Поверь в себя

Тюмень - 30 September 2020
лекция для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:39:30 | качество: mp3 64kB/s 45 Mb | прослушано: 4 | скачано: 7 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 ом аджнана-тимирандхасйа джнананджана-шалакайа
чакшур унмилитам йена тасмаи шри-гураве намах
шри-чаитанйа-мано-'бхиштам стхапитам йена бху-тале
свайам рупах када махйам дадати сва-падантикам
ванчха-калпатарубхйаш ча крипа-синдхубхйа эва ча
патитанам паванебхйо ваишнавебхйо намо намах
Шри Кришна Чайтанья, прабху Нитьянанда,
Шри Адвайта Гададхара, Шривасади Гаура Бхакта Вринда
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе
Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

Харе Кришна.

00:00:54 Итак, продолжим мы с вами тематический курс по «Бхагавад-Гите»: «Йога успеха». Два последних дня мы рассматривали с вами тему: жизнь без конфликтов. Я, надеюсь, что до какой-то степени удалось её рассмотреть, потому что она вечная в материальном мире. Конфликты будут, тем не мене нужно научиться жить так, чтобы нас не беспокоили все эти проблемы.

00:01:54 Если какие-то вопросы или пожелания остались по этой теме, если – нет, мы можем перейти к следующей теме. Сегодня мы хотели рассмотреть тему: вера в себя. Интересно, что вера в Бога или вера в Кришну рассматривается только в четвёртой главе «Бхагавад-Гиты». Потому что только в четвёртой главе Кришна говорит, что Он — Верховная Личность Бога. Но тема души рассматривается практически в самом начале «Бхагавад-Гиты», то есть мы можем понять в соответствии с логикой «Бхагавад-Гиты», что без веры в себя как духовную душу невозможно понять Кришну.

00:03:01 Подобное привлекается подобным. До тех пор, пока мы отождествляем себя с материальным телом и со всеми его проблемами, навряд ли нам удастся каким-то образом развить отношения с Кришной, у которого нет проблем, который ни с чем себя не отождествляет.
Скореё всего, единственное наше отношение к Кришне будет основано на зависти. Ему хорошо, Он – Бог. А как насчет меня? У Бога, конечно, нет проблем, зато у меня их очень много. Это очень логическая тема, поскольку «Бхагавад-Гита» является проявлением йоги, йога-шастра.

00:03:56 Несмотря на то, что она подчеркивает важность бхакти-йоги, средние главы «Бхагавад-Гиты» посвящены теме бхакти-йоги, она следует стандарту и логики йоги, то есть 8-ступенчатая йога патанджали, потому что некоторым хорошо известна: яма, нияма, асана, пранаяма, самадхи. Что такое «яма»? Кто знает? Кто такой Ямарадж? — Бог смерти. Что значит «радж»? — Царь. А «яма»? — Смерть.

00:04:50 Все понимают, что значит «яма»? — Куда мёртвых кладут. То есть «яма» — это всё, что ведёт нас к смерти, всё то, что разрушает нашу жизнь, негатив, проблемы. Именно поэтому мы следуем, например, регулирующим принципам. Не так сложно понять к скольким проблемам приводит нарушение регулирующих принципов, и от скольких бед нас спас Шрила Прабхупада, вдохновив на следование регулирующим принципам. Даже один из этих видов деятельности способен полностью уничтожить человека, просто будут напрасно потраченные, как один преданный говорит, два квадратных метра человеческой кожи.

00:05:49 То есть «яма»! И, в конечном итоге, мы понимаем, например, что люди нарушают регулирующие принципы, занимаются греховной деятельностью. Почему? Чего им в жизни не хватает? Счастья в жизни не хватает, нет духовных источников счастья.
Приходится искусственным образом, материальным образом извлечь счастье, то есть мы видим, что представляет собой счастье в материальном мире. Прабхупада говорит, что счастья здесь в принципе нет, но его можно почувствовать на фоне страданий. То есть если мы пострадаем, а потом страдания временно прекратятся — вот это будет счастье!

00:06:46 И мы можем взять любой вид, так называемого материального счастья, и понять, что ощутить его можно только в контрасте со страданиями. Начиная с элементарно: еда, сон. Например, еда приносит наслаждение, но можно ли наслаждаться едой, если мы не голодны? Нет. Она никакого счастья не принесет. Голод – это страдания. И только лишь избавляясь от страдания голодом, можно почувствовать счастье от еды.

