Поиск Прекрасной Реальности

Индия. Навадвип - 25 февраля 2006
Вознаграждение за служение. Лозунг Шрилы Прабхупады «Делай то, что необходимо!». Как мы можем удовлетворить Шрилу Гурудева? Служение - это нечто, что нисходит из Высшего Мира. Настроение подлинных преданных. Как мы можем почувствовать, что то, что мы делаем - это служение, нисходящее свыше? Какова подлинная природа Имени Кришны? Имитация и воображаемые отношения с Кришной. Примеры истинных отношений с Кришной. Что необходимо для того, чтобы непрестанно воспевать Имя Кришны? Что и как нужно предлагать Кришне? Либеральный подход в проповеди Сарасвати Тхакура. Враг духовного прогресса - это самообман. Что значит быть «брутально» честным с самим собой? Подлинный преданный никогда не будет думать, что он достиг свободы от заблуждения. Глупцы рвутся туда, куда ангелы ступить не смеют. Духовная жизнь предназначена для тех, кто истощен в материальном смысле. Скромный, смиренный рост в духовной практике.
запись беседы для глубокого изучения из раздела «Ведическая философия» со сложностью восприятия: 7
длительность: 01:54:44 | качество: mp3 32kB/s 26 Mb | прослушано: 279 | скачано: 507 | избрано: 3
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

Вознаграждение за служение

00:00:08 Это очень важный момент, который следует принимать во внимание: вознаграждение за служение определяется степенью потребности в этом служении. С точки зрения онтологии Шрилы Гуру Махараджа, эта истина указывает на качество против количества. В качестве примера этого положения, хотя нечто, некое явление, некое служение может быть малым с количественной точки зрения, но качественно оно может быть великим и приносит соответствующее вознаграждение.

00:01:05 Шрила Гуру Махарадж приводит в пример стакан воды. Стакан воды не является чем-то значительным. Но когда происходит битва, на поле битвы стакан воды обладает огромной ценностью. Если кто-то может доставить, принести стакан воды в этих обстоятельствах, когда необходимость в этом стакане воды велика, тогда это служение приносит великую награду, вознаграждение.

00:01:53 Опять же, мы можем думать, что разные явления, вещи будут замечательными для служения, но насколько... какова необходимость в этих явлениях? Служение исходит из высшего мира. Какова потребность, нужда Высшего мира? Это нечто, что приходит свыше в этот мир через посредничество гуру и вайшнава.

00:02:36 И в этом случае даже крайние примеры этого, примеры, которые могут на первый взгляд изумлять. Один из таких примеров, это было во времена Гаудия Матха. Служением одного преданного была организация проповеднической деятельности Миссии. Сарасвати Тхакур хотел, чтобы он собирал для него аудиторию, слушателей. Сарасвати Тхакур говорил: "Ты собирай аудиторию, я буду делать всё остальное. Как ты соберёшь эту аудиторию, что ты будешь говорить людям, какого рода преувеличения ты используешь - меня это не касается. Ты должен найти для меня аудиторию".

00:03:40 Некоторые преданные, ученики Сарасвати Тхакура, жаловались на этого человека, вплоть до того, что они заявляли, что этот человек злоупотребляет средствами Миссии. "Мы собираем пожертвования ради одной цели, мы видим, что этот человек использует эти деньги в своих собственных целях". Ответ Шрилы Сарасвати Тхакура был следующий. Он сказал: "Я готов бросить деньги в реку, если это необходимо ради служения Кришне".

00:04:41 Мы видим, в наши дни происходит политическая кампания. Поскольку политики хотят произвести впечатление на людей, представить своего кандидата в выгодном свете, и политики тратят в наши дни огромные средства, используют разные средства: украшения, рекламу, многое-многое другое. С другой точки зрения можно сказать, что все эти явления можно использовать лучшим образом, но их представление, политиков, таково, что если этот человек, который воплощает определённые принципы, олицетворяет определённые принципы, достигнет президентского положения, тогда в государстве будут установлены различные программы, которые послужат благу всего общества. Поэтому даже если средства тратятся на то, на это, третье, четвёртое - подобное расходование средств приемлемо, считают они.

00:06:01 Это примеры в другом направлении, но тем не менее. Служение в зависимости от того, насколько велика необходимость, потребность в служении, приходит награда, соответствующая награда. Служение не есть что-то воображаемое. Иногда мы слышим о великих преданных, которые в своём внутреннем мире, они не выдумывают, не фантазируют. Так было в случае Нарисимхи Брахмачари, который строил дорогу, сделанную из драгоценных камней, украшенную цветами, дорогу для Махапрабху. В его случае то не была фантазия. То не была сладкая, ностальгическая фантазия, но в силу его внутреннего развития его мышление не является поверхностным отражением сварупы. Это чин-мойа, духовная субстанция. Когда он созерцает эти реалии, они реальны. Это нечто совершенно иное. Это не деятельность практикующего, человека, который практикует. Но это нечто подлинное.

00:07:34 Мысли высших преданных, принадлежащие к этой категории чин-мой. Но даже если говорить о преданных более низкого уровня, я вспоминаю в этой связи одну женщину, которая приехала на праздник Джанмаштами в Санкт-Петербурге из некого отдалённого города неподалёку от Японии, Хабаровска. Эта женщина ехала на поезде шесть дней. Она приехала в Петербург и предложила пожертвование - последние, скорее всего это были её последние деньги, 150 рублей.

00:08:30 150 рублей - незначительная сумма с любой точки зрения, но если не брать в расчёт тот факт, что это были её последние деньги. Она отдала всё, что было у неё, на служение Гуру, Гоуранге, Радха-Раман-Сундару. Поэтому эти... эта скромная сумма становится крайне ценной, значительной в силу того, что здесь присутствует связь со служением. Эта сумма увеличивается в сто, тысячу, миллион раз благодаря тому измерению бытия, с которым эти деньги связаны.

00:09:25 Преданные понимают, что дживы по природе своей ограничены. Их природа скудна. Джива нуждается в том, чтобы иметь более высокое общество личностей, которые обладают богатством преданности. Когда живое существо служит этим преданным, та преданность - мы говорим о подлинной преданности, не воображаемой преданности, и мы также не говорим о преданных и преданности в расхожем смысле, когда это... эти термины используются слишком широко, безразборчиво, мы говорим о подлинной преданности - когда живое существо служит, служит таким преданным, тогда наградой является то чувство, та субстанция, то подлинное чувство, которое заключено в сердце этих преданных.

00:10:39 Это чувство приходит к обусловленному живому существу. [цитата на санскрите] Чувство преданного таково, что: "Если ты исследуешь меня, ты увидишь, что я не только лишён качеств, квалификации, но во мне присутствуют антикачества, отрицательные качества; но ты, Гурудев", - говорит преданный, - "обладаешь чем-то подлинным, и по твоей милости ты позволяешь мне, позволяешь мне отдавать мою энергию, мои силы служению".

00:11:24 Один человек спросил у Гуру Махараджа после того, как он подарил ему нечто, пожертвовал. Он сказал: "Гуру Махарадж, что вы будете делать с этим подарком?" Гуру Махарадж ответил ему на это: "Это не твоя забота. Ты дал мне это нечто, и на этом твоя обязанность закончилась".

00:11:43 Во времена Сарасвати Тхакура также некоторые его ученики собирали деньги для диарам, выставки диарам, которая должна была представлять различные аспекты Кришна-лилы, различные философские концепции. Но эти деньги были использованы Сарасвати Тхакуром в других целях. И некоторые ученики стали жаловаться своим братьям, другим ученикам. Они говорили: "Мы собирали пожертвования для одной цели, но Гурудев использовал эти деньги в других целях". Сарасвати Тхакур сказал им: "Если вы вкладываете свой капитал в служение, отдаёте его вайшнаву высшей природы, вы должны знать, что этот вайшнав использует эти средства, этот капитал в гораздо более высоких и реальных целях, нежели вы".

