Секреты понимания

Тюмень - 29 September 2020
Почему стоит научиться разрешать конфликты вместо того чтобы убегать от них. Технология примирения Махатмы Прабху. Универсальный метод устранения конфликтов - три вопроса, которые очень полезно себе задать. В чём моя вина? В чём я себя обманываю? Что делать? Ответы на вопросы
лекция для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 4
длительность: 01:29:45 | качество: mp3 64kB/s 41 Mb | прослушано: 4 | скачано: 5 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 ом аджнана-тимирандхасйа джнананджана-шалакайа
чакшур унмилитам йена тасмаи шри-гураве намах
шри-чаитанйа-мано-'бхиштам стхапитам йена бху-тале
свайам рупах када махйам дадати сва-падантикам
ванчха-калпатарубхйаш ча крипа-синдхубхйа эва ча
патитанам паванебхйо ваишнавебхйо намо намах
Шри Кришна Чайтанья, прабху Нитьянанда,
Шри Адвайта Гададхара, Шривасади Гаура Бхакта Вринда
Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе

00:00:45 Харе Кришна! Я надеюсь, что все помнят, о чём вчера речь шла. Раз, два, три, четыре, пять. Первое – это то, что вся жизнь один сплошной конфликт. Два – это то, что два вида конфликтов: внешний и внутренний. Три – это три реакции на конфликт: уход, конфронтация, решение. Четыре – четыре уровня конфликтов: внутри, личностный, внутренний и внешний, между группами людей и внутри группы, и внутри страны, гражданская война, между странами. И самое главное – это пять. Пять стадий решения конфликта: выслушать, понять, объяснить, спросить и договориться.

00:02:00 И вчера мы достаточно много внимания уделили первой стадии, выслушать и понять человека. Сделали два упражнения. Я, надеюсь, что все что-то для себя поняли. Или насколько важна способность слушать. Как мы знаем, без этого сознание Кришны развиваться не может. И мы также говорили: из всех видов конфликтов внутренний, какой самый главный конфликт? С Кришной. То есть любой конфликт в нашей жизни – это конфликт с Богом, это конфликт с Кришной. Почему?

00:02:49 Да, потому что Он все контролирует. Когда мы пытаемся контролировать – получается конфликт. Потому что как-то Бога из нас как-то не получилось! Как это ни обидно! И чем быстрее мы это признаем и успокоимся наконец-то. Что Бога из нас не получится. Спокойнее будет и нам и окружающим. Кого мы пытаемся убедить в своей божественности? Одна женщина говорит своей подруге: «Я была вынуждена разойтись с мужем на основе религиозных разногласий. Он пытался меня убедить, что он — Бог, а я не верила ему». К сожалению, таких религиозных разногласий очень много независимо от традиций.

Почему стоит научиться разрешать конфликты вместо того чтобы убегать от них

00:03:56 И сегодня мы продолжим туже самую тему. Если есть какие-то вопросы, мы можем их обсудить. Если нет, то мы… Вот у Арджуна-Кришны всегда сильно много вопросов. Пожалуйста.
Из зала: У меня вопрос [не слышно] Как сделать шаг...
БРСС: Я надеюсь…
Из зала: [непонятно]
БРСС: Как захотеть? Хороший вопрос. Как раз тема, которую мы сегодня будем обсуждать. Мы прочитаем один текст из «Бхагавад-Гиты», как мы говорили «Бхагавад-Гита» — это самая главная книга Бога. И «Бхагавад-Гита» содержит такие удивительные тайны. [повреждение записи] ...Один человек прочитал «Бхагавад-Гиту», ему она понравилась, а этот человек был генеральным директором Сингапурских авиалиний. Сейчас он главный советник при университете Сингапура. И он особенно обратил внимание на один стих, вдохновился одним стихом. Это 2.41.

00:06:10 व्यवसायात्मिका बुद्धिरेकेह कुरूनन्दन ।
बहुशाखा ह्यनन्ताश्च बुद्धयोऽव्यवसायिनाम् ॥ ४१ ॥

vyavasāyātmikā buddhir ekeha kuru-nandana
bahu-śākhā hy anantāś ca buddhayo ’vyavasāyinām

В котором говорится, что находящиеся на этом пути, на пути духовного совершенства, тверды в своих намерениях, преследуют одну цель. О, возлюбленный сын Кунти, многоветвист разум тех, кто нерешителен. То есть надо быть решительным и целеустремленным, если мы хотим развития.

00:06:46 И он подумал, что какая у нас может быть цель, связанная со служением Богу, в нашей компании Сингапурских авиалиний? И он решил, что с практической точки зрения наше служение Богу должно включать в себя служение людям, то есть давайте вместо того, чтобы сосредоточиться на перелётах, количестве перелётов или же на прибыли, на каких-то цифрах, на количестве, давайте сосредоточимся на качестве обслуживания пассажиров. И он вдохновил всю компанию. Давайте просто сосредоточимся на качестве нашего служения! Давайте сделаем качество нашего служения самым лучшим в мире! И, Сингапур – это не большая страна, которую можно проехать от границы до границы за сорок пять минут не спеша, мы засекали.

