Внутрисемейный климат

Веда Радио - 12 June 2017
Секрет идеальных отношений невестки и свекрови на примере царицы Драупади и Кунти – иерархичность и отсутствие конкуренции. Семейная жизнь как увеличительное стекло для наших достоинств и недостатков. Благотворительность семьи расширяет энергетические границы и обновляет их. Внутрисемейный климат – это прерогатива жены, сфера женщины - быть вовлечённой в сферу отношений. Жена должна быть в курсе возможностей её мужа и быть адекватна этому. Драупади: «Для женщины не существует Бога, равного её мужу». Как женщине приобрести счастье? Где и как женщине правильно находить себе подруг? Два противоположных понятия женственности. Как быть в этом мире, где нет таких чистых отношений с мужем и родными? Где женщине найти баланс между внешней деятельностью и деятельностью в семье, внутренней деятельностью?Как быть, если внутри поселяется боль?
запись эфира для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:09:26 | качество: mp3 48kB/s 23 Mb | прослушано: 1126 | скачано: 630 | избрано: 53
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Играет музыка. [Ведущая] Здравствуйте, дорогие радиослушатели, а в особенности, радиослушательницы. Ведь сегодня мы с вами продолжаем погружаться в послание для женщин от «Махабхараты», древнего ведического произведения. И погружать нас в эту тему будет Гуна Манджари, специалист по культивированию женственности и построению гармоничных взаимоотношений. Я напоминаю, что свои вопросы вы можете оставлять на сайте Ведарадио.фм, или звонить нам в скайп vedaradio. А наш лектор уже с нами на связи по скайпу. Здравствуйте, Гуна Манджари!

00:00:45 [Гуна Манджари] Здравствуйте, Анна! Здравствуйте, дорогие радиослушательницы и радиослушатели!

00:00:58 [Ведущая] Любопытные мужчины, которым тоже интересно узнать секреты женского счастья. (Легкий смех) Скажите, пожалуйста, о чём мы сегодня с вами будем говорить?

00:01:11 [Гуна Манджари] Мы сегодня продолжим, как вы уже объявили, путешествие в «Махабхарату», в те древнейшие времена ещё предыдущей эпохи, когда была поведана вот эта вся беседа, о которой мы будем продолжать вести речь, между Драупади и Сатьябхамой. Это были царицы того времени. Эта беседа, хотя она и была очень давно, и она происходила между царицами, она непосредственно имеет отношение к нам. Потому что в Ведах и в «Махабхарате» в форме вот такого иносказания, в форме таких историй, записаны законы для человечества. Ещё их называют законы Ману, законы Человека. Поэтому мы будем рассматривать вот эти вечные законы, которые всегда современны и всегда актуальны, так же, как и законы физики. Они не бывают новейшими или историческими законами физики, это всегда вечная, вечная динамика. Вечный закон, который всегда современен.

00:02:30 [Ведущая] Значит, можно сказать, что мужчины не зря нас слушают, им тоже будет чему поучиться сегодня?

00:02:37 [Гуна Манджари] Бесспорно. Говоря библейским языком: «Имеющий уши, да услышит». Естественно, в любом послании есть послание для всех. Оно, в общем-то, универсально, но большое значение имеет, умеет ли человек слышать. Вот от этого зависит.

00:03:00 [Ведущая] Хорошо, тогда давайте приступим к нашей теме эфира. Даю вам слово.

00:03:04 [Гуна Манджари] Спасибо. И я начну с того места, где мы остановились на прошлой передаче. Мы начали погружение, изучение диалога между царицами Драупади и Сатьябхамой. И Сатьябхама, у которой был один муж, интересовалась у царицы Драупади, у которой было одновременно пять мужей-героев. Это целая история, вы можете прослушать о ней на нашем предыдущем эфире. И она задавала ей вопрос о том, как ей удаётся держать всех своих мужей в состоянии любви. Они старались исполнить все её желания, как то угодить своей жене. И Сатьябхама интересовалась у Драупади, какими методами она пользуется. И вот сегодня мы продолжим этот разговор. По мере того, как я буду читать этот разговор, так же я буду делать определенный анализ, определённые комментарии для того, чтобы вот этот разговор был понятен для людей нашего времени, при наших обстоятельствах, которые намного отличаются от тех, которые были при том разговоре.

00:04:30 Итак, я продолжаю своё чтение и можно писать какие-нибудь вопросы по мере нашего разговора. Итак. Драупади отвечает Сатьябхаме: «Со смирением, соблюдая все предписания, я прислуживаю своим праведным, скромным и правдивым мужьям, словно они ядовитые змеи, которых легко разозлить». Я уже говорила об этом в предыдущем разговоре, что здесь вопрос идёт о том, что Драупади была очень деликатна в том, как она служила своим мужьям, как она с ними взаимодействовала. «Дорогая Сатьябхама, как результат моей воодушевлённости, усердия и смирения, мужья теперь во всём покорны мне. Каждый день я лично прислуживаю их почитаемой и правдивой матери, царице Кунти, принося ей пищу, платья и одежду. Я никогда не пытаюсь отдать предпочтение себе в отношении одежды и пищи. Я никогда её не критикую, ибо она терпелива, как сама земля».

