Подлинная свобода

Индия. Навадвип - 23 февраля 2006
Описание Сатья Юги. Трета Юга. Двапара Юга. Кали Юга - век деградации и варварства. Преимущество Кали юги над другими югами. Величайший дар Махапрабху. Для чего нужны негативные обстоятельства? Как мы можем помочь страдающим людям? Материальный мир - мир страданий и боли. Истинная благотворительность. Определение мукти (освобождения) с точки зрения вайшнавов. Духовное богатство преданного. Единство - это высочайшая концепция. Все ли пути ведут к истине? Что значит подлинный вайшнав?
запись беседы для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 7
длительность: 01:32:35 | качество: mp3 32kB/s 21 Mb | прослушано: 2360 | скачано: 636 | избрано: 8
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:24 Писания описывают исторические циклы: Сатья, Трета, Двапара, Кали. Подобно временам года. Времена года имеют свои отличительные черты. Весна имеет свои отличительные черты, зима, весна, осень. И эти эпохи имеют свои отличительные признаки, черты.

Описание Сатья Юги

00:00:52 Сатья Юга. Каждая эпоха - это минус 25% качеств и продолжительности предыдущей эпохи. Сатья Юга длится приблизительно 10 миллионов лет. Говорят, что продолжительность человеческой жизни в эту эпоху составляет примерно 100 000 лет, и предписанным религиозным процессом, методом духовной реализации в эту эпоху является медитация. Это мистическая йога. Существуют свидетельства Вед, примеры йогов, которые медитировали, как в случае Вишвамитры Муни, говорится, он медитировал 60 000 лет. Как такое возможно? Если ты живешь 100 000 лет, то медитация на протяжении 60 000 лет становится возможной.

00:02:30 Он медитировал 60 000 лет, накапливая влияние, силу, влияние над материальными явлениями. Говорится Шива - владыка майи; квалифицированные дживы также способны оказывать некоторое воздействие на майю, в соответствии с накопленной ими сукрити, духовными упражнениями. Индра, испугавшись могущества Вишвамитры, подослал к нему Менаку, небесную танцовщицу, для того чтобы она соблазнила его. Это другая история, но речь идёт о продолжительности жизни в эту первую эпоху.

Трета Юга

00:03:31 В следующую эпоху, Трета Югу... Следующая эпоха, Трета Юга длится приблизительно 1,2 миллиона лет, и предписанным религиозным процессом является ягья, огненное жертвоприношение, подобно тому, как мы видим вовремя посвящения. Вы увидите в Ведах многочисленные, самые разные виды ягьи. Но в то же время жители, обитатели этого мира, в Сатья Югу не испытывают воздействия этих факторов - рождения, старости, болезни и смерти, подобно тому как мы испытываем их воздействие в настоящее время. Но эта истина остаётся неизменной. Кришна говорит: Начиная от мира Господа Брахмы и заканчивая мельчайшим микробом, [индрогопой], все обитатели этого материального мира находятся под воздействием кармы, испытывают влияние кармы, в большей или меньшей степени. Суть в этом.

Двапара Юга

00:05:00 Время идёт, Трета Юга наступает, затем Двапара Юга. В Двапара Югу религиозным путём является храмовое поклонение. В Индии мы видим великое множество храмов. Во вторую эпоху продолжительность жизни была 100 000 лет, в третью эпоху - 1000 лет, и соответственно человеческие способности уменьшаются, понижаются. В зависимости от болезни предписывается то или иное лекарство.

Кали Юга - век деградации и варварства

Наконец, Кали Юга, которая началась примерно 5 000 лет тому назад, когда Кришна ушёл из этого мира и вернулся в Свою обитель. Люди этой эпохи потеряны, не имеют представления о духовной субстанции, духовной истине, и весь мир окутан в эту эпоху тьмой невежества. Говорится, Бхагавата-Пурана взошла подобно солнцу, призванному дать свет, свет Кришна-концепции, и указать путь, ведущий к Кришне. В эту эпоху, говорится, продолжительность человеческой жизни составляет 100 лет и менее того.

00:06:59 В начале Бхагаватам говорится о том, насколько неудачливы люди, живущие в эту эпоху. Их жизнь коротка, и на протяжении этой короткой жизни они не способны концентрироваться, что есть современное заболевание - весьма распространенное - синдром расстроенного внимания. Люди не способны сконцентрироваться на протяжении 15 минут. Люди говорят о йоге как о духовном пути, но этот путь был эффективен в ту эпоху, когда люди могли концентрировать своё внимание на протяжении 60 000 лет, тогда как наши современники не могут сконцентрироваться на протяжении 60 минут, 60 секунд. Синдром расстроенного внимания, очень слабый, ослабленный духовный импульс, и люди постоянно испытывают атаку со стороны средств массовой информации, рекламы, которая призывает их потреблять и обращатеся к наиболее низменным аспектам человеческой природы. Это постоянный, вездесущий призыв эксплуатировать и потреблять.

00:08:21 Также, говорится, эти люди ленивы, не испытывают энтузиазма по отношению к духовному поиску, духовной жизни. И то, что в Двапара Югу было храмовым поклонением, в эту эпоху место этого храмового поклонения заняло посещение магазинов. Супермаркеты - это храмы нынешнего века. В чём различие между человеком и животным? В том, что человек может совершать покупки, в этом разница. Да, мы можем ходить по магазинам и быть счастливыми. Я видел двух японских женщин в одном крупном магазине в Америке. И они [не] говорили по-английски, но я пошутил с ними таким образом. Я говорил им: "Ходить по магазинам - это счастье". И они смеялись. Это они могли понять. "Ходишь по магазинам - ты счастлив, ха-ха-ха". Такова природа эпохи, в которую мы живём.

00:09:44 Итак, писания говорят: в эту эпоху столько всего неблагоприятного. И когда Веда-Вьяса начал описывать группе чувствительных мудрецов, так мы можем назвать их, чувствительных в том смысле, что они испытывали заботу, сопереживали плачевным условиям, жизненным обстоятельствам людей этой эпохи. Когда мудрецы услышали от него о характеристиках Кали Юги, они были... Какое слово уместно здесь? Они были... они ужаснулись тем, что ожидает людей в будущем, в век Кали. Они ужаснулись тому, что человеческая природа деградирует столь низко, до уровня варварства, дикарского состояния. Они испытывали великую боль, слыша эти описания. И в то же время они видели, что Веда-Вьяса сияет, светится некой внутренней радостью, и это изумляло их.

