Беседа о нравственности

Омск - 05 января 2012
Как сойти с «детской» позиции и перейти на ученическую? Результат дефицита сат-санги. Мы до сих пор не научились видеть в гуру вайшнава. Экстраверты или интроверты – кто более склонен к сат-санге? Отношение вашнавов к христианской традиции. Чем может помочь женщина мужчине, находящемуся в «детской» позиции? О разводах среди лидеров. Проповедь должна быть реалистичной. Санга равных – основополагающий принцип. Совет для встающего на путь ученика. О духовной дружбе. «Любовный треугольник» самбандхи. О просьбах к Господу. У Бога есть предпочтения. Как делиться своими реализациями с равными? Как определить, кто равный, кто младший?
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:19:24 | качество: mp3 64kB/s 36 Mb | прослушано: 39 | скачано: 99 | избрано: 2
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:24 [киртан перед лекцией].

00:06:39 Бхактиведанта Садху Свами (БСС): Мы будем сидеть и смотреть друг на друга?
Слушатель: Беседовать будем.
БСС: Да? Мы будем беседовать? Надо тогда начинать. Я не был инициатором этой встречи, я думаю, что инициатор есть среди присутствующих. Поэтому вы должны проявиться… Да, пожалуйста, уточните…

Как сойти с «детской» позиции и перейти на ученическую?

00:07:01 Слушатель: Вопрос… то, о чем вчера мы говорили в начале [неразборчиво]. Человеку пришел возраст, т.е. взросление, но ещё в этом возрасте остается ребенком, внутри как бы подсознательно ощущаю себя мальчиком еще. Что в этом случае нужно делать и как это делать? Как не останавливаться? То есть нужно как-то пытаться ученичество практиковать, но получается, что через какое-то время «сползаю» [далее неразборчиво].

00:07:52 БСС: Понимаете, в чем заключается сложность, когда мы находимся в детской позиции, ну, т.е. вот в этой зависимой, то наш успех зависит как бы не от нас, а от тех, кто о нас заботится, т.е. от другого человека, от его позиции. Т.е., иначе говоря, если другой человек согласен проявлять по отношению к нам какую-то заботу, сопричастность, внимание, то мы получаем необходимые вещи для прогресса. Если он не готов на это, то мы вынуждены страдать.

00:08:29 Поэтому детская позиция, у нее есть большой минус, заключаются в том, что ребенок нуждается в матери. Не в том, о ком он будет заботиться, а в том, кто будет о нем заботиться. Поэтому никакой альтернативы ученичеству нет в этой ситуации, ученической позиции. Проблема заключается в том, чтобы получить ученическую позицию нужно понять, в чем заключается счастье этой ученической позиции, т.е. нужно ощутить счастье ученической позиции, понять его. И вот здесь как раз находится тайна определенная, моменты, которые надо вопрошать и, которые надо постигать.

00:09:19 Главный момент ученичества кроется в том, что учениками мы становимся тогда, когда у нас появляются принципы собственные, т.е. появляется то, ради чего мы исполняем обязанности. Т.е. мы исполняем обязанности не для того, чтобы выслужиться перед человеком, перед обществом. Мы исполняем обязанности не для того, чтобы нас признали или оценили, а мы исполняем обязанности, потому что это наши идеалы, наши принципы. Т.е. не получив свои принципов, не обретя свои принципы, человек не становится в ученическую позицию. Потому что нельзя жить, что-то делать и не быть при этом счастливым, т.е. не получать какое-то чувство поддержки в том, что вы делаете. Мы получаем возможность… у нас варианта два: либо мы получаем поддержку извне, либо мы получаем поддержку изнутри. Да?
Слушатель: Изнутри – это от Господа?

00:10:30 БСС: Изнутри – это от Бога, да. А извне – это от людей, которые ценят то, что мы делаем. Если люди не ценят то, что мы делаем, и мы ещё и от Бога не получаем, то это тяжелый вариант. Поэтому, какой я могу вам дать совет? Просто вам нужно понять, для чего вы делаете, для чего вы живете, т.е. в чем движущая сила вашей жизни, что вами движет? Нужно найти в себе источник жизни, энергию эту, определиться с этим, что является источником вашей энергии жизни.
Слушатель: Кришна.
БСС: Ну понятно, что Кришна, конечно. Более конкретно, да. Какой Кришна?
Слушатель: Всемогущий.

Результат дефицита сат-санги

00:11:31 Вопрос: То есть получается вопрос взаимодействия окружения и получения знания... т.е. вера, она идет же от знания. Знание мы получаем через слушание и памятование, через шастры, через «Бхагаватам», через милость гурудева, через общение со святыми личностями. А когда мы потом идем и проявляем это всё на практике… Т.е. как сохранить это равновесие? Получается иногда в практическом служении [неразборчиво] много, и бывает, что… Ну, к примеру, я говорю на своем примере, чтобы было… Просто у нас фестиваль [неразборчиво] у нас очень короткий промежуток времени, он загружен деятельностью, а так как мы разрознены, – у нас нама-хатта один раз в две недели, – получается, что вот этого общения недостает.

00:12:32 БСС: Это очень серьезная проблема, т.е. нужно обязательно, если вы хотите получить совершенство в результате своего служения, – а служение очень удивительное, замечательное служение… Как вас зовут?
– Галина.
БСС: Галина. Я хотел бы попросить всех преданных, когда вы говорите, представляйтесь. Хорошо? Т.е. принцип такой, что перед деятельностью… деятельность преданных всегда должна, мы это обсуждали, возникать из сат-санги. Т.е. нельзя позволять преданному служению исходить просто из шраддхи: «Вот мы преданные, и мы вместе что-то делаем, потому что это здорово». Провести нама-хатту для Кришны, провести фестиваль для Кришны, провести там харинаму и т.д. – т.е. служение, которое мы совершаем, оно должно возникать из видения, которое появляется в санге. Т.е. в санге появляется вдохновение, и в санге появляется разум, с помощью которого мы можем выполнять служение наилучшим образом.

00:13:38 Поэтому Кришна говорит: «дадами буддхи-йогам там йена мам упайанти те…», т.е. этот разум возникает – мач-читта мад-гата-прана бодхайантах параспарам… – т.е. благодаря тому, что преданные общаются вместе, находятся в сат-санге. И вот это секрет в преданном служении, потому что, когда мы совершаем преданное служение без сат-санги, когда недостаточно сат-санги, то преданное служение приводит к чувству опустошенности, усталости какой-то. Т.е. человек совершает служение, но в результате он в разобранном состоянии. Понимаете? Он зализывает раны потом несколько месяцев.

