Секрет уверенности

Москва - 01 января 2008
Что влияет на сознание человека? Уверенность – это естественная стадия знания. Секрет проповеди. Трудности проповеди. Эмоции речи. Трудности в выражении эмоций. История о том, как избавиться от мусора в голове. Золотая середина. Путь к Богу. Проповедническое счастье. Связь между эмоциями. Умение выйти из конфликта. Человеческие эмоции. Уверенность в проповеди.
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 6
длительность: 01:23:06 | качество: mp3 24kB/s 14 Mb | прослушано: 2104 | скачано: 1042 | избрано: 11
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

00:01:03 Сегодня я буду рассказывать об особенностях передачи духовного знания. Пришло время некоторого осмысления того опыта, который у нас есть. Некоторого осмысления тех рекомендаций, которые нам дают ачарьи, дают мудрецы. Все это накладывается на соответствующее время, на наш период, на соответствующее место, где мы находимся. На соответствующие обстоятельства, в которые мы попадаем.

00:01:42 Необходимо некоторое осмысление переосмысление того, что мы делаем, как мы делаем, какова наша эффективность. В чем принцип нашей деятельности.

00:01:55 Переосмысление - это один из основных факторов духовного роста. Духовно растущий человек фактически постоянно находится в состоянии переосмысления. Пытается понять, как сейчас я должен воспринимать ту или иную концепцию, как я могу её преподнести, как я должен её использовать в своей жизни.

00:02:17 А фанатизм это неумение переосмыслить. Вобщем-то почему человек находящийся в стадии фанатизма страдает? Он не может переосмыслить, он не может переложить, он не может переложить с одного места на другое. Не может взять какую-то концепцию переложить её на свою жизнь. Нам нужно с одного стола торт переложить на другой стол. И фанат не может переложить, роняет по дороге, не получается у него никак. Пытается применить какие-то мистические способности: «Торт перелети с этого стола на тот». Пользуется какими-то методами, которые он причитал в трактатах.

00:02:58 Но не всегда это работает. В этот период может лучше действовать каким-то особым образом. Этот особый метод действовать называется практичность. Шрила Прабхупада концептуальный настрой, вообщем-то мы должны быть эффективны. Мы должны быть практичны. В конце концов проповедь это некоторая спасательная операция, и спасение должно быть эффективным. Очень странно если 99% тех, кого мы хотим спасти умирают. Это будет очень подозрительно, такой медицинский отряд. Очень подозрительно. Поэтому, конечно же не без этого, на поле боя не без смертей, но в конце концов должна быть какая-то практичность, должна быть какая-то результативность.

Что влияет на сознание человека?

00:03:45 И мы поговорим о том, как влияет на сознание человека методика подачи духовной информации. Это чрезвычайно важная тема для нас, т.к. передача знания о Боге является частью нашей миссии. Частью природы нашей души, частью нашего служения духовному учителю и частью нашего способа вернуться домой, обратно к Богу. Если на это пути мы потерпим слишком много разочарований или совершим слишком много непростительных ошибок, это может стать причиной нашей остановки в духовном развитии. Это может стать достаточно серьезной проблемой для нашего сознания.

00:04:41 Принцип простой, мы начнем с простого. В том, что слушающий примерно воспринимает 10% философской составляющей из того, что говорит и 90% эмоциональной составляющей. Философия доходит неизвестно когда, вообще не известно, доходит она когда-нибудь или нет. [смеется].

00:05:04 Просто нашему сознанию принято с чем-то соглашаться, мы слушаем нормально, поток идет мы соглашаемся, вроде если сильно не противоречит – мы соглашаемся. Но больше мы воспринимаем нечто другого. Больше мы воспринимаем нечто такого особенного. То что исходит от говорящего. Соответственно сегодня нас будет интересовать вот это большая часть передаваемого. От которого и зависит окончательный вобщем-то результат того, что услышит человек.

00:05:32 Почему один и тот же человек слышит от вобщем-то от разных людей одну и ту же идею. Посмотрите. Проповедь – это донесение одной и той же идеи. В принципе все говорят об одном и том же.

00:05:47 Все говорят в принципе о двух вещах, что духовная жизнь состоит из молитвы и поста. Вот две вещи. В принципе больше ничего нет. Чтобы стать на платформу духовной жизни необходимо молится и поститься. Нет ничего другого. Все остальное это уже вторичные какие-то методы уже, в зависимости от культуры, от традиции. Но если мы увидим, молитва и пост, вот в разных вариантах так или иначе это проявляется. И все говорят об этом.

00:06:15 Но когда человек слышит об этом из разных источников, то почему-то в одном случае он может понять, а в другом не может. В одном случае он воспринимает, в другом не воспринимает. Так же в принципе и мы. Почему мы здесь все оказались? Потому что мы из какого-то источника услышали и это оказались преданные, а из других может быть мы не смогли это понять. Вроде бы слушали, но не могли понять.

00:06:39 Я еще помню в далеком детстве, я не помню, еще в классе в пятом я помню мы с матерью думали куда поехать, куда поехать. И почему-то мы подумали надо ехать в Киево-Печерскую Ларву. И тогда не было Библии, мы не могли купить Библию, у нас не было на дальнем востоке ничего. Так вот только отрывки из обрывков. Мне почему-то захотелось купить большую, толстую Библию, чтобы почитать ее. Я помню мы специально приехали , прочитали. Я долго пытался изучать что-то, понимать. Но никто мне не мог объяснить. Никто мне не мог объяснить.

00:07:14 Очень важен фактор объясняющего. Очень важен фактор объясняющего. Посмотрите, одни и те же учебники в школах продаются. Одни и те же в магазинах продаются для школы там. Для института, но всегда есть учитель. Всегда есть тот, кто должен объяснить. И вопрос: услышит – не услышит? Услышит – не услышит.

00:07:35 Даже в рамках одной традиции мы от одного человека слышим и понимаем, а от другого не можем понять. Это абсолютно нормально. Абсолютно нормально это наше такое восприятие. Что-то есть, что-то есть какое-то вот особое внимание к определённой личности.

00:07:35 Но мы сегодня более простые разберем моменты. Мы разберем скажем так, передачу знания простому человеку. Простому человеку. В одном случае он воспринимает это знание скептически, в другом случае вдруг проникается глубоким уважением. Что происходит? А ответ достаточно прост. Мудрецы рекомендуют говорить только о том, в чем человек полностью уверен. Дается такая концепция. В Ведах дается очень ясная концепция. Говори о том, в чем полностью уверен. Говори только об этом. Это некоторый секрет передачи информации. Уверенность – основная эмоция, которая позволяет другому человеку принять то, что ему говориться. Речь даже не идет о том, чтобы понять [смеется].

00:08:44 Понять это уже другая составляющая, на это, как мы выясняли, может жизнь уйти, чтобы что-то понять. Некоторые вещи в принципе умом не постижимы, и не надо особенно. Но вот принять, то, что говориться. Причем принятие происходит как раз не на философском уровне. Нет никакой проблемы в том, что если человек не понял, что ему говориться или даже в принципе он полностью с этим не согласен, но если он почувствовал уверенность, в том, что говориться. Если он в действительности понял, что эта уверенность на чем-то основана, то эта духовная информация принимается им как часть реальности. Он это принимает. Вот это есть. То есть уверенность дает ему возможность поставить эту часть духовной информации на полочку своего сознания. Это есть. С этим надо считаться.

00:09:44 Я могу это не понимать, я могу это не осознавать, я могу с этим не соглашаться. Никакой проблемы. Ум в принципе и настроен немножечко сначала на концепцию противостояния. Материалистичная концепция, черно-белая концепция, противостоять. Чтобы я не услышал, надо поспорить. Это нормальная современная позиция, поспорить. Интересно, в этом интерес жизни некоторым, так все грустно, хоть поспорить с кем-то. В этом человек сейчас радость получает некоторую.

00:10:14 Поэтому речь не идет, мы иногда пытаемся вобщем-то так, на споре строить свою передачу информации, но это не метод. Спор это всегда черно-белое мышление, спор это всегда противостояние, это всегда материалистичный подход. Как только мы спорим о духовном, в этом некоторый нонсенс, о духовном невозможно спорить. О духовном можно слушать. Как только мы спорим, мы тут же пытаемся материальным способом, черно-белым способом противостояния говорить о духовных истинах, и тут же все немножко недовольны. Все немножко недовольны, все немножечко расстроены, все немножечко не согласны. Нет удовлетворенности.

