковать. Выгони его отсюда. Я не испытываю никакого экстаза в его присутствии. И Шривас Пандит выгнал его. Но этот человек думал, действительно это так, ведь он прав. Он прав, он взглянул на меня и сразу понял всё. Что толку от моей брахмачарьи, от этого молока и фруктов, если я полон гордости и у меня нет ни капли любви к Богу. Я самый несчастный из всех на самом деле. Он чувствовал себя таким возвышенным, но уходил – был ниже травы.

00:52:45 И Господь Чайтанья, в этом случае, сказал, позовите обратно его. Он может войти сюда теперь и увидеть этот танец экстатический. В этом смысл, цель должна быть, цель этих правил и предписаний.

00:52:59 И другое определение ниямаграха – пренебрежение правилами и предписаниями шастр, предназначенными для духовного развития. И то и другое ниямаграха. Либо он строго привязан к этим внешним правилам и предписаниям и забывает о цели, либо он игнорирует эти правили и предписания. И то и другое препятствует – ниямаграха. Какие будут вопросы, пожалуйста?

00:53:28 [не слышно] с другой стороны брахмачари получил милость Господа Чайтаньи. То есть, можно ли так сказать, что если преданный. То есть пусть лучше преданный, таким образом, правилам и предписаниям и Господь Чайтанья разобьёт ложное эго такого преданного, да? Или другой преданный подумает, зачем я буду следовать этим правилам и предписаниям? Я могу стать [не слышно] и он может не получить, таким образом, [не слышно] Господа Чайтаньи [не слышно] Что лучше?

00:54:20 Человек может думать, например, что я не буду так строго следовать правилам и предписаниям, чтобы не возгордиться, например, такой мотив у него. Конечно, этот мотив не очень чистый. Скорее всего есть какая-то ещё одна причина. Просто потому, что он по хочет по утрам сильно спать. Как правило, за этим что-то есть ещё, правильно. Но если мы не будем разбираться глубже, если мы всё-таки возьмём этот мотив. То, когда он не будет следовать правилам и предписаниям, где гарантия, что не возгордится этим. Я надеюсь, что те, кто не следуют правилам и предписаниям строго – не гордятся. Не гордятся. Они думают знаете как? Вот человек, который следует всем правилам и предписаниям. Ну и что? Сравните его со мной: он фанатик, а я нет, смотрите. Человек всегда найдёт, чем возгордится. Потому что гордость уже есть в нас, она уже есть в нас.

00:55:13 И то, что мы выполняем правила и предписания – это ещё не причина того, что гордость появляется. Она уже есть, она проявится в любом случае: следуем мы или не следуем правилам и предписаниям. Поэтому мы должны принять наставление авторитетное – следовать и не гордится при этом.

00:55:27 А если у человека воли не хватает всё это соблюдать? Но какое-то желание всё-таки есть. Это хорошо, что есть желание. Это означает, что он уже что-то может делать, вот с этого должен начать. Он не должен брать всё – это слишком трудно будет для него. Я начал повторять мантру с одного круга – всё, что я мог делать. Всё остальное время я был просто карми 100%. Потом я стал два круга повторять, потом 3 повторять, потом чему-то ещё научился и прошло время прежде, чем я что-то освоил и стал готовится к посвящению. Начинайте с того, что вы можете и постепенно будете развиваться. [не слышно] и постепенно

00:56:10 [не слышно] Общаясь с людьми мирского склада только проповедуя. Другого нет варианта. Мы не сможем сохранить свою чистоту. Если вы уже имеете определённую чистоту вы должны беречь её. [не слышно] Тогда вы должны проповедовать. Либо, если это не удаётся, нет возможности проповедовать. Например, мы работаем, общаемся с людьми [не слышно] и не всегда там можно проповедовать. В этом случае означает, что мы должны поддерживать очень тесные отношения с преданными, общаться, регулярное хорошее общение должно быть. Сильные наставления выслушивать. Стремиться к этому общению.

00:57:02 Почему [не слышно] сердце жесткое и дифференцированный подход к преданным проявляется, таким образом. [не слышно] То есть это определённый уровень такой, да? [не слышно] Особенно если лидеры, таким образом, подходят к своим подчинённым. [не слышно]

00:57:39 Дело в том, что мы приходим в Сознание Кришны уже в настроении неудачников, как правило. У нас есть элемент разочарования, какой-то, в материальной жизни. Это помогает нам принять Сознание Кришны. Поскольку здесь новая надежда, новые перспективы, новая жизнь, всё очень вдохновляющее, в сравнении с тем, что было. Итак, мы приходим в умонастроении неудачников, поэтому ложная гордость не проявляется активно. Но она проявляется в форме того, что я неудачником себя чувствую – ниже того, что есть на самом деле. Но я ещё не знаю своей духовной позиции, я просто имею обратную сторону медали успеха материального существования.

