Правила гостеприимства

Москва - 01 января 2008
Человеко-ориентированная концепция проповеди. В чем заключается ведическая система гостеприимства? Путь самоосознания. Умение видеть в людях хорошее. В чем заключается идея духовного пути? Как нужно встречать гостей? Эмоция Вайкунтхи. Поклон - это выражение любви. Искусство эмоций. Проповедь - это вера в чудо. Как преодолеть страх? Как найти вдохновение? Три вопроса, присутствующие в духовной жизни.
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 6
длительность: 01:29:46 | качество: mp3 24kB/s 15 Mb | прослушано: 634 | скачано: 705 | избрано: 3
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

00:01:46 Мы сегодня читаем вторую лекцию из школы проповедников, мы говорим о том, как в наше время преподносить эффективно, практично духовную информацию. Эта практичность духовной информации немножечко парадоксальна по своей природе, духовность, в общем-то находится вне пределов материального мира, духовность не осознаваема какими-то логическими методиками. Духовность вне. То есть, тут нет опыта, духовная жизнь. Тут нет опыта духовного мира. Нет аналогии, по которой можно было бы всё это описать, не с чем сравнить. Поэтому парадоксально само слово: практичность. Нужно духовную концепцию преподнести практично. А сначала появляется какой-то такой внутренний нонсенс, такое внутреннее непонимание: как это вообще возможно?

Человеко-ориентированная концепция проповеди

00:03:01 Чем больше мы об этом думаем, тем больше мы понимаем, что сама по себе концепция проповеди – это концепция чуда, потому что преподносить духовное в мире материальном, в общем-то это является полным стопроцентным чудом, потому что не имеет аналогов, очень трудно преподнести то, что имеет какую-то другую природу. По этому имея дело с чудом, в общем-то мы должны понимать, что не всегда какие-то такие простые логичные выводы работают, действуют. Не всегда как-то всё это в общем-то понятно, не всегда ясно, какова логика процесса, как нужно действовать, в чём принцип действия. Проповедь находится в таком особом, тоже в особом мире, фактически в проповеди заключена в общем-то свобода живого существа.

00:04:01 Живое существо может быть как в развивающемся состоянии, так и в деградирующем состоянии, переходная природа. Мы можем быть в духовном мире, захотели можем быть в материальном мире. Есть этот выбор, нам даётся примерно похожая методика, похожая методика, которая также может быть или высоко-духовна, в действительности нести в себе все элементы духовного мира, и в тоже время чуть-чуть мы что-то не так делаем в проповеди, и тут же становится всё, так сказать, отрицательным. Тут же обретается какой-то материальный аффект, тут же все почему-то недовольны, несчастны, как-то происходит. Вроде бы одно и то же делаем, но чуть-чуть что-то нарушается, какой-то тонкий баланс нарушен и противоположный эффект. Грань этого лезвия бритвы настолько тонкая, что мы можем ощущать это каждый день, вроде бы одни и те же слова говорим разным людям, эффект абсолютно разный. Поэтому Шрила Прабхупада так тонко объяснял все эти категории практичности, этого времени, места, обстоятельств.

00:05:01 И на прошлой лекции мы в общем-то говорили об этом, о персональном восприятии человека, было больше философии, сегодня я хотел больше о практике поговорить. В самом восприятии человека, которого мы видим и та концепция, которую мы сегодня будем обсуждать, называется: человеко-ориентированная концепция, человеко-ориентированная. Есть идейно-ориентированная концепция, когда идея превыше всего, а проповедь человеко-ориентированная. Необходима личность, которая, не приняв идею, сначала не испытывает не каких проблем. Духовность поразительна тем, что уровень идеи может быть абсолютно разный для отдельно взятой личности.

00:06:21 Кому-то достаточно, так сказать, минимальной привлечённости, кому-то достаточно привлечённости к прасаду, Святому Имени, как Шрила Прабхупада говорил: «Сначала мы должны научиться петь, плясать и вкушать прасад, и потом немножко философии, немножко...». Мы иногда в идейно-ориентированную схему переключаемся: сначала очень много философии, потом пошли немножко грустно поплясали. В общем-то у каждого свой уровень идеи, кому-то достаточно каких-то простых истин, которые он послушал один раз от своего учителя и счастливый ходит всю жизнь. Я рассказывал на той лекции, да? То есть мне на несколько лет хватило одной лекции моего духовного учителя, и в ней не было ничего о философии, просто была лекция про историю. Мне её хватило на несколько лет духовного развития. Только потом мне стало интересно какие-то, так сказать, идейные основы. Почему, собственно говоря это всё так.

00:07:27 То есть идея может приходить в разное время, в разном объёме, в разных системах – всё зависит от восприятия. Но вот личность, личность может встать на платформу любви к богу даже и без идейных соображений. Она может не ответить на вопрос: « Почему?». Вообще любовь такая, интересная штука, трудно ответить на вопрос: «Почему ты любишь? Почему ты любишь этого Бога, а почему ты любишь того Бога?». Один сможет объяснить, другой – не сможет объяснить. Любовь – это не идейная система. Идея поддерживает любовь, идея даёт возможность любви встать на какую-то твёрдую платформу. Поэтому любовь сначала возникает, а потом уже, скажем так, если даже взять мужа и жену, то уже потом муж и жена дают обет о верности, идея уже потом, а сначала возникают, какие-то отношения, потом уже идут идеи.

00:08:38 Что всё это значит? Некоторый приоритет должен быть у личности, над той концепцией, которую мы пытаемся дать. Мы не должны воспринимать человека, как того, кто обязан с нами согласиться. Если вот он, согласится – это наш человек, не согласился – не наш человек. Это абсолютно ложная концепция. Мой проповеднический опыт за последние десять лет подсказывает, я проводил анализ, те кто больше всего не соглашались - вот они и остались! Те, кто были со всем согласны, они так же согласно перешли в другие всевозможные движения и направления, а остались вот те, кто ругались, срывали лекции, вели себя нагло, задавали противные вопросы – они до сих пор задают противные вопросы. Мы немножечко, так сказать, с материальной платформы воспринимаем личность, мы думаем: «наш тот, кто согласен» Не обязательно! Какие-то философские, какие-то в общем-то несогласия, идейные расхождения – это удел великих с этим разбираться, и не факт, что они когда-нибудь и объединятся, не в этом-то суть.

В чем заключается ведическая система гостеприимства?

00:10:01 Мы воспринимаем концепцию обыкновенного гостеприимства, когда приходит гость, в принципе, нас не интересует его философская концепция. Сегодня у меня был интересный случай, я ждал водителя, и он должен был придти в это время и раздался звонок, и зашёл человек, я не знал, кто должен прийти, мне не сказали. И зашел какой-то человек, приятно выглядит, я ему говорю: «Здорово, заходите, садитесь, пока передохните, попейте водички». И мы с ним поговорили минут пять, потом я чувствую, что что-то не то. Я говорю: «Когда едем?». Он говорит:«Куда едем?» Я говорю:«А вы кто?». Он говорит: «А я ковры продаю!», «Спасибо, ковров не надо, но заходите ещё». Я успел за эти пять минут познакомиться, не говоря ничего о философии, мы подружились, познакомились. Человек был очень доволен, говорит: «Так вкусно пахнет, благовониями у вас...» Интересно, может вечером зайдёт, обещал зайти.

00:11:00 Так вот, как только мы перестаём воспринимать человека как «согласен он или не согласен» - тут же завязываются дружеские отношения абсолютно нормально. У меня тоже был такой случай один, я расскажу. В Крыму, по-моему, у меня был случай, меня встретили в одном городе, там аэропорт был в одном городе, и нужно было ехать в другой. Долго ехать, часа два или три меня везли в Крыму. И обычно встречает свой водитель тоже то есть обычно везут, и тоже меня посадили: «Всё, вот ваш водитель, езжайте, всё нормально, привезут». И всю дорогу я ехал, читал мантру, мы разговаривали о том, какая ситуация в мире, как нужно правильно вести себя с родителями, что здорово, замечательно. То есть три часа мы разговаривали. Я абсолютно не мог себе представить, что это не преданный, и когда меня привезли, этот человек вышел, оставил мне свою визитку и уехал. Я потом спросил: «А что это был за водитель интересный?». Мне говорят: «Просто таксист». Просто таксист! Я три часа с ним спокойно разговаривал и в общем-то не волновался по этому поводу. Ну поговорили...

00:12:03 Но в действительности всё зависит от нашего восприятия, видим ли мы сразу всё в чёрно-белом цвете, пытаемся ли сразу понять «свой - чужой, наш – не наш». Не стоит вместо третьего глаза у нас система определения «свой – чужой»:, не свой – сбить, все! Свой – разрешить посадку. На сколько, в действительности, в нас эта материальная настроенность сразу выражена. Если она не выражена, говорится, человек - друг всем живым существам, он дружелюбно воспринимает всех живых существ и все это находится в ведической системе гостеприимства. В ведической системе гостеприимства, мы помним, да? Это концептуальное высказывание, что даже если враг пришёл к нам в дом – он не должен догадаться, о том, что он враг, мы должны его встречать на максимальном уровне дружелюбия. То есть гость – это тот, кто представляет для нас Бога! Гость – это представитель Бога, человек, представитель Бога. Всё, что мы делаем для Бога, всё наше преданное служение проверяется тогда, когда мы видим представителя Бога.

