Основы Саттвы
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:03 [поет]
00:03:38 Ом намо Бхагавате Васудевайа. Ом намо Бхагавате Васудевайа. Ом намо Бхагавате Васудевайа.
00:03:49 И так, добрый вечер, дорогие преданные! Мы с вами начинаем достаточно продолжительное обсуждение, которое я озаглавила по-нашему "Дарма или Мир порядочности". Я думаю, что никто не может оспаривать того факта, что саттва-гуна она сопровождается порядочным поведением и мы будем с вами рассматривать… На самом деле, мы с вами должны заметить, что все существующие религиозные доктрины, они добиваются порядочного поведения человека.
00:04:40 Они добиваются того, чтобы человек, он следовал каким-то принципам нравственности. И, как правило, говоря о нравственности, подразумевается чувство ответственности, способность исполнять свой долг. Да? И в этом случае уже становится очень важным разговор, а как сделать себя способным быть таким?
00:05:08 Если даже мы просто поверхностно посмотрим и сделаем такой экскурс в собственную эрудицию и посмотрим, скажем, о чем писали люди ещё где-то двести лет назад, триста лет назад, пятьсот лет назад, мы увидим, что на самом деле к тому времени очень ещё много было таких людей, у которых была вот эта квалификация, да? Особенно на Востоке. Вот эта квалификация - исполнять свои обязанности.
00:05:43 То есть быть частью какой-то системы, какой-то общности, каких-то законов, которые предусматривали ответственное поведение в своей жизни. Да? Потому что каждого человека воспитывали вот в этих идеях взаимоответственности, взаимного долга. И мы знаем, что, например, святые писания они фактически выдвигают идеи, что человек, он не существует в этом материальном мире.
00:06:18 В человеческом обществе два вида эгоизма – это, так называемый, концентрированы эгоизм и распространённый эгоизм. Концентрированный эгоизм учитывает интересы собственного тела, а распространённый эгоизм учитывает интересы семьи, общества, в котором мы живем, нации, государства и конечном итоге человечества.
00:06:47 И всегда, говоря о принципах нравственности, подразумевается вот этот переход: помочь человеку перейти из грубого, эксцентрического эгоизма в сферу распространенного эгоизма и быть способным совершать какие-то поступки. Делать что-то, чувствовать себя частью целого и во имя гармонии вот этого целого, быть в состоянии на какие-то поступки.
00:07:25 Когда речь идёт о религии… Как я сказала, любая религия преследует эту же цель достижения нравственного поведения человека. Прежде чем мы уже начнем конкретно обсуждать, каковы методы или вообще вот этот весь разговор как быть порядочным, как он освящается ведической литературой, мы, может, давайте сейчас немножко пофилософствуем вообще на эту тему.
00:07:59 На самом деле, если мы будем смотреть внимательно, то мы можем видеть, что самая трудно разрешимая проблема человеческой жизни — это конфликт. Вот это противоречие между желаниями человека и какими-то обязанностями или какими-то… Какой-то ответственностью, которая ему, можно сказать, навязывается. Можно сказать, предлагается извне.
00:08:38 На самом деле человек, он постоянно стремиться к тому, чтобы реализовать одну единственную формулу. Что за формула? Действовать, как хочу и не получать реакций. Поступать так, как мне нравится и не нести за эти поступки никакой ответственности. Человек, на самом деле, постоянно кругами старается сделать именно это. Старается осуществить именно эту цель.
00:09:16 Но, с другой стороны, мы можем видеть, что не только человек. Но так как нас интересует человек, поэтому я буду говорить, всё время говорить о человеке. Мы можем видеть, что человеку на самом деле это не всегда удается. Что означает не всегда удается? Не всегда удается — это означает, что человек он как-то действует, а потом откуда-то или из внешнего мира ему начинают приходить беспокойства и тогда у человека появляется другая проблема. Но человек рождается и вроде, кажется, он ничего не сделал, грубо говоря, только родился.
00:09:57 Два человека ничего не сделали, просто родились. Один родился в условиях, где ему всё время приходит беспокойство. Другой родился в каких-то условиях, где ему беспокойство не приходит. Да? Ну, на пример с кармической точки зрения, как я говорила утром, мне на самом деле с какой-то точки, начиная вот с 19 лет, жизнь пошла вообще на "из косяк". Да? И посмотрите, вот к этому моменту произошла очень интересная перемена. Из вне пришла такая ситуация. Как у нас в Армении есть такая пословица, когда говорят о неудачных людях: он подойдет к морю, море превратится в пустыню. И наоборот, есть удачливые люди, которые даже в пустыне пойдут и встанут над колодцем воды.
00:10:47 Мы можем понимать, что вот эти беспокойства - они на первый взгляд приходят вообще ниоткуда. И вот есть постоянная вот эта борьба между желанием же человека просто свободно наслаждаться этим миром, потому что он в нём родился и хочет им наслаждаться, да? И между вот этой бесцеремонной привычкой этого мира доставлять нам какие-то беспокойства, корни которого мы не можем понять, как мы это обсуждали утром, если мы не поняли, что мы вечные и что есть понятие кармы.
00:11:29 Вот как только реализуются эти две идеи… Я на этом буду… Всё время будем повторять это, как только... Потому что это исходная точка настоящей саттвы. Во всех остальных случаях человек поднимается в саттву, падает, поднимается, подает. У его нет механизма удержания саттвы. Вот когда человек, он понял, что он вечный, да? И когда человек, он понял, что есть карма, вот в этом случае очень легко меняется вообще вся центровка. Меняются все претензии, меняется точка обвинения. Мы это с вами уже неоднократно обсуждали, когда мы обсуждали с вами Бхагавад-гиту.
00:12:14 И так, самая трудно разрешимая проблема человеческой жизни — это желание человека не получать реакции в ответ на свободную деятельность. То есть человек хочет вести себя свободно, как ему нравится, и быть счастливым. Причем, когда мы говорим о счастье, мы здесь получаем одну очень интересную, очень интересную психологическую точку. Говоря о счастье, человек под счастьем всегда понимает возможность не иметь ответственности, если объекты ответственности ему не очень нравится.
