Синергия

Краснодар - 01 января 2010
Понятие синергии. Примеры синергии в природе. Три класса людей по отношению к различиям. Живой пример поиска синергии в отношениях. Седьмой навык – «заточите пилу». Направления затачивания: физически, эмоционально, интеллектуально. Зачем человеку в жизни принципы? Настройка ситуации материального мира, через собственный внутренний мир.
лекция для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:54:10 | качество: mp3 64kB/s 52 Mb | прослушано: 501 | скачано: 785 | избрано: 33
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Добрый день, мы продолжаем. Сегодня последняя наша встреча. Последняя в этот раз, да. Вчера мы обсуждали четвертую, пятую привычку. Они взаимосвязаны и очень хорошо, что мы их в один день разобрали, об этом поговорили и последний навык, он говорил о важности слушания, что мы должны уметь слушать, чтобы быть эффективными во взаимоотношениях. Возникает вопрос почему же мы не умеем слушать, если такие перспективы радужные открываются при владении этим навыком. Почему мы не умеем слушать?

00:00:42 Отчасти это связано со страхом, потому что когда ты сначала предлагаешь, хочешь выслушать другого человека, понять его, а потом уже быть понятым. Если мы к этому серьезно отнесемся, то у нас может возникнуть некоторый внутренний страх, потому что здесь есть риск подставить себя влиянию другого человека - это страшно. Почему? Потому что в большинстве случаев мы живем вот в этой оборонительной позиции. Оборонительная позиция не дает, не дает нам открытся мнению другого человека, его внутреннему миру, понимаете? Когда мы начинаем говорить: а ты то, что ты хочешь? То здесь говорится, сначала нужно понять другого, а потом быть понятым. А мы привыкли действовать таким образом, чтобы сами быть понятыми сначала. И когда мы подставляем себя влиянию в этом есть риск и на самом деле только сильный человек способен на это. Почему мы вначале говорили, что четвертая, пятая и шестая привычка и вот эти навыки все, они могут быть доступны и усвоены и применятся лишь теми людьми, которые три первых привычки усвоили, когда у человека есть принципы, когда он овладел собой, когда у него есть сильный внутренний стержень, тогда естественным образом он способен, квалифицирован, чтобы быть высокоеффективным во взаимоотношениях. Вот. И почему мы часто отгораживаемся от других, потому что мы не уверены.

00:02:27 Вот сегодня был у меня один человек, разговор с одним очень близким мне человеком. Очень важное нам дело, очень важная, красивая какая-то перспектива открывается и этот человек сказал: Ну я от нее отказался. Почему? Ну учасники, другие компанйоны этого дела они не очень чисты в привычках и если я с ними буду рядом, буду общаться, мне придется с ними сблизится и это означает, что мне возможно придется разделить с ними их ценности и они предложат мне это и это меня очень беспокоит. Я его понял. Я его понял. Но в действительности, и тут же я ему сказал: Но в итоге хорошо было бы, если бы ты стал настолько сильным, чтобы они в хорошем смысле заразились твоими ценностями и привычками. В хорошем смысле заразились, понимаете. Потому что в конце концов настроение - это такая вот непередаваемая вещь, это тонкая очень вещь. Человек просто живет в определённом настроении и люди это чувствуют.

00:03:32 Вот представте себе человека, который живет с постоянными претензиями к другим, вот постоянно у него какие-то претензии, постоянно недовольство. Он даже может ничего не говорить и мы уже это чувствуем. И мы чувствуем как то там, каждый старается как - то от него подальше, бывает такое. Или, допустим есть люди, живут в таком настроении вечного неудачника и вот они тоже ничего не делают, но когда вот, замечали, что подходишь к такому человеку, хочется вот как-то его, а он прямо вызвает такое негативное к себе отношение, что кто-то может и обидеть его и, как знаете, мне одна женщина говорила про свою близкую подругу. У нее говорит лицо, как она сказала, собаки, которую все время пинают. Знаете, вот есть такие животные. И вот она говорит, у нее все время такое лицо. такое вот у нее было сравнение интересное, понимаете. То есть это просто тонкая вещь, совершенно. И также человек, который настроен на сотрудничество при этом имеет какую-то внутреннюю такую серьезную прочную платформу, он тоже может вызывать определённую реакцию и эта реакция будет позитивная, то есть нам захочется иметь с ним дело. Внешний вид, какие - то тонкие вещи, лицо, все это является уже каким - то таким внешним выражением внутреннего настроения с которым человек живет. Есть люди чувствителные к этим вещам.

00:05:06 Сегодня мы обсуждаем шестой принцип. И сейчас мы обсудим его. Принцип называется Синергия. В русском языке, наверное, нету аналога этому слову чтобы какое-то ещё слово можно было бы подобрать другое, синонимичное, но Си-нергия, означает обьединение, синтез энергий, обьединение энергий, совокупность некоторая. Суть этого принципа, или этой привычки она обозначена в неком принципе, что целое больше суммы его частей. Как это понять? Целое больше суммы его частей. Ну, скажем, если мы обьединяем между собой некоторые какие - то элементы, это может быть комбинация элементов, просто комбинация элементов. Но если эти элементы начинают взаимодействовать друг с другом, то в результате этого взаимодействия обретается нечто третье - то, что при соединении этих двух, допустим элементов, оно даже не предполагалось, понимаете. То есть они обьединившись, взаимодействуют и они некий продукт такой уже выдают, который превосходит их просто сумму. Целое больше сумы его частей. Вот. И мы можем обнаружить принцип этой синергии, его проявления в природе сплошь и рядом. Тоесть мы можем много видеть различных примеров. Собственно говоря синергия - это вершина взаимодействия различных энергий, вершина еффективности. Я приведу некоторые примеры. Скажем, если Вы трете одну деревяшку об другую, это что такое? Дерево - это состояние твердой материи. Вы их трёте, но там внутри есть огонь и при взаимодеиствии вот таким образом двух этих элементов появляется огонь, который сначала не был у нас, мы не могли им воспользоватся. А с огнём можно сделать все, что угодно. Он обладает совершенно иным свойством, чем твердая материя. Это - тепловая энергия.

00:07:40 И другой пример. Пример синергии очень красивый, яркий. Вы видели как дикие гуси летят на юг? Как они летят? Клином. Это V - образная такая фигура, которую они делают и впереди летит вожак. Впереди летит вожак и интересно что гуси, уже ученые это доказали, что они в 71 раз летят быстрее, достигают цели, если бы они летели бы врозь. В 71 раз. Почему? Потому что сопротивление воздуха, которое они ощущают во время оно при помощи вот этих вот, каких то вот манипуляций с крыльями оно в значительной степени уменьшается. Они в значительной степени уменьшаются за счет этих взмахов крыльев и в основном вся нагрузка ложиться на лидера и в определённый момент лидер устает и стает в самый хвост в одну из ветвей этой вот V - буквы, английская или латинская. Он стает в конец и предыдущая птица занимает его место и потом все остальные птицы они подбадривают её криками. Когда они кричат - это элемент эмоциональной поддержки. Потом эта птица стает назад, но лидер всё равно своё положение как-то сохраняет, но формально какая - то птица впереди всегда находится. Если какая - то из этих диких гусей, какая - то из птиц испытывает какие - то трудности, к примеру её подстрелили или она заболела, она опускается на землю, но обязательно с ней идут ещё две и они создают тоже такой маленький клин. И он ждут её до тех пор пока она не поправится или не умрёт, они сохраняют близость с ней. Потом они присоединяются либо к другой стае, либо образуют свою и они снова летят вот с этой стаей. Вот такой вот это пример синергии, когда один это не то, что много, понимаете. И в результате того, что 2, 3 , 4 обьединяются между собой то до самой бесконечности может быть эффект.

00:10:17 То есть синергия означает один плюс один не равно двум. Один плюс один равно трем. Один плюс один может быть равно пяти. Один плюс один равно десяти и так далее. Неизвестно чему. [вопрос из зала]. Ну не знаю, не знаю что сказать. [неразборчиво из зала]. Хорошо, спасибо. Другие примеры синергии. Буквы обьединяються в слова, а за словами стоит определённый смысл, который не стоял за каждой отдельной буквой. Слова могут соединится в предложения и в этом уже может быть какая - то большая идея в предложениях, текстах и так далее, но он состоит из букв, понимаете. Или музыка состоит из различных нот и есть комбинации некоторых нот, которые по отдельности звучат как одни ноты, но в соединении они звучать как другая нота, в соединениях определённых. Кирпичи собираются в дом, люди в команду. Хороший пример синергии это оркестр. То есть поврозь звучит скрипка, барабан, например, какой - то любой другой инструмент, это хорошо, но когда они соединяются вместе создается полифонический эффект и может создаться гармония определённая музыки очень красивой. Это тоже пример синергии. Много капель вместе образуют большой водоем, в котором можно плавать и там целый мир, океан. это уже не просто сумма капель, а какое то новое качество. Это целая новая жизнь. или, скажем пример с энергией в строительстве .

