Как можно делать что-то для Бога?

Фестиваль Садху санга - 01 October 2010
Лестница йоги. Карма-канда. Чем карма-йога отличается от карма-канды. Два вида судьбы. Об исполнении желаний. Другой путь. Делать что-то для Бога. Нишкама карма-йога. Гьяна-йога и аштанга-йога. Бхакти-йога. Два метода духовного самоосознания. Как человек чувствует контакт с Богом? Почему карма-йога – это буддхи-йога. Почему так важно выполнять свои обязанности?
лекция для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 6
длительность: 01:51:35 | качество: mp3 64kB/s 51 Mb | прослушано: 9902 | скачано: 3743 | избрано: 129
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Я думаю, что мы сначала с вами попоем, да? Немножко попоем. Потом будет лекция и так как нас, впринципе, ничего не ограничивает, больше после нас лекций нет, то поэтому я думаю, что лекция будет где-то до 7 часов. [аплодисменты] Потом, дальше мы сделаем таким образом - так как преданные хотят общения, значит будем общаться. То есть, идея в чем заключается? В том, что у меня есть помощники, которые будут давать консультации по здоровью. Славик, с Игорем можешь вдвоем давать консультацию? Вдвоем с Игорем. Вот, консультацию по здоровью будут два моих помощника давать, а я буду давать консультации по взаимоотношениям и духовной жизни. То есть, если вас здоровье интересует – то к ним. Хорошо? Они все объяснят вам, все расскажут, а я буду общаться уже на темы отношений, там, какие-то трудности и духовной жизни. Час будут консультации - до 8 часов. Потом пойдем [неразборчиво].

00:02:11 Мы будем петь. Перед лекцией традиционно поется [название на санскрите]. Мы немножко с вами попоем [название на санскрите] и «Харе, Кришна». Потом будет лекция. Сейчас моя супруга начнет петь, а мы будем с вами подпевать, естественно. [аплодисменты]

00:02:55 [Поют:] «Кришна Говинда Говинда Гопал Нандалал»

00:12:25 [Поют:] «Харе Кришна»

00:18:30 [Поют:] «Кришна Говинда Говинда Гопал Нандалал»

00:21:30 ...в зале стоять не надо, здесь места есть, можете проходить, садиться. Проходите сюда. Здесь есть место, можно сесть.

00:22:10 В последнее время я серьезно размышляю по поводу этой темы, которую мы с вами будем обсуждать, она довольно глубокая и я думаю, что вы все останетесь небезучастными к этой теме. В Пятой Песне, в Шримад Бхагаватам Господь говорит: «Разве станет милосердный, сведущий в духовной науке человек вовлекать идущего путем самсары невежду в кармическую деятельность, тем самым, помогая ему ещё больше запутываться в сетях материального бытия. Если слепой сбился с пути и идет навстречу опасности, неужели порядочный человек, видя это, не остановит его. Неужели он позволит ему продолжить свой путь. Мудрые и добродетельные люди никогда не допустят подобного». И дальше: «Радости и беды, уготовленные человеку судьбой, приходят к нему даже если он всегда остается на одном месте». Так утверждают Шастры. [Текст на санскрите], Бхагавад Гита, 11.9.29. Поэтому тот, кто посвятил себя духовной практике, может оставаться на одном месте и ни о чем не беспокоиться - Верховный Господь сам позаботится о том, чтобы такой человек был обеспечен всем необходимым.

00:23:50 Еще сказано в следующем стихе: «Царь Парикшит спросил Шукадеву Госвами: «О, мой Господин, те кто чист сердцем, обретают истинное знание, занимаясь бхакти-йогой и благодаря этому их привязанность к кармической деятельности сгорает до тла. У таких людей мистические способности проявляются сами собой и приносят им беспокойство»». Итак, смотрите, то есть, Духовные знания - это очень сложная вещь. И мы сейчас начали наш семинар о том, как работать с Богом и жить с Богом с прямо противоположной вещи - то есть мы начали говорить о том, что это все бессмысленно, что мы должны отказаться от всякой деятельности и посвятить себя служению Богу. И в процессе этого семинара вы поймете, что нет никаких противоречий, что занимаясь своей деятельностью, вы сможете спокойно без проблем развиваться, но сначала вам прийдется задуматься [смеется]. То есть вот этот стих, он немножко дает возможность поразмышлять.

00:25:05 То есть, я когда пришел в наше движение, это было 18 лет назад, мне сказали: «Надо оставить все, всякую деятельность и посвятить себя служению Богу». Я оставил всякую деятельность, поехал в храм [Масутры] и посвятил себя служению Богу. Но там меня заставили делать то же самое, что я делал тут [смеется]. Я ничего не понял сначала, я думал, там что-то другое делают.

Лестница йоги

Карма-канда

00:25:36 Итак, лестница йоги. Первая ступень - животное существование. Человек не знает ничего ни о какой йоге. Не знаю, так живут 99% людей. Вторая ступень - карма-канда - человек руководствуется своими желаниями, то есть у него есть какое-то желание, какая-то мечта [Поет:] «Поверь в мечту, поверь в мечту, поверь в мечту скорей», то есть у него есть какая-то мечта и он живёт этой мечтой. У него есть сильное желание, что так должно быть в жизни, как он мечтает, так должно сбыться, все должно стать реальностью, то, что он хочет. Но карма-канда ведь означает, что человек делает все с помощью наставления Вед, то есть он спрашивает: «Господь, можно мне выйти замуж за хорошего человека?» [смеется] Спрашивает Господа.