00:14:20 Так это как раз результат дефицита сат-санги, потому что сат-санга делает наше преданное служение… как бы она его уполномочивает внутренней энергией, т.е. преданное служение становится естественным, спонтанным, и оно не приводит к усталости человека. А если сат-санги не было перед служением, то проявляется вот это чувство, что тебя как бы выжали, в состоянии выжатости. Поэтому обязательно и особенно, если это касается каких-то серьезных проектов, длительных проектов, нужно очень глубоко все прорабатывать, чтобы такое было чувство, как будто вы понимаете друг друга с полуслова.
Слушатель: [неразборчиво].
БСС: Очень хорошо. Т.е. преданный совершает совместное служение – это идеально, но теперь нужно обязательно позаботиться о полноценной санге в этом служении, тогда это будет совершенство. Вот это совет.

00:15:36 Слушатель: Как раз недавно я ездил в соседний город, в Тюмень, и преданные поделились, что в основе служения всегда лежит сат-санга, да, садху-санга. Но потом что произошло? Они стали «буксовать». Проектов очень много, а общения нет, и они стали строить отношения, и смотреть друг на друга только через «ложняк», через ложное эго. У них начались конфликты, непонимание, что они делать должны, зачем они это должны делать, никакого вдохновения, энтузиазма, ничего нет такого.

00:16:13 И мы стали говорить об этом, и они поделились тем, что отношений нет вообще, никаких. Нет основы для того, чтобы продолжать вместе что-то делать. Просто за счет установки какой-то «мы должны проект какой-то сделать» – не работает, никому ничего не хочется, именно потому что нет этого сокровенного общения. «А раньше, – мне смс-ку потом одна матаджи сбросила после этого разговора, – раньше мы могли делиться друг с другом, говорить о каких-то впечатлениях, реализациях, о тревогах даже каких-то, открывать сердце, и это работало, мы могли общаться и делать что-то».

00:16:51 БСС: Это вечная деятельность преданного. Т.е. понимаете? Даже в духовном мире... смотрите, в духовном мире, в мире совершенства, преданные занимаются преданным служением в результате сат-санги. Преданные, освобожденные души. Понимаете? Т.е. душа находящаяся в духовном мире, она находится в освобожденном состоянии, т.е. это брахман. И для того чтобы совершать преданное служение, она должна вступить в сангу с преданными. Почему? Потому что преданное служение совершается под покровительством внутренней энергии Господа, не просто брахмана. Брахмана недостаточно. Даже самосознания недостаточно, чтобы заниматься преданным служением.

00:17:32 Преданное служение возникает в результате внутренней энергии. Эта внутренняя энергия может действовать, как в сфере брахмана, так и сфере материи, т.е. в материальном мире. Поэтому, когда преданные совершают сангу здесь в материальном мире, они делают это не потому, что они обусловленные души, и им нужно общаться, чтобы очиститься от майи. Нет. Это происходит даже в духовном мире, поэтому преданные должны понять: никакого другого способа уполномочивания на преданное служения, кроме сат-санги, не существует в принципе!

00:18:11 Это просто имперсонализм нас подталкивает к тому, что преданное служение осуществляется индивидуально. Индивидуально оно не осуществляется. Оно осуществляется коллективно. Духовный учитель… когда мы говорим: «Вот преданное служение дается духовным учителем». Но извините меня, это тоже может быть имперсонализмом. Потому что, когда вы вступаете во взаимоотношения с духовным учителем, то… смысл заключается ведь в том, что это уже коллектив, ученик и учитель – это уже коллектив. Смысл не в том, что гуру вам что-то говорит, и вы механически это исполняете. Смысл заключается в том, что вы обсуждаете с духовным учителем преданное служение. Именно это уполномочивает ученика, и уполномочивает учителя на то, чтобы давать правильные советы.

00:19:01 Если учитель не находится в санге с учеником, то откуда он возьмет разум, чтобы дать ученику правильный совет? Ведь принцип же тот же самый дадами буддхи-йогам там… Поэтому если учитель не общается со своим учеником, как он поймет, чем ему помочь в духовной жизни? А если ученик не общается со своим духовным учителем, то как он поймет, откуда у него видение возьмется, чем заниматься в преданном служении? Просто потому, что ему гуру что-то сказал? Гуру может сказать всё что угодно. Но если это не является порождением санги с учителем, т.е. отношений, его слова будут восприниматься нами либо фанатично, либо, ну как-то.., т.е. в любом случае это будет внешнее восприятие.

Мы до сих пор не научились видеть в гуру вайшнава

00:19:48 Слушатель: Можно добавить? Просто то, что вы говорите, недавно подтвердил наш духовный учитель. Мы были на даршане, и он говорил как раз о том, что многие ученики воспринимают гуру на уровне тела просто, что он мой психолог личный, или он мой… ну, какой-то вот такой вот материальный покровитель, потому что многие преданные недополучили где-то любви, в детстве там и т.д. Они пытаются через гуру это компенсировать, но духовный учитель ждет именно обсуждения преданного служения. Он говорит: «Я жду, пока со мной мои ученики начнут обсуждать преданное служение вместе, и, тогда я смогу давать им Кришну. А так я трачу время на то, чтобы быть их психологом, а о самом главном мы не успеваем поговорить».

00:20:43 БСС: Да. Вы правы. Это принципиальный вопрос. Преданные так до сих пор не научились видеть в гуру вайшнава. Это поразительная вещь. Они видят в гуру всё что угодно, кроме, как ученика или вайшнава там. Т.е. они приходят к нему для того, чтобы получить благословения. Я замечаю поразительную реакцию, когда преданные приходят и спрашиваю благословения: «Пожалуйста, благословите». Ты говоришь человеку что-то хорошее, ну просто хорошее от души ему говоришь, и он счастлив, ему больше ничего от тебя не надо. Он уходит полностью довольный, как если бы он уже в духовном мире как бы оказался. А ты просто ему сказал какие-то хорошие слова от сердца, т.е. человек нуждается просто в каком-то покровительстве. Это полностью стопроцентная бессознательная позиция. Детская позиция. Т.е. ребенок получает какие-то там… пищу из рук матери, его гладят по головке, он счастлив, он засыпает, ему больше ничего не нужно. Такова реальность.

Экстраверты или интроверты – кто более склонен к сат-санге?

00:21:56 Слушатель: Прокомментируйте, пожалуйста, такую ситуацию. Я думаю, что некоторые преданные, ну матаджи, например, они более склонны вступать в общение, для них это легче. А есть люди интровертной природы, они считают, что у них самодостаточное некое состояние. Получается, что они будут ущербны в смысле получения…

00:22:20 БСС: Ни в коем случае. Сат-санга не имеет отношение к тому экстраверт человек или интроверт. Дело в том, что интроверсия и экстраверсия является способом ухода от сути. Т.е. знаете, такие болтливые люди, которые такие вроде бы общительные внешне, они такие всегда в обществе, они всегда на виду, эти люди просто пытаются уйти от себя. Точно так же, как интроверты, которые «копаются» там где-то в своих «потрохах», в психологии какой-то, они тоже… у них тоже проблемы. Т.е. это всё проблемы связанные с несостоятельностью самой личности, т.е. человек не осознает себя, как брахмана, не осознает свое совершенство, не осознает свою духовную природу. Поэтому он пытается компенсировать это либо как экстраверт, в обществе растворившись, либо он пытается компенсировать это через такое уединение какое-то, отстранение от всего, т.е. он снимает с себя ответственность. Это всё проявление слабости, духовной слабости – и интроверсия, и экстраверсия.