00:12:40 Допустим балка 5 на 10 может 250, к примеру килограмм выдерживать давления, но когда их соединяют вместе то получается не 500 килограмм, а 825. А если их как то там между собой скрепляют, и в зависимости как они просто рядом или скрепляют, то давление может выдерживаться гараздо больше. То есть там 3 балки - уже 2 с половиной тонны, например, какие то несущие такие конструкции. Почему, потому что есть вот в этом всем элемент и вот этот элемент может использоваться нами в практической жизни в сфере отношений. В природе он сплошь и рядом имеет место быть. Зачастую люди не могут этим пользоваться. Скажем мужчина и женщина обьединяються в семью и так сказать, в союз, они могут создать детей, у них появляются дети. И дети способны также к репродукции, к воспроизводству, понимаете. То есть энергия здесь проявляется очень удивительно. Два разных совершенно человека. У них есть разные тела и разная психика, они обьединившись вместе создают некую гармонию, хотя он разные. Таким образом принципом или ключевой такой парадигмой этого навыка является способность ценить различия. Ценить различия - это главная идея. Когда люди способны ценить различия, то они способны создавать третью альтернативу, которая является не моим решением, ни условно говоря, твоим, а каким то третим решением, которое превосходит наши ожидания. Еще очень важной парадигмой, которая лежит в основе этого принципа является идея о том, что деятельность в сотрудничестве может занимать больше времени, но она приносит лучшие долгосрочные результаты. То есть это означает, что те результаты, которые мы можем получить, действуя в команде, причём в команде все разные люди, это намного эффективнее чем мы действуем по одному, даже если мы очень квалифицированы. Если мы обьединяемся в команду мы можем получить превосходящие результаты. Отчасти это проблема многих руководителей, они говорят: я чувству, что мое предприятие сейчас находится в кризисе или я не вижу выхода из какой - то ситуации и когда ты начинаешь общаться с теми кто окружает этого руководителя, выясняется что они все думают одинаково. Потому что руководитель говорит, здесь моя позиция самая важная. И он зачастую просто транслирует своё мнение, а другие его поддерживают, они думают ну что спорить с руководителем, я просто буду выполнять его распоряжения и в этом, собственно говоря, моя работа и состоит. И тогда нету развития. Сами мы иногда враги нашему развитию потому что мы не очень внимательны к чужому мнению. Вот здесь даже речь идет не о том, чтобы быть к нему слишком внимательным и уважительным, а речь идет о том, что это мнение может дополнить мои возможности, понимаете. То есть это означает, нужно ценить чужое мнение и использовать его.

00:16:27 Есть люди, всех людей можно поделить на три уровня, три класса по отношению к различиям. Первая - это те, кто не терпят различий и вы таких людей тоже можете видеть, они говорят: вот люди вот эти делаю неправильно, здесь все неправильно. Неправильно одеваются, неправильно говорят, стиль неправильный, культура неправильная, неправильная религия. То есть религия только одна существует правильная, а другие все неправильные. То есть, вот такая может быть позиция. Моя позиция единственная верная. Это такое, знаете, сектантское мышление, очень узкое. Оно ограничивает, никакого инакомыслия не должно быть. Помните, как одно время пытались всех нас под одно подмести и это закончилось так, как оно и должно было закончится, потому что через определённое время всё это разрушается. Это в разных периодах человеческой истории происходит, все должны носить одинаковую одежду цвета хаки должны носить одежду. Все должны быть похожы друг на друга и кажется, что в этом есть какой - то элемент безопасности. Часто люди считают, что в различиях есть опасность. Карл Маркс так или иначе эту идею продвигал, он говорил, что есть богатый есть бедный - вот причина проблем, есть слабый, а есть сильный - давайте всех уравняем. А если кто - то не захочет мы их уничтожим. То есть они будут мешать прогрессу потому что следующая стадия прогресса это некое равенство такое всех. Но само по себе неравенство оно уже заложено в природе. почему. Оно заложено исходя из того, что все различны, понимаете. Мы все разные. И идея состоит не в том, чтобы всех сделать одинаковыми, а идея состоит в том, вот эта основная идея этого принципа, чтобы создать такую атмосферу, где бы человек мог расслабится, отложить в сторону оборонительную позицию и проявить себя в полной степени, понимаете. В позитивной степени. Это самая главная идея вот этого навыка. Что мешает? Мешает оборонительная позиция. Скажем, если человек чувствует, что ему что - то угрожает, он не может раскрыться. То есть он не может проявить все способности и таланты. которые в нем есть. Это везде проявляется, в любой сфере, вы можете это увидеть везде. Вот этот психологический принцип, он пронизывет всё. К примеру, мать говорит, что мой ребенок, условно говоря, не коей, ну какой - то, ох ну что ты будешь делать. Ну как ты вот такой у меня уродился. Что её заставляет? Он не такой как я. понимаете, не такой как я. То есть он не оправдал моих ожиданий, означает, что он не такая как я. Но и что происходит? Ребенок может подстроиться под маму, да? Подстроиться, как - то попытаться как - то удовлетворить её, да. ублажить её таким образом. В отношениях, если допустим люди взрослые, они в большей зависимости. В семье принцип такой оборонительной позиции как может проявиться - человек либо активно против, он спорит, он ссориться, доказывает свое. Вот эта борьба, на это может уйти много очень сил. Суть этого навыка состоит в том, что вместо того, чтобы тратить силы на борьбу мы должны их направить на созидание, понимаете. Это требует определённой зрелости внутренней.

00:20:02 Фактически это требует усвоения предыдущих принципов. Этот принцип является вершиной, это уже некий результат, понимаете. Некий результат того, что человек много времени проводит и много сил тратит по обретению предыдущих всех навыков, если у него есть усвоенные три навыка и он культивирует навык работы в духе выигрыш - выигрыш, мышления в духе выигрыш - выигрыш и умеет сначала понимать, а потом быть понятым, вот этот навык развивает, вот тогда эта синергия приходит. Это некий феномен, даже, я бы сказал. И говорить об этом, приводить какие - то примеры достаточно сложно, потому что зачастую, если мы будем дописывать, к примеру, в учебниках говориться о некоторых примерах, которые автор, в жизни его произошли. Ну что это такое? Какие он примеры приводит. Ну, скажем, он рассказывает, что мы собрались там какой - то организацией и в этой организации не было какого - то единого мнения, все друг с другом спорили, кто - то не участвовал, какая - то политика была, кто - то в этой политике не участвовал и потом кто - то сказал давайте просто все выскажем своё мнение и просто это мнение запишем, как - то обозначим и люди стали говорить и по мере того как они стали говорить, что - то произошло в настроении, понимаете, и они расслабились, они стали излагать свои идеи и потом в ходе этих идей что - то образовалось. удивительное, которое всех удовлетворяло и даже более того, превзошло все их ожидания, но это был уже какой то продукт именно настроения, деятельности, общения. Вот определённое настроение, когда ты можешь говорить всё что ты хочешь и мы тебя поймем и никто не против. Да, вот фактически, что мешает этой синергии, как можно нарисовать, тое есть некие сдерживающие такие силы (рисует) конкуренция, соперничество и есть силы поддерживающие, позитивные силы и в зависимости от того вот, как это противоборство протекает, если сил больше сдерживающих таких вот, энергий больше воздерживающихся, то соответственно, мы не можем проявить. То есть вот эта способность к синергии она уже есть у нас везде, мы видим её в природе, но в человеческих отношениях она достигается очень трудно, почему? Не умеем общается, не умеем понимать друг других, не чувствительны, не уважительны. Как только мы проявляем уважение к человеку, он сразу, тут же проявляет свои лучшие качества, а они есть в каждом, понимаете. То есть нет таких людей, которые бы не обладали уникальной, неповторимой способностью видеть мир, какими то неповторимыми своими талантами, особенностями. Идея в том, чтоб он просто раскрылся. Нам кажется, что совершенством будет сделать человека таким, как я. Ну вот я, допустим много знаю, и я всех пытаюсь обучать, чтоб они все стали такими как я и мне кажется. У меня же что - то получилось, как вот вчера я приводил пример с этими очками, да. Человек пришел к окулисту, и он ему говорит, ну вот плохо видишь, на тебе очки. Человек одел очки и говорит: А я в них вообще ничего не вижу. Как ты не видишь. Я тебе говорю, я очки эти уже 10 лет ношу, я тебе свои собственные очки отдаю. Ты представляешь как это, я просто тебе подарок от души. Он говорит: Но в ваших очках я ничего не вижу. То есть мы диагноз не поставили. А потом он в этих очках говорит: нет, я все- таки не принимаю этот подарок. - Нет да ты неблагодарный, вообще, человек, да, понимаете. То есть идея в том, чтобы мы раскрывались. И чем меньше вот этих вот сдерживающих сил, тем больше может быть проявление тех сил, которые способствуют раскрытию внутреннего потенциала.

00:24:23 Я сегодня хотел, чтобы мы провели некоторые упражнения вместе, но сначала я хотел рассказать как уже механизм достижения этой синергии. Да, второй, третий. Да, первый тип людей, которые не терпят различий. Второй тип людей, которые допускают различия. Безусловно - это более развитые люди, безусловно. То есть они допускают различия, это означает, что они независимы, и они говорят: У тебя может быть своё мнение, у меня есть своё мнение, ты можешь делать свои дела, я делаю свои дела, ты главное не мешай мне, я не буду мешать тебе, понимаете. Ты можешь иметь свои какие то ценности, я не против. Если первая категория - это люди, которые против: сектанты, группировки антисоциальные, банды, это те люди, которые против. Тоталитарные секты, да. Невежество. Невежество является такой энергией, которая удерживает человека в таком сознании, понимаете. Это невежество. Значит, вторая категория - это более развитые люди, они допускают существование различий, но они не способны в позитивном ключе их использовать, понимаете. Они не способны благо, какое то для себя извлечь, в этом проблема. То есть, они терпимы, они позитивно настроены но у них есть некоторая отчужденность и они полагаются больше на свои силы и так далее. Это более высокие люди. Есть те люди, которые ценят различия. Ценят различия и они жадно ищут новых идей. Это способность человека, который способен, собственно говоря, делать какие то новаторские открытия в той или иной сфере. Скажем, известный физик Никс Бор он так говорил, когда ему приносили какие то открытия. Молодой ученый приносил ему открытие, говорил: вот, познакомьтесь, пожалуйста, у меня есть новая идея. Он говорил: А достаточно ли она безумна, чтобы я тратил на это время, понимаете. То есть, новая идея должна быть безумной, понимаете. То есть все открытия, которые были сделаны, вот сейчас любят там рассказывать вот Леонардо да Винчи открыл корда – то там то или иное изобретение у него было уже в те годы, он уже это открыл. То есть все эти открытия были сделаны, зачастую, раньше людьми, но потом, сначала говорили: Да этого просто быть не может, потом они говорили в этом что-то есть , а потом они говорили: а кто ж этого не знает, это уже позже происходило.

