Послание Махабхараты женщинам часть 1
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 [Гуна Манджари] Это определённые дни лунного календаря, это обычно 11й день после новолуния и 11й день после полнолуния. Для того, чтобы определить эти дни, не обязательно быть астрологом. Достаточно просто набрать «календарь Экадаши» для вашей местности, вам выйдут даты, в какие дни выпадают Экадаши. Обычно это происходит два раза в месяц. Если кто-то из вас ищет дни, чтобы попоститься, то вот это благоприятные дни, то есть ваше тело получает определённое благо и ваша душа, тонкое тело получают блага от того, что пост совершается в эти дни. Это специальные дни, которые предназначены для очищения. Это очень благоприятные дни и в эти дни те, кто следует Экадаши, они не употребляют зернобобовые в пищу, потому что говорится, что в эти дни карма особенно концентрируется в злаках, в бобовых.
00:01:25 Поэтому если вы хотите очистится, разгрузиться, то вот эти дни они очень благоприятны. И в эти дни хорошо развиваться в духовном плане, какие-то углублённые медитации, самопогружения – всё будет вам способствовать. Не очень хорошо эти дни предназначены для решения каких-то сложных вопросов нашей жизни, бытовых вопросов. Экадаши предназначены для очищения нашего сознания, для очищения нашей кармы. Очень часто, так как я занимаюсь женской темой, и вопрос очищения от прошлых связей, как называется «перезагрузиться» на какие-то новые программы, отпустить старое, этот вопрос часто возникает перед моими слушателями, теми, кто ко мне обращается.
00:02:35 И наряду с каким-то терапевтическими мерами, как то терапевтические письма, практика прощения и отпускания, я так же некоторым советую пост во время Экадаши. Это время хорошо для того, чтобы расставаться с какими-то нежелательными самскарами. «Самскара» на санскрите переводится как впечатление, которые застревают в нашем уме. И этот день хорошо, для того, чтобы расстаться с тяжёлыми сложными впечатлениями, которые впечатываются. Впечатления – это как отпечаток в нашем сознании, в нашей памяти. Экадаши очень хорошо могут нас очищать от тяжёлых, отягчающих нас впечатлений, поэтому очищение очень благоприятно.
00:03:40 Это может быть полный пост. Есть разные виды поста, и они все относятся к постам. Это может быть без зернобобовых, это овощи, фрукты, соки и всё, что с этим связано, тоже считается как пост. А есть более сильный пост – пост на воде, и наиболее сильный пост – это сухой пост. В зависимости от ваших особенностей, возможностей, силы внутренней, можно выбрать для себя что-то из этих возможностей и воспользоваться для того, чтобы хорошо очистить своё сознание. И обычно в конце, когда вы следуете Экадашу, видите перед собой календарь Экадаши, там всегда даётся время выхода из поста. Обычно Экадаши длятся сутки. Они начинаются с восходом Солнца и заканчиваются на следующий день. И там есть время выхода, обычно это утреннее время и очень важно выйти в это время из поста, то есть, поев, попив.
00:04:55 А так же съев что-то зерновое, например, кусочек хлеба, то, что прервёт этот пост и в момент прерывания вы можете вознести какую-то молитвы, или просьбу. Чему-то посвятить этот пост, этот Экадаши. Это очень благоприятно. Можно это делать для своих близких. Если вас интересует, как говорится, попутный ветер судьбы, чтобы звёзды помогали, то вот это один из таких дней. Опять же, это может быть любой пост, который в вашей традиции, это тоже работает. Но вот тем, кто интересуется ведической культурой и ведическими моментами, ритуалами, то это вот относится к этой сфере.
00:05:55 Экадаши - очень благоприятные дни для нашего внутреннего очищения, и тело тоже очень хорошо очищается. Физическое очищение, благоприятно влияет на тело. Поэтому в ведической традиции различные предписания, которые даются, бывают благоприятны на многих планах. То есть тут очищается и тонкое тело, и духовное. Есть определённая большая польза. И очищение нашего физического тела. Экадаши это от слова «одиннадцатый» на санскрите. И эти дни они посвящены Господу Вишну в ведической культуре и ведической философии. Так зовут Верховную Личность Бога. У него есть много имён, но одна из его ипостасей это Вишну. Его ещё называют Всевышний, как говорится, тот, кто поддерживает все миры.
