Виды проповеди. Лекция 1.

Россия, Кучугуры - 21 сентября 2009
Самое главное, что у нас есть в жизни – это проповедь Святого Имени. Разные виды проповеди и как они должны осуществляться. Есть два вида преданных, одни любят прасад, другие любят его распространять. Что проповедь – это самое главное служение людям. Распространение книг – это уникальный вид проповеди. Книги необычным образом меняют наше сознание. Разум не любит никакого насилия вообще в принципе. Поведение – основа проповеди. Всем, кто живет на этой святой земле, нужно Святое Имя. И мы должны научиться его правильно давать.
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:11:44 | качество: mp3 64kB/s 32 Mb | прослушано: 1633 | скачано: 1197 | избрано: 11
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Сегодня, я извиняюсь, что голоса нет. Сегодня мы поговорим с вами очень важной вещи. В общем, то, мы уже начали говорить с вами сегодня утром во время [неразборчиво], мы уже начали говорить о том, что самое главное, что у нас есть в жизни – это проповедь святого имени. Это самое главное, что у нас есть в жизни. И цель моего семинара – это объяснить. Потому что Ангира Муни сказал, мы должны проповедовать. Но проповедовать – это не просто. И поэтому цель моего семинара, чтобы каждый нашел себя в этом виде деятельности. Потому что, в конце концов, прежде всего кому мы должны научиться проповедовать? Своему уму.

00:01:11 Есть такое великое произведение. Называется [монакшишка] – проповедь ему. Мы коснемся этого произведения. Но сейчас я хотел бы зачитать все виды проповеди, которые я, по крайней мере, понимаю, может быть, вы что-то добавите. Самый первый вид проповеди, которые установил Господь Читани – это воспевание святых имен Бога. Совместно воспевание святых имен Бога поводят в виде шествий, которые называются Харинама. Второй вид проповеди, которые тоже, кстати, назвали санкиртана, потому что это приводит к санкиртане. Это распространение книг [шавипрупады]. Это тоже вид совместного воспевания святых имен Бога. Потому что [руппада] воспевает их в своих книгах. А те, кто распространяет книги, они, таким образом, распространяют воспевание.

00:02:34 Следующий вид проповеди, о котором сегодня говорилось в [неразборчиво] классе – [нама хата бхакти-рикша]. Господь [Кришна бхагалавити] говорил, что я больше всего люблю тех, кто проповедовал моим требованиям, потому что требованные больше всего нуждаются в проповеди. Они самые деланные слушатели. Они потому что хотят научиться воспевать святые имена Бога. А проповедь – это ни что иное, как передача о том как воспевать святые имена Бога. Другого смысла нет проповедовать. Дальше другой вид проповеди - это публичные проповеднические программы, которые я и провожу всю свою сознательную жизнь. По крайней мере, 15 лет. Кто-то из вас был на моих проповеднических публичных программах. Поднимите руку, кто был. Кто-то, наверно, через них стал преданным. Спасибо вам.

00:04:04 Следующий вид проповеди – это фестивали святого имени. Мы здесь находимся на этом виде проповеди. Так же фестивали святого имени бывают и для непреданных тоже. И [Индративна Цвани Махараджи] проводит по всей Польше все лето такие фестивали святого имени. Тоже об этом поговорим. Дальше следующий вид проповеди проходил только что здесь в этом [батале]. Этот вид проповеди называется распространение прасады. Следующий вид проповеди, седьмой вид проповеди, который я обнаружил – это проповедь друзьям и знакомым. Следующий вид проповеди – это помощь в проповеди. Когда люди помогают проповедовать, они тоже проповедают. Я вам потом объясню почему.

00:05:04 Дальше есть такой вид проповеди, через ведическое знание. Например, до того как мы здесь собрались с вами, приехало 200 человек, которое ничего не знает о ведическом знании. И мы им провели такой вид проповеди. Эти 200 человек посещали [якии], они слушали лекции об аюрведе, йоге. И в конце они так же посещали духовные программы. И в последний день своего пребывания здесь они сходили на мангала арати, мы пели мангала арати все вместе. Таким образом, такие проповеди тоже бывают. Дальше десятый вид проповеди, это проповедь с помощью построения ведических общин. Этот вид проповеди пока только развивается. Но если мы построим хотя бы несколько таких общин на нашей русской земле, то люди будут просто приезжать посмотреть, как живут преданные. И будут ходить в состоянии глубокого счастья просто потому, что туда будут приезжать. Уже сейчас это происходит. Есть уже такая община в Венгрии. Люди туда просто приезжают, хотя бы на один день посмотреть, как живут преданные. И они испытывают огромное счастье от того, что увидели как живут преданные. По крайней мере, об этом говорят те, кто учувствует в этом во всем. Десятки тысяч людей, а может быть даже сотни тысяч людей, кто посещает такую общину.

00:07:01 И последний вид проповеди мы уже с вами отмечали. Как он называется? Проповеди кому? Своему уму. Потому что самому себе проповедовать не надо. Мы души, душа и так знает, что ей хочется Кришны, если она проснулась, она сразу начинает служить. Ей больше ничего не надо в жизни. Но так как она спит, поэтому мы должны научиться проповедовать уму, чтоб он очистился и захотел служить Богу. И так мы начинаем с самого начала. Время очень мало у нас осталось, ещё 40 минут. Первое, что мы начнем обсуждать с вами – это воспевание святого имени.