00:27:23 То есть таким образом это тоже такое, некое настроение изобилия, на самом деле, это тоже некий менталитет изобилия. Помните, раньше у нас были круглые диски или пластинки, их называли, огромные такие пластинки и казалось что так будет всегда, потом кто – то изобрел маленькие такие пластинки и казалось, ну вот оно в совершенстве, ну куда уже? Потом раз и изобрели маленькие диски, а потом изобрели мп3 вот эти. Когда они появились я вообще удивлялся как можно скачать на один диск так много информации и не нужно иметь так много дисков. Да, вот ты на один диск можешь и что один диск может играть целые сутки, без вопросов. Потом появились какие –то флешки, диски такие, все что угодно, понимаете. То есть кто – то в настроении изобилия он делает все новые и новые открытия то, что у другого человека, он скажет, это невозможно, понимаете. То есть, любое открытия в любой сфере. Музыка, что есть, конечно, классика, но в, то же время есть какие – то новые изобретения в музыке там, я не знаю, в архитектуре может быть там, в технологиях различных, вот эти все медиатехнологии, сейчас каждый год почти все что – то новое и новое придумывают. В медицине чудеса безусловно. То есть мы видим что это какое – то особое настроение людей может привести к таким вот удивительным вещам. В каком то смысле синергия – это тоже плод. Плод развития, плод плодотворной внутренней, позитивной работы, когда человек работает очень много именно над собой, действуют круги влияния, вырабатывая первые навыки, визуализируя своё будущее, понимая свои цели и дисциплинирован в планировании своей жизни, он здесь ещё есть, понимаете, синергия проявляется, в сфере отношений и поэтому здесь очень важны вот эти 4-я и 5-я привычка. Мышление в духе *я выиграю – ты выиграешь* и желание понять, сначала, а потом быть понятым. И так я хотел ещё такую важную очень вещь сказать, по – поводу предыдущей привычки. [вопрос из зала]. Да, это плод уже, определённый плод, результат. И так. Что мешает синергии, что мешает синергии. Первое – невежество, мы сказали, да. Невежество мешает синергии. То есть я не знаю что думают, что чувствуют другие, как они понимают мир и меня, в общем – то это и не интересует, зачастую, это вот, это невежество. Просто незнание. Еще то что мешает, как ни странно, синергии - это некая принадлежность. В психологии тоже популярный такой термин – принадлежность, причастность.

00:30:37 Допустим, я принадлежу какой – то системе, если я очень лоялен в системе этой, например я русский человек, родился в России, вырос в России – это определённая принадлежность и тогда мне может быть то, что не очень русское, мне может показаться чужеродным и мне неподходящим, я могу просто не понять этого. Допустим, какая- то традиция или культура, она может показаться. Ну и предубеждения. Так или иначе, это все различные виды, некоего невежества, предубеждения. Ну предубеждения могут быть сформированы нашими родителями с самого раннего детства, что человек, который другой, он не должен быть рядом с нами, мы не можем с ним взаимодействовать. Он даже опасен. Это некий страх. Понимаете, здесь есть такой интересный момент, вот, лояльность к различным системам, ну вот я вот сейчас отвлекусь чуть – чуть, я просто хочу объяснить. Лояльность к системе играет роль, как вам объяснить, она во-первых эту систему сохраняет, а во – вторых она сохраняет самого индивидуума. Ну вот скажем, если мы с Сергеем, дети – подростки и Сергей говорит мне: пойдем погуляем в соседний двор, а я говорю: нет не пойду. А почему: мама мне не разрешает, понимаете. То есть она защищает, система и поэтому с детства человек привыкает к системе и потом, когда он вырастает он тоже лояльность к этой системе испытывает. К родительской системе, системе родовой, государственной и так далее. И потом, когда влияние какое – то с одной стороны система защищает. С другой стороны она и ограничивает. Потом если есть какое – то влияние, допустим мне друг говорит: Пойдем вот, я знаю представителей какой – традиции, допустим духовной, интересно послушать что они рассказывают. Нет, не могу. Почему? Ну, я же вот в такой стране родился, а это, похоже, традиция другой страны, то есть она ограничивает. Система защищает, но на каком – то этапе человек должен выйти, то есть, сохранив некое уважение, человек должен повзрослеть и он выходит за рамки этой системы, вот. Это необходимый результат.

00:33:13 Хочу вам на эту тему прочитать такую притчу, небольшую, называется «Внутренний холод». Шесть человек, застигнутых в пути морозом. У каждого был посох. И так начнем рассказ. Костер весь догорел, но первый путник отказался отдать свой посох, потому что среди лиц вокруг костра увидел черное лицо. Другой всех оглядел и понял: они не из его прихода и не отдал свой посох для костра. А третий лишь запутался в свои лохмотья. Как может он отдать свой посох, если рядом сидит богач? Богач же думал о своем богатстве, о том как сохранить то, что отнял он у бедняков. Костер потух, и озарилось местью черного лицо, ведь его посох мог спасти всех этих белых. Последний из несчастных привык давать лишь тем, кто в обмен был готов играть лишь в его игры. С тех пор их посохи, что смерть взяла холодною рукой стали свидетельством человеческих грехов. Они умерли не от стужи, а от холода внутри. Это такая притча – иллюстрация. Теперь, как достигается синергия. Уже некий такой рациональный план, чтоб мы могли практиковаться в этом навыке в нашей жизни. Не смотря на то, что это феномен, но у нас должна быть какая то рациональная программа как её достичь. И так, первое – определяем проблему или возможность как хотите. Потому что проблема – это всегда ещё и возможность, то есть мне например хочется что – то получить, это возможность, но можно сказать что это проблема. Как посмотреть. И что вы делаете сначала? Вот какие мнения будут? Ну скажем, условно говоря, проблема во взаимоотношениях, то есть один хочет одного, а другой хочет другого, что вы делаете сначала, исходя из материал, усвоенного на предыдущих занятиях? Совершенно верно. Мы пытаемся сначала понять их путь. То есть мы говорим: Изложите вашу позицию. Изложите ваше мнение. Что вы хотите. Я хочу вас понять. И что мы делаем дальше. [ответ из зала]. Ну перед этим, исходя из предыдущего навыка. [овет из зала]. Ну, сначала, мы предлагаем им изложить их позицию, они излагают, мы что делаем?

00:36:43 Внимательно слушаем и пытаемся их понять и показываем, что мы их понимаем. И в тот момент, когда мы их понимаем, когда они почувствовали, когда они поняли, что мы их понимаем и не просто поняли интеллектуально, потому что я могу просто повторить, они в сердце почувствовали, что это мой доброжелатель на самом деле он желает мне добра и он внимателен ко мне, он уважает меня. Вот теперь что мы делаем? Вот теперь мы излагаем свой путь. Теперь мы говорим о своем пути. Мы говорим, а я на самом деле, вот мои такие вот [вопрос из зала]. На самом деле, все эти навыки они применимы к себе, спасибо что вы это заметили, потому что, чтобы синергию найти во взаимоотношениях ты должен, сначала в серце её найти. Нужно сначала бать в ладу с самим собой. Владеть различными частями своего я, то есть у нас же много разных частей ещё внутри нас. Те, кто немножко изучали психологию они знают, что есть различные части нашего я. Это означает что они должны быть в гармонии, они должны действовать уже синергетически. Если у меня одно я вот такое, другое такое и у меня много внутри всяких таких вот, понимаете, всяких вот, мнений, всяких позиций. Мне сначала нужно найти точку сборки личности своей найти, чтобы потом найти сборку во взаимоотношениях, потому что есть система и есть индивидуальная система. Вот я как человек, как личность – это тоже система. То есть у меня есть потребности: физические, интелектуальные, эмоциональные и множество различных аспектов моей личности, они должны бы ть в гармонии, ну тепер мне нужно найти гармонию с кем – то еще, если я внутри не нашел гармонию означает что, говоря язиком нашого треннинга? Что я не сделал? Как я могу найти гармонию с собой. Первые три навыка. Первые три навыка, понимаете. Это означает принципы, на которых я строю свою жизнь, на основании которых я уже, так сказать, миссию уже свою создал, есть конечный результат, к котрому я стремлюсь, который в моём круге влияния находится. Я вчера ещё интересный термин обнаружил «поле контроля» - означает то, что находиться в круге влияния, как мы говорили. Поле контроля человека, самой личности. Есть поле контроля, есть различные аспекты деятельности, жизни вообще, что – то, находящееся за этим полем, то есть круг влияния – это круг моего контроля личного, понимаете, принципы, потом миссия, проактивность, способность выходить из под. влияния сценария - переписывать его, визуализировать, создавать своё, так сказать, будущее в круге влияния, действуя, изменяя себя изнутри наружу. Потом, значит дальше, осуществления этой программы, планомерная победа над собой, каждую неделю и потом навыки эффективного взаимодействия и мышления в духе «выигрыш – виграш » сначала стараться понять, потом быть понятым. Все это действительно надо применять к себе и теперь мы это применяем в отношениях, чтобы достичь синергии. И так, сначала, понять их путь, да. Теперь дальше – изложить свой путь и это означает также быть твердым, понимаете.

