Люди склонные к бизнесу и торговле

Аюрведа радио - 23 ноября 2007
запись эфира для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:15:44 | качество: mp3 24kB/s 13 Mb | прослушано: 807 | скачано: 669 | избрано: 30
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Радиоведущая] – Добрый вечер, дорогие радиослушатели! Мы продолжаем нашу программу. В прямом эфире Игорь Прокошев – ведический астролог, тренер в области личностного роста. И мы продолжаем семинар «Как найти своё место в жизни. Профессиональная ориентация». Лекция третья. Здравствуйте, Игорь!
[Прокошев И.А.] – Добрый день, или добрый вечер, Наташа! Добрый вечер, дорогие радиослушатели!
[Радиоведущая] – И я хотела сразу спросить: какой же будет сегодняшняя тема?
[Прокошев И.А.] – А сегодняшняя тема у нас такая. Мы сегодня будем говорить о нашей самой популярной прослойке общества, мы будем говорить о бизнес-классе.
[Радиоведущая] – О бизнес-классе.
[Прокошев И.А.] – Да, то есть о людях, которые предприимчивые, которые помогают нам жить в комфорте в этом мире.
[Радиоведущая] – Интересно. Я думаю, что будем очень интересно. Итак, давайте начнем.

00:01:05 [Прокошев И.А.] – На самом деле, это очень такой своеобразный тип людей, о которых мы сегодня будем говорить. Мы кстати, наверное, сегодня также поговорим и о людях, которые занимаются служением. То есть, которые составляют большинство населения. Но стоит упомянуть в начале лекции именно о бизнес-классе, потому что это сословие людей, оно по сути дела является таким двигателем материального процветания в обществе. То есть это люди, которые имеют очень сильный вкус к тому, чтобы создавать какие-то материальные ценности. В древневедической системе качества этих людей описывались таким образом: у них есть естественное чутье, каким образом зарабатывать деньги или достичь материального процветания. Очень характерно в связи с этим вспомнить высказывание одного очень удачливого бизнесмена. Он выразился примерно таким образом. Он сказал: «Высадите меня на необитаемый остров, и дайте мне несколько лет. И после того, как этот срок пройдет, я стану вновь долларовым миллионером. Причем я буду в одиночестве, как бы, на этом острове». То есть он имел в виду, что он может создать в одиночку ценности, которые будут эквивалентны вот такому состоянию.
[Радиоведущая] – Я также прочитала как-то одно высказывание. Там говорилось о том, что: что ум человека может постичь, то сам человек этого может достичь.
[Прокошев И.А.] – Даже стихотворная какая-то форма получилась.
[Радиоведущая] – Ну да, вот такой вот афоризм.

00:02:49 [Прокошев И.А.] – Есть также ещё один очень забавный анекдот, который описывает предприимчивость людей такого склада. Однажды в одном восточном городе был очень процветающий купец. И его сотоварищи, так сказать, по ремеслу, они ему позавидовали очень сильно. То есть он был богаче всех. Кстати один из критериев, кто является самым главным и старшим среди бизнесменов, там, в общем-то, все определяется количеством богатства. То есть кто богаче, тот и бизнесменнее. Да, что называется.
[Радиоведущая] – Бизнесменнистее.
[Прокошев И.А.] – Бизнесменнистее, да. Так вот, когда они позавидовали ему, они написали донос царю, уличив его в якобы таких нечистых махинациях. И царь он вынужден был ответить как-то на этот донос. И он отправил его в ссылку, на остров. Причем это был совершенно пустынный остров. И когда несколько лет спустя, просто интереса ради…
[Радиоведущая] – Они решили посмотреть.
[Прокошев И.А.] – …торговцы, да, решили посмотреть, что же с ним приключилось. Просто они знали его характер и его натуру. И им было просто интересно, чем же он занимается на этом острове. И когда они приплыли, они просто поразились. Еще на подступах к острову до них донесся такой очень удивительный аромат, который разносился из лесов, которые покрывали этот остров. Потом они увидели на горе сверкающий от золота дворец. Они увидели роскошную бухту, которая была заставлена, занята кораблями, причём из самых разных стран. И этот городок, морской, портовый городок, он просто кишел людьми. И торговля там, судя по всему, процветала. И он был там самым главным.
[Радиоведущая] – Вот это да!

00:05:00 [Прокошев И.А.] – И тогда они просто пришли и в почтении склонились к нему. По-моему даже царь ради такого случая приплыл из любопытства. Поскольку этот остров в принципе юридически принадлежал ему. Они пришли и поприветствовали его.
[Радиоведущая] – Царю принадлежал остров?
[Прокошев И.А.] – Да, то есть по политической принадлежности, он принадлежал царю. И этот купец он сошел со своей [неразборчиво], или трона, и принес поклоны царю. И также другим гостям. Встретил их очень радушно. Накормил, угостил. И уложил спать. И они от нетерпения выслушать его рассказ, они не могли заснуть даже. Потому что он им пообещал, что завтра он им расскажет всю историю. Кстати, этот остров он преподнес в качестве дара царю. И царь он такой щедрый стал, он просто растаял. Он сказал: «Забирай этот остров себе. Я ещё не встречал такого наместника, который бы из пустынного острова сделал такое райское место». И на утро они все подступились к нему и сказали: «Мы не будем ничего есть, пока ты не расскажешь, как ты этого все добился». А он говорит: «Да, очень просто. Когда меня высадили на пустынном острове без еды, без единой монеты, я просто сидел на песчаном берегу и смотрел в море. И думал, как же мне вообще удастся выкрутиться из этой ситуации. Мне даже самому, говорит, интересно было.

00:06:33 И тут я увидел на горизонте мачту корабля проплывающего. Естественно, у меня возникла идея о спасении: я снял свою одежду, начал ею размахивать, бегать по берегу туда и сюда. По мере того, как корабль подплывал, мне в голову удивительная идея пришла: и я вдруг подумал, что я единственный гражданин страны на этом острове. Это значит, что я являются представителем этого государства царя. Это значит, я уполномоченное лицо и я имею право представлять интересы государства. А как обычно государство проявляет свои интересы? Оно собирает налоги, правильно? И подати. И когда эти моряки подплыли, я их естественно встретил, угостил кокосами, посадил, дал им напиться воды, все как следует по этикету. И потом очень вежливо сказал, что поскольку они решили пришвартоваться здесь, то за швартовку я возьму с них маленький налог. Они очень удивились, но так как я выглядел очень солидно и серьезно, они сказали: «Хорошо. И каков же будет налог?». И я им сказал, что налог исчисляется таким способом: количество волн, которые возникают между вашим кораблем и берегом, будет определять количество денежных единиц. Таким образом, с вас вот столько-то сотен золотых монет. Они удивились…
[Радиоведущая] – Мудрено как…
[Прокошев И.А.] – …Пересчитали волны, которые шли от корабля до берега. И действительно увидели, что несколько сотен волн там укладывалось. Они сказали: «Ну, по крайней мере, мы можем рассчитывать на какую-то поддержку в плане развития торговли с вами?». Он сказал: «Да, я даю вам все привилегии, на какие только способен. И мы наладим такое деловое сотрудничество».
[Радиоведущая] – Шикарно!
[Прокошев И.А.] – Недаром, что это остров, он был ещё полон разных природных богатств. И с течением времени, эти моряки, они разнесли славу этого острова, что там очень много растет специй удивительных, фруктов, минералов и т.д. И постепенно это место развилось в такой вот процветающий остров.
[Радиоведущая] – Шикарно!

