Нрисимха пранама

07 October 2012
Олег Сунцов – «Объяснение смысла служб и молитв» – 4 – Нрисимха пранама
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:41:14 | качество: mp3 32kB/s 9 Mb | прослушано: 370 | скачано: 629 | избрано: 19
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Пранама – как отражение главных качеств Божественной Личности. Зачем мы молимся?

00:00:00 Нарисимха Пранама, которую мы поем каждое утро. Т.е. пранама... Хотите, можете поближе сесть, чтоб как то было лучше видно. Пранама, ещё раз, это самые главные качества той личности, которой мы поклоняемся, выражаем почтение. И вот эти два текста, которые мы поем каждый день, два текста, они потом еще, один текст из Джаядева Госвами, они отражают самые главные качества господа Нарасимха Дева.
И, зачем мы поклоняемся Нарасимха Деву? Мы, да, просим его защиты. Если вспомните, первую молитву мы поем, что мы хотим получить, позитивное, мы поем о том, что я хочу идти, чтобы гуру меня научил тому, что он хочет научить, т.е. сознанию Кришны. Мы перечисляли эти качества из Гурваштаки, в которых описано то, та вода, описано, которая погасит наш пожар в сердце. Эти качества духовного учителя. И мы перед божествами говорим, что я хочу получить милость духовного учителя, без этого духовного пути просто нет. И потом мы молимся, самый лучший способ молиться, это Харе Кришна: поем Харе Кришна, пытаемся повторить Господу Чайтанье, Господу Нитьянанде, глядишь, исполнят нашу просьбу и мы сможем получить милость гуру. Им нравится, просто им нравится, когда Харе Кришна поют. Они могут за это исполнить наши просьбы, устроить нашу жизнь так, чтобы мы могли получить милость гуру, т.е. вот эти капли сознания гуру попадут в наше сердце.

Значение формы Нарасимха Дева

00:02:00 И потом мы просим Нарасимха Дева избавить нас от всего того, что мешает нам, нашей духовной жизни. И такая необычная личность этот Господь Нарасимха Дева: и не человек и не лев. Почему он именно таким выглядит? Что эта форма, вы не думали, что эта форма означает? То, что каждая форма, за каждой формой стоит какая-то идея, какое-то желание, правильно? Вот то, что у нас такая форма, мы в зеркале видимся, за этим стоит наше желание, наше какое-то прошлое. И вот тут уж никуда не денешься, не скажешь "я вот ничего вот не хочу", "я не я". Но, извините, а вот это что такое? Будем говорить: "я вот, не русский, я вот не хотел, Россия - не мать", а вот что ж такое - ты ж смотришь фотографии - русский, значит, хотел и т.д. И точно так же Господь принимает ту или иную форму и за этой формой стоят определённые его желания, определённое настроение, определённые идеи почему он в такой форме находится. И почему он такую странную форму принял. Такой его хотел Хираньякашипу видеть. И что эта форма означает? Эта форма, т.е. тут два понятия: с одной стороны эта форма - это просто насмешка над Хираньякашипу, потому что Хираньякашипу когда увидел Нарасимха Деву, он сказал: "Такого не бывает". А Нарасимха говорит: "Бывает". Бог все может. И такое бывает. Представляете?

Никто не может победить Бога

00:04:00 С одной стороны это форма - это как форма, которая говорит, что Бога никто не может победить. Никакая сила, никакая сила обусловленной души, никакое вот это вот эго материальное материального живого существа, никто не может победить Бога. Никто не может победить время. Время, Бог - они подчиняют себе, им подчиняются все. Это тот, кто разрушает всё. Тот, кто повелитель всего. И даже кто-то заявляет, что нет нет, я сам тоже могу что-то - время ставит на свои места всё. И Хираньякашипу доказал это. Нарасимха Дева доказал Хираньякашипу - ты не Бог, ты самый сильный здесь, во вселенной, но ты не Бог. И Хираньякашипу, как вы, может, помните, рождение - родился уже со стальным телом человек. Его тело, говорят, как сталь была. Нельзя было там просверлить ничего, когда ходил, земля тряслась, все боялись. У него был супер разум, супер решимость, терпеливый был экстремально. И он знал один закон в этом мире: закон ягьи, который описан в 4й главе. Он знал, если что-то хочешь получить, нужно просто ягью совершить. И он говорил: "Т.к. я вечный, я душа - я вечный. И мир вечный. Соответственно, если я буду вечно совершать ягьи, то в конце концов, я обрету высшее совершенство." Т.е. я чуть-чуть ягьи сделаю - получу вот столько. А если больше ягьи - ещё больше получу. А если я буду бесконечно делать ягью, то я получу бесконечное богатство, бесконечную силу, я стану Богом. Нормально?

