Путь преданного служения

Алматы - 01 January 1999
Кто встаёт на путь преданного служения. Цель практики. Сознание Кришны естественно. Поступок разбойника. Дремлющее состояние. Три стадии преданного служения. Признаки мадхьяма-адхикари. Как очиститься от кармы. Вторая инициация. Садана-бхакти. Долг ачарьи. Слушать мантру. Анартха-нивритти. Гуна страсти у преданных. Ишавасья – богоцентрическая концепция.
семинар для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:51:34 | качество: mp3 64kB/s 23 Mb | прослушано: 427 | скачано: 1032 | избрано: 21
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:03 Бхакти-расамрита-синдху Шрилы Рупы Госвами описывает три формы преданного служения, регулируемую практику преданного служения, преданное служение в экстазе и преданное служение в чистой любви к Богу. Каждая из этих форм преданного служения имеет много разновидностей. Как правило выделяют два вида регулируемой практики преданного служения, четыре вида преданного служения в экстазе и шесть видов преданного служения в чистой любви к Богу. Все эти разновидности будут описаны Шрилой Рупой Госвами ниже.

00:00:48 В этой связи Шрила Рупа Госвами предлагает классифицировать людей способных принять сознание Кришны, то есть преданное служение, по их наклонностям. Он говорит, что преданное служение в этой жизни – это продолжение процесса преданного служения, начатого в одной из предыдущих жизней. Тот, кто раньше никак не был связан с преданным служением, не может стать на этот путь. Предположим в этой я практикую преданное служение и достигаю определённого уровня, даже если я и не достигну полного совершенства, всё чего я достиг остаётся со мной. В следующей жизни я начну служение с того уровня до которого дошёл в этой, таким образом преданное служение – это не прерывный процесс. Но даже если раньше человек не имел никакого отношения к преданному служению, если он по чистой случайности проявит интерес к наставлениям чистого преданного – он тоже может встать на этот путь и прогрессировать в преданном служении.

00:01:54 Однако, в любом случае людям, имеющим врождённую склонность к изучению таких книг, как Бхагавад-гита и Шримад-Бхагаватам, преданное служение даётся легче, чем тем, кто привык к умозрительному философствованию и логическим умозаключениям. Это утверждение можно подкрепить высказываниями многих авторитетных учёных прошлого, все они сходятся в одном: человек может руководствоваться определёнными убеждениями сложившихся на основании его собственных умозаключений и решений, но придёт другой более сильный в логике человек и опровергнет все эти заключения заменив их другими. Таким образом, с помощью логических умозаключений никогда нельзя прийти к окончательному выводу. Вот почему Шримад-Бхагаватам рекомендует следовать авторитетам.

00:02:49 Далее приводится общее описание преданного служения данное Шрилой Рупой Госвами в Бхакти-расамрита-синдху. Уже говорилось, что преданное служение можно разделить на три категории: регулируемую практику преданного служения, преданное служение в экстазе и преданное служение в чистой любви к Богу. С этого момента Шрила Рупа Госвами приступает к описанию регулируемой практики преданного служения. Слово практика подразумевает, что чувства человека заняты той или иной деятельностью. Следовательно, регулируемая практика преданного служения – это использование наших органов чувств в служении Кришне. Одни чувства предназначены для приобретения знаний. Другие для того, чтобы приводить в действие наши решения, основанные на размышлениях, эмоциях и желаниях.

00:03:43 Таким образом практика подразумевает одновременное участие ума и чувств в регулируемом преданном служении. Цель этой практики, однако не в том, чтобы развить в себе нечто чуждое нашей природе. Возьмём к примеру, ребёнка, который учится ходить – это тоже практика. Однако это не значит, что ходить противоестественно. Способность ходить изначально заложена в ребёнке. Ему достаточно немного попрактиковаться, чтобы научиться вполне прилично ходить. По аналогии с этим, преданное служение Господу – врождённая потребность каждого живого существа. Даже не цивилизованные люди – дикари поклоняются удивительным явлениям природы, падая ниц при виде их. Они понимают, что за всем этим стоит некая высшая сила. Таким образом, сознание присутствия Высшей силы есть в каждом живом существе.

00:04:38 Хотя в тех, кто материально осквернён она находится в дремлющем состоянии. Чистая форма этого сознания называется сознанием Кришны. Если появляются какие-то вопросы можем обсуждать. То есть склонность совершать преданное служение оно уже заложено в каждом живом существе. Это соответствует вечной природе живого существа. Но для материалистов, для тех, у кого разум покрыт гунами материальной природы, эта склонность она находится в дремлющем состоянии. [не слышно] Она не проявляется. Она проявляется спонтанно, неосознанно. Например, в трудные минуты жизни, человек склонен проявлять … но не тогда проявляет.