00:08:55 [Прокошев И.А.] – Эта басня она очень ярко иллюстрирует качества предприимчивости. Потому что, как мы знаем, в материальном мире действует определённые качества. То есть все люди наделены определёнными качествами. И благодаря проявлению вот этих качеств люди достигают своей цели. Так вот правители и бизнесмены, они по природе наделены качеством активности. Или страстью. И если у правителя она проявляется в некоторой жажде власти и контроля, славе, или желании совершать подвиги, то бизнесмены, в них страсть она несколько смешана с таким корыстным интересом, ну или с невежеством, если говорить проще. Поэтому их активность она проявляется ближе к телу, что называется. То есть они стараются её реализовать для того, чтобы создать некие условия, которые называются роскошью или комфортом, поэтому мы видим, что люди такого рода, они, как правило, достаточно материально обеспечены. Они достаточно практичны. И даже если их интересует какое-то знание, оно, как правило, касается того, как извлечь пользу из этого мира.

00:10:18 Вот. Кроме того эти люди они также обладают определённой щедростью, как ни странно. Несмотря на то, что они умеют считать, как бы, каждую копейку, а настоящий бизнесмен или фермер (это собственно тоже одна из категорий, которая относится к торговому классу, то есть люди, которые занимаются сельским хозяйством, выращивают животных и растительные культуры). То есть эти люди, они понимают причину богатства. Итак, в Ведах говорится, что причиной богатства является щедрость. То есть если человек что-то отдает, он автоматически создает причину того, что он что-то получит в будущем. Причем интересно, что это тоже можно рассматривать как своего рода бизнес. То есть если ты что-то отдаешь, это подобно инвестиции. И доход, который человек получает от этого, он во много раз превышает вложения. Я уже по-моему упоминал эту сентенцию, где говорится, что чем более достойный человек, которому мы даем пожертвования, тем больший эффект это приносит. Если мы даем пожертвования равному, то оно приходит, увеличиваясь в несколько раз. А если мы даем пожертвование святому, то оно увеличивается в тысячи и тысячи раз. Вот, поэтому в древнем обществе всегда поощрялась благотворительность. И даже если вспомнить царскую Россию, многие из богатейших людей России, они считали за честь отдать часть своих богатств, допустим, на благотворительные, филантропические нужды. Вспомнить того же Саву Морозова, Демидовых и других богатейших людей царской России.

00:12:06 И вот это вот качество оно на самом деле позволяет создать в уме некий менталитет изобилия. То есть человек становится богат не просто, потому что он хитер и ловок, он на самом деле имеет некий менталитет, который позволяет ему жить самому и при этом давать жить другим. Ведь если мы, допустим, посмотрим на предпринимателя, то, как правило, этот человек…
[Радиоведущая] – С корыстью…
[Прокошев И.А.] – …Да, у него есть в определённой степени корысть, но его корысть, тем не менее, позволяет определённому кругу людей от нескольких человек до нескольких сотен или тысяч также зарабатывать себе на хлеб. Да, то есть, устраиваясь на работу к какому-то богатому человеку, мы по сути дела входим в некое соприкосновение с его благочестивой кармой. И он соглашается в обмен на какой-то труд делиться частью своих доходов. Если так вкратце описать механизм в сотрудничестве между классом бизнеса и классом, который Владимир Ильич Ленин назвал пролетариатом, или рабочий класс.

00:13:29 Так вот, какие ещё основные характеристики есть? Мы сейчас рассматриваем это в традиционном контексте. Но я думаю, слушатели заметили, что эти черты, они сохраняются и у представителей современного сословия. Кстати, чем дальше общество развивается вот по этому пути капитализма, тем от бизнесменов требуется все больше культуры. То есть если, допустим, первые годы капитализма носят, как правило, дикий характер. И люди, что называется, проявляют чувство жадности в самом неприглядном таком виде, который только может быть. То постепенно люди понимают, что на обмане, на каких-то быстрых и не совсем законных способах зарабатывания долго не протянешь. То есть если человек теряет доверие, то он в принципе очень скоро теряет и весь бизнес. Поэтому со временем бизнес он начинает регулироваться и определёнными и юридическими законами, и законами нравственности. То есть некий деловой этикет присутствует. Достаточно сказать, что в прошлом, то, что сейчас называется контрактом или договором, заключалось просто рукопожатием, или устным…
[Радиоведущая] – Соглашением…
[Прокошев И.А.] – …уговором, да, соглашением. То, что сейчас подписывают бумаги, в принципе раньше достаточно было слова бизнесмена. Это говорит о том, что качество чести и правдивости, да, оно присутствовало. Да и сейчас, я думаю, каждый серьезный бизнесмен он понимает, что нет смысла кого-то обманывать. Это просто очень плохо кончится.

00:15:09 Есть кстати такое утверждение, в законах кармы говорится, что деньги, которые добыты неправедным путем, они никогда не пойдут на пользу тому человеку, который их заполучил. То есть известно, что допустим люди, которые занимаются вымогательством или какими-то другими преступными видами предпринимательства, так скажем, фактически они не могут сохранить эти деньги. То есть эти деньги, что называется, просто горят у них в руках. И они часто их тратят буквально в тот же день. То есть, спуская их в кабаках, или тратят ещё на какие-то увеселения. То есть такие деньги они по сути деньги уничтожают человека. Они идут на оплату каких-то порочных увлечений и т.д. По сути дела они действительно не являются причиной процветания.
[Радиоведущая] – Разрушаются знания человека.

00:16:08 [Прокошев И.А.] – Да, то есть деньги это на самом деле очень страшная сила. И если у человека нет как бы готового сознания к богатству, то деньги просто разрушают его характер, судьбу, и, в конце концов, они даже могут лишить его жизни в наше время. Не случайно, вот вспомните, я не знаю, насколько сейчас ситуация развивается в этом контексте, но вот ещё совсем недавно, в прошлые годы, очень часто можно было услышать, как много предпринимателей, допустим, погибают от рук наемных убийц, или они взрываются где-то в своих автомобилях. На самом деле причина этого кроется в том, что люди по сути дела перешли некий рубеж, который отделяет, скажем так, правильные источники доходов от неправильных. Когда чувство жадности оно заслонило даже инстинкт самосохранения. Потому что там, где есть возможность для шантажа, там, где есть нечистые доходы, там тут же смерть она стоит очень близко.

00:17:19 Поэтому человек, который здравомыслящий, он на самом деле подойдет к бизнесу с более цивилизованной точки зрения. Это значит, что он будет оказывать какое-то нужное служение обществу. То есть бизнес по сути дела должен обслуживать здоровые потребности общества. И тогда он будет процветать очень долго. И человек, который занимается этим бизнесом, он будет не деградировать, а наоборот развиваться – и духовно, и материально. Можно, конечно, сорвать куш в очень короткое время. Допустим, занимаясь каким-то игорным бизнесом или какими-то другими запрещенными теневыми источниками дохода. Но, как правило, люди от этого не становятся счастливее. Ни сами, ни их клиенты. И, в конце концов, это приводит к очень большим трудностям в жизни.