00:05:52 И здесь как раз вот речь идёт о таком иногда очень остром вопросе, как взаимоотношения между невесткой и свекровью И вот Кунти была матерью мужей Драупади, и здесь даются идеальные отношения. Наша жизнь может вносить множество корректив, но, тем не менее, объясняется, как идёт иерархичность. Невестка не соревнуется со свекровью, она не пытается её в чём-то превзойти. Очень часто мы можем видеть, что две самые близкие женщины в жизни у мужчины, мать и его жена, ведут такую конкурентную борьбу между собой за право эксклюзивного отношения к себе, чтобы их мужчина выбрал её первой.

00:07:00 И здесь Драупади, как младшая по отношению к своей свекрови, она объясняет, что она с ней никогда не конкурирует. Она всегда показывает своё второстепенное положение. Понятное дело, что и её свекровь Кунти тоже была идеалом свекрови, идеалом матери, и у них были идеальные отношения. Но, тем не менее, тут показана расстановка сил, какова она должна быть. И я понимаю, что в нашей ситуации могут быть разные отношения, и свекровь может быть очень далека от идеала. Но, в любом случае, мы должны действовать в соответствии с ситуацией, но стараться не конкурировать, не пытаться её победить в этой борьбе за сердце одного мужчины. Вести себя достойно и иногда просто не взаимодействовать очень активно с матерью нашего мужа, если она по каким-то причинам негативна.

00:08:24 Но в любом случае каждый из нас должен обратить внимание на себя, на свою роль. Потому что очень часто жена пытается быть единственной в жизни своего мужа, пытается быть эксклюзивной. И она пытается всячески нивелировать роль матери в его жизни. Поэтому в этом плане нужно быть очень осторожной. Далее продолжаю этот разговор. «В прошлом во дворце Юдхиштхиры каждый день обедали восемьдесят тысяч браманов, которые ели из золотых тарелок. Кроме того, Юдхиштхира обеспечил каждого из восьмидесяти тысяч семейных браманов тридцатью служанками. Вдобавок к этому, десяти тысячам саньяси приносили на золотых подносах чистую пищу. Я занималась тем, что подносила пищу, напитки и одежду тем браманам, которые декламировали Веды. У Юдхиштхиры было сто тысяч прекрасно одетых служанок, украшенных золотыми браслетами и ожерельями, дорогими гирляндами, сандаловой пастой и бриллиантами.

00:09:49 И все они умели красиво петь и танцевать. Сатьябхама, я знала имена каждой из этих девушек, а так же всё то, что они сделали, что должны были сделать, и чего не сделали». Итак, тут я опять буду давать комментарии относительно нашего времени, чтобы это было понятно. Здесь очень важны два аспекта. Они выделены. И один из них – очень важно, чтобы семья занималась благотворительностью. И понятно, что речь идёт о царско-императорской семье. Её муж Юдхиштхира был царём всей планеты, тогда она называлась Баракаварша, и поэтому у них были совершенно другие возможности, и тут идёт речь о золотых тарелках, об украшенных драгоценностями служанках и всяческой роскоши, которая здесь присутствует.

00:11:08 Но послание и принцип тут таковы, что для того, чтобы семейная жизнь была счастливой, очень важно, чтобы семья не замыкалась в своём узком круге, в «тесном меджусобойчике». Что происходят, когда люди женятся, создают семью? Это получается, что все энергии по закону синергии взаимодействуют между собой, и они усиливаются. Энергии усиливаются, и всё хорошее, что есть в супругах, усиливается, и всё плохое тоже усиливается. И очень часто семейную жизнь сравнивают с увеличительным стеклом. Все наши достоинства и недостатки увеличиваются во много раз, когда мы вступаем в семейную жизнь, создаём семью.

00:12:18 Есть такая тенденция в семейных отношениях к увеличению эгоизма. В Ведах объясняется, что семья это своего рода такое расширенное эго. Мы отождествляем себя со своими супругами, своими детьми, своими близкими родственниками. Это уже как часть нас и мы всё стараемся делать для дома, для семьи и это нормально, это должно существовать. Но при этом мы можем забывать обо всём окружающем нас мире, об обществе, насколько у нас хватает возможностей. И поэтому очень важно не замыкаться в таком узком пространстве семьи, потому что если мы это делаем, то мы истощаем друг друга. У нас развивается эгоизм, и по отношению друг к другу мы начинаем быть более потребительскими. И так же дети, которые растут в этой семье, они тоже со временем становятся более потребительски относящимися к своим родителям.

00:13:31 Кроме того, энергия в семье, которая не занимается благотворительными делами, не приглашает гостей, не расширяет своих рамок, то энергия в этой семье застойная, как в болоте. То есть она не обновляется, она как стоячая вода. Поэтому очень важно, что люди, которые вступают в брак, чтобы они заботились ещё о ком-то, кроме членов своей семьи. Опять же, это не зависит от каких-то размеров, это зависит от возможности, не обязательно это должны быть большие благотворительные программы или ещё что-то такое масштабное. Это может быть 1-2 человека, но с которыми мы не связаны семейным эгоизмом, те люди, о которых мы можем бескорыстно позаботиться, кому-то помочь, пригласить кого-то на обед. В ведические времена приглашали Святых, монахов, людей, которые занимаются духовной жизнью, их ещё называли отшельники, странствующие люди, которые зависят от Бога, их приглашали в семьи погостить или на обед, одаривали.

