Практика сохраняет знание

В благости - 27 June 2011
аудиокнига для начинающих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:18:34 | качество: mp3 256kB/s 144 Mb | прослушано: 1622 | скачано: 1040 | избрано: 51
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:16 Глава 3. Практика сохраняет знание.

00:01:19 «Изучение Вед без практики – яд» Чанакья Пандит, Нити-шастра.

00:01:32 «Темнота не разгоняется написанным огнем» Вамана Пурана.

00:01:45 С таких мудрых слов перейдем непосредственно к практике. До настоящего момента Вы, уважаемый читатель, возможно, изучили множество книг и статей и накопили порядочный запас знаний, мы приветствуем это. А, возможно, это первая книга в Вашей жизни, касающаяся духовных вопросов. Главное - помнить, что каждый должен пройти свой путь сам, и этот путь, как и любой другой, начинается с первого шага. Сделайте его прямо сейчас. Только Богу и Вам известно, сколько шагов по своему пути назад - к Богу Вы уже прошли - много или мало. Мы надеемся, что эта книга «В благости» и дневник «В благости», ведение которого ею предусмотрено, станет для Вас надежным посохом, помощником и правдивым товарищем, который без лести готов каждую минуту сказать Вам всю правду о Вас.

00:03:01 Идея создания дневника «В благости» появилась на основе понимания того, что если человек хочет достичь цели, то он должен следовать по пути её достижения. Цель может быть любая, но путь не может быть любой - он должен вести к цели. Только прилагая усилия, достигаются цели. Дневник «В благости» - помощник, посох на пути к благости и счастью. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада говорит: «Дисциплина - это главная квалификация ученика». Как показывает опыт ведения дневника «В благости», одно из первых качеств, которые вырабатывает в себе человек, это дисциплина. Ежедневно заполняйте дневник «В благости». Сопоставляйте записи в дневнике, чтобы выяснить - прогрессируете Вы или нет. Если Вы хотите быстрого духовного прогресса, то Вы никогда не должны пренебрегать записыванием всего в своем дневнике.

00:04:23 Чтобы изменить мирскую природу или состояние в страсти и в невежестве на благость, требуется суровая [садана], режим, постоянная практика. В процессе практики низшая природа и высшая - невежество и благость вступят в противоречие и Вы обязательно почувствуете это. Трудности - это условие прогресса. Ниже мы затронем эту тему. Мы уже упоминали в начале книги высказывание Шримад Бхагаватам 11.13.7 по этому поводу: «В бамбуковом лесу ветер иногда трет бамбуковые стебли между собой. Такое трение порождает возгорание огня, который уничтожает сам источник своего появления - бамбуковый лес.» Таким образом огонь автоматически успокаивается благодаря собственной деятельности. Аналогично, встреча и взаимодействие материальных состояний природы тонкого и грубого материальных тел, является генератором. Если кто-то использует свой ум и тело, культивируя знания, как следствие, такое образование разрушает влияние состояний природы, которые генерируются собственным телом. Таким образом, подобно огню, тело и ум успокаиваются их же собственными действиями, разрушая сам источник, их породивший.

00:06:18 Не стыдитесь замечать свои ошибки, пороки или недостатки и признаваться в них. Именно они являются той почвой, от которой следует оттолкнуться и подняться выше. Это указывает только на Ваш прогресс. Не теряйте своё драгоценное время. Вы потеряли напрасно достаточно много лет в праздных разговорах. У Вас было вполне достаточно беспокойств. Все эти дни, проведенные в удовлетворении своих чувств, не имеют ничего общего с самореализацией. Не говорите так: «С завтрашнего дня я буду пунктуальным». Это «завтра» может так никогда в жизни и не прийти. Будьте искренними. Начните выполнять свою [садану], режим с этой минуты. Начните быть пунктуальным прямо сейчас. Будьте искренними. Заполняйте Ваш дневник ежедневно, продолжайте делать это до тех пор, пока Ваши действия в соответствии с пунктами дневника не обретут спонтанный характер.

00:07:48 Естественные трудности на пути развития в благости и их преодоление.

00:07:57 Алмаз потому такой прочный, чистый и дорогой, что на него давили миллионы лет тысячи атмосфер грунта. А раньше он был похож на графитный стержень карандаша. Трудности - это благо для души. Это признак того, что идет процесс очищения.

00:08:22 Нам пишут письма те, кто заполняет дневник «В благости». И даже, одно из писем, как мы считаем, сможет предупредить многих начинающих о том, какие трудности могут возникнуть на пути развития благости. А также проинформируем о путях их преодоления. Ниже приведена часть переписки автора с человеком, развивающим благость. Вы можете присылать свои электронные дневники автору для просмотра и получения рекомендаций. В нижеследующем письме как раз описывается ситуация, когда человек присылает дневник регулярно - каждые две недели. С момента начала заполнения дневника прошло два месяца.

00:09:19 Е. пишет: «Здравствуйте, Николай. Посылаю Вам очередной дневник с полным нарушением режима дня. Утром долго сплю, ничего не могу с собой поделать, хотя знаю, что это очень плохо - просыпаю самое благостное время. Потом буду себя плохо чувствовать, нарушается работа всего организма. В чем причина? Помогите разобраться. На ночь не ел, даже не было желания.»

00:09:52 Автор. Заметим, что до этого письма участник следовал практически всем рекомендациям с большим энтузиазмом. Ответ: «Дело не в еде. Это все естественные этапы, которые описаны предыдущими учителями. Когда человек начинает практиковать благость, то на первом этапе у него появляется энтузиазм и счастье. Этот период называется Утсаха- майи или «ложный энтузиазм». Его хватает не надолго, но при этом человек может испытать счастье и увидеть пользу, приносимую практикой.

