Смирение и терпение

Москва - 01 January 2008
Основные правила проповеди. Ответственность - это признак серьезного проповедника. Проповедь должна идти от сердца, только тогда она будет эффективной. История о Милости Кришны. Важные моменты проповеди - аккуратность и культура. Наша сила в нашей философии. Эмоция ответственности в проповеди. Практические моменты проповеди.
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:52:39 | качество: mp3 24kB/s 9 Mb | прослушано: 865 | скачано: 1079 | избрано: 29
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:53 Итак, сегодня мы будем говорить о миссии Господа Чайтаньи. Необычная миссия. Необычное, вообщем-то, исполнение. Много нового в этой миссии. Многое отдано на некоторый опыт, на некоторый эксперимент. Правильнее будет сказать, всё отдано на эксперимент. Всё отдано на эксперимент. Всё меняется. Кали юга – время, когда всё очень быстро меняется. Мы находимся в особом периоде этих изменений. В период острых изменений. Очень острые изменения происходят, поэтому всё время приходится как-то подстраиваться, всё время приходится в чём-то рисковать, ставить какой-то эксперимент.

Основные правила проповеди

00:01:42 Я попытался к сегодняшней лекции проанализировать рекомендации, которые оставили последователи Господа Чайтаньи. Попробовав в своей жизни некоторые эксперименты, попробовав проповедовать, попробовав применять новые способы, новые методы, новые какие-то идеи, попробовав всё это совместить, не отходя от концептуальных идей и в то же время добавляя какую-то практичность, я поизучал эти рекомендации и наткнулся на некоторые интересные моменты, которые мы сегодня попытаемся разобрать. Я нашел некоторые правила, которые приводят к благоприятному для всех результату. Есть очень интересный момент. Санкиртана, проповедь по своей природе благоприятна для всех. И поэтому, когда мы наблюдаем какую-то активную неблагоприятность для кого-либо, возникает некоторое сомнение в чем-то. Естественно, любая деятельность всегда несет в себе какую-то нервозность, какую-то разрушительность.

00:02:54 Чтобы мы ни делали, это немного разрушительно. Даже если мы будем киртан плясать, может пол провалится. Будем надеется, что этого не будет, что киртан будет не настолько активным, что пол провалится. Но в любом случае, деятельность немного разрушительна. Мы сделали шаг – уже своим шагом каких-то живых существ немножечко раздавили. Выпили стакан воды – уже кого-то переварили. Там биологи подсчитают, сколько живых существ в одном стакане будет находиться. Что-то мы сделали - уже причинили мы какое-то беспокойство. Да, не без этого. В основном, как утверждают ачарьи, проповедь должна быть более-менее благоприятна для всех, кто принимает участие. Например, грех неблагоприятен для всех, кто принимает в нём участие: кто совершает грех, кто не мешает совершать грех, тот, кто наблюдает грех и так далее, все участники там. Двенадцать участников перечисляется, я уже не помню. Все. То есть все: даже те, кто смотрит на это. Поэтому родители детям глаза закрывают, чтобы они не смотрели, когда грех совершается.

00:04:12 Но в проповеди всё должно быть полностью наоборот. Всё должно быть для всех благоприятно. Все, кто принимают участие, все, кто наблюдают, все, кто слушают, все, кто не мешают. Все. Все должны получить благо. И проповедник – это тот, кто к этому стремится. Проповедник – тот, кто это замечает, кто это наблюдает, кто к этому стремится, к этой благоприятности. В конце концов это признак духовности – благоприятность. Это одно из самых распространенных сленговых слов. Как узнать человека, который встал на путь духовного развития? Он всё время говорит слово «благоприятно». «Для Вас это будет благоприятно». Сразу понятно – наш человек. «Благоприятно». Такое слово, которое выдаёт преданность. Ну да, так и должно быть. Всё должно быть благоприятно. Факт. Ради этого мы вообщем-то и собрались, чтобы всё было благоприятно.

00:05:12 Поэтому проповедник – это не просто какой-то хороший человек. Это джентльмен, говорил Шрила Прабхупада. То есть человек, который понимает, очень четко понимает, чем заканчивается каждое его действие. Чем заканчивается каждый его план, каждая его мечта. Чем вообще заканчивается его проповедь, в конце концов. И он это реально осознает. Вот это проповедник. Человек, который не осознаёт, чем заканчивается его проповедь, - это экспериментатор. Он проводит эксперимент: «Пойду-ка бабушке попроповедую». Бабушка в ужасе. Говорит: «Ну, бабушка не поняла, что делать». Мы должны нести ответственность за то, чем заканчиваются наши дела. Мы должны нести за это ответственность. В конце концов, это и есть определение практичности. Практичность – это уметь нести ответственность. И это наш принцип.

00:06:04 Если человек не понимает ответственности, наступает какое-то наказание. Посмотрите, как всё устроено в этом мире. Очень просто устроено. Действие - ответственность. Ответственность не принял – Уголовный кодекс. Если мы в проповеди не принимаем на себя ответственность за то, что мы делаем, к нам приходят другого рода последствия. Господь не доволен. Еще неизвестно, что хуже – Уголовный кодекс или Господь не доволен. Да? Как говорится,чего бояться человеку, которого защищает Господь? И кто спасёт того, кем Господь недоволен? Поэтому мы иногда воспринимаем предание Богу немного безответственно. Вот это некоторая болезнь, которая всегда возникает на начальных этапах преданного служения - безответственность. Безответственность, которая принимает разные формы.

