Режим еды, сна, отдыха и работы

12 января 2014
Бхагавад-гита о режиме дня и питании. Соблюдение режима дня и режима питания – залог здоровья. Ана вигьяна. 8 важнейших факторов, определяющих пользу еды. 1. Природа пищи; 2. Приготовление пищи (карана); 3. Сочетаемость пищевых продуктов (самйога); 4. Количество пищи (раши); 5. Место приёма пищи называется (деша); 6. Время приема пищи (кала); 7. Правила приёма пищи (упайога-самстха); 8. Состояние и привычки того, кто принимает пищу, (упавоктри). Факторы образования амы или ядов. Рекомендации по поводу совмещения продуктов. Панча карма.
лекция для практикующих из раздела «Аюрведа» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:17:32 | качество: mp3 64kB/s 35 Mb | прослушано: 222 | скачано: 65 | избрано: 5
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

00:00:00 Ом намо бхагавате васудевая!
Ом намо бхагавате васудевая!
Ом намо бхагавате васудевая!

Бхагавад-гита о режиме дня и питании

00:00:24 Сегодня у нас последнее будет занятие по поводу ведической концепции здоровья, завтра я улетаю в Маяпур, и вернусь 15 марта, и поэтому постарайтесь все эти рекомендации приминять на практике, и стать здоровее ради Кришны.

00:00:56 Итак, для начала я выбрал пару стихов из Бхагавад гиты глава 6, Дхьяна йога текст 16 и 17

00:01:09 नात्यश्न‍तस्तु योगोऽस्ति न चैकान्तमनश्न‍त: ।
न चातिस्वप्‍नशीलस्य जाग्रतो नैव चार्जुन ॥ १६ ॥

nāty-aśnatas tu yogo ’sti
na caikāntam anaśnataḥ
na cāti-svapna-śīlasya
jāgrato naiva cārjuna

00:01:26 Если человек ест слишком много или слишком мало, спит слишком много или слишком мало, он не может стать йогом, о, Aрджуна.

00:01:39 И в 17 тексте тоже интересно говорится:

00:01:42 युक्ताहारविहारस्य युक्तचेष्टस्य कर्मसु ।
युक्तस्वप्‍नावबोधस्य योगो भवति दु:खहा ॥ १७ ॥

yuktāhāra-vihārasya
yukta-ceṣṭasya karmasu
yukta-svapnāvabodhasya
yogo bhavati duḥkha-hā

00:01:50 Тот, кто следует режиму еды, сна, отдыха и работы, может облегчить все свои материальные страдания, занимаясь йогой.

00:02:04 Комментарии Шрилы Прабхупады: Здесь йогам дается указание регулировать режим питания и сна. Есть слишком много, означает есть больше, чем требуется для того, чтобы поддерживать душу в теле. Людям не нужно употреблять мясо животных, поскольку существует достаточное злаков, овощей, фруктов и молока. В соответствии с "Бхагавад-гитой" такая простая пища относится к гуне благости.

00:02:31 Животная пища - для тех, кто находится под влиянием гуны невежества. Поэтому те, кто позволяют себе есть животную пищу, принимать спиртные напитки, курить, употреблять пищу, которая не была вначале предложена Кришне, будут страдать от кармических последствий, так как вся их пища является нечистой.

00:02:50 Бхунджате те тв агхам папа йе пачантй атма-каранат. Каждый, кто ест ради удовольствия чувств, или готовит только для себя, не предлагая Кришне, ест один лишь грех. Тот, кто ест грех, и кто ест более того, чем ему выделено, не может заниматься йогой. Лучше всего, если человек ест только только пищу, которая предварительно была предложена Кришне.

00:03:16 Пребывающий в сознании Кришны не ест ничего, что не было сначала предложено Кришне. Поэтому только тот, кто действует в сознании Кришны, может достичь совершенства в занятиях йогой. Практиковать йогу не может также и тот, кто искусственно воздерживается от пищи, придумывая свой собственный вид поста. Человек же в сознании Кришны соблюдает посты, как рекомендуется в Шастрах.

00:03:39 Он не постится, и не ест больше, чем требуется, и таким образом может заниматься йогой. Тот, кто ест больше, чем следует, будет видеть много снов и, соответственно, должен будет спать дольше, чем требуется. Не следует спать более шести часов в сутки. На того, кто не придерживается этой нормы, несомненно, оказывает влияние гуны невежества. Человек под влиянием гуны невежества ленив и склонен много спать. Такой человек не может заниматься йогой.

00:04:12 Ом агьяна-тимирандхасйа гьянанджана-шалакайа
чакшур унмилитам йена тасмаи шри-гураве намаха

00:04:20 шри-чаитанйа-мано-'бхиштам стхапитам йена бху-тале
свайам рупах када махйам дадати сва-падантикам

00:04:29 Ванчха калпа тарубьхьяш ча крипа синдхубхья эва ча
патитанам паванебьхьо вайшнавебхьо намо намах

00:04:37 Джая шри-кришна-чайтанья, прабху-нитьянанда,
шри-адвайта, гададхара, шривасади, гаура-бхакта-вринда

00:04:48 Харе Кришна харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

00:05:00 Намо ом вишу-падайа Кришна-прештхайа бху-тале
шримате бхактиведанта-свамин ити намине
намасте сарасвате деве гаура-вани-прачарине
нирвишеша-шунйавади-пашчате-деша-тарине

Соблюдение режима дня и режима питания – залог здоровья

00:05:14 Итак. Если человек ест слишком много, или слишком мало, спит слишком много или слишком мало, он не может стать йогом, о, Aрджуна. Тот, кто соблюдает режим еды, сна, отдыха и работы, может облегчить все свои материальные страдания, занимаясь йогой.

00:05:33 Итак, мы говорили уже в общих чертах о том, что Веды называют здоровьем. Здоровье это не просто отсутствие симптомов болезни как у нас считается, это более глубинные вещи, это внутреннее счастье, удовлетворенность, это в конце концов счастье духовное.

00:06:10 Мы говорили о том, что в основе в аюрведы лежат такие факторы, как правильное питание, правильный образ жизни, без изменений этого лекарства бесполезны. То есть сейчас аптеки очень мощный бизнес, всем нужны лекарства, люди думают, что лекарства лечат болезни.

00:06:36 Лекарства болезни не лечат, лекарства могут облегчить симптомы некоторые, боль, кашель пришел, перестал, или еще что-нибудь снять изжогу какую-нибудь, но нет таких лекарств, которые лечат причины болезней, потому что причины болезни, они как правило лежат в основе образа жизни человека, его привычек и взглядов и так далее, на основе этого человек уже как-то питается неправильно, и так развиваются болезни. Мы говорили о 6 стадиях болезни.

Ана вигьяна

00:07:05 Сегодня мы поговорим о том, как правильно делать некоторые вещи в частности питание, есть такой раздел в аюрведе, который так и называется "ана вигьяна", знания аны, ана имеется в виду пища, зерно ана, знание о том, как правильно принимать пищу. И никакой универсальной диеты естественно, аюрведа никому не приписывает, потому что ее просто не бывает.

00:07:37 У каждого человека своя индивидуальная ситуация, индивидуальная конституция, и поэтому, как известно то, что яд для одного, то нектар для другого и наоборот. Поэтому давать какие-то рецепты свои рецепты другим людям неправильно, то что помогло одному, может навредить другому человеку, лекарства от всех болезней и прочие глупости, такого не бывает, то есть всегда у всех все индивидуально.

00:08:05 Итак, есть такой древний текст называется Чарака Самхита называется, который посвящен аюрведе, и он гласит, что пища является наиболее важным из факторов, поддерживающих жизнь, и лишь прием полезной пищи способствует правильному росту и развитию человека, употребление вредной пищи является причиной развития болезней.

8 важнейших факторов, определяющих пользу еды

00:08:25 И там перечислено 8 факторов которые определяют насколько будет для человека полезна та или иная пища. Итак мы сначала 8 перечислим, а потом чуть подробно на каждом остановимся.

00:08:40 Первый фактор это свойство пищи называется пракрити, её природа, у тела есть природа, пракрити, и у пищи есть пракрити, и должны принимать ту пищу, которая дополняет недостатки нашей природы, и не принимаем ту пищу, которая слишком в соответствии с наше природой, если наша природа легкая, и мы принимаем пищу лёгкую, это очень плохо, то есть должна быть какая-то определенная компенсация. В прошлый раз мы об этом более подробно говорили, как эти вещи связаны между собой, значит с приведением некоторых пример. Итак, первое свойства пищи, это необходимо учитывать.

