Люди рабочего класса

Аюрведа радио - 30 ноября 2007
запись эфира для начинающих из раздела «Общество» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:12:17 | качество: mp3 24kB/s 12 Mb | прослушано: 337 | скачано: 501 | избрано: 15
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:08 [Радиоведущая] Добрый вечер, дорогие радиослушатели, мы продолжаем нашу программу. Игорь Прокошев, ведический астролог, тренер в области личностного роста. Мы продолжаем наш семинар: «Как найти своё место в жизни. Профессиональная ориентация». Лекция четвёртая, прямой эфир. Здравствуйте, Игорь.

00:00:25 [Прокошев И.А.] Добрый вечер, Наталья, добрый вечер, дорогие радиослушатели. Я очень рад снова быть с вами сегодня. Сегодня мы даём финальную лекцию из нашего семинара по профессиональной ориентации и тому, как найти своё место в жизни. Сегодня мы хотим поговорить на очень необычную тему, мы немного отойдём в сторону от узкопрофессионального подхода и поговорим об ашрамах (как их называют на санскрите) – это, по сути дела, разные жизненные этапы человека. Но перед этим я бы хотел сделать некий краткий обзор того, о чём мы говорили на наших прошлых лекциях, чтобы те, кто присоединились сегодня, имели представление, о чём речь.

00:01:18 Итак, мы говорили о социальном устройстве общества и о том месте, которое каждый из нас занимает в этой системе, играет ту или иную профессиональную роль. Как вы знаете, человек в социальной жизни, как правило, несёт две основные социальные роли – это его профессиональная роль, а также его отношение к семейной жизни. И вот как раз сегодня мы об этом и будем говорить, о том, каким образом человек исполняет свои семейные обязанности или находится в отречённом укладе жизни. То есть, по сути, существует два варианта.

00:02:03 Но перед этим, давайте всё-таки сделаем краткий обзор того, о чём мы уже говорили. Итак, вся социальная система делится на четыре уклада жизни, или на четыре профессиональных сословия. Первая, самая важная социальная группа, это группа интеллектуалов и духовных религиозных деятелей. Она, как правило, отличается очень высоким уровнем знания, высоким развитием личных качеств и духом самопожертвования. В древней ведической литературе, этот класс называют «головой» общества.

00:02:42 Они являются учителями и должны пользоваться максимальным уважением и поддержкой со стороны всех других сословий. Потому что они… их можно назвать отцами нации. Из них вырастают духовные лидеры, лидеры, которые определяют стратегическое направление развития общества. Эти люди создают идеологию общества. Величайшие учёные всех времён относились к этому классу людей.

00:03:16 Талантливейшие писатели, которые оставили глубокий след в жизни человечества, такие как Лев Толстой, Чарльз Диккенс, Торо (известный американский писатель и философ). Вот это лишь некоторые примеры людей такого рода. Или выдающиеся религиозные деятели, такие как Иисус Христос или пророк Муххамед. Или величайшие учителя Индии – Великананда, Шрила Прабхупада, Рамакришна. Все они являются представителями как раз этого сословия.

00:04:00 Их достаточно немного в социальной лестнице. Они представлены лишь незначительным процентным содержанием. Здесь уместно привести пример с пирамидой – всегда на вершине места меньше, чем у основания. Голова занимает не самую большую часть в нашем теле, но если её убрать, то всё остальное тело становится просто бесполезным. Голова – это мозг, она определяет цель в жизни, смысл жизни, направление в жизни.

00:04:37 Второй, тоже очень важный класс людей – это класс правителей и воинов, которые отличаются очень мощным духом самопожертвования. Это один из также главных классов людей. Они призваны помогать интеллектуалам и воплощать в жизнь эти идеи, идеологию. По сути дела, они представляют собой руки общества, руки и грудную клетку, мощную и широкую, которая свойственна воинам. Они широко представлены в политическом классе. Бюрократическая система управления так же, как правило, состоит из людей такого склада. В лучшем смысле я употребляю слово «бюрократ», это человек, который находится в этой управленческой социальной лестнице. А также сюда входят люди, которые занимаются военным ремеслом. Ну и в последнее время сюда можно до какой-то степени отнести также людей, которые занимаются профессиональным спортом. Хотя здесь уже есть некоторое перекликание с бизнесом, потому что современный спорт во многом становится профессиональным коммерческим.

00:05:56 И наиболее яркие примеры представителей этого класса… Я как раз недавно изучал автобиографию Александра Македонского, который прожил очень короткую жизнь (по-моему около 30 лет с небольшим), но слава о нём до сих пор жива и многих детей до сих пор в Азии даже пугают, когда они не хотят спать, им говорят: «Спи давай, а то сейчас Александр придёт и заберёт тебя». То есть, в то время как у нас в России пугают белым бычком, по-моему, в Азии до сих пор пугают Александром Двурогим, как его называют. А помимо этого мы также знаем примеры других великих завоевателей-полководцев, таких, как Чингисхан, Наполеон и т.д. То есть они в наиболее яркой степени представляют людей, которые движимы жаждой славы, власти, доминирования, очень высоким духом конкуренции, желанием совершать великие дела… Бесстрашные, и могут даже принести в жертву свою жизнь и жизнь многих людей ради того, чтобы достичь своих целей. Неординарные личности, герои.

00:07:19 Если интеллектуалов можно назвать «умниками», «вундеркиндами» и т.д., то очень подходящий эпитет к слову кшатрий – это герой. И уровень страсти здесь, конечно, максимально проявлен: это и желание роскоши, и какого-то впечатления, которое они стараются оказать на общество. Следующий класс людей – это класс бизнесменов, которые создают материальное богатство и имеют очень сильную тягу к материальному процветанию: к деньгам, собственности, и статусу в какой-то степени. И без этих людей наше общество не достигло бы такого уровня материального развития. Хотя, нужно заметить, что представители низших сословий нуждаются в неком контроле со стороны высших сословий, потому что иначе их эгоистические желания начинают перерастать рамки разумного, и общество тогда будет идти к деградации. Эта система так и построена, что самые разумные должны находиться наверху общества. А люди, которые обладают менее возвышенными качествами, должны быть подчинены. Так же, как дети подчинены родителям, которые по определению должны быть более разумны.