00:07:05 Это его деятельность. И вот этот одиннадцатый день посвящён Ему, поэтому пост в этот день, в первую очередь, благоприятен для духовного развития, духовного очищения. И, как следствие этого, очищаются разные виды нашего бытия, наша карма и наше сознание, это всё взаимосвязанный вещи. И Пандава Экадаши, тот, который у вас сегодня, он именно связан с таким родом, с семьёй. Это были братья Пандавы. Описание их жизни, а это была целая династия, которая существовала в другую эпоху, не в нашу. Это описание запечатлено в таком историческом ведическом произведении как «Махабхарата». Тот, кто знает, знает, что существует такой продолжительный индийский телесериал, его показывают.
00:08:20 Там жизнь вот этой династии. Это действительно было такое глобальное событие, описана целая эпоха. Есть упоминание об этом и в различных ведических манускриптах, и учёные индологи, санскритологи очень хорошо знакомы с этим произведением. Эти события описаны реально, и есть много археологических раскопок, которые подтверждают существование этой династии и существование этого города. Был такой большой город Дварака, он до сих пор есть, сохранился в раскопках и частично сохранился на дне Индийского океана. О нём есть описание, повествование. И вот в «Махабхарате», в основном, сюжетная нить проходит между взаимоотношениями двух династий, династии Пандавов и династии Куру. И произошла великая битва в результате всех этих событий. Я не буду об этом рассказывать, там много-много разных текстов, целое долгое повествование.
00:09:50 Чтобы приблизиться к нашей теме, скажу о том, что Пандавы – были основные герои. Это было пять братьев, это были великие сверхлюди. Говорится об их сверхмогуществе, это были «сверхчеловеки» такие, это были люди и Небожители. Их мать была земной царицей, а получилась такая история, что они были Небожителями с Высших планет. И эти пять братьев были крайне могущественны. И люди в ту эпоху были совершенно другие. Один их рост был более пяти метров! Если говорить, как они выглядели чисто физически. Естественно, они могли управлять стихиями, обладали сверхчеловеческими возможностями даже по тем временам, не говоря уже о наших временах.
00:11:11 Все они были женаты на одной женщине, её звали Драупади. Это была целая история, как это всё произошло, потому что это не было распространено, когда женщина имела много мужей. Но это была такая очень мистическая история, как это произошло. Там были соблюдены все правила дхармы, все правила высшего закона для человека. И она стала их женой. С другой стороны, это было её желание ещё с прошлой жизни. Она очень хотела себе могущественного мужа, и она в прошлой своей жизни делала жертвоприношения, совершала служения, пуджу Господу Шиве и она пять раз сказала: «Я хочу мужа. Я хочу мужа» - вот это было пять раз. И её желание было выполнено таким вот образом. Я не буду вдаваться в подробности, это отдельная история. У неё было пять могущественных мужей. Они все были царями, и она тоже была царицей.
00:12:30 Она пришла совершенно необычным образом на землю, опять же, не буду это всё описывать. В Ведах их жену зовут Драупади, и она была женой пяти братьев Пандавов, я их перечислю Юдхиштхира, Бхима, Арджуна, Накула и Сахадева. Так звали её пять мужей. И история Махабхараты описывает о том, что из-за различных интриг с династией, которая с ними враждовала, династия Куру, они были изгнаны на 12 лет в лес. Они жили в лесу. И, с одной стороны, это было изгнание, а с другой, для таких могущественных личностей это было достаточно интересно. Они что-то изучали, путешествовали по этому лесу и так же по Вселенной.
00:13:43 И в течение 12 лет они не могли соблюдать Экадаши, то есть они не постились в течение 12 лет в эти дни. И когда они говорили со своими мудрецами, они обратились к ним, что у них нет возможности, мы живём в лесу, мы не знаем, как нам соблюдать эти правила. Тогда им выделили один день, называется Пандавы Экадаши, когда они могли следовать этому посту и им зачитывался вот этот день за целый год их следования. Опять же, это не означает, что мы можем весь год не следовать, и один день будем следовать, и нам зачтётся. Нет. Если у нас не было никаких поводов не следовать, и мы не следовали, и мы попостились один день на Экадаши, то нам не зачтётся это. Но если у нас нет возможности соблюдать Экадаши, или мы забыли, или по какой-то неумышленности или невнимательности пропустили его, вот этот день, Пандавы Экадаши, нам зачитываются те дни, когда мы пропустили.