Уверенность – это естественная стадия знания

00:10:58 Поэтому, достаточно сначала уверенности. Уверенность дает вот эту некоторую доказательность, что информация должна занять достойное место. К этому надо прислушаться. К этому надо прислушиваться. Вот эта уверенность речи, уверенность речи можно сравнить с готовностью пищи. Уверенность речи очень интересное явление. Вот это вот немножко недожаренное, недоваренное, недопаренное не может так просто усвоиться в организме. Чего-то не хватает, почти то же самое, почти то же самое, чуть-чуть вот не дошедшее до кондиции. И уже не может нормально усвоиться, уже не может. Скорее всего несварение какое-то вызывается, уже какая-то проблема.

00:11:44 Причем если пища, но если пища готова, если она горяча, очень вкусно пахнет, в этом случае человек не сможет отказаться даже от того, что может даже у него под запретом находится. Как трудно бывает от вкусного ужина отказаться. Приходит человек вечером, тут к нему гости с ведическим тортом. С ведическими шашлыками. И все и он думает: «ну один раз можно, один раз не страшно». Очень трудно иногда отказаться, если что-то действительно готово, если что-то действительно горячее. Как почти каждый день мы читаем публичную лекцию, и к нам приносят пирожки горячие, прасад, на продажу, я все время прошу повара приходить под самый конец лекции, чтобы лекция уже заканчивалась. Почему? Потому что если он приходит раньше, и начинает все вытаскивать, этот запах горячих пирожков действует убийственно на человека после работы. Если человек после работы, голодный, все, какая лекция? Какая философия? Пирожки! Пирожки. Поэтому я прошу всегда в конце приходить поваров, чтобы запах не распространялся.

00:13:10 Готовность дает возможность это принять, даже если вот оно, ну вот они, люблю жареное, ну что делать? Горячее. Поэтому человек принимает это, принимает это, если есть вот эта готовность. Уверенность – это естественная стадия знания. Естественная стадия, которая называется реализованное, то есть вигьяна, естественная стадия. Она не достигается какими-то ораторскими уловками, нет ораторских уловок, или лекторские приемы, нет этого, нет. невозможно как-то разыграть уверенность.

00:13:49 Хотя, конечно же это пытаются делать, актерская игра. В принципе Накья-шастра даже учит каким-то уловкам. Учит каким-то уловкам, в театре так режиссер доводит актера до кондиции. Не верю! Не верю! О! Верю! Но все понимают все равно, театр, всё равно все понимают, игра. Никто серьезно не воспринимает. Поэтому актер играет смерть на сцене, но никто не вызывает скорую помощь. Да? Похоже, да, похоже. Очень красиво смерть сыграл, но скорую помощь никто не вызвал.

00:14:32 Также и мы можем сыграть великую уверенность в чем-то, но в сердце это не получит отклик. Настоящий отклик вот эта вот актерская игра не получит. Да, мы можем воспользоваться какими-то искусствами, абхиная, ведическая, или еще что-то. Но все поймут – хорошая игра. Игра хорошая, молодцы, все, хорошо играем, но чего-то не хватает.

00:14:58 Соответственно, говорящий должен понимать, если мы говорим об абсолютной истине, мы должны понимать есть ли эта стадия готовности? Есть ли эта стадия уверенности? Есть ли эта стадия вигьяны? В том, что я пытаюсь донести до другого человека. Потому что, можно о многом говорить. Можно о многом говорить, и если есть хотя бы небольшая неуверенность, то лучше об этом пока помолчать. Более того в Ведах говориться, о том, в чем человек полностью не уверен, вообще никогда нельзя говорить. Вообще никогда нельзя говорить. Толку никакого. Ну то есть принцип передачи знания прост, до нельзя прост: если мы говорим о том, в чем сами уверенны, мы заражаем человека верой. Уверенность заражает верой. Человек получает это естественным образом. Если мы говорим о том, что в нашем сознании еще не закрепилось – мы заражаем человека недоверием.

00:16:01 И в чем тут идея. Это крайне важно при общении, особенно с новым человеком. Так как сознание нового человека находится на стадии подозрительности. Всегда, когда мы приходим в новое место, мы немножко подозрительны. Что за огонь? Кого сжигают? Меня не сожгут? Человек волнуется. Вдруг меня тоже сожгут. Сначала зерна побросают, потом меня сожгут, мало ли что. Я ж никогда не был, я же не знаю, как оно все может быть. Что делать? Как действовать. Да.

00:16:40 В одном храме я видел, человек зашел новый, ему налили сразу чаринамриты и ушли. Человек смотрел, нюхал, ну не возможно определить что это такое никак, то есть абсолютно неопределимая субстанция. Думал что делать? Попытался её как-то в руки втереть, шею, в голову. То есть мы должны понять, что человек, если это новый человек, он по природе немного, он подозрительный, подозрительный как-то. И тут мы еще со своим так сказать, со своей недоготовностью начинаем говорить о том, в чем сами не уверены. И все это только подкрепляет подозрительность. Поэтому если такой человек сталкивается с неуверенностью, это может получить окончательным доказательством того, что в этом направлении двигаться не имеет смысла.

00:17:40 Поэтому принцип такой, с человеком, особенно с новым человеком, нужно говорить только о том, в чем я бесконечно уверен. Пусть это одно, но то, что я за всю свою жизнь вынес, вот об этом и говори. О другом – отправляй к другим. Вот ты в этом уверен – об этом говори. Не важно что. У меня все время спрашивают, что нужно говорить людям, чтобы лекция прошла успешно? Я открываю этот секрет. Нужно говорить о том, что тебе интересно. Не нужно думать о том, что людям интересно. Им футбол интересен, людям, им уже ясно, что интересно. Всем людям интересно веселье. Поэтому, если рассказывать анекдоты, то лекция пройдет на ура.

00:18:26 Но у нас не цирк. Мы должны донести какую-то философскую идею. Анекдоты конечно хорошо, мы рассказываем анекдоты, нет никакой проблемы, но все-таки это не цирк. Все-таки мы пытаемся дать какую-то философскую концепцию, и очень сложную философскую концепцию. Чтобы её донести, эту концепцию, необходимо говорить о том, что я сам действительно, то что мне действительно интересно. То, чем я горю. Т.е. если я горю чем-то – я зажгу другого, какая проблема? Если у меня в руке факел, я всех тут зажгу. Понимаете? Как Хануман. Он загорелся. Какая проблема, хвост его загорелся, он зажег всех. Хвостом. Хвостик загорелся всего. Представьте если горишь весь? Огонек. Должен быть огонек.

Секрет проповеди

00:19:16 Что такое огонек – мне что-то интересно. Меня что-то вдохновляет, я в чем-то уверен. Звучит эгоистично. На самом деле это секрет проповеди. Секрет в проповеди – это самому гореть и зажигать других. Поджигать их. Проповедники это поджигатели. Поэтому люди боятся поджигателей, действительно страшно. Пришел домой, всех зажег. Все – семья распалась, одни пошли в монахи. Другие уехали в Индию. Все стали спать на полу. Есть руками. Фактически дом сгорел. Выглядит иногда так. Так не надо делать, но так получается, что реальный огонь, в действительности начинает сжигать все накопленное, все к чему шли, все чего пытались достичь. Пух! Сгорело. Как петарда залетела на новый год в форточку.

00:20:11 И так же вот преданный зашел с книжками. Люди стали умнее, уже не пускают таких, уже нужно пробиваться через все заслоны. Те, кто проповедуют – знают. Так просто к человеку в душу не войдешь. Он уже все. Уже с огнетушителем будет. Не надо нам ничего. Нам ничего не надо. Да. Этот принцип, а не то, что мы сидим и подбираем, как же вот человеку что-то объяснить , как же ему все рассказать. Такая ошибка начинающего проповедника. Он открывает книги, он ищет способы, слушает других лекторов, и пытается найти принцип идеальной лекции. Составить идеальную лекцию.

00:20:57 Идеальная лекция, это когда я рассказываю о том, что меня действительно интересует. Вот это всем интересно. Ничего себе его интересует, нам тоже интересно. Т. е. человек жадно чавкает и что-то есть – все подойдут попробуют, что это вы тут кушаете. Чавкает. Все думают, ух ты, хорошо чавкает. Так же и лекция в принципе это громко почавкать. Т.е. рассказать как мне все это интересно, как вкусно, как мне все это нравится. Не важно поймет это человек на философском плане или нет. Он почувствует вкус. Он почувствует запах духовного мира, а запах это вкус, вкус, вкус. Вкусное оно пахнет. Так происходит вообщем-то. Ничего особенно сложного нет.

00:21:46 И это открывает ворота к дальнейшему развитию. В сердце открываются ворота к дальнейшему развитию. Но к сожалению практически на всем первом этапе духовного развития человек очень болезненно воспринимает все, что ему говорится с неуверенностью. Это некоторый к сожалению синдром того, кто начал развиваться, немного болезненно воспринимает какие-то противоречия, или какую-то неуверенность. Мне каждый день приходять письма: а я тут одно прочитала, а там другое, спасите меня, я не могу дальше жить, у меня дальше мантра не повторяется. Т. е. человек в разных местах что-то прочитал. Все. Что мне делать? Спасите меня Патита Павана. А я вам пишу: «Это только начало. Приготовьтесь. Жизнь началась».