00:09:18 Второе это способ приготовления пищи называемый карана, потому что пищу можно по разному готовить, есть пища легко приготовленная, допустим на пару или сваренная на воде, а есть пища, так называемая ведант адхара, пережеванная пища, то, что так любят люди, жарить глубоко жареное в масле, такое всё жирненькое, чтобы аж копало всё такое. То есть это способ приготовления пищи, который может быть здоровым или, скажем менее здоровым.

00:09:50 То есть если пища очень сильно обработана вот так вот, термически, особенно с применением масла, пережаренная это называется категория ведант адхара, то есть переженная пища является крайне вредной, её можно есть только в небольших количествах, иногда и только вместе с другой пищей, если она естся отдельно, она очень плохо сказывается на теле, она, так сказать выходит из равновесия три доши материальной, вот эти вот доши в нашем теле.

00:10:22 Третий фактор питания это сочетаемость пищевых продуктов, так называемая самйога. 4 - Это количество пищи раши. Пятый это место, где мы принимаем пищу, шестое это время, кала. Место называется деша, время кала. 7 правила приёма пищи упайога-самстха называется, и 8 состояние и привычки того, кто принимает эту пищу, упавоктри.

00:10:49 Итак, теперь более подробно о каждом из этих 8 пунктов. Значит свойства пищи, пракрити, или гуна ещё называют её, то есть. Мы говорили о том, что существуют разные расы.

00:11:06 Сейчас я об этом подробно не говорил во время этого курса, до этого у нас была одна из первых лекций, когда я вернулся в ноябре из Индии, называлась "Сладкая жизнь", наслаждение происходит от вкуса, сам корень слова наслаждение это сладость, сладкий, это высший из всех вкусов, есть предшествующие вкусы, которые тоже важны.

1. Природа пищи (пракрити)

00:11:32 Итак, у пищи есть вот эта вот природа, гуна или пракрити, и в основном она определяется таким дуальными парами, то есть пища может быть либо тяжёлой, либо лёгкой, либо сухой либо маслянистой, либо тёплой, либо холодной. То есть вот эти вот три пары, они в основном определяют качество пищи. И, конечно же человек должен понимать свою конституцию, и выбирать ту пищу, которая соответствует, то есть она восполняет наши недостатки. И нельзя принимать ту пищу, которая как раз подчеркивает нашу природу.

00:12:10 В той же Чарака Самхите есть такой афоризм, который гласит сарва дха, сарва дхавана, саманьа вридхи карана, то есть то, что соответствует, скажем, какие качества из внешней среды, которые уже у нас находятся, если они попадают из внешней среды в избытке, то они способствуют тому, чтобы усиливают уже существующие у нас качества, и это вызывает переполнение.

00:12:36 В прошлый раз я рассказывал о том, что у каждой доши в организме есть место своей естественной локализации, и когда слишком много, допустим у нас какой-то природы, капхи, допустим у человека, слизь уже присутствует, если человек ест много слизистой пищи, то это происходит постоянно, постоянно, то эта капха, она переполняется, и покидает места своего естественного обитания, попадает вниз, она начинает гасить огонь пищеварения, она уже сферу питты опускается, огонь пищеварения начинает гасить, таким образом происходят болезни типа капхи, капха рога и так далее.

2. Приготовление пищи (карана)

00:13:15 Итак, второй момент это способ приготовления пищи карана, то есть пища должна в большинстве случаев быть приготовлена. Сейчас есть такой, достаточно распространенное новомодное течение, называется сыроедение, которое позиционируется как естественная панацея всем и от всего. То есть когда я слышу про панацею всех и от всего, нужно всегда очень осторожно относиться, потому что не бывает панацеи и для всех, и от всего.

00:13:47 То есть сыроедение, оно имеет своё место, но не в каком-то таком виде, что это единственное, что для всех, так сказать подходит. Сыроедение подходит только людям с достаточно сильной конституцией питта, то есть тем, у кого такая очень много жара, огня, потому что необработанная огнем сырая пища, она требует повышенного пищеварения.

00:14:16 Именно поскольку не все могут переваривать сырую пищу, именно по этой причине требуется, чтобы пища в большинстве своём была обработана огнем. И когда она обрабатывается огнем, она становится более удобоваримая, то есть её легче воспринимают, если же пища сырая, то это обозначает, что переваривать значительно тяжелее становится, значительно тяжелее.

00:14:38 Более того, сырая пища, она способствует повышению газообразования. Поэтому если мы принимаем сырую пищу, салаты, что-то ещё, они не должны по своему объему, процентному соотношению превышать 1\5, то есть 20% от той пищи, которую вы едите, допустим вот у вас обед, и вы можете есть какие-то сырые овощи, но в небольшом количестве, чтобы это не было полностью каким-то сыроедением, в противном случае это будет достаточно сложная для переваривания пища, исключая людей у которых такой огонь, который все три мира сжигают, они может быть смогут. Но таких людей не так много.

00:15:22 Итак, когда пища обрабатывается огнём, говорится что она обогащается новыми свойствами. Другие способы приготовления пищи бывают, иногда пищу замачивают чем-то, иногда это необходимо. То есть, допустим если вы готовите блюда из каких-то бобовых, например чечевица или какие-то горохи, фасоли и прочие вещи, то есть их всегда нужно замачивать.

00:15:46 Бобовые желательно с вечера замочить, чтобы ночью они постояли, тогда при варении они будут легче и быстрее варится, и легче усваиваться, не будет такого газообразования. Если эти все бобовые не замоченные заранее, то они труднее и дольше варятся, и они плохо усваиваются, это проявляется в том, что вздутие живота, газообразования и так далее. Это ненормальное состояние.

00:16:13 Другую пищу наоборот нужно высушивать, предположим какие-то есть орехи, то есть орехи, лучше всего именно высушивать, их допустим в духовке, их не до сгорания, именно до высушивания, потому что сами по себе они достаточно тяжёлые, у них много белка, они такие нелегкие для переваривания, поэтому чтобы они стали легче, их нужно именно высушивать, тогда они лёгкие для усвоения становятся.

00:16:38 Если орехи замачивают водой, наоборот, они тяжёлые, и ещё замоченные водой они ещё тяжелее становятся. В прошлом году был на Сахалине, готовили короче в первый день, кешью был везде, в рисе, в супе, в общем везде где только можно было, везде был кешью. Кешью это очень полезный продукт, но тяжёлый довольно. Его можно употреблять когда он подсушенный, а если его наоборот замачивать, то есть когда он в пище замоченный и размоченный, это неправильно, он тяжелее становится для усвоения.

00:17:20 Какие-то продукты высушиваются на солнце, или наоборот что-то охлаждается, настаивается, вот эти вот разные процессы жарка-варка и прочее и прочее, это процессы, караны, которые обработки пищи, они все приемлемы, но нужно знать что замачивать, что сушить, что жарить, что варить, что на пару готовить.

00:17:45 Итак, пища, которая прошла термическую обработку, она предпочтительнее всегда сырой пищи, вот потому что обработанная пища организму значительно проще вот эти вот усваивать питательные вещества, вот особенно это важно для тех людей, у которых пищеварение ослаблено.

00:18:02 В прошлый раз мы говорили, что люди сейчас они так страшно бояться всего этого холестерина, этого жира и так далее. Мы говорили о том, что это неправильная боязнь, потому что люди боятся этого всего по одной простой причине, что у них ослабленный огонь пищеварения. На самом деле жир должен быть, мы всё время читаем о том, что маслянистая пища, маслянистая, маслянистая. Сколько этого масла там нужно? Это же вообще сплошной холестерин. Нет. Если нормальный сильный огонь пищеварения, то всё усваивается.

00:20:31 Люди боятся этого всего только по одной простой причине, из-за малоподвижного образа жизни из-за неправильных привычек, и так далее, в следствии чего гаснет огонь пищеварения, и все эти жиры с трудом усваиваются, поэтому они откладываются в печени, там-сям и создают в сосудах эти все так сказать атеросклероз и прочие вещи. Это дело не в жирной пищи, а в неправильном пищеварении, поэтому мы в тот раз говорили как раз таки об огне пищеварения.