00:08:46 И, наконец, класс служащих, или рабочий класс, который составляет большинство населения. Он призван к тому, чтобы служить более высоким сословиям и укладам общества и помогать материализовывать все эти планы и идеи, которые находят своё отражение в умах более высоких сословий. И, наконец, мы упомянули ещё об одной необычной группе людей, которые в нашу эпоху становится довольно заметной – это категория лиц, которые не нашли себя в жизни. Люди, которые опустились ниже человеческого достоинства и представляют собой класс социальных изгоев. Сюда мы отнесём многочисленную ныне армию людей, которые страдают алкогольной, наркотической зависимостью, люди, которые зарабатывают себе на жизнь какой-то антисоциальной деятельностью, допустим, проституцией или торговлей оружием, особенно незаконной и т.д.

00:10:09 То есть существует достаточно большая категория людей, которые, по сути дела, своей деятельностью наносят очень большой ущерб обществу. И задача общества, чтобы в максимальной степени ограничить эту деятельность и поставить под контроль. Такие люди не только разрушают себя, но и также и жизнь окружающих их людей. Можно себе представить, каковы результаты деятельности наркодельца, который может испортить жизнь тысячам людей, которые став наркоманами, они, по сути дела, потеряны.

00:10:48 И сегодня мы поговорим на тему, которая также является очень важной – это отношение человека к исполнению своих обязанностей по отношению к семейному укладу жизни. Изначально в обществе признаётся необходимым самоопределение человека, как с профессиональной точки зрения, так и с точки зрения того, как он должен быть расположен в рамках семьи или отречённого уклада жизни. Существует классическая система, согласно которой, в юности молодой человек (в данном случае речь идёт о мужчинах больше, но, в принципе, это применимо и к женщине также) проходил определённое обучение до 25 лет, в среднем.

00:11:36 Обучение… во-первых, он получал духовное образование, он изучал культуру, в частности, духовную культуру, то, каким образом он должен выполнять свои обязанности в обществе. Он обучался также и ремеслу; он обучался этикету, то есть то, каким образом он должен вести себя в обществе и какие традиции и обычаи соблюдать. И, таким образом, к двадцати пяти годам, молодой человек (обычно это относилось к людям, принадлежащим к высшим кастам, то есть к кастам бизнесменов, правителей и интеллектуалов) должен бы понимать, своё изначально духовное положение. То есть, очень глубоко прорабатывалась философия, понимание того, что мы не являемся временным смертным телом.

00:12:37 И это глубокое философское понимание позволяло человеку избегать страха смерти и ничем не контролируемого эгоизма, который обычно свойственен материалистичному пониманию жизни. Потому что когда человек думает о том, что он живёт один раз, и что он не несёт никакой ответственности за свои поступки, то это является очень сильным стимулом к безответственности, к тому, чтобы делать в жизни всё, что ему хочется без всяких ограничений и барьеров. В этом порочность материалистичной философии. Её лозунг: «Ешь, пей и веселись сейчас, а дальше хоть потоп», как сказала госпожа Помпадур, по-моему, это её реплика. Такие люди не понимают, что за каждый поступок мы несём определённую ответственность, и нам придётся расплачиваться за это.

00:13:40 Когда молодой человек проходил это обучение… как правило, это было в традиционных духовных школах, где учитель или гуру, как его называют на санскрите, он, фактически обучал всем сторонам жизни молодого человека. И, более того, эта атмосфера была очень сильно пропитана духом семейственности. Считалось, что между учениками и детьми духовного учителя нет никакой разницы, то есть он не проводил такого различия. И все они получали должную заботу также его жены, которая, по сути дела, была им второй матерью. В древней культуре считалось, что у человека существует несколько матерей: это мать, которая его родила; это жена его учителя; это жена царя, которая тоже является матерью своей нации; это корова, которая поит молоком не только своих детей, но и также всех остальных людей, которые зависят от неё; это также мать-земля; и кормилица также сюда ещё относится – женщина, которая играла роль няни и часто тоже кормила ребёнка своим молоком.

00:15:01 Вот эти женщины, они являются матерями человека и эта традиция развивает умонастроение, что человек должен ко всем женщинам, кроме своей жены относиться как к матери или как к своей дочери, если это младше по возрасту женщина. А мужчина, соответственно, воспринимается либо как отец, либо как социальный или духовный лидер, как учитель, либо как сын. Этот уклад развивал в обществе дух целомудрия и взаимного уважения. И когда молодой человек заканчивал это обучение, он по своей природе изъявлял желание либо вступить в семейный уклад жизни, либо принять пожизненный обет отречения. Он спрашивал разрешения у своего духовного учителя и тот, хорошо зная своего ученика, давал ему благословение или совет, который помогал ему правильно сориентироваться в жизни.

00:16:09 Нужно заметить, что большинство людей по своей природе склонно к семейной жизни, то есть можно смело сказать, что 99,99%, в силу своих желаний, очень сильной обусловленности своим материальным телом, умом, разумом и так далее, вынуждены удовлетворить свои инстинкты. И институт брака является той приемлемым для человеческой формы жизни сводом норм, нравственных законов и обязательств, которые человек берёт на себя, когда он удовлетворяет эти свои желания. Считалось, что если человек пытается удовлетворить свои желания и материальные наклонности вне брака, в отношениях с противоположным полом, то он неминуемо идёт к деградации. Это очень важное правило, которое сейчас постепенно забывается. То есть нужно иметь очень чёткое представление о том, что религиозный брак, то есть отношения, которые засвидетельствованы перед богом, перед людьми, они защищают человека от греха, от незаконной связи вне брака. И помимо такого брака не могут родиться благочестивые чистые дети. Они могут быть достаточно талантливы, у них может быть много страсти, но вот это их неправильное появление на свет, оно порождает очень много проблем.