00:22:40 Развитие это противоречие. Т. е. наше настоящее противоречит нашему прошлому, а наше будущее противоречит нашему настоящему. Каждый день у нас новое понимание реальности. Каждый день мы по-новому осознаем, что мы делаем. Посмотрите. Человек только сделал, и ему уже не нравится, что он сделал. Человек сначала мечтает, как он это сделает. Да? Потом он начинает делать, и понимает, что получается не так, как он мечтал. И когда он это сделал, он понимает, лучше бы я вообще этого никогда не делал, потому что се так плохо закончилось. Посмотрите, как прошлое противоречит настоящему, как настоящее противоречит будущему. Постоянные противоречия. И что теперь – сесть и ничего не делать? Арджуна пытался так сделать, сказал: «Что-то мне не нравится ни прошлое, ни настоящее, и в будущем я уже сомневаюсь». Что-то мне все не нравится, надо сесть и действовать. Поэтому в «Бхагавад-гите» объясняется.

00:23:31 Есть три типа действующих. Одни думают, что все зависит только от них. Поэтому они действуют, думая, что все в их руках. Пытаются предусмотреть все тонкости. Другие думают, что все зависит только от судьбы. И полагаются полностью на судьбу, как будет так и будет. Все. Я к этому не имею большого отношения. Поэтому, то, что не получилось, я тоже не виноват. Но Кришна объясняет ему в «Бхагавад-гите», нужно действовать сейчас, эффективно, но цель должна быть высокая. Цель должна быть из духовного мира. Цель должна быть действительно высока, в этом принцип деятельности.

00:24:13 И когда начинающий развиваться духовно человек, он слышит что-то, как ему кажется, противоречивое, что-то неуверенное, это приводит его ум в замешательство, вызывает некоторое брожение. Которое может запросто привести к разочарованию. Посмотрите как поведет себя человек, например, в магазине стиральных машинок, если продавец ему скажет, что он не уверен, в том, что эта машинка долго проработает. Тут она еще как-то работает, но после перевозки вот гарантий нету. Все. И вообще она включится, не включится. И вообще я вам советую руками стирать потом, машинкам лучше не доверять. Как поведет себя человек, если он такую неуверенную речь услышит?

00:25:04 В принципе неуверенность это разновидность страха, мы должны понять. Страхи возникают от невежества, мы знаем, от незнания собственной природы. Поэтому чем больше истины мы узнаем о Боге и, соответственно о себе, тем меньше страхов мы испытываем. Поэтому неуверенный человек неосознанно доказывает всем, что Бога нет. Он сам в этом еще не уверен. Если человек не уверен то он, в принципе не уверен в существовании даже Бога в конце концов. И он вселяет эту неуверенность. Думает, действительно, может Бога нет. Душу вообще в глаза никто не видел. Так как-то я вот попал куда-то, мне просто интересно. Вдруг ничего нет?

00:25:52 В принципе есть еще одна тонкость. Сейчас я тоже о ней расскажу. Есть одна тонкость, она состоит в чем? Если человек нас уже воспринимает скептически, такая очень интересная проповедническая концепция, её нужно знать. Если человек нас уже воспринимает скептически, все чтобы он не получил из наших рук будет вызывать в нем желание поспорить и покритиковать. Вот этот изначальный скепсис. Нет ничего труднее, чем менять предубеждения, вот ничего труднее нет. Кто с этим сталкивался – знает. Вот если есть предубеждение, что хочешь делай – все ужасы будут человеку видеться. Ужасы. Вот он все самое страшное увидит. Все самое страшное. Предубеждение. Практически иногда даже это просто невозможно.

00:26:42 Такой человек сразу испытывает некоторую неприязнь, ко всему, что человек делает, ко всему, что ему говорится. Причем зачастую он даже иногда он с вами напрямую не встречался. Т.е. он может даже никогда с этим и не сталкивался в жизни, но он уже заранее настроен негативно. И вот тут надо быть практичным, иногда не стоит терять своё время. Не стоит. Потому что в большинстве случаев невозможно ничего изменить. Вот этот вот, к сожалению, изначальный настрой практически не поддается изменению.

00:27:18 Человек может говорить, о я не согласен с «Бхагавад-гитой». А вы ему говорите, а по какому конкретно стиху вы хотите поговорить? По какой части «Бхагавад-гиты» собственно говоря, вы хотите поговорить? Человек ко мне приходит и говорит, Веды это придумано людьми. Я ему говорю, какая часть, процитируйте, придумана людьми? Чтоб мы могли поговорить на эту тему. Человек обычно и никогда не сталкивался ни с чем, у него просто вот предубеждение. Просто предубеждение.

00:27:55 Предубеждение. Предубеждение это агрессивное черно-белое мышление. Мы с этим так часто сталкиваемся на Руси. Мне приходится с этим постоянно сталкиваться, т. к. я занимаюсь этим профессионально. Очень часто сталкиваешь с предубеждением – ничего сделать невозможно, ничего сделать невозможно. Ничего. Такой человек заранее находит врага, заранее идет с ним сражаться, и ничего фактически противопоставить невозможно, только как-то терпеть ситуацию.

00:28:30 В практике общения есть один способ, который известен всем тем, кто работает на публике. Который позволяет немного снизить предубеждение, немного. Если оно еще не развито, предубеждение, его можно немного снизить. Для этого нужно исключить полярность мышления, уйти из таких слов как «наши» - «ваши», «свой»-«чужой», «черный»-«белый». Использовать «мы», «нас». Мы все. Нас всех и т. д. Т.е вот такое. Обобщающие слова.

00:29:05 Однако это не действует на действительно предубежденного человека. Если попадается такой вот слушатель. Если мы попали на общение с таким человеком, с явными предубеждениями – он просто начинает беситься, слыша такие обобщения. Его просто бесит. Он вскакивает, кричит. Почему вы за всех нас говорите? Вы только за себя говорите, почему вы за всех нас?! Что такое? Вы всех нас зомбируете. Это только вы так думаете, мы так не думаем. И он оборачивается, а все на него удивленно смотрят. И он не находит поддержки, думает все, вас всех уже зазомбировали. Один я реалист, все прекрасно понимаю. Обычно он убегает, больше 10 минут не выдерживает. Все, уже есть эта вот заложенность некоторая восприятия. Поэтому как правило их не хватает на долго, минут на 10, все. Он убегает.

00:29:54 Т. е. необходимо быть очень дружелюбными с нервничающими людьми. Ну человек нервничает. Уже кто-то вселил в него какую-то предубежденность. Нужно быть очень дружелюбным. Нельзя попадаться на нервозность человека, нельзя попадаться на нервозность. Нельзя отвечать тем же. Нельзя вставать на ту же платформу. Нужно вести себя сострадательно и милосердно, понимая, что человек находится в горячке своей прарабдха-кармы. Вот это прошлое, прошлое оказывает давление на настоящее. Человек предубежден. Из прошлого пришли какие-то самскары, и человек видит как-то по-своему мир. Он видит это как-то по-своему. Прошлое давит на его настоящее, не дает ему возможности понять, как это все поможет ему в будущем. Не может понять.

00:30:39 Поэтому такие моменты нужно использовать для выработки своего терпения. Для своего профессионализма. Для своего спокойствия. Шанти, шанти, шанти, мир, мир. Поцелуйте его, такого человека. обычно на них это как шок действует. Человек начинает орать, кричать, а вы подходите его обнимаете, целуете. И все, его отключает, и он уходит. Не понял. Это действует иногда, ну конечно будьте аккуратны. Учитывайте культу взаимоотношений, иногда это хорошо помогает.

Трудности проповеди

00:31:23 Нужно это использовать. Приходят трудности. Вообщем-то, проповедь это трудности. Меня все время просят, а вы можете провести так лекцию, чтобы никого это не задело? Я говорю, я конечно могу, но зачем? Я могу о футболе рассказать, о хоккее. Да. Есть много тем, которые никого не заденут. Но зачем? Если мы проповедуем – мы заденем. Проповедь это задевать. Проповедь это беспокоить немножко, проповедь это раздражать. Человек не хочет видеть себя в зеркале. Зеркало всех раздражает. Свет мой зеркальце скажи. Тут такое зеркало выходит, как давай отражать. Да еще кажется, что лично меня. Знаете, оно когда слушаешь, всегда кажеться, что лично о тебе говорят. И это задевает тебя. О. какое право он имеет. Сам-то на себя посмотри. И мы начинаем зеркалить в ответ. Поэтому нужно переживать трудности, трудности приходят, они должны приходить.