00:14:56 Это очень правильные и правильные вещи для того, чтобы энергия семьи расширялась, оздоравливалась, пополнялась. Чтобы энергия внутреннего и внешнего изобилия присутствовала, а не просто семья, которая похожа на «крысиную норку», где только я и мои близкие домочадцы, а я буду просто оттуда высовываться и оргызаться. Знаете, как «мой дом – моя крепость», но в таком негативном положении, с негативным посланием, когда люди, озлобившиеся на весь мир. И это негативно сказывается, прежде всего, на отношениях между людьми, из семьи пропадает щедрость, благородство, пропадает жертвенность супругов по отношению друг к другу. Всё становится более-более эгоистично. Поэтому здесь отмечен такой важный момент. Опять же, необязательно, чтобы всё это было с золотыми подносами, тарелками и роскошью, это только как принцип. Мы можем это делать в соответствии с нашими скромными возможностями, и это будет для нас так же благоприятно, как и для царей, которые одаривали богатствами своих гостей.

00:16:30 [Ведущая] Можно задать вопрос уточняющий? А от кого инициатива должна исходить, от мужа или от жены, совершать такие благие дела?

00:16:41 [Гуна Манджари] Я думаю, что они были друг другу под стать, и Юдхиштхира, муж Драупади, и сама Драупади, но, тем не менее, так как Драупади об этом рассказывает и говорит другой царице об этом, то, скорее всего, это была её ответственность, её участие в этом мероприятии. И во многом, что я хочу ещё добавить, настроение семьи зависит от настроения жены. Потому что жена является главным заказчиком в семье, а мужчина – тот, кто исполняет её желания. Поэтому вся эта направленность, как будет развиваться семья, какой там будет климат, во многом зависит от жены. Она вот этот заказ ставит перед мужем. Опять же, это может исходить и от мужчины, но если брать классический пример, то это инициатива женщины.

00:17:55 Потому что если женщина не хочет в доме гостей, то их там никогда и не будет, даже если мужчина хочет, я имею в виду в отношениях в семье. Потому что во многом все вещи, что происходит в семье, внутрисемейный климат – это прерогатива жены, это её стихия и сфера, тут она сильнее своего мужа.

00:18:23 [Ведущая] Получается, женщина – это вдохновляющая сила, да?

00:18:26 [Гуна Манджари] Да. Это такая классическая формулировка, женщина – вдохновляющая сила. А сфера мужчины – внешняя деятельность, то есть он завоёвывает богатства, завоёвывает все возможности, которыми потом распоряжается жена. И она может этим распоряжаться для себя, для каких-то потребительских целей, а может это направить в сторону развития, изобилия, щедрости. Это женская сфера.

00:19:11 [Ведущая] Спасибо большое за такой полный ответ. Вы хотели сказать о втором аспекте этого разговора.

00:19:18 [Гуна Манджари] Да, спасибо, что следите за темой, за нитью беседы. И второй аспект этого разговора, что Драупади говорит о том, что она лично знала всех служанок, а их там было тысячи! И она знала всё, что происходило во дворце, и даже знала царских пастухов. Она всё знала, каковы были расходы и доходы царя. «Мужья поручали мне кормить всех тех, кто рассчитывал на их покровительство»-это говорит Драупади. То есть вы можете увидеть, какая огромная сфера деятельности была у жены. Полностью на ней была вот эта атмосфера в доме, на ней был этот внутренний климат. Это не значит, что она просто жила где-то своей жизнью, совершенно независимо, у неё была своя жизнь, а там всё происходило само по себе – нет!

00:20:29 Она была занята тем, что занималась построением личностных взаимоотношений. Она знала тысячи служанок, знала обо всех их нуждах, знала всё, что происходит. И мы можем видеть, что именно эта сфера женщины - быть вовлечённой в сферу отношений. Не просто она пропадала где-то во внешней деятельности, занималась достижением каких-то целей и результатов. Нет, она свою энергию вкладывала. На её энергии держались все взаимоотношения в доме. Это не просто был формальный подход. Она знала личные вопросы, личные индивидуальности всех, просьбы, характер, имена.

00:21:31 Там была очень персональная, семейная, атмосфера. Не холодная и формальная, а были узы и отношения. И вот в этом роль и задача женщины, создавать вокруг себя тёплое пространство взаимоотношений, пространство интереса к личности. И у неё был интерес к личностям, которые были вокруг, с которыми она бы могла просто отдавать приказания и всё. Тем не менее, она подходила к этому очень и очень персонально. Там существовали определённые взаимоотношения. Кроме того, она была в курсе материальной сферы. Она знала о доходах и расходах своих мужей, и каким-то образом эта сфера тоже не выходила из-под её внимания.

00:22:42 Опять же, это не значит, что это в таком плохом варианте нашей советской действительности, что жена встречает мужа у проходной, когда он получил зарплату, чтобы он её где-то не пропил, чтобы у неё были все финансы под контролем. Тут немножко другой аспект. То есть она не витала в каком-то неведении по поводу того, что происходит у них с казной, какой там доход, какие убытки. Она тоже была в курсе всего. Иногда женщины, намечтавшись, или посмотрев какие-то неземные истории о «современных Золушках», грезят о том, что попадётся муж-олигарх и она будет манипулировать энергиями в форме денег.