00:40:16 То есть, сначала, как я уже вначале говорил, почему мы боимся таких взаимодействий , потому что если я выслушаю и эмоционально приму это, очень близко приму, это значит что надо близко очень соприкоснуться с человеком, чтобы его понять. Чтобы понять, означает увидеть мир его глазами и в этот момент что то может произойти. Ты попадешь в влияние, просто примешь то, что он тебе говорит и потеряешь себя. Но идея в том. Чтобы присоединиться к нему, но при этом себя не потерять. Означает сохранить свою стратегию, понимаете, своё видение и в этот момент твердо изложить своё видение. Твердо, но мягко. (смеется). Я пошутил. Твердо, но мягко - это взаимоисключающие вещи. Но здесь как раз вот это и требуется, понимаете. Как мы говорим, человек должен быть мужественным и чувствительным. Казалось бы это взаимоисключающие вещи, но вот это и есть гармония личности. В конце концов у нас есть и женские качества внутри и мужские. Женские, такие как: терпение, чистота, милосердие – мужчины должны их проявлять. Но целеустремленность, решительность – это мужские качества они должны быть и у мужчин и у женщин и вот здесь тоже самое. Баланс да, мы говорим о неком балансе. Часто люди говорят о балансах, это новая популярная тема, но проблема в том, что они видят балансы в отрыве от принципов, понимаете, вот в этом проблема. Вот Вы куда ни придите, в какой – то коллектив, в какую – то духовную организацию или около духовную или туда, где люди вообще занимаются каким то личностным ростом, везде говорят о балансе, но часто забывают что баланс основан должен быть на принципах, на высших принципах, вот это проблема. Понимаете. Потому что в этом случает баланс это просто компромисс между тем, которым я должен быть и тем, каким я хочу быть. То есть я должен и одновременно не хочу, люди часто вот этот баланс находят. Компромисс со своей такой вот не очень высокой природой, а здесь речь идет о балансе, основанном на принципах и вот это очень хороший баланс, он продвигает нас вперед. И к чему я это всё говорил, к тому что подставить себя под влияние другого человека кажется нам опасным, но если у человека есть вот этот вот внутренний стержень, если он достаточно сильный в этом отношении, то теперь он что делает? Он излагает свой путь. И так мы всё к этой схеме, к синергии - сначала их путь потом свой путь. И здесь тоже нужно быть решительным и смелым, чтобы после того, как мы разделим импатические с сопереживанием и с пониманием с логическим выслушаем человека, вот теперь мы должны быть смелы, чтобы выразить свой путь. Вот такие вот два важных этапа синергетического пути, но следующее, как вы думаете, что должно быть следующее? Переговоры. Назовем это мозговой штурм. Это означает, что высказываются все мнения, которые могут быть, то есть я вижу такое решение, такое решение, такое решение, такое решение и прошу заметить, если мы все правильно сделали, то мнений должно быть много и они все должны быть услышаны. Почему мнений иногда не бывает много, в каком случае, что мешает высказыванию своего мнения? Страх, оборонительная позиция. Понимаете, а вдруг меня не поймут, а вдруг меня засмеет и какой смысл в этом и так далее.

00:44:18 Вы знаете, в некоторых организациях, я слышал, в очень известных, возможно это где –то в Америке, вот эта компания Уолт Дисней, кажется там, точно, они вот как придумывают мультики свои. Они заходят в такую комнату, где никто не может никого критиковать и нужно говорить спонтанно вот все что вот есть, какие – то идеи, которые внутри есть и они там говорят – говорят и все это записывается, потом все это исследуется и считается очень большим нарушением этикета, если кто-то кому то замечание сделает, вот какие глупости бы только не пришли, вот все это надо изложить. И на самом деле это впадение в детскую позицию и это хорошее такое впадение в детскую позицию в данном случае. То есть ребенок – это творческое начало внутри нас. Мы говорим, вот есть взрослая позиция и очень важно, надо быть зрелым и так далее, но ребенок тоже есть и вот это хорошее проявление ребенка, когда ребенок расслабляется, он не чувствует что с детства какая – то модель, что с детства родители придушили какие то способности, понимаете, когда они чему то не дали проявится. Когда этот внутренний ребенок расслабляется, то он проявляет удивительные вещи, потому что творческое начало – это как раз вот правое полушарие, понимаете. Это этическое, эмоциональное наше Я, оно себя раскрывает и в этот момент мозгового штурма, когда есть доверие, когда меня поняли и другой человек изложил своё и у меня есть желание тоже понять его, он изложил свою позицию. Теперь мы описываем очень много всего, что может быть и потом находится третье решение, которое удовлетворяет и устраивает всех, понимаете, нечто такое вот, синергетическое. Упражнение небольшое: кто бы хотел попробовать себя в роли человека, ищущего синергию во взаимоотношениях?

00:46:19 Мы просто сейчас небольшую такую сценку здесь сделаем, мне нужен какой – то доброволец, который бы мог поработать в роли человека, ищущего синергетическое решение. Кто мог бы? Просто мне один доброволец нужен. Пожалуйста, ну давайте, выходите. Я сейчас ситуацию обьясню, значит это вот девочка, у неё папа и мама хотят увезти её отдыхать, нет не к бабушке, а куда то там. Ситуация такая, что папа за год запланировал отпуск, вы, ваша сестра, мама и папа должны ехать на машине куда –то отдыхать, на море, в Сочи. Папа за год запланировал эту поездку, он её ждал, а у вас есть желание остаться в Краснодаре и со своими друзьями контактировать, ну например вот ходить на семинары, да. То есть у вас свои какие – то ожидания и семинар совпадает с поездкой, с отпуском мамы и папы. Сейчас вот ваша задача будет выбрать себе. Сколько ей лет? Ну пусть ей будет лет 18. ну хорошо 18 – уже взрослая, помоложе. Пусть ей будет 16 и того моложе 15. Вот ей 15 лет, Вам 15 лет. Вам нужны папа и мама, вот выберете пожалуйста. Просто согласитесь. Как Вас зовут? – Ирина. Вот Ирина сейчас позовет кого – то из Вас и скажет побудьте немножко моим папой и мамой. Выберете, кто бы мог быть вашим папой. Хорошо, спасибо. Так это папа и мама. Давайте папу поставим. Как Вас зовут? – Андрей. Андрей станьте пожалуйста вот сюда, мама рядом станьте. Ну как то вот боком, чтобы вам было видно, вот папа с мамой, а маму поставим вот сюда. Вот так маме будет лучше. И так, это ваша жена, это ваша дочь. Это ваша мать, это папа. И так у папы есть принятое решение: Едем отдыхать на море. [Андрей: Так дочка, едем отдыхать на море. Год готовились, все спланировано, шеф отпустил ]. Ирина: Па, я не хочу. Андрей: Как? Билеты куплены. Ирина: Давайте что-нибудь придумаем, оставьте меня. Андрей: Да там так хорошо, там есть куча развлечений.

00:49:33 Я добавлю один оттенок настроения. Для вас важно, что Вы целый год трудились и не имели возможности быть с семьей вместе и ваша задача собрать семью, вместе чтоб они были все.
Андрей: Целый год я вас не видел и наконец у меня появляется возможность вместе со всеми побыть и пообщаться, я даже попросил дедушку с бабушкой, чтоб они подехали, нас там ждут. Ирина: папа, но мне совсем не интересно общаться с бабушкой. Андрей: Отель – 5 звезд.
Дмитрий Пшонко: Стоп, на этом мы остановим. Как это называется, пауза, да. Сейчас ваша задача – найти синергетическое решение. Папа принял решение ехать, он главный, он принимает решение ехать, потому что ему важно, чтобы было какое – то время, когда вся семья вместе. Для мамы важно чтобы, она просо переживает за дочь. Если она останется одна дома, мало ли что там может быть, тем более с друзьями там что – то.
Ирина: Дорогие мои родители, я очень понимаю что вы переживаете обо мне и папа, ты столько трудился целый год и это было запланировано, но у меня так получилось, так сложилось.
Дмитрий Пшонко : Вот здесь я скажу стоп! Извините. Папа включается, достаточно включен. Он должен почувствовать, что его понимают, что здесь главное?
Ирина: Тебе не хватало времени чтобы общаться с нами и тебе, на самом деле, очень важна эта поездка, потому что мы там будем все вместе, я тебя понимаю, мне было тоже этого очень хотелось.
Андрей: Посмотри, вот программа поездки.
Дмитрий Пшонко: Хорошо, не забывайте, что ещё есть мама.
Ирина: мама, я понимаю твои чувства, что ты всегда переживаешь обо мне и тебе тоже очень важно, чтобы наша семья была в зборе и чтобы все были довольны, но давайте немножко подумаем и о том, что я подростаю и мне хочется какой – то личной свободы и, кстати, тетя Маша может приходить и контролировать меня по вечерам.
Дмитрий Пшонко: Стоп. Видите, она хорошо, видите, мама заулыбалась, посмотрите. То есть она фактически дала папе обратную связь, она сказала: я понимаю, пап, что тебе важна эта поездка. Мама переживает за тебя, за твоё здоровье, за твоё состояние, о том где ты будешь, какие будут друзья рядом и она говорит: я с вами. Эмоционально я с вами. Теперь вот мы переходим к варианту мозгового штурма. И теперь она говорит хорошее предложение. Она говорит, что тетя может быть, тетя может приходить и за ней смотреть , это расслабляет маму. Хорошо, тогда мама и папа ещё могут какие то предложения сделать.

00:53:30 Ирина: А можно я ещё одно предложение внесу? Мало того, что я буду под контролем нашей тети Маши плюс к тому, пап, ты так тяжело трудишься, это будет экономия на мне, так я потрачу гараздо меньше денег.
Андрей: я ничего незнаю. Идешь работать на неделю и мы приезжаем и не экономия, а заработанные деньги, место нашел уже.
Дмитрий Пшонко: Хорошо. Нельзя ли сделать так, чтобы Вы неделю остались на семинаре, вот папа предлагает поработать. Вы неделю работаете и участвуете вечером в семинаре а через неделю Вы присоединяетесь к ним? Вот такой вариант. За свой счет. Это интересное решение. Он уже согласился на самом деле. Вот она нашла, на самом деле, видите, вот оно решение. Решение состоит в том, что она присоединяется к семье своей, во-первых сразу, эмоционально говорит, я с вами, а физически присоединяюсь через неделю. И папа в этом ей, уже практически помог, он уже говорит: Ты работаешь и потом на заработанные деньги оплачиваешь и приезжаешь. Но последнее предложение делает папа. Он говорит: В итоге я тебе верну твои деньги, когда ты приедешь. Понимаете, мама согласна с таким вариантом. И она ещё добавляет: я буду вам отзваниватся каждый день и рассказывать, что я узнала на семинаре.
Андрей: Да у нее не будет времени отзваниваться. Она будет работать.
Ирина: пап, я так мало звоню тебе в последнее время.