Ответственность - это признак серьезного преданного

00:06:58 В основном безответственность принимает две формы. Это фанатизм и сентиментальность. Это формы безответственности. Это значит, что человек не особенно-то волнуется, чем всё закончится. «Главное – действие. Главное – действие. Главное – действие. Главное, я сделал это. И мне когда-то сказали, что это хорошо». Нужно быть крайне аккуратным. Повзрослевший проповедник – проповедник, в действительности разбирающийся в том, что он делает. Всегда понимает, что от него также многое зависит. Что, конечно, же путь даётся Богом, и проповедь даётся Богом, и те, кому проповедует, также посылаются Богом. Всё, всё, всё в проповеди вообщем-то устраивается Богом. Как великая игра санкиртана. Всё устраивается Богом, факт. Но от нас также многое зависит. Мы не просто наблюдатели. Нет! От нас также многое зависит.

00:07:54 И поэтому серьёзный преданный предаётся Богу особым образом – он берёт на себя ответственность за последствия того, что он совершает. Он берёт на себя ответственность. Это признак серьёзного преданного. В чём это выражается? Вот эта ответственность выражается в напряженном размышлении о том, как сделать проповедь не просто эффективной, а так же для всех благоприятной. Это напряженное размышление. Это очень трудно. Как я говорил, попробуйте в этом мире сделать что-нибудь, чтобы все были довольны. Не получится! Попробуйте хотя бы что-нибудь приготовить и всех угостить. Одни будут говорить: «Слишком сладко». Другие будут говорить: «Что-то не хватает сахара». «Я бы вообще не так всё сделал». «И вообще как-то всё так неаюрведически. Несовместимо это всё». Очень трудно кого-то удовлетворить. Что мы пытаемся вообщем-то всю свою жизнь делать? Как-то пытаться кого-то удовлетворить, и ничего не получается. Иногда вся жизнь уходит, а он так и не доволен. Не стоит разводиться в этом случае. Необязательно. Сам принцип, да. Но мы должны очень стараться.

00:09:16 Мы должны очень стараться. Мы должны напряженнейшим образом размышлять, как сделать так, чтобы проповедь была для всех благоприятна. Вот это наша медитация. Вот это медитация ИСККОН. Вот этим мы отличаемся от других, скажем так, религиозных движений. Вот это наша медитация. Вот в этом наша эффективность. Вот это наша практичность. В этом наша особенность. Мы думаем об этом: «Как в действительности достичь этой эффективности? Как её найти?». И происходит некоторое чудо. Вот такое напряженное размышление о том, как сделать проповедь более эффективной, приводит к тому, что Кришна добавляет удачу проповеднику. Кришна добавляет удачу проповеднику. Вот это некоторый секрет, он описан ачарьями.

00:10:02 Нам не хватает в этом мире удачи. Фактически мы все здесь неудачники. Почему мы сюда попали? Потому что мы - неудачники. Мы - неудачники, поэтому сюда попали. Мы все здесь. И Кришна дал нам эту удачу. Он дал нам эту возможность получить милость Господа Чайтаньи. Он дал нам это желание повторять Харе Кришна Махамантру. Когда у нас его ещё вообщем-то не должно было быть, этого желания, он дал этот вкус сначала. Этот первый этап в преданном служении – это не наш этап. Это Кришна проявил милость, открыл нам потаённые уголки нашего сердца, глубокие места. И мы почувствовали этот вкус. Почувствовали. И потом говорит: «Ну вот, давай, сам дальше продолжай, работай дальше сам над собой». Он нам дал это всё. Он нам даёт эту возможность проповедовать, и мы должны крайне внимательно отнестись к этой возможности. Очень редкая возможность передавать Святое имя. Очень редкая возможность.

Проповедь должна идти от сердца, только тогда она будет эффективной

00:11:07 Посмотрите, как сейчас тут огонь Олимпиады несут по всем странам. Великим спортсменам даётся эта возможность. Все в них помидорами кидают, нападают на них, застрелить пытаются. Они всё равно несут знамя Олимпиады. Уже никто не понимает, в чём смысл, но несут, стараются. То же самое миссия Господа Чайтаньи. Он доверил нам её не просто так. Доверил нам её, эту возможность. Да, есть какие-то трудности. Есть какие-то внешние опасности. Но это доверено нам. Поэтому мы должны отнестись к этому не просто как к некоторому героизму, что нужно просто пробежать насмерть – и всё. «Главное – добежать. Просто эту жизнь отжить, запроповедовать всех на чём свет стоит. Все родных, близких, всех. Чтобы они меня никогда не забыли!». А всё-таки постараться сделать это качественно. Всё-таки качественно постараться это сделать. Качественно.

00:12:13 Похоже на приготовление пищи. На общепиты и когда действительно вот ручная работа, когда для вас кто-то действительно от всего сердца. Помните кто-нибудь студенческие столовые, нет? Вот это за полтора рубля или сколько там стоило, ещё дешевле? Вот этот ужас общепита помнит кто-нибудь? Вот я помню. Такой ужас. То есть лучше было перед тем, как поел, чем когда уже поел. Лучше. Лучше бы и не ел. Я помню это ощущение. Сходил, поел. Риск для жизни. Хуже становилось. Общепит - без сердца приготовлено. Без сердца, безответственно приготовлено. Безответственно.