00:26:41 Или вот, женщина, Вам могу сказать, спрашивает у Господа: «Когда же все оставят меня в покое?» [смеется] Нет? Не так? Хорошо. Но так или иначе, желание нами движет и мы [справки] как бы Богу направляем. Как вы думаете, они исполнятся или нет? [Из зала неразборчиво] Надеюсь да... [Глупо], сын мой... Знаете, я вам отвечу так, мой опыт показывает, что если Господь... Вы Господу нравитесь, то исполнится. [смех в зале]. А если он Вас любит, то не исполнится. [смех] Будет все наоборот [смеется], поэтому два варианта есть - или вы Господу нравитесь - и тогда исполнится, обязательно, но если Господь Вас полюбил, тогда никаких шансов. [смех] Будет все наоборот.

Чем карма-йога отличается от карма-канды

00:27:55 Так, следующая - карма-йога. То, о чем мы хотим с вами говорить, сакама. Означает, что человек привязан как к плодам своего труда так и к самому процессу труда. Сильно привязан. Чем же это отличается от Карма-канды, когда человек тоже живёт с помощью наставления Вед? И что значит карма-йога? В чем проблема? В чем разница заключается? Кадма-карма - тоже человек трудится - он хочет выполнить свои желания. Карма-йога немножко другое, хотя то же самое - он привязан ко всему еще. Почему это карма-йога, в чем разница?

00:28:40 [Из зала:] Все делает для Бога.
[О.Т.:] Да, потому что у него появилась какая-то сила внутренняя - то ли аскетизм его застал, то ли знания. Он начал делать что-то для Бога. Это означает Карма-йога. Как вы думаете, в чем разница, как изменяется жизнь такого человека? В чем [знается] Карма-йога, как изменяется его жизнь? В чем разница? [из зала неразборчиво] Все плоды что делают, что происходит? [из зала неразборчиво] Благостью являются? Нет, Вы ошибаетесь. Все плоды его труда не благостью являются. Они являются чистой Духовной силой. Все плоды его труда, если направлен на Бога, имеется ввиду, являются чистой Духовной силой. Никакой благости здесь нет, это Шуддха-саттва, то есть это трансцендентная благость, можно так назвать, если вы об этом говорили. То есть она трансцендентная благость, это означает духовный уровень. Духовный уровень.

Два вида судьбы

00:30:00 У нас есть два вида судьбы, два вида судьбы. Одна судьба [неразборчиво] видна на гороскопе. Эта судьба означает скованность нашими поступками и желаниями, то есть мы скованы всем этим и они изнутри нас заставляют действовать определённым образом, считать, относиться друг к другу определённым образом и жить определённым образом. Это путь кармы - это одна судьба. Вторая судьба заключается в том, что у Господа на каждого из нас есть свои планы, свои желания, он тоже чего-то хочет. Господь от нас чего-то хочет или нет? Или он далеко? [Поет:]«Где же ты? Не знаю... Где же ты - несется с высоты. Где же ты?» Вот здесь. Вот здесь. Прямо очень рядом находится Господь. И он чем занимается? Есть два занятия вот здесь. Первое занятие - он выполняет всю нашу карму, все наши желания, все выполняет, он обслуживает, это первое, что он делает. Причем, он делает это в состоянии глубокого счастья, для него это определённая игра такая.

00:31:29 Второе, что он делает? Он ждет, когда же наступит тот удивительный момент, когда мы захотим восстать против своих желаний, своей идеи жить мы должны восстать. Когда человек в отчаянии видя, что жизнь - это сплошная череда глупостей, в отчаянии он что-то делает для Кришны - какую-то запчасть на заводе или ещё что-то там делает для Кришны, в отчаянии, то неожиданно к нему приходит радость в сердце. Это не та радость, которая идет от кармы. [Поет:] «Не всегда приходят радости, когда их ждешь. И ручей наполнен радугой и горьких слез». Почему горьких слез? [Из зала неразборчиво]. Меня не видно? Меня не видно и мне не видно.[Организационные моменты].

Об исполнении желаний

00:33:23 Итак, почему же горьких слез-то ручей наполнен? И радугой и горьких слез. Потому что это иллюзия, думать, что к нам всегда приходят радости, когда их ждешь. Ведь все на самом деле наоборот, об этом говорится в Бхагавад Гите, в 4 главе, что если человек чего-то ждет, то это значит, что он усугубляет свою судьбу - будет все наоборот. Девушка, которая сильно хочет выйти замуж, она из-за этого не может выйти замуж, потому что она вся в [ретиве], грусть-тоска меня съедает, не женат лишь я хожу. Она страшненькая становится, как она выйдет замуж? Никому не нужна. Она ждет. [Поет:] «Ты дурочка, моя Трубодурочка, ещё больше исхудала фигурочка, может обратиться к врачу? Ничего я не хочу» . Страшное дело.