00:07:33 Сон. Говорят, что шесть часов преданные спят, остальные восемнадцать мечтают выспаться. Сон приносит так называемое счастье. Но возможно ли почувствовать счастье сна, если мы не устали? — Нет. Мы все прекрасно знаем, что лежать и пытаться заснуть, ворочаться с боку на бок — это одно из самых больших страданий. И так далее. Мы можем взять любой вид так называемого материального счастья. По здоровью. Здоровье – это счастье, но мы можем почувствовать его только лишь заболев, а потом выздоровев. Вот оно счастье! Наконец опять ходить своими ногами, а не ездить на коляске или ещё что-нибудь подобное. То есть, поскольку счастья нет в материальном мире, иногда даже у преданных возникает этот вопрос: если Кришна — наш отец родной, и Он хочет, чтобы мы были счастливы, так зачем же Он засунул нас в этот мир, в котором столько много проблем?

00:09:08 Как-то странно? Какое-то странное пожелание счастья. Ну, хорошо, захотели мы быть Богом, сделал бы нас Кришна Богом. Создал бы какую-нибудь иллюзию, что мы Боги, и были бы мы Богами вечно и были бы мы счастливы. Нет, надо было устроить этот мир со столькими проблемами, от которых непонятно куда деваться. Что за странный подход к любимым детям? Это сомнение может возникнуть. Какой ответ? Какое объяснение, почему Кришна именно так делает, а не по-другому?

00:10:02 Из зала: непонятно
БРСС: Выкручивает нам руки за спиной, чтобы мы Его любили. Нет, не совсем убедительный ответ.
Из зала: [непонятно]
БРСС: Сами выбрали. Хотим побыть Богом.
Из зала: [непонятно]
БРСС: Мы ошиблись, почему Он так жестоко нас наказал за ошибку?
Из зала: [непонятно]
БРСС: Настоящий ответ заключается в том, что счастья нет без Кришны. Элементарно, что этот материальный мир — это просто материя, здесь нет ничего. Абсолютно. И наслаждаться в этом мире невозможно. Единственное, что может дать этот мир – это страдания.

00:11:10 Но какое-то подобие наслаждения можно почувствовать только лишь в контрасте, с отсутствием страданий. И поскольку мы хотим наслаждаться без Кришны, а это невозможно, Кришна дает нам суррогат под названием «счастье», поместив нас в мир страданий. Все это понимают, да? Или не очень?
Из зала: [непонятно]
БРСС: Да, если бы не было страданий. Зачем страдания, почему бы не сделать, чтобы в этом мире не было страданий? Давайте посмотрим, у кого-то когда-то был эпизод, когда в жизни страданий или проблем не было вообще никаких на протяжении достаточного времени? У кого-то был такой эпизод? И сколько такое длилось? — Месяца три.— И как вы себя чувствовали?
Из зала: [непонятно]
БРСС: Странно да? Говорят, что, если вы счастливы больше одного дня, скорее всего от вас что-то скрывают.

00:12:41 БРСС: У вас был такой опыт?
Из зала: [непонятно]
БРСС: Я могу сказать, что у меня был опыт нескольких лет — абсолютно никаких проблем. Я могу сказать, как я себя чувствовал: это была такая скука. Просто нет никаких проблем, нечем заниматься, нечего решать, всё уже решено, всё есть и непонятно вообще зачем жить.
Из зала: Швеция?

00:13:39 БРСС: Ну, у меня было лучше, чем в Швеции. Потому что был курорт, жил на курорте, в доме посреди фруктового сада, на берегу Чёрного моря. Можно купаться, прекрасный климат, денег больше, чем мог потратить. Скука. Какое-то время я пытался наслаждаться: рестораны, друзья, подруги. Первые месяца полтора я думал: «Вот оно, счастье привалило!» И очень быстро всё это начало надоедать, потом раздражать, и потом уже началась депрессия. Эта депрессия усиливалась тем больше, чем больше я пытался наслаждаться.

00:14:38 Потому что никакого счастья в этом уже нет, я уже просто дошёл до дна. То есть этот мир является обманом, здесь нет ничего, тут все мёртвое. И мы, как живые души, не можем почувствовать здесь никакого счастья. И Кришна для того, чтобы отвлечь нас от этого факта… Представьте себе, что вас просто заперли на кладбище с покойниками, а вы пытаетесь с ними пообщаться. Сколько вы сможете наслаждаться в таком состоянии?

00:15:35 То есть в этом мёртвом мире счастья нет. Но для того, чтобы отвлечь нас, Кришна создаёт проблему, чтобы мы, решая их, чувствовали какое-то счастье. Вот, я чего-то достиг!
Но, так или иначе, мы отвлеклись немного от темы. Хотя это важный момент – понять, потому что может возникнуть такой вопрос: почему столько много проблем в жизни? Для того, чтобы мы чувствовали себя счастливыми, хотя бы немного. Но, так или иначе, мы не осуждаем людей, которые пытаются наслаждаться греховными способами, потому что это происходит из-за страданий. То есть они таким образом пытаются нейтрализовать страдания в своей жизни, клин клином вышибают.

