Жить и работать с Богом - 2

Фестиваль Садху санга - 02 октября 2010
Баджаны, киртан и лекция. О Шриле Прабхупаде и чистых преданных. Важность святого звука. Чистое преданное служение. Ответ на вопрос: Служение ближним - это делать то, что нужно с точки зрения разума или то, что хочется с точки зрения ума и нравится ближнему? Каков показатель, что я делаю для ближнего что-то с любовью?
лекция для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 6
длительность: 01:50:45 | качество: mp3 64kB/s 50 Mb | прослушано: 1756 | скачано: 1207 | избрано: 13
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 [Поют:] «Кришна Говинда Говинда Гопал Нандалал»

00:14:19 [Поют:] «Харе Кришна»

00:18:31 [Поют:] «Кришна Говинда Говинда Гопал Нандалал»

00:20:59 Добрый вечер. [Неразборчиво] Мы вчера начали говорить о том, как жить и работать вместе с Богом, с Кришной. Вам не слышно там, да? [Настройка звука микрофона]

00:21:59 Итак, мы с вами беседовали вчера о том, что не все преданные могут сразу отречься от мира и жить в храме, не все могут отказаться от своих желаний, потому что желания в материальном мире - это болезнь, это сила, которая нас душит. Это не то, что мы взяли и отказались от них, болезнь нельзя сразу вылечить - нужно время. Поэтому существует метод. Шрила Прабхупада в 3 главе Бхагавад Гиты описывает этот метод, он говорит, что этот метод называется карма-йога и в первом же коментарии он написал, что карма-йога переходит в буддхи-йогу, потом это становится бхакти-йогой. Он даже, практически, в одном коментарии это все объединил вместе. И идея в чем заключается? В том, что деятельность - это функция разума, это не функция ума. Поэтому, когда человек что-то делает для Кришны, он развивает разум, что очень необходимо нам - развить всем разум. Потому что разум - это сила, которая направляет нас по жизни.

00:23:08 Как вы думаете, в чем заключается наша свобода выбора в этом мире? Свобода выбора заключается в том, чтобы правильно использовать свой разум. Потому что карма не дает свободы выбора никакой, но разум может нас направить. Разум может быть внутри кармы, если он подчинен уму и чувствам или он может быть вне кармы, если он направлен на то, чтобы удовлетворить Бога. Допустим, смотрите, человек трудится благочестиво и он трудится благочестиво потому, что знает, что благочестиво жить хорошо. Это что? Карма-йога или нет? Нет, это карма-канда. Карма-йога означает, что человек знает, что без Бога никаких вариантов нет вообще, даже благочестиво жить без Бога - это не жизнь все равно. Потому что когда человек благочестиво живет и не думает, что он это делает для Бога, какой результат у него получается, как вы думаете? У него это все превращается в благочестие.

00:24:21 Что такое благочестие? Это сила, которая дает счастье человеку в жизни, он становится счастливым. А счастье что делает с человеком? Счастье превращается в гордость. Человек, благочестивый человек, он очень амбициозен. Когда дети маленькие рождаются, как вы думаете, как определить благочестивого ребенка от неблагочестивого?
[Голос из зала:] Послушание?
[О.Т.:] Не факт. Благочестивый ребенок, он дерзает, то есть ему хочется чего-то добиться в жизни. Когда человек наполнен благочестием, у него есть амбиции, понимаете? Ему хочется чего-то добиться в жизни, он не удовлетворен тем, что есть. Это означает... это энергия благочестия так действует на него. А послушание - это духовная энергия. Если у человека есть послушание, это означает, что в прошлой жизни он был слугой Бога. Послушание не связано никак с этим миром. Есть духовные качества. Благочестие, любое благочестие, которое мы зарабатываем, оно превращается в амбиции, желания другой жизни, понимаете? То есть благочестие дает нам вкус к счастью. Неблагочестивые люди, они не имеют вкуса к правильной жизни, а благочестивые люди имеют вкус к правильной жизни. Это называется карма-канда. Люди хотели на высшие планеты раньше, в прошлые века. Они трудились, для того чтобы жить потом в раю, жить счастливо. Мы хотим жить счастливо или нет?
[Голос из зала:] Да
[О.Т.:]Да. Вот это означает карма-канда.

00:26:05 Потому что, на самом деле, надо понять, чем отличается духовная жизнь от карма-канды. Духовная жизнь означает, что человек хочет что-то сделать для Бога. И он понимает, зачем он это хочет. Потому что когда человек что-то делает для Бога, то у него начинается другая судьба. В чем эта другая судьба заключается? Она заключается, что нет вокруг больше обмана, лжи, лицемерия, злобы, обиды, депрессии и так далее. Человек не борется с этим миром. Когда он делает что-то для Бога, у него появляется другая жизнь, у него более близкие, глубокие отношения появляются с преданными. Только с преданными можно такие отношения развить, потому что преданные не мотивированы ни чем. Гуна благости означает уважение, а внутри есть определённая идея: "Я уважаю всех для того, чтобы жить в счастьи, счастливо", понимаете? Человек даже, допустим,он не лицемерит, он честно всех уважает, но у него есть идея - он просто хочет счастливой жизни, понимаете?

00:27:14 Но когда человек преданного уважает, у него нет такой идеи. У него есть только одна идея - быть ближе к Богу. Понимаете, в чем разница заключается? От Господа исходит шудха-саттва. Больше нет ни одного объекта в этом мире, от которого бы исходила чистая благость. Чистая благость означает: нет мотива. Нет желания жить хорошей жизнью, нет желания чтобы у меня было все хорошо. Есть только одно желание - служить. От Господа исходит такая благость. От него исходит такая сила, что хочется только служить и все. Поэтому в Бхагавад Гите говорится, что человек должен научиться делать для Бога.

00:28:02 Фактически это означает знания, зачем это нужно. Ну, допустим, девушка хочет выйти замуж. С помощью труда все желания удовлетворяются, это факт. Если она, допустим, честно трудится над своим характером, что является... этот труд над своим характером стоит выше, чем просто труд ради зарабатывания денег. Если девушка честно трудится над своим характером, она получает себе хорошего мужа. Если у нее карма не слишком тяжелая. Бывает такое, что карма настолько тяжелая, что она не может, даже трудясь над своим характером, получить себе мужа. В этом случае она получает себе нормальную жизнь, счастливую все равно. Однако, если она трудится над своим характером для Бога, для Кришны это делает, то она не просто хорошего мужа получает, она получает мужа преданного. А это значит, что он избавит её от материальных желаний. А если у нее будут материальные желания, он её просто замучает. Хороший парень, все, он не даст ей спокойно жить, пока она не освободится от этих желаний.

00:29:17 Поэтому, семьи у преданных не факт, что сразу счастливые, им надо сначала встать очень глубоко на путь служения Богу, чтоб счастье пришло в семье преданных. Потому что они не могут просто обычной жизнью радоваться, жить. Они, допустим, не могут поехать [поет:] «В городе Сочи темные ночи, темные, темные, темные...», они не могут, они уже преданные, понимаете? Все, у них нет этого счастья, все. У них другое совсем счастье - им хочется в храмы ходить, хочется для Кришны жить как-то, а значит, грешить уже нельзя. Тоже счастье, тоже счастливая жизнь семейная. Девушка просто поклонялась Кришне для того, чтоб тот дал ей хороший характер, чтоб выйти нормально замуж. Результат совсем другой. Это уже карма-йога. Это не карма-канда, потому что йога означает, что мы уходим из этого мира, постепенно уходим.

00:30:18 Как в тюрьме двое сидели, один болел проказой, у него нос отвалился, он взял его, выкинул в окно. Другой смотрит, говорит: «Ты что, потихоньку сматываешься из тюрьмы?» [смех]. Так и мы - мы потихоньку сматываемся. Ничего не выкидываем вроде, нос не отваливается, но мы сматываемся потихоньку отсюда, это факт. Потому что смотрите, мы ниемножко пришибленные все [смех]. Я разок у одного преданного спрашиваю: «Ты где работаешь?» , он говорит: «Нигде». Я говорю: «Ты от чего-то как-то страдаешь?», он: «Нет» . «А кто деньги дает?» «Кришна. Как, я не знаю. Как-то дает».[смеется] Этот преданный не бездельник - он ездит, проповедует по всему миру, по России. Он живет просто, потому что Кришна дает ему средства на жизнь, все. Но не у всех такой уровень. Это значит, что человек уже совсем, понимаете, он совсем оторвался уже от кармы. Потому что карма означает скованность определённая. Большинство преданных скованы, они не могут - вот если я сейчас уйду с работы - все, я не смогу жить. Есть семья, есть родственники, они требуют все помощи, заботы, вобщем, скованность определённая, серьезная скованность.

00:31:46 Но не думайте, что то же самое у всех, это все зависит от того, насколько человек погружен в Cознание Кришны. Чем больше он туда погружен, тем меньше он зависит от внешних обстоятельств. Он может работать, но эта работа, она будет для Бога. Он будет для Бога трудиться. Я уже говорил - у нас, допустим, есть предприятие сейчас, одни преданные там работают. Мы работаем для Бога. Но вы не можете все похвастаться тем, что вы работаете вместе с преданными, правильно? И что все деньги идут Богу, все идет для Бога. Для этого надо развить определённое сознание внутри себя. На нашем предприятии 50% людей не получают зарплату. Ну, то есть, одни - брахмачарьи, я, допустим, не получаю, потому что надоело получать, я на пожертвования живу, вот, а одни просто учатся - не плучают. Ну так, кто-то получает, что-то нет. Получается нормальная ситуация, на обычном предприятии такого не бывает.