00:13:16 Например, гость нашего храма, нашего дома, нашего предприятия, не важно. Представьте как слово гость и господь похожи друг на друга? В это есть нечто общее. И есть определённая схема поведения, которая разбирается, даётся, объясняется в трактатах. Например, такая концепция даётся, что если мы что-то делаем, мы чем-то заняты (в общем-то преданный – это концептуально занятый человек: он чем-то занят, на что-то настроен, выполняет какое-то действие), и если к нам подходит какая-то личность, мы говорили, что у нас личностно-ориентированная сфера поведения, поэтому мы должны извиниться перед человеком, попросить его подождать какое-то время, чтоб мы могли остановить нашу деятельность. Остановить её на каком-то приемлемом варианте, на каком-то приемлемом этапе и обратиться к человеку. Повернуться к этому человеку, то есть человеко-ориентированная схема поведения.

00:14:14 Что-то происходит, какая-то личность появилась перед нами. И какова здесь тонкость? Проблема человека приоритетна. Проблема человека приоритетна, сам этот мир по себе – это в общем-то мир проблематичности, мир разрешения проблем, и задача этого мира – разрешать проблемы, задача духовного развития – разрешить проблему. Задача преданного служения - разрешать проблему. И вот у нас появилась такая возможность, личность с какой-то проблемой. Это преданное служение – это наша возможность получить личностный вариант разрешения проблемы, это лично для нас появилась какая-то проблема. Поэтому, не смотря на то, что мы заняты каким-то действием, несмотря на то, что мы что-то делаем, мы должны его приостановить на каком-то этапе. И человек может подождать, немножечко, чтобы могли уже вместе разрешить ту проблему, которая возникла в сердце человека.

00:15:18 Но, фактически, главная проблема: человеку хочется к Богу, а он не знает как. И мы можем помочь, но мы иногда не человека ориентируем, мы иногда идейно ориентируем. Настолько, так сказать, идея завладела нашим сознанием, что проблема человека отходит на второй уровень. Знаете, это как врач, он настолько занят расставлением баночек, что он не заметит то, что у него пациент умер. Как говорится в трактатах: «накормить голодного человека нужно, пока он ещё не умер от голода», буквально в пуранах так говорится. Потому что пока мы искали чем его накормить – он уже умер от голода. Накормите хоть чем-нибудь! А то «мы щас приготовим!», какой-то хлеб есть, подождите несколько часов, мы вам сабджи приготовим. Поэтому говорится, нужно сразу чем-то накормить, если уж брать эти заявления. В этом принцип. Может сам Бог пришёл проверить наше служение? И личность является корректором нашей деятельности, личность корректирует нашу деятельность, сверхдуша вдохновляет личность пойти что-то сказать, пойти во что-то вмешаться.

00:16:31 Вы замечали, вот что-то происходит, сидишь себе, всё спокойно, и вдруг вдохновение появляется пойти помочь, сказать, объяснить что-то, поправить? Что-то вдохновляет, усидеть невозможно. Чувствовали, нет? Усидеть невозможно, так нельзя, так нельзя, мы начинаем волноваться, сверхдуша нас заставляет, теребит, такой тэррибэл начинается, теребит. Заставляет нас задуматься, в конце концов каждое живое существо является носителем сверхдуши, и проблема только в том, что мы хотим на это внимание обращать, мы хотим задуматься, как это всё происходит.

Путь самоосознания

00:17:14 В одиннадцатой песни Шримад Бхагаватам говорится, что здравомыслящий человек, даже когда его сильно беспокоят другие живые существа, должен понимать, что они беспомощно действуют под управлением Бога. Даже, когда его сильно беспокоят, должен понимать, что они беспомощно действуют, кто-то их ведёт, зачем-то он пришёл, и беспокоит меня. Зачем-то он пришёл, зачем-то они все пришли и беспокоят меня. Человек должен задуматься, что-то происходит. С другой стороны духовно-развитый человек продолжать свой путь самоосознания, несмотря на все препятствия, которые возникают, да? От других живых существ, но с другой стороны он должен прислушиваться к тому, что ему говорят другие, он должен делать выводы, из того что происходит вокруг него.

00:18:07 А иначе в один прекрасный день наше преданное служение может превратиться в банальное насилие. В одной из пуран так же написано, «что если человек не прислушивается к советам своих друзей, он неуклонно идет к трагедии, он идёт к погибели, неуклонно». Потому что через ближних особенно ярко действует сверхдуша. Она очень настойчиво каждый день нам пытается что-то объяснить, очень настойчиво, каждый вечер. Родные и близкие очень настойчивы в этом плане, они к нам близки. Человек должен прислушиваться – факт. Он должен делать выводы из того, что происходит. То есть и не останавливаться, и в то же время не забывать делать выводы из того, что происходит. И не останавливаться, и делать выводы, делать выводы. То есть не нужно по каждому случаю, если вы на машине едите, сразу жать на тормоз, не нужно, по каждому любому случаю. Нужно делать выводы из того, что происходит, но сразу не нужно резко останавливаться. В этом принцип – будут большие проблемы.

00:19:11 Поэтому человек должен продолжать свою деятельность, но он должен прислушиваться к тому, что происходит: зеркальце должно быть заднего вида. Он должен смотреть по сторонам, не задавил ли ни кого? Не бегут ли за мной разгневанные прохожие. Должен прислушиваться, быть внимательным. Наш метод состоит из аккуратности. Нельзя прийти к Богу по головам его детей. В этом принцип. Нельзя прийти к Богу по головам его детей. К Богу можно прийти только по милости его детей, по милости его любимых созданий. То есть наш метод духовного развития иногда похож на таких, знаете, толкающихся людей перед поездом, которые готовы затоптать друг друга, только, чтоб удобное место занять.

00:20:09 Такое очень подозрительное состояние. Так, знаете, все стоят спокойно, и чем ближе к подходу поезда, все начинают оглядываться, выстраиваться. Особо опытные знают, где должен остановиться их седьмой вагон, они занимают сратегически выгодное место. У метро тоже так люди выстраиваются. Где должна быть дверь, да электричка отъехала – дверь была здесь, надо здесь встать, в этом же месте, стратегически важное. И такая толкотня начинается. Поэтому всё может быть идеологически верно, в ту сторону идём, но как идём? Слава Богу, так сказать, вроде в ту сторону идём. Как идём? Вот это «как» портит «куда», очень сильно портит куда, и можно в общем-то совсем не туда прийти в результате.

00:21:09 Материальный мир – это мир растерянности. Буквально, это мир растерянных людей. Мы все потерялись, мы все остались без родителей, мы все забыли где наш родной дом, поэтому и основное настроение этого мира – растерянность. Все растеряны, поэтому успешным считается человек, который научился делать уверенное выражение лица - это успешный человек. Он научился скрывать свою растерянность, повзрослел, у него стало уверенное выражение лица, несмотря на его внутреннюю растерянность. Он научился уверенно говорить, он научился уверенно передвигаться. Однако эта уверенность – ни что иное, как работа на публику, театральное действо. Неуверенность – как мы говорили – эмоция.

00:22:10 В сердце каждого человека сидит эта растерянность и его нужно понимать, эту растерянность нужно понимать, когда мы вступаем во взаимоотношения с людьми. Поэтому, если мы видим человека в растерянном состоянии – нужного обязательно поинтересоваться в чём его растерянность, в чём его затруднения, потому что люди ищут решения, все ищут решения. Все хотят найти решения, но они стесняются, потому что неуверенность является таким позором сейчас для человека. Это для него позор: «как это я не уверен? Как это? Мне сорок лет, а я могу быть не уверенным, это некоторый позор». Разве может взрослый человек взять и так просто признаться: «Я ничего не понимаю. Ничего не понимаю, ничего не соображаю. Я полностью растерян, моё сознание разорвано на куски, я чувствую себя пятилетним ребёнком».

00:23:01 Разве может сказать так взрослый человек – не может, он боится этого. Боится, и нужно понимать, что это некоторый внутренний позор, поэтому нужно вести себя соответственно, так сказать, не доводя его до этого позора, так, чтобы человек не догадался, что мы знаем о его неуверенности. А мы знаем, все не уверенны, все не уверенны. Но человек не должен видеть, что мы знаем – культурная традиция, встретились неуверенные люди и культурно друг с другом общаются, как будто они уверены. Да, обычному человеку очень трудно разобраться в хитросплетениях нашего общества, например. Поэтому необходимо выслушать его нужды, определить, кто может решить его проблему, отвести его к этому человеку, передать его из рук в руки. Помните, человека нельзя просто перенаправить, он и так растерян. Человек пришёл, чтобы найти решение, и ему дали такую сложную схему решения, что он понял: «Ой, очень сложная схема, очень сложная схема». Нет, он растерян, он напуган, скорее всего он постесняется самостоятельно искать какого-то нужного представителя.