00:19:00 Далее, Чарака Самхита также говорит, что еда должна быть горячей, так как она приятна на вкус, стимулирует пищеварение, быстро переваривается, способствует уменьшению газов, уменьшает количество слизи. То есть естественно, что если человек сыроед, то чем он там горячим будет питаться, только может быть чаем? Поэтому приготовленная пища, она должна быть обязательно должна быть горячей или теплой.

3. Сочетаемость пищевых продуктов (самйога)

00:19:27 Третий момент из этой серии, это сочетаемость пищевых продуктов, Самйога. Здесь я конечно не смогу долго и много говорить, потому что здесь я не дождался, честно говоря полной информации, ответов на вопросы, некоторые моменты я освещу.

00:19:48 Когда продукты смешиваются один с другим, то появляется какое-то новое качество, которого раньше не было ни у того, ни у другого, подобно химической реакции когда выделяется тепло, идёт какой-то дым или ещё что-то. Точно так же когда вступает во взаимодействие различные продукты, они могут быть совместимы, они могут быть несовместимы.

00:20:08 И наше тело становится своего рода лабораторией химической, где мы смешиваем всякие разные вещи, и если мы не очень опытный экспериментаторы, то мы можем что-то такое смешать, что потом у человека реакция вылетает через рвоту, или понос, или ещё там как-то. Лучше если вылетает, потому что если не вылетает, там начинается термоядерная реакция всевозможная, поэтому очень важно принимать совместимые продукты, потому что в противном случае из-за несовместимых продуктов возникает вот это вот мама или яды, токсины, которые просто-напросто отравляют организм. Если человек регулярно это происходит, то фактически у него тело превращается в свалку токсических отходов. Если бы эти токсины просто лежали в одном месте, а поскольку в теле есть такая активная доша как вата, воздух, который в виде смерчи автомобили воздух поднимает, что хотите.

00:21:07 То есть вата это самая сильная из всех дош, потому что она всё остальное приводит в движение, и когда она начинает гонять эти токсины по телу. У каждого человека есть какие-то слабые места в теле обязательно, то в этих слабых местах и начинают проявляться сложности.

00:21:23 Итак, если говорить о совместимости и несовместимости, тут значит из наиболее таких простых вещей, что касаются вегетарианцев, это, допустим капуста белокочанная с бобовыми, она не сочетается ни в каком виде. То есть когда капуста с бобами, то это очень здорово способствует именно газообразованию, точно также, допустим молоко и какие-то свежие овощи, молоко со свежими овощами, мы знаем русскую формулу свежее молоко с огурцами. Нет не только огурцы, на самом деле все, то есть с огурцами это самая сильная реакция, а с другими тоже, то есть свежие овощи и молоко они не очень хорошо.

00:22:13 Ну конечно же в аюрведе приводятся такие для нас кажутся невероятными примеры как рыба и молоко, то есть нам проще, так как мы рыбу не едим. Или какой-нибудь там мёд и мясо, чеснок и молоко. То есть Аюрведа признаёт, что эти виды пищи, они могут употребляться. Мы говорили в тот раз, что есть разные типы людей, не все из них Арии, не все из них цивилизованные, не все стремятся к высшим ценностям жизни, поэтому мы говорили о том, что что Аюрведа описывает разные виды мяса, включая даже мясо тигра, которое можно есть. Какие-то охотники может быть иногда может этим питаются.

00:22:48 То есть смысл в том, что важно даже не то что мы едим, а что с чем мы едим. Вот эта вот сочетаемость, она очень, и очень важна, потому что пища должна быть усвоена, а если мы употребляем ту пишу, которая несовместима по своей природе, тогда и возникает вот эти вот реакции. То есть вместо того, чтобы пища усваивалась, она начинает одна с другой бороться, а страдаем мы потому что это происходит внутри нашего тела. Поэтому вот здесь этот важный момент.

00:23:22 Я думаю, что я получу ещё некоторую информацию, но это будет чуть попозже. От этого доктора моего, он человек человек такой занятой, к сожалению такой. Мы с ним немножко похоже в этом смысле, я всё делаю сам, он всё делает сам, и за секретаря и за доктора, и за всё. Всё я ему говорю вы доктор зачем вам все организационные и секретарские моменты? Он говорит да, да, да. Да, но пока он всё сам.

4. Количество пищи (раши)

00:23:51 Следующий момент это количество пищи, раши. Ну совершенно очевидно, что переедание (атьяхара) это не только вредно для здоровья, это даже вредно для Бхакти. Даже такая эксклюзивная вайшнавская книга, упадешамрита, "нектар наставлений", в одном из первых стихов буквально Рупа Госвами сразу говорит (во второй части), атйахара прайасаш ча праджалпо нийамаграха. То есть он перечисляет 6 вещей, которые нарушает преданное служение, и на первом месте стоит то что нарушает бхакти, как ни странно, атьяхара. Атьяхара обозначает переедание. Но, казалось бы бхакти это сугубо духовное понятие, имеющее отношение к душе. Как тут можно перееданием его разрушить? А можно.

00:24:39 Но также, естественно атьяхара, она связана с излишним накопительством, но, тем не менее первое, что мы накапливаем в своём теле, это аму, яды. То есть если человек переедает, и не может переварить всё, что он съел, то эта ама, это и есть так сказать его накопление, вот что он накапливает в теле, называется тамас. Шрила Прабхупада говорит, человек, который под влиянием тамаса находится, он не может практиковать бхакти, всё замедляется, и мысли медленно текут, и в эмоциональном плане человек каким-то вялым становится, и невосприимчивым, и за шастрами он спит, и всё вот это вот. И так получается что что вроде бы эта пища не имеет прямого отношения к бхакти, но поскольку мы практикуем бхакти в физическом теле, то состояние физического тела и ума, на которой тело также влияет, это всё имеет большое значение.

00:25:29 Итак, здесь говорится, что излишняя пища нарушает физиологические процессы, то есть это механизм, механизм может сломаться. И здесь важно понять, что что еще бывает, говорили тяжёлая (гуру) или легкая (лакху), она бывает сухая, влажная и так далее. И когда, допустим человек принимает тяжелую пищу, то тяжелую пищу можно есть в небольших количествах. Но если она принимается в избытке, то она портит огонь пищеварения, и также легкую пищу в большом количестве есть нельзя, потому что я приводил в прошлый раз пример, этого так сказать покойного Стива Джобса, который так сказать сухой как щепка, такая чистая вода доша, и который питался исключительно ватными продуктами, фрукторианство, всё это, то есть вата на вату, всё, загубил свою поджелудочную железу и так далее, нельзя так делать. То есть природу свою её нужно определенным образом компенсировать другой пракрити.

00:26:40 Итак соотношение, правило 1/3 желудка должна быть заполнена твердой пищей, 1/3 жидкой пищей, и последняя треть должна оставаться пустой. Чарака Самхита отмечает, что пища, принятая в правильном объеме наделяет силой, привлекательностью, и счастливой жизнью. И перечисляются признаки, как нам понять переели мы или не переели. Я помню когда-то давно, в 90 какие-то бородатые годы были, когда преданные любили так сказать наедаться, всё это было под лозунгом, Прабхупада сказал ешьте под завязку, для молодых преданных это ничего. И, я помню один преданный последовал этому совету, буквально чуть тело не оставил, был очень тяжёлый случай, он ел, ел его чуть не разорвало реально человека.

00:27:36 Поэтому признаки таковы, признаки того что пища съедена надлежащим образом. После еды не чувствуется чрезмерная тяга тяжесть в желудке, ничто не мешает работе сердца, не ощущается давление, по бокам грудной клетки, оптимально работают органы чувств, то есть вы не чувствуете, что у вас колит или болит. Голод и жажда утолены, человек чувствует себя комфортно стоя, лёжа, во время ходьбы, при вдохе и выдохе, а также при смехе и при речи.

00:28:07 То есть если вы не можете ни говорить, ни смеяться, и если вам после приёма пищи уже так сказать катастрофически тянет вас лечь, ни в какой другой, стоять вы уже не можете, сидеть тоже, только лежать. То есть это уже признак нарушения излишнего. Говорится, что что при всех позах человек должен чувствовать себя комфортно, если он не переел ему легко и сидеть, и стоять, а если он всё, начинает расстёгивать ремень, там что-то ещё, это уже всё, обозначает явный перебор.

