Как выбрать духовный путь и найти наставника?
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:21 Самые [неразборчиво] остались. Мы пели уже. Можно мантру повторить, чтобы сосредоточить своё внимание. Мантру сейчас давал мудрец Нарада своему ученику – мальчику Дхруве. Помните? Давайте – выпрямим спинки, сделаем вдох полный, выдох, ещё раз вдох, выдох.
[В.С.:] Ом Намо Бхагавате Васудевая
[Зал:] Ом Намо Бхагавате Васудевая
00:02:00 Все, теперь мы готовы, сознание наше очистилось. Итак, наша сегодняшняя встреча будет заключительная относительно этого семинара. В конце, может быть, я покажу ролик ещё один о важности духовного учителя. Короткий. Вчера, по милости учителя выпросил его у Олега Геннадьевича. [Неразборчиво] он на радостях показал его, я сразу говорю: «Дайте, дайте, дайте, дайте срочно! Это нам нужно, нашим слушателям.» Смысл этого ролика в важности духовного учителя в нашей жизни. То есть, у нас может все быть - если мы не ищем духовного учителя, то зачем все это? Смысл какой? Там так поется. Там дети поют: «Зачем все это?» - это припев этого маленького ролика. «Зачем все это, вообще, если у тебя есть богатства, у тебя есть дом, слава - все-все есть у тебя, если ты не склоняешь свою голову к стопам духовного учителя, то зачем тебе все это, вообще?» То есть, бессмысленно.
00:03:22 Важность духовного учителя в нашей жизни должна быть первостепенной. Мы сейчас плавно перейдем к этим отношениям, но сейчас давайте доразберем те энергии, которые мы вчера обозначили. Помните? Мы их разобрали уже полностью. Теперь, как же их балансировать. То есть, как привести в баланс теперь эти энергии. Нужно усвоить одну очень важную деталь нашей жизни. Это тоже научно. Мы разбираем все с точки зрения науки. Мы потому что взрослые люди, мы не будем принимать все слепо, мы должны все проверять, потрогать, пощупать – так ли это – не так.
Все в этом мире состоит из вибрации – звука
00:04:06 Так вот, все в этом мире состоит из звука. Куда бы мы не обратили свой взор – всё, что мы наблюдаем, всё, что происходит вокруг нас – это сочетание звука в определённых герцевых частотах вот этой вибрации звуковой. Атомные частицы, они меж собой не соединены, они вибрируют. Наведите огромный микроскоп на любой предмет - и вы увидете. Пусть это тело будет пол, потолок, микрофон, дым даже вот такой идет. И вы установите, наведете огромный микроскоп и вы увидите, что микрочастицы меж собой не соединены – они вибрируют. Звук – это самая тонкая субстанция в этом мире. Поэтому даже если мы хотим сбалансировать весь ресурс у нас внутренний, нам нужна звуковая вибрация. С помощью звука это все можно сбалансировать. Другого метода не существует, как приводить в баланс все те или иные системы в нашем организме. Звуковая вибрация должна быть.
00:05:12 Почему даже Нарада Муни, он дает Дхруве звуковую вибрацию. Он говорит: «Ты хочешь Господа увидеть? Вот тебе звуковая вибрация: Ом Намо Бхагавате Васудевая». То есть, звук, нужен звук. Любая молитва – это звук. Даже наши мысли – это звук. Все в этом мире состоит из звука. Есть материальный звук, есть духовный звук. Всё, что мы выдим, грубые формы – дома, деревья, земля, всякие технические какие-то сооружения - можно много чего видеть здесь – это все материальный звук создал эту всю вибрацию.
00:05:49 Как, с чего начинается это создание всего? Из мысли. Человек сначала мыслит, он думает: «Хочу дом». Первая мысль, вот она начинается со строительства фундамента, желание, да? Желание: хочу! «Хочу жену!» И человек когда говорит это внутри, мысленно – это звук, это порождение этой вибрации волновое, оно теперь будет расходиться с сознании человека: «Хочу жену!» И у человека возникает образ этой жены. Он думает: «Она вот такая должна быть», потому что у него есть вкус определённый какой-то. Например, одному человеку нравится лицо другого человека, а другому уже не нравится. Да? Есть же такое? Вот, например, слон, когда думает о слонихе, он, когда её видит, он думает: «Она самая красивая. Ее уши самые лучшие в мире. А талия вообще безупречная.» Не думайте, что слону не нравится слониха, он заглядывается на женщин на красивых в человеческой форме жизни – пышнобедрых и так далее, все такое. Нет, Бог изнутри дает вот этот импульс наблюдать за внешним миром так, чтобы он нам нравился. Кому-то нравится женщина с большим носом и с маленькими губками, большими ушками. Вот ему нравится: «Вот, мне нравится, она полненькая, нравится мне». А другому – посмотрит: «Ну это вообще, ужас!» Это звуковая вибрация, внутри которая возникает, она породит нам образ, тот, которым мы можем насладиться. Звук внутри.
00:07:34 Мы подходим к зеркалу и думаем: «Ну, чего-то прическа сегодня такая, вот бы лучше такую прическу, которую я вчера в фильме видел у этого юноши или этой девушки». Это мысль, это, просто, звук пошел уже. И чем он пропитается в первую очередь? Энергией желания, да? Сразу же энергия желания – фух - туда войдет и начнет усиливать эти волновые вибрации. Все – и потом уже включится энергия деятельности – это все пойдет уже потом. Основа – желание, которое возникает у нас в нашем сознании. С этого начинается баланс. То есть, нужно технически знать, что любая наша мысль, она потом материализуется. Невозможно. Вы что-то подумали – все – волны пошли звуковые. Все, они потом создадут определённые там события.
00:08:28 Самый сильный звук в материальном мире и самый приятный для нас – это какой? Это наше имя собственное. Да? Где бы мы не услышали имя, даже оно, может быть, не связано с нами, мы все-равно отреагируем, всё равно скажем: «О, как у меня имя!» Когда говорят: «Владимир Владимирович Путин», я иногда думаю: «Я тоже Владимир Владимирович!» [Смех в зале.] Даже занимаясь духовной практикой, я всё равно имею это желание думать, что это, вот, я. Потому что ложное эго, оно настолько тонко, эта звуковая вибрация ложного эго. Самая последняя будет ловушка, с которой нам нужно будет расстаться. И с ней расстаться поможет только гуру, сами мы не сможем это сделать. От грубого ложного эгоизма мы можем ещё как-то избавиться, а вот от тонкого – невозможно. Это сделает только духовный учитель, как настоящий доктор. Он сделает эту опирацию очень грамотно – избавит нас от него.
История о том, как гуру избавляет от гордости
00:09:33 И на примерах – история – как гуру избавляет от гордости. Это было в Индии. Один человек к нашей группе присоединился в святом месте. И на тот момент он себя считал приверженцем христианской традиции. И, так как он не знал другого языка, кроме как русского, ему пришлось с нашей группой везде ходить. А мы изучаем, практикуем ведическую науку, приводим в дейстивие все это, посещаем храмы. И ему с нами пришлось везде ходить. И с нами духовный учитель ещё был. И, вот, он ходил-ходил два, три дня, пять дней – все с нами – везде-везде-везде – и я начал замечать, что он не кланяется. Заходит в храм – не кланяется, встречает святых людей - не кланяется. Я ему говорю: «Олег, почему ты не кланяешься?» «Я кланяюсь только Богу». Я говорю: «Но ты же в храм заходишь, там же Божество в храме!» «Нет, это просто статуя!» «Ну, святой человек зашел – почему бы не поклониться ему?» «Я только Богу кланяюсь». Я говорю: «Но это - представитель Бога!» «Нет, я только Богу кланяюсь!»
00:10:52 Ну вот, у него вот это вот забрало такое появилось и он никак не хочет с ним расставаться. И в одно утро мы позавтракали и с духовным учителем вышли на улицу, идем. И мой духовный учитель мне говорит: «Ну, как дела у тебя?» Я говорю: «Хорошо, Гуру Махарадж.» «Все хорошо у тебя?» «Да. Одна, - говорю, - проблемка есть – с нами тут в группе один человек притесался, и он не кланяется. Гордый, наверное, гордый. Не кланяется – и все. В храм заходит – не кланяется, святых людей встречает – не кланяется, говорит – только Богу кланяется. Вот такой гордый.» «Гордый?» «Да.» «Прям, гордый?» «Да, Гуру Махарадж, гордый.» «Что, прям, сильно гордый, что ли?» И я начинаю чувствовать: что-то здесь не то! Гуру три раза не спрашивает никогда! Я начинаю чувствовать какой-то, знаете, чистый подвох, чистый. «Прям, гордый?» И я понял все: «Ага, это же я увидел! Это значит, во мне это тоже есть, раз это я увидел! [Санскрит] на санскрите – я вижу мир через призму своего мировоззрения. «Что, прям, гордый?» «Да, гуру Махарадж, гордый!» [Смеется с залом.]