00:24:25 Мы не регулировщики на дороге, то есть преданный – это не регулировщик. Налево идите, направо идите, налево идите, направо идите, вы вообще не в нашей традиции, а таких мы вообще не пускаем, то есть регулировка. Нет, мы родственники, мы должны помогать друг другу, мы родственники, мы видим единство, мы видим связь. Духовное развитие – это видеть единство, материализм – это видеть различия. Мы видим единство – наш человек. Философия абсолютно не наша, но человек наш. Человек наш, хочет Бога любить, философия абсолютно не наша, это потом ему Шрила Прабхупада объяснит. Шрила Прабхупада доступно объясняет, как надо, как не надо. Философия полностью не наша – абсолютный бред, бред, а человек наш, хороший человек.

Умение видеть в людях хорошее

00:25:10 Мы сегодня ехали, я рассказывал про Махешвара шакти, есть такая энергия, очень популярная в этом мире – это милость Господа Шивы, который видит только хорошее во всех живых существах. Он видит только хорошее, самая популярная личность, Махешвара, видит только хорошее, во всех, не важно кто это, он видит только хорошее. Поэтому у нас тоже должна быть эта шакти, видение хорошего. Это даёт объединение, духовное видение. Отфутболивание – это самое худшее настроение, самое грубое настроение, которое только можно придумать. Вот в этот момент, когда человек обращается к нам за помощью, даже если это, в принципе, не человек, даже это может быть животное, какая разница. Животные тоже приходят за помощью. Приходят за помощью. Недавно я пришел домой, и там кошка не просто орала около моей двери, а она грызла мою дверь. И я ничего не мог, я стоял смотрел и ничего не мог понять, она рвалась внутрь моей квартиры. Жене я сразу сказал:«Всё равно брать не будем». Но мы её накормили, как следует, она ушла довольная, даже не ушла, укатились. Но рвалась, прямо рвалась, я никогда такого не видел. Рвалась, что она там учуяла, не знаю.

00:26:36 Приходят, да, и в этот момент, говорится в ведах, когда одно живое существо обращается за помощью к другому живому существу – в этот момент появляются родственные отношения. Тот к кому обращаются, становится отцом для того, кто обратился. Кто обратился - становится ребёнком. Появляются временные родственные отношения. Мы вообще родственники, мы уже говорили: у нас у всех один Бог, и слава Богу. Но в этом случае, в этом случае, возникают ещё и такие вот временные, особые родственные отношения, когда кто-то отец, а кто-то ребёнок. И тот, кому обратились – он должен себя как отец вести, как отец по отношению к тому, кто к нему обратился, не важно какая ситуация. Тот, кто обратился, становится нашим ребёнком. По этому родительская любовь – это то умонастроение, которое нужно проявлять к человеку, попавшему в сложную ситуацию, родительское отношение.

00:27:33 Если мы избегаем такой родительской опеки, тем, кто к нам обратился, к такому человеку приходит одиночество, он остаётся один. Посмотрите, сейчас время одиночества, вроде бы столько людей, миллионы людей, но люди чувствуют себя одиноко. Почему они не ведут себя по-родительски к тем, кто к ним обращается:«Что надо?! Это не моё дело, отстаньте от меня».
И он не ведёт себя как отец, и он остаётся один. Однажды он остается один, просто один, один. По тому обязательно также нужно иметь ввиду, что если человек растерян, ему нужно коротко рассказать, где он находится, куда он попал.

00:28:15 Это не так, что, если человек пришел, он понял куда он попал. Ещё не все из нас поняли куда они попали, а тем более новый человек. Внешне одно, а внутри другое, как себя вести. Двойственность очень ярко проявлена: изнутри - так, а извне – так. Ему нужно рассказать: где что происходит, где алтарная, что такое алтарная. Человек в жизни не знал, что такое алтарная. Само по себе понятие алтарная – это эксклюзивное понятие, никто не знает, что это такое алтарная. Мы говорим:«Вот алтарная, заходите».«Что такое алтарная?!». Мы думаем, что это сразу же дало понимание человеку: вот алтарная, а вот пуджарская, понятно? Мы подойдём ещё к этому. Я расскажу сам принцип. И довольный человек пошёл:«Вот алтарная, а вот пуджарская, ясненько?». «Ясненько».«Ну здорово».

00:29:13 То есть абсолютно турецкий язык, человек ничего не пронимает, думает:«Да, так происходит…
Это нужно как-то объяснить, простенько, но объяснить: где магазин, что продаётся, какие лекции сейчас будут, какая программа? Что такое программа». « Щас будет программа!». Человек думает: «Что такое программа? А что, тут какие-то программисты живут? Компьютерный магазин здесь? Программа! А лицензионная, нет?». Когда в парампаре – то лицензионная, когда без парампары – не лицензионный софт: апасампрадая – не лицензионный софт. Трудно, да слова такие интересные. По этому нужно объяснить, где что проходит, куда лучше не ходить , куда не надо, где что, где можно раздеться.

00:30:17 Причём наибольшую растерянность и наибольшее опасение у человека вызывает желание посетить специальное место, то есть меньше всего его интересует алтарная, больше всего его другое место интересует – да, именно это всегда людей больше всего интересует. По этому ему нужно сразу это на ушко сказать, где специальная алтарная, где она находится, чтобы он был счастлив. Потому что человек очень волнуется, если нет какого-то удобства, если он не может как-то чувствовать себя свободно. А, при чём, мы можем встретить гостя не только у себя дома, мы можем встретить гостя за территорией своего дома, по дороге в храм.

00:31:06 И рекомендуется пожертвовать часть своего времени, чтобы проводить человека до ворот своего храма. Если вы встретили человека вне храма – нужно обязательно проводить его внутрь, потому, что гость встречен. Встреча с гостем произошла, не важно на сколько мы отошли. Тут видите какая дилемма? Встретился, сейчас назад идти, провожать. Но особенно если человек не знает дороги – нужно обязательно его проводить. Это гость. И гость требует того, чтобы его привели, чтобы его за ручку привели, в хорошие руки. В общем-то вот это , то, что мы говорили сейчас раньше всё это можно по дороге человеку рассказать, чтобы избавить его от некоторого волнения. В принципе, это есть парампара. Парампара – это, в общем-то, доводить за ручку, если просто перевести – мы берём за ручку и доводим. В этом обязанность, в общем-то, человека, проводить его за ручку. Взять его за ручку, проводить.

В чем заключается идея духовного пути?

00:32:02 Раньше мы так книги распространяли. То есть у нас была такая стойкая уверенность, что если человека книги заинтересовали, его нужно тут же пригласить в храм, и с ним поехать и за ручку его прям привезти. А не то, что приходите к нам на Джанмаштами через четыре месяца. Будет очень интересно. Мы сразу брали человека и вели его прямо в храм: «А поедем те прямо сейчас, будет интересно». Брали и приводили, прям брали и приводили, очень просто. Без сложных каких-то раздумий. Так сказать человеко ориентированная схема: наша задача, в конце концов не тонну книг распространить. Наша задача, в конце концов, чтобы люди к Богу пришли. И вот он встретился, реальный живой человек, вот он уже хочет, вот он готов, бери его за ручку и веди, вот он гость. А поехали прямо щас? Почему нет? Поехали. Приехали, покушали посмотрели попели, вышло здорово. Всё, человек дома. Человек дома, но мы иногда не как гости себя ведём, у нас идейно, иногда, ориентированная схема.

00:33:02 Идея главнее, чем человек и человек, так сказать, он идеей выдавливается, идеей выдавливается, такое выдавливание происходит. Но человек, душа, она хочет к Богу, её нужно привести к Богу. Эта некоторая простота, она должна присутствовать в сердце, иначе мы можем отталкивать человека от любви, можем отталкивать от Бога. Поэтому наш дом – это храм Бога и в общем-то сам принцип понимание дома, как храма и если, например, мы провожаем человека, мы ему также должны рассказать дорогу, как лучше дойти. Куда ему нужно дойти, как лучше до метро добраться, это также важно. В общем-то человек сейчас материально-ориетирован и он всё это воспринимает так очень болезненно, если там долго добираться куда-то, ещё что-то. Ему нужно объяснить, что это легко. И мы говорим, что путь к Богу Лёгкий, и он должен увидеть это на каждом этапе: на этапе прихождения в храм, на этапе ухода из храма. Он должен видеть эту лёгкость, что всё тут легко – пожалуйста, планчик. Планчик очень простой.

00:34:16 Есть планчик? Нет? Маленький, который человеку бы давался: как прийти, как уйти. Есть, да? Вот он должен человеку даваться. Если человек пришёл, кто-то ему должен на входе давать – вот, пожалуйста, чтоб он не шёл вокруг, вокруг. Люди иногда три круга дают, чтоб он легко так шёл, легко. Как говорится: «Путь развития должен быть лёгкий и приятный». Как только что-то не легко и не приятно – значит это какой-то подозрительный путь развития, Может это вообще и не путь развития? Говорится, что путь должен соответствовать цели. Поэтому цель у нас прекрасна и путь должен быть прекрасным. Цель у нас радостная и путь тоже должен быть радостный. Повторяйте Харе Кришна и будьте счастливы, будьте, не будете когда-нибудь через сто лет, а будьте.