00:18:23 В связи с этим хотелось бы рассказать историю одного бизнесмена, который жил в Индии в средние века. Его звали Лао Бабу. Это был один из самых богатейших людей Индии того времени. Достаточно сказать, что он на свои деньги построил роскошный храм, который находится в древнем городе, во Вриндаване. Это где-то 90 миль на юго-восток от Дели. Этот храм построен в южноиндийском стиле, такая большая пирамида. Очень похоже на южноамериканский храм, если, может быть, слушатели не знакомы с индийской архитектурой, то архитектура этого храма очень напоминает пирамиды Майя в Южной Америке.
[Радиоведущая] – Ну, мне это тоже ни о чем не говорит.
[Прокошев И.А.] – Ступенчатая, то есть такая пирамида. Так вот он был одним из самых богатых людей в Индии. И у него был один главный конкурент. То есть, который по сути дела, чуть-чуть уступал ему в богатстве. И они все время с ним соревновались. Причем интересно, как они соревновались. Они строили храмы.
[Радиоведущая] – Это шикарнее.
[Прокошев И.А.] – Да, они строили места омовения на святых реках, они раздавали пожертвования и соревновались, кто больше раздаст. То есть такое интересное было соревнование. Никто там круче мерседес купит или джип. То есть они в благотворительности соревновались.

00:19:52 И однажды, когда Лао Бабу уже достаточно состарился, он захотел прогуляться. И в те времена богатые люди они передвигались на паланкинах. То есть такие носилки, крытые тканью, защищающей от солнца. И их несли несколько человек. Ну, то есть такие роскошные носилки, с креслом, с подушками, со всем необходимым. И вот Лао Бабу несли по направлению к Йемуне. Он хотел сделать омовение, посмотреть на заходящее солнце. Ну, то есть просто подышать свежим воздухом. И когда они подошли к реке, то он увидел такую сцену. Согласно древнеиндийскому этикету, и вообще аюрведе, считается, что нельзя спать, когда солнце восходить над горизонтом, на рассвете, то есть рассвет нужно встречать, будучи уже на ногах. И также не нужно спать, не нужно бодрствовать во время заката солнца. То есть сумерки, закат солнца и сумерки вечерние, они очень неблагоприятны для сна. То есть сон в такое время, он разрушает здоровье. Поэтому раньше люди очень рано вставали, как мы помним, и уже приступали к какой-то деятельности.

00:21:16 Так вот, он увидел такую сцену, как один старик лежал на берегу, подложив руки под голову, а рядом с ним была его внучка. И старик, судя по всему, задремал. И солнце в это время как раз уже коснулось горизонта и заходило. И девочка, она трясла своего деда и кричала: «Бабу, бабу, проснись! Солнце заходит! Проснись, солнце заходит!». И вот эта фраза, она почему-то так глубоко проникла в ум Лао Бабу, то есть она приобрела какой-то очень глубокий, такой мистический смысл, то есть он вдруг осознал такую вещь, что на самом деле его жизнь подошла к концу. То есть солнце его жизни заходит за горизонт. То есть осталось всего лишь совсем немного, и никакое богатство, по сути дела, оно не даст ему возможности спастись от смерти. То есть он разделить участь всех тех, кто живет в этом мире. То есть всех его предков, которые умерли, всех людей, которые рождаются и умирают на земле. И он понял, что по сути дела вот эта гонка за материальным богатством она очень сильно отвлекает человека от более серьезных вещей по сути дела. То есть она человека увлекает в погоню за комфортом, за сладкой, вкусной едой, за какими-то удовольствиями, но она не решает принципиальных проблем жизни. Она не решает проблем, связанных с обретением истинного счастья, удовлетворения жизнью, постижения смысла жизни, достижения вечности и избавления от принципиальных проблем существования: рождение, старость, болезнь, смерть. То есть деньги, они имеют какую-то ценность только до тех пор, пока их нет. Как только приобретается какое-то более или менее необходимое для поддержания своего тела количество денег, то эта цель, она перестает уже быть такой актуальной.

00:23:34 И это в принципе доказывают даже исследования, которые проводились во многих развитых странах, там был проведен опрос, в котором респондентов спрашивали, о разных уровнях достатка, их спрашивали: «Насколько количество денег, которое Вы зарабатываете, обеспечивает Вас счастьем?». И интересно было заметить, что по сути дела лишь самая низкооплачиваемая категория людей в обществе, или безработных, они считали, что деньги являются главным критерием счастья. То есть, поскольку испытывали некую стесненность в целом в средствах. Но люди уже среднего класса, и тем более люди, которые относятся к категории богатых, они поставили денежное благосостояние практически на седьмое, на десятое место. То есть это говорит о том, что по сути дела, когда человек приобретает вот это вот денежное благополучие, то он видит невооруженным глазом, что в жизни есть очень много вещей, которые невозможно купить за деньги. Отношения, здоровье, осмысленность своего существования, да. То есть какая-то самореализация, творческая, знание, и т.д. То есть все эти вещи требуют иных, более тонких усилий, скажем так.

00:24:57 Так вот Лао Бабу, он вдруг это понял. То есть интересно, что в какой-то момент мы как бы прозреваем. Да у нас такой качественный скачок в развитии происходит. И вот как раз у этого купца, у него произошел такой в жизни перелом. Он вскочил, выскочил из своего паланкина, и бросился бежать по берегу Йемуна, плача и срывая с себя драгоценности, золотые кольца, и раздирая на себе рубашку. И слуги они просто были в шоке. Они не понимали, что происходит с хозяином, они побежали за ним, хотели его догнать, он начал от них отбиваться. И, в конце концов, они его просто скрутили, положили на паланкин и в таком полубессознательном состоянии принесли в дом. И все родственники, они просто столпились вокруг патриарха, всего клана, видя его в таком необычном состоянии. Человек, который всегда был трезв, прагматичен, очень расчетлив и знал, что он делает, тут был похож на какого-то слабого, беспомощного ребенка, который плакал, всхлипывал, ни с кем не разговаривал, отказывался от пищи и т.д. И так прошло несколько дней.

00:26:20 В конце концов рано утром однажды Лао Бабу он вышел из своей спальни, к своим родственникам, они сидели завтракали и он сказал, что: «Я принимаю обет и отречение. Я отказываюсь от всех богатств, которые я имею. То есть половину богатств я оставляю вам, распределите их между собой правильным образом. На остальные деньги я хочу построить храм». И он вложил все вот эти деньги, миллионы-миллионы рупий в строительство этого роскошного храма. И действительно это один из самых таких красивых и роскошных храмов во Вриндаване. И когда он построил этот храм, он испытал такую очень сильную удовлетворенность в сердце. И он подумал – что я ещё могу сделать для Господа. То есть у него развился вкус что-то сделать для Господа. И он пошел в храм и начал молиться. Господь, видя его такую искренность, он пришел к нему во сне, ночью и сказал: «Ты должен построить для меня храм». И Лао Бабу он очень удивился, он говорит: «Я же уже построил для тебя храм». И тогда Господь сказал: «Ты должен ещё один храм построить». И Лао Бабу сказал: «Но я не могу, я меня уже нет денег, я все раздал, я нищий». И Господь тогда улыбнулся и сказал: «На самом деле, мне не нужен храм из камня. Мне нужно, чтобы ты построил храм в своем сердце». И Лао Бабу он просто растерялся, он даже не знал, что ответить. И он тогда воскликнул: «Но как же я могу это сделать?! Я не знаю». И Господь тогда сказал: «Ты должен развить в себе смирение. Ты должен отказаться от гордыни, которая живет в твоем сердце. Потому что это подобно яду отравляет твоё сердце. И любовь к Богу никогда не проснется в сердце гордеца. То есть ты до сих пор гордишься своим богатством. Ты гордишься, что ТЫ построил этот храм, что это тебе принадлежит вся слава и т.д.». И тогда Лао Бабу он утром одел ануш, одел очень простое такое платье, состояло просто из куска ткани, который оборачивался вокруг бедер, накинул такой же кусок ткани на плечи, взял кувшин железный, и в таком виде он покинул дом. Стал бродить по всем святым местам, и просто жить на то, что ему подадут, на милостыню. И он просил пожертвования только у какого-то ограниченного количества людей. Согласно Ведам, святой нищий, или странник, он не должен даже просить пожертвования у большого количества людей. Он должен спросить пожертвования в семи домах благочестивых людей. И на то, что он собрал, он может спокойно жить. Если что-то осталось в конце дня, он должен поделиться с другими нищими. Вот. И Лао Бабу таким образом существовал.

