Туласи

Навадвип-дхам - 05 August 1982
Лекция Б.Р. Шридхара Свами от 5 августа 1982 года
запись беседы для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 9
длительность: 00:32:38 | качество: mp3 64kB/s 15 Mb | прослушано: 100 | скачано: 137 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:08 Шридхар Махарадж: Я думаю, он должен быть владыкой неких тонких сил. Я считаю, что я обрел что-то, имею что-то. Остаться навеки лишь в безграничном вакууме не в силах людей энергичных.

Интоксикации – это анартха

00:00:27 Преданный: Гуру Махарадж, я думаю это причина, по которой некоторые преданные становятся жертвами интоксикаций, они ищут этот опыт.

00:00:44 Шридхар Махарадж: Это анартха. Когда человек связан с подлинными святыми, то эта анартха уходит. Нам необходимо принимать лекарства, чтобы сохранять хорошую физическую форму. У меня есть фиксированная программа, я совершаю различные виды служения под руководством Гуру Махараджа и, чтобы сохранять здоровье, я могу принимать какие-то вещества, лекарства в духе юкта-вайрагьи. То, что позволит мне сохранять здоровье, хорошую физическую форму и самочувствие. А интоксикации помогут мне в моей медитации? Когда человек лишается интоксикаций, то и медитация на этом прекращается. Лишь для того, чтобы сохранять телесное здоровье. Именно эти реалии мы будем принимать из окружающего мира, которые позволят нам сохранять хорошее самочувствие, трезвый ум и позволят служить Господу под руководством Вайшнавов.

Помощь Туласи-Деви в служении

00:01:56 Особенно Туласи Деви может помочь нам. Почему же Туласи Деви, определенный куст, может помочь нам, а не ганжа? Но Туласи Деви так же, как Шалаграм, как Шри Мурти, как вода Ганги, Божественное присутствие. Речь не идет о том, что это именно куст. Смысл в том, что это реалия, связанная с Господом. Дух, стоящий за этой реалией, речь идет о нем, о высшем явлении. Все эти реалии занимают более высокое положение, чем я. Мы не используем Туласи, поедая его. «Если я буду есть Туласи, я достигну Кришна-бхакти», — это будет оскорбительное представление о Туласи. Мы даже не используем Туласи в качестве лекарства. Листья Туласи считаются лекарственными, обычные люди так думают, но мы не идем в этом направлении. Мы не используем Туласи с целью улучшить здоровье, но мы прибегаем к духовной помощи Туласи. Это необычное растение. Оно существует ради Кришны.

Дух, а не материя может пробудить душу

00:03:32 Дух может помочь нашему духу, никакая материя не может помочь нашему духу. Пробуждение нашей души должно произойти при посредничестве духовного начала, а не благодаря посредничеству материальных вещей, это простая истина. Мы страдаем от анартхи, от невежества, когда мы считаем, что материальное явление может помочь мне достичь духовной реализации.

Он Cам по Cебе и Сам для Cебя

00:04:06 Нет, Он абсолютно независим, это Его сладостная воля, Он Самодержец, Он лишь несколько зависим от своих Преданных. Он не способен избежать рекомендации Преданных, не может не прислушиваться к ним. Поэтому мы не можем быть зависимы от материальной субстанции в достижении духовного. Он не подчинен каким бы то ни было другим явлениям, Он независим. Никакое другое явление не заставит Его прийти, Он для Cебя. Это выражение Гегеля, очень достойное выражение, суть, содержащая квинтэссенцию, прочный фундамент. Гегель сказал: «Он Сам для Cебя и Сам по Cебе» и «умереть, чтобы жить». Я использую эти выражения очень часто, они помогают мне в значительной степени, слова господина Гегеля. Им невозможно бросить вызов, они хорошо передают идею. Он для Себя и все предназначено для Него, поэтому Он Абсолют. В противном случае мы называем Его Абсолютом, но относимся к Нему как к слуге — одно не сочетается с другим. Он для Себя, и Его Преданные, Его посредники, слуги, они могут рассматриваться как члены Его группы. «Он сам по Себе и Сам для Себя» и «умереть, чтобы жить».

«Умереть, чтобы жить»

00:05:50 Не пытайся жить. Если ты будешь пытаться жить, ты умрешь. Если ты способен умереть с этим представлением, что Он для Себя, ты сможешь жить. Умереть, чтобы жить ради Него — главное явление, это становой хребет усилий в рамках Преданности, отсутствие компромисса. Ты должен иметь мужество, чтобы признать этот факт: «Он для Себя и я для Него, я не есть отдельное существо». Если я так думаю, то я ненормален, я предатель. Необходимо претерпеть тотальную смерть, не частичную. Мы проходим несколько шагов и говорим: «Нет, нет…» Не об этом идет речь, речь идет о тотальной смерти, и до тех пор, пока мы… Когда мы умрем, то мы почувствуем, что мы обрели подлинную жизнь, это давно потерянное связующее звено, давно утраченное. Обратно домой.

