Предназначение
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Джая Радха-мадхава
(Джая) Кунджа-бихари
(Джая) Гопи-джана-валлабха
(Джая) Гири-вара-дхари
(Джая) Яшода-нандана
(Джая) Враджа-джана-ранджана
Ямуна-тира-вана-чари
Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе
00:03:33 ом аджнана-тимирандхасйа джнананджана-шалакайа
чакшур унмилитам йена тасмаи шри-гураве намах
шри-чаитанйа-мано-'бхиштам стхапитам йена бху-тале
свайам рупах када махйам дадати сва-падантикам
ванчха-калпатарубхйаш ча крипа-синдхубхйа эва ча
патитанам паванебхйо ваишнавебхйо намо намах
Шри Кришна Чайтанья, прабху Нитьянанда,
Шри Адвайта Гададхара, Шривасади Гаура Бхакта Вринда
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
Харе Кришна!
00:04:31 Итак, мы продолжаем с вами изучать «Бхагавад-Гиту» в ее практическом приложении, наш курс называется «Йога успеха». И мы уже до какой-то степени попробовали практику трёх тем. Это – «Жизнь без конфликтов», «Поверь в себя» и «Сила медитации». Конечно, это достаточно глубокие темы, на которые нужно гораздо больше времени особенно с практиками, чем полтора-два часа. Но, как говорил Шрила Прабхупада, лучше что-то, чем ничего. Эти первые шесть глав «Бхагавад-Гиты» составляют раздел «карма-йога».
00:05:31 И вчера мы читали текст из третьей главы карма-йоги о том, каковы благословения Господа для тех, кто совершает жертвоприношение, и как это связано с нашей жизнью, как через медитация можно трансформировать не только свою жизнь, но и жизнь также многих окружающих людей. И наша сегодняшняя тема, четвёртая тема – предназначение, также она связана с третьей главой, потому что в третьей главе эта тема обозначается. А в четвёртой главе она раскрывается в деталях. Но мы прочитаем текст из третьей главы.
00:06:31 Потому что этот интересный текст повторяется почти дословно также в восемнадцатой главе «Бхагавад-Гиты». Если учитывать, что с третьей главы начинается подробное объяснение «Бхагавад-Гиты». Потому что первая глава – это вступление, вторая – это содержание, обзор «Бхагавад-Гиты», и с третьей главы, собственно говоря, начинается подробное объяснение «Бхагавад-Гиты». И восемнадцатая глава – это подведение итогов, заключение. Если этот стих повторяется практически дословно в самом начале и в самом конце «Бхагавад-Гиты». Там был диалог, в котором не было никакого лишнего времени перед началом битвы. Мы можем понять, что это была очень важная мысль.
00:07:46 И, действительно, предназначение, понимание своего предназначения, это очень важная тема, и она важна не только для тех, кто практикует сознание Кришны, она в принципе важна для каждого человека. Здесь у нас есть кто-то, кто первый раз? Есть. Даже те, кто в первый раз присутствуют.
00:08:14 В принципе, я думаю, что эта тема была бы интересна вообще всем. Мы сегодня с Акинчана-Рати прабху обсуждали известное желание Шрилы Прабхупады, которое он выразил, основав Институт Бхактиведанты, и у него три направления. Как мы обнаружили, изучая письма и беседы Шрилы Прабхупады, а также его конкретное наставление, касающееся целей и задач Института. Он выделяет три основных направления.
00:09:12 Первое – это подача сознания Кришны для ученых, работа с учеными. И это те задачи, которые, в принципе, выполняются достаточно хорошо на протяжении всех 45 лет со времен основания Института Бхактиведанты. Но две другие задачи, они не особо известны даже. Вторая задача – это презентация сознания Кришны с научной точки зрения для широких масс, то есть то, что называется научно-популярный аспект сознания Кришны. И, очень интересно, что Шрила Прабхупада в одном письме, или это была беседа? Беседа. Он говорит, не надо подавать сознание Кришны с религиозной точки зрения. Подавайте сознание Кришны с научной точки зрения.
00:10:17 Очень интересно. И третий аспект – это научное изучение сознания Кришны для практикующих преданных, научно-прикладные аспекты сознания Кришны.
Это, в принципе, одна из попыток это сделать, представить принцип «Бхагавад-Гиты» с научно-прикладной точки зрения. И все эти аспекты совершенно универсальны. Аспект предназначения, о котором мы будем говорить сегодня и который достаточно подробно обсуждается, начиная с 35 текста второй главы, который мы сейчас прочитаем.
00:11:06 Ом намо Бхагавате Васудевайа
Ом намо Бхагавате Васудевайа.
Ом намо Бхагавате Васудевайа.
00:11:32 श्रेयान्स्वधर्मो विगुणः परधर्मात्स्वनुष्ठितात् ।
स्वधर्मे निधनं श्रेयः परधर्मो भयावहः ॥ ३५ ॥
ш́рейа̄н сва-дхармо вигун̣ах̣ пара-дхарма̄т св-анушт̣хита̄т
сва-дхарме нидханам̇ ш́рейах̣ пара-дхармо бхайа̄вахах̣
00:11:51 Перевод: Гораздо лучше выполнять собственные обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем безукоризненно выполнять чужие. Лучше встретить смерть, исполняя свой долг, чем пытаться исполнять чужой, потому что идти путем, предназначенным для других – опасно.
00:12:13 Комментарий: Каждый должен выполнять свои собственные обязанности, пытаясь развить в себе сознание Кришны, и не браться за чужое дело. Материально обусловленным людям Шастры предписывают обязанности, соответствующие психическим и физиологическим особенностям таких людей, которыми их наделяют гуны материальной природы. Духовные обязанности определяет духовный учитель, и они связаны с трансцендентным служением Кришне. Любые свои обязанности, и материальные, и духовные, человек должен выполнять до конца жизни и не брать на себя чужих обязанностей. Наши материальные и духовные обязанности могут отличаться друг от друга, но, выполняя их под руководством опытных наставников, мы всегда получим только благо. Человек, находящийся под влиянием гун материальной природы, должен действовать, как предписано его сословию или духовному укладу жизни, и не подражать другим.