00:07:59 И представьте себе, Сингапурские авиалинии, эта компания за последние десять лет два или три раза занимала место самой лучшей авиакомпании на планете! И вот именно этот человек поднял её на мировой уровень. Он всего лишь воплотил в жизнь один стих из «Бхагавад-Гиты», и всего лишь в рамках бизнеса. Представьте себе: воплотить в жизнь семьсот стихов «Бхагавад-Гиты» во всех сферах жизни. Какого успеха можно достичь?! Насколько могущественна «Бхагавад-Гита»!

00:08:42 И в «Бхагавад-Гите» пять стихов, которые настолько гениальные, и они дают настолько удивительные формулы. У нас просто времени не очень много. Можем, по крайней мере, несколько из них попробовать рассмотреть. Одна из таких гениальных формул, которые даёт «Бхагавад-Гита». Мы его прочитаем. Шестая глава, текст 32

00:09:05 Ом намо Бхагавате Васудевайа
Ом намо Бхагавате Васудевайа
Ом намо Бхагавате Васудевайа

00:09:43 आत्मौपम्येन सर्वत्र समं पश्यति योऽर्जुन ।
सुखं वा यदि वा दु:खं स योगी परमो मत: ॥ ३२ ॥

ātmaupamyena sarvatra samaṁ paśyati yo ’rjuna
sukhaṁ vā yadi vā duḥkhaṁ sa yogī paramo mataḥ̣

00:09:54 Перевод Шрилы Прабхупады:
Совершенным йогом, о Арджуна, называют того, кто, сопоставляя каждого с собой, видит, что и в счастье, и в горе все существа поистине равны.

00:10:08 Комментарий: Человек, обладающий сознанием Кришны, является совершенным йогом; по своему опыту он знает, что каждый в этом мире страдает и каждый испытывает счастье. Мы страдаем потому, что забыли свои отношения с Богом. А истинное счастье приходит к тому, кто понял, что плоды всей нашей деятельности принадлежат Кришне, ибо Он верховный наслаждающийся, и знает, что Он также владыка всех земель и планет и лучший друг каждого.

00:10:35 Совершенный йог понимает, что живое существо, порабощённое гунами материальной природы, испытывает тройственные страдания только потому, что забыло свои отношения с Кришной. И поскольку тот, кто обрёл сознание Кришны, становится счастливым, он стремится привнести знание о Кришне в каждый уголок земли. Совершенный йог старается убедить людей в необходимости обрести сознание Кришны, поэтому он самый лучший благодетель и самый дорогой слуга Господа.

00:11:05 न च तस्मान्मनुष्येषु कश्चिन्मे प्रियकृत्तम: ।
भविता न च मे तस्मादन्य: प्रियतरो भुवि ॥ ६९ ॥

na ca tasmān manuṣyeṣu kaścin me priya-kṛttamaḥ
bhavitā na ca me tasmād anyaḥ priya-taro bhuvi

(Б.-г., 18.69).

00:11:09 Иными словами, преданный Господа неустанно заботится о благе всех существ и потому является истинным другом каждого. Он лучший из всех йогов, ибо стремится к совершенству не ради собственного блага, но ради блага других. Он никогда не враждует с другими существами — своими собратьями. Такова разница между чистым преданным Господа и йогом, заинтересованным лишь в собственном совершенствовании. Йог, который уходит в уединенное место в поисках идеальных условий для медитации, может не быть столь возвышенным, как преданный, старающийся изо всех сил привлечь каждого человека к сознанию Кришны.

00:11:48 Очень важный стих. Если мы хотим всех привлечь к сознанию Кришны, первое и главное – это, чтобы свести нашу вражду с окружающими живыми существами к нулю. Если у нас это не получается, со всеми живыми существами, хотя бы с людьми. Если у нас даже это не получается, то хотя бы с теми людьми, которые уже повторяют «Харе Кришна». Но есть ещё и предыдущая ступень — хотя бы с теми людьми, которые верят в Бога. Но если даже и это не получается, то хотя бы с теми людьми, которые повторяют «Харе Кришна». Но если и это не получается, то это означает: каништха-адхикари. Очень материалистический уровень сознания. И здесь, в этом стихе (на этом делается акцент), потому что, если этого не сделать – то это будет лицемерие.

00:12:56 Одна женщина познакомилась с сознанием Кришны, и преданные ей нарассказывали таких прекрасных вещёй — как хорошо в сознании Кришны нам живётся. Как у нас, всё знаете, супер. Как сказать, молочная река, кисельные берега. Знаете, что ни слово, то танец, что ни слово, то песня, что ни шаг, то танец. Знаете, как мы это умеем, хорошая реклама. Мы все вегетарианцы, и все хорошие люди. И она пришла, какое-то время пообщалась с преданными и говорит, я вот одного не понимаю, у меня философский вопрос: «Я понимаю, что вы вегетарианцы, но что же вы друг друга поедом едите?» Что это как-то странно. Что вы, вроде, к животным хорошо относитесь, а друг друга готовы убить. Причём иногда, как говорят, из-за опечатки в тексте.