00:07:13 Вы уезжаете?
Преданный: Я собирался, но мы были вынуждены остановиться.
Шридхар Махарадж: Господин Гегель остановил вас, очень ясно и очень честно, аутентично. Никто не может с легкостью опровергнуть эти утверждения. Реальность должна быть сама по себе и сама для себя, тем самым ниспровергаются все иные философские концепции Абсолюта.

Три концепции Абсолюта

00:07:53 Три подлинных концепции: низшая категория — концепция Брахмана, в середине — концепция Параматмы и Высочайшая — концепция Бхагавана, Наслаждающегося. Всеобъемлющий, всепронизывающий и всепоглощающий Бхагаван.

Высочайшая концепция Бхагавана

00:08:26 Джива Госвами дал объяснение термина Бхагаван: «Он обладает настолько чарующей природой, что никто не может не испытывать влечения к Нему. Когда человек соприкасается с Ним, он не может сдерживаться, он не может не вручить себя служению Ему, настолько Он чарующ. Он насильно заставляет нас служить: «Служение Мне есть полнота твоей жизни». И эта личность есть Бхагаван.

Обратно домой

00:09:27 Обратно к Богу, обратно домой. Мы проснемся в нашем доме. В настоящее время мы блуждаем по чужбине, подобно безумцу, который бесцельно блуждает по улицам и собирает обрывки газет, клочки ткани, блуждает по улицам, забыв свой родной дом, мать, отца, детей и все остальное. Наше состояние в большей или меньшей степени таково. Если этого безумца можно вернуть в нормальное состояние, напомнить ему, что он сын таких-то родителей, у него есть такая-то собственность, тогда он откажется от жизни на улице, сбора мусора и вернется домой, будет счастливо жить в кругу родных и близких, Это означает дикша, то есть вернуть человека в Сознание Кришны. В то Сознание Кришны, где пребывает наш дом. А в настоящее время наше внимание направленно на внешнее очарование, субстанция, иногда в человеческой форме жизни это происходит, иногда в животной, дерево… Существует много стадий жизни, и живое существо блуждает, словно в сновидении, по различным уровням, измерениям сознания. Но абсолютное сознание внутри будет пробуждено, и ты обнаружишь, что ты дитя той земли, земли Сознания Кришны, земли Красоты и Любви, премы. Это вкратце, я чувствую усталость и хотел бы закончить на этом.

00:11:31 Веселое настроение.
Преданный: Да, веселое, радостное, это настроение Кришны и пастухов. Нет, настроение Кришны и юных девушек. Даже самых младших, маленьких девочек. Это настроение не Кришны, а Махапрабху, когда Он совершал омовение на Ганге.
Шридхар Махарадж: Он плескал водой, невинно забавлялся, развлекаясь.
Преданный: Да, я вижу, что ваша Божественная Милость одаривает новой жизнью английский язык, по крайней мере в моем случае. Я вижу, что Вы выбираете совершенно адекватные слова. В моем словаре не было этих слов, таких, как sportive. Это слова старого английского, в Америке язык потерял свою жизнь, свою описательную природу. Вигадха Мадхава Прабху говорит,что старый английский был лучше. В настоящее время современный американский вариант английского стал бизнес-английским.

Слава Нимай Пандита

00:13:08 Шридхар Махарадж: Нимай Пандит впервые приехал сюда?

00:13:10 Преданный: Да, он пришел.

00:13:50 Шридхар Махарадж: Поскольку он был выдающимся ученым, все ученые приходили в Навадвип, но были побеждены Нимаем Пандитом, который был гением. В дни своей юности слава о Нимае Пандите разнеслась по всей стране. Люди говорили: «Нимай Пандит непобедим». Выдающиеся ученые, жившие в разных уголках Индии, приходили в Навадвип, чтобы дискутировать с Ним, но были побеждены. Это имя гремело по всей стране, имя Нимая Пандита. То, что порождали другие, Он разбивал в пух и прах, а затем соединял эти кусочки совершенным образом. Но когда другие представляли Ему некое явление, Он сокрушал его и затем брал эти осколки и представлял заново по-своему. Чтобы Ему ни говорили, Он был таким великим логиком, что мог разбить в пух и прах, мог делать все что угодно, а затем Он брал эти осколки и соединял их активным образом по-своему заново. Он был грозой ученых в дни своей юности. Затем, когда Он пришел к Кришна-бхакти, Он утонул в океане Божественной любви, столь глубокой и интенсивной, что люди не могли помыслить, что Преданность Господу может достигать такой степени интенсивности, такого самоотрицания. «Я не в силах терпеть своё собственное существование, Я не в силах жить, пожалуйста, покажите Мне Кришну. Я не в силах жить без того, чтобы не видеть Его. Друзья Мои, помогите Мне увидеть Его, иначе Моей жизни придет конец», — подобная степень Преданности Кришне.