00:29:34 И все же он чувствовал, что этого недостаточно. То есть Господь ещё не удовлетворён таким его подходом. И тогда он снова стал очень истово молиться и вопрошать: «Что, что же я ещё должен сделать? Почему ты не являешься передо мной?». То есть у него развилось вот это очень сильное стремление увидеть Господа, услышать его слова. Потому что когда однажды человек увидит Бога, он уже просто не может забыть о нем. То есть это подобно такой влюбленности с первого взгляда. Изначальная, так сказать, любовь к Богу она всегда покоится в нашем сердце. И вот когда он так молился, то Господь пришел к нему и сказал: «Я хочу, чтобы ты пошел к своему самому главному врагу и конкуренту, и у него просил пожертвования». И тут Лао Бабу почувствовал в сердце такую очень сильную боль и дискомфорт, и неприязнь. То есть он почувствовал, что у него нет сил пойти и унизиться перед своим богатым конкурентом. Собственно, это даже и не был недруг, да, это был просто конкурент. Но Господь сказал: «Если ты хочешь удовлетворить меня, то иди к нему и попроси у него пожертвование». И Лао Бабу он отправился к нему. И перед его домом там был высокий забор, стояла огромная очередь нищих. То есть были определённые дни, когда хозяин просто выходил на крыльцо и раскидывал золото. И нищие подбирали его и уходили. И тут он увидел, этот человек, это купец, он увидел Лао Бабу в конце очереди, который смиренно стоит в очереди и ждет, когда можно будет подойти. И он в таком рубище. То есть он никогда не видел его в таком одеянии. Изможденный аскезой, босоногий, с разбитыми в кровь ступнями.

00:31:42 [Радиоведущая] – Что же подумал этот богач?
[Прокошев И.А.] – Сначала у него возникла радость такая, злорадство в сердце. Ну, надо же – оказывается, Лао Бабу обанкротился. А я и не знал. И он приказал своим слугам вытащить кувшины, набитые золотом, дорогую одежду, фрукты, еду и т.д. И когда Лао Бабу подошел он сказал: «Это все ты можешь забрать себе. То есть я хочу по достоинству одарить тебя. То есть не каждый день ко мне приходит сам Лао Бабу и просит у меня пожертвование». Лао Бабу его смиренно поприветствовал. Сказал: «Нет, на самом деле я не возьму все это. Мне просто нужна одна монета в качестве пожертвования. У меня не хватает одной монеты для того, чтобы построить храм. Я потратил все свои деньги, но одной монеты мне не хватило. Одной пайсы». Пайса – это одна копейка фактически. То есть на одну пайсу сейчас в принципе ничего не купишь уже. Как на одну копейку. То есть это очень смешная сумма. Но тогда можно было купить там кусок лепешки какой-то там, или простой еды, но сейчас это уже не деньги. И вот этот человек он очень поразился. Он ещё раз предлагал и настаивал. Но Лао Бабу был тверд. Он не хотел никаких богатств. И тогда этот человек понял, что это другой Лао Бабу перед ним стоит. Это уже не тот предприимчивый…
[Радиоведущая] – Конкурент.
[Прокошев И.А.] – Да, страстный, жадный до славы, до... И он на самом деле понял, что он превзошел его. Превзошел его не в богатстве, а в духовных качествах. И тогда он смиренно склонился к нему в ноги и сказал: «Ты на самом деле победил меня, Лао Бабу. Мы всю свою жизнь соревновались с тобой. И ты превзошел меня сначала в богатстве, а теперь также и в духовности. Поэтому, пожалуйста, прими прасад, освященную пищу, в моем доме, и возьми столько, сколько ты хочешь».

00:33:48 И вот когда это произошло, Лао Бабу почувствовал, что Господь улыбается, что он доволен им. И в этот момент в его сердце вошла любовь к Богу. То есть это самое большое богатство, которое можно обрести в этом мире. И в обмен на это, на самом деле, люди приносят свои жертвы. То есть все, что человек делает в этом мире, он по сути дела делает, может даже, он не понимая этого, он делает для того, чтобы в конце концов обрести вот это богатство. На санскрите она называется «према-бхакти», то есть это любовь к Богу, которая живет в сердце каждого из нас. Но она покрыта толстыми слоями различных желаний, которые как облако закрывают солнце. И мешают нам на самом деле испытывать своё изначальное, естественное состояние бытия. То есть состояние всепоглощающей, совершенно сумасшедшей любви. И когда люди получают хотя бы частицу этого чувства, допустим, испытывая какую-то влюбленность к своему любимому человеку, или ухаживая за своими детьми, или родителями, ну или какие-то другие проявления. Даже вот эта такая крошечная порция любви, которая транслируется из духовного мира, она делает человека несказанно счастливым по сравнению с его обычными буднями. И вот именно к такому состоянию в совершенстве призывают все священные писания, и достичь этого можно через исполнение своих обязанностей в материальном мире, и, что самое главное, через исполнение своих духовных обязанностей. То есть через молитвенную жизнь, через посещение святых мест, бескорыстному служению святым и всем остальным живым существам. И повторение имени Бога. То есть эта практика, она присутствует во всех религиях.

00:35:47 И чтобы как-то вернуться снова к нашей теме, можно сказать, что бизнес-класс общества он является такого своего рода желудком общества. То есть это те люди, которые позволяют нам каким-то образом устраивать своё материальное существование в этом мире. И опираясь вот на эти их качества, мы можем устроить свою такую повседневную жизнь. Будь здоровы!
[Радиоведущая] – Спасибо!
[Прокошев И.А.] – И сегодня я в общем-то также хотел несколько слов сказать об оставшейся группе людей социальной, или сословии, то есть это класс служащих и рабочих. Чтобы сделать какое-то резюме по бизнес-классу, я приведу также некоторые выкладки того, которые касаются того, что является источником дохода для бизнес-класса, а также каким образом они взаимодействуют с остальным обществом и с энергиями Господа в этом мире.