00:16:54 Но в йоге это явно, в первую очередь, избавиться от всего того, что мешает в этой жизни. Но благодаря чему это возможно? — Нияма. Что такое «нияма»? «Ни» — это отрицательная приставка. Что такое «нияма»? — Это не яма. Это позитивная альтернатива, высший вкус: вишайа винивартанте, Кришна говорит в 56 (59!) стихе второй главы (БГ). Вишайа винивартанта – кто у нас хорошо знает номера стихов? Высший вкус. И вот это то, о чём мы будем говорить сегодня.

00:17:50 И дальше все эти восемь ступеней йоги, они очень четко прослеживаются в «Бхагавад-Гите». Первые шесть глав: асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. Шестая глава называется «дхьяна-йога», ведет к самадхи. После этого уже начинается бхакти-йога.
«Бхагавад-Гита» следует просто железной логике. Поэтому это наша сегодняшняя тема: «Как стать счастливым в материальном мире?». Благодаря чему мы можем стать счастливыми? Интересная тема? Давайте почитаем что-нибудь из «Бхагавад-Гиты», из второй главы. Как мы говорили, эта тема — то, что мы не тело, а душа, очень подробно рассматривается во второй главе.

00:18:54 Практически последний текст из этой серии, предпоследний текст из этой серии, очень интересный. Это 29 текст второй главы. И мы его прочитаем вместе с комментарием Шрилы Прабхупады.
Ом намо Бхагавате Васудевайа
Ом намо Бхагавате Васудевайа.
Ом намо Бхагавате Васудевайа.
а̄ш́чарйа-ват паш́йати каш́чид энам
а̄ш́чарйа-вад вадати татхаива ча̄нйах̣
а̄ш́чарйа-вач чаинам анйах̣ ш́р̣н̣оти
ш́рутва̄пй энам̇ веда на чаива каш́чит

00:20:01 Перевод: Одни смотрят на душу как на чудо, другие говорят о ней как о чуде, третьи слышат, что она подобна чуду, а есть и такие, кто, даже услышав о душе, не могут постичь её.
Комментарий: «Гитопанишад» основана главным образом на философии Упанишад, поэтому не удивительно, что похожий стих есть в «Катха-упанишад» (1.2.7):
ш́раван̣айа̄пи бахубхир йо на лабхйах̣
ш́р̣н̣ванто ’пи бахаво йам̇ на видйух̣
а̄ш́чарйо вакта̄ куш́ало ’сйа лабдха̄
а̄ш́чарйо ’сйа джн̃а̄та̄ куш́ала̄нуш́ишт̣ах̣
Тот факт, что бесконечно малая душа может находиться как в теле огромного животного или могучего баньянового дерева, так и в теле микроба, миллионы которых умещаются на пространстве не более булавочной головки, безусловно, представляется нам чудом.

00:21:04 Люди со скудным запасом знаний, а также те, кто предаётся мирским удовольствиям, не способны проникнуть в тайну крошечной духовной искры, даже когда о ней рассказывает величайший знаток Вед, который учил самого Брахму, первое живое существо во вселенной. Руководствуясь материальными представлениями о мире, большинство людей, живущих в наше время, не способны даже представить себе, каким образом такая маленькая частица может принимать и огромные, и совсем крошечные формы. Поэтому, видя проявления природы души или слыша её описания, люди лишь удивляются. Введенные в заблуждение материальной энергией, они до такой степени поглощены чувственными наслаждениями, что у них не хватает времени на познание своего истинного «я», хотя очевидно, что, не познав себя, человек, какой бы деятельностью он ни занимался, в конце концов потерпит поражение в тяжелой и изнурительной борьбе за существование.

00:22:13 БРСС: Очень важный момент — самопознание позволяет одержать победу в борьбе за существование.
Продолжение комментария: Им, вероятно, даже и в голову не приходит, что предназначение человека — вспомнить о душе, и тем самым положить конец своим страданиям в материальном мире.
БРСС: То есть вспомнив о душе, мы перестанем страдать.
Продолжение комментария: Некоторые из тех, кто стремится узнать о душе, посещают лекции на духовные темы и ищут общества духовных людей, но иногда по невежеству попадают под влияние ложных представлений о том, что Сверхдуша и индивидуальная душа тождественны друг другу. В наше время очень трудно найти человека, который обладал бы совершенным знанием о положении души и Сверхдуши, об их природе, взаимоотношениях и так далеё.