00:17:50 И мы видим, что сейчас в обществе эта тенденция развивается. Институт брака терпит некоторый упадок. Я имею в виду именно благочестивый, религиозный брак. Сейчас в моду входит гражданский брак – брак без различных обязательств. И часто эти отношения кратковременны. И, по сути дела, все в этом союзе имеют «обходной вариант» всегда. И, в частности, дети в таком браке, они тоже на тонком плане чувствуют эту неуверенность, они растут более нервными; естественно они наследуют эту судьбу. Мы должны понимать, что существует не только индивидуальная карма или судьба, но также и родовая, семейная карма и даже карма целой нации, которая имеет те или иные тенденции. Если в обществе становится нормой избегание обязательств перед своими близкими, то это впечатление, это умонастроение очень сильно впечатывается в умы людей и из поколения в поколение происходит нивелирование этих ценностей. Нужно сказать, что отрицательные тенденции, также как и положительные, с течением времени склонны усиливаться.

00:19:21 То есть мы должны понимать, что если, допустим какая-то неудачливая судьба в жизни женщины складывается в браке, то в судьбе её дочери эта тенденция только усилится. Поэтому в традиционном обществе все незамужние девушки посвящали максимум своего времени не просто исполнению своих домашних обязательств, но также очень много времени уделяли своей духовной практике. Они поклонялись богу, они посещали храмы, совершали благотворительную деятельность, служили святым, священникам и благочестивым людям с целью максимально избавить свою судьбу от этого груза прошлых кармических греховных последствий, потому что если у девушки недостаточно благочестия, она, в принципе, не может рассчитывать на счастливую судьбу, потому что женская карма создана для того, чтобы отрабатывать реакции прошлого. То есть нужно понимать, что судьба женщины – это во многом терпение. То есть, если она не может правильно принимать свою судьбу, терпеть и не обладает знанием о том, каким образом грамотно, правильно построить свою жизнь, то её судьба очень тяжела.

00:20:38 Мужчина не так быстро получает реакцию, поскольку, поскольку, по природе, мужское воплощение связано с наработкой кармы, то есть он создаёт, он творец. Судьба женщины более восприимчива, скажем так, к энергии. Эти аспекты нужно знать, они даются в рамках духовного образования. Это то, что Лазарев называет «диагностика кармы», то есть понимание своей судьбы и того, каким образом можно на неё воздействовать. И самый мощный метод, с помощью которого можно улучшить свою судьбу – это практика поклонения богу. Господь является источником всех благих качеств, он – тот, кто извечно исполняет желания всех живых существ, поэтому за своими желаниями мы должны обращаться к нему. Существует много разных современных методик, что делать, когда становится очень плохо и трудно, но мы должны понимать, что самые могущественные наши защитник, тот, кто реально может нам помочь – это Господь Бог.

00:22:00 Далее, когда молодой человек достигает определённого возраста… и в силу влияния времени, в его уме начинают возникать очень сильные, бурные желания, которые имеют часто природу страсти… Мы должны понимать, что в период детства, человек находится в той или иной степени в невежестве, поэтому ему требуется образование и очищение этой его природы. Но когда у человека формируется разум в подростковом возрасте, то в этот разум нужно вложить правильную систему ценностей и знаний. И обладая этим знанием, как оружием, человек побеждает невежество. И разум позволяет ему иметь возможность исполнять свои обязанности в обществе, то есть он становится взрослым, самостоятельным человеком. И только в таком состоянии ума и рассудка, человек может исполнить свои обязанности, то есть взять ответственность за кого-то ещё. Он, как правило, возвращался в свою семью, где родители исполняли свой главный долг перед детьми – они устраивали их брак. Раньше не было такой системы, когда молодые выбирали себе жизненного спутника по собственному выбору, то есть так называемый «брак по-любви» не был в большой моде.

00:23:32 Обычно родители обращались к опытному человеку в деревне или городе, в котором они жили, который специализировался на том, чтобы устраивать браки. Это мог быть опытный астролог или браман, который хорошо знал много поколений людей в семьях в своей округе, и он сразу видел, подходит та или иная пара друг к другу или нет. Он устраивал смотрины, он разговаривал с родителями той или иной стороны. И если астрологические карты показывали оптимистичный результат, если люди происходили из одинакового сословия (что тоже очень важно, то есть у них была определённая похожесть в ожиданиях, в образе жизни, в менталитете и т.д.), если они подходили друг к другу по характеру, то стороны били по рукам. И, как правило, отец невесты давал определённое приданое. В традиции было принято отдавать девушку как бы в пожертвование. Это была большая удача для семьи родителей – выдать дочь замуж. Потому что если женщина не выходит замуж, считается, что её жизнь не реализована полностью. Если, конечно, это не святая высокого уровня, цель которой – не рожать детей, а посвятить себя служению учителю и исполнению более высокой миссии.

00:25:14 Но, как правило, большинство женщин должны пройти через семейную жизнь и сыграть основные роли, которые заключаются в материнстве и в том, чтобы быть хорошей и верной женой своему мужу. Почему это важно, потому что основная задача человека в жизни – это очиститься и развить дух служения. В мужском воплощении это понимание приходит через обретение знаний и служение обществу. В то время как, в женской судьбе это происходит через служение в семье, потому что она более эмоциональна и эта семейная атмосфера в большей степени удовлетворяет её ум, то есть она себя комфортней чувствует в служении близким, нежели в социальной системе. Из этой особенности ума женщины и мужчины складываются их социальные роли. В связи с этим, мужчина должен быть более активным во внешней деятельности, на нём лежит основная ответственность за материальное обеспечение семьи, за её статус, за соблюдение духовных и нравственных заповедей.

00:26:32 На женщине лежит обязанность в том, чтобы родить и воспитать детей и обеспечить комфорт и уют в семье, эмоционально в том числе. И если женщина очень сильно концентрируется на карьере и внешней деятельности, как часто сейчас происходит, то ей не хватает времени и сил, чтобы в полной степени сыграть свою главную роль. И от этого происходит определённый дисбаланс в судьбе и женщина не может быть в полной мере счастлива, если она играет чужую роль. В Бхагават-Гите есть стих такой интересный, в котором господь Кришна говорит Арджуне, что лучше человеку исполнять свои обязанности несовершенным образом, чем в совершенстве исполнять чужие. Если этот стих интерпретировать в отношении этой ситуации, то получается, что женщина пытается играть роль мужчины, при этом у неё даже может хорошо получаться. Но возникает вопрос: для чего она родилась женщиной? Было ли это случайным, или это может быть какая-то игра судьбы, и бог пошутил, может быть, и ей надо было просто родиться мальчиком?