00:05:33 И весь смысл бхакти-йоги проявлять это разумным, осознанным способом. То есть служение в любви и преданности. Оно основано на знании своей вечной природы. И пока человек не постигнет свою вечную духовную природу он не может начать чистого преданного служения. Оно остаётся в дремлющем состоянии. Дремлющее состояние означает, также как огонь покрыт пеплом, также изначальное чистое сознание живого существа сравнивается с огнём и гуны сравниваются с пеплом. Внешне это выглядит, просто гора пепла. Но если положить сухое топливо оно воспламеняется на этой почве, поскольку там внутри есть огонь. Также и практика преданного служения подобна сухому топливу. Если человек даже покрытый гунами материальной природы соприкоснётся с таким сухим топливом как просто шраванам, киртанам, смаранам и прочее, то есть чистое преданное служение.

00:06:33 Огонь, сознание Кришны вспыхивает естественным образом. Это не что-то чужеродное, поскольку этот огонь находится в скрытой форме уже в самом живом существе. Оно имеет эту способность воспламеняться духовно – это есть. На начальных стадиях эта способность не стабильна. Иногда живое существо воспламеняется, иногда снова покрывается гунами материальной природы. Это зависит ещё от внешних обстоятельств, от кармы живого существа. Необходимо очистится от кармы, от материалистичных представлений, от гун природы – гуна-карма – психо-физический фактор. Он делает процесс преданного служения нестабильным, неустойчивым. Поэтому иногда преданному кажется, что Кришна рядом, а иногда кажется, что Кришны нет вообще – это называется нестабильное, неустойчивое состояние.

00:07:23 Итак, здесь также Прабхупада говорит, что преданное служение, тот кто практикует преданное служение в этой жизни – он уже совершал преданное служение в прошлой жизни. В какой-то из прошлых жизней он мог совершать преданное служение. Он мог совершить это даже неосознанно. Как это есть история, притча об одном человеке, который занимался грабежом. Он сидел на берегу реки и встречал людей, которые переправлялись через реку. Они переходили утомлённые и он воспользовался этим, и забирал у них все деньги. И он сидел на берегу реки так промышлял. Однажды к берегу реки подошёл старик и попросил какой-то помощи. Он ходил вдоль реки и не мог рискнуть перебраться через неё, ему было трудно справиться с течением и ходить по камням.

00:08:13 Этот разбойник он посочувствовал. Просто взял на плечи старика и перенёс на ту сторону. И засмеявшись сказал: «Прощай». И он не знал, что он сделал. Ему казалось, что он совершил обычный поступок материальный, но, когда за ним пришли ямадуты и привели его к Ямараджу. Он сказал: «Ты достоин наказания, ты всю жизнь провёл в грехе». Но писцы заявили: «Нет. У него есть один поступок. Один поступок, который перевешивает все его грехи. Этот человек не виновен ни в чём уже». «Что это за поступок?» - сказал Ямарадж. Он перенёс однажды на своих плечах чистого преданного через реку. Он не знал, что это чистый преданный. И таким образом Кришна является свидетелем того, что живое существо могло совершать преданное служение. Потому что для этого даже не требуется его свободной воли и желания.

00:09:05 Иногда мы приглашаем людей на нашу программу. Они приходят и слушают. Слушают и говорят: «Какая ерунда». И уходят, но при этом они и в голову не могут взять, что они совершили преданное служение. Они что-то послушали о Кришне. Причём иногда это происходит из уст духовных учителей. Они уходят и говорят: «Никогда в жизни, только не сознание Кришны, какая ерунда, какая глупость [не слышно]». При этом они не могут взять в толк, что они уже совершили преданное служение. Даже, когда они видят преданных на улице, говорится, они совершают преданное служение думая, что это за люди. Харе Кришна? А что такое Харе Кришна? Пока они просто так рассуждают, их ум сконцентрирован на Кришне, и они совершают преданное служение – смаранам. Шраванам, киртанам, смаранам – процессы очень естественные.

00:09:50 Мы пели сегодня этот бхаджан «Бхаджаху ре мана»: мой дорогой ум, пожалуйста, поклоняйся лотосным стопам сына Нанды Махараджа – так ты обретёшь бесстрашие. Твоя жизнь дрожит как капля росы на цветке лотоса, готовая сорваться в любую минуту. Всю жизнь ты служил порочным, скупым людям, говорится. Теперь настало время совершать шраванам, киртанам, смаранам и так далее, 9 процессов преданного служения. Преданное служение – оно вполне естественно. Его не нужно совершать совершая какие-то искусственные усилия. Это процесс интересный – он занимает чувства и ум живого существа. Поэтому он кажется естественным. Тогда как практика аштанга-йоги кажется совершенно искусственна, она не занимает чувства и ум. Поэтому это искусственно, поскольку живое существо оно изначально активно по природе. Духовно и активно, и ему свойственна деятельность.

00:10:43 Поэтому практика бхакти-йоги – преданного служения даётся как деятельность органов чувств. Их десять органов чувств: пять из них это для приобретения знания и пять из них для деятельности. Живое существо хочет что-то слышать, что-то обонять, что-то видеть, что-то вкушать, что-то трогать и что-то делать активно, совершать какие-то процессы. Всё это можно связать с сознание Кришны, настолько это естественный процесс. Даже обычное материальное существование не так трудно связать с сознанием Кришны. Быт, профессию, семейная жизнь – всё что угодно. Это означает, что сознание Кришны уже присутствует в дремлющем состоянии. Мы уже делаем всё это, но поскольку это в дремлющем состоянии, это не направленно на истинный объект служения, вот и всё. Это и означает дремлющее состояние.