00:36:57 Итак, как мы все знаем, источником дохода для делового сословия является прибыль, или прибавочная стоимость. То есть за счет определённой наценки торговой, или наценки, которая делается на произведенную продукцию, эта разница собственно составляет доход предпринимателей. Что касается взаимодействия с остальным обществом, то, как правило, бизнесмены вступают в деловые взаимоотношения с другими людьми. То есть они рассматривают эти отношения в контексте обмена. То есть они покупают время людей, их усилия за определённую плату, которая складывается из рыночных отношений, из соотношения спроса и предложения. И таким образом, выплачивая заработную плату служащим, они получают определённую силу, производительную силу, которая позволяет им достигать результатов, которых они в одиночку бы не достигли. То есть, таким образом происходит такое социальное взаимодействие. Кроме этого, часть доходов они должны отдавать в виде налогов, поддерживая структуру государства. Вот, то есть другими словами, они вступают во взаимодействие с определёнными уровнями сознания человека. В частности с его физическим телом и его энергетическим телом.

00:38:35 И я почему говорю об этом, потому что когда мы говорили о представителях более высоких сословий, то мы заметили, что представителей высших сословий интересуют больше интересуют высшие уровни сознания. То есть эмоциональная, психическая составляющая человека. Или его интеллектуальная составляющая, допустим как для людей, которые относятся к интеллектуальному классу. Они заинтересованы в образовании людей. Правители и управленческие классы, они заинтересованы тем, чтобы люди следовали определённым законам. То есть и нравственным и юридическим. То есть они апеллируют именно к сознательной части людей. В то время как отношения деловых людей построены на уровне выгоды. То есть они предлагают определённую выгоду, и, опираясь на это, они могут также удовлетворить какие-то свои потребности. Также они взаимодействуют с энергиями, которые не являются живыми, но которые своего рода составляют кровь экономической системы. Это деньги, эквивалент всех материальных ценностей в человеческом обществе. То есть они оперируют с этой энергией. То есть они двигают ее. Соответственно она у них накапливается в больших количествах. Потому что им не свойственно деньги класть в чулок, что называется. То есть они заставляют деньги работать.

00:40:17 То есть есть общий принцип на самом деле такой: если то, что вам дает Господь, вы просто прячете, да, в дальний угол, и это не приносит пользы кому-то, то это разрушается. Это уходит из вашей жизни. Поэтому вот этот принцип обмена, принцип того, чтобы поделиться этим с другими, он универсален. Поэтому если у человека есть деньги, то они должны работать на благо всех людей. По крайней мере, часто в экономическом каком-то обмене. Если у вас есть какая-то лишняя еда, то не нужно её складировать в погребах и в холодильниках, чтобы она там гнила и разрушалась. То есть лишнюю еду нужно раздавать гостям, родственникам, друзьям и т.д. То есть такой принцип он очень позитивен и был принят в древней культуре. И, кроме того, это позволяет обменять какие-то очень простые энергии на отношения. То есть за счет принесения в жертву чего-то более простого, можно приобрести более возвышенное. То есть это принцип благотворительности. И они также оперируют энергиями, которые связаны с более низшими формами жизни. Если вот мы, допустим, обратимся к сельскому хозяйству, то в данном случае фермеры они имеют дело с животными и растениями. То есть и у них есть к этому природная склонность, они понимают этих живых существ. То есть у них контакт очень хороший с ними.

00:42:00 Если мы обратимся к анализу, связанному с классом служащих, то мы заметим, что эта категория людей, она в меньше степени понимает энергию денег, да, то есть этим людям не так легко зарабатывать много денег, они, как правило, довольствуются небольшими суммами. И то - эти деньги приходят к ним опять же через посредничество предпринимателей. Отнюдь немногие люди способны вот так в свободном полете зарабатывать себе на жизнь. Хотя есть некоторая тенденция, что количество таких людей увеличивается. Это кстати связано с развитием разума также – то есть чем более разумен человек, тем, как правило, ему легче обеспечить себя самого. То есть ему понятны эти механизмы. Кроме того, у этих людей есть определённая тяга к тому, чтобы оперировать энергией, которую мы называем инструментальной. То есть, они очень легко налаживают контакт, допустим, с техникой, или какими-то атрибутами материального мира, которые можно назвать инструментом. То есть вот это взаимодействие с материей оно позволяет им также оказывать какое-то полезное служение обществу. В целом эти люди они отличаются тем, что, мы сейчас говорим с идеальной точки зрения, но считается, что хороший служащий, он должен быть предан своему хозяину. То есть качество преданности.

00:43:42 Не случайно раньше слуги считались практически наравне с родственниками. То есть если мы вспомним.
[Радиоведущая] – Как интересно! Именно слуги.
[Прокошев И.А.] – Да, то есть слуги, особенно которые из поколения в поколение жили в семье, к ним относились как к родственникам. Иной раз они даже ели за одним столом с хозяином. То есть они по сути дела участвовали в воспитании младшего поколения хозяев. Ну, вспомнить даже эти дворянские семьи.
[Радиоведущая] – Няни.
[Прокошев И.А.] – Кормилицы и т.д. То есть связь практически семейная возникала. Вот, естественно, поскольку такой человек очень проникается чувством преданности и принадлежности к вот этому клану семейному, то ожидается, что он не ворует у своего хозяина.
[Радиоведущая] – Ну да, в принципе логично.
[Прокошев И.А.] – То же самое ожидается от детей, кстати, что они не воруют у своих родителей. Потому что это как бы нонсенс. Родители и так готовы отдать все, что они могут. Если ребенок ворует у родителей, то в этом что-то очень неправильное, правильно?
[Радиоведущая] – Да, логично
[Прокошев И.А.] – Точно так же вот хороший служащий он должен отличаться качеством, скажем так… То есть он не посягает на собственность своего хозяина.

00:45:05 Кроме этого, он должен быть достаточно честным, правдивым. То есть он не должен быть себе на уме и обманывать, да, своего хозяина. Вот кроме этого также стоит отметить, что в целом для представителей класса служащих характерна почтительность и независтливость по отношению к более высоким сословиям. То есть у этого человека должно быть развито естественно смирение и простота. То есть когда этого нет, то такой человек, не обладая качествами, он постоянно завидует высшим, более продвинутым, скажем так, людям, которые превосходят его в знании, богатстве, в силе характера, в статусе в обществе. И поскольку у него самого нет таких качеств, а он хочет этого добиться несмотря ни на что, то таким образом, что с ним происходит – он становится просто несчастным. То есть, зависть, она просто разъедает все его существование. И он часто не в состоянии исполнить свои желания праведным путем, он идет на преступление тогда. То есть он пытается обманом, хитростью, или насилием заполучить то, что он хочет. И таким образом ещё больше деградирует. Потому что мы сейчас упомянули качество, которое свойственно для людей, которых в древнем обществе называли отверженными или изгоями. Таких людей ещё называли собакоедами. То есть, которые едят мясо собак. Поэтому для людей, которые в силу своего рождения или отсутствия правильного воспитания имеют вот такие низменные качества, для них очень важно просто принять вот эти простые принципы честной, спокойной такой, может быть аскетичной даже где-то жизни. И просто посвятить себя служению более развитым, более продвинутым, скажем так, и в духовном и в материальном отношении людям. И это естественно требует смирения. Потому что если его нет, человек он просто не признается даже самому себе, что вот его место, оно таково. Хотя я могу сказать такую очень простую истину, что вы можете понять, кто вы, просто глядя на то, куда вас жизнь поставила. То есть, в каком положении вы находитесь, на самом деле это место неслучайно. Оно соответствует вашим качествам и вашему уровню развития. И если у вас есть амбиции к тому, чтобы занять другое место, тогда есть очень простое правило – надо просто стать другим. То есть если вы хотите более лучшего места, тогда надо стать лучше. И это не придёт просто так, это требует определённых усилий.