00:12:34 И в этот же вечер он дает лекцию. Он сидит в [неразборчиво], я рядом сижу здесь, там все сидят, слушают лекцию его. И он в конце говорит: «Самое большое препятствие в нашей жизни – это гордость. Почему мы кланяемся? Зачем нам нужно кланяться? Как думаете?» Ну и все начали отвечать: «Потому что это, потому что то», а я сижу, думаю: «Да, Гуру Махарадж, вот так им, вот так им, вот так им!» [Смех в зале.] И я на него смотрю, я знаю, что он для него это говорит. Я на него посматриваю, он сидит. «Как думаете, зачем мы кланяемся? Мы кланяемся только затем, чтоб эту голову горделивую... Потому что это самая горделивая часть в нашем теле – это голова наша. Поэтому мы её склоняем. Просто склоняем, чтоб она перестала гордиться. Чем гордится голова? Что у нее глаза есть, уши, нос, рот, мозги какие-никакие – и вот этим голова гордится. И её надо склонять просто. Хотя бы для этого. Вот для чего мы кланяемся.» И я смотрю на этого человека: «Да, вот так тебе! [Смех в зале.] Гуру Махарадж вообще, такой удивительный! Сразу же все!»
00:13:50 «Не верите, что голова горделивая?» Ну и все ученики сидят, смотрят на него, он сидит, такой: «Ну, смотрите, если вы не верите!» - и на меня, такой – раз – посмотрел, наклонился так ко мне – я внизу сижу- наклонился – и по плечу меня. «Классно!» И говорит: «Смотрите, он как сидел, так и сидит – ничего не поменялось.» И потом опять наклоняется и три раза мне: Бдщщщ, пху, пху. «Смотрите теперь на него! Те же удары! Те же удары – только одни по плечу, другие – по голове! Ну, посмотрите на него!» И знаете, что здесь было? Ну можете представить, что здесь было. [Смех в зале.] Ну, можете представить, если вас так. Он говорит: «Ничего ж не поменялось – те же самые удары, только одни по плечу, другие – по голове.» Вот вам и гордость! Я сидел, конечно, в блаженстве оттого, что гуру меня так полюбил. [Смех в зале.] Ну, это особая милость – получить такое от гуру. Но внутри всё равно был: «Р-р-р-р о-о-о-о» Это гордость. Она будет являться препятствием в духовном пути.
Сила нашего имени и сила Духовного Имени
00:15:17 Поэтому, от этой гордости избавляет духовный звук. Самый могущественный звук, который только существует в творении Божественном – это Имя. Но не наше имя. Имя Бога. Подобно тому, как наше имя несет в себе смысловую нагрузку – оно говорит о нас, кто мы такие. Полностью, мы полностью осознаем себя в это время, когда нам говорят. Даже если нас не видя, человек говорит, например, о нас, например, говорит: «Вася». И он в этом имени уже понимает нас полностью – весь этот Вася – он здесь находится уже.
00:15:50 Я привожу этот пример, подобно тому, как девушка, например, если она влюбилась в парня и она знает его уже, то есть, у них есть отношения какие-то. Она будет стоять, например, на улице и к ней подойдет другой какой-то парень и скажет: «Девушка, можно с Вами познакомиться?» Если у этой девушки уже есть отношения с тем парнем, которого она любит, она просто в это же мгновение вспомнит его имя, своего парня и скажет тому человеку: «Да нет, у меня уже есть парень». Но она просто его имя внутри вспомнит – и за этим именем будет вся эта личность, она прийдет эта психическая энергия этого парня, она войдет, прям, в сознание человека мгновенно, этот парень. В этом имени что будет? Его возраст. Да? И качества характера, и его прическа, и его желания. Все-все-все полностью. Просто, она вспомнит имя его, например, Сергей. «Да нет, у меня уже есть Сергей!» И как только она вспомнит, произнесет это имя - Сергей - вся психика, весь тонкий мир этого Сергея, он прям сразу входит в её сознание. И этот же Сергей вот этому парню говорит: «Ну-ка иди отсюдова!» И парень говорит: «Ну ладно, че тогда с ней знакомиться, кто-то у нее есть» и уйдет. Но он не увидит этого Сергея. Но именно он своей психикой попросит уйти его. А парень подумает: «Ну ладно, раз у нее кто-то есть – я пошел». И уйдет.
00:17:12 Но если она скажет: «Да нет, у меня есть...», а никого нету – она так повоображает: «Да нет, у меня есть...» - и никто не войдет в её сознание – этот парень не отстанет. Он скажет: «Ну ладно, ну муж – объешься груш». Да? Или что нибудь такое там. «Да ладно, чего там, давай познакомимся!» Потому что защиты нету. Психической защиты нету просто. И парень так же может девушку свою вспомнить. Если другая девушка подойдет, скажет: «Ну что, может, как-то познакомимся?» [Смех в зале.] Да? Но если у парня есть девушка, он скажет: «Да нет, у меня есть уже!» И он только имя вспомнит, имя её – она сразу же прийдет в его сознание и попросит ту девушку куда-то уйти. Имя. Так это материальные, представляете, отношения. Каким же могуществом обладает духовное имя!Имя Бога. Оно мгновенно сразу входит в ум. В Имени, в Имени Его – мы, вот, слушали сейчас, да? «Имя, – Он говорит, - ты просто произносишь Имя – и Бог со всеми своими качествами приходит к тебе в этом имени.»
Как сбалансировать три главные энергии?
00:18:17 Так вот, чтобы сбалансировать эти энергии три самые главные... Какие? Кто вспомнит? Наслаждение, влечение и радость – это главные энергии. Вокруг них уже желания будут гулять, деятельность, мышление. Это будет уже все вокруг. Но центральная энергия - энергия влечения. Вокруг этой энергии влечения две энергии ходят постоянно, они не могут отсоединиться. Это энергия наслаждения и энергия радости. Мы привлекаемся сначала чем-то, потом – наслаждаемся и радуемся. Не так, что мы сначала наслаждаемся, а потом чем-то привлекаемся или радуемся. Нет. Сначала мы должны чем-то привлечься. Звуком, запахами, вкусом - неважно- тактильной чувствительностью какой-то, формами зрительными. Мы сначала привлекаемся, а потом уже наслаждаемся. И как мы понимаем что мы наслаждаемся? Мы испытываем радость. Такая последовательность. Это простая логика.
00:19:22 Так вот, чтобы сбалансировать вот эти три главные энергии, потому что от них все остальное будет приходить в баланс, все остальное не надо будет балансировать – оно автоматически будет балансироваться – нужно просто произносить нужную вибрацию звуковую, чтоб эти энергия сбалансировалась, чтоб она в баланс пришла.
00:19:42 Например, часто мы тренируемся такой молитвой: «Я желаю всем счастья». Это же вибрация? И где она возникает сильнее всего? В нашем сознании. Это просто звуковая вибрация из горловых наших связок идет, голосовых. Это уже второстепенные вещи. Они нас концентрируют здесь, чтоб мы здесь были. Но главная вибрация у нас в уме идет. Ум в это время думает – кому мы счастья желаем. Желаю мужу-негодяю или жене какой нибудь, ненравящиейся сильно. Все, и мы: «Желаю, желаю, желаю, желаю». Но мы же внутри это все прорабатываем! И имейте ввиду – отношения выстраиваются уже внутри, вы личность в это время вспоминаем. Все, эта личность притягивается к нам сюда и отсюда выходит: «Я желаю тебе счастья». То есть, мы его омываем этой вибрацией. Но сначала мы притягиваем, привлекаем, притяжением занимаемся, притягиваем какую-то личность.
00:20:48 Чтобы сбалансировать эту энергию, всё равно нужно начать сначала с женской энергии. Не сразу с энергии влечения. Энергия влечения - это мужская энергия. Энергия наслаждения – это женская энергия. Поэтому сначала начинаем с нее всегда. И наслаждение, эта энергия наслаждения – это... То есть, есть Имена Бога, которые олицетворяют эти три энергии. Если мы хотим сбалансировать эти три энергии, нужно призвать имя Бога, которое обозначает эти энергии. Подобно тому, как Васю мы зовем по имени: «Вася!» - Вася приходит. И там, в этом имени «Вася», уже все есть. Так же и здесь – если мы хотим сбалансировать эту энергию, нужно призвать имя, которое олицетворяет эту энергию.
00:21:34 Энергию наслаждения олицетворяет Имя Бога, которое обозначает следующее – противоположные качества энергии наслаждения, это тревога и печаль. В это время человек не наслаждается, когда он в тревоге находится и печалится, и чего-то, вот, боится. Это плохо. Так вот, Имя Бога, которое обозначает, оно так и переводится: «тот, кто уносит все печали и тревоги». А Имя – Хара. От слова «харашо». Да? Корень хара-шо. Хара-воды, да, водили предки наши. Видели – дети хороводы водят? Видели грустных девочек, мальчиков там? Нет – все наслаждаются в это время. Даже взрослый- если он грустит стоит – возьмите его за руки, чтобы по кругу – и он сразу же будет радоваться. «Огого! Что такое! Я же взрослый дядька! Что я здесь делаю?» Но энергия детей вот эта – в хороводе, в радости, в наслаждении – она пропитает его сознание и он уже будет ходить как-то так... Невозможно от этого [уйти], это женская энергия, энергия наслаждения сразу же проникнет в сознание человека. Просто если мы призываем это Имя. Все – эта энергия в баланс приходит.