00:11:32 Знаете, как лунатики они ходят? Они ходят бесцельно, никто не знает куда они идут и зачем они идут. Они ходят по карнизам домов или на кромках балконов встают почему-то. И никто не знает почему они это делают и зачем. Это состояние сна, дремлющее состояние. Они активны, но их активность направлена на непонятное русло – это наподобие отклонения в психике, наподобие болезни, наподобие сумасшествия. Также живое существо становится лунатиком в материальном мире. Оно естественно склонно служить Кришне, но забыв из этого состояния – сонного, дремлющего сознания – забыв о Кришне, оно начинает служить порочным и скупым людям. Кому люди служат? Каким-то порочным, скупым людям. Они служат для того, чтобы заработать деньги, но эти люди не хотят много платить им.

00:12:18 Смотрите. Всем, кому они служат, они не хотят много платить. Они хотят заплатить как можно меньше. Уличая их в том, что они неправильно выполняют свои обязанности и так далее. Порочные, скупые люди. Всегда так устроено, что, когда человек служит каким-то материальным объектам он сталкивается с внутренними проблемами, он сталкивается со страданиями [не слышно]. Итак, когда человек совершает преданное служение – это преданное служение можно разделить на три части, классифицируется. Преданное служение - это практика садхана-бхакти, преданное служение в экстазе и преданное служение из чистой любви к Богу.

00:13:00 Есть различные стадии. Практика подразделяется на две группы, на два ещё класса. А затем любовное служение в экстазе подразделяется на 4 группы. И 6 подразделов есть в чистой любви к Богу. Здесь всё это будет объясняться. Появляются вопросы? А вот, например, вот эти три стадии преданного служения можно их сравнить с тремя уровнями преданных: каништха, мадхьяма-адхикари? Да, так подразделяется. То есть если человек он служит в экстазе, то значит у него вера уже стойкая, да, такая? То есть он уже как мадхьяма-адхикари, да?

00:13:49 Когда человека научился испытывать экстатические эмоции – это признак мадхьяма-адхикари. То есть совершая преданное служение он ощущает экстаз – мадхьяма-адхикари. [не слышно] Они не могут плохо говорить о Харе Кришна, они не квалифицированы, чтобы сказать что-то очень плохое. Не квалифицированы. [не слышно] Оскорбить не так просто. Чтобы нанести серьёзное оскорбление нужно иметь знание. Если в невежестве это не принимается слишком в расчёт. Иначе всё общество просто бы вымерло раскритиковав харинаму. Нет, это не так серьёзно нужно воспринимать оскорбления. Прабхупада относился к этому очень снисходительно. На 90% снисходительно относился.

00:14:50 Как очистится от кармы? Очистится от кармы? [не слышно] Есть карма в форме плодов, в форме семян, в форме цветов, в форме ростков, то есть карма созревает. Совершённый поступок сравнивается с семечком. Есть проросшие семена, есть семена, которые дали уже цветы, имеют форму определённую, проявившуюся. А есть которые уже дают плоды: наслаждения или страдания. Освободится от кармы означает освободится от всех этих 4 видов проявлений кармы. Вплоть до семян. Процесс преданного служения сравнивается с огнём, а семена кармы - это семена. Если огонь поджаривает семя, семя не прорастает – так можно освободится от кармы.

00:15:51 [не слышно] Вся ли карма сгорает во время инициации, или всё-таки частичка. Есть разные сведения. А как бы вы хотели? Ну, полностью, конечно. Полностью! Тогда бы вы просто умерли бы сразу же. Карма это также тело, это тоже карма. Проявленная карма, прарабдха-карма вот она. Количество ума, пол, количество здоровья, форма – это карма. Если вы избавитесь от этой кармы вы сразу умрёте. На инициацию пойдёте и всё. Всё закончится. Поэтому прарабдха-карма остаётся. Вы не умрёте после инициации. Более того, должна остаться какая-то ещё карма, чтобы вы могли действовать. Как же вы будете действовать если не будет никакой кармы? Вы просто не будете знать что делать. Какая-то часть кармы должна остаться.

00:16:51 Но какая-то часть кармы уйдёт, какая-то часть кармы ослабится. Так есть разные вещи. Часть кармы уходит. Большая часть. Часть кармы ослабляется и часть кармы остаётся. С этим вы уже справитесь в процессе преданного служения. То есть эта вещь не редкий случай, что если преданный заканчивает преданное служение, многие преданные заканчивают преданное служение в этой жизни, они в следующей жизни могут не начать? А через некоторое время, да, вернуться? Преданный он может и не начать в следующей жизни преданное служение непосредственное. Необязательно. Это зависит от его желаний. В каком состоянии он оставил тело, да? В каком состоянии оставил тело, да. И только через несколько жизней может, да?