00:27:52 Рождение в теле женщины предполагает очень сильный комплекс желаний, связанных с материнством и замужеством. Поэтому если женщина в силу каких-то причин игнорирует это желание, или неадекватно выполняет его, т.е. смещает акценты очень сильно, то, по идее, она просто не может достичь счастья, элементарного счастья в жизни. И что интересно, женщина, которая активно действует в социальном плане, она в себе развивает мужские качества, и она становится очень сильной и мужественной. И что происходит? Происходит определённая конкуренция между мужчинами и женщинами. И это отражается не только на работе, это отражается даже в семье. То есть, если женщина преуспевает больше, чем муж, если она занимает более высокий статус (то есть она зарабатывает больше, чем муж), если она сильнее его характером, более лидерские имеет качества, то возникает вопрос, будет ли она в достаточной степени уважать своего мужа? То есть, по определению, нормальная, обычная женщина привлекается более сильным, более развитым мужчиной. Это в духе женщины – преклоняться перед тем, кто находится выше её, по крайней мере, где-то на равных.

00:29:23 Но если партнёр женщины по своим качествам не дотягивает до неё, то она просто не сможет его элементарно уважать. А если нет уважения, то, соответственно, нет и любви, потому что фундаментом любви является уважение, на этом она основана. И что касается мужчины, то у него тоже возникают проблемы – он начинает комплексовать, не чувствует себя мужчиной, не чувствует себя героем, сильным, тем, кто может позаботиться о своей жене и его детях, потому что он уступил эту роль жене. И тогда у него начинается неадекватное поведение, которое может быть связано либо с употреблением интоксикаций, либо с уходом из семьи, с изменой, либо просто деградацией, когда он впадает в апатию и, по сути дела, теряет всё своё мужское достоинство и перестаёт быть как таковым мужчиной, если говорить о его поведении, его роли. Естественно, что в таких семьях не может быть нормального воспитания детей, потому что дети, в основном, воспитываются не столько слушанием, то есть не слова производят на них самое большое впечатление, а поступки и пример родителя. Другими словами они просто видят, как нужно жить семейной жизнью, гладя на то, как живут их родители.

00:30:53 Естественно, до какой-то степени на это влияет также и телевидение, пример каких-то соседей, друзей семьи и т.д., но самое главное впечатление оказывает именно пример родителей. Из этого можно заключить, какова будет их жизнь, если они не видят правильного примера. Поэтому долг родителей заключается в том, что даже если есть какие-то проблемы и препятствия, а они, естественно, есть в жизни каждой семьи, по крайней мере, стараться жить таким образом, чтобы следовать этой своей природной роли. Если женщина обладает лидерскими качествами и большими амбициями, то она должна их реализовывать на работе, но никак не в семье. И всё-таки она должна уделять достаточно времени семье, то есть ограничивать себя, контролировать свой ум и не переходить некие рамки (не возвращаться около полуночи с работы, а всё-таки приходить в такое время, чтобы видеть своих детей).

00:32:00 Я сейчас говорю об этом, потому что это факт, на самом деле, это не то, что какая-то фантастика. Поскольку я практикующий консультант, я очень часто сталкиваюсь с ситуацией, когда женщины просто в слезах, они попали в офисное рабство, что называется. Они уходят утром, целуют спящих детей, приходят вечером, и целуют уже спящих детей и мужа. И так до выходных. Выходные… часто это может быть только воскресенье, потому что большой завал в работе, или нужно время, чтобы просто привести себя в порядок. На общение с детьми и с мужем не остаётся времени. А в силу того, что отношения, как правило, в такой семье ещё очень сильно напряжены (потому что все не удовлетворены, все чувствуют, что их эксплуатируют просто, потому что никто не даёт друг другу чего-то ценного и стоит только вопрос зарабатывания денег), то, естественно, даже в выходные такие люди не общаются активно, они стараются каждый заняться своими делами. Если мы долго пренебрегаем кем-то, мы потом сталкиваемся с обратной реакцией – мы видим вдруг, что мы стали чужими для этих людей.

00:33:23 Пока мы отсутствовали, нам нашли замену. Дети выросли, и стали больше общаться со своими друзьями, или с компьютером, с телевизором, или ещё с чем-то. Или просто стали сторониться нас, потому что знают, что у мамы или папы никогда нет времени поговорить с ними. Или мы вдруг обнаружили, что наш супруг всё больше времени проводит тоже непонятно где, непонятно с кем. И когда на выходные он тоже уезжает по своим делам, или погружается в заботу о машине, в другие занятия интересные. То есть, в любом случае, неправильное построение отношений рано или поздно приносит свои горькие плоды. Поэтому человек должен уметь сбалансировать свою и внешнюю и семейную жизнь. Это, на самом деле, большое искусство. Поскольку этого знания сейчас нет, в семье его не дают в те годы, в которые это положено (в детстве и подростковом возрасте), то люди, когда вырастают до брачного возраста, оказываются совершенно не готовы к тому, чтобы взять на себя обязанности взрослых людей. Если говорить о древней, традиционной культуре, то девочка в 12-13 лет по своему умонастроению и навыкам (социальным, нравственным, духовным) была уже готова к браку. Поэтому её могли выдать замуж в таком раннем возрасте. Она вполне могла позаботиться о муже, о ребёнке и т.д., потому что с детства её обучали именно этим вещам, то есть, как стать матерью и женой. Это самое главное образование для женщины.