00:13:18 Так, брахман, находящийся в гуне благости, не должен совершать насилия, но оно вполне допустимо для кшатрия, находящегося под влиянием гуны страсти. Поэтому кшатрию лучше достойно погибнуть в бою, чем подражать брахману, который обязан следовать принципу ненасилия. Каждый человек должен очистить свое сердце, но это происходит не сразу, а постепенно. Однако, тот, кто уже вышел из-под влияния материальных гун и полностью развил в себе сознание Кришны, может выполнять любую работу под руководством истинного духовного учителя. Кшатрий, обладающий сознанием Кришны, может действовать как брахман, и, наоборот, брахман, обладающий сознанием Кришны, может действовать как кшатрий. На духовном уровне нет различий, существующих в материальной жизни.
00:14:09 Например, Вишвамитра, который по происхождению был кшатрием, стал выполнять обязанности брахмана, а Парашурама, принадлежавший к сословию брахманов, действовал как кшатрий. Это стало возможным потому, что оба они находились на духовном уровне. Но тот, кто еще не достиг этого уровня, должен выполнять свои обязанности, определяемые в соответствии с гунами материальной природы, под влиянием которых он находится. Вместе с тем он должен ясно представлять, в чем суть сознания Кришны.
00:14:40 Ещё раз прочитаем текст.
ш́рейа̄н сва-дхармо вигун̣ах̣ пара-дхарма̄т св-анушт̣хита̄т
сва-дхарме нидханам̇ ш́рейах̣ пара-дхармо бхайа̄вахах̣
Гораздо лучше выполнять собственные обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем безукоризненно выполнять чужие. Лучше встретить смерть, исполняя свой долг, чем пытаться исполнять чужой, потому что идти путем, предназначенным для других – опасно.
00:14:40 Очень интересный текст. Один из важных моментов — это то, с чего он начинается. «Шрейан» обозначает то, что приносит благо. Благотворно. То есть очень важно вначале подумать, потом сделать.
00:15:42 Понять, действительно ли то, что я собираюсь сделать принесёт мне благо. И, обычно то, что приносит благо нам, также принесёт благо и другим. Это вещи взаимосвязанные, мы можем понять. И то, что нам вредит, также другим повредит. Из-за того, что люди об этом не думают – они страдают. Для того чтобы человек духовно развивался, очень важно, чтобы этого не было. Потому что страдалец не может духовно развиваться. И что же для нас благо? — Свадхарма. Свадхарма обозначает наша природа.
00:16:43 Дхарма – это то, что является характеристикой, как Прабхупада говорит. Как, например, дхарма кошки – это мяукать и ловить мышей. Дхарма собаки – лаять и охранять хозяина. То есть невозможно собаку научить мяукать, а кошку лаять, у них разная дхарма. И точно также у каждого из нас разная природа, у каждого своя свадхарма. То есть, мы можем посмотреть на себя, посмотреть на окружающих и увидеть, что мы все разные. Хотя мы все люди, но у каждого своя природа. У нас могут быть какие-то общие интересы, но все равно мы разные, каждый уникален.
00:17:58 Говорится, что всегда помните, что вы уникальны, также как и все остальные. И что же является причиной этой уникальности? Кришна говорит «вигунах», то есть разные энергии, под влиянием которых находится наше сознание. И сознание также определяет внешнее тело. Можем видеть, как это происходит даже в одной жизни. Если человек, например, подавлен, внутренне подавлен, то это будет проявляться в его позе.
00:18:56 Он будет такой согнутый, как это называется? — Сгобленный? — Сгорбленный, согбенный. То есть он будет смотреть вниз. То есть видно, что он подавлен внутри, и поэтому такое впечатление, что он какой-то груз на себе несёт, внешне тоже. Хотя груза нет, но есть такое понимание как психосоматика. Как наше сознание определяет даже нашу внешность. А если человек очень вдохновлён, он будет ходить прямо, он будет улыбаться, будет держать голову высоко и т.д. и т.д.
00:19:52 И поэтому существует три гуны, как мы знаем — благость, страсть, невежество. Но они определяют, они создают бесконечное множество комбинаций. И поэтому мы можем видеть столько разных видов сознания. Как, например, в природе существует всего лишь три цвета. Все знают? Какие? Красный, желтый и синий. А все остальные цвета? Смешивая в разных комбинациях эти три цвета, мы получаем семь, так называемых, основных цветов. Как там? – «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». По первым буквам: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый – это семь, основная гамма.
00:21:06 И мы можем понять, что эта гамма создаётся благодаря всего лишь комбинацией этих трёх цветов. Красный с жёлтым – получается оранжевый. Синий с жёлтым – зелёный и т.д. и т.д. Соответственно, зелёный с синим — получается фиолетовый, и всё остальное. То есть мы можем понять, что точно также в природе существуют всего лишь эти три энергии: благость, страсть, невежество. Но их комбинации создают бесчисленное количество и форм и разных видов сознания. Сознание первично, форма вторична. Естественно, что все эти формы предназначаются, для того чтобы дать каждому возможность как-то наслаждаться в этом мире по-своему.
00:22:13 У каждого свои наслаждения. Есть известная пословица: «Пища для одного – яд для другого». То, что нравится одному, не нравится другому, каждый индивидуален. И есть также высшее предназначение. Высшее предназначение – это развитие своих отношений с Богом, что дает бесчисленное количество преимуществ. Мы вчера говорили об этом. Какие блага даёт санкиртана ягья, духовная практика? Очень много пунктов упомянули, но я сомневаюсь, что это исчерпывающий список. Например, такие блага как любовь, бессмертие – мы даже не упоминали.