00:15:18 Вот такая история с этим днём. То есть он такой могущественный. Так как этот день посвящен Пандавам, то очень благоприятно вспомнить о них в этот день. И все, кто нас слушает, они получают определённые блага, вспоминая об этой династии. Но о них благоприятно вспоминать всегда, но так как сегодня такие Экадаши, посвящённые им, то это намного, вдвойне благоприятнее. И так как у нас тема посвящена женщинам, наши тематические занятия больше связаны с женской темой, то я поговорю об их жене, Драупади. Она была образцом, она была очень красивая. Как женщина она была просто совершенством, у неё было пять великих мужей, и они просто все её обожали. И она могла ими управлять определённым женским образом.
00:16:33 При этом они оставались величайшими героями того времени, они были самыми могущественными героями того времени. Тем не менее, она всегда была их царицей, и они все тоже были царями. Драупади в Ведической философии относят к Панчья Канья – это существует пять возвышенных женщин. «Панчья» это пять и «канья» это девушка, женщина, такая очень божественная. Поэтому говорится, что те, кто вспоминают Панчья Каньи, эти пять божественных женщин, их день, их сознание также будет очищаться воспоминанием о пяти этих личностях. Я их перечислю.
00:17:42 Драупади относится к ним. Так же туда относятся Ахалья – супруга мудреца Гаутамы, она описывается в «Рамаяне», о ней есть описание, кто она и её история. Её история связана с Господом Рамачандрой, он её там освободил от одного проклятья. Она так же считается образцом для женщины. Так же царица Кунти – это мать пяти Пандавов, пяти этих братьев, она была свекровью Драупади. Она также является эталоном. Она была удивительной женщиной, она получила благословение и никогда не старилась. Ей было много лет, но она всегда выглядела на возраст 16 лет и была очень праведной и могущественной женщиной, очень благочестивой.
00:19:00 Так же туда относится Мандодари – так звали, как ни странно, жену Раваны, такого большого демона, который описан в «Рамаяне». Демона, который похитил Ситу. Это был могущественный демон, но, как видите, чтобы быть хорошей женой, не зависит, кто у тебя муж. Даже если у тебя муж такой великий демон как Равана, тем не менее, ты можешь быть величайшей женщиной и величайшей личностью. Кстати, Раваны очень сильно её любил, но, тем не менее, поступал по-своему. Он очень сильно ей дорожил. И она всегда ему советовала, чтобы он отпустил Ситу, она его вразумляла, но он не слушал её вразумления. Тем не менее, она прославилась своей мудростью и своей женской силой.
00:20:10 К Панчья Канья относится и Сита. Сита – супруга Рамы, она считается олицетворением земли и целомудрия. Всё, что связано с Ситой, истории о ней, очищает наше сознание, наполняет его очень изначально чистой женской энергией. Вот эти пять женщин. И сегодня я почитаю вам беседу между двумя великими женщинами, это Драупади, о которой я уже упоминала, и Сатьябхама – она была царицей и жила в то время в Двараке. Я тоже упоминала этот город. Это был великолепный красивый город, город дворцов. Это был большой остров в Индийском океане, этот город был окружён океаном. Сейчас этот город не существует, но он существовал в предыдущую эпоху.
00:21:32 И Сатьябхама была царицей из этого города и она была замужем за Кришной. Кришна был царём в этом городе. И Драупади и Сатьябхама были подругами. И здесь «Махабхарата» описывает, передаёт разговор между двумя этими женщинами. И сейчас я вам его зачитаю. Послушать этот разговор очень благоприятно. И во время своего чтения я буду делать кое-какие комментарии, чтобы это было более понятно для людей нашего времени, потому что Веды обязательно должны восприниматься с комментариями. Веды нуждаются в том, чтобы их объясняли, и подвали в соответствии с тремя аспектами: место, время и обстоятельство. Я буду немножечко кое-что комментировать.