00:48:10 [Радиоведущая] – Мы заслуживаем того, какие мы сейчас есть. Если наш уровень квалификации невысок, то и зарплата наша невысока. Если мы квалифицируемся все лучше и лучше, то есть оплата наша поднимается.
[Прокошев И.А.] – Да, или зарплата, или положение, или занятие наше меняется. Так или иначе, человек, когда он проявляет более возвышенные качества, в профессионализме или качества характера, то это не остается незамеченным, как правило. И обстоятельства жизни, они меняются вокруг него. Это может быть некое такое лирическое отступление в сторону нашего прошлого курса по личностному развитию и постановке целей. То есть, если человек действительно хочет превзойти самого себя, то никто ему на самом деле в этом не мешает. Никто не против, если будет ещё одним миллионером больше в этом обществе. Никто не против, если появится ещё один талантливый лидер или какой-нибудь ученый. Или даже просто человек, который на все руки мастер. «Золотые руки», да, что называется. То есть, на самом деле люди имеют возможность развиваться. Собственно, это и происходит с человеком из жизни в жизнь. Если он двигается куда-то, он просто рождается в определённой семье, с определёнными способностями у родителей, с определённым уровнем достатка и т.д.

00:49:31 В Бхагават-гите есть такой очень интересный стих, где Арджона, друг Кришны, верховной личности Бога, он спрашивает его: «Чего достигает йог, или трансценденталист, который занимается духовной практикой, если он не достигает успеха до конца жизни в духовной практике? Или по тем или иным причинам он прекращает ею заниматься, и падает с этого уровня. Совершает, допустим, какую-то греховную деятельность, или просто из-за слабости сердца или нехватки времени, как сейчас, он просто прекращает заниматься духовной практикой. И Кришна очень интересно отвечает ему на этот вопрос. Он говорит: «Этого благочестия, которое человек заработал, благодаря поклонению, бескорыстному поклонению верховной личности Бога, уже достаточно, чтобы человек родился, как минимум, просто в богатой семье. То есть даже начинающий трансценденталист или духовник, он просто в благодарность за свои усилия, он достигает того, к чему люди часто стремятся в течение целой жизни, преступая все возможные какие-то нормы.
[Радиоведущая] – Ну говорят: «Потом не хочется – сейчас хочется».
[Прокошев И.А.] – Да, это понятно, но это гуна страсти. Для того, чтобы, допустим, просто даже родить ребенка, нужно подождать 9 месяцев. Или для того, чтобы долететь до Индии, нужно не один час времени, а чуть-чуть больше.
[Радиоведущая] – Чтобы построить дом, нужно годик поработать.

00:51:04 [Прокошев И.А.] – То есть есть определённые реалии, с которыми надо считаться. И вот здесь Кришна излагает вот такое вот правило, он говорит: «Ну, человек, который достиг уже какого-то продвинутого уровня, он рождается в семье, где знания уже присутствуют». То есть он с детства попадает в эту атмосферу знаний, где ему прививают вечные ценности. И оказывается, что это более ценно, чем богатства. Потому что богатство, оно теряется в момент жизни. И даже в течение жизни оно умудряется куда-то деваться, да, если неправильно им воспользоваться. То есть всегда есть много желающих приобрести ваше богатство. Очень много конкурентов. Но если знание в вашей голове находится, то на самом деле его оттуда очень сложно взять. И более того, если даже его оттуда взять, оно не убудет от этого. Наоборот, говорится, что если человек может чему-то научиться, то он должен научить другого. Знание от этого оно ещё только укрепится в его сознании. Поэтому это тонкий, более тонкий вид богатства. Кроме того, мы знаем, что сами отношения также, они являются тоже определённым видом богатства. То есть в древних цивилизациях считалось, что человек богат, если у него есть здоровая, чистая пища, вода, свежий воздух, хорошие, гармоничные отношения, крыша над головой, и хороший царь, а также учитель. Вот если вот это есть у человека, то можно считать, что он богат и удачлив. То есть здесь не упоминается в качестве первостепенной важности, что у него есть какие-то там несметные богатства. Да, то есть просто, все самое необходимое для жизни. И если нет всех этих вещей, то тогда какой смысл в богатстве. Согласитесь.
[Радиоведущая] – Да.

00:53:01 [Прокошев И.А.] – Вот. То есть мы фактически сделали вот такой обзор четырех основных групп социальных, которые составляют человеческое общество. И чтобы подвести какое-то резюме, я сейчас опять же приведу вот эту нашу классификацию, каким образом сословие служащих или рабочий класс, каким образом они поддерживают своё существование, и каковы их взаимоотношения с представителями других сословий, а также с материальными энергиями этого мира. Итак, как мы понимаем, основным источником дохода для класса служащих является тот или иной эквивалент материальных богатств. В виде зарплаты либо каких-нибудь подарков. Или, как это раньше называлось, содержание, которое выплачивается сотруднику. Потому что оно в принципе может и носило также неденежный характер. Допустим, слуги, которые раньше жили в семьях аристократов, они не получали как таковой зарплаты. Они просто жили в этом же доме, в каких-то других помещениях, они ели пищу, которой их кормил хозяин, и им давалось что-то необходимое из одежды и т.д. То есть условия жизни достаточно простые. И с чем это связано?

00:54:36 Кстати, тут такой момент есть философский, который нужно понимать. Мы уже упоминали о том, что деньги являются очень огромной силой. И они могут принести как вред, так и добро человеку. И как вы думаете, каковы причины, какой будет результат от использования денег? От чего это зависит?
[Радиоведущая] – На что тратятся все-таки деньги.
[Прокошев И.А.] – То есть другими словами, какие желания в уме человека.
[Радиоведущая] – Да.
[Прокошев И.А.] – То есть это зависит от того, насколько человек духовно образован. Насколько в его сознании есть вот эти нравственные принципы, которые по сути дела регулируют его жизнь. И мы знаем, что человеческое общество устроено так, что самые разумные люди находятся во главе общества. То есть это лидеры. Это интеллектуальные лидеры, либо лидеры, наделенные политической властью. То есть у них есть и развитый интеллект, и силы характера, и знание. Поэтому, в общем-то, им и доверяется управление обществом. Потому что у них есть наибольшая квалификация для того, чтобы управлять обществом. Люди же, которые не обладают достаточными качествами и разумом, они поставлены в ведомое положение, в подчиненное положение. Почему? Потому что если у них не будет руководителя, лидера, то подобно маленьким детям, они могут попасть в очень опасную ситуацию.