00:17:48 Если он оставил тело с сожалением, что он не успел закончить, завершить путь преданного служения. Думал об этом, то есть он не думал о Кришне непосредственно, он думал о себе. В том смысле, что не успел достичь совершенства, с сожалением. Такой человек рождается в богатой семье или в семье транценденталистов и продолжает сразу же процесс преданного служения. Сразу же. Но если он умер, оставил тело с мыслями, что он недостаточно наслаждался в этой жизни, так много аскез терпел, и не получил материальных наслаждений, не насладился вдоволь. Он забудет о преданном служении. И получит возможности наслаждения – какие хочет. Но потом он придёт снова в сознание Кришны, когда он будет полностью разочарован. И больше никогда не уйдёт.

00:18:46 Прабхупада в каком-то месте говорит, что пока живое существо всё не выжмет из чувственных наслаждений, оно не придёт в сознание Кришны. Всё до капли. Была такая пословица на западе. На западе так сложно приходили преданные. Мы приехали в Швецию, там на квартире у одного преданного весь храм. У него шикха была отсюда, отсюда. Такой странный был весь переписанный вдоль и поперёк. Никто ему ни одного замечания не делал, ни чего. Культивировали очень осторожно, чтобы он не ушёл. Мы приехали через 6 лет. Его уже нет. Мы спросили: «Сколько пришло преданных за это время?» 2 пришло, 1 ушёл. И там была такая пословица, поговорка в обиходе, что на западе тот, кто не успел жизнь покончить самоубийством становится преданным.

00:19:41 То есть пока он всё не выжмет из чувственных наслаждений он не становится преданным – на западе. Так говорили. В России многие становятся преданными сразу же, но потом многие уходят. Россия отличается в этом отношении ко всему миру. Много приходит и примерно столько же уходит. Много уходит. Потом кто-то возвращается, кто-то снова уходит, тут не понятно, что это за движение вообще. Это в России, в Казахстане не так. Как в Казахстане? Лучше всего. Ферма, преданные приходят и не уходят.

00:20:32 Иногда оставляют преданное служение по каким-то обстоятельствам, то потом, когда снова возобновляешь его, то такое ощущение как будто всё начинаешь с нуля заново. Вы сказали, что когда возвращаешься, то начинаешь с того уровня на котором оставил. Почему? Это речь идёт о том, когда человек оставляет тело совершая преданное служение, то всё то, что он получил в преданном служении остаётся с ним. Оставляя тело он переносит преданное служение в следующее тело. Но если мы в течении жизни оставляем практику преданного служения, то восстанавливаться будет немножко трудней, чем начинать. Дело в том, что у преданного подрывается вера. Поэтому лучше не оставлять преданное служение, лучше медленно, но верно продвигаться. Не прекращать, не прерывать практику, терпеть трудности.

00:21:32 Если мы когда-то прерывали практику в период восстановления веры. Чем заниматься, может я не выдержу, может снова брошу, может процесс не поможет мне и так далее. У меня будут сомнения определённые. А если вынужденно? Если вынужденно, то это значит не по его вине. Кришна быстро восстановит его. Я заметил такую вещь, что если преданный достигает определённого уровня, то он потом по тем или иным причинам его растягивает и покрывает, то ему, чтобы достичь этого же уровня приходится уже в десятки раз больше прилагать усилий? Если с ним опять повторяется такое же, то уже ещё больше усилий, чтобы хотя бы того же результата достичь. Это такая закономерность или спекуляция?

00:22:27 Я думаю, такой закономерности может быть нет. Это зависит именно от решимости человека. Если у него слабая решимость, то это будет продолжаться долго, и тогда ему будет всё труднее, и труднее, и труднее. Его вера будет падать и решимость тоже. Но если у него есть твёрдая решимость, он приходит снова с твёрдой решимость продолжать преданное служение. На этот раз уже не падать, не отходить и всё остальное. От решимости зависит это. Если человек всего несколько раз повторил Харе Криша-мантру может быть несколько месяцев, а потом оставил тело, то есть надежда, что он опять придёт в движение? Конечно, он придёт, но не известно когда. Может быть не в этой жизни, может быть в этой жизни. с

00:23:22 И смотря как он придёт, не все люди приходят полностью в сознание Кришны на 100%. Многие люди просто узнав о Кришне думают о Нём иногда. Занимаясь материальной деятельностью могут думать о Нём – это тоже преданное служение. Не такое интенсивное может быть, тем не менее он в сознании Кришны этот человек. То есть многие вещи мы можем не видеть – кто в сознании Кришны, кто нет – нам этого не понять. Вы сказали, что когда первую инициацию ученик получает, карма какая-то сгорает, а что именно при первой инициации происходит? Ещё какая-то карма уходит или [не слышно].

00:24:07 Вторая инициация – это полная инициация. Первая инициация – это только часть дикши. Поэтому здесь частично процесс происходит. Кратко я слышал такое выражение, что во время первой инициации ученик принимает гуру, во время второй инициации гуру принимает ученика. Поэтому основная часть кармы уходит после второй инициации.