00:34:22 Человек хочет на работу устроиться, он к работодателю приходит и душит его: «Хочу на вашу работу, только к вам». Страшное дело. Чего-то сильно хочет, он рушит свою жизнь. И не сильно хочет, всё равно рушит свою жизнь. Почему? Потому что чем больше мы хотим, чтобы карма воплотилась в нашу жизнь, воплотилась в наши жизни, тем меньше она воплощается. Такой закон в этом мире - много хочешь, мало получишь - закон называется.[Смех]

00:35:00 Второй вариант - человек желания свои подавил, ну, как-бы он восстал против них: «Я не хочу хотеть!» Так настроился. Серьезно настроился. Что дальше будет? Ничего не будет. Для того, чтоб что-то было, для этого надо делать, что-то делать, без желания для себя, - для других. [Поет:] «Для тебя, для тебя, для тебя я сумею весь мир обойти, с неба звезды достать и единственным стать!» Ну, это уже для себя [смеется]. Как любовь, она интересно работает - сначала весь мир обойти, с неба звезды достать, а потом - единственным стать. [смеется]. Это уже совсем другое, да? То есть мы когда стараемся даже для людей что-то делать бескорыстно, заканчивается это чаще всего все печально... Почему? Потому что когда человек что-то делает для другого человека, он перенимает его характер, а все небезкорыстные в этом мире. Поэтому одна корысть меняется на другую, но это лучше, потому что Господь любит, когда мы что-то для других делаем, а не для себя. И тогда... И в результате этого что происходит, как вы думаете? Господь выполняет желание, которое у нас есть, но которое мы зажали у себя в сердце. Он их выполнит, обязательно. Если мы не стремимся к [их плодам], если мы не хотим, чтобы что-то для себя было и мы заставляем себя делать для других, то то, что нужно для нас - приходит время - сбывается.

Другой путь. Делать что-то для Бога.

00:36:47 Вот такая несчастная судьба, понимаете? [Поет:] «Вот такая любовь, вот такая беда, и когда тебя нет - ты со мной, ты со мною всегда» Да? [смеется] Тебя нет - ты со мной. Ты есть и не со мной. [смеется] Карма, это означает к арма - несчастный путь. То есть все наоборот. Все тяжело, все не правильно. Но есть другой путь. Мы там находимся, некоторые уже идут этим путем, а некоторые только встали на него, некоторые пришли, чтобы изучить, как дальше идти, что делать с этим путем. Этот путь удивительный заключается в том, что счастья становится все больше и больше, в сердце начинает играть необычная песня, человек начинает другой музыкой жить - не как обычно, не как в этом мире, другая музыка. [Поет:]«Льется музыка, музыка, музыка, то печаля, а то веселя, кто-то тихо играет на дудочке, под которую кружит Земля. Льется музыка, музыка, музыка и во век не устанет кружить, бесконечная, вечная мудрая, от которой так хочется жить». Жизнь становится счастливой!

00:38:22 Жизнь становится счастливой. Почему преданные такие расслабленные? Потому что чуть-чуть желаний Бога мы уже начали выполнять. Мы оделись, как он хочет, мы начали кушать как он хочет, какие-то внешние вещи мы начали выполнять. И все. И уже этого достаточно, чтобы лицо подрумянилось, взгляд другим стал - более счастливым. Почему мы такие? А?[смех в зале] Почему мы такие? Потому что мы не знаем, почему мы такие. Это Он нас такими сделал, понимаете? В этом удивительное чудо заключается. Что карма заканчивается в этой связи. Это не карма - стать преданным. Я по карме стал преданным... нет. Это не карма. Здесь нет никакой кармы. Когда речь идет о Боге, нет никакой кармы. У него есть желания по отношению к нам, понимаете? И если мы для него что-то делаем, мы немножко встаем на этот путь. У нас две судьбы постоянно - каждую секунду жизни, у нас есть развилка - или сделать для Бога, или сделать для своих желаний.

00:39:52 Иногда мы думаем, что мы делаем для Бога, но на самом деле мы делаем для своих желаний. Мы обманываем себя. Но как только мы сделаем что-то на самом деле для Бога, тогда мы в этот момент встаем, шаг делаем в ту жизнь, ту, другую судьбу, которая, на самом деле, не имеет печали. Даже тоска в этой судьбе имеет счастье, тоска по Богу - это самое счастливое состояние, которое только может быть вообще в этом мире.

00:40:21 Каждый шаг по этому пути, он все больше предохраняет от опасности в жизни. Я вполне серьезно говорю – он охраняет от тех опасностей, которые у нас есть - настоящих опасностей, настоящих. У меня есть опыт - и такой опыт, жизненный, мистический опыт. Я видел, как один преданный оставляет тело, видел, как душа уходит, [в Мальпуре] на моих глазах знакомый один мой преданный оставил тело. Я видел, как душа вышла из тела. Потом опять захотела в тело назад. Он пытался несколько раз в тело... бросался, в тело пытался вернуться. Потом преданные начинали "Харе, Кришна" петь, начали петь - всю ночь, весь день и он стоял над своим телом, очистился и пошел, пошел, пошел... Преданные его очистили полностью, то есть они воспевали, а [человек] слушал воспевания, очистился и шел вверх все время, я не знаю, куда там он ушел, но он ушел вверх. Это по судьбе или нет? Это не судьба, это милость.