00:13:06 И когда действительно на день рождения кто-то что-то готовит, вкладывает всю свою любовь, всё своё сердце. Общепит немножко извратил , конечно, сейчас сознание. Покупной торт – это какое-то извращение. Покупной торт – это ну всё, это уже полная деградация кулинарного искусства. На день рождения с покупным тортом ходить – я не знаю. Хоть что-нибудь, хоть блинов напеки, я не знаю, хоть сухарей, но от сердца принеси что-то. Нет в магазине полки «приготовлено с любовью» или «с сердцем». Всё равно общепит, в любом случае. Выдают с искривленным лицом: «Нате, кушайте». В Ведах говорится, прежде чем что-то кушать, посмотри на лицо того, кто тебе это дал. Если тебе это лицо не понравилось, не ешь эту гадость. Не ешь, отравишься.

00:14:05 И то же самое в проповеди происходит. Мы должны взять на себя ответственность, чтобы не было в этом общепита. А мы всё время попадаем в ловушку общепита. И думаем: «Просто я буду за чьими-то спинами. Они будут впереди улыбаться, я взади. Просто схожу. Я просто буду, как могу». Не «как могу». Стараться надо. Как это «как могу»? Представьте, что вы приходите домой, а вам что-то дали на тарелке такое непонятное зелено-синее. «А что это такое?». «Ну, приготовил, как могу». Что вы сделаете с этим? Выкинете. Не будете есть. И проповедь также. В ней есть эта эффективность. И это эффективность нашего сердца. Вложили ли мы своё сердце в то, что мы даём. Вложили ли мы своё сердце?

00:14:55 Мало дать книгу Шрилы Прабхупады. Надо ещё её в обёртку своего сердца поместить. А мы забываем об этом. Мы думаем: «Всё, достаточно». Да, конечно, книга самодостаточна по своей природе. Но вот этот элемент сердца, он добавляет личностность. Личностность. Он добавляет природу личной любви. Личного вот этого благоприятства. Личной теплоты. Тёплая, тёплая она становится, книга. Тёплая. Как пища может быть холодная, может быть тёплая. Когда мы даём холодную, мы говорим: «Ну, пицца самосовершенна. Что можно в неё добавить?». Мы можем её разогреть. И мы можем быть не ленивыми, не в СВЧ разогреть, а действительно вот в печке. И вот тёплую, с любовью. Также книга, она может быть тёплая, разогретая. Также Имя, оно тоже может быть тёплым. Имя – да, самосовершенно. Имя в своей полноте идеально. Но мы можем добавить свою теплоту также. И вот мы об этом забываем. Иногда об этом забываем. Называется фанатизм. Ловушка фанатизма. И всё холодное. То есть холодное подаём. Холодное. А потом удивляемся, почему несварение у людей. Почему не переваривает человек то, что мы дали.

00:16:25 Поэтому, если мы вкладываем свои усилия, если мы размышляем над этим, если мы пробуем это делать, Кришна добавляет удачи. И даже самые смелые планы начинают легко осуществляться. А проповедь – это всегда смелый план. Просто вот дома одеться в дхоти, в сари, поставить тилаку, выйти, постоять на остановке, доехать до храма. Дойти, не поскользнуться, не упасть в лужу, ответить на все вопросы. Понимаете? Потом пойти, всё как следует со всеми вместе, вернуться. Вернуться домой. Это нужно быть смелым. Да, это смелость, почему нет?

00:17:07 Это некоторый вызов в любом случае, да. Бросаем вызов. В конце концов, не каждый ходит в дхоти. Вы заметили, нет? Не каждый ходит в сари. Это в любом случае какой-то вызов. И этот вызов должен быть добрый. Он не должен быть фанатичный: «Сейчас я пойду вам всем покажу, как надо ходить!». Это не должно быть вызовом, это должно быть теплотой. Мы хотим поделиться, а не бросить вызов. Не нужно вызов бросать, это будет войной. А в войне, Каутилья предупреждает, воевать можно только против слабого. Даже против равного воевать нельзя. А против сильного просто глупость воевать. Поэтому это не наш способ – воевать. Не наш способ – бросать вызов. Не наш способ – идти на рожон. Наш способ – делиться. Наш способ – делиться. Наш способ – делиться теплотой. Не нужно бросать вызов этим самым. Действительно нести что-то. Нести. Вот это настроение, которое даёт возможность избежать многих негативных эффектов.

00:18:17 Но нужно быть готовым к одному интересному эффекту. Его описывают также ачарьи. Меня он так порадовал, этот эффект интересный. Во всём есть какой-то такой побочный эффект, да? И вместе с осуществлением грандиозного проповеднического плана всегда приходят некоторые трудности. Это всегда нужно учитывать. Есть некоторая проблемка, которая с этим возникает. Они являются некоторой, скажем так в кавычках, «платой» за внеочередное исполнение желаний. То есть нам даётся возможность исполнить действительно великий план – план проповеди. И есть некоторая проблемка, которая тут всегда наблюдается. Чтобы опять-таки, не попадать в крайность сентиментализма, о ней нужно знать. Я о ней расскажу. Я не всегда об этом рассказываю, но сегодня я эту тайну открою. Интересная.