Преимущество Кали юги над другими югами

00:11:06 Тогда Веда-Вьяса сказал: на самом деле вы не знаете, вам не известно одно обстоятельство. Да, сказал он им, с одной стороны скверна этой эпохи будет подобна океану. Но в эту эпоху существует одно великое достоинство, преимущество, великое качество, маха... маха-гуна, и это качество сводит на нет всё неблагоприятное, что есть в эту эпоху. Культивирование звука, Нама-санкиртан - благодаря Нама-санкиртану люди этой эпохи обретут всё. По сути дела, это столь редкая возможность обрести высочайшее явление, настолько высокое, что боги будут нисходить на Землю в эту эпоху, для того чтобы обрести доступ, войти в движение Нама-санкиртаны Махапрабху.

00:12:30 Говорится: то что в Сатья Югу люди могли получить благодаря медитации, в Трета Югу благодаря ягье, в Двапара Югу благодаря храмовому поклонению - в эту эпоху, в Кали Югу можно обрести высшее благо этих путей благодаря Нама-санкиртану. Люди, которые медитировали 60 000 лет или предлагали гору золота в качестве жертвы - результаты всех этих методов в эту эпоху можно обрести благодаря Хари-киртану. Рупа Госвами говорит: [цитата на санскрите]. Махапрабху столь прекрасен, говорит он, что боги желают прийти в этот мир, принять человеческое рождение, для того чтобы увидеть эту прекрасную форму Махапрабху и принять участие в его играх. Такие боги как Брахма, Шива и другие.

00:14:30 В обществе своих чистых преданных Махапрабху показывает, как поклоняться Кришне, и Он поклоняется Ему своим поведением, своим примером. Он показывает другим, как совершать это поклонение. Некие преданные предположили однажды, высказали эту идею Гуру Махараджу. "Люди Сатья Юги", - сказали они, - "были действительно счастливы". Гуру Махарадж ответил им: с поверхностной точки зрения может представляться так, и в то же время жители Сатья Юги не имели Кришна-концепции, представления о Кришне или Махапрабху. В целом, Веды направляют в сторону Брахмана, в лучшем случае Параматмы, и только намёк на природу Бхагавана содержится в Ведах. И сами веды говорят: то, что мы ищем - Враджа-гопи, девушки Враджа, достигли этого. Веды изумлены, соприкасаясь с гопи-варгой.

00:15:53 Гуру Махарадж говорит: "Не будьте введены в заблуждение погодными условиями. Эта Юга - та Юга, когда воплощённое благо, всё благоприятное приходит и стучит в твою дверь." Господь Нитьянанда в эту эпоху ходит от двери к двери и проповедует эту преданность Гауранге Махапрабху. "Люди этой Кали Юги столь неквалифицированы, столь низки, мы дадим им Кришна-нам." Нет, это нечто большее. Покольку эти люди столь падшие, поскольку эти люди столь больны, лекарство должно быть в высшей степени могущественным, самым могущественным. Им должно быть дано не некое явление общего порядка, но что-то особенное, самое-самое.

00:16:49 Когда болезнь достигает экстремальной степени, необходимо самое сильное лекарство. Нечто подобное аппарату - как он называется? Аппарату, который используют при клинической смерти. Когда сердце остановлено, удар тока, разряд электричества - и сердце начинает работать. И это - спасение от смерти.

00:17:19 [цитата на санскрите] Говорится, "дэва" - в этом красота этого явления. "Дэва" - все боги, сиддхи. Как возможно стать дэвой? Гуру Махарадж называл их "высокопоставленными дживами". Возможно занять это положение благодаря накоплению сукрити. Говорится, если ты идеальным образом следуешь правилам Варнашрамы на протяжении ста рождений, ты становишься Брахмой; если тысячу рождений ты следуешь этому пути - ты становишься Шивой.

00:18:23 Итак, дэва. Кто поклоняется этому явлению - дэва, сиддхи. Сиддхи - по сути значит йоги, мукты, освобождённые души. Джукта - джукты также значит йоги, такие личности, те, кто совершает духовную деятельность. Затем бхакта-вринда, преданные. Дэвы, сиддхи, мукты, джукта, бхакта-вринда - все они вандитам, поклоняются Махапрабху.

Величайший дар Махапрабху

00:19:00 Каждый страдает в этом мире от... "Папа" - буквально значит "почему". Все страдают от своих грехов, от последствий своих грехов. Реакции, приходящие вслед за нашими попытками утвердить себя в качестве эксплуатирующих. "Пап" - "тап": из этой... из этого "папа" рождается "тапа". Дурного поведения... из дурного поведения приходят страдания. Но не просто страдания. Это страдание сравнивается с бушующим лесным пожаром. Мы поём каждый день в этой песне: "самсара дава нала лидха лока..." и так далее. Положение живого существа в этом мире сравнивается с бушующим лесным пожаром, великим пламенем страдания. Но - проливается поток милости, поток нектара, который гасит этот пожар. Всем этим страданиям приходит конец. Как, каким образом? "Кришна нама" - поток, нектарный поток, ливень Кришна-Нама.

00:20:34 Кто является источником этого дождя нектара? Махапрабху. Махапрабху есть обитель нектара имени Кришны, Кришна-Нама. Он есть Кришна-Нам, олицетворённый Кришна-Нам. Он олицетворяет собой эту сладость, и Он - источник этого потока нектара, который кладёт конец страданиям живых существ этого мира. Каков Его дар? Какова природа Его дара? "Дана сагор".

00:21:12 Иногда люди делают подарки действительно большие, качественно и количественно. И также возможно качество в количестве. Пример такого подарка - слон. "Дана сагор" значит огромный, грандиозный, подобный океану, столь же великий, как океан. Махапрабху даёт высший дар. [цитата на санскрите] Махапрабху даёт всё. [цитата на санскрите] Один преданный был растерян, недоумевал, как это возможно? Говорится: не мечите бисер перед свиньями, но люди этой эпохи столь падшие! Почему Махапрабху приходит к ним? И Шрила Гуру Махарадж сказал ему: "Такова природа Чайтанья-аватары. Неужели Он должен прийти в этот мир и раздавать камешки, гальку? Каким образом такая раздача может быть проявлением высшего великодушия, милосердия?"

00:22:40 Но Всевышний Господь даёт людям этой эпохи не просто нечто ценное, но то, что Он считает величайшей ценностью. Кришна в своих взаимоотношениях с Его второй половиной, Шримати Радхарани, недоумевает: Он видит, Он чувствует, что в этом взаимообмене любовью то счастье, которое переживает Радхарани, неизмеримо более велико, чем Моё счастье. И Он дивится: "Что есть во Мне такого, что есть такого в Моей природе, что привлекает Радхарани в такой степени?" - говорит Кришна, - "Я изумлён, я в растерянности. Я хочу узнать, какова природа Её чувств".