00:22:48 Энергия влечения. Корень с санскрита, который олицетворяет и обозначает эту энергию влечения, переводится как «тот, кто притягивает или магнитит», то есть, привлекает. Что значит «привлечь»? Значит – примагнититься к чему-то. Зрением, слухом, вкусом, то есть – притянуться. Санскрит имеет много значений. Одно слово имеет очень много значений. Так вот, корень или Имя Бога, корень этого Имени, он так и звучит – из трех букв «крш». К-р-ш. На санскрите это «тот, кто притягивает». То есть, как бы, притяжение. Имя Бога – Кршна – Тот, Кто всех привлекает. Красотой своей, богатством, славой, знанием, отречением, силой – вот, шесть достояний, чем притягивает Господь. Посмотрите, если мы понаблюдаем – мы все хотим либо быть такими – самыми красивыми, богатыми, знаменитыми и т.д., сильными, отреченными, знающими. Либо мы хотим, чтобы в нашей жизни был такой человек. Чтобы он был самым сильным, самым богатым, самым знаменитым, самым красивым и так далее. Да? Всезнающим. Мы все хотим, чтобы в нашем окружении был друг, не просто друг, а это был мой друг самый лучший. Я бы не против иметь себе такого друга, раз я сам не такой. Так вот, им является Бог. Он обладает такими качествами в полной степени.
00:24:20 Кто может быть красивее Бога, ну, так, по определению? Его красота совершенна, Он же Бог. Кто самый сильный? Тоже Он. Кто самый богатый? Тоже Он. Кто самый знаменитый? Тоже Он. Кто все знает? Тоже Он. Кто ни к чему не привязан сильнее всего? Он. Он не привязан – творит материальный мир, потом его – раз – одной рукой – и сносит - нету его. Неважно - кто тут живёт – не живёт – фиу! Не привязывается. Отречение такое совершенное. И вот этим Он привлекает нас. И вот эти шесть достояний только есть у Кришны. У других воплощений они могут быть неполными. Везде, может быть, чего-то чуть-чуть [не хватает]. Мы просто произносим эту вибрацию – и она сразу же возникает в нашем сознании – очищает нас, балансирует все остальные энергии.
00:25:13 Энергия радости. Имя Бога – Ра или [Рам] – радость – тот, кто дает безграничное счастье, безграничное блаженство, безграничную радость. Рам. Все, просто повторяете «Рам» - и все – и вы будете счастливы. Даже если вы не понимаете – звуковая вибрация, она сделает своё дело. «Мама мыла раму» - имейте ввиду – вы прогрессируете. Даже если вы не понимаете. Серьезно! Просто звуковая вибрация, она не спрашивает – мама или рама – это что такое. Звук – вибрация, просто – раз – и все. «Театр драмы» - есть там слово «Рама»? Имейте ввиду – вибрация вошла – все – люди начинают прогрессировать, они даже не осознают этого. Поэтому, вот эта формула, которая позволит нам сбалансировать эти энергии, и не важно, в каких мы традициях находимся – это не имеет значения. Радость – она не может быть христианской или мусульманской, или индийской, или ещё там, какой нибудь. Она просто радость. И привлекаться мы будем так же этими достояниями в любой традиции.
00:26:26 Все – это сама формула. То есть, как её повторять, вы уже наверняка здесь слышали. Да? Это мантра. «Ман» - это ум, «тра» или [«траэт»] - это то, что петляет ум, не дает ему возможности куда-то вырваться. Успокоить его нужно вот этой вибрацией звуковой. Все, он должен запетляться. «Ман-тра», [«траэтэ»] – остановка ещё [«траэтэ»] или сковывание, обуздывание, умиротворение. Да? Мир в уме должен быть. Благодаря вот этим вибрациям.
О том, как непросто поймать ум
00:26:58 Кто здесь только начал это делать? Поднимите руку. Кто с этим здесь соприкоснулся? У вас есть уже опыт какой-то? Как не так-то просто ум поймать, да? Повторяем-повторяем, а он, негодяй, всё равно умудряется куда-то вырваться. Вы, вроде бы, концентрированно говорите «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе», а он сначала говорит: «Да-да-да, классно! Вообще, ты йог, вообще. [Смех в зале.] Ты чего сел вообще? Ты куда садишься?» «Мантру повторять.» «Ты мантру повторять?» «Да!» Он боится, потому что для него это ловушка. Он говорит: «Да ты чё? Ты мантру будешь повторять?» «Да!» «Ну ладно, повторяй, я пошел.» [Смех в зале.] Да? Есть такое? Мы начинаем, а он говорит: «Давай, я пошел.» И пошел – по делам, в бассейн, на море сходил, в магазин, на лекцию уже на другую сходил: «Повторяй пока, ты повторяй, я пошел.» [Смех в зале.] То есть, не так то просто с ним справиться. Но, говорится, постепенно мы его поймаем.
00:28:01 «Нет другого пути, нет другого пути, нет другого пути» - говорится. «Харер нама» - мы пели. Да? «Харер намаива кевалам». «Харер нама». «Нама» - это имя. Слово «нама» переводится как «имя». Имя Хари, намаз, да, нама - намаз – это имена Аллаха - намаз. И нет другого пути «кевалам», нет другой реальности, это единственная реальность. «Калау настй эва» опять – «настй эва». Калау- Кали, вот эта именно Кали-юга, вот в эту эпоху Кали – нет другого пути, нет другого пути, нет другого пути. Три раза – для особо [стучит] в Кали-югу - говорится. Три раза повторяется! «Харер нама харер нама харер намаива кевалам калау настй эва настй эва настй эва гатир анйатха». Три раза! Господь говорит. В Кали-югу для людей три раза говорится - с первого раза не поймут просто. Вот, мы повторяем – этот метод дал Сам Господь нам.
Как ищется духовный учитель и как выстраиваются отношения
Выбор пути духовной практики
00:29:00 Все, теперь эту сторону мы сейчас убираем. И другую привносим - отношения с духовным учителем. Здесь вопрос был вчерашний на вопросах-ответах, мы зачитаем на лекции. Был вопрос. «Поделитесь пожалуйста своим опытом о том, как вы нашли и обратились к своему гуруджи.» Ну, это духовный учитель. «Джи» - это уважительное. Мы говорим: «Матаджи». «Мата» - это мама, «джи» - это значит уважительное. Это значит, как звучит по-нашему? Матушка. То есть, уважительней вы не сможете маме сказать слово, как «матушка» просто. «Джи» - это уважительная, как бы, приставка такая, окончание. Здесь тоже – гуруджи. Уважительное. И продолжение здесь: «Не совсем понимаю, как выстраивать вначале отношения с гуруджи при первой встрече, до того как он примет нас в ученики. Какие существуют этапы для учеников при принятии гуру-дикши?» Это посвящение, дикша- это посвящение.
00:30:24 Что касается моего опыта – я чуть-чуть попозже, просто, расскажу, просто напомните мне потом. Я бы сейчас хотел рассказать общие вещи. То есть, как ищется духовный учитель и как выстраиваются отношения. То есть, первое, что нужно сделать – это выбрать путь. Если мы ещё не выбрали путь, мы не сможем найти духовного учителя. Даже если мы его увидим, мы не примем его. То есть, выбирается сначала направление или традиция. Например, если мы хотим получить образование медицинское, например, мы хотим стать хирургом. Посмотрите – это уже более точно. Одно дело: «Я хочу в медицинский институт поступить». Это значит куда? Никуда. Но если я хочу стать хирургом – это уже более что-то конкретное. И если я хочу стать хирургом, где я должен искать такого учителя? Я должен найти учителя непосредственно хирургии. Куда я пойду искать его? В медицинский институт. Потому что я не пойду его искать в строительный институт. Правильно же, да? То есть, я пойду искать его там, где есть квалификация таких учителей. Все, я прихожу в институт медицинский и там уже ищу факультет хирургии и уже знакомлюсь с этим учителем хирургии, строю с ним отношения, он меня принимает, обучает и дает мне знания в хирургии. То есть, выстраиваются отношения.
00:32:04 Так же и здесь – если мы хотим себе найти учителя, мы должны знать: а какого учителя? У нас должно быть представление. То есть, в нашем сознании должно быть представление, образ. Понимание, кто будет моим учителем. «Я ищу учителя!» А как он, вообще, выглядит? «Не знаю, как нибудь.» Это значит – я не найду. Точно мы должны знать – какой должен быть учитель. И для этого сначала выбирается институт. Или традиция. Неважно – это будет христианство, мусульманство будет, индуизм будет, буддизм будет или ещё какой нибудь «изм» - нудизм. И вот этот выбор свободный у нас. Никто не имеет права нам навязать что-то, заставить, затянуть куда-то. Это неправильно будет, потому что нам самому прийдется идти по этому пути. Мы можем просто прислушаться к кому-то, но выбирать мы будем сами. Свобода выбора полная здесь.
00:33:09 И как же выбрать традицию, не ошибиться? Потому что можно же ошибиться в традиции. Очень просто – нужно изучить концепцию счастья этой традиции. Потому что мы, в конце концов, ищем все счастья. Мы хотим быть счастливыми. Это основа наша. Мы состоим из счастья потому что. Это что значит? Нужно пойти просто в эту традицию, пообщаться с людьми. Пообщаться. Общение. Наука отношений, она везде будет проявляться. Пообщаться, узнать - чем люди занимаются, вообще, как они живут, как они общаются,как они строят отношения, как они создают семью, как они воспитывают детей, как они молятся, как они медитируют, как они работают, деньги на чем они зарабатывают. Все сферы счастья, которые для меня важны, я должен изучить. И потом принять решение – устраивает меня такая концепция? Потому что мне прийдется жить вот этим всем. То есть, я один раз шагаю в эту сторону – все. Не надо так, что я шагнул, пожил-пожил – о, что-то не моё. Пойду что-нибудь другое поищу. Самое страшое что произойдет здесь? Потеря времени, все верно. Его не так много. Говорится – наша жизнь, она подобна капле, которая висит на лепестке лотоса, она в любой момент, эта капля, может упасть. Наша жизнь подобна вот этой капле, росинке. Нету времени сейчас – вот там попробую, вот там попробую – нет, надо быстренько изучить – там, там, там – изучили просто, приняли решение, «Прыгнули в одну лодку, - Иисус говорит, - и плывите в ней». Не плывите в двух лодках – утонете – они расплывутся потому что потом.