00:22:43 Итак, это отрывок из Махабхараты. Сатьябхама спросила: «Драупади, я знаю, что ты способна управлять своими мужьями, могущественными и прекрасными, словно Боги. Как тебе удаётся добиться того, что они покорны и никогда не хотят расстраивать тебя? Является ли причиной тому следование обетам, совершение аскезы, чтение заклинаний или принятие каких-то снадобий? Или всё дело в знании каких-то особых знаний, обрядов, в использовании косметики, или просто в том, что ты молодо выглядишь? Пожалуйста, открой мне этот секрет, ибо я хочу, чтобы Кришна всегда и во всём повиновался мне». Драупади ответила: «Сатьябхама, ты говоришь о том, чем занимаются порочные женщины. Не престало тебе, наделённой разумом, думать, что я стала бы пользоваться подобными средствами. Если муж узнает, что его жена использует заклинания или снадобья, он будет опасаться её словно змеи, притаившейся в его спальне. Если мужчина испытывает страх, может ли он быть умиротворённым?
00:24:00 Я не чувствую умиротворения, а не чувствуя умиротворения, как он может быть счастлив? Никакая жена не может сделать мужа покорным, читая заклинания. Известно, что враги могут использовать различные предметы для того, чтобы заразить кого-то страшной болезнью или отравить. В результате чего, принявший их в дар, скоро умирает. Иногда женщины становятся причиной того, что их мужья заболевают водянкой, проказой, слепотой, глухотой или бессилием. Это путь греха, ибо жена ни в коем случае не должна причинять ни малейшего вреда своему мужу. Величайшая добродетель женщины – в заботе о муже. Муж для неё это Бог, господин и покровитель. Воистину, нет у неё другого прибежища. Зачем же ей причинять вред своему мужу, пусть даже незначительный? Сплю ли я, ем ли я или наряжаюсь, я никогда не делаю ничего вопреки волей своих мужей. Они постоянно руководят мной, и я никогда не отзываюсь плохо о своей свекрови».
00:25:15 Итак, здесь я немного прокомментирую. Мы можем видеть эталон. На самом деле это такие эталонные отношения, и в «Махабхарате» даётся эталон, как в эталонном воплощении человеческого общества должны взаимодействовать муж и жена. И, действительно, у Драупади мужья были сверхлюдьми, они тоже были эталонами, и понятно, что это были равные партнёры. Это не было, что Драупади – царица, а муж у неё какой-то несколько деградировавший субъект. Поэтому это надо понимать, как это должно быть на самом деле. Здесь даются определённые правила для семейных людей. Действительно мы можем видеть, что основным моментом, чтобы отношения были гармоничными, это не манипулятивные какие-то техники, или так называемые психологические методики, а это искренние отношения.
00:26:42 Это качества, о которых будет дальше перечислять Драупади, объясняя Сатьябхаме, в чём же залог её успеха, в чём же залог её женской силы над своими мужьями. И далее Драупади объясняет. Некоторое время Драупади молчала, и Сатьябхама спросила её: «Это всё?» «Нет, есть и другие вещи. Например, то, как я поступаю по отношению к моим возвышенным мужьям. Отринув от своего самолюбия, обуздав вожделение и гнев, я постоянно с преданностью прислуживаю им и другим их жёнам». Дело в том, что это были цари, они имели ещё и других жён. Но, тем не менее, там были очень цивилизованные отношения, у них в то время это было нормально так жить. И Драупади всегда была их главной царицей, главной женой, кого они любили больше всех. Она была избранная ими. Главная.
00:28:00 «Я обуздываю ревность, и с любовью в душе служу своим мужья, не испытывая от этого чувства унижения. Я всегда опасаюсь сказать в их присутствии что-нибудь безнравственное или не соответствующее истине. Посмотреть, сесть или пройтись неподобающим образом. Мои мужья – могущественные воины, наделённые громадной силой и доблестью. Они сияют, словно Солнце и привлекательны как Луна. Они способны уничтожить своих врагов, просто взглянув на них. Сердце моё не расположено ни к каким другим мужчинам, сколь бы красивы, богаты или молоды они не были, даже если это Небожители или Гангхары. Я никогда не совершаю омовения, не ем и не ложусь спать до того, как это сделают мои мужья и наши слуги. Всякий раз, когда мужья возвращаются из города, или из лесу, я тот час же встаю и приветствую их, предлагаю воду и место, чтобы сесть».