00:23:43 [цитата на санскрите] Гуру Махарадж говорит: "Кришна желает переживать то, что переживает Она, и в результате этого Он становится окутан сиянием, сиянием Её существа, воспринимая чувства Её сердца, Её сладости. Чувства Её сердца. Он принимает Её сердце, Её сияние". Он принимает её положение, и Гуру Махарадж говорит: "Сладость переживает свой собственный сладостный вкус и сходит с ума".

00:24:58 Все хотят пробовать вкус сахара, но сам сахар недоумевает: "Все хотят попробовать меня: люди, муравьи, павлины..." Когда павлины кушают сахар, они приходят в экстаз, начинают танцевать. Детёныши павлина. Все пробуют этот сладкий вкус, переживают его и сходят с ума, и Кришна говорит: "Все приходят в безумие, соприкасаясь с вкусом Моей природы, но эта Махабхава-сварупини радхата пуране способна извлечь из Меня эту радость в высшей степени, в запредельной степени. Я хочу знать природу того счастья, того вкуса, который переживает Она". И Рупа Госвами говорит: "Не существует аватары, никогда не было аватары, подобной Чайтанья-аватаре. Он даёт этому миру то, что никогда прежде не было дано. Его дар не сравним ни с одним из тех даров, которые были даны человечеству в прошлом. То, что Он считает верховной субстанцией - сокровища сердца Шримати Радхарани - Он даёт людям. Он хочет, чтобы люди поняли, каково Её положение, какова природа сознания Кришны." Она есть сознание Кришны, Он распространяет, Он раздаёт это высочайшее явление низшим из людей. Таким, говорит Гуру Махарадж, должна быть концепция величайшего великодушия. Речь не идёт о том, чтобы дать низким людям нечто высокое, но высочайшее. Высочайшее явление дать самым низким людям. Это - маха-ваданьяйа-аватара, Шри Чайтанья Махапрабху.

00:27:26 Это наша непостижимая благая удача, по милости нашей гуру-варги, Шрилы Прабхупады, последователей Сарасвати Тхакура. Это дар Бхактивиноды Тхакура этому миру, Гуру Махараджа, Шрилы Гурудева, это дар, который они милостиво давали и дают другим. Когда происходило большое, грандиозное открытие храма в Майяпуре, возникла идея пригласить на это открытие королеву Англии. Это было давно, во времена Сарасвати Тхакура. Мы знаем, что англичане всегда испытывали расположение к Индии и индийской культуре. И Шрила Прабхупада сказал: "Если вы сумеете пригласить на открытие храма в Майяпуре королеву Англии, тогда Бхактивинод Тхакур возьмёт вас за руку и лично поведёт в духовный мир". В этом суть Движения Сознания Кришны. Распространение, раздача величайшего, высочайшего блага.

00:29:07 Мы очень впечатлены выдающимися качествами, проявлениями прошлых эпох. Однако те, кто знает суть, понимает, что эта суть доступна в Кали Югу. Поэтому они хотят обрести этот доступ. Есть ли другие вопросы?

Для чего нужны негативные обстоятельства? Как мы можем помочь страдающим людям?

00:29:54 Иногда негативные обстоятельства побуждают нас глубже погружаться в позитивную реальность, обращаться к позитивной стороне. Таковы пути преданных. Кунтидеви питала такое представление. Гуру Махарадж сравнивает это с джиу-джитсу. Когда происходит атака, когда ты соприкасаешься с негативным потоком, ты делаешь это таким образом, чтобы воспользоваться этой атакой, этим негативным потоком.

00:30:50 Представьте, что где-то... Представьте, что где-то люди болеют чумой, и оказать им какую-то помощь - это хорошо, это благо, но самое главное - дать им вакцину, вакцинировать их. Если же мы привезём больного человека в лабораторию и произведём сложную операцию, но в результате этой операции мы не поможем ему - какой смысл в такой помощи?

00:31:39 Да, стремление помогать другим - это хорошо, это благородное стремление. Но представьте, что есть джанки, наркоманы. Эти люди страдают от отсутствия наркотика. Можно подумать, что благом для них будет, если мы дадим им эти наркотики. Они будут счастливы, они будут плакать от счастья, от радости. Но помогаем ли мы им таким образом, или же ухудшаем их состояние, их положение? Мы не говорим, что нужно игнорировать страдания людей, быть равнодушными к людским бедствиям: голоду и прочему. Это здравый смысл. Но какова первопричина человеческого страдания в этом мире? Не наглядные, непосредственные проявления - но какова первопричина, корень страданий? И здесь к нам на помощь приходит философия.

00:33:02 Причина страданий наркомана - не отсутствие наркотиков. На поверхности это так, но решение состоит не в том, чтобы давать ему наркотик, но в том, чтобы избавить его от зависимости как таковой. И это будет подлинная помощь. Речь не идёт о том, что мы должны пренебрегать людьми, а о том, чтобы обращаться к первопричине их страданий.

00:33:37 Однажды Гуру Махарадж, объясняя все эти вещи, благотворительность и прочее, привёл такой пример. Он сказал: предположим, что некий человек кормит кошек и собак, заботится о них, даёт им крышу над головой, даёт им приют - и это хорошо, это благо. Но другой человек разрабатывает иную программу, в результате которой кошки и собаки превращаются в человеческих существ. И эта помощь будет особой.

Материальный мир - мир страданий и боли

00:34:21 Мы помогаем кошкам и собакам, но в результате они превращаются в людей. В этом смысл, суть сознания Кришны. Мы помогаем людям таким образом, что их золотое "Я" проявляется. Мы обращаемся к самой сути вопроса. Мы не остаёмся равнодушными к ним. Следует помнить, что мы не в состоянии изменить природу этого мира. Включите Discovery Channel по телевизору. Вриндаван - это место, где лев и ягнёнок живут одной дружной семьёй. Но в " Кришна-лиле" Сарасвати Тхакур указывал на это обстоятельство в знаменитой истории о похищении драгоценного камня шьямантака. Сарасвати Тхакур говорил: в Кришна-лиле лев, который пожирает этого царя, [Прасену], пребывает в экстазе, и царь испытывает экстаз от того, что лев ест его. Поскольку это лила, это драма, нечто подобное кинофильму. Актёр, который играет величайшего злодея, может получить самую высокую кинонаграду. И люди будут прославлять его, ставя на пьедестал, актёра, который играет величайшего злодея.