00:23:13 А ещё труднее найти того, кто в полной мере воспользовался преимуществами этого знания и способен всесторонне описать положение души. Но если, так или иначе, человеку удастся постичь природу души, цель его жизни будет достигнута.
Самый простой способ постижения науки о душе — это принять наставления «Бхагавад-гиты», которую поведал величайший духовный учитель, Господь Шри Кришна, и ни на йоту не отклоняться от них. Для этого необходимо, чтобы человек либо в этой, либо в прошлой жизни совершил множество аскетических подвигов и жертвоприношений — это поможет ему признать Кришну Верховной Личностью Бога. Однако, по-настоящему постичь Кришну можно только по беспричинной милости Его чистого преданного, и никак иначе.
а̄ш́чарйа-ват паш́йати каш́чид энам
а̄ш́чарйа-вад вадати татхаива ча̄нйах̣
а̄ш́чарйа-вач чаинам анйах̣ ш́р̣н̣оти
ш́рутва̄пй энам̇ веда на чаива каш́чит
Одни смотрят на душу как на чудо, другие говорят о ней как о чуде, третьи слышат, что она подобна чуду, а есть и такие, кто, даже услышав о душе, не могут постичь её.

00:24:30 Смотреть, говорить, слушать о душе. И с чем душа сравнивается в этом стихе? Никто не запомнил? С чудом. Если я спрошу вас: кто вы? Кто может сказать, кто я? Душа. Правильно, а душа чудесна. С телом проблемы. С грубым телом проблемы, с тонким телом ещё больше проблем. А с душой вообще нет никаких проблем. Просто чудо.

00:25:31 И в этом заключается процесс духовного развития прежде всего. Проявляются чудесные качества души. Если этих чудесных качеств не проявляется – человек не сможет продвигаться. И это будет показатель того, что он не развивается. Точно также как тело состоит из трёх ингредиентов и находится под влиянием трёх энергий, трёх гун природы.

00:26:34 Под влиянием каких энергий находится тело? Кто знает три гуны? Тамагуна в основном, немножко раджаса и совсем чуть-чуть саттвы. Благость, страсть, невежество – это три энергии, под влиянием которых находится материальное тело. А под влиянием каких трёх энергий находится душа? Сад-чит-ананда – вечность, знание и блаженство. И какая из них является главной? Ананда, потому что Господь – это Ананда, олицетворенный экстаз. Мы можем видеть: Кришна на всех изображениях, все божества улыбаются, пригорюнившегося Кришну мы не увидим.

00:27:38 Ну ясно, Он – Бог, у Него всё хорошо. А чего бы Ему горевать? Сатья санкалпа – вот всё, что захотел – рядом, сразу реализовалось. Говорится, что даже раньше, чем Он пожелает, у него всё как по маслу, по сливочному, происходит. Наверное, поэтому так любил сливочное масло с детства. Масла наелся, и всё как по маслу в жизни шло. Вообще делал всё, что хотел. Мог хоть воровать всё, что угодно, у кого угодно! Вырос, решил, что ну, воровать просто неинтересно, начал убивать! И всю жизнь убивал!

00:28:39 Царь в Матхуре пытался каким-то образом Кришну призвать к порядку, каким-то образом остановить Кришну, посылал своих адъютантов во Вриндаван, чтобы они как-то воздействовали на Кришну. Но Кришна их всех убил. То есть царь так и не смог с Ним справиться, а потом Кришна поехал в Матхуру и царя тоже убил. Вообще у Него всё было замечательно. Можно даже сказать, что вообще никакие законы не соблюдал, просто делал всё, что хотел в жизни — полный экстаз. Естественно, мы понимаем, что Кришна всё это делал на благо. Все получали благо от этого. Все приходили только в экстаз от этого. Но это природа, природа духа. Природа духа – это счастье, наслаждение, блаженство, вдохновение, энтузиазм, очень важная составляющая.

00:29:56 Третий стих «Упадешамриты» («Нектар наставлений» Шрилы Рупы Госвами) описывает шесть составляющих, можно сказать шесть методов, которые помогают нам в бхакти, в нашем духовном развитии. И кто помнит, какой первый элемент? Какова первая составляющая? Утсахат! Что такое «утсахат»? Энтузиазм.
И Шрила Бхактивинод Тхакур описывает, что энтузиазм настолько важен, что фактически самый ключевой этап в духовном развитии – это анартха-нивритти.

00:30:54 То, когда мы ещё боремся с материальными желаниями. И тут уже как тяжелая болезнь — или человек вылечится или умрёт. То же самое и в сознании Кришны. Если человек сможет преодолеть этот этап анартха-нивритти — всё, дальше уже будет легко. Но если не сможет, он просто не будет продолжать процесс преданного служения, то есть материальные желания могут одержать верх.