00:41:38 Как вы думаете, какова гарантия, что вы сделаете шаг богоугодный. Где гарантия? Есть гарантия. [из зала неразборчиво] Совершенно верно. Есть только один способ богоугодный шаг сделать - это пытаться понять изо всех сил, чего хочет от меня Духовный учитель, потому что Кришна живёт в его стопах. Я не выдумываю. Почему? Потому что у меня есть опыт определённый, я занимаюсь такой медитацией во время воспевания, медитирую на стопы гуру, я почувствовал, что... представляете, Кришне нравится жить в стопах гуру. Ему доставляет это огромное удовольствие. Не смотрите на меня как на новые ворота [смех в зале]. Я вам серьезно говорю. Если мы поклоняемся стопам гуру, то мы в непосредственный контакт с Богом входим, в непосредственный контакт.

00:42:46 Я сейчас вам кое-что расскажу интересненькое, а вы вспомните, что у вас это было когда-то в жизни и у кого было, тот поднимет руку. Во время воспеваний бывает так, что Преданные начинают кланяться своему Духовному учителю в стопы. И кланяются, кланяются, кланяются и в какой-то момент начинают чувствовать стопы Духовного учителя. Как определить, что ты начал чувствовать? Появляется что-то нектарное в голове, в сердце, такое состояние... [из зала неразборчиво]... Правильно. Правильно бутерброд кушаете - той стороной. Поднимите руку, кто почувствовал это в своей жизни хоть раз. Мы поклоняемся стопам гуру [неразборчиво] счастье пришло в жизнь. Необычное счастье - не мое, я такого счастья не слышал, не встречал никогда, оно какое-то чужое, но оно настоящее, глубокое, чистое, да? Необычное. Это счастье отношений гуру с Кришной.

00:43:53 С этого момента человек насинает свой другой жизненный путь. Более ценный, более важный, настоящая жизнь начинается, потому что все остальное - это сон. Сон со сновидением, Веды говорят. Наша жизнь - это сон со сновидением. Мы видим вот это все, вот эти мечты все наши, это все на самом деле глупость. Это такая, маленькая, частичка правды , от этого правды очень мало. Мы сами говорим: «Я тогда была маленькая, молодая и глупая, сейчас я взрослая и умная» в ковычках. Ну, то есть, там был один бред, тут другой бред - разницы никакой нет, понимаете? Разницы никакой нет. Но когда человек живёт стопами своего духовного учителя, он сердце бережет.

00:44:43 Как Муромов поет: «Яблоки на снегу я в памяти берегу, яблоки на снегу...» Просто людям нечего в памяти беречь, понимаете? Хоть яблоки на снегу надо поберечь, что-то делать надо, как-то жить. Понимаете? А нам есть что в памяти беречь. Почему же мы память свою... память - это самое ценное свойство человека, она имеет духовную природу. Знаете об этом? Память имеет духовную природу, это атрибут души. Душа на самом деле может только желать, и желания идут из памяти всегда. [Поет:] «А память священна...» Да? Знаете песню такую? Свяшенна, память - это священная вещь. И мы свою память не направляем туда, куда надо, в этом заключается проблема.

00:45:37 Итак, карма-йога означает, что человек начал что-то делать для Бога, чуть-чуть. И уже все - карма-йога пошла. «Карма» означает карма, «йога» означает связь с Богом. То есть дорога, значит, разделилась на две части, потому что йога и карма не стоят вместе. Человек начал двойной жизнью жить - он что-то делает для себя, а что-то - для Бога. Ему очень трудно удержаться пока на йоге. [По поводу микрофона:] надо что-то сделать с этим, чтоб он не звенел, слух меняется...

Нишкама карма-йога

00:46:09 Следующая стадия - Нишкама карма-йога. У человека остается привязанность только к деятельности, он в экстазе трудится для Бога. И это называется Нишкама карма-йога. Единственное, проблема заключается в том на этой стадии, что человек на этой стадии не понимает, насколько Богу нужна его деятельность и что нужно именно делать для Бога. То есть у него нет никаких желаний делать что-то для себя. Но он действует, он привязан к деятельности и поэтому он не знает точно, что делать, понимаете? Если бы он был в экстазе от того, что нужно делать все что для Бога надо делать, то в это время он бы не был уже привязан к деятельности, потому что привязанность к деятельности означает, что человек хочет действовать, хочет жить, как душа, но он ещё не знает, что надо быть привязанным только к Богу, потому что Господь из сердца сам вдохновляет, Господь из сердца сам вдохновляет, что делать. Понимаете, - что делать. Это уже другое, это все постепенно развивается, мы не можем сейчас сразу нишкама карма-йогой заниматься.

Гьяна-йога и аштанга-йога

00:47:14 Следующий этап - Гьяна-йога. Гьяна-йога означает, что человек уже чувствует абсолютную истину, начинает все сравнивать с ней, он изучает, что есть что и в этом изучении он, как бы, живет. Это очень высокий уровень сознания на самом деле.

