Природа человека и её виды, ч.3

vedaradio.fm - 27 June 2025
Ведическое разделение общества на психотипы. Браманы – голова общества. Поддержание гуны благости требует усилий. Система варнашрамы в разные юги. Три обязательных вида деятельности браманов. Сила благословений и проклятий брамана. Развитие своей природы - путь к успеху. Причины дисгармоничного общества. Кшатрии. Ответы на вопросы: Не является ли грехом идти против современных “браманов”? Что делать, если окружающие не нуждаются в знаниях об Истине от брамана? Почему вопрос самоосознания стоит так остро зрелом возрасте и что делать, если так себя и не нашёл?
запись эфира для начинающих из раздела «Общество» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:02:49 | качество: mp3 64kB/s 28 Mb | исходный материал: vedaradio.fm_guna.manjari-_2025.06.27_i.mp3
последняя редакция текста: 2025-10-19 04:47:46 UTC
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:18 Ведущая: Доброго вечера пятницы. Мы рады проводить его вместе с вами, дорогие слушатели Веда-радио. Меня зовут Анна, и мы продолжаем знакомиться с самим собой. Помогают нам в этом священное писание, проводник в мир гармоничных отношений, психолог Гуна Манджари. Вы хорошо, прекрасно знаете по нашим прямым эфирам, вы можете задавать ей свои вопросы. Для этого, пожалуйста, оставляйте их на сайте Веда-радио точка fm или присылайте в ватсапе и вайбере по номеру телефона +7 (900) 239-09-63.

А я приветствую нашу гостю: здравствуйте, Гуна Манджари!

00:00:51 Гуна Манджари: Здравствуйте, дорогая Анна! Здравствуйте, дорогие радиослушатели!

00:00:58 Ведущая: Сегодня мы продолжаем нашу тему, знакомство с варнами, с природой человека, какой она бывает. И хочется передать Вам слово, чтобы мы ещё глубже погрузились в особенности наших характеров, природы, разобрались в себе и наших близких.

00:01:14 Гуна Манджари: Спасибо за приглашение к этой теме. Это действительно важно. Люди всегда стремятся понять: кто они, откуда их природа, характер и особенности. И поэтому мы обращаемся к Творцу всего, что мы видим, что у нас есть, и к главному Создателю. И кто, как не Он может лучше нам это всё объяснить? И поэтому мы обращаемся к Ведам. Там, где в писаниях Шримад-Бхагаватам, где есть Его прямая речь, где Он объясняет, как Он создал этот мир, какие существуют здесь типы людей. И это такая матрица, которая нам поможет разобраться в многообразии того, что мы видим, и, в частности, в самих себя и в окружающих нас людях. И как Господь Сам объясняет, что мироздание, оно подобно телу. То есть этот принцип матрёшки, он существует: то, что вовне, то и внутри. И Вселенная тоже имеет определённые свои части, создана по уровню, по подобию человеческого тела, называется "Вселенская Форма Бога".

Общество – это своего рода тело. Ведическое разделение на психотипы.

00:02:56 И также и общество тоже своего рода является таким телом. И в этом обществе существуют 4 основные его части. И, в соответствии с принадлежностью к той или иной части, определяется психотип человека. И так, в обществе существует голова - это браманы, существуют руки - это кшатрии или воины. Браманы – это духовный, мыслительный центр. Существует живот – это вайшьи, торговцы, то есть те, кто обеспечивают питание этого тела, то есть они отвечают за его желудок, за всё, что находится в брюшной полости. И существуют шудры – это такой рабочий обслуживающий класс, и он связан с ногами. И это такое ведическое разделение общества на психотипы, всё остальное - это составляющая. Существуют также варны, которые не относятся ни к одному из четырёх перечисленных. То есть это такое смешение, у них тоже есть какие-то свои градации. Так или иначе, всё отталкивается, такая матрица, это четыре этих составляющих. И, по сути дела, если мы будем наблюдать, мы можем увидеть эти черты в людях, которые нас окружают.

Браманы – голова общества

00:04:47 И мы начали с головы, как обычно, с самого главного. То есть мы начали знакомиться с этими психотипами с уровня брахмана. И мы продолжим знакомиться дальше и немножечко ещё раз освежим в своём уме признаки браманов – это здесь объясняется ШБ 7.11.21 как: ”Владение умом, владение чувствами, аскетичность, чистота, удовлетворённость, незлопамятность, бесхитростность, знания, милосердие, правдивость и полная преданность Верховной Личности Бога”. То есть в комплексе эти качества перечислены, они описывают высшую браманичную природу в соответствии также, мы говорили на прошлых эфирах с тем, как влияют гуны материальной природы. То есть также энергии, которые на нас влияют в этом мире. И опять же, это всего 3 энергии - благость, страсть, невежество, и их разные комбинации. Они вызывают такое многообразие всего, что мы можем видеть в окружающем нас мире, и даже то, что мы не можем видеть, потому что материальный мир очень многообразен. И мы воспринимаем лишь очень незначительную его часть.