00:12:50 Награда за служение зависит от степени потребности в этом служении. Когда Гуру Махарадж был президентом храма в Дели, однажды он послал пожертвование Сарасвати Тхакуру в канун Гаура-Пурнимы. Пожертвование было скромным, но речь идёт не о количестве денег, а о самом принципе - это в наших интересах жертвовать что-то. И вот он послал какую-то скромную сумму. Но эта сумма пришла как раз в то самое время, когда Сарасвати Тхакур испытывал большую потребность в деньгах. И он ответил Шриле Гуру Махараджу, хотя то были сравнительно небольшие деньги, он сказал ему: "То, что ты дал мне столь существенно, столь важно, что я не только использовал эти деньги в служении Махапрабху, но и в служении Нитьянанде Прабху также. Там остались средства, и какую-то часть я использовал на служение Махапрабху, оставшуюся часть - на служение Нитьянанде Прабху".

Лозунг Шрилы Прабхупады «Делай то, что необходимо!»

00:14:03 Это - центральный момент: необходимость, потребность. Шрила Прабхупада, его лозунгом, девизом, одним из его девизов в деле распространения сознания Кришны по всему миру было следующее: "Делай то, что необходимо". Тем самым подразумевается, что ты должен игнорировать свою особую природу, свои склонности, и делать то, что необходимо. Ты должен посвящать всё своё внимание этому. То, что необходимо в данный момент.

00:14:48 Это линия Даса Госвами: обращай всю полноту своего внимания на то, что необходимо делать, на то служение, которое необходимо в данный момент в наибольшей степени. И тогда это служение увеличивается в сто, тысячу, миллион раз. Если говорить в таких категориях, то мы, по сути - нам нечего предложить. Гуру Махарадж говорит: "Если скромные средства, которые есть у тебя, ты предлагаешь капиталисту, богачу - эти средства увеличиваются. Если вы кладёте деньги на... на счёт Банка Америки, то этот банк хранит миллионы и миллионы долларов, для них твои пять долларов - это ничто. Но этот капиталист, этот банк может использовать твои скромные деньги, и эти деньги будут расти, увеличиваться".

00:16:00 Наша стратегия всегда - брать тот маленький капитал служения, который есть у нас, и предлагать его посреднику. И посредник может превратить его в нечто реальное, в нечто, что будет признано высшим миром. Линия мысли такова.

00:16:40 Когда Нарада убедил Рукмини, он сказал ей: "Очень благоприятно пожертвовать своего мужа в качестве дара, жертвы, брахманам". Так он сказал ей. Она отдала Кришну, и когда брахманы стали забирать Кришну, Рукмини испугалась: "Вы забираете Кришну?" Они отвечали ей: "Но ведь ты пожертвовала Его нам. Это очень благоприятно, мы сейчас уходим". И тогда она поняла: "Что я наделала? Я хочу купить Кришну обратно, выкупить Его". Очень дорого. Кришна очень дорогой. "А... а что ты можешь предложить?" Браслеты, украшения... И вот они поставили весы, Кришна - на одной чаше весов и все эти ценности на другой чаше. Но эти драгоценности не могли перевесить Кришну, даже близко. Рукмини плачет, другие царицы плачут: "Что мы наделали?"

00:18:12 И тогда на помощь к ним пришла Вринда-деви. "Вринда-деви может помочь нам", - поняли они. Они взяли один листок Туласи и поместили его на чашу весов. Они убрали все драгоценности, все украшения, и поместили на чашу весов лист Туласи. И тотчас же этот листок Туласи перевесил. Они сумели получить Кришну обратно.

00:18:51 Мы не можем иметь стереотипные, шаблонные представления о природе Безграничного, к счастью. Бхава грахи джанардана. Он является потребителем бхавы, Он ест, потребляет бхаву.

00:19:35 Когда в сердце преданного возникает реальное, подлинное впечатление, он испытывает побуждение сделать что-то хорошее для Кришны. "Я не имею никакого представления о Кришне", - чувствует он, - "но гуру и вайшнавы доступны для меня. Я постараюсь сделать что-то для них". И какова природа чистого преданного? Они не позволяют возникнуть ни малейшей лазейке, через которую вознаграждение от Кришны за их служение может прийти к ним. У них нет никакого иного интереса, кроме служения. Они не позволяют Кришне служить им в каких бы то ни было обстоятельствах. Но если возникает третий человек и служит этому преданному, тогда этот третий делает то, что желает делать Сам Кришна, и Кришна удовлетворён. "То, что Я хочу делать - ты делаешь это за Меня".

00:20:43 [цитата на санскрите] Это утверждение о природе служения не является лозунгом. Это систематическое представление о Реальности. Слуга слуги слуги слуги и так далее.

Как мы можем удовлетворить Шрилу Гурудева?

00:21:14 Есть ли другие вопросы?

00:21:40 - Махарадж, не могли бы вы сказать, как мы можем удовлетворить Шрилу Гурудева?

00:21:56 - Есть общее понимание этого, есть специфическое, конкретное понимание. Говоря в общем и целом, когда кто-то серьёзно принимает сознание Кришны в свою жизнь, совершает практику, обращает своё внимание на... на то, что называется вайшнава-сад-ачар, правильное поведение, следует линии сознания Кришны, тогда Шрила Гурудев счастлив, видя усилия в этом направлении. Но если говорить более специфическим образом, его интерес заключается в том... Его интерес заключается в служении Шриле Гуру Махараджу. Он, Шрила Гурудев, не имеет отдельного существования от этого. Это его... это причина, по которой он живёт. И те, кто помогают ему в этом служении, обретают особую милость.

00:23:29 Какое практическое выражение находят эти принципы? Речь идёт о том, что в сознании Кришны существует иерархия. Мы не поклоняемся гуру в изоляции, скорее... [цитата на санскрите] Он окружён своим... своей свитой, своими слугами и уполномоченными представителями, и его желания и намерения относительно служения известны этим преданным. Если мы вручаем себя этим преданным, его слугам, в качестве орудий, в качестве инструментов, такая позиция, такое отношение будет удовлетворять его.

00:24:44 Иногда мы находим сходство между этим положением вещей и тем, что... тем, что выражает Кришна, объясняет Кришна. Это записано Гопалой Бхаттой Госвами. [цитата на санскрите] Кришна говорит: "Если ты хочешь иметь связь со Мной, ты не должен обращаться ко Мне. Это не Моё ведомство, скорее прабху-прийя". [цитата на санскрите] В подлинной Кришна-концепции наше внимание должно быть обращено на гуру как Его энергию, энергию Кришны, как на того, кто более всего дорог Кришне - это означает Шримати Радхарани и Её представителей.

00:26:05 Гуру Махарадж говорил о том, что Бхактивинод Тхакур, Сарасвати Тхакур отвергают Мирубаи. Они не считают её подлинной преданной Кришны, поскольку хотя она безумна в своём прославлении Кришны, она не прославляет Его преданных, ашрая-виграху, тех личностей, которые дают прибежище, которые делают преданность Кришне подлинной. "Эта идея - «я и Кришна»", - говорит Гуру Махарадж, - "это наполовину майавада, отвержение Его шакти, отвержение Его женского начала, женской половины". Или мы также можем назвать это явление фиктивной преданностью, не более чем ментальной, интеллектуальной проекцией. Ложное представление, выдуманное представление о природе сознания Кришны, природе служения.