5. Место приёма пищи называется (деша)

00:28:38 Далее пятое место приёма пищи называется деша. В Чарака Самхите сказано, что необходимо учитывать местность, которая является источником пищи, откуда пища сама по себе. Считается, что растения растущие в холодных регионах, они обладают более тяжелыми свойствами, чем пища, которая выросла в более тёплых, солнечных регионах, она будет более лёгкой природы.

00:29:03 И, соответственно, конечно, в зависимости от того, где мы живём, мы должны принимать ту или иную пищу. Если люди живут каком-то влажном климате, то рекомендуется, так сказать больше горячая и сухая пища, которая тот холод и влагу будет компенсировать, а если человек в засушливой местности, в какой-то пустынной, то наоборот она должна быть такой холодная и маслянистая по своей природе пища, которая выводят сухость вот этого климата или пустыни она будет нейтрализовывать.

6. Время приема пищи (кала)

00:29:35 Следующий аспект это кала, время. Время это не только время суток, время также обозначает в первую очередь сезон, время года, то есть мы меняем одежду по времени сезона. У нас сейчас середина зимы, все так тепло одеты, а вот летом наоборот раздеваемся, потому что жарко. Точно так же как мы меняем одежду, в зависимости от сезона, точно также необходимо менять пищу в зависимости от сезона.

00:30:05 Если человек зимой и летом ест одну пищу, это неправильно, то есть Риту чая поведение во время разных Риту, Рита обозначает сезон, оно должно обязательно варьироваться. И поэтому вполне естественно, что когда холодное время года, холодную пищу есть вообще нельзя, то есть когда люди едят мороженое в 20 градусном морозе, это неправильное действие.

00:30:31 Хотя по молодости лет кажется, что это как-то не подействует на него, каждое неправильное действие, оно обязательно откладывается, то есть мы должны помнить об этом принципе накопительства, такой кумулятивный эффект, который происходит, скажем так в процессе перехода количества в качество, когда человек одно действие неправильно сделал, это ему прошло, сошло с рук, второе, третье. В конце концов приходит момент когда он так делать не может. Почему, потому что теперь этот весь негатив уже накопился.

00:30:01 Поэтому нам кажется, что это всё-таки рекомендации для стариков, для язвенников и диабетиков, для тех и сех. Как они стали язвенниками и диабетиками? Также постепенно, когда-то и чем-то они пренебрегали, считали, что эти все правила не для них. Но правила для всех, на то они и правила. Правила, они они универсальны.

00:31:30 Итак, кроме того, что существуют сезоны различные времена года, когда соответственно мы должны менять питание, летом какая-то прохладная пища, она естественна, легче воспринимается, поскольку жара много во внешней среде, а зимой наоборот, так сказать теплая горячая, потому что дефицит тепла в окружающей среде присутствует. И точно также время имеется в виду конечно же в сутках и, время в плане перерывов между пищами.

00:32:03 То есть наставление звучит так: время когда справленны естественные потребности, то есть когда вы уже сходили в туалет, желательно утром, человек эмоционально спокоен, а предыдущая пища уже переварилась, появляется отрыжка чистым воздухом, то есть отрыжка она всегда есть, но отрыжка может быть кислая, может быть всякая, так сказать разная другая, когда аппетит хорошо выражен, нет вздутия живота, когда пищеварительная активность сильна, органы чувств спокойны, и есть легкость в теле, это время является идеальным для принятия новой пищи.

00:32:40 То есть самое главное здесь является пожалуй то, что не следует принимать пищу до тех пор, пока не переварилась предыдущая. Если человек начинает принимать новую пищу, когда не переварилась предыдущая, происходит определенное смешение, и оно способствует образованию амы, опять же токсинов этих ядов. Яды, зачем нам яды? Мы знаем, что такое отравление, отравление это плохо. Просто мы знаем, что такое крайние формы отравления, когда вызывают скорую, и человеку промывают кишечник, но всё может быть в разных сферах, то есть отравление может быть небольшим, но если оно происходит постоянно, то тогда эти яды накапливаются, это не цианистый калий, который убивает мгновенно, но тем не менее это яды, которые постепенно отравляют всю нашу жизнь, наше тело и так далее.

00:33:28 Поэтому лучше всего есть только в светлое время суток. Привычка днём на бегу игнорировать обед, или что-то ещё, бутерброд какой-нибудь съел, и всё откладывать. Вот с работы пришёл, теперь мы оттянемся по полной программе. За все упущенные возможности за день. Человек к вечеру наедается, вот это очень плохая привычка, потому что к вечеру огонь пищеварения уже не такой сильный, и всё это превращается, не всё но многое из принятой пищи в яд, и человеку требуется больше сна, чтобы всё это переварить, он поздно встаёт, с тяжелой головой, потому что в теле накопилась ама. Когда он начинает чистить свой язык, такая вонючая желто-белая слизь это признаки того, что в его теле много продуктов этого неполного метаболизма, неполного обмена веществ. Поэтому последний прием пищи должен быть тогда, когда солнышко ещё светит в небе, хоть пускай даже в сумерки уже, хотя бы какой-то ещё свет, и естественно, что вечерний прием пищи должен быть небольшим.

00:34:35 А вечером можно выпить горячий стакан молока, я с одним человеком разговаривал, он говорит что-то она у меня молоко не усваивается, я спросил сколько ты его пьёшь, он сказал, что литр за раз. Кто же так пьёт вообще? То есть русская душа широкая, меньше литра не воспринимает, но нельзя так, допустим полстакана, стакан всё. Опять-таки время нарушается принцип времени и количества, конечно не усваиваться будет, если в таких нормах хлестать это молоко, мы же не телята, которые литрами могут хлестать, у них другое всё. Поэтому молоко пьётся горячим и где-то часа за полтора, даже за два до отбоя, молоко считается пищей тяжёлой для усвоения, поэтому его можно пить только в горячем виде, температура должна помочь его переработать.

00:35:40 Далее, у всех разная скорость пищеварения, поэтому три у кого-то 3-4 часа проходит между приемами пищи, у некоторых людей, у которых огонь пищеварения поражен, капха доша, у них пищеварение медленное, поэтому они иногда сводят свой приём пищи до 2 раз в день, и им долго не хочется есть. То есть может быть конечно их индивидуальная особенностью, но в среднем у человека должен быть три раза приём пищи в день.

00:36:21 Я конечно не собираюсь рушить вайшнавские традиции, но у меня очень серьёзные вопросы к тому, чтобы если посмотреть на наш календарь, то там постоянно пост до обеда, пост до обеда. Если таких дней посчитать сколько будет в году я не знаю, но много очень наберётся. То есть далеко не каждый человек способен так делать. Особенно люди с конституцией вата и питта. Люди с конституцией капха им без проблем, они легко эти вещи выносят. Если у человека другая конституция, это не просто какие-то посты, это, это удары по здоровью. Поэтому я не желаю нарушать традиции, просто взываю к разуму, и говорю применяйте эти инструкции согласны своему здоровью.

00:37:12 Мне всегда это давалось с большим трудом, я старался следовать, теперь я не могу следовать этому вообще, то есть для меня постов больше не существует, вот к чему это привело. Теперь я вообще не могу проститься, ни в какие там Экадешы, никакие Джанмаштами, для меня этого просто не существует больше, мне доктор сказал, приказал «твой желудок никогда не должен быть пустым, никогда вообще». Вот к чему привело то, что он часто был пустым, то есть при моей конституции это вещи неприемлемые совершенно. Поэтому эти вещи они не являются главными нашими принципами, допустим наши главные принципы это милосердие, чистота, правдивость, аскетизм. Но аскетизм он такой относительный, потому что нужно учитывать свою природу обязательно.

00:38:08 Далее, то есть смысл в том, что если человек принимает пищу когда у него нет аппетита, обязательно будет несварение. Есть конечно различные методики для того, чтобы человек испытывал. Я говорил в прошлый раз для поддержания огня пищеварения обязательно должно быть движение, то есть не должно быть вот этой привычки, иногда есть такая привычка поели. Особенно в ашрамах часто 15 минут поспать, отдохнуть. Я никогда не видел, чтобы это было 15 минут, эти 15 минут они превращаются, как правило, как минимум в час, а когда человек ложится, то уже его пищеварительная активность становится меньше, поэтому после еды никогда нельзя ложиться на долго, если легли на 15 минут, будьте честными, 15 должны быть 15, но я говорю, что лечь-то легко, а встать трудно всегда сложнее.