00:23:19 А это серьёзное благо. Одно бессмертие чего стоит. Любовь, конечно, мы можем не считать, что мы действительно развили любовь к Богу, но, по крайней мере даже несмотря на это, мы можем чувствовать, что Бог нас точно любит. И в принципе, развитие любви к Богу происходит на фоне того понимания, что Он нас любит. Его любовь проявляется через заботу, защиту и многое другое. То, что Он разум даёт, например. Какие-то моменты самые важные, много всего.
00:24:20 Если уж не через что-то другое, мы можем понять через прасад, что Он нас любит. И, соответственно, если мы понимаем это, если мы понимаем, что мы столько всего получили, столько благ, у нас также естественное желание что-то сделать для Него. Поэтому высшее предназначение обозначает посвящение своей жизни служению Богу. Но очень важно эти вещи не разделять. То есть «Бхагавад-Гита» обучает науке йоги. Йога – это что? — Связь, контакт. И мы можем понять, что йога это не просто какой-то набор упражнений — это жизнь.
00:25:26 Потому что мы живы только до тех пор, пока душа связана с телом. Мы можем говорить, только когда мы связываем слова в предложения. И все прекрасно знают, насколько связи вообще важны в жизни. Важно не столько что вы знаете, а кого вы знаете. То есть связи, вся жизнь состоит из связей. Если нету связей – нету жизни. Или жизнь становится какой-то бессвязной, что, конечно, не очень вдохновляет. Вот поэтому очень важно ни в коем случае не разделять эти две вещи — наша природа и наше служение Богу.
00:26:20 Чему учит «Бхагавад-Гита»? Что природа должна быть занята в служении Богу. Если человек просто действует по природе, он достигнет большого успеха, он будет процветающим, он будет влиятельным, он будет известным. Но все эти блага временны.
То есть он не сможет забрать ничего из этого в свою следующую жизнь. Если человек пытается служить Богу, игнорируя свою природу, искусственное отречение, пытаясь уйти от себя, он будет глубоко несчастным человеком.
00:27:20 Хотя он вроде бы служит самому счастливому. То есть это нечто искусственное, и то, что, в конечном итоге, не приведёт ни к какому результату, пустая трата времени. Но если человек действует по своей природе и посвящает эту деятельность служению Богу, то это идеальная комбинация. Почему? Потому что именно в этом случае будет всё то, что было описано во вчерашнем тексте. Что человек будет процветать, все его желания будут выполнены, он будет счастлив и в конце жизни он обретет бессмертие, и вернётся назад, домой к Богу.
00:28:22 То есть такой человек получит всё самое лучшее, что может дать этот мир, материальный мир, и духовный мир. По этой причине Чанакьа Пандит, из древних мудрецов Индии говорит, что тот человек, который жертвует духовным ради материального, потеряет материальное и духовное. Нет, Он говорит, что тот, кто жертвует вечным ради временного потеряет вечное, но потеряет также и временное. Но обратное также справедливо. То есть четыре минус два — это два, то два плюс два – это четыре. То есть если кто-то жертвует временным ради вечного, он обретает и вечное и временное. Но важно понять, что обозначает жертвовать временным.
00:29:36 Жертвовать временным – это тело, это всё, что связано с телом. Что связано с телом? — Силы, здоровье, финансы, разум – это отличительная черта человеческой жизни, и слова, общение. Важный элемент в жизни, можем видеть как общение, красноречие… Красноречие может очень возвысить человека. Косноязычие мало что даст. То есть, речь, можно увидеть тоже, одно из богатств человеческой жизни.
00:30:40 И, что значит пожертвовать временным ради вечного? Жертвовать — обычно люди понимают – это отказываться. Но если мы понимаем науку сознания Кришны, это обозначает не просто отказаться, а как отказаться? — В пользу Кришны. Это обозначает задействовать то, что у нас есть в служении Кришне. И тогда мы получим максимальный результат. Арджуна – яркий пример. Он хотел отказаться от сражения, потому что он считал, что это не духовная деятельность – убивать людей. Но Кришна ему сказал, что, если ты… Ну, это такой очень контрастный пример, потому что когда духовного человека представляете: такой добрячок, который мухи не обидит.
00:31:47 И вот тут для того, чтобы нам стало совсем понятно, приводится пример воина на поле битвы. Его задача – это убивать. И это как-то не совсем вписывается в рамки какой-то духовной деятельности, как правило, это не воспринимается как духовная деятельность. Но именно поэтому «Бхагавад-Гита» и была рассказана, что даже если такая деятельность может быть занята в служении Богу, это обозначает, что любая деятельность может быть занята в служении Богу. То есть Господь не зря создал всех нас разными, потому что у каждого есть свое уникальное предназначение.
00:32:50 И, если мы будем действовать в соответствии со своим предназначением, первое, что у нас будет в жизни – это успех. Успех обозначает, что мы не будем завидовать. Успешные люди, как правило, никому не завидуют. Завидуют неудачники.
Зависть по отношению к кому бы то ни было, также означает зависть к Богу. Почему? Потому что, если я завидую кому-то, потому что у него выполнились мои мечты, что у кого-то больше денег, чем у меня, у кого-то более высокое положение, он более известный, более привлекательный, более красивый, более знающий, более прославленный, более отречённый. Но как это связано с Богом, Вишну?
00:33:52 Источником всего этого является Бог, поэтому, если кто-то богат... Сегодня утром мы говорили, БОГатство. Кто дал человеку это БОГатство? Понятно, да?
Если человек прославлен. Кто дал ему эту славу? Если человек силён, кто дал ему эту силу? Если человек обладает знанием, кто дал ему такой острый разум? И если мы завидуем, что у кого-то есть что-то, чего нет у нас, кому мы завидуем? Тому, кто это дал.