00:17:15 — Кришна в Твоей груди.
— О, в Моей груди.
Гададхар сказал: «Почему Ты стремишься к Кришне, Он внутри Тебя в Твоем сердце». Он стал раздирать себе грудь: «Кришна во Мне?» Да, нечто в этом роде. Безумие в поиске Кришны, великая степень безумия.
Какие утренние новости?
Преданный: Единственная трудность, сейчас осталась только она, они продержат её там до понедельника.
Шридхар Махарадж: До понедельника? А почему так долго? Думает, что мой пациент Вайшнав.
Кто здесь?
Преданный: Нарада Муни.

Почитание Туласи

00:18:20 Шридхар Махарадж: Туласи всегда следует почитать. Мы должны поместить её в подобающее положение и затем предлагать поклоны — это то, что следует делать. Туласи подносят стопам Нараяны, не стопам Гурудева, поскольку Гурудев также почитает Туласи. Во время арчаны Туласи кладут в руку Гурудева, чтобы он предложил это Туласи стопам Нараяны и Кришны. Вы всегда должны почитать Туласи. Такое понимание: существует союз между Хари и Туласи: «Где будешь ты, там буду Я. Я буду присутствовать рядом». Там, где Туласи, там пребывает Хари. В «Гарга-самхите», возможно, написано. Кто-то спрашивает Радхарани: «Как Ты обрела такую великую любовь к Кришне?» Она отвечает: «В прошлой жизни Я совершала служение Туласи, и благодаря Ее милости Я обрела это положение». Но это часть лилы. Хотя Радхарани — высочайшая из всех слуг, все же Она говорит так, в какой-то калпе Она могла совершать эти деяния, поклоняться Туласи. Тем самым нам показывают возвышенное, благородное положение Туласи.

00:20:39 Вы готовы отправиться к месту служения? Вы можете отправиться туда даже сегодня в два часа. После этого время будет неблагоприятным и тогда придется ждать до утра.
Преданный: Все трое поедут завтра утром. Сначала я должен поехать в Калькутту, чтобы подтвердить мой билет. Он хочет вашей помощи там.
Шридхар Махарадж: Да, я буду помогать ему, хорошо. Парамананда тоже едет в Бомбей?
Преданный: Да.
Шридхар Махарадж: Он может помочь Мадхава Пури Махараджу там. Он тоже поедет завтра утром перед восходом солнца.

Будущее отражается в настоящем

00:21:48 Преданный: Гуру Махарадж, почему послеобеденное время четверга считается неблагоприятным для того, чтобы начинать путешествие?

00:22:02 Шридхар Махарадж: На каждый день недели оказывают соответствующее влияние те или иные планеты, такие расчеты существуют. Преданный в срединном положении может не беспокоиться об этом, но эти тонкие признаки, симптомы в природе, их учитывают даже гопи в апракрита-лиле. Они рассматривают каждое движение как имеющее некий смысл в лиле. В «Говинда-лиламрите» написано, что когда Радхарани идет на свидание с Кришной в лесу, в определенные дни Она видит благоприятные знаки и идет, а в другие дни, говорится, когда Она выходит на дорогу, Она видит неблагоприятные предзнаменования и говорит себе: «Кришна не придет». Она интерпретирует силы природы, указывающие на будущее, будущий успех или поражение. Она судит по разным симптомам в природе. Нам говорят, что о приближении землетрясения можно узнать по поведению некоторых птиц, а также иногда по поведению оленей и других животных. Но все же человеческий мозг не узнал, человек не научился предсказывать приближение землетрясения, но некоторые птицы начинают петь. Не все, но определенные птицы. Волна в области подсознания движется. У птиц есть интуиция, но человек не способен знать с помощью своего ума. Столь многие звери способны чувствовать с помощью интуиции. Будущее отражается в настоящем через определенные симптомы. Это не есть предрассудок, но это факт.