00:47:29 Следующий этап - аштанга-йога. Человек уже не изучает, он уже чувствует истину и начинает очень сильно привязываться к ней, его уже тянет к ней, к этой истине, но он ещё не научился в экстазе ей служить.

Бхакти-йога

00:47:42 И следующий этап - это бхакти-йога, когда человек уже научился, пересилил себя, свои желания и начал служить Богу уже, в состоянии счастья начал служить. С этого момента начинается бхакти-йога. Бхакти-йога означает что? Каништха-адхикари, мадхьяма- адхикари, уттама-адхикари. Ну то есть, с этого момента он каништха-адхикари становится. Почему каништха? Потому что он ещё не имеет опыта. Мадхьяма-адхикари уже имеет опыт, но ещё есть загрязнения какие-то. А уттама-адхикари - он чист и у него много опыта служить Богу, то есть он посвящает всего себя Богу.

Два метода духовного самоосознания

00:48:21 Текст 1, 3 глава Бхагавад Гиты: «Арджуна сказал: «О джанардана, о Кешава! Если ты считаешь, что деятельность на уровне разума лучше деятельности ради полодов, то почему же ты хочешь вовлечь меня в эту ужасную войну?»» Мы будем немножко читать коментарии, чтобы это с темой было связано. «Некоторые люди ошибочно считают практику Сознания Кришны пассивным методом духовного совершенствования и пытаются пробудить в себе Сознание Кришны повторяя святые имена в уединении. Но человеку, который не овладел философией Сознания Кришны, не рекомендуется повторять имена Кришны в уединенном месте», - имеется в виду и ничего не делать, - «поскольку это не приносит ему ничего, кроме дешевой популярности среди неискушенных людей». То есть, он начинает гордиться собой.

00:49:14 Текст 2. «Твои противоречивые наставления смутили мой разум, поэтому, прошу тебя, скажи определённо, какой путь приведет меня к истинному благу?» Текст 3. «Верховный Господь сказал: «О, безгрешный Арджуна, как я уже говорил, есть два типа людей, стремящихся познать своё Я. Одни посвящают себя философским размышлениям об абсолютной истине, а другие преданно служат Господу»».

00:49:44 Коментарии: «Во 2 главе Бхагавад Гиты, стих 39, Господь назвал два метода духовного самоосознания - Санкхья-йогу и Карма-йогу или Буддхи-йогу.» Смотрите, как интересно Прабхупада размышляет. Буддхи-йога на самом деле находится на уровне уже достаточно более высоком. Это уже не Карма-йога, это как минимум, Гьяна-йога, то есть, на этом уровне, может, даже выше. Но, смотрите, что Прабхупада говорит: «Санкхья-йогу и Карма-йогу или Буддхи-йогу». Мы сейчас будем говорить об этом прямо после этого стиха. Здесь он рассказывает о них более подробно: «Санкхья-йогой - аналитическим изучением природы духа и материи занимаются люди, склонные к размышлениям и стремящиеся познать окружающий мир посредством чувственного опыта и философских рассуждений, и умственного опыта. А трансцеденталисты второго типа идут путем Сознания Кришны». Смотрите, уже не Карма-йога или Буддхи-йога, уже Сознание Кришны. Он говорит уже о Сознании Кришны. Это самый высший путь, который был описан в 61 стихе 2 главы.

00:50:57 «В 39 стихе 2 главы Господь также говорил, что следуй путем Буддхи-йоги или Сознания Кришны». Видите, он приравнивает эти два пути, хотя начал говорить о Карма-йоге. Человек освобождается от пут действий и их последствий. О 40-м стихе, что в этом методе нет изъянов. Путь Кармы... [настройка микрофона] «Путь, которым идут философы, Гьяна, обходной. Он тоже может привести человека к Сознанию Кришны, но не сразу, а спустя много времени. Тогда как другой метод - непосредственная практика для Кришны, Сознание Кришны. Из этих двух методов лучшим является метод Сознания Кришны, так как он не требует очищения чувств посредством философских размышлений. Метод Сознания Кришны сам по себе очищает человека от материальной скверны, будучи непосредственным служением Господу, он одновременно прост и возвышен».

00:52:22 Смотрите, здесь сначала все начало говориться о Карма-йоге, Гьяна-йоге. Вообще, по лестнице, по классификации мы видим, что Гьяна-йога выше, чем Карма-йога. Да? Значит, здесь Прабхупада ставит этот путь более быстрым и он говорит, приравнивает его к Сознанию Кришны, т.е. к Бхакти-йоге - ещё более высокому методу. Для нас пока все очень сложно, но мы дальше продолжим. Прабхупада...Потом Кришна объясняет эти размышления Прабхупады. «Просто воздерживаясь от деятельности человек не освободится от кармы и обет отречения от мира сам по себе не поможет ему достичь совершенства».