00:12:59 То есть на самом деле есть вот этот… Какой-то, если можно так сказать, есть бесконечный конфликт между вот этими желаниями человека и его обязанностями. Поэтому мы можем понимать, что человеческое… Человеческий разум, если это материальная концепция, то человеческий разум всё время ищет вот эти возможности решения вот этой проблемы. Свободно жить, делать всё, что я хочу и не нести ответственность за свои поступки, а сплавлять эту ответственность кому угодно, только не брать её себе.
00:13:44 Исторически мы можем видеть, что очень часто. Вот когда уже есть попытка пригласить человека, если можно так сказать, в рамки порядочного поведения, в рамки нравственности, то тогда очень трудно получается вот этот момент. Смотрите, вот сейчас, если мы выйдем на улицу и остановим любого человека и произнесем ему слово "долг", произнесем слово "ответственность", вы увидите, что у всех эти слова ассоциируются с терпением, с необходимостью быть несчастным, что надо во имя чего-то терпеть и так далее.
00:14:23 На самом деле, конечно же, в этом материальном мире без терпения не удается прожить никому. И как мы знаем, как говорит в Бхагавад-гите Господь Кришна, когда он говорит о счастье, он говорит: этот материальный мир - это мир несовершенства, и поэтому, если ты своё счастье связываешь с этим миром, то обязательно вместе с возможностью наслаждаться этим миром ты получаешь груз его недостатков.
00:14:56 А его недостатки — это четыре недостатка. Этот мир временный. То есть это мир объектов, где все объекты разрушаются под влиянием времени. Это прямо означает, что какой бы мы объект не выбрали, этот объект временный. И даже если он доставляет нам наслаждение, наш контакт с ним временный, потому что временная я, и временен объект, с которым я вхожу в контакт.
00:15:28 Значит, и любой объект - он временный. И любой объект - он склонен ошибаться. Любой объект - он имеет несовершенные возможности восприятия. И поэтому контакт, то есть взаимодействие с ним очень практически не может происходить вот таким, каким мы его себе представляем. Таким, каким мы его хотим. И поэтому мы можем понимать, что в этом материальном мире наше взаимодействие, вот эта наша надежда получить счастье от этого материального мира, всегда сопровождается проявлением недостатков всех материальных объектов.
00:16:13 И значит, вот этот элемент терпения - он… Без него не получается. И как говорит в Бхагавад-гите Господь Шри Кришна… Здесь вопрос в том… Вот, это тоже… Свободы выбора. Весь вопрос в том, в какой фазе в моей жизни мы хотим принять терпение. И в Бхагавад-гите Кришна скажет: то счастье, которое от начала до конца похоже на яд, но от начала до конца кажется счастьем это счастье тама-гуна.
00:16:47 То есть, когда человек он на самом деле… Что означает: от начала до конца яд? Это означает, что человек в тама-гуне для того, чтобы исполнять свои желания… А мы именно исполнение своих желаний воспринимаем как счастье. Да? Для того чтобы исполнять свои желания, он постоянно обращается к насилию, готовя тем самым для себя миллионы лет существования на адских планетах. И это значит, что вот это счастье, которым он пользуется, в нём на самом деле счастья нет.
00:17:23 Почему нет? Потому что, как мы с вами обсуждали, чисто с психологической точки зрения, человек под влиянием невежества имеет одну очень интересную особенность: он не интересуется отношением партнеров. То есть его не интересует вот этот внутренний фактор, потому что он не находится во внутренней связи со всем окружающим. Его настолько ослепляет вот это желание, чтобы всё вокруг, как механизм действовал и делал то, что хочется ему, что любое нарушение вот этого момента, вызывает в нём вот эту склонность к насилию. Порождает гнев и насилие. Гнев и насилие.
00:18:11 И в этом случае мы получаем живое существо, с психологической точки зрения абсолютно одинокое. Потому что если сознание человека… Если в сознании человека много насилия, ни один человек ему, образно говоря, не отдает свою душу. Потому что он хорошо понимает, что отдать такому человеку сердце — это значит просто обжечься во все эти… И поэтому вот это счастье, которое, как кажется человеку, что он испытывает… Потому что он просто заставил вести людей себя так, как ему это хочется.
00:18:50 Вот сейчас… Раньше это писали в книгах, сейчас это снимают фильмах, да? Мы… Я, например, честно скажу, вот просто как личность, как человек. Тьфу-тьфу-тьфу не сглазить. Я никогда этого не понимала и не хочу понимать. Пусть Майадеви не дает мне для этих испытаний. Я никогда не понимала, как можно смотреть, например, пока там муж жене говорит, или жена мужу говорить, или вообще кто-то кому-то говорит: вот ты должна, должна ко мне сейчас подойти, меня обнять и поцеловать. Еще что-то. Вот это слово, которое звучит для меня это абсолютно непонятно. И при этом просто смотреть человеку в глаза, понимать, что ему противно это делать и умудряться в этом получить счастье.
00:19:42 Получить удовольствие. Представляете? Вот это влияние тама-гуной. Насколько человек он одержим своими идеями, что ему даже не интересно внутри себя, что перед ним стоящий, что вообще испытывает к нему. И это имеется ввиду не только отношения с противоположным полом. Это имеется в виду все пять видов отношений: [непонятно], служебных, родственных, и дружеских, и любовных.
00:20:11 Во всех этих сферах, отношениях, если человек, он под влиянием невежества, происходит вот это: - нет обратного контакта, нет обратной эмоциональной реакции со всеми теми личностями, с которыми мы входим во взаимоотношения. Когда человек в страсти… Мы это с вами много раз обсуждали, что в страсти на самом деле человек… У него другая психология. Ему важна эмоциональная реакция. Но вот эта эмоциональность, которая она очень совпадает с природой души… На самом деле в материальном мире это есть проявление обычного вожделения, то есть позывы тела.