00:10:38 Следующий уровень - Анартха-нивритти - очищение от вредных качеств, видение собственных недостатков и освобождение от них. Проходит весь изначальный запал и человек предстает перед реальностью в отрезвленном сознании. В этот период проявляется истинная природа человека. В это время может возникнуть желание подождать, пока снова появится прежний энтузиазм. Но этого ждать не следует - его уже не будет такого, как в начале. Будет другой, более основательный, более высокий и чистый. Следует взять себя в руки и признаться себе в том, что положение, в котором я нахожусь, является моим уровнем развития. Для обретения более высокого уровня следует продолжать практику, отбросив такие установки, как «не хочу» и «не могу»».

00:11:51 Е. пишет: «Может быть причина в том, что солнце восходит у нас только в 8.30 утра, да ещё к тому же практически каждый день пасмурно.»

00:12:04 Автор: «У нас то же самое. Но я встаю рано. Значит, причина все-таки не в солнце, а в конкретном человеке. Учитесь видеть причину всего, что случается с Вами в себе самом. Такое поведение называется ответственным. Пусть так, Вы ещё не можете вставать рано - это Ваш уровень. Продолжайте культивировать благость и Вы спонтанно начнете просыпаться рано утром. Солнце тут не при чем».

00:12:43 Е. пишет: «И ещё в последнее время не нахожу времени для чтения духовной литературы, даже лекции не успеваю слушать».

00:12:53 Автор: «Это также отражение Вашей природы. Это дело вкуса - у Вас же есть время на приём пищи, почему же нет времени прочитать и послушать? Ведь можно проснуться рано для того чтобы почитать, но Вам не хочется, потому что у Вас не развит вкус к этому делу. Следует его развивать. Это делается посредством практики. Определите для себя, что каждый день для начала на протяжении четырех недель Вы будете читать и слушать по пять минут ежедневно. Это так мало, но научитесь делать это регулярно. Постепенно Вы начнете понимать, видеть результаты, Вам начнет это нравиться и так появится вкус, который будет нуждаться в удовлетворении и тогда чтение станет для Вас естественным, спонтанным занятием.

00:13:59 Мы живем так или иначе только из-за нашего определённого вкуса к жизни. Глупец имеет вкус к одурманиванию, а святой - к молитве. Их объединяет то, что и тот и другой имеют вкус, но к разной деятельности. Если человек улучшает свой вкус к жизни, то жизнь меняется следом. Практика благости - это гарантия того, что Вы обретете высший вкус к жизни и полностью реализуете себя как личность».

00:14:41 Е. пишет: «Вообще, мне порой прогресс представляетс так. Сначала идет все хорошо, соблюдаю режим дня, правильное питание и так далее. Но через какое-то время становится все плохо - ничего не получается, нарушаю режим дня, начинаю есть что попало и не вовремя. Похоже на маятник - то одно состояние, то другое. Нет золотой середины, а так хочется. Все понимаю, но делаю все в угоду чувствам».

00:15:14 Автор: «Прогресс присходит очень незаметно, подобно тому, как если Вы положите ядро от пушки на землю, то сразу ничего не произойдет. Но когда Вы прийдете через месяц и посмотрите, то ядро будет наполовину в земле. Процесс совершенствования идет очень медленно. Вы личность. Вас Вселенная и Вы во Вселенной. Все это не может измениться в один миг, все творение взаимосвязанно, оно подчинено Высшим законам. Юристы знают, что если надо изменить или создать закон, то следует согласовать эти нововведения со всей правовой базой страны, это очень емкий процесс. Так и в личности - чтобы внести в нее малейшие изменения, должны произойти глобальные перемены во всей вселенной. Двумя главными качествами, которыми следует запастись на пути развития благости, являются терпение и постоянные усилия, энтузиазм».

00:16:29 Е. пишет: «Спасибо за поддержку, за нужные слова. Я прилагаю максимум усилий, чтобы делать все, как необходимо, чтобы приблизиться к жизни в благости. Есть очень большое желание стать лучше, светлее, обуздать свои чувства, чтобы они были у меня под контролем, а не я у них».Автор: «Желаю Вам удачи!»

00:17:04 Руководство по ведению дневника «В благости».

00:17:09 Дневник «В благости» является действенным инструментом для продвижения сознания к добродетельности и Богу. Если Вы регулярно будете заполнять этот дневник, то обретете утешение, спокойствие ума и совершите быстрый прогресс на духовном пути. Ежедневно заполняйте дневник и Вы получите необыкновенные чудесные результаты. В Шримад Бхагаватам, 11.25.2.5 перечисляются эти результаты: контроль ума и чувств, терпимость, проницательность, верность предписанному долгу, правдивость, милосердие, тщательное изучение прошлого и будущего, удовлетворенность при всех обстоятельствах, великодушие, щедрость, отрешенность от чувственных наслаждений, вера в духовного учителя, чувство стыда, возникающее при совершении недостойного поступка, благотворительность, подача милостыни, простота, смирение и внутренняя удовлетворенность. Все это - качества гуны благости.

00:18:32 Если Вы пока не можете по каким-то причинам соблюдать какой либо пункт, то дайте пояснение для себя же, в отдельном примечании, почему это так, что Вам мешает. Вы можете записывать примечания в специальную колонку для заметок, в которой можете прояснить те или иные нарушения или успехи. Даже если Вы не можете следовать всем пунктам дневника или некоторым из них, всё равно заполняйте дневник ежедневно. Не опускайте руки. Через внутреннее осмысление и переживания о неудачах Вы обретете силу и успех. Ежедневное напоминание о себе, о благости позволит Вам пробудить в себе правильную, истинную систему ценностей, которая поможет делать правильный выбор в любых ситуациях.

00:19:41 Пояснения по пунктам дневника.