00:34:54 Не так, что эта традиция неправильная, я не буду там. Нет, она правильная, просто она не твоя. Там концепция счастья не твоя просто. Вот, кому-то, например, не нравится пить вино. Ну человеку не нравится просто, он приходит в храм – ему вино дают: «На, пей вино, причастись,» например. Да? Но человек говорит: «Я не хочу пить вино это!» Все, значит это не ваша, просто, традиция. Не то, что она неправильная, она правильная, но не для вас. Кому-то, вот, не нравится мясо есть, например, а есть традиции – там просто закалывают – и вот, надо сейчас съесть это все. Человек говорит: «Ну я не могу! Меня, вот, тошнит, просто! Это не моя концепция счастья – убивать кого-то, даже и с молитвами. Не могу я просто.» Значит, это не ваше. Иначе, зачем себя мучать?
00:35:40 Вчера мне одна женщина написала смс: «А мне, вот, нравится, - ну, она в буддийской традиции, - а мне, вот, больше нравится, когда после смерти наше тело разрезают на кусочки и отдают птицам в Тибете.» Да, это буддийская традиция – когда человек умирает уже, уже умер – все – его не хоронят там. Тело, просто, разрезают на кусочки и раскидывают – птицы орлы слетаются – съедают это и всё. Все, тела нету, человек не мучается. В ведической традиции – сжигают тело чтоб душа не мучалась. Все – нету тела – нет проблем. Потому что когда есть тело – надо возле него быть, на кладбище возле него надо быть. Никуда вы не уйдете, пока оно не разложится по элементам. Пока земля в землю не уйдет, вода - в воду, огонь – в огонь, воздух – в воздух, эфир – в эфир. Душа будет возле этого тела, вот, маяться. Ей бы уже давно уйти в другое бы тело, хорошее, но нет – вот – сиди, жди, раз привязалось ложное эго: «Это же моё тело, это же я! Это же я там лежу! Правда, не тот я, но вот этот я тоже я.» И Веды говорят: «Сожгите. Все – нету тела – нету проблем. Идите – вы свободны теперь.» Но она говорит: «Меня устраивает эта традиция, где разрезают и все. По крайней мере, хоть что-то полезное напоследок сделала – птиц накормила.» В этом ничего плохого нету, это у человека такое понимание. И мы должны уважать выбор этого человека, а не говорить: «Фу! Чего она, вообще!» Нет, это выбор человека, мы должны уважать выбор этот. Если человек выбирает традицию буддизма, христианства, мусульманства, а мы это не выбираем, как минимум, мы должны уважать этих людей. Потому что они сделали выбор, они шаг сделали в развитии своем. Потому что и тот, и тот, и тот путь правильный, просто это не наша концепция счастья и все.
00:37:33 Вот это нужно изучить. Как только вы принимаете какую-то традицию, поняли что: «Вот это мне нравится, мне люди здесь нравятся, мне нравится их философия, мне нравится, как они питаются, мне нравится, как они общаются, как они семью создают, как детей воспитывают.» Все изучили. Это нравится? Да, это мое! Все остальные уберите теперь. Никаких сомнений не должно быть. [Неразборчиво] тех, кто нерешителен – говорится. Все – принять решение нужно – и всё. «Все – не трачу время – иду. Тяжело будет, не тяжело – не важно. Не сойду с этого пути, потому что это мой путь!» Если будут легкие – не факт, что это наш путь. Он не первом этапе может быть легким, потом пойдут трудности. Какие? Внутри нас. Это значит – процесс работает. Если изнутри начинает вылазить мусор, грязь – это значит – процесс работает. Если ничего не вылазит – в колокола нужно бить тревогу: «Чего-то я не то делаю, наверное. Никто мне не говорит, что я негодяй, все говорят, что я хороший. Странно как-то. Но я же знаю, что я нехороший.» Это я например. Это просто одна из граней духовного развития, что будут какие-то трудности.
00:38:49 Но когда появляется в нашей жизни духовный учитель, он дает силы. Вот это ценность первая, которую мы можем почувствовать, когда появляется гуру. Он дает силы справляться с этими трудностями. И когда у нас есть эта сила, эти трудности приносят нам счастье. Радость приносят. Когда мы избавляемся от грязи, когда мусор какой-то вышел, вы будете знать. Когда мне гуру по лицу вот так три раза ударил, я в таком блаженстве был потом. Я три дня летал просто. Подходил и говорил: «Гуру Махарадж, спасибо Вам большое! Вы так помогли мне, просто!» Он говорит: «Да, я тебе не помогал, ты сам себе помог. Ты сам помог себе, я всего лишь был проводником.»
Поиск и выбор наставника
00:39:36 Как только мы выбираем традицию, первое,что нужно сделать – найти наставника. Не искать сразу гуру. Наставник – это тоже гуру, но только разная классификация будет гуру. Это зависит от степени ответственности, которую берет гуру за нас. Наставник, например, не берет ответственность за наш выход из материального мира в духовный мир. Это делает гуру. Он до конца нас доведет. Но наставник берет ответственность за нашу духовную жизнь. Он наставляет нас, подсказывает, как нам жить, как нам питаться, как нам общаться, как нам молиться. То есть, он выстраивает стратегию нашей жизни, помогает нам, учитывая наш уровень. Не так, что всем одинаково. Нет, квалификация такого наставника заключается в следующем – он должен знать уровень человека и соответственно этому уровню давать знания, давать определённые наставления. Если видит, что человек такой ещё тама-гунный, такой ещё весь грязный, ещё вонючий такой, ещё мясом воняет – не надо ему строгие какие-то давать правила, надо дать его уровня - ровно столько, сколько он осилит. Чуть-чуть больше, чем он осилит, чтоб немножко было приложение усилий. Нахождение такого наставника является первостепенной ценностью. Он нас подготовит. Знаете, есть такое выражение: созреет ученик – появится учитель. Да? Так вот, вот это созревание будет делать наставник. Без наставника мы не созреем.
00:41:09 Даже если мы найдем уже учителя, примем его: «Вот это мой учитель!» - Вы примете в сердце себе какого-то учителя, но ещё надо теперь созреть, чтобы в отношения с ним вступить. Одно дело – мы выбрали, теперь ещё нужны отношения. И вот эти отношения будет помогать выстраивать наставник. Говорится – наставник – как мама. А учитель – как папа. Кто важней для ребенка? Оба важны. Да? Но на первом этапе мама важней. Когда ребенок рождается, папа почти что не участвует – так - принеси, подай, что-то подержи. В основном, мама. Она столько энергии тратит, она больше заботится, она подтирает, моет грязь вот эту всю-всю-всю, она лишает себя зоны комфорта вообще, она живёт только ребенком. Папа никогда в жизни такое не сделает, это очень сурово и тяжело. Поэтому говорится, маму никогда не отблагодарить ребенку за то, что она сделала. Тк же наставник – когда человек встаёт на духовный путь – наставник, подобно маме возится с этим «ребенком» взрослым, который весь воняет, грязный весь, постоянно обкаканный. Потому что мусор вылазить будет наружу весь. И наставник вот это все терпеливо убирает. Они приходят: «У меня вот там, у меня вот это, помогите! У меня проблемы в семье, денег нету, здоровье...» И наставник, он, знаете, как помойное ведро – на него выливают-выливают-выливают. Он, знаете, как в противогазе, такой, стоит весь: «Хорошо, помогу, помогу, это уберу, это уберу!» Дает силы наставник идти дальше. Если наставника не будет – не сможет человек духовно прогрессировать. Сил нету просто. Хотя, знание будет. Многие люди знают, что курить вредно, пить вредно. Да? А всё равно делают. Почему? Нету силы. Силы [в разуме] нет.
00:43:05 Когда вы находите такого наставника... Их может быть много, наставников. Но один должен быть тот, которому вы отдадите своё сердце, доверитесь. Который вас будет непосредственно вести, наблюдать за вами. Такого наставника нужно найти одного. А остальных может быть много наставников. Им не надо говорить: «Будьте моим наставником». Зачем это говорить? Следуйте наставлениям – вот и все. Вот квалификация ученика. Он просто следует наставлениям, не надо это обозначать. Например, я Олегу Геннадьевичу ни разу в жизни не говорил: «Будьте моим наставником!» Но я его считаю своим наставником, потому что в моей жизни он сыграл очень важную роль. Я просто слушал его наставления и все - больше ничего не делал. И он знает, что он мой наставник. Эти отношения очень близкие, они очень сладкие. Их внешне не увидишь, в чем здесь сладость. Нет. Это очень интимные отношения. В хорошем смысле слова, интимные. То есть, они скрытые. Их нельзя показывать там, на людях. Иначе они обесценятся. Эти вещи очень ценные.
00:44:19 Наставник дает практику. Первое, что даст ученику наставник – это практику. Он увидит его уровень и первое, что он попросит его: «Пожалуйста, если ты меня принимаешь наставником, просьба такая...» Первая просьба, если это настоящий наставник. Я сейчас расскажу опыт своего пути. То есть, как это делается в нашей традиции. А вы можете для сравнения, просто чтоб был уже какой-то багаж, с чем сравнивать, уже взять это на вооружение, ища в других традициях. Такое если будет – пожалуйста, выбор за вами всё равно будет оставаться. Важно - сделать этот выбор.