00:35:16 Поскольку сейчас обучают всему, чему угодно, кроме этого, то естественно, мы видим результат – никто не торопится вступить в брак, все наоборот стараются сделать это попозже, когда достигнуты вожделенные мечты о карьере, высоком заработке и т.д. Но часто, когда приходит возраст, мы уже видим, что нет чистоты отношений, потому что было уже много пробных всяких отношений и браков и т.д. Мы уже встречаемся с незаконнорожденными детьми в этих отношениях, со здоровьем, потерянным в этой погоне за деньгами и карьерой и т.д. То есть человек пытается съесть перезревший плод. Всё нужно делать вовремя. Это очень важная, злободневная тема. Понятно, что мы не сможем её осветить достаточно полно в нашей короткой лекции. Но, так или иначе, можно сказать, что, когда человек вырастает до возраста двадцати-двадцати с чем-то лет, он, как правило, вступает в семейную жизнь. И идеально, если, как мы уже говорили, этот человек сходен с нами по характеру, мировоззрению, духовным взглядам, по отношению к материальному достатку. Это тоже немаловажно, потому что есть выходцы из богатых и из бедных семей и у них представления о том, как надо жить, как зарабатывать и тратить деньги, очень сильно отличаются. Это разный уровень культуры, разный уровень социального развития и т.д.

00:37:17 Поэтому вот эта скурпулёзность, с которой раньше подходили к устройству браков, она, на самом деле, оправдана. То есть это не было только уделом двоих. Целые семейные кланы породнялись. Интересно, что раньше существовал клановый, семейный образ жизни, то есть молодые не оставались наедине со своими проблемами, они становились младшими в этой семейной иерархии. И когда у них возникали какие-то трудности, материальные или психологические, то они всегда могли найти поддержку у старших. Когда рождались дети, то вместо одной задёрганной мамаши, как правило, находилось множество тётушек, сестёр, бабушек, которые очень сильно помогали ей в плане ухода за ребёнком и в плане того, чтобы помочь советом, и даже принять роды. Что касается мужчины, то понятно, что молодые люди часто ещё не обладают таким уровнем профессионализма и величины дохода, чтобы безбедно содержать семью. И здесь, опять же, поддержка семейного клана играла большую роль. Родственники помогали таким людям обзавестись своим домом. Мы знаем, что ещё в древней Руси, как правило, молодой семье дом ставила вся деревня. Просто приходили все мужики, заготавливали лес и ставили дом. И через несколько месяцев молодая семья могла жить в своём доме. Семья, родители, как правило, давали какое-то необходимое приданое, где было всё необходимое: посуда, подушки, ложки и т.д.

00:39:12 То есть, с первых дней родственники заботились о том, чтобы у молодых была нормальная жизнь. В этом заключается принцип сотрудничества и заботы. Более того, мы уже говорили, что представители высших сословий не призваны к тому, чтобы эксплуатировать другие сословия. Они, по сути, являются теми, кто также заботится о своих подданных и подопечных. Мы знаем, что основной обязанностью браманов или священников была забота о духовном и нравственном развитии общества, получении им знания. Они во многом помогали людям избавляться от болезней и прошлых греховных реакций в виде различных религиозных ритуалов или [неразборчиво], как их называли. Задачей царя было обеспечить порядок в обществе, защиту от преступников и от внешней угрозы, а также обеспечить исполнение законов, чтобы общество было упорядочено, и эгоизм отдельных индивидуумом был поставлен под контроль.

00:40:35 И, наконец, бизнесмены или торговцы, или фермеры-землевладельцы, они предоставляли возможности для того, чтобы большинство людей сумели себе заработать на кусок хлеба. Более того, я скажу даже, что в древнем обществе категория людей, которые сами добывали себе средства к существованию, была достаточно многочисленной. То есть, процентное соотношение людей, которые были землевладельцами было на порядок больше, чем сейчас. То есть, было очень много свободных крестьян, которые сами производили урожай на своём участке и разводили коров и, в общем-то, всё необходимое для жизни у них было. Эта категория людей, которая работает по найму, она была не так уж сильно распространена, в основном, это было в городах. Когда семейная пара обретала статус независимой, отдельной семьи, и обзаводилась детьми, то, как правило, на протяжении 20-30 лет она посвящала себя тому, чтобы вырастить потомство, дать ему духовное и профессиональное образование и устроить их брак, в свою очередь. Здесь очень важный момент заключается в том, что семейная жизнь связана с реализацией теоретического знания, которое человек получает в детстве.

00:42:18 В детстве мы заучиваем очень много прописных истин, часто наизусть, без понимания этого. Семейная жизнь предполагает практическую реализацию этого знания. Это школа великого самопожертвования. К самопожертвованию здесь подталкивает очень сильная привязанность к своим родственникам, потому что мы знаем, что пожертвовать для кого-то чужого очень сложно. Но когда здесь люди, к которым мы очень сильно привязаны, это рождает у нас этот дух самопожертвования, то есть делать что-то, не ожидая ничего взамен. И когда этот опыт получен… Особенно он сильно проявлен в отношении с женщиной, потому что она, по сути, отдаёт саму себя. Этот аспект материнства… он буквально… ты своей кровью кормишь ребёнка, потому что молоко – это трансформация крови, это как бы часть тебя. Это очень сильно… отождествление себя с другим человеком, не зря считается, что материнская любовь – самая сильная в этом мире. И когда дети вырастают, у них начинается своя жизнь, они как птенцы вылетают из гнезда. И родители, естественно, ожидают какой-то благодарности, но дух жертвенности присутствует в родительской природе. Мы не должны ожидать, что дети каким-то образом являются нашими должниками, хотя это так, но ожидание этого есть проявление эгоизма в той или иной степени. Это, в общем-то, долг, который мы выплачиваем перед своими родителями.

00:44:16 Если человек родился, то он автоматически становится должником своих предков. И для того, чтобы выплатить этот долг, он должен сам обзавестись детьми, вырастить их и таким образом отдать долг, то есть выполнить свои обязанности перед предками. Если этого не происходит, и такой человек не посвящает себя какой-то возвышенной деятельности, служению богу, например, то, фактически, он зарабатывает себе очень большую проблему, он становится должником. Мы знаем, что если долг не заплачен вовремя, то он нарастает. И это основная обязанность в семейной жизни – брак ради того, чтобы родить и воспитать детей. Это не союз двух людей, которые просто делают друг другу приятно, как сейчас принято считать. Брак без детей похож на пустой кувшин. У женщины, которая не имеет детей, очень быстро начинаются психологические проблемы. В природе женщины – посвятить себя заботе, причём не только о муже, который стоит над ней, но также ей нужен младшие, те, которые зависят от неё, в частности эмоционально. Тогда она может реализовать свою родительскую природу. И когда дети вырастают, основная идея брака на этом заканчивается. Мы выносим из этих отношений определённый опыт и, в частности, дух служения, дух бескорыстия.