00:56:13 Вот если допустим, взять человека, у которого нет какой-то осознанной цели в жизни. То как вы думаете, что он будет делать, если он просто проснется в какой-то день, и ему не нужно будет идти на работу и ни заниматься какой-то деятельностью.
[Радиоведущая] – Но все зависит от разума человека.
[Прокошев И.А.] – То есть вот что будет делать человек, у которого явно отсутствует цель в жизни и какие-то стремления?
[Радиоведущая] – Гулять сначала будет. Бездельничать.
[Прокошев И.А.] – То есть это хорошо, что он будет гулять. А он с этим может и…. недогулять, что называется, до входной двери. То есть он просто может прозаически проспать, да, до обеда.
[Радиоведущая] – Ага, это точно.
[Прокошев И.А.] – Пока он не опухнет и у него не заболит голова. То есть другими словами, человек, который, допустим, не имеет какой-то ясно осознанной цели в жизни, он на самом деле, когда предоставлен сам себе, он просто прожигает свою жизнь. И на самом деле, если быть откровенным, можно просто посмотреть, чем занимается большинство людей, когда у них возникает свободное время. Отнюдь не так много людей, которые посвящают себя саморазвитию, или самообразованию. То есть в лучшем случае, человек просто отдыхает от трудов праведных. И это как бы нормально. Но допустим когда у него достаточно много времени, и он все также продолжает отдыхать, да, отлеживать где-то бока, или, допустим, заниматься какой-то бессмысленной деятельностью, то на самом деле это говорит о том, что человек просто не понимает, для чего ему дана эта жизнь. Что она дана для саморазвития и самоосознания. Для развития каких-то очень возвышенных качеств. Поэтому такие люди, они на самом деле поставлены в жизни в зависимые условия для того, чтобы не мытьем, так катаньем, по крайней мере, они куда-то продвигались и были полезны другим. И вот эти вот отношения, которые выстроились в человеческом обществе, они по сути дела регулируются на основе корысти. То есть когда один делает что-то для другого. Потому что он понимает, что если он не будет это делать, то сам он просто будет в нищете, и не сможет удовлетворить элементарно своих потребностей. Но как только эгоизм уходит, то включаются очень тонкие механизмы поддержания. Когда мы видим, что о нас заботятся, да, причём бескорыстно, и большинство людей привлекаются именно нашими качествами, готовы добровольно что-то отдавать нам, просто видя вот эти наши какие-то качества характера. Или какие-то нравственные ценности, которые есть у нас.

00:59:00 Вот, собственно, что хотелось сказать. У нас есть ещё немного материала, который связан с очень такой интересной группой людей, которых собственно не относят даже к категории цивилизованных. То есть в нашем обществе их попросту называют бомжами, да. Или отщепенцами.
[Радиоведущая] – Без места жительства.
[Прокошев И.А.] – Без места жительства и определённых занятий и т.д. То есть люди, которые просто ведут фактически такой полуживотный образ жизни. То есть они не знают, зачем они живут. Они не знают, где они живут, и чем все это кончится. То есть у этих людей есть определённое качество… Я не знаю, у нас есть время, чтобы как-то…
[Радиоведущая] – Ну, минут двадцать.
[Прокошев И.А.] – Минут двадцать есть, да? Хорошо, давайте упомянем также об этих людях, потому что на самом деле эти люди, они являются очень большой ценностью в нашем обществе.
[Радиоведущая] – Именно эти люди?
[Прокошев И.А.] – Да. И мы может быть даже внутри себя спросили: «Почему?». То есть, как это могут отбросы общества являться ценностью. И, тем не менее, эти люди являются очень серьезным примером и уроком для всех остальных.
[Радиоведущая] – С этой стороны да, согласна. Не подумала об этом.

00:01:26 [Прокошев И.А.] – То есть эти люди по сути дела учат нас тому, как жить не надо. То есть мы много раз встречались с этими людьми и в подземных переходах, и в электричках, и в метро, и может быть где-то на улицах. По сути дела эти люди естественным образом пострадали от какой-то своей деятельности в прошлом. То есть мы должны понимать, что их состояние является следствием каких-то ошибок судьбы, или кармических ошибок, как их называют. И в результате вот этой вот неправильной деятельности, или деятельности, которая противоречит каким-то нравственным законам, или законам государства, постепенно они пришли вот к такому очень плачевному состоянию. И в результате греховной деятельности, как её называют писания, которая по сути дела основана на четырех каких-то основных принципах, то есть в первую очередь, это употребление интоксикаций, и различного рода психотропных веществ, которые замутняют наше сознание. Это отношения с противоположным полом, которые развиваются за рамками брака. То есть, грубо говоря, это просто измена или отсутствие верности супругу. Или какое-то достаточно свободное общение между незамужними девушками и юношами. Сюда также входит предпринимательская деятельность, которая связана с обманом или мошенничеством. Или с использованием низших каких-то желаний людей. Допустим, используя природу людей склонность впадать в азарт, на чем собственно основан игорный бизнес. И сюда также входит деятельность, которая связана с убийством других живых существ, по крайней мере, животных, для того, чтобы обеспечить себя едой или какими-то продуктами их тел для производства одежды, обуви и т.д.

01:02:48 То есть вот эти все принципы деятельности, они развивают в человеке очень низменные качества. И мы сейчас поговорим об этом. То есть в первую очередь это агрессия и склонность к насилию. То есть вот то, о чем мы говорили. Если человек не понимает, что убивая других и живя за счет смертей других живых существ, он совершает очень ужасную деятельность, то таким образом он постепенно развивает черствость в сердце. Человек становится бесчувственным к боли других живых существ. И таким образом постепенно он начинает переносить это чувство также на окружающих: на своих близких, на людей, с которыми он сталкивается с обществе, и постепенно человеческое общество превращается в джунгли. Человек человеку волком становится, а не братом. Поэтому в древнейших писаниях и традициях существует определённое ограничение на употребление животной пищи, которая добывается посредством убийства. То есть я думаю большинство радиослушателей, они знают об этом. Сюда же относится вот этот институт постов периодических, когда человек обуздывает свои вот эти вот…
[Радиоведущая] – Чувства.
[Прокошев И.А.] – …потребности. То есть он ограничивает себя в употреблении каких-то продуктов питания.

01:04:16 Следующее качество, которое стоит отметить, это лживость. То есть когда человек отвергает самую главную истину, абсолютную истину, Бога, поскольку он является олицетворением правдивости, то рано или поздно вся его жизнь она превращается в сплошной обман. То есть он обманывает не только других, но и самого себя. И в первую очередь в глубинном смысле это проявляется в том, что человек вообще не понимает, кто он есть такой. Понимаете?
[Радиоведущая] – Понимаю.
[Прокошев И.А.] – Это подобно тому, когда человек он начинает врать, очень долго, запутанно, и много, то, в конце концов, он сам перестает уже понимать, где же правда. Или как сумасшедший актер, который заигрался в ролях и уже забыл, кто же он по-настоящему сам является. Вот эта вот склонность к обману, она на самом деле настолько запутывает живое существо, что по большому счету люди уже не могут сориентироваться толком, что является добром, а что является злом в этом мире. И зло становится нормой жизни.
[Радиоведущая] – Для них не воспринимается это.
[Прокошев И.А.] – Или входит в моду. То есть, они считают, поскольку это модно, то это правильно. Но это противоречит просто элементарным общечеловеческим ценностям.

01:05:35 Следующий момент, который стоит отметить, это проистекающая отсюда вера в какие-то высшие идеалы, ценности. Можно заметить, что такая категория людей, она настолько привыкла к подлости, к жестокости, к убийствам, к деградации, хамству какому-то, что вот эти вот высшие нравственные ценности, такие как смирение, терпение, заботы, бескорыстная забота о ближних, щедрость и т.д., это становится чем-то настолько далеким и настолько чуждым, что они даже не верят, что такие качества они вообще существуют на свете. Они могут думать, что люди, когда поступают таким образом, они просто притворяются. Или в любом случае какую-то выгоду хотят извлечь, настолько вот извращается сознание, что высшие ценности перестают быть понятными элементарно.