Свершение ягьи в тамасе

00:06:00 Я вечен. Этот мир вечен. Поэтому, в конце концов, я стану Богом. И он стал совершать ягью. И за счет этой ягьи он обрел благословение Господа Брахмы. И Господь Брахма Хираньякашипу... Вопрос из зала: "Я не понимаю, книги рассказывают же, как он мог столько времени поддерживать ягью". Вот такое могущество, т.е. он уже родился с определённым могуществом. И вот это могущество ещё использовал, чтобы ещё больше могущества... Вопрос из зала: "Он тогда делал правильно ягью?" Он делал в тамасе. Ягью в тамасе. Это был полный тамас. Полный тамас, но он делал это настолько решительно, настолько было сил у него, что не то что Брахма был доволен, он вынудил Брахму. Это тамас. Т.е. если, допустим, хочу вам поклоняться, то я спрошу что вам нужно делать, и буду делать то, что вы просите. Допустим, дать компьютер, чтобы письмо написать, Янису прабу, например. Но, допустим, я возьму и начну здесь какую-то ерунду делать. В ноге у вас отверткой ковыряться, разрывать, начну вот Николая бить. То Янис прабу, просто из сострадания, что за хулиган вообще, что он хочет. Я говорю: "Да вот, пока Янис не появится, буду здесь ерундой заниматься". Не то что из удовольствия, не то что бы вам понравится это, я буду бить там стекла, всем боль причинять, и говорю: "Ну вот, пока Янис прабу не появится, я буду тут шуршать". И Господь Брахма, его вынудили, потому что вся вселенная стала стонать под этим пламенем, который вот этим вот, шакти, которое Хираньякашипу накопил. Как бы вот этот вот его кредит, вот эта его способность получить, она стала такой сильной, что стала сжигать все вокруг.

Попытка ума Хираньякашипу достичь бессмертия

00:08:03 Все пришли жаловаться: "мы не можем жить уже спокойно". И Брахме пришлось просто прийти разбираться. Он говорит: "Что хочешь?". Как то его выводить, там сел, вырос. Что хочешь? - говорит. Хочу бессмертия. Не то, что б он уважал Брахму. Нет, он не уважал Брахму. Он знал просто, он где то наверх залез и я сейчас смогу его вынудить, заставить его и получить такое, что сам таким стать. Никакого преклонения, поклонения не было, уважения, он просто заставил. Это вот, они бхакты их. И он говорит: "хочу бессмертия". Он говорит, ну я не бессмертный. И тогда Хираньякашипу смотрите как хитро сделал, он говорит, он стал использовать свой разум. Он очень умный был, умней всех нас. Он очень много видел в этом мире. И он стал перебирать все варианты, все варианты как можно умереть. Он весь опыт, который во вселенной был, все журналы перечитал как вообще можно умереть, все варианты, которые только можно было представить. Он говорит: "Вот от этого не умереть, от этого не умереть, вот от этого не умереть". Он перечислил всё и сказал: "Я победил Бога". Он говорит мой ум, он же так гордиться своим умом, Я очень умный. И своим умом я все варианты просто вот все перебрал, и мне дали благословение. Я бессмертный. Вишну меня не убьёт, никто меня не убьёт. Потому что все возможные варианты я перебрал. Маленькая живка такая. С маленьким интеллектом. Говорит я могущий, я знаю больше, чем Бог. Это смирение называется. И вот это его эго. И Хираньякашипу, он .. Это же наша проблема, это же наше эго.