00:46:03 И теперь, с приходом старости и приближением смерти, человек должен ещё один урок усвоить – он должен научится отрекаться от того, что он сделал в жизни, то есть от плодов отрекаться. Поэтому следующий уклад жизни, который предписан – это уклад ванапрастхи, как его называют, или постепенный отход от дел и от семейных забот. Как правило, у нас – это пенсионный возраст. То есть, пенсионный возраст не предполагает погружения снова интенсивно в дела своих детей и внуков. Хотя, конечно, определённая помощь присутствует, но когда дети выросли, обязанность с родителей, ответственность снимается таким образом. Как только у них устроились браки и родились собственные дети, считается, что родители выполнили свой долг. То есть теперь их основная задача – посвятить себя изучению писаний, обретению знаний о том, каким образом подготовить себя к смерти, правильному уходу и развитию духа… бессмертной души, то есть выйти за рамки своего тела ещё до момента смерти. Разбить ложную концепцию иллюзорного, материального существования, что мы являемся этим телом, что мы являемся русскими или американцами, семейными людьми, механиками или банкирами, или ещё кем-то. Все эти роли временны и они осыпаются, как шелуха, когда человек достигает пожилого возраста.

00:47:42 Поэтому когда карьера закончена, когда дети выросли, особенно мужчина, он должен себя посвятить духовной деятельности. Как правило, к этому моменту грубые материальные отношения между мужем и женой, в силу возраста, прекращаются. Сексуальная жизнь предназначена для того, чтобы родить детей. После того, как эта функция выполнена, с течением времени… телά, как плоды – имеют какое-то время привлекательный вид для того, чтобы привлечь внимание, потому что внутри них содержатся семена, и когда их съедают, семена разносятся дальше. Это просто определённый механизм природы, который позволяет продолжать существование живых существ в этом мире. Но когда эта роль выполнена, тело под влиянием времени естественным образом увядает. И когда оно приходит в такой непрезентабельный вид, то, по идее, нужно понимать, что теперь оно не предназначено для того, чтобы выжимать из него остатки удовольствия, потому что это бессмысленно. Мы знаем, что тело, с возрастом, становится добычей для болезней, старости и смерти, это нужно понимать. И теперь оно является очень хорошим инструментом для реализации временности существования в этом мире. Старость не является поводом для истерик, беготни по косметическим салонам, натягиванию кожи лица до ушей, и переживания о том, что молодость безвозвратно ушла.

00:49:35 Если нужно, молодость снова вернётся – люди и животные из жизни в жизнь снова рождаются в новых молодых телах, в этом нет проблем. Проблема заключается в том, чтобы не появляться в этом мире смерти вновь и вновь. Если человек не законченный самоубийца, то он должен просто понять, что он сам себя обрекает на процесс умирания, он постоянно делает неправильный выбор в своей жизни. Этот возраст, который мы называем зрелостью, он позволяет человеку постепенно прийти к этой идее отрешённости от временного материального существования. И, наконец, люди, которые обладают развитым интеллектом и пониманием природы материального мира, они могли принять монашеский уклад жизни. Мы должны заметить, что этот уклад жизни предписан для очень немногочисленной группы людей, и, как правило, это удел класса людей, которых мы называем браманами или интеллектуалами, то есть это люди, которые с юности уже должны понимать природу вещей. Таким образом, в пожилом возрасте человек принимает это умонастроение и, таким образом, посредством отречённости, он достигает состояния бесстрашия, то есть он уже не боится ни смерти, ни потерь каких-то достояний в этом мире. Он готов к тому, чтобы перейти в иное состояние.

00:51:20 Смерть перестаёт для него быть страшной старухой с косой, она предстаёт перед ним в облике бога, потому что смерть является лишь ужасным проявлением времени. Есть очень красивое сравнение с кошкой, мышкой и котёнком… для человека духовно развитого смерть является матерью, а для человека, который является невежественным грешником, смерть – это старуха с косой. Это основная мысль, о которой сегодня хотелось бы рассказать вам, дорогие радиослушатели. Давайте подведём некий итог нашему разговору, чтобы была ясна сквозная мысль этого семинара. Когда мы говорим, что человек должен найти своё место в жизни, речь идёт не только о том, чтобы найти какую-то профессию, которая максимально соответствует вашим желаниям и склонностям характера. Нужно понять, что мы находимся в мире, который постоянно меняется. И меняется также наше тело, наш ум и т.д. Поэтому найти какое-то постоянное место в этом мире не удастся, к сожалению. Основная идея заключается в том, чтобы найти своё постоянное, вечное место, и оно находится не здесь, не в этом мире. То есть здесь мы лишь имеем определённые временные обязанности.

00:53:03 Все обязанности, которые человек несёт в этом мире, они имеют временный характер. В юности мы имеем обязанности послушного сына или дочери. В зрелом возрасте мы имеем обязанности мужа или жены или служащего. В пожилом возрасте у нас тоже есть какие-то обязанности. Но все эти обязанности рано или поздно заканчиваются. Существуют категории обязанностей, которые никогда не заканчиваются, эти обязанности считаются вечными или духовными. Это обязанности преданного служения перед богом. Эти обязанности очень подробно описаны в священных писаниях, таких как: Библия, Коран, Бхагават-Гита, Тора. Это основные писания основных религий в этом мире. Эти обязанности позволяют человеку реализовать свою бессмертную, вечную природу. Эта природа изначально исполнена любви, вечности и знания. Если человек исполняет свои обязанности правильным образом, в соответствии с традициями и предписаниями, он таким образом развивается, очищает своё существование. Основная идея жизни заключается в том, чтобы очиститься. Очиститься от греха, от каких-то пороков, которые являются причиной трудностей в нашей жизни. Когда человек сталкивается с какими-то проблемами в жизни, неудовлетворённостью, страхом, неприязнью со стороны других или собственной враждебностью, гневом и т.д., он должен понимать, что причиной этого всего является невежество, его дурные поступки в прошлом, его плохая карма.