00:39:04 Поэтому лучше это не практиковать, потому что это замедляет процесс пищеварения, лучше наоборот некоторую активность. То есть я не предлагаю пробежки делать после еды, но походить какое-то время с теми же мудрами, и даже посидеть с апано-мудрой. То есть ещё раз хочу сказать, что эти мудры делаются пальцами вверх, то есть не вот так, а пальцы вверх должны смотреть, вот таким образом мудры работают, не менее 20 минут, 15-20 минут, в противном случае они бесполезны, такие мягкие методы воздействия.

00:39:41 И если человек не хочет есть, он не должен есть. Лучше попозже съесть в небольшом количестве, чем переедать только потому, что мне полагается так питаться, что я питаюсь в 9:00, в час, в 5:00 или в 6:00. Это идеально, когда человеку хочется есть в это запланированное время. Но если не хочется, то лучше не есть. А когда появится голод съесть что-нибудь небольшое, лёгкое, потому что это может быть будет уже поздновато по времени.

7. Правила приёма пищи (упайога-самстха)

00:40:14 Далее ещё к правилам приёма упайога-самстха, что относится. Чарака Самхита говорит: каждый должен есть пищу тёплую и маслянистую в должном количестве, после того, как предыдущая пища переварилась, совместимую пищу, пищу, к которой он испытывает тягу, приятную для него пищу, в благоприятном месте, со всеми благоприятными атрибутами, я не знаю что такое считается атрибуты какие. Не слишком быстро, не слишком медленно, не разговаривая, не смеясь, с полной концентрацией на пищи, после размышления о себе. Что это значит?

00:40:56 После размышления о себе обозначает, что нужно посмотреть на пищу, и выяснить эта пища нужна мне или нет? То есть вот это пища, для меня она хорошая или нет? Есть когда вы приходите, скажем выбираете. На основе чего выбираете? На основе двух вещей выбирают: свои вкусы, что вам нравится, и что вам полезно или не полезно, то есть есть какая-то болезнь, вы знаете что вам можно, что нельзя.

00:41:17 В основном люди ориентируются конечно же на вкус. Это важно, потому что пища должна быть приятной на вкус, но также вы должны принимать свою природу, свою конституцию, и понимать. Размышление о себе обозначает, что будет со мной после приёма этой пищи, вот что значит размышление о себе в данном случае.

00:41:36 Значит далее, теплая пища, из этих правил приёма. Теплая пища она более приятна на вкус и стимулирует пищеварение, она быстрее переваривается, способствует уменьшению газов, и уменьшает количество слизи. Холодная пища это не есть хорошо вообще.

00:41:53 Далее из этих правил здесь говорится, что маслянистая пища стимулирует огонь пищеварения, быстро переваривается, уменьшает количество газов, увеличивает силу, улучшает цвет кожи. То есть сухая пища это очень плохо. Если люди едят сухую пищу, какие-то там не знаю крекеры, хлебцы, или ещё что-то такое сухое, это нужно обязательно с маслом, то есть как-то намазывать маслом, потому что в противном случае это сухость, она возрастает, и увеличивает вату, а вата всегда связана с болью, вата доша, если у вас что-то болит, это обозначает вышла из равновесия вата доша всегда, вата она связана с чувством боли.

00:42:38 Далее по поводу правильного количества интересная такая ремарка, что человек должен есть пищу в правильном количестве, так как такая пища увеличивает продолжительность жизни, и вот дальше, легко продвигается к выходу. Понимаете, да? Если человек переел, то более вероятно что будет запор, то есть пища нелегко продвигается к выходу, еда должна перевариваться без затруднений.

00:43:08 Далее, человек должен есть когда пища переварилась, так как если он ест при несварении, то съеденная пища смешивается с предыдущей порцией, и быстро выводит из равновесия организм. По поводу противоположных свойств несовместимых это мы уже сказали.

00:43:31 По поводу плохих мест, ну обычно считается, обычно в местах таких, дома понятно всё, обычно какие-то рестораны и кафе стараются хорошую атмосферу создать, атмосфера не просто приятна, приятно посидеть, приятная атмосфера способствует улучшению пищеварения. Если человек принимает пищу где-то в спешке, в каком-то неудобном месте, или были какие-то закусочные где люди стоят стоя, это неправильно, человек должен сидеть. Причем конечно правильно сидеть это не с ногами опущенными вниз, ноги опущены вниз это неправильно.

00:44:10 Правильно сидеть это если не получается парамасана, то по меньшей мере сукхасана. Сукхасана обозначает поза, в которой человек счастливо себя чувствует, сукха это счастье. Мы называем это по-турецки, как хотите, я не знаю причём тут турки. Йога называет это сукхасана. Турки они самые счастливые или что? Сукхасана обозначает поза в которой человеку хорошо, обычно это как раз когда ноги вот так поджаты, не полностью по всем принципам падмасаны, по меньшей мере мы сидим ровно, и вот это вот ноги когда лежат на одной плоскости, это способствует сохранению энергии. Когда человек сидит на стуле, ноги у него опущены вниз, то человек теряет силу, это нужно понять, это неправильные асаны вообще говоря.

00:45:08 Далее по поводу быстро медленно, человек не должен есть пищу слишком быстро, так как быстрый приём пищи может привести ты попаданию пищи не в пути, это не приносят удовлетворения, то есть человек не может насладиться вкусом, пища не задерживается в нужном месте, и человек не может оценить самих свойств, не может наслаждаться, когда это всё быстро происходит. Когда слишком медленно, тоже плохо, потому что если слишком медленно, пища остывает и человек может переесть, он так есть медленно, по чуть-чуть, и в конце концов теряет контроль над собой.

00:45:50 Следующий момент, нужно принимать пищу молча, без смеха, а также с полной концентрацией. Если человек принимает пищу разговаривая или смеясь, с блуждающим умом, то в таком приёме пищи есть определенные недостатки, как например, слишком быстрое принятие пищи. То есть фактически, особенно когда речь идёт о принятии Кришна Прасада, поскольку прасад это милость Бога, то она требует тоже некоторого внимания. Но западная культура это вот такая культура "я вас приглашаю на обед" то есть это обозначает, что мы за обедом будем болтать. Правильно? То есть я вас приглашаю поболтать о чём-то, но нехорошо просто болтать, надо есть что-то, вот поэтому мы едим и болтаем.

00:46:34 И это просто такая западная традиция, которую искоренить вообще наверное нельзя, и люди собираются в ресторанах, и они там больше говорят, чем едят, у них там из часа или полутора, которые они там проводят, сейчас идёт на разговоры, и полчаса на еду, то есть они говорят до того, после, и вовремя. То есть как эта реклама ресторанов этих Republic "есть пить говорить" у них написано, и говорить у них на последнем, то есть на главном месте, люди собираются. То есть это может быть не смертельно, тем не менее это отвлекает человека от самого приёма пищи.

00:47:13 Допустим если посмотреть как Шрила Прабхупада принимал прасад, есть видео где он там принимал, так сказать сосредоточено, один обычно без всякой болтовни, с полной концентрацией, это духовная медитация, раса дыхания, человек вкусами наслаждается. Ну, не знаю насколько мы способны эту традицию перенять. Далее по поводу размышления о себе самом, как я сказал, это означает мы смотрим на пищу, и думаем, подходит она нам или нет, что с нами будет после этого.

8. Состояние и привычки того, кто принимает пищу, (упавоктри)

00:47:53 И последний 8 пункт это состояние и привычки того, кто принимает пищу, упавоктри называется, то есть такая рекомендация: пища не будет правильно переварена, если человек находится под влиянием беспокойства, горя, страха, ярости, страданий, сонливости или слишком долгого бодрствования. То есть это тоже один из моментов наших, ночь не спать, или ещё что-то то такое, все эти новомодные веяния, сухие посты, бессонные ночи. Я не знаю какая от этого польза, Я знаю точно какой от этого вред. Поднимает вата дошу до небес, выше Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-йорке. То есть отсутствие сна, отсутствие пищи, это вата дошу взвинчивает до небес невероятно.