00:31:32 И, к сожалению, это не только теория, мы это видели также. Те, кто достаточно времени находится в практике бхакти-йоги, могут видеть, что далеко не все остаются в этом процессе. И, благодаря чему мы можем преодолеть вот это влияние препятствий в нашей духовной жизни? Бхактивинод Тхакур говорит, что это энтузиазм. Что, если у нас достаточно энтузиазма – мы сможем преодолеть все препятствия. Как, например, благодаря чему человек может легко преодолеть любую болезнь?

00:32:29 Из зала: [непонятно]
БРСС: Ну, если мы с материальной точки зрения, с физической точки зрения говорим. Что помогает преодолевать любые болезни или в принципе даже особо не болеть?
Из зала: [непонятно]
БРСС: Профилактика, иммунитет. Иммунитет – это вот внутренняя защита такая
организма. В связи с нынешней ситуацией достаточно опасный вирус, который реально убивает людей. Больше миллиона человек по всему миру погибло за десять месяцев. И врачи очень чётко говорят, что всё зависит от иммунитета. Если у человека иммунитет сильный, он может быть заражён, он этого даже и не почувствует.

00:33:38 И вообще у него ничего не проявится, даже не кашлянет. Как один преданный в Москве, брахмачарий. Начали заболевать преданные, его тоже решили проверить, а он тоже заражён. Но он вообще никак не проявляет никаких симптомов. Не проявлял, не проявляет и не собирается проявлять. Так прошло несколько месяцев, так с него как с гуся вода! Как, коронавирус какой-то или ещё? Очень сильный иммунитет у человека. Такие люди есть. Они должны болеть, они не болеют сильно, сильный иммунитет. Они вообще не чувствуют никаких проблем. Все вокруг страдают – они в экстазе. Кстати, этот друг, о котором рассказываю, всегда в экстазе, всегда. Поёт, танцует, шутит. То есть вообще на позитиве всегда. Как-то эти вещи связаны между собой, если вы заметили.

00:34:50 Из зала: [непонятно]
БРСС: Профилактика повышает иммунитет.
Из зала: [непонятно]
БРСС: Улучшить иммунитет. Да, всё правильно, всё правильно. То есть, цель – это иммунитет. В плане здоровья – иметь крепкий иммунитет, или он врожденный или он наработанный, так или иначе, это цель. И в сознании Кришны тоже самое, если вы хотите не страдать. Кто пришёл в сознание Кришны, для того чтобы пострадать? Вам не хватало страданий, и вы пришли в сознание Кришны, чтобы пострадать? Нет таких.

00:35:32 А кто пришёл для того, чтобы почувствовать себя счастливым? Все! Поэтому для нас это очень важно понять, что только лишь при наличии энтузиазма, вдохновения, мы сможем продолжать наше духовное развитие. Если у нас нет энтузиазма, фактически мы обречены. Или вот как Арджуна-Кришна прабху сказал, что есть такие люди — энтузиасты по жизни. И наблюдение такое, что иммунитет у них тоже крепкий.

00:36:31 Связано это. Но большинству нет, не так повезло, поэтому нужна какая-то профилактика или какая-то практика для того, чтобы повышать этот энтузиазм. Что помогает? Какая практика помогает?
Да. Всё правильно, «садху-санга», «садху-санга»
сарва-шастре кайа лава-матра
садху-санге сарва-сиддхи хайа.
Знаменитый стих (Шри Чайтанья Чаритамриты, Мадхья-лила 21-25.54), в котором говорится, что все священные писания вдохновляют нас на садху-сангу. Почему? Что даёт садху-санга?
Из зала: Лава-мантра.

00:37:37 БРСС: Лава-мантра. Даже мгновение с садху что даёт? Сарва-сиддхи – все совершенства приходят через общение с садху. И кто такой садху? «Бхагавад-Гита» объясняет — это тот, кто полностью посвятил свою жизнь служению, вечному служению Верховному Господу. И который уже не находится на материальном уровне. Тот, кто видит всех (как мы вчера читали этот стих из шестой главы) видит всех на духовном уровне. Эта мысль, которая в «Бхагавад-Гите» повторяется не один раз, много раз.

00:38:38 Эта глава также говорит об этом (БГ 6.32).
а̄тмаупамйена сарватра
самам̇ паш́йати йо ’рджуна
сукхам̇ ва̄ йади ва̄ дух̣кхам̇
са йогӣ парамо матах̣

Да? Учёный, смиренный мудрец может видеть всех живых существ: будь то брахман, собака, собакоед, скот, корова – всех на равном уровне, на духовном уровне, каждую духовную душу. Что это значит, видеть всех как духовную душу? Знаете, у нас иногда любитель такие картинки рисует: идёт такой садху и видит другие живые существа, и у них где-то здесь внутри такой огонёчек светится. И вот он смотрит не в лицо человеку, а идёт так… Но это достаточно упрощённый вариант.