00:32:45 А, допустим, я ездил в общину в Венгрии - там вообще нет никакой зарплаты, у них вообще нет идеи даже о зарплате, они просто служат Кришне, Кришна им дает средства. Преданные, они настолько близко к Богу находятся, там, в общине, в Венгрии. Они купили Гирираджу мобильник. Положили на алтарь мобильник. И когда преданные идут на санкиртану, они посылают ему эсэмэски. Один преданный попал в милицию, смс Гирираджу посылает, говорит: «Слушай, я не знаю, я книги распространяю тут для тебя, что такое, что они от меня хотят?» Через 5 минут уже отпустили [смеется с залом]. Один преданный смотрел, смотрел там в общине на все это и говорит: «Гирирадж, я не верю, не верю, что это ты принимаешь смски. Если это так, меня вот скоро инициируют, пускай меня назовут твоим именем» - там, Гарирадж как-то там, у него имя своё есть... Его назвали именем Гирираджа. Никому не говорил, просто подумал так и все. Махарадж его взял и назвал именем Гирираджа. [смеется] Все. То есть, жизнь, она может быть очень близко к Богу или далеко от него. Все зависит от нашего желания.

00:34:17 Мы вчера говорили с вами о том, можно ли для Кришны запчасти делать, вы сказали нет, а я вам говорю - да. Это факт, что Кришне запчасти не нужны, но ему нужно, чтоб мы их делали для него. Потому что когда мы просто скованы жизнью и мне приходится работать на какого-то дядю Васю, допустим, но если вы в уме, в сердце своем решили, что вы делаете это для Кришны, и начинаете делать это для Кришны, пусть запчасти какие-то на заводе, там или... неважно, что вы делаете, не имеет значения, только водку для Кришны не надо продавать. Если это благочестивая деятельность - там, одежду шьете, ещё что-то делаете, и в сердце скажите: «Господь, я для тебя хочу это делать, а не для дяди Васи, для тебя хочу!» [Поет:] «Для тебя, для тебя, для тебя я сумею весь мир обойти, с неба звезды достать и единственным стать для тебя, для тебя, для тебя!» Для Кришны, имеется ввиду. Преданный так решил: «Я для тебя хочу все это делать!» И он шьет там что-то, и он для Кришны это в сердце своем делает, в сердце, никому не надо говорить.

00:35:32 Махарадж на лекции, Госвами Махарадж сегодня сказал: «Чем больше болтаем, тем меньше остается внутри». Не надо никому... просто для Кришны внутри себя делайте это и все. Знаете, что будет дальше? Кришна посмотрит, посмотрит на вас и найдет вам такую работу, на которой ему будет нравиться, то что вы для него будете делать. А может быть, и на этой работе ему нравится. Может быть, вы хлеб печете. Кришне очень нравится, когда для него хлеб пекут, когда для него кто-то делает одежду, допустим, нормальную - не две веревочки - одна сверху, другая - снизу, а, как бы, нормальную одежду, хорошую, понимаете? Кришне нравится такая одежда. Он будет доволен, никуда этого человека не уберет. Потому что вся его одежда будет прасадом и все люди от этого будут очищаться, от его одежды. Или он дороги делает для Кришны, люди будут там ездить и будут очищаться от этих дорог.

00:36:40 Я не вижу веры в ваших глазах. Вы думаете, я вас обманываю? На самом деле это правда. Это правда. Потому что не только то, что в храме происходит - для Кришны. На самом деле, жизнь для Кришны начинается в сердце человека. В храме тоже можно лбом биться об это... Я разок в храм зашел, поклон сделал и пошел к алтарю, потом прошло какое-то время, думаю: «Я поклон сделал или нет?» Автомат полный - заходит, [навеное, изображает поклон] и пошел дальше. Поклон сделал... Это автомат, то есть нет никакого служения. Служение Богу совершается в очень глубокой, искренней преданности, это все очень сильно запечатливается в сознании, невозможно на автомате это все делать. Понимаете?

00:37:31 Иногда преданные всю жизнь мантру повторяют и спят в это время.[Изображает, смех в зале]. Я когда приехал на Сухорева, там какое-то уже время жил, я первый день, когда на джапу пришел, я сел... там столбы вот точно так же, как и здесь стоят, но там поменьше - четыре столба всего. Я возле столба сел, читаю джапу, преданный идет на меня вот так вот, я смотрю - а у него глаза закрыты. И он идет прямо на меня вот так вот, джапу читает и прямо с закрытыми глазами, прямо к столбу. Мне страшно стало - взял, пересел на другую сторону и выглядываю, смотрю - врежется в столб или нет [смех в зале]. Понимаете, он не врезался, он шел-шел, подошел к столбу вплотную, потом - раз, смотрит - столб [смеется]. Обошел его. На следующем круге - то же самое. [Смеется] Это не воспевание. Воспевание для Бога - это очень интенсивная практика. Надо пробить своё сердце, понимаете? Надо пробить его. Но это возможно только в том случае, когда мы научились что-то делать для Бога. Я вам сейчас объясню, как это все связано.

00:38:48 Как вы думаете, воспевание Святого Имени - это действие или нет? Действие? Поднимите руку, у кого это действие, реальное действие. Смотрите, не у всех. Не у всех. А знаете, почему? Потому что есть преданные, которым надо сначала научиться что-то делать для Бога. Например, взять и начать мыть кастрюлю для Бога. Это действие или нет? Некоторые преданные, они пол-фестиваля моют там кастрюли, в экстазе полном. Они делом занимаются или лучше пойти лекцию послушать? Делом. Знаете почему? Потому что они потом смогут воспевать святое имя. Потому что насупит момент для них читать «Харе Кришна», джапу и мыть кастрюли, они почувствуют, что это одно и то же. Понимаете? Они почувствуют, что это то же действие, потому что большинство людей, когда садятся воспевать, начинают: «Харе Кришна, Харе Кришна...» Я сегодня читал мантру, передо мной два человека сидели и болтали в это время.

00:39:54 Это настолько ценное время, каждая секунда дорога! Нельзя терять ни одного слова во время воспевания. Это очень ценная деятельность. Сознание не может просто отключаться. Человек когда едет на машине, он не может спать, потому что он заснет и погибнет. Точно так же во время воспевания - очень ценное время, очень ценное. Как это понять? Для этого надо сначала научиться трудиться для Бога, потому что труд для Бога означает, что разум дошел до определённого уровня развития, понимаете? Просто делая что-то для Бога мы доходим до определённого уровня развития, во время которого потом мы садимся повторять «Харе Кришна» и это повторение является активным действием для нас, а не просто: «Э-лэ-ле элэ-лэ элэ-лэ гори крыша, гори крыша, крыша, крыша гори, гори, гори мама, гори мама, мама мама гори гори» [смех в зале]. Понимаете? Все горит вокруг [смеется]

00:41:04 Кто из вас хоть раз молился за здоровье духовного учителя? Поднимите руку. Смотрите, 10% преданных. А кто из вас молился духовному учителю о том, чтобы у вас что-то изменилось в вашей жизни? А кто из вас хоть раз молился духовному учителю, поднимите руку. Опять не все. А что остальные-то делают? [Из зала неразборчиво]. Нет. Нет больше вариантов, есть учитель. Вы здесь сидите все благодаря тому, что один маленький худой человек приехал в Америку. Со слезами на глазах. У него было два приступа сердечных пока он ехал и он чуть не оставил тело. Вот этот маленький человек, худенький, как Ната Прабху поет: «Прабхупада, простой учитель Бога, Прабхупада - в духовный мир дорога». Понимаете? Надо поставить его изображение перед собой и молиться ему, этого достаточно. Включить его голос.

00:42:27 Я вам сейчас один, всего один маленький, маленький-маленький эксперемент поставлю с вами, чтоб вы поняли кое-что. «И что, - вы говорите, – нет больше вариантов?» Да нет больше вариантов! Только духовный учитель является в духовный мир дорогой. Вы что думаете, мы с помощью своего ума сможем Кришну понять? Невозможно. Он не такой дешевый, понимаете? Чтоб взять его и прямо, это, победить его. Надо понять, что только по милости гуру это происходит. Сейчас я вам кое-что покажу интересное. Это поможет в карма-йоге, 100%. Почему? Потому что пока человек не поймет, кто такой Бог, никакой карма-йоги не будет.Хотя бы чуть-чуть надо это понять.

00:43:25 Сейчас мы с вами будем изучать голос Шрилы Прабхупады. У меня к вам только один вопрос - откуда звучит джапа? Нет, не надо мне все это говорить: «Из сердца», вы ничего не слышали еще, вы не знаете. Послушайте. [Звучит голос Прабхупады]. Сейчас мы будем делать анализ. Вы сначала предположите, что звучит отсюда и попытайтесь услышать - отсюда или нет. Потом отсюда, потом - отсюда. [Прабхупада читает Харе Кришна] Ну как? Отсюда? Нет?
[Голос из зала:] От сердца.
[О.Т.:] Отсюда?
[Голоса из зала:] Да.
[О.Т.:]Да.