История о Милости Кришны

00:19:15 И ачарьи приводят пример. Известный пример с Шримати Радхарани, которая пришла собирать цветы на Кусум Саровару. Известный всем пример. В нём есть одна тонкость. Она очень хотела добиться результата в своём служении Кришне. Ей хотелось набрать самые красивые цветы. Самые лучшие цветы вокруг Кусум Саровары растут на цветущих деревьях. И она очень старалась. И самые красивые цветы всегда выше всего растут. Есть такой закон, проверено. Они растут всегда выше всего. И она смотрела на эти цветы, они были очень высоко, она сильно переживала. И она думала: «Как, как доставит Кришне радость, именно самые красивые цветы сорвать, самые красивые!». И она так сильно хотела, что Кришна услышал это желание. Что он сделал, кто помнит? Веточку нагнул. Он нагнул эту ветку и она сорвала этот цветок. Что потом произошло? Она схватилась за эту ветку и он отпустил её. Много было радости. Много было радости. Кришна ответил на это желание. Она получила это заветное желание. В то же время некоторая плата произошла. Но она веселая плата. То есть такая, дух захватила, но милость Кришны. Милость Кришны, захватывающая дух.

00:20:54 Вот это то, с чем мы встретимся на проповеди. Я уверен, что многие это ощущали. Кто ощущал милость Кришны, которая захватывает дух? Один есть человек точно. Не я один. Значит, доставали Вы эти цветочки. Как только преданный достал до этого заветного цветочка, вот это происходит. Ууух! Ого. Вот это проповедь! Вот это произошло. И потом это помнится всегда. Потом это остаётся. Как благоприятная самскара. «Ничего себе…». Поэтому преданные санкиртаны, они приходят вечером и у каждого есть, что рассказать. «Ух, сегодня на веточке прокатился, еле живой остался». Есть это вот захватывающее дух, поэтому проповедник должен знать об этом эффекте веточки Радхарани. Ачарьи нам рассказывают этот секрет, чтобы не быть сентиментальным, что все меня сразу по головке погладят, пирожными меня угостят. Нет, иногда и на веточке надо будет прокатиться, испытав все эмоции проповеднического экстаза, все тонкости.

Важные моменты проповеди - аккуратность и культура

00:22:11 И мы, конечно же, слышали не раз о том, что проповедь можно вести в принципе любыми способами, не мытьём, так катанием. Но, однако, ачарьи нас предупреждают, это вовсе не значит, что мы должны быть довольны плохим результатом. Это вовсе не значит, что мы должны быть довольны тем, что не полная благоприятность нашей деятельности. Это также делает нас вайшнавами разумными. Делает нас настоящими проповедниками. Представьте себе водителя, который говорит на суде: «Ну, мне надо было съездить по очень важному делу. Поэтому по ходу дела ну сбил всего двух людей, ну и что? Но дело-то было очень важное». Очень интересный момент. Даже «скорой помощи» не разрешается сбивать людей, и пожарной машине даже не разрешается. Да, они едут спасать других. И да, у них кто-то умирает в машине «скорой помощи». Да, он должен ехать быстро и по средней полосе, и даже нарушать правила он может. Но он не имеет права сбивать других людей. Да, нет или я ошибаюсь? Не имеет права.

00:23:22 И вот мы должны это на проповеди также помнить. Да, мы идём делать великое дело. Да, у нас загорается в глазах великий экстаз. Да, мы, так сказать, попадаем в настроение 1 мая. Да, это всё здорово, весело. Но мы не должны создавать негативную реакцию других людей. Мы должны за этим следить. Мы должны контролировать ситуацию. Мы должны вести себя аккуратно. Мы должны замечать, что у кого-то может быть негативная реакция, кто-то может быть вышел на дорогу, перебегает её не в том месте. Нужно быть аккуратнее. Шрила Прабхупада много раз показывал эти примеры. Много раз показывал. Я не буду всё сейчас перечислять, Вы сами знаете. Сам принцип – мы должны всё время думать об этом, что от нас многое что зависит. В этом принцип. Мы не хотим катаньем, мы хотим мытьём. У преданного милосердное сознание. Это принцип Господа Чайтаньи - милосердие. Милосердное сознание. Преданный заботится о том, чтобы любовь к Богу была доставлена наилучшим образом. Наилучшим образом, а не как попало.

00:24:41 Знаете, я смотрю иногда с ужасом, как иногда кому-то передают прасад. И вот его знаете, вот так передают. То есть получается такой пакет чего-то. И там сладкое, несладкое, компот. Прасад это. Что с ним будет, правильно? И я всё время прошу: «Вот передайте прасадчик». Я прошу: «Пожалуйста, каждое блюдо отдельно. Как хотите, как хотите это сделайте. Убейтесь, умрите, что хотите, но, пожалуйста, каждое блюдо отдельно запакуйте. Не пакуйте это вместе. Ну некрасиво это. Ну пожалуйста!». Моя вот личная просьба. Никого не обидел? Моя личная просьба. Потому что прасад – самое, вообщем-то, простое, что может понять человек. Нет ничего проще - съел и вкусно. И прямо в сердце. Желудок ближе к сердцу, чем мозги. Мозги далеко, да и то неизвестно вообще, есть там, нет. А желудок точно есть, очень близко, а плюс проходит прямо мимо сердца это всё, процесс, нагревается всё. Прямо теплота от желудка, прямо чувствует. Прямой эффект, да. Действительно, радость. Радость очень просто и прямо ощущается.