00:32:26 Проповедник бросает вызов. Бросает вызов. Поэтому нужно если мы хотим проповедовать, передавать знание, то мы должны первое что, это научиться защищаться, преодолевать трудности. Преодолевать трудности. Знаете, как в спорте. Если пошли в спорт, в боевые искусства – сначала нужно падать научиться. Помню когда я пошел на борьбу. Классическая борьба. Я ходил, долго в детстве занимался в «Спартаке». И меня год или два учили падать. Тренер меня мучил. Не так падаешь, не так падаешь, не так. Сам меня швырял. Бух- бух! Когда я уже понял, что я хоть на камни могу упасть, мне все равно. Он говорит: «Ну ладно, теперь будем уже и в другие концепции». Тогда не торопились, деньги не брали, все было бесплатно. Помните? Спортивные секции. И подходили очень качественно, я потом всю жизнь когда падал, никогда ничего не было, ни разу ни синяка ни вывиха не было. Ни перелома. А падал в разных ситуациях. Откуда угодно. Так вот с самого детства научили.

00:33:31 И первое, что должен научиться также проповедник – это переживать вот трудности какие-то, которые приходят от реального волнения, которое создает проповедник. Как бы тихонечко не получится. Можно я вас тихонечко попроповедую, только вы не волнуйтесь? Да, вы все умрете, счастья нет. И все умрут. Да. Так не получится. Как знаете говорят. Только сначала сядьте, сейчас я вас скажу новость, только сначала сядьте, присядьте куда-нибудь. Сейчас мы вам попроповедуем, вы только присядьте. Чтобы человек не упал.

00:34:12 Если мы начинаем говорить об этом. Действительно это откровение. Это откровение. Это нечто необычное. Нечто шокирующее. Нужно уметь переживать, т.е. проповедник – тот, кто умеет переживать неудачи. Помните эту старую притчу об осле. Однажды осел фермера провалился в колодец. И стал кричать орать. Ослы так орут. Лицо доброе, орут ууу-ааа. Прибежал фермер. Подумал что делать. Как оттуда вытащить этого осла, так просто не вытащишь, так все сложно. И он подумал, в принципе тут есть другой выход. Осел уже старый в принципе, своё уже отработал, орет еще как резанный. Ему не долго осталось. И думает, и колодец тоже уже беполезный.

00:35:00 Поэтому , я всё равно хотел нового осла купить, и закопать этот колодец. Подумал, хорошая ситуация! Закопаем орущего осла и заодно от колодца избавимся. Ну он позвал соседей, помочь ему закопать этот колодец. И все взяли лопаты и начали бросать землю в колодец. Осел понял, начались проблемы. Орать стал, ужас, но земля сыпется он видит, не останавливается. Он замолчал, затих. Все подумали, как-то подозрительно. Подошли заглянули. Посмотрели в этот колодец. Увидели удивительную картину, осел изо всех сил утаптывает землю. Молча очень сконцентрировано утаптывает землю. Так постепенно он выбрался из колодца. Ушел очень обиженный из деревни.

00:36:01 Поэтому и мы должны понять, если началось, не нужно орать, верещать, нужно утаптывать землю. Все. Нужно утаптывать. Будет встречаться много трудностей в проповеди, много грязи может быть вылито на проповедника. Но каждый раз, всякий раз, когда обрушивается какая-то грязь на наше сознание, нужно использовать это как ступень к возвышению. Как ступень к возвышению нашего сознания. Как новую возможность выработать в себе качества настоящего джентльмена. Так говорил Шрила Прабхупада. Так мы сможем выбраться из любого колодца. Из любого колодца и не страшно.

00:36:42 И вообще есть золотое правило проповедника. Сейчас я его расскажу. Кто-то может себе записать. Хорошие проповедники с ручками пришли, с бумажками. Золотое правило проповедника состоит в том, оно говорит так: «Будь готов отдать больше, чем хотел, и получить меньше, на что рассчитывал». Так действует проповедь. Мы всегда хотим спокойно проповедовать, без усилий. Чтоб было все гладко, красиво. Нет, придется отдать больше, чем ты хотел. В проповеди придется отдать больше. Она заберет все. Проповедь все силы заберет. Она забирает все. Поэтому нужно быть сразу готовым, что нужно будет отдать больше, и получить меньше, на что рассчитывал. Человек всегда думает, ну вот, теперь вот как будет все здорово, теперь меня будут любить, боготворить, уважать, пожертвования давать. Нет.

00:37:37 Человек всегда должен быть готов получить меньше, на что он рассчитывал. Только в таком настроении можно заниматься проповедью постоянно. Только в таком настроении можно действительно стать несущим, дающим, передающим знание.

Эмоции речи

00:37:52 И теорию, сейчас немножко в теорию уйдем. Есть пять эмоций в речи человека. Ну в разных науках они по-разному называются, поэтому филологи не волнуйтесь. Я буду говорить с такой, с ведической точки зрения. Филологи обычно нервничают, у меня жена филолог. Я когда что-то говорю, она говорит, да ну замолчи, никогда такого больше не говори. Это не филология, это Веды. Они вот так все просто рассказывают. Я тут не виноват. Поэтому конечно. Есть пять эмоций в речи человека, которые могут проявится.

00:38:21 И первая эмоция называется звательная эмоция. Такая речь зовет за собой, зовет за собой. Пойдем сходим на лекцию, там будет интересно. Звательная эмоция, мы куда-то зазываем, зазываем. Как эмоция эта разбирается речь.

00:38:38 Вторая эмоция – вопросительная эмоция. Такая речь вызывает на диалог, вызывает на диалог, проясняя нежелание действовать. А почему ты не хочешь пойти на лекцию? Это же будет так интересно! А почему ты не хочешь? Такая вот вопросительная эмоция.

00:38:59 И за ней идет третья эмоция. Уже просительная. Т. е. она уже предусматривает некоторое давление на психику человека. Я прошу тебя, пойдем сходим со мной на лекцию! Это же будет так интересно! Это же будет так интересно. В отличие от звательной – здесь уже присутствует некоторое нежелание человека идти, но он может сделать это по просьбе. Сам он может быть не хочет, но его просят. И это еще приемлемо в культурном плане, т. е. это нормально абсолютно. На публичных лекциях иногда до половины зала приходят по просьбе своих родных или друзей. «Пойдем сходим, мне одному скучно, а пойдем, интересно. Я не пойду. Да я не хочу! Да пойдем, нормально». И пол зала. Удивленные. Куда это я попал? Видно. И рядом обычно родственник довольный-довольный сидит. Ааа, воот, слушай! Аккуратнее уже с этой эмоцией, в ней уже есть немножечко хитрости. Но вот после третьей эмоции начинается уровень активного давления на сознание.

00:40:05 Четрвертая эмоция – определительная. Она несет в себе такое выражение решительного мнения, т. е. что-то вроде, ты просто обязан пойти на эту лекцию, потому что там тебе ясно расскажут, в чем состоят обязанности мужа. Уже она такая, однозначная такая эмоция. Это уже давление серьезное, уже хочется пойти и со всеми поругаться. После такого. Ну-ну, ну-ну. Уже так вызов, уже идет вызов.

00:40:37 И последняя самая грубая эмоция, это повелительная эмоция. Когда речь не подразумевает возражение. Мы ведем себя как начальники и властно повелеваем. Просто пойдешь со мной на лекцию и все, никто тебя не спрашивает. Хочешь ты, не хочешь. Все. Это благо. Благоприятно.

00:41:06 И теория гласит. Те, кто записал, те молодцы, потому что я сейчас все буду объяснять, как это все связано. Теория гласит, что из этих 5-ти эмоций первые 3 можно употреблять всегда и везде, свободно. И вообщем-то абсолютно это входит в понятие культуры, в понятие доброты, в понятие человечности. Это не вызывает каких-то негативных явлений. По вот 4-ую нужно как можно реже употреблять, а 5-ой лучше совсем не касаться. 5-ого лучше совсем не касаться, т.к. вот эти последние две, как я уже рассказал, они используются в основном в наказательных ситуациях. Наказательные ситуации. И вызывает противостояние, которое не очень-то способствует восприятию информации. Вот это наказательное состояние оно не очень-то открывает наше сознание. Зачастую как раз вызывает те самые предубеждения. Эти 2-е последние эмоции как раз и вызывают предубеждение.

00:41:59 Общий совет такой. Желая принести человеку духовное благо, нужно развивать эмоции своей речи последовательно. С самого мягкого оттенка, постепенно наращивая своё давление до 3-его, который я сейчас рассказывал. Но 4-й и 5-й оттенок уже бесполезны, потому, что приводит уже к черно-белому к материалистичному восприятию реальности. К черно-белому, к материалистичному восприятию. Она нас изначально настраивает на противоречивое видение. И нам это уже не имеет смысла. Уже противоречие. Вот эти первые три уровня относятся к состоянию благости. Соответственно 4-й к состоянию страсти, а 5-й к состоянию невежества.