00:23:48 Здесь объясняется, что жена должна быть в курсе возможностей её мужа, и её потребности не должны выходить за сферу его возможностей. Она должна быть адекватна этому, а не просто абстрактно себе мечтать. Нет, она должна прекрасно понимать и не находиться в иллюзии по поводу того, что происходит и по поводу того, что вот этот индивидуальный мужчина может ей обеспечить, по поводу своей индивидуальной казны. Тут проявлен ещё этот аспект. Если нет уточняющих вопросов, я буду двигаться дальше, чтобы сегодня мы закончили этот разговор, нам осталось ещё не так много, и поэтому я буду продолжать.

00:24:50 «День и ночь, жертвуя своими удобствами, я несла это тяжёлое бремя, которое не способен нести злонамерный человек. И при этом оставалась преданной своим мужьям. Пока мои супруги утверждали в государстве праведность, я в одиночку следила за казной, которая всегда была полна, словно корабль. Я служила мужьям день и ночь, терпеливо снося голод и жажду, таким образом, для меня перестала существовать разница между днём и ночью. Я просыпалась первой, а ложилась последней. Всё, что я тебе только что перечислила, является теми чарами, благодаря которым, мои мужья так послушны мне. Я никогда не прибегала к хитростям порочных женщин, у меня никогда не возникало такого желания». Преклонив голову перед Драупади, Сатьябхама сказала: «О, принцесса! Пожалуйста, прости меня за то, что я чуть не приписала тебе все эти качества. Наша беседа была шутливой, и я даже не подумала, что сказала». «Я не обижаюсь, но всё же позволь мне рассказать тебе, чем привлечь сердце мужа, не прибегая к обману. Если тебе удастся сделать это, твоего мужа не будут интересовать другие женщины.

00:26:15 Пойми, что во всех мирах, включая мир Богов, для женщины не существует Бога, равного её мужу. Если он будет доволен тобой, то исполнит все твои желания. Однако если ты вызовешь его гнев, тогда можешь потерять всё, даже то, что имела. От мужа жена получает детей, а так же различные предметы наслаждения. Благодаря мужу ты можешь иметь прекрасное ложе, сидение, одежды, гирлянды, ароматические масла, славу и даже небо. Однако, невозможно обрести счастье, не прилагая усилия. Напротив, целомудренная женщина обретает счастье, проходя через испытание и трудности. Поэтому всегда сердечно и любовно почитай мужа, принося ему постоянное удовлетворение».

00:27:13 И тут я ещё хочу сделать небольшие комментарии. Здесь Драупади опять подчёркивает тот аспект, что её взаимоотношения с мужьями удачные и счастливые именно не благодаря каким-нибудь манипуляциям или хитростям, а только благодаря её качествам и их взаимодействию, благодаря тому, что она следует законам дхармы – высшему закону. И здесь она опять говорит о том, что мужчина является для своей жены тем, при помощи которой она получает блага этого мира и даже небо, какие-то духовные, более высшие ценности. Жена это может получить через мужа. И это действительно так. Так было устроено, и так было задумано. Наша природа в том, и высший пилотаж для женщины в том, чтобы получать всё, что у неё есть во внешнем мире, в социуме, и какое-то развитие – через своего мужа.

00:28:36 Тут же Драупади говорит, что целомудренная женщина обретает счастье, пройдя через испытания и трудности. Вы видите, что это не падает нам на голову, всё вот эти блага, и даже то, как это должно быть. Всё равно мы должны будем пройти испытания и трудности. И очень часто люди, особенно начитавшись и следуя какому-то ведическому духовному пути, когда они понимают, как это должно быть, у них сразу же возникает претензия и обида: «Почему в моей жизни это не так, как должно быть»? Иногда это сильно расстраивает, когда читаешь про качества настоящего мужчины и женщины, и когда соприкасаешься с реальностью и видишь, что происходит в реальности и как мы все далеки от всех этих качеств.

00:29:46 Люди часто могут сильно разочаровываться и считать, что это нереально, для какого-то другого времени и для других людей, а вот в нашей жизни это нереально. Но здесь Драупади, которая жила в те благополучные ведические времена и сама была ведической неземной женщиной, говорит о том, что женщина приобретает счастье, проходя через испытания и трудности. То, что мы видим, и всё перечисление качеств достойного мужчины и достойной женщины, на самом деле – это приз. Приз, который нас ожидает в результате каких-то действий, которые мы должны совершить. То есть мы проходим через определённые испытания, прежде чем это в нашей жизни произойдёт. Это не что-либо само собой разумеющееся. И если это есть в нашей жизни, то мы должны это воспринимать как величайшую удачу!

00:30:51 Если этого нет в нашей жизни, то мы должны понимать, что значит мы должны ещё что-то пройти для того, чтобы это пришло. Обычно всегда идут какие-то усилия, а потом приходят плоды. Поэтому те идеальные качества, о которых мы слышим, это плоды определённых усилий, поэтому об этом не надо никогда забывать. Что если у нас этого нет в жизни, то, как говорится, мы не заплатили ещё определённую цену. Я прочту вот этот разговор уже до конца, тут осталось два небольших абзаца, и сделаю ещё какие-то комментарии по поводу всего, что мы услышали.