00:53:04 Коментарий Прабхупады: «Отречься от мира может только тот, кто очистился от материальной скверны, выполняя предписанные ему обязанности, различные виды деятельности, рекомендованные в Ведах прежде всего для того, чтобы очистить сердце от желаний, оскверненных материализмом идей людей. Если кто-то не очистившись поспешит принять саньясу, которая именно... путь гьяна-йоги означает «саньяса» - отречение в последний из четырех укладов духовной жизни он не сможет достичь совершенства». Итак, давайте подумаем. Смотрите, человек садится под дерево, воспевает Святое Имя. Он ещё не развился как личность, то есть у него нет привязанности, он ещё не живёт той жизнью, жизнью, в которой есть только я и Господь. Понимаете? Это тоже жизнь, это не бред, это жизнь. Но этой жизнью чтобы начать жить, для этого надо реально чувствовать Господа, понимать своё служение по отношению к нему реально. Понимать это своё служение по отношению к нему.

Как человек чувствует контакт с Богом?

00:54:10 Допустим, мы часто воспеваем Святое Имя и не знаем, доволен Господь или нет мой, просто повторяем, повторяем, повторяем, не знаем - у нас нет отклика внутри. Почему? Потому что мы просто движемся к нему в это время, мы ещё не контактируем. Потому что когда человек контактирует, он повторяет : «Харе Кришна», он повторяет и он - раз - уже с Господом сконтактировал, у него сердце отозвалось, понимаете? То есть он чувствует, как Господь отнесся к его повторению, идет контакт. Это уже вызывает определённое глубокое счастье, потому что любой даже отблеск ощущения Бога - это очень счастливое чувство. Мы даже представить себе не можем, насколько оно счастливое. Очень счастливое чувство. И это уже означает [бхава]. [Поет:] «Ночь пройдет, наступит утро ясное, знаю счастье нас с тобой ждет. Ночь пройдет, пройдет пора ненастная, солнце взойдет». Понимаете, это сравнивается с восхождением солнца, [бхава], что тьма вся рассеевается и человек все понимает, что происходит в этой жизни. Ему все ясно становится, у него нет проблем, потому что знания [неразборчиво на санскрите] в сердце приходят сразу, как только человек начинает чувствовать Кришну хотя бы чуть-чуть.

00:55:31 [Бхава] означает, что он уже не видит другой жизни, ему не нужна другая жизнь. [Поет:] «И другого не надо мне в жизни счастья, буду по лужам бегать, улыбаться» [смех в зале]. И, там, по крышам, буду по лужам за тобой гоняться. Имеется ввиду за Кришной [смех в зале]. Вот это [бхава] - человек в таком состоянии находится, понимаете, он в экстазе, он радуется, потому что он знает: все уже, все! Все позади, вся плохая жизнь позади. Плохая жизнь означает «мечты». [Поет:] «Все ещё впереди, все ещё впереди, самая лучшая песня не спета, самая лучшая девушка, где ты? Все ещё впереди, все ещё впереди. Ла-ла-ла...» [смех в зале]. То есть у человека другая совсем песня, понимаете, он поет, но это другая песня. Он верит в эту жизнь и думает, что здесь все впереди у него. А у нас впереди что? Только одна вещь - смерть... в этом теле. Или что-то ещё есть? Ну, в промежутке что-то ещё есть.

00:56:51 Как один мультик есть, классный, мне очень понравился. Маленький мультик - всего три минуты или две. Человек рождается и лететь начинает, пока летит, он стареет, потом летит, летит - и в гроб так джжжж... и все, мультик закончился [смеется с залом]. Такой короткий мультик, да? Это правда. Потом все - ничего нет, все. Все закончилось. Мой один знакомый, молодой мужчина, такой крепкий, в моем возрасте, достиг больших высот там, в компьютерной диагностике, из Омска, поехал в Китай по командировке и заболел вирусным заболеванием. Его начали лечить врачи, они не могут вообще вирусные заболевания лечить, но на гормоны его посадили, эти гормоны начали ему разрушать [тромбы] и он не смог отказаться от гармонов. Через три месяца он оставил тело. Три месяца. Человек молодой, здоровый совершенно, счастливый, полный сил такой... Все... Полетел... У кого будет не так в жизни, поднимите руки. Надежда. В реанимации лежали трое - Вера, Надежда и Любовь. Надежда умерла последней. Все нормально. [смеется] Это уже так, врачебные такие шутки.

00:58:26 Итак, у нас есть только одна надежда - это что мы сможем что-то для Кришны начать делать и чувствовать, что ему это нравится. А это можно только так почувствовать через тонкий ум. Поэтому, важно во время молитвы...понимаете, повторять «Харе Кришна» без оскорблений, означает, что кроме воспеваний, медитоции на [нам] у нас должна ещё быть медитация, ну то есть мы должны на самом деле чувствовать, кто такой Господь. То есть это ощущение кто такой Господь означает контакт с ним. В уме. А это только один вариант у нас - это медитация на стопы гуру. Тогда будет контакт с Господом, реальный контакт с Господом в уме. Когда будет контакт с Господом, сразу начинаем чувствовать, какой он, Господь. Как только мы начинаем чувствовать, какой он, мы начинаем понимать, как повторять. Повторение становится более чистым с этого момента. Поэтому, без ума мы ничего не сделаем, мы должны свой ум направить на Господа.