00:29:03 Опять же, я сделаю небольшой комментарий. О чём же здесь речь? О чём говорит Драупади? О многом. Вот такой момент, что она им уделяет внимание. Это не просто она делает что-то автоматически. А всегда она уделяет внимание своим мужьям, она всегда находится в состоянии осознанности, как сейчас это называют современные психологи. Она не просто погружена в свою какую-то деятельность, она присутствует в их жизни, она даёт им внимание. Опять же, приводя какие-то аналогии с нашей современной жизнью, люди очень и очень невнимательны. Их сознание настолько погружено в различные виртуальные реальности, которых сейчас вокруг очень много.
00:30:15 Мы погружаемся в это, наша жизнь нас постоянно отвлекает, и очень многие семьи разваливаются, из-за того, что люди не вкладывают определённое внимание в отношения. Муж не внимателен к жене, жена невнимательна к мужу. Муж не выслушивает свою жену, не даёт ей полного своего внутреннего и внешнего присутствия в её жизни, в разговоре. И жена тоже занята своими какими-то текущими обязанностями, делами, и она не присутствует. Даже когда они общаются друг с другом, тем не менее, современным людям очень сложно присутствовать в этих взаимодействиях. То же самое происходит и с детьми, что родителям сложно присутствовать в отношениях с детьми, и они стараются обеспечить их различными возможностями для жизни, для развития, какими-то сверхвозможностями.
00:31:26 Но самое важно, что нужно детям, нашим близким – это вот наше внимание, наше присутствие. И вот такой момент, Драупади это подчёркивает, что, когда они появляются, она обязательно отмечает это. Она присутствует во встрече её со своими мужьями, то есть там есть внимание и присутствие. Опять же, я понимаю, что жизнь вносит свои коррективы, время требует от нас определённой интенсивности. Мы не можем быть в полном присутствии вот так постоянно, сконцентрированы друг на друге. Этого и не нужно! Но вот то небольшое время, когда мы общаемся, очень важно, чтобы этот момент концентрации был. Очень часто мужчина оставляет женщину, которая невнимательна к нему. Он чувствует, что он ей не нужен, он не чувствует её внимания по отношению к нему.
00:32:36 То же самое можно сказать и о мужчинах в отношении к женщине, но так как у нас всё же женская тема, мы даём экскурс и понимание для женщин, то вот будем говорить, что каждый должен концентрироваться на своей ответственности. И дальше я продолжаю зачитывать. Дальше она описывает, что она совершает. «Я всегда содержу дом, вещи в чистоте и порядке. Продукты я храню очень тщательно, а пищу всегда подаю вовремя. Я никогда не проявляю гнев и не надоедаю им, подобно греховным женщинам. Я никогда не смеюсь, разве что в ответ на какую-то шутку. Так же не стою подолгу в дверях. Я никогда не трачу много времени на отправление естественных надобностей. Стараюсь не смеяться громко, не гулять подолгу в саду и не поддаваться страсти. Я так же воздерживаюсь от всего того, что может быть неприятно моим мужьям».
00:33:55 И тут я опять сделаю комментарий. Здесь речь идёт не о какой-то муштре в жутком напряжении. То, о чём здесь говорит Драупади, это об определённом чувстве меры. Это чувство меры очень важно в отношениях. И я где-то читала такое высказывание, что красота, талант и какие-то ещё возможности, которые у нас есть, они проигрывают с тем, что у человека есть чувство меры. Иногда человек, в частности, мы говорим о женщинах, он не обладает сверхспособностями или каким-то данными особыми, но если есть вот это чувство меры, и оно тесно связано с такой планетой как Венера. Венера отвечает за красоту, привлекательность. То вот это чувство меры во многом делает человека более успешным, чем какие-то возможности, чем какая-то особая красота, но без вот этого чувства меры эти возможности так же могут и разрушать нашу жизнь.
00:35:16 Поэтому о чём здесь говорит Драупади? О том, что она во всём следует чувству меры. У каждого своя мера, каждый сам себе определяет. Опять же, Драупади была могущественной женщиной, она даже была определённого уровня богиней с Высших планет, поэтому, конечно, у нее было больше возможностей, чем у нас. Но мы можем увидеть какой-то алгоритм. Она была царицей, у нее были слуги, а не так, что она физически работала целый день. Понятно, что она управляла, но, тем не менее, её сознание, её концентрация была направлена, она была вовлечена в создание комфорта, атмосферы. Она была вовлечена в атмосферу.