00:31:50 «Усаживая мужа на роскошные сиденья, подноси ему прекрасные гирлянды и ароматические масла. Быстро выполняй его просьбу, чтобы он почувствовал, что ты по-настоящему любишь его, и также был предан тебе. Когда ты слышишь в дверях голос мужа, встать со своего кресла и приготовься приветствовать его так. Как только он войдёт в комнату, вырази ему почтение, предложив сесть и омыв его стопы. Даже если муж просит сделать что-либо служанку, встань и сделай это сама. Пусть Кришна (это супруг Сатьябхамы) знает, что ты искренне предана ему и поклоняешься ему от всего сердца. Если муж что-то рассказал тебе, не болтай об этом с другими жёнами, даже если это и не составляет никакого секрета. Если они начнут говорить об этом с Кришной, он может быть недоволен тобой. Ты должна стараться всегда, насколько это возможно, угощать тех, кто дорог и предан твоему мужу, всегда старайся сделать так, чтобы он был счастлив.

00:32:55 Сторонись тех, кто враждебно настроен по отношению к нему или хочет навредить ему, а также тех, кто привык обманывать. В присутствии мужчин отбрось игривость, скрывая свои побуждения, и храни молчание. Не оставайся наедине даже со своими сыновьями или сыновьями других жён. Далее, тебе следует общаться только с теми женщинами, которые чисты и имеют благородное происхождение. Тех же, которые капризны, ворчливы, прожорливы, греховны, склонны к воровству и одурманивающим напиткам, нужно избегать. Поступая благочестиво, ты заслужишь уважение к себе и обретёшь удачу. Такое поведение устраняет враждебность и ведёт человека на небеса. Поэтому, украсив себя гирляндами и другими украшениями, умастив себя бальзамами и ароматическими маслами, чти своего мужа». «Махабхарата», Араньякапарва, глава 222-223 «»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»

00:34:00 Если ещё кто-то хочет почитать более внимательно, пожалуйста, можете найти этот разговор в «Махабхарате» Араньякапарвы. Опять же, здесь затронуто много аспектов, но я отмечу ещё несколько, и мы продолжим наш разговор. Здесь мы можем видеть, что Драупади говорит о том, что приветствует своего мужа и, если ты видишь, что служанка хочет что-то сделать, постарайся это сделать сама. И здесь тоже есть определённый смысл, о котором я хочу поговорить. Опять же, ко всему нужно применять разум и, естественно, Драупади была царица огромного царства, практически всей земли, и понятно, что у неё были слуги, огромное количество. Это не означает, что она всё делала сама.

00:35:15 Но в отношениях со своими мужьями она старалась лично что-то для них делать, присутствовать в их жизни. И это очень важно, потому что, упомяну в контексте нашего времени, мы можем видеть, что сейчас женщины очень заняты. Они зарабатывают, и очень часто имеют достаточно средств для того, чтобы тоже содержать дома обслуживающий персонал и быть полностью свободной от домашней работы. Опять же, место-время-обстоятельство, для кого-то имеет это определённый смысл, и мы не будем погружаться в этот аспект глубоко. Тем не менее, даже если у женщины есть помощница по хозяйству, ей очень важно какие-то вещи делать лично. Чтобы её энергия присутствовала в доме.

00:36:26 Эта история уже становится классической, когда муж начинает ухлёстывать за какой-то горничной, за няней или поварихой, домработницей. Почему? Потому что женщина, которая занимается домашними делами, особенно которая так близко ухаживает за нашими близкими, у неё есть определённая тонкая энергия, шакти, и она это пропитывает своей энергией - дом, пищу. Все, чего женщина касается, пропитывает своей энергией. Поэтому для женщины очень важно, чтобы в её доме её энергия присутствовала. Иначе возникают такие случаи, когда муж начинает отвыкать от её энергии, и тогда он очень легко может привлечься другой женщиной.

00:37:40 Для женщины важно создать пространство там, где есть её энергия. Поэтому ей важно касаться каких-то предметов в доме, что-то подносить своему мужу, протирать пыль – оставлять свои прикосновения в той сфере, в которой она живёт, в домашнем пространстве. Кроме того, домашняя работа определённым образом гармонизирует женщину. Если говорить астрологически, то она уравновешивает Луну, которая непосредственно связана с домом, с домашними обязанностями. И опять же, это не должны быть чрезмерные усилия, когда она уже чувствует, что она как рабыня, истощена. Она должна пополнять, отвлекаться от этого, не растворяясь и не превращаясь в кухарку или домработницу. Она должна сохранять свой статус, но, тем не менее, взаимодействовать с этими сферами очень важно. На это хочется обратить ваше внимание.

00:39:15 [Ведущая] Вы ещё говорили о подругах женщины. Хотела узнать, где и как правильно находить себе подруг?

00:39:25 [Гуна Манджари] В плане дружбы, очень важно иметь людей-единомышленников. Чтобы люди, как говорится, не смотрели друг на друга, а смотрели в одном направлении. Очень важно искать. Если вы развиваетесь, если вы каким-то образом совершенствуете себя, улучшаетесь, улучшаете качества своей жизни, то важно иметь друзей именно среди людей таких же устремлений. Это важно, и недаром Драупади здесь упоминает подруг, с кем нежелательно и с кем желательно общаться. Потому что наше окружение делает нас тем, кто мы есть. То есть, вот кем ты хочешь быть, вот с тем и общайся. Мы относимся к такой пограничной энергии, так описывает нас ведическое знание, и мы заражаемся теми качествами тех людей, с которыми мы общаемся.