00:08:04 В [махатма паради пурани] говорится, что в нынешний век Кали-юга самым важным видом деятельности и методом духовного совершенства является воспевание святого имени [неразборчиво]. В нынешний век вражды и лицемерия единственный путь к освобождению – это повторение святого имени Бога. Совместное воспевание святых имен Бога. Нет другого пути, нет другого пути, нет другого пути. Так говорится в [махатма паради пурани]. «Нет другого пути» повторяется три раза. Это очень важно в ведической культуре если повторяется что-то три раза, то возражений не может быть. Можно сказать что-то один раз, и возражение может быть. Но если сказано три раза, то возражений не может быть. Потому что это говорят не простые люди. Это Нарада Муни сказал три раза. Понимаете, это значит, что возражений быть не может. Нараду Муни – это сын Брахмы. Поэтому мы должны серьезно отнестись к его словам.

00:09:40 Теперь я хотел бы обосновать высказывание Ангрира Муни, которое он сделал сегодня утром. Он сказал, что преданный не может развиваться, если он не проповедует. И это 100 процентный факт. Потому что развитие означает развитие разума. Человек не может развиться, если его разум не крепнет. Разум можно развивать только через звук. Вот скажите, допустим, проповедь себе – это легкая вещь или тяжелая? Очень тяжелая. Только на уровне [матиама тикари]. Есть три уровня развития преданности: [каништа тиркари] – начинающий преданный, [матиама тикари] – средний преданный и [утама тикари] – возвышенный преданный. Только на уровне духовной зрелости человек ожжет проповедовать самому себе. Почему? Потому что у обычного человека голос совести закрыт грехами. Сверх душа у нас закрыта грехами. Мы не видим сверх душу.

00:10:51 Мы не слышим свою совесть. Мы слышим голос своих желаний. Наши желания говорят нам, живи так, живи так. И ещё оправдывает это священными писаниями. Как можно проповедовать уму, который изучает священные писания. Невозможно проповедовать, потому что он все знает. Он знает, как решить правильно, чтобы никто не обвинил его в этом. Они мусульманский [мула] сказал своему преданному» Как ты живешь? Ты пьешь, развратом занимаешься и всеми видам греховной деятельности, живешь, как хочешь. Неужели т Карен не изучал?» он говорит: «Я изучал Карен, там сказано пей, живи и веселись». [мула] говорит: «А что дальше там сказано – и попадешь в ад». Мусульманин ему говорит: «Редко найдешь мусульманина, который знает весь Карен».

00:12:02 Ум изворотливый такой, ему проповедовать очень сложно. Поэтому есть путь, есть способ, как научиться проповедовать своему уму. Для этого надо начать проповедовать другим, потому что когда мы начинаем проповедовать другим, мы делаем вид, что мы крутые, что мы возвышены и преданы, мы делаем вид. А потом придется этому следовать. В этом заключается ловушка. Деваться некуда. И поэтому [неразборчиво] говорит надо проповедовать. Иди и проповедуй, иначе мы свой ум не победим. Иначе он будет жить, как хочет. Понимаете? Сразу возникает вопрос, а как я могу проповедовать. И мы сейчас будем сейчас обсуждать разные виды проповеди и как они должны осуществляться.

00:13:07 Допустим, совместное воспевание святого имени – харинама, как она должна осуществляться, какова цель харинамы. Конечная цель каринамы какая? Конечная цель такая, что человек, который слышит чистое воспевание, немедленно становится чистым и преданным. Это 100 процентный факт, который был подтвержден всей жизнь Господа Читани, особенно когда он путешествовал на джаганнатха пури. Просто люди видели его, одной секунды его восприятия звука, его воспевания достаточно было, чтобы полностью предаться его лотосным стопам. 1 секунды слушания достаточно было. Естественно, когда мы проводим харинамы, то мы не господа Читани, мы проводим их. И мы должны понять, как правильно их проводить.

00:14:20 Есть два вида проповеди. Есть проповедь, основанная на рассуждении. А второй вид проповеди, может быть, ещё даже важнее. Это проповедь, которая передает духовный вкус. И представьте, допустим, мы идем на харинами. Преданные идут. Допустим, сверху матроска, снизу дхоти, один носок красный, другой белый, шика развивается по ветру здоровая, невпопад играем на мриданге. И поем под песни ДДТ. И как люди это воспримут. Изначальный у них вкус к Богу у них проснется? Я тоже думаю, что вряд ли. Конечно, у кого-то просыпается. Если молодежь услышит, у нее проснется, потому что это их жизнь, это их ритмы. Но молодежи – это всего 20% населения. Вес остальные люди тоже должны получать вкус харинами, воспеванию святого имени. Поэтому харинами должна проводиться очень нежно, преданные должны быть очень аккуратно одеты. Преданные, которые очень опытны в харинаме должны идти первыми. И так же по бокам должны быть очень преданные. Как гладиаторская должна быть колона.

00:16:17 Преданные должны танцевать спереди аккуратно. И петь харинаму могут преданные, обладающие талантом воспевания святых имен. Он должен петь очень красиво и нежно, чтобы сердца привлекались. Т.е. во время харинамы мы передаем вкус любви. Скажите, есть хотя бы один человек, который отказался бы от любви. Есть очень замороченные люди, это факт. Но когда даже очень замороченные люди слышат воспевание святого имени, их сердца начинают потихоньку таять. Как вы думаете, самый главный принцип харинамы какой? Искренне можно так воспевать, что народ разбежится. Искренность – это хорошо, но есть что-то важнее во время воспевания. Любовь тоже бывает разной. Чистая любовь тоже разной бывает. Можно с этой любовь бросаться на народ. Опасно.

00:17:40 И так. Что является выше этого. Вы никто мне не сказали самое главное. Смирение самое главное во время таких видов проповеди. Мы должны быть очень смиренными. Люди очень ценят это качество. Все люди всегда ценят это качество. Надо очень смиренно воспевать на харинами. Один раз [Шиларуппада] проводил службу, по-моему, это было в Индии. Преданные как козлы скакали во время службы. Люди, индусы простые смотрели на эти скачки. И они испугались и разбежались. И тогда [Шилапрупада] начал обучать преданных шагу свами. Знаете что такое шаг свами? Как Господь Читани шел во время [санкиты]? Одну ножку сюда, другую ножку сюда. Вот так идем потихоньку и танцуем. Понимаете? Танец должен быть очень скромным, очень порядочным, чистым, нежным и смиренным, очень смиренным.