00:48:49 Возможно какое-то духовное благо от этого есть, я не знаю, но какой от этого вред в материальном плане это мне точно известно. Поэтому относитесь к этим вещам, ну скажем так, разумно. Если у вас опять же лёгкая природа, природа вата доши, то знайте, что вам сухие посты и бессонные ночи, это значительно более вредно, чем полезно.

00:49:13 И то же самое духовное благо, которое вы можете получить, его можно получить необязательно вот таким способом, это не единственный способ получить духовные блага, я вас уверяю. Поэтому не думайте, пожалуйста, что это единственный способ снискать милость господа, это изморить себя голодом и всю ночь не спать. Не знаю какое ты этого, то есть есть люди, которым страшно нравится всё это дело, но это немножко специфическая природа должна быть, совершенно очевидно не универсальные вещи, не для всех.

00:49:55 Особое понятие ока асатмия, это означает подходящее качество пищи, для отдельного человека, выявленное путем жизненного опыта, то есть жизненный опыт, мы не только говорим о шастрах, также говорим о жизненном опыте. То есть, у человека есть конкретный опыт, что конкретно это ему не подходит, даже допустим какие-то врачи, даже опытные. Допустим то, что мне давал доктор какие-то вещи мне не подошли. Причём я говорил ему, допустим, что мне не вот это вот кунжутное масло, он говорит, давай попробуем. Я сказал, уже пробовал много раз. Он говорит, давай ещё раз попробуем, я говорю ну, давайте. На следующее утро я прихожу, и говорю, видите вот такой результат, он говорит ok. Теперь я тоже вижу.

00:50:36 То есть, допустим в целом оно для чего-то там хорошо, да для снижения вата доши, он меня заставлял пить каждое утро полстакана горячего молока с чайной ложкой этого кунжутного масла. Но это кунжутное масло, оно очень горячее по своей природе, мощную тепловую энергию в себе несёт, и считается, что оно противодействует вата доши, но, поскольку у меня также пита сильная, почти равны вата и питта, то оно снижает вату, поднимает питу, начинает всякие там боли, колики, говорю никак как не подходит. То есть опыт личный, он должен обязательно приниматься, и шастры признают важность этого личного опыта также.

Факторы образования амы или ядов

00:51:19 Итак, мы выяснили, что вследствие неправильного питания образуется вот это вот ама, яды. Есть такое понятие, как доша душти, то есть когда доши, вышедшие из равновесия воздух или желчь, или вот это вот слизь. Когда начинают смешиваться с дхату, с тканями. И в прошлый раз я привел разные примеры, что происходит, когда да разные доши поражают одну из 7 дхату, и какого рода болезни это порождает, и в этом всё многообразие всех этих болезней.

00:51:51 Итак факторы образования амы или ядов давайте ещё раз их коротко рассмотрим. Первое это несовместимые продукты, второе это тяжёлая пища, слишком жареная и жирная, третье это переедание, четвёртое это неприятная пища, которую мы не любим, но в нас пихают, заставляют, нам неудобно, мы отказываемся, ещё что-то там допустим.

00:52:13 Кто-то нормально, а я терпеть не могу какую-нибудь морскую капусту или какой-нибудь укроп с петрушкой. Я даже смотреть на них не могу, и когда я забываю сказать, "пожалуйста не надо" и когда вижу ой, опять посыпали укропом, как-будто это вообще какая-то манна небесная, и туда и сюда и везде, как будто не знаю что. Есть вещи, которые человек не любит, это вызывает у него какое-то отторжение, то есть такую пищу нельзя есть, то есть неприятная пища, которую мы не любим способствуют образованию амы. Если мы эмоционально не принимаем, она в нас входит, и не усваивается.

00:52:56 Далее пища, приводящая к раздуванию желудка и кишечника, то есть это пища, содержащая в себе большое количество газов. То есть я вас заклинаю, пожалуйста, забудьте про все газированной воды, про всякие спрайты, кока-колы и прочую чушь вообще, то есть эти вещи, они не чрезвычайно опасны, не просто опасно, чрезвычайно опасны, все эти виды газировки, особенно сладкие, вот то есть то, что мы любили в детстве, всё это ситро, лимонады и прочее по-нашему глупому детству это ещё проходило как-то, но уже в другом более зрелом возрасте эти вещи они не проходят.

00:53:36 Газированные напитки – это то, что вышибает доши конкретно из равновесия, потому что это очень сильно стимулирует вату, а вата она разрушает всё остальное. Мы видим, что все эти ветра, ураганы и там прочее вещи. Это в Америке такая карма, все эти торнадо, страшные последствия. То есть не нужно устраивать торнадо в своем собственном теле. Если вы выпили стакан кока-колы, или ещё что-то ещё, примерно такое же торнадо происходит, то есть мы этого не замечаем но процессы очень разрушительные на самом деле.

00:54:08 Далее, много сырой и неприготовленной пищи, то есть сырые продукты могут быть, как я сказал не больше 20%, только смешанные с другими вместе. Слишком холодная пища она вызывает аму, слишком острая пища тоже. Нечистая пища, нечистая обозначает немытая, или заражённая чем-то, как правило больше относится к животной пищи. Много сухой пищи тоже вызывает аму, слишком размоченная пища. То есть замоченная должна быть пища, если особенно если какие-то бобы, но не слишком размоченная. Потом дальше, сильный эмоциональный стресс и нерегулярное питание, питание на ночь. Вот это основные факторы, которые вызывает аму. Ну, и еще тут несколько практических рекомендаций.

Рекомендации по поводу совмещения продуктов

00:54:56 Значит что касается молока. Прабхупада называл молоко жидкой религией. Это очень важный продукт. На западе очень подогревается мнение о том, что молоко это чисто детское пища, что взрослым его нельзя, оно не усваивается. Оно не усваивается в том случае, если человек ест мясо, если человек перестанет есть мясо, молоко будет замечательно усваиваться. Если он ест мясо, рыбу и так далее, тогда у него молоко реально не будет усваиваться, то есть это один из мифов западной цивилизации, которые можно легко рассеять. Значит молоко ни в коей мере не смешивается с солеными и кислыми продуктами. Если вы готовите молочную кашу, на молоке, она должна быть только сладкой. Если вы хотите, чтобы каша была солёной, готовьте её на воде, не на молоке. То есть молоко с солью и с кислотой не смешиваются.

00:55:52 Всякие там бахчевые, арбузы, дыни желательно отдельно от всех остальных продуктов. Фрукты принимаются в конце приема пищи, или вначале могут быть в каком-то небольшом количестве. Отдельно фрукты как это говорят, ну пришёл период, надо поесть ягоды, ну там корзинки 2, смородина, клубника, это очень вредно на процессы на самом деле, потому что там огромное количество кислоты, витамины есть, но должно быть с другими, то есть отдельно фрукты только в небольшом количестве идут. Бананы допустим, они хороши с горячим молоком. А вот с холодным кефиром, это будет heavy metal, это будет кино в живую, холодный кефир, холодный банан, и всё это там, огонь пищеварения, Кришна просто не поймет всех этих вещей.

00:56:44 Потому что смотрите, допустим вот Кришна стоит на алтаре. А мы в прошлый раз сказали также ещё, что Вайшванара (огонь пищеварения) – также Кришна. Поэтому мы подношения делаем не только на алтаре Кришне, а также мы делаем подношения собственного тело, и когда вот такое подношение сделаете ему, огню, то это неправильное отношение. Про сырые овощи, салаты из свежих овощей не должны превышать 20% от употребляемой пищи, должно быть обязательно не отдельно, частью общей трапезы, для людей с доминантой вата доши, они вообще не рекомендованы, так как сами обладают природой ваты, поэтому они только повышают эту дошу.

00:57:25 Мед и гхи не должны никогда употребляться в равных пропорциях, должно быть либо больше одного, либо больше другого. Мёд очень мощный продукт для уничтожения капхи. Если люди хотят сбросить вес, или боятся холестерина, для них две главные субстанции это имбирь и мёд. Это чистые антикапха, то есть мед и имбирь они больше всего сжигают капху, поэтому если вы хотите что-то там убрать, что-то лишнее у вас, то мед и имбирь это самое лучшее способы для этого.

00:58:02 По поводу этой вот пережженной или жареной пищи, считается что она очень вредная, очень вредная, жареные пури, жареные самосы, всё это глубоко прожаренное. Но поскольку это достаточно популярно, и это считается очень вкусной пищей, то это можно есть иногда, в небольших количествах, и только вместе с другой, чтобы негативное эффект от пищи нейтрализовывался. Если эти какие-то там жареные чебуреки или пирожки идут сами по себе, одни, это это очень вредно, то есть они выбивают баланс 3 дош достаточно быстро.

00:58:36 Далее, сладкие блюда да, то, что сахарные сладости, называется рафинированные углеводы. Их можно есть только в качестве десерта, то есть с другими, не отдельно, только с другими в небольших количествах, чтобы их вредоносная природа она смешиваясь с другими полезными продуктами, отдельно чай с тортиком нельзя делать. У нас всё неправильно, эти сладости, они как часть всего, то есть в конце в небольших количествах, чтобы это всё смешалось с другим. Если это будет отдельно, это еще один удар, постепенно всё накапливается и это сложно усвояемые вещи.

00:59:19 Холодной пищи быть вообще не должно, такие вещи, как холодный кефир, варенец, простокваша, йогурт, если они отдельно от всего, это очень плохо. По Ведам эти вещи добавляются, допустим в горячее, если вы едите кирчи или что-то, ещё вот туда добавляется йогурт, такие холодные штуки, кисловатые для усвоения, то есть когда они вместе с горячей пищей присутствует в небольшом количестве рядом, вот тогда хорошо для пищеварения.

00:59:46 Если вы отдельно выпили полбутылки кефира холодного, но если ещё летом дело произошло ладно, а если это в какой-то холодный сезон капхи, допустим весна или осень, когда влажно и холодно, это очень плохо, это сильный минус. Мороженое можно есть только в жаркий сезон, только немного, и только в дневное время, других вариантов нет, иначе это сильно губит огонь пищеварения.

01:00:11 Иногда мы видим такие ситуации, что люди едят всё подряд и им хоть бы хны, с ними ничего не происходит. Это означает, что у человека очень сильная конституция, очень большой запас прочности, но это лишь на какое-то время, но это лишь на какое-то время, и эти вещи эти люди должны стать ачарьями в вопросах питания. Это скорее исключения, чем правило, поэтому для большинства всё-таки лучше правила. То есть, то что одному сходит с рук, то другому вылезет боком, лучше всё-таки принимать во внимание природу своего тела, природа продуктов, обстоятельств, времени, сезона и так далее.

Панча карма

01:00:55 И коротко скажу несколько слов о такой процедуре как панча-карма, которую я проходил, хотя это конечно же отдельная большая тема. Я просто коротко скажу, что это 5 основных действий, панча-карма означает буквально 5 видов деятельности, 5 процедур, скажем так. Их иногда больше, иногда меньше варьируется в зависимости от необходимости, не каждому человеку и не всё нужно, но тем не менее, идея в общем такова, смысл панча-карма состоит в том что бы как раз вывести из организма токсины, ту самую аму, которая накопилась вследствие неправильного питания, неправильного образа жизни, и так далее.

01:01:34 Сам человек очиститься от этого полностью вряд ли может, иногда мы видим какие-то доморощенные способы, человек чистит себе печень, кишечник, это лишь обладает небольшим позитивным эффектом, полного глубинного очищения тела от токсинов не происходит. Почему? Потому что есть особые методики, которые человек сам не способен исполнить, то есть в чём, в какой последовательности.

Абхьянга

01:01:57 В чём состоит суть панча-кармы? Начинается всё, но обычно занимает минимальные формы панча-кармы 21 день, максимально 5 недель допустим длится. То есть 1 неделя это разгонка что называется, идёт интенсивный массаж, называется абхьянга, когда тело массируют разными маслами, индивидуально подобранными, не каждому и не всё подходит, допустим у меня там тоже, после других экспериментов со всякими там супер маслами, типа маха-нараяна-таила и прочее, чем я только не мазался, всё был плохой эффект, пока мы не пришли к одному простому варианту, что мы мне подходит только кокосовое масло и больше никакое вообще. Индивидуально подбирается масло, и этим маслом.

01:02:44 Причём когда мажут маслом, мажут только горячим маслом, холодные масла бесполезны, то есть масло подогревают, горячее масло втирается в тело, это делают в 4 руки, то есть два человека там делают этот массаж, смысл массажа не в массаже, в нашем западном смысле слова, мышцы там размять, хотя это тоже всё имеет место, но смысл массажа в том, чтобы усилить циркуляцию крови. Итак, 1 неделя это усиление циркуляции крови, чтобы кровь двигалась везде, везде.

Смехана

01:03:18 Потом когда, так сказать после окончания первой недели нас уже так сказать, разогнали на полную катушку, наступает вторая стадия называется смехана, смехана это когда человека заставляют пить горячий гхи, масло. Это не просто масло горячее, а оно смешано с травами определенными, это вместо завтрака в течение недели человек выпивает 30ml в первый день, во второй 50, в третий 50, в 4 - 70, в 5 - 70, в 6 - 70, в 7 - 100 мл выпиваешь этого масла, его необходимо переварить до обеда.

01:03:53 Чтобы его переварить нужно двигаться, потому что обычно масло поступает в наш организм с другими продуктами, когда оно с другими продуктами оно легче усваивается, когда оно поступает само по себе, ему трудно усваивается, поэтому для его усвоения требуется интенсивная какая-то деятельность. Я говорю, что я в первый день пассивно себя повёл, и у меня была жуткая головная боль. Требуется активность, чтобы это масло переварить.

01:04:20 То есть смысл в том, что теперь это гхи, гхи обладает способностью выводить токсины. Вследствие того, что при помощи массажа сильное стало кровообращение, теперь это ги попало во все клеточки тела. То есть все три доши, они находятся в каждой клетке организма, все три доши, и яды также проникают в каждую клетку организма, и для того чтобы вывести яды из каждой клетки организма, через что? То есть ги выступает как чистящая субстанция, то есть она обладает тенденцией цеплять на себя эти яды.

01:04:54 Итак, теперь когда в течение 6 или 7 дней кто сколько выдержит, потому что некоторые среди тех, кто со мной был некоторые на четвёртый день сломались, кто-то на 5, я до 6 дней, я но на седьмой я тоже не смог, потому что есть некоторые симптомы, что организм больше принимать не может, на этом стоп. То есть тело уже полностью пропитано.

Виречана

01:05:14 и теперь когда ги с травами попало во все клетки, теперь оно начинает благодаря сильному кровообращения выводиться дальше, теперь оно выпадает в тонкий кишечник, это место самое горячее в теле, теперь следующая фаза называется виречана, виречана надо всё вывести, это слабительное, он даёт пару ложек такой сладкой субстанции, похожа на чавонапарашу, вы выпиваете и через час начинается.

01:05:46 В этот день вы ничего не едите вообще, только пьёте. Я за сутки сходил 27 раз, то есть это рекорд был. Даже они там удивились, врачи. Можете себе представить, и после каждого раза выпиваешь стакан тёплой воды, чтобы компенсировать обезвоживание, то есть это таким образом выводится все эти токсины, которые через ги налипли и пришли в тонкий кишечник, так выводится считается пораженной питта доша через все эти вещи.

Басти

01:06:18 Потом следующее фаза после этого, конечно два дня это полный отдых потому что ешь только кичире три раза в день, лёгкая кичири, больше никаких процедур, потому что сильнейший стресс конечно для тела. Потом идёт неделя клизм, клизма называется басти, есть разные типы клизм. Клизма масляная, клизмы молочные, молоко с травами, на воде всякие разные. Там делали клизмы, допустим утренние пол-литра, где-то пол-литра заливают всего этого хозяйства, нужно это до 40 минут всё это удерживать в себе, что не всегда просто на самом деле. Есть клизмы масляные, послеобеденные, когда в меньшем количестве в тебя тоже вводят разные штуки, до 6 нужно удерживать в себе. То есть лежишь, под тебя подстилают какую-то клеёнку, чтобы это не дай бог не выскочит, в общем всякие разные.

Пинда-сведана

01:07:16 Также есть там разные дополнительные массаж называется пинда-сведана, парилка. Не в нашем смысле парилка, такая кабинка в неё садишься и только голова торчит. По аюрведе голову никогда не нагревают даже на голову такую тряпочку кладут, и холодную воду подливают, то есть голова всё время в холоде должна быть а тело, тело. Там в кабинке, там проведены трубы, там печка к которой кипит вода и пар поступает по шлангу в эту штуку и там паришься.