01:06:35 Следующий момент, который стоит отметить, это качества, которые связаны с воровством. Вот о чем мы уже говорили. То есть человек без каких-то нравственных ориентиров, он не понимает, что каждому из нас выделена какая-то определённая доля Господа. И она выделена не случайно. Она, что называется, заработана этим человеком. И человек, когда он посягает на собственность другого живого существа, он по сути дела ставит под сомнение справедливость вот этого закона Божьего. Он считает, что он имеет право взять и у кого-то взять то, что ему причитается. В конце концов, он превращается просто в такого алчного человека, который может украсть. И при этом он может до такого состояния дойти, что он просто не контролирует себя.
[Радиоведущая] – Бывает такое.
[Прокошев И.А.] – Есть такая болезнь, которая называется…
[Радиоведущая] – …клептомания.
[Прокошев И.А.] – …клептомания, да. То есть когда человек ворует, даже просто не осознавая этого. Он даже может не заметить, что он своровал. И более того, он даже может считать, что это не он. То есть это уже где-то так глубоко на уровне подсознания происходит, что разум, он отключается просто. То есть он не хочет даже верить в то, что это я делал. То есть это определённое… То есть другими словами, такая деятельность, которая противоречит нравственным и духовным принципам, она постепенно делает человека сумасшедшим просто. То есть он перестает понимать, что нужно делать, что следует делать, а что приводит его к полной деградации. То есть это на самом деле состояние безумия.

01:08:24 Следующий момент, который здесь стоит отметить, это совершенно неконтролируемые желания. То есть человек становится рабом своих желаний. То есть он не понимает, что идя на поводу вот этих своих низших инстинктов, он постепенно превращается в животное. То есть мы знаем, что животное, если оно голодно, оно фактически готово на все. Точно также такие люди, они в своем сознании достигают вот этого дна, когда у них разум перестает контролировать их тело, их ум. И тогда они просто становятся жертвами своего вожделения, гнева, жадности и т.д., и в экстремальных ситуациях, эти качества человека они проверяются. На каком уровне реально духовном он находится. Поскольку у таких людей не контролируется их ум, их желания, их ум осквернен. Он постоянно видит все в дурном свете. Он привлекается вот этими дурными качествами, и он замечает все время недостатки в других людях. И постоянно склонен к конфликтам. Подозревает людей в том, что они хотят как-то ущемить его постоянно, его интересы.
[Радиоведущая] – Понимаю…
[Прокошев И.А.] – Он очень обидчив, очень нетерпелив. Практически он похож на такого обиженного ребенка. И такой человек, он очень тяжелый в общении. То есть часто такие люди они остаются в одиночестве. Потому что они совершенно не могут строить нормальные отношения. Вот это также последствия такой греховной деятельности. То есть человек становится просто невротиком или шизофреником по сути дела.

01:10:16 Наконец, стоит упомянуть о таком качестве, которое в принципе достаточно распространено, это неспособность контролировать свои чувства вожделения. То есть когда человек… Вот это вот качество, которое дано человеку для того, чтобы он просто продолжал свой род, оно выходит за некие приемлемые границы, и человек считает, что он может реализовывать свой сексуальный инстинкт, или как его называют, основной инстинкт, на тех, кто собственно не является его родственниками. Потому что согласно священным писаниям, каждое живое существо, которое воплощено в этом мире, оно на самом деле больно определённым типом эгоизма. И вот этот эгоизм он ограничивается правилами предписания, законами нравственности. То есть в определённых пределах он имеет право быть в этом мире. Но когда он выходит за эти пределы. Это подобно тому, как река выходит из берегов, пока она течет в рамках берегов, никакого особого вреда она не причиняет. Но если она начинает наводнять прибрежную зону, то тогда просто все начинают страдать. Точно также чувства человека, которые выходят за рамки его семьи, они постепенно начинают приносить беспокойство всем окружающим. То есть он становится просто таким… мозолью такой, да, что называется. Как вот мозоль натирает ногу, неудобно становится.
[Радиоведущая] – Ну да.
[Прокошев И.А.] – Точно так же люди, которые пытаются распространить вот этот свой инстинкт собственности, или вожделения, на людей, которые встречаются им в жизни, то такие люди просто становятся, скажем так, социально опасными элементами, как их называют. Неслучайно существуют определённые юридические нормы, которые карают эти поступки. Потому что это реально приводит к тому, что все население, общество, оно постепенно деградирует.

01:12:31 Это кстати один из принципов чистоты общества – чистота браков. То есть если отношения перестают подчиняться каким-то законам чистоты, то тогда начинает рождаться население, которое не имеет хороших качеств. И по сути дела вот сейчас в нашей цивилизации западной, мы видим последствия этого. Отсутствие чистых браков, отсутствие вот этих вот норм правильных взаимоотношений между полами привело к тому, что люди рождаются с не самыми возвышенными качествами. И когда мы сейчас обсуждаем с вами вот эту вот категорию людей, если откровенно положить руку на сердце, то можно заметить, что на самом деле довольно значительная часть населения современных стран, она относится часто к этой категории. То есть люди, которые не могут найти себя в жизни, они не могу понять какая профессия, допустим, какой род занятия им подходит, то есть, как нужно строить отношения с людьми. И в целом в социальном обществе и с противоположным полом, как воспитывать детей, и так далее, и так далее, и так далее. То есть, за что ни возьмись, в самых фундаментальных вопросах жизни, они абсолютно беспомощны по сути дела, в этом отношении. И это как бы очень печально. Это означает, что по сути дела, нет такой серьезной продуманной системы образования, ни качеств, которые воспитываются в семье. И вот это то, собственно, что человечеству в первую очередь и нужно. Над чем нужно поработать. То есть нужно создать цивилизованное общество. И это невозможно без духовного образования, без институтов, которые раньше назывались храмами, гимназиями и т.д., и т.д. Сейчас этот институт, он требует своего восстановления. Никакими усилиями более искусственного порядка эти проблемы не решаются. Поэтому как говорил наш духовный Учитель, он говорил, что в этом мире на самом деле все есть. Единственное, в чем здесь есть недостаток, это недостаток духовного знания. То есть когда оно будет у людей, то люди будут процветать. Вот собственно то, что им необходимо. Отнюдь не нехватка денег, не нехватка нефти. Или там ещё чего-то. То есть все это – вторичные проблемы, так сказать.

01:15:15 Ну вот собственно на этом, наверное, мы остановимся сегодня. По сути дела мы сделали весь обзор вот этой социальной системы и описали какие-то основные качества, которые свойственны представителям тех или иных сословий, или варн, как их называют на санскрите. И я думаю, что у наших радиослушателей сложилось более четкое представление о том, какое место для них приготовлено Господом Богом.
[Радиоведущая] – Как говорится, итог уже подведен. И я единственное что скажу, что в прямом эфире с нами Игорь Прокошев, ведический астролог, тренер в области личностного роста, семинар «Как найти своё место в жизни. Профессиональная ориентация».

транскрибирование: Алена Маклай | Онтарио | Канада | 20 декабря 2012