Почему карма-йога – это буддхи-йога

00:59:36 Итак, смотрите, давайте вернемся, вот почему Прабхупада сказал, что карма-йога - это буддхи-йога, как вы думаете? Если взять, вообще, и проанализировать, что такое ум, разум, чувства. Вы знаете, чем занимается ум? Ум, обычно, чем занимается в нашей жизни? Он ищет, где наслаждения и пытается понять, как избежать страдания. Он только этим и занимается, больше ничем. Ну а если человек что-то сделал, допустим, что-то сделал, это деятельность ума или разума, как вы думаете? Ну просто что-то сделал, пошел, помыл полы, это деятельность ума или разума?
[голоса из зала]: «Ума... разума...»
Вы ошибаетесь, это всегда деятельность только разума, потому что в этом мире действует только разум, ум только размышляет. В этом мире действует только разум, понимаете?

01:00:53 Но что такое йога? Йога означает, что человек что-то сделал для Бога. Одно дело - он просто так полы помыл, а другое дело - он в экстазе пошел помыл полы в алтарной или пошел помыл бабушке преданной какой-то. Как вы думаете, где больше счастья для Бога - когда человек помыл полы в алтарной или он у бабушки преданной полы помыл?
[голоса из зала неразборчиво].
Конечно. Кришна в экстазе будет полном. Потому что в алтарной мы рисуемся- моем: «Я такой возвышенный преданный, мою полы в алтарной». А у бабушки преданной, такой, которая не ходит если мы моем полы? Не зачтется, никто не узнает, пониматете? Это уже деятельность для Бога. Но только для Бога так делают - пошел и для Бога помыл полы у бабушки преданной, Кришна сразу в экстаз войдет. Тут же. В этом секрет заключается. Кришна же не рисуется, понимаете? Мы его не видим, он самый строгий, его нет, не видно. И когда мы рисуемся для него, тоже не работает система. Надо самое тихое, скромное служение для Кришны делать и тогда Господь быстренько отзовется.

01:02:18 Итак, когда человек не просто делает что-то, а делает ещё для Кришны, это не просто буддхи, а означает буддхи-йога. Понимаете? Как вы думаете, почему люди трудятся, если это буддхи-йога , почему люди трудятся, там, на стройке всю жизнь и остаются тупыми? Почему разум не развивается, как вы думаете? Потому что их деятельность подчинена чувствам и уму, разум в подчиненном положении находится, человек трудится, но руководит его действиями ум, он постоянно думает о зарплате и о том, как он это будет использовать, понимаете? То есть человек трудится, но этот труд не облагораживает его. Понимаете, труд делает из обезьяны человека, а труд Сознания Кришны делает из человека кришнаида. Понимаете? Идет развитие.

01:03:31 Итак, мы с вами очень сложную тему разбираем, на самом деле. Людям очень трудно понять, почему трудиться - это более возвышенный метод, чем повторять «Харе Кришна» просто. В Мальпуре, когда строился храм Мальпурский, Прабхупада отвечал на вопросы преданных, Они говорят: «У нас...Мы не успеваем построить фестивали, когда мантру повторять? - у нас нет времени. Мы трудимся с 4 утра и до поздней ночи, только покушать остается полчаса». Прабхупада сказал им: «Экстаз, экстаз... Продолжайте так же трудиться, вы во время того, как кладете кирпичи читаете все ваши круги для меня. Кришна вами очень доволен, продолжайте трудиться для Бога». Это не значит, что вам надо идти на работу и не повторять «Харе Кришна», потому что на самом деле, надо понять, что такое карма-йога. Карма-йога не означает, что человек упахивается для Бога на своем заводе, настроившись, что он это делает для Бога. Это хорошо, вопрос заключается в том, нужны ли эти запчасти Богу. Потому что если мы настраиваемся для Бога, это факт, что это очень хорошо, это очищает нас. Но карма-йога означает, что человек старается делать то, что больше нужно Кришне.

01:05:00 Допустим, он работает на заводе и делает запчасти для Кришны. Кришна рад или нет? Кришна рад или нет?
[голос из зала]: «Нет»
Вы думаете нет? Вы так ошибаетесь, так сильно ошибаетесь, вы не представляете! А кто будет это делать? Кто будет делать запчасти? Кто будет строить дома? Карми вонючие? [Говорит с акцентом:] «Карми вонючие будут строить дома, дэлать запчасти, а ми, возвышенные души, мы нэ должны этим всем заниматься, э. Понятно, нет? [смех в зале] Э, ребята...» Господь ведь не Микишка, он ведь видит, что есть что, понимаете, он не будет мелочиться с нами. Если мы отказываемся для общества что-то делать, то он не будет счастлив, потому что это означает - гордыня.