00:06:24 И браманы находятся под влиянием этой энергии благости, поэтому вот такие качества у них проявлены. То есть они умеют контролировать собственные чувства. Это не так, что тело выводит их из равновесия или даже, если они чувствуют какие-то внутренние беспокойства, то тем не менее они умеют их контролировать, они не будут это всё как бы вываливать на публику. У них есть внутренняя сила, позволяющая им не быть марионеткой в руках собственных чувств. Также они владеют, соответственно, умом. Человек, который контролирует чувства, он владеет умом, потому что ум - шестое чувство, самое могущественное, которое является хозяином или в Ведах сравнивают с мужем чувств, которые у нас есть. Ум - главный из них, он ими управляет или не управляет.

00:07:45 Также аскетичность, соответственно. То есть человек, соответственно, не аскетичен, он не может владеть своими чувствами, они будут его дёргать, как, опять же, эту марионетку за ниточки, управлять им полностью. Также чистота, которая помогает находиться под влиянием высшей гуны, гуны благости. Так как гуна благости связана с чистотой. Удовлетворённость также связана с владением своим умом, своими чувствами. Потому что есть такая закономерность, чем больше мы свои чувства распускаем, даём им какое-то топливо, тем больше они берут вверх. Опять же, мы не говорим о том, что у нас есть какие-то необходимые потребности, у нас есть какой-то наш минимум, и у каждого этот минимум разный.

00:08:55 Допустим, находясь в женском теле, больше какое-то внимание чувствам уделяется. Опять же, тоже есть свой определённый лимит, какие-то границы. Потому что вопрос не в том, чтобы кому-то испортить жизнь или ограничить человека, связать, сделать его несвободным. Вопрос в том, что природа чувств имеет тенденцию, это природа огня. И чем больше мы туда вливаем масла, тем больше мы даём чувствам разгореться, тем огонь становится сильнее, сильнее и может поглотить своего владельца. Но опять же, если мы не додаём то необходимое, что мы должны получить, своим чувством, так как у нас есть в этом необходимость, у нас есть тонкое тело, то мы также можем болеть, могут возникать различного рода дисбаланс. Поэтому здесь речь идёт о разумном взаимодействии с собственными чувствами. Я просто к тому, чтобы не возникало ощущения какой-то крайности. И поэтому удовлетворённость - это очень важное-важное внутреннее состояние, его очень важно в себе культивировать.

Поддержание гуны благости требует усилий

00:10:30 Опять же, всё, что касается гуны благости, не приходит само собой. Да, бывает, человеку дано больше по его рождению, так как он уже практиковал её, развивал в прошлых жизнях, практиковал развитие знания, самоосознание, и он уже приходит с этими качествами. Но тем не менее, находясь в этом мире, гуна благости здесь не самая влиятельная, здесь имеет силу гуна невежества, то есть энергия разрушения. Поэтому всё, что связано с поддержанием, к которому относится гуна благости, оно нуждается в усилиях. То есть это всё нужно практиковать. Потому что даже, если говорить о чистоте, а чисто само собой не становится, само собой становится грязно, поэтому нужно прилагать усилия, чтобы поддерживать чистоту.

00:11:30 Нужно прилагать усилия, чтобы поддерживать удовлетворённость, это очень важное качество, которое позволяет нам быть в балансе, позволяет нам быть в адекватности. И периодически эта удовлетворённость требует наших усилий. То есть это внутренняя работа, которую важно осуществлять. Как бы никто за нас не сделает. Да, конечно, мы можем выбирать какое-то общение, которое будет способствовать гуне благости, которая будет как-то поддерживать нашу природу. Но, тем не менее, всё равно, усилия мы должны совершать сами. Также такое качество, как незлопамятность. И мы говорили в прошлых эфирах, что браманов украшает прощение, то есть всепрощение, они прощают, милосердие, им присуща бесхитростность.

00:12:38 То есть браманы не просто вот такие наивные, как есть такое выражение "лохИ" или "лОхи", не знаю, как здесь ставить ударение, но дело не в этом. Дело в том, что так как следующее качество - это знание, браманы, их внутренняя энергия, она направлена на какие-то вещи постижения на вещи, которые связаны с самым важным, что необходимо в человеческой жизни. И поэтому они не тратят свою жизненную энергию на то, чтобы как-то здесь что-то выгадать из этого мира. Это не означает, что они такие простаки, они неразумные. Они очень разумные, они в обществе являются советниками, консультантами, они могут консультировать по разным областям жизни. Просто для себя они не применяют какие-то очень сложные уловки существования в этом мире. И мы уже говорили, упоминали, что у них есть знания. Знание не просто как бы энциклопедическое, а знание о сути вещей.