00:34:57 Поэтому мы можем понять, что любая зависть – это зависть к Богу, потому что именно Он так распоряжается. А нам не нравится, как Он распоряжается, потому что мы хотим сами распоряжаться. Мы хотим быть в этом положении, вот и всё, очень просто. Но в чём решение? Если мы сосредоточены на своём деле и, если мы связаны с Богом, мы будем успешны. И для нас очень важно быть успешными. Почему? Потому что до тех пор, пока мы не достигли успеха в жизни, у нас будут иллюзии по поводу того, что этот успех нам может что-то дать.
00:35:59 И мы будем всегда об этом думать. А если мы уже успешны, уже понятно, что этот успех может дать или не дать, мы уже всё — успокоились. Точно также как, например, пока мы голодны, мы будем думать о том, как бы поесть. Но если мы уже поели, мы можем о чём-то другом подумать. Понимаете?
00:36:34 Очень интересная иллюстрация к четвертой песне «Бхагаватам». По-моему, вторая часть, Нарада Муни беседует с царем Прачинабархишатом. И, обратите внимание, что оба сидят во дворце, оба сидят на тронах, золотых тронах, украшенных драгоценными камнями, и, мысль, которая сразу возникает: если в такой обстановке человек находится, он может себе позволить посидеть, пофилософствовать, поговорить на духовные темы. Почему, например, у нас такой возможности нет? Причина простая – завтра снова на работу, как сотни лет назад. Всё.
00:37:32 Слово «работа» — очень интересное слово. Какой корень слово «работа»? Раб, то есть мы находимся просто в рабстве. Поэтому у нас даже нет времени на какие-то высокие темы. Как Шрила Прабхупада говорит: «Сознание Кришны обозначает: простая жизнь – возвышенное мышление». Мой духовный учитель объясняет, что материальная жизнь противоположная. Очень сложная жизнь, а времени на мышление вообще нет. То есть я бы подумал — некогда. Поэтому говорится, что не сильно переживайте по поводу того, что о вас подумают люди, потому что они этим не занимаются. То есть людей, которые думают, очень редко можно найти.
00:38:32 Потому что все заняты своими делами. Очень интересно, мы думаем: «А что обо мне подумают люди?» Как будто им думать больше не о чем, только обо мне вот. Люди даже о Кришне не могут подумать. А мы хотим, чтобы они о нас думали. Немножко самонадеянно, но, так или иначе, мы так сильно волнуемся по поводу того, а что люди подумают, а что люди о нас скажут. И результат какой? Что мы занимаемся не своими делами, мы занимаемся чужими делами, мы пляшем под чужую дудку. А подо что мы должны плясать в идеале? Под флейту Кришны. А мы пляшем под чужие дудки.
00:39:28 И в этом проблема. Это то, о чём говорит Кришна здесь, в «Бхагавад-Гите». Что не стоит заниматься чужими делами, надо заниматься своими делами, и, сосредоточившись на своей жизни, мы можем, во-первых, достичь максимального успеха, и во-вторых, вдохновить других, делать тоже самое. Если каждый будет заниматься своим делом, даже в этом материальном мире, всё будет идеально. Но для этого очень важно освободится от зависимости, зависимости от других. Шрила Прабхупада говорит, что это один из источников болезни. В «Бхагаватам», в одном из комментариев, чрезмерная зависимость от других. Это одна из ступеней освобождения – независимость от других.
00:40:24 Независимость от мнений окружающих людей. Независимость от их желаний, например, то есть свобода от манипуляций. Свобода от представлений о том, что наша жизнь находится в чьих-то руках. Нет, наша жизнь находится только в руках Бога.
Он является самым главным хозяином, точнее, Он – единственный хозяин. Все остальные только думают, что они хозяева. И, если мы свободны от этой зависимости, мы можем посвятить себя служению Богу. Но это служение также включается в себя благо для всех остальных.
00:41:30 Шрила Прабхупада много раз цитирует этот стих из «Бхагаватам» (ШБ 4.31.14)
यथा तरोर्मूलनिषेचनेन तृप्यन्ति तत्स्कन्धभुजोपशाखा: ।
प्राणोपहाराच्च यथेन्द्रियाणां तथैव सर्वार्हणमच्युतेज्या ॥ १४ ॥
yathā taror mūla-niṣecanena tṛpyanti tat-skandha-bhujopaśākhāḥ
prāṇopahārāc ca yathendriyāṇāṁ tathaiva sarvārhaṇam acyutejyā
00:41:51 Кстати, «Бхагаватам» он тоже повторён, как минимум два раз, может даже больше. Потому что это очень важный принцип: «Поливая корень дерева, мы приносим благо всему дереву». Помещая пищу в желудок, мы даём энергию всему телу. Точно также, служа Верховному Господу, который является корнем всего мироздания, мы приносим благо всем.
00:42:24 То есть служение Богу приносит благо всем. Но для того, чтобы служить богу и приносить благо всем, необходимо освободиться от представления о том, что моя жизнь зависит от кого бы то ни было. Нет, я полностью свободен. Моя жизнь зависит от Бога, но Он предоставляет мне полную свободу выбора каждую секунду. И это замечательная истина, Абсолютная Истина, это не просто чьё-то представление. Миллионы людей за всю историю человечества доказали примером своей жизни как это работает. Если мы это понимаем, что я свободен в своём выборе. Это обозначает, что я могу создать для себя жизнь, которая является моим идеалом. То есть я могу жить так, как мне нравится. Я могу делать всё то, что меня вдохновляет. Я могу иметь всё то, что я хочу иметь. Я могу быть тем, кем я хочу быть. Полная свобода!
