Материальный мир - перевёрнутое дерево

Калькута - 26 February 1974
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:10:14 | качество: mp3 128kB/s 10 Mb | прослушано: 94 | скачано: 142 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция по Бхагавад Гите, глава 15, текст 1, прочитано Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, 26 февраля 1974 года в Калькутте, Индия.
Перевод: «Верховный Господь сказал: писания говорят о вечном дереве баньян, корни которого устремлены вверх, а ветви вниз, листья которого- ведические гимны. Тот, кто познал это дерево, постигает мудрость Вед».

00:00:32 Комментарий: Услышав о важности бхакти- йоги, человек может спросить: «А как же Веды?». Из данной главы мы узнаем, что цель изучения Вед- постичь Кришну. Поэтому тот, кто обладает сознанием Кришны и занимается преданным служением, уже знает Веды. Лабиринт материального дерева сравнивается здесь с баньяновым деревом. Тот, кто поглощен кармической деятельностью, может вечно странствовать по его ветвям, перебираясь с одной на другую, затем на третью и т.д. Дерево материального мира поистине бесконечно, и тот, кто привязан к нему, лишен возможности обрести освобождение. Ведические гимны, помогающие живому существу возвыситься, называют листьями этого дерева. Корни этого дерева растут вверх, ибо их начало на планете Брахмы, высшей планете материальной вселенной. Тот, кто постиг это вечное дерево иллюзии, получает возможность покинуть его.

00:01:37 Этот метод, который поможет нам выбраться из лабиринта материальной жизни, нужно хорошо понять. В предшествующих главах говорилось, что есть много путей, ведущих к освобождению, но все главы, вплоть до 13 убеждали нас в том, что самым лучшим из них является преданное служение Верховному Господу. В основе преданного служения лежат отрешенность от материальной деятельности и привязанность к трансцендентному служению Господу. Процесс избавления от привязанности к материальному миру описан в начале данной главы. Корень дерева материальной жизни находится наверху. Это значит, что он берет начало в совокупной материальной энергии (прадхане) и оттуда спускается на высшую планету материальной вселенной. С этой планеты начинается вся вселенная с ее многочисленными ответвлениями, какими являются различные планетные системы. Плоды, растущие на древе материальной жизни- это результаты деятельности живых существ, а именно религиозности, экономическое процветание, чувственные наслаждения и освобождение.

00:02:41 В материальном мире мы не видим дерева, растущего корнями вверх, а ветвями вниз, и тем не менее такие деревья существуют. Их можно увидеть на берегу водоема. Растущие там деревья отражаются в воде и ветви их кажутся устремленными вниз, а корни вверх. Иными словами, дерево материального мира- это не более чем отражение настоящего дерева, дерева духовного мира. Дерево духовного мира отражается в воде желания так же, как дерево на берегу водоема отражается на поверхности воды. Желание- это изначальная причина всего, что мы видим здесь, в свете материального бытия, который отражает духовный свет. Тот, кто хочет вырваться из плена материального существования, должен очень тщательно, систематически изучать природу дерева этого мира. Только тогда ему удастся порвать с ним все связи.

00:03:33 Это дерево, будучи отражением настоящего дерева, является его точной копией. Всё, что мы видим в материальном мире, существует и мире духовном. Имперсоналисты считают корнем дерева материальной жизни Брахман, а из него, согласно философии санкхьи, вырастают пракрити, пуруша, затем три гуны, после чего появляются пять грубых элементов (панча- маха- бхута), десять чувств ( дишендрия), ум и т.д. Таким образом весь материальный мир раскладывают на 24 элемента. Но, если центром всех проявленных миров является Брахман, то образованную ими сферу можно разделить на две половины. Первая- это материальный мир, а вторая- духовный. Материальный мир является искаженным отражением духовной реальности, следовательно, духовный мир тоже должен быть исполнен многообразия, но реального, а не иллюзорного.