00:19:46 Дневник содержит большее число пунктов, чем количество проводников благости, то есть более 10. Мы добавили их для того, чтобы проявить некоторые важные аспекты нашего бытия, которые позволят более детально подходить к процессу самоанализа и держать под контролем своё сознание. Порядок нумерации здесь полностью соответствует нумерации в самом дневнике. 1. Как долго Вы читали Священные Писания? «Тот, кто изучает Священные Писания и четыре Веды, но избегает знания о собственном Я и Боге, подобен ложке или черпаку, который готовит много пищи без знания об её вкусе» Чанакья Пандит, Нити-шастра, 15.11. Цитату, шлоку или половину цитаты, или строчку, или половину строчки, если не строчку, то слово, если не слово, то хоть половину слова необходимо читать ежедневно. Любая пища прийдет к ученому, изучающему понемногу каждый день.

00:21:08 «Потрать день на благотворительность, продолжение обучения и благую работу, но не трать день впустую. Время более ценно, чем деньги. Потерянные деньги можно заработать, но потерянное время потеряно навсегда» Чанакья Пандит, Нити-шастра, 2.13. «Изучение Свяшенных писаний, Шастр без практики - это яд. Непереваренная пища - это яд. Общество - это яд для бедных, и яд для старика - это молодая жена» Чанакья Пандит, Нити-шастра, 4.15.

00:22:01 Следует регулярно изучать религиозные писания, которые учат быть независимыми от спекуляции ума и от наслаждения материальных чувств, но не те, которые содержат описание ритуалов и мантр для увеличения материального невежества. Такие материалистические писания не уделяют внимания Верховной Личности Бога и, таким образом, восновном являются атеистическими. Через Священные Писания с нами говорит Господь. Он всегда рад дать нам мудрый совет и ответ на трудный вопрос. Наверняка, Вы не раз убеждались в этом. Сделайте же это удивительное общение регулярным.

00:22:58 «Абсолютные знания - благость, знания, основанные на двойственности - страсть, и глупое, материалистическое знание - в невежестве. Знание обо мне, о Боге, тем не менее, следует понимать, как духовное, которое находится выше гун» Шри Кришна, Шримад Бхагаватам, 11.25.24. Читайте книги,повествующие о Боге как можно чаще.

00:23:40 2. Употребляли ли Вы сегодня только чистую воду? «Вода, изливаемая из облаков, является лучшей водой. Нет могущества, равного могуществу воды. Свет глаз - самый лучший свет. Нет ничего дороже, чем зерно для пищи» Чанакья Пандит, Нити-шастра, 5.16. Конечно, можно сказать, что дождевая вода сейчас не самая чистая в связи с тем, что много отходов выбрасывается в атмосферу. Но, с другой стороны, кто в этом виноват? Раз уж люди лишили себя возможности пить самую лучшую дождевую воду, то теперь приходится выбирать из того, что осталось - то есть, чем пить воду с химикатами и с хлоркой из-под крана, лучше пить воду из родника. Если нет возможности пить воду из родника, то, наверное, надо подумать о том, чтобы сменить место жительства. Потому что какой смысл жить там, где нет возможности пить чистую воду? А точнее - ради чего жить? Без чистой воды не будет благости, а значит, не будет счастья. В крайнем случае следует пить талую или фильтрованную воду. Всегда следует принимать только чистую воду для удовлетворения жажды и для очищения тела. Нет необходимости пользоваться одеколоном, парфюмерией, пить водку, пиво и т.п., что является грязным проявлением воды.

00:25:35 3. Употребляли ли Вы сегодня только свежую пищу? Этот пункт продолжает тему чистой воды, так как пища очень связана с водой. «Пища, которая нравится тем, кто в благости, увеличивает продолжительность жизни, очищает человека и дарует силу и здоровье, счастье и удовлетворение. Такая пища сочная, маслянистая, целебная и приятная сердцу. Пища, которая слишком горькая, кислая, соленая, горячая, острая, сухая и горелая дорога тому, кто в страсти. Такая пища является причиной стрессова, страданий и болезней. Пища, приготовленная более чем за три часа до еды, пища безвкусная, разлогающаяся, вонючая и грязная пища, состоящая из объедков и из неудобоваримых компонентов дорога тем, кто находится в невежестве.» Шри Кришна, Бхагавад Гита, 17.8.10.

00:27:04 Коментарии. Пища должна увеличивать продолжительность жизни, очищать ум и прибавлять силы. Это её единственное предназначение. В прошлом великие авторитеты, мудрецы, определили те продукты, которые укрепляют здоровье и увеличивают продолжительность жизни. Молоко и молочные продукты, сахар, рис, пшеница, фрукты и овощи. Все они особенно нравятся тем, кто находится в гуне благости. Некоторые продукты, например, печеная кукуруза или черная патока не очень вкусны сами по себе, но становятся вкусными в сочетании с молоком и другими продуктами. Тогда они тоже относятся к гуне благости. Все эти продукты чисты по природе, они разительно отличаются от оскверненной пищи, такой как вино и мясо.

00:28:06 Пища, богатая жирами, о которой упоминается в 8 стихе, не имеет в своем составе жиров, полученных в результате убийства животных, то есть, насильственным путем. Жиры животного происхождения содержатся в молоке - самом чудесном из всех продуктов. Получая животные жиры из молока, сливочного масла, сыра и других молочных продуктов мы избавляемся от необходимости поддерживать убийство невинных животных. Делать это могут только варвары. Цивилизованные люди получают необходимые им жиры из молока, а убийство животных может быть нормой только среди нелюдей. Белок в изобилии поступает в наш организм из гороха, [дала], цельной пшеницы и некоторых других продуктов.