00:44:55 Теперь ещё один эксперемент. Вам надо спросить у себя: «В звуке есть Кришна или нет?» Вот, Прабхупада будет читать, вы спросите: «В звуке есть Кришна или нет?» Честно спросите себя. [Прабхупада читает Харе Кришна]. Вы спросили? Есть Кришна?
[Голос из зала:]Да.
[О.Т.:] Есть. Теперь сами повторите. Повторите сами! Харе Кришна, Харе Кришна [зал продолжает]. Достаточно. Есть Кришна, нет?
[Голос из зала:] Нет.
[О.Т.]: Спросите себя: «Есть Кришна в звуке или нет?» Есть?
[Из зала:] Нет, [неразборчиво]
[О.Т.:] Вы фантазеры, вы фантазеры... Еще раз сравните [Прабхупада читает Харе Кришна]. Теперь сами. [зал читает Харе Кришна, потом снова звучит голос Прабхупады]. Повторяйте, повторяйте... [Зал читает мантру в сопровождении голоса Прабхупады]. Вы почувствовали разницу? Нет? В этом заключается ваша проблема, её надо преодолеть, господа. Потому что вы не видите разницу между духовным звуком и материальным.

00:46:50 Я примерно 5 лет назад начал вместе с Прабхупадой повторять Харе Кришна и я заметил разницу. Меня очень сильно потрясло, я увидел, что есть духовный звук, а есть не духовный. И можно таким образом, с помощью сравнения, очень быстро продвинуться в воспевании, понимаете? Важно это почувствовать реально. Для этого надо просто понять, что такое действие для Кришны. Посмотрите, как он старается для Кришны, смотрите внимательно! Послушайте.
[Прабхупада читает Харе Кришна]. Попробуйте сами поповторять
[Зал читает, потом снова Прахупада читает]. Чувствуете разницу или нет? Я для чего эти дразнилки все устроил? Не потому что мне не нравится, как вы воспеваете, я в экстазе просто, честно вам говорю. Просто вы должны понять разницу между нами и Шрилой Прабхупадой. И тогда не будут задаваться вопросы: «А что, нет других вариантов?» Нет других вариантов! Только через через голос, звук чистого преданного в нашу жизнь Кришна может прийти. Посмотрите, как мы мямлим по сравнению с ним, посмотрите, сколько в нем духовной силы. Так ведь или нет?
[Голоса из зала:]Да!
[О.Т.:]Ну разве вы это не услышали?
[Из зала:] Услышали!

00:48:31 Итак, надо понять, что Прабхупада - это в духовный мир дорога. Надо понять это очень глубоко в своем сердце. Это первый духовный опыт будет в нашей жизни. Когда этот духовный опыт у нас появится, мы также поймем, что без чистого преданного невозможно вообще жить. Вообще невозможно, потому что в этом случае Кришна убегает от нас - он не рядом находится, понимаете? Он нам ничего не обязан, это мы ему обязаны. Он постоянно для нас все делает. Каждую секунду нашей жизни он выполняет все наши желания, как Сверхдуша. А мы ничего не делаем, мы только у него просим. Мы даже за здоровье гуру не можем помолиться, потому что мы постоянно сосредоточены на себе и просим у него, гуру, что-то, вместо того, чтоб для гуру что-то сделать. Понимаете? То есть очень обусловленная жизнь своими желаниями, потребностями и так далее. Это большая проблема. Это означает, что карма-йога пока ещё далеко. У многих из нас карма-йога пока ещё далеко.

00:49:30 Что делать? Все очень просто - идем на работу - втыкаем наушник в ухо, в котором звучит воспевание Шрилы Прабхупады Святого Имени. И с этим воспеванием работаем. Может быть, мы ещё не можем пока взять - и что-то сделать для Кришны, потому что ум мешает: «Ребенок дома голодный, когда домой? Надоело работать, люди вокруг матерятся, не дают мне сосредоточиться на Боге», - и т.д. Много разных мыслей. Почему? Потому что тяжелая карма! Карма человеку часто не дает возможность для Бога что-то сделать - у него нет сил, плохое настроение, болезни и все прочее. Он не может сосредоточиться на Боге. Вот сейчас, допустим, вы решили: «Я буду работать когда - буду думать о Кришне и для него все делать». Не факт, что это получится сразу у самого. Потому что есть одна проблема - пока человек сильно очень доверяет самому себе, он идет путем кармы.

00:50:26 Знаете, что такое акарма? Акарма - это путь, в котором нет последствий. Акарма начинается с того, что человек перестает доверять самому себе, он считает: «Только духовный учитель может меня спасти. Я сам не могу ничего сделать для себя, только духовный учитель может меня спасти». Втыкаем наушник в ухо и одним ухом слушаем, что люди говорят, а другим ухом слушаем Шрилу Прабхупаду. Акарма означает, что человек подседает на волну, у него появляется определённая другая вибрация в жизни. Другая волна, другой вкус, другая сила внутри. Она ещё сначала брезжит где-то вдалеке и он ничего не понимает - зачем втыкать этот наушник, вроде бы такая же жизнь, как и обычно. Но ничего подобного. Вы заметите, что когда Шрила Прабхупада звучит в ухе, то легче думать о том, что я работаю для Кришны. На много легче. Вытаскиваете... Я пробовал, я эксперементировал, поэтому я вам объясняю. Вытаскиваете из уха Шрилу Прабхупаду, начинаете работать - тяжелее думать, что ты для Бога это все делаешь. Вставляешь назад - сразу - раз - для Бога, все. Без всяких проблем. Настолько очень сильно меняется настроение у человека, он сам не замечает этого, но путь реально другой в жизни становится. Как определить что другой путь? Я сейчас объясню.

00:51:50 Если вы начнете вот таким образом действовать и просто делать что-то для Кришны на работе и думать о том, что вы для него делаете. Не надо никому рассказывать это - просто сами делайте внутри себя и все. И при этом слушайте Шрилу Прабхупаду. То знаете, что дальше произойдет? Первый этап, который вы почувствуете реально? Вы потом, вы на работе услышите мат и он будет так, чуть-чуть касаться вас, не сильно. Сначала будет касаться, потом вообще не будет касаться. Вы услышите мат или ругань, или вам скажут: «Пойдем, посмотрим, интересная передача по телевизору идет», или: «Идем, кофе попьем,» - как-то вас это будет спокойно, как-то не очень касаться, понимаете. Потом вы прийдете домой, и там, дома, обычно, трудности всегда, проблемы какие-то. Они тоже не так сильно будут касаться. Когда человек хотя-бы один шаг к Богу делает, его вот эти страсти, в которых он живет, они начинают меньше становиться. Они начинают гаснуть. Вот в чем заключается секрет, понимаете? Все то же самое, та же самая жизнь, ничего не поменялось внешне - страстей меньше, спокойнее стало. Почему? Потому что мы что-то сделали для Бога.

00:53:12 Потом дальше - время во воспевания Святого Имени - очень трудно сосредоточиться на Святом Имени потому что мы не знаем, что это такое. Это всё равно что слушать английский язык и пытаться понять, о чем говорят. Но ты никогда его не учил этот язык, как ты поймешь, как там говорят? Ты какие-то эмоции будешь улавливать и все. Нет глубокого понимания этой речи, так? Так и воспевание Святого Имени - это духовный звук, это очень глубокая вещь, её трудно понять сразу. Но есть способ. Поставьте изображение Шрилы Прабхупады, включите его голос и начните кланяться ему, Шриле Прабхупаде. А ещё лучше - поставьте фотографию своего духовного учителя и, слушая голос Шрилы Прабхупады, просите Шрилу Прабхупаду во время воспевания своего, когда «Харе Кришна» повторяете, мысленно просите Шрилу Прабхупаду, чтобы он дал гуру здоровье, чтобы тот мог проповедовать. Я сам, как бы, не проповедую, я не такой возвышенный, как мой гуру.

00:54:09 Но, на самом деле, желания человека могут быть направлены куда- то. Знаете, что это большая сила - желания? Из желаний соткана вся наша жизнь. Благодаря нашим желаниям материальный мир возник, чтоб мы здесь их выполнили. Это огромная сила, вы не представляете, какая сила. Если вы берете, ставите фотографию гуру и начинаете просто «Харе Кришна» повторять, и просите у голоса Шрилы Прабхупады, который звучит, чтобы у гуру было здоровье. Мысленно так, повторяете «Харе Кришна» и думаете о том,чтобы у гуру было здоровье. Знаете, чем вы в это время занимаетесь? Чистым преданным служением. Потому что вы не для себя просите, а для гуру. Это уже совсем другое, понимаете? Это другая методика совсем - не хныкать сидеть: «Гуру, дай мне хорошего мужа», а начать просить, чтоб у гуру было здоровье. Совсем другая практика. Немедленно в сердце появляется ощущение, что такое Святое Имя. Когда мы начинаем делать что-то для Кришны, он немедленно себя показывает, он ближе становится к нам, понимаете?

00:55:12 Но опять же, по существу, это карма-йога. Что мы делаем? Мы работаем опять, мы в уме работаем, мы думаем: «У гуру надо чтоб здоровье было», - то есть мы работаем для Бога. Мы трудимся своими желаниями для него, понимаете, во время джапы. Но мы ближе начинаем к бхакти-йоге приближаться, потому что мы делаем то, что мы можем, понимаете? Мы можем чего-то желать, но мы не знаем чего желать вообще по отношению к гуру, кроме того, чтобы попросить, чтоб у него было хорошее здоровье у Кришны. Но для нас это очень реально и просто - попросить, чобы у гуру было хорошее здоровье. Это сложно или нет? Нет. Вообще просто. Результат воспевания будет совсем другим, попробуйте так поповторять. И вы увидите, как меняется жизнь. Что значит «меняется жизнь»? Означает - проблемы стали беспокоить меньше, все как-то проще стало, спокойнее, людей лучше видно - кто есть кто. Все начинает расцветать, все становится понятным. Жизнь становится другой совсем, она постепенно просветляется, понимаете? Это очень глубокий метод на самом деле. Но карма-йога - это не самоцель, понимаете, это вего лишь этап, который потом, постепенно, незаметно перерастает в бхакти-йогу. В тот момент, когда мы будем с любовью для Кришны все делать, когда мы будем чувствовать счастье от того, что мы делаем для Кришны, это и есть бхакти-йога.