00:04:28 Пракрити- это внешняя энергия Верховного Господа, а пуруша- Сам Верховный Господь, о чем говорится в Бхагавад Гите. Будучи материальным, этот мир не вечен. Всякое отражение то появляется, то исчезает вновь. Однако источник отражения существует вечно. Материальное отражение настоящего дерева должно быть срублено. Когда про человека говорят, что он знает Веды, подразумевается, что он знает, как разрубить узел материальных привязанностей. Тот, кто знает, как это сделать, постиг суть Вед. А люди, привлеченные описанными в Ведах жертвенными обрядами, любуются красотой зеленых листьев на дереве материальной жизни. Они не знают, какова истинная цель Вед. Цель Вед, как о ней говорит Сам Господь, - срубить отраженное дерево материальной жизни и достичь истинного дерева духовного мира.

00:05:39
Шрила Прабхупада: ты закончил? Следующий стих, объясни.
Тамал Кришна объясняет: Итак, материальный мир является искаженным отражением трансцендентного духовного мира. Всё, что мы находим здесь, мы можем проследить начало всего этого в духовном мире.
Шрила Прабхупада: Поэтому говорится урдва мулом. Мулом значит «корень». Например, древо растет из корня и разветвляется. В данном случае мула, то есть корень смотрит вверх, а дерево растет вниз, урдхва мулом, ардра шакхам. Ветви смотрят вниз. У всех деревьев в этом мире корни направлены вниз, а ветви растут вверх, но здесь дается другое объяснение. Иными словами, материальный мир возник не из материи, а из духовного мира. Продолжай.
Тамал Кришна: Итак, также как в материальном мире есть личностные отношения. Например, все пытаются завести друзей, обзавестись семьей и т.д.

00:07:05
Шрила Прабхупада: Здесь говорится урдхва- мулам. Допустим, если вы перевернетесь, если ваши ноги будут смотреть вверх, и вы станете на голову, если вас кто- то перевернет, будет ли вам удобно? Сколько вы сможете так продержаться? Если кто- то возьмет вас за ноги и повесит вас головой вниз, то вам будет не очень удобно. И таков весь этот материальный мир, урдхва- мулам. Корень должен смотреть вниз, но здесь он вверх, поэтому здесь жить неудобно и есть еще другое объяснение: это искаженное отражение. Мы знаем, что такое урдхва- мулам, по- моему я объяснял это. На берегу реки или на берегу озера стоит дерево, но в отражении мы видим, что у этого же дерева урдхва- мулам и адвашакхам, корни смотрят вверх, а крона вниз. Поэтому Кришна и говорит в этой связи, что это отражение в воде, отражение дерева не является реальным. Настоящее дерево, оно находится вверху. Аналогично, настоящее наслаждение, настоящее разнообразие, всё это есть в духовном мире. Здесь же мы видим лишь отражение, не реальность, поэтому наши наслаждения здесь называются майей или иллюзией. В более поздних шлоках Кришна расскажет о том, как выбраться из этого майического отражения и перенестись на настоящее дерево. Позднее будет об этом говорится. Продолжай.

00:09:08
Тамал Кришна: Итак, в этом материальном мире в действительности все является искаженным отражением. Обрыв записи.
Шрила Прабхупада: Компания Макмилана, менеджер по торговле их компании посмотрел статистики, и он сказал, что наша Бхагавад Гита продается все лучше и лучше, другие экземпляры продаются все меньше. В Америке они очень серьезно изучают то как это движение так быстро смогло распространиться. Люди меня спрашивают: «как так, чудо какое-то, почему такой рост?». Потому что мы нечего не разбавляем, мы не разбавляем учение. Обрыв записи.
Говорит кому- то на хинди. Обрыв записи.
И это факт. Если вы не принимаете Движение сознания Кришны, вы никогда не сможете быть счастливым, это факт. Здесь есть всё, и в социальном, и в политическом, и в экономическом, и философском, и религиозном отношении. Здесь вы можете получить свое совершенное знание обо всем этом. Что у нас дальше? Прасад.

транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 07 September 2022
обработка текста: Дмитрий Карпушкин | Челябинск | Россия | 20 January 2023