00:14:10 Кстати, очень насущный вопрос. Потому что некоторые преданные готовы друг друга убить из-за опечатки в «Бхагавад-Гите». Очень странно. Это обозначает отсутствие сознания Кришны по-настоящему. Просто философии нахватались. Знаете, как один старый преданный говорит, что некоторым преданным вредно много знать, то есть слишком много знаний, потому что они сразу умничать начинают, умниками становятся. А быть умником и быть умным – это разные вещи. Как говорил Пушкин: «Учёных много, а умных – нет». Было это пару веков назад актуально, вот до сих пор актуально.

00:16:16 Шрила Прабхупада много внимания этому уделял. И вот в этом стихе как раз таки говорится, что надо сделать, для того, чтобы из гьяны перейти на вигьяну, перестать конфликтовать с окружающими. Первый стих, первое слово санскритское – атмаупамйена. а̄тмаупамйена – обозначает «атма» - я, а «упамйена» - сравнивать с собой.

00:15:48 То есть надо научиться сравнивать себя с окружающими для того, чтобы познать истинное единство всех, в счастье и горе. Мы это всё время делаем: вот этот человек глупее, чем я, это хорошо. А этот богаче – это плохо. Этот никчёмный – это хорошо. Его можно эксплуатировать. А этот, что-то у него положение выше моего – это плохо и так далее. И мы постоянно сравниваем себя с другими, но это сравнение на телесном уровне. То есть мы сравниваем не для того, чтобы понять человека, а чтобы понять, как я им могу манипулировать. То есть, если я не могу им манипулировать, значит надо искать другие пути.

00:16:53 То есть всё с той же точки зрения – сравнения. Но не об этом сравнении говорится здесь. Здесь говорится о сравнении а̄тмаупамйена, на духовном уровне понять, что разница между нами: богатые-бедные, умные-глупые, высокие-низкие, полные-худые – это всё на телесном уровне. А на духовном уровне каждый из нас является атмой, духовной душой. Что это значит? Это значит, что несмотря ни на какие различия у нас одна и та же природа, что у нас одни и те же интересы. Это очень интересно, что мы это понимаем теоретически, но как это реализовать. Здесь вопрос другой.

Технология примирения Махатмы Прабху

00:17:51 Один ученик Шрилы Прабхупады прошёл тренинг. Известный очень ученик Прабхупады – Махатма прабху, наверняка, многие знают или слышали. Он прошёл тренинг в одной группе, она основана на буддистской философии, на буддистских принципах, у них нет ничего трансцендентного. То есть максимум, к чему они стремятся – это пустота, как правило. Есть, конечно, исключения. Но, зато в материальном мире у них есть такие поразительные технологии, которых даже у нас может не быть. И, он предложил одну технологию для того, чтобы избавиться от этого материального соперничества людей.

00:19:00 То есть, чтобы избавится от конфликтов, не только внешних, но и внутренних. И я попробовал это же упражнение с преданными. Это может быть одно из гениальных таких упражнений для изменения реального в сознании, и я предлагаю его попробовать всем вам. Если вы, например, хотите поменять своё отношение. Потому что всё началось с вопроса Арджуна-Кришна прабху. Для того, чтобы решить конфликт, надо как-то внутренне поменять отношение к человеку и надо захотеть решать конфликт. Что, если я не хочу решать конфликт, надо сделать этот шаг, надо поменять своё отношение к человеку.

00:20:05 Если у вас есть в жизни человек, которого, ну как бы, вы не сильно любите, которого вы не так рады видеть, и даже, если с ним что-то такое плохое случится, может быть вы даже сильно горевать не будете. Но как минимум, если мы понимаем, что внутри у нас какой-то негатив по отношению к другому человеку: обида, какой-то гнев, претензия. Кому от этого плохо: человеку или нам? Ведь по сути, мы от этого страдаем. Человеку, может быть, вообще всё равно, а мы ходим и злимся.

00:21:03 Как Шрила Бхакти Тиртха Махарадж говорил, что гнев, который проявлен, он вредит другим, гнев, который не проявлен — он вредит нам внутри, он разрушает нас изнутри. Поэтому, если мы понимаем, что для нас, для нашего блага как духовного, так и материального, лучше избавиться полностью от всякого негатива по отношению к окружающим. Тогда мы можем выбрать человека, по отношению к которому у нас есть какой-то негатив, это может быть любой человек, иногда даже долго искать не надо. Потому что в нашем ближайшем окружении могут быть такие люди. Как говорят, что чем ближе узнаешь, тем дальше пошлёшь. То есть, к сожалению, это факт. Но, если мы понимаем, что этот негатив, прежде всего нам вредит, и мы хотим от него избавиться, то я предлагаю прямо сейчас попробовать поэкспериментировать.

00:22:15 Выбрать какого-то человека, по отношению к которому у вас есть негатив, и просто думать о нём и повторить несколько слов следом за мной. Все готовы? Единственное важное условие – это повторять эти слова не механически, а попытаться сделать это осознанно. Чем более осознанно вы сделаете это упражнение, тем больше эффект от него будет. Все готовы?