00:19:01 И преданные когда смиренно поют на харинами и танцуют, это создает необыкновенную картину глубокого чувства такта отношения к окружающим людям. Я вам объясню почему здесь нужно чувство такта. Потому что, когда кто-то проявляет свою любовь, это всегда тяжело смотреть. Поэтому люди не проявляют свою любовь на улице. Потому что всем другим становится завидно, что любят не его, не ее. Когда преданные поют, они проявляют свою любовь к Богу. Но если два человека посреди площади поцеловались очень скромно, все счастливы. Почему? Потому что когда любовь сочетается со смирением, все вокруг испытывают огромное счастье. Поэтому надо учить преданных как проводить харинамы.

00:20:33 Потому что если преданные именно так проходят, и они очень нежно предлагают прасад во время харинамы. Знаете, можно так прасад предлагать, что отказаться невозможно. Есть два вида преданных, одни любят прасад, другие любят его распространять. Один раз Прупада откусил [неразборчиво] и отдал преданному, своему слуге, своему ученику. Этот преданный был в полном экстазе, от того, что Прупада дал лично ему [неразборчиво] откусанный. И другой преданный в полном экстазу вырвал у него этот [неразборчиво] и съел. И тогда преданный этот, который потерял все, что у него было, единственное счастье, которое у него было, взял за шкирку этого преданного и уже приготовился массировать ему фэйс. И преданные оторвали его, ты спроси у Прупади, может это нормально, то, что он сделала.

00:21:42 И тот побежала к Прупаде и сказал: «Прупада, он отобрал ваш [неразборчиво], тот что вы откусили». И Прупада сказал ему знаменитые слова: «Одни преданные любят распространять прасаду, другие вкушать. Но те, кто любят распространять стоят выше, чем те, кто любит вкушать». И он сказал ему, правда ведь ты любишь распространят прасаду. Он ещё не знал об этом, что он любит распространять прасаду. Обычно, когда мы с женой едем из храма на машине, нам всегда дают чуть-чуть [махапросаты] всегда. Я очень люблю её есть, она любит распространять. И она берет прасад всегда себе, так как она женщина, Лакшми, все держит самое главное у себя всегда. Я смотрю, что будет дальше с трясущимся сознанием. И когда мы останавливаемся. И уже надо будет выходить, она дает водителю этот [махапросат]. Обычно как прасад носят? Пару кусочков каких-то, откусанных похоже, в каком-то целлофановом пакетике. И она дает ему со смирением и решительностью огромной водителю. Я потом начинаю обливаться от того, что это вижу.

00:23:41 И водитель обычно как это делает. Он берет, у нее рука тянется, и говорит, что это? И уже начинает есть, ещё не поняв, что произошло, поэтому, если вы в правильном настроении находитесь, шарики во время харинамы распространять не сложно. Для этого надо просто иметь сильную любовь к людям, желание им дать прасаду, понимание, что ты даешь. И очень сильное смирение, тогда рука сама тянется к человеку. Он не может понять, что происходит. Просто в рот кладет, а потом думает уже. Следует понять, что проповедь – это самое главное служение людям. Нет выше служения. Мы должны научиться бескорыстию. Если преданный хочет стать чистым преданным, он должен стать бескорыстным преданным. Потому что воспевание святого имени для своего будущего прогресса на самом деле означает накопление эгоизма в сердце. Потому что мы сами не можем себя избавить от эгоизма. Мы можем воспевать сами святое имя в уединенном месте, но мы не можем себя избавить от эгоизма. Для этого кто-то должен помочь нам в этом.

00:25:08 Для того чтобы избавиться от эгоизма, преданные просят помощи от окружающих людей. И как они просят этой помощи? Они просто проповедают им. Потому что когда мы проповедуем другим людям, мы на самом деле, прежде всего, проповедуем себе. Как-то я читал лекцию, большой зал, порядком 500 человек. Я читал и неожиданно спросил их, как вы думаете, кто получает самое большое благо от того, то здесь происходит? И кто-то кричит, я получаю самое большое благо. Я слушал, и сказал им, я получаю здесь самое большое благо. Они спросили, но почему? Вы же нам рассказываете, а мы слушаем. Я им ответил, что в этот век благо можно получить только через милость. Сколько у меня милости? И сколько милости у того, кому служу своим знанием? Я им объяснил, что когда я рассказываю, я служу своему духовному учителю. И надеюсь, на то, что он прольет на меня милость.

00:26:43 Сколько милости у меня? Сколько я могу дать им милости? Сколько он мне может дать милости от того, что я ему служу. Поэтому проповедь – это очень важная часть нашей духовной жизни. Мы [припобакты] все. [Припобакты] означает, что когда-нибудь в какой-то момент жизни мы получим самое заветное желание, осуществление самого заветного желания. Когда-нибудь наше сердце затрепещет. И мы почувствуем, то счастье, которое испытывал Шива прупаду, когда ехал в Америку проповедовать славу святого имени по всей земле, счастье любви к Богу. Не простая штука. Ее можно только получить от кого-то. Мы не обладатели этого ценного дара. Шива прупада будет давать этот дар только тем людям преданным, которые искренне проповедают славу святого имени.