00:36:25 Дальше вы можете видеть, она описывает, что я стараюсь им не надоедать, стараюсь не злоупотреблять их терпением. Хотя она так же и выражала свой гнев и была достаточно темпераментная, это всё в ней было. Она не была в роли «хорошей девочки», как говорят психологи. Нет, она была очень естественная. Сама её природа была очень огненная, она появилась из огня, была огненная и такая ослепительная. И она проявляла свой темперамент, но, тем не менее, так как она была божественная женщина, она обладала разумом. Там было чувство меры. Она не злоупотребляла их терпением, не переходила через край. Дальше зачитываю.
00:37:40 «Постоянно занимаясь служением мужьям, я никогда не хочу разлучаться с ними. Когда они покидают дом, чтобы навестить кого-то из родственников, я не украшаю себя цветами и ароматическими пастами, а так же я налагаю на себя аскезы. Я не ем те блюда, которые не любят мои мужья, не наслаждаюсь тем, что не нравится им. Я всегда желаю им блага, ношу украшения и следую их наставлениям. День и ночь и я стараюсь, избегая какой бы то ни было праздности, выполнять все свои обязанности, о которых мне рассказывала свекровь. А именно: забочусь о родственниках, занимаюсь благотворительностью, поклоняюсь полубогам, ухаживаю за больными, готовлю пищу для предков и почётных гостей в особые дни, а так же служу тем, кто заслуживает нашей заботы».
00:38:36 И вот тут, в этом перечислении, вы можете увидеть то, чем заняты были женщины. То, для чего хорошо предназначена женская природа. Когда сейчас мы слышим, что вот ведическом направлении - женщина, что социум это не для женщины, и в какой-то степени – да. Потому что все вот эти сражения в социуме, зарабатывание денег – это всё больше связано с мужской дхармой, с мужскими обязанностями. Конечно, если ситуация складывается так, что, кроме вас это некому делать, то это нужно делать. Мы живём во время, когда у нас нет классической ведической модели общества, это понятно. Но так как это предусмотрено, и здесь описано, что женщина не является таким добытчиком благ.
00:39:47 Но тем не менее, это не означает, что она просто зависает где-то дома, и она там просто в каком-то безделье. Это не совсем правильно. И очень многие женщины, когда я слышу, жалуются на то, что муж хочет, чтобы она работала. И очень часто за этим стоит, что мужчина просто не хочет, чтобы его жена пребывала в какой-то праздности. И очень часто за опасением того, что мужчины не хотят, чтобы женщина уходила с работы, именно стоит вот этот момент. Что он боится, что она будет просто находиться дома, и она будет там скучать и надоедать ему. В позиции такого ребёнка, которого надо развлекать. Это позиция определённой пассивности, она настораживает и отпугивает.
00:40:53 Но здесь описано, что у женщина была своя сфера, которой она была занята. Она если она не работала, то не значит, что ничего не делала. Что у неё не было никаких обязанностей, и она целыми днями смотрела телесериалы, или просто скучала, ожидала, пока придёт муж и начнёт её развлекать. Нет, это совершенно не так. Поэтому здесь описано, чем была занята женщина. Она создавала определённую атмосферу любви, заботилась, занималась благотворительностью. Заботилась о тех, о ком нужно было заботиться. Разные социальные службы – это чисто женская тема. Психологи – это тоже женская тема. Женщина создавала определённую атмосферу в семье, заботилась о психологических нуждах своих родственников, тех, кто её окружает.
00:42:03 Она создавала вокруг атмосферу любви, занималась благотворительностью, ухаживала за больными, готовила пищу для предков. Это определённые ритуалы, которыми она занималась для поддержания своего рода. Почётные гости в особые дни. Там были фестивали. Была масса всего. Но, к сожалению, наше современное общество лишено. Люди тяжело работают, особенно это сильно проявлено на Западе. И нет такой атмосферы любви, атмосферы развитых взаимоотношений. Ещё не так давно люди имели расширенные семьи, там было тепло, было взаимопонимание и поддержка. То есть люди были защищены.
00:43:01 Сейчас, конечно, это всё уходит и реально не всегда есть возможность строить взаимоотношения с нашими близкими. Они тоже находятся под влиянием робототизированного времени, роботизированной атмосферы. Люди становятся всё более и более механистичные, и пропадает личностность в этих отношениях. И женщина создавала вот эту личностность. Людям было интересно. Они были интересны друг другу. Люди слушали друг друга, они вникали, были задушевные беседы. Это всё то, что мы называем атмосферой любви, такая личностная атмосфера. Мужчины были заняты на внешнем фронте, они были заняты в социуме, добыванием денег, положения. А женщина создавали вот эти узы между людьми, родственниками, друзьями. Между теми, кто нуждался. И это то, чего очень сильно не хватает в нашем обществе.
00:44:20 Именно этой женской сферы, внутреннего труда и внешнего, поддержания, забота, создание определённого тепла. Это то, что я хотела выделить. «Со смирением соблюдаю все предписания и прислуживаю своим праведным, скромным и правдивым мужьям, словно они (вот тут она приводит сравнение) ядовитые змеи, которых легко разозлить». Опять же, я хочу сделать свою сноску. О чём это говорит? Что не то, что Драупади их боится. Нет, она их очень любит, мы можем видеть это в её словах, это сквозит. Она просто находится в очень деликатном умонастроении. Она очень деликатна со своими мужьями. Когда женщина деликатна, то в ответ на это муж отвечает ей тем же. Он отвечает ей деликатность. Если женщина деликатна, то мужчина склонен отвечать ей тем же.
00:45:32 Опять же, в наше время могут быть различные отягчающие обстоятельства, то есть мужчины тоже во многом безответственны, это всё есть. И у каждого есть свой пласт работы, который он должен совершить. Мы не можем просто взять какие-то идеальные взаимоотношения и ожидать, что они у нас будут. Нет. Нам даётся задача, чтобы мы приближали свои отношения к идеалу. Они просто хотели, желали и знали, что вот у нас всё как-то стало идеально, просто послушав, как это должно быть. Нет. Это определённая внутренняя работа и внутренняя задача для нашей конкретной ситуации, как приблизить к идеалу. И я хотела спросить, есть ли какие вопросы, что–то уточнить или как? У нас осталось 10 минут, насколько я могу видеть.
00:46:38 [Ведущая] Да, спасибо вам большое за то, что поделились с нами, рассказали о примере такой женственности. Пока мы ожидаем вопросы на нашем сайте ведарадио.фм, у меня возник тоже вопрос. Вот такой удивительный пример Драупади, как же приблизиться к нему? В чём же секрет, на это обратить внимание в своей жизни, чтобы развить в себе такую женскую силу?
00:47:07 [Гуна Манджари] Там очень много всего, на что стоит обратить внимание и в частности, Драупади описывает, что она культивирует в себе качества благости. Она внимательна, она очень хорошо понимает нужды своих мужей, то есть она сконцентрирована на том, что она – жена. И в то же время она самодостаточна. Она не зависает на своих мужьях. Нам очень сложно быть в гармонии, быть в балансе. Допустим, если мы начинаем служить мужу, то мы полностью в это погружаемся, в это выполнение каких-то домашних дел. И у нас есть склонность впадать в какую-то крайность. Женщина может запустить себя, потерять себя, как бы раствориться в какой-то домашней деятельности. И она тоже становится неинтересной мужу.
00:48:19 Поэтому ей очень важно соблюдать баланс. И дальше Драупади описывает, что она всегда следит за собой, всегда ухожена. И может быть не сегодня, а в следующий раз мы продолжим, беседа ещё не закончена, мы продолжим читать Писание и качества, о которых говорит Драупади. Но для сегодняшней встречи, на что я хочу обратить внимание, что там существует определённый баланс. Драупади его демонстрирует. Что она внимательна к мужьям, но в то же время она в них не растворяется. Она описывает, что она не надоедает им, не стоит подолгу в дверях, не докучает им, не требует от них какого-то сверхвнимания. То есть она - личность, которая достаточно цельна, даёт полное внимание своим мужьям, но, в тоже время, у неё есть свой внутренний стержень. Она, повторюсь, не растворяется в них.