00:24:42 В одной из лекций вы говорили, что если у преданного очень много страсти, особенно в молодости, если он достаточно не вовлекается в преданное служение, то страсть у него начинает выливаться в то, что он начинает спекулировать. И возникает [не слышно] они философию свою придумывают, и думают, что это служение не надо делать потому что мы не можем, мы не совершенны. Вот в это, да, всё выливается? То есть такое вот неполноценное занятие в преданном служении. Это влияние гуны страсти. Гуна страсти она питает асурический ум. Асурический ум питает. Пока мы подвержены влиянию гуны страсти у нас будут проблемы такого порядка. Ум будет оставаться демоничным. Мы будем вести себя как преданные, но ум будет демоничный.

00:25:39 Доставлять беспокойство и себе и другим [не слышно] по этой причине. Если в невежестве это ещё хуже. Ум ракшасичный становится. И в благости он становится добродетельным, возвышенным, божественным. Просто вопрос гун. [не слышно] Если вести какой образ жизни? [не слышно]

00:26:27 Конечно, если тело оно здорово и активно по природе, его нужно использовать таким образом эту активность. Лень – тамас. Эта активность перейдёт в тамас – проблема означает. Поэтому активность тела необходимо использовать в преданном служении. Иначе гуны останутся в уме, да. Мы не избавимся от них. [не слышно] Аскеза должна быть божественная, чтобы поднять сознание до гуны благости. Но демоническая аскеза она ожесточит сердце и ум станет демоничным также. То есть аскеза в сознании Кришны хороша, божественная аскеза, предписанная аскеза. Другие виды аскез не рекомендуются для нас.

00:27:28 Например, когда происходят такие моменты, если человек находится на стадии регулируемого преданного служения и если провал, и исчезает вера. Какой практический пример для преданного? Общение с преданными, регулярное общение с преданными. Все сомнения развеваются, когда мы общаемся с более преданными, с другими преданными. Полностью развеваются. Это действует чудесным образом, мистическим образом. Какая разница? А, какая разница между ними. Очень просто ракшасы те, кто едят людей. Если им не разрешают поедать других людей, они пытаются их использовать как-то по-другому. Для чувственных наслаждений, эксплуатируют. Это ум эксплуататора. Он смотрит на всех и пытается понять, как человека можно эксплуатировать.

00:28:29 Можно ли его эксплуатировать, какая у него должность, сколько у него денег. И так далее. Это ракшасический ум. Асурический ум немножко другое. Ракшас при этом не испытывает даже какой-то зависти особенной. Он не разделяет, он завидует всем одинаково. А в раджасе он стремится занять господствующее положение. Демон на мировое господство претендует. Ракшасы нет. Они имеют своё чувство наслаждения и вполне удовлетворены. Они съели кого-нибудь и всё хорошо. Но асуры, демоны этого недостаточно, они хотят повелевать всем миром. Это питает гуна страсти это умонастроение.

00:29:22 Они во всё хотят вмешиваться, везде хотят навести порядки, так им кажется, всё хотят контролировать полностью, весь мир. Это могут быть коммунисты, это могут быть капиталисты, это могут быть любые –исты, фашисты. Это асурический ум, демонический ум. А ракшасы при этом стоят за спиной обычно таких личностей и поедают кого-то мирно, пользуются всем этим. Они больше любят паразитировать. Тамагуна.

00:30:00 То есть как раз в эти времена Советского Союза как бы так получается, что люди работали за зарплату, почти ничего не делали, да? А зарплату получали. Потом, когда всё развалилось – больше не из чего зарплату давать. Перестали зарплату давать. А люди привыкли, поэтому, когда им говоришь: «А что вы? Придумайте что-нибудь.» Они так просто вздыхают и всё. Тамагуна. Это вот это и есть паразитический образ жизни? Какой? Паразитический. В Бхагаватам сравнивается жизнь людей с верблюдами, свиньями и собаками. Верблюд он работает, ест колючки вернее, наслаждается собственной кровью. Свинья неразборчива в чувственных наслаждениях, ест любую пищу, имеет секс с кем угодно. Собака работает на того, кто её кормит. Все эти типы людей можно увидеть в любом обществе сейчас.

00:31:00 Это жизнь материалистов, она описывается в этих трёх сочетаниях: верблюд, свинья, собака – ничего лестного нет. Хвалится нечем, говорится. В ведической литературе описаны специальные методы, с помощью которых мы можем так занять свой ум и чувства, чтобы пробудить в себе дремлющее сознание любви к Кришне. Это напоминает пробуждение в ребёнке после небольшой тренировки способности ходить. Тому, у кого нет врождённого инстинкта ходьбы никакая практика не поможет научится ходить. Подобно этому сознание Кришны тоже не может быть результатом только практики. Такой практики не существует.