00:35:55 Мы живём в мире, где каждое действие влечёт за собой равное по силе противодействие. Когда мы видим, что кто-то страдает от определённых следствий своих поступков, мы не должны быть равнодушны к его страданию. Но мы также не будем сентиментально игнорировать первопричину этих страданий. Это не какая-то, в кавычках, "религиозная идея" или ненаучная идея. Эта идея имеет научное подтверждение, основание.

00:36:38 Даже с научной точки зрения, любое страдание должно иметь... любое страдание имеет первопричину. Ведическая литература описывает природу этого явления подробно, детальным образом. Это тонкие явления. Существует реакция оскорбительных речей, оскорбительных мыслей и оскорбительного поведения. Не просто грубые явления, взаимодействие химических элементов - но нечто тонкое. Слова, мысли и поступки влекут за собой последствия. И мы не можем сказать, когда мы видим страдания людей: "О, это всего лишь их карма". Это не настроение преданного. Преданный скажет: "Да, это огромное несчастье. Люди страдают в этом мире. Такова сама природа этого мира, этого измерения бытия. Эта природа не изменится."

00:37:51 Однажды подобного рода попытки помочь человеческим страданиям Шрила Прабхупада сравнил с тем случаем, когда некто дует на нарыв на своей руке, чтобы облегчить свои страдания. Можно дуть на этот нарыв и испытывать при этом мизерное облегчение, но нарыв остаётся. Шрила Прабхупада говорит: подобного рода сочувствие не является подлинным. Гуру Махарадж говорит, Шукадева Госвами поставил в Бхагаватам диагноз: болезнь сердца, хри-дрога. Мы все страдаем от этой болезни, от тенденции эксплуатировать. В этом суть. Это мир эксплуатации. О чём говорит дарвиновская теория выживания сильнейших? Борьба за существование. Бхагаватам утверждает: одно живое существо выживает за счёт жизни другого существа. Такова природа мира, в котором мы в настоящее время находимся.

00:39:17 Мы не сможем изменить природу мира эксплуатации. В человеческом сообществе, в рамках человеческой культуры существует определённая система, которая призвана ограничить эту эксплуатацию, заключить её в определённые рамки. Однако, даже очень образованные, религиозные, высокопоставленные, избранные люди, народные избранники, представители народа - даже эти люди совершают самую разную эксплуатацию других людей. И почему это происходит? Потому что первопричина всех этих явлений остаётся неизменной. И она всегда останется неизменной. Рождение, старость, болезни и смерть. Независимо от того, что мы делаем, кто мы такие, мы не изменим эту фундаментальную природу материального мира.

Истинная благотворительность

00:40:27 Высочайшая концепция благотворительности - это обращение к источнику, к первопричине страданий. В этом смысл сознания Кришны. Речь не идёт о том, чтобы создать комфортные условия в тюремной камере. Иногда этот мир сравнивается с тюрьмой. Заключённые страдают, они нуждаются в лучших условиях в своих камерах, более комфортных. Но идея в том, что они должны выйти на свободу.

00:41:08 Прабхупада смеялся, приводил пример. В настоящее время это редко можно увидеть, но в прошлом это было... но в прошлом можно было часто увидеть это зрелище. Существовали особые баржи, большие лодки, в районе Калькутты особенно. Огромная лодка, и на ней находилась большая палатка. В палатке сидел продавец, который продавал разные товары, а по берегу шёл человек и тащил эту баржу на верёвке за собой. И вот этот бедный человек думает: "Если я выиграю в лоттерее, что я буду делать, когда я стану богачём? Я сделаю каменной набережную реки". Ему и в голову не приходит, что если он выиграет в лоттерее, ему не придётся таскать за собой эту баржу.

00:42:18 Мы ограничены этим временным, преходящим измерением бытия. Этот мир рано или поздно будет уничтожен. Это не религиозная идея, но научная идея. Рано или поздно это произойдёт. И что тогда? Мы пытаемся обратить своё внимание на этот вопрос. Когда всё это мироздание исчезнет - где будем находиться мы? Это главная забота, главный вопрос всех вопросов.

00:43:25 Но опять же следует повторить: преданные Кришны не равнодушны к страданиям других людей. Но Рагхунатх Дас Госвами в своих молитвах, обращённых к Санатане Госвами и другим вайшнавам, прославляя гуру-варгу, описывая природу этих преданных говорит: "Вайшнавы", - говорит он, - "пара духкха духкхи". "Дукх" значит страдание. Вайшнав не страдает лично, не испытывает личных страданий, но он видит страдания других людей. Мы хотим помочь им избавиться от этих страданий, и другие люди хотят сделать это. Но как, каким образом?

00:44:20 Если вы найдёте на улице кого-то, бродягу, который ест из мусорных бачков, вы не поможете этому бродяге тем, что дадите ему бутерброд. На каком-то уровне это помощь. Но представьте, что вы приходите к нему и говорите: "Можно поговорить с тобой? Ты знаешь, кто твой отец?" - "Кто?" - "Твой отец - самый богатый человек в этом городе. Он живёт в роскошном дворце. Двери его дома широко открыты для тебя. Но ты находишься в состоянии безумия, бреда, галлюцинации, и копаешься в мусоре, в отбросах, в то время как твой отец подаёт тебе нектар на золотом подносе." Если вы сообщите этому человеку о таком положении вещей, вы окажете ему подлинную, истинную помощь. Предложить ему бутерброд - этого недостаточно. Это не есть подлинное избавление от его страданий. Нечто в этом роде.

00:46:02 И это даже нечто более важное, это всего лишь пример. Но речь идёт о более глубоком явлении. Но для того, чтобы принять это, требуется культивирование веры, культура веры. Мы считаем все эти истины чем-то абстрактным, чем-то эфемерным, предположением. Нет, это реально. Мы ограничены материей - в этом проблема. Мы думаем, что мрамор реален, цемент реален, всё это реальные вещи, а все эти разговоры - всё это концептуально, в этом нет никакой субстанции, сути. Но в действительности концепция является чем-то субстанциональным. Это не что-то абстрактное, эфемерное, некое эфемерное измерение бытия. Но постепенно очарование, притяжение этого мира материи будут терять своё... терять свою силу. Гравитация материального мира начнёт уменьшаться.