00:29:07 Пища в гуне страсти горькая, пересоленная, слишком горячая или с большим количеством специй вызывает уменьшение слизи в желудке, что ведет к развитию различных заболеваний. В гуне невежества или тьмы находятся, главным образом, невежественные продукты. Любая пища, приготовленная более чем за три часа до употребления, за исключением прасада, пищи, предложенной Господу, является пищей в гуне тьмы. Разлагаясь, такая пища начинает издавать неприятный запах, который привлекает людей в гуне невежества и вызывает отвращение у тех, кто находится в гуне благости. Остатками пищи можно питаться лишь в том случае, если эта пища была первоначально предложена Верховному Господу или её ел святой человек, в особенности, Духовный Учитель. В противном случае, остатки чужой пищи находятся в гуне тьмы и являются источником инфекционных и других заболеваний. Такая пища привлекает людей в гуне тьмы, но отталкивает людей в гуне благости, которые никогда даже не дотронутся до такой пищи.

00:30:40 Самой лучшей пищей являются остатки блюд, предложенных Верховной Личности Бога. В Бхагавад Гите Верховный Господь говорит, что он принимает блюда, приготовленные из овощей, молока, муки и предложенные ему с любовью и преданностью: [Патрам пушпам пхалам тоям]. Разумеется, главным из того, что принимает у нас Верховная Личность Бога, является наша любовь и преданность, однако говорится также, что прасад должен быть приготовлен в соответствии с определёнными правилами. Любая пища, приготовленная согласно указаниям Шастр и предложенная Верховной Личности Бога, годится для употребления даже если она была приготовлена очень давно ибо это трансцендентная пища. Следовательно, для того, чтобы сделать пищу чистой, съедобной и удовлетворяющей вкусы всех людей, её необходимо предложить Верховной Личности Бога.

00:31:58 Есть сектрет приготовления пищи с учетом первоэлементов - земли, воды, огня, воздуха, эфира. сначала мы берем продукт, который произошел из земли, помещаем его в воду, воду ставим на огонь, огонь горит из-за наличия воздуха, а воздух существует в эфире или в пространстве. Наличие всех элементов способствует приготовлению. Но пройдя все эти этапы пища все же ещё не до конца готова. Следует помнить, что все элементы произошли от Бога. Источником всего является Бог. В Бра́хма-самхи́те можно прочитать такие красивые строки: «Верховная Всепривлекающая Личность Бога имеет тело, состоящее из вечности, знания и блаженства. Он, защитник святых, один является изначальным. Он причина всего, но сам он не имеет причины».

00:33:17 Следовательно, последним логическим этапом приготовления пищи является обработка её духовным элементом, т.е. предложением пищи Богу. Грубые процессы смягчают воду физически, одухотворение же смягчает её духовно, устраняет грех убийства, пусть даже растения. Перед глазами Бога нет разницы, кого мы убиваем - корову или капусту. И то и другое - живые существа, просто в различных телах. Но в Бхагавад Гите Верховный Господь говорит, что он принимает блюда, приготовленные из овощей, молока и муки, предложенные ему с любовью и преданностью [Патрам пушпам пхалам тоям]. Поэтому, следует освящать пищу, предлагая её Богу.

00:34:22 Заметьте, что Богу не следует предлагать мясо, рыбу, яйца, [интоксикацию]. Все это продукты невежества и в Бхагавад Гите, 3.13, говорится: «Люди, посвятившие свою жизнь Богу, освобождаются от всех видов греха, потому что они едят пищу, предложенную вначале на жертвоприношении. Другие, те, кто готовит пищу для удовлетворения своих чувств, поистине, едят один лишь грех». Одухотворение пищи разрушает грехи и позволяет нам превратить обычный приём пищи в средство продвижения на духовном пути. Это также подтверждается в Чхандогья-упанишаде. При совершении жертвоприношения пища становится освященной. А в процессе употребления освященной пищи собственное бытие становится очищенным. В процессе очищения существования, более мелкие ткани и памяти становятся освященными. А когда память освящена, человек может думать об освобождении.

00:35:43 В объяснении этого пути Господь раскрыл духовную истину, которая существует на далеком берегу мира, наполненного тьмой. Это также подтверждается в Шримад Бхагаватам, 11.25.28., где, в частности, говорится: «Пища, которая полезна, чиста и достается без проблем, находится в гуне благости. Пища, которая приносит немедленное удовольствие чувствам, находится в гуне страсти. А пища, которая нечиста, вызывает расстройства, болезнь, находится в гуне невежества».

00:36:30 Если Вы собираетесь перейти на вегетарианскую диету, то, пожалуйста, обратитесь за советом к людям, которые уже давно практикуют вегетарианство. К сожалению, бывают случаи, когда люди, отказываясь от мяса, теряют здоровье в больших масштабах, нежели при употреблении мяса. Так происходит из-за незнания того, какой должен быть рацион, как нужно правильно питаться, будучи вегетарианцем.

00:37:04 Как готовить и предлагать пищу.

00:37:09 Начать надо прежде всего с выбора продуктов, которые мы собираемся предлагать Богу. В Бхагавад Гите Господь говорит, что пищу можно разделить на три категории, в зависимости от гун материальной природы - благости, страсти и невежества. Молочные продукты, злаки, сахар, овощи, фрукты, орехи и т.п. относятся к гуне благости и это можно подносить Господу. Но пища, которая в страсти и в невежестве, не подносится ему. Бог объясняет в Бгагавад Гите, что такая пища вызывает страдания, несчастья и болезни. И что она безвкусна, разложившаяся и дурно пахнущая. Не трудно догадаться, что речь идет о мясе, рыбе и яйцах и т.д. Все это- суть пища, относящаяся к низшим гунам материальной природы, как, впрочем, и грибы. Их не следует предлагать Богу.

00:38:18 Кофе и чай, как ни парадоксально, представляют собой наркотические вещества - они содержат кофеин, их также нельзя предлагать Господу. Зато взамен можно заваривать чай из множества чудесных, ароматных вкусных и целебных трав.

