Знание о свадхарме

Москва - 01 January 2004
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Духовные писания» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:12:53 | качество: mp3 64kB/s 5 Mb | прослушано: 28 | скачано: 130 | избрано: 2
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:14 Знание о свадхарме является третьим аспектом чистого знания. Что такое свадхарма? Свадхарма означает «собственная дхарма». Но что такое дхарма? Любой объект имеет дхарму, и эта дхарма неотделима от объекта. Свадхармой, или неотъемлемым качеством, души является прити, любовь [5_3_27].

00:00:46 Синонимы дхармы – это шакти (энергия), гуна (качество), пракрити (природа) и вритти (свойство). Любой объект познается через его дхарму. Например, дхарма огня заключается в том, что он горит, даёт тепло и свет. Зная эти свойства огня, можно понять, что такое сам огонь. Нам могут возразить, что, дескать, такого объекта как огонь не существует, а существуют лишь его качества. Однако несколько качеств не могут соединиться без общей основы. Поэтому тот, кто отрицает существование объекта, поступает вопреки здравому смыслу и истинному знанию.

00:01:38 Дхарма объекта может находиться в трёх состояниях: пассивном, активном и искаженном. Когда мы чиркаем спичкой, загорается огонь. Огонь проявляет три энергии: энергию света, тепла и жжения. До того как обнаружить себя, эти энергии, или качества, огня пребывают в пассивном состоянии. Перейдя в активное состояние, они в зависимости от обстоятельств проявляются либо естественным, либо искаженным образом. Так, если огонь соприкасается с деревом, все дхармы огня проявляются в полной мере, то есть естественным образом. При соприкосновении с другими материалами огонь может жечь, но не давать свет или давать свет, но не жечь. В этом случае качества огня проявляются искаженным образом.

00:02:41 Каждый объект обладает характерным, присущим только ему одному свойством, или дхармой, и множеством второстепенных свойств, или вритти, в которых дхарма находит свое выражение. Если дхарма объекта проявляется через какое-либо из его свойств (вритти), но при этом претерпевает искажение, тогда и все остальные вритти принимают искаженную форму. Такое проявление дхармы называют искаженным. Если дхарма не направлена на какой-либо объект (вишаю), говорят, что она находится в пассивном состоянии. Найдя подходящий объект, дхарма переходит в активное состояние. Будучи направленной на неподходящий объект, она искажается.

00:03:38 Для того чтобы дхарма проявилась полностью, необходимы три составляющих: ашрая, вритти и вишая. Ашрая, или средоточие дхармы, это объект, неотъемлемой частью которого эта дхарма является. Под вритти, или качеством, в данном случае подразумевается сама дхарма. А вишая – это то, что питает вритти. Без соответствующих ашраи, вритти и вишаидхарма не может должным образом проявить себя. Если ашрая, вритти и вишая отсутствуют или имеют какой-либо изъян, это отразится и на дхарме. Три упомянутых фактора настолько взаимосвязаны, что чистота каждого из них влияет на их взаимное развитие. Чистота вритти приводит к чистоте ашраи, и наоборот, чистота ашраи влечет за собой чистоту вритти. А следствием чистоты вишаи является чистота и здоровое состояние ашраи. Таким образом ашрая, вритти и вишая взаимозависимы друг от друга.

00:05:12 Существует два вида объектов – материальные и духовные. В материальном мире все объекты, кроме души, материальны. В духовном мире всё духовно: и душа, и Господь, и сама духовная обитель, и всё находящееся в ней, тогда как в материальном мире есть и духовные, и материальные объекты. Хотя душа, попав в плен к материи, приобретает новое свойство, она, тем не менее, сохраняет отличие от материи.