Трудности в выражении эмоций

00:42:53 И как вы понимаете, для духовно общения страсть и невежество не лучший союзник. Поэтому Шрила Прабхупада так много говорил, о том, что правда должна быть приятной. Причем эту приятность не всегда можно передать в печатной форме, можно легко увидеть, как много несет в себе речь. В печатной форме очень трудно передать приятность, т. к. эмоция речи звучит только при прямом общении. Поэтому люди обижаются на какие-то высказывания в книгах. Вы заметили? Очень часто обижаются, цитируют, это очень обидно. Цитируют. Почему? Т. к. они вкладывают в это свою негативную эмоцию. Они не эмоцию Шрилы Прабхупады туда вложили. Они свою же эмоцию вложили, и на неё же обиделись. Такой человек сам на себя обиделся. Поэтому сейчас эти смайлики вставляют. Да. Потому что пишешь человеку и не понятно, это весело или грустно. Ему надо туда рожу вставить. И человек думает, ну так нормально, не обидно, не обидно. Да. Больше мне не пиши, и смайлик. Денег больше не проси, видишь смайлики?

00:44:00 Т.е. эмоцию как нужно передать. Люди пришли к этому. Невозможно понять. Поэтому есть некоторая трудность в передаче письмом эмоции. Есть трудность. Поэтому всегда должен быть говорящий. Поэтому в Ведах предупреждается, невозможно самостоятельно трактат изучать. Более того, это запрещалось раньше. Именно по этой причине. Потому что не так эмоция воспринимается. Нарисимхадева не так человек воспринимает. Вы замечали? Не так. Если он берет просто Нарисимхадева и просто пытается его понять, он неправильно эту эмоцию понимает. И все, и он в ужасе. Он в ужасе. Не может понять Нарисимхадева, не та эмоция. Или Варахадева. Он не может понять эту эмоцию. Ну что? Как? Ты это объясни. Объяснили – о, все понятно. Так бы сразу и сказали, так бы сразу и сказали.

00:44:45 Потому невозможно речь заменить. И мы должны помнить, что на нас лежит вот это донесение эмоции. Человек уже если идет на контакт, значит он уже что-то прочитал. И ему не хватает только эмоции донести. Ему донесли эмоцию – все, он начал воспринимать, а, теперь понятно! Человек идет к нам за эмоцией . За этой правильной эмоцией. И без нее никак. Это и есть вообщем-то наша проповедь. Донести эту правильную концепцию, эмоцию любви, эмоцию бхакти. Эмоцию милосердия.

00:45:21 Помните Шрила Прабхупада в аэропорту сказал: «Я приехал не учит вас, я приехал вас просить». Видите как сразу с негативной эмоции на позитивную, на первые 3 переход. Это естественно, у чистого преданного это естественно происходит. Нам необходимо видение, как это действует. Грамотно использовать эмоциональные уровни передачи знания. Вот этот контроль своих эмоций во время передачи духовного знания является основной работой проповедника. Это его работа. Это далеко не легкая задача, но вполне разрешимая на практике. Как знаете говорят на западе, практис, практис, практис, видимо имеется ввиду слово «practice». Практика, практика, практика, никакого другого способа нет. Только начав практиковать вот это умение передавать эмоцию духовного мира, мы должны передать эту эмоцию, эмоцию милосердия. Кришна милосерден. Он милосерден к каждому. И мы должны передать дальше эту эмоцию. Дальше. Только тогда можно достичь этого эффекта. Нет другого способа понять, как это работает. Необходимо действительно увидеть в своем сознании как это действует.

История о том, как избавиться от мусора в голове

00:46:35 Как-то путешественник пришел на исповедь к святому человеку и в порыве откровения сказал ему, что ко мне так часто приходят грязные мысли, всякие порочны фантазии, я даже не могу подумать о чем-то великом. В голове все время что- то крутиться, какая-то гадость. И в ответ этот мудрец сказал ему: «Найди моего ученика, он директор гостиницы. Там тебе дадут ответ». Думаю, не понял, при чем тут гостиница? И бедолага побрел. Кое-как добрался до этой гостиницы. И когда он пришел – было уже темно. Начал стучаться в дверь, а ему не открыли. Как на востоке, знаете? Если двери закрыли – всё, все легли спать, и там хоть стучись, хоть не стучись. Уже все. Не дай бог ты после 9-ти пришел. Я помню жил в одной гостинице, и там в 9 все закрыли, и все. Хоть ори, хоть не ори, как-то вот все. Вот у них какой-то выключатель в голове, все. После 9-ти бесполезно, и до 3-х утра. Все бесполезно. И он пришел, стучался, стучался. Никто не открыл. И он так и стучался до утра. Потом уснул как-то на ступеньках этой гостиницы. Когда солнце взошло – двери открылись, его пустили. Дали ему приют.

00:47:52 Шли дни. Он пытался как-то поговорить о философии. Никто с ним не разговаривал. Ничего ему не объясняли. Он не мог понять, что ж такое, где объяснение? Где это решение? И он решил уехать. На пороге он все-таки решил спросить, я так и не понял, зачем мой учитель послал меня к вам? К хозяину гостиницы. Тот спросил, а вы что хотели-то, собственно говоря? Какая была история? И когда он выслушал, он понял, а ясно, просто посмотри на меня и ты все поймешь, если ты хозяин своей гостиницы, туда никто так просто не войдет. Без спроса никто так просто не войдет. В этом задача хорошей гостиницы – никого так просто не пускать. Понимаете, да? Если это хорошая гостиница, туда никто не может войти. Ни обезьяна, ни человек, все на входе палкой получат. Бем! Этим хорошая гостиница от дешевой отличается. В дешевой гостинице ничего не помогает, ни дверь, всем все равно. Сам обслуживающий персонал потихоньку ворует. В хорошую гостиницу никто не может войти.

00:48:56 Мы должны своё тело в хорошую гостиницу превратить. Мы должны пускать только тех, кто может здесь жить. Тех, кто достоин жить в гостинице моего тела. Хорошая идея – заходи, живи, проблем нет. Плохая идея – до свидания, обезьяна. Да. До свидания. Палкой вех-вех! Палкой.

00:49:23 И еще немножко. Как мы выяснили, большую часть послания обыкновенный человек воспринимает на уровне чувств. Поэтому в завершении стоит упомянуть об одной эмоции, которая также вносит негативный оттенок в речь человека. Эта негативная эмоция – корысть. Человек может скрыть от слушателя все, что угодно в принципе, но корысть проступает у него на лбу. Корысть проступает на лбу. Как шутят на западе, что даже складки на лбу у корыстного человека складываются в знак доллара. Знак астрологический проступает – доллар. Напрягается человек.

00:50:11 Поэтому есть одно профессиональное правило, которому должны стараться следовать все проповедники. Это правило профессионального проповедника. Его знают профессионалы. Сам этот акт проповеди не должен приносить основной доход проповеднику. Он не должен зависеть от этого дохода. Да. Он не должен зависеть. Он не должен быть решающим в его доходе. А иначе ему придется говорить то, что выгодно. Иначе ему придется говорить то, что приятно. Иначе ему придется говорить то, что покупается. И он превратиться в обыкновенного продавца. В обыкновенного продавца. В обыкновенный некрасивый такой бизнес может все превратиться.

00:50:58 Однако, зная об этой особенности, человек иногда думает, что проповедь должна быть абсолютно бесплатной. Все тогда, все книги нужно раздать бесплатно, все надо раздать бесплатно. Весь прасад надо раздать бесплатно. Все всем раздать бесплатно. Все. Все надо раздать бесплатно. Нет. Вовсе нет. Профессиональная проповедь всегда очень практична и окупаема одновременно. Поэтому Прабхупада говорил, двойная цена, би-би-ти, все, все очень четко. Это моя кровь. Пятое, десятое.

00:51:25 Во время проповеди, принцип в чем? Как всегда в золотой середине. Во время проповеди человек не должен думать о конечном финансовом результате. Но подводя итоги проповеди, он должен сделать вывод, какой из методов, которым он пользовался, был наиболее практичным. И это позволит сделать выводы, в каком направлении двигаться.

00:51:46 Об этом говорится в «Бхагавад-Гите». Я напомню. 5-я глава, 3-й текст, который переводится как, «того, кто не презирает плоды своего труда, но и не стремится к ним, считают всегда живущим в отречении от мира. Преодолев влияние двойственности, такой человек легко сбрасывает оковы материального рабства, и обретает полное освобождение, о Арджуна».

