Шанта-раса
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:21 Вишая, или объект поклонения, вовсе не безличен (нирвишеша). Он – личность. Твердая вера в это называется шамой. Когда человек, обладающий шамой, развивает в себе рати, такая рати носит название шанта-рати. Ашраей шанта-рати является обретшая умиротворение душа, а вишаей) – Бог-личность. Тот, кто поднимается на ступень шанта-рати, избавляется от материальных представлений о Господе. На этой ступени поклонение заключается в занятиях йогой, цель которых – очистить своё сознание и испытать блаженство.
00:01:18 Преодолев стремление к мирским наслаждениям, йог черпает удовольствие в самом себе. Вишаей, объектом его рати является Кришна в образе Параматмы или разные проявления Брахмана, обладающие некоторой индивидуальностью. Такого йога не привлекает медитация на безличный, лишенный разнообразия Брахман. Он приписывает Брахману отдельные личностные черты, но в то же время ему недостает веры в то, что по природе Бог вечно является личностью. Поэтому иногда йог своим внутренним зрением созерцает четырехрукий образ Господа, иногда исполненный величия и могущества образ Кришны, а иногда Параматму. Примером шанта-бхакт являются мудрецы Санака, Санатана, Сананда и Санат-кумар («Бхакти-расамрита-синдху». 3.1).
00:02:29 Поскольку у подобных преданных нет ясного понимания личностной природы Бога, им незнакома всепоглощающая привязанность к Кришне. Объектом такой привязанности может быть только личность. Таким образом, хотя шанта-бхакты обладают чистой рати, у них нет личностных отношений с Богом. Для них вишая – это нетленный Господь, исполненный знания и блаженства, цель всех атмарам, Параматма, Парабрахман, исполняющий желания всех живущих, всемилостивый и всевластный. Ашраей же является мудрец, стремящийся к духовному блаженству, или аскет, а стхайи-бхавой – рати, обращенная на Мукунду (Господа, дарующего освобождение), неподвластного материальным гунам, недоступного восприятию чувств, заключающего в себе суть и сущность, всеведущего. В качестве уддипаны (стимула) выступает слушание основных Упанишад, проживание в святом месте, откровения свыше, философский поиск истины, постижение духовной науки, созерцание вселенской формы Господа, общение со сведущими преданными и обсуждение «Брахма-сутры» и Упанишад с единомышленниками.
00:04:15 Анубхавы (внешние признаки) шанта-расы заключаются в том, что человек сосредотачивает взгляд на кончике носа, ведет образ жизни авадхуты, при ходьбе смотрит на четыре локтя вперед. К анубхавамшанта-расы также относится гьяна-мудра [7_3_1], отсутствие ненависти к безбожникам, почтительное отношение к преданным, стремление избавиться от материальных привязанностей и обрести освобождение, невозмутимость, чистота, кротость и соблюдение обета молчания.
00:04:57 Шанта-бхакты проявляют все саттвика-вибхавы, такие как, например, вставшие дыбом волосы на теле и т.д., за исключением потери сознания. Но поскольку такие преданные не отождествляют себя с духовным телом, в их случае саттвика-бхавы проявляются тускло. Лишь изредка они становятся тлеющими, но никогда не бывают яркими или ослепительными. Иногда в шанта-расе присутствуют санчари-бхавы, например, невозмутимость, доблесть, счастье, задумчивость и памятование. Эти отличительные особенности шанта-расы позволяют причислить ее к основным расам. Однако в описании враджа-лилышанта-раса не упоминается, поскольку ее объектом нельзя назвать ни одну из форм Господа. Таким образом, шанта-раса не бывает однонаправленной и всепоглощающей. Развить в себе всепоглощающую любовь к Господу может лишь тот, на чью долю выпала великая удача. Когда такое происходит, чистая рати превращается в прему и дает начало прита-, бхакти-расе, расе служения дасья-.