00:23:07 Из зала: Почему мы считаем, что конфликт – это плохо? [непонятно]
БРСС: Да, вчера мы об этом говорили. Вы не были вчера? Кто помнит ответ со вчерашнего дня? Понятно, что всё можно на кали-югу свалить. О чём мы вчера говорили? Что конфликты когда-нибудь закончатся?

00:24:10 Никогда не закончатся! А что мы имеем в виду под «жизнь без конфликтов»? Что мы хотим? Что мы хотим добиться через этот тренинг? Конфликты будут всегда, но что мы хотим? Разрешать конфликты. Ещё что? Использовать эту энергию. То есть мы хотим, чтобы они нас не затрагивали. Потому что, если бы Кришна приветствовал конфликты как таковые, Он бы так много не говорил о важности мира, о важности дружелюбного, сострадательного отношения ко всем живым существам. Поэтому сознание Кришны начинается с жизни без конфликтов, несмотря на то, что конфликты неизбежны.

00:25:21 Но, если мы конфликтуем, просто потому что это наш долг, как солдаты, полиция (они вынуждены конфликтовать) но, если мы превышаем свои полномочия, как Шрила Прабхупада объясняет: тот же самый солдат, если он убивает (на войне), то на войне ему дадут медали за это, но если он убивает в мирное время, то его посадят в тюрьму или расстреляют. То есть «почему?» — нет полномочий. То есть, если мы находимся под влиянием конфликта, мы сами «за себя» или «от себя» занимаемся конфликтом, – это обозначает, что у нас нет полномочий на это, и мы будем страдать за это по законам кармы. Единственный конфликт, на который мы имеем право – это тот, на который мы уполномочены.

00:26:31 То есть это простая вещь, которую «Бхагавад-Гита» объясняет очень подробно. Вот поэтому даже как кшатрии описываются в Махабхарате – они сражались из чувства долга днём, но вечером они садились и вместе принимали прасад, они друг друга уважали и ценили. То, что они сражались, это было из чувства долга. Это обозначает, что у них не было конфликта. Если у нас есть конфликт, это обозначает, что мы не можем начать развиваться в сознании Кришны. Потому что гнев, как «Бхагавад-Гита» говорит, это следующий шаг после вожделения. Гнев – это протухшее вожделение. То есть вожделение не получилось удовлетворить, мы гневаемся.

00:27:27 Если уж от вожделения важно избавиться, от протухшего вожделения тем более нужно избавиться. Это мой авторский термин «протухшее вожделение». Не ищите его где-нибудь, потому что «Бхагавад-Гита» очень много и ясно говорит об этом. То есть это один из трёх, один из трёх врат, которые ведут в ад.

00:28:05 Хорошо.... Итак... Вспомнили человека, на которого у вас обида? Давайте все вместе медитировать на этого человека или на своего человека. Повторим: «Также как и я, также как и я, эта личность стремится обрести счастье в своей жизни. Также как и я, эта личность стремится избежать проблем в своей жизни. Также как и я, эта личность сталкивается в своей жизни с разочарованиями, одиночеством и отчаянием. Также как и я, эта личность пытается позаботиться о себе. Также как и я, эта личность проходит уроки жизни».

00:29:49 Давайте посмотрим, если был какой-то эффект от этих слов, если кто-то хочет сказать, какой эффект у меня возникает в сознании?
Из зала: [непонятно]

00:31:58 БРСС: Спасибо. Ещё кто-то хотел поделиться эффектом, сказать, если помогло, почему вам помогло?
Из зала: [непонятно]

00:32:14 БРСС: Помогло, благодаря чему?
Из зала: Убирает высокомерие.
БРСС: Убирает высокомерие. То есть очень хорошая медитация. Да? Погромче немного, пожалуйста.
Из зала: Пробуждает сострадание ... [непонятно]
БРСС: Сострадание, главная цель этого упражнение – разбудить сострадание. У буддистов, кстати, – это высшая ценность.

00:32:53 Из зала: [непонятно]
БРСС: То есть грамматичность уходит… Хорошо, ещё? Да.

00:33:46 Из зала: [непонятно]
БРСС: Для того, чтобы желать зло человеку – надо его обезличить, правильно? Наоборот – более личностное отношение к человеку появляется. Хорошо. Спасибо.

00:34:08 Если вы хотите практиковать это упражнение, у вас есть такая возможность: оно есть у вас в распечатках, в приложениях. Но я подозреваю, что есть преданные, которым не совсем это упражнение помогло. Да? Есть такие? Всем помогло? Да? Первый раз такое. Они просто слишком скромные.

Универсальный метод устранения конфликтов - три вопроса, которые очень полезно себе задать.

00:34:46 БРСС: Но, так или иначе, я хотел ещё один элемент дать, ещё одно упражнение, которое на самом деле является абсолютно универсальным, и самым рабочим методом устранения всех конфликтов из нашей жизни. Я могу сказать на своём опыте, что вот из всех инструментов, с которыми я сталкивался в конфликтологии – это самый простой и самый серьёзный. Я его немножко адаптировал под нашу традицию, оставил только самые эффективные методы.