00:26:07 Но оно должно быть действительно общеблагоприятно, окультурено. Культура. Мы – носители культуры. Мы должны заботиться об этом, чтобы культурно было. Культура – это значит ещё и адекватно к тому же. То есть человек должен адекватно это воспринять. Поэтому надо также подумать, кому, что, как, что это за человек. Личностный момент применить. Очень такая важная идея. И вот на этой идее вообще основана вся наука проповеднического мастерства, которая учит человека даже в самых напряженных условиях.

00:26:48 В одном трактате я читал про военное искусство. Описывалось, что хороший политик даже на пороге войны, даже в самом разгаре войны должен ценить каждую человеческую жизнь. Он должен ценить каждое человеческое сердце и каждую человеческую душу. В Ведах так описывается, действительно. Даже в самых сложных ситуациях мы должны сохранять это настроение разумности и практичности, вот этой действительно благоприятности для каждого. И в это науке есть несколько моментов.

Наша сила в нашей философии

00:27:26 Следующий момент, который описывают ачарьи, является умение приносить благо. То есть проповедь должна приносить благо. Как не просто звучит, но должна приносить благо. И вот это благо, которое мы можем приносить, оно появляется от умения человека философствовать. Эта вот вообщем-то его квалификация как философа чрезвычайно важна для успешной проповеди. Неважно, чем мы занимаемся. Потому что, вообщем-то, философствование даёт нам правильное мировоззрение. Правильное мировоззрение даёт нам правильное отношение к другим. Правильное отношение даёт нам возможность правильно передать санкиртану, правильно передать Святое имя. Поэтому проповедник – это всегда подкованный в философии человек.

00:28:13 Философствование – что такое? Это умение с помощью логических аргументов доказать самому себе в первую очередь и другим верность тех принципов, которым мы следуем. Которым я следую. Умение доказать и себе, и другим верность принципов, которым мы следуем. И если философия способна этого добиться, она является лучшим другом на пути человека. Так говорят ачарьи. Философия – лучший друг, если человек может самому себе с её помощью доказать, важность этих принципов.

00:28:51 Философствующий человек не прибегает к обману, он не прибегает к давлению, он не прибегает к подкупу. Не нужно никаких хитростей, если философия сильна. Просто разговаривая на философские темы, у такого человека всегда есть философский подтекст. Он всегда доказывает правильность возвышенных принципов. И поэтому любой, кто с ним общается, он всегда получает от него философию. Неважно, на какую тему он разговаривает. Преданные так умеют всё перевести, да? Хоть о погоде с ними поговори, они всё переведут на Шримад Бхагаватам. Не меньше. «Вот, кстати, в Шримад Бхагаватам об этом говорится». Так умеет всё это перевести. Но даже если они не переводят открыто разговор, то всё равно, так как в его сознании есть эта философия, каждое его слово, каждый его шаг, каждая его мысль вообщем-то передаёт эту уверенность. А человеку нужна уверенность.

00:29:56 В чём принцип материализма? Это неуверенность во всём. Человек не уверен во всём. А на что надеяться? Не на что надеяться. Постоянно человек боится. Всё может разрушиться в любую секунду. Всё. Всё, что угодно. В любую секунду можно всё потерять. Поэтому, чувствуя какую-то уверенность, любой человек тянется к этой уверенности. Философия даёт уверенность преданному. И эта самая лучшая проповедь. Уверенный преданный – самый лучший проповедник, неважно, чем он занимается. Если он просто уверен, все к нему тянутся. «Почему такой уверенный?». «Ты что, не умрёшь?». «Не умру!». Все к этому тянутся. Необычно.

00:30:45 Поэтому философия признана в ведических трактатах как самый опасный вид оружия, как ни странно. В трактатах о войне говорится, «самый опасный вид оружия философия». Сильная философия опаснее, чем атомная бомба. Опаснее, чем другие виды каких-то разрушений. Потому что способна самораспространяться. Философия самораспространяется. Одному рассказал, другому. Смотришь уже, о…распространяется. Очень символично само место, где передаётся Бхагавад-гита. Поле битвы Курукшетра говорит об этом. Об оружии речь идёт. Об оружии. Арджуна уронил не лук. Арджуна показательно уронил философию. Показательно. «Что-то уронил я философию. Кришна, подними мне обратно философию». И Кришна поднял это оружие. Вернул его обратно. И когда вернулось оружие философии, поднялся и лук. Всё, война продолжилась. Победа пришла. Первое, что упало на поле битвы Курукшетра - философия. Доказательная база. Арджуна стал сомневаться. Показал это сомнение. Разрушилась философская база. В этом принцип.

00:32:14 Истинная философия учит верить. Истинная философия учит думать. Учит говорить, учит действовать. Философия – основа для всех наук. Основа для любого развития, для любого действия. Чтобы мы ни делали. Если в чём-то нет философии, это структура без фундамента. Она обязательно развалится. Она просто не сможет устоять. Но если философия есть, и она сильна, структура может тысячелетиями существовать. Ничто не может её разрушить.

00:32:50 Поэтому наша сила в нашей философии. Факт. Поэтому каждый преданный должен быть специалистом в философии. Опытный проповедник, да и вообще любой человек, который хочет утвердиться на своём пути, в своём развитии, постоянно ищет новые философские выкладки. В этом его поиск. «Ага! Ой, как интересно. Ага, как интересно. Как интересно!». Какая первичная проблема в философии? Отличие души от тела. И у опытного проповедника сто доказательств, не меньше. То есть он может пять часов, шесть часов, он может сутки говорить. Вот опытный проповедник, ты ему скажи: «Расскажите, пожалуйста, про отличие души от тела» и всё, можно уходить. Потом через три дня придти можно и он ещё будет говорить. И он скажет: «Вот это для начала, а теперь вот серьёзные моменты рассмотрим». Факт.