00:23:22 Поэтому санга означает, что мы принимаем ответственность за общество, за мир, в котором мы живем, за мир Кришны. Мы принимаем ответственность. Мы обсуждаем с людьми, с преданными, эту ответственность – это означает санга. Т.е. санга всегда проходит в сознании Кришны. Т.е. предметом её является не я и не человек, с которым я общаюсь, а предметом санги является то, что нас связывает, а именно Кришна. Поэтому это трансцендентно, – как экстраверсия, так и интроверсия – это доступно для любого человека. Ну, т.е. такая вещь. Нельзя думать, что экстраверты более пригодны для санги, или там женщины больше в санге. Женщинам нравится поговорить, это факт, но… Нормально.

Отношение вашнавов к христианской традиции

00:24:26 Слушатель: Мы живем в христианской стране, преимущественно, и нельзя этого не учитывать, особенно в проповеди. Приходят люди с христианским каким-то багажом, мы это уважаем и даже говорим, что очень хорошо, что какие-то есть знания, понимание в отношении Бога. И встречаются такие моменты, когда христиане начинают немножко навязывать вот это своё. Я знаю, что кришнаиты все религии уважают, любят и ценят в целом. А когда идет навязывание со стороны христиан, особенно в отношении очень высокой личности Иисуса Христа… И вот вопрос такой, пожалуйста, если можно скажите свое отношение, как нам лучше поступать в проповеди в отношении Иисуса Христа, как мы должны относиться наиболее оптимально может быть, наиболее благотворно в этом смысле, чтобы побольше было дружбы со всеми живыми существами?

00:25:51 БСС: Я могу… это большой очень вопрос, многоплановый, там есть разные опыты у преданных, у каждого свой опыт в отношении с христианами. Я могу просто сказать о том, что я… моё послание в отношении христиан, моя позиция. Т.е. она заключается в том, что мы вайшнавы. Мы являемся также и христианами, в том смысле, что Шрила Прабхупада говорил, что Христос наш гуру, мы принимаем его наставления, мы это делаем.

00:26:27 И, более того, я христианам говорю такую вещь (это моё, вы можете по-своему, не надо имитировать, копировать), я когда общаюсь с христианами, я часто им говорю, что непонятно ещё кто христианин. Почему? Потому что Христос пришел для того, чтобы призвать к Отцу его. Т.е. Христос не к себе звал, а к Отцу Небесному. И я говорю христианам: «Вы христиане – это замечательно, мы уважаем христианство – но также при этом мы видим, что многие христиане не интересуются Отцом». Т.е. Сын их привлекает, потому что он спасает, а вот к кому он зовет, их не интересует.

00:27:16 Поэтому с моей точки зрения быть христианином – значит интересоваться тем, чем интересовался Христос, т.е. быть преданным тому, к чему призывал Христос, быть преданным Отцу. И Cознание Кришны означает преданность Отцу. Поэтому в этом смысле мы… У меня нет ни малейших сомнений внутри, что то, что мы делаем, Христу нравится, т.е. он ради этого приходил. Когда такие вещи говорю христианам, то чаще всего они проникаются уважением к этому. Вот мой опыт, такие вещи говорить.

00:27:59 Но у них есть – прошу прощения – есть Триединство: Святой Дух, Сын и Отец. И вот как бы Иисус Христос представитель этих этого… триединения, или «три в одном». Поэтому они так вот как бы «кроют карты тузом».
БСС: Не, а какой тут туз? Т.е. никакого туза здесь нет. Есть Троица. Понимаете? Поэтому значит, что есть Сын, Отец и Святой Дух. Т.е. Отец и Сын – это не одно и то же, иначе не было бы троицы.
– Но они говорят, что в Иисусе Христе всё это, в одном лице.
– «Всё в одном флаконе», да?
– Так говорят…

00:28:43 БСС: Всё понятно, но есть же Святой Дух. Вы признаете, что он есть? Есть Отец, вы же читаете «Отче Наш», это обращение к кому? К Сыну или к Отцу? К Отцу обращение, правильно. Поэтому не надо говорить, что здесь всё, так сказать… есть, конечно, это всё одно, взаимосвязано, но при этом есть различия, поэтому, если вас не интересует Святой Дух и Отец, есть только Сын – это означает, что вы отказываетесь от Троицы, как таковой. Ну ладно, эта дискуссия… не нужно погружаться в эти вещи. Просто смысл сказали, и всё, и человеку будет сразу понятно. Он будет… он может не согласиться, но он будет думать об этом. Т.е. мы сегодня об этом говорили, т.е. человеку это западёт, не надо ему додавливать, настаивать. Просто сказали, человек не согласился, можно сказать: «Ну хорошо. Пусть будет так, как ты хочешь». Человек не сможет этого забыть. Он же христианин.
– Спасибо.

Чем может помочь женщина мужчине, находящемуся в «детской» позиции?

00:29:54 Вопрос: К разговору вчерашнему [неразборчиво] о взрослении и детской позиции. Какова роль женщины, допустим, она видит: мужчина, что он как бы в стадии взросления. Как она может помочь, должна вообще она это делать [неразборчиво]?
Ответ: Смотрите, мне не очень близки такие разговоры именно в сфере разделений на мужчин и женщин. Т.е. я, когда об этом говорю, то я имею в виду совсем другую вещь, что у преданного должно быть уважение к природе. Т.е. есть природа мужская и женская, да? Преданный испытывает уважение к природе Господа, поэтому он учитывает различия, естественно.

00:30:46 Женщина должна понимать, что для мужчины очень важен момент поддержки с её стороны, т.е. она не может его изменить, потому что мужчина, в принципе, существо в большей или меньшей степени самодостаточное. Т.е. даже если он всякой ерундой занимается, всё равно будет этой ерундой заниматься, пока не решит делать что-нибудь другое. Женщина может его попытаться как-то вдохновить на что-то иное, но изменить она его не может, и признание этого простого факта является уважением к природе, мужской.

00:31:23 Если женщина уважает мужскую природу, то мужчина будет, соответственно, иметь склонность также отвечать взаимностью. Поэтому, что требуется от матаджи в отношениях с другой стороной, мужской стороной природы, то, что нужно уважать и давать понять, что есть прогресс. Если даже он незначительный, всё равно надо давать понять, что этот прогресс есть, что вы его видите, потому что это «дает кислород», помогает мужчине, то есть, в принципе, это помогает. Это никакая не психология, не игра так сказать, не тактика какая-то, это просто уважение, элементарное уважение. В основе отношений всегда лежит уважение.