00:35:52 То есть смотрите, как говорят, когда один палец указывает на внешний источник наших проблем, три пальца указывают на нас. Все это знают. Один преданный выразил сомнение: говорит, а где это Прабхупада такое говорит, что когда один палец указывает на других, три пальца указывают на нас? Нет такого! Есть такое у Прабхупады или нет? Есть, он не говорил про пальцы, но он часто цитировал санскритский стих, который объясняет этот принцип. Это принцип, который известен испокон веков. Ещё Уильям Теккерель в «Ярмарке тщеславия» говорил, что весь мир – это, большое зеркало, и мы видим кого в этом зеркале? Мы видим себя, то есть в любой ситуации мы видим только себя.

00:37:01 Поэтому, если у нас какие-то претензии, то прежде всего это претензии к себе. Если у нас какие-то проблемы, то обозначает, что это мои проблемы. Казалось бы, простая вещь, которую очень сложно понять, что все проблемы, которые у меня есть – это не чьи-то проблемы – это мои проблемы. То есть я их себе создаю, как это ни странно. Мы очень успешно создаём проблемы самим себе. Вы же все знаете, наверняка, что русские люди славятся своей способностью найти выход из самой сложной ситуации, правильно? Но они ещё больше прославлены тем, что они находят туда вход. И поэтому это очень важно — не находить вход в сложную ситуация, чтобы потом так героически не искать выхода.

00:38:17 Некоторые люди, они не наступают на грабли, они на них танцуют. Русская пословица: темно и везде грабли расставлены. Ещё говорят, что не надо сжигать старые мосты, лучше сжечь старые грабли. Полезнее будет для здоровья и для жизни. Так что мы всё о том же, о граблях.

00:39:00 И что это за санскритский стих, который выражает этот принцип? Мы видим себя, в любой ситуации жизни мы видим только себя, отражение себя. Что мы не видим мир, как он есть, мы видим мир, как мы есть. Мы воспринимаем мир через призму своего сознания, хотя нам кажется – что это абсолютная реальность. Что я – Бог! Что это за стих? Начинается на «а». А…атма.. Атмаван маньете джагат.

00:40:04 «Атмаван» обозначает «атма» — это я, «ван» — обладатель. «Маньете» — считает, «Джагат» — мир. То есть мы… Этот стих переводится так, что мы воспринимаем мир через своё сознание. То есть мы видим мир таким, что «мы» из себя представляем. Ну, то есть это очень простая вещь, но о которой... То есть мы не видим мир, как он есть, мы воспринимаем мир через своё искажённое сознание. Вот и всё.

В чём моя вина?

00:40:55 Итак, о чём же говорят три пальца, которые на нас указывают? Три вопроса, которые очень полезно себе задать. И у вас они есть, но они, как понимаете, немножко громоздко объяснены. Я вам объясню очень просто. Первый палец, это связано с любой проблемой, с любым конфликтом. Первый палец – это первый вопрос, который надо себе задать. И первый вопрос: «В чём моя вина?» Или: в чём мой вклад в конфликт? Мы не хотим себя обвинять. Секрет успеха в жизни – это найти виновного, кто виноват во всех моих проблемах: правительство, начальство, муж, жена, родители, которые не так воспитали, дети, которые мне жить мешают и так далее и так далее.

00:42:05 Друзья, которые меня предали или продали, я не знаю, что они там со мной сделали. То есть кто-то виноват в моих проблемах. Мы не говорим, что все белые и пушистые, это понятно, что этот мир сравнивается с тюрьмой. И в тюрьме, естественно, мы не ждём, что все невинные... правильно. Но, смысл в том, что даже, если это правда, а — это правда, что вина окружающих также есть в наших проблемах, то есть их вклад также есть. Но смысл в том, что без нашей санкции, без нашего согласия, никто не может создать нам проблем. Это, знаете, как такой принцип, говорят, что можно обижаться на козлов, которые создают проблемы в жизни, а можно обижаться на себя и научиться закрывать калитку. Понимаете, да? Что без нашей санкции, без нашего участия нам никто создать проблем не способен.

00:43:43 Как мы создаем проблемы? Мы или говорим что-то неправильное или делаем что-то неправильное. А иногда мы молчим, когда стоило сказать. И иногда мы не делаем то, что стоило бы сделать. Или своими неправильными словами, или действиями, или бездействием и молчанием мы создаем проблемы. Это первый шаг.

В чём я себя обманываю?

00:44:17 Второй, второй палец – это самое главное, «В чём я себя обманываю?». Это мы понимаем, что мы находимся под влиянием какой-то иллюзии, из-за которой мы страдаем. И причина конфликтов всегда в одно и том же. Этого, кстати, нет в ваших пособиях, я рекомендовал бы записать. Одна и та же причина — несбывшиеся ожидания. И что же делать с несбывшимися ожиданиями? Знаете, какая самая распространенная «грабля», на которую наступает каждый русский человек? Как она называется? Как называется самая модная «грабля» в России? Кстати, её нет вообще нигде, она неизвестна никому из тех, кто живет за пределами бывшего Союза. Это только выходцы из бывшего Союза эту «граблю» знают и любят её до глубины души. Никто не знает?