00:47:48 Махапрабху сказал Пратапарудре Махараджу: Ты поёшь столь прекрасно эту песнь гопи, и в этих песнях гопи присутствует благо, эти песни порождают благоприятное для всех и каждого. Когда эти Враджа-гопи взбивают масло, то браслеты на их руках создают некий духовный звук, и в это время они поют славу Кришны. И этот звук очищает всё вокруг, поскольку он приносит нам новости о том, кто мы такие, откуда мы пришли. Мы - дети нектарного мира, бессмертного мира, не этого места. Не нужно искать свою удачу здесь, но в высшем мире, внутри и в высшем мире. Не во внешнем мире, не внизу.

00:49:01 [Завершение]

Определение мукти (освобождения) с точки зрения вайшнавов

00:50:12 Об этом говорится во второй песне Шримад Бхагаватам. Там даётся определение мукти с точки зрения вайшнавов. Когда живое существо освобождается от этой формы - тогда что? Что происходит? Оно укореняется, утверждается в своей сварупе. Это - мукти согласно вайшнавам. В противном случае, мукти в общем смысле означает освобождение, свободу. Свобода от негативного влияния. Но оно не подразумевает обязательным образом вступления, вхождения в позитивную область. Когда Гурудев даёт посвящение в Харинам, он говорит о десяти видах нама-апарадхи и четырёх видах нама-абхасы. Один из видов нама-абхасы приносит освобождение, но это вайшнавы считают нежелательным, поскольку это освобождение от негативной вовлечённости, но не вступление в позитивную обитель.

00:51:24 То место, где отсутствует служение, представляется адским для преданных. Там где нет слуг и нет возможности служить - это место считается ими адом, тогда как обычные люди, стремящиеся к освобождению - карме, гьяне - они думают, что выигрывают в лоттерею, они становятся свободны от страданий.

00:51:59 Где пребывает сварупа? Это подлинная, истинная концепция подлинного освобождения, согласно вайшнавам. Об этом говорится во второй песне Бхагаватам, и также в других местах это описано. В пятой песне Бхагаватам это заключение. Там говорится: Кришна даёт мукти легко, но не бхакти, севу. Это свобода от негативной занятости. [цитата на санскрите] Можно стать свободным от негативной вовлечённости, но не обрести прибежища в служении лотосным стопам Кришны, и в этом случае неизбежно падение в этот мир.

00:53:08 В священных писаниях во многих местах утверждается эта истина. Сарвабхаума Бхаттачарья в этой знаменитой шлоке полностью изгнал понятие мукти. После того, как он обрёл связь с Махапрабху, на следующий день он возненавидел идею мукти настолько, что захотел вычеркнуть само слово "мукти" из книги, каждый раз заменяя его словом "бхакти". Махапрабху спросил у него: "Что ты делаешь?" Сарвабхаума отвечал: "Я не в силах слышать это слово более." Махапрабху сказал ему: "Это ложная идея, не более того. Но оставь Бхагаватам в покое. Подлинное мукти подразумевает сварупу: Кришна нитья дас. Не изменяй книги".

00:54:08 Сарвабхаума был новым преданным. Иногда новые преданные поступают так. Махапрабху сказал ему: "Оставь Бхагаватам. Это ложная идея". В "Брахма-Сутре" говорится исключительно о Брахме, Баладева Видьябхушана говорит: "Везде, где ты встречаешь Брахму - заменяй его на Кришну". Если вычеркнуть Брахму из картины и всегда видеть Кришну, тогда нет проблем. Или Гуру Махарадж говорит: адхату брахма вигьяса, поиск Духа - это сухое явление. Поиск Кришны - вот нечто подлинное. "Ахам брахмасми" - утверждение майавади, "я - Брахман", "я - Дух". Это не утверждение вайшнава. Но если "ахам брахмасми" означает "Я - слуга Кришны", тогда это приемлемо.

00:55:06 Санньяса мантра. Мантра звучит как "таттвам аси". Они (имперсоналисты) подразумевают... видят в этом эту идею. "Ты есть Бог". Но Махапрабху перед принятием санньясы сказал эту мантру Кешаве Бхарати. Он сказал: "Я услышал её во сне." Но он вкладывал в эту мантру иной смысл. "Я - Твой, или Я - Твоя". Гопи-бхава. И тогда Кешава Бхарати был изменён. Он сказал: "Да, это та самая мантра, «я - Твой»". Те же самые слова, но дух, настроение являются наиважнейшим фактором.

00:55:55 Джива Госвами и Чакраварти Тхакур обьясняли смысл этого: му - ку. Обычно значение слова "мукунда", имени Мукунды - "Тот, кто даёт освобождение". Но освобождение без служения Кришне немыслимо. Этот Мукунда не будет объектом нашего прославления. Мукунда сева. Он говорит: "му" - значит мукти, "ку" - значит плохой, скверный или уродливый. Мукунда столь прекрасен, что заставляет, вынуждает мукти выглядеть уродливым. О таком освобождении мы говорим.

00:56:56 Когда вайшнавы обсуждают эти явления, они полностью сужают контекст всех этих понятий сознанием Кришны. Любое слово, любое понятие имеет свой местный, ограниченный контекст в рамках тех или иных философских систем. Но если убрать этот ограниченный, местный контекст, тогда все эти понятия и идеи восходят к Кришна-концепции.

Духовное богатство преданного

00:57:55 [цитата на санскрите] Читракету прославляли за то, что он был равнодушен к обстоятельствам, к внешним обстоятельствам. Его единственным интересом было мукунда-сева. Когда Бхактивинод Тхакур захотел начать севу Майяпуру, он предложил это Сарасвати Тхакуру, и тот смиренно отказался, на что Бхактивинода заметил ему: "Ты хочешь быть майавади? Служение Кришне приносит тебе беспокойство?" Так он его ругал. И тогда Сарасвати Тхакур осознал: "Да, в своих песнях ты пишешь: [цитата на санскрите]. Даже кажущиеся, поверхностные страдания, которые сопровождают служение, являются духовным богатством преданного." Мадхавендра Пури нёс чандан, испытывая величайшие трудности, и делал это счастливо ради служения Гопалу. Единственное, что приносит беспокойства, страдания преданным - это то, что другие люди лишены сознания Кришны. Они видят, что люди страдают из-за нехватки, недостатка сознания Кришны.