00:43:53 И всё это осуществляется через сознание. Почему, например, наше общество называет «Сознание Кришны»? Потому что сознание – это ключ. Зависимость от того, на что нацелено наше сознание, в зависимости от этого будут происходить определенные изменения в нашей жизни. Люди, которые более успешны, более счастливы, более влиятельны, они могут быть ничем не лучше, чем мы, а могут быть даже, могут даже уступать нам. Кто-то это заметил? Это факт. Но почему они достигли намного большего, чем мы? Потому что они более свободны в своем сознании.
00:44:58 Поэтому очень важно освободиться от этой зависимости. Кто это говорил, что надо выдавливать из себя раба по капле? Кто? А.П.Чехов. Ну, кто-то из великих писателей говорил, что важно выдавливать из себя раба по капле. Естественно, что мы — слуги Кришны. Слуги Кришны, которые хотят действовать, то есть которые должны действовать на благо всех. Но мы не сможем действовать на благо всех, если сами мы страдаем.
00:45:37 Может ли нищий человек сделать кого-то богатым? Может ли несчастный человек кого-то осчастливить? Может ли глупый человек кого-то научить чему-то ценному? Очевидно, что нет. Вот. Поэтому, если мы хотим приносить благо окружающим, прежде всего, мы должны сами иметь эти блага. Прежде, чем помогать другим освобождаться от проблем, мы должны быть свободны от проблем. То есть, начинаем с себя. Это очень важный принцип. Как он называется в Сознании Кришны? Принцип ачарьи. «Ачар» — пример.
00:46:29 йад йад ачарати шрештхас
тат тад эветаро джанах.
Также третья глава «Бхагавад-гиты» (текст 21) об этом говорит, что весь мир следует примеру успешных людей, весь мир следует примеру великих людей. Кто из присутствующих хочет, чтобы весь мир стал сознающим Кришну? Как вы думаете, сможем ли мы вдохновить весь мир на Сознание Кришны, если у нас будет общество неудачников? Навряд ли, трудно себе представить такое. Это обозначает, что мы должны быть примерами во всех отношениях. В социальном, духовном, интеллектуальном и даже в физическом отношении.
00:47:360 Это теория была, теперь мы перейдем к практике. Я надеюсь, что все вдохновлены. На то, чтобы менять свою жизнь в лучшую сторону. Все вдохновлены? Всем есть, куда расти? Хорошо. Мы говорили о том, что… Буквально последний момент, который хочется упомянуть, шесть признаков Сознания Кришны, которые описаны в «Нектаре преданности», и эти же самые признаки, они идеальным образом подходят для человека, который реализовал своё предназначение.
Шесть признаков Сознания Кришны
00:48:35 Первый признак: клешагни – избавление от страданий, решение проблем. Второе: шубхада – благотворно для всех. Третье: сандрананда-вишешатма – то, что даёт счастье. Четвертое: можем сказать – вдохновение, вдохновение — это также одно из проявлений счастья. Четвертое — очень интересный признак, те, кто достигли совершенства в бхакти, они смеются даже над освобождением. То есть, это можно понять как независимость от результата, это очень важный момент, который в «Бхагавад-Гите» много раз повторяется.
00:49:42 Все знают, что первая проблем – это то, что мы очень сильно зависим, то есть стремимся к результату. Ну, чего ради люди работают? Давайте посмотрим, кто влюблен в свою работу? Кто несколько раз ночью просыпается и смотрит на будильник: «Когда же наконец-то можно будет встать и пойти на работу?!» Кто-то влюблён? Чего ради мы работаем? Зарплата, результат, плод. Так-то это работа, если бы зарплату не платили, кто бы из вас работал? Поднимите пожалуйста руку. Никто бы не работал? Кому она нужна! Работа без зарплаты. То есть, смотрите, явная привязанность к результату. Конкретно, только ради результата. Как вы думаете, полезно это для духовного развития? Нет, конечно.
00:50:56 А у кого есть хобби какое-то, любимое дело? Вам за это деньги платят? А готовы ли вы собственные деньги вкладывать, чтобы этим заниматься? Вот оно – ваше дело. Вот это деятельность по природе: то, за что вам даже платить не надо, вы согласны сами доплачивать, чтобы у вас была возможность этому посвящать время. Поэтому, как один человек сказал, предназначение – это хорошо оплачиваемое хобби. Это один из важных признаков предназначения — что вы занимаетесь тем, что вам нравится, а вам ещё за это и деньги платят.
00:51:53 Поэтому, это единственный вариант быть не привязанным к результату. То есть, результат есть или нет – вы уже заняты любимым делом. А результат он будет. Почему? Потому что, если вы занимаетесь тем, что вам нравится вы — будете это делать очень хорошо. Вы сможете вложить в это дело душу. Все понимают, что это значит? Если это просто работа, то очень сложно просто вложить душу.
00:52:34 Пятый признак: су-дурлабха. Бхакти – это большая редкость. И также мы можем видеть людей, у которых хорошо оплачиваемое хобби, очень много. В основном, если мы посмотрим вокруг – это мир голодных и рабов. Может быть не голодных, но рабов тем не менее. Это достаточно страшное явление.
00:53:10 Сегодня за обедом Арджуна-Кришна прабху вспоминал, как мы качались на качелях и беседовали о сознании Кришны в Челябинске. Я помню, как у нас во дворе дома, где у нас был один из первых ашрамов, были качели. И мы любили там качаться. И знаете, летом жарко в комнате, в то время ещё не было кондиционеров. А на улице прохладно, хорошо. После мангаларати и до приветствия божеств, до семи часов, покачаться и поповторять джапу – вообще экстаз: Харе Кришна!
00:53:59 И одно из страшных зрелищ, которые мы за это время наблюдали – это были люди, которые выходили из подъездов, и было видно, что человек просто спит. Он идёт и спит. И у него такое лицо, как будто он уже похоронил себя. То есть на работу, весело позвякивая кандалами, это страшное зрелище. Мы смотрели и мы думали: «Кришна, спасибо тебе, что ты нас спас ». Ну вот, если бы не Сознание Кришны, то мы тоже бы сейчас были в этом потоке. Как говорят, что с утра пораньше добрая половина россиян выглядит как недобрая. Вот, ну это такое, не очень вдохновляющее зрелище. По крайней мере, мы радовались, что Кришна нас от этого спас. Но это редкость, это редкость. Поэтому бхакти — это большая редкость.