00:58:26 Гордость – это успех. Неудачи – это смирение, это ложное смирение. Это смирение пока не придёт новый успех. Но, когда приходит новый успех, приходит снова гордость. Успех – это гордость, а неудачи – это смирение, но они меняются в материальном мире. Но если я прихожу неудачником сюда – я смиренный, но это ложное смирение. Я вижу всех преданных, как полубогов, сначала. Для меня они все совершенны, все одинаковы. Я даже не понимаю, почему они ругаются друг с другом. Даже, когда они ругаются друг с другом – это превосходно, трансцендентно. Всё так вижу. Пока не придёт успех определённый. Пока чем-то не отличусь для других и для себя. Может я стану строгим следователем садана-бхакти, может я буду очень хорошо выполнять свои обязанности [не слышно] все будут ценить.

00:59:18 Вот, когда приходит успех, снова приходит и гордость, вот и всё. Истинное смирение как [не слышно]. Истинное смирение это не успех и не удача, и не неудача. Истинное смирение не зависит ни от того, ни от другого. Успех или неудача – человек продолжает преданное служение, как слуга Кришны. Не меняет своё отношение к преданным. Не гордится этим человек. Не меняет своё отношение. Стоит ему подняться, какой-то успех, он тут же начинает высокомерным быть – это гордость. Меняет отношения к другим преданным, а в неудаче снова становится смиренным слугой, ищет милости. Но подлинное смирение – успех и неудачи не влияют на человека. Он может быть великим и одновременно быть смиренным, как овечка, среди преданных. Совершенно не заметным. Это смирение.

01:00:15 [не слышно] то есть, по-другому не произойти? Или как? Какой путь? Например, благочестивый человек, в прошлой жизни занимался духовной практикой, то обязательно ли он в этой жизни тоже встанет на духовный путь? Это обязательно произойдёт или может быть по-другому?

01:01:08 Карма – это проявление наших желаний и поступков. Всё основывается на желании, весь мир покоится на желании. Особенно карма – деятельность. Из желания приходят мысли, мысли обращаются в речь, речь обращается в поступки. Всё начинается с желания. Поэтому, если мы имеем желание продолжать преданное служение в момент смерти, несомненно, что мы будем продолжать преданное служение в следующей жизни. Если мы разочарованы в преданном служении. Мы преданные, но мы разочарованы и не хотим продолжать преданное служение в следующей жизни, мы можем не встретить преданное служение в следующей жизни.

01:01:53 йам̇ йам̇ ва̄пи смаран бха̄вам̇ тйаджатй анте калеварам. О чём бы человек не подумал в момент смерти – начало его следующего бытия, следующей жизни. То есть, это то, что я слышал, что не обязательно не обязательно мы были в прошлой жизни все преданными. Мы могли 600 жизней назад быть преданными, например. Никто не знает. Но когда-то мы были преданными, очевидно, это факт. Например, какую-то часть жизни прожили как непреданные, видите. Возможно были в прошлой жизни преданными, но кто-то полжизни или даже больше прожил как не преданный в этой жизни. Это было связанно с его желаниями. Означает, что у человека сохранились желания материального чувственного наслаждения. И он не может выполнить оставаясь преданным. Понимаете?

01:02:46 И он имеет момент разочарования, что его желания не выполнены, потому что он был преданным и должен соблюдать все принципы и так далее. У него остались эти желания внутри. Вот почему он рождается не встречая преданного служения. Удовлетворяет чувства, выжимает всё до капли, терпит полный крах в этом и уже приходит окончательно в сознание Кришны.

01:03:13 Мы знаем принцип, что если мы совершали преданное служение в прошлом, рано или поздно мы начнём, будем продолжать его с того же уровня, где мы закончили. Но когда точно мы не знаем. Прабхупада говорил, откладывать нельзя. Кали-юга очень быстро, быстро надвигается. Всё более и более неблагоприятные времена наступают. Нужно постараться за одну жизнь.

01:03:40 [не слышно] Мы говорим о желаниях, да. [не слышно] Не падение, а не удовлетворение, так скажем, не удовлетворение. [не слышно] Весь смысл в том, что человек должен умереть счастливым, но это редко кому удаётся. В этом случае вы всегда уйдёте куда-то к Кришне. У вас не будет промежутка никакого между сознанием Кришны. Вы не попадёте в материальное существование. Вы либо к Кришне уйдёте, домой обратно к Богу, либо родитесь сразу в семье преданных.

01:04:38 [не слышно] В момент смерти просто что-то преобладает. Могут оставаться какие-то желания, но, если преобладают духовные желания – вы победили. Что-то должно преобладать одно. Завтра семинара не будет, завтра семинар по Бхагавад-Гите.

транскрибирование: Константин Комиссаров | Екатеринбург | Россия | 10 November 2021