00:32:08 Соответственно, мужчина должен уважать женщину, должен видеть, что у нее есть определенные потребности, эмоциональные потребности, материальные потребности и т.д. Он не должен считать, что это просто майя, это его сфера ответственности. Это тоже называется уважением. Если он считает, что женщина его не уважает, и она слишком много от него требует, то это проявление его собственной слабости. Необразованности в духовных вопросах.

00:32:43 Поэтому здесь всё решает именно момент уважения природы Господа. Эти вещи очень трудно объяснять. Почему? Потому что они объясняются самой культурой. Понимаете? У нас культура разрушена, и мы здесь сидим и теоретизируем, но эти вещи постигаются на уровне примера, на уровне ачара, на уровне эмоциональном. Вы видите, как женщина, допустим, она себя ведет. Скажем, если вы приедете в Индию, будете внимательно наблюдать… В Индии, конечно, сейчас развращение вот это западное тоже присутствует, но вы обратите внимание на женщин, как они себя ведут. Т.е. они очень отличаются от того, как здесь. Я вот сейчас ездил по восточным республикам, там смотрел тоже как… т.е. наблюдал за природой, и я видел, что женщины не делают ничего прямо, т.е. видно, что они… у них тоже есть желания, у них тоже есть какие-то потребности, но они… нет этого прямого, так сказать… какого-то... да, не идут напролом. Правильно.

00:34:13 У мужчин такая психология, что когда на него давят, на него лезут с какими-то вещами, он начинает «уходить в раковину». Это, конечно, слабость, но с другой стороны это объективная… просто природа мужская такая, т.е мужчине нужно, ему хочется, чтобы он был… чувствовал себя главным, что он что-то решает и т.д., у него есть эта ответственность, у него есть эти полномочия, и женщина должна ему способствовать, этим вещам. Я говорю какие-то общеизвестные вещи, ничего особенного, но это не теория, это ценности, система ценностей, которые нужно усваивать на практике.

00:35:11 Никакой проблемы я не вижу с этим. Единственная проблема, которую я реально вижу в нас, которая сказывается на семейной жизни, на общинной жизни преданных – это слабость ученической позиции. Вот это реальная проблема, которую я вижу, и о которой говорю с преданными. А всё остальное: какая это женщина, такая, сякая, какой это мужчина – это всё приложится, если мы готовы учиться, если мы понимаем, что это такое, изучаем этот вопрос. А если мы не готовы учиться, то упираемся в свою культуру. Культура у нас, извините, разрушена.

О разводах среди лидеров

00:35:56 Слушатель: Можно у вас попросить прокомментировать такое явление, как развод, в отношении лидеров. Т.е. когда у лидера случается развод, это в глазах общества может дисквалифицировать, и это становится предметом пересудов, сплетен и т.д. Т.е. он в глазах многих людей теряет квалификацию лидера. И как было бы правильно к этому относиться? Потому что всё равно избежать оценок не получается.
БСС: Если человек развелся, он должен понять, что вместе с разводом он становится изгоем на какое-то время, в обществе. Т.е. развод с женой или с мужем означает, что ты становишься изгоем. Т.е. в каком-то смысле развод – это маленькая смерть, точнее самоубийство. Знаете, когда человек совершает самоубийство, то становится привидением на какое-то время? Это тот же самый принцип.

00:37:02 Поэтому если человек решил развестись… в Кали-югу теоретически это допустимо, в ведической цивилизации это было невозможно, но в Кали-югу это допустимо, но эффект тот же самый, т.е. общество его дисквалифицирует, и он не может занимать руководящих должностей каких-то, ещё что-то, на какое-то время, по крайней мере, может, на несколько лет. Потому что он осквернен. Лидер – это тот, кто обладает абсолютной позицией. Т.е. ему досталась жена или муж там, это тот человек, с которым он должен пройти по жизни, это значит быть лидером, т.е. быть в ученической позиции.

00:37:44 Ученическая позиция абсолютна. Ты не можешь оставить своего человека, потому что это тот, кто тебя учит, это твой гуру. Как ты можешь оставить своего гуру? Так думает ученик, ученик думает: «Я не могу оставить своего гуру, каким бы гуру он ни был. Гуру означает «тяжелый», т.е. «какая бы ни была степень тяжести, я не могу оставить своего гуру», – так думает ученик. Такой человек и может быть руководителем. Если он решил развестись, это означает, что он не является руководителем больше. Правда такова.
– [неразборчиво].

00:38:30 – Ну, такие ситуации возможны, когда просто человек… понимаете, позиция ученическая, абсолютная – это правильная позиция, но её же нельзя имитировать. Т.е. если ты не справляешься, ну, реально, т.е. перед тобой такие ставятся проблемы этим самым «гуру» – он же необязательно истинный – такие проблемы ставятся, что ты не можешь их решить в принципе, ты не справляешься, ни знания твоего не хватает, ни реализаций не хватает, тогда это возможно. Но люди же совершают самоубийства, например, да, в некоторых ситуациях? Совершают. Потому что душа не справляется, но это делает человека всё равно изгоем. На какое-то время он становится привидением, то есть он не чист.

Проповедь должна быть реалистичной

00:39:23 Вопрос: Вот в этой же ситуации, когда лидер разводится, это может дать какой-то резонанс в обществе преданных, т.е. они могут не понимать. Когда они только пришли в Движение Cознания Кришны, они…
БСС: Идеалистичны…
– Да-да-да. И это может какое-то не разочарование, но что-то такое вызвать... Может быть, [неразборчиво]. Как этого избежать, чтобы это не повлияло на молодых преданных?

00:39:58 БСС: Чтобы избежать этого, нужно проповедовать в обществе преданных не идеалистическую философию, а реалистическую философию бхакти. Что преданные – это не какие-то там выдуманные существа, такие эфирные, которых в реальности не существует. Преданные – это реальные люди, со своими программами очищения, своими ограничениями в исполнении этой программы и т.д. Человек может дойти до своего предела, и тогда он падает, ему нужно подняться и идти дальше, это нормально. Т.е. это никак человека не дисквалифицирует.

00:40:36 Но когда мы начинаем всё выдумывать, всё идеализировать, когда человек не может позволить себе отступить, и он начинает играть какую-то роль в глазах других. Понимаете? И у него накапливается вот это вот внутреннее вот это бремя отчаяния какого-то, собственной какой-то опустошенности. Т.е. человек занимает какое-то высокое положение, но он как бы давно уже «сгорел». И вот такой человек может совершить всё, что угодно. Он может так упасть, что всем мало не покажется. Понимаете? Поэтому если в обществе преданных есть реалистическая философия, тогда, если преданный какой-то отошел, отступил, то остальные преданные понимают, они ему помогают, они проповедуют ему, говорят какие-то вещи, человек понимает. Даже если ему говорят что-то неприятное, его не отвергают, он по-прежнему свой, тогда человек может прогрессировать.

00:41:35 А если мы хотим, чтобы преданный был идеален, чтобы он был биг-биг-лидером, чтобы, как говорится, комар носа не подточил, то тем самым мы подталкиваем человека к настоящему падению. Как, например, было… я не знаю, но наверно многие не знают, пример этот, допустим, с Харикешей Махараджем известным в ИСККОН. Падение было такое, что всем мало не показалось. Девяносто восьмой год. Но что этому предшествовало? Этому предшествовало упорное нежелание учеников видеть своего учителя реальным человеком, реальной личностью. Они хотели, чтобы он был как Прабхупада, но он не был Прабхупадой. Никогда.

00:42:23 Слушатель: Т.е. позиция тогда старшего в этом положении... Если на тебя могут возложить какие-то полномочия, в силу того, что ты здравомыслящий и есть понимание какое-то, но оценки правильные я себе тоже могу давать, что, например, я не готова быть?
БСС: Разумеется, конечно.
– Значит, я должна вовремя уйти [неразборчиво]?
– Если то, что говорит учитель для ученика неприемлемо, он должен сказать: «Дорогой Махарадж, или дорогой старший, там прабху, вы знаете, я с почтением отношусь к вашему доверию, т.е. я очень благодарен, но я не считаю себя квалифицированным для этого». И обсудить с ним ситуацию после этого.
– Т.е. быть честной [неразборчиво]…
– Абсолютно честной. Да. Если вы видите, что есть какой-то просвет, есть поддержка, вы можете пойти на риск. Вы тогда идете, но у вас есть поддержка.
– Потому, что вы всё сказали...

00:43:21 БСС: Вы сказали, прояснили всё. Как Арджуна, например, Кришна ему говорит: «Арджуна, сражайся!» Арджуна говорит: «Я не буду сражаться. Я не квалифицирован». Кришна же ему не сказал: «Ну, вообще, какой ты преданный?» Это же вечный спутник говорит, это же не просто какой-нибудь бхакта, Арджуна дас. Это говорит Арджуна – вечный спутник Господа говорит: «Кришна, я не могу сражаться, у меня слабость, у меня колени дрожат». Кришна говорит: «Нормально. Сейчас мы всё обсудим. Давай». И вот они обсуждают целый час на виду у всех. Проясняют отношения.

00:44:06 Вот так преданные должны вести себя. А не так, что вот там какая-то проблема, я не хочу об это говорить своему наставнику, потому что это его разочарует. Это проявление… это отказ от ученической позиции, это безответственно. Почему-то в обществе преданных есть такой перекос, что проповедуется важность безусловного принятия всего, что тебе говорят. Но проблема заключается в том, что безусловное принятие, означает фактически отвержение наставника. Потому что безусловное принятие означает сознательное принятие. Сознательное означает ваша собственная позиция, ваш выбор, это выбор ученика. Учитель не может за него сделать этот выбор.

00:44:52 Слушатель: А с другой стороны существует страх, например, если рассказать о своих слабостях, то станешь изгоем общества, тебя осудят, и не помогут в этой ситуации, а просто [неразборчиво].
БСС: Это факт. Есть такая вещь, как раз это то, с чем приходится нам иметь дело, с чем приходится работать. Потому что это означает, что мы не уверены в том, что наш гуру является учеником сам, что он способен будет воспринять или… общество, что в обществе есть момент такого уважения личности и т.д. Это как раз то, с чем нужно разбираться. Когда этот страх есть, он свидетельствует о том, что мы ещё не достигли освобождения, попросту говоря. Потому что у освобожденной души нет страха, а у обусловленной души есть страх. И этот страх именно связан с обществом.

00:45:58 Почему мы говорим «обусловленная»? Что значит слово «обусловленная» этимологически? Оно находится… зависит от условий, от общества, да? Если душа обусловлена, у нее всегда будет страх перед тем, а что скажут люди? А что скажет общество? А что скажет мой гуру? И освобождение означает, что мы именно... мы служим гуру, а для того, чтобы служить ему, нужно всё прояснить. Вот «Бхагавад-гита» является не чем иным, как прояснением.

Санга равных – основополагающий принцип

00:46:42 Вопрос: Махарадж, вопрос. А вот старшие преданные спустя какое-то время, когда начинают уже вести группы духовного общения, заняты служением, возникает такая опасность, что (может это и не опасность), что они не получают вот именно санги равных, совместное общение и… Т.е. есть такое довольно шаткое положение, т.е. нет общения с равными, нет открытия вот этого, потому что всё равно с младшими… не всегда всё расскажешь, не всем поделишься. Т.е. вот этот момент всё-таки он значительный в духовной жизни (может, индивидуальной личности [неразборчиво])?

00:47:36 Ответ: Он не просто значительный, он основополагающий. Потому что санга равных означает, что мы признаем, что все независимо от нашего положения являются слугами, все находятся в ученической позиции, это означает что все равны. И я об этом… мы уже это обсуждали. И из этого равенства возникает различие на старших и младших, и равных. Да? Что те, кто в служении более опытный, они для нас старшие, те, кто в служении менее опытны, обусловлены ещё какими-то гунами и т.д., находятся в слабости какой-то, они для нас младшие, мы им помогаем. Но основа – это вот именно равное отношение ко всем, это как раз то, что Кришна проповедует в «Бхагавад-гите» Арджуне. Если этого равенства нет, то тогда отношения со старшими, с младшими становятся материальными, я имею в виду духовные отношения.

00:48:44 Почему слово «равенство» редко употребляется в вайшнавской культуре? Интересная вещь, что, когда обусловленная душа слышит слово «равный», то какой возникает стереотипный рефлекс на это? Т.е. как мы относимся к равным? Мы панибратствуем с равными. Т.е. равенство означает пренебрежение, вот в чем проблема. Поэтому слово «равенство» используется редко, а на самом деле равенство означает, что мы… что ты душа, и я душа. Равенство означает взаимное уважение, вот что такое равенство. Вот в этом смысле слово «равенство» мы используем, должны использовать.

00:49:34 Поэтому без равенства почтение – это проявление зависти. Т.е. без уважения почтение – это проявление зависти. Т.е. если мы не видим в учителе ученика, слугу, то почтения к нему будет проявление комплекса неполноценности, просто зависти. Как в этом примере, я приводил со Шрилой Прабхупадой, которую один из духовных учителей рассказывал, что когда я пришел к Прабхупаде, чтобы прославить его, он лежал в постели, он был очень сильно болен. Я прославил Шрилу Прабхупаду, он, глядя мне в глаза, сказал: «Ты мне завидуешь».

Совет для встающего на путь ученика

00:50:38 Вопрос: Что вы можете посоветовать человеку, который только пытается встать на путь ученика, т.е. состояние такого полностью… В отчужденном сознании он пытается начать ученичество, и вот на что ему нужно больше всего обращать внимание, делать упор, т.е. пока он не обретет какое-то стабильное состояние в этом движении?