00:38:37 При покупке продуктов важно помнить о том, что мясо, рыба и яйца могут входить в состав вегетарианских продуктов, поэтому необходимо внимательно изучать этикетки и в сомнительных случаях спрашивать продавцов или обращаться на фабрику. Например, кисломолочные продукты и сметана некоторых сортов содержат желатин, который производится из рогов, копыт и костей забитых на бойне животных. Необходимо также убедиться, что сыр, который Вы покупаете, не содержит сычуга - фермента, извлекаемого из тканей телячьего желудка. В идеале следует избегать также и пищи, приготовленной тем, кто сам грешит и не предан Господу. Тонкие законы природы таковы, что сознание повара воздействует на пищу не только на физическом уровне, но и на тонком. Такая пища становится проводником неуловимого воздействия на наше сознание, причем, особо подвержены этому влиянию блюда из зерновых культур, поскольку зерно способно интенсивно впитывать в себя тонкую ментальную скверну.

00:39:56 Кроме того, насколько возможно, мы должны употреблять только свежие натуральные продукты. Когда мы готовим пищу, необычайно важно соблюдать чистоту, поскольку чистоплотность и праведность - родные сестры. Господу нельзя предлагать ничего нечистого, так что старайтесь содержать кухню в чистоте. Прежде чем готовить, обязательно тщательно вымойте руки.

00:40:26 Есть ещё одна тонкость - готовя пищу не пробуйте ее. Приготовление - часть медетационного процесса, ведь вы готовите пищу прежде всего для Господа, который должен первым попробовать её и насладиться ею. Если Вы готовите по испытанным, проверенным временем рецептам, у Вас все получится. Закончив приготовление еды Вы можете поднести её Господу.

00:41:04 Как предлагать еду Господу.

00:41:10 Хорошо иметь отдельную столовую посуду, а также прочую кухонную утварь исключительно для приготовления прасады, пищи для Бога. В идеале этот столовый прибор должен быть новым и никто другой никогда не должен им пользоваться. Когда еда готова, можно положить на эту особую тарелку понемногу от каждого блюда. Самый простой способ предложения - просто сказать: «Дорогой Господь, пожалуйста, прийми эту еду». Нужно помнить, что цель всего этого - выразить нашу преданность и благодарность Господу, поэтому старайтесь вложить в ваше приготовление еды для Бога всю Вашу любовь к нему и тогда он примет Ваше подношение. Бог самодостаточен, ему ничего не нужно, так что это подношение - способ выражения Вашей любви к нему и благодарности.

00:42:20 Предложив Господу еду, нужно в течение нескольких минут повторять молитву, которая близка Вашему сердцу или мантру «Харе Кришна»: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна, Харе, Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама, Рама, Харе, Харе. Затем прасад, что буквально означает «милость Господа», можно подавать на стол. Вся приготовленная еда считается теперь освещенной. Но та, что непосредственно находилась на тарелке Бога, почитается особо и называется Маха Прасад. Каждый должен, кроме всего остального, получить хотя бы чуть-чуть Маха Прасада. Попытайтесь оценить духовные качества прасада и помните, что он освобождает нас от воздействия кармы. Но прежде всего, наслаждайтесь им.

00:43:34 4. Находились ли Вы в обществе благостных людей? «С кем поведешься, от того и наберешься» - эта пословица актуальна во все времена. «Избегай компании низких людей, общайся только со святыми, молись Богу день и ночь и помни, что жизнь в человеческом теле не вечна» Чанакья Пандит, Нити-шастра, 14.20.

00:44:09 Слово [«дурджана»] означает «нецивилизованный человек», т.е. тот, кто живёт не в соответствии со Священными Писаниями, а как кошка или собака ест, спит, защищается и совокупляется. следует найти святых людей и общаться с ними чем чаще, тем лучше. Один миг общения с мудрецом может изменить всю Вашу жизнь в лучшую сторону. История знает пример Вальмики, Нарады и других святых, которые ранее, ведя обычный образ жизни, пообщавшись с духовно-продвинутыми людьми, очень быстро достигли просветления.

00:44:57 5. Находились ли Вы сегодня в благостных местах? «Проживание на природе, в лесу - в благости, проживание в городе - в страсти, проживание, нахождение в игорных заведениях, ночных клубах, ресторанах и т.п. - в невежестве и проживание в месте, где живу я, Бог, духовно. Такое место находится выше гун.» Шри Кришна, Шримад Бхагаватам, 11.25.25.

00:45:44 Если Вы живете в городе, подумайте, пожалуйста, о том, чтобы перебраться из города в деревню, ближе к природе. Жизнь рано или поздно закончится, но как мы её проживем - в спокойствии, на лоне природы или в городской суете - решать нам. Или хотя-бы почаще выезжайте на природу и посещайте церкви, храмы, монастыри, мечети и синагоги.

00:46:18 6. В котором часу Вы легли спать? Этот и три последующих пункта будут посвящены времени. «Время поглощает все творение. Время убивает людей. Время бодрствует, когда спит весь мир. Невозможно преодолеть время.» Чанакья Пандит, Нити-шастра.

00:46:50 Следует подчиниться времени и не кичиться искусственно навязанными названиями, такими как «сова» или «жаворонок». В природе все просто - ночью надо спать, а днем - трудиться. Так называемые совы - это обычные люди, только в невежестве. Если понаблюдать, то можно заметить, что у них проявлены все признаки невежества, их окружают множество проблем. Ради собственного же блага следует приучить себя ложиться спать пораньше. Ложиться спать следует не позже 22.00 часов, иначе организм и ум не смогут отдохнуть должным образом. И, как следствие, будет очень трудно встать рано утром. Помните, что завтра начинается сегодня.

00:47:49 7. В котором часу Вы встали с постели? «Следует проснуться и встать с постели в брахма-мухурту - за 1 час, 36 минут до восхода солнца. И повторить имена Кришны, прославить Бога.» Хари-бхакти-виласа 3.20.