00:33:44 Вы можете увидеть это на наших примерах, как преданный может долго говорить на какую-то тему. Потому что он ищет эти доказательства, философские выкладки. Он их собирает, собирает, собирает. Он укладывает этот фундамент. Он укладывает этот фундамент. Его невозможно переспорить. Проповедник – это человек, которого невозможно переспорить в принципе. То есть это в принципе невозможно. Его лучше даже и не трогать. Люди уже знают, да? Проповедника лучше не трогать. Почему? Если начнешь с ним разговаривать, шансов нет. Шансов нет.

00:34:18 Видели, как у проповедников из других традиций, как у них зачитаны книги? Я так смотрю иногда, завидую. Зачитанные книги, насмерть зачитанные. Все разрисованные, вот дети так не разрисовывают книжки. Видели? Вот я завидую. Вот как они готовятся философски. Вот попробуйте что-нибудь сказать иногда – всё. Всё на цитатах, всё на концепциях. Мы так иногда отстаём в этом плане. Отстаём. Каждый проповедник должен точно знать, сколько у него философских доказательств отличия души от тела. Кто сейчас может сказать, сколько точно? 20,30, 40, 50? Вот это проповедник. У него тетрадочка «Отличие души от тела», и там все виды доказательств. Вот это проповедник. Его можно хоть куда послать. Хоть на телевидение, хоть на радио, хоть куда. Хоть к Путину, к Медведеву, с кем угодно. Он будет говорить, говорить, это будет доказательно. Доказательно. Иначе мы попадаем опять или в ловушку фанатизма: «Нам всё равно. Бог сказал, и всё» или сентиментальности. Вот в этом проповедь, система проповеди.

00:35:35 То есть знание, употребляемое с истинным пониманием, всегда вызывает у слушателя уважение. В этом принцип. То есть, если мы понимаем, что мы делаем, если мы распространяем книгу и понимаем, что мы распространяем, это вызывает уважение у того, кто её приобретает. Если мы распространяем Святое имя и мы понимаем, что мы распространяем, это вызывает уважение у того, кому мы это распространяем. В этом принцип.

00:36:03 И каково практическое применение философии, как она выражается? Если человек понял философию, если проповедник осознал философию, это также описывается в Ведах очень интересно. Ачарьи говорят, есть несколько признаков. И первый признак того, что проповедник понял философию, состоит в том, что он умеет прощать и терпеть. Это прощающий и терпеливый проповедник. Прощающий и терпеливый. Его просто невозможно обидеть. Потому что проповедь – это, как мы говорили, некоторый прямой контакт.

00:36:35 И сейчас достаточно агрессивное время, так сказать, контакт может быть тоже достаточно агрессивным. Но проповедник в этом плане абсолютно спокоен. Почему он не обижается? Он умеет прощать. Он смиренен. Это проявление философии. Можно наговорить много умных слов, но действительно научиться прощать, научиться терпеть людскую глупость можно только на основе реальных внутренних изменений. Когда действительно философия Бхагавад-гиты проникает в сердце.

00:37:10 И, добившись такого проникновения философии в сердце, ощутив действительно умение прощать и терпеть, в сердце появляется, вот ачарьи говорят, истинная радость. То есть эта радость уже не фанатичная, бешеная. И не сентиментальная, со слезами на глазах. Нет, это радость истинная. Радость от умения терпеть и от умения прощать. И вот эта радость в действительности привлекательна для других. Фанатичная радость не очень-то привлекательна. Все боятся фанатично радующихся. На футбол видели идущих фанатов? Очень радостные. Все в стороны разбегаются. А сентиментальная радость? Все разрыдались, обнялись. Тоже такое подозрительное. Но вот истинная радость на основе ценности, на основе глубокой философии – вот что привлекательно.

Эмоция ответственности в проповеди

00:38:09 Вот это естественная привлекательность. Можно как угодно разодеться, как угодно. Хоть мерцающую тилаку поставить, с лазером. Но если в сердце нет умения терпеть и прощать, если философия не дошла до сердца, если я фанат или сентименталист, это не будет привлекательно. Это не будет привлекательно. Привлекательность – это внутреннее качество. Поэтому проповедник – это, вообщем-то, тот, кто изнутри несёт милость Господа Чайтаньи. Изнутри. И когда это сочетается, красивый внешний фактор и красивый внутренний – это идеальный проповедник. Трудно стать идеальным проповедником. Поэтому говорят, что одни могут хорошо говорить, но ничего из себя не представляют. Другие что-то из себя представляют, но плохо могут говорить. Каков эффект от того, кто может действительно внешне нести что-то и ещё что-то из себя представляет! Вот это вот то, к чему стремится проповедник. Вот это то, что его должно волновать. Как это внешне и как это внутренне. Как это внутренне.