00:55:00 И для того, чтобы решить свои проблемы, он должен избавиться от этого, он должен очиститься. Это, по сути дела, болезнь, которая находится не только в теле, она находится также в уме и разуме. И человек должен найти лекарство, которое известно в течение многих тысячелетий, миллионов лет. Это лекарство ни от кого не скрывается. Но чтобы применить это лекарство, нужно иметь определённый разум и мужество, решительность, потому, что это лекарство горькое на первых порах. То есть, чтобы его принимать, нужно совершать определённые аскезы над собой. Пить сладкий яд намного приятнее, но результаты этого очень печальны, как правило. И когда человек очищается в результате этой религиозной благочестивой деятельности, исполняя свои материальные обязанности в семье, в обществе и не прекращая поклоняться богу, таким образом, он постепенно очищается, как человек, который стоит под струёй душа. И когда это очищение в полной мере закончено, то он становится очень восприимчивым, он становится человеком, способным увидеть… это можно сравнить с тем, когда человек излечивается от слепоты или катаракты, он начинает видеть мир таким, какой он есть на самом деле. Если же человеку надеть толстые очки с какими-то цветными стёклами, или если его глаза не обладают ясностью видения, то весь мир от этого искажается. И мы знаем, что от нашего видения зависит внутренняя картина нашего мира.

00:56:45 И причина всех наших страданий заключается в том, что в нашем сознании неправильная, искажённая картина мира. То есть извращённые желания, любовь, которая деградировала до эгоизма. Знание, которое превратилось в невежество. Ощущение вечности, которое превратилось в страх смерти. Эти тенденции естественным образом сопровождают человека, который когда-то отверг бога. Это просто следствие атеизма или безбожия. Если человек вернулся на эту стезю духовного развития, то рано или поздно он достигает освобождения от этих проблем. Вот, собственно, то, о чём хотел я сказать.

00:57:39 [Радиоведущая] У нас есть два вопроса, радиослушателя интересует: как можно выйти из-под влияния национальной, родовой и семейной кармы?

00:57:48 [Прокошев И.А.] Ну, собственно, мы уже говорили об этом, то есть существует этот универсальный путь. В Бхагават-Гите есть очень красивый стих, в котором говорится, что с помощью большого водоёма можно удовлетворить все потребности, которые удовлетворяются с помощью маленького водоёма. Вы должны понимать, что всё исходит из Господа. Все страдания исходят из него, всё счастье исходит из него, все виды знания и методы решения проблем исходят из него. Поэтому если вы действительно хотите избавиться от чего-то неблагоприятного, то примите прибежище у Всеблагого. В этой связи может быть полезно рассказать историю, которая даст вам понимание. Это некая притча. Однажды, в трудную годину один из царей решил сделать широкий жест и облагодетельствовать своих подданных, т.к. была засуха, и было очень трудно, был голод, люди страдали. И тогда царь приказал раскрыть свои сокровищницы, вытащить большие сундуки с золотом, выкатить корзины с зерном и тюки с коровьим маслом. Он приказал всё это раздавать подданным. Он сам ехал на слоне во главе процессии и перед ним стоял большой сундук, и он раскидывал золотые монеты своим подданным.

00:59:28 И вдруг он увидел, что в нескольких шагах перед его слоном стоит какая-то женщина и, судя по всему, она не собирается уходить с дороги, не смотря на окрики воинов из его охраны. И тогда он остановил слона и сказал своему советнику: «Пожалуйста, узнай, чего хочет эта женщина. Она не поднимает монеты, которые падают у её ног. Я хочу узнать, чего она хочет, потому что сегодня я исполняю желания своих подданных». И его советник, министр, спустился и подошел к этой женщине и очень вежливо спросил у неё: «Чего ты хочешь, женщина? Царь сегодня раздаёт свои богатства, и если ты хочешь получить какую-то часть, то просто возьми и уйди с дороги, потому что ты мешаешь процессии». И женщина сказала: «Я не уйду с этой дороги, я буду говорить только с самим царём. Я хочу произнести своё желание только ему». Тогда советник вернулся к царю и сказал о желании женщины. Царь очень удивился такой смелости и необычной дерзости этой женщины, но подумал, что, может быть, что-то очень неординарное случилось, и нужна личная его помощь. И тогда он спустился и поприветствовал её, сказав ей: «Ты очень храбрая женщина и я обещаю, что исполню твоё желание. Пожалуйста, проси то, чего ты хочешь. Я дам тебе любое богатство, которое ты попросишь или выполню другое твоё желание».

01:01:13 И женщина тогда улыбнулась и произнесла очень необычную фразу, она сказала: «Я не хочу ничего в твоём царстве, никакие твои богатства, ни золото, которое ты имеешь, я не хочу власти над твоими подданными. Единственное, чего я хочу – я хочу, чтобы ты всегда был рядом со мной, я хочу служить тебе каждый день лично. Я хочу тебя самого». И царь даже поперхнулся, он сначала даже и не знал, как ответить на эту просьбу. Но, поскольку он обещал ей выполнить любое её желание, и, более того, нужно заметить, что она произвела очень сильное впечатление на него, она понравилась ему, он сказал: «Хорошо. То, как я могу это сделать… я просто должен взять тебя замуж, иначе как ты можешь всегда быть рядом со мной». И, таким образом, она из простой женщины стала царицей. И став царицей, она получила всё, чем владеет царь. Она не стала мелочиться, она получила самого царя. Точно также человек, когда он принимает решение поклоняться самому Богу, когда у него возникает вот это желание, когда он понимает, что, по сути, Бог является источником всего благого, что есть в жизни, то он поклоняется непосредственно ему и хочет общества Бога, а не то, чем он владеет. Это является самым сильным методом коррекции судьбы, избавления от страданий и т.д.

01:03:04 Это делается в рамках той конфессии, той традиции, к которой вы принадлежите. Но идея этого заключается в бескорыстном преданном служении, которое исполнено всепоглощающей любви к Богу. Это принцип.