01:00:14 [Цитата на санскрите]. Эта шлока утверждает... примером истины, заключённой в этой шлоке, может служить поиск в Google в Интернете. Тысячи, сотни тысяч, миллионы поисков - поиска чего? Люди сходят с ума, преследуя всё это. Но Шукадев Госвами сказал Парикшиту Махараджу: "Твой вопрос - единственный стоящий вопрос." Посреди всех этих иных вопросов, поисков, это тот самый Вопрос с большой буквы. У нас мало времени здесь. Махарадж Парикшит сказал: "У меня есть семь дней, этого достаточно? - Этого более чем достаточно." У Катванги Махараджа было одно мгновение - ему хватило его. Как только человек понимает безотлагательную необходимость, потребность в сознании Кришны - тогда он обретает подлинное руководство. Всё остальное, все остальные явления, являются ложным руководством.

01:01:43 С точки зрения подлинного преданного вся вселенная полна экстаза. Правда? Как он может говорить это? Как мог Прабодхананда Сарасвати сказать такое? "Весь этот мир", - он говорит, - "заполнен экстазом, я тону в нём", - говорит он. Конечно, в другом месте он тоже утверждает: [цитата на санскрите]. "Махапрабху затопил весь этот мир гоура-расой, высочайшим... высочайшим качеством красоты, сладости, очарования, анандам. Я", - он говорит, - "не получил и капли этого." Шрила Гуру Махарадж сказал: он говорит так потому, что его способность столь велика, что то, что представляется океаническим по своему размеру для других, для него подобно капле. Это вопрос восприятия, перспективы.

01:03:09 Нарада ругал Вьясу, говоря: "Всё, что ты сделал - ты дал предписания, предписал диету для больных людей. Вот и всё. Задумывался ли ты о том, что кто-то может выздороветь и чувствовать себя хорошо. Что тогда? Что делать им? Но ты написал тысячи книг для больных людей. Ты не мог написать одну книгу для здоровых?" Огромную библиотеку для больных людей. "Почему ты не мог рассказать людям о том, какова жизнь здоровых? Они могли бы обрести в этом вдохновение. Расскажи им о том, что действительно происходит."

01:04:14 Говорится, в этом мире один чистый преданный - это очень, очень редкое явление, и это в высшей степени так. Но Гуру Махарадж заметил по этому поводу: он очень редок здесь, в этом мире, тогда как существует мир, где все его обитатели имеют такую природу. Другой природы там не существует. То, что является редким здесь - это абсолютное большинство там. Все они чистые преданные. Но - ещё более высокие, ещё более чистые, ещё более великие. Градация, градация чистых преданных. Но в этом мире найти общество такого преданного - очень редко, очень редко можно найти его.

01:05:28 Вы знаете слово "апокриф"? Слово "апокриф" значит нечто сомнительное, неаутентичное, недостоверное. В Индии много подобных апокрифов. Лучшее, что мы можем сделать - это сконцентрироваться на том, что дано нам. Наша гуру-варга подчёркивает, прежде всего, Чайтанья Чаритамриту. И также существуют некие актуальные для нас, существенные фрагменты, части Шримад Бхагаватам. У нас есть работы Шрилы Гуру Махараджа, Шрилы Гурудева, и этого более чем достаточно, чтобы наше внимание было приковано к этому. В Индии вы найдёте столь много всего, столь много разных историй, и лучше будет не придавать этому большого значения. Не быть неуважительным по отношению к ним, но когда что-то является апасиддхантой, мы не можем иметь дела с этим явлением, поскольку Кали есть Шакти.

01:06:58 Мы знаем: Махапрабху, будучи Кришной, принимает положение Радхарани. Это некая удивительная, чудесная трансформация. Мы читаем в Чайтанья-Бхагавате, что Махапрабху устраивал однажды спектакль в доме Чандрашекары Ачарьи, и там он показывал разные формы согласно... включая адья-шакти. Он являл разные формы адья-шакти. Это игры Махапрабху. Согласно природе преданности этих преданных они видели разные ипостаси. Некоторые видели Кали, другие видели иные формы. Махапрабху выступал в этой роли Шакти. Кто-то видел Ситу, кто-то Лакшми, кто-то Радхарани и даже другие ипостаси Шакти, Кали и Дургу. Но это игра Махапрабху в доме Чандрашекары Ачарьи, и очень удивительная игра. Но здесь, на этой земле, в Бенгалии, у них есть тенденция смешивать Шакти и Шактимана до состояния полного растворения или потери индивидуальности. Они говорят, что Кали или Кришна - суть одно и то же.

Единство - это высочайшая концепция

01:08:45 Однажды Шрила Гуру Махарадж дал объяснение имени, санньяса-имени Бхакти Алока Парамадвети. Он сказал, к нашему удивлению он сказал... до этого у меня были друзья, которые заявляли: это имя не есть имя вайшнава, имея в виду, что оно не находится в линии Сарасвати Тхакура и его последователей. "Парамадвети" значит "верховное единство". Даже в Бхагаватам мы можем найти это место. И некоторые истолковывали его так, что "... и тогда Махарадж Парикшит обрёл контроль над своими чувствами и стал частью Брахмы, Брахмана". То, во что ты хочешь верить - ты будешь видеть это.

01:09:46 Кришна говорит: "Я даю тебе веру верить в любое явление". Один западный философ, [Эйч Эл Минкин (H. L. Minkin)], сказал: "Когда люди перестают верить в Бога, это не означает, что они ни во что не верят. Они верят во что угодно." В любом случае, Бхакти Алока Парамадвети - это звучит, как будто во свете Верховного Единства поверхностно здесь присутствует эта окраска майавады. Гуру Махарадж сказал... мы все сидели, слушали. Он сказал: "Единство - это высочайшая концепция". И мы все были шокированы услышанным. Мне говорили так долго, поскольку мы были воспитаны на этой идее, наша реакция была соответствующей: майавада! Гуру Махарадж сказал: "Нет. Единство - верховная концепция, но какова природа этого единства? Свет? Свет единства высочайшей концепции, Бхакти Алока. Каков этот свет?" [цитата на санскрите] Когда Радха и Кришна сливаются в единое целое в личности Шри Чайтаньи Махапрабху - даже хотя иногда в Своём божественном безумии они чувствуют так, как если бы они потеряли свои индивидуальности - это не так, но такое чувство приходит к Ним.

01:11:43 В этоим моменте Рамананды Самвады Махапрабху закрыл ладонью рот Рамананды Рая. "Не говори больше ничего. Не то чтобы то, что ты говоришь, было неправдой, но это слишком, это чересчур." Рамананда сказал: "Я не могу подтвердить свои слова цитатами из священных писаний. До этого всё, что я говорил, находило подтверждение в шастре, но в моём сердце есть нечто, что я хочу выразить, но я не уверен, что ты будешь счастлив это слышать. Иногда, когда Они сливаются в единое целое, Они перестают понимать, кто Они такие, Они потеряны друг в друге. Но..." И тут Махапрабху закрыл его рот ладонью: "Остановись!" - сказал он, - "Ты знаешь всё, ты знаешь слишком много." Это чувство приходит к Ним, но Они не теряют Свою индивидуальность. И Гуру Махарадж говорит: "Когда Кришна ищет Себя, Верховное Позитивное Начало, акхила-расамрита-мурти, ищет Себя в настроении Верховного Негативного Начала, Его подчинённая половина, соответствующая Ему часть - Шримати Радхарани, в Её настроении Он исследует глубины красоты, очарования, сладости, вкуса Кришна-концепции... в свете этого явления, этого высшего откровения, в этом высочайшем, в высшей степени лучезарном свете преданности." Таким образом.

01:13:35 Сарасвати Тхакур сказал: в Бенгалии этих людей обычно называют шакты. Шакта... Всегда можно увидеть по телевизору певцов, которые поют: "Ма... ма..." Они всегда плачут. "Мааа..." Они говорят: "Ма Кали", "Ма Дурга". Один пожизненный член ИСККОНа, один раз я просил у него пожертвование, и он сидел передо мной очень серьёзный. И перед ним были две картинки в рамках, по обе стороны от него. И после того, как я закончил своё обращение к нему, он сказал: "В этом мире есть только два человека, две личности, которым я поклоняюсь", - и он повернул ко мне эти изображения, - "Моя мам - моя мама, и ма Кали." Он сказал: "Но я дам вам пожертвование". Это Бенгалия. "Моя ма", то есть моя мама, и "Ма", то есть "Ма Кали", "Ма Дурга".

01:14:44 "Ма", это земля "ма". И мы должны уважать это. По милости Гурудева, мы были воспитаны в ИСККОН, где каждый раз, когда мы видели девату, мы не хотели смотреть на него. Но по милости Гурудева мы пришли к признанию этого явления. Одно из десяти оскорблений, нам говорят: "Не равнять других богов, Шиву, с Кришной". Санатана Госвами в своей тике к Брихад-Бхагаватамритам говорит нечто интересное. Здесь есть две стороны. С одной стороны, не видеть их равными Кришне, но с другой стороны - не отделять их от Кришны. Это так же оскорбительно. Если ты не видишь их связи с Кришной - это оскорбление. С одной стороны, говорится, если ты видишь их равными Кришне, но с другой стороны если ты не видишь их равными Кришне.

01:15:47 Где источник их авторитета? Они никто? Мать Кали - никто? Ма Дурга - никто? Никогда! Они - суть объект поклонения. Враджа-гопи поклоняются Катйайане, они поклоняются Шиве. Рамачандра поклоняется Шиве. Означает ли это, что Шива выше Рамачандры? Нет. Но Рамачандра показывает пример идеального домохозяина и поклоняется Господу Шиве. Мы должны почитать их, но не низвергать с пьедестала. Можно представить себе, что если существует сахаджья в линии Махапрабху - представьте, что творится в других течениях. Тем не менее, мы не должны низвергать их с пьедестала, но также мы не должны, не должны принимать любое бенгальское воображаемое, спекулятивное смешение всего в кучу - мы не должны принимать это, как что-то подлинное.

Все ли пути ведут к истине?

01:16:47 Они говорят: существует множество путей, и все эти пути истинные. Кали и Кришна - суть одна и та же истина. Гуру Махарадж отвечает на эту идею, "все пути ведут к истине". Гуру Махарадж говорит: "Тогда если я оскорбляю Рамакришну - это путь. Если я поношу Вивекананду - это мой путь." На это они возражают. Или, говорит Гуру Махарадж, они желают заявить "Я - Бог, ты - Бог, всё есть Бог", но тогда почему они оказывают особое почтение своим гуру? Если я Бог, ты Бог - зачем оказывать почтение гуру?

01:17:45 Но особенно когда речь идёт о художниках и о воображении художников. Эти художники - какова их концепция с точки зрения реальности? Кто они такие? Какова их концепция реальности, которую они представляют в своих произведениях? Только потому, что мы видим какую-то картину не означает, что речь идёт о каком-то реально существующем явлении. У них есть множество разных представлений, но мы возвращаемся к этим трём критериям - садху, шастра и гуру. Как любое явление измеряется на основании этого? Гаудья-сиддханта. На основании того, что мы слышали от наших гуру, гуру-варги, подлинных вайшнавов - является ли это явление реальным, или же это апасиддханта, нечто осквернённое, нечто искажённое. Уважительное отношение, но нам нет необходимости проводить обширный поиск. Эта Абсолютная Истина присутствует здесь, на священной земле Шри Чайтанья Сарасват Матха. Когда вы делаете шаг вовне - кто знает, с чем вы столкнётесь?

01:19:23 Гуру Махарадж говорил: до того, как он соприкоснулся с Гаудия Матхом, обрёл эту связь с Гаудия Матхом и Сарасвати Тхакуром, у него были разные представления, но их общество сделало их совершенными и адекватными, точными. Однажды некие преданные нашли издание Чайтанья-Чаритамриты на английском языке, которое было напечатано в прошлом, задолго до того, как Прабхупада поехал на Запад. И они принесли Гуру Махараджу это издание, думая, что они нашли некое сокровище, и оно ускользнуло от его внимания. И по мере того, как они в восторге рассказывали ему об этом чуде, Гуру Махарадж спросил у него: "А в этом издании её автор, автор этих комментариев к Чайтанья-чаритамрите, в начале представляет антья-лилу прежде ади-лилы и мадхья-лилы?" - "Да, да!" - "А вы знаете, почему?" - "Нет, мы сами удивлялись этому обстоятельству". Гуру Махарадж сказал: "Дело в том, что автор этих комментариев... года за два до того, как он стал писать их, умерла его жена. И он почувствовал, что эти чувства разлуки с его недавно ушедшей женой дают ему некое особое прозрение во внутреннее состояние, природу разлуки Шри Чайтаньи Махапрабху. И он представил свои идеи в этих комментариях к Чайтанья-чаритамрите". И преданные хотели танцевать от радости, найдя такое явление.

01:21:22 И вот сейчас люди, в наши дни люди находят в Интернете это, то, пятое, десятое, они слышали множество разных истин, но от кого? От гуру? Нет, не от гуру. Тогда, тогда отвергните это заведомо. Нет необходимости. [цитата на санскрите] Перед тобой стоит поднос с субстанцией высочайшего качества, и мы собираемся отворачиваться от этого и искать другую еду. На помойке. То, что было выблевано другими, мы собираемся подбирать это.