00:48:15 «Богиня Процветания отворачивается от того, кто надевает грязную одежду и не чистит зубы, ест как обжора, грязно выражается и встаёт после восхода солнца, даже если это сам муж Богини Процветания, Господь.» Чанакья Пандит, Нити-шастра, 15.4. То есть от него уходит благополучие, здоровье, красота и свежесть. Вставать с постели следует до восхода солнца. Особенно благоприятным временем для поъема является 1 час 36 минут перед восходом, это время называется брахма-мухуртой. В это время вся природа находится в идеальном состоянии - в благости. И человек, бодрствующий в это время, наполняется этим состоянием, которое прнесет через весь день.

00:49:24 8. Сколько часов Вы спали? «Мужчине нужно спать 6 часов, женщине - 7, а дураку - больше.» Наполеон. Здоровому человеку не следует спать больше 6 часов, этого времени вполне достаточно для отдыха ума и тела. Если утром в обычных жизненных обстоятельствах тяжело вставать, то значит, что Вы либо поздно легли, либо переели. Только больному человеку рекомендуется спать больше времени.

00:50:04 9. Работали Вы сегодня не ради результата, а просто с радостью исполняя свой долг? «Работа, совершаемая как подношение мне, Богу, без размышлений о плодах труда, считается в благости. Работа, совершаемая с желанием насладиться плодами труда, считается в страсти. И работа, побуждающая к совершению насилия и зла считается в невежестве.» Шри Кришна, Шримад Бхагаватам, 11.25.23.

00:50:46 «Работник, свободный от привязанности, находится в гуне благости. Работник, ослепленный личным желанием, находится в гуне страсти. И работник, который полностью позабыл, как отличить истинное от ложного, находится в гуне невежества. Но работник, который принял убежище у меня, находится выше гун природы» Шри Кришна, Шримад Бхагаватам, 11.25.26.

00:51:21 «Выполняй свой долг, ибо такой образ действия гараздо лучше любого бездействия. Даже для того, чтобы поддержать своё материальное тело, каждому приходится работать» Шри Кришна, Бхагавад Гита, 3.8.

00:51:42 «Всякая деятельность должна выпалняться как жертвоприношение Господу, иначе деятельность закует живое существо в кандалы материального рабства. Поэтому, о сын Кунти, действуй ради удовлетворения Господа, ибо только так ты сможешь вырваться из материального плена» Шри Кришна, Бхагавад Гита, 3.9.

00:52:12 «Следовательно, будучи непривязанным к плодам своей деятельности, каждый должен действовать из чувства долга, работая без привязанности. И так человек может достичь Всевышнего» Шри Кришна, Бхагавад Гита, 3.19.

00:52:34 «Как невежественный человек совершает свои обязанности с привязанностью к результату, то же самое может делать и образованный, но без привязанности, а с целью вести людей по верному пути» Шри Кришна, Бхагавад Гита, 3.25.

00:52:58 «Введенная в заблуждение духовная душа считает себя исполнителем действий, хотя, в действительности все делают гуны материальной природы» Шри Кришна, Бхагавад Гита, 3.27.

00:53:17 Из выше изложенного можно сделать вывод, что человек, находящийся в благости, понимает, что все делает не он, а гуны материальной природы. Поэтому он не привязан к результатам своего труда. Человек, пребывающий в страсти и в невежестве, считает себя исполнителем действия. Он привязан к результату труда и таким образом находится в полной иллюзии. Во-первых, потому, что все делают гуны, а во-вторых, потому что результат не зависит от человека. Таким образом, невежественные и страстные люди страдают вдвойне. С одной стороны - от того, что результаты не всегда достижимы, а с другой стороны, от того, что такая деятельность может принести не желаемый результат в форме счастья, а совсем противоположный - в форме страдания. В любом случае ситуация не выгодная. Поэтому следует развивать благость. Потому что только в состоянии благости можно, оставаясь наблюдателем, быть свидетелем того, как действуют гуны и не вовлекаться самому в их игру.

00:54:38 Следует занять себя в бескорыстном самоотверженном служении. Начать можно с мелочей - просто печь лепешки и раздавать нищим у церкви. Это, конечно, все очень индивидуально. Если у Вас возникают вопросы как и что лучше делать, напишите, пожалуйста, мы изучим Ваши склонности и поможем подобрать для Вас тот вид деятельности, занимаясь которым Вы почувствуете удовлетворение и покой. А главное, Вы сможете делать это не задумываясь о результатах для себя. Это очень важно для духовного развития.

00:55:26 10. Размышляли ли Вы сегодня о Боге? Этот пункт дневника отражает восьмой проводник благости - Дхьяну - медитацию. Выше уже достаточно говорилось о медитации, осталось лишь напомнить, что следует медитировать на Бога, то есть, размышлять о нем. «Следует медитировать на Верховную Личность Бога как на того, кто знает все. Он самый старший из старших. Он управляет всем. Он меньше меньшего. Он поддерживает все сущее.[Он] кто стоит за всем материальным, не постижим, не объясним и кто всегда Личность. Он сияет словно солнце. Он духовный, не соприкасается с материей» Шри Кришна, Бхагавад Гита, 8.9.

00:56:34 Также следует самостоятельно изучать первоисточники - Ведические Писания. Такие, как, например, Шримад Бхагаватам и Бра́хма-самхи́ту, в которых описываются формы, игры и качества Верховной Личности Бога. такое чтение поможет углубить медитацию и сделает её более «вкусной».

00:57:03 11. Сколько времени Вы посвятили мантре, молитве? «Есть только одна мантра - Святое имя Бога» [Гита-Махатмья ]. Бог один, но у него множество имен. И это не удивительно - ведь люди говорят на разных языках - это одно, а другое - то, что Бог проявляет себя по-разному. Кто-то видит его Отцом, кто-то Матерью, кто-то может сказать, что он Вседержитель. Сколько людей, столько и мнений. Всевышний, Отец, Творец, Аллах, Иегова, Кришна, Будда, [Мать], Бог и т.д. Все это - имена Единого Бога. Это, своего рода, технические описательные термины, которые не меняют сути описываемого предмета, то есть Бога.