00:55:15 И, шестое, шестой признак, он самый интересный – это Кришна-каршини. То, что преданное служение, оно настолько привлекательно, что оно привлекает даже Бога, даже Кришну. Кришна привлекает всех, но преданное служение привлекает даже Кришну. И к предназначению это относится на все 100%.
00:55:44 Потому что, если человек действует в соответствии со своим предназначением, то это очень привлекательно, потому, что все так хотят, жизнь превращается в настоящее приключение. Если человек в рабстве находится, это очень печальное и достаточно скучное зрелище. Поэтому, если Бог наблюдает за нами, давайте жить так, чтобы Ему было интересно! Что-то там смотрит за нашей жизнью. Представляете, духовное телевидение, там много-много каналов, каждый канал – это вот жизнь каждого из нас. И, Господь включает наш канал и смотрит.
00:56:48 Тут всё понятно, тут точно нового я уже точно ничего не увижу. А, например, переключает канал Шрилы Прабхупады, там такая жизнь! Явно, что он на краюшке сидения сидел: Вот это да! Ему почти 60 лет, а он поплыл на грузовом корабле в Америку! С таким здоровьем! Два инфаркта по дороге. Он готов вообще умереть ради того, чтобы выполнить свое предназначение. Он приезжает в Америку, и он в этом батлере в Пенсильвании какого-то успеха достигает мало-мальского, и вроде бы надо бы успокоиться. Но он всё это бросил, и он поехал в Нью-Йорк, где его вообще никто не знает, и денег нет. Ещё эта зима на носу, вообще, у него даже тёплых вещей нет. Просто Кришна не мог оторваться от этой передачи.
00:57:53 Явно, что Он сопровождал Шрилу Прабхупаду на каждом шагу. Шрила Прабхупада шёл по краю, но он делал это ради Кришны. Вот это настоящая жизнь! Вот это обозначает: Человек, который живёт в соответствии со своим предназначением! А не просто находится у кого-то в рабстве. У кого-то с девяти до пяти протирает локти и, протирает стул. То есть достижение в жизни – сколько стульев я протер.
00:58:45 И вот поэтому — первый шаг. Всем интересно, каким образом начать освобождаться от цепей, внутренних цепей, кстати говоря? Внешних цепей нет, внешне мы все свободны. А вот внутренние цепи – это вот серьёзно. Внутренние путы гун природы. Первый шаг – это представить себе, что на работу вам больше ходить не надо. Вот что бы вы делали, если бы не надо было ходить на работу? И, причём, чтобы у вас была достаточно большая свобода заниматься тем, чем вам нравится заниматься.
Вот Арджуна-Кришна немножко знает это упражнение, мы его уже проделали, проделывали много раз с преданными. Представьте себе, что вам какой-то очень щедрый меценат подарил 1 млрд. рублей просто так, за красивые глазки. И всё! И это, мне кажется, вполне достаточная сумма, даже для очень многосемейного человека, чтобы совершенно не волноваться о том, чтобы хотя бы один день в жизни работать за зарплату. Мне кажется, этих денег ещё и на будущие поколения хватит, если, конечно, ими просто камин не топить.
01:00:49 Поэтому, что в жизни важнее, как вы думаете: уметь зарабатывать деньги или уметь их правильно использовать? Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал в парах друг другу. Что, если бы мне подарили 1 млрд. рублей, я бы их использовал так-то и так-то. И моя жизнь изменилась бы вот так-то и так-то. Давайте, пожалуйста. Пять минут на каждого. Ну, инфляция, что делать. Давайте, найдите для себя пару.
01:01:31 [Обсуждение в зале]
01:14:07 Справились? Давайте попробуем следующее задание. Если вы не успели с первым, вы можете его закончить и потом продолжить со вторым. Второе задание на преодоление страха. Страх – это очень серьёзное препятствие в нашей жизни, потому что, может быть, мы как-то и хотели перестроить свою жизнь или что-то серьёзное сделать со своей жизнью, но мы боимся того, что может у нас ничего не получится. И выходит, что мы, может быть, потратили зря столько времени и скорее всего даже денег. Вот, если бы нам был гарантирован успех, тогда другое дело. Вот представьте себе, что Кришна вам гарантирует сто процентный успех! Вот Он говорит: «Можешь заняться, чем хочешь — и Я гарантирую тебе успех. У тебя будет точно успех!»
01:15:07 Вот, чем бы вы занялись, если бы сам Кришна вам гарантировал полный успех?
Те, кто уже сделали, могут это упражнение сделать, те, кто еще предыдущее недоделал, можете его доделать, потом это.
Если они связаны, то продолжайте. Страх. Или с миллиардом уже ничего не страшно?
01:15:50 [Обсуждение в зале]
01:16:10 Если закончили с этим упражнением тоже? Другое хотите?
Ну, как хотите. С миллиардом лакшми не так страшно.
01:19:00 Кто-то с этим упражнением закончил? Поднимите, пожалуйста, руки. Ещё минуту и заканчиваем.
[Обсуждение в зале]
01:21:21 Кто закончил поднимите, пожалуйста, руки.
01:21:30 Следующее упражнение. Если бы вы занимали какое-то очень серьёзное положение в обществе. Это может быть общество преданных, это может быть внешнее, социум, неважно. Но это должно быть положение хотя бы на две категории выше, чем ваше нынешнее. Если вы, например, руководитель какого-то… А, нет, руководитель какого-нибудь департамента, представьте себе, что вы хозяин этого бизнеса, или хозяин этого предприятия. Если вам это интересно, конечно. В сознании Кришны — также представить себе, что вы руководите каким-то направлением служения. Или же всей общиной, или же несколькими храмами, может быть региональный секретарь и так далее, то есть важно представить себе положение, которое выше чем то, которое вы сейчас занимаете.