00:46:03 Из зала: Пофигизм? [непонятно]
БРСС: Пофигизм…Ну, это есть и в других странах. Но у русских есть фирменная «грабля», она называется: «Авось». Знаете, да? Это когда человек с плохим, слабым желудком ест жирную пищу и думает: «Авось, пронесёт». Он никогда не ошибается, его каждый раз проносит! И вот это полная мистика. И вот попробуйте любому западном человеку объяснить: что такое «авось». Вас никто не поймет. Почему? Потому что мы сами не знаем, что такое «авось». Кто-нибудь может объяснить что такое «авось»? Никто не может объяснить. Но все в него свято верят. Почему? Вот загадка. Загадочная русская душа.

00:47:13 Почему, например, западные люди намного более организованные, и у них намного меньше проблем? Потому что они не надеются на «авось», потому что у них вместо «авось»? План! Какой план? Да! План «Б». Что такое план «Б» все знают? Запасной план, план на случай провала. Если у вас есть «авось» — у вас большая проблема. Если у вас есть план «Б» — это решение. Поэтому для того, чтобы не быть в иллюзии, надо понять, что «я — в иллюзии». И всегда иметь план «Б» на случай, если иллюзия рассеется в самый неподходящий момент. Что, как правило, и происходит.

00:48:14 Да, иллюзия рассеивается в самый неподходящий момент. И как мы это называем? Раз-о-ча-ро-ва-ни-е! Очень интересное слово: я разочарован. Мы так горюем на эту тему, да? Иллюзия рассеялась, и я горюю: «Где моя иллюзия?» Я разочарован! Я хочу снова быть очарован! ... Майей.

Что делать?

00:48:45 Ну, и третье, третий палец. Третий вопрос он вообще простой: что делать? И если мы чётко ответили на первые два, то ответ на третий вопрос, очевиден как день. Если мы будем действовать противоположным образом тому, который создаёт проблемы, то мы их решим. Всё очень просто — выход там же, где и вход!

Ответы на вопросы

00:49:27 Хорошо. Какие-то вопросы есть? Да?
Из зала: [непонятно]
БРСС: Погромче немного, пожалуйста.
Из зала: [непонятно]

00:50:25 [БРСС]: Другой результат. Ну, мы всегда можем надеяться на лучшее, если у нас есть план «Б» — это обозначает, что мы готовы к худшему. Но здесь есть ещё один фактор. Вот то, что мы говорим – это более или менее здравый смысл. Но есть ещё один фактор — это фактор Кришны. И фактор Кришны обозначает, что, в принципе, все ситуации, которые с нами происходят, они санкционированы Кришной. И почему Кришна их санкционирует? Проблемы, то есть у нас проблемы — и кто виноват? А кто санкционировал? Кришна. Значит ли это, что Кришна виноват? Кришна не виноват. Почему Кришна не виноват? Он просто желания исполняет.

00:51:34 И также Кришна — наш лучший друг. То есть, если лучший друг, то Он не будет делать того, что для нас плохо. Но нам явно плохо, и явно это сделал Кришна. И как же это понять? Есть такие моменты, когда на Кришну преданные могут обижаться. Такой высший уровень обиды – обида на Бога. Потому что в конечном итоге Он является причиной всех причин. Но, если Он является нашим лучшим другом, то Он делает самое лучшее для вас. У кого был такой опыт, что у вас какая-то проблема возникла, но она помогла вам получить определённое благо, как говорят: не было бы счастья — да несчастье помогло. Кто в своей жизни такое видел? Все видели. На самом деле каждый раз это происходит, но мы не всегда это видим.

00:52:48 Достаточно легко увидеть это в перспективе, но не так легко увидеть это в текущем моменте. Как мы получаем благо из этой ситуации, какое-то духовное и так далее, и так далее. Но если мы сосредоточимся на этом, если мы захотим понять какие блага мы получаем, то Кришна даст нам разум. И если мы, например, увидим благо в проблемах, то проблемы останутся или нет? Если мы научимся радоваться проблемам? Проблемы у нас останутся?

00:53:42 Из зала: [непонятно]
БРСС: Да, самое главное – это то, как посмотреть на ситуацию. Как говорят, склероз невозможно вылечить, но о нём можно забыть. Самое главное – это сознание. Есть одна история про одного преданного, которому один человек сильно завидовал. Это было в Индии. И этот преданный пошёл и принял омовение в Ганге, вышел, сел под деревом для того, чтобы повторить гаятри. А этот завистник залез на дерево, он думал, что этот человек казался каким-то святым, но на самом деле он не святой, и я его разоблачу. Я всем покажу, что он также находится под влиянием гнева. И он начал на него сверху плеваться.

00:54:46 Как гаятри правильно повторить, когда на вас плюются. Вот этот преданный увидел, что его оплевали, он даже не посмотрел наверх. Он просто пошёл на Гангу, снова принял омовение и опять сел под то же дерево. Но этот человек думает: «Ну, ничего себе, он урок не понял». И ещё раз его оплевал. Преданный опять пошёл омовение сделал и сел под то же дерево. И этот человек понял: «Ну, ничего себе, настоящий святой, я его так оскорбил». Он спустился с дерева, поклонился преданному и говорит: «Прости меня, я думал, что ты просто притворяешься святым, а ты на самом деле совершенно невозмутим. Как так? Объясни мне, как же ты так смог сохранять спокойствие?»