00:31:51 Но для тех, кто хочет развить в себе врождённую склонность к преданному служению, есть определённые методы. Которые если их принять, им следовать пробудят в человеке эту дремлющую способность. Такая практика называется садана-бхакти. Прабхупада в другом месте даёт другой пример. Естественное состояние человека – здоровый человек, не так ли? Если он заболевает, то есть практика, метод его излечения. То есть на самом деле эта практика и метод не дают что-то новое ему, что-то искусственное. Они просто возвращают ему естественное состояние. Вот и всё. Практики как таковой не существует, говорится. Есть просто метод, который может пробудить наше изначальное положение. Восстановить нас в изначальном положении. Это не результат практики, а таково наше изначальное состояние.

00:32:44 Это не имеет отношения к карме, к карма-йоге. Садана-бхакти это называется. Каждое живое существо, околдованное материальной энергией, находится в противоестественном для него состоянии безумия. В Шримад-Бхагаватам говорится: «Обусловленные души в большинстве своём безумны, так как постоянно заняты деятельностью, причиняющей им страдания и порабощающей их. В своём изначальном положении духовная душа радостна, вечна, исполнена блаженства и знания. Подверженная смерти, исполненная страданий и невежества она становится только благодаря своей причастности к материальной деятельности. Это результат викармы. Слово викарма означает поступки, которые не следует совершать.

00:33:35 Поэтому мы должны практиковать садана-бхакти, что подразумевает участие в мангала-арати при поклонении Божеству утром, воздержание от определённых видов материальной деятельности, выражение почтения духовному учителю и следование многим другим правилам и ограничениям, которые будут последовательно обсуждаться в данной книге. Такая практика поможет живому существу излечиться от безумия. Подобно тому, как от психического заболевания можно избавиться, если следовать указаниям психиатра, так и следование садана-бхакти излечит обусловленную душу от безумия, насланного на неё чарами майи-материальной иллюзии.» Садана-бхакти упоминает Нарада муни в 7 песне Шримад-Бхагаватам. В этом стихе он говорит царю Юдхиштхире: «Дорогой царь, человек должен во что бы то ни стало сосредоточить свой ум на Кришне.»

00:34:32 Это садана-бхакти, это называется сознанием Кришны. И долг ачарьи духовного учителя определить методы, с помощью которых его ученик сможет сосредоточить свой ум на Кришне. С этого начинается садана-бхакти. Здесь метод садана-бхакти, как его практиковал Гаудия-матх до того, как Шрила Прабхупада распространил это движение по всему миру. Они должны были читать 64 круга мантры минимум ежедневно. Минимум, значит большинство читало больше. Большинство читало 100 кругов Харе Кришна мантры. Или 2 раза по 64 получается 128. Обычно, минимум 64 круга. Практика начинается с того, что он берёт 4 круга всего, садится в уединённом месте рано утром, повторяет эти круги медленно, не спеша, слушая их внимательно.

00:35:27 По мере того, как его концентрация улучшается, он прибавляет ещё 4 круга. 8 кругов не сбавляя концентрации. Там есть особая техника как это делать. Не спеша это делать, внимательно слушать каждый слог, включать свой ум слушать, слушать и слушать. Постепенно он привыкает к 8 кругам. И он начинает повторять 16 кругов. На этом он уже может наращивать темп. То есть постепенно, постепенно добавляется количество кругов, дойдёт до 64 кругов. И концентрация не должна уходить от него. Поскольку если он будет увеличивать круги, не избавляясь от оскорблений, он также увеличит и оскорбления. Какую-то часть кругов он повторяет громко вслух, какую-то часть он повторяет почти шёпотом и какую-то часть кругов он повторяет мысленно. Это то, что делал Шрила Харидас Тхакур. 300 тысяч имён. В уме однако он повторял в 2-3 раза быстрее. Поэтому он успевал повторить очень много.

00:36:26 То есть его ум ни на секунду не отвлекался от воспевания, ни на секунду вообще в течении суток. Есть такая практика. Можно сосредоточить ум вот таким вот образом. Но если мы попробуем, то увидим, что это невозможно, очень трудно, практически невозможно. Жизнь так устроена нынешняя в кали-югу, что невозможно сохранять целибат. Поэтому Прабхупада дал иные методы как можно тем не менее сосредоточить свой ум на Кришне в этих обстоятельствах. Занимаясь практикой преданного служения прямо в этом мире – миссия распространения сознания Кришны, печатание книг, распространение книг, приготовление прасада, распространение прасада, строительство храмов. Так много работы дал Прабхупада – это милость, потому что мы можем так свой ум сосредоточить на Кришне. Это вполне реально. При этом повторять всего 16 кругов минимум. Даже если мы их не очень важно повторяем, тем не менее столько милости. А если мы их ещё внимательно будем повторять.

00:37:24 Если 16 кругов, - кто-то сказал Прабхупаде из учеников, что Прабхупада вы сделали процесс таким лёгким. Сначала вы попросили нас 64 круга мантры, но мы не смогли, тогда вы нас попросили 32, но мы тоже не смогли. По вашей милости теперь мы можем 16 кругов. Прабхупада сказал: «Это тоже не так-то просто.» Они сказали: «Да, Прабхупада, это правда, это не просто. Мы не можем повторять их внимательно.» А вы не могли бы этот метод объяснить, которым мы не пользовались, для улучшения концентрации. Для улучшения концентрации? Для увеличения. Просто слушать и всё решится. Поэтому преданных было очень и очень мало. Найдётся ли такой человек, который бросит свою работу, все свои обязанности и будет повторять мантру? Очень мало было преданных. Не было никакой массовости, не было массовости. Не то, что сейчас каждый год приходит 1000 преданных в России.