00:35:04 То есть Харе Кришна соответствует цели, она соответствует Кришне, Кришна радостен и само повторение Харе Кришна Махамантры тоже должно быть радостным, должно соответствовать. Если что-то не соответствует, надо подумать, может что-то не так?, Может что-то не так, потому, что есть разные способы как выполнять действия. Я напомню. Есть три способа как можно выполнить одно и тоже действие. Вообще всё это начинается с того, что есть три способа как можно разрешить не разрешимую ситуацию. Три способа, я напомню. Первый способ:это очень дорого и очень сложно, это у всех легко получается, да? Второй способ: это не дорого и легко, это уже все пытаются найти, все ищут, да? Не дорого и легко, бегают по магазинам. Ещё что-то.
Но есть третий способ: бесплатно и радостно, бесплатно и радостно. Мудрец – это тот, кто видит все три способа и уже выбирает между ними. Мудрец – тот, кто видит все три способа, поэтому преданный – это тот, кто показывает этот третий способ.

00:36:10 Шрила Прабхупада говорил: «Пожалуйста, пойте, танцуйте, кушайте, потом немножко философии – и всё будет хорошо, всё будет хорошо». То есть философия – это наша специя, ей нужно всё хорошенько посыпать и будет замечательно, здорово, чтобы было легко, действительно радостно, праздник. Сознание Кришны – это праздник, а не самоубийство. Иногда у нас появляется такое, в общем-то йога-отклонение, в самоубийство всё превращается: убить себя на джапе, измотаться в ноль, чтобы упасть и спать три часа, дочитал и упал. То есть чётки снять не успел, мешочек выпал. Убить себя преданным служением, убить себя.

Как нужно встречать гостей?

00:37:03 Бхакти Вайбхава Махарадж мне однажды сказал, мы с ним разговаривали на эти темы, он мне говорил: «Умереть ради Бога может любой, ты должен научиться жить ради Бога». Научись жить ради Бога, умереть любой может, какая проблема, в этом не ничего особенного. Умереть любой самоубийца может, но вот жить ради Бога, действительно – это великое искусство, поэтому сознание Кришны – это искусство жить легко и радостно, легко и радостно, умение, это благость, состояние благости. Поэтому в общем-то так по этим трём гунам и распределяется в общем-то всё и мы говорим о третьем варианте, о лёгком и радостном состоянии. В Ведах говорится, что хороший хозяин, он не просто расстаётся с гостем, он провожает гостя, более того, он идёт с ним какое-то время, пока гость не заставит его остаться. Если гость не говорит хозяину остаться – хозяин должен проводить его до дома. По этому культурный гость должен говорить: «Всё, не надо дальше провожать, спасибо, хотя бы в метро со мной не едьте». Он должен остановить. Говорится, если гость не останавливает хозяина, он должен его провожать до дома. Должен провожать до дома.

00:38:26 И если гость его остановил, то хозяин должен не радостно говорить:«Ну всё, большое спасибо!».
И убегать, он должен стоять и жалобно смотреть в след. То есть говорится, махая рукой, постоянно махая рукой, так до сих пор люди делают, на самом деле, они провожают друг друга, долго махают рукой: уходите, уходи, уходи! Нет! Уходи! Гостеприимство. Наш дом – храм Бога, мы должны быть гостеприимными, поэтому в каждом доме должен быть маленький храм, да? Даётся рекомендация, хотя бы маленький, хотя бы раскладной, хотя бы секретный, в шкафчике - ух, там будет! На кухне засекреченный шкафчик, преданные изворотливые, и так на замочек закрывают.

00:39:25 Бог на замочке, дома. Не важно, это квартира, или общественное здание, мы воспринимаем дом, как место, которое, в общем-то выделено Богом для нашей жизни. Поэтому мы приглашаем человека к Богу, мы не к себе домой его приглашаем, не к себе куда-то в храм, не в свою организацию, а приглашаем человека в гости к Богу. Это нужно учить во взаимоотношениях, чтобы быть таким представителем, чтобы правильно представлять Бога. То есть когда человек к нам приходит, в общем-то задача одна: человека представить Богу, а Бога – человеку. Познакомить.

00:40:07 Познакомьтесь: вот Бог, Бог вот человек. Они должны познакомиться. Это вот даршан, первая встреча это самое запоминающееся, я помню свой первый раз, когда я увидел божества, это было нечто для меня. Я так долго ждал этого момента, мне это так всё расписали, представили. Я понимал, что это даршан, что это встреча, действительно реальная встреча, реальная встреча, человека нужно подготовить и представить. Алтарь - это самое привлекательное, что есть в доме, говорится самое привлекательное место, самое яркое, самое интересное. Сейчас телевизор - типа алтарь, да? Самое яркое и привлекательное место. Вся жизнь человека проходит вокруг этого алтаря. Человек ест напротив телевизора, сидит напротив телевизора, спит напротив телевизора, засыпает. Ничего, скоро телевидение на сотовые телефоны придёт, уже не долго осталось.

00:41:09 Телевидение - это такая атеистическая параматма, она всепронизывающая, везде, она пронизывает всё, везде программы продаются. Нет телевизора - читай программу. Да, обводи кружочком, медитируй, когда будет ароти вечернее. Пронизывает каждую квартиру, каждого человека, каждое сознание, волны. Одним словом у нас должна быть подготовлена речь по поводу нашего алтаря. То есть если подходить к практике, то так как мы приводим Бога домой куда-то к Богу тоже его приводим, то есть у нас алтарь есть какой-то, то это для него будет самое интересное, он сразу поймёт: тут дело, вот что-то в этом есть. Тут вот именно это самое интересное. По этому у нас должна быть подготовлена речь, такой «спич» должен быть подготовлен хороший.

00:42:05 Отработать, что мы скажем человеку, каждый должен четко понимать, что он скажет по этому поводу. Он не должен быть вот этим растерянным человеком, которого я описывал, он не должен быть растерян, он должен рассказать обо всех этих элементах. Мы должны уметь отвечать на вставные вопросы, которые у всех людей одни и те же, люди задают одни и те же вопросы задают, одни и те же, одни и те же. Три вопроса, я вам, как профессиональный консультант расскажу, я принял тысячу человек, больше, у всех три вопроса, какие - сами знаете: деньги любовь, предназначение. Ничего больше нет. Также и про духовность у всех три вопроса: «А почему вот так, а почему вот так, а почему вот так?». Всё три вопроса, если вы реально с людьми общаетесь - вы знаете, не так уж много. У человека должно быть это всё готово. Он должен быть осознан, человек должен четко понимать как отвечать на одни и те же проблемы в сознании. В сознании одни и те же препятствия. Нет чего-то нового, нет чего-то заковыристого. Никто чего-то заковыристого не спросит.

00:43:07 Никто прямо с первого раза не скажет: «Вот во второй песни Шримад Бхагаватам на сорок восьмой странице четвёртое слово сверху - я не могу его понять, никто так не скажет, никто. Если такой придёт - сразу его ведите, вон, пожалуйста, к специалисту, пусть друг другу мозги туманят, не страшно, а люди простые вещи спрашивают: «О, что такое, а почему у вас Бог - девушка? И так далее». И можно им уже объяснять, уже какие-то должны быть заготовлены ответы. Если нет - их нужно заготовить. Проповедник - это тот, кто ищет красивые слова, а Бог - это красота, и мы должны представить Его красивыми словами. То есть алтарь уже красив, Бог уже красив. Мы говорим некрасивые слова - вот в чём проблема, мы - некрасивый переходник. Мы должны красиво говорить, красивыми словами. Речь должна быть приятна, речь должна быть приятной. Речь должна быть поэтической. Бога нужно описывать буквально поэзией. О Боге, говорится, нельзя говорить без рифмы.

00:44:14 Поэтому санскрит, да? Существует красивая ритмика, красивая рага, всё это в общем так возвышенно. Мы должны очень приятно говорить об этом, очень красиво. Должно быть поставлено, целое искусство, натья-шастры это описывают, как правильно говорить о Боге. Какие эмоции выражать. Всё это надо учитывать, иначе - не так всё представляем. Основные вопросы. Вот это вот первое свидание с Богом - это очень волнительный момент, и с нашей стороны должна быть проявлена эмоция уверенности, эмоция спокойствия: мы уверенны и спокойны. Кто должен встречать всех людей в храме? Тот, кто больше всех уверен и кто больше всех спокоен. Должен быть уверенный и спокойный человек. Неуверенного и беспокойного на встречу людей ставить не надо:А куда я пришёл? -Я сам не знаю, куда пришёл. -А тут как, нормально? -Я ещё не знаю. -А есть это можно?— Я ещё не знаю, можно это есть или нет.
Поэтому уверенность и спокойствие вот те две эмоции, которые говорят о том, что человек чуть-чуть хотя бы осознал, где он находится, что он делает.