00:52:12 Т. е. состояние духовного совершенства складывается из сочетания не привязанности к плодам своего труда, но и отсутствия к ним неприязни. Вот это вот сочетание. Вспомните этот стих очень интересный. Такой человек честно трудится, он трудится эффективно. Он трудится результативно. Он исполняет свои обязанности, живет по возможностям. Не сходит с ума от зависти и жадности. Но в то же время он не думает, что деньги это зло, что это страшное осквернение. Поэтому нужно их порвать, выкинуть и сжечь. И перейти на натуральный обмен. Меняю дхоти на сыр.

00:52:55 Нет. Такой человек как раз находится посередине. Посередине. Он не привязан, но он не испытывает негативные эмоции как результат. Он её учитывает как стадию практичности. Как эффект практичности.

Золотая середина

00:53:08 И поговорив столько сегодня об эмоциях, надо не забывать, что есть и ловушки излишней эмоциональности. Это последний фактор, который я хотел сегодня рассказать. Такому человеку хочется, чтобы весь зал заплакал. Он орет, пока кто-то не пустит слезу. Все. Лекция удалась. Кто-то заплакал. Все заплакали. Все обнялись. Пошли домой за ручку, напевая песенки, даря друг другу цветы. Все. Олени обнялись с тиграми. Хорошо бы конечно, но не так все просто. В принципе такого состояния можно добиться. Если у человека есть немножечко актерские данные. Голливуд. Он умеет выжать слезу. И все плачут. И женщины плачут. Вместе все. Видели? Так идеально музыка заиграла. Все. В принципе нет большой проблемы. Но это является перегибом.

00:54:14 После такого сентиментального праздника наступает период депрессии. Депрессия. Обычно человек доведен до такого состояния, делает вывод, что вот в этом направлении нужно двигаться. Поэтому, зачем эта философия, нужно пойти туда, где можно поплакать, где доведут до кондиции. И он становиться таким эмоциональным наркоманом. Это встречается среди нас. Вот это пение меня трогает. Все я прямо не могу, я сейчас умру. У-а, у-а! А это! Что это за пение!? Ни голоса, ничего. В ритм не попадает. Что это такое? Такой эмоциональный наркоман. Вот эму нужно вот чтобы эмоция била через край. Это на самом деле сахарный диабет уже начинается такой. Философски-внутренний такой эмоциональный диабет. Человек становится таким эмоционально зависимым. Чем и пользуются в некоторых духовных традициях.

00:55:12 Целые духовные направления некоторые, вот именно на это рассчитывают. На эмоциональную составляющую. Доводят всех до такого ложного экстаза. Нет. Мы идем путем развития разума. Это путь контроля чувств, а не из разжигания. Необходима вот эта золотая середина, т. е. умение видеть, как развить правильную эмоцию. Эмоцию духовного мира, но не перегнуть палку, не вывести все это на уровень сентименталный, такого сентиментального восприятия.

00:55:40 Вопросы пожалуйста можно задать.

Путь к Богу

00:55:47 [вопрос]: « Два вопроса, если можно. Первый, говорили вы, что если встречаешь такого человека, когда ему совершенно все равно, и у него предубежденность уже. То почти нет шансов что-то донести ему, может ли быть выход из этой ситуации такой, что просто отойти от него, с вежливостью попросить прощение. И помолиться за него может быть. Хотя бы это может быть какой-то выход? И второй вопрос, вы говорили о том, что очень сложно воспринимаются книги, и не хватает именно вот этой эмоциональной. Именно проповедники нужны. И при распространении книг не будет ли актуальным присовокуплять к книгам лекции. Даже не косвенных проповедников, а именно по «Бхагавад-Гите» например, лекции. Если распространять «Бхагавад-Гиту», то лекции по «Бхагавад-Гите», может быть с небольшими вырезками, чтобы можно было как-то донести, адаптировать каким-то образом?»

00:56:51 [ответ]. Первый вопрос да, если человек раздражен, не нужно его дораздражать. Т.е. если человеку больно, не нужно туда тыкать пальцем. А вам больно? Да? Больно, больно, больно? Это издевательство. Если человека оно раздражает, ваше послание, не нужно его мучить. Пусть идет. Потом встретимся. Господь всех сводит. Не мы его пошли нашли, Господь его как-то к нам послал, чтоб мы поняли, что еще не время. Каждый извлек свой урок. Он что-то получил, если он получил наше милосердие, он скажет, извините, вы такой хороший человек. Встретимся завтра. И мы получили из этого свой опыт, что ну не всегда возможно как-то посодействовать. Каждый ушел со своим опытом. Но никакой проблемы в этом нет. Не нужно мучить человека. Не нужно его мучить, потому что это только разжигает. Разжигает это противостояние. Не нужно его разжигать. Не нужно быть провокатором. Не нужно. Как это вам не нравится? Как это вы не согласны? И бежать за ним. Как это ты не согласен с «Бхагавад-Гитой»? И бежать за ним. Это вызовет в человеке еще больше неприязни.

00:58:03 С другой стороны, как мы говорили, распространяя, книги мы должны помнить, что в конце концов цель не книги распространить. В конце концов цель, чтобы человек к Богу пришел. И книги, это то, что должны помочь человеку прийти у Богу. Поэтому мы должны всегда помнить об обратной связи. Обратная связь это то, беру ли я на себя ответственность за этого человека? Если я не беру, то кто вообще берет на себя ответственность? Например, если я встречаюсь с каким-то человеком, я беру за него ответственность, и я знаю его телефон и электронный адрес. И время от времени я интересуюсь о его духовном состоянии. Я беру за него ответственность.

00:58:45 Хотя у меня достаточно много таких людей, за которых я отвечаю. Несколько тысяч. Но мы стараемся держать связь. Мы не отпускаем эту связь, мы пытаемся её как-то развивать. Это уже вопрос практичности, как я действую. Как я действую. Даю ли я эту возможность связать философию с реальной духовной личностью? С тем, кто может её объяснить. Если меня это не интересует, то в этом случае я могу создать скептика. Может появится скептицизм. Если человеку никто не объяснит, у него может скептическое настроение развиться. Поэтому, опытные проповедники они знают, что нужно хотя бы бумажку вклеить, где там адрес написан, телефон, название сайта, е-мейл. Чтобы была обратная связь. Обратная связь чрезвычайно необходима, чрезвычайно необходима.

00:59:39 И также прозвучало слово проповедь, косвенная проповедь. Я не понимаю термина косвенная проповедь. Проповедь - или проповедь, или не проповедь. Если человек приходит к Богу это проповедь. Если человек уходит от Бога, то я не знаю что это. Как это вообще называется. Антипроповедь? Разрушитель? Адхарма, да.

01:00:07 Поэтому если у человека как-то получается приводить людей к Богу, это нельзя как-то оценивать по какой-то своей шкале придуманной. Нет. Сначала попробуйте. У каждого есть своя скажем так особенность, своя прарабдха-карма, это то, как человек может вот эту передать свою зажженность. Один представляет из себя лампаду из ги. Другой, пожалуйста может быть факелом, третий может быть паяльной лампой, я не знаю. Четвертый – огнемет. Каждый по-разному зажигает. По-разному, ну главное, то что он зажигает. И ни в коем случае не должно быть какого-то дифференцирования. Потому что это тут же вселяет обиду. Я знаю множество людей, которые пытались как-то дать другим Кришну. Как они могут. На своем уровне восприятия. Их очень сильно обижали. В обществе вайшнавов их очень сильно обижали, как-то называли это нехорошо. И человек чувствовал какую-то свою ущербность.

01:01:22 Поэтому я лично не понимаю вот этих различий. Проповедь это проповедь. Люди приходят у Богу. Если люди не приходят к Богу – долго этим заниматься просто невозможно. Давайте людям, как я уже говорил, то, что вас зажигает. Если вы дадите людям лекцию того лектора, который вас зажигает, человек получит эту зажженность от вас. И он также будет зажигательно слушать лекцию, которую вы ему дали. Есть разница. То что вы ему дадите, скажете, ну послушай, там может что-нибудь найдешь интересненькое. Это одно. Если вы скажете, вот это меня спасло, именно эта лекция спасла мою жизнь.

01:01:56 Я помню первая лекция, которую я услышал вообщем-то. Из-за которой я пришел в сознание Кришны, это была лекция [неразборчиво] Свами «Путешествие по Амазонке». Я её слышал вообще за километр. Она просто у кого-то дома там была включена. Через несколько комнат. Я просто пришел в эту квартиру и услышал. Через несколько комнат там что-то происходит. Что-то необычное. Там о чем-то необычном рассказывают. Я ни слова не мог понять. Я просто просил, запишите мне это, я не знаю что это. Запишите мне это. Теперь я здесь. Там не было никакой философии. Помните? Просто история, история. Философии не было. Но вот оно зажгло и зажигает других. Если мы смоги зажечь, мы можем зажечь других. Мы можем сказать, вот это меня спасло, вот я вот это, вот это перевернуло мой мир, вот, на, послушай. И оно перевернет. В действительности. Потому что мы додадим вот эту сладость своей эмоцией. Свое понимание. Вот мы сверху еще кусочек сахара положим. Кусочек бурфи. Вот лекция, а вот бурфи сверху, моя эмоция, это меня спасло.