00:38:25 Все повторяют бегают куда-то постоянно. В Гаудия-матх мы однажды зашли, может быть это было около 10 утра. Да, примерно такое время было. Посетили какой-то храм – парикрама. Он был пуст – гаудия-матх. Очень красивый храм, Божества. И мы заглянули в дверь ашрама, некоторые двери были приоткрыты. Мы стали заглядывать, что у них там, знаете, что у них тут, где у них кухня, где они живут? И я засунул голову в комнату, где тут они живут? И увидел человека, который сидел вот так на полу, смотрел перед собой, не замечал никого, в руках были чётки, он повторял мантру.

00:39:26 Даже не двигался. Видно было, что он сидит тут много, много времени. Совершенно отрешён от всего, никакой деятельности внешней, ничего, такая трансцендентная атмосфера была внутри. Очень погруженное состояние. Но когда они заканчивают свои круги, утром они заканчивают свои, они знают, что делать днём, - Гопал Кришна Госвами это объяснял. Они повторяют много кругов, но круги кончаются и они не знают, что делать. Они ложатся спать. И ночью они снова просыпаются, очень-очень рано, глубокой ночью и снова начинают опять свои круги. То есть у них нет деятельности. Сколько преданных приехало. Откуда они? Из Ташкента. Ташкент. Надо встретить их

00:40:27 То есть если в момент мантры пытаться допустим куда-то взгляд в одну точку, как вы сейчас говорили? Если это помогает, то нормально? Если мы слушаем мантру, то глаза они успокоятся естественно. Глаза и грудь, дыхание успокоятся естественным образом. Шрила Прабхупада не рекомендует какие-то внешние ещё правила, которые отвлекут от слушания. Если мы будем думать о дыхании – это отвлечёт от слушания. Если думать о зрении – отвлечёт от слушания. Одно чувство, говорится, ведёт ум. Как лодка ветром уносимая в одном направлении. Это просто нужно услышать. Все усилия направлены на слух. Внимательно произносить слоги. Есть, Пурначандра прабху, однажды он рассказывал об этом, как Прабхупада пел мантру. Они просто заметили это. Хотя Прабхупада не говорил эти вещи, но они заметили сами ученики у него.

00:41:27 Он повторял часть мантры вращая чётки и половину мантры не вращал четки. Это может помочь сконцентрироваться на мантре. Искать половину нужно всё время, слушать мантру. Чисто технический метод. Он не рекомендован как практика, он рекомендован, чтобы просто поймать ум. Просто поймать ум. Либо переносится акцент. Мы рассказывали об этом. Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Акцент переносится. По всей мантре проходит. И снова – нужно следить за этим. Поскольку нужно следить мы слушаем. Очень помогает. Попробуйте.

00:42:15 Дело в том, что когда мантру повторяешь, то если глазами никуда не смотришь более-менее, такое чувство, что из Брахмана. И когда выходишь, допустим, к кому-то на улице книги распространять, как-будто их поднимаешь так, трудно, такое состояние, что они в тамасе что ли эти глаза? Хотя ты вроде бы готов подойти нормально к человеку, не привязываясь, а глаза они тяжёлые такие становятся. Глаза тяжёлые? Да, и какое-то время надо чтобы они научились опять в глаза заглядывать. В глазах должен быть огонь, иначе глаза бесполезны. Для распространения нужен огонь рыцарский. Не пытайтесь зафиксировать взор на переносице. Должен быть огонь. Хватать должны всех. Это рыцарство. Дасья раса, служение, активность подразумевает.

00:43:12 Не так, что мы дыхание остановили, взгляд на переносицу и пошли книги распространять. Не совместимо никак. Шанта-раса, умиротворение. Вы говорите, что сознание Кришны спит в сердце каждого живого существа – это как способность ходить, но многие люди они всё-таки не проявляют интереса к сознанию Кришны. То есть они будут совершать неосознанное преданное служение, да? Рождённый ползать летать не может. Они не могут научиться ходить в настоящем смысле слова. Они не могут обучиться духовной деятельности. Душа их спит, их сердце пусто.

00:44:07 Но поскольку у них тело активно, они себя отождествляют с телом, им кажется, что ничего больше не нужно. Но когда тело истощается они начинают задумываться – может быть что-то нужно ещё? Может к Богу обратиться пойти? Совсем невозможно уже жить стало. Тело совсем отказывает, и за душой ничего нет, ничего, пустота. Это трагедия, - Прабхупада говорит. Если люди старятся не развивают сознание Кришны - шанс утерян. [не слышно] Семена материальных желаний? [не слышно] Анартха-нивритти, я слышал из авторитетного источника, означает 75% сердце чисто. Значит, 25% может оставаться анартх в форме семян, например.