00:14:03 Милосердие было тоже нами упомянута. Правдивость тоже очень важное качество. И, как уже говорилось в прошлых эфирах, что если человек обладает качеством правдивости, то он искренен, он честен с самим собой во всех обстоятельствах, то как определённый дар за это качество ему может даваться такое свойство, как ясновидение, он может видеть ситуации, ощущать достаточно правильно какие-то вещи. И об этом есть также много упоминаний в Шастрах. Когда мудрецы видели вещи, они чувствовали, сверялись по своим ощущениям с тем, что правильно или неправильно с тем, как ситуация повернётся. Это всё даётся в комплексе. И, в частности, благодаря качеству правдивости.

00:15:17 И, как следствие всех этих качеств, которые мы перечислили - это полная преданность Верховной Личности Бога. Так как браман и само слово браман - это Дух, они познали суть всего, они уже полностью обладают этим аспектом, то есть находятся в контакте с Верховной Личностью Бога. То есть они находятся с духовной энергией, не особо находясь под влиянием материи, под влиянием кнутов, которыми материальная энергия Дурга (переводится как "сложное, тяжёлое") нас здесь стегает. И поэтому счастье, которое испытывают браманы, оно самое полное, какое можно ощутить в этом материальном мире. То есть счастье, которое даёт гуна благости, оно наиболее проявленное, наиболее сильное. И это такой важный момент, который нужно понимать и относительно природы.

Система варнашрамы в разные юги

00:16:32 Опять же, мы живём в то время, это Кали- юга, когда эта система варн и ашрамов, она находится в таком состоянии упадка, в былые эпохи, начиная с Трета Юги. Потому что самая первая эпоха - это золотой век Сатья-юга, не было варн, потому что все люди были божественной природы, не было этого разделения. Но дальше с ходом деградации началcя упадок, и люди начали разделяться на варны по этому признаку, и всё существовало, в общем то, в соответствии с варной, ашрамой.

00:17:40 И общество функционировало очень гармонично, люди развивались очень хорошо, отношения были очень опять же гармоничными, люди жили долгую, здоровую жизнь, всё цвело, процветало, не было страданий такого “интенса”, который мы проходим сейчас. В общем, всё было в расцвете. И с течением времени всё приходило в упадок, и поэтому сама по себе вот такая чистая природа не сохранилась, хотя она присутствует. То есть природа неуничтожима, она всегда присутствует, но говорится как таковых браманов, их нет в Кали Югу, не рождаются практически. Но это можно культивировать в себе браманические качества, занимаясь духовной практикой, осознавая Браман, то есть связывая себя с Браманом, с Высшим Духом, с Верховной Личностью Бога. То человек, таким образом, поднимается, он поднимает, возвышает свою природу.

00:18:59 Также хочется сказать о том, что существовали предписанные обязанности, то есть в соответствии с обусловленностью человека, с его качествами, была деятельность, которой он должен был заниматься. И вот браманы были самыми независимыми членами общества. Они никогда не нанимались. То есть браманы всегда оставались свободными, свободно мыслящими. То есть браман должен быть, одно из его основных качеств, он должен быть независимым. Это самый высший класс. То есть они никогда не зависели от кшатриев, не было там такого придворного священника, я не знаю, “кардинала Ришелье” или что-то в этом роде, как бы проявлением Кали Юги. То есть браманы всегда были независимы, и наоборот, кшатрии или воины-правители, они подчинялись браманам.Они их почитали всячески, они их защищали, с браманов не снимали налоги.

00:20:18 Дальше мы узнаём: кшатрии или воины-правители, они имеют право собирать налоги, они имеют право собирать подать. Но только если они защищают своих праджей, своих подопечных. У нас немножко другая ситуация, но мы говорим о том, как это было задумано в идеале. И это также и действует, но действует оно, конечно, не так, как в идеале, но, тем не менее, мы изучаем эту матрицу, из которой возникли разные-разные качества, психотипы людей. И занятие браманов было в том, что они были просветителями общества, прежде всего их вели и давали им знания о Высшей Абсолютной Истине. Не просто они рассказывали им, не знаю, как им жить в этом мире, они рассказывали тоже, но высшая цель существования никогда не терялась. Браманы были головой общества, и голова была разумной и помогала решать вопросы, как бы, глобального плана, то есть не просто как нам здесь расположиться, немножко побыть здесь, потом опять прийти в следующее рождение.

00:22:05 То есть браманы думали о высшей цели человеческой жизни, именно освобождении из материального существования, которое неестественно для живого существа. Так как браманы были связаны с Браманом, они вели всё общество к Сат- Чит-Ананде - к вечности, знанию, блаженству. И поэтому браманы были независимы. Они не были в какой-то системе в плане того, что они сами были ведущими в обществе. То есть они не подчинялись кшатриям. Но для этого, конечно, они должны были обладать качествами брамана. И они, как я уже говорила, никогда не работали на наёмных работах. Обычно у браманов был определённый обет бедности, которым они придерживались. Потому что оно так заманчиво - быть браманом - ты независим, ты всем даёшь советы, тебя все почитают, тебя слушаются - правители, цари, ты как бы находишься на вершине общества, общественной формации. Но это не просто так.

00:23:37 То есть это не были такие коррумпированные браманы, они были полностью независимы от своих подопечных, они не зависели от зарплаты. То есть говорится, что браманы не получали зарплату, они жили на пожертвования, на то, что им давали, на то, что им приносили в общество. И общество их защищало. Общество было построено таким образом, что, прежде всего, заботились о браманах, чтобы у них всё было, и их почитали. Поэтому браманы, в принципе, не нуждались. Хотя говорится о том, что есть разные категории занятий для браманов. И самое высшее - это даже когда браман не просит пожертвований, когда он принимает всё, что приходит к нему само, как Милость Бога, то есть он же зависит от Него.

Три обязательных вида деятельности браманов

00:24:50 И они жили на то, что приходило само собой, вследствие их обучения, что они давали советы, они помогали людям осуществлять разные ягьи, жертвоприношения, занимались лечением, целительством, они были советниками у царей. Это было их занятие - они просвещали людей. И говорится, что браман обязательно должен заниматься тремя видами деятельности. То есть он должен изучать Веды. То есть не просто такой бродяга, который всем раздаёт полезные советы. Нет, его знание было основано на научном подходе, то есть его знание было ведическим, оно основывалось на том, что к нам пришло из духовного мира, то есть от Создателя.

00:26:00 И они также поклонялись Божеству, говорится об этом в Шримад-Бхагаватам. То есть у них была духовная практика, то есть они изучали Веды, они практиковали Веды. То есть не просто они заходили там в свою студию или в соцсети, включали какие-то средства и вещали о том, как они путешествовали на Бали. Нет, они практиковали всё, о чём они говорили, но говорили они о Высших Истинах. Конечно, они обучали людей, как жить в этом мире, также. То есть это существовали разные, как мы говорили, природы людей, их семейное положение. В соответствии с этим браманы их обучали, обладая развитым интеллектом, они могли ведическое знание давать в соответствии с местом, временем и обстоятельствами.

00:27:17 То есть это не была такая фанатичная проповедь, что “всё оставьте и просто там молитесь” или ещё что-то в этом роде. Но браманы могли, учитывая условия жизни человека, его конституцию психофизически, дать ему его высший путь таким образом, что он был для него достаточно органичен и естественен. И требуется разум для того, чтобы адаптировать ведическое высшее знание в условия времени, места и обстоятельств. И это то, чем занимались браманы. И третья также деятельность, которая характеризовала браманов, они раздавали милостыню. То есть, когда они получали много всего, или то, что у них было (они брали необходимое для своей жизни), излишки они раздавали как милостыню. Они занимались благотворительностью. Их энергия шла на пользу общества, то есть на развитие общества. Там не было каких-то таких корыстных целей за место под солнцем, за выживание этих всех идей, энергия их не тратилась на всё это. И поэтому они могли заботиться об обществе, они были реальными доброжелателями, благотворителями всего общества, так как у них не было этого чувства стяжательства, у них были качества. И общество, оно могло полностью доверять такого рода браманам и брахманам, и они вели всё общество именно к развитию, просветлению.

00:29:25 Такой уклад строился в былые эпохи, былые Юги. И хочется сказать в связи с этим, что у человека есть определённый запас его жизненной энергии. И гуны, влияние гун - это тоже энергия определённая. И у человека в соответствии с его природой, в соответствии с его развитием, энергия будет направлена в ту или иную сторону. И так как энергия браманов была направлена на развитие, то естественным образом она уже не расходовалась ни на какие другие цели, то есть не на то, чтобы как-то поддерживать себя. Мы говорили о том, что браманы были аскетичны и удовлетворены, поэтому они могли довольствоваться небольшим, у них не было каких-то раздутых амбиций, чтобы там иметь много последователей или чтобы там как-то влиять на общество, то есть это уже больше такая кшатрийская тема. То есть энергия туда не расходовалась, и поэтому они были очень могущественны, очень сильны.

Сила благословений и проклятий брамана

00:30:54 И их силой прогрессировало всё общество. И когда браман давал какие-то благословения, это работало. То есть Господь прислушивался, и Он выполнял волю брамана. То есть, если браман пожелает удачи или какого-то успеха, то Господь устраивал таким образом, чтобы так всё и происходило. И Он также говорит, Господь отмечает, что Я являюсь устами брамана. То есть поэтому считалось очень благоприятным накормить брамана, попотчивать его. И всё, что браман говорил - это также было, являлось Волей Верховного Живого Существа. И также браманы могли проклинать, их проклятия тоже имели силу. Поэтому в наше время, так как люди не обладают такой чистотой, проклятия их не столь сильны. Благословения работают тоже, может быть менее сильно, но работают.

00:32:20 Поэтому у человека есть его какая-то жизненная энергия, которая даётся ему вот на эту жизнь. И в соответствии с тем, куда она направлена, в соответствии, опять же, с его качествами, с энергиями, которые на него влияют, гунами, он будет действовать в том или ином ключе. И поэтому браманы были очень успешны в просвещении общества, в его каком-то просветлении, в том, чтобы вести, давать советы, распутывать какие-то сложные дилеммы, ситуации. Но они были не очень хороши, допустим, в зарабатывании денег, потому что вся их жизненная энергия шла именно на их обязанности, на их путь, и во всём остальном. То есть они были не очень хороши в каких-то воинских вещах. Поэтому общество было устроено таким образом, что каждый занимался соответственно с его природой, и оно работало успешно.

Развитие своей природы - путь к успеху

00:33:33 Потому что, как спросили одного преуспевающего человека: "Как Вы достигли такого успеха? Как Вы прорабатывали свои недостатки? Как вам это удалось?". Он говорит: "Нет, я работал со своими достоинствами". То есть, по сути дела, человек ответил на этот вопрос, что он развивал свою природу, то, что есть, и это привело его к успеху. И это действительно тот путь, который беспроигрышный. То есть у нас есть наши какие-то сильные стороны, и их нужно развивать. Это наша природа. И, к сожалению, так как мы живём в Кали Югу, оно совершенно как бы не созвучно природе человека. И поэтому общество такое дисгармоничное, дисфункциональное во многом: в отношениях, в плане здоровья, в плане нервной системы, то есть такое количество депрессии очень большое, бьёт рекорды, всех психических сдвигов, срывов неудовлетворённости, психосоматики, каких-то сложных заболеваний, онкологии.

Причины дисгармоничного общества

00:35:01 Это все связано с тем, что природа человека не учитывается, она не задействуется правильным образом, нет понимания и вследствие этого уважения к природе. И поэтому, так как природа неуничтожима, энергия не уничтожается, то она проявляется в разных-разных странных её формах, и может ударять по психике, может ударять по физике. И поэтому такое большое количество дисгармонии мы можем видеть в наше время, потому что не учитывается психофизическая конституция людей, она есть. И хотя мы говорим о том, что в наше время эта природа не проявляется чисто, нет чистых браманов, чистых вайш, шудр и кшатриев, тем не менее каждый человек, не являясь, так сказать, чистым тем или иным представителем варн, там есть какая-то смесь, которая будет определять его жизненную силу, его направления. И поэтому очень важно это учитывать и развивать, развиваться для достижения влияния гуны благости, исходя из тех исходных данных, которые у нас есть от рождения.

Кшатрии

00:36:50 И у нас есть ещё немножко времени, я чуть-чуть расскажу, то есть я прочту, что нам говорят Шастры (ШБ 7.11.22), что говорят Веды. Следующий природе психофизики - это кшатрии, их можно условно назвать воины, правители, управляющие, цари. И качества, которые им свойственны - это воинская доблесть, непобедимость, выдержка, сила, щедрость, воздержанность, умение прощать, преданность браманам, неистощимая жизнерадостность и правдивость. Таковы признаки кшатрия.

00:37:43 Вот такой перед нами встаёт благородный типаж, очень привлекательная личность, харизматичная. И также упоминается в Бхагавад-Гите качество кшатриев. Бхагавад-Гита БГ 18.43 - где Господь Сам рассказал своему другу Арджуне, позже ученику, то есть который был воином, и Господь говорит о том, что “героизм, сила, решимость, находчивость, отвага, щедрость и умение вести за собой - это природные качества кшатрия, необходимые им для исполнения своего долга”. То есть такая психофизика, которая свойственна этому типу людей, наделённым кшатрийской природой.

00:38:50 То есть это люди, у которых жизненная энергия направлена на защиту, на то, чтобы оказывать покровительство. И поэтому им даётся эта воинская доблесть, они обладают таким куражом, они очень привлекательны. Говорится, что кшатрии очень красивы сами по себе, они более привлекательны внешне, то есть там более такая яркая красота, чем у браманов. Браманы могут обладать более такой утончённой природой. Кшатрий более яркий, красивый, такое там влияние гуны благости вместе с гуной страсти. Раджа гуна - это царская гуна, раджа - это царь. То есть она даёт такую яркость, она даёт такую страсть. Это люди более страстного темперамента. Если браман будет терпеть или не проявлять своего темперамента, то кшатрий не потерпит несправедливости, он не потерпит, когда обижают слабого, более слабого.

00:40:10 Конечно, браман тоже не будет терпеть, но он будет философски обосновывать, как бы воевать, защищать словом, аргументами, интеллектом. Кшатрии, представляя собой руки общества, будет физически защищать. И поэтому им свойственна доблесть, непобедимость, их вдохновляет какая-то хорошая битва, хороший, так сказать, спарринг, это делает их более-более вдохновлёнными. То есть в этом плане их сложно как-то запугать или сложно утихомирить. Наоборот, чем больше они видят разборку, понятно, что это не просто без головы, там они машут кулаками, нет, их деятельность направлена на защиту. Потому что, если кшатрий проявляет агрессию, просто дерётся для того, чтобы подраться, то это не кшатрий, это просто какой-то разбойник.

00:41:36 Есть разница между кшатрийством и между бандитизмом. У кшатрия есть идея, у него есть принципы, обучение. Кшатрии обучались наравне с браманами, они обучались Ведам, они обучались ведическому знанию. Также они обладали пониманием тонких законов материальной природы, то есть какие-то мистические моменты, они тоже обладали какой-то мистикой, они могли использовать оружие тонко мистическими способами, заряжая его мантрами определёнными, это всё работало. То есть они не были просто такими "сила есть - ума не надо". Они были высоко образованными, высокоразвитыми представителями общества.

00:43:00 И поэтому там была сила, там была харизма, лидерство и вместе с тем, там были качества, там дальше мы читаем, там была выдержка, у них была внутренняя сила, это не были просто агрессивные, агрессирующие личности, это были такие Брама-Риши. То есть это были цари, которые кшатрии по природе, но они также могли обладать качествами йогов, качествами Риши. То есть им была присуща выдержка, у них была сила, сила контроля, они могли контролировать также свои чувства определённым образом, и у них была чисто физическая сила, они были очень сильны, они занимались своим развитием и внутренним, и физическим. Они упражнялись, поддерживали свою силу, они занимались разного рода оружиями, изучали, практиковались, то есть не просто были такими “комнатными воинами”.

00:44:15 И говорилось, что царь мог выйти на охоту в лес и сражаться с тигром при помощи небольшого меча, небольшого ножа. И он мог сражаться с тигром практически голыми руками. То есть он вызывал тигра на поединок, и побеждал этого тигра, занимаясь таким образом, поддерживая свою силу, свою доблесть. То есть не просто отдавая команды, направляя всех остальных рисковать своей жизнью. И кшатрии в ведические времена участвовали в сражениях, они были там на передней линии. И, естественно, войны были ведические. Мы не будем сейчас вдаваться в эти детали, это было другое время. Но повторюсь, что мы изучаем, как это всё было задумано, как, что нам даётся природой в своём таком изначальном замысле. Также кшатриям была присуща щедрость, они были очень щедрыми, они действительно делали такие царские подарки. Они поддерживали браманов. Так как кшатрии также были и правителями, а правители относились к роду кшатриев, они поддерживали своих подданных, чтобы те ни в чем не нуждались.

00:46:10 И я смотрю, по времени мы уже близимся к завершению нашего эфира. Хотелось бы всё-таки, чтобы это был диалог, не просто я разговаривала сама. И хотелось бы, если есть какие-то вопросы, мы могли бы немножко побеседовать. И если у нас останется время, мы обратимся к тем вопросам, которые у нас были. В любом случае, мы держим все ваши вопросы в поле внимания. Если не успеем ответить сейчас, то мы будем отвечать на следующих эфирах. Итак, если есть вопросы, комментарии, дополнения, Анна, можете включиться.

Ответы на вопросы

Не является ли грехом идти против современных “браманов”?

00:47:11 Ведущая: Спасибо Вам большое, дорогая Гуна Манджари! Действительно, это важная тема разбираться в себе. И здорово, что мы можем это делать с позиции Вечных Знаний, которые дал нам Сам Господь. Благодарю Вас за это. Да, есть вопросы от наших слушателей. Например, вот такой интересный нам пришёл: “Не является ли грехом идти сейчас против современных так называемых брахманов у власти, хотя ты явно ниже по призванию - для меня ценна свобода, в том числе и в духовном обществе?

00:47:44 Гуна Манджари: Нет, не является. Понимаете, Господь говорит в Бхагавад-Гите, что лучше делать несовершенно свои обязанности, чем совершенным образом обязанности другого исполнять. Кроме того, нам даётся знание. Для чего нам даётся всё это знание? Для того, чтобы мы разбирались, что есть истина, что не есть истина. Нас также Шастры предупреждают, что в Кали Югу будет много деградации. И очень много того описано. Приход Кали Юги начался с того, что произошла деградация браманов, когда Махарадж Парикшит был проклят мальчиком, с тех пор началась деградация. Поэтому очень важно разбираться в том, что есть истинное проявление браманизма, и соответственно, мы должны понимать, что им не является.

00:48:57 Иначе нам бы не давалось это знание, если бы от нас не требовалось уметь различать. Да, мы должны различать. Другой момент, как нам действовать в соответствии с местом, временем и обстоятельствами. И чем выше уровень нашего развития, чем более мы гармоничны, тем более мы внутренне свободны. Потому что одно из качеств браманов - это браман должен быть независим, и прежде всего внутри независим. То есть, если обычно массу людей очень легко программировать, то браман не поддаётся этой программе, он связан только с Верховной Личностью Бога. Оттуда он полностью предан тем знаниям, которые идут оттуда. Если говорить о такой чистого рода независимости, даже не чистого, а самой по себе независимости, её нет для живого существа.

00:50:18 Мы всегда зависим, мы сами выбираем эту зависимость: либо зависим от духовного источника, либо от материальной энергии. Поэтому браман зависит от духовного ресурса. И поэтому очень важно быть преданным знаниям, Ведам, знаниям, которые там даются, и не идти на какие-то внутренние компромиссы, но при этом обладая умением. Так как браманы обладают развитым интеллектом. Не просто рубить правду матку, а говорится о том, что есть такое понимание в Ведах, определение, как Сатьям - Прия. Сатьям - это Истина, правда, Прия - это приятность, то есть даже в русском языке тот же корень.

00:51:21 То есть умение доносить правду достаточно приятным образом, в соответствии с местом, временем, обстоятельствами. Иногда об этом нужно сказать прямо, но, во всяком случае, для себя очень важно хорошо уметь видеть, отличать Истину от не истины – санкхья-философия нам помогает в этом. И браманы этим владели. То есть у них был отточенный разум, они могли отделять зёрна от плевел. Другой момент, что они также видели, повторю это волшебное слово: место, время, обстоятельства, то есть эту волшебную комбинацию. Они могли давать, доносить людям знание, понимание в соответствии с этим. Если, допустим, браман видит, что какое-то общество нереально переделать и просто как бы воевать с ветряными мельницами нет смысла, то он не станет тратить своей энергии.

00:52:31 Он будет это объяснять тем, кто его слушает, будет, прежде всего, самому себе и тем, кто его слушает, доносить какую-то истину. И возможно, он не будет иметь большое количество последователей и учеников, но браман не гонится за популярностью. Поэтому, да, ему дороже всего внутренняя свобода и истина в соответствии с этой внутренней свободой, или внутренняя свобода в соответствии с истиной. И поэтому он действует соответственно, он неподкупен, он не попадает под различные такие популистские влияния, его не интересует положение особое, его не интересует какое-то там в обществе, чтобы к нему как-то так относились по-особому, естественно, какие-то чувственные моменты не сильно его занимают. Да, он берёт то, что ему необходимо, учитывая опять же свою психофизику, но особо не заигрывает с этим миром.

00:53:49 В то же время он не ведёт себя агрессивно, разрушительно, а умеет донести истину в соответствии с обстоятельствами и людьми, с которыми он находится. То есть он учитывает все эти аспекты. Но сама идея, да, к тому нам для этого даётся знание, чтобы мы умели разбираться или, как говорил Иисус Христос: "Обрети истину, и она сделает тебя свободным.".

Что делать, если окружающие не нуждаются в знаниях об Истине от брамана?

00:54:27 Ведущая: Благодарю Вас за такой глубокий ответ. Действительно, это возвышает каждого из нас, потому что так или иначе духовное общество предназначено, чтобы каждый из нас стал браманом. И вот эти рекомендации, которые Вы дали, очень полезные. Хочу ещё один вопрос задать похоже в продолжении этого, потому что нас спрашивают: "А если по природе брахмана окружающие люди не нуждаются в том виде знания и истине, которые я готов дать, в том числе духовную истину? Открыто говорят, что не хотят ничего менять. Меня самого угнетает такое общество и нет применения моей природе. Что делать?".

00:55:04 Гуна Манджари: Тут есть несколько ответов на этот вопрос. Во-первых, тут важно искать то общество, в котором есть эта потребность, которое испытывает эту потребность в получении этого знания, в развитии. Бесспорно, такие люди есть, которые ищут. Это как закон: если ты ищешь кого-то, то кто-то ищет тебя. То есть, если ты ищешь, кому отдать это знание, то кто-то, бесспорно, ищет, где бы получить это знание. И в течение жизни, практики действительно часто встречаешь людей, которые в поиске, они ищут, они страдают без этого, они говорят: "Где вы были и почему я раньше этого не встретил, почему я раньше этого не знал?". Поэтому тут нужно искать, как, допустим, я знаю вайшнавы распространяют ведическую литературу, просто идут на улицу и предлагают людям. Таким образом, я не знаю, 10 человек откажется, a один заинтересуется. Таким образом находится этот человек.

00:56:13 И опять же, вы можете сами искать какие-то возможности, где можно встретить таких людей. Сейчас много есть тем, связанных с саморазвитием, ретриты, какие-то встречи, там можно найти людей, есть помогающие профессии, волонтёры. При желании можно встретить такую возможность, потому что есть масса людей, которые этого ищут, и они, к сожалению, пока не встретились. Поэтому нужно искать возможности. Как, может быть, выйти из привычного круга, в котором нет запроса на это, пойти дальше, потому что мир велик для нас. И есть масса людей, которые ищут то, что у нас есть. Просто нужно искать возможности, как мы могли бы встретиться с такими людьми. Нужно что-то предпринимать. И говорится, что Господь помогает тем, кто помогает себе сам. Поэтому как в этом старом анекдоте, что человек просил богатства, он был браманом, но жил очень бедно, и в конце своей жизни, когда он умер, встретился с Господом и говорит: "Я же Тебе молился всю жизнь, почему я так бедно жил?". Господь ему говорит: Ты хотя бы купил лотерейный билет, хоть когда-нибудь".

00:57:56 Поэтому да, нужно какие-то ещё предпринимать усилия. И другой момент. Также может быть, что возможно у нас ещё нет достаточно какой-то внутренней зрелости, чтобы доносить это знание так, чтобы людям оно было интересно, привлекательно, нужно. Чтобы мы могли передать им этот аспект, что очень важно. В НЛП (нейролингвистическое программирование) есть этот момент, "пристройка" называется. То есть мы должны быть не просто сами по себе, мы должны ощущать людей, с которыми мы живём, их нужды, кто они, какова их природа, психофизика, какие их потребности. Если мы их принимаем, если мы умеем как-то ответить на то, что их волнует. И в связи с этим мы можем увидеть, как им тоже нужно это знание. Не просто теоретически, а именно разговаривая, говоря на их языке, языком их потребностей, они могут тоже получить.

00:59:11 Иногда нам не хватает опыта, не хватает зрелости, какого-то уровня развития, чтобы увидеть, как вот этим людям это может быть дано, как они могут это принять. То есть это тоже уровень развития и это нормально, мы все растём. И спустя какое-то время мы начинаем это понимать. Мы начинаем это видеть. Как люди, которые практикуют давно духовный путь, они, вспоминая, какими они были в самом начале, они пытались там моментально всех своих близких поставить на путь истинный, и как были, нелепы и смешны их попытки. Спустя какое-то время практики, развиваясь, они понимают, что как нужно разговаривать со своими родственниками, какой к ним подход нужно применять, и оно всё более успешно начинает в их жизни выстраиваться. Так можно было ответить на этот вопрос.

Почему вопрос самоосознания стоит так остро зрелом возрасте и что делать, если так себя и не нашёл?

01:00:23 Ведущая: Да, спасибо. Действительно, это тоже одно из самых главных качеств брамана. Сначала начать с себя, все изменения, все благоприятные подвижки. И в первую очередь начинать со своего собственного сердца, потом уже Господь проявит атмосферу и нужных людей. Ещё один хочу вопрос озвучить. Мне кажется, очень важный для сегодняшнего завершения нашего эфира: "Почему вопрос самосознания стал сейчас так остро для нас? Что мы делаем не так, что нам приходится искать себя в 30, 40 50 лет? И что делать, если уже в зрелом возрасте так себя и не нашёл?".

01:01:00 Гуна Манджари: Ну да, это, к сожалению, и где-то к счастью, потому что всё-таки хорошее послание в этом в том, что всё-таки люди, так или иначе начинают на это обращать внимание, хоть поздно, но начинают обращать внимание. Потому что, если взять более старшие поколения, люди вообще не задавались этим вопросом, в большинстве своём. Общество не задавалось этим вопросом. Просто, надо было как-то обеспечить себя, семью, как-то прожить. Прожил, есть, как говорится, хлеб насущный и Слава Богу. Что всё остальное, типа, от праздного ума, то есть просто тебе нечего делать, ты начинаешь задавать, задаваться вопросами: "А кто я? Для чего?" - такая обычно была трактовка в те времена. Поэтому……(связь прервалась)… с этой стороны общество более развилось, так как какие-то духовные знания пришли в современное общество западное, в частности ведическое знание………

далее связь с Гуной Манджари оборвалась

01:02:18 Ведущая: Тоже не получается у нас связаться с нашей дорогой гостьей, с Гуной Манджари. Но так или иначе эту тему: "Почему же так происходит? Почему так сложно найти себя? И что с этим сделать?", оставим её мы на следующий прямой эфир. Очень важный вопрос. Видимо, ему нужно больше времени для раскрытия. Поэтому, пожалуйста, оставайтесь на нашей интернет волне и до новых встреч. А я желаю вам прекрасных выходных, в мире с собой, в гармонии с миром. До свидания!

транскрибирование: Екатерина Варламова | Москва | Россия | 16 September 2025
обработка текста: Ирина Костомарова | Электросталь | Россия | 23 September 2025