00:39:18 Ачарьи предупреждают против интересного момента. Они говорят о том, что знание, доносимое невежественно, с фанатизмом или с сентиментальностью, вызывает страх и гнев даже у уравновешенного мудреца. Когда уравновешенный мудрец слышит знание фанатичное или сентиментальное, даже у него это иногда вызывает гнев или раздражение. Нужно быть очень аккуратными. Поэтому мы должны настроиться на эту ответственность за то, что мы несём. Та эмоция, которую хотел нам передать Шрила Прабхупада - эмоция ответственности. Взять ответственность и нести её до конца.

00:40:13 В трактатах ачарьи дают ещё много советов. Например, я могу привести интересный совет. Рекомендуется учитывать даже время, в которое передаётся знание. Например, говорится, в первой половине дня человеку следует рассказывать знание, которое позволяет преодолевать препятствия. Очень интересно. А во второй половине дня лучше рассказывать поучительные истории, которые развивают долг человека, его благочестие дают ему возможность на историях понять какие-то философские истины. Вот так вот разделяется. Так человеку будет легче понять. Столько тонкостей. Столько интересных моментов. Столько интересного возникает в проповеди.

00:40:57 И о чем ещё предупреждают нас ачарьи? Они говорят о том, что самому человеку очень трудно развить эти качества идеального проповедника. Очень трудно контролировать своё поведение внешнее, внутреннее. Поэтому ачарьи рекомендуют окружить себя доброжелателями, которые не позволят глупости произойти. Поэтому санкиртана. Совместная всё время. Проповедь всё время совместная. В этом секрет. Доброжелатели вокруг, которые не дадут глупости произойти. Если появилось желание глупость совершить, лучше так в серединку, в серединку встать. Чтобы окружающие не дали этой глупости произойти. Окружить себя теми, кто не побоится нас остановить в минуту слабости.

00:41:46 Вообще это задача ближнего. Очень интересно. В Ведах говорится, задача ближнего – отвлекать от греха. Очень интересное определение ближнего. Вот ближний – это тот, кто отвлекает от греха. Вот это ближний. Тот, кто не отвлекает - это не ближний. Очень интересно. Отвлекает, отвлекает. Отвлекать от слабостей, от глупостей – это тоже одна из задач проповедника. Проповедник – тот, кто отвлекает от материального, привлекает к духовному.

00:42:20 Хороший проповедник так проповедует, что человек забывает после этой проповеди, куда он шёл, зачем он шёл, как его зовут. Он забывает обо всём. Забывает. Вот это умение останавливать глупости – одна из самых сложных задач в проповедническом искусстве. Во всяком случае, в чём точно уверен проповедник, что во время его проповеди ничего греховного не происходит. Человек не совершает ни одного греховного действия, когда он общается с проповедником. Это уже много. Проповедник смог отвлечь ну хотя бы на 5 минут. Даже на минуту – это уже много. Отвлек от материального, привлек действительно к духовному. В этом сила проповеди. Это волшебство. Нужно быть действительно профессионалом.

Практические моменты проповеди

00:43:16 Если ещё подойти к каким-то практическим моментам, то общаясь, в проповеди мы должны всегда учитывать личностную природу человека. Это есть понимание гуру и лжегуру. Я рассказывал об этом на прошлых лекциях. Гуру – это тот, кто учитывает сознание того, кому он передаёт знания. Лжегуру – тот, кто не учитывает сознание того, кому передаёт знания. Нужно всё время быть настроенным на это. Это тоже наша ответственность – оценить того, кому даётся знание, и дать его в той оболочке, которая действительно будет приемлема. Нужно всё время думать об этом. Нужно давать знания в том русле, которое может его заинтересовать.

00:44:03 В Ведах, например, даётся такая рекомендация, что если вы сразу видите человека и не можете понять, что его интересует, то просто посмотрите на его лицо, говорится. Это старый-старый метод проповеди. Сейчас я открою этот секрет, очень интересный. И говорится, что если глаза его смотрят вниз, если он смотрит себе под ноги, если лицо его опущено, голова его опущена, значит карма давит на этого человека. Он находится под влиянием гуны невежества. Поэтому говорить нужно о чем-то очень простом . И о том, что оживляет. О том, что радует. О том, что оживляет. О том, что возвращает надежду. Это направление.

00:44:50 Если человек смотрит прямо перед собой, значит, на него какая гуна действует? Гуна страсти. У него прямые цели, у него прямые задачи. О чём нужно говорить? О более практичном. Нужно говорить о том, что решает его проблемы. О том, что для него вот реально приемлемо прямо сейчас. О том, что действительно может ему помочь. То есть об актуальном. А если человек смотрит вверх, его глаза летают? Да, что-то, скажем так, близкое к гуне благости действует. То есть он в мечтах. Можно говорить о возвышенном, о романтичном, о далёком, о захватывающем. Очень просто. Простая техника. Те, кто занимаются проповедью, они знают все эти тонкости, которые вообщем-то описаны в Ведах уже. Многие столетия проповедники этим пользуются. Они дают очень личностно знание. Как я уже говорил, это их ответственность.

00:45:45 В завершение хочу сказать интересную мысль, которая, я подчеркну, из наставлений ачарьев. Мы много раз слышали о том, что внутреннее настроение важнее в принципе внешних факторов. Это действительно так. Кришна принимает наше сознание, а не атомы, которые мы перекладываем с места на место. Тем более, что это Его атомы, вообщем-то, а не наши. Так и в проповеди очень важно сохранять эту внутреннюю чистоту. Кто я на проповеди? Великий освободитель всех? Великий герой? Великий миссионер? Кто я на проповеди? Каково моё сознание? Кто я? Мессия? Отважный герой? Говорится, 80% эзотериков дома пытаются попробовать походить по воде. Вечером берут тазик: «А может, я уже хожу? Я же Мессия. Я же несу действительно что-то великое. Может, я уже по воде хожу?». Пробуют, не получается. Никому не говорят. Если я так думаю, значит, я уже не на проповеди. Значит, я на поиске славы. Значит, я стал обыкновенным материалистом, который тешит себя надеждой стать великим с помощью духовных методов.