00:39:51 Это не значит что, если вы встретили садху, то он будет смотреть так, где огонёчек такой, и больше ничего не будет видеть, что на душу смотрит. Что это значит: воспринимать окружающих как душу?
Из зала: [непонятно]
БРСС: Всё правильно, то есть видеть в человеке не проблемы, а его духовный потенциал. Шрила Прабхупада — самый яркий пример, благодаря чему его ученики так вдохновлялись его общением. Как, я помню, мой духовный учитель приехал в Москву один раз и провел такой киртан, что там преданные просто икали вообще.

00:40:50 Ну, просто потеряли вообще ориентацию реальности. Один преданный в экстазе встал посреди комнаты и начал кричать: «Это же духовный мир!», и отключился! После этого киртана одна преданная подошла к нему и начала благодарить его за киртан. Он не отреагировал так, как отреагировало бы большинство из нас. Нет, он сказал: «Я рад, что вы вдохновились». Но по сравнению с моим духовным учителем, Шрилой Прабхупадой, я – просто искорка. Мой духовный учитель был пылающим пламенем. И вот, если вы так вдохновились мной, можете себе представить насколько мы были вдохновлены в общении со Шрилой Прабхупадой. Идеальный подход: вместо того, чтобы отказываться от прославления — взять и передать духовному учителю.

00:41:59 Использовать его для того, чтобы прославить Гуру. Действительно, это факт, что ученики Прабхупады были очень вдохновлены, что им до сих пор вдохновения хватает от общения Шрилы Прабхупады. Шрила Прабхупада просто мимо кого-то прошёл и сказал: «Хариболл!» И всё — этого ученику хватило на всю жизнь, чтобы вдохновиться.

00:42:37 Из зала: [непонятно]
БРСС: Да, много таких удивительных случаев. Благодаря чему Шрила Прабхупада так сильно вдохновлял стать преданными? Вспоминают именно вот это, что Шрила Прабхупада смотрел, и было видно, что Он видит тебя как душу. Прямо в душу заглядывает, проникающий взгляд такой. И Он умел вдохновлять, и Он умел зажигать этот энтузиазм, Он умел раздувать эту искру. И совершенно удивительно, что Он видел лучшее в своих учениках, и вдохновлял использовать это для Кришны.

00:43:37 И это не только в нашей традиции, потому что мы понимаем, что Бог один. Любой человек, который серьёзно следует духовной практике, он будет развивать такое сознание. Одно из мест, которые я регулярно посещаю в Америке – Лос-Анджелес. И мне преданные рассказали, что здесь есть очень вдохновляющая церковь, название у неё тоже очень интересное — Агапия. Агапия в переводе с древнегреческого значит любовь к Богу. Они меня пригласили прийти на службу. Там очень интересные условия, центр города практически, недалеко от нашего Храма, где-то минут десять.

00:44:44 По воскресеньям 10 000 человек собирается. В будние дни где-то от трёх до пяти. Серьёзный уровень популярности, это в Лос-Анджелесе, где людей трудно вообще чем-то удивить.
В основном они говорят: «Мы ходим на лидера этого центра, чтобы его увидеть, чтобы от него вдохновиться, просто его послушать». Я подумал — интересно. Мы сходили туда, причём действительно очень необычная личность.

00:45:30 Один из моментов, который меня поразил: он очень влиятельный человек, например, на уровне Организации Объединённых Наций, глав государств, консультирует, решает их вопросы, то есть они с ним советуются. Но при этом он остается таким доступным, что, например, воскресная программа 10 000 человек, представляете? Ну, а он просто среди прихожан ходит [непонятно], попросили его о чём-нибудь, то есть он совершенно не ограничивает доступ к себе, очень простой человек. И я подумал, что интересно, чем человек так сильно привлекает всех. Причём, там даже ученики Прабхупады ходят вдохновиться в эту церковь. Они говорят, что настроение такое было во времена Прабхупады. Это вот похоже.

00:46:53 И я как-то рассказал об этом ещё одному ученику Шрилы Прабхупады, он такой известный, снял сериал «Воспоминания о Прабхупаде». Наверняка, многие его видели, Его зовут Сидханта прабху. И я ему рассказал: вот такая церковь интересная. А Он: «О! А я там не был никогда, надо сходить». И мы с ним сходили. Я подумал, что надо получить авторитетное заключение от старших преданных — насколько там всё правильно. Я говорю: «Какие у вас впечатления? Что вы скажете?» Он говорит:
«Невероятное что-то. Даже вот приветствие, первые пять минут, меня просто до слёз пробрало».