01:02:59 А тут чего-то поназаписывали, я не знаю, возьмите, может там чего-нибудь найдете. Вот это уже как сверху перцем посыпать.

Проповедническое счастье

01:03:12 [вопрос]: «Когда человек совсем плохо настроен, ему хоть какое благо принесет, то что я, отойдя от него, я уже увидев этого человека и пообщавшись с ним, имея какое-то о нем представление. Я могу как о личности о нем помолится, не спонтанно « Дорогой Шрила Прабхупада, пожалуйста благослови всех людей, с которыми я буду встречаться сейчас на … » именно за этого человека. Это принесет ему благо. Это выход из ситуации я думаю что. Хотя никакого блага проповедью я не доставил, но помолившись о нем, я принесу ему благо?».

01:03:46 [Ответ]: Ну если это для вас практично, если у вас есть время на это. Почему нет. Если время есть – попробуйте. Пробуйте то, что в действительности приносит вам проповедническое счастье. Каждый немного по-своему несет свою эмоцию проповедническую. Поэтому если вы почувствуете в этом своё вдохновение, если это зажжет в вас энтузиазм проповедника. Конечно, почему нет. Главное, чтобы это было практично. Потому что принцип проповеди это продолжать проповедь.

01:04:24 Поэтому Господь Он видит все. Он видит все и в действительности ваше желание. Он видит вашу эмоцию. Он видит вашу мечту. И Он видит желание того человека. И если вы прикладываете усилия, совершаете аскезу, несете знание дальше, то это является самым лучшим видом молитвы. Вы молитесь за человека, помогая всем его родным и близким. Потому что любые другие люди они также являются родственниками этого человека, которому вы не смогли помочь. Мы все родственники. Братья и сестры. Поэтому это лучшая проповедь, но ему не смогли помочь. Ну вот всем его родным помогите. Самая хорошая молитва. Помочь его семье. Всем, кто его окружает. Ищите то, что вас действительно зажигает в этой деятельности и этим пользуйтесь.

Связь между эмоциями

01:05:18 [вопрос]: «Связаны ли 4-й и 5-й пункты?»

01:05:24 [ответ]: Может быть связаны. Может быть не связаны. Т.к. эти эмоции применяются, как я уже говорил, применяются в руководстве и воспитании. Руководство и воспитание это не всегда корысть, это наша обязанность. Поэтому, эти эмоции мы обязаны использовать в руководстве и воспитании. Но в общении со свободным человеком, который нам не подчинен. И который не хочет, чтобы его воспитывали, и им руководили – это уже довлеющая эмоция. Она уже начинает давить.

01:05:49 Поэтому у человека что появляется? Противостояние. Даже в воспитании появляется вот это противостояние. И в руководстве появляется противостояние. Все равно. Так как эти эмоции довлеющие – противостояние вызывается. Поэтому подчиненные немножко недолюбливают директоров, дети все время противостоят родителям. Съешь кашу! Не буду есть! Все равно появляется противостояние. Конечно, это не лучшее состояние сознания для передачи божественного знания. Не лучшее, не лучшее. Это уже немножечко такое, процесс скажем так, опускается на платформу двойственности.

01:06:28 Мы пытаемся человека вывести из этой платформы двойственности, а это настроение его стаскивает на платформу двойственности. И получается немножечко такое, какая-то гремучая смесь. Гремучая смесь, просто гремучая. Поэтому не всегда это дает позитивный эффект, но у кого то, можно понять также, что есть исключения. У кого-то может получаться. У кого-то. Есть такие люди, знаете вот, гьяни. Это люди, на которых нужно наорать. Вот он приходит и вот он, да я со всем не согласен, да что вы такое говорите. И на него орешь минут 20, объясняешь, как на самом деле должно быть. И он такой довольный после этого. Такой, спасибо. Вы единственный, кто смог мне хоть что-то объяснить, и все. И он потом в первых рядах сидит. Не делайте этого, не имея опыта так лекций 500.

01:07:21 Это только профессиональные проповедники могут так делать. Но если вы знаете таких людей, которых нужно побеждать. Если вы их победите, он будет все. Он примет от вас потом все, что вы хотите. Это очень интересно, но на вид страшно. На вид страшно, те, кто никогда в этим не сталкивался, они когда на это смотрят, у них просто волосы дыбом встают. Когда вот такое вот убийство Маявады происходит. На вид это страшно смотрится, но победа потом происходит и человек полностью счастливый, такой довольный. Обязательно потом подходит, благодарит, чуть ли в лоб не целует. Столько счастья у него, кто-то разбил, потому что это мучило его. Это его убивало. И никто не мог разбить. И он сам хочет разбить. И вот поэтому он всем бросает вызов и ждет. И вдруг это раз, разбилось. И при всех. Ой, спасибо. И сначала больно, а потом отпускает, и все. Это часто происходит.

01:08:19 Поэтому если такое видите со стороны, так не волнуйтесь сильно. Знаете есть разные врачебные методы. Где-то нужно зеленочкой помазать, ну а где-то и ампутацию. Но это нужно профессионально делать. Нельзя так просто с уровня медсестры идти на ампутацию. Нужно как-то потренироваться все-таки несколько лет. Это очень такие сложные методики. До них доходишь через несколько лет профессиональной деятельности. Т.е. это уже для профессионалов.

Умение выйти из конфликта

01:08:58 [вопрос]: « Скажите пожалуйста, не могли бы вы [неразборчиво] »?

01:09:07 [ответ]: Утаптывание. Приходит что-то в нашу жизнь негативное. Это негативное приходит как какая-то проблема. Скажем так, самое яркое распространение у нас это имеет в скандале. Потому что личности противоречивы все. Личности противоречивы. И мы сходимся в тот единственный момент. Когда мы меньше всего противоречивы. Он меня понимает, я его понимаю. Все, это семья, мы любим друг друга. Но это какой-то момент, какой-то момент. Потом противоречия дальше идут своей дорогой. Да, как мы оказались вместе, ничего не понимаю. Меня обманули, говорила мне мама. Но противоречия есть. Т.к. мы личности. Мы по-разному видим мир, и начинается вот эта проблема. Ругань какая-то, скандал. Люди начинают поливать друг друга грязью. Бросаться в друг друга землей. Сам такой. Сама такая. От такого и слышу. Ты мне всю жизнь испортил, а я тебе еще и буду портить всю жизнь. Это начинается.

01:10:25 Тут есть закон. Я расскажу один закон. Закон очень интересный. Это закон из грихастха-шастр. Он относиться и к проповеди. Относиться в принципе ко всем скандалам. Это такая методика, которая дает возможность выживать в мире скандалов. Сейчас мир скандалов. Кали юга. Все скандалят. В автобус так просто не зайдешь, надо поскандалить. Принцип такой. Не важно, как началась проблема, не важно как она продолжалась, важно как она закончилась. Начинается все всегда гипер-весело. Что ты сказал?! Да как ты мог! А! да все, да это все не так, да я, да мне. Все это начинается просто как вспышка, как взрыв. Продолжение тоже бывает веселое, такое иногда многочасовое. Такое знаете противостояние.

01:11:30 Как, знаете, дерутся быки на востоке. Мне жена вчера звонила из Вриндавана, говорила, не могла попасть в свой институт музыки. Все, два быка начали драться, все. Невозможно пройти никак. Всё. Все видят дома. С этой стороны люди сидят смотрят, и с той стороны люди сидят смотрят. Пройти невозможно. Все. Уперлись. Бесполезно что-то делать, просто опасно для жизни. И все. Город разделило. Там нужно объезжать долго, все это неудобно. Все сидят дома, смотрят. Два вот быка уперлись, бодаются.

01:12:06 Так же ив жизни вот иногда долго это все продолжается. Это считается нормальным. Если конфликт начался как-то – это нормально. Если конфликт как-то продолжается – тоже нормально. Главное как конфликт закончился. Он должен закончиться перемирием. Он должен закончиться тепло, милосердно, радостно. Он должен закончиться человечески. Посмотрите как боксеры. Выходят, морды вот такие, кулачища такие, носы ломают, кровь льется, уши трещат. Посмотрите, такие лица. Ужас, 12 раундов. Что потом они делают, если они профессионалы? Обнимаются, целуются, друг друга таскают на руках. Видели? Все довольные, счастливые.