Хираньякашипу – это наше внутреннее эго, наш ум

00:10:03 Хираньякашипу - наше эго. Самый большой враг - он внутри нас живет. И мы страдаем из-за Хираньякашипу внутри нас. Он говорит: я умный, я сильный, я самый знающих из всех, я всех, всё знаю, я всем управляю. Вот такой. У Хираньякашипу это в максимальной степени было проявлено. Т.е. самое крутое эго было у Хираньякашипу. Это же эго проявляется и внешне также - в его способностях, его богатстве, его возможностях. Смотрите сколько вот много. У нас может быть не такое большое эго, потому что не так много возможностей -эго прижимает хвост и понимаем: о, тут не я, я тут не Бог, блин, вообще. Копить богатства тут тоже сложно. Но Хираньякашипу он всех завоевал. Никто ему на хвост не мог наступить. И он говорит: ни Вишну, вообще никого нет. Где этот Вишну? Он не мог найти его. Он где-то спрятался, испугался. И, представьте, вот у вас полное могущество, полное могущество. Никто вам паспорт у вас не проверит, никто вам ничего не скажет. Вы можете что захотите, то и сделать. Хотите - можете дом создать. Хотите - можете его разрушить. Хотите - планету создать. Хотите - бровью повести и все будут просто боятся. Он мог это делать. Он был богом. Он был богом, никто не мог. Шива и Брахма вообще даже с ним не связывались. Поэтому в принципе он был самый главный. Круто же? Это то, к чему стремятся современные люди. Вопрос из зала: А Шива и Брахма? Они не мешали ему. Они как бы - тот медитировал, Брахма знал план. А он думал, они его боятся. Вот так вот. И представьте - вот такое могущество, вот такой бог. Это идеал современного человека. Современный человек хочет таким стать. Хираньякашипу этого достиг. Вот такое эго. Самое большое эго, которое только может быть. Оно распространялось. "Я повелитель всей вселенной." Самое большое эго.

Нарасимха Дев – как насмешка над попыткой Хираньякашипу стать богом

00:12:03 У нас же проблемы с эгом, да? Вопрос из зала: Он когда-нибудь знал, что есть бесконечность вселенной? [неразборчиво] в бесконечной вселенной, все, он конец. Вопрос из зала: он только это [неразборчиво]? Он, не знаю как он там. И вот у нас проблемы с эго и вот круче эго, чем у Хираньякашипу не было. И вот кажется что да, порой, - как мы победим свои материальные желания? Это как Хираньякашипу. И тут пришел Господь Нарасимха Дев. И Хираньякашипу подумал: такого не может быть. Я то думал - я бог. Я перебрал все варианты, у меня была вся сила, все возможности, никого сильней меня не было. И тут выясняется все-таки, все-таки сильнее есть кто-то. Нарасимха Дев и он какой-то, одна из черт, одно из объяснений, что представляет эта форма - это насмешка над Хираньякашипу. Над эгоистическими, над гордыми живыми существами, которые говорят "мы боги". Эго говорит: и ты бог. Как бы ты не думал Бога постичь там, его силу измерить своим интеллектом - это все смешно. Вот пожалуйста: и появился Нарасимха Дев. И здесь написано, что у Хираньякашипу было каменная грудь. Хираньякашипу [вракшагаа шиванатха шиваии]. Смотрите: он, Хираньякашипу-ю грудь, «вакшах» значит грудь, «шило» - значит твердая, как камень, «танка-накхалайае» - у него были ногти как резцы. И он взял, вонзился в грудь, каменную грудь Хираньякашипу. Вот это можно как бы представлять. Почему у него была каменная грудь? Никто не мог его убить. Никак нельзя было вообще ничего с ним сделать. Эго невозможно уничтожить. Никто не может это сделать.

Победа Кришны над Хираньякашипу. Главное качество Нарасимха Дева: любящий преданных.

00:14:00 Но Кришна может это сделать. Самое большое препятствие, самое большое страдание для нас - это наше материальное эго, материальные желания. И Господь единственный, кто может это победить. Господь. И вот, одна из черт Господа Нарасимха Девы - то, что он может разорвать Хираньякашипу. Хотя кажется, что такие, как [чье то незнакомое мне имя] хорошо сказал, что даже поцарапать вроде кажется нельзя. А Господь может порвать вас. Порвать всё это вдребезги. Потому что это самое большое препятствие. Но вот даже не это - самое главное качество Хираньякашипу, Нарасимха Девы. В Пранама мантре самое главное качество Нарасимха Девы первое, оно первое перечисляется. Смотрите: "Намас те нарасимхайа " Я поклоняюсь Нарасимха Деву. Вот форма Нарасимха Девы, я поклоняюсь ему, я пою это, я поклоняюсь Нарасимха Деву. А кто такой Нарасимха Дева? И следующая строчка, первое качество, самое главное качество что он - тот, кто дает радость Прахладе. Прахлада - это Прахлада Махарадж. "Прахладахлада-дайине" - радость Прахладе махараджу. Очень трудно заподозрить такие нежные чувства в такой большой форме, страшной и такой гневной, он там рычал. И мы смотрим на него и говорим: это тот, кто любит своих преданных. Тот, кто придает радость, тот, кто живёт для своих преданных. Понимаете? Как это объяснить? На самом деле привязанность, привязанность можно понять знаете как, один из способов понять привязанность? А вы отберите. И то, насколько человек привязан, настолько он будет гневаться. Правильно? Т.е. если человек не привязан - отобрал, ну, ладно. Значит, не привязан. Но если отобрал что-то, а он: "ааааа!". Значит, сильно привязан.