00:47:13 Кто я на проповеди? Это также моя ответственность – сохранять своё сознание в чистоте. Кто я на проповеди? В таком состоянии нет счастья. Соответственно, в таком состоянии невозможно передать счастье другим. Это оскорбительное настроение, в котором человек воспринимает других как чернь. «Кто они? Кто я? Я несу им… Я несу им!». В таком настроении невозможно что-то передать. Это не проповедь. Это такая инквизиция с ведическим уклоном. Поиск ведьм. Такое утверждение своего величия за счёт других. «Вот мы какие идём - преданные. Посмотрите на нас!». Это внутренняя грязь. Так ничего не передастся. Так только обозлишь других.

00:48:05 Только смирение способно вернуть счастливое состояние сознания. А смирение – это не лень. А смирение – это активное состояние, но с правильным внутренним мировоззрением. Смирение также активно. Мы просто смирение с ленью путаем. «Я такой смиренный, ничего делать не буду». Нет. Смиренный человек ещё более активен. Почему? Потому что у него ещё более правильное внутреннее настроение. Поэтому он ещё активнее. Еще более активен смиренный человек. Но это правильное настроение. Что это такое? Что за настроение такое – смирение на проповеди? Это понимание, что не я спасаю других, а другие спасают меня, позволяя мне выполнять моё служение. Они спасают меня, позволяя мне продавать им книги. Они спасают меня, позволяют мне идти по этой улице и петь. Они же могут и не согласиться с этим.

00:49:01 Не во всех странах так всё легко происходит, поверьте мне. Не во всех странах так легко. Это пока просто нам тут позволяют эти великие люди. Они нам позволяют это делать. Они все нам это позволяют. Они нам позволяют выполнять наше служение. Чтобы мы делали без них, если бы они воспротивились этому? Чтобы мы делали-то вообще? Что легко может произойти. Слава Медведеву, он ещё не запретил. Нужно молиться за него. Великие руководители – это те, кто не запрещают духовные движения. Это великие руководители. Во многих странах запрещено всё. Всё запрещено. Так гайки закручены, упаси Бог вообще. Так гайки закручены. Но во многие места я секретно приезжаю. Всё подпольно, всё как-то так «не дай Бог, не дай Бог». Очень хорошая возможность, нам разрешают это делать.

00:49:56 То есть проповедник – это благодарный человек. «Спасибо! Спасибо, вы позволили нам сегодня выйти на харинаму». «Вы позволили мне сегодня постоять у метро, газеты попродавать». « Спасибо, спасибо!». Вот его настрой. Вот это проповедник. А не то что: «Здрасьте, быдло. Нате газету, нате то…». Это ужас. Рано или поздно ему в лоб дадут, вот точно говорю. Вот наглым проповедникам рано или поздно дают в лоб, всё равно. Может не сильно, но вот дают, всё равно. Всё равно. Потому что он идёт вот на войну. Но там есть воины свои. Этот мир, он очень активен. Там все занимаются каждый вечер. Готовятся к агрессии. Мир готов. И если мы выходим как агрессоры – какая проблема? Все готовы. Все уже готовы. Вот он пришёл, кришнаит. Все готовы. Хотел получить – получай.

00:50:55 Нет, мы выходим с благодарностью. А вот к этому все не готовы. К благодарности никто не готов. Вышел человек, благодарен. Вышел человек, благодарен. «Спасибо большое, что Вы купили у меня книгу». «Спасибо большое, что нам сегодня разрешили тут петь». «Спасибо большое, спасибо большое». «Вы такой хороший человек, спасибо». И он не лицемерит, он искренне так думает. Настоящий проповедник. Он искренне так думает. Искренне.

00:51:20 У него это должно быть заглавными буквами на лбу написано. Вот тилака проповедника – «огромное спасибо, что вы мне позволяете проповедовать». Вот это – проповедник. Всё остальное – это не проповедник. Нет. Это он такими духовными единоборствами занимается. Проповедник, он благодарен. Благодарен. И тогда у него всё получается. И тогда проповедь в счастье. И тогда проповедь вечна. Тогда проповедь вечна. Тогда нет такого вопроса: «Сколько мне проповедовать?». Есть только один вопрос: «Почему уже надо идти домой?». Нет такого вопроса: «Сколько мне проповедовать?». Время вышло? Ну, я уже заканчиваю. В этом принцип.

00:52:04 То есть, одним словом, любите тех, кому несёте любовь. Будьте благодарны им. И как только Вы что-то действительно попроповедовали, что-то сказали, что-то сделали, то имейте это настроение. То есть скажите вот это вот «огромное спасибо», за то, что Вы мне дали возможность сегодня прочитать эту лекцию!

Харибол!

обработка текста: Дамаянти д.д. | Чиангмай | Тайланд | 30 January 2013
транскрибирование: Наталья Давыдова | Пенза | Россия | 02 November 2011