00:47:56 И я подумал: «Да, это действительно удивительный показатель». А он и с Прабхупадой общался, он с 60-х годов в Движении, очень старый преданный. Я подумал, что, если уж настолько старого преданного что-то впечатлило, значит что-то в этом есть. И я взял и записал дословно то, что они там делают. И конечно, можно рассказывать об этом, а можно попробовать. Ну, в какой-то степени эффект почувствовать.

00:48:46 И понять благодаря чему люди чувствуют энтузиазм, секрет энтузиазма. Хотите попробовать? Как-то так «вяленько». Тогда давайте, сядьте в парах лицом друг к другу и, вам особо делать ничего не надо, только говорить по нескольку слов за мной, но глядя друг на друга, и стараться эти слова произносить не механически, а как-то с душой.

00:49:38 Попробовать, что из этого выйдет. Вместе, прямо за мной, глядя друг на друга. Все вместе. У всех есть пара, кто хочет участвовать в этом упражнении?
Представьте себе, что вы только-только пришли сюда. Как называется храм? Центр? Как вы его называете? Прабхупада Деш. Тогда так и будем говорить.

00:50:35 Посмотрите друг на друга и скажите: «Харе Кришна! Добро пожаловать в Прабхупада Деш. Я знаю кто ты. Ты – духовная личность, созданная по образу и подобию Кришны. Неповторимая. Проявление красоты, любви и божественной мудрости. На самом деле ты – уникальный и неповторимый, прекрасный и блестящий, развивающийся талант. Мне очень радостно видеть в тебе безграничный потенциал. Я ценю тебя и благодарю Кришну за то, что он тебя сюда прислал. Добро пожаловать в Прабхупада Деш! Харе Кришна!»

00:52:10 Все почувствовали, как энергия поменялась? Индивидуально и коллективно. Кто хочет поделиться впечатлениями какими-то?
Из зала: [непонятно]
БРСС: Позитивный настрой. Ещё?
Из зала: [непонятно]
БРСС: Личностное обращение. Ещё?
Из зала: [непонятно]

00:53:13 БРСС: Какие наблюдения? Слишком большая гуна благости. Устаёшь так говорить. Слишком непривычная гуна для русского человека.
Из зала: [непонятно]
БРСС: Хорошо. Ещё? Мы говорим то, что человек хочет услышать. Ещё?
Из зала: [непонятно]

00:54:33 БРСС: А вот давайте разберём: ложь это или правда. Почему правда?
Из зала: [непонятно]
БРСС: Потому что душа именно такая. Почему эти слова, хотя мы произносим заучено, хором, но всё равно это работает. Почему это работает? На каком уровне мы обращаемся друг к другу? На уровне души. Даже чуть-чуть, несколько секунд духовного общения что дают? Когда мы видим, когда мы общаемся друг с другом не как тело с телом, а как душа с душой.

00:55:33 Из зала: [непонятно]
БРСС: [непонятно] Кто за вами пойдёт? Естественно, что если мы будет это так механически заучивать и повторять, то толк навряд ли будет. Поэтому мы и говорим, что не просто слова, а что, если мы это искренне произносим, это даёт результат. Если мы говорим: ты красивый …мне очень нравится…видеть в тебе безграничный потенциал. Понимаете, да? Очень интересно. Те же самые слова, настроение другое. Я ценю тебя. И благодарю Кришну за то, что Он тебя сюда прислал. Понимаете, да?

00:57:29 Не только в словах дело, сознание первично, все остальное – вторично. Какая энергия должна вкладываться? Вера, любовь – да? Что мы сейчас пытаемся сделать – это понять секреты вдохновения в сознании Кришны. Секреты энтузиазма в сознании Кришны. Давайте просто посмотрим кого что реально вдохновляет в сознании Кришны? Вспомните какие-то самые вдохновляющие моменты. Что вас больше всего вдохновило? #00:58:58# Из зала: [непонятно]
БРСС: Деньги с ножками такие приходят, стучатся в дверь. Прямо через крышу просачиваются или в окошко влетают? Как они приходят? Падают на карту. Откуда они падают интересно? С какого этажа? То есть какой принцип?

00:59:57 Когда мы чувствуем на себе заботу Кришны, которая приходит через кого? Через преданных. Вдохновение однозначно, если мы чувствуем заботу преданных, мы понимаем, что это забота Кришны. Финансовая также, это не исключается. Ещё? Кого что вдохновляет?
Из зала: [непонятно]
БРСС: Совместное служение, сотрудничество очень вдохновляет. Правильно, потому что это главный принцип санкиртаны: совместное прославление Господа без сотрудничества невозможно. Ещё? Кого что вдохновляет?
Из зала: [непонятно]
БРСС: То есть когда у нас есть возможность какое-то служение делать на пределе возможностей, да?