00:20:58 Позывы тела воспринимаются как потребности души. И вот когда вот это происходит, то мы имеем другую ситуацию. Но как я всегда говорю, если основа человека вожделение, то… Например, если речь идет о уже о взаимоотношениях с противоположным полом, а там принцип всегда во всех отношениях один и тот же. Например, вот когда у человека основа вожделение, психологически он настроен так: ему необходимо удовлетворять позывы своего тела. И поэтому он выбирает вот то, что мы называем влюблённостью и ещё чем-то. Да? Он выбирает объекты, которые соответствуют его представлениям о хорошем партнере, способным дать ему чувство наслаждения.
00:21:46 И как я всегда говорю, тело нравится, а человека придумывает. Мы просто предполагаем, что под этим телом должен жить вот такой-то человек. Мы этого человека себе придумываем. И когда уже происходит контакт… Поэтому в Бхагавад-гите Кришна говорит: счастье в раджасе, счастье в страсти — это сначала счастье, а потом терпение. Потом яд.
00:22:13 Почему? То есть приходит разочарование. Почему? Потому что есть вот эта неспособность под влиянием вожделения... Во-первых: нет этого настроя - интересоваться вообще внутренним миром человека, с которым тебе приходится контактировать. Ты с ним, ты жаждешь контакта с его телом, и тебе вообще не интересно… Нет, интересно. Но вожделение тебе не позволяет вообще войти в эту сферу - интересоваться. Интересоваться эмоциональным миром того, кто перед тобой стоит.
00:22:51 И когда человек начинает себя проявлять, обязательно начинается фаза разочарования. Потому что на самом деле в раджасе, под вот этим сильным наплывом вожделения, которое абсолютно в бесконтрольным состоянии находится в этой гуне, да? То есть нет вот этого разума, нет той системы ценностей, которая сдерживала бы проявление вожделения. Я хочу, чтобы мы поняли, что раджа-гуна — это как раз та гуна… А она на самом деле определяется системой ценностей… И раджа-гуна — это как раз та гуна, когда у меня такая система ценностей, что самое главное в этом мире — это моё личное эмоциональное или физическое удовлетворение.
00:23:39 И когда есть вот эта система ценностей, то любой объект я оцениваю только с точки зрения вот этого. Вот по моим представлением, насколько этот объект может доставить мне удовольствие. И когда наши представления об удовольствии совпадают, мы говорим: «Это влюбленная пара». То есть я смотрю на этого человека и думаю: "Это тот самый объект, который… Вот это то самое тело, которое если было бы моим, то я была бы счастлива".
00:24:12 И по счастливому стечению обстоятельств личность, которой я так отношусь, точно также относится ко мне. Она тоже сидит и думает: "Вот если бы этот объект - чистое наслаждение, был бы моим, то я был бы счастлив". И когда это у нас совпадает, мы говорим: "Мы друг друга полюбили. Нам друг с другом хорошо".
00:24:38 Вот этот момент происходит, а потом, как мы видим сейчас, это наши реалии каждодневные, да? Потом начинаются вот эти взаимодействия, взаимоотношения конкретные. Начинают проявляться недостатки человека. Когда уже начинают появляться вот эти недостатки, начинается фаза терпения. При чем, когда человек вожделенный, у него никогда не хватает квалификации терпеть. И как я всегда это обсуждаю вовремя [не понятно], в этом случае мы получаем человека, который что делает? Он входит в контакт с любым объектом. С любым. В любых взаимоотношениях он входит в контакт.
00:25:18 Продолжает этот контакт до тех пор, пока эти объекты доставляют удовольствие. Вот пока моя мама меня растит, она хорошая, потому что она удовлетворяет мои потребности. Но как только я вырос и у меня больше нет этой необходимости, чтобы меня ложкой кормили, я говорю: "Теперь надо считаться с её характером, с её мнением. Испытывать чувство долга и ещё чего-то. Обязанности. Еще что-то".
00:25:51 Вожделенному человеку этого не хочется. Ему хочется свободы, да? И тем более, если вдруг окажется, что вот эта самая мама, которая она у меня есть, она не соответствует моим стандартам тщеславия, и мне стыдно её где-то представить и сказать, что это моя мама. Да? Тогда что делается? Задается вопрос: что ты для меня сделала? Дала мне одно ведро молока? Вот тебе это ведро.
00:26:17 То есть всегда нет квалификации, нет квалификации входить в продолжительные взаимоотношения. И всегда вот это как мотылек, так? Или нет. Как это? Стрекоза лето красное пропела. Вот это: прыгать туда-сюда. Да? Прыгать куда? В любые отношения входить, пока они доставляют удовольствие и от любых отношений убегать, как только у нас и начинается фаза ответственности. Вот это характерная черта представителей раджа-гуны.
00:26:59 И когда мы видим, что мужчина постоянно меняет женщин. Когда мы видим, что женщина постоянно меняет мужчин, мы должны понимать, что вот мы имеем дело с такой квалификацией или наоборот, да? С квалификацией: не иметь квалификацию к продолжительным отношениям.
00:27:22 И поэтому вот эти люди, которые находятся под влиянием гуны страсти, они на самом деле имеют неуправляемый характер. Они очень сильно привязаны только к наслаждениям и терпеть не могут иметь обязанности, иметь ответственность. Но там есть одна очень интересная характерная черта. В страсти человек под состоянием эмоций всегда оказывается… Для него это… Очень характерная психологическая черта людей в страсти - полюбить на всю жизнь и через два месяца ненавидеть также на всю жизнь. Да?
00:28:05 Жениться на всю жизнь и через три месяца выбросить на улицу. Подружиться на всю жизнь и через четыре месяца придать. Во всех взаимоотношениях, в начале, когда происходит это… Когда эмоциональная надежда есть или совпадения с другими живыми существами. Всегда есть такое лирическое настроение, когда человеку кажется, что вот то, что он испытывает сейчас, он будет испытывать всю жизнь. Вот то, как это происходит сейчас, так будет происходить всю жизнь. И жизнь будет похожа на сказку. Все себя будут вести идеально.