00:27:54 Мы можем повторять всю жизнь хари Кришна и не почувствовать вкуса. Но если мы проповедуем. То во время проповеди вкус воспевания сам приходит в сердце. Потому что он независим. Святое имя не зависимо от того, хотим мы его вкуса или нет. Оно само решает, к кому приходить, и кому открываться в сердце. Поэтому надо заставить себя проповедовать святое имя. Есть разные проповеди. Если ты, допустим, не можешь говорить, ты можешь проповедовать славу святого имени? Сожжешь, раздавая прасад, пожалуйста. В прасаде нуждаются все. Один преданный рассказал такую историю один его знакомый друг, когда он только стал преданным, он пришел с воскресной программой и угостил своего друга прасадой один раз в жизни. И потом через несколько лет он видит сон, что его друг находится на каком-то поезде, там все перекорежено. И у него сломана рука или ключица. И друг ему в таком состоянии говорит, твой кусочек пищи освещенной спас мою судьбу. На этом сон закончился.

00:29:30 Потом он поехал в этот город, где жил его друг, встретил его мать и спросил, где его друг. И она говорит, а твой друг уже давно оставил своё тело. Он погиб в этой катастрофе железнодорожной. Он был весь переломанный в это время. И он рассказал маме его эту историю, о том, как прасад очищает сердце человека. И лишает его адских планет. Поэтому преданные раздают прасад всем без исключения. До того как начался это фестиваль, моя жена жила в одном месте. И мы когда кушали, она все время кормила две кошки, кошки приходили покушать прасад. Это проповедь? Проповедь, очень важная проповедь.

00:30:37 Сейчас объясню, как эта проповедь сработала потом. Когда хозяйка положила в очередной раз мясо своей кошке, та посмотрела на это мясо, отвернулась и сказала: «[халибо]. И пошла с очень искривленной физиономией. И когда она видела прасад, она вычищала всю тарелку. Один раз ей положили цветную капусту. Я посмотрел, я могу определять, кому что подходит. Я смотрю – ей не подходит, она не любит. И она не стала, есть цветную капусту. Она поела, поела, но прасад вроде надо вкушать. Не хочется, не подходит. Она поела, поела и ушла. Наутро тарелка была всё равно пуста. Таким образом, это тоже проповедь – распространение прасада. Даже животные понимают, что такое. Надеюсь, люди лучше понимают, чем животные. И это факт.

00:31:49 Разок мой отец, который является серьезным материалистом очень твердым на пути, он заболел сильно. И мать принесла ему два вида пищи. Один был прасадом, другой нет. И он не прасад съел, а к прасаду даже не притронулся. Но когда он лежал в полупьяном состоянии, и жена принесла ему пирожки с прасадом, и сказала, это я для вас специально принесла, он эти пирожки все съел в экстазе, со слезами на глазах. Прасад – это огромная могущественная сила, можно любому человеку с помощью прасада, надо просто знать, как это делать правильно. Надо учиться этому, это наука, надо понимать, что прасад должен быть вкусным.

00:32:48 Мы можем, конечно, наварить прасада, чтоб он колом стоял, и распространять на улице, говорить, жри, это освященная пища, а то в ад попадешь. Не таким способом надо распространять прасад. Прасад должен быть очень вкусным. Если вы не можете много прасада сделать, сделайте мало. Но он должен быть очень вкусным. И прасад лучше всего раздавать. Просто выйти на улицу и давать людям. Мы ехали в поезде и напекли очень много пирожков с прасадом. Для себя вообще-то напекли, но было столько много пирожков, что хватило на весь вагон. И в вагоне ехали дети. Это были дети необычные, они все были инвалидами. И они ехали отдыхать на отдых, на эге это происходило. И мы подошли к женщине, которая их сопровождала, и спросили, можно мы раздадим по пирожку каждому ребенку. Она сказала, я боюсь, что это отравлено, поэтому я вам не дам. Я говорю, выбирайте пирожок. Она выбрала, я взял его и съел. Я говорю, ещё выбирайте. Она ещё выбрала. Я говорю, теперь вы ешьте. Она такая подумала, подумала, начала есть. Уплела пирожок, и говорит, а можно еще. Я говорю, нельзя. Детям не хватит.

00:34:25 И мы пошли детям раздавать. Потом дети, ошеломленные тем, что они съели, ворвались к нам, в наше купе и выгребли у нас все остатки пирожков. И нам ничего не осталось. Они уничтожили весь прасад в одну секунду. Шива прупада говорит в своей книге «Путь к совершенству», служение – это деятельность, и чтобы служить кому-то, мы совершаем действие. Когда мы проповедуем сознание для Кришны, готовим для Кришны, делаем уборку в храме, читаем книги, повествующие о Кришне, пишем о нем, закупаем продукта, чтобы предлагать их Кришне, служим Кришне. Служение Кришне может быть самым разнообразным. Помогать Кришне вовсе не значит сидеть, пытаясь искусственно погрузиться в медитацию. Помогать Кришне значит действовать. Сознание Кришны – это деятельность, все, чем мы обладаем, может быть использовано для Кришны. Это и есть путь [бхагти йоги].

00:35:27 Человек, обладающий сознанием Кришны, не пропадает в праздности, он знает, что Cознание Кришны – это философия, которая необходима людям, её надо распространять. Поэтому члены нашего общества в сознании Кришны не отсиживаются в храме. Они выходят на санкиртану, чтобы проповедовать и давать людям высшее знание. Такова миссия [Шрикришна читанима] и учеников. Дальше Шива прупада [неразборчиво] делила 9, 29, где говорится, что не делай различия, кто просит, кто нет, кто достоин, кто не достоин. [Читани Махибхатура] раздавал всем и каждому плоды служения. Шива прупада говорит, что такова суть служения санкиртаны Господа Читани. Нет достойных и не достойных принимать в нем участие, поэтому его следует проповедовать, не делая различия между людьми. Единственная цель проповедников – движение санкиртаны. Это идея проповедовать без всяких ограничений. Именно в таком виде [Читанима махибхару] принес это движение, подарил его миру.