01:22:53 У меня был такой интересный случай. Я проводил подобный же тренинг в Германии для немецких преданных. И тамна этом тренинге был один из старших преданных в нашем обществе Его Святейшество Бхакти Гушана Махарадж, ученик Прабхупады, ДжиБиСи, Гуру и санньяси. То есть то, что касается сознания Кришны, он уже всё, дошёл до самого верха, выше уже не бывает. А какие-то внешние вещи его не интересуют, поскольку он санньяси.
01:23:40 И он говорит: «А мне что делать?» То есть, что я себе должен представить? Какое более высокое положение? Надо же, ну что-то, что меня интересует. Я говорю: «Хочется вам поменять всю Германию? Сделать всю Германию сознающей Кришну?» Он говорит: «Да, конечно». — Тогда есть, конечно, вариант стать канцлером Германии. — Он говорит: «Нет, политика меня не интересует». — Я говорю: «А как насчёт того, чтобы стать духовным наставником канцлера Германии?» — «Вот это — да! Вот это мне интересно». Ну, то есть можно и совместить. Ну, если вы не хотите сами занимать какое-то положение в обществе, можете представить себе, что вы занимаете положение духовного наставника того, кто имеет очень влиятельное положение в обществе.
01:24:49 То есть любое положение, которое даёт вам практически безграничные полномочия. И чтобы вы делали в этом положении? Выберите себе такое положение, и расскажите друг другу, как бы вы его использовали. Пожалуйста.
01:25:10 [Обсуждение в зале]
01:33:43 Кто закончил, поднимите, пожалуйста, руки. Кто ещё не закончил? Все закончили? Хорошо. Я надеюсь, что всё это вам помогло вам до какой-то степени определиться. И под конец я хотел предложить один из таких методов интересных. Понимание себя, которое может многое прояснить. Он, конечно, совершенно не ортодоксальный, то есть очень непривычный, но, тем не менее, он достаточно авторитетный. Почему? Потому что, достаточно часто в священных писаниях люди сравниваются с какими-то животными.
01:34:49 И когда мы говорим, что люди сравниваются с животными, совсем необязательно, что это в каком-то критическом ключе. Например, Кришна говорит Арджуне, что ты – тигр среди людей. Почему? Потому что воин имеет природу тигра. Тигр, лев – это такое животное, связанное с настроением кшатрия. Преданные сравниваются с лебедями. Материалисты – с воронами и так далее. И, это очень интересно, но, несмотря на то, что все мы люди, но наша природа может напоминать природу какого-то животного или птицы.
01:35:52 И это ни какое-то интеллектуальное упражнение, а это вот то, что вы естественным образом понимаете внутри себя. Какому животному соответствует ваша природа? И если вы это понимаете, а по идее каждый из вас должен это хорошо понимать, если вам задать вопрос: какой главный девиз вашего животного? То есть ради чего вы живете? И какова ваша миссия?
01:36:39 Потому что предназначение связано с личной миссией. И также, каковы сильные и слабые стороны этого животного?
Ну, я вас оставлю с такой медитацией, с такими мыслями. Ничто не приходит в голову? Нет никакого животного? Кто вообще никакого животного себе не может представить?
Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь.
01:37:38 Животного, которому соответствует наша природа… Пьяного, кого?
Во Вселенной восемь миллионов разных форм жизней, кроме человеческих, поэтому есть варианты.
01:38:23 Хорошо, вопросы. Наверное, вопросов много. Но я не знаю, насколько они будут для всех интересны. Один интересный вопрос мне задали в Австралии по поводу первого упражнения, там у нас было поскромнее, всего 10 млн. долларов. Миллиард — это больше. Миллиард – это сколько? Тринадцать миллионов. То есть, здесь мы более щедро распорядились. Но одна матаджи задала вопрос, что такое это упражнение, какой от него толк? Ну, мы напредставляли себе: вот если бы у меня был миллиард рублей! А вопрос такой: а где мой миллиард? Кому-то интересно узнать, где ваш миллиард закопан?
01:39:35 Нет, не в Сбербанке. Но я вам могу сказать, что существует ни один миллиард, а много миллиардов. И, я думаю, что каждый понимает, что если это миллиард, то, скорее всего, это не только на себя потратить. Все понимают это? Что если миллиард обозначает, что мы можем что-то реальное, серьёзное сделать для людей и для общества. Все это понимают?
01:40:28 То есть, если вы не для себя стараетесь, то этих миллиардов очень много. Вот я просто чисто из интереса набрал в интернете, в поисковике гранты на социальные проекты, и первый же сайт выдал 14 ссылок. Нет, даже я набрал «частные гранты на социальные проекты», даже не государственные. То, что есть президентские гранты, это понятно. Только частных грантов — четырнадцать ссылок. То есть, если вы хотите денег не для себя, а для того, чтобы что-то серьёзное сделать для людей, для общества, вам не надо их зарабатывать, они уже давно заработаны.
01:41:26 И их очень много. Естественно, что для того, чтобы получить эти деньги, необходимо соответствовать критерию, но это же неплохо. Когда мы проходили один курс по финансированию, нам специалист сказал очень интересную вещь, что, если вы подаёте заявку на грант, и вам отказывают в деньгах, то вы получаете информации, которая в среднем оценивается как минимум в 1,5 млн. рублей. То есть на 1,5 млн рублей вы получаете полезной информации. Это при условии, что вам отказывают. Бесплатно.