00:28:47 На самом деле это гуна, раджа-гуна, она подразумевает…Вот это тоже… Нет разумности это побеждать. Это победа вожделения, да? Вот эта вожделенность она не позволяет реально оценивать объекты, потому что есть только одно желание - просто прямо, без всяких этих преград, наслаждаться всеми объектами.
00:29:14 Как я сказала, самая характерная психологическая черта таких людей – это вот это: на всю жизнь полюбить, через три дня разлюбить. И нет квалификации к продолжительным взаимоотношениям. Почему? Потому что постоянно есть одна квалификация: склонность наслаждаться любым живым существом, которое нам встречается.
00:29:39 Вот когда этот эгоцентризм, он сильно проявлен, да? Вот это сильная проявленность эгоцентрических настроений, она не дает квалификации. Хотя самому человеку на начальном этапе создания взаимоотношений кажется, что он готов к тому, чтобы исполнять какие-то обязанности. Брать на себя какие-то вот эти… На всю жизнь. Но хватает на два месяца. Нет… Потому что нет чего? Нет разумной основы. Нет правильной системы ценностей. Есть только одна квалификация - подчиняться вождению.
00:30:22 Вот такие люди они абсолютно непригодны для Варна Ашрама Дхармы. Потому что Варна Ашрама Дхарма — это общество людей, имеющих своем сердце благость. Что означает благость? Благость первую очередь означает, что мы имеем дело с живыми существами, с людьми, вот так скажем, с людьми, которые… Они в силах, в силах… Мы будем обсуждать, откуда эта сила появляется. Но сама благость, она подразумевает людей, которые в силах иметь порядочное поведение. Они в силах решать, принимать какие-то решения и стабильно тех решений придерживается.
00:31:13 За счет чего? За счет стопроцентного использование той самой своей потенции, которая отличает человека от животного. То есть мы должны понимать, что вот это восхождение в саттву. Саттва начинается с знания. Терпения и знания. Вот это два фактора, которые выводят человека в саттву. И когда мы говорим "знание" это означает, что человек начинает использовать свою потенцию разумности. И значит, саттва — это победа идеологии над вожделением.
00:32:02 Вот когда человек, он формирует такую идеологию в своем разуме, которая берет под полный контроль вожделение, вот это и есть абсолютно совершенное использование своей вот этой идеологической потенции. И значит, арии или представителей Варна Ашрама Дхармы, или те, кто… Я не знаю там…Реализовали саттва-гуну, вошли в сатва-гуну это те люди, которые в совершенстве используют свою потенцию разумности.
00:32:44 Теперь совершенно понятно, что, когда вот эта саттва - гуна это не так, что я перепрыгнул в саттва-гуну и вот сразу у меня там: я — это самая такая возвышенная в саттва-гуне личность. Конечно, нет. Любая гуна - она состоит из множества этапов, из множества проявлений. Да?
00:33:08 Например, вот самые яркие представители раджа-гуны, да? Это кшатрии, которые пытаются достичь власти ради того, чтобы наслаждаться ей. Мы можем сказать, что вот этот человек, он имеет вот эту позицию, потому что несколько жизни варился в этом раджасе, всему научился. Да? То есть мы тогда получаем… Что означает? Сейчас мы увидим, да?
00:33:40 Например, кто управляет сейчас государством? Это люди, которые жизни подряд варились в этой страсти. Они знают все вылазки, входы-выходы раджа-гуны. Они хорошо знают, как там всё организовать, чтобы достичь власти и иметь возможность наслаждаться этим миром. То есть каждая гуна… Я хочу вот это сказать, что каждая гуна она имеет, если можно так образно сказать, своих новичков. То есть, конечно, [непонятно] исполнителей. Ну очень образно говоря. Каждая гуна она имеет своих новичков, которые только что вошли в эту гуну и пока ещё не хорошо ориентируется в ней. А что означает это?
00:34:28 Если человек он только что пришел в тама-гуну это означает, что он еще… У него ещё нет такой очень развитой квалификации совершать насилие. У него есть эта склонность. Небольшая. Да? Но каждый раз, когда её нужно применить, у него вот реально уже оказывается не очень большая потенция это насилие совершать.
00:34:52 Когда мы уже имеем дело с представителями таких ярких представителей тама-гуны именно в человеческой форме жизни, ни животной. Ну, животные — это отдельная статья. Я сейчас рассматриваю именно людей. Тогда мы имеем, как это… Диктаторов. Вот это уже те, у кого рука не дрогнет, совершая насилие. Вот это означает, что он, если можно так сказать, долго варился в тамасе и у него есть квалификация в тама-гуне, потому что есть квалификация совершать насилие. Да? Есть какая-то в патологическом количестве выраженная потенция гнева и ненависти.
00:35:40 [Кашляет] Теперь то же самое происходит в Раджа-гуне. Когда человек - он новичок. В раджа-гуне новичок означает у него ещё нет квалификации соперничать. И хотя у него основа - вожделение, да? У него основа - желание наслаждаться этим миром, но у него ещё нет квалификации обретать, достигать больших высот в этой области. Можно сказать так: новичок в раджа-гуне. Так вот, он пришел, вожделение есть, а соперничать ещё не умеет.
00:36:19 Вот когда мы видим вот ярких представителей раджа-гуны у них есть одна психологически ярко выраженная квалификация - квалификация соперничать. Вот когда мы видим, что человек изощрен в этом искусстве, в квалификации соперничать и побеждать в этом соперничестве, это означает, что у этого человека есть большой опыт существования в раджа-гуне. А когда есть вожделение и нет этой квалификации, это означает "всё". Образно говоря, новичок в раджа-гуне.
00:36:57 Точно так же основа саттва-гуна это сотрудничество. И когда мы имеем дело с каким-то живым существом, которое является новичком в этой гуне, мы имеем дело вот с такой личностью, которая хочет, хочет выяснить свои обязанности, но не знает, как их выполнять.