01:03:19 [Радиоведущая] Я зачитаю второй вопрос: «Как влияют добрачные половые отношения на рождение детей? Осветите аспект, как влияет на мужчин и на женщин».

01:03:32 [Прокошев И.А.] По-моему, ещё в 19-м веке учёными был замечен эффект, который получил название «телегония». Суть этого эффекта заключается в том, что женщина, да, собственно, и мужчина, во время физической связи определённым образом получают очень сильное впечатление, энергетическая связь возникает, эмоциональная связь между ними. Эта связь продолжается в течение всей жизни. Существует не только грубое тело, как считают современные учёные, существует также тонкое тело, тело, которое называют астральным телом или фантомом, которое отделяется от человека в момент смерти, от его тела физического. Существует интеллектуальное тело, тело ума и т.д. И все эти оболочки сознания или души, по сути, также вступают во взаимодействие во время связи, потому что, как правило, отношения между мужчиной и женщиной – это наиболее сильные переживания, которые человек испытывает в жизни. И чем сильнее впечатление или желание, которое испытывает человек, тем сильнее отпечаток, который остаётся в его уме.

01:04:58 Поэтому, если девушка имела достаточно много связей, или просто даже одну связь, но которая очень сильно затронула её чувства, то она должна понимать, что в её тонкое тело внедряется некая информация о генотипе мужчины, её первого мужчины. И если это не её муж, то дети, которые будут рождаться от этой женщины, они, в определённой степени будут нести информацию также об этом мужчине. Хорошо, если это благородный человек и произошла какая-то жизненная ситуация, которая в той или иной степени не позволила им быть вместе. Но часто эти отношения носят низменный, приземлённый характер, это, в принципе, достаточно легкомысленная связь. И, как правило, молодой человек, когда вступает с девушкой в связь в подростковом возрасте, у него нет какой-то возвышенной идеи, то есть, у него часто нет любви к этой женщине, у него нет желания взять ответственность за себя, за ребёнка, за эту женщину. Он просто наслаждается её телом, фактически, он просто оскверняет её тело и её ум.

01:06:18 Поэтому женщины, которые не понимают ценность целомудрия до брака, по сути, они несознательно понижают качество своих детей, которые будут рождены. Более того, если у неё возникла какая-то привязанность к этому человеку, ей потом будет сложно развить очень глубокую привязанность к своему мужу. То есть в их уме возникает некая идея о том, что партнёров может быть больше, чем один. И они могут сравнивать своё прошлое со своим мужем, и это сравнение может быть не всегда в пользу мужа. И сам факт сравнения, он уже подразумевает, что ум женщины не сосредоточен на одном человеке. В Ману-Самхите говорится о том, что муж для жены своего рода представитель Бога. Как вы себе представляете идею многобожия в семье? То есть если у вас были какие-то чувства очень сильные к человеку, который не является вашим мужем. Это первое впечатление, оно преследует человека до конца жизни, потому что, как вы знаете, если, допустим, человек очень сильную жажду испытывает, как это обычно в молодости бывает, и ему после этого перерыва подносят воду, то он очень жадно её пьёт, её вкус очень силён, очень необычен.

01:07:58 Может даже эта вода не совсем свежая, может быть она не совсем качественная, но поскольку у него очень сильная жажда, то именно этот факт будет очень сильное впечатление на него производить. И потом, что бы ни случилось, уже никогда не будет такого первозданного чувства. Поэтому нужно быть очень ответственным в этом плане, просто знать этот эффект и объяснять его своим детям ещё в детском и подростковом возрасте. Если мы хотим качественного брака, то не нужно по мелочам размениваться. Не нужно покупать дешёвые вещи, если вы хотите купить дорогую качественную вещь. Извините за такое прозаическое сравнение. Лучше потерпеть и вложить всё своё благочестие в одного партнёра. Это то, что я могу сказать. Эффект телегонии очень просто доказывается тем, что… Я скажу уже, собственно, что произошло. Когда биологи пытались вывести новый вид домашних животных, некую помесь зебр и лошадей, то у них ничего не получилось, поскольку эти животные принадлежат к разным семействам. Но интересно, что после того, как лошади самки уже были скрещены с представителями своего семейства, самцами своего рода, то потомство, тем не менее, было окрашено в полоску.

01:09:36 То есть, генетическая память о первом самце просто вписана в код самки и поэтому дети также частично унаследовали качества первого самца. То же самое происходит в отношении людей. После массового фестиваля 1957 года в Москве рождалось достаточно много детей, которые имели признаки детей другой расы. То есть, это первое такое «нашествие» молодых иностранцев в Москву. После олимпиады 1980 года тоже замечали случаи, когда в паре белокожих москвичей почему-то рождался ребёнок с явными признаками другой национальности. Как говорится: «Не в мать, не в отца, а в заезжего молодца». Этот эффект был известен в древности, на самом деле. Почему мораль древнего общества, культуры так строга? Именно поэтому. Люди знали тогда, что чистая девушка может родить достойных детей. Если она гулящая, если называть вещи своими именами, то, по большому счёту, ни один уважающий себя мужчина не брал её замуж. То есть она просто становилась изгоем.

01:11:06 Она не могла выйти замуж в своём селении. Часто такая женщина просто вынуждена была принимать профессию проститутки. Она уходила из дома, отправлялась в города и там где-то находила своё место. Сейчас большие города по своему укладу стимулируют людей к тому, чтобы иметь многочисленные связи. Сама культура проповедует свободную любовь. Этот культ свободной любви очень молодой, родился в 20-м веке. Ещё в начале 20-го века идея брака была всё-таки более или менее традиционна. К сожалению, сейчас это не так. Так я отвечу на этот вопрос.

01:12:00 [Радиоведущая] Спасибо большое. И мы закончили семинар, правильно я понимаю, что мы закончили семинар?

01:12:05 [Прокошев И.А.] Да, сегодня было последнее наше…

01:12:06 [Радиоведущая] Как найти своё место в жизни. Профессиональная ориентация. Четвёртая заключительная лекция.

транскрибирование: Алёна Савина | д. Канашовка | Россия | 05 декабря 2012