00:36:47 Поэтому Шива прупада создал общество Кришны, международное общество Cознания Кришны с целью распространить господа Читани по всей земле. И те преданные, которые приходили к Шива прупаде – это были особенные души. Мы не можем эмитировать их, их экстаз, их состояние, как они приходили к Шива прупаде. Один человек скал гуру себе, и так искренне искал, что он просто лег спать. И во сне ему приснился Шива прупада , и сказал тебе, я пришел к тебе, я нахожусь там-то, иди ко мне, я готов дать тебе духовное знание. И он не стал ждать, когда он проснется. Он проснулся и побежал. Бежал всю ночь. Это было в другом городе, десятки километров от этого места, где он спал. Он бежал всю ночь. И когда настало утро, Шива прупада уже уходил из этого города в другую страну. Когда он уже выходил за порог, чтобы уехать, этот преданный прибежал к нему и упал к нему в ноги. И попросил у него прибежища. Шива прупада дал ему благословение и сказал ему, оставайся в этом храме и служи мне здесь. И ушел.

00:38:29 Таковы ученики Шива прупады. Шива прупада сказал им, берите книги и распространяйте, таким образом вы подарите людям любовь к Богу. Распространение книг – это особое служение, которое надо так же особенно и выполнять. Я работал на Арбате долгое время. И там тоже предано распространяли книги. Я видел разных [санкинтанчи]. Одни из них танцевали на улице, как будто это волшебный танец. Т.е. они, когда распространяли книги, они как будто были в этом волшебном танце. И люди завороженные проходили мимо, останавливались. Люди преданные давали им книги. Другие преданные распространяли книги иначе. Я, например, видел такой случая: я шел и вдел, как санкинтальщик руку с книгой протянул человеку, он остановил человека, таким образом, и он потом ему говорит, вот книга духовная. И он, естественно, отшвырнул его. И у того глаза налились кровью, он кипел гневом. Понимаете, это опасно так, очень опасно.

00:40:00 Санкиртана – распространение книг – это деятельность, которая передает вкус. На самом деле, мы не можем за секунду объяснить человеку, что это за книга. Понимаете, для этого нужно время. И мы не можем даже остановить человека просто так. Он же идет. Поэтому распространение книг – это уникальный вид проповеди, который должен совершаться совершенно в уникальном настроении. Для этого даже не надо ничего говорить. Один раз [Прахинисута] потерял голос. И он всё равно пошел на санкиртану. И во время санкиртаны он вот так вот распространял (свист). И люди брал книги, понимали все, что он говорит. И он не меньше книг распространил в этот день, чем обычно. Распространение книг – это уникальный вид проповеди, должен совершаться в смиренном состоянии. Преданный, который его совершает, должен быть [маленьким мочари]. Это значит, что он должен показывать, что я тебе даю своим собственным примером. Он должен быть очень чистым, опрятным, нежный, заботливый. Он должен быть в экстазе. Он должен дарить любовь. Он должен давать книги очень нежно, абсолютно бескорыстно.

00:41:28 Конечно, люди должны давать пожертвования, это факт. Но всё равно настроение должно быть возвышено. Это очень возвышенный вид проповеди. И даже если преданный не может так делать, но он к этому стремится, Шива прупада лично даст ему милость, и преданный почувствует этот вкус распространения его книг. Это необыкновенный вкус, который можно почувствовать по милости Шива прупады. Поэтому те преданные, которые очень серьезно относятся к духовной жизни, обычно занимаются распространением книг Шива прупады. Я лично получил свой вкус, первый мой вкус был через этих преданных. Я учился ещё в мед. институте в это время. Я намного раньше увидел Шива прупаду, увидел преданных, чем пришел в это движение. Мне преданные очень понравились. Недалеко от корпуса, в котором я учился, стоял стоик с книгами Шива прупады. Я подошел к этому столику и спросил, что вы продаете. Там стояла матаджи в сари. Она очень смиренно сказала, мы распространяем любовь к Богу через вот эти книги.

00:43:07 Я говорю, вы уверены в этом? Я был такой серьезный парень. Я изучал Гловацкую, Карен, много что изучал. Я говорю, вы уверены, что через эти книги вы даете любовь к Богу, это не дешевая вещь, любовь к Богу. И она мне открыла книжку одну. И там был Шива прупада нарисован. Очень серьезная матаджи. Она посмотрела и говорит, вы ученый человек, образованный, посмотри, это серьезный человек или нет? Я посмотрел, я был удивлен. Я когда увидел Шива прупаду, я был удивлен. Я понял, что это непростая личность, сразу же, немедленно. Я тогда занимался всякой мистикой. Я сел, я пришел домой, я взял книгу у неё, чтобы посмотреть на фотографии Шива прупады, мне неинтересно было читать. Там были разные духовные учителя, Шива рабинда. Я изучал, я хотел найти себе духовного учителя.

00:44:11 Я их разделил как-то своим внутренним взором на уровни различные, там один первого уровня, второго уровня, третьего уровня духовные учителя. Я начал считать уровни у Шива прупады. Первый уровень, второй уровень, третий уровень, пятый уровень, шестой уровень. Я закрыл книгу, не может быть. Я тут подумал, вот такой духовный учитель мне нужен, и поставил книгу. Через три года я стал преданным. Я потом не встречался с преданными. Но одна знакомая купила на Арбате, я жил в Тольятти тогда, когда она купила на Арбате бхагавад гиту, самиздат. Тогда в Риге издавали подпольно книги такие. Там санкиртана нарисована господь Читани. Я когда увидел у нее эту книгу, я сказал, отдай мне эту книгу. Она говорит, не отдам, это подпольная книга, я её купила на Арбате. Я говорю, отдай мне эту книгу, это мое. Я чувствую, что я в прошлой жизни занимался этим. Она говорит, не отдам. Целых два часа я издевался на ней. Она потом отдала книгу, заплакала и ушла.

00:45:21 Я взял книгу, открыл ее. И там написано было, то, что я сейчас прочитал: « харер нама» - нет другого пути, потом хари Кришна, хари Рама, хари, хари. Я прочитал эту мантру и подумал, речевка что ли какая-то. И там написано было. Это единственный способ очищения сознания в Кали юге. Я подумал, что-то слишком просто все. Закрыл книгу. Через какое-то время Кришна меня взял к себе, в движение в смысле.

00:46:24 Так распространение книг – это удивительная деятельность. Книги необычным образом меняют наше сознание. Мы сами не знаем, как это происходит, но это происходит. Потому что когда я начал читать бхагавад гиту, я в ней ничего не понял. И опять не смог двигаться дальше в этом направлении. Я пытался понять, но я ничего не понял, потому что не простая философия, на самом деле. Только потом по милости преданных все в моей жизни улеглось как надо. Один преданный приехал ко мне лечиться. Я работал тогда под Тольятти, мы лечили людей. Приехал лечиться ко мне один. К этому времени я уже переводил третью [неразборчиво] на русский язык с английского. Приехал ко мне лечиться, но он не вылечился. Зато я вылечился. Он мне проповедовал очень смиренно.

00:47:32 Проповедуя мне, он уже вдохновил меня воспевать святые имена, я воспевал про себя, как истинный вайшнав. И подошел к нему когда, я говорю, я про себя воспеваю, это правильно? Он говорит, конечно, ты же продвинутая личность. А ты как воспеваешь? Он говорит, я вслух, я не продвинутая. Я говорю, а кто ещё воспевал про себя? Он говорит, Харидас тхакур. Расскажи мне кто это такой, я должен знать личностей, похожих на себя. Он мне рассказал, кто такой Харидас тхакур. Я подумал сутки, начал вслух повторять, так он мне проповедовал. Когда он уехал через две недели, я уже 16 кругов читал. Он очень смиренный, преданный.

00:48:32 Когда преданный очень смиренно проповедует, не навязчиво, то разум открывается. На самом деле, есть такое правило, если вы хотите что-то объяснить близкому человеку, надо делать это очень спокойным тоном, без эмоций. Без эмоций означает смиренной. Потому что когда мы свои эмоции начинаем пускать, это означает, что мы обижены, разгневаны, недовольны и т.д. Когда мы эмоции включаем, близкого человека это по сердцу режет. Он не может слушать то, что ему говорят. Потому что разум не любит насилие вообще. Знание должно проникнуть в разум. Разум не любит никакого насилия вообще, просто в принципе. Поэтому если преданный хочет что-то кому-то объяснить, он должен делать это ненавязчиво. И больше того, он не должен говорить такие вещи, которые того буду шокировать.

00:49:33 Например, преданные удивительные люди. Они очень любят проповедовать, но иногда не знают, как это делать правильно. И когда преданные огромной лавиной приехали в это поселение. Я узнал, что некоторые преданные уже начали там проповедовать. Мы хорошо проповедовали в Дивноморске, и народ нас оттуда вытурил. Почему? Потому что проповедь – это необычная штука. Надо знать, прежде всего, что мы проповедуем своё поведение. Люди не воспринимают философию. Все, что мы скажем, они не поймут. Они воспринимают наше поведение, прежде всего. И супруга рассказывала, одна женщина сидела и смотрела, как преданные ходят. Она увидела преданных первый раз. Она была очень удивлена. Она выбежала из своего дома на крыльцо. Это здесь было несколько дней назад. Она выбежала на крыльцо и закричала: «Посмотри как хорошо, все парочками ходят, какие хорошие и милые люди». Все преданные ходили парочками, как-то так получилось. И она была в полном экстазе, когда это увидела. Она увидела преданных первый раз, она была в полном экстазе.

00:51:19 Мы просто должны быть такими же хорошими как вот здесь. Посмотрите, какие мы здесь хорошие. До преданного дотронемся чуть-чуть, сразу же, ой прабху, простите. Там надо точно так же себя вести. Точно так же. Очень смиренно, очень тактично. И мы должны понять, что поведение – основа проповеди. Потому что разум всегда реагирует только на поступки, он не реагирует на слова, потому что слова – это поступки номер два. Чтобы поступки зашли в разум другого человека, он должен захотеть принять. Человек не будет принимать слова, если он видит, что поступки у человека не те. Он будет принимать слова, когда он увидит поступки. Поэтому первая проповедь, которую мы должны осуществлять, это проповедь поступками.

00:52:21 Один преданный в Краснодаре работает в обычном цехе. И он просто там работает мастером в этом цехе. И когда люди приходят к нему за советом, люди приходят спрашивать обо всем, что касается их жизни. И он не говорит им там, просто повторяй хари Кришна и будь счастлив. Допустим, человек приходит и говорит, у меня жена ушла, что делать? Он не говорит, просто повторяй хари Кришна и будь счастлив без жены. Потому что человек не может этого понять. У него уровень не такой сознания, чтобы это понять. Мы то можем это понять, конечно, но не все, но можем. Но он не может, поэтому он просто относится с любовью, поведением проповедует ему. Все знают, что он преданный, и очень ненавязчивый. И в этом цехе кто-то стал преданным, кто-0то любит преданных, кто-то любит прасад, кто-то его очень любит. И все в экстазе. В этом цехе все в экстазе, в котором он работает. Ему не надо менять цех. Не надо уходить из кармического цеха и делать цех с преданными вместе. Потому что в этом цехе все в экстазе от него и от Cознания Кришны.

00:53:53 Мы должны, когда мы селимся куда-то, живем где-то, мы должны быть преданными. Это и есть проповедь. Преданный как себя ведет? Какое главное качество преданного? Смирение. Потому что когда он воспевает святое имя, оно должно зайти к нам в сердце. А если мы не будем в смиренном состоянии его воспевать, кланяться преданным, духовному учителю, Шива прупаде, и всем людям вокруг, то святое имя будет как об стенку горох. Потому что пока гордость сидит в сердце, святое имя туда не зайдет, ему там делать нечего. А как определить, гордый я или нет? По своей походке, по своему отношению к окружающим людям, по поведению можно определить, гордый ты человек или нет. Если ты ведешь себя очень скромно, там, где ты живешь, даришь всем любовь. Бабушка голодная напротив живет, позвони ей, просто накорми её прасадом. И все. Бабушка, покушай, пожалуйста, я так хочу, чтобы ты поела. И не надо говорить ей, что это освященная пища, что ты в ад пойдешь, если не доешь. Просто покушай, бабушка, и все. Бабушка поймет, что это освященная пища. Она не просто покушает, она оставит на память ещё кусочек. И будет поклоняться этой пище, которую с любовью один раз в жизни предложили, потому что никогда ничего подобного она в своей жизни не встречала. Она будет в экстазе полном от такого поведения преданного.

00:55:43 Сейчас мы с вами немножко поговорим вот о чем, о очень важных вещах. Для того чтобы об этом поговорить, сколько у нас там времени осталось, десять минут? Расскажу все равно. Господь Читани решил идти во [вриндалу]. И он выбрал себе необычный путь. Это был лес, это были дикие джунгли. Лес [джарикандра], лес, в который нормальные люди не ходят. Лес, в котором просто кишит тиграми, я довитыми змеями, дикими слонами. И его преданный [Балабатра батрачари], когда он узнал об этом, он был просто в ужасе. Его слуга, который шел с ним, был просто в ужасе от этой идеи. Когда они переправлялись в этот лес на лодке, в темноте, то господь Читани начал громко воспевать святые имена.

00:57:00 И лодочник побледнел, потому что каждый звук привлекал крокодилов. Эти крокодилы могли в секунду перевернуть эту лодку и сожрать в две секунды остальные весь её состав. Господь Читани начал танцевать в этой лодке в экстазе, спрыгнул и начал танцевать. И лодка начала болтаться туда-сюда в полной темноте. И когда преданные попытались его утихомирить, он посмотрел очень сурово и сказал, воспевайте святые имена Бога, вы находитесь под полной защитой святого имени. И потом, когда он шел по этому лесу, он доказал преданным, что это так. Буквально, они прошли несколько метров, на дороге лежал тигр самый настоящий. Не киска под кроватью, а тигр, который мог порвать любого человека без проблем. Индийские игры, это огромные тигры. Это не маленькие тигры. Два метра в длину.

00:58:11 [Балабатра батрачари] застыл в ужасе. Господь Читани подошел к тигру, поставил ему стопу на голову, в глубоком экстазе закричал хари Кришна, хари Рама, хари, хари. Тигра прошиб пот, он вскочил на задние лапы, начал танцевать в глубоком экстазе, и повторять то же самое хари Кришна, хари Кришна, Кришна, Кришна, хари Рама. А потом, когда господь Читани пошел в реку читать гаятри мантру, он там вел себя как дома, в этом лесу. Пошел в реку читать гаятри мантру. Стадо слонов огромных диких пришло к реке попить воды. Это слоны могу затоптать человека, просто ерунда для них, вообще ничего не стоит. И господь Читани чувствует, что кто-то мешает повторять гаятри мантру. Повернулся, увидел куча слонов стоят прямо так окружили его. И он взял воды немножко со святым именем на устах брызнул не этих слонов просто водички чуть-чуть. Эти слоны дико выбежали из этого озера, и начали повторять хари Кришна, хари Кришна, Кришна, Кришна, хари, хари, хари Рама, Рама, Рама, хари, хари.

01:00:07 А потом, когда он пошел по этому лесу, преданные увидели удивительную картину, олени шли и тигр вместе. Тигры никогда с оленями вместе не ходят, тигры бегают за оленями, чтоб их сожрать. Но они вместе все шли в экстазе. Животные сопровождали господа Читани. И он воспевал святые имена. А потом, когда он пришел в недоразвитые районы, там жили пхилсы, внутри леса жили пхилсы. Т.е. люди очень дикие, которые не допускались из этого леса, когда они выходили из него, их просто убивали, потому что они были полными дикарями. Когда он пришел в это селение, господь Читани дал им наставление. И она стали вайшнавами первого класса. Об этом говорится в [читани черитамради]. Вайшнавами первого класса слато все население, без исключения.

01:01:14 И он пошел дальше. И в следующем селении пьяница, мясоед, убийца был правителем этой местности, в которую он пришел. И этот правитель был к тому же мусульманин. Когда господь Читани пришел в эту местность, огромное количество людей стали воспевать вместе с ним святое имя. Потому что одной секунды достаточно было его увидеть, чтобы войти в полный экстаз, полный транс. И когда он послал шпиона, чтобы посмотреть, кто там буянит, шпион увидел господа Читани, и тоже стал повторять хари Кришна. Когда тон пришел к этому человеку, тот увидел своего шпиона в таком состоянии, он дальше послал ему своего посла и сказал, пожалуйста, дай возможность мне встретиться с этим человеком, поговорить. Пусть приходит, нет проблем. Когда он пришел, увидел господа Читани, он понял всю свою греховную сущность. И немедленно предался своим лотосным стопам.

01:02:19 И потом он спросил, как я могу тебе служить. Господь Читани ничего не сказал, а [Баламатра батрачари] сказал, помоги нам через твоё царство переправиться как-то и т.д. К чему я все это рассказываю? К тому, чтобы вы поняли, мы уникальное дело делаем. Наша миссия просто уникальна. Она нужна всем, и животным, и пилсам, всем, кто живет на этой святой земле, нужно святое имя. И мы должны научиться его правильно давать. Мы как-то беседовали с [Гасай махараджи] на эту тему. Я говорю, [Гасай махараджи], объясните, пожалуйста, вот я людям ничего не говорю о Кришне. Почему они становятся преданными? Как это происходит? [Гасай мажараджи] мне ответил. Ты должен просто быть преданным. Рассказывай им о том, как развиваться, как создавать семью, как жить вместе, как духовной практикой заниматься. И вес они станут вайшнавами, эти люди.