00:37:23 Что означает "не знать, как исполнять свои обязанности"? Это означает: нет квалификации сотрудничества, хотя есть на это решение. То есть решение сотрудничать, но пока нет квалификации это делать. И тогда мы можем видеть, что человек он задает… У него нет этой квалификации. Он задает очень много вопросов, чтобы выяснить свои обязанности, да?
00:37:50 Он старается общаться с людьми, которые утверждены в исполнении своих обязанностей, чтобы научиться вот этой квалификации. Когда проявляются такие характеристики… Это я, ну, как правило, называю… Ну это просто моя терминология — это новички в саттве. А когда мы имеем дело уже и вот с маститыми представителями саттва-гуны это очень, очень развитые брахманы. Это уже означает, что эта личность, она прошла все ступени Варна Ашрама Дхармы.
00:38:23 Потому что Варна Ашрама Дхарма, в отличие от бхакти-йоги это эволюционный путь развития. Это развитие из жизни в жизнь, да? Отход от раджа-гуны исход в саттва-гуну эволюционным путем, то есть из жизни в жизнь, рождаясь обычным человеком. Это мы с вами в дальнейшем будем рассматривать, а сейчас мы должны понимать принцип.
00:38:55 Например, бхакти-йога — это не эволюционный путь развития саттвы. Бхакти-йога… Вайдхи-бхакти… Вот это сейчас важно. Вайдхи-бхакти обладает вот этой силой - привести из тама-гуны в саттву, из раджа-гуны в саттву и сделать это за одну жизнь. За шесть месяцев, за год, то есть очень короткий промежуток времени.
00:39:27 Всё зависит только от интенсивности практики. Чем интенсивнее мы занимаемся практикой бхакти-йоги тем интенсивнее у нас происходят вот эти процессы. Варна Ашрама Дхарма в классическом исполнении, в своем классическом исполнении — это эволюционный путь перехода из раджаса в саттву и создание платформы для перехода из саттвы уже в [непонятно].
00:40:03 Почему не приходит в Кали-югу Варна Ашрама Дхарма? И почему разговор о Варна Ашрама… То есть она не приходит как самостоятельное явление, то есть мы не наблюдаем, что… Дезадева, он выдвинул такую идею, что в Кали-югу живые существа должны прийти и начать заниматься Варна Ашрама Дхарма, стать её участниками и так далее. Почему? Потому что Варна Ашрама Дхарма, то есть саттва-гуна, она требует… Она ставит изначальные условия. Любая в гуна ставит изначальные условия. Что это за условие?
00:40:43 Человек гуну должен выбрать. И Варна Ашрама Дхарму — это общество людей, которые добровольно, осознанно в той или иной жизни приняли важное решение. Добровольно приняли это решение на основе понимания или из тупика, в котором они оказались.
00:41:07 Что же решение? Это вот такое очень, очень важное решение. То есть это вот такое решение, что человек или конкретно живое существо, оно принимает решение вот такое: когда я свободно реализую своё вожделение, я всё время натыкаюсь на ситуации, где я страдаю и для того, что [непонятно]… Вот теперь давай я попробую ещё раз вот этот момент, этот способ подчиниться религиозной доктрине, то есть подчиниться святым писаниям.
00:41:48 Вот это подчинение святым писаниям на самом деле есть и есть вот эта свобода выбора. В Кали-югу рождаются те живые существа, у которых прямо обратный выбор. Это выбор иметь право на свободную реализацию своего вожделение. И поэтому жителям Кали-юги не нравится, не нравится саттва-гуна, да? Обычно люди, они думают, что, если человек просто немножко добрый, немножко терпеливый это означает, что он в саттве. Саттва предполагает религиозное знание, развитие трансцендентного знания. Оно основано на этом знании, да?
00:42:38 Если нет этого знания в основе, можно говорить о компоненте саттвы. Потому что, на самом деле во всех формах три гуны присутствуют, так или иначе. Просто какая-то из них превалирует. Все три гуны присутствуют вплоть до момента освобождения. Да? Мы должны понимать, что вот именно поэтому Варна Ашрама Дхарма она не может сама по себе, как отдельная система, приди в Кали-югу. Потому что жители Кали-юги — это как раз те жители, которые не хотят этой Варна Ашрама Дхармы.
00:43:12 Они не хотят нравственное поведение. Им нужно прямо обратное - право свободно реализовывать своё вожделение. Но когда речь идет о бхакти, бхакти обладает вот этой силой: не ставя никаких условий, но, грубо говоря, просто взять за шкирку, и начинать поднимать живое существо. Начинать поднимать.
00:43:36 Вот когда начинает поднимать, то есть начинает посредством практики бхакти-йоги подниматься, первый, первый уровень реальной реализации… Не теоретические вот эти стишки [не понятно], не формального исполнения бхакти-йоги, а именно вот этой реализации. Первый симптом реализации проявляется в этом: в способности быть членом Варна Ашрама Дхармы.
00:44:11 Причем мы должны понимать, что, когда мы говорим "способность быть членом Варна Ашрама Дхармы", не обязательно речь идет о том, что человек должен быть [не понятно], брахманом, кшатрием, вайшими, шудрой. В Варна Ашрама Дхарму входят и саньяси, потому что саньяси — это неотъемлемая часть культуры Варна Ашрама Дхармы. Да? И значит, посмотрите… Быть правильным обычным представителем общества, быть правильным вот этим торговцем, производителем. Быть правильным администратором, воином. Быть правильным человеком, который развивает духовное знание. И быть правильным, отреченным. Именно правильным.
00:45:02 Мы будем с вами обсуждать именно это, что означает быть вот это всё. Правильным. Вот когда это всё делается правильно, каждый из этих личностей является представителем Варна Ашрама Дхармы. Мы с вами будем стараться на протяжении всех этих лекций говорить об этом. Теперь вот и… Что хотела сказать? Что уже в Бхакти-йоге Варна Ашрама Дхарма она проявляется естественным образом.
00:45:38 Почему? Вот и тогда я слышу, что преданные, они выдвигают такую концепцию, что преданным Варна Ашрама Дхарма не нужна. Преданным в Кали-юге Варна Ашрама Дхарма не нужна. Вот давайте сейчас мы постараемся разобраться, по существу, вообще, о чем идет речь, когда речь идет о Варна Ашрама Дхарме.