01:12:50 Вот это профессиональное проведение конфликта. Начинается все страшно. Один выходит – всех убью. Другой выходит – а я уже всех убил. Потом они страшно бьют друг друга 12 раундов. Но в конце они умеют поймать это правильное настроение – хорошо подрались. Спасибо за бой. Так было здорово. Поэтому семья, социум, работа, отношения, дружба, все это умение завершать. Потому что начинается всегда все как-то некрасиво, продолжается тоже не весело. Но заканчиваться должно все культурно, заканчиваться должно все человечно, милосердно, радостно. Т. е. нужно вот до этого довести, до этого состояния. И тогда значит все. Конфликт прошел хорошо. Можно жить дальше. Значит утоптали, утоптали, т. е. расстались хорошо, расстались хорошо. Вот это принцип культуры, который имеет многотысячелетнюю практику. Поэтому нельзя обращать внимание, как люди начинают спорить, как они ссорятся, нужно обращать внимание как они выходят из ссоры. Если могут выходить – хорошая крепкая семья, хороший дружный коллектив, замечательные друзья, прекрасный социум, все хорошо.

01:14:14 Потому что конфликт нужен. Конфликт это рост. Мы все время конфликтуем с чем-то. С полом конфликтуем он какой-то неудобный. С ботинками конфликтуем – ноги натирает. Со всем конфликтуем. С природой – температура не та. То есть это конфликт. Да. Конфликт это нормальное состояние материи. Конфликт. Но вот как мы выйдем из конфликта – это наша задача. Это наша работа. Поэтому, как только конфликт начался, об этом думать еще не возможно. Но вот когда уже средняя стадия идет, продолжение конфликта. Уже нужно думать когда заканчивать и как. Уже нужно думать. Вот это вот профессионал. Вот это утаптывание. Ну вот один из приемов. Интересно? Интересно, да

Человеческие эмоции

01:15:06 [вопрос]: «Вы с самого начала сказали, что есть страх переложить[неразборчиво]. Что мы должны одну концепцию, торт, перенести в одного стола на другой, одновременно с этим есть страх. Неуверенность еще у самого внутри сидит. И одновременно получается что присутствует еще и корысть. Хочется сделать так, чтоб тебе жилось хорошо, но в основном делаешь это вот на этой 5-й эмоции. По-любому вот сделать так и будет хорошо, а в итоге ничего не происходит, положительного. Вообще ничего. На месте стоит. Что должно произойти, чтобы все-таки взять до конца в руки этот торт и с одного стола и поставить его?»

01:16:09 [Ответ]: Я понимаю. Да. Человек, действующий на последних двух эмоциях – это тиран. Т.е. это тиран. Что он должен делать. Он должен, как я говорил, начинать с предыдущих эмоций. С первых 3-х с них. Он должен их помнить, и с них начинать. С них начинать, стараясь не доводить до последних 2-х эмоций. Стараясь не доводить. Если он это осознает – у него это начнет получать. Если не осознает, то он так и будет тиранить. Он будет думать, вот они нормальные эмоции, я нормальный мужик. Имею право по столу кулаком стукнуть. Он будет бояться других эмоций, как будто они не мужские или еще что-то. Нет. Это человечные эмоцию первые три. Поэтому нужно с них начинать. Это культура. Да. Мы должны добиться какого-то результата. Но начинать нужно с самого человечного к наименее человечному. Последние две – это тоже человеческие эмоции, но они менее милосердны. Менее.

01:17:04 Но иногда приходится. Ну а что делать? В жизни бывают разные ситуации. Как я говорил воспитание или руководство. Иногда без этих эмоций ну вот никуда, но начинать всё равно нужно с первых трех.

01:17:19 [вопрос]: «А заканчивать тоже лучше ими?»

01:17:21 [Ответ]: Не обязательно. Не обязательно. Если получается на первых 3-х, значит вы профессиональный воспитатель или руководитель. Если не получается. Ну приходится тиранию применять. Уволю! Но предупреждается, в Ведах дается предупреждение, как только мы применяем две последние эмоции, мы рождаем врага. Например, говорится, нельзя две вещи говорить никогда человеку, что вы его выгоните, т. е. буквально уволите. Или что вы от человека уйдете, на наш язык это разведетесь. Что это делает? Если мы человеку говорим, что мы его уволим, то это тут же рождаем вора. Так, уволят, что надо делать? Готовится. Выходное пособие нужно накапливать. Правильно? Нужно как-то к этому приготовиться. Поэтому это тут же рождает вора. Это уже корпоративная этика, она даже сейчас известна.

01:18:13 Если мы говорим, что мы расстанемся с человеком, он тоже начинает к этому готовиться. Он становится уже внутренним вором. Он думает, так надо на себя квартиру переписать, так деньжата припрятать. И так далее, пятое десятое. Где я буду жить? Он тоже начинает готовиться. Как только мы переходим на слишком негативные эмоции, вот на эти вот эмоции. Т. е. мы пугаем. Буквально вот тирания это пугание. Мы тут же вызываем следующий всплеск негативных эмоций. Например, вот воровство и хитрость. Они тут же за этим появляются. Как ребенок, его напугали, он начинает хитрить, начинает хитрить. Все, вот как-то выкручиваться, двойки там не тройки, тройки на пятерки. Переделывали, нет? дневники вырывали и т.д. Он уже начинает хитрить. Уже кашу в окошко выкидывает, уже на хитрость идет, становится внутренний враг.

01:19:09 Поэтому конечно же что делать, иногда нужно этого добиваться. Но это должно быть последним, последним каким-то вариантом. Я помню есть такая рекомендация, что палка должна висеть, её даже можно брать в руки, но использовать никогда нельзя. Как ремень. Помните папин ремень? Был у кого-то дома папин ремень? Я помню он висел. Такая доказательная база была понятная. И папа приходил и если не помогало, он брал его в руки, долго с ним ходит туда-сюда. Так и помогал принять правильное решение. Но никогда, вот я помню, никогда он его не использовал, но он висел. И даже можно брать в руки. Но использовать нужно стараться. Нужно стараться не применять, т. к. начнется некоторое противостояние. Начнется некоторая война.

Уверенность в проповеди

01:20:30 [вопрос]: «Вы сегодня говорили,что лучше говорить о том, в чем больше всего уверен, а как на счет такого способа, когда [неразборчиво] говорю, говорю, говорю, сам уже понял, т.е. иногда стараться говорить медленно о том, что ты не воспринимаешь само как бы понятие, из практики говорю иногда это помогает».

01:20:56 [Ответ]: Я понимаю, да. Вот этот метод, говори о том, что сам не понимаешь, чтобы это понять. Это хороший метод, но при общении скажем так в среде устоявшихся личностей. Вот для этого мы и собираемся о чем, чтоб поговорить о том, в чем мы еще не устоялись, чтоб в этом больше устоятся. Но здесь нет опасности потерять человека. Нет опасности потерять, т. к. мы беседуем не эти темы. Это вообще некоторый такой диалог. И тут мы утверждаемся, да. Но мы говорим о проповедях. Проповедь это может быть этого человека вы видите один раз в жизни, и больше вы никогда не встретитесь, может он завтра должен умереть.

01:21:32 И вот в принципе наш шанс зажжешь в его сердце немножечко огонек бхакти. И мы можем это сделать. Можем. Факт. Те, кто проповедуют, они знают, что можно это сделать, если действительно человек настроен на проповедь, на это желание зажечь. Это можно сделать. И мы не должны этот шанс упустить. И единственный метод это действительно зажигать, т. е. не чиркать спичками. Что-то не получается, все промокло. Вот эту идею я не понимаю, вот эту не могу объяснить, в этом еще не разобрался. Т. е. сырые спички. Нет. Действительно факел. О обпалить его всего. Почему и нет.

01:22:07 Да, поэтому то, в чем мы не уверены, мы должны собираться в кругу в основном уверенных людей. В кругу уверенных можно и поговорить о неуверенных. Но мы говорим о том, что проповедь, это когда мы встречаем неуверенного человека. И мы тоже свою неуверенность еще добавляем, и все это вместе дает скепсис такой. Цинизм. Человек становится циником, та все понятно, они сами ничего не понимают. Слышали такое, нет? А слышал я эту «Бхагавад-Гиту», ничего не понятно! Объясняли мне, ничего не понятно. Вот кто-то не смог объяснить. А кто-то смог. О в двух словах все объяснили, так здорово, все понятно, замечательно. Поэтому, конечно, место, время и обстоятельство и все будет замечательно. Шрила Прабхупада ки джая! Нитай Гаура премананда хари бол!

обработка текста: Дамаянти д.д. | Чиангмай | Тайланд | 23 января 2013
транскрибирование: Максим Матушко | Киев | Украина | 02 февраля 2012