Служение - это нечто, что нисходит из Высшего Мира

00:27:31 В действительности, служение - это нечто, что нисходит из Высшего Мира в этот мир через посредничество гуру и вайшнава. Оно не идёт снизу вверх, но сверху вниз. Один из примеров Гуру Махараджа был пример Эвереста. Когда мы находимся на большом расстоянии от Эвереста, мы видим только один Эверест, самую высокую гору, центральный пик Гималаев. [Цитата на санскрите]. В этой шлоке Бхагавад-Гиты говорится прежде всего о Васудева-Кришне. Кришна, который один, Кришна без Его энергий. Когда мы очень далеки от Кришны, мы видим Его таким образом. Мы видим Его, но мы видим Его с большого расстояния. Подобно этому, когда мы далеки от Эвереста, мы видим его одного, мы видим только лишь Эверест. Но по мере нашего приближения к Эвересту подтверждением, позитивным подтверждением того, что мы действительно приближаемся к нему, служит тот факт, то обстоятельство, что мы начинаем видеть прилегающие к нему горные вершины.

00:29:24 И сам Кришна говорит: "Те, кто утверждает, что они - Мои преданные, не являются Моими преданными. Но те, кто преданы Моим преданным, воистину преданы Мне", - говорит Он. Когда Сарасвати Тхакур путешествовал по Южной Индии, он часто встречался с разными людьми, и ему представляли этих людей как великих преданных Рамы или великих преданных Кришны, он спрашивал: "А под чьим руководством вы совершаете своё преданное служение?" И эти люди говорили ему: "Нет, у меня нет руководства, я напрямую служу Кришне, или напрямую служу Раме". И он выражал уважение этим людям, но позже, когда человек уходил, Сарасвати Тхакур говорил своим последователям: "У этого человека нет преданности". Почему? Потому что - почитание преданных, суть сознания Кришны - это понимание того положения, которое занимают преданные. Это самая первая декламация, заявление, утверждение Шримад Бхагаватам. Речь идёт не только о том, чтобы не быть завистливым к преданным, но о том, чтобы испытывать глубокую признательность в их адрес.

00:30:58 Преданные Кришны имеют любовь к Кришне, имеют подлинные чувства к Кришне. Отвергать преданных и пытаться культивировать чувства по отношению к Кришне - фиктивно, это нечто фиктивное, в этом нет ничего реального.

00:31:20 Итак, когда мы находимся на большом расстоянии, мы видим один Эверест. Но по мере приближения мы видим прилегающие, менее высокие вершины. И в начале нашего приближения, обращения к Кришне в центре нашего внимания находится Он один. Но когда наше видение становится более утончённым, более глубоким: прабху-прийя, ачьюта-прийя - значит тот, кто более всех дорог Кришне, это значит - Шримати Радхарани. У Неё есть Её служанки, Её группа и их помощницы, их помощницы, и мы видим - существует определённая система: Кришна, Его высшая половина, Её помощницы, их помощницы, их помощницы. "Гопи бартух пада-камалайор, даса-даса-анудаса", слуга слуги слуги. [цитата на санскрите] Слуга слуги слуги слуги. Это не лозунг. Это тщательное, аккуратное, точное представление о Реальности.

00:33:06 И это в равной степени приложимо к гуру. Мы видим, есть гуру, у гуру есть группа его слуг, есть вайбхава, его представители, проявления его личности, и мы обращаемся к ним. Мы обращаемся к тем, кто признаны Гурудевом. Они уполномочены им в качестве его представителей, мы узнаём от них о его желаниях. И наше служение его представителям будет удовлетворять его.

Настроение подлинных преданных

00:33:49 Мы можем думать, что "я хочу прямого служения". В действительности, то не есть настроение подлинных преданных. Подлинные преданные чувствуют себя неуютно, если отсутствует группа высших слуг. Они не хотят прямого служения. Они чувствуют себя безопасно, уютно и надёжно, когда есть группа более высоких слуг, и они, эти преданные, работают под началом этих более высоких слуг. Тогда они чувствуют: "Всё в порядке".

00:34:35 Эта истина выражена в молитвах Шрилы Рагхунатха Даса Госвами. Он является прайоджана-таттва-ачарьей. Это значит, что он говорит о нашей высшей цели, о нашем высшем фокусе, прайоджана-таттва. Мы можем услышать разные истины, но он говорит о сути, о природе высшей цели. И он описывает природу этого высшего явления как стремление служить под началом более высоких слуг. [цитата на санскрите] Он говорит: "В центре моего внимания находится служение самой низкой категории - дасьям. А идея сакхйи, то есть более фамильярных... более фамильярного, более интимного служения - эта идея не привлекает меня, я не думаю об этом. Я концентрируюсь на самом низком служении, и если возникнет потребность, необходимость в моём служении, меня позовут наверх - это другое дело". Тогда преданный ответит на этот призыв.

00:36:03 Но это не есть намерение преданных как таковое. У преданных нет никаких скрытых мотивов. Они не пытаются стать членами интимного круга. И именно это качество делает их квалифицированными, достойными вступить в этот внутренний круг.

00:36:34 Даже Сама Шримати Радхарани говорит - и Она имеет в виду это, подразумевает это, Она говорит: "Если есть кто-то, кто способен служить Кришне лучше, чем Я, в определённых аспектах, тогда", - Она говорит, - "Я упаду к стопам этого преданного и приведу этого преданного к лотосным стопам Кришны". Но Она также указывает на то, что... на то обстоятельство, что в некоторых вещах только Она может удовлетворить Кришну.

00:37:20 Шрила Гуру Махарадж указывает: "Если некто не является достойным слугой, тогда что побуждает его пытаться вступить в область этого служения? Каким бы ни было это побуждение - это дисквалификация".

00:38:07 Рабы сидят и ждут приказа: "Ты идёшь сюда, ты делаешь это". И они, как только приказ получен - они бегут выполнять его. Они не пытаются утвердить сами порядок вещей. Им просто говорят: "Иди и делай то или это". "Дас" и "даси" - первоначальное определение, изначальное определение этих терминов - это "раб" и "рабыня". Однако смягчённый вариант этого - "слуга", "служанка". Раб - в смысле тот, у кого нет прав.

00:39:09 Служение не является правом, но привелегией. Это привелегия, которая дана нам. Вовсе не так, что у нас есть право служить. По милости гуру и вайшнавов эта привелегия служения может прийти к нам. Мы должны принимать её как священную привелегию служения.

Как мы можем почувствовать, что то, что мы делаем - это служение, нисходящее свыше?

00:39:48 Да?

00:40:01 - Как мы можем почувствовать, что то, что мы делаем - это нечто нисходящее свыше, служение, нисходящее свыше?

00:40:09 - Посредством системы. Гуру, представителей гуру, тех, кто уполномочен Гурудевом. Если есть некие сомнения относительно подлинности того, о чём нас просят, необходимо лично спросить совет у гуру. Это не наше решение, не наше суждение, "это моё служение" или "это моё служение".

00:40:57 Иногда мы чувствуем, что что-то необходимо сделать, но то, что мы делаем и то, как мы делаем, не всегда имеет чистое основание.