Второе качество Нарасимха Дева: побеждающий трудности

00:16:01 А если отобрал, а он умер - очень сильно привязан. И вы представляете, как Прахлада, как Нарасимха Дев, насколько он привязан к своим преданным, что он так гневается. Этот гнев - это проявление привязанности к своему преданному. Поэтому когда преданного кто-то тронул - эта привязанность, представляете, эта привязанность, она приняла форму вот такого гнева. Поэтому Нарасимха Дев это олицетворение привязанности к преданным. Олицетворение любви к преданным. Да, правильно? Очень любящий - поэтому так гневается. Если бы он не любил - разве он бы гневался так? И вот первое качество: что Нарасимха дев очень любит своих преданных. И он тот, кто приносит радость своим преданным. Тот, кто дает радость своим преданным. Первое качество Нарасимха Дева. А второе качество что «Хиранйакашипор вакшах-шила танка-накхалайе» - что он может уничтожить любые трудности, которые, любых демонов, любые трудности, которые нападают на преданных. И, соответственно, в зависимости от преданного, он под этим подразумевает разное. Начинающий преданный, он что думает - где трудности? Снаружи. Поэтому Нарасимха Дев, вот побей этого, защити от этого, и вот этого. Но серьезный преданный, он понимает: в чем трудности? Они внутри. И поэтому, и они очень трудные эти трудности внутри. Они даже трудней. Потому что снаружи там что? Там можно, ну кого-то порезал и нету. Как живут [неразборчиво]. Кто то взорвал и нету. Или что-то там построил и есть там вот. И нет проблем. Т.е. эти проблемы такие, не очень сложные. Есть очень трудные проблемы. Но тело оставил - и нет проблем. Даже есть такие, смертельные проблемы, но с оставлением тела эти проблемы кончаются.

Проблемы снаружи и проблемы внутри

00:18:00 Душа не умирает. Но есть проблемы, которые, они очень трудны. Тело оставляешь, оно остается. Да? Как я помню, читал такую историю, и там человек один, типо фантастического рассказа, человек и он какую-то глупость сделал, гнев, у него был очень сильный гнев. И каждый раз этот гнев его подводил. Какая-то была ситуация, в детстве было, кто-то что-то сделал, он движимый гневом сделал какую-то вещь, которая была роковой для него. И он оказывался в такой нехорошей ситуации. Он раскаивался, потом опять что-то происходило. И опять вот этот гнев его подводил. В какой-то момент он вспомнил, что это было много жизней. Одна и та же проблема достает его снова и снова и снова, и снова и снова. Он ничего не может с этим сделать. И наши проблемы они тянутся с нами из рождения в рождение, из рождения в рождение... И это - наши привязанности, наши привязанности к материальному. Мы страдаем из-за них. Вот это вот эго. Поэтому серьезный преданный, он понимает, что та проблема снаружи, но на самом деле, если бы у меня внутри был мир. Вы думаете, Прахлада Махарадж страдал от Хираньякашипу? Он страдал от разлуки с Нарасимха Девом, с Господом, он хотел, медитировал, молился. Тот показался, дал ему радость увидеть его. Преданный только милость Кришны воспринимает. Если у него чистое сердце, он не страдает. Мы страдаем от того, что сердце не чистое. Поэтому мы молимся Нарасимха Деву, говорим: Ты тот, кто дает радость преданным, и Ты тот, кто уничтожает все препятствия. Даже такие, вроде бы непоколебимые и нерушимые, такой как Хираньякашипу. Так же любую трудность ты можешь уничтожить как каменную грудь Хираньякашипу.