00:56:36 [Имя на санскрите неразборчиво] для Кришны выращивал бананы. Из банановых листьев делал тарелочки для Кришны в экстазе полном, вообще. И Господь Чайтанья, это Кришна, сам Кришна, пришел 500 лет назад. Он приходил,чтоб посмотреть, как [Имя неразборчиво] трудится для него. А у [Имя] почти ничего не было, труд делать тарелочки - это очень дешевый труд, можно тысячи их слелать и заработать всего лишь на горстку риса за день. Но он приходил к [Имя], выпрашивал у него подешевле купить банановые эти тарелочки, торговался с ним, Господь Чайтанья, выпрашивал у него бананы и вообще ему не давал никаких денег и убегал от него. [Имя] был в полном экстазе, он готов был Господу Чайтанье все был отдать, он не понимал, как-бы, глубоко, что это сам Господь, но он чувствовал, что эта личность как-то с Богом связана. А потом он уже понял, как Господь ему открылся и показал себя. [Имя] трудился просто, он целый день выращивал бананы, делал тарелочки банановые. И чистый преданный Бога, понимаете, чистый преданный Бога! Потому что он все время это делал для Бога. Когда у него чуть-чуть денег было, чуть-чуть денежек появлялось, чтобы с голоду не умереть, лишние деньги появлялись - он покупал все необходимое для того чтобы сделать пуджу Ганге и шел - поклонялся реке, которая вытекает из лотосных стоп Господа. Чтоб быть ближе к Богу, он Ганге поклонялся. На все, сколько средств у него было. Понимаете? Это счастливая жизнь, очень счастливая жизнь.

00:58:24 Допустим, вам сильно хочется купить дом, вы не знаете, куда деваться от этого. Не волнуйтесь, метод простой - начинайте что-то делать для Кришны. То есть, детальку какую-то делать или что-то шьете там, работаете, что-то делаете, и делайте это ни для мужа, ни для страны, ни начальника, а для Кришны. Как для Кришны делать? Очень просто, я сейчас вам объясняю: «Я делаю для Кришны». Все. Понятно? Просто вы так сказали - этого достаточно. Он уже знает. Желания человека имеют духовную природу по сути, просто мы их не туда направляем. Если вы говорите: «Я делаю для Кришны», это значит, что вы уже делаете для Кришны. Все. Желание пошло туда, куда надо. Просто желания могут быть сильными, слабыми, мотивированными, немотивированными. Но просто начните делать для Кришны, пускай там у вас будут мотивы счастливо жить. Вот, Олег Геннадьевич так много рассказал, мне хочется так счастливо жить, как преданные живут, поэтому я буду делать для Кришны. Ничего страшного, все нормально. Вы попались уже. Прийдет время - и вы забудете про счастливую жизнь, несчастную жизнь, просто будете счастливы делать для Кришны и все, и больше ни о чем не захочется думать. Можно просто так начать и все.

00:59:43 Но когда ум говорит: «Некогда мне думать об этом, надо думать о детях, надо думать о работе, там, о муже - у него беда там, у него суд скоро или ещё что-то...» Вы начинаете думать о муже, перестаете делать [подарки] для Кришны, это значит, что вы не понимаете, у вас нет знания. Потому что я эксперементировал. Я делаю что-то для Кришны, смотришь, допустим... я могу смотреть, допустим, как родственники чувствуют себя. Я делаю что-то для Кришны, смотрю, как чувствует себя мама. Она чувствует себя лучше. Она со мной связана, мне не надо о ней думать - она и так со мной связана. Я делаю для Кришны - ей легче становится. Да?
[Из зала неразборчиво]
[О.Т.:]Если можете. Постарайтесь просто все что... нет... Думать, понимаете, думать- это тяжелее всего, потому что наши мысли в тисках находятся, они зажаты кармой. Понимаете? Они зажаты кармой. Ну, допустим, вы сейчас обижены на близких людей, как вы о Кришне будете думать? Так карма на вас действует, вы думаете - это они виноваты перед вами, нет - это карма так действует через них. Это тиски, понимаете? Ловушка.

01:00:55 Или, допустим, вы думаете: «Чем мне заниматься в жизни?» - постоянно думаете. Это ловушка. А вы не думайте об этом. Просто все, что можно делать, делайте для Кришны. Делайте, потому что не думать вы не сможете сейчас, вы будете думать так же, как думали. Это ловушка, понимаете? Но если вы начнете просто что-то делать руками для Бога: «Я для Кришны делаю, но мысли своё пока чешут в голове», вы увидите, что как только вы начинаете для Бога что-то делать - в храм пошли - картошку порезали. В храм пришли, порезали картошку. А в голове что происходит? «Работа - не знаю, [неразборчиво] не знаю что делать в жизни...» - все то же самая песня происходит, ничего не меняется. Продолжайте резать картошку для Кришны. И когда вы нарежете, с три часа картошку порежете, вы выходите из храма и смотрите - вот это все то же самое крутится, но оно очень слабо действует на вас. У вас в душе такая радость, все хорошо, а там крутится та же самая песня, но слабее. Это означает акарма. Другой путь совершенно в жизни, совсем другой путь. Вы не представляете.

01:02:04 Преданные настолько глубоко погружаются в духовную жизнь. У них, допустим, тяжелая карма семейная, им надо ругаться с женой по-любому, они ругаются с женой и смеются по дороге уже. Преданный ругается: «Да я тебе устрою... вообще, что это я сказал?» Ну то есть, у них совсем другое настроение, не так серьезно это все воспринимают. Почему? Потому что вот это одухотворение, контакт с Богом настолько уже задел сильно, что вот эти все отношения материальные они не так серьезно воспринимают. Они меньше обижаются, меньше злятся, у них меньше жара вот этих желаний меньше в сердце. [Поет:] «Самсара-даванала- лидха-лока транайа карунйа-гханагханатвам». Знаете что это такое? О чем поет, знаете? [Голоса из зала не разборчиво]. Когда я только пришел к преданным, мы каждый день начали петь «Самсара-даванала- лидха-лока» с утра и пели вот на утренний мотив. А потом, мы днем как-то поехали из Тольятти в Самару в храм со своим другом, и там зазвучал этот мотив на дневной лад уже [Поет:] «Самсара-даванала- лидха-лока» - вот этот мотив зазвучал. И он, такой, мой друг, там... я сразу понял - то же самое, только другой мотив, он сидел, слушал, говорит: «Вот какая классная песня, слова до боли знакомые» [Смеется с залом].

01:03:43 Вот эта классная песня знаете о чем поет? Там в первом стихе говорится, что когда гуру выливает на нас свою милость, с его лотосных стоп исходит такая сила, что она тушит пожар наших желаний. Знаете, что такое карма? Карма означает - горит все в сердце, понимаете? «Тут за день так накувыркаешься, прийдешь домой - там ты сидишь». Да? То есть пожар - горит все, очень тяжело жить, скованность очень сильная. Судьбой. Кто-то болеет, у кого-то - страдания, у кого-то - не то там, ещё что-то. Постоянно огонь внутри. Но когда человек медитирует на гуру во время воспевания, он думает только о гуру. Смотрит, если нет, не выбрал гуру, Шрила Прабхупада тоже гуру, какая разница. Он тоже гуру, он первый гуру у нас - самый главный для нас гуру. Надо ему начать поклоняться, и кланяешься-кланяешься мысленно ему. Повторяешь «Харе Кришна» и кланяешься, вместе с ним повторяешь, и кланяешься-кланяешься-кланяешься. Что надо делать? Реально пытаться почувствовать его стопы и покланяться им своим мысленным лбом. Вот что надо делать в это время, во время воспевания.

01:05:01 Не думайте, что это фантазии, это не фантазии! Вот наши все мысли, бред наш, который в голове идет - это фантазии. А вот это - реальная жизнь, это реальная жизнь, настоящая жизнь начинается в это время. Почему настоящая, сейчас вам докажу - потому что когда ты это делаешь, все вокруг само успокаивается. Муж спокойнее становится, дети - спокойнее, решаются проблемы все вокруг, потому что Господь входит в нашу жизнь в это время. Это и называется карма-йога. То есть, ты живешь в карме, но у тебя проявилась йога. То есть ты уже связан с Богом, потому что ты начал ему служить. Понимаете? Метод очень необычный, но на самом деле в этой жизни все так и получается.