00:41:14 - Мы должны быть осторожны в этом отношении. Шрила Гуру Махарадж говорит: "Мы не должны быть заведомо уверены в своём суждении о природе вещей". Ложные суждения ответственны за наше нынешнее плачевное положение. Мы ищем решение, выход из этого плачевного положения. Примечательно, что Прабхупада рассказывал историю, Гуру Махарадж рассказывал. Это одна и та же история, но она иллюстрирует два разных положения. Гуру просит ученика о стакане воды. И пример Прабхупады был следующий: ученик думает в ответ на эту просьбу: "Молоко лучше, а горячее молоко ещё лучше, а горячее молоко с масалой и сладостями - нечто чудесное". И ученик возвращается к гуру со стаканом горячего молока с масалой, сладостями... Прабхупада называл это... это поведение "чересчур разумным". Ему было дано наставление принести воды - и вот он начинает фантазировать. Это его фиктивная идея о том, что такое служение, и он навязывает свои фантазии гуру. И это не служение, это относится к категории карма-канды.

00:42:46 Когда мы навязываем свои суждения, представления Высшему Началу вместо того, чтобы предложить себя этому Высшему Началу в качестве орудия, инструмента. Гуру Махарадж приводит схожий пример, но в ином направлении. Гуру просит о воде, и через дорогу есть пруд. Преданный идёт на этот пруд и видит, что пруд осквернён, вода непригодна для того, чтобы пить её. И он видит человека, который продаёт питьевую воду на обочине дороги. Переступая приказ гуру, с одной стороны, с другой стороны он выполняет желаемое служение. И он покупает эту питьевую воду для своего гуру.

00:44:04 Казалось бы, он преступает приказ гуру для того, чтобы выполнить этот приказ по сути. Когда этот принцип может быть применим? Мы часто слышали, Гуру Махарадж цитирует Сарасвати Тхакура: "Религия означает занятие правильной позиции". Но кому это известно, какая позиция является правильной? Это известно подлинным вайшнавам. Мы слышим от этих подлинных вайшнавов, мы слышим утверждения священных писаний, и мы должны применять их утверждения, эти истины в своей жизни настолько искренне, насколько мы можем это делать. Это наше предпочтение, эти авторитеты. И нам следует советоваться лично с гуру, с его представителями, высшими преданными, теми, на кого можно положиться.

00:45:25 Нам приходится принимать решения, разные решения на основании того, что мы слышали. И иногда наши личные решения оказываются ложными. Если кто-то искренен, как Шрила Гурудев говорит: "Даже если человек поступает неправильно, но он искренен, тогда к нему придёт вдохновение поступать должным образом. Он сумеет занять верную позицию".

00:46:09 Невозможно достичь сознания Кришны посредством технической стороны сознания Кришны. И также невозможно лишиться сознания Кришны в силу технической стороны. Не это должно быть нашим фокусом, центром нашего внимания.

00:46:33 Это вопрос сердца. Бхава грахи джанардана. В Бхагаватам также говорится: если Кришну прославляют подлинным образом, чувствами сердца, тогда изъяны языка не имеют значения. Техническая сторона. С другой стороны, если это прославление облечено в совершенный язык, но чувство сердца отсутствует, это прославление не является подлинным. Служение имеет такую природу. Всё имеет такую природу.

00:47:27 Откуда это приходит? Каков источник этого? Сердце, хридайена [бхйаногйато]. Сердце - это обитель истины, местопребывание истины. Технические аспекты будут выучены со временем или не выучены, поскольку они не являются важными, значительными.

00:48:10 Особенно в это время мы столь далеки, в эту эпоху мы столь далеки от ведической культуры. В Кали Югу Нам-Санкиртан спасает всех и каждого. Рупа Госвами говорит: "Когда Кришна хочет утвердить Себя, явить Себя, открыть Себя, дикша не нужна, сат-крийа, урусчайа не требуется. Единственное, от чего зависит это откровение - это сладостная воля Кришны явить Себя, открыть Себя".

00:49:28 "Дикша не нужна" - означает формальность, формальный аспект этого явления не является необходимым. Суть дикши, посвящения - это вручение себя руководству высшего вайшнава. Высший вайшнав тот, кто получил признание с Другой Стороны. И это признание невозможно наблюдать или видеть в понятиях практики этих вайшнавов или их поведения. Но тот, кто получил признание Высшего Мира, мы можем понять их вайшнавату, степень, глубину вайшнаваты в них.

Какова подлинная природа Имени Кришны?

00:50:25 - Махарадж, вчера мы говорили о том, что когда мы воспеваем Святое Имя, нет необходимости представлять какой-то образ Кришны и не сопровождать обращение к Кришне какими-то просьбами. Не могли бы вы сказать что-то в этой связи?

00:50:50 - Однажды Шрила Прабхупада сказал: "Самый лёгкий способ - это сила". Но то, что я говорил, было связано с высказыванием Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Это высказывание цитировал Шрила Гуру Махарадж, и оно гласит, что чувства имеют тенденцию превращать разные вещи, реалии, в свою пищу, как стервятники. Стервятники набрасываются на мёртвое тело.

00:51:33 Был один испанский мистик, испанский мистик-философ Де Муно, который говорит: "Для того, чтобы изучить некое явление, люди убивают это явление. Когда перед ними труп, они исследуют его". Сознание, дух ушли, они изучают лишь каркас, остов, скелет. Шрила Гуру Махарадж имел обыкновение цитировать Премавиварту Джагадананду Пандита, который говорит: "[Намакар]", - что значит слоги Святого Имени, или же звук Святого Имени, - "не является сутью, подлинным явлением. Сутью, подлинным явлением является настроение, дух, с которым эти слоги, эти звуки произносятся".

00:52:32 Даже в этом мире мы видим в близких взаимоотношениях людей, мы видим, мы чувствуем, когда они обращаются друг к другу сердечно, с неким чувством, или же равнодушно, и всё, что между двумя этими чувствами. Каков источник этого звука, этих слов - сердце, или нечто иное? Произносится ли это имя с любовью и нежностью, или же с ненавистью? И кто-то может быть экспертом, знатоком того, как скрывать своё сердце, утаивать намерения своего сердца.

00:53:32 Какова подлинная природа Имени Кришны? Шрила Гурудев говорит во время посвящения: "Трансцендентная звуковая форма Господа". Это Имя неотлично от Самого Кришны, и Кришна не является плодом воображения. Кришна не есть ментальная проекция, или: "Я вижу открытку, я читал описания в книгах, теперь я буду фантазировать на тему того, кто или что такое Кришна. Я закрою глаза и буду представлять себе, каков Кришна, какова Радхарани и Враджа-гопи в их интимных взаимоотношениях". Это воображение.

Имитация и воображаемые отношения с Кришной

00:54:33 Гуру актёров - это русский, Станиславский. И все важные, ведущие актёры последних пятидесяти лет находятся под его влиянием. Они называют это "метод Станиславского", "школа Станиславского". Суть этого метода, его идея, заключалась в том, что актёр слышит о своём персонаже, визуализирует персонажа, он представляет себе его жесты, окружение, в котором он живёт, костюм, который он носит, эпоху, в которую он живёт, начинает имитировать этого человека вплоть до той стадии, когда, как говорит Станиславский, "Если ты делаешь это подлинным образом, происходит эпифания, и ты становишься, ты становишься этим персонажем". И это будет уже не просто актёрская игра - ты станешь им, произойдёт трансформация. Теперь ты - та личность, которую ты изображаешь.

00:56:21 Актёры, когда они готовятся к выступлению на сцене, иногда в течение месяца вживаются, входят в образ своих персонажей, и им очень трудно впоследствии выйти из этого образа, поскольку эта персона становится неотделимой от их собственной личности. Такова суть метода Станиславского.

00:57:03 Но этот метод Станиславского по сути дела является совершенно точной параллелью, отражением такого явления, как пракрита-сахаджйяизм. Последователи этой школы представляют себя некими персонажами, представляют себе внешность, одежду, окружение - вплоть до того момента, когда происходит эпифания и они становятся, как они думают, этими персонажами.