01:02:05 Интересно, когда преданные говорят, что надо вот это сделать, и я верю, что у тебя получится. И если получается, то какие-то благословения приходят от преданных. Ещё?
Из зала: [непонятно]
БРСС: Понимание, что что-то делает счастливым. Окей. Ещё?
Из зала: [непонятно]
БРСС: Работа над собой. Ещё?
Из зала: [непонятно]
БРСС: Киртан. Долгий киртан. Ещё?
Из зала: Лекции духовного учителя.
БРСС: Лекции духовного учителя.
Из зала: [непонятно]

01:03:05 БРСС: Бескорыстное служение.
Из зала: [непонятно]
БРСС: Чудеса.
Из зала: [непонятно]

01:05:02 БРСС: Да, можно понять, что всё это происходит благодаря правильно построенному общению между преданными. Вдохновение приходит через правильное общение. И благодаря вдохновению происходит всё остальное. Если правильного общения нет, вдохновения тоже не будет соответственно, сознания Кришны не будет. Очень важно понять эти моменты. Возвращаясь к нашему упражнению мы, может быть, как-то искусственно говорим какие-то слова, обращаясь друг к другу, но даже они помогли вдохновиться, поскольку каждый как-то постарался искренне это сделать. Именно искренность вдохновляет.

01:06:08 Можно себе представить, что, если это делать не просто заучено, а очень личностно. Это, скорее всего, даст ещё больший эффект. И это один из моментов, я думаю, самый вдохновляющий в сознании Кришны, то, что в сознании Кришны много удивительных преданных. Кто видит в сознании Кришны много удивительных личностей? #01:07:05# А кто видит удивительных личностей в Тюменской общине? А кто видит удивительных личностей в этом зале? Хорошо. А кто может сказать, чем вас вдохновляет кто-нибудь из находящихся здесь преданных? О ком-то одном или о двух преданных сказать что-то. Надо назвать им, наверное, тогда легче понять.

01:07:55 Из зала: [непонятно]

01:10:34 БРСС: Спасибо. Ещё кто-то хотел сказать? Чем вас вдохновляет кто-то из присутствующих преданных? Или больше никто никого не может вдохновить?
Из зала: [непонятно]

01:11:24 БРСС: Хорошо. Ещё? Всё?
Из зала: [непонятно]

01:15:08 Хорошо. Спасибо.
Из зала: [непонятно]

01:15:55 БРСС: Это действительно вдохновляет. Хариболл!

01:16:00 Спасибо.
Из зала: [непонятно]

01:17:07 БРСС: Спасибо. Ещё кто-то хотел?
Из зала: [непонятно]

01:20:55 Из зала: Меня вдохновляет один саньяси [непонятно], который на моих глазах двадцать семь лет только занимается тем, что раздаёт, и при этом наслаждается сам, и это настроение наслаждения раздаёт [непонятно]. Приведу пример, сидим мы как-то в машине на падаятре где-то, едем куда-то и откуда-то.

01:21:40 И захотел Махарадж фисташек. Любой из нас захотел чего-то, пошёл взял и съел. Нет, нас пятеро в машине, пять пакетов фисташек купил и всем раздал, и все сидят и наслаждаются вместе. Это совершенный способ распространения сознания Кришны [непонятно]
Из зала: [непонятно]

01:23:34 БРСС: Хорошо. Спасибо всем. Какой-то вывод есть из того, что мы сегодня делали и обсуждали? Ни у кого нет никаких мнений?
Из зала: [непонятно]

01:25:04 Очень интересно, что перед уходом Шрила Прабхупада очень много об этом говорил. Важно, чтобы преданные развивали качества садху, потому что без этого невозможно прогрессировать в сознании Кришны. Спасибо. Матаджи Вриндавана хотела сказать?
Из зала: [непонятно]

01:35:42 БРСС: Спасибо. Хариболл! Смирение и искренность в сознании Кришны.
Из зала: [непонятно]

01:37:33 БРСС: Спасибо. Видеть лучшее в людях. Стремиться в характере человека найти что-то хорошее, особенно, если его хорошенько обыскать. Это факт. У нас много замечательных преданных. Это интересно, что, когда мы только приходим в общество преданных, нас преданные вдохновляют, но какое-то время проходит, и мы привыкаем, к хорошему можно быстро привыкнуть. И как-то, есть пословица такая: фамильярность приводит к пренебрежению, начинаем видеть недостатки. Очень важно понимать, что мы очень удачливы, что находимся в обществе таких замечательных людей, редкие личности, редкие. [непонятно]
Харе Кришна! Завтра будет тема: сила медитации. Будем учиться медитировать.

транскрибирование: Светлана Полуэктова | Таллин | Эстония | 17 May 2024