00:05:52 В чем заключается дхарма души? То, что несвойственно ни одному материальному объекту, а присуще только душе, и есть её дхарма [5_3_28]. Глубоко проанализировав это, мы придем к выводу, что отличительным качеством души является способность испытывать блаженство [5_3_29]. Если убрать из этого мира все души, в нём не останется блаженства. Огню, воздуху, эфиру и земле блаженство не свойственно ни при каких обстоятельствах. В материальном мире именно душа является вместилищем блаженства. Ранее уже говорилось, что душе присуще сознание, но, помимо этого, ей присуще и блаженство. Подобно тому как духовное тело души из-за соприкосновения с материей покрывается оболочками тонкого и грубого тел, испытываемое душой блаженство переходит в тонкое и грубое состояние и в конце концов превращается в страдания. Когда страдания удается немного уменьшить, можно ощутить немного эфемерного счастья. Удовольствие и страдания представляют собой искаженное блаженство.

00:07:19 Душа по своей природе исполнена знания и блаженства. Поскольку духовный мир свободен от материальной скверны, там природа души проявляется в своём неоскверненном состоянии. Но в материальном мире природа души искажена. Природу души невозможно познать с помощью логики и материальных органов чувств. Познать дух может только сам дух. Душа обладает совершенным знанием, что позволяет ей постичь своё духовное тело, обитель Господа, именуемую Вайкунтхой, и духовное тело Самого Бога.

00:08:03 Соприкасаясь с энергией Господа, именуемой иччха-шакти, или хладини-шакти, душа испытывает блаженство. Сандхини-шакти – это источник духовного тела, самвит-шакти – источник воли и знания, а хладини-шакти – источник блаженства. Когда в душе соединяются эти три энергии, она раскрывается полностью. Вечное тело души является частицей духа, воля души – частицей самвит-шакти, а испытываемое душой блаженство – мельчайшей частицей хладини-шакти. Такова сущность души и ее дхарма. Когда благодаря хладини-шакти душа начинает проявлять признаки экстаза, говорится, что она достигла уровня рати (бхавы).

00:09:13 Такие врожденные качества души, как блаженство, любовь и духовное влечение (прити), являются ее истинной природой [5_3_30]. Духовной природе души чужды страдания; она чиста и ничем не омрачена. Однако в обусловленном состоянии всё меняется. Природу находящейся в материальном мире души нельзя назвать ее истинной сущностью – она носит относительный характер. На разных ступенях развития человечества, таких, как безнравственная, нравственная и квазидуховная нравственная жизнь, дхарма души искажается в большей или меньшей степени. Ложно направленная, она принимает совершенно неестественный вид. Вот почему её называют не дхармой, а вайдхармой.

00:10:18 Единственным источником радости для человека, ведущего безнравственную жизнь, является еда, сон и секс. Приверженцы законов нравственности сочтут это вайдхармой. В действительности они имеют такие же склонности, хотя и соблюдают определенные правила приличия. Если безнравственного человека можно уподобить животному, то нравственный человек – это лощеное животное, поскольку и в том, и в другом случае истинная природа души искажена до неузнаваемости. Те, кто придерживается нравственных принципов и обладает подлинной верой в Бога, подчиняют свои материальные привязанности мыслям о Боге. В этом состоянии дхарма души начинает принимать естественный вид [5_3_31]. Что же касается людей, идущих по пути вайдхи-бхакти, то их истинная природа проявлена в значительной степени [5_3_32].

00:11:26 Ранее уже говорилось, что преданное служение Господу и выполнение в это же время человеком своих обязанностей в соответствии с его положением в системе варнашрамы является свадхармой, или долгом обусловленной души. Пример тому – Арджуна, сражавшийся в битве на Курукшетре, и Уддхава, отрекшийся от обязанностей кшатрия. Для обусловленной души основной дхармой является бхакти, а для очищенной души – прити. Все прочие дхармы носят второстепенный характер и их следует отвергнуть, поскольку они неблагоприятны для бхакти.

00:12:14 До тех пор пока душа находится в материальном рабстве, её свадхарма нечиста [5_3_33]. Даже тот, кто достиг уровня бескорыстной любви, не может исполнять свою свадхарму безукоризненно. Достичь же подлинной чистоты можно, лишь освободившись от оков грубой материи. Благодаря исполнению свадхармы природа души и присущее ей чувство любви постепенно очищаются.

тайминг: Евгений Геер | Днепропетровск | Украина | 05 October 2024