Четыре магнита, которые держат душу в материальном мире
00:45:03 Наставник, если мы принимаем наставника, он первое, что говорит: «Я помогу тебе, хорошо. Но ты тоже должен помочь мне тебе помогать. Не будь препятствием на этом сам. Пожалуйста, оторви четыре магнита, которые душу держат в этом мире материальном. Есть четыре магнита – удерживают душу в материальном мире. Из-за которых она не может оторваться, просто. Они её очень сильно держат. Все души попадают в эту ловушку, пока находятся в материальном мире.» И наставник говорит: «Помоги мне поднять тебя на духовный уровень. Как? Оторви вот эти магниты. Ты сам должен их отрвать, я тебе только силы дам, но ты будешь это сам делать. Это твои должны быть заслуги, иначе ты это не оценишь». Магниты таковы – сейчас я буду их провозглашать, вы их пронаблюдайте. Это в Ведах описывается. И вы увидете, что в этом мире все завязаны на этих четырех пороках. Это пороки, на самом деле.
00:46:05 Первый порок. Наставник скажет: «Перестань употреблять в пищу мертвую пищу – там, где есть трупный яд, там, где есть тяжелая карма, там, где идет атеросклероз мозга и так далее. Перестань, потому что ты не сможешь развиваться, потому что это черная энергия, она тебя держать здесь будет. Это энергия смерти, это энергия насилия просто.» Второе, он скажет: «Перестань употреблять интоксикацию: алкоголь, наркотики, табак, кофеин.» Это тот же самый магнит. Посмотрите, зайдите в любой супермаркет. Первое, что попадет в глаза – интоксикация: алкоголь, сигареты, табак, мясо. То есть, это всё равно первое будет. Это так работает демоническая структура – они знают психологию людей. Вы никогда не увидите сразу перед входом в магазин молоко, фрукты и так далее. Это там – далеко где-то должно быть. До туда ещё дойти надо [смеется.]
00:47:04 Два из четырех - с ртом связаны, представляете? Вот эти ворота - девять врат в нашем городе, говорится – и вот эти ворота самы ценные, их держать нужно в чистоте. Чтоб сюда не заходили враги. Потому что одни ворота если будут открытые – зайдет враг и разрушит весь город. Одни ворота. Даже когда зеваете – туда могут войти враги. Серьезно. Я вчера слушал Бхагаватам, там говорится, что Брахма, творец вселенной, он создал невежество из зёва. Зевнул – и [неразборчиво] зашел сразу же. Мы как только рот открываем зевать – туда сразу тонкие ущности входят и разрушают наше сознание, тонко очень. Поэтому, когда зеваете, либо прикрывайте рот, либо вот так делайте [щелкает пальцами.] Они не попадают тогда сюда – боятся этого. Ну вот, пощелкайте просто. Если вы увидете, что человек зевает и вот так делает - не удивляйтесь – это очень разумный человек. Или просто прикрывает рот - зевнул - прикрыл. Не так, что : Э-э-э-э. [Смех в зале.] Туда сразу их сотни просто влетают этих тонких существ. Они потом входят в ваше сознание и говорят: «Давай, кириешки с пивом!» [Смех в зале.] Ну и так далее – ещё что-то они будут нашептывать, а вам будет казаться, что это мы. «Да-да-да-да!» Это враги пришли. Они разрушат все потом.
00:48:29 Третий магнит. Перестань заниматься незаконными махинациями. Ну, денежными махинациями, скажем так, обманом или азартными играми. Азарт, где есть азарт – азартные игры, махинации денежные. Нужно перестать это делать. Почему? Потому что развиваются черты характера очень пагубные – жадность, алчность, зависть, ненависть, обида, гнев – там много чего можно перечислять. От вот этих вот действий. Перестань. И четвертое – перестань заниматься незаконными половыми отношениями. Это тяжелая карма, очень тяжелая. Это кармические узлы, которые удержат душу здесь навсегда. Более того, эта энергия сексуальная – это энергия разума. Если она уходит в нижние центры – она отсюда уходит. Человек слаборозумный не сможет духовно расти. Нужно эту энергию поднимать вверх. Тогда эти чакры заработают, тогда человек сможет стремиться уже к духовности. Только в браке, и должна быть регуляция. В браке, и регуляция должна быть. В идеале – только для зачатия детей. В идеале это. Но сейчас в идеале не многие могут. Но если человек встаёт на духовный путь, его эти центры поднимаются, вернее, энергии поднимаются вверх, у него проподает желание этим заниматься, он в естественное состояние входит. Это естественное состояние души.
00:49:50 Почему люди к этому стремятся все? Почему все вокруг этого живут? Потому что это жалкое то состояние, которое человек испытывает кульминации секса – не сам секс нужен, а кульминация нужна. И человека очень тянет к этому. Магнит, это магнит, привлекает очень сильно. А потому что - это жалкое отражение, это капля в море того состояния, в котором душа находится, когда пробуждается ото сна. Мы – души находимся в этом состоянии всегда. А так как мы не можем это испытывать естественно, нам приходится применять какие-то дополнительные усилия, чтобы в это состояние войти хотя бы на секунды какие-то. Это сложно понять – как это, что это, в этом состоянии всегда, что ли? Да! Причем, не в этом – в миллиарды раз сильнее. Это наше естественное состояние, душа находится в этом состоянии.
Повторение Имен Бога помогает соблюдать четыре принципа
00:50:43 Всё, если человек принимает этого наставника, тогда наставник говорит: «И теперь я даю тебе формулу, чтоб ты зрел, быстро зрел. Чтоб ты смог вот эти четыре принципа соблюдать, тебе формулу даю.» Наставник дает формулу. Какую? Балансировку трех энергий. «Начни балансировать теперь – повторяй вот эти три Имени Бога. Если ты будешь повторять это, ты легко будешь содержать эти четыре принципа, если ты не будешь повторять – обязательно скатишься опять вниз. Потому что энергии разбалансируются и пошли: это хочу, это хочу, это хочу. Но начинает в баланс приводиться все – очень легко это делать.» Скажите, есть в зале непьющие, кто не пьет алкоголь? Ну, сто процентов. Вы, когда заходите в магазин, вы видите алкоголь там? Видите! Вы видите его – стоят бутылки. Но цены уже не видите! Замечали, да? И, своего рода, из-за этого вы не видите алкоголь. Глаза, просто, видят, но вы не подвергаете анализу видимое. То есть, звуковая вибрация ваших мыслей, она не отправляется на алкоголь, хотя глаза видят. Это называется в йоге пратьяшара. Пятая ступень йоги – оторвать чувства от объектов чувств. Вы, как бы, видите, но не подвергаете анализу, это значит – вы не видите. Вы проходите мимо, у вас нету крючка, за который вас поймать можно. Все, это легко. Кто сейчас прилагает усилия не пить? Поднимите руку. Ну, несколько человек. Видать, только начинаете. Нет, только начинаете путь, имеется ввиду – прилагаете усилия не пить. Но кто-то уже не прилагает. Почему? А нету петли уже. Петля отпала.
00:52:51 Но если есть петля, кто-то будет нас: «Давай, давай, давай, один раз всего лишь! Ну день рожденья же, в конце концов. Ты меня уважаешь, вообще?» Это значит – петелька ещё есть, но она уйдет – нужно прилагать усилия. А вот петель нету – и мы проходим и всё, нам не интересен алкоголь. Не интересно мясо, наркотики, табак, кофеин – это все неинтересно. Противоположный пол не интересен многим мужчинам, потому что есть жена уже, петли нету уже – всё. То есть, оторвать эти петли нужно, потому что есть сущности, которые ловят нас за эти петли. Человек заходит в магазин - его сразу – раз! Чем? Ценой, например. [неразборчиво]. Все, значит, поймали. «Давай, давай, давай!» Если человек повторяет Имена Бога, эту вибрацию – эти петли отпадают. Это лекарство от этих петель. Каждый день просто это надо делать. Когда в баланс приходит вся структура нашего сознания – петли отпадают. Это милость Бога.
Как «случайно» появляется на пути ученика духовный учитель
00:54:04 Все, если мы это делаем, постоянно, наставник смотрит, наблюдает за нами. Мы зреем. Каждый день это нужно делать, каждый день, каждое утро. И так как у нас Бог в сердце находится, Он видит наше развитие. И Он же находится в сердце духовного учителя, Бог, тот же самый Бог. Он учителю говорит: «У тебя ученик созрел (или зреет), ему нужно твоё присутствие физическое. Физическое пока, для того, чтобы вдохновить его, чтобы он сделал какой-то выбор.» Он внутри духовному учителю как бы, позыв такой дает. И так получается, что у вас на вашем пути появляется духовный учитель, но как бы, случайно. Потому что мы привыкли думать, что все случайно. Да? Но ничего случайного нет, все в этом мире закономерно. Все закономерно. В каждом атоме происходит закономерное движение, потому что там Господь находится. Пылинка – Он говорит – без Моего ведома не шелохнется. Все под Его контролем. Все звуковые вибрации в этом мире – под Его контролем находятся.
00:55:12 Вот появляется у вас на вашем горизонте учитель. Вы думаете: «Хороший человек! Как он говорит! Я это буду делать точно! То есть, вы впечатляетесь этой личностью, но на самом деле – изнутри, из вашего сердца Господь вам дает этот импульс – впечатлиться человеком. Все – это значит – ваш учитель. Не надо ему говорить: «Ой, станьте моим гуру!» Подождите пока. Это естественно произойдет потом, иначе вы не оцените гуру.