00:55:18 Дмитрий Пшонко: Чувствуете, у папы проблема. Он сейчас сказал: Она так мало звонит мне, в этом недостаток. Если вы ему даете эту обратную связь, то он чувствует какая хорошая у меня дочь. Спасибо большое, спасибо. (Зал хлопает). Понимаете, да, что то такое вот должно произойти. Когда мы высказываем, мы даем вот этот вот эмоциональный воздух. Семья понимаете. Здесь есть какие то нюансы. И если у папы настроение вот такое в данном случае, то есть он хочет чтобы все вместе были, его можно понять. То есть он выбирает время, чтобы раз в год они вместе побыли и когда она говорит: да, я с вами. Пап, я понимаю твоё желание, я тоже с вами всем сердцем, но у меня есть такое вот важное дело, я хочу посетить семинар. Мама переживает просто за девочку. Она говорит: Ну я у тети поживу. И таким образом они находят решение, которое всех устраивает. [голос из зала.] Вы хотите поработать? Реальный пример синергии. Ну давайте.

00:56:29 Из зала: Ситуация подобная. Значит. Дочь болеет около месяца и перед следующим, как это называеться, ну вот четверть заканчивается, да. Дочь болеет и выходит последняя неделя до конца четверти остается. И тут папа решает, что нужно ехать к фотографу на 2-3 часа на фотосессию. Собирает всю семью, разумееться важно, чтоб были все и тут дочь заявляет: Пап, я только на одном уроке была, я не могу уйти, потому что мне по результатам этого урока выставлят оценки. Хотя бы это, а так будет просто незачет. В итоге после долгих обсуждений со всей семьей, бабушка подключилась, папа всех собрал и отвез. Синергии, наверное, нет, но по крайней мере по предмету поставили четверку. В итоге ребенку фотографии не понравились. Зато папа был доволен. Дмитрий Пшонко: Ну смотрите, в зависимости от того, какую цель мы ставим. И если для девочки было важным взаимоотношения ресурс ЭБС, пополнить эмоциональный банковский счет во взаимоотношениях с папой, то она достигает своего здесь, в данном случае. Незнаю как насчет синергии в вашем случае, но всё равно хороший пример, спасибо. Понимаете, в чем суть этой работы. Суть в том, что мы расслабляем, это же не манипуляция. На самом деле это. Вот чем отличается подход, который мы обсуждаем от обычных психологических уловок, методик, уловок, когда ты можешь присоединиться, подстроиться там, голосом, позой и так далее. Видите, я вчера начал приводить пример без души и вы меня сразу оговорили. Сказали ну это уже слишком. Чувствуется же манипуляция там. Два, три раза повторил – я приняла, а третий раз уже не то, понимаете. И если это на основании принципов, если мы на самом деле развиваем любовь. Если в итоге вот она, это главное наше, что мы делаем в итоге, главное, что нам нужно на самом деле.

00:59:06 Если мы вот на этом принципе строим свою жизнь тогда у нас получается всё очень хорошо. Я хотел привести вам из учебника такой пример. Просто такой веселый, по поводу отношения к различиям. Послушайте, пожалуйста, страница 295. Цитата из книги: Однажды животные хотели устроить нечто грандиозное. В духе нового времени. В число предметов они включили бег, лазанье по деревьям, плавание и полеты. Для простоты организации все животные занимались по общей программе. Утка превосходно, даже лучше преподавателя плавала и получала отличные оценки полетам, зато здорово отставала в беге, изза этого ей часто приходилось оставаться в школе после уроков и даже бросить плавание чтобы больше времени практиковаться в беге. Так продолжалось до тех пор, пока её перепончатые лапки не стерлись до такой степени, что даже по плаванию она скатилась до последственных отметок. Но школа допускала такие отметки. Никто, кроме самой утки по этому поводу не переживал. Кролик был отличником по бегу , но на уроке плавания у него случился нервный срыв. Белка отлично лазила по деревьях, однако её постигло жестокое разочарование, когда преподаватель полетов потребовал от нее взлететь с земли вверх, в то время как он привыкла лететь с верхушки дерева вниз. Кроме того от переутомления у неё начались судороги и она схватила тройку по лазанью и двойку по бегу. Орел вообще оказался трудным ребенком и потребовал соответствующего обращения. На занятиях по лазанью он быстрее всех достигал вершины, отстаивая при этом право пользоваться собственным методом. В конце года, какой то ненормальный угорь, великолепно плавающий, а также бегавший и лазающий по деревьям и немного летавший оказался лучшим учеником. Именно ему и поручили выступить с прощальной речью на выпускном вечере. Луговые собачки от обучения в школе воздержались и потребовали возврата, внесенной ими платы, поскольку администрация школы не включила в программу рытье нор и подземных ходов. Они отдали своих детей на обучение к барсуку, а затем вместе с хомяками и сусликами открыли преуспевающую частную школу. Вот, то есть, понимаете, да. Такой вот пример в учебнике. Есть еще, два растения растут рядом – хороший пример. И есть ещё пример: дерево 100-метровой высоты, они растут в местах, где большие ураганы бывают. Эти деревья 100 метров высоты, то есть там большие потоки воздуха, они переплетаются корнями между собой и только так они могут устоять. То есть вот они стоят все вместе. Сейчас я найду, где-то я записывал, уже наверное не вспомню. Нет, в учебнике нет. Помните, говорил Лев Толстой. У него тоже была такая притча про веник, когда он говорил, что поврозь вас поламают, своим сыновьям один человек, а вот когда вы все вместе – тогда вы сила.

01:03:06 Еще хотел вот о чем хотел с вами поговорить. Немножко добавим теории. Стивен в своем учебнике говорит, что. [вопрос из зала]. Проблему, почему, мы разобрали все. Потом мы говорили о том, что сначала ты слушаешь чужой путь, то есть ваш путь, потом мой путь, потом мозговой штурм, обсуждаем множество мнений, множество различных мнений, да. И потом находим третье синергетическое решение. Понимаете. Сначала ваш путь, не мой. Мы зачастую боремся за утверждение своего пути и вот об этом вот как раз я хотел немножко поговорить. Значит смотрите, я нарисовал равносторонний треугольник на доске. И в левом нижнем углу моё мнение, это первое. Второй угол, правый, соответственно, это ваше мнение. И где то вот здесь вот на середине между вашим и моим мнением мы ставим точку и пишем: Компромисс.

01:04:51 Интересно, что компромисс считается, зачастую, хорошим решением. Так вот говорится, что компромисс это один плюс один равно чему? Это полтора. Это не мне не вам. Понимаете. Немножко от вас уберем и немножко от нас уберем. Нет, это все таки какое – то решение, понимаете. Все таки какое – то решение, но это не то решение, которое нам нужно. То есть я хотел получить два, но я получил полтора. И зачастую, я как-то книжку по возрастной психологии читал и там было написано, что это успех. Компромисс – это успех. А в действительности является ли это по – настоящему успехом, потому что это по – настоящему нас не удовлетворяет. Да, я не смог получить то. Что хотел. Здесь есть некое уважение к чужому мнению. Я считаюсь с ним. И он тоже считается со мной, но все таки это не то, что нас удовлетворит. Потому что нас удовлетворяет вершина этого треугольника, это третья альтернатива, понимаете. Фактически, это третья альтернатива, которая, фактически ни тебе ни мне, но она превосходит наши ожидания. Да, третья альтернатива. Это ни тебе ни мне, нам и ещё плюс. Видите, и вот это настоящее решение, которое превосходит все наши ожидания. Поэтому компромисс – это хорошая вещь, но это не то что нас по – настоящему удовлетворяет. Это означает, я что-то от себя, я готов посчитаться с тем, что я отдаю что-то от себя и он что-то дает и мы руки пожали друг другу и ушли довольные, но на самом деле должно что-то появиться третье, что должно нас удовлетворить. Потому что один плюс один это может быть равно и трем или даже пяти и чему угодно. Еще одну нарисую диаграмму для иллюстрации по поводу уровня общения. Здесь у нас нулевая точка, здесь – по вертикали мы пишем высокий уровень, наверху высокий уровень до бесконечности, а где нулевая точка, мы пишем низкий уровень доверия. Вот эта вертикальная прямая – это доверие, низкий уровень, кстати уровень доверия сожжет уйти и вниз, в минус, правильно? Поэтому сказал, прямая. И так может быть высокий, может быть низкий уровень.