00:58:12 Почему в Ведах такое имя Бога, как Кришна провозглашается самым Высшим? Есть два аспекта, они содержатся в самом смысле этого слова. Первый - это Всепривлекающий, второй - Освобождающий от круговорота рождения и смерти. Господь привлекает всех - и атеисты, и верующие верят в Бога, только одни верят, что он есть, а другие - в то, что его нет. Так или иначе, равнодушных нет. Господь привлекает внимание всех и в этом его величие и превосходство над всеми другими живыми существами. Нет никого более знаменитого, чем Бог. На санскрите это звучит, как «Кришна». Это описательный термин.

00:59:07 Второе значение, это то, что Господь освобождает душу из бренного мира рождений, смерти, невежества, страданий и дает душе прибежище в своей вечной обители, где царит Вечность, Знание и Блаженство. Есть ли у кого-то еще, кроме Бога такая возможность разместить душу, то есть каждого из нас в столь комфортных условиях? Нет. И стово «Кришна» как раз таки вмещает в себя эту емкую характеристику Бога.

00:59:44 Конечно, у слова «Кришна» гараздо больше значений, чем два. Например, Кришна переводится как «черный, темный, синий» и невежественные неграмотные люди, помешанные на религиозных отождествлениях, видя в любом, непонятном для их узкого сознания термине проявления лукавого, заявляют, что Кришна значит «черный», а черный зачит «сатана». Соответственно, в глазах невежественных людей, те люди, которые говорят санскитское слово «Кришна» вместо русского «Бог», в действительности сатану, черного считают Богом. Но это абсурд. Даже в английском и русском языке есть такой казус. Так, на английском языке слово Бог звучит как «Гад», но это же не значит, что нам следует буквально воспринимать комбинацию этих звуков, а всех англоязычных считать гадопоклонниками или гадами. Хочется лишь процитировать Крылова: «Невежды судят точно так - в чем смысла не поймут - то все для них пустяк».

01:01:06 Не так важно на каком языке и каким именем Вы называете Бога, просто молитесь ему. Это главная идея. Цель Вед - познать Бога [текст на санскрите]. Но не переделать христиан в индусов, американцев в индусов и не переодеть всех людей в сари и дхоти - это не цель, это слишком мелко. Цель всех Вед - познать Бога. «Всегда думай обо мне. Стань моим преданным, поклоняйся мне и выражай мне своё почтение. Тогда ты непременно прийдешь ко мне. Я обещаю тебе это ибо ты мой самый дорогой друг» Шри Кришна, Бхагавад Гита, 18.65.

01:02:13 Молиться или читать мантры следует после того, как Вы проснулись и совершили омовение. Следует надеть чистые одежды и, находясь в чистом помещении, совершать молитву или читать мантру. Утро - это самое благоприятное время для самосознания и молитв. Начните сначала уделять небольшое количество времени для мантры или молитвы и со временем Вы почувствуете энтузиазм и Вам спонтанно захочется тратить на это гараздо больше времени. Мантра или молитва утром - это установка на счастье, которое будет сопровождать Вас целый день. Во время повторения мантр человек контактирует с Богом, а это значит, что он наполняется счастьем. Память сохранит для Вас те эмоции, которые Вы испытывали в утренние часы и пронесет их через весь день.

01:03:26 «О, мой Господь, одно твоё Святое Имя может даровать все блага живому существу и у тебя тысячи и миллионы имен таких, ка Кришна и Говинда. В эти духовные имена ты вложил все свои превосходные энергии и нет жестких правил для повторения этих имен. О, мой Господь, по своей доброте ты позволил нам легко достичь тебя, повторяя твои Святые Имена. Но я настолько неудачлив, что не имею привязанности к повторению твоих имен» Шри Чайтанья Махапрабху, Шри Шикшаштака, второй текст.

01:04:21 Сама по себе идея важности Святого Имени Господа не нова - она прослеживается практически во всех мировых религиях, например, в христианстве: «Господи, да святится Имя твое». В исламской традиции тоже всегда повторяется имя Бога: «Аллаху Акбар» - Бог велик. Проблема не в том, какое имя Бога повторять, проблема в том, что у нас нет привязанности к такому повторению. Ежедневная практика молитвы поможет нам развить привязанность. Привязанность появится в результате обретения духовного опыта общения с Богом при повторении его Святого Имени. Святое Имя Бога не отлично от Бога, следовательно, если Вы всегда повторяете Святое Имя Бога, то рано или поздно Вы поймете, что Бог всегда с Вами. Он откликнется. «Насколько люди предаются мне, я отвечаю им соответственно» Шри Кришна, Бхагавад Гита, 4.11.

01:05:41 12. Совершали ли Вы сегодня омовение и сколько раз? Этот пункт отражает следующий проводник благости - самскары или очистительные мероприятия. В Курма-пуране говорится, что без совершения [прастханы] - омовения до восхода солнца, человек остается нечистым и не может выполнять ежедневные обязанности цивилизованного человека, такие как джапа-повторение мантр и молитв на четках, [хума]- огненные жертвоприношения и поклонения на алтаре. Если человек кушает пищу не омывшись, говорится, что он вкушает только грязь, отбросы и к чему бы он не прикоснулся, все становится грязным, как и он сам.

01:06:40 В Падма-пуране говорится, что тот, кто не омывается по утрам, будет страдать в аду. Заметим, что в Шримад Бхагаватам, 11.19.40.45, Кришна говорит, что рай и ад это ни что иное, как преобладание благости или невежества соответственно. Следовательно, омовение повышает нас до благости, а его отсутствие - опускает в невежество, в ад. [Прастхана] обязательна для всех, за исключением больных. В Ведической культуре омовение считается священным актом и сопровождается медитацией на Бога и чтением молитв.