Как Владимир Слепцов встретил учителя
00:55:46 Как я встретил учителя? Я узнал, что этот учитель начал давать посвящение, учеников принимать. До этого он ещё не принимал. То есть, есть два вида учителей. Первые учителя – сходят из духовного мира – нисходящий путь учителей, приходят в этот мир уже учителями они, набирают учеников, чтоб спасти их. И второй вид учителей – это восходящие. Это они здесь становятся учителями. Растут, занимаются собой, то есть, прогрессируют, духовно растут, становятся сильными и здесь становятся учителями уже. То есть, два пути. Но между ними отличия никакого нету. Они неотличны своим могуществом, их уполномачивает Бог обоих одинаково. И вот, мой учитель как раз вот, из таких, кто здесь стал учителем.
00:56:50 И когда я узнал, что он начинает давать посвящение... Я до этого ещё не думал, что он может быть моим учителем, но как только мне это сказали - у меня внутри, в сердце, прям, знаете, прям всеми красными вибрациями зафонило: «Давай, давай!» И у меня не было ни каких сомнений, что это мой гуру. Я сразу сказал этому человеку: «У Вас есть адрес электронный его?» «Есть.» «Давайте!» Я взял адрес и тут же пошел писать ему письмо. Сразу же, без всяких каких-то стандартов. Никаких стандартов нету в выборе гуру. Это ваш позыв внутренний личный, в этот момент проходит инициация, на самом деле, первая – вы впускаете в своё сердце гуру, у вас есть там место для него. Все, значит вы созрели. Я когда писал письмо, я плакал. Я плакал, просто, как последний негодяй. Я писал и говорил: «Я без Вас не смогу жить! Нет смысла, вообще, в моей жизни, если Вы не войдете в мою жизнь, потому что моя жизнь – она бесцельная, бездарная просто. Я не знаю, как и куда идти. Хоть я уже занимаюсь духовной практикой – там, что-то пять лет, по-моему я уже занимался – я без Вас не соображаю, как и что делать, хотя у меня уже как-бы, знания есть. Но без Вас никаких шансов у меня нет – я опять могу запутаться, опять могу упасть, просто.»
00:58:08 Но я писал не с настроением эксплуатации моего гуру: «Спасите меня!» Это позыв любви был, это подобно тому, как мы влюбляемся в человека по-настоящему. Когда мы по-настоящему влюбляемся в человека, в каком возрасте? В юном. Юный возраст, когда мы ещё не знаем [неразборчиво] хорошее воспитание. Когда люди влюбляются: «А, вот он богатый, наверное, я влюблюсь в него!» или «Он красивый, я влюблюсь в него!» Нет! Это позыв сердца внутренний. И вот так я влюбился в духовного учителя, искренне. Я просто плакал, говорил: «Я не смогу без Вас просто! Какой смысл моей жизни?» И так я отправил это письмо со слезами на глазах. Но это были не слезы горя, это были слезы счастья. И я потом ждал очень долго – две недели было испытанье для меня. Ни ответа, ничего не было, я думал: «Что-то я не то сделал. Наверное, я не его ученик, наверное, это не мой гуру». Нет – он ждал, он испытывал меня – серьезно ли я выбрал этот путь.
00:59:13 И потом, в один праздник, это праздник был, написал ответ: «Если твой выбор окончательный – начинай повторять молитву». И дал мне молитву. Гуру дает молитву ученику. Гуру ученику дает индивидуальную молитву. «Начинай повторять молитву.» Все – это значит – вы созрели уже для того, чтобы вступать в отношения. Эта молитва – она связана непосредственно с гуру. Не с Богом напрямую, а с ним связана. Он представитель Бога. Напрямую к Богу – это гордость. Господь говорит: «Если ты думаешь, что ты Мой преданный – ты не Мой преданный. Но если ты думаешь, что ты преданный Моего преданного – ты Мой преданный. Иначе ты возгордишься: «Мой учитель – Бог! Вот такой я.» Нет, прийми покровительство моего преданного.» Все. Это значит – учитель увидел. Первое, что делает учитель, когда он принимает ученика, он смотрит: балансируются ли у него эти три энергии, то есть, занимается ли он этим сам еще. Это он определяет серьезность человека. Если этой балансировки нету – гуру не увидит вас, он даже не подойдет к вам. Вы даже не поймете, что это, может быть, ваш гуру. Нету вибрации, потому что разбалансировано – он не чувствует – где, связи нету – йоги нету. Но если у вас есть это уже: «Хорошо, принимаем. Давай, продолжай.» То есть, вы уже учителя выбрали. Все, выбор уже произошел.
01:01:00 Теперь вам нужны отношения с ним. Одно дело – выбрать, теперь нужны отношения. Вы хотите вступать в отношения с ним. И это очень сокровенная часть духовной жизни – отношения с гуру. Она не дешевая. Гуру будет проверять. Он даст силы. Теперь появится очень сильный энтузиазм, очень сильный энтузиазм. Мы будем только и думать о том, как побыстрее восстановить баланс этих вибраций, потому что чем больше мы восстанавливаем баланс, тем от нас вибрации идут более чистого порядка. Чистейшие, когда мы можем входить уже в общество духовного учителя, в его вибрации вписываться. Почему многие не могут в храмы ходить? А не вписываются вибрации – тяжелые, грубые вибрации – в чистые – они ни как, ни как, просто. А внешне человек: «Да не, я не пойду в храм, чего я там [неразборчиво»]. Но на самом деле – вибрации, просто, не хватает чистой. Но если человек очищается, светится просто – тогда он легко туда. Он не хочет туда идти, где черные вибрации, темные энергии. Он от них подальше. Все – это вопрос только нашей звуковой вибрации внутри. Мы же вибрируем все – подобное к подобному тянется.
01:02:12 И когда эти вибрации достигают определённой, скажем так, чистоты, наблюдая за этим, наставник говорит потом, то есть, когда вы принимаете уже учителя, наставник говорит: «Ты должен дать обет. Хотя бы себе сейчас, сам себе сейчас дай обет, что ты до конца жизни будешь восстанавливать баланс, держать его – то есть, повторять Имена Бога, чтобы этот баланс был чистый, хороший - то есть, он работал. И до конца жизни ты должен держать вот этот обет четырех принципов: ни алкоголя, ничего – вот то, что мы проговаривали, вот эти магниты. Отрывайте магниты.» То есть, вот эти две вещи, они друг с другом сочетаются. Одну оставьте – все – другое тоже упадет. Мы даем внутри обет: «Да! Это точно – да! Конечно, да! Я без этого не смогу уже, это же естественно теперь!» Не так, что я прилагаю усилия – мы уже не прилагаем усилия, это естественно. Нам нравится даже это, мы счастливыми становимся.
Нарушение принципов приводит к понижению вибраций
01:03:15 Я одно время, как только начал это делать, меня друзья затянули: «Давай, день рождения! Ну хотя бы вина, дорогого очень, оно не сильно алкогольное, такое – чуть-чуть. Просто ради приличия, ну пожалуйста, ты же наш друг!» Ну, в общем, они надавили на меня. Ну я подумал: «Ну ладно, никто же не видит.» Это ум такое оправдание нашел. Один раз – чуть-чуть – просто из-за того, чтоб отношения удержать. Хотя бы отношения оставить с друзьями. Чуть-чуть, немножко. Я ещё ни обетов, ничего тогда не давал, только начал этот путь. Нормально. И я выпил этот бокал. Я потом сто раз пожалел, что я его выпил, просто. Потому что грубые энергии вошли. Грубые энергии вошли – и там такое началось – я три дня незнаю, как кто ходил потом. Все – в голове ничего не складывается, все – все пазлы разлетелись. Всё, что было – в баланс приводилось – все – [неразборчиво] все. Потом один раз съел – кто-то мне пирожок дал – в этом пирожке – скорее всего, его готовили в масле, где жарили, может быть, котлеты и там ещё лук был. Я это съел – а-а-а-а- вообще, вот так все вылазило потом. Все – тяжелые, грубые вибрации вошли, просто, и все. А в чистоте они не могут – она их выталкивает, просто, чистота эта.
01:04:42 Или, например, человек здесь занимается духовными практиками, потом начинает грубые энергии в себя всовывать. Всовывает-всовывает – и что потом происходит? У него эти чистые вибрации уходят. То есть, грубые вибрации пересиливают – человек перестает молиться, перестает мантры читать, перестает принципы соблюдать, мораль уходит, нравственная чистота уходит, этикет уходит. Все – грубые энергии вошли – о, вот так нармально, все. Но это, на самом деле, ушли чистые энергии. Грязные пришли. Ну, как поросенок в грязи лежит – не страдает: «Нормально, чё?» Поэтому тут выбор за нами остается – что мы в себя будем впускать. «Я есть то, что я ем», да, говорится. Да? Вот то, что я употребляю – я из этого состою. Вос-питание. Воспитание. Чем я воспитан, чем меня напитывает – вот этот я и есть.
Посвящение
01:05:32 И все – если мы даем себе обет до конца жизни вот это делать, то гуру дает посвящение нам теперь – дикшу – вот это про дикшу говорится. То гуру видит, что мы серьезны теперь. Все – у нас вибрации хорошие идут, чистота идет, все нормально, принципы соблюдаются. Гуру говорит теперь: «А теперь дай обет для меня. Ты это для себя дал обет, а теперь для меня дай обет, что ты до конца жизни будешь это делать. Определенное количество времени будешь посвящать мантра-медитации – вибрации чтоб балансировать, баланс, чтоб не разбалансировалось и до конца жизни будешь соблюдать вот эти четыре регулирующих принципа». Это регуляция называется. Яма не яма – в хатха-йоге – яма не яма, ассана, пранаяма. Яма не яма – это четыре регуляции. Мы даем обет, говорим: «Да, я даю обет, - прям вслух говорим, - я обещаю до конца жизни не употреблять в пищу мясо, рыбу, яйца, не употреблять интоксикацию – алкоголь, наркотики, табак, кофеин и так далее, чеснок». Почему интоксикацию? Яд потому что. Как лекарство – можно – втирать, там, лук, чеснок в маслах [неразборчиво] могут как лекарства, но употреблять – не надо, потому что характер менется сразу же.
01:06:47 «Обещаю до конца жизни не заниматься азартными играми и незаконными махинациями какими-то денежными. И до конца жизни не нарушать четвертый принцип – это незаконные половые отношения.» Все, гуру говорит: «Хорошо. И ещё последний обет – до конца жизни повторять Святые Имена Бога определённое количество раз.» Ну, у нас – это 16 раз на четках – 16 кругов, примерно два часа в день. Такой обет. Это такая цена за то, что гуру дает вам сейчас посвящение. Вы даете. «Все, точно сказал. Все слышали?» Там друзья находятся, близкие все. Все. Все радуются. Это называется – второе рождение. То есть, знаете, как цыпленок – сначала яйцо рождается, а потом – из яйца [двиджи] – на санскрите, дважды рожденный. Яйцо, потом – из яйца. И вот здесь в этот момент, вы как – ни гуру это шутит наш: «Так, сейчас мы будем умертвлять и потом – возрождать». Ну как бы, второе рождение, это он шутит так. Все – старая жизнь ваша уходит, вы старой жизнью уже не живете, теперь вы по-новому начинаете жить. Все, и когда рождается ребенок, что делает родитель? Нарекает именем. Имя. Опять - имя – звуковая вибрация теперь новая у вас будет. И это имя души теперь, не вот этого тела, не вот этой оболочки, не материальной. Теперь – духовное, он дает духовное имя. Он видит характер ученика, его склонность, его природу, его настроение – он всё это видит – и, опираясь на это, дает имя, чтобы эти качества развились в человеке.
Об имени человека духовном и мирском
01:08:19 Не так, что: «Я тебя назову Васей!» «Мама, почему меня папа Васей назвал?» «Ну как почему? Потому что его Васей зовут. Ты Василий Васильевич теперь.» «А-а-а. О!» Нет! Родители должны увидеть природу мальчика своего или девочки, сходить к астрологу, сказать: «Посмотрите, пожалуйста, зачем пришел этот ребенок в этот мир, какая его миссия? К чему он склонен? В чем у него талант? В чем у него есть разные приимущества в его характере? Посмотрите, пожалуйста и скажите нам, как нам его назвать.» Это для ребенка! Это для ребенка имя – не для нас! Это ложный эгоизм: «Я хочу!» Нет, а что ребенок хочет? Почему мы его не учитываем мнение, его желание? И вот, астролог смотрит: «Хорошо. Вот, у него эта есть склонность, это качество, он по природе, там, воин ли по природе – торговец или бизнесмен, или ученый, может быть. У него есть талант к тому-то, тому-то, тому-то. Он будет счастливым вот здесь вот. Вот, согласно этому, нареките его – вот – четыре вида имени есть. Сами выберите, какое вам лучше созвучно, чтобы вы тоже были удовлетворены. Но любое из этих имен, оно подойдет ему. Любое из этих имен ему подойдет, он будет счастлив от этого имени.» Мы о ребенке говорим. [Женщины из зала неразборчиво.]
01:09:43 Почему нет? Бог говорит: «Я разложил на четыре сословия, на четыре варны.» Варны-ашрамы. Варны – это что? Профессиональная склонность человека – варна называется. А ашрам – это что? Духовное. То есть, другими словами, менеджмент и лидерство. Духовное. То есть, профессиональные есть склонности человека – его талант, творчество – к чему склонность у него есть, кем он может быть – это «варна» называется. А ашрам – это его духовная составляющая. Кто он – брахмачарьи, то есть, ученик, домохозяин он будет либо это будет ванапрастха, то есть, отреченный будет уже, то есть, он отойдет от дел, не будет заниматься никакими делами, это его природа такая просто будет. Либо это будет полностью уже вообще – человек не из этого мира. Саньяси – называется. Брахмачарьи, грихастха, ванапрастха, саньяси. Шудра, вайша, кшатрий и брахман. То есть, рабочий, торговец, лидер-воин или интелектуальное сословие – человек интелекта- ученый или священник, преподаватель. [Женщина из зала неразборчиво.]
01:10:57 Служите своей варне. Какие проблемы? Служите своей варне! Если вы – воин по природе, то служите как воин своему мужу- вдохновляйте его не подвиги и так далее. То есть, женщина тоже относится к этому. У нее должна быть склонность. Например, если женщина браман, то есть, интеллектуально она развита сильно, то есть, ей больше интеллектуальная деятельность нравится – писания она изучает, знает практики – то есть, она – ученая, в сословии ученого она – не надо замуж выходить за кшатрия, потому что вы постоянно его будете учить: «Вот так делай, вот так делай, это не делай!» - ему надоест – он саблю достанет, он воин. «Ты чего меня учишь, вообще?» «Я учу, я брахман.» «А я - кшатрий! Я не могу тебя слушать, просто. Я не образован ещё пока. Могу, как бы, слушать, но меня это очень задевает!» Понимаете, желательно, чтобы это была одинаковая наклонность, подобное – к подобному. Но это – в идеале. Сейчас не пытайтесь это исправить. Сейчас все с ног на голову перевернулось – кали-юга – эпоха пороков, эпоха деградации, эпоха лжерелигии, эпоха лжеучителей, полно, просто, невежества. Поэтому мы сначала в благость приходим, в гуну благости, в знание. Мы сначала получаем знание, а потом уже пытаемся применить его на практике. То есть, но всё это работает.
01:12:24 И учитель так же смотрит на ученика и видит: «Ага! Вот тебе такое имя.» Берет четки, он их сначала осветит сам, сам на них начитает, они освященные уже будут – духовный учитель сам зарядит их, индивидуальные, только ваши будут. Это - спасательный круг. В материальном мире, в этом океане пороков – это спасательный круг, который не даст утонуть. Это самое ценное, что есть в нашей жизни - мы не утонем тогда - это Святое Имя на четках. И он начитает их сначала, вам индивидуально зарядит их- только ваши это будут четки, больше ничьи. И потом, когда вы дадите обет, он вам скажет, возьмет, скажет сразу же: «Ваше имя – такой-то Дас». Дас – это слуга значит, не господин. А женщинам - Даси. Деви Даси. Деви – это как богиня. Вы – их слуга, вот этого имени. И дает вам имя. Вы когда услышите этот звук – тут материальное это имя сколько счастья приносит, да, когда мы где-то слышим, что про нас кто-то что-то говорит. А представляете, какое счастье приносит духовное имя. И вы, когда его слышите, вы аж... причём вы забудете сначала, как вас назвали от счастья. Вы потом поклонитесь, все, вы другое имя получили. Вы садитесь к другим ученикам, которые сейчас тоже обеты будут давать, получать посвящение и вы в таком волнении находитесь, вы опьянели. Почему? Потому что гуру вот этой вибрацией, глядя на вас, давая вот это имя в этот же момент сжигает 50% вашей кармы – одним взглядом, просто, представляете. Просто – фух – и у вас как будто рюкзак с камнями с плеч сняли, который вы всегда носили. Ха-а-а – и вы в этом блаженстве забываете, просто, что сейчас произошло, вы пьяные. Опьяненные. На самом деле, вы как пьяные, без алкоголя, просто. Вы садитесь и думаете: «Что такое? У меня имя теперь другое! Не помню... [Смех в зале.] Как он назвал меня? О-о-о!»
Духовный учитель защищает
01:14:43 Рождение, это второе рождение называется. Вы родились как будто. Все, с этого момента вас официально подключают в розетку к сети общей Божественной. Теперь вы Святое Имя будете повторять уже не так, как раньше повторяли. Раньше оно было такое: «Э-э-э ишна а-а-а-ма» - оно такое было. Вы тренировались, вы доказывали, просто, что вы готовы. А вот, в этот момент уже все – вас подключили к сети к общей. Вы получаете силу всей сети теперь. Духовный учитель вас защищает, традиция защищает, Бог защищает сам. И теперь молитва совсем другая будет. Она спокойная будет, умиротворенная, очень могущественная уже. Вы подключились к общей сети теперь. И теперь начинается настоящая жизнь. Цыпленок, когда из яйца вылазит – второе рождение - он думает: «Вот она жизнь, на самом деле! Я думал – в яйце там жизнь! Нет! Вот она жизнь, оказывается!» То есть, снимается пелена.