01:08:16 Вот здесь, это нулевая точка и соответственно по горизонтали, вот эта прямая, мы её обозначим как сотрудничество и так же нулевую точку обозначим как низкий уровень сотрудничества, ну и тут вот высокий уровень. Тоже неизвестно какое может быть, может быть очень высокий. И так смотрите, доверие и сотрудничество. Если мало доверия и мало сотрудничества, то что это? Это оборонительный сценарий. Оборонительный уровень. Он говорит – ты проигравший, я – выигравший, я говорю нет, я с этим не согласен. То есть могут быть варианты *выиграл – проиграл* либо*проиграл - выиграл*, то о чем вчера говорили. Если продвигаемся чуть выше, то тут компромисс, то есть здесь вообще низкий, заметьте, что некоторые коллективы и семьи живут всю жизнь вот на этом уровне. Вот он мне это не сделал, он себе это купил, мне не купил или наоборот. Вот она вот такая, а я все это терплю и вот всю жизнь можно на это потратить, много очень энергии на это уходит, на эту борьбу постоянную, почему? Пытаемся изменить другого. Вместо того, чтобы буквально изменить, что нужно изменить? Нужно изменить парадигмы, вот этот взгляд на мир нужно изменить. Если эта парадигма сомнительная, то есть она дает уровень общения тоже такой вот оборонительный потому что парадигма с наружи внутрь, то есть я не изнутри меняюсь и снаружи изменений жду. Они могут прийти, но только тогда, когда я изменюсь. Далее мы, значит, пишем компромисс – это более высокая. Более высокий уровень и он называется уважительный. Я считаюсь, я понимаю, что я зависим в какой то степени, мне надо с вами считаться и поэтому я признаю, я уважаю и что-то готов отделить от себя – это компромисс. И соответственно, синергетический уровень вот сюда в небеса уходит, это как раз вот и есть настроение выиграл – выиграл. Интересно я слышал как это называют, знаете, шведский стол, все что хотите – берете, заказываете, хотите – берите, все вам доверяют. Такая культура, понимаете, культура подлинных леди и джентельменов. Вот синергетический уровень дальше пошел, поэтому компромисс – это не совсем то, что нас может устроить.

01:11:38 И у нас остался последний навык. Он называется «заточите пилу» седьмой. И так, мы обсудили шесть навыков, я ещё раз нарисую на доске эту схему, я вчера её рисовал. Значит два равносторонних треугольника вершинами один к другому, один сверху, другой снизу вот я нарисовал. Внутри каждого ещё три треугольника да, получается. Получается четыре всего, но три основных потому что мы их обозначаем как навыки один, два, три, четыре, пять, шесть. И мы начали с осознания, с принятия что мы зависимы, вот – зависимость, здесь – независимость и взаимозависимость. Это вот круг, который опоясывает эти два треугольник, это «заточите пилу». Этот навык называется «заточите пилу». Почему? Потому что в начале Стивен приводит историю такую аллегорию, аллегорическую историю о человеке, который слышит как кто-то в лесу натужно пилит, он – этот человек, испытывая желание помочь тому кто натужно пилит, он приходит к нему и говорит: Чем Вы заняты. – да я вот уже несколько часов пилю, кажется, неплохо получается. – а Вы пилу не пробовали заточить? Тот говорит: вы с ума сошли, мне же пилить надо, нет времени затачивать пилу. Это вот очень похоже на нашу жизнь. То есть идея вот этого навыка состоит в том, что производительность требует развития способностей к производству. То есть нам необходимо постоянно пополнять, обновлять ресурсы, средства, чтобы быть всегда эффективным, это означает навык личного обновления. С одной стороны он немножко обособленно стоит от основных навыков, с другой стороны – он крайне необходим, он пронизывает все навыки. Он с одной стороны обособлен, с другой стороны связан со всеми этими навыками. То есть опять же, вспоминает эту формулу эффективности. Эффективность у нас не равно результату, потому что эффективность это баланс между результатами или результатом и ресурсами и средствами, которые были вложены в получение этого результата.

01:15:30 Означает, баланс этот всегда должен поддерживаться нами. Всегда мы можем хотеть и рассчитывать на больше, мы хотим этот результат улучшить, увеличивать и так далее и он всегда будет связан с теми средствами, которые мы вкладываем, ресурсами и средствами. То есть как в этом примере можно много работать, но если пила тупая то какие будут результаты? – усталость, раздражительность и очень скромные плоды. Если мы хотим прогрессировать и развиваться, то необходимо, чтобы наш ресурс всегда пополнялся и для этого тоже нужно иметь определённую силу, решительность и интузиазм. И это благодарное дело, то есть нам необходимо делать вклады в самого себя. Если мы вспомним информацию, которую мы несколько дней назад проходили, то помните. Мы говорили о деятельности во втором квадрате, когда мы обсуждали матрицу времени и мы говорили что там деятельность второго квадрата была. Как раз вот этот навык связан с деятельностью во втором квадрате. Проблема состоит в том, что этот второй квадрат не требует нашей инициативы, то есть наоборот, требует нашей инициатив – все остальные не требуют. Если мы говорим о деятельности в срочном квадрате, где и важное и срочное, то там нет необходимости в инициативе. То есть какая то беде, болезнь – любой кризис, и мы просто все бросаем и бежим это делать, а вот здесь, чтобы вот этот квадрат усиливать нам нужна инициатива. И для того, чтобы действовать в этом втором квадрате нам нужно чтобы у нас были принципы, понимаете, что у нас была цель, которую мы бы всегда видели и никогда не утрачивали. В противном случае что-то может нас увлечь как вот совсем недавно мне рассказывали об одном моем друге, я давно его не видел. Хороший такой мой друг. У него очень большие успехи пришли в профессиональной сфере и он так увлекся, что он даже не соображает в каком он городе находится, где он, что с ним вообще, потому что вот несет, понимаете. И к чему это приводит. Он просто сильно устает и я вижу, поскольку я понимаю эти вещи, я понимаю также, что это может привести к печальным последствиям. С одной стороны это здорово. Когда приходят результаты, плоды, успехи но с другой стороны они не должны нас увлечь. На каком то этапе нашей жизни какая то сфера нашей деятельности может превозобладать над остальными, но мы должны одновременно оглядываться и подтягивать остальные сферы. Допустим если у женщины рождается ребенок, то естественно ей в этот момент трудно будет заниматься какими-то другими вопросами, потому что ребенок будет занимать большую часть её времени, гл она всё равно должна как-то думать также о себе и на каком –то этапе она должна думать, что она будет что-то привносить и здоровье своё для неё важно. Или, скажем руководитель, который фирму свою только основал, она полностью все силы его затягивает, но если он погрузиться туда, то забудет о том, нужно позаботиться о тела и о семье и поэтому в другой сфере получит проблему. Поэтому вспоминаем вот этот второй квадрат, вспоминаем эту информацию, я уж не знаю где тут её сейчас найти, но где то она тут на каком от из наших листов, вы помните, да, деятельность в квадрате не срочная, но очень - очень важная и вот с этим квадратом и связан навык затачивать пилу. И так человек, он, как известно имеет, он представляет собой различные аспекты, аспект это что значит, это означает взгляд, вот как мы можем на человека посмотреть. Как на тело можем на него посмотреть, как на тонкое тело можем на него посмотреть, потому что есть эмоции, чувства и так далее, также мы можем посмотреть на него, как на духовное существо, соответственно у нас существуют потребности. У человека существуют различные потребности и все эти потребности они заслуживают нашего внимания, понимаете.

01:20:11 И так по каким направлениям мы затачиваем пилу? По четырем направлениям. Первое – это физическое, мы укрепляем своё здоровье. Это означает что мы правильно питаемся, мы не должны особо на этом экономить, мы должны уделять время чтобы заниматься упражнениями, заниматься йогой, заниматься физкультурой. Физкультура предпочтительней чем спорт, йога может быть ещё предпочтительней, чем физкультура. Я занимаюсь спортом, занимался спортом и я знаю что это такое и спорт не всегда дает здоровье, скорее даже, может быть и наоборот. Потому что там что важно, там есть перекос в сторону результата. Там победа нужна, это такая сфера жизни, где нужна победа и в это горнило этой победы ты должен что-то бросить, понимаете. И ты бросаешь туда что-то, бросаешь туда время, здоровье и так далее. И вот интересно, что на каком то этапе жизни, например у молодого человека, может пойти эта сфера – спорт и он начнет плохо учиться. И если мы как люди опытные и образованные, мы это отпустим, то мы потом будем об этом сожалеть и он будет об этом сожалеть. Мы должны знать, что все сферы жизни мы должны как-то подтягивать, мы не должны. Мы не должны делать что-то одно за счет другого, если в наступлении, глубоко в тыл прошла какая то отдельная часть, то мы не должны радоваться этому успеху, потому что её уничтожат в итоге, этот успех будет потерян и мы потеряем множество людей. Поэтому мы должны думать о том, чтобы наступление шло по всем фронтам. Пусть оно не буде таким стремительным, но оно будет долгосрочным. И так физическая сфера жизни – мы должны укреплять её, избегать стрессов, заниматься упражнениями и отдыхать. То есть «заточите пилу», это означает, что мы должны любить себя, быть уважительными к себе к своему здоровью, своему телу, своему уму, своему интеллекту и понимать что это главный наш ресурс. Это самый главный наш ресурс. Самый главный наш ресурс для эффективной жизни – это я сам, понимаете, это я сам.

01:22:35 Вторая сфера это социально – эмоционально. Что мы должны делать в этой сфере? Пополнять. ЭБС – эмоциональный банковский счет. То есть у нас есть близкие люди – родители, мужья, жены, дети, друзья и так далее. Мы ежедневно пополняем банковский счет. При чем чем больше контактов – тем больше должен быть вклад. Мы же наоборот считаем – с посторонними людьми у нас хорошие отношения, с кем – то достаточно один раз в год достаточно позвонить, человека поздравить – всё. Этот человек всегда будет считать, что ты его доброжелатель и вы с ним всегда будете сотрудничать эффективно. Просто один раз. Если ты подарил человеку один раз, женщине, допустим, одну розу – это будет плюс, но если ты одну розу жене даришь в год, то жене 365 получается нужно, понимаете. Те люди, которые рядом, мы забываем, что у них тоже потребности есть и каждый контакт это всегда отдача энергии. Вот где бы мы не были, заметьте, что это всегда какой – то взаимообмен. Любой контакт – это взаимообмен, кто-то дает, кто-то берет и что-то мы получаем всегда от своих близких, от друзей от знакомых, от родителей. Мы всегда получаем и мы должны знать что требуется пополнение определённое. И так мы пополняем банк доверия, в особенности с ключевыми личностями в нашем окружении. Как я уже сказал, не так важны все эти внешние связи, хотя они тоже важны, но я хотел сказать, что предпочтение мы всегда должны отдавать личному окружению своему.