01:05:44 Девушка думает: «Когда же, когда же у меня будет муж?» Когда она перегорела совсем уже, думает: «Наверное, никогда не будет», начала улыбаться - появился муж. Вот так в жизни все происходит - когда человек перегорает, он получает то, что он хотел. Не когда он хочет, а когда перегорает. Понимаете идею или нет - что Господь все дает по-любому, но если мы начинаем думать о нем, мы перестаем думать о том, что мы хотим, то, когда приходит время, он нам будет давать лучше. Потому что есть путь кармы - это когда дается то, что заслужил, а есть путь йоги - это когда дается то, что надо, понимаете разницу - то что заслужил и то, что надо. Это колоссальная разница. Представьте, если вам дадут мужа или жену, которую заслужил - это проблема. А если дадут такую, какую надо? Какого надо если дадут? Все, классно, супер! «Какого надо» не означает - все будет хорошо, а означает, что чем больше живем вместе, тем ближе к Богу. Означает «какого надо».

01:06:52 Ну или допустим, Кришна дал поменьше квартиру. Если бы ты работал на заводе, была бы большая квартира, но Кришна дал поменьше. Это значит, что мы дома не будем сидеть, а будем ходить больше в храм. Понимаете, когда Кришна что-то дает, человек ближе к Богу становится. Это очень ценно. И жизнь становится счастливее от этого, потому что все счастье в жизни происходит только от контакта с Богом. Чем больше контакта с Богом, тем больше счастья. Вот у вас здесь больше счастья или нет, на фестивале?
[Голоса из зала:] Да.
[О.Т.:] Больше. Проблем меньше стало? Меньше. Это значит - счастье. Но вы думаете здесь о своем счастье или нет? Нет, мы бежим скорей на лекцию, нам надо туда успеть, туда надо, гуру покланяться, там, надо на преданных посмотреть, обнять. И все - мы думаем о других в это время, но счастья больше становится, это факт. Стаданий меньше. Вот так человек должен жить всегда. Такая же жизнь дома должна быть. Идешь на работу, надо думать о том... о Кришне надо думать.

01:07:52 Сейчас я вас научу. Мысль залезла в голову, допустим: «Печень у меня болит». А Шрилы Прабхупады мантра звучит в ухе. Начинаем лечить печень с помощью мантры - думаем о Шриле Прабхупаде и печени одновременно, потому что печень не дает не думать о себе. Она говорит: «Обо мне думай, гад.» [Смех в зале]. Вот, а ты берешь и слушаешь Шрилу Прабхупаду и она успокаивается сама, печень. Представляете - чудо, сама успокаивается от духовного звука. То есть все используем... вся жизнь наполнена Богом. Все делаем то же самое, только с Богом. Допустим, вам посоветовали на ночь выпить меда, чтоб горло прошло - включаем Шрилу Прабхупаду, пьем мед вместе с Шрилой Прабхупадой. [Вмешается] Шрила Прабхупада, он читает мантру и мед наполняется Шрилой Прабхупадой. Потом пьем - эффект лучше от лечения. Потому что там духовная сила. Духовная сила - это главное лечение. Все наполняется духовной силой, понимаете, очень практично. Так жить очень практично.

01:08:57 Мужа, допустим, целуем - сердце холодное. Одна женщина ко мне пришла, говорит: «Я не могу, - говорит, - мужа любить - у меня сердце холодное». Я говорю: «Да ничего страшного, у нас у всех холодное сердце. Возьмите Шрилу Прабхупаду, в ухо вставьте. Он читает манитру, и мысленно настройтесь, что он целует. Не я, а он целует. И целуйте мужа своего, не бойтесь. У него в нутри появится любовь сразу, я вам гарантирую, я пробовал». [Смех в зале]. Потому что это совсем другая энергия, она очень сильно проникновенна. Духовная энегия, она во все быстро везде проникает, понимаете? Это удивительная вещь.

01:09:48 Итак, тот, кто внешне удерживает органы чувств от деятельности - то есть он совершает аскезы, он говорит: «Я могу не мыться, там, я могу мыться по утрам, могу рано вставать, могу не есть мясо, вы все - карми вонючие» - то есть он удерживает органы чувств от деятельности, но при этом постоянно думает об объектах чувств. О ком он думает? Что они - карми вонючие, то есть он думает о других. Он думает с любовью или с ненавистью, но он думает о них. Обманывает самого себя и зовется притворщиком этот человек. Никакой духовной жизни нет. Духовная жизнь - только позитивный процесс.

01:10:30 Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» дал определение чистого преданного служения. Он сказал, что это позитивный процесс, понимаете? «Позитивный» означает - мы не думаем плохо ни о ком. Вообще не думаем. Если у вас плохие мысли о ком-то появились - это не бхакти-йога вообще и ничего общего с преданным служением не имеет. Вообще не имеет, забудьте, что это как-то Господу нужно. «Ты почему мантру не повторяешь?» Он повторяет или не повторяет. У него карма такая. Навалилась сила на него - и все. Он не может повторять. Но, задайте себе вопрос: «А почему ты об этом спросил?» Вот это вот проблема. Почему ты об этом спросил? Потому что ты хочешь счастья извне. Почему мы мучаем родственников? Мы хотим счастья извне! Мы хотим, чтобы они все делали хорошо, все делали правильно. Это означает, что мы хотим счастья себе. При чем тут они? Они мучаются. Мы их мучаем ещё больше своими желаниями: «Живи благостно рядом со мной!» [Смех в зале]. Мы мучаем их. Мы ведем себя, как демоны.
Настоящий духовно продвинутый человек зависит только от духовного звука, исходящего от гуру. Этот духовный звук дает ему счастье и он это счастье отдает другим. «Когда ты счастлив сам - счастьем поделись с другим». Вот этот метод очень позитивный, очень позитивный метод. Понимаете? Все очень просто.

01:12:06 Шрила Прабхупада пишет по этому стиху: «Есть много притворщиков, которые отказываются действовать в сознании Кришны...» Действовать в сознании Кришны означает позитивный метод. Мы думаем о Боге, делаем что-то для него и слушаем гуру - это тоже духовная жизнь. Это служение чистому преданному - слушать его просто. Это тоже служение чистому преданному. Мы не можем, допустим, что-то для него сделать. Слушайте голос. Это служение. «... и делают вид, будто занимаются духовной практикой, хотя на самом деле их ум поглощен мыслями о том, почему все меня не любят, о чувственном наслаждении. Иногда такой притворщик подолгу рассуждает на различные темы - как все плохо живут вокруг, чтобы пустить всем вокруг пыль в глаза. Однако, как явствует из этого...» - прежде всего он себе пыль в глаза пускает, - «...однако, как явствует из этого стиха, он - самый настоящий мошенник. Если человек стремится в сердце своем к чувственным удовольствиям - ему надо сохранять свой социальный статус, выполнять все соответствующие предписания Шастр, тогда он постепенно очистится от материальной скверны.» Представляете? Этот притворщик, который думает: «Я такой возвышенный, не буду ходить на работу,» - ему надо просто работать для Кришны и выполнять свой долг перед всеми. И тогда он очищает своё существование.

01:13:42 «Но того, кто ищет наслаждений и при этом выдает себя за преданного...» - Наслаждений как?- Не делать ничего, сидеть дома - изучать Шастры, все, - «...следует считать первейшем проходимцем, даже если порой он ведет философские беседы. Познаниям этого гешника грош цена, так как все их плоды украдены иллюзорной энергией Господа. Ум такого лицемера всегда остается оскверненным, поэтому его так называемая медитация не приносит ему никакой пользы.» Потому что преданный - это кто? Преданный - это личность, которая садится в уголке утречком, пока никто не проснулся, тихонько включает себе в ухо Шрилу Прабхупаду, потому что у самого силы нет вдохновенно читать - он засыпает. Если у вас есть сила вдохновенно самим читать - читайте, нет проблем. У меня нет - я поэтому включаю Шрилу Прабхупаду. И в экстазе вместе с ним читаю, читаю, читаю, читаю... Экстаза должно хватить на всех потом. Когда преданный перестает воспевать, он должен с любовью обратиться к родственникам, к детям, к знакомым, ко всем, кто его окружает. Понимаете? Это называется духовной жизнью.

01:15:15 Выполнять свои обязанности перед всеми - означает любить. У нас есть только одна обязанность - это любить всех вокруг. Любовь означает прощение, терпение, прежде всего. Если ты уже долго прощал и терпел, можешь посоветовать что-то спокойно. Это означает любовь. И духовная жизнь тоже это означает. Надо так жить в Сознании Кришны - надо копить в себе любовь, а потом отдавать ее. Это практика Сознания Кришны. Очень простой метод. Но мучать близких - это не Сознание Кришны, это не Сознание Кришны.

01:15:54 Харидас Тхакур говорит: «О, Господь, ты океан щедрости, высший правитель над всеми, ты всегда стремишься служить обусловленным душам, в том числе и нам, совершающим кармическую деятельность, и так же гьяни, философам-эмпирикам. Ради нашего блага ты предусмотрел этот второстепенный метод преданного служения. Если человек идет путем кармы, если его карма навалилась на него, ему надо следовать варнашрама-дхарме, ему надо общаться со святыми и исполнять свои обязанности для удовлетворения Всевышнего Господа Кришны. Такая деятельность постепенно очищаетего сердце и разрушает желание продолжать эту кармическую деятельность. Или просто скованность в ней разрушает. На место этого желания в сердце сеется семя чистой веры. То же самое происходит и с гьяни, они силой своего благочестия достигают общения с чистыми преданными и вызывают внутреннее, присущее им сострадание. Это способствует быстрому развитию у него твердой веры в чистое преданное служение. Общение с чистым преданным - это второстепенный путь преданного служения для гьяни.