01:22:20 Существуют тысячи явлений, тысячи истин: как произошло это, как произошло то, но какова наша необходимость знать всё это? Если это потребность - необходимо служение. Является ли источником этого гуру, наша гуру-варга, вайшнава? Нет. Я встретил одного прекрасного индийского джентльмена, он преданный. У него нет представления о его квалификации преданности, но он объяснил, что... Присутствует ли в этом некая суть? [цитата на санскрите] Санатан Госвами, [он] Самбандха Гьяна Ачарья, гуру Рупы Госвами, [он] Санатан Госвами, и он говорит: вы слышали, "Хари-катха, амрита, нектарная субстанция, которая даёт нам жизнь, которая возвышает нас до мира бессмертия, единственное явление - это то, в чём мы нуждаемся, это хари-катха". Но он говорит: "Эта хари-катха - не слушай её, если источником этой хари-катхи не является подлинный вайшнав".

Что значит подлинный вайшнав?

01:23:26 Что значит подлинный вайшнав? Кто-то, кто принадлежит к этой линии, Чайтанья Сарасват Матху - об этом идёт речь. Вы не впадёте в заблуждение, если это ваш фокус. Источником этого является Гурудев, Гуру Махарадж. И какова природа этого? Это изначальное богатство, всеобъемлющее, обширное. И если вы знакомы с этим явлением, тогда вы сможете расставить на свои места все иные явления.

01:24:19 Однако существует так много подделок, примесей, осквернений. В последней части своих наставлений Уддхаве Кришна объяснил эту истину. Он сказал: "Когда истина приходит в этот мир, она видоизменяется в соответствии с природой воспринимающих её". И, продолжает эту мысль далее Бхактивинод Тхакур, постепенно под влиянием материальной природы и материального времени она превращается превращается в свою противоположность, становится ложью, явлением, от которого нужно избавиться.

01:24:58 [цитата на санскрите] Это очень существенный, критически важный момент. Наш интерес - оставаться сфокусированными. Это в центре моего внимания - то, что дали мои гуру. Иногда у Гуру Махараджа спрашивали: а как об этом явлении, а как насчёт этого явления, того явления. Он говорил: "Я знаком с богатством моего отца", - Сарасвати Тхакура, в его случае, - "Другие явления - я с ними не знаком." Разумеется, он знает место, он знает место каждому явлению. Однажды ему рассказали одну безумную историю о Туласи Деви. Просто слышать её было оскорблением. Прежде всего Гуру Махарадж спросил: "Каков источник этого рассказа?" "Я точно не знаю..." - "Ну, какова книга, где это написано?" Гуру Махарадж сказал: "Независимо от источника этой истории, в этом рассказе присутствует аномалия с точки зрения Сиддханты".

01:26:08 Сваруп Дамодар фильтровал то, что было обращено к Махапрабху. Почему? - Потому что подобного рода хаотические собрания, беспорядочные собрания апокрифов беспокоят вайшнавов. Почему Рупа Госвами описывает в Бхакти-Расамрита-Синдху такое явление как [раса-васа]? Он говорит: "Знатоки преданности знают, что определённые явления несочетаемы." В этом мире есть люди, которые знают о несочетаемости кулинарных вкусов, тех или иных продуктов. Духовные эксперты знают, что невозможно смешивать определённые явления, поскольку это смешение порождает неприятный вкус, приносит беспокойство тому, кто обладает утончённым вкусом.

01:27:13 Мы должны оставаться сфокусированными. Гуру Махарадж напоминает нам: йога-майа - это живое явление, живая сила. Внимательный взор йога-майи всегда обращён на нас. То, что нам необходимо знать о сознании Кришны, о служении Гуру - каким бы ни было это знание, оно будет дано нам, если мы действительно нуждаемся в этом. Если это подлинная потребность, служение - тогда это нечто будет открыто нам, явлено нам, и нет ничего, что могло бы воспрепятствовать, помешать этому откровению. Ни ментальные ограничения, ни недостаток образования, ни отдалённое местонахождение - ничто не может воспрепятствовать божественному откровению, если это подлинная необходимость. Это наше утешение, наша вера, и это действительно так.

01:28:21 Когда Рамануджа встретил Джамуначарью, Джамуначарья уже оставил этот мир. Он лежал бездыханный на земле. Он лежал на земле мёртвый. Они привели, его последователи привели к нему Рамануджу, но Ямуначарья уже умер. И они сказали Рамануджачарье: "Наш учитель хотел, чтобы ты совершил севу, но он оставил этот мир. Как нам узнать, каковы, каковы были его желания?" И тогда Рамануджа сказал: "Я думаю, я знаю это. Я обещаю составить прежде всего комментарий на Веданта-Сутру". И тогда мёртвый Ямуначарья разогнул один... поднял один палец. "Затем", - сказал Рамануджа, - "я обещаю напасать «Арчана-Падхати»". И мёртвый Ямуначарья поднял второй палец. И ещё два пальца, два обета дал Рамануджачарья, Ямуначарья поднял ещё два пальца. И тогда последователи поняли, что действительно Рамануджачарья - его преемник.

01:29:28 У Мадхвачарьи спрашивали: "Кто будет вашим преемником?" У него был бык, который возил на себе его комментарии к священным писаниям. Люди спрашивали у Мадхвачарьи: "Кто будет твоим преемником? Кто будет преемником?" Мадхвачарья сказал: "Бык будет преемником." - "Бык?" - "Этот бык", - сказал Мадхвачарья - "долгое время служил мне, возил все эти писания, мои комментарии к ним. Он будет моим преемником". Тогда позже его последователи увидели, что... как его звали... Виджаята. Они увидели, что он пьёт воду вместо того, чтобы пить из пригоршни, как все люди, он пьёт воду подобно быку, и они поняли, что этот Виджаята - тот самый бык, который возил поклажу Мадхвачарьи, о котором Мадхвачарья сказал, что он будет моим преемником. Всё возможно.

01:30:40 Но всё зависит от истинной необходимости, потребности служения. Все эти обезьяны в играх Господа Рамачандры хвастались, говорили: "Я могу совершить такой прыжок, я могу совершить сякой прыжок..." Хануман скромно стоял в стороне и молчал. Но когда возникла необходимость совершить прыжок в сто йоджан, туда и обратно - тогда Хануман вышел вперёд. Почему? Необходимость служения. Не ради самовозвеличивания, самопродвижения - но ради служения. Это всегда будет наш критерий.

транскрибирование: Валентин Астафьев | Дуйсбург | Германия | 03 декабря 2011