01:24:33 Следующее – это интеллектуальное направление и мы тоже должны здесь затачивать пилу. Мы углубляем свои интеллектуальные возможности через что? Через чтение, слушание, размышление, записывание мыслей. Мы должны кормить свой интеллект, он должен быть сильным, потому что это некий такой вот наш внутренний сторож. Интеллект, что в нем есть, в нем есть ценности наши, потом цели. Цель – это функция интеллекта, держать эту цель, он должен быть сильным иначе в какой то момент вот эта цель может, как говорят, сбит прицел. Если прицел сбит невозможно попасть в цель, как кто- то из присутствующих мне напомнил интересную поговорку: «Если корабль плывет без курса, то никогда не приплывет туда, куда ему нужно». Это интеллект, понимаете. И поэтому вот этот центр – возможность общаться с интересными людьми. Я пользуясь случаем, хочу сказать, что Измайлов – это очень дорогой мне человек, я его лично знаю, это такой, знаете, современный мудрец. И я, пользуясь случаем, хочу сказать, что будет очень здорово, если вы с ним познакомитесь и получите общение с ним. Это необычный совершенно человек, он кандидат наук, математик и философ и он очень глубоко знает восточную психологию, восточную культуру, хочу сказать, что не упустите возможность пообщаться с ним, я этому лично очень рад, что он сюда приедет. Для меня это несколько неожиданно, потому что он живет вообще в Томске. Томск это от вас ещё немножко подальше, чем Варнаул, но он здесь будет и это очень здорово. Я лично от него очень многое получил и получаю, считаю его в некотором смысле своим учителем. Вот, духовное, мы развиваемся через чтение литературы, медитацию, молитву, наблюдение за процессами природы, вот такой вот. это тоже некая медитация всё. Концентрируемся на важном, на внутреннем, чтение священных писаний, да.

01:26:52 Одним словом, если у нас есть миссия, то наше тело, ум , разум, то есть Кови от под умом обозначает как сердце. Сердце, наш интеллект, наш дух, душа, то есть суть остается неизменной, это все – инструменты для того, чтобы осуществить свою миссию и их надо беречь. Пренебрежение инструментами что дает? Приводит к тому, что результат мы не получаем и эффективности мы получить не можем. Результат нам нужен, нам нужен успех, нам крайне нужен успех и нам нужно чтобы этот успех был достигнут за счет увеличения наших ресурсов, а не уменьшения наших ресурсов. Мы не должны быть мертвыми героями, сгорать на работе или в других сферах нашей жизни, понимаете. Вот вчера Сергей, помните, он читал письмо, говорил что этот человек, который написал письмо очень эффективный – огромное количество лекций, огромное количество встреч и при этом он просто может на два месяца он может просто уехать и никто не знает где он – он просто занимается собой. Вот он может себе такое позволить. К сожаления, я пока не могу себе позволить такого. Что касается физического обновления. Вообще я хотел бы вернуть вас к той схеме – матрица времени, вспомните, там также в левом углу было написано «заточите пилу» и также были описаны и представлены и надо было просто расставить количество часов. Вот домашнее задание вам сразу задам: выберите на следующей неделе время, когда Вы занимаетесь своим здоровьем – посещаете какой – то клуб йоги или фитнеса, плавание. Такие какие то занятие, которые помогут вам ресурс этот увеличивать. Это нужно планировать, потому что само по себе время на это никогда не найдешь.

01:29:07 Работа по закону менеджмента, занимает все выделенное ей время, то есть всегда найдется чем заняться на работе. То есть вот этот квадрат он сам по себе нас не мотивирует, тут нужна инициатива, личная инициатива, нужен план и нужна дисциплина. Так же есть какие то запущенные отношения, это тоже нужно отметить в этом плане – посетить какого-то человека, которого давно хотел посетить, но в этой суете некогда. Позвонить ему, просто поздравить с праздником или просто время выбрать, чтоб посидеть с ним где –то. Это очень важно. И помните, когда мы проводили это упражнение с последним днём, с похоронами и говорили, что теперь я знаю, что важно, а что не важно. В действительности все, как правило, говорили об отношениях, то есть примерно 6 часов в неделю нужно заниматься физическими какими то нагрузками, какими то упражнениями, 6 часов в неделю, рекомендовано. Также правильное питание, интересно было бы изучить какие – то закономерности в этой сфере, например поизучать аюрведу, которая увязывает питание с конституциями теле, говорит о важности вегетарианского питания, говорит о том какие продукты способствуют улучшению здоровья, какие не способствуют. Воды. Воды достаточное количество пить – очень важный момент. Фрукты, овощи. Не переедать. Собственно говоря, все наши физические проблемы со здоровьем связаны с неправильным питанием и перееданием – это основные причины. Собственно говоря, вот эти причины и мы можем, собственно говоря всё это в круге влияния своем решать.

01:31:17 Ну вот не знаю, стоит ли об этом что- то ещё говорить на эту тему. Я думаю, что может уже пора подводить итоги. Ну вот ещё один такой интересный момент насчет интеллектуального развития, Кови говорит что очень важно вести дневник. Очень важно вести дневник, в которой вы могли бы записывать свои мысли, какие-то ваши реализации, понимания, которые к вам приходят. Я пытаюсь это делать. Иногда я делаю пометки в таких вот каких-то листочках. Через некоторое время возвращаешься и вот, знаете, бывает, жизнь как то увлекает и ты можешь забыть про какие – то важные идеи и потом ы возвращаешься и думаешь: вот это была важная идея. Я уже об этом забыл. Даже вот на эти все навыки можно смотреть с разных сторон и можно их вообще к бизнесу приложить и сименар этот для бизнесменов, можно для семейных людей и так далее. И Кови он там разные стороны, в своей книге к разным сторонам жизни прикладывает эти навыки но также и степень, уровень погруженности понимания какого то тоже может быть такое вот, как фокус. Что такое фокус? Например вы берете фонарик и освещаете часть комнаты, вот темная комната освещаете и вдруг каждая часть комнаты становиться очень яркой такой, да. Но это только лишь часть реальности. Вы можете направить на другой какой то и там что-то происходит. Здесь светло и другого вы ничего не видите. Таким образом вы можете изучать, в зависимости от того куда вы направляете фокус своих размышлений, какой то внутренней медитации, то какие то аспекты жизни могут открываться и вот это интересно записывать. И к этому возвращаться. Поэтому дневник очень хорошая вещь и таким образом вы можете себя проверять – вообще где я нахожусь куда я двигаюсь. Я развиваюсь или я не развиваюсь или даже деградирую. Иногда полезно вот сделать такой анализ, для этого надо иметь вот эти записи. Известно что, допустим, в восточной культуре есть такие дни специальные дни, когда человек говорит себе Стоп.

01:33:38 Это дни называются Экадаши, 11-й день убывающей луны и прибывающей луны. Это дни когда вообщем то никакие материальные начинания не идут, в эти дни может быть много множество всяких неприятностей, даже там аварии усиливаются и какие-то такие вещи. Поэтому Сергей Витальевич может вам показать и я сам на этот календарь ориентируюсь. А вот пожалуйста, вот даже показывают, вот он и есть прямо календарь живой и вы можете его получить. Во вторник да. И в эти дни внешнее что-то такое делать не очень, так сказать благоприятно и не очень эффективно, то можно просто вот остановиться и сделать анализ и вообще вот просто не ходить никуда даже, если такая возможность есть. Или просто ограничиться той деятельностью, которая необходима, она находиться в круге допустим срочное и важно и вы не можете ею игнорировать. И вот просо остановиться и подумать вот что со мной происходит, где я, что я, куда, географию, карту рассмотреть, что со мной происходит. Каково моё здоровье сейчас, состояние моё, какое состояние моего внутреннего мира, психики моей, что мне нужно предпринять, куда направить силы? Где у меня слабые какие – то может быть, места есть, куда нужно больше направить ресурсов. В эти дни можно остановиться и подумать. В христианской традиции говорится о том же самом в дни воскресенья. Воскресный день нужно использовать для духовного развития. Тут мне вот сказали, я не знаю насколько это правда. Правда ли что он стал каким то советником президента. Президента Обамы по каким о вопросам. По крайней мере вот такое вот такое, а вы же говорили. (голос из зала неразборчиво) ну это уже хороший такой статус. Я слышал что час его лекций стоит 45 или 47 тысяч долларов. (тут я вот хотел прокомментировать, это было на первой лекции, что когда такого уровня лектор приглашает на такие цены – это приглашают корпорации и если компания интел или форд приглашают чтобы он их вдохновил часовой лекцией, то боинг может позволить себе намного больше – от ста тысяч долларов за приезд, такие расценки, пару сотен). Угу, понятно, спасибо. Я вот хотел заметить ещё тут интересный психологический момент проявиться. И я ещё хотел о чем сказать, если допустим если говорят, что вот приезжает Стивен Кови и сама эта энергетика имени, да. Люди идут уже готовы к восприятию и очень глубоко это все проникает. Другой человек может говорить те же самые вещи, но если вот этой энергетики имени нет, то скажут ну что тут такого, всё это я сам знал. И знаете, как бывает психотерапевт какой – то с именем (голос из зала: и ещё одно дополнение почему так дорого стоит, я думаю что 47 это дешево для Кови потому что он за месяца2 – 3 когда планируется, минимум , за 6 месяцев до своего приезда он изучает компанию, структуру, проблемы, историю развития, личностей, философию, миссию – всё. ) Солидная работа. (голос из зала: Конечно. Извините, если человек полгода работает на такое выступление, то эти деньги оправданы. То сеть он не просто болтает вот у меня придуманы 7 принципов – что хотите, то делайте! Они все подаются в соусе, как говориться, в музыке, гармонии компании, перед которой он выступает. Поэтому это всегда как исторически. Это веха в истории компании когда такой специалист выступает у них на обычном каком-то юбилейном мироприятии. 25 лет компании, 40 лет. Это вехи исторические. ) хорошо. Хотел бы задание также дать в связи с этим навыком.