00:51:10 Ответ: Нужно задавать вопросы старшим – тад виддхи пранипатена парипрашнена севайа – это азы. Т.е. нужно задавать вопросы, потому что, когда мы задаем вопросы, мы получаем понимание, которое формирует у нас ученическую позицию, сознательную позицию. Благодаря нашим вопросам это происходит. Т.е. если мы не задаем вопросов, то мы служим просто под влиянием социальных условий, но когда мы задаем вопросы, мы формируем своё собственное отношение к тому, что мы делаем. Поэтому задавать вопросы – это величайшее сокровище человека, способность задавать вопросы.

00:51:58 Слушатель-1: А если состояние настолько тупое, что даже вопросов не возникает?
Слушатель-2: Или их так много возникает, что вакуум просто… не знаешь с чего начать?
БСС: Т.е. это состояние вот этого стола, да?
Слушатель-1: Ну не то чтобы. Как бы кажется, что вроде и так всё ясно, что ещё здесь спрашивать? И вроде и так все ясно, но силы никакой нет, понимания; вроде так живу, вроде и нормально.

00:52:36 БСС: Тогда вариант только один – это милость вайшнава. Т.е. вайшнав должен заинтересоваться вашим неудовлетворенным состоянием и задавать вопросы вам. Т.е. если Магомет не идет к горе, то гора идет к Магомету или наоборот, не важно. Суть в том, что сознание пробуждается тогда, когда люди задают вопросы и отвечают на них, тогда пробуждается сознание. Т.е. если сам человек не задает вопросы, то старшему может надоесть эта ситуация, он может сам начать задавать вопросы, тогда начинается прогресс.

00:53:14 Но это уже то, что не в вашей компетенции, поэтому я говорю, что в вашей компетенции. Я ответил на этот вопрос, но если этот ответ не подходит, тогда вопрос о вашей компетенции отпадает в принципе, это уже не ваша компетенция, это уже компетенция других.

О духовной дружбе

00:53:38 Вопрос: Правильно ли я понимаю, что настоящая духовная дружба всё равно предполагает предварительную платформу шанта, т.е. удовлетворенности. Т.е. пока человек не достигнет опять же свободы от претензий, он не может рассчитывать на духовную дружбу. Его дружба всё равно будет более- менее материалистична. Так ли это?
БСС: Да, я думаю, что сегодня вечером нужно будет плотно об этом поговорить, потому что я часто вижу как преданные, услышав эти сладкие речи о сат-санге, они снова наступают на эти грабли сат-санги, так называемые. Т.е. они собираются вместе и пытаются друг с другом установить дружбу, и заканчивается это плачевно. Потому что каждый даже не понимает, на каком-то бессознательном уровне он думает, что дружить должны с ним.

00:54:45 И с этим ничего нельзя поделать до тех пор, пока человек не поймет, что причина всего находится в его собственной позиции, в его собственном внутреннем статусе. Т.е. до тех пор, пока человек не поймет, что он не нуждается ни в какой дружбе для того, чтобы дружить, он не сможет быть творцом этой атмосферы. Это невозможно.

00:55:15 Поэтому Кришна в «Бхагавад-гите», вот в этом знаменитом стихе, который мы сегодня будем обсуждать ещё вечером, из чатух-шлоки: мач-читта мад-гата-прана, который я цитировал… Он говорит, что вот эта способность вступать в сангу – бодхайантах параспарам и тушйанти ча раманти ча, – которая является основой духовного разума, эта способность реализуется не просто преданными, а особой категорией преданных, о которой Он говорит в первой части шлоки: мач-читта мад-гата-прана. Что это означает? Мач-читта означает Cознание Кришны, в общем смысле этого слова, а мад-гата-прана означает, что это преданные, которые посвятили себя делу Господа, т.е. это посвятившие себя души, вот они способны вступать в такие отношения. Поэтому без этой позиции сат-санга не работает, она просто превращается в очередное разочарование. Преданные собираются, но никакого тушйанти ча раманти ча не светит.

«Любовный треугольник» самбандхи

00:56:33 Слушатель: Бхакти Вигьян Госвами Махарадж сейчас давал лекцию в Москве (позавчера что ли?). Он там сказал, что как раз духовные отношения – это всегда любовный треугольник, там всегда есть Кришна. Хотя в материальном мире любовный треугольник не поощряется, но в духовной дружбе или в любви всегда треугольник. Если треугольника нет, если мы забываем, что Кришна наш партнер, и мой, и твой, и мы просто остаемся наедине друг с другом, то мы не знаем, что друг с другом делать, по-настоящему.

00:57:11 БСС: Ну, треугольник – это самбандха. Самбандха. В курсе бхакта-программ это треугольник. Там есть Кришна, джива и природа, да? Это и есть схема отношений. Т.е. мы видим человека, мы видим природу, мы же видим внешнее, а тот, кто видит, – это джива. Но когда она видит природу без Кришны, она видит объект своего чувственного наслаждения. Когда появляется Кришна, она видит духовную природу, т.е. проявляется йогамайя. Это и есть треугольник самбандхи. Преданные должны изучать эту философию именно с практической точки зрения, как это работает в жизни, а не просто изучать её академическим образом, как просто отреченное знание. У нас какой запас времени еще?

О просьбах к Господу

00:58:16 Слушатель: [неразборчиво].
БСС: Т.е… а вы не сказали, как вас звать. Александр. Т.е. когда мы говорим что-то Кришне, у нас есть какая-то просьба, то... было сказано, что мы наблюдаем за тем, что происходит в связи с этим. Мы наблюдаем за тем, как эту просьбу выполняется в нашей жизни, совершаем усилия соответствующие, и поэтому ответ заключается в том, что мы не должны говорить Кришне одно и то же, потому что с каждым разом мы видим, что ситуация меняется.

00:59:39 Мы должны говорить Кришне об этих изменениях, а не о том, что у нас одно и то же, т.е. «Я Тебя попросил, но Ты ничего не сделал, поэтому прошу второй раз. Второй раз попросил Тебя, Ты ничего не сделал, приходится просить в третий раз, но я уже… мне уже проблемно… Смотри, в третий раз не сделаешь, то… Харе Кришна». Нет. Т.е. если мы… у нас есть какая-то ситуация сложная, мы просим об этом Кришну, то мы должны говорить Ему об определенном прогрессе, который происходит в этой ситуации, т.е. если вы молитесь Кришне, то нужно молить именно об этом, т.е. момент благодарности в молитве присутствует всегда. Если его нет, это означает, что это не молитва.

01:00:28 Слушатель: К этому вопросу, если вот так вот посмотреть, то, строго говоря, по большому счету, Кришну-то и просить ни о чем не надо, Он знает о всей ситуации. Просто это ввиду нашей обусловленности мы просим, или как вы говорили недоверие. Кришна знает всё, вообще, всё контролирует и, если надо, то Он сделает, если не надо, не сделает.
БСС: Имеется в виду, что мы можем просить не о том, что находится в сфере наших возможностей, а о том, что не находится в сфере наших возможностей. Об этом идет речь.
– Ну даже если есть это желание, Он знает уже.