00:46:08 Шрила Прабхупада счел необходимым для организации проповеди перевести небольшую брошюру, то есть небольшое произведение Шрилы Рупы Госвами которая состоит всего из двенадцати, тринадцати текстов. Она вам хорошо известна, называется Упадеша Амрита, то есть "Нектар наставлений".
00:46:34 Какая идея выдвигается в этом произведении? И почему Шрила Прабхупада из всего того разнообразия писаний, которые написали наши ачарьи, выбрал именно это произведение? Почему он вот это прокомментировал и перевел именно Упадеша Амриту? Те, кто слышали мой семинар по этому произведению, они уже знают, о каком таинстве, о каком секрете там идет речь. Я не знаю, как её комментируют другие преданные. Я сразу хочу оговориться, я ни с кем в своей проповеди не соперничают. Я не знаю. Я вообще не в курсе, какие преданные что говорят. Я веду просто свою проповедь и всё. Я отвечаю за неё.
00:47:28 Теперь. Вот те, кто слушали вот это семинар по Упадеша Амрите, они уже знают, что я там, лично я объяснила, какой там секрет. Какая самая важная идея Рупы Госвами, которую он выдвигает в этом маленьком произведении. В этом маленьком произведение Рупы Госвами выдвигает таинство, основу прогресса преданных.
00:47:57 Что означает преданные? Или что означает бхакти-йога? Бхакти-йога означает, что мы живые существа, которые поняли, да? Поняли или приняли, или осознали, что мы именно индивидуальные живые существа и что наше конституционное положение это мир духовного разнообразия. Вот эта идея, что конституционное положение живого существа — это индивидуальность, а индивидуальность это означает взаимоотношения, прямо ставит проблему, да?
00:48:44 Прямо ставит проблему, что вот эту природу… Об этом Шрила Прабхупада говорит практически в каждом своем комментарии, когда он объясняет преимущество бхакти перед имперсонализмом. Он о чем говорит? Что бхакти и имперсоналисты одинаково понимают, что этот материальный мир не соответствует их природе не с психологической, не с физической точки зрения.
00:49:07 Но имперсоналисты, они, обсуждая этот мир, рассуждая вокруг него, приходят к одной очень простой идее. Что за идея? Это идея о том… Понимание того, что в этом мире вообще то, что-то не так. Что вот этот мир ни с психологической, не с физиологической точки зрения не совпадает с природой живого существа.
00:49:37 И они, когда рассматривают, они думают: "А что не совпадает? Что является источником страданий? А страданиям моя природа сопротивляется. Откуда рождаются страдания?" Они рождаются из индивидуальности, они рождаются в общении. Они рождаются из контакта одного живого существа с другими, да? Вот в материальном мире это вплоть до того, что, когда два живых существа…
00:50:06 Вы знаете, я не знаю, я вам рассказывала или нет, но я это чувство впервые испытала, когда я здесь, в Армении, делала парикраму. Но у меня был такой период, когда я полностью разуверилась в том, что Кришна меня когда-нибудь пустит во [не понятно]. И тогда я приняла решение… Думаю: "Ну здесь у меня не получается сделать парикраму в Индии, да? По святым местам, то вот я сделаю парикраму в Армении. По святым местам Армии.» Я рассказывала, что тогда мне приснился такой сон, где мне христианский святой… Я так до сих пор и не знаю кто это. Он пришел и сказал, что если ты хочешь встретить Бога в этих церквях, то не посещай действующие церкви. Ходи заброшенные церкви.
00:51:00 Я тогда достала карту Армении "Архитектурные памятники". Искала вот эти руины, которые там, в горах, ещё где-то, ещё где-то. И я вот утром, постясь, выходила, доходила иногда бывало, что я проходила пешком там тридцать километров, шестьдесят километров. Туда, потом обратно. Очень много было приключений на самом деле.
00:51:27 Но вот одно чувство… Зачем это я сейчас вспомнила? Одно чувство я хочу вам передать. Знаете, когда приходишь, скажем, вот в горы… И потом у меня был вот такой случай. Мне надо было пройти три горы, и вот за этими тремя горами, на пике одной из этих гор - руины церкви, которые, если вы увидите, вы даже… Даже нельзя представить вообще, как там эту церковь строили.
00:51:50 Но люди строили и там жили настоящие христиане. Там жили настоящие отшельники. Там ручеек, там есть источник воды. Они построили себе там церковь совершенно непонятным образом и жили там. И вот знаете, когда я проходила… У меня у самой такой менталитет, да? Ты внутри себя думаешь так что… Даже не думаешь, это просто спонтанно у тебя выражается. Что ты идешь по святому делу, по тебе видно, что ты представитель ни раджа-гуны. Что ты очень такой неудачный объект для чувственного наслаждения на самом деле. Тем более, когда идешь такие места, специально одеваешься всё такое, чтобы не привлекать ничье внимание.
00:52:36 Но всё равно знаете, когда вы, скажем, в горах… У меня были такие случаи, когда горы и я с палкой в руке иду, чтобы церковь найти, и вдруг встречаю мужчин, скажем, двое-трое. То пасут коров, ещё что-то или куда-то ходят. Ну, люди. От куда, я знаю. Куда идут? Не знаю. Вы знаете, когда нет государства, да? Между нами, сейчас нет государства, есть просто горы, пустое пространство, безлюдное. Нет вообще людей. Есть я и есть вот эти люди. Знаете, вот тогда сразу входит чувство страха, потому что ты вообще не знаешь, что перед тобой стоящий сейчас, будет намерен делать.
00:53:24 Почему это чувства страха происходит, рождается? Потому что такова структура материального мира. В этом мире мы все на самом деле очень опасные, если над нами нет закона, если нет вот эти… вот эти наши опасные проявления. Сдерживающие факторы государства, законодательства, вот эти военные. Вот этой всей махины нету, тогда мы можем получить просто безобразную картину.