01:38:46 Составьте список дел, которые вы могла бы выполнять в течении недели следующей для улучшения вашей физической формы. И очень важно чтобы они доставляли вам удовольствие, понимаете, не так как в этом примере с этими зверушками, который я прочитал. Важно чтобы они доставляли вам удовольствие, то что вам нравиться делать, то ,что приносило бы вам радость, счастье и соответствовало вашему образу жизни. Нужно будет как-то их включить в программу недели следующей и выполнить, а потом по истечении недели, проверить удалось ли специально выделенное для этой деятельности, удалось ли все таки это сделать. И не позволяйте себя обмануть срочным неотложным делам. Срочным неотложным но неважным делам, потому что обязательно такие найдутся, вот поверьте. Обязательно кто-то позвонит, кто-то что-то скажет и подумается: А ладно! И в этот момент нужно сказать себе Стоп! Это реактивное поведение, это сценарий. Я решил свой сценарий переписать. Нужно иметь внутреннее мужество. И в самом заключении по – поводу вот этого мужества я хотел бы вот что сказать.

01:40:32 Кови говорит, что эти навыки они всегда новы, свежи и так далее. я с этим совершенно согласен, потому что они основаны на высших принципах в итоге. И вот я нарисовал такую схему, представьте, что это семь навыков. Вот мы развиваемся -4,5,6,7 и потом дальше пошла и снова 1, 2, 3, 4,5 ,6 ,7 и там понимаете, да, каждый раз. Как вы думаете, вокруг чего строятся все эти вещи? Еще раз повторим. Да, принципы – это та ось, которая позволяет нам быть в процессе, эта внутренняя ось иначе ничего не получается. Если у нас есть эти принципы, если мы строим свою жизнь на основании этих высших принципов тогда нам непременно нужны эти навыки и собственно говоря, другого то пути и нет. Ну вот, он сам говорит: я перелопатил всю литературу по психологии и личностному росту за последние 200 лет и мы как тоже не думали, но что тут ещё придумать. Ниче не придумаешь. Кто его рукой водил я не знаю, но так или иначе факт в том, что всё равно ты к этому придешь. Все психологи, которые работают с личностными делами, они все говорят об этом. Так вот принципы защищают вот эту нашу работу и она может проходить только с условиями этих принципов и я тут тоже для себя небольшую диаграмму нарисовал, её нет в книге, но я вот просто так вот и думаю что она. Сейчас я её найду. Я хотел сказать, что если здесь вот мы возьмем время нашей жизни, а здесь вот принципы или какие то такие вот, где то я схему эту. Ладно, не буде спекулировать. Если найду значит не надо будет и говорить. Ладно, похоже, что не найду. Я хотел просто добавить еще. Суть идеи в том, что мы можем развиваться если принципы, степень верности нашим высших принципам, как я ней связана эффективность, что идет развитие. В какой то момент мы обнаруживаем, что мы отходим от этих принципов и мы обнаруживаем, что происходит некая, стагнация, может быть, потом даже какая-то деградация. И потом нужно снова возвращаться к этим принципам и чем мы ближе к этим высшим принципам, тем выше линия нашей эффективности, понимаете. Во времени, то есть мы живем и идея в том, чтобы мы становились ближе, но она зависит от этих принципов. Знаете, на санскрите есть очень хорошее слово, которое может здесь подходить под определение, вот этот смысл, который Кови вкладывает под термин принципы, оно звучит как (тхарма). Харма означает высший порядок и долг, оно означает порядок и одновременно долг.

01:45:05 То есть если мы принимаем что есть какие-то закономерности в этой реальности, которые поддерживают эту реальность, то это как матрица тонкая, которая поддерживает весь этот мир. Это и есть вот эта тхарма, понимаете. И если мы соответсвуем, то вся наша жизнь связана с основанием этих принципов. И с деятельностью на основании этих принципов мы непременно будем эффективны. Да, может эффект будет на таким быстрым, то есть результаты, они могут быть не такими быстрыми, но мы непременно будем развиватся. Вот разве может не развиваться такой человек, который вот сейчас вот уже на послевкусие. Может разве быть не успешным такой человек, который живет такими принципами. Если взять на работу такого человека, который строит свою жизнь на принципах, обладает хорошим характером, ему можно доверять. Умеет выстраивать отношения. Всегда хотят с таким человеком дело иметь. Замуж такого человека, если это девушка, тоже возьмут. Жениться, пожалуйста. Всегда выбор большой сразу, большие перспективы, понимаете. Именно вот если мы двигаемся в этом направлении. (голос из зала: неразборчиво). Вот ещё о чем хотел с вами поговорить. Если мы переписываем свой сценарий, то у нас появляется квалификация, чтобы помогать другим. Чужие сценарии, мы можем помогать другим переписывать. Во всей теме этой есть некая такая феминологическая основа. Как, знаете, мне один человек говорил, что, можно сказать, что вот эти вот принципы божественные, это все вот какая – то некая идиллия и в бизнесе все это не работает, например. То есть если ты в мир бизнеса пришел, то ты не сможешь там жить на этих принципах. Вот есть такое мнение, согласитесь, кажется что не везде они применимы. Но вот один человек, он обьяснял одному бизнесмену: ты понимаешь. Если ты живешь этими принципами, то совершенно необьяснимые вещи происходят. Вот допустим, я выпускаю какую то продукцию, какой – то товар на рынок и я живу этими принципами, я живу этими навыками и я живу настроением этим, о котором вот мы говорим сегодня. И вот человек приходит в магазин, где много различной продукции, которую выпускают различные компании, примерно они могут быть одинаковы по цене или как то между собой конкурировать и в какой-то момент обнаруживаеться, что люди берут именно вот этот продукт, понимаете. Вот в чем феномен. Они берут именно этот продукт. Вот приходит, много молочных продуктов, к примеру, такая –то компания, такой-то завод, но вдруг начинается феномен, что человек может взять любой продукт, но берет именно этот и у него начинают расти показатели: продуктивность, результативность.

01:49:53 Видите в чем суть, суть она очень глубоко или высоко. Конечно я обсудил бы с вами, но это выходит уже за рамки нашего семинара. Поэтому сценарий для других. Это вот интересный такой момент означает, что человек, который обрел мощную внутреннею основу, вот этот фундамент начинает влиять на других таким образом, что люди тоже вовлекаются во все эти процессы. И чтобы описать как это делается, как иллюстрация там приводиться история сценария известного мюзикла «Человек из Ла Манчи», значит рыцарь встречает проститутку. И он видит в ней божественное создание, богиню, понимаете, и он говорит ей : ты Дульсинея. И все его окружение смеется над ним. Ему говорят: кого ты обожествил? Это проститутка. И она саама, живя по определённому социальному сценарию, это её судьба, это её сценарий, она сама знает кто она есть. Но он начинает вкладывать в неё свою любовь. Он начинает делать внутренний вклад, он видит в ней не того, кого она себе представляет, потому что он понимает – это сценарий, а он видит в ней божественное существо. И говорит: нет, нет, нет, ты – Дульсинея. И в какой то момент она начинает думать, а правда, чем я занимаюсь то? Почему? Потому что вот это вклад постоянно делается и его видение оно сердце её постепенно меняет. И она начинает думать: как я живу, что я делаю вообще? И у неё начинается пересмотр её парадигм. И в какой то момент она начинает верить, он ей говорит ты Дульсинея, ты дама! Она говори: да я знаю, кто я есть. А он говорит: нет, ты не знаешь. И она начинает этому верить. Другие люди долго не могла это принять, но она сама стала уже это принимать. Социальный сценарий в какой – то момент её стянул и она снова вернулась к прошлой деятельности, но даже не смотря не это он продолжал вкладывать. Видеть, вот эта вот теория самореализующихся ожиданий всегда работает и здесь она сработала каким образом. И она начала верить, что она снова такая, она снова падает, снова поднимается и в какой – то момент этот рыцарь умирает. И вот он умирающий уже лежит и говорит ей: пожалуйста, не забывай одну вещь – ты Дульсинея и умирает. И вот это такое сильное впечатление на неё производит, что все! Теперь никогда, человек жизнь свою отдал, теперь я больше никогда не вернусь к старому сценарию, потому что человек вложил в неё всю свою любовь и она говорит: все! Больше никогда. И теперь она больше никогда не возвращается к этому и она становится дамой, понимаете. Внутренне она становиться дамой, когда человек внутри изменяется, то постепенно материальный мир – это очень мобильная система и она подстраивается под индивидуума. Не сразу, но постепенно материальный мир подстраивается и раз – раз – раз и процессы другие вокруг него происходят и ситуации другие и обстоятельства другие. Сейчас мы должны понять и признать, что то положение, которое мы занимаем, ситуации в которых мы находимся – мы достойны этого положения. И мы не против, вот это внутреннее принятие – первый шаг, мы не против. Теперь мы начинаем работать надо собой и постепенно меняются обстоятельства ровно настолько, насколько изменяемся мы внутри. И так, человек, который получил квалификацию изменить своё сердце, он получает квалификацию, чтоб менять сердца других. Ну вот на этом, пожалуй, мы закончим. Спасибо за ваше внимание и я очень рад с вами познакомится и буду с нетерпением ждать нашей новой встречи.

транскрибирование: Ксения Шаповал | Киев | Украина | 22 февраля 2013