01:07:49 И потом ещё это пинда-сведана, когда они там варят рис, пшеницу в молоке и в масле, всё это в такие тряпочки как в кулёчки тряпичные, такие кулёчки кладут в кипяток, кипятят, и когда это всё нагрел, этими колючками тебя массируют, и через эти тряпки х-б это всё сочится, рис, масло, ги, пшеница, и ты весь в кляре такой уже лежишь в конце концов, тебя распаривают всем этим делом, это еще одна форма массаж с пропаривания называется.

Широдхара

01:08:25 параллельно ещё могут делаться такие после обеда процедуры как широдхара, это когда ложишься, на спину, и тебе на голову тебе льют разные субстанции, мне допустим лили прохладную пахту с какими-то травами она в течение 40 минут льётся на голову это выводится тоже пита доша, а при помощи клизмы выводится вата, потому что вата она в основном базируется пораженная в толстом кишечнике, поэтому при помощи клизм вот это вот вата выводится.

Расаяна

01:07:16 И самая последняя часть панчакармы называется расаяна, расаян это тоненький. То есть когда да восстанавливается организм, обновляются ткани, то есть такие восстановительные процедуры. Вот это в целом. Ещё есть такие процедуры, типа насика когда через нос заливают масло или какой-то дым туда запускают, для тех у кого какая это излишняя капха в голове, тяжесть там всякие гаймориты, менингиты и прочее для них вот такие. Но мне это не делали.

Вамана

01:09:24 Есть ещё такая процедура вамана называется, для тех у кого нарушения капха доши, они тоже пью ги, а потом дают рвотное средство, они должны вырвать всё это дело. У меня к счастью этого не было, но есть такие. То есть аюрведа она полна таких разных интересных рекомендаций, технологий, которые достаточно сильно воздействует на тело, иногда требуется несколько раз пройти эту. Допустим я вот, в ноябре с Ниранджана Свами разговаривал в Маяпуре, он тоже у того же самого доктора лечился, он говорит, когда я первый раз у него прошёл, после первого месяца эффект был почти не ощутим, но у него были правда очень сильные расстройство в плане пищеварения, и только после 2 раз, где-то через полгода или через год я ощутил, что как новое тело получил, то есть иногда требуется несколько подходов, если у человека здоровье в запущенном состоянии.

01:10:23 Ну и вообще это панчакарма, она рекомендуется раз в несколько лет проходить, потому что это очень мощный профилактический и очистительный процесс. Всё. На этом я закончу. Вот. Будьте здоровы и преданны Кришне!
Харе Кришна!

Вопросы

01:10:42 Где найти специалиста такого, который определит эти доши наши, я и порекомендует правильное питание?

01:10:53 Трудно, хороший специалист это всегда трудно, но тем не менее есть, я не знаю, но в России всё сложно конечно, во Владивостоке точно нет. Лучше всего если ехать, то сразу к серьёзным специалистам. Самая крутая серьезная аюрведа, это конечно юг Индии, это Карнатака и Керала. Больше в мире конечно Керала, хотя я лечился в Карнатаке по рекомендации. То есть я думаю, что, но хотя конечно чисто диетологически, можно проконсультироваться и с некоторыми нашими врачами, потому что пока какой-то серьезной болезни нет, то есть есть, допустим у того же Судама Випра Прабху, у Суботялова, у него есть пульсовая диагностика, он определяет в какой-то степени, немножко астрологии, то есть он определяет до некоторой степени пракрити, и какие-то даёт.

01:12:01 У него есть своя производственная линия в плане лекарств, то есть если в таком пока, нет таких серьезных клинических проявлений, то я думаю, что это возможно получить какую-то консультацию, можно даже списаться. Если уже какие-то серьезные поражения, то тут я бы рекомендовал уже специалистов, которые в серьезной практики уже, но это больше конечно на юге Индии. Не думайте, что все в Индии, любое место, где написано на аюрведа, там обязательно будет аюрведа. В Маяпуре я попал на одного шарлатана, по имени Шантану, никогда не дай Бог к нему, если запомните это имя, если он предложит вам такие услуги, в Маяпуре, то лучше держаться от него подальше. Человек без стыда и совести, просто берёт деньги, не разбирает. Намазал меня как-будто бутерброд с маслом, каким-то масло мне вообще неподходящим, и потом со мной началось не понять что.

01:13:03 То есть такие люди, не думайте, что любой индус или любая я какая-нибудь хибара, на которой написано панча-карма, что это обязательно будет авторитетно. Если куда-то едите только по рекомендациям, есть какие-то специалисты. Ещё вопрос?

01:13:22 А вот это всё лечит опухоли?

01:13:36 Не знаю, надо со специалистом общаться. То есть у них там много разных критериев, что не лечат, что они не лечат. Есть правила, по которым врач может не принять клиента. Одна из причин, по которой может не принять клиента, это если болезнь находится на неизлечимой стадии, зачем ему связываться с этим? Есть принципы, когда на основе которых врач принимает пациента, и есть принципы на основе которых врач не принимает пациента, и он имеет на это право. Иногда есть какие-то специализации, когда у меня поступил вопрос, люди попросили узнать насчёт глазных болезней, он сказал, что я, допустим этими вещами не занимаюсь, но дал адрес клиники, которая специализируется специально на глазных болезнях с большим опытом. Всегда есть какие-то специализации у человека.

01:14:36 И ещё следующее, то есть там клиника конкретная или их много таких клиник?

01:14:44 Этих клиник там довольно много, есть большие, и маленькие, я лечился в маленькой клинике, такая домашняя, там всего у них шесть комнат, то есть шесть двухместных комнат, они максимум берут за раз 12 стационарных пациентов. Мы все почему-то предпочитали жить по одному в комнате, поэтому немного. У него есть и амбулаторный прием тоже до обеда идёт. Есть клиники какие-то побольше, курортного типа, но меня это не интересовало, меня интересовало конкретное лечение, таких клиник там достаточно много, то есть в южной Индии это достаточно живая традиция, поэтому там, в общем так сказать панчакарма достаточно практикуемая, распространенная практика, но надо знать конечно куда именно.

01:15:30 То есть у вас было всё конкретно, вы знали этого врача?

01:15:34 Да я ехал по рекомендации. Потому что есть другие имена, может быть даже более громкие, раскрученные, но не столь эффективные.

01:15:43 И ещё английский язык там в обязательном порядке?

01:15:45 Обязательно, по-русски там мне говорят, там говорят на таких интересных языках, в карнатака говорят на языке под названием каннада, в Керале говорят на языке, который называется малаялам, оба языка сложнаые, поэтому английский как минимум нужно знать. Без английского там нечего делать абсолютно. Либо вы знаете сами, не на уровне "твоя моя понимает", а на очень хорошем уровне, либо вы едете с кем-то, кто это знает, без этого там просто нечего делать.

01:16:17 И ещё последние, сколько стоит?
У всех разные. В моём случае это было чуть меньше 1000 долларов за за месяц, включая питание, проживание и лечение. Это недорого. В других местах есть. Если хотите по 300 euro в день, могу рекомендовать.
Нет.
Не хотите.
Последнее.

01:16:40 Мёд это экадешный продукт или нет?

01:16:43 Мёд, есть какие-то утверждения, что его нельзя, потому что пчёлы могли сесть на какой-то неэкадышный цветок зернобобовые, или ещё что-нибудь они может быть сильно не разбираются. Не заморачиваются этим делом. У меня это очень просто, если сомневаетесь, боитесь не ешьте вот и всё. Поэтому однозначного такого чего-то то нет, единственное что про мед хочу сказать, мед нельзя нагревать ни в коем случае, то есть его нельзя в чай горячий, только отдельно в прикуску в небольшом количестве, а когда мёд подогревается он начинает выделять аму, это яды, это ядовитая субстанция становится. Всё на этом мы закончим.

01:15:26 Шримад Бхагавад-гита!
Шрила Прабхупада ки джай!
Харе Кришна Харе Кришна

транскрибирование: Елена Брайнис | Иерусалим | Израиль | 04 сентября 2020
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 08 сентября 2020