00:49:42 Она может быть и занята своими делами, она не повисает на них. Если как–то резюмировать наш сегодняшний разговор, то я бы остановилась вот на этом выводе, это бы подчеркнула. Вот это важно в отношениях, потому что у нас есть такая крайность, либо мы полностью растворяемся в отношениях, растворяемся в служении, а потом у нас огромный-огромный список требований, мы его предъявляем, и он всё возрастает. Вот я так служила, я так делала, а что я получила? И мы ходим такие очень неудовлетворённые тем, что мы получили. В психологии это называется «позиция жертвы». Здесь очень важно избрать разумную золотую середину, где я следую своему долгу, я делаю то, что я должна делать, потому что я - жена. И это определённая должность, скажем так, и я ей следую. Но, в то же время, я внутренне наблюдаю за своим внутренним балансом, насколько мне хватает внутренних сил отдавать это всё.
00:51:14 Если я чувствую, что уже идёт какой-то дисбаланс, я должна уйти на какой-то свой внутренний резерв, где-то останавливаться, приводить в порядок своё внутреннее равновесие, приходить к балансу. Вот так уравновешивать себя, то есть, чтобы, с одной стороны, не раствориться, и чтобы, с другой стороны, не уйти в такое полностью независимое состояние, где моя жизнь – это моя жизнь. Иногда это называют такими западными браками или гостевыми браками, когда у каждого своя жизнь, и мы просто встречаемся как партнёры. Если мы сильно надоедаем друг другу, или не устраиваем друг друга, то мы тут же разбегаемся. То есть где-то в себе нужно найти такой баланс. И у каждого он индивидуален, я бы так сказала.
00:52:20 [Ведущая] Спасибо большое. А есть, может быть, какие-то женские практики, чтобы наполняться внутреннее, находить в себе силы меняться и служить своему супругу?
00:52:31 [Гуна Манджари] Опять же, очень важна настройка. И мы говорили об этом в предыдущих передачах. Очень важно то, как мы начинаем свой день, на санскрите это называется санкалпа, то есть, как мы формируем своё сознание на день. И когда мы утром встаём, делаем процедуры по уходу за собой, очищаемся, это обязательно у нас должно быть время для того, чтобы последить за собой, привести себя в порядок. Мы очищаем своё тело, делаем какие-то упражнения. Так же мы должны настроить своё сознание, и каждое утро желательно начинать день вот с такой настройки. У каждой женщины своя медитация. Кто-то произносит определённые мантры, кто-то молитвы, кто-то желает всем счастья. То есть в этот момент нужно настроиться на эту волну контакта самой с собой, именно почувствовать себя, своё сознание, свою душу.
00:53:50 Именно побыть с собой прежде, чем вы придёте к людям, прежде чем вы начнёте отдавать, вы должны сами внутренне наполниться. Для кого-то очень важно сконцентрироваться на ощущении благодарности, за что я благодарю, что мне дано в этой жизни, какие возможности я получаю. Утром очень хорошо такой позитивный настрой практиковать. И потом сформулировать какую-то свою задачу на день, что для меня важно, что для меня второстепенно. То есть вот как мы сформулируем эту задачу, так вот у нас и будет проходить этот день. Поэтому важна такая настройка, именно состояние осознанности. Опять же, у каждой женщины это своя настройка.
00:54:57 Обязательно очень помогает иметь какой-то алтарь, где есть изображения Святых личностей или женщин, на которых вы настраиваетесь, духовного учителя, образа, иконы. То есть у каждого это своё, как говорится. Но это очень важно делать и не пренебрегать этим, такой утренней настройкой. Кто-то может настаиваться на рассвет, на какие-то природные явления, природные образы. Для женщины очень важно определить свой источник, из которого она черпает силы и, может быть, мы ещё поговорим специально об этом, посвятим этому разговор. Но вот, в общем, так.
00:55:57 [Ведущая] Спасибо большое. Видимо, наши радиослушательницы настолько прониклись и размышляют над сказанными вами словами. Я думаю, что уже пришло время заканчивать наш прямой эфир, хотелось бы ещё раз поблагодарить вас за то, что вы в этот день, Пандавы Экадаши, рассказали нам о столь удивительных личностях Пандавов, и их супруге Драупади. Спасибо вам за это большое.
00:56:24 [Гуна Манджари] Спасибо вам и я желаю вам, чтобы в вашу жизнь приходила самая благостная женская энергия!
00:56:32 [Ведущая] До новых встреч. До свидания.
00:56:36 [Гуна Манджари] До свидания. ... Играет музыка.