01:03:35 Почему? Потому что, когда они слышат искреннюю чистую проповедь, когда люди слышат, что им хотят помочь, когда люди общаются с тем, кто повторяет святые имена, они становятся преданными. Поэтому проповедовать можно по-разному. И цель моего семинара, донести до вас это. Пожалуйста, какие у вас есть вопросы? «Что такое смирение?» Хороший вопрос. А мы не знаем, что такое смирение. Потому что наглостью пропитана вся наша сущность в Кали юга. Мы наглые до мозга костей. И поэтому, чтобы понять, что такое смирение, надо во время воспевания святого имени поставить фотографию своего духовного учителя, чтоб там стопы были. Кланяться, кланяться, кланяться. Когда мы будем это делать годик, два каждый день. Кланяться, кланяться фотографии духовного учителя непрерывно, наступит такой момент, что мы начнем понимать его величие, начнем чувствовать, что это за личность.

01:04:47 Когда мы пойме, что это за личность Шива прупада, смирение само придёт в сердце. Потому что только в сравнении можно понять, кто ты, а кто он. Когда преданные начинают ощущать свою разницу между ним и его духовным учителем, разницу, когда он начинает чувствовать, он должен запомнить это ощущение. И дальше начать поклоняться стопам преданных, всех преданных, которых он знает. Повторять святое имя и мысленно кланяться, кланяться, кланяться преданным, которые окружают его. И наступит такой момент, когда мы начнем чувствовать чистую природу преданных, которые нас окружают и их величие. У каждого человека есть чистая природа. И когда он начинает повторять святые имена, чистая природа очень сильная проявлена. И когда мы начнем чувствовать чистоту стоп преданных, тогда мы почувствуем ещё один виток смирения в своем сердце.

01:06:01 Мы поймем, что такое смирение ещё глубже. И когда преданный это уже освоил, он должен мысленно кланяться уже всем остальным людям, обычным. И искать чистоту в их стопах. И когда он это освоит, он поймет, что такое смирение на полную катушку. Но это длинный путь. Надо идти этим путем, пытаться идти этим путем. Се временем мы можем научиться этому. «В чем отличие между поклонением Шива прупаде, духовному учителю, параматре, божествам или всем остальным?» Вот это называется духовное знание. На твой вопрос, который ты задал мне, невозможно ответить даже за целый семинар. Потому что это очень глубокая тема. Есть отличие, но это глубокая тема. Невозможно сразу взять и ответить, в чем отличие между одним поклонением и другим. Есть разные виды поклонения. И мы должны научиться это делать.

01:07:14 Какие ещё вопросы? «Главный секрет моей личной проповеди заключается в том, что Кришна, наверно, решил, чтобы я проповедовал. Потому что когда я начинал проповедовать, это было 20 лет назад, я проповедовал ужасным образом. Я собирал кучу народа и всем говорил, какие они свиньи. Т.ею я обличал их во всем, я научился их видеть, когда они мясо поели, в какое время. Когда они нарушили мои рекомендации, я обличал, обличал всех. Когда лекция заканчивалась , 80% людей уходило навсегда. Они не могли это слушать. Но 20% оставались. Они бросали есть мясо, они становились благочестивыми людьми. И в какой-то момент, через пару лет такой проповеди, я понял, что эти люди лучше, чем я. Потому что я бы и секунды не просидел от такой проповеди. Я когда проповедовал, я потихоньку становился человеком. Из обезьяны превращался в человека. В этом заключается секрет моей проповеди. Я начал проповедовать обезьяной. И сейчас чувствую, что форма лица немножко изменилась, но не полностью пока. Уже чувствую, что меняется потихоньку благодаря проповеди.

01:08:41 Секрет моей проповеди заключается в том, что я был гордецом, и, наверно, сейчас такой же, что я полностью не понимал свою гордость, типа я крутой. Вот в этом заключается секрет моей проповеди». Но Кришна на самом деле спасает всех. И даже самых низких людей спасает. Если мы хотим просто людям давать знание, мы очистимся 100%. Прабхуджи, есть проблема в наших сердцах, это проблема называется «Мы можем». Потому что есть люди, которые находятся на духовной платформе, и находятся вне кармы. А есть люди, которые идут путем кармы.

01:10:04 Пока человек находится на умственной платформе, он думает, «я все смогу, я клятвы не нарушу, своим дыханьем землю обогрею, только прикажи, я не струшу», мы так поем. Н на самом деле, когда преданный занимается духовной практикой какое-то время, он понимает, что ничего не может. Особенно, когда Кришна его фэйсом окунет немножко в что надо, и преданный начинает чувствовать, что без милости гуру ничего не может. И в этот момент в сердце просыпается правильное понимание вещей. На самом деле духовный путь означает, что человек понимает, что я не могу. И в этот момент он предается стопам гуру, и освобождается от своей кармы. Он идет путем своего гуру. А его гуру на самом деле не имеет кармы. Он потому что находится на духовной платформе и идет духовным путем. И с этого момента человек становится преданным Господа. Потому что преданный означает тот, кто победил свой ум, который говорит, я могу, я садхака. Понимаете? У меня время закончилось, спасибо вам большое, рад вас всех видеть, спасибо вам, что вы пришли на эту лекцию, спасибо вам, что вы приехали на фестиваль, что даете возможность общаться с вами, спасибо за вопросы, хари Кришна.

транскрибирование: Ирина Артамонова | Санкт-Петербург | Россия | 22 ноября 2012