00:57:37 В школе Станиславского это не более, чем актёрская игра. Нас не интересует фиктивное представление Имени Кришны, формы Кришны, качеств Кришны, игр Кришны. Существует поверхностное, плоское представление этих реалий, в котором отсутствуют суть и глубина - лишь поверхность. Джанардан Махарадж однажды процитировал это выражение: "Увязшие на поверхности не способны проникнуть в глубины Кришна-концепции". Что является квалификацией, позволяющей проникнуть вглубь? - Сердце, чувства сердца. И эти чувства не нужно путать с сентиментами.

00:58:41 Как эти русские женщины, "бабушки", что значит "grandma", бабушки. Одна бабушка спрашивала, можно ли говорить не "Кришна", а "Кришночка". Одна русская бабушка задавала этот вопрос. Эти преданные бабушки очень сладостны, я не хочу ни в коем случае их оскорблять. Конечно, с одной стороны всё это сладостно, всё это трогательно, но какая суть присутствует в этом?

00:59:30 Однажды, путешествуя по Индии, мы остановились в доме одной женщины. Там была её семья, у них было некое Божество, и женщина показывала нам своё Божество, мы кланялись Ему. А затем эта хозяйка сказала: "Сегодня я очень зла на моего Гопала". Естественно, возникает вопрос: насколько это правда? Связана ли она прямыми отношениями с Кришной? Это чересчур, это слишком быстро, этого не может быть. Это кривляние истинного явления.

Примеры истинных отношений с Кришной

01:00:12 Есть преданные, которые связаны с Кришной такими отношениями. Вамшидас Бабаджи Махарадж был таким преданным. Гуру Махарадж видел его, он жил в Навадвипе. И Сарасвати Тхакур сказал, что: "Если вы не в состоянии поддерживать веру в Бабаджи Махараджа из-за его, казалось бы, скверного поведения, которое преступало правила вайшнава-сад-ачара, тогда не ходите к нему". Но Гуру Махарадж мог видеть глубоко. Он мог находиться в его присутствии и сохранять веру в него.

01:00:54 И Гуру Махарадж говорил... Гуру Махарадж говорил, что иногда Бабаджи Махарадж начинал ругаться и говорить: "Рупа Манджари ходит туда, сюда, а вы сидите здесь как идиоты". Такие вещи он говорил. С точки зрения Сарасвати Тхакура он был подлинным преданным. В этом присутствовала суть. И мы склоняем свои головы перед Вамшадасом Бабаджи Махараджем и почитаем его. Мы считаем его объектом нашего поклонения, нашего служения, самопожертвования.

01:01:30 Когда сердце становится обогащено этой тенденцией самопожертвования, служения, [цитата на санскрите], тогда вибрация Кришна-Нама становится чем-то подлинным, и из этого звука проявится форма Кришны. Это Имя возникнет из сердца, но не в обратном порядке. Из сердца. Когда сердце исполнено тенденции самопожертвования.

01:02:18 Легко говорить это. Я могу сидеть здесь и обсуждать теорию. Это теория Гаудия-вайшнавизма. Речь не идёт о реализации, я рассказываю вам теорию на основании того, что говорят Шрила Гуру Махарадж, Шрила Гурудев, Шрила Прабхупад. И, повторюсь, для меня легко сидеть здесь и рассказывать вам теорию, но реализовать её - это уже другая история. И это будет показано, явлено в желании вновь и вновь предлагать себя в качестве слуги Высшего Мира.

01:03:00 Когда человек исполнен тенденции служения, когда происходит спхурти... "Спхурти" - значит вспышка, проблеск, озарение, откровение, подобное свету. Когда во тьме внезапно зажигается свет, и всё становится моментально видимым, ясным. И это нечто, что поражает сердце, шокирует. Затем этот проблеск уходит, но этот проблеск побуждает преданного идти вперёд. А что мы делаем, ожидая этих проблесков? Нам говорят: "Каждый день воспевайте сладостные Имена Кришны, хотя вы не в состоянии почувствовать эту сладость, поскольку ваш язык поражён болезнью, желтухой. Гурудев милостиво дал вам этот Кришна-Нам и дал этот наказ: «Посвящай себя как можно больше служению, воспеванию Святого Имени, не позволяй мале поститься - это будет твоя духовная практика. Корми эту малу.»"

01:04:17 И как мы делаем это? Мы обращаемся к лотосным стопам Туласи-деви. Гурудев однажды сказал, отчасти шутливо, он сказал: "Может быть, Кришна не любит меня, может быть, я делаю что-то не так? Но когда я зажимаю в кулаке, когда я беру в руку лотосные стопы Туласи-деви... Кришна любит Туласи-деви. Когда я принимаю её лотосные стопы, я молюсь и говорю: «У меня нет качеств воспевать Твоё Имя, это приказ моего гуру. Я пытаюсь это делать, прости мои оскорбления. Я всего лишь следую приказу гуру, не пытаясь форсировать события»".

01:05:18 И когда мы делаем это, когда мы воспеваем Имя, некие воспоминания о том, что дают нам гуру, шастры, садху, будут приходить к нам. Мы имеем дело с этими явлениями. Но мы не пытаемся извлечь из Святого Имени нечто, напротив, мы пытаемся служить Ему. Гуру дал нам этот наказ, и я пытаюсь следовать ему. Он сказал мне делать это - я делаю.

01:05:49 Шрила Гуру Махарадж даёт следующий совет: "Вместо того, чтобы с отсутствующим умом воспевать Кришна-Нам, лучше совершать служение, которое требует ответственности. Ответственное служение позволит уму сконцентрироваться на этом служении, ответственный характер этого служения. И тогда в сердце возникнут качества, которые позволят подлинным образом произносить эту вибрацию Имени Кришны".

Что необходимо для того, чтобы непрестанно воспевать Имя Кришны?

01:06:40 Махапрабху говорит: для того, чтобы "киртанийа сада хари", непрестанно воспевать это Имя Кришны - что необходимо для этого? Быть смиреннее травы, терпеливее дерева, оказывать уважение другим, не ожидая уважения к себе. Эти качества являются предварительным условием, требованием. В Кали Югу через звук, посредством звука, можно обрести всё. Самая глубочайшая тьма может быть превращена, трансформирована в высочайший свет, свет Духовной Истины, мира Голоки Вриндаваны. Но этот звук приносит спасение только в том случае, когда присутствуют эти качества. Если же присутствуют высокомерие, нетерпимость, неуважительность по отношению к гуру, вайшнавам, другим - тогда человек будет призывать Имя Кришны и при этом испытывать некий экстаз - это смехотворная, нелепая идея, самообман.

01:08:06 "Я собираюсь оскорблять гуру, вайшнавов и других личностей, быть нетерпеливым, высокомерным и несмиренным - и при этом я буду воспевать Святое Имя Кришны". Какого рода концепция это? Как такое может быть? Это гирлянда. Кавирадж Госвами говорит: "Носите эти качества", - он говорит, - "«тринад апи суничена...» и так далее, как гирлянду на своей шее, всегда помните их. Тогда у вас есть некая перспектива в сознании Кришны".

01:08:05 Один человек сказал Гуру Махараджу: "Когда мы слышим все эти удивительные, чудесные истины о природе сознания Кришны, о нашем потенциале в духовном мире, о Прекрасной Реальности, о Кришна-концепции, о безграничном очаровании, красоте, сладости, олицетворённых в Кришне, мы столь поражены нашей перспективой. Но когда мы слышим", - продолжал он, - "мы слышим о необходимости быть смиренным, терпеливым и оказывать почтение всем, мы думаем: «Это немыслимо. Мы не можем следовать этому»". Мы стремимся к самому невозможному из всего самого невозможного. Как это становится возможным? Благодаря божественной милости. Это не наша прерогатива, но королевская прерогатива Божественной Реальности открыть Себя. Всё, что мы можем сделать - увеличить нашу жажду, наше стремление к Реальности.

01:09:59 Что это значит: сидеть и хотеть? Нет. Сначала заслужи, затем желай. Демонстрацией того, что эта жажда является подлинной, служит желание, воля, вновь и вновь предлагать себя в слуги Высшему Миру. Тогда мы узнаем что-то о природе этого Мира. Это ключ к решению любого вопроса, что говорить о сознании Кришны.

01:10:39 В этом мире есть учёные и исследователи. Они верят, что открытие лекарства, средства от рака будет величайшим благом для человечества. И они считают этот поиск настолько благородным, что готовы пожертвовать своей жизнью ради достижения этой цели, как служение человечеству. Они получают образование, получают учёные степени, они жертвуют собой. Иногда они пренебрегают своими родными и близкими, работают в лабораториях до глубокой ночи за счёт жены, семьи, детей. Они одержимы этим поиском. Они просыпаются ночью и записывают пришедшие к ним в голову идеи. Этот поиск пронизывает все аспекты их жизни.

01:11:55 И кто-то может заметить по этому поводу: до сих пор, до сегодняшнего дня, лекарство, средство от рака так и не было открыто. Но являются ли эти люди лжецами? Эти люди считают, что несмотря на отсутствие такого лекарства, сам по себе поиск, стремление оказать это служение человечеству стоит нашей жертвы, стоит наших жизней. Даже если мы не достигнем этой цели, мы считаем, что мы не зря тратим наши жизни.

01:12:40 Если кто-то может чувтвовать такого рода страсть к этому явлению, тогда что говорить о высшем деле, о высшем лекарстве, верховном лекарстве. [цитата на санскрите] Каждый в этом мире страдает от хри-дрогам, болезни сердца. Духовные учёные, исследователи поставили этот диагноз. Это главная болезнь. И лекарством против этого заболевания является жертва, самопожертвование. Каждое мнгновение, даже во сне.

01:13:38 И кто-то может сказать нам: "Но ведь вы не обрели, вы не обрели желанный результат". Может быть, это так. Но эта цель столь высока, столь благородна, столь сладостна. Она, как выражается Гуру Махарадж, поглощает сердце. Кришна, Прекрасная Реальность. Несмотря на отсутствие достижения, ничто не может отклонить нас от этого поиска. Всё зависит от степени искренности и искреннего стремления, жажды, которые побуждают человека следовать определённой теистической концепции и соответствующего общества.

01:14:41 В обществе садху-санги, в обществе духовных знатоков, которые обладают более высокой способностью утверждать, определять ценность какого-то явления, такая способность пробудится в нас. Этот принцип действует в любой сфере, и особенно он справедлив в духовной сфере. Если мы честны с собой, мы не можем не признать. Если я желаю улучшить свои способности, я нуждаюсь в высшем обществе, в более высоком обществе. Под руководством эксперта, знатока, аналогичный вкус и способность испытывать вкус проснётся в нас, и мы будем переживать глубины этого явления. Когда достигнута глубина, тогда... тогда рост этого явления становится непреодолимым.

01:16:10 Есть ли другие вопросы?

01:16:23 Небходимо ли нам иметь всю полноту знания, которыми обладает дегустатор, знаток? "Необходимо взять этот минерал, тот минерал, эти витамины, и их смесь будет благотворной для процесса метаболизма в организме..." и так далее, и тому подобное. Нам не нужно знать все эти тонкости. Всё, что необходимо - принять эту субстанцию. Нам нет необходимости быть способными представлять это, описывать это явление во всех его деталях.

01:17:05 Пациенту не нужно иметь всю полноту знания, которым обладает доктор. Но он должен принимать лечение. Доктор предписывает курс лечения. Пациенту следует его принимать.

Что и как нужно предлагать Кришне?

01:17:30 - Махарадж, у меня есть вопрос. - Да? - Что мы можем предлагать Кришне, какую еду и какие напитки? У меня есть привычка пить чай, кофе, и я делаю это здесь, в Матхе, но меня смущает то, что запах чая и кофе выходит из моей комнаты. Как мне быть?

01:17:58 - Есть три уровня предложения. Прежде всего, мы можем предлагать то, что нравится нам самим. Обычно люди в этом мире так и поступают. Они говорят: "О, это очень вкусно, попробуй!" Второй уровень - мы консультируемся с Писаниями, что может быть предложено Кришне, что не может быть предложено. Каждый день мы поём эту песню: Бхога-арати Бхактивиноды Тхакура. В этой песне приводится целый список блюд, которые являются в высшей степени желанными подношениями гуру, Гоуранге, Гандхарве, Говинда Сундару.

01:18:48 Затем, на третьем уровне, мы можем узнать от преданных нечто особенное. Писания говорят: "Эти продукты приемлемы для Вишну, эти продукты неприемлемы". Но в этой песне Бхактивинод Тхакур даёт некоторое представление об этой третьей категории. Он пишет о том, как Шачимата готовит моча гханту, что значит блюда из цветов банана. Когда Мадхавендра Пури и Рангапури посещали дом Шачиматы, они были в высшей степени впечатлены этим блюдом.

01:19:32 Когда Махапрабху странствовал по Южной Индии, Рангапури спросил у Него: "Откуда Ты?" - "Я из Навадвипа". - "О, когда я был в Навадвипе", - сказал Рангапури, - "я кушал эту моча гханту, которую приготовила эта Шачидеви". Махапрабху сказал: "Так это моя мама!" Есть, существует такой уровень.

01:19:58 Затем, на ином уровне, то, что делают преданные - они чувствуют необходимость принимать какие-то субстанции для того, чтобы быть способными совершать служение. И возражения против этого имеют относительный, неабсолютный характер. Если преданный чувствует, что ему необходимо принимать что-то ради здоровья, ради способности совершать служение - у нас нет особых возражений против этого.

Либеральный подход в проповеди Сарасвати Тхакура

01:20:40 Это один способ, путь привести в гармонию эти разные положения. Но также следует понимать, что то, что может быть принято лично, конкретным индивидуальным человеком, может быть неприемлемым подношением для Божества. Но если люди принимают что-то по разным причинам, мы принимаем на веру, что они искренни, и соответственно не возражаем против того, что они принимают.

01:21:26 Кто-то пришёл однажды к Гуру Махараджу и пожаловался на поведение неких преданных. И Гуру Махарадж ответил: "Раньше мы бы дали этому человеку прасадам и указали на дверь. Но теперь, в наши дни, мы понимаем, что эти люди приехали из столь далёких земель на землю Махапрабху, Аударью, землю милости, милосердия. Поэтому мы не слишком суровы или бескомпромиссны относительно бытовых, тривиальных моментов". Тот самый Сарасвати Тхакур, который был столь строг, когда он сказал Гуру Махараджу: "Я думаю над тем, что в Лондоне мы можем устроить гостиницу, общежитие, и, поскольку западные люди не привыкли к вегетарианской пище, нам следует подавать мясные блюда в столовой этого общежития". Такое предложение сделал Сарасвати Тхакур. И Гуру Махарадж, который является бхаттачарьей, происходит из аристократической брахманской семьи, был шокирован. Он сказал: "Я думаю, что тем самым Матх будет осквернён". Слова Сарасвати Тхакура были подобны молнии, которая пронзила его сердце. Но Сарасвати Тхакур, его реакция на это возражение была: "Ты ничего не понимаешь. Я принял это решение десять тысяч жизней тому назад". И, говорит Гуру Махарадж, мы должны принять вайкунтха-бхритти, что может быть переведено или истолковано как в высшей степени либеральное отношение. Он сам строго следует всем правилам, но когда речь заходит о других людях - он в высшей степени либерален, милостив. Он закрывает глаза на недостатки, отсутствие квалификации в них.

01:23:55 Когда присутствует связь с высшей субстанцией, тогда всё придёт в гармонию. Если эта внутренняя связь проявилась, тогда на внешнем уровне также происходит изменение. И постепенно, по мере внутреннего изменения, внутреннего роста преданные начинают задумываться над своим положением, занятиями в этом мире, работой, диетой и так далее. Это происходит автоматически, и это симптом прогресса.

01:24:44 Если нечто является препятствием... Когда преданные Гаудия Матха пригласили на одну из своих церемоний губернатора Бенгалии, английского чиновника... И можно часто увидеть эту фотографию, на которой Сарасвати Тхакур находится в обществе английских чиновников, дам. В этом случае преданные Гаудия Матха подавали им табак, мясные блюда и тому подобные вещи. Если кто-то следует пути сознания Кришны в качестве практикующего, то дурные привычки будут пагубны для его прогресса. Но мы не отрицаем связь со служением, которую имеет человек, в силу его дурных привычек. Наша идея такова, что со временем эти люди изменятся, займут правильную позицию.

01:26:18 Вы не достигните сознания Кришны посредством технических аспектов, и вы также не будете лишены сознания Кришны в силу технических аспектов. Это вопрос сердца. Где находится сердце этой личности? Это самое главное.

Враг духовного прогресса - это самообман

01:26:58 - Махарадж, я не хочу быть ложно отречённым, поэтому я продолжаю делать эти вещи. Возможна ли такая позиция?

01:27:08 - Враг - это самообман. Мы должны быть крайне честными с собой, иначе духовный прогресс невозможен. Почему бы не признать: у меня есть дурные привычки, которые мне нужно преодолеть. Почему мы должны украшать эти дурные, скверные привычки какими-то обрамлениями преданности?

01:27:51 Был один преданный, его прозвище было Хинду-Санкиртан, потому что он ходил по индийскому району в Нью-Йорке и у него были с собой [ладху], какие-то сладости. Он приходил в дома индийцев, заговаривал с ними, угощал их сладостями и так далее. И однажды один человек не стал принимать от него прасадам. "Почему, почему вы отказываетесь?" - "Потому что говорится, что... что если кто-то только что съел мясо, он не должен принимать прасадам, и я очень строго следую этому правилу". - "Вы строго следуете этому правилу? Да что вы говорите? «Если ты только что съел мясо, не следует вслед за этим есть прасадам». Вы строги в этом отношении?" Это ложная идея.

01:29:01 Почему мы отрицаем факты, почему мы приписываем какие-то аттрибуты преданности явлениям, которые носят мирской характер? "Искуственное отречение", в кавычках. Да, это дурная привычка. Я думаю, что в современной поп-психологии это называется "отрицание", отказ признавать очевидные вещи. Отказ от анализа того, почему я делаю то, что я делаю. Это элемент сахаджияизма.

01:29:51 Существуют многочисленные сахаджия-группы. Тукарам Дас Бабаджи определил тринадцать групп, Бхактивинод Тхакур принял эту классификацию. Есть одна группа, называемая гуру-прашади. Их концепция такова: всё следует вначале предлагать гуру. Когда вы женитесь, вы предлагаете свою жену гуру в первую брачную ночь, а потом "я принимаю прасадам гуру". Я думаю, это всё замечательно, если это действительно так. Для вас это прасадам.

01:30:47 Мы можем использовать самую разную терминологию: "прасадам", "искусственное отречение"... Да, может быть это так, но правда ли это, реально ли это? Если мы лжём самим себе, как мы можем надеяться на духовный прогресс? Лучше быть брутально честным с самим собой.

Что значит быть «брутально» честным с самим собой?

01:31:11 - Что вы имеете в виду под честностью? - "Да, я делаю это. Это... я хочу делать нечто мирское. То, что я хочу делать, имеет мирской характер, не имеет ничего общего с сознанием Кришны. Я надеюсь, что когда-нибудь, в один прекрасный день я преодолею мою привязанность. Но сейчас я должен признать, что это мирское явление. Оно не имеет ничего общего с сознанием Кришны, со служением, с отречением. Это чистой воды материальное, мирское явление". Такая позиция называется честностью, а не попытка облечь это явление в терминологию или в одежды сознания Кришны. Это самообман.

01:31:58 "Как человек, который строго следует... И мы принимаем прасадам". По соседству с Бхактивинодой жили некие брахманы. Улла, богиня Чанди, ей поклонялись в тех местах. И по определённым праздникам подавали прасадам, козлятину. Брахманы не едят мясо, но они принимают прасадам. И вот к ним приходят и говорят: "Прасадам, вы..." - "Да, я принимаю прасадам".

01:32:37 Это место - Индия, Бенгалия - это земля обмана, лжи. Здесь присутствуют высочайшие явления и прямо противоположные явления. Здесь присутствуют как высочайший тезис, так и крайней степени антитезис. Гурудев рассказывает историю о ложной Радхарани, которая плетёт гирлянды из цветов [бак]. Эти цветы также можно есть. Она плетёт эту гирлянду, и Её спрашивают: "Радхарани, почему Ты плетёшь гирляну из этих цветов?" - "Потому что", - говорит Она, - "если Кришна придёт, Я предложу Ему гирлянду, а если Он не придёт, Я съем цветы Сама, сделаю из них сабджи и съем их".

01:33:33 Мы должны быть брутально честными с собой. Мы должны знать и понимать: "То, что я делаю, ложно". Необходимо желание, готовность признать это. "Я лжец, я обманщик по природе своей. Моя естественная, природная тенденция - обманывать других и обманывать самого себя. Я должен признать, что эта тенденция очень сильна во мне. Если я признаю это, я смогу двигаться в сторону улучшения, прогресса". Но если мы начинаем говорить: "это сева", "это искусственное отречение", "я не хочу быть искусственно отречённым"... "Я не хочу быть искусственно отречённым прабху"... Тогда ты лжёшь.

01:34:32 Прабхупада имел обыкновение говорить: "Лучше быть искренним подметальщиком улиц, чем ложным, фальшивым медитирующим". Гурудев говорит, Гуру Махарадж говорит: "Скромный, смиренный, естественный рост". Сева - это привелегия, не право. Не то чтобы это ты решаешь: "О, я буду совершать севу". Но это наша удача, если возможность служения, севы приходит к нам. Тогда все эти явления наполняются смыслом.

Подлинный преданный никогда не будет думать, что он достиг свободы от заблуждения

01:35:57 - Есть ли другие вопросы?

01:36:44 Шрила Гуру Махарадж также говорит: "Подлинный преданный никогда не будет думать, что он достиг анартха-нивритти". Одно из значений анартха-нивритти - это свобода от скверны, или же свободы от заблуждения. Подлинный преданный никогда не будет думать о себе в этом качестве. Когда подлинные преданные исследуют себя, они всегда находят некие изъяны, ущербы. Это симптом, признак, такая позиция, признак того человека, которого интересует совершенство.