Бхакты Господа Кришны и других богов

00:20:01 И тут тоже интересно. Можно сказать, что когда преданный так обращается к Нарасимха Деву, то тут немножечко по-другому все происходит. Кажется, когда внешнюю проблему убрать, тут все понятно. Ну как бы там раз, взорвался дом, о, нормально, всё, помог Нарасимха Дева. Но если мы говорим: избавь меня от материальных привязанностей, от материального эго, с мыслью что я, все зависит от меня, и я тут самый главный и всё должно как я хочу быть, избавь меня от этого менталитета. То, чтобы избавить от этого менталитета совсем не обязательно, что наши враги они там взорвутся. Наоборот, может быть для того, чтоб нам избавиться от менталитета такого, наоборот, пусть они будут. И этот вопрос обсуждается в Источнике вечного восхождения, когда спрашивается, почему бхакты Господа Шивы - они такие процветающие, а бхакты Господа Кришны - они такие несчастные в материальном отношении. Если Кришна Бог. У меня был такой случай, я как-то, был такой тяжелый день, тяжелое утро скорее всего, я проснулся и как-то так трудно было встать. [неразборчиво] Я жил на втором этаже, а чтобы умыться, нужно было по улице пройти с другой стороны, заходить в женскую и там я мылся. И я шел и у меня в уме было такая, я говорю: если... Там стройка как раз началась, стали разрушать наш храм. Я шел и думал, вот как раз не помылся, шел и думал. Шел и думал: если Кришна Бог... Вот смотрите: если б у меня друг был Лужков, разве я жил бы в этом бараке? У меня было бы нормальное, какое-то место хорошее, работа хорошая. Я бы может быть даже не работал, ездил вообще на машине, руководил бы чем-то, да? Кришна - это же не Лужков, это же Бог.

00:21:59 Если Он Бог, почему его бхакта в каком-то бараке живет? Почему выкидывают куда-то на улицу? Может Он не Бог? Потому что даже если я слуга даже какого-то маленького Бога, уже я могу так вот наслаждаться. Уже могу на машинах ездить, и у меня все хорошо в материально отношении. Так подождите, а если ещё больше Бог? Тогда ещё круче. А если Кришна - это верховный над всеми вселенными и духовными и материальными, почему я живу в этом бараке? Я в таком сомнении шел. И я думал: Боже мой, может быть я не тому Богу поклоняюсь? Может Он не самый главный? Поэтмоу он даже такую ерунду не может сделать? Такой вопрос возникает. Поэтому ответ есть в Источнике вечного восхождения. И когда я помылся, я вспомнил эту главу. И в этой главе там объясняется. Потому что бхакты Господа Шивы, т.к. Он - Бог, т.е. Он выше, чем Лужков. То бхакты Господа Шивы они очень круто живут, круче, чем бхакты господа Лужкова, круче. Те, кто настоящие поклонники Господа Шивы, они утопают в роскоши. Да? И я думал, там объясняется в этой главе, почитайте ради интереса, там объясняется почему бхакты Господа Кришны - они нищие. Потому что, смотрите, бхакты Господа Шивы - они просят, они удовлетворяют Господа Шиву, делают то, что Он говорит и Он дает им материальные блага. Теперь - какое сознание появляется у этого человека? О, смотрите, я хотел и я получил. Я тот, чьи желания должны исполнятся. Я тот, я могу им манипулировать и жить, как я хочу. Попоклонялся здесь, получил нектар. В принципе я управляю Шивой, что я ему поклоняюсь и Он мне дает. Кто управляет? Я, моё служение управляет Им. Знаете, почему между полубогами и их поклонниками нет бхакти?

Материальное сознание. Духовное сознание.

00:24:00 Все эти поклонники они думают, что я управляю, я эксплуатирую, я могу использовать, получить то, что я хочу. Т.е. по идее - достигает своего и исполняет свои желания. Смотрите, что будет с этим человеком, который так думает. Он вновь и вновь будет рождаться здесь. Снова и снова и снова и снова. Укрепляться в этом сознании "я тот, кто.., я - бог". И разве любящий Кришна захочет чтобы его живое существо, его слуга гнил в этом материальном мире? Он же хочет ему блага. Поэтому Он думает только о том, как лишить его этого сознания, которое мешает ему вернуться в духовный мир. Видите, совсем другой подход. Т.к. Он любит бхакт по-настоящему, он не укрепляет их в материальном сознании, он хочет им дать духовное сознание, а духовное сознание какое? Вот, вы знаете: я не действующий, не я гунами двигаю, не мои желания первичны. И вот когда мы это осознаем - это смирение называется, то тогда нам не нужно будет рождаться в материальном мире. Поэтому Кришна, Он всё так устраивает, если Его попросить, чтобы человек избавился от самого главного врага, который у него есть - ложного эго "я - бог, я - повелитель, всё должно как я хочу быть". Это самый главный Хираньякашипу, который есть. Если попросить Нарасимха Дева об этом, он устроит нашу жизнь так, что б мы лишились этого врага. И как это будет - вообще не понятно. Тут уж инструменты разные у Кришны, как Он это сделает, но главное что нам будет хорошо. Нам будет хорошо, потомучто когда человек обретает это смирение, то тогда ему просто всегда хорошо. Всегда хорошо просто. Чтобы с ним не происходило - нектар, это на благо. Кришна - повелитель всех энергий, Он всеблагой, поэтому это на благо мне. Нет никаких страданий больше.