00:40:39 Мы во многом - продукты общения. Этому даже есть подтверждение у учёных, пару лет назад были открыты зеркальные нейроны, и за это была получена Нобелевская премия. Эта теория говорит о том, что у нас есть в мозгу определённые нейроны, которые полностью копируют обстановку и людей, с которыми мы взаимодействуем. Это даже происходит неосознанно, мы не понимаем, как это происходит. Мы просто зеркалим действительность, зеркалим наше отражение. Поэтому очень важно искать себе окружение и друзей среди тех людей, на которых мы хотели бы быть похожими, с которыми нам по пути. Нас устраивают их цели, нас устраивает их алгоритм развития – это очень важно. Если мы хотим быть успешными, мы должны общаться с успешными людьми.

00:41:45 Если мы общаемся с неудачниками, людьми, которые в негативе, в позиции жертвы, у которых все виноваты, если мы тесно общаемся с этими людьми, то через какое-то время мы будем у себя находить те же мысли, суждения, и можем оказаться среди таких же людей. Поэтому важно соблюдать правильное общение. Это не означает, что мы не замечаем других людей. Но близко мы общаемся с людьми, которые наши единомышленники, на которых мы хотели бы быть похожи, с которыми у нас общие цели. Мы можем помогать и как-то поддерживать людей и другого плана, но мы не общаемся с ними очень близко, мы не открываем им ум, сердце, не подпускаем близко. Мы помогаем им, насколько мы можем помочь, но не пускам их в душу.

00:43:00 [Ведущая] Спасибо. А я хотела напомнить нашим радиослушателям в тему нашего благотворного общения, что мы ждём ваших вопросов на нашем сайте Ведарадио.фм или звонков на скайп vedaradio. Тогда, думаю, можно продолжить.

00:43:22 [Гуна Манджари] Да, у нас есть ещё немножечко времени, и я кое-то ещё тоже скажу по этому поводу. Я понимаю, что современного человека, женщину может несколько озадачить такое некое представление Драупади себя как служанки своего мужа. На самом деле, существуют два таких течения, понятия женственности, два противоположных течения. Так называемое ведическое течение, которое говорит о том, что жена должна быть покорной тенью своего мужа, идёт как бы некое такое её уничижение, нивелирование её личности.

00:44:22 И есть другая грань, даже крайность, которая говорит, что надо оставить все свои рабские представления о том, какой должна быть женщина! Мы живём в современном мире, посмотрите на мужчин и посмотрите на возможности женщин. Мужчины деградировали, женщины сами могут многое, могут много достичь, и поэтому сейчас это всё не работает. И самое сложное в ведических знаниях – это синтезировать информацию, которая даётся в Ведах. Для этого нужны наставники, духовные учителя, которые помогут нам вот это знание синтезировать и привести его в соответствие с местом, временем, обстоятельством, и объяснят нам его.

00:45:25 Во многом, хотя Драупади звучит как такая служанка, покорнейшая служанка своих мужей, она описывает, что она ложится самая последняя, а встаёт самая первая, это действительно так. Но есть ещё один аспект Драупади, о котором я хочу поговорить, хочу его заметить, и, может быть, здесь сама Драупади не говорит об этом. Но, тем не менее, если вы будете читать Махабхарату, вы проследите поведение Драупади, она была царицей, и была очень царственной. Она не была просто служанкой. При том, что она была в умонастроении служения, она была очень такой достойной царицей, знающей себе цену.

00:46:26 Когда надо, она говорила своим мужьям, когда она возмущалась, она им говорила об этом, это тоже было. Она была достаточно огненной природы, то есть свою личность не пыталась никуда загнать, нивелировать. Она оставалась личностью, и там есть история о том, когда они были в изгнании. Они скрывались, они неузнанные во дворце одного царя. Один главнокомандующий его армии, настолько он в неё влюбился и хотел, чтобы она была его женой. Он ей предлагал замужество, он воспылал к ней такой страстью, даже преследовал её.

00:47:29 А она этого не снесла, она пошла к одному из своих мужей, к Бхиме, и сказала, что он должен быть уничтожен, причём там не было даже второго альтернативного решения. Хотя им это было опасно, чтобы они как-то проявились. Никто не знал, кто они. Это были условия их изгнания, чтобы никто не догадался об их настоящей личности. Тем не менее, она и её муж пошли на этот риск для того, чтобы защитить её честь, и этот военно-начальник был убит сразу же. У неё было высокое чувство собственного достоинства, она вела себя истинно по-царски также настолько, насколько была слугой своих мужей, так же она была совершенной царицей. У неё эти две ипостаси гармонично сочетались.

00:48:40 Это такой важный аспект, что жена, культивируя умонастроение служанки своего мужа, она так же не пренебрегает ещё и тем, что она его царица. У неё есть её уникальное положение в его жизни, поэтому я бы сказала, что гармония между двумя этими полюсами – чувством собственного достоинства, как женщины и состоянием, умением быть помощницей в жизни мужчины. Это важный аспект, на который мне хотелось бы обратить внимание, что она не была просто угнетённой тенью своего мужа. У неё был свой характер, и были свои амбиции, которые её мужья удовлетворяли.

00:50:00 В соответствии с этим, очень важно и взаимоотношение, которое складывается до брака. Поэтому тут же, в контексте этого, хочу упомянуть, что у меня есть книга, которая специально этому посвящена, она называется «Я бы на ней женился!». Она описывает о том, какая, желательно, чтобы была динамика отношений на подготовительной стадии. Потому что, если взять пример с Драупади, она была царицей, и когда она была объявлена как невеста, был объявлен такой рыцарский турнир, куда приглашаются все желающие соискатели руки и сердца. Там были определённые воинские задания - самый сильный, кто мог справиться с какими-то задачами, становился её мужем.