01:37:28 Если прима-балерина Америки изучает детали своего выступления, она находит великое множество ошибок. Она не занимается самобичеванием, она ищет совершенство. Именно поэтому она прима-балерина. Она не удовлетворена выступлением, представлением низшего порядка, низшего качества. Мы не должны быть удовлетворены низкого качества представлением под именем преданности. Мы всегда должны быть в состоянии найти изъяны, в противном случае мы обманываем сами себя.

Глупцы рвутся туда, куда ангелы ступить не смеют

01:38:54 - У неё есть вопрос.

01:39:16 Гуру Махарадж цитировал эту погворку: "Глупцы рвутся туда, где ангелы боятся ступить". Ангелические преданные очень осторожны в своём обращении, но глупые новички хотят броситься, ворваться и получить привелегию интимных, близких взаимоотношений, явлений духовного мира. Это неуместно.

01:39:45 Если вы хотите эмигрировать. Скажем, вы русский... хорошо. И вы хотите иммигрировать в Америку. Если в момент своего интервью, собеседования в посольстве, вы начинаете проявлять любопытство по отношению к государственным секретам Соединённых Штатов, работе правительства, ЦРУ, то искренность вашего намерения будет под подозрением. "Этот человек выступает на каком-то элементарном уровне, и он претендует на знание эзотерических явлений, секретов нашей страны, которые недоступны даже большинству наших собственных граждан. Это человек, у которого даже нет визы, у него есть паспорт, но нет визы. И он желает знать всё прежде чем въехать в страну". Неизбежно возникнут подозрения.

01:41:08 Гуру Махарадж много раз говорил: "Паспорта недостаточно для того, чтобы въехать, попасть в духовный мир. Нужна виза". Виза, что значит виза? Вам выдаётся виза, когда представители этой страны решают, что ваш въезд в их страну служит интересам их государства. Не вашим интересам, но их интересам. То, что у вас есть некий интерес - это понятно, но вопрос в том, служит ли это нашему благу, нашим интересам. И если мы подозреваем, что это не так, вам будет отказано. Нечто в этом роде.

01:41:58 Этот мир, духовный мир... те, кто одержимы желанием проникнуть в сокровенные тайны этого мира, отвергаются как лишённые квалификации. Но те, кто внимательны по отношению к своим непосредственным обязанностям, к тому, что даётся им из этого Высшего Мира - эти люди могут шаг за шагом, постепенно возвыситься. Поскольку ясно, что у этих людей нет скрытых, подспудных мотивов, они не преследуют свои собственные, низшие интересы, но стремятся предложить себя в качестве слуг высшего интереса - им можно доверять. Но тот, кто пытается подчинить Высшее Начало своим низменным целям - в лучшем случае ему даётся поверхностная, фиктивная версия реального положения вещей, и он довольствуется этой иллюзией, этим заблуждением.

01:43:32 Мы находимся под влиянием заблуждения и пытаемся выйти из тьмы к свету, от заблуждения к истинному пониманию. И это не может быть достигнуто посредством заключения подлинной концепции реальности в рамки ложной концепции, ложного представления. Скорее, для того, чтобы вступить в область истины, мы должны изменить себя, осознать: "Я питал ложные представления о себе, о своей природе. Я воображал себя в роли эксплуатирующего, пытался утвердить себя в этом мире в качестве эксплуататора, пытаясь контролировать, и был более или менее успешен в этом стремлении до поры до времени, но в конце концов, неизбежно, я стал истощён, опустошён этими попытками".

Духовная жизнь предназначена для тех, кто истощен в материальном смысле

01:44:47 Духовная жизнь предназначена для тех, кто, как Прабхупада переводит это выражение, для тех, кто истощены в материальном смысле. У них нет никаких материальных перспектив. [цитата на санскрите] Кунтидеви говорит: "Каковы четыре категории кармических реакций, которые делают человека непригодным для духовной жизни? Следующие: это хорошее рождение, джанма; айшварья - деньги, богатство; шрута - образование, знание и шри - телесная красота". В той степени, в какой человек обладает этими явлениями, или даже всеми ими, в этой степени человек может занимать хорошее положение в мире эксплуатации, чувствовать себя комфортно. Но в этой же степени для человека будет трудно признать ценность духовного пути.

01:46:23 И Кунтидеви говорит: "Когда человек становится материально истощён, когда он понимает, что эти явления не удовлетворяют сердце, они не приносят внутреннее удовлетворение, они поверхностны. Моё сердце остаётся неудовлетворённым, оно находится в поиске некой субстанции, которая более глубока, чем то, что могут предложить эти явления - такой человек может честно, искренне следовать пути духовной жизни".

Скромный, смиренный рост в духовной практике

01:47:05 Последний вопрос.

01:47:24 Ребёнку можно простить очень многое: дети есть дети. Но по мере взросления определённое поведение становится неприемлемым. Это здравый смысл. В состоянии детства, дети могут говорить оскорбительные речи, могут ругаться на своих родителей, обзывать людей плохими словами, делать многое - но всё это прощается: ребёнок есть ребёнок. Но по мере взросления, созревания мы ожидаем более ответственного и уместного, достойного поведения.

01:48:06 Этот же принцип справедлив в духовной жизни. Когда мы находимся в состоянии духовного детства, многими явлениями можно пренебречь. Но это состояние не может оставаться таковым всегда. По мере роста, развития, созревания приходит ответственность, ответственность видеть вещи подлинным образом и принимать достойное поведение. Одним... двумя словами это можно сформулировать следующим образом: "Скромный, смиренный рост". Скромный, смиренный, естественный рост. Не попытка форсировать события. Принятие того, что является уместным для адхикара, уровня квалификации. Преступление этого правила приведёт к обратному эффекту.

01:50:48 Есть английское высказывание, поговорка, которая гласит: "Отсуствие заставляет сердце биться учащённо". Когда вы были соединены с какой-то личностью или местом, и затем пришла разлука, то память об этом, об этом человеке, этом месте, заставляет сердце биться учащённо. Я помню этих людей, эти места. Я помню счастье, которое я испытывал тогда и с теми людьми.

01:51:31 Опыт этого мира может дать нам некий намёк, представление о природе опыта духовного мира. Существовала школа английской поэзии, они назывались романтиками, в девятнадцатом столетии. Вначале были романтики, потом викторианцы и так далее. Романтики отправлялись на лоно природы и видели красоты природы: цветы, ручьи, чащу леса и так далее. Затем они возвращались в Лондон, в этот город. Даже в гуще городских реалий они вспоминали: "Я видел эти красоты природы, цветы... Я танцевал на этих прекрасных полях". Эта способность в отсутствии, в присутствии контраста, когда присутствует контраст, который позволяет помнить о сладости.

01:52:41 Когда вас лишают некоего явления, его отсутствие побуждает вас помнить о нем подлинным образом и делает ваш опыт более глубоким. И в этом секрет, тайна сознания Кришны. В той степени, в которой вы как будто разлучены, эта разлука производит действие на ваше сердце, и сознание Кришны проникает в более глубокие области вашего сердца. С другой стороны, когда явление, с которым мы разлучены, приходит к нам, наше признание, признательность, радость будут более велики.

01:53:34 Иногда мы едим. Затем проходит какое-то время, и голод достигает определённой степени интенсивности. И тогда еда вновь становится вкусной. Есть пословица, европейская пословица, которая гласит: "Голод - лучшая специя". Когда вы голодны, еда кажется столь вкусной. Благодаря разлуке, лишённости, в сердце возникает голод, и когда это явление вновь приходит к вам, вы будете переживать его вкус с особой силой, особой, новой свежестью, интенсивностью. Нечто в этом роде.

транскрибирование: Валентин Астафьев | Дуйсбург | Германия | 22 декабря 2011