01:01:10 – Тут какая вещь. Понимаете? Знает, это не важно. Потому что у Кришны есть два аспекта: сарвагья и мукдата. Сарвагья значит, что Кришна уже всё знает, но это не Кришна. Кришна, Он мукдата, тот, кто не знает. И вот Он узнает тогда, когда мы переживаем определенные чувства, тогда Он как бы проникается этим. В этом тайна, т.е. Бог персональный, т.е. тот, кто нуждается в чувстве определенном, в отношении. Когда мы это отношение проявляем, то Кришна начинает как-то вот... ну т.е. Он начинает участвовать, что-то происходит.

У Бога есть предпочтения

01:01:54 Слушатель: Можно добавить? Когда был последний день суда над «Бхагавад-гитой», я до этого дня… у меня была такая позиция, что Кришна же всё знает, Сам позаботится об этой ситуации, если Он устроил эту ситуацию, то Он разрулит, Он провоцирует нас, но, в конце концов, Он всё решит. И когда я проснулся в этот день, 28 декабря, у меня с утра пелась в уме одна песня на немецком языке, я её ещё со школы помню: «Скажи мне, на чьей ты стороне. Скажи, с кем ты. Ты не можешь быть с ними и со мной». И эта песня просто не могла от меня отлипнуть. Я понял, что Кришна хочет, чтобы я выразил свое отношение, чтобы я подписал петицию, чтобы я там… Просто это было очень… откровением таким. «Прояви свою позицию. Мне интересно, что ты хочешь. Не важно, что я сарва-там-весь-всемогущий. А что ты-то хочешь?»

01:03:00 БСС: И вот это то, что вы говорите, оно объясняет саму суть процесса. Потому что процесс начался из-за того, что людям не понравилось, что Прабхупада конкретно говорит о том, что у Бога есть предпочтения. Бог – персона, и он говорит: «Эти люди асуры». И это не нравится, что есть такое священное писание, в котором Бог занимает пристрастную позицию. Но быть персоной означает быть пристрастным. Т.е. Кришне что-то нравится, что-то не нравится.

01:03:37 Это не то, что Он такой всепроникающий такой брахман, который всех благословляет: «Ты занимаешься ерундой? Хорошо. Татастху. Ты занимаешь сознанием Кришны? Хорошо. Татастху». Нет. Кришна говорит: «Это ерунда то, что ты делаешь». Он говорит Арджуне: «Арджуна, ты в майе». И это вот Кришна. Поэтому иметь желание и обращаться к Господу с какими-то желаниями – это нормально, потому что это означает именно обращаться к Кришне. Но эти желания, они… нужно смотреть, что это желания должны быть связаны с преданностью, а не просто, чтобы Кришна что-то сделал для нас.
«Вспыхнул-сгорел-упал-вспыхнул…» – как разорвать порочный круг?

01:04:32 Слушатель: Я хотела уточнить, прояснить для себя свои ошибки. Вы говорили о том, что тонкая мотивация, неправильная у ученика, когда он позиционируется внутри и ожидает одобрения за своё служения, и по отношению к объекту служения, он мотивирует, как служение господину, забывая о том, что он тоже является слугой, либо он забывает о том, что он служит общему делу. И вот эта тонкая неправильная мотивация приводит к тому, что ум затмевается завистью и таким образом отсекается от источника и в связи с этим теряет правильные ориентиры; в итоге он становится привлекательным для подмен. И в результате такого служения накапливается разочарование…
БСС: и человек падает в колодец материального существования...

01:05:39…сгорает энтузиазм. А если сохранилась память, но сил не осталось. Но сохранилась память, что другого пути нет, нужно просто продолжать. И как бы периодически такая деятельность, что ты даешь себе паузу, накапливаешь силы, потом вспыхиваешь, сгораешь как спичка. В силу того, что у тебя вот этот подсознательный стереотип мотивации, но ты не настолько разумен, чтобы отследить это внутри себя. И как бы живешь по этой схеме: вспыхнул-сгорел-упал, вспыхнул-сгорел-упал. А как вот выйти из этого? Ну понятно, что нужно общаться, задавать вопросы…

01:06:19 БСС: Ответ тот же самый. Человек… преданный может выйти из этого состояния только по милости преданных, садху, которые видя активную душу, которая стремится к чему-то, но находится в обманутом состоянии, сбита с толку, преданный просто проявляет сострадание, старается объяснить эти вещи, т.е. дать душе возможность гореть своим собственным огнем.

01:06:53 Как этот пример, я его часто привожу, потому что он мне запал, так сказать, в душу. Я приводил пример, как разжигал огонь в деревне. Я помню, может, на фестивале каком-то. Т.е. я разжигал огонь в деревенской печке. Там были дрова, и они были сырые. Я разжигал его с помощью зажигалки, но дрова не загорались. Я подкладывал бумагу, всё равно бумага сгорала, а дрова нет, бесполезно. И я рядом увидел баллон с газом. Я зажег газ, из трубы идет газ, выкрутил кран – газ идет, и я его поджигаю. Идет такая струя огня на дрова. Значит, я смотрю, дрова горят. Всё хорошо, я выключаю баллон с газом. Проходит две-три секунды, дрова гаснут. Думаю: «Интересно. Горели же вроде бы».

01:08:08 Снова зажигаю газ, открываю, зажигаю газ, направляю на дрова, дрова горят, ну реально горят. Выключаю газ, проходит две секунды, дрова гаснут. Думаю: «Что такое вообще? Явно же я видел, что пламя в дровах, идет огонь». Я зажигаю третий раз, направляю струю газа горящего на дрова, вижу: горят, но я уже не поддаюсь на эту «провокацию», я начинаю внимательно изучать огонь. И я смотрю, и замечаю, что у одного полена появилось какое-то другое пламя, отличающееся от этого, оно другого немножко цвета и по-другому устроено. Тогда понимаю: «Вот он-то огонек самого полена». Тогда я уже спокойно выключаю газ, понимаю, что да… И действительно подтверждается: все полена погасли, но одно полено занялось, и оно горит своим пламенем, и постепенно оно зажигает все остальные. Вот такой процесс.

01:09:14 Поэтому настоящий наставник, он… у него, конечно, есть харизма всегда, преданные такие все... они думают, что это их собственное пламя. Т.е. есть лидер какой-то, как вот Прабхупада, или преданные такие, у которых есть этот огонь санкиртаны, они горят своим собственным огнем внутри, и остальные тоже горят, и все думают, что это их пламя. Они не понимают, что это «пламя из баллона». И лидер, тот, который является источником пламени, он сам не должен быть сбитым с толку, что он должен понимать, что это его... что энергия идет через него, но его цель заключается в том, чтобы среди тех, кто находится в его санге, чтобы появилось их собственное пламя, в этом заключается его цель.