01:42:37 То есть в результате отказа, вы уже становитесь на 1,5 млн. рублей богаче. Причём это те богатства, которые не потеряются – это знания. Практические знания: как, с кем, куда обращаться и так далее и так далее. И обычно, в среднем, люди, которые идут этим путем, на третий или четвёртый раз они получают финансирование. То есть деньги уже есть, главное понять ни как их заработать, а как их потратить.
01:43:28 Кто об этом знал? Никто не знал, один человек знал об этом. Даже о том, что неудавшаяся попытка получения гранта даст вам 1.5 миллиона, тоже знали? Это я перевёл в русские рубли, это 20 000 долларов примерно, 21 000.
Хорошо. Если есть ещё какой-то вопрос, можем на него ответить.
Как освободиться от страха? Это, конечно, важная тема. Самый эффективный метод, который я знаю, это перешагнуть через страх. То есть, обычно, если мы боимся чего-то, мы даже не хотим об этом думать. Но, если мы подумаем, что мы будем делать после того, как самое страшное с нами произойдёт?
01:44:32 Обычно, что самое страшное может с нами произойти? Ну, умрём. Но мы же не тело, мы же духовные души. И что я буду делать после того, как я умру? Увижу Кришну, попаду в духовный мир. То есть то, что люди называют смертью, станет моим новым и самым лучшим рождением, которое только можно себе представить.
Поэтому, обычно, не так страшен чёрт, как его малюют. То есть, если мы представим себе самое страшное, и что мы будем делать после этого, мы поймём, что не так уж это и страшно, ну и пусть. Но после этого надо вернуться в настоящее и подумать, что же мы можем сделать для того, чтобы не допустить, чтобы самое страшное произошло.
01:45:34 Из зала: [непонятно]
БРСС: Цель жизни. Можно ещё одно упражнение как домашнее задание сделать: написать себе но не эпитафию, есть помягче вариант, представить свой восьмидесятый рождения. То есть, вам исполнилось восемьдесят, и с чем вас будут поздравлять?
01:46:42 То есть я думаю, что с тем, что вы протерли несколько стульев в офисе, я думаю, что с этим трудно будет поздравить. То есть подумайте о том, с чем вы хотите, чтобы вас поздравили, с какими достижениями. Вот, если вы будете делать то, что делаете сейчас и не более того, будет с чем вас поздравить? То есть, хотите ли вы вот именно так закончить свою жизнь, ничего после себя не оставив? Одно из важных слов, на которое стоит медитировать – это наследие.
01:47:28 То есть Шрила Прабхупада оставил после себя потрясающее наследие. А что останется после вас? Что будет помогать людям?
Из зала: [непонятно]
БРСС: Кто может озвучить? Кто может повторить? Но преданные обычные люди? Преданные — необычные люди, значит преданные должны что-то большее сделать, чем обычные люди в своей жизни. Если преданные будут обычными людьми, то какой смысл в сознании Кришны.
01:48:52 Просто называться, но ничего из себя не представлять.
Из зала: [непонятно]
БРСС: Ну, по крайней мере, у нас должно быть желание что-то сделать, потому что у Шрилы Прабхупады было желание, именно поэтому Шрила Бхактисиддханта Сарасвати его занял в миссии.
Из зала: [непонятно]
01:50:18 БРСС: Да, счастье, конечно не в деньгах, а в их количестве. Смысл-то в том, что сами по себе деньги не приносят никакого счастья. Что такое деньги? Как мы называем деньги? Средства, всё правильно, деньги – это инструмент. И если у нас нет денег, они превращаются в самоцель. То есть мы становимся привязанным к результату. А если они есть, то мы начинаем думать о том, что мы могли бы сделать. Понимаете, что это упражнение было предназначено для избавления от привязанностей к результатам.
01:51:10 . Точно так же, как можем перешагнуть через страх, мы можем перешагнуть через рабское состояние, когда мы вынуждены унижаться за какие-то копейки. Хотя, конечно, если особо не двигаться, кандалы практически не ощущаются. Но, так или иначе, я не знаю, насколько это интересная жизнь, даже для нас самих, что уж говорить о Кришне.
01:51:55 Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе
Нитай Гаура Премананде Харибол!
02:00:02 Я вот думал про вопрос амбиций. В этой жизни обрести бессмертие и вернуться домой назад к Богу – это не амбициозно? Амбициозно, но о ком мы при этом думаем? О себе. Правильно? То есть это такой духовный эгоизм, как бы мне бы уйти из материального мира, чтобы там наслаждаться с Кришной. А как насчёт того, чтобы что-то сделать для других, пока это не произойдет? И Шрила Прабхупада говорит во многих местах, что, если человек только о себе и думает, о своем благе, только на себе родном и сосредоточен, навряд ли он сможет реально достичь чего-то хорошего, даже в духовной жизни.
02:01:00 Это, к сожалению, ловушка, в которой многие преданные находятся. Только о себе и думают. Если есть амбиции, давайте их каким-то образом задействуем. Не для себя, а для того, чтобы что-то сделать серьёзное. Деньги. Что в этом плохого? Вы думаете, деньги не были нужны для того, чтобы построить этот храм? Деньги не нужны, для того чтобы организовывать большие фестивали? Если деньги есть, можно столько много всего делать для Кришны. А если денег нет, всё — сиди и повторяй, бормочи Харе Кришна. И на этом всё твое служение закончится. Ну может, немножко ещё что-то в свободное от работы время есть возможность сделать. Тут ни о каких амбициях речь не идёт, то есть речь идёт о том, чтобы взять ответственность за свою жизнь. Вот это предназначение, а не ждать пока кто-то за неё возьмёт ответственность. Пока кто-то мне не скажет, что делать со своей жизнью. Детская позиция, тело выросло, а мозги остались детскими. Это не очень вдохновляющее зрелище.
Харе Кришна!
Шримад Бхагаватам, Бхагавад-Гита ки Джай!
Шрила Прабхупада ки Джай!
Маха прасад ки джай!