Эмоция Вайкунтхи

00:45:35 И человек попадает внутрь, он попадает внутрь храма, заходит в алтарную комнату, не важно, здесь она или у нас дома, и ему обязательно нужно уделить какое-то время, чтобы, опять-таки, рассказать обо всех элементах. Обо всех элементах, о культуре, о том как себя вести. Алтарная - это вообще удивительное место, алтарная - это часть духовного мира, посольство, необычное место. А люди зачем- то строят пирамиды, знаете? Везде расставляют, они хотят какое- то особое место создать, залазят внутрь пирамиды, сидят там, пирамида, какие- то там лучи особые. В действительности, алтарная – вот особое место, представительство Бога, очень необычное место.

00:46:22 Не обычное место, а значит, как я говорил, не имеет аналогов. И такое отсутствие опыта, может иногда непредвиденное такое воздействие оказать на человека. Всё новое человека настораживает, иногда может даже напугать, новое – пугающее, новое пугает, да. Поэтому человеку необходимо показывать всем своим видом, что это не страшно и очень интересно, очень интересно и вообще не страшно. Парвильное настроение, скажу какое, чтобы не мучиться, правильное настроение – это настроение экскурсовода по музею. Это правильное настроение, то есть не страшно и очень интересно, даже если по музею вас водят и показывают динозавров, это не страшно и очень интересно, не страшно и очень интересно. Вот алтарная, вот Шрила Прабхупада, вот брахмачарйи в гамче бежит куда-то не понятно, вот лужа у нас тут разлилась, переступите, вот то-то. То есть не страшно и очень интересно, то есть экскурсовода, настроение экскурсовода.

00:47:25 Вот если повели человеку что-то показывать, то в экскурсовода нужно превратиться. То есть в человека, которому не страшно и интересно, и он всё это показывает, все счастливы и довольны. Если какое-то другое настроение - можно перепутать, можно напугать. Можно напугать. Шрила Прабхупада, на колени! Ироды! Как я помню первый раз я попытался пойти в храм, в церковь и я не смог дойти, потому что первое, что я услышал, было: «Шапку!». И я так испугался, что я так шёл домой, держал шапку. Я эту эмоцию до сих пор помню, и вот эти глаза, этого человека. Также у нас: «Ботинки!». Да. Сигарету! Ещё что-то, то есть не так страшно, я экскурсовод: «Вот у нас тут такое хорошее место, вот тут вот без ботинок ходят, тут у нас шапки вешают, бычки вон туда выкидывают». Эмоция экскурсовода, не страшная эмоция, не представителя ада эмоция, а представителя Вайкунтхи. Здравствуйте, у нас всё здорово, замечательно! Сигарету туда, шапку туда, ботинки туда. Такое чувство, что в ад приходишь, иногда. «Стоять, сюда. Ботиночки то у вас украдут, украдут, зря дорогие-то одели».

00:49:02 Эмоция. Эмоция в общем-то, когда мы находимся в храме, мы должны эмоцию Вайкунтхи нести, вот эту успокаивающую и уверенную эмоцию. Успокаивающая и уверенная эмоция экскурсовода очень важна, потому, что в действительности, если мы возьмём восприятие человека, буквально, если современная статистика говорит: десять процентов человек воспринимает информацию и девяносто процентов человек воспринимает эмоцию - это факт. Информация вообще иногда не воспринимается: что говорят - ничего не понятно. Но вот эмоция, вот эмоция. Я помню, сколько я всё детство, у меня был абонемент в филармонию, я ходил, и зачастую всё на иностранном языке, ну либретто прочитаешь - ничего не понятно вообще, даже в лебретто ничего не понять. И слушаешь что? — Эмоцию слушаешь. Идёт концерт, что-то танцуют, поют, всё на непонятном языке, но эмоция хорошая, интересная. Эмоция воспринимается, слова не воспринимаются. До сих пор я не помню что там про что особенное и в общем- то не очень то волнуюсь. Помню, красиво, действительно красиво.

00:50:13 Ну такой подход в принципе очень человечен, подход экскурсовода очень человечен и снимает ненужное напряжение. То есть можно просто идти по кругу и рассказывать то, что вы видите, как это интересно. В общем, личностный подход, личностный. Я уже рассказывал об этом, что принцип, сам принцип проповеди - это вот привести человека за ручку. То есть когда мы проповедуем мы должны договориться с человеком, что мы его встретим перед входом в храм и покажем ему всё, это принцип проповеди, новому человеку. То есть это отработанная схема, очень человечная схема, очень личностная схема. Когда мы кого-то приглашаем в храм - мы должны его не в храм пригласить, нужно его к себе пригласить, скажем так, что я тебя встречу, позвони мне заранее, покажу тебе короткую дорогу до храма, я тебе всё объясню, покажу, проведём экскурсию, буду с тобой всё это время, всё будет замечательно. То есть, задача проповедника снять страх.

00:51:19 Почему мы говорим об том, потому, что в напряженном состоянии чувства человека неадекватно воспринимают реальность, когда человек напряжён, его состояние неадекватно. Если человек боится - ему могут не понравиться приятные запахи, ему может благовоние не понравиться, ещё что-то. Могут не понравится красивые Божества, или прекрасный вкус прасада. В напряженном состоянии всё по-другому воспринимается, всё по-другому. Напряженность меняет мировосприятие и человек в большей степени ждёт какого-то подвоха, ждёт какой-то ловушки. Он этого ждёт больше, чем дружелюбия, больше, чем любви, поэтому необходимо дождаться расслабленности, необходимо всячески расслабить человека, йога с этого начинается. Необходимо немного расслабиться, открыться, чтобы вот эта открытость появилась, тогда красота Кришны сама войдёт в его сердце.

Поклон - это выражение любви

00:52:19 А в страхе нельзя человека в общем-то особенно посвящать, если человек боится, если он напряжён - всё будет не так воспринято, он будет всего бояться, его будет от страха немножко трясти. Причём в духовной традиции есть много элементов таких классических, которые также новым человеком могут подозрительно восприниматься, например, поклон. Очень интересное явление, поклон. Новому человеку не всегда легко совершить поклон, не всегда легко перед алтарём, перед Шрилой Прабхупадой. Поэтому никогда нельзя настаивать на этом элементе нашей культуры. Поклон - это выражение любви. Ну не хочет - это его дело в конце концов. Это не является таким, знаете, галочкой, что он может быть нашим. Наш, поклонился - наш. Не поклонился - выгоняем прямо сейчас. Это достаточно сложная вещь, поклон.

00:53:16 Поклон - сложная вещь, в западной традиции не так-то распространённая вещь, не так-то распространённая, достаточно. Не увидите вы кланяющихся людей на улице. Не увидите вы кланяющихся люде в метро, в театре, нигде вы не увидите кланяющихся людей. Нет этой традиции, в общем-то сё это скрыто, всё скрывается. Признак Кали юги - это всё скрывается, всё скрывается, создаётся иллюзия, что всё нормально, Бога нет. Мы говорили об этом, что запретили торжественные прощания с усопшими, пропали вот эти барабаны, литавры, трубы, помните раньше? Помните? Кто помнит? Па-ба-ба бабам бам. И это было слышно, люди в моем районе умирают - это было слышно, умирают, было слышно, каждый день умирают, это было слышно. И отношение было. Да, вот дяденька из соседнего дома умер, вот бабушка через дорогу умерла. То есть был виден процесс, процесс был виден, люди умирают.

00:54:30 Сейчас живёшь годами в своём районе, кажется, что никто не умирает в своём районе. В районе никто не умирает, нет признаков, того, что люди умирают. Никаких признаков нет, также нет признаков, что кто-то поклоняется Богу, никто нигде не кланяется, нет этого элемента. Никто не раскатывает коврики, никто не кланяется, всё это за стеклом где-то там далеко, спрятано, никто не должен это видеть. Поэтому для человека иногда это сложно, нужно понимать, что это сложно, необычно для человека, он не понимает, что это такое. Не нужно настаивать, вполне достаточно просто постоять с человеком перед алтарём, может научить его пранама мудре, это будет уже много для человека. Уже будет какой-то концепт, можно рассказать ему какую-то философскую идею про пранама мудру, про поклон, о значении.

00:55:25 Рассказать, что такое пранама мудра, когда мы соединяем пальцы вместе, что это, соединяем свои ладони, подносим их к сердцу, в чём секрет, значение. Пять пальцев, пять пальцев одной ладони символизируют пять кармендрий, или органы действия, органы действия. Пять пальцев другой ладони символизируют гьянандрии – органы чувственного восприятия. Когда человек их соединяет и подносит к сердцу – он отдает свои чувства, все свои чувства, все десять чувств Богу, он хочет, чтобы они были направлены к Богу, чтобы Господь контролировал все чувства. Можно что-то такое рассказать простое, что это элемент самоконтроля, элемент любви и уважения.

00:56:18 Нужно быть аккуратным в любых элементах, то есть все элементы, которые человеку не знакомы, нужно быть крайне аккуратным и очень подробно объяснять, что это за элементы. Чаринамрита человеку предлагается, нужно быть очень аккуратным, человек не понимает, что это такое. Как он может сразу взять, понять?. Скорее всего его очень удивит, когда ему в руку это нальют. Так сделайте, всё, и ушли. Мы всегда торопимся, налили в руку и ушли, человек остался один. Лучше всего в стаканчик налить. Стаканчик – это будет более понятно для начала. Рассказать там, святая вода можно сказать, а не то, что мыли Бога лимоном. Как-то по проще, то есть. Как-то по проще, чтобы это было понятно, чтобы это было не страшно. Потому, что Бога мыли лимоном – это страшно. Бога мыли и лимоном! У человека там мама мыла раму – у него там что-то возникает.

00:57:20 Нужно быть крайне аккуратным, просто святая водичка, вот попробуйте, из нашего источника и хорошо. И человек к этому привык, есть источник, храм, всегда должен быть источник, святая вода, пожалуйста, попили, все счастливы, довольны. То есть идею – на потом, как мы говорили. То есть сначала человечность, идею на потом. И тогда все просто, не будет бояться. Иначе человек, я говорил, с опаской, новый человек с опаской воспринимает. Особенно когда дают что-то попробовать, такая эзотеричность достигает своего максимума, апогея. Но нам хочется всю милость пролить на человека, именно пролить, понимаете? Просыпать, пролить. Гирлянду обязательно на ухо ему одеть, прям на ухо.

00:58:15 То есть завалить его милостью. То есть всё должно быть окультурено. Не нужно с выпученными глазами давать человеку кусок глины, которую ел Бог. Тоже понимаете, интересно, эту глину ел Бог! И отломать ему ногтём чуть-чуть. Надо быть крайне аккуратным, всё очень культурно должно быть, очень красиво. Всё должно быть в коробочках с бантиками, с пояснительной записочкой. Это новое – новое, значит пугающее. Мы должны быть крайне человечны, крайне человечны. Также очень подозрительно смотрится посыпание новой причёски человека пылью со святых мест.

00:59:04 То есть нужно быть крайне чувствительным, я не буду всё это объяснять долго, сам принцип. Не нужно перегибать палку в своём желании помочь человеку очиститься за один раз. Не нужно, всё будет хорошо. Наша задача – не вырвать его душу из тела, нет, а зародить в нём вкус. Просто вкус зародить, просто посмотреть, что ему понравится, и всё, и этот вкус дальше развивать. То есть в общем-то тот, кто встречает человека, он должен показать ему разные элементы и посмотреть, что ему понравится и это дальше развивать – вот и всё. Очень простая техника. Нужно проследить за вещами человека, человек тоже приходит в новое место, он растерян, он что-то теряет, забывает, куда он что-то положил. Может даже действительно куда то что-то пропасть.

Искусство эмоций

00:59:51 Атмосфера духовной реальности расслабляет, человек быстро забывает о каких-то своих материальных вещах. Однако выходя из этой атмосферы, он о них сразу вспоминает. Он начинает искать - найти уже не может. Знание действительности - это поиск своей обуви. Это вообще, это какая-то храмовая традиция, то есть везде обувь, её как-то зашвыривают, не только у нас. Общее явление просматривается. Нужно быть таким очень аккуратным, очень заботливым.

01:01:05 Если мы проводим уборку, тоже вот. Уборка - это очень частое явление, все всё время убираются. Мы знаем, планета пыли, постоянно пыль, грязь, тем более люди постоянно. И те, кто убираются - они должны помнить одно правило гостеприимства - уборка не должна причинять беспокойства. Не должна причинять беспокойств, нужно постараться убираться так, чтобы люди не почувствовали себя лишними, не надо тыкать в ноги мокрой тряпкой, знаете вот так вот: Ноги! Загонять, называется, к выходу, к выходу их загонять.

01:01:49 Не надо смотреть пристально на людей, которые топчут, знаете? Что-то делают, ходят - человек пристально смотрит. Нет, мы очищаем не только храм от пыли, мы своё собственное сердце очищаем от зависти. Уборка - это особое состояние, очищаем от зависти. Если мы вынуждены переместить человека - нужно аккуратно это сделать, попросить его переместиться. То есть самое главное, есть ещё один такой важный элемент, для того, кто занят уборкой, он должен знать, что сам по себе человек, который убирает - он должен быть сам чист и опрятен, это страшная тайна чистоты. Тот, кто убирает, должен быть чист, очистить может только чистый. Есть такая странная традиция на уборку всё самое грязное одевать.

01:02:33 Меня это удивляет всё время. Нет, как можно что-то очистить, если сам специально, так сказать выглядишь грязно? Нет, то есть, принцип - нужно самому быть максимально чистым, и тогда это очищает. Да, это может быть рабочая одежда, но она должна быть максимально чистой, тогда это очень эстетично, очень красиво. То есть это такой некоторый девиз человека, который занят тем, что он что-то убирает, он сам должен быть максимально чист. То есть как мы выяснили, счастье нужно представлять радостно, эта вот эмоция представления счастья. Каждый, духовно развивающийся человек должен помнить, что его основное служение - представлять эмоцию духовного мира, эмоцию счастья.

01:03:23 То есть как бы мы не пытались замаскировать эту эмоцию, она просвечивает сквозь маскировку. Все догадываются, что не всё так просто. Не так просто этот человек читает книжку. не так просто он едет, не так просто он разговаривает. Эта эмоция просвечивает, эмоция духовного мира просвечивает .Её видно. По этому всех интересует эта эмоция, все начинают что-то спрашивать. Да, с подозрением сначала, но спрашивают, это значит, что и лицо должно быть радостным, на лице выражаются эмоции, лицо - это визитная карточка духовного мира, называется она в общем-то.

01:04:03 Вообще, искусство эмоций, я уже говорил - одно из самых глубоких искусств. В театральном искусстве говорят, допустим это так звучит: «Ты уже три года на сцене, где твоё лицо?». Обычно такая фраза, я её слышу, когда я сталкиваюсь с какими то ведическими искусствами, обычно о лице речь идёт, то есть всё остальное в общем-то легко организовать. Всё остальное в общем-то можно поставить, технику актёрскую, что угодно, поставить движения, выучить слова, но вот выразить эмоцию, выразить прекрасную эмоцию - это самое сложное, самое тонкое. Очень трудно это сделать. Поэтому, если мы чувствуем, что у нас не та эмоция, лучше не быть в этот момент представителем, лучше в этот момент не представлять, лучше перепоручить. К кому-то другому обратиться, тогда это будет действительно полезно.

01:05:05 То есть мы должны помнить, что личность очень важна для нас. В общем-то чем и является исключительно преданность, она очень личностна. Мы должны увидеть за телом душу человека, мы должны увидеть желание этой души прийти к Богу. А не проявлять материальную двойственность: наш - не наш, свой - чужой, та философия - не та философия, с этим потом разберёмся, ни у кого сначала не было верной философии. Кто сразу пришёл в организацию с правильной философией? Кто может взять и так сказать? Никто не может, все пришли с неправильной философией. Но как только человек понимает, хотя бы что-то чуть-чуть из философии, он начинает тут-же оценивать других, зачем?. Нет, принципиально, человек приходящий, у него должна быть другая философия.

01:06:03 Это всё равно, что в институте говорить: а кто пришёл уже умным в институт? Кто сращу пришёл? Тогда зачем он вообщё туда пришёл? Пусть идёт домой! То есть раз он пришёл, значит, по определению - не знает. Ну так расскажем, какая проблема? Какая проблема? По этому очень подозрительный преподаватель, который ходит и всё время орёт: «Тупые, тупые!». По определению студент должен быть тупой, то есть по определению, понимаете? По определению, ученик не должен знать, чему его учат, иначе - это учитель, пусть идёт и страивается на работу, почему нет? Почему нет?

01:06:35 И в этом задача учителя - любить своего ученика, в этом задача учителя любить. То есть вот это родительское чувство любви, отношения, как к своему ребёнку, именно это чувство даёт знанию перетекать от учителя к ученику. Когда ребёнок воспринимает учителя уважительно, а учитель воспринимает ученика как своего ребёнка, тогда знание естественным образом усваивается, усваивается, оно действительно становится родным для человека, оно не становится чем-то заученным, чем-то внешним, чем-то не нужным, оно усваивается. Оно в общем-то, как называется, с кровью матери попадает в сознание.

01:07:16 Любой тип передачи знания основан на этих двух явлениях: на уважении младшего к старшему, и на любви старшего к младшему. Вот когда эти две эмоции соединяются, когда эти две эмоции соединяются, происходит чудо: это знание становится родным, оно становится частью сознания, оно становится частью души, происходит это чудо, необычное. Время, да? Уже много?

Вопросики, пожалуйста, может один-два будут, я постараюсь ответить.

Проповедь - это вера в чудо

01:07:54 [Вопрос]: «Вот в самом начале лекции вы начали с того, что сама проповедь, как таковая - это чудо, потому, что о духовном мы говорим совершенно материалистично. Как же это проявляется на практике, в жизни, как это может проявляться, то, что человек верит нам, потому, что просто до храма даже довести очень сложно?»

01:08:22 [Ответ]: Это вера, именно, в чудо, позволяет проповеди осуществится. Человек не должен верить в логику, он не должен верить в свой опыт, он не должен верить в своё могущество, свой профессионализм, годы, проведённые в общении с другими людьми, он должен верить в чудо, потому, что это действительно необычно, что происходит. Вот эта ситуация, когда человек, в общем-то полностью разворачивается и идёт абсолютно в другую сторону, чем в которую он шёл. То есть всю свою жизнь человеку объяснялось куда надо идти. Всю свою жизнь, так сказать, он пытался свой план осуществить и вдруг на улице его встретили и сказали: « Пойдём в другое место». Это всё равно, что, знаете, на свадьбе сказать нет: А вы согласны? Да. А я нет! И уйти в другую сторону. То же самое делает человек сам в рассвете сил, у которого должно быть, так сказать по меркам материальной жизни всё очень скоро. И тут он вдруг говорит нет, и идёт вдруг совсем в другое место, где абсолютно другие принципы, где абсолютно другая какая-то концепция мировосприятия.

01:09:39 Да, это чудо. Для нас это чудо, для некоторых людей это трагедия. То есть из вне это может даже как трагедия восприниматься. Но в действительности это чудо. Человек стал на путь духовного развития, то есть он никогда к этому не шёл, он этого не хотел, просто ему, вдруг что-то его, так сказать... Это параматма из сердца ему сказала: «Твой шанс, давай, твой шанс». Вот это вот в его сердце появилась романтичность. Романтичность - это когда человек пытается уйти за предела логики. Романтика немножко похожа на состояние, когда человек стаёт на путь духовного развития.

01:10:27 Хочется чего-то вот такого, под дождём в лесу, да? А вы куда? А мы в лес! Так там же дождь! Вот и здорово. Такие довольные через неделю возвращаются, мокрые насквозь, но счастливые. То есть романтика – это тяга порвать с логикой. Тяга порвать с этой последовательностью, этой вот грубой реальностью. Романтика, немножечко она такая. Эмоция, скажем так, которая похожа на духовность, то есть это некоторый поиск, человек пытается через романтику искать. Они собираются в лесу там песни поют под гитару, ещё что-то, комаров кормят. Романтика, то есть хочется йоги.

01:11:15 Хочется йоги. Йога – это стопроцентная романтика, в горах, в пещере, на Ганге. Путешествовали по горам? Я два раза в год езжу. Сразу отпускает, сразу, забываешь через день, что Москва есть, даже не можешь вспомнить такое слово как Москва, Россия, самолёт. Два дня в Гималаях – не можешь вспомнить, не можешь, не было ничего до этого момента, отпускает. Действительно это состояние высочайшее такое романтики, действительно, святые места, йоги, вот это всё, такое вот всё, освящённое, чистое. И полностью забываешь. И так же человек, он встретился с чем-то духовным, с этой романтикой, пришёл бы, попел вот часа три на киртане – и всё, и он забыл, куда он шёл, он в ЗАГС вообще шёл, что он был должен, ничего не понимает.

01:12:13 Так иногда да, так происходит. Поэтому да, есть этот элемент чуда. Но романтика – это тоже чудо. Нормальный человек, который вроде бы привык к уюту, что всё правильно, что всё тепло: батарея, еда. Он вдруг всё: берет кеды, уходит в лес, в трэкинг, пять тысяч километров. Зачем? Куда? Куда ты ушёл? Потянуло что-то, да. Это на самом деле зовёт флейта духовного мира. Романтика - это человек начинает слышать флейту духовного мира чуть-чуть. Его тянет, тянет, а куда – он не знает, ну на всякий случай куда-нибудь, ну обычно вот в лес или в горы. То есть это он начинает слышать чуть-чуть. Естественно, это он ещё не флейту слышит но вот эта вот тяга в нём появляется – куда-то надо идти. И он идёт, надо что-то петь по дороге, надо с кем-то, надо куда-то.

01:13:15 И он не может понять, что такое, что такое? Его тянет, а он не может понять, он на гору залазит и смотрит, где, что? Не может понять. А ему сверху объясняют, ему йоги объясняют: «А зачем ты на гору лезешь? На гору лезть не надо, гору надо обходить вокруг!». А он лезет на верх, не знает, повыше хочет забраться! Не повыше – вокруг надо обойти, чтоб милость горы получить. Ещё вопросы?

Как преодолеть страх


01:13:49 [Вопрос]:« Скажите пожалуйста, а вот как раз тем людям, которые боятся йоги, романтики, как до них донести романтику, йогу?»

01:13:58 [Ответ]: Те которые боятся? Как до них донести романтику? Если человек боится – он по определению, значит в нём ещё не проснулась романтичность, не проснулось желание йоги. Страх, я говорил, это то ,что сковывает. Страх – то, что останавливает. Страх – то, что меняет восприятие. Поэтому, первое, от чего в должен человек в общем-то от страха избавиться. С этого и начинается Бхагавад-Гита: сначала нужно от страха избавиться. Пока душа не избавилась от страха – она не может идти вперёд. Если мы чего-то боимся – наше тело сковывается. Боялись когда-нибудь чего-нибудь? Всё, У-а, страшно. Или человека сковывает, или он дико от этого места убегает, два варианта. Он не может идти вперёд, исследовать, рассматривать. Нет – он боится. Боится, то есть, боязнь – это скованность, поэтому о развитии речь не может идти в страхе.

Поэтому Кришна сразу это в Бхагавад-Гите объясняет Арджуне: первое, от чего нужно избавиться – это от страха. Страх заставил потерять всякое самообладание, да? По этому вот: в общем-то Бхагавад-Гита работает над этим. Бхагавад-Гите – как раз и есть трактат для начинающего йога, для начинающего трансценденталиста, чтобы сначала избавиться от страха. От страха смерти: смерти нет, всё нормально, всё хорошо, благая весть, будем жить, всё нормально. Жить будем. Пациент скорее жив, чем мёртв, всё хорошо. Когда человек это узнаёт, в принципе, он начинает избавляться от этого явления, как страх, и в нём появляется живость. Живость, потом эта живость, с ней даже проблемы возникают.

01:15:43 Активность становится слишком такой, экстремальной: он так рад тому, что он жив и не умрёт. Да, что он своим пониманием, что смерти нет, пугает всех вокруг. Слишком пугает жизнью других, что люди начинают бояться. Вы не умрёте, никто не умрёт! Это ужасно иногда: никто не умрёт, куда мы все денемся? Это же нужно ещё и вовремя донести, эту информацию, страшновато. Враги значит не умрут. Пока у человека есть враги, пока он не стоит на платформе понимания, что мы все родные и близкие, для него эта концепция не радостна: как это, враги не умрут? То есть, пока у человека есть двойственность, эта не очень его радует информация. Нудно ещё и, так сказать, вовремя она должна прийти.

01:16:52 Для человека может быть сейчас ад находиться с кем-то на одной планете. Люди не то, что в одной квартире не уживаются, люди в одном городе не уживаются, в одной стране не уживаются, даже на планете им как-то противно находиться: тут, на этой планете и он тоже живёт, нашёл место. Поэтому человек должен сначала комплекс получить некоторый. Вот это выход из-под влияния двойственности: свой – чужой, враг - не враг. Постепенно и понимание вечности, знания, блаженства тоже к нему придёт, осознанность, но главное – страх. Сначала от страха избавиться – так мне рассказывали путешественники, как надо себя проверить, ты путешественник, ил нет.

01:17:46 Прежде, чем отправиться в далёкий поход, на месяц, надо одну ночь в своём собственном дворе переночевать. Взять палатку и во дворе переночевать, одну ночь. Вот если под утро не захочется сбежать домой, если страшно не станет, от того, что собаки всё время заглядывают, и люди мимо проходят, тебе холодно и неудобно – значит ты путешественник. Если не понравилось – значит нет. Если понравилось – ну пожалуйста, можешь идти в путешествие.

01:18:25 То есть нужно постепенно так, очиститься, до романтики. Сама по себе романтика, конечно, не является путём, это просто такой материальный способ как-то разрешить тягу к неизведанному, материальный способ. Потом это становится грустным, человек превращается в путешественника. Путешественника, и на определённом моменте путешествий, мы вдруг понимаем, что ничего интересного нет – всё одно и то же. Кто-то путешествовал, нет? Вот я постоянно путешествую, на определённом моменте понимаешь: ничего интересного, всё одно и то же. Мама мне звонит: «А щас ты куда едешь? -Туда-то, в такую-то страну, в такую. -О, как здорово!» Я говорю: «Чё здорово? То же самое, абсолютно, такие же люди, такие же дома, ничего интересного.- Ну что ты такой стал? Как же? Это же путешествие? Так здорово, каждую неделю новый город, новая страна!» Я говорю:« Мама, ничего интересного, ничего, это придумали всё. Придумали, это материальный способ поиска».

01:19:31 В действительности нет внешнего поиска, поиск внутри. Вот внутри – интересно. Во вне всё одно и тоже, ни чем не отличается, ничем. Одно и тоже, даже хуже. Во вне. Разобрались? Может что-то ещё?

Как найти вдохновение?