00:26:00 Никакой боли. Самое большое благо, которое может человек перенести. И вот этого Хираньякашипу, как бы я к чему это веду, что с одной стороны конечно он внешние препятствия может, если бхакта там такой, что убрать внешние препятствия, если в внешнем виде проблемы их страданий - то это происходит в его жизни. Хираньякашипу (оговорка, имелся в виду Нарасимха Дев) любое препятствие может убрать, Он Бог - любое может сделать. Вот серьезный преданный, он просит: убери самого большого врага моего - это материальное сознание, что я действующий, что я бог, что я вот, эго моё убери. И если вы попробуете убрать эго сами, вы увидите - это делать невозможно. Вообще невозможно. Оно принимает разнообразные формы. Это такой монстр вообще. Приходите в Харе Кришна - и тут он принимает какой-то облик. Т.е. везде вот это эго, оно везде есть, материальное эго. И это легко понять по тому, что я обижаюсь. Вот если я гневаюсь - это эго. Я хочу так, а так не получилось - я гневаюсь. Я хочу чтоб признали, не признают - я расстраиваюсь. Т.е. всё это - эго, разного виды эго. И вот избавиться от него - невозможно, ну каменная грудь Хираньякашипу. Но Кришна может это сделать, Нарасимха Дев даже может это сделать. Т.е. вот первый этот стих, он описывает два качества Нарасимха, два самых главных качества. Что он тот, кто очень любит своих преданных. И второе, что он устраняет любые препятствия, любые трудности, которые возникают. От многих проблем преданного избавляет. Вот такой Нарасимха Дев. Вот такой он потрясающий. Там чувство, видите, там никак бесчувственный, он очень чувственный такой, очень сентиментальный Нарасимха Дев. Очень любит преданных и готов ради них любые препятствия из убрать.

Злой ли Нарасимха Дев?

00:27:57 Второй куплет, вторая часть этой Пранама мантры описывают... А смотрите. как думают материалисты: они думают Нарасимха Дев - злой. Преданных судили, это в Нью-Йорке было, и принесли изображение Нарасимха Дева, где он там Хираньякашипу разрывает: Бог какой у них, жестокий, изверг просто, зверю поклоняются. Но преданные вот поют что, вот он - Нарасимха Дев: очень добрый, очень любит преданных и любые препятствия разбивает. Теперь второй куплет, он говорит, т.е. то была «раса», т.е. его эмоциональная составляющая, Нарасимха Дева. Эмоциональная составляющая понятна теперь: что он чувствует, какая у него раса, вот он такой. Теперь «татва» его. Кто он, ну как сказать, кто он такой вообще. Потому что может быть это был такой, такая личность пришла, раз порвала там этого Хираньякашипу и ушли и ушёл куда-то. Где он сейчас, непонятно. Но вторая часть описывает его как Бога, т.е. как того, кто является Абсолютной истиной. Это не просто какое-то обыкновенное живое существо, которое сентиментальное такое и порвет за преданных любого. Но обычная личность, в смысле такие же как и мы, он там только в одном месте находится, ходит куда-нибудь, приходит, умереть может, ещё что-то. Эмоционально мы поняли кто он такой. А вот кто он, вот его природа в смысле как, как это называется, концептуально кто он такой? По знанию, кто он такой вообще. По паспорту кто он? С эмоциями мы поняли, а кто по паспорту? По паспорту Он, смотрите кто. Вопрос из зала: где он живет? Не прописка. По паспорту значит кто он.