01:15:45 И когда цыпленок выходит из яйца – он какой? Ну такой весь, весть сопливый такой, весь в испражнениях там каких-то. Мы когда получаем посвящение, мы начинаем видеть себя настоящего. Мы мнили о себе, что мы такие везде чистые, йоги, образованные. Это гордость тонкая очень: «Я такой вот человек!» И когда вы выйдете – получите посвящение – вы увидите – первое: кто я на самом деле. Вот это все – оно вылезет. И мы сами от этого никак не избавимся. Цыпленок не избавляется сам, знаете, он не может это все сам сделать. Он лежит и думает: «Вот, вообще...». И учитель, он как мама в это время и папа одновременно – с наставником они вместе. Говорят: «Ну что, мы тебя сейчас приведем в порядок, грязь эту всю уберем». И мама это все очищает – постепенно – раз – уже нормальный становится. Это учитель делает – этот мусор, который вылез – он его весь уберет. С наставником вместе будут убирать это все, отмывать.
01:17:07 И все мы будем потом пытаться как-то лететь. Увидим, как мама летает с папой, потому что у нас зрение откроется духовное. Ну так, в разной степени у нас у всех будет открываться. У кого-то, может, не сразу откроется, у кого-то потом. Но мы будем видеть, на каких вибрациях живёт духовный учитель, на каких высотах он летает. Мы будем понимать хотя бы через призму знания. Может так не будем видеть, но будем знать: «Вообще! А-а-а! А я пока в гнезде, такой, пытаюсь.» И гуру говорит: «Подожди, подожди, сейчас пока не можешь ты полететь туда, потому что перышек ещё нету, крылья ещё не расправил ты сильно, ещё сил нету крылья, пока, вот, готовься. Ты долго не летал, поэтому все атрофировалось у тебя, пока ты вот так – пробуй, пробуй, наблюдай за нами.» Постепенно, постепенно мы растем, растем, наши крылья вырастают, все – мы готовы, впринципе. Уже гуру говорим: «Все, я готов.» И учитель: «Ну что, готов?» «Ну да! В принципе, уже да!» - и так – фух-фух – раз - немножко над землей! О! Пум – на гнездо. Это все в гнезде происходит пока. «Точно готов?» «Ну да!» «Ну давай, попробуем!» - и из гнезда нас – пум – и мы – вщ-щ-щ-щ – А-а-а! Тж! – в дерево какое нибудь врежемся или в землю упадем. Но мы не испытаем такого – ни боли, ничего, а, просто мы восторг испытаем, что, вот, первый полет был какой-то. О-го-го! И гуру говорит: «Ну что?» «Ну, как-то так – ещё пока не могу.» «Давай, опять в гнездо!» - пум – нас в гнездо опять.
Сценарий нашей жизни, создает духовный учитель
01:18:38 Мы опять работаем над собой. Духовная жизнь – это работа над собой. Постоянная работа над собой – убираем, убираем этот мусор. Сами уже будем убирать, мы будем его видеть уже. У нас будет квалификация – избавляться от этого мусора. Но силу нам давать будет гуру. Наставник или учитель будут давать нам силы избавляться от этого мусора. А избавляться будем сами уже. Будут создаваться ситуации, условия какие-то в жизни будут появляться так, что мы будем вытаскивать э то изнутри. Люди будут подходить иногда, например, оскорблять или грубить нам или что-то такое. Но это работа над собой - мы должны правильно реагировать. Когда Будда шел – ему в лицо один плюнул. Ему сказали: «Это святой идет. Смотрите – аккуратней!» Будда по селению потом проходил. И один подумал: «Сейчас посмотрим, что это за святой!», подошел - ему – тьфу – в лицо прям. И Господь Будда – как шел, так и шел – просто вытер, пошел дальше. Он: «Не понял!» Догоняет Его: «Подождите!» А тот идет дальше. «Подождите! Я плюнул в Вас сейчас!» Он идет дальше. Он думает: «Ничего себе!» Остановил: «Стойте! Я в Вас плюнул сейчас!» «И что?» «Ну, Вы должны как-то отреагировать, я же плюнул в Вас!» «Нет, если Я отреагирую, значит, Я пойду на поводу у твоих желаний. А Я не хочу идти на поводу у твоих желаний.» И пошел дальше. И этот человек догонит, упадет в стопы и станет Его учеником потом.
01:20:03 И люди будут говорить, кто мы. И мы должны правильно реагировать на это. Они нам нас показывают. Не люди плохие – мы плохие. Они нам, просто, показывают нас. Ситуации разные, конфликтных ситуаций очень много будет. Потому что это то, что нас отдаляет от Бога. И люди этим доставать нас будут. Близкие, особенно, близкие будут доставать. Это – работа над собой. Поэтому, главная задача – помнить о духовном учителе. Помнить о нём постоянно, думать о нем, что это гуру все создает. Всю нашу жизнь теперь, сценарий нашей жизни, создает духовный учитель. Он все ситуации создает нам, потому что он – уполномоченный Богом. Он обладает таким же могуществом, как Бог. Почти что, скажем так, таким. И он это все устраивает. Просто, чтобы нас отточить, сделать чистыми. Эта духовная жизнь требует определённой внимательности, бдительности. И чем больше мы повторяем Святое Имя, тем эти вибрации чище становятся и тем мы проще справляемся с этими ситуациями, они несут нам счастье. Не страдание – счастье – мы радуемся, что мы сдаем экзамен здесь. Знаете, когда экзамен сдаешь тяжелый – мы ж напрягаемся сильно. Но когда сдаем – что мы испытываем? Победу, да? Победили!
Отношения с духовным учителем - самые сладкие
01:21:21 И вот это будет на портяжение всей жизни нашей. Сражения – победы, сражения – победы, сражения – победы. Но если мы только будем помнить о духовном учителе. Тогда будут победы. Если мы забываем: «Я сейчас сам справлюсь!» - тогда поражения. Сражение – поражение. И разочарование. И есть такие моменты даже, что люди уходят из духовной жизни. Большая часть людей уйдет из духовной жизни, не выдержит таких сражений. Потому что нету веры в гуру, нету веры в духовного учителя. Эти отношения – говорится – с духовным учителем – самые сладкие, которые только могут быть в этом мире. Они объединят все вместе отношения друзей, близких, любимых, жен, детей, любовные отношения – все вместе возьмите, положите на одну чашу весов, на другую чашу весов – отношения с гуру – они перевесят. Гуру все пополнит.
01:22:13 Вы, просто, будете видеть гуру и вы будете в блаженство входить уже. Просто от одного его вида. Это уже отношения с ним. И вы будете думать: «Когда он посмотрит на мене? Посмотрите на меня!» И он посмотрит на вас сразу же. «А-а-а, посмотрел!» Этот взгляд навсегда в ваше сердце входит. И вы потом живете и думаете: «Как он посмотрел на меня!» Но он, на самом деле, взляд любви бросил в вас. Просто, фонтан любви вылил вам. А если ещё заговорит с вами, так вы, вообще, там можете сознание от счастья потерять. От радости: «Говорит что-то!» Вы даже не поймете, о чем он говорит. Он просто скажет: «Как дела ваши? Как жизнь твоя? Что там, как у тебя? Как мама твоя?» «А-а-а! Он про маму мою спросил!» Мы как дети в это время настоящие становимся.
01:22:58 И сейчас поставим этот ролик маленький, напоследок, посмотрим. Он по-английски там. То есть, там поется на хинди, на самом деле. И там ещё английские есть субтитры. Если кто-то сможет читать – читайте и смотрите. Я, так, просто смысл скажу этого ролика. Вдохновиться можно, просто. В чем ценность духовного учителя? Называется «Гурв-аштака». Завтра, на подведении итогов, я кульминацию расскажу, потому что я ещё не дорассказал. Лететь – это одно с гнезда, надо ещё знать – куда лететь. Надо выключить свет. То есть, смысл этого ролика таков: если у тебя есть все богатство, которое только можно получить в этом мире – это слава, деньги, власть, работа престижная, друзья, вобщем, все-все-все – и если ты не склоняешь голову к стопам духовного учителя – то это все бесполезно. То есть – зачем это все? Там припев такой будет: «Зачем это все?» Вот, куда это? Это все бесполезно, просто. Все закончится рано или поздно. Даже если ты становишься совершенным йогом, все писания изучил – там тоже будет про вот это – но если ты не склоняешься к стопам гуру... Потому что в Индии очень много йогов продвинутых, мистиков, таких, мощных очень, они писания знают. Но из-за гордости своей вот этой, что «я такой» - не склоняются к стопам гуру – бесполезно это все. Зачем это все? В принципе, это основа этого ролика. Давайте посмотрим. Я сейчас в сторону отойду. [Включает ролик.]
01:29:18 Ну вот такой... [Аплодисменты.] Молитва такая есть – Аштакам. Аштакам – аштанга – это значит «восемь», восемь молитв, которые сочинил Шанкарачарья – это воплощение Господа Шивы. Чтоб у нас было представление о важности духовного учителя. Почему именно «к стопам гуру» говорится? «Склонитесь к стопам гуру.» Говорится – в стопах святой личности хранится все богатство, все знания, весь аскетизм, вся сила, вся чистота, все миловердие. Все качества, которые есть – в стопах гуру находятся. И к ним если мы склоняем голову, значит, мы можем получить это. Если касаемся стоп гуру – себе, сразу так, коснулись – и ко лбу – мы получим это все. Его качества себе переймем. Но так неохота к стопам – это же стопы, ноги, носки какие-то, ногти и вообще. Да? Это материальное видение. Поэтому люди говорят: «Не, не, какие стопы?» Это значит, человек ещё не готов. Ну что? Всем хорошего дня! [Аплодисменты] Спасибо всем. Хорошего завершения!