01:10:09 Т.е. он не удовлетворяется тем, что они просто горят, он должен добиться того момента, чтобы они загорелись сами. И это очень серьезная вещь, к сожалению, мы видим это редко. В основном мы удовлетворяемся тем, что все что-то делают. Но смысл лидерства заключается не в том, чтобы все что-то делали, а смысл заключается в том, чтобы у человека появилось свое собственное, пусть даже небольшое, но это его пламя. И не нужно требовать от человека служения больше, чем способно переварить его собственное пламя, потому что если вы… Занялся какой-то небольшой огонек, вы набросаете туда, так сказать, дров, оно просто погаснет. Понимаете?

01:10:59 Поэтому служение… когда человек получает преданное служение, то это преданное служение должно способствовать разгоранию его пламени. Его пламени. В этом смысл духовного руководства. Поэтому ответ на ваш вопрос именно в этой сфере находится. Я привел некую аллегорию для медитации, т.е. ответ вы должны получить сами. Потому что готовые ответы не пробуждают собственного видения, зачастую.

Как делиться своими реализациями с равными?

01:11:38 Слушатель: Можно вопрос? Ирина. Часто говорят преданные о том, чтобы делиться реализациями. И вот в каком состоянии души нужно давать эти реализации равным с собой, с кем ты пришел, чтобы не вводить их в очень негативное состояние? Т.е. сколько раз я пыталась по-всякому – это был негатив. Т.е. люди впадали в зависть, у меня получались неприятности, и все оказались неудовлетворенными. Хотя была потребность просто поделиться, воодушевить. Вот в чем моя… причина? Я поняла, что это я… потому что это было не с одним, не с двумя людьми; это была моя…

01:12:24 БСС: Да. Вы знаете, в принципе, в отношении, вот этих, особенно тех, кого мы считаем равными… вообще со всеми людьми… Вот этот принцип, о котором Рупа Госвами говорит, дадати пратигрихнати гухьям акхьяти приччхати... Гухьям акхьяти приччхати – это означает, что, прежде чем делиться с кем-то, т.е. говорить другому человеку то, что для вас важно, вы должны сначала поинтересоваться тем, что человек сам может вам сказать, т.е. поинтересоваться его пониманием, его реализациями. Т.е. мы должны спрашивать людей, вопрошать их, и когда они… люди делятся с нами, видя наш реальный неподдельный интерес к их внутреннему миру, когда люди делятся тем, что для них важно, они становятся способными, и начинают востребовать нашу собственную реализацию, наше собственное понимание. Это естественно для души.

01:13:31 Проблема заключается в том, что мы хотим человека изменить, мы хотим что-то ему там такое сказать, чтобы он стал другой. Это вызывает, естественно, у души защитную реакцию, потому что это вмешательство во внутренний мир другого человека, это недопустимо. Поэтому основа любой проповеди, основа любых духовных отношений заключается не в том, что мы пытаемся переделать человека, изменить его под собственные представления, а это интерес к его собственному мировоззрению, к его собственному пониманию – в этом суть, с которой нужно разбираться.

01:14:11 Люди очень редко задают друг другу вопросы, вы заметьте. Это психологи, конечно, заметили, но это вопрос не психологии, а вопрос нашей духовной ущербности. Мы, в основном, склонны к тому, чтобы сами что-то говорить. Но говорить должен тот, кто услышал вопрос. Я квалифицирован говорить только в том случае, если я услышал ваш вопрос. Если я не услышал, то это просто, так сказать, информационное насилие, оно приводит к отчуждению всегда.

Как определить, кто равный, кто младший?

01:15:04 Вопрос: Евгений меня зовут. Всё-таки, мы часто говорим: «Равный, старший, младший», а у нас есть, вообще, квалификация, имеем ли мы право (я лично про себя) говорить, что вот этот мне равный, а этот младше меня. Старших я вижу, для меня практически все старшие, а вот этот средний уровень и младшие... могу ли я, вообще, брать на себя такую ответственность – определять? Как это определять, если могу?

01:15:29 Ответ: Зачем это определять? Мы же не говорили об определении, мы говорили о том, что это естественно. Есть люди, которые требуют с вашей стороны какой-то заботы. Есть люди, которые превосходят вас в опыте, это естественно, и это не надо разделять, или определять. У нас очень интересная вот эта вот вещь, она связана… просто пример, почему у нас до сих пор с варнашрамой проблема в обществе преданных. Потому что мы воспринимаем варнашраму как разделение: вот это брахман, вот этот кшатрий, вот этот шудра, вот этот вайшья.

01:16:07 Но варнашрама – это не разделение, варнашрама – это объединение. Это объединение людей, каждый из которых обладает определенными талантами и качествами. Когда мы смотрим на варнашраму с точки зрения разделения, это пробуждает энергию зависти, энергию этого эго, потому что кто хочет быть шудрой? Есть желающие попасть в категорию шудр? Нет, да, таких? Может, найдется хотя бы один? Все хотят быть брахманами, ну кшатриями…
Слушатель: Шрила Прабхупада всех нас ласково называет шудрами.

01:16:50 БСС: Потому что так оно и есть. Смысл именно в том, что не надо людей разделять по признаку. Понимаете? Вот у нас разделения, просто они убивают. Разделения по половому признаку: мужчины, женщины. И мы начинаем говорить: «Вот матаджи там…». Матаджи говорят: «Вот эти прабху…» Т.е. мы просто усиливаем телесную концепцию. До Cознания Кришны мы относились к женщинам, как к людям, женщины относились к мужчинам, как к людям.

01:17:21 А теперь женщины относятся к мужчинам, как к МУЖЧИНАМ, а мужчины относятся к женщинам, как к ЖЕНЩИНАМ. Что это, как не телесная концепция? Стоит нам только разделить, как сразу появляется телесная концепция. Или же эта самая варнашрама. Были люди, как люди, сотрудничали между собой, кто-то там, как учитель, кто-то, как дворник – все друг друга уважали, потому что каждый делал свою работу. Но вот начинаем разделять: «О, так это, оказывается, брахман, а я-то, оказывается, шудра…» Понимаете, что происходит?

01:17:58 Т.е. мы просто подменяем духовное знание чем-то другим, мы подменяем. Почему? Потому что у нас концепция, вот эта материалистическая концепция «не слуга, а господин», т.е. каждый пытается, с точки зрения господина. Т. е. господин означает разделение, т.е. это менталитет господства. Кто-то высший, кто-то низший, кто-то там… ну и т.д. Поэтому настоящие вещи происходят тогда, когда есть уважение, тогда возникает соединение, а не разделение. Вот если вы уважаете преданных, то тогда будут естественно младшие, естественно равные, естественно старшие, это будет очень приятно для Кришны.
Я обещал последний, к сожалению, вопрос. Поэтому до вечера, вечером ещё увидимся. Харе Кришна.