00:54:46 И преданный говорит: «Я тебе вообще благодарен за то, что ты сделал, потому что когда я хотел гаятри повторять, и внешне я вроде бы был чистым, а сознание у меня не было чистым. А ты меня оплевал, и я понял, что нужно ещё раз омовение сделать. Потом ещё раз оплевал, и я понял, что ещё раз надо омовение сделать. То есть благодаря тебе, я три раза принял омовение в Ганге. И потом уже у меня было такое чистое сознание, что даже ты спустился и решил перестать на меня плевать. То есть я тебе очень благодарен. Без тебя я бы разве столько омовений совершил?! Без тебя я разве так бы свое сознание бы очистил?»

00:56:31 То есть вот это подход преданного. Естественно, что этому не так быстро можно научиться. Но если мы захотим этому научиться, то Кришна выполнит это желание. И один бонус для тех, кто хочет избавиться от раздражительности и гнева. Кто чувствует, что есть такая проблема: раздражительность и гнев? Я расскажу немножко предысторию этого метода просто для того, чтобы вы поняли его эффективность.

00:57:28 Кто занимается йогой? Есть здесь здесь кто-то, кто занимается йогой? Есть такая асана, она называется на санскрите шашанкасана, баласана, разные названия. В западной школе йоги она стала известна как «поза ребенка». Наверняка, знакомы с «позой ребенка». Один знаменитый учитель йоги Свами Шивананда, такой классический имперсоналист. Он рассказал о том, как он начинал заниматься йогой, и почему он начал заниматься йогой.

00:58:21 Он был страшно раздражительным молодым человеком в своё время. Настолько раздражительным, что он прямо готов был людей убивать, если что-то ему не нравилось. И он пошёл заниматься йогой. Учитель ему что-то сказал, что ему не понравилось. Он побежал домой, схватил ружье и прибежал, чтобы застрелить учителя. Учитель на него так спокойно посмотрел и говорит: «Я понял, у тебя проблемы с гневом. Не страшно, я тебе дам одну асану, она полностью тебя избавит от этих проблем». И что это была за асана? Это была «поза ребенка». И он объясняет, как она действует на физическом уровне.

00:59:16 Что в нашем теле (те, кто немножко знакомы с медициной знают) есть адреналиновые железы. Адреналин связан с настроением. Недостаток адреналина – это депрессия. Переизбыток адреналина – это страх или гнев. Страх и гнев, в принципе, это одна и та же эмоция в разном проявлении. Если у человека нормальное содержание адреналина в крови, то он будет уравновешен. И что делает эти адреналиновые железы? Они находятся в районе брюшной полости. И вот когда человек делает эту асану, он стимулирует адреналиновые железы для того, чтобы они нормально функционировали. Знаете, что из себя представляет «поза ребенка»? Кто-то из прабху знаком с йогой? Можно показать? Не получится. Кто хочет показать «позу ребенка»?

01:00:40 Всё, это «поза ребенка», простой поклон. Но смысл в том, что надо её выполнять достаточно продолжительное время, хотя бы несколько минут. А преданные вот так кланяются, буквально на секунду. Бхакти Вайбхава Махарадж интересный пример привёл с садханой, с духовной практикой. Он говорит, что вы даже лист бумаги не сможете зажечь от свечки, если не будете его над свечкой держать. Если вы просто будете проводить через огонь бумагой, она не загорится, недостаточно времени для воспламенения. То есть, даже для того чтобы бумагу зажечь нужно какое-то время, чтобы она нагрелась. То есть, если вы делаете этот элемент бхакти-йоги — «поза ребенка». Если вы его делаете очень быстро, эффект будет нулевой.

01:01:55 А как преданные любят делать всё очень быстро и неосознанно, отключать своё сознание. Что-то там с космической скоростью пробормотал — и вперёд. Но если вы будете практиковать «позу ребенка» хотя бы несколько минут в день, поклоны нормально делать хотя бы утром и вечером, если уж в течение дня нет времени. Буквально три-четыре минуты — вы будете совершенно спокойны. Гарантия. Нам ничего не надо менять, нам надо просто начать осознанно практиковать нашу же собственную бхакти-йогу, чтобы получить полное благо. Харе Кришна!

01:03:02 Я надеюсь, что что-то вы услышали или узнали, если, конечно, вам поможет. Вопрос?
Из зала: [непонятно]

01:04:55 БРСС: Семейные конфликты – это особая отдельная тема. И конечно, вот этот пример, когда Кришна хочет это, Кришна хочет то, очень интересно, и мне напоминает один анекдот. На международной встрече глав государств: Трамп, Меркель и Путин сидят за одним столом. И Меркель говорит: «Мне приснился сон такой, что Бог хочет, чтобы я присоединила Россию к Германии, чтобы Россия стала частью Германии». Трамп говорит: «А вот мне приснился сон, что что Бог мне подписал документ, что весь бывший Советский Союз должен быть частью Америки». А Путин сидит за столом и говорит: «Я никакие такие документы не подписывал». Очевидно, что если человек считает себя Богом или Его уполномоченным представителем. Понятно, что сложно вопросы решать.