Вездесущность Бога. Разбор второго стиха Нарасимха Пранамы

00:30:03 Иногда слов не хватает. Значит, смотрите, здесь написано, кто такой Нарасимха Дев. «Ито нрсимхах парато нрсимхо». И здесь Нарасимха, и "парато" - и там Нарасимха. "Я то, я то", т.е. куда бы я не пошел, везде Господь Нарасимха. Это что означает? Необычное существо. Это значит, что он всегда и везде находится рядом. Не то, что нужно ему кричать: "Нарасимха Дев! Нарасимха Дев!", не слышит ничего, он где то убежал куда-то. Нет, он везде находится. Т.е. по паспорту Он Бог. По эмоциям он очень любит преданных, он может порвать за преданных любые их проблемы. Но по паспорту Он Бог, Вездесущий. Это означает, что он находится в каждой точке этого творения. Он здесь находится, Он прямо вот здесь находится. И вот здесь находится, и вот здесь находится. Он везде находится. Какой защитник хороший, смотрите: он всегда рядом с нами. И когда хулиганы идут - это проблемы в уме, Он всегда рядом с нами находится. Куда бы мы не пошли. Т.е. такой хороший защитник. Так? Я знаю, вот, я в тот раз говорил вам про божества, что понять, что они живые - это значит не принятие, что мы принимаем что он бог. Это может быть вот такая, мне понятная, живая кукла. Мы кормим её, чувствуем как то удовлетворение, да? Потом исполняются наши желания. Понятно все: поняли, живой. Ясно все, будем поклонятся, получать, исполнять свои желания. Понять, что Он Бог - это значит измениться. Наше поведение изменится сразу же. Смотрите, если я считаю что это кукла, это означает, что он живёт только на алтаре.

00:32:00 Вот только здесь. Вот, допустим, Янис Прабу, он только здесь находится, на улице сейчас его нету. Если сейчас я уйду, вот туда, он меня уже не увидит. Я смогу делать всё, что захочу. Правильно? Янис же только в одном месте находится. Точно так же и здесь: он на алтаре живет, вот мы занавесочки закрыли, он уже ничего не видит, потому что он только там находится, правильно? А это значит считать эту форму материальной. Если мы считаем, что Он только здесь находится, в этой точке, и, да, он живой - мы ему служим. Но вот я в мясном теле, а он - в железном теле. А в принципе разницы. Ну он могущественнее, поэтому я ему поклоняюсь. Но когда мы поймем, что он вездесущий, это означает когда я выхожу на улицу, идет кошка, я наступаю ей на хвост, а, что, он же не видит. Это значит, что я считаю его идолом, который живёт на алтаре. Так ведь, он не видит ничего. Но если я понимаю, что он здесь вот сейчас находится, он находится в этой форме, он смотрит сверху, он видит внутри меня находится, он везде - я понимаю, это его собственность, и он это все знает и он все видит, - я буду делать всегда правильно. Так как Он хочет. И вот понять вездесущность Господа, это как раз 7 глава Багават Гиты, которую мы будем проходить уже с понедельника, там вот как раз для нас это очень актуально понять то, что мы не понимаем , что Он Бог. И вот как раз этот преданный, он объясняет, это: что Нарасимха Дева - Бог. Это не просто там где то он выскочил, порвал там Хираньякашипу и куда то ушел куда то дальше. Это Бог. И дальше «Бахир» - значит снаружи Нарасимха, снаружи, «хрдайе» - в моем сердце Нарасимха. Очень важный момент, наши проблемы - в сердце живут. Что Он там может помочь нам. «бахир» - значит снаружи, а «хрдайе» - значит в сердце. И в сердце и снаружи находится.

Требование осуществления своих материальных желаний или предание себя Богу.

00:34:00 Куда бы я не пошел, Он находит и тут и здесь. И снаружи и внутри меня - Нарасимха Дев. И теперь, самое важное. В молитве любой самое важное - это последняя часть. Просьба. Вот смотрите, я значит, уже сказал о Нем. Что Он очень добрый к преданным и может решить любые проблемы своих преданных. Даже такие страшные как Хираньякашипу - ложное эго, материальное сознание. И он не просто какое-то обычное живое существо, которое вот раньше было, сейчас его нету, умер там. И что Он там где то на другой планете живет. Он Бог, который везде и всегда находится. Всегда рядом со мной находится и всегда снаружи и внутри меня. Поэтому сейчас он меня слышит здесь. И он тут такой. И что бы мы попросили у Него? Из зала: материальное желание? Да, смотрите, последняя строчка говорит: «прахладахлада-дайине»? Т.е. тот, кто дает радость Прахладе, преданным. Поэтому я вот твой преданный, дай мне радостей и избавь меня от всех этих вещей. Здорово, раз он так любит своих преданных. Так в этом надобность же. Вы встречаете кого-то, кто может любить, пусть любит тогда. Я хочу, чтоб меня любили. Хотеть, чтоб вас любили - вот Он может любить. Поэтому в этой последней строчке он говорит, «нрсимхам адим» - источнику, Нарасимха - Он является источником всего, «шаранам прападйе» - я предаюсь. Означает, я говорю, предание, предаться, означает - я говорю: вот я себя даю и беру себя и говорю - вот тебе вот меня, что надо, то и делай. Вот что ты считаешь нужным.