00:24:52 В газетах мы читали однажды, что некий садху спал на холме в Дарджилинге здесь, в Индии. Многие животные приходили к нему, и какие-то из них лизали его тело, каких-то животных он гладил. Он был очень дружелюбен с этими зверями. Однажды с приближением землетрясения эта часть холма должна была разрушиться, и садху должен был умереть. Животные пришли, и какой-то олень стал тыкать рогами в этого садху и прогонять его с вершины этого холма, той вершины, которая должна была разрушиться. Он послушался, и произошло землетрясение, эта часть холма разрушилась. Тоже можно увидеть подобное, интуиция, волны в измерении подсознания.

Неблагоприятные периоды не влияют на служение Кришне

00:26:15 Преданный: Махарадж, если человек будет подвергаться дурному влиянию в четверг в негативное время, то как он может избежать этого негативного влияния?

00:26:35 Шридхар Махарадж: Это не всегда происходит, есть и другие факторы, не только день, но титхи, йога, и другие факторы. Комбинация этих факторов порождает ситуацию. Нельзя сказать, что в четверг после обеда всегда дурное время. Существует комбинация различных факторов. Если оценивать эти тонкие факторы… В целом, когда мы отправляемся куда-то путешествовать, если наша цель — служение Кришне… Например, возникла безотлагательная необходимость в том, чтобы куда-то поехать, то эти факторы не принимаются в расчет — титхи, йога и прочее. Мы будем думать о Господе и будем выполнять наш долг. То, о чем идет речь, — это правило, но есть частности. Но как бы то ни было, плохое и хорошее, мы должны совершать служение. Идя на любой риск, мы должны продолжать совершать наше служение. Речь не идет о том, чтобы в периоды, которые считаются неблагоприятными, мы сидели сложа руки, это тоже плохо.

00:28:07 Преданный: В Западной Вирджинии, в Америке, когда лошади чувствуют, что зима будет холодная, у них отрастает очень пышная грива из шерсти. Они читают эти симптомы в природе и могут предсказывать будущее. Жители сельской местности знают это. В какой-то шастре говорится об этих дурных предзнаменованиях или это просто фольклор, народные приметы?

00:29:11 Шридхар Махарадж: Я не понимаю вас. В Новом Вриндаване в Америке, он находится в Западной Вирджинии — это часть Америки, которую Свами Махарадж назвал Новый Вриндаван. И что вы говорите там говорят? Что обычаи этих людей отличны от обычаев людей, живущих в других частях страны?

00:29:34 Преданный: Нет, мой вопрос таков. Вы рассказывали выше о дурных предзнаменованиях. Видя определенные симптомы в природе, вы понимаете, что вскоре возникнет наводнение, землетрясение.
Шридхар Махарадж: Да и что?
Преданный: Это описано в шастре?

00:30:00 Шридхар Махарадж: Да-да, эти знаки описаны, дурные и хорошие. Когда Кришна ушел, Арджуна шел из Двараки, и Юдхиштхир Махарадж говорил по дороге: «Я вижу многочисленные дурные предзнаменования, я вижу это, то — всё это дурные знаки. Арджуна, расскажи, в чем дело? Я вижу все эти дурные знаки». Арджуна ответил: «Мы обмануты этим великим Владыкой, который пришел в образе человека. Мы лишились Его, Он покинул этот мир, теперь мы беспомощны, мы оказались в океане скорби. Он покинул нас». Столь многие дурные знаки описаны в шастре.

Настроение гьяна-шунья-бхакти во Вриндаване

00:31:21 Преданный: Могу ли я задать вопрос, Махарадж? Вы раньше говорили о том, что иногда Радхарани видит хорошие симптомы, поэтому Она идет на встречу с Кришной. А иногда Она видит дурные знаки.

00:31:39 Шридхар Махарадж: Она пребывает в гьяна-шунья-бхакти, апракрита, Вриндаван. Все это имеет человеческие характеристики, там отсутствует Божественность. Они обычные люди, такова их ментальность, так их воспринимают. Они считают, что принадлежат к низшему сословию общества. Они думают: «Мы пастухи», поэтому они поклоняются богам. Когда в дом Яшоды приходят садху, она берет пыль стоп этих садху и посыпает ей голову Кришны Гопала с тем, чтобы благословить Его. «Он мой сын», — таково её настроение, гьяна-шунья-бхакти, иного там не найти. У них нет трансцендентного знания, гьяна-шунья-бхакти, жизнь за пределами оценок.

транскрибирование: Сарвабхаума Дас | 05 June 2017