00:45:01 Означает, что материальные желания присутствуют у преданного в сердце. Иногда могут напоминать о себе 25%. Анартха-нивритти. Однако, 75% сердце чисто. Это означает, что на 75% оно наполнено духовными желаниями и на 25% материальными желаниями. И 75% это довольно существенная пропорция, которая позволяет контролировать 25%, они становятся не проявленными. Человек не проявляет эти желания. Они есть внутри у него, но он не проявляет их, как будто их нет. [не слышно]

00:45:55 У него есть материальные желания в какой-то слабой форме, в форме семени и у него есть также духовные желания, которых больше, уже больше 75%. Поэтому ему не трудно выбрать хорошую сторону, так много хорошего [не слышно], понимаете? Если даже что-то напомнит ему о чувственном наслаждении, совсем не трудно будет отвернуться от этого и обратиться снова к духовной жизни. Он становится духовно богат этот человек. Духовный внутренний мир становится более привлекательным для него. 75% примерно я слышал от Шиварамы махараджа. 75% анартха-нивритти. В процессе практики практического служения как помнить Кришну? Предполагается, что сама деятельность будет напоминать о Кришне нам, если хорошая садана-бхакти.

00:46:52 То есть сознание Кришны оно находится внутри человека – это духовная деятельность, это то, что изнутри напоминает нам о Кришне. Если хорошая стабильная садана-бхакти, утренние программы хорошие, хорошая джапа – в течении дня, говорится, человек может помнить о Кришне совершая преданное служение. Поскольку он это также делает для Кришны. Это зависит именно от практики садана-бхакти. Но если мы чрезмерные усилия прилагаем. Практически чрезмерные усилия – тяжёлая работа, тяжёлая работа, тяжёлая работа, тяжёлая работа и так далее – мы можем забыть Кришну. И некогда читать книги, и некогда внимательно мантру повторять, всё кусками, всё разбросано, всё разорвано в духовной жизни. Тогда мы можем забыть для чего мы это делаем. Поэтому необходимо главное усилие – это отрегулировать свою жизнь. Это главное усилие.

00:47:51 Кроме того, начинающие преданные по своей природе они таковы, что не предают большого значения духовной практике. То есть больше у них внимания уходит на внешнюю деятельность. Таково сознание в материальном смысле. Вот здесь нужно быть внимательным. Нужно привыкать читать книги, изучать книги, слушать мантру, тогда эта внешняя деятельность она будет связана с сознанием Кришны. Ведь это просто бесполезно, да, тогда? Если [не слышно]. Нет, она не бесполезна, конечно, поскольку это преданное служение. Это направлено на развитие сознания Кришны, это связанно с миссией. Она не бесполезна. Но тем не менее, когда мы действуем мы соприкасаемся с гуной страсти, а гуна страсти означает, что мы привязываемся к плодам своего труда. Мы начинаем себя отождествлять с тем, что мы уже сделали в сознании Кришны.

00:48:51 И проявляем материалистические качества. Вот что плохо. Например, я строю храм в гуне страсти, если я в гуне страсти строю храм. То делаю всё очень замечательно, потом утверждаю – здесь президент я в этом храме, я его построил – всё. Это гуна страсти. Не такова цель преданного служения. Цель преданного служения развить любовь к Богу. А как избавиться от концепции моё? [не слышно] Легче избавиться от концепции моё, чем от концепции я, ложное я. Как избавиться от концепции моё?

00:49:51 Нужно изучать философию сознания Кришны, говорится. Нужно понять смысл Бхагавад-гиты. Нужно понять Кришну, как источник всего, как Тот, кто всё поддерживает, из которого всё исходит, как Абсолютную Истину. И когда человек может свой ум занять философией сознания Кришны – концепция моё разрушается естественным образом. Поскольку вся философия сознания Кришны направленна на ишавасья – богоцентрическая концепция. Всё принадлежит Ему, а я Его слуга. И как слуга я просто разделяю богатство моего Господина. Это не моё. Это уже продукт знания, нужно получить подлинное знание – выслушать из авторитетного источника.

00:50:49 Затем, когда человек избавляется от концепции моё он устраивает своё жилище, как храм Кришны, он всю свою пищу предлагает Кришне. Он служит дома Кришне в форме Божеств или в форме Панча-таттвы, он изучает книги о Кришне, он приглашает в дом преданных Кришны, он приходит на программы сознания Кришны. Постепенно эта концепция меняется. Он начинает понимать, что всё это энергия Кришны, которая находится. И Его дом, и Его семья, и Его деньги, и Его усилия и так далее. И тогда он может избавиться от концепции ложного я. Я также частичка Кришны, я также Ему принадлежу. Так Бали махарадж сначала он отдал всю собственность Вамане, потом отдал самого себя. Когда он понял, что ему больше ничего не принадлежит, он сказал: - Теперь ты можешь шагнуть на мою голову.

транскрибирование: Константин Комиссаров | Екатеринбург | Россия | 09 April 2000