00:53:56 Я отвлеклась и забыла, о чем я говорила. Ну ни чего, сейчас вспомню. Ладно. Видите, как плохо, что я вас сейчас не вижу. Вы бы мне сразу сейчас напомнили. Мысль ушла.
00:54:31 А! Упадишад Амрита. Да! Спасибо! Спасибо большое! Посмотрите, то есть и теперь имперсоналисты они смотрят туда и понимают, что все недостатки, все проблемы живого существа, они для него исходят оттуда. Поэтому они предполагают так: раз все страдания рождаются из индивидуальности, значит сама концепция индивидуальности, она присуща материальному миру. Это порождение материального мира. Да? Я… А вот это, то, что кажется живым, оно находится в противоречии с этим миром. А раз индивидуальность порождает страдания, значит вот то, что есть живое существо, то, что есть душа и всё такое, оно не имеет индивидуальности.
00:55:20 То есть надо уничтожить индивидуальность, чтобы источник… А это - уничтожить очаг страдания. Бхакты, они говорят, наоборот. Они говорят: ни один компонент вечного нельзя уничтожить. И мы видим, что вот эта характеристика всего живого - это как раз индивидуальность. Всё, что живое, обладает индивидуальностью. Да? И оно имеет какие-то свои проявления. Сейчас мы не будем давать и в психологические вкладки входить. А чем я хочу сейчас сказать? Что, на самом деле, прежде чем реализовывать, прежде чем.... Для того, чтобы мы поняли, что преданные не могут, на самом деле, перейти, превзойти, перепрыгнуть, вот это формирование Варна Ашрама Дхармы.
00:56:08 Мы должны, если мы правильно понимаем Упадишам Амриту, мы поймем, насколько невозможно общество преданных без Варна Ашрама Дхармы. Да? Почему? В Упадашам Амрите Рупа Госвами выдвигает очень важную идею. Идея звучит такая, что в отличие от имперсоналистов, для которых основы их прогресса — это одиночество, то есть отречение, да? Основа духовного прогресса персоналистов — это общение. Вот пока мы это не поймем, пероналистами мы не станем. Мы не будем имперсоналистами, пока мы не поймем, что рычаг духовного развития преданных — это общение.
00:57:08 И как там говорит Рупа Госвами? Что за систему он предлагает? Он говорит: "Один раз произнес имя Кришны – это чистый лист. У него нет больше не прошлого, не материального существования. У него ничего нет. Это чистый лист, получивший новый шанс взаимоотношений". Да?
00:57:31 Каких взаимоотношений? Взаимоотношений пять. И все эти пять взаимоотношений регулируются Варна Ашрама Дхармой. Понимаете? Потому что, если мы будем брать, просто вот это уже трансендент. В трансценденте разнообразие, вот этот персонализм, обеспечивается за счет расы, а я свою расу, пока я обусловлена, знать не могу.
00:58:05 И значит, вот это промежуточное положение между отрывом от раджа-гуны и достижением трансцендентного уровня реализации расы, то есть входа вот в этот мир вечного разнообразия, вот этот промежуток он, сказать формирует, сказать, регулируется принципами Варна Ашрама Дхармы. То есть вот это… Вход в Варна Ашрама Дхарму — это начинающий трансцентдент.
00:58:41 Что означает вход в Варна Ашрама Дхарму? Вход в Варна Ашрама Дхарму означает, что вот я прекращаю это соперничество, вражду. Хочу войти, а цель – любовь. Так? Но как это можно вот так сразу и в любовь. Сначала нужно для любви нужно, чтобы мы восстановили свою способность сотрудничать. То есть какие-то изначальные установки для того, чтобы вот это восхождение, духовный прогресс начался бы.
00:59:11 Когда мы эти установки принимаем, мы входим в саттву. Вот это, хоть меня режьте. Саттва — это Варна Ашрама Дхарма. Представители саттва-гуны они образуют Варна Ашрама Дхарму. И поэтому Шрила Прабхупада так хотел, чтобы в наши организации была введена Варна Ашрама Дхарма. Нет, не введена, а чтобы она родилась. Потому что она не вводится. Варна Ашрама Дхарма рождается.
00:59:48 Значит, когда у нас в обществе будет… Я всегда говорила, лично я просто думаю, что вот нашей организации немножко в этом смысле немножко не повезло, потому что вот это… Как стоит только вот… Преданные, они немножко поднимают голову, и начинаются вот какие-то эти позитивные процессы, где появляются какие-то преданные, которые уже жизнь прожили в Сознание Кришны, у которых опыт, у которых не знаю, что… Обязательно случается какая-то, какая-то катавасия, где все эти преданные скопом начинают падать. И у нас пока ещё не было ни одного… Здоровой смены поколения, чтобы одни преданные отдали бы свои достижения вот этим ново-идущим преданным и шли.
01:00:32 У нас пока есть такая система: преданные, они пробуют как-то реализовать вот эти концепции Шрила Прабхупады. Они на этом этапе… Мы, мы все допускаем какие-то ошибки. Шрила Прабхупада и Кришна бывают вынуждены скорректировать нас. У нас начинаются реакции. Мы начинаем терять какие-то достижения, и в конечном итоге нам оказывается ничего передать.
01:00:57 Вот сейчас, сейчас, вот в эту секунду ситуация близка к… Она подходит к этому, когда вот есть, уже сформировалась как какая-то традиция. Да? Сейчас ачарьи скажут, оценят эту традицию, она им понравится или нет. И не дай Бог, если эта традиция не нравится, потому что она противоречит принципам вайшнавизма, то начнется опять та же самая процедура. Вот теперь этих снимать, приводить новых. Эти пока наберутся опыта. Теперь опять какие-то ошибки и не знаю, что... И постоянно кругами крутимся в этом.
01:01:39 Вот поэтому у нас не формируется Варна Ашрама Дхарма. Но если мы сможем гладко, спокойно, без оскорблений, без всяких вот этих эксцессов, честно, нормально хотя бы два поколения преданных - одним передавать своё духовное развитие другим, мы получим вот это… Вот эту Варна Ашрама Дхарму, которая автоматически сформируется. То есть общество людей в саттве. Не одиночек в саттве, которых не хватает на всех, а общество людей в саттве, которые… Они уже будут в состоянии принимать новичков, и делать их полноценными членами общества сотрудничества.
01:02:29 На самом деле мы можем понимать, что, когда Шрила Прабхупада, он хотел Варна Ашрама Дхарму, он на самом деле сказал нам: "Это является вашим лакмусом. Если в обществе ИСККОН сформируется Варна Ашрама Дхарма, это означает: будут решены вопросы экономического процветания, материального счастья и духовного прогресса. То есть пятьдесят на пятьдесят. То есть минимальная платформа нашей организации будет: любой, кто сюда пришел, развивает экономическое развитие, материальное счастье. И уже вот она… Вот эту психологию мы должны понять, что человек, он отрекается из двух побуждений. Да?
01:03:21 Первое — это он философски оценил, отрекся. Таких очень мало. И второе - намерение Кришны… Я об этом много говорила. И вот для того, чтобы мы поняли необходимость... Не то чтобы необходимость, а неизбежность существования в Варна Ашрама Дхарме, мы должны будем это понять, что изначально - намерение Кришны… И я это буду повторять сотни тысяч раз, изначальное намерение Кришны - восстановить наши хорошие отношения с ним и с другими живыми существами осуществляется в рамках Варна Ашрама Дхармы, где он преследует одну цель - восстановить наше доверие к нему.
01:04:09 То есть, что это означает? Я пришел в сознание Кришны. Я обусловлен. Это означает я мотивирован. Да? Это означает: у меня есть какие-то материальные желания, исполнение которых… На исполнение которых я рассчитываю. Вот когда Кришна исполняет мои материальные желания, это и есть Варна Ашрама Дхарма. Да? Чего он добивается в Варна Ашрама Дхарме? Чтобы мы чувствовали себя счастливыми. Вот когда мы чувствуем себя счастливыми… При чем это очень важно, да? Посмотрите сама система Варна Ашрама Дхармы… Об этом мы будем говорить уже завтра утром. Сама система Варна Ашрама Дхармы - эта система взаимовыручки. Взаимовыручки, то есть сотрудничества.
01:04:59 И тогда… Мы утром сказали сегодня, что эта система, где нет высокомерных и униженных. Вот когда есть высокомерные и униженные, как только вы входите в это общество, вы развиваете либо это чувство, либо, то и это означает, в этом обществе процветает раджа-гуна. Симптомы саттва-гуны — это отсутствие униженных и высокомерных. Вот это симптом, что присутствует саттва-гуна.
01:05:34 И поэтому совершенно понятно, что зеркалом общества ИСККОН, на самом деле, это вот уже такой весомый результат в нашем обществе. Нет, такой общественный результат нашего общества — это осуществление принципов Варна Ашрамы. Потому что Варна Ашрама Дхарма — это общество общественно-активных людей. Я всегда говорила и буду говорить: ни одно государство, ни одно общество не будет принимать преданных, если преданные не имеют социально-общественной активности.
01:06:21 Если мы оказываемся просто обществом, которое создает отреченных людей, и которое, принимая последователей, делает их социально не пригодными, это прямо для государства любого, это прямой сигнал — это опасное явление, которое уводит молодых, да? И без того дефицит. И значит, общество взамен ничего не получает.
01:06:51 Когда Шрила Прабхупада говорил о том, что он хотел, чтобы была Варна Ашрама Дхарма, это означает, что он хотел, чтобы лицо ИСККОН было вот это: порядочные люди, имеющие социально-общественную направленность. Да? То есть качественно отличающееся от представителей Кали-юги.
01:07:16 Так взаимодействуют между собой чистые люди, да? Вот это и есть Варна Ашрама Дхарма. И против Варна Ашрама Дхармы выступают только те личности, которые воспринимают её как кастовую систему, а на самом деле Варна Ашрама Дхарма — это система людей, которые уже вошли в саттву и её развивают.
01:07:44 Вот как она выражается у различных слоев? Как эта, по-нашему дарма устроена? И что это такое? Вот это мы уже будем с вами обсуждать с завтрашнего утра. Сейчас, как вы заметили, я потратила время на то, чтобы разъяснить неизбежность присутствия Варна Ашрама Дхармы, если есть духовный прогресс. Потому что духовный прогресс - он происходит поэтапно.
01:08:14 Духовный прогресс — это процесс поэтапного… Лошадь, что делает, когда ей уздечку завязывают? Что делают? Поэтапного укрощения вожделения, да? И Шива Рупа Госвами он говорит, что, когда человек один раз повторил имя Кришны, он чистый лист. Да? Духовный прогресс преданного обеспечивается за счет общения, да?
01:08:47 И вот как это общение организуется мы это будем... Мы понимаем, что, когда говорится уже об организации этого нового вида общения, это и есть минимум общения в саттва-гуне. Да? И когда [ачарье бакте винод] говорит, что [сатана бакти] это значит тело Варна Ашрама Дхарме, а ум с Кришной. Да? Такому калибра личности как он, нельзя сказать: он ничего не понимает, я понимаю лучше. Чайтанья принес вот систему, где Варна Ашрама Дхарма не нужна.
01:09:32 Оба. Нет, многие. Все ачарии, на самом деле, Шрила Прабхупада в том числе, хотели, чтобы была Варна Ашрама Дхарма. Не кастовая система. Вот я сейчас столько трачу сил для того, чтобы мы осознали вот эту тонкость, что Варна Ашрама Дхарма — это не кастовая система высокомерных и униженных, а Варна Ашрама Дхарма — это взаимоотношение сотрудничества. Взаимоотношение взаимовыручки нравственных людей.
01:10:07 Нравственность в саттве заключается как раз вот в этой способности, в этой готовности иметь взаимодействие. Во взаимовыручке и в материальных, и в духовных вопросах. И как это уже детально делается мы с вами начнем рассматривать с завтрашнего дня.