01:07:34 Омовение тела позволяет человеку очиститься внешне и внутренне. Омовение очищает как тело, так и ум. Для поддержания благости рекомендуется совершать омовения минимум два раза в день - утром и вечером. Также следует принять омовение после опорожнения кишечника.

01:08:04 Заключение.

01:08:07 Люди самого низшего уровня находятся в невежестве. Невежество означает лень. Лень - это невежество. Страсть - это активность, а благость - это серьезность и здравомыслие. Мы не видим, что все люди этого мира находятся под влиянием одного и того же состояния. Кто-то находится в благости, кто-то в страсти, а кто-то в невежестве. Но в этот век - Кали-Югу - 75% людей живут в невежестве и, может быть, 10-15% - в страсти и едва ли 5% - в благости. Поэтому, основная часть населения в этот век не может заниматься медитацией или проводить грандиозные жертвоприношения, или совершать храмовые поклонения. Они просто не в состоянии этого делать.

01:09:08 Вся беда в том, что человек находится в заблуждении. Находясь под покровом материальной энергии, люди просто заблуждаются. Но когда мы переходим под влияние чистого состояния, то восприятие становится трезвым. Например, если мы очистим зеркало от пыли, то сможем увидеть наше лицо очень отчетливо. Точно так же, когда мы счищаем всю материальную пыль с нашего ума, мы можем видеть, кто мы такие.

01:09:45 Когда мы в невежестве, мы отождествляем себя с этим телом и с телесными взаимоотношениями. Когда мы в страсти, мы очень активно действуем для того, чтобы создать какие-то удобства для своего тела. Но если мы в благости, мы можем видеть, кто мы есть на самом деле. В благости мы видим - я не тело, я- душа.

01:10:19 Конечно же, любой человек может понять, что он не тело. Любой человек может увидеть разницу между мертвым человеком и живым человеком. Когда человек уже мертв, родственники плачут и скорбят: «О, мой сын, ты ушел!» «О, мой отец, ты ушел!» «О, моя жена, ты ушла!» Но, если мы подумаем, вот Ваша жена, она лежит здесь, Ваш сын тоже лежит здесь, почему же Вы говорите, что он ушел? Да, он действительно ушел, но проблема в том, что пока он ещё не ушел, пока он ещё в этом теле, мы думаем, что это тело - это и есть мой сын или моя дочь. Это - невежество.

01:11:14 Когда все заканчивается, мы можем понять, что это тело - это не мой сын, это тело - это не моя дочь, это тело - не мой отец. Мы понимаем это только тогда, когда все уже закончится. И тем не менее, даже после такого опыта, мы продолжаем думать: «Я являюсь этим телом». Вот это называется невежеством. каждую секунду мы убеждаемся в том, что тело является материей. Когда душа уходит из тела, тело становится бессмысленным, бесполезным. Тем не менее, мы продолжаем думать: «Я буду жить в этом мире вечно! Позвольте мне наслаждаться этими телесными чувственными удовольствиями!» Это все - невежество.

01:12:13 Нужно отбросить это невежество, если мы действительно хотим быть счастливыми и умиротворенными. Никто из тех, кто находится в невежестве, не может быть счастлив, мы убедились в этом не выше приведенном примере. Те, кто продвинуты в сознании, относительно счастливы в этом мире, но те, кто в невежестве - несчастны. Под покровом иллюзорной энергии, этот человек, который несчастлив, тем не менее думает: «Я счастлив». К примеру, Вы можете увидеть, сколько пьяниц живёт на улице. Они думают, что они счастливы. Но другие, которые идут мимо по улице, понимают, что они далеко не счастливые люди. Вот что происходит.

01:13:09 Итак, нужно отбросить эти гуны невежества и страсти. Если мы не отбросим страсть и невежество, то нет никакой возможности стать умиротворенным и счастливым. Мы знаем это, мы убеждались в этом. Когда, например, небо заволакивают тучи, мы не очень-то счастливы, но как только появляется солнце, как только небо светлеет, мы говорим: «О, сегодня такой прекрасный день!» Почему мы так говорим? Потому что мы видим свет. И когда мы приходим к благости, мы видим свет знания и поэтому думаем: «О, это так чудесно!»

01:13:59 Но если мы остаемся только на этом уровне, если мы просто говорим: «О, это так чудесно! Такой прекрасный день!», это ещё не все. Вы должны использовать этот замечательный день, иначе, зачем Вам этот замечательный день? Зачем он Вам нужен? Точно также Вы должны полностью использовать знания. И в чем выражается это полное использование знания? Полное использование знания - это осознание Бога. Если человек не приходит к этому уровню - к сознанию Бога, он в большей или в меньшей степени находится в невежестве.

01:14:52 Итак, совершенство знания - это осознание Бога. В Бхагавад Гите, 7.19, можно прочитать: [«бахунам джанманам анте, гйанаван мам прападйанте»] - после многих и многих жизней, посвященных борьбе за получение знания, человек осознает, что Господь - это все. Это означает, что он достиг совершенство знания. Это совершенство знания достигалось в Эпоху Благости - Сатья-югу через медитацию, в Трета-югу - через жертвоприношение, в Двапара-югу - храмовые поклонения. В этот век, Кали-югу, совершенство достигается посредством Нама-киртан - повторения Святых Имен Бога. Если наше сознание не совершенно, даже если Бог предстанет перед нами сам, мы не сможем понять, что это - Бог. И мы сможем достичь квалификации, с помощью которой сможем понять, кто такой Бог или сможем достичь знания только в гуне благости.

01:16:18 Напоследок мне лишь ещё раз хочется напомнить Вам, что за свою свободу мы отвечаем сами. У Вас есть свобода выбора - как Вы будете жить - решать Вам. Я же, в свою очередь, используя свой свободный выбор, от всего сердца прошу Вас культивировать благость в своей жизни и приносить истинное счастье себе и окружающим. С уважением, Николай Бондаренко.

транскрибирование: Марина Боброва | Киев | Украина | 30 January 2015