01:19:52 [Вопрос]:« Скажите пожалуйста, а вот человек, который вот как раз, скажем так смирился, что смерти нет, вот, но он не вдохновляет людей, вот и вот я никак не могу найти милость вдохновиться на действия».


01:20:10 [В.О. Рузов]: На какие действия? Какие действия вы имеете ввиду?


01:20:13 [продолжение вопроса]: «то есть ну работа над собой, что бы он занялся пересматривал отношение к миру».


01:20:19 [В.О. Рузов]: Как вы определили, что у него нет этой работы над собой?


01:20:21 [продолжение вопроса]: «А он говорит нам об этом прямо: «Я, говорит, ничего не хочу. А зачем я буду бездействовать, если всё равно не в …»

01:20:26[Ответ]: Если человек говорит об этом – значит работа ведётся, вообще я не встречал людей, которые не хотят работать над собой, все работают над собой. Это тяга человека к самосовершенствованию, это тяга. Просто в материальном плане человек пытается материальным образом самосовершенствоваться. Нет такого человека, чтобы он действительно был рад деградации, он всё равно пытается быть лучше, понимаете? Всё равно, хоть как-то, что то он делает, всё равно он работает над собой, всё равно у него идёт в общем-то такой внутренний рост. Он всё равно идёт, и в духовной жизни так же идёт внутренний рост, причём, как раз признак, что, если человек говорит, что он так сказать, не хочет рост и не растёт и ему это не надо – это говорит как раз о том, что он именно об этом и думает.

01:21:10 То есть человек о чём думает, то он и говорит. Но говорит человек всегда в уклон, что ему и не верят. Это принцип, мы говорили: принцип материального мира – это, в общем-то, маскироваться, играть немножечко роль. Поэтому человек играет роль, потому что стать на путь преданного служения – это признать себя, в общем-то, ошибающимся всё время до этого. Признать то, что я всё время ошибался. Достаточно трудно, это смирение, достаточно трудно стать на платформу смирения, признать, что я всю жизнь ошибался, что я сорок лет ошибался, что я двадцать лет ошибался. Поэтому человек, он так, он когда встаёт на эту платформу, он до конца пытается это так представить в выгодном свете, что, ладно, так и быть, так сказать, посмотрим. То есть он никогда не раскрывает своего желания, никогда не раскрывает.

01:22:05 Поэтому, о чём человек говорит. Оно вот слетает с языка. Как говорится: мысли через язык вылетают. Поэтому разумному человеку рекомендуется язык контролировать, ничего не говорить. Поэтому, если человек вам говорит о развитии, значит не развивается – стопроцентный вариант, это признак. О чём человек говорит – туда он и движется, в этом направлении.

Три вопроса, присутствующие в духовной жизни


01:22:28 [Вопрос]: «Вы сказали о трёх препятствиях в сознании или о трёх основных вопросах материалистов, вы говорили, что много кого проконсультировали, это предназначение, быт и деньги, да? Вы сказали, что у тех, кто занимается духовной практикой есть три препятствия, или главных процесса, вы не могли бы сказать?»


01:22:50 [В.О. Рузов]: Три вопроса в духовной практике?

 

01:22:51 [продолжение вопроса]: « Да,то есть три вопроса в материальной жизни и три вопроса в духовной жизни»

01:22:56 [Ответ]: В духовной практике обычно три вопроса, это:«Как не работать в преданном служении?», «Как мне не развестись в преданном служении?», «Как мне мантру повторять?»
Вот три основных вопроса: как работать, как семья и как мантру повторять – вот три основных. Всё основное вокруг них крутится, это три основных проблемы. В принципе они перекликаются с материальным тоже.

01:23:28 А преданный как правило не знает как вот действовать в мире материальном, как вот эти долги отдавать одновременно, как что и как всё это распределять. То есть он не может себя понять. Его сбили разговоры о предназначении. Это вредные разговоры о предназначении. Предназначение у всех одно и тоже - это заботиться обо всех, кого этому человеку послал Бог. Вот ему посланы эти личности – вот о них заботься. Вот тебе посланы эти личности, от них уже никуда не денешься. Они уже тебя окружают, это уже твоя данность, вот твоё предназначение – заботься о них. Заботься насколько можешь, заботься материально, заботься духовно – пожалуйста, вот оно, твоё предназначение.

01:24:15 Человек почему-то предназначение начинает на профессию переносить, а профессия – это твоя практичность. Заботься как практично – вот и всё. Пожалуйста, а практичность – это личная ответственность человека, человек её пытается перекинуть на кого-то: на психолога, на астролога, на гуру, ещё на кого-то. Это абсолютная практичность, абсолютная практичность, иди туда, где есть практичность – и всё. Не нравится – не иди, какая проблема? То есть это абсолютно в общем-то на уровне простейших решений. Тут нет какой-то такой сложности жуткой, нет такой сложности. На любой работе будут трудности, на любой работе будут неприятности – на то она и деятельность, чтоб трудности создавать. Любая деятельность создает трудности. Но человеку кажется, у него такая иллюзия, что, если у него работа по предназначению, такая мантра какая-то возникла, около астрологическая работа – вот там не будет трудностей, там его будут в лоб целовать, там ему каждый день будут золотой кирпич давать в сетке: «Домой отнеси, не волнуйся, передай родным»

01:25:20 То есть он думает, что работа по предназначению – это рай. На самом деле работа по предназначению – это ад, знаете почему? Потому, что человек полную ответственность чувствует. Если это твоё предназначение – значит ты чувствуешь полную ответственность, ты уже не можешь уволиться, ты не можешь бросить, ты уже не можешь предать – вот, ты уже полностью в этом, это твоя. Ты не можешь это как-то отдать кому-то, например, система, когда работа приходит по призванию, по семейной традиции – ты не можешь ничего придумать, не можешь ничего изменить, ты обязан, всё, тебе уже построили магазин, тебе уже сколотили стул, на котором ты будешь сидеть, тебе уже нашли жену, которая будет тратить твои деньги, которые ты будешь зарабатывать, сидя на этом стуле в магазине, который тебе уже сделали. То есть какая ответственность? Какая ответственность?

01:26:18 То есть призвание тут же даёт дикую ответственность, дикую ответственность, просто дикую ответственность. На сколько вообще человек готов? Когда у меня спрашивают такое, я всё время пытаюсь понять: А ты готов к этому вообще? Потому, что уже ты не можешь, так сказать, так просто взять и уволиться, куда-то перейти, если тебе деньги перестанут платить, или ещё что-то. Всё, ты должен будешь переживать всё это от начала до конца, терпеть. Чтобы ни случилось, терпеть от начала до конца. На сколько ты к этому готов. Современный человек, который привык всё время перебегать с места на место – он не готов к этому зачастую. Поэтому, когда я ему объясняю, как правило, о том, что такое работа по предназначению, он говорит: « Да, в принципе и не надо, в принципе, нормально, я лучше так пока похожу, поищу». Я говорю: «Просто найди то, что тебя сейчас устраивает, и живи спокойно, а предназначение – об этом нужно с самого детства думать. Поздно в сорок лет думать о своём предназначении. В сорок лет уже нужно о смерти думать, а то в сорок лет он о предназначении приходит думать. Поздненько, Поздненько»

01:27:29 На предназначение уходит, говорится в пуранах, семь по семь, то есть сорок девять лет жизни уходит, чтобы осуществить своё предназначение. Чтобы отработать на этом месте сорок девять лет и подготовить себе замену, своему сыну отдать это место. У кого есть сорок девять лет? Первые сорок девять лет нужно было думать, а человек, как правило, во вторые сорок девять лет начинает об этом думать – поздненько уже думать о предназначении. Думай просто об обеспечении, не о предназначении, а об обеспечении. То есть вот этот принцип, самое практичное для человека – работать меньше – получать больше. Звучит банально. Звучит грустно, но для преданного идеально подходит, идеально. Нашёл такое место – радуйся, и не думай, предназначение, или нет. Нашёл – радуйся и никому не говори.

01:28:26 Это так в ведах говорится, если ты что-то хорошее нашёл – никому не говори, ни кому не говори, да. Будут завидовать – всё потеряешь. Говорится: чтобы дело осуществилось – расскажи о нём, когда оно уже осуществилось и то не всем, аккуратненько. Поэтому многие люди уже стали опытными, такая вот жизненная практичность, они ходят хитрые, довольные, и все понимают:А-а-а! Человек уже понял смысл жизни. Поэтому, я уверен, что в девяносто процентов случаев человек не предназначение ищет, он ищет именно этого, где мало работать, и больше получать, но это к предназначению не имеет никакого отношения. Предназначение – это умереть на работе и может быть, ничего не получить. И это твоё предназначение, твой долг. Робота, это предназначение – это долг, то есть нужно полностью отдать, умереть на этом месте, отдать всё. Поэтому человек, как правило не предназначение ищет, вот такого чего-то простого ищет. Разобрались? Разобрались.

Спасибо большое.

обработка текста: Дамаянти д.д. | Чиангмай | Тайланд | 26 января 2013
транскрибирование: Андрей Бондаренко | Санкт-Петербург | Россия | 29 июня 2011