01:17:14 Часто, Господь, ты говоришь: «Моя служанка [джива] пала жертвой предательницы энергии, вводящей её в иллюзию.» Но я всегда знаю, - это Харидас Тхакур говорит, - в чем её благо и поэтому поощряю в ней развитие отвращения к услаждению своих собственных чувств и также стремление к освобождению от страданий, а в замен предоставляю влечение к преданному служению Господу. Я веду [дживу] в её погоне за удовлетворением материальных желаний, - то есть он от лица Кришны говорит, - незаметно перевожу её устремления сделать себя счастливым на путь преданного служения, укрепляя тем самым в [дживе] веру в Бога и любовь. О,Господь, ты самый милостивый и все это - отражение твоей беспричинной милости, твоего любовного вмешательства. Как очиститься нам?» - Харидас Тхакур говорит.

01:18:15 В чем, как-бы, смысл этого высказывания? Смысл заключается в том, что человек выполняет... человек идет чистой дорогой, то есть он просто работает и он думает: «Как же мне правильно?» Он начинает выполнять правила варнашрама-дхармы. Что он делает? Он изучает как правильно жить. Но это ему не помогает - он чувствует - эти правила невыполнимы. Он чувствует - очень трудно... Женщина чувствует - очень трудно быть смиренной перед мужем, просто невозможно быть смиренной перед мужем. Просто невозможно. Хочется ему сказать правду! Так ведь? Мужчина думает: «Как можно эти эмоции женские терпеть? Невозможно. Меня уже все, все уже...немогу...». И он не знает как вот с женой быть снисходительным, он не может просто этого терпеть. И это правда. В эту эпоху путь варнашрама-дхармы невыполним. Без преданного служения невыполним.

01:19:30 Потом преданные, когда устают уже от личной жизни, они приходят к гуру, хотя гуру говорит: «Не приходите ко мне с личными вопросами», преданные приходят к гуру. Зачем? Они просто смотрят на него, гуру смотрит на них и говорит: «У вас в семье все будет хорошо!» Они начинают друг другу улыбаться, идут домой, все - у них в жизни становится все хорошо. Почему? Потому что они соприкасаются с чистой энергией Бога. Они до этого ругались, надеялись только на себя. Надо надеяться только на гуру. Ведь на самом деле все очень просто, к гуру даже ходить не надо, надо просто поставить его изображение, там, чтоб было видно. И постоянно - какая-то проблема - надо не мужу плакаться, а гуру. Надо так пойти к гуру, поплакать ему - и сразу одухотворение пришло, все, успокоилось, все нормально. Потому что только Бог может помочь человеку в нашей жизни. Только Бог. У вас нет других вариантов - никто не поможет вообще. Даже преданные, муж с женой преданные, они всё равно строят кармические отношения друг с другом в семье. Они ругаются и так далее... Но если между ними гуру встал, они гуру служат в семье, - все - кармическая жизнь закончена. Счастья гараздо больше становится в жизни. Потому что карма душит того, кто не хочет заниматься преданным служением. Как только начинается преданное служение, карма заканчивается.

01:20:45 Вы знаете, что когда человек чистым преданным служением занимается, у него даже болезни перестают действовать в его теле? Допустим, рак развивается у человека, он когда чистым преданным служением занимается, рак перестает развиваься. Все, застывает.

01:21:02 Карма действует только тогда, когда мы думаем о том, как нам достичь счастья в этом мире. Тогда действует карма. Когда человек перестал об этом думать, он думает только о том, как служить Кришне, что-то сделать для гуру. Что мы можем сделать для гуру? Молиться о его здоровьи. Самый лучший способ. Господь хочет, чтобы гуру был жив, но гуру сам о себе не будет молиться, потому что он чистый, чистая душа, для себя ничего не желает. А мы можем для него желать. Кришна ждет, когда мы за него будем молиться, чтобы поучаствовать в этой молитве и полечить гуру с помощью наших желаний. Он ждет. Я говорю вам не просто так - я пробовал. Работает очень сильно. Господь ждет, когда мы будем за гуру молиться, представляете? И все с этого начинается времени, другая жизнь совсем. Человек очень увлечен духовной жизнью, понимаете? Он очень увлечен.

01:22:01 Если вы видели в своей жизни преданного, который слушает лекцию, у него глаза вращаются и он идет, идет куда-то, он ничего не видит, не слышит. Это не путь кармы. В это время карма не действует на него совсем. В это время он наполнен только духовной энергией и все. И не думайте, что есть какие-то варианты. Он наполнен только духовной энергией, у него только духовная жизнь в это время и никакая карма на него не влияет вообще в это время. Потому что он в экстазе от того, что он слышит. Все. Этот звук наполняет все его существование. Все - материальная жизнь заканчивается на это время. Не факт, что навсегда. Когда он вытыкает из ушей голос гуру, с этого момента желания наваливаются опять. Начинается карма. Понимаете? Карма-йога означает, что мы вырываемся из кармы. Йога означает противоположную вещь карме, мы вырываемся из кармы.

01:22:54 Но, карма есть, её нельзя игнорировать, карма есть. Больной человек не должен не лечиться - карма есть. Допустим, рак развивается, надо лечиться. Болезнь тяжелая есть - надо лечиться. Отношения плохие семейные - надо их восстанавливать. Но где брать силы для этого всего? А силы можно брать только в преданном служении. Где ещё взять силы, где? Где в этом мире взять силы, скажите мне, где? Гьяни никаких нет вокруг, благочестия никакого нет, если ты пойдешь в кинотеатр - там тебя опошлят, телевизор включишь - там тебя опошлят, интернет включишь, на работу пойдешь, другу позвонишь, к психологу пойдешь - везде тебя опошлят, везде! Иди в храм! В храме побыл на службе - все - легче стало. Силу можно только от Бога в эту эпоху брать. В этом наше благословение заключается.

01:23:44 Вас устраивает такое ведение беседы, нет?
[Голоса из зала:]Да.
[О.Т.:]По-другому никак. Чем сакама-карма-йога отличается от совсем начинающего преданного? То есть... чем нишкама-карма-йога от сакама-карма-йога отличается? «Сакама» - означает хочет он, хочет для себя жить, а нишкама-карма-йога - он уже, как-бы, в экстазе, он действует для Кришны уже. Он ещё не освободился от кармы, но он уже для Кришны хочет все делать. Отличается тем, что человек, когда карма-йогой занимается, он для Бога что-то делает, постепенно он начинает видеть, чувствовать - для чего он живет. Он начинает цель своей жизни видеть. Он видит, что: «Не нужна мне малина, вот, не нужна мне витрина, там, или ещё что-то. Лишь бы только Кришна обожал меня одного.» Понимаете? То есть у него совсем другое восприятие мира, он хочет уже с Кришной отношения построить, понимаете? У него вся вот эта идея здесь как-то устроиться, она уже все - она на втором месте стоит. Не то, что он все бросает, нет.

01:25:05 Столько записок... Я уж не знаю, что мне делать... [Читает записку:] «Как побороть свой эгоистический страх? На работе со своим шефом хочется его направить на новый духовный путь...» [Смех в зале]. Шефа... «... чтобы он видел, чтобы он встал на путь благости, шеф. Тем самым, улучшить свои отношения с ним.» [Смех] Тем самым наслаждаться уже просто. Сколько можно страдать на работе, надо начать наслаждаться! Способ простой - надо сделать шефа преданным. Экстаз! [Смех в зале] На работе станет экстаз сразу! Очень правильный такой, четкий план. Опять это эго. Правильно вы поняли. [Читает дальше записку:] «...и помочь ему, шефу, избавиться от страданий». Бедный шеф... [Смех в зале] Ладно, давайте начнем не с шефа, с шефом все понятно, он будет мучаться, пока вы там работаете [смех]. Как уволит - ему станет легче. С шефом, как бы, все понятно, ладно. Давайте про нас немножко.

01:26:27 При чем тут шеф вообще? Знаете, что Господь... - карма - это орудие Бога - Господь нам дал карму, чтоб мы страдали, а мы хотим избавиться от нее хитрым способом. Фактически, мы Богу проповедуем своё желание жить счастливо. Не бхати-йогу мы ему проповедуем, когда мы шефу говорим: «Стань преданным», мы Кришне через карму... Ну, то есть, Кришна не хочет с нами напрямую общаться, он через карму с нами общается, и мы карме говорим: «Кришна, я, ты знаешь, я страдать-то не хочу, вот, и страдания мне доставляет твой вот этот шеф, которого ты мне послал. Знаешь, у меня есть план - я сейчас его кришнаидом сделаю и он меня не будет мучить. Здорово я придумал?» Это же примитивно очень. Вы что думаете - Кришна, прям, согласился? Вам надо мучаться, понимаете? Нам надо мучиться в этой жизни, надо мучиться нам. Я вам сейчас, вот чтоб вы поняли, что это за материальная жизнь вообще, как она действует, я вам сейчас анекдот расскажу. Вам сразу все понятно станет, вот, что здесь происходит в этом мире.

01:27:55 Солдат попал в учебку. Учебка - это там, где солдат мучают полгода перед сужбой. Он попал в учебку и прапорщик увидел его, говорит: «Хорошо, что ты пришел, бери ломик - подметай асфальт». Он взял ломик, начал подметать, чувствует - не получается ничего, не подметается никак. Он подошел к прапорщику: «Слушай, - говорит - давай я метлу возьму,я так подмету быстро весь асфальт, весь плац подмету быстро, ни одной соринки не будет.» И, прапорщик смотрит на него, говорит: «А мне не надо, чтоб соринок не было, мне надо, чтоб ты замучался». [Смех в зале] Шеф дается для того, чтобы мы замучались, понимеате? Это понять очень сложно, практически невозможно понять, потому что человеку кажется, что на самом деле все наоборот. Нет. Карма дается человеку для того, чтобы он замучался. Чтобы он понял, что нечего ловить в этом мире. Нечего ловить. Мы на что-то надеемся.