00:36:00 А мы же знаем какой он: любит своих преданных. Поэтому он сделает всё, что нужно. И я помню, в то время, когда [Яканан] Прабу нас в храме на Беговой президентом, он нас предостерегал от этой молитвы, он говорил: вы ж смотрите, вы ж знаете, что поете то? И он объяснил нам, что когда вы говорите: я предаюсь, это означает, что когда вы не придете, вы приходите со списком и говорите: мне, пожалуйста, вот это, вот это, вот это и вот это. Т.е. вы просите, вы знаете что просите. Ну это такой не очень мудрый подход - мы говорим я умней, чем Господь. Ты, говоришь, умный, но я умней, я знаю, что мне надо. И список зачитываете. Но когда вы говорите: я предаюсь, означает, вы приходите без списка и говорите: я вот, сделайте то, что лучше всего, т.к. я знаю, что ты «прахладахлада-дайине», ты любишь своих преданных, то я вот предаюсь, так как ты любишь своих преданных, я знаю, что ты сделаешь максимально лучше для меня, чем я могу даже сам себе придумать. Вот это значит «шаранам» - я предаю, предаюсь. Что надо я предаю, делай, что нужно со мной. И он сделает, согласно первому тексту. Хорошая молитва, да? И вторая, последняя то, что мы поем, это стих из Джаядева Госвами - он перечисляет 10 аватар и одна из них это как раз Нарасимха Дев. И он описывает здесь один куплет из [Даша Аватар Сотра]. Мы поем: «тава кара камала-варе». «Тава» - значит твои. «Кара» - руки, «Тава кара камала» - твои руки подобно лотосу. Они прекрасны как лотос – «варе». «Тава кара камала-варе». Представляете, мягкие такие, нежные, лотосные, вот так открываются мягко, лотос же, приятный на ощупь.

Разбор третьего стиха Нарасимха Пранамы

00:38:02 Транцедентный. И при этом там «накхам адбхута –шрнгам». «Накхам» - значит когти. И они удивительно «шрнгам». «Шрнгам» - значит острый. Знаете, там все мягко, мягко, а там такие коготки стальные. Это такой парадокс, т.е. вот эти руки Господа Нарасимха Дева они с одной стороны мягкие как лотос, при этом там есть острые. Т.е. они мягкие для преданных и острые для анартх как Хираньякашипу. «Варе» - значит прекрасный. Т.е. «тава кара камала-варе» - твои руки прекрасны как лотосы и чудесно острые ногти, когти есть там. И что этими когтями он там делает? [Гартхара], видите. говорю у меня книжечка есть? Молитва ногтям Нарасимха девы. Т.е. преданные они прямо на алтарь ставят ногти и поклоняются им. Чтобы этими ногтями убрать все Хираньякашипу из сердца. Дальше – «далита», значит раздавленная, «хиранйакашипу-тану» - тело Хираньякашипу. Т.е. эти мягкие с острыми когтями лапы, они, он раздавил Хираньякашипское тело, «бхрнгам» - значит как оса, знаете, такой противный мух, полосатый, бесполезный. Он вроде такой бесполезный оса. Он его раздавил этими когтями. Там описывается эта сцена как раз. И потом он просто «Кешава дхрита нарахари рупа» - «кешава»- принявший, «нарахари рупа» - человекольвиную форму. «Джайа джагадиша харе» - слава тебе, Господь Вселенной. Вопрос из зала: тану что значит? «Тану» - тело значит, «хиранйакашипу-тану» - значит тело Хираньякашипу. Хотите, я вот могу вам дать словарь этот. Кому нужно.

Необходимое состояние сознания при прочтении молитвы.

00:40:02 Вот такая молитва. Можно ее. «Бхрнгам» - значит оса. Т.е. Хираньякашиповское тело, которое похоже на осу. И он его «далита». «Далита» чем? «Накхам шрнгам» - когтями, чудесно острыми, которые «тава кара камала-варе». На лотосных руках. Можете попробовать, попросить вот мы о чем говорили, медитировать на это когда поете эту молитву Нарасимха Деву. И я не скажу про себя, что сам всегда в таком сознании это делаю. Но я стараюсь на уровне разума, по крайней мере, стараюсь всегда вспоминать то, о чем здесь говориться. И эффект есть. «Шрнгам» - сильно остры значит. Можем сейчас тогда спеть. Вопросы по этому.

транскрибирование: Екатерина Баринова | Курчатов | Россия | 03 April 2015