00:51:20 Поэтому происходил такой естественный отбор. Очень важно на этапе становления отношений, чтобы мужчина как приз получал руку и сердце своей девушки. Важно, чтобы мужчина заслужил какое-то право находиться рядом с вами, право на то, чтобы быть вашим мужем. Для женщины это тоже важно, чтобы в дальнейшем она могла себя ощущать как что-то очень ценное в жизни мужчины. Потому что именно эту идею, ощущения своей самоценности, для женщины важно в себе сохранять и сберегать. Если этого не произошло, то, может быть, как-то культивировать.

00:52:40 [Ведущая] К нам как раз пришёл вопрос на сайт Ведарадио.фм. Можно его уже задавать, Гуна Манджари? И вот нам Ирина пишет: «Спасибо большое за этот замечательный урок и пример совершенной женщины. Как быть в этом мире, где нет столь чистых отношений с мужем и родными?»

00:53:04 [гуна Манджари] Опять же, здесь и сама Драупади говорит о том, что женщина обретает счастье, проходя через испытания и трудности. Поэтому, когда у нас есть трудности, вот то, о чем вы сказали, нет чистых отношений с мужем и родными, это и есть наши трудности. И проходя через эти трудности, у нас есть шанс обрести наше счастье, которое нам положено. То есть, прежде чем что-то делать, важный такой момент, и он работает в любом психологическом совете, это принять свою судьбу, принять ситуацию, которая у вас есть. Это очень важно понять и принять, потому что та ситуация, которая у вас сложилась, она не случайна. Это ваш индивидуальный урок. Наши трудности - это тот ресурс, из которого мы черпаем наше благословение и развитие.

00:54:24 И знаете, есть такая аллегория в сказках: сокровище всегда стережёт какой-нибудь дракон. И рыцарь, или кто другой, появляясь в этой ситуации, должен сразить этого дракона, чтобы получить сокровище. То же самое – мы должны хорошо понять, что является нашими драконами в нашей жизни? И что мы должны пройти каким-то образом эту ситуацию, и тогда мы можем получать от жизни какие-то дары. Опять же, в каждом случае это будет индивидуально, и нет одного ответа на все вопросы, как это нужно сделать. Но важно принять, что в этой ситуации для меня кроется очень большое послание и импульс к развитию. Пройдя через который, я могу получить плоды, которых я хочу, которые мне необходимы.

00:55:37 Нужно это приветствовать в своей жизни, каким-то образом её принять не просто «мне ничего не остаётся», недовольно, скрепя сердцем, «плюясь, принимаю». Нет, нужно это принять с радостью как то, где для меня спрятано определенное сокровище, дар. И если вы поймёте в чём вам послание, как вам нужно себя в данной ситуации вести, то через это к вам будут приходить призы и подарки, благословения. Поэтому опять же, нужно понять, не в чём неправы мои близкие и окружающие. Конечно, это тоже нужно понимать. Но, в первую очередь, нужно понять, а в чём моя задача в данный момент?

00:56:44 Что я должна делать? В чём послание для меня в данной ситуации? Как я должна правильно действовать? Именно стать интровертным, смотреть внутрь себя, а не во вне. И через это возможны перемены. Когда мы меняемся внутри, это является источником наших внешних перемен.

00:57:22 [Ведущая] Вы знаете, у меня тоже возник вопрос, который, я надеюсь, будет интересен и нашим слушательницам. Я хотела у вас узнать, как применить все вот эти мудрости, о которых вы нам рассказали. Ведь сейчас непростое время, многие женщины работают. Где найти баланс между внешней деятельностью и деятельностью в семье, внутренней деятельностью?

00:57:50 [Гуна Манджари] Баланс, как говорится, в разуме. Опять же важно, и мы об этом говорили на нашей прошлой встрече, важно то, с чего мы начинаем свой день, своё утро. Вечер тоже играет важную роль. Это своего рода инвентаризация нашей жизни. Если мы живём неосознанно, то вся наша жизнь будет как недоразумение, полной каких-то вещей и неприятных неожиданностей. Да, мы все сталкиваемся с чем-то таким, но если мы полностью не совладаем с нашей жизнью, то это показатель того, что мы живём нашу жизнь очень неосознанно. И поэтому важно начитать день с этой осознанности. На санскрите это слово называется сарга.

00:59:00 Это то послание, та основная мысль, которую мы формируем и формулируем с утра. Вот когда мы просыпаемся, когда у нас есть какая-то возможность остаться с самой собой. Это может быть медитация, духовная практика, созерцание – у каждого человека свой метод, как он остаётся один на один с собой. И в этот момент очень важно сформулировать свой личный смысл жизни. Для чего я живу? Что для меня самое важное в этой жизни? И сконцентрироваться на том, что самое важное. Это называется состоянием осознанности. Очень важно расставить, и периодически это делать, расставлять свои приоритеты. Это важное, вот это- тоже важное, но не первостепенное.