01:29:07 Человек умирает, в реанимации лежит. Врач приходит, говорит: «Как у вас дела?» Человек говорит: «Доктор, я могу на что-то надеяться?» Он смотрит на него, говорит: «Смотря на что ты будешь надеяться». [Смех] Понимаете, мы всегда на что-то надеяться хотим, но человек умирает уже - на что ему надеяться? Мы все умираем в этом мире, понимаете? Понять это очень сложно. И шеф - это маленькая деталька на пути умирания, небольшая. Но когда человек думает о Кришне, о Боге думает, для Бога, не для себя, для Бога - он хочет служить ему. Надо слушать голос Шрилы Прабхупады не для себя, для Бога это делать, для него. Тогда шеф становится далеко где-то в жизни, далеко, понимаете? Я об этом именно хочу донести. Карма-йога означает - все это становится далеко, оно все остается, но становится далеко.

01:30:10 Но дальше есть ещё следующий этап - когда человек искренне Богу начинает служить, то... я вам уже пел об этом [поет]: «Луч солнца золотого вдруг скрыла пелена» - это первый этап - отношения с шефом усугубляются. [Смех в зале]. [Поет:] «Ночь пройдет, наступит утро ясное. Знаю, счастье нас с тобой ждет!» - это значит, что ты начал уже о Боге думать, про шефа забыл. И солнце восходит, когда человек забывает про эту жизнь, в которой он живет. Жаба мешает забыть. Она, жаба, у нее своя песня, она говорит: [поет] «Только помни меня...» [Смех] Память священна, понимаете? Мы не должны помнить о жабе, должны пытаться изо всех сил всунуть в своё ухо Шрилу Прабхупаду, его звук. Или духовный учитель... звук духовного учителя всунуть в ухо. Для чего? Чтобы об этом мире забыть.

01:31:29 Забыть об этом мире, для того, чтобы выполнить в нем свой долг также. Поймите, этот мир высасывает из нас все силы, мы не можем выполнить весь долг. Чем больше мать думает: «[неразборчиво] со своим ребенком», тем меньше она может выполнить свой долг перед ним. Надо думать о Боге, силы появляются - их отдавать ребенку. Очень простой путь, называется «путь выполнения своих обязанностей». Обязанности выполнять - означает накопить капельку любви и отдать её всем. Господь будет очень счастлив. Итак, ничего с шефом не надо делать.

01:32:10 [Читает записку:] «Служение ближним - это делать то что нужно с точки зрения разума или то, что хочется с точки зрения ума, но нравится ближнему. Каков показатель, что я делаю для ближнего что-то с любовью». Ну, вот, давайте, вы - ближний, идите сюда. Давайте, у меня здесь второй микрофон есть. [Настраивают звук микрофона]

01:33:29 Все, это мой муж. [Смех в зале]. Я - жена. Значит, вам надо повторять только одну фразу: «Дай мне денег на пиво!» [Смех]. Все, больше ничего не надо говорить.
[Мужчина:] Могу начинать?
[О.Т.:]Да
[Мужчина:] Дай мне денег на пиво! Дай мне денег на пиво!
[О.Т.:] Не, ну чего так быстро, надо ждать ответа, понимаете? Это уже агония: «Дай мне денег на пиво - дай мне денег на пиво». Это уже агония...[Смех в зале] Мы общаемся же с Вами. Понимаете? Я - жена, мы общаемся, вы просите по-доброму, по-человечески просите у меня: «Дай мне денег...» Ну давай, спрашивай, по-доброму.
[Мужчина:] Жена, дай мне денег на пиво.
[О.Т.:] Мой дорогой, ты знаешь, вот, я раньше могла тебе давать денег на пиво, а сейчас я стала кришнаидкой [смех в зале] и уже не могу... Мне хочется как-то тебе помочь, но я не знаю, чем.
[Мужчина:] Но мне же надо пива
[О.Т.:] Нет, не так, «Дай мне денег на пиво» - просто одно и то же повторяйте и все.

01:34:35 Мужчина:] Дай мне денег на пиво!
[О.Т.:] Знаешь, я вот все что угодно для тебя готова сделать, хочешь, я тебе в ноги упаду?
[Мужчина:] Дай мне денег на пиво! [Смех]
[О.Т.:] Знаешь, раньше я тебя не могла любить вот такого упрямого, а сейчас я, вот, молюсь Кришне каждый день и после этой молитвы я все прощаю и опять тебя начинаю любить.
[Мужчина:] Дай мне денег на пиво.[Смех]
[О.Т:] Вот, и я понимаю, почему мне Кришна дал такого мужа, потому что я сама в прошлой жизни была таким же, как... вот тоже, наверное, хотела пива сильно. Я понимаю, что это наша судьба, что ты хочешь пива, но я не могу тебе же дать денег-то на пиво, мне духовные правила запрещают это делать.
[Мужчина:] Дай мне денег на пиво.
[О.Т.:] Знаешь, я так тебя люблю, что не могу дать тебе денег на пиво.
[Мужчина:] Дай мне денег на пиво. [Смех]
[О.Т.:] Слушай, мой дорогой, как же тебе помочь-то, а? Правда сильно пива ты хочешь? Я понимаю. Знаешь, я чувствую, что ты сильно пива хочешь, поэтому пойду я, наверное, в соседнюю комнату, за тебя помолюсь. [смех] Но если ты уж сильно хочешь пива, то деньги вот там лежат, можешь сам взять и идти, пиво пить. Но я тебе не дам ни за что. Я просто хочу о тебе молиться и все.
[Мужчина:] Дай мне денег на пиво!
[О.Т.:] Все, мы уже решили, я пошла в другую комнату [смех, аплодисменты].

01:36:29 Понимаете, я этим монологом, как бы, пытался вам объяснить, что такое любовь. Он очень хорошо сыграл свою роль. На самом деле, понимаете, это факт, что преданная жена не может дать денег на пиво, она может дать любовь. Понимаете, человеку не хватает только любви в жизни. Он сам возьмет свои деньги на пиво и пойдет, выпьет все равно. Но он почувствует, насколько много любви у его жены. Вы же слышали разговор, да? То есть, она не злилась, она принимала все как есть и пыталась ему объяснять, когда у нее были силы. Когда силы кончились, она пошла молиться и все. И как вы думаете - она несчастный человек или нет? [из зала неразборчиво] А? Она счастливый человек. [из зала неразборчиво] Вы ошибаетесь, вы ошибаетесь, вы ошибаетесь, потому что вы этого не знаете. У вас есть свой опыт, но этот опыт называется карма. А я говорю вам сейчас про бхакти-йогу. Бхакти-йога - она далека от этого всего. Эта преданная просто будет продолжать молиться Кришне в состоянии счастья глубокого и муж будет все счастливее и счастливее становиться, потом он будет сильно раскаиваться, что он так себя с ней вел. Понимаете?

01:37:47 Этот путь духовный, в Бхагавад Гите говорится, не имеет потерь. На нем нет потерь. Каждое маленькое продвижение на нем приносит всем вокруг - не только человеку - но всем вокруг большую удачу. И вот эти все подобные вопросы, которые означают: «Что мне делать, когда человеку что-то нужно?» - они решаются очень просто. Если это нужно, то, что человеку, это соответствует твоим нравственным принципам - ты с удовольствием ему сделай. И соответствует дхарме, понимаете? Есть ещё обязанности жены, жена должна что-то делать для мужа. Она должна готовить, стирать, убирать для него. Не важно, как она себя чувствует, не важно, обижена или нет - она должна это делать. Это называется дхарма - обязанности. Но если муж говорит: «Я хочу, - допустим, - напиться или украсть что-нибудь, благослови меня, помоги мне в этом», жена может отказаться. Но как она должна отказываться? Она должна подарить человеку любовь, потому что любой поступок, который человек близкий делает - это все идет от страдания. Все поступки, которые близкие люди совершают, они от страдания идут. Вот, допустим, когда человек хочет пива, как вы думаете, почему?
[Из зала:] [неразборчиво], страдает...хочет любить...

01:39:14 [О.Т.:] Когда человек хочет пива, причина этого заключается только в одном - у него просто есть определённая болезнь. Это болезнь разума. У него очень сильно горит разум, ему надо как-то охладить энергию разума, надо охладить. Когда человек пьет пиво, он охлаждает себе разум. Искусственным способом таким образом снимает себе психическое напряжение. Он просто болеет и все... Преданный это может осознать и он всё равно не может поощрать, потому что это не лечение. Но любовь охлаждает разум. Понимаете, в этом случае я специально так сделал, что его ничего не пробило. Его не пробило, но наступит такой момент, когда жена пробъет сердце мужа и он успокоится, понимаете? Благодаря её любви он успокоится и, может быть, уйдет не совсем удовлетворенный, но он почувствует, что ему уже не хочется пить. Когда-то этот момент может наступить. Понимаете это или нет? Потому что духовная энергия - она всемогущая, она постепенно наращивает свою силу. Но если, допустим, жена начнет орать на своего мужа, она войдет опять в деятельность кармы. Ничего общего с духовной жизнью это не будет. Если у вас духовной силы - уходите и молитесь. Если есть духовная сила - общайтесь с близкими с любовью. Вот такой метод - очень простой метод.

01:40:28 Но духовную силу можно получить сначала только в деятельности. Если человек молится, Харе Криша повторяет и не чувствует, что это деятельность, он чувствует, что он просто бубнит и засыпает - это значит, что он ничего не делает для Бога. Если так происходит, надо поставить изображение перед собой и начать ему кланяться, хотя бы что-то делать, понимаете, во время воспевания. И тогда это постепенно превратится уже в духовную жизнь. Понимаете или нет? А также все остальное - работа для Бога, все, что мы делаем - идти на троллейбусную остановку для Бога. Можно для своего желания идти на троллейбусную остановку, а можно для Бога идти - разные вещи, разная жизнь совершенно. Когда человек для своего желания идет на троллейбусную остановку, что он дальше делает там, на этой остановке? Он начинает тянуть на себя трамвай или троллейбус. Так поворачивается, так - и смотрит туда, откуда он должен прийти. Представляете, какая тупая деятельность? Когда человек для Бога что-то делает, он приходит на трамвайную остановку и у него больше нет времени лекцию Махараджа послушать! И он там слушает лекцию своего духовного учителя - на трамвайной остановке в экстазе полном. Люди стоят рядом - тоже им легче становится. Когда преданные в экстазе... вот этому городу - мы здесь начали воспевать - люди вокруг, особенно, в соседних лавках, знаете, что с ними произошло? Они начали больше улыбаться, шутить.

01:41:59 Я когда в первый день пришел, шел по городу, а на встречу одна женщина высунулась в окно и закричала: «Мотайте отсюда! Зачем вы сюда приехали!» - заорала на всю... Сейчас уже никто не кричит. Я сейчас выходил из дома - мне надо 15 минут идти до гостинницы - вышел отсюда, пошел в гостинницу - два мужчины стоят на дороге... Нет, сначала я шел рано утром, нас предупредили - не общаться с людьми, там, могут избить, то да се, я, такой, нахлобучился, иду рано утром, трое мужиков на встречу идут такие, ну, знаете, горцы, они очень сильные люди такие, крепкие. Такие, идут трое горцев, высокие, здоровые, такие, смотрят на меня. Я прохожу мимо, раз - обхожу, обхожу их сторонкой, они на меня смотрят: смотрят - я посмотрю на них или нет. Я не смотрю, [смех в зале] делаю вид, что я погружен в духовную жизнь, [смех] знаю, что если посмотрю - мне хана. Но они, такие встали, смотрят на меня, я прохожу, такой мимо, думаю: «Так и знал, что они от меня тут что-то хотят - встали даже». Они встали, такие, и говорят: «Эй, Харе Кришна!» [Смеется с залом]. Они хотели «Харе Кришна» мне сказать, а я отвернулся, понимаете? Я поворачиваюсь: «Харе Кришна!». Они, такие, заулыбались, пошли. [Смеется с залом].

01:43:20 Знаете? Это ещё не все. Пошел днем уже - два мужчины стоят, курят. Такие - я уже смотрю на них, они на меня смотрят. Думаю: «Сейчас тоже спрашивать будут». Подошел, они, такие, смотрят на меня и говорят: «А что такое Кришна?» Я говорю: «Это имя Бога.» «А Рама?» «Тоже имя Бога». Потом дальше он так говорит: «А у вас изменяют?» [смех] Я говорю: «Нет». «А как это возможно? Девушки красивые!» [смех в зале] Я говорю: «Вот так вот, говорю, Бога все любят.» Он: «Ну, не может быть». Я говорю: «Ну как... Сходи к нам, попой с нами, почувствуешь». Он говорит: «Я приходил, мне понравилось». [Смеется с залом, аплодисменты].
Понимаете? Атмосфера меняется вся вокруг, люди поют о Боге, все меняется, люди становятся более мягкими, они начинают общаться. Что думаете, ваш муж не поменяется что ли дома? Точно так же поменяется. Если не меняется, значит нет духовной атмосферы. Значит это все подмена, нет настоящей духовной жизни. Когда настоящая духовная жизнь появляется в доме, атмосфера в доме становится сладкой.

01:44:35 «Мы вчера... » Еще 10 минут.... А? Ну пусть начинают. У нас ещё 10 минут. «Мы вчера говорили, что во время воспевания необходимо медитировать на стопы своего гуру. Как правильно это делать?» Очень просто - берешь - ставишь изображение гуру и начинаешь думать о стопах и кланяться. Все, больше ничего не надо делать. Так правильно. Мысленно кланяться и думать о стопах. Все. Постепенно вы их почувствуете, вы реально будете чувствовать стопы гуру и будете испытывать огромное счастье. На это нужно много времени, но, ничего страшного - зато спать не будете во время воспевания.

01:45:22 «Что такое целеустремленность? Как её обрести? Что значит её отсутствие?» Отсутствие целеустремленности означает - карма в гуне невежества навалилась и опутала сознание человека. Понимаете, человек в обычной жизни, он как космонавт ходит, он ничего не соображает, понимаете? То есть он полностью опутан кармой в обычной жизни. Но, когда человек соприкасается с чистым преданным, у него появляется сильное желание меняться в своей жизни. Это означает - просветление, это означает - первые шаги. [Поет:] «Топ-топ, нелегки, топ-топ, нелегки первые шаги...», но потом человек бегает, правильно? Первые шаги означают - человек приезжает на фестиваль на духовный, он приходит в храм - и его вдохновляет киртан, вдохновляет лекция, у него появляется счастье от общения. Сначала человек должен погружать себя силой в духовную атмосферу - каждый день ходить-ходить сколько сможешь. Разумные люди понимают: «Сам я ничего не сделаю - надо погружать себя в духовную жизнь». Потом, постепенно, человек может погружать себя в духовную жизнь уже через лекции в наушниках, приходит время. Не просто в храме его пробивает, но уже через лекции в наушниках. И так преданный постоянно занят тем, что он контактирует с чистым преданным и получает от него энтузиазм. Энтузиазм - это качество Бога, нам не принадлежит. Человек вдохновленным становится и целеустремленным от вдохновения только в том случае, если он соприкасается с чистым преданным. Чем больше общения с гуру - с тем, кто тебя вдохновляет, тем больше энтузиазма. Понятно? Методика очень простая. Надо себя погружать, заставлять идти, понимаете? Заставлять идти. Как заставить себя идти, если не хочется в храм? С помощью страха. Надо подумать: «А-а-а-а! Что со мной будет, если я не пойду!!!» Если вдохновения нет - со страхом, значит, надо.

01:47:25 «Что означает высказывание: «С терпением, смирением нести свой крест, а не хвататься за чужой»?» То и означает - если Кришна дал карму, значит есть смысл в этом. Не надо никого бросать. Допустим, у вас есть какая-то работа - работайте на ней. Если Господь даст другую работу, допустим, меньше денег, но зато возможность есть чисто работать - бросайте - идите на чистую работу, если та была грязная, понимаете? Это означает нести свой крест - делать что-то чистое и правильное. В этом заключается крест человека. Понимаете? То есть если ты... у тебя уже есть семья - не надо создавать новую, надо жить в этой семье и мучаться, нести свой крест. Если хорошая более-менее работа – работай на ней и не надо никакую новую. Если есть гуру - не надо никакого нового. Есть, допустим, храм - не надо другого храма. Есть Нама-хатта, оставайся в этой Нама-хатте, понимаете? Нести свой крест означает быть с теми, кто рядом с тобой и выполнять перед ними свой долг.

01:48:34 [Организационные моменты]

01:48:51 «Вчера после лекции у нас возникли небольшие разногласия. Мантра «Я желаю всем счастья» - это философия [майавади], так ли это?» Нет, не так. Если человек не знает вообще о Боге ничего и повторяет: «Я желаю всем счастья», то он приближается к Богу. Сначала идет сияние Бога, понимаете, а потом уже дальше - сам Бог. Поэтому, «Я желаю всем счастья» если мы повторяем и мысленно кланяемся Господу или духовному учителю и даем, мысленно даем им воспевание святого имени как счастье, тогда это вообще - духовная жизнь уже, ничего общего с [майавади] не имеет. «Я желаю всем счастья» - это хорошая вещь. Но если вы можете молиться за человека - лучше молитесь. Если чувствуете - надо желать ему счастья - желайте счастья.

01:49:41 Я почти уже на все записки уже ответил. «Как побороть свой эгоистический страх...» А, это есть уже, это мы уже смотрели. «Возможно ли, не видя гуру и не имея его фото, но имея его наставления в письмах, получить освобождение?» То есть, без звука. Возможно. Некоторые люди, они вдохновляются наставлениями гуру, а некоторые - его изображением. Понимаете, есть разные виды мышления у людей. И то и другое дает вдохновение. Кто-то звуком вдохновляется, а кто-то - словом, тоже - звуком, который когда-то прозвучал или написанным в книгах, понимаете? Ну то есть у каждого человека свой метод внутренний. Если вы книгами вдохновляетесь больше, чем голосом, тогда следуйте книгам Шрилы Прабхупады, если вы вдохновляетесь больше голосом - следуйте голосу. Харе Кришна, дорогие преданные, спасибо вам за то, что вы пришли на эту лекцию. [Аплодисменты].

транскрибирование: Марина Боброва | Киев | Украина | 03 марта 2015