01:06:30 Но конфликты в семье – это классика. И, конечно же, если мы научимся их решать, то люди больше поверять в то, что сознание Кришны как-то реально. Не просто абстрактное теоретическое знание, а действительно как-то в лучшую сторону жизнь меняет. И я могу это сказать на основе моего жизненного опыта тридцати семейных жизней, которые я прожил изнутри, решая конфликты семейные.

01:07:18 И я могу сказать. Там много разных составляющих, но есть один момент, который может решить все семейные проблемы запросто. Если одну всего лишь вещь сделать, то все решится. Хотите узнать? Какой самый главный секрет решения всех конфликтов? Начинается всё с мужа, поскольку он духовный лидер в семье. Муж должен выслушивать жену каждый день. Это, конечно, дикая аскеза для мужчины.

01:08:17 Потому что мужской мозг и женский мозг — они по-разному работают. То есть мужчина, если он в нормальном состоянии сознания. Что значит нормальное состояние сознания? У мужчин работает только одна половина мозга, одна половина мозга отвечает за логику и здравый смысл, а вторая – за эмоции. В основном у мужчин работает та половина, которая отвечает за логику и здравый смысл, поэтому мужчины лучше контролируют себя и так далее. Но, если у мужчин включается та половинка, которая отвечает за эмоции, то логика и здравый смысл отключаются. То есть, если у мужчины работает правильная половина мозга, то он сначала думает, потом говорит. Если у мужчины другая половина мозга работает, то он сначала говорит, потом думает, что не стоило говорить, или делает.

01:09:20 То, что потом понимает: не стоило этого делать. Даже по вождению видно, женщины могут попадать в аварии, но они какие-то мелкие и такие глупые аварии. Мужчина реже попадает в аварию, но если мужчина попадает в аварию, то там уже всё, уже не только машина, но и тело уже, может, восстановлению не подлежать. Гибели в авариях, можете даже просто по статистике посмотреть, в основном мужчина за рулем. Очень-очень редко женщина, если погибает, то точно не по своей вине.

01:10:13 Потому что у женщины одновременно работает обе половины мозга, и эмоциональная и логическая.
Для мужчины стандарт такой, что надо сначала подумать, потом — сказать. Или же говорить, а потом думать, что этого не стоило говорить. То есть, эти функции разделены. Поскольку у женщин эти функции запараллелены, то женщины говорят то, что думают. И для мужчин – это просто бред. Просто вот, что на уме, то и на языке. Как можно вот такое говорить?! Поэтому мужчина пытается женщину остановить каким-то советом. А женщине не надо давать никакие советы, она говорит для того, чтобы понять саму себя. Все женщины согласны?

01:11:20 Но мужчины этого не понимают, что для женщины, чтобы понять себя лучше, она должна говорить с кем-то. Поэтому — это аскеза для мужчины, одна из аскез семейной жизни: выслушивать жену. Но если мужчина выслушивает жену, то женщина будет слушаться. То есть, если муж выслушивает жену – жена слушается. Всё просто, слушание приводит к послушанию. Если нет слушания со стороны мужчины, то будет конфликт, потому что женщина всё равно будет добиваться того, чтобы её наконец-то начинали выслушивать.

01:12:26 Из зала: [непонятно]
БРСС: Если есть желание укоротить время, то можно пользоваться слушанием-сопереживанием. Это очень хорошо помогает. Но надо настроиться хотя бы на полчаса в день, иначе не стоит жениться. Это тоже как часть духовной практики.

01:13:34 Из зала: [непонятно]
БРСС: Якорь в духовном развитии, в семейной жизни – это нормально. То есть жена, естественно, ожидает от мужа, что он будет как-то над собой работать. Семейная жизнь, в принципе, предназначена для воспитания. То есть семейная жизнь – это часть процесса анартха-нивритти.

01:14:24 Если мы не хотим над собой работать, то будет очень сложно. Всегда есть кто-то, кто будет указывать нам на наши недостатки. В брахмачарьи-ашраме – это комендант храма, он будет постоянно указывать нам на какие-то наши недостатки. Или президент, или кто-то там старший всегда есть. А в семейной жизни комендантом храма является жена. То есть нет такого положения, где бы никто нам не указывал на недостатки. Может на необитаемом острове только если поселиться, или в лес уйти. Но если мы хотим над собой работать, то мы будем рады, если кто-то укажет нам на наши недостатки.

01:15:36 Последний вопрос и заканчиваем.
Из зала: [непонятно]
БРСС: Естественно, это лучше, когда женщина не говорит мужчине, что он глупый, а говорит, например, что хотелось бы иметь мужа поумнее. То есть как-то более позитивно научилась выражаться свои мысли. Но так или иначе, если проблема есть, её надо как-то обсудить. И семейная жизнь для этого предназначена, поэтому от этого никуда не уйти, как бы мы ни хотели.
Харе Кришна. Спасибо.

01:17:10 Киртан.

транскрибирование: Светлана Полуэктова | Таллин | Эстония | 14 May 2024