01:00:12 Именно в такую приоритетность приводить своё сознание, и утро для этого хорошее время. В течение дня важно себе об этом напоминать. Если мы живём в такой круговерти, суете, нужно небольшие брать паузы, пару или пять минут. Это используется в разных духовных традициях. Может быть, чтение молитв. В ведической традиции браманы читают гаятри, определённую мантру, для того, чтобы сконцентрироваться. В Исламе существует намаз, когда они в течение дня начинают кланяться.

01:01:15 И смысл этих практик в том, чтобы быть осознанным. Чтобы напомнить, кто я, где я, куда я бегу и что для меня самое важное. Поэтому важно и начинать свой день с вот такой осознанности, и периодически останавливаться, делать какие-то остановки в своём беге и возвращаться к осознанности. У каждого индивидуально это могут быть его основные задачи, которые человек должен для себя выделить, что в его жизни для него самое важное, и концентрироваться на этих задачах, не терять их из виду и напоминать себе об этом в течение дня.

01:02:03 [Ведущая] Вы знаете, к нам пришёл ещё один вопрос от Александры: «Скажите, пожалуйста, как быть, если внутри поселяется боль? Как с ней справиться и что делать с этим?»

01:02:17 [Гуна Манджари] С болью нужно познакомиться. Очень часто нам неприятно, и как любой травмирующий аспект, мы пытаемся от этого дистанцироваться. Нам больно, и мы, в общем-то, от этого сторонимся. С болью бывает хорошо познакомиться, не бежать от неё. Психологи говорят – проживите это. Нужно найти время, пространство и какое-то время уединиться с этой болью, прожить её. И если нужно, проплакаться, для женщины это очень актуально, со слезами она очищается. И как это не звучит не совсем оптимистично, но на какое-то время, оно бывает необходимо - погрузиться в эту боль. Её полностью пережить, какое-то время отстрадать.

01:03:36 И если мы это сделаем качественно, то эта боль может быть нами реализована. Она может отойти, что называется, отболеть. Потому что часто бывает, что мы прячемся от каких-то ситуаций, а ситуации от этого не исчезают. Они просто преследуют нас, требуя нашего внимания. И вот всё, что у нас болит - это то, что требует нашего внимания. Таким образом, хотят наше внимание к чему-то привлечь. И, как говорится, есть три метода обучения: это шёпот любви, голос разума и рупор страданий. Мы должны понять, что нам говорит этот рупор страданий. Не пытаться от него убежать, а, наоборот, прийти к нему, послушать его послание. Есть такое выражение на английском языке, но я его по-русски приведу: в конце всегда всё должно быть хорошо. Если не хорошо, то, значит, это ещё не конец.

01:04:53 Поэтому, если мы правильно проживаем свою боль, то в конце мы обязательно должны почувствовать облегчение. Потому что любая боль и страдание несёт в себе послание, это – определённый рупор. И когда мы поймём это послание, то в этой боли уже не будет необходимости. Этот рупор от нас заберут, не будут к нам приставлять. Иногда очень важна помощь кого-то, в этом бывает терапия. Какие-то опытные люди, которые занимаются психологической терапией, могут помочь, друзья, близкие. Это всё индивидуально. Иногда человек сам должен прожить эту боль, понять, что это и к чему? Важно проговориться, прописать. Есть разные техники.

01:06:00 Но в конце должно стать хорошо. Опять же, у каждого индивидуально, это может занять какое-то количество времени. И нужно потратить это время, для того, чтобы прожить эту боль, и в конце получить послание: что нам несёт та или иная боль. Интересный момент в том, что любая боль, если мы её послание расшифруем, это всегда будет позитивное послание. За любой болью стоит позитивное послание, как бы не звучало парадоксально, но вот так оно есть. И нам нужно просто до него докопаться, либо с помощью кого-то, либо собственной. Тут важна молитвенная практика, часто наших сил не хватает. Очень часто мы прибегаем к Высшим силам, мы просим о помощи, и к нам приходит помощь изнутри. Каким-то образом нам помогают Высшие силы понять, что это и к чему было, и нам становится легко. И мы начинаем верить в том, что есть помощь Бога, помощь Свыше.

01:07:26 Для каждого человека это своё послание, и важно понять, в чём здесь тебе лично было послание. И когда ты это поймёшь, станет легче.

01:07:40 [Ведущая] Благодарю вас, Гуна Манджари, за то, что открываете для нас веками сложенную женскую мудрость. И хотела попросить у вас, так как сегодня понедельник, женский день, день, когда принято начинать новые дела, дать напутствие нашим слушательницам или пожелание, чтобы мы настроились на эту неделю и начали что-то менять в своей жизни.

01:08:04 [Гуна Манджари] Я бы пожелала нашим слушательницам, и себе тоже, то, чтобы начинать свой день именно с осознанности, с концентрации на своём индивидуальном смысле жизни. На самых важных вещах в своей жизни, кто я, для чего я живу, что для меня самое важное. И начинать свой день именно с этих вопросов, ответов на них. Не терять себя, своей изначальной сути в суете современных будней. Именно искать и работать над контактом с самим собой, я бы так порекомендовала.

01:09:02 [Ведущая] Спасибо вам большое. Надеюсь, до новых встреч! Время нашего эфира как раз подошло к концу, думаю, нам пришло время прощаться.

01:09:12 [Гуна Манджари] Спасибо вам большое, что внимательно слушали, задавали вопросы. До свидания.

01:09:18 [Ведущая] До свидания. Играет музыка.

транскрибирование: Ирина Костомарова | Электросталь | Россия | 16 June 2017