01:06:22 Как вы думаете, если человек занимается только духовной практикой, от этого никому пользы нету кроме него, это духовная жизнь или нет? Нет. Но, с другой стороны, смотрите, есть Духовные учителя, они занимаются, допустим, весь день могут воспевать Святые Имена дома. [Имя неразборчиво], допустим, читал последние несколько месяцев [валака] 128 кругов джапы. Он омывал кучу шалаграм, у него было три корзины шалаграм большие, он омывал каждый день их. Служил Божествам. Что он практического делал? Несколько, может быть минут 40 в день, общался с преданными, давал им советы каким-то, а утром он одевал Божеств в храме и днем он пел, воспевал с преданными - один час или два часа в день он пел «Харе Кришна». Это то, что он делал внешней деятельности. Но так как он всё это время готовил себя к этой деятельности, это с такой силой выстреливало, что Кри́шна-Балара́м манди́р набивался до отказа, не было возможности туда зайти, когда [Индра Прабху] пел. Преданные постоянно все медитировали и думали о нем. Когда преданные думали о нем, их сердце становилось, светлым, чистым и радостным. Его киртаны звучали по всему миру и звучат. Разве он для себя жил?

01:07:49 Но представьте, если простой преданный, который не имеет такой связи с Кришной глубокой, он начинает делать просто... одной деятельностью заниматься, он никому пользы не приносит, он просто сидит , книжки читает и занимается тем, что он делает только для своего развития. Разве он сможет победить эгоизм в своем сердце в этом случае? Ведь эгоизм побеждается с помощью служения. Он не побеждается... Да, хорошо, если преданный целый день служит в храме, это да, я не говорю сейчас про этот вариант. Есть преданные, которые считают, что служение в храме - это пустая трата времени, надо уже изучать, пытаться понять все. И они сидят целыми днями, учатся, но никому ничего не делают. Деньги у родителей берут: «Я [бандха], ты мне должен дать денег на духовную жизнь» - отцу. Понимаете, вот это очень опасно.

01:08:42 Когда человек просто строит дорогу, это очень благородная деятельность. Кришна хочет, чтобы человек строил дороги или нет? Хочет. Однозначно. Если вы считаете, что нет, вы ошибаетесь, потому что вы не знаете, чего хочет Кришна. Кришна хочет, чтобы этот мир был счастлив, все были счастливы, он хочет. Чтобы были дороги были колодцы. В Шастрах говорится, что это самая благородная деятельность в этом мире - строить дома, строить колодцы, одевать людей, готовить пищу, то есть, делать все необходимое для жизни. Это очень важная деятельность, она приносит счастье всем и Кришна хочет, чтобы мы очищались с помощью такой деятельности. Я заметил, что ребята, которые учатся у меня, они просто сидят и лечат людей. Обычных людей. Иногда преданные приходят, но чаще всего, обычные люди. Их сердце очень хорошо очищается и готовится к духовной жизни. Они быстро схватывают какие-то важные моменты духовной жизни. Почему? Потому что они заняты деятельностью, в которой они не получают зарплаты, они не привязаны ни к чему, они хотят только развиться как личности. Развиться и полноценно заниматься этой деятельностью для Кришны. Люди становятся чистыми и возвышенными, очень глубоко понимают духовные вещи, это ведь мой личный опыт.

01:10:12 Я знаю, есть другой опыт, бывает, человек живёт в храме, его трудно заставить сделать какое-то служение. С трудом. Он говорит: «Я ещё не прочитал джапу, я не прочитал свои книги, я не провел свои службы...» - и так далее, его что-то практическое заставить делать очень сложно. Как вы думаете, такой человек развивается или нет? Нет. Потому что эгоизм мешает ему предаться в храме... Храм, жизнь в храме предназначены для того, чтобы поддаться Богу, жить только для него, забыть про себя. Забыть...

01:10:46 Итак, каждый человек находится на своем уровне. Как вы думаете, почему люди строят дороги, в чем причина? А? [Из зала неразборчиво]. Нет, вы ошибаетесь. Вы ошибаетесь. Вы ошибаетесь, это ваша ошибка. Это факт, что в этом мире есть силы, на которые мы будем работать, что не все деньги пойдут нам. Это факт. Но, люди работают, потому что им нужны деньги для того, чтоб жить. Они ещё не поняли, что они могут жить по-другому. Люди которые обладают разумом, развитым разумом, как они живут? Они тоже работают, но они не зависят ни от каких компаний. Они тоже работают, они делают что-то там для преданных, некоторые пирожки распространяют по городу - прасад, некоторые торты пекут для Кришны и распространяют. У них, как вы думаете, есть деньги или нет? Есть. Сколько денег? Сколько нужно для жизни. [Неразборчиво, голоса из зала].

01:11:57 Некоторых заклинило. Это значит, что вы не сможете так жить. Тоже хорошо. Есть... вы понимаете, что такое карма-йога? Есть разные уровни. Вот для таких людей нужна работа на заводе или работа где-нибудь, в какой-то компании. Для чего? Потому что нужны деньги. А почему этим людям нужны деньги, как вы думаете? В чем причина? [Из зала неразборчиво]. Почему им нужны? [Говорит с акцентом:] Козлы они, [наподдаться] хотят. Сейчас я вам, как доктор, задам один вопрос очень важный - если у человека понос, он виноват или нет?
[Смех, голоса из зала]: «Виноват...»
Сейчас мы проверим, насколько у вас сердце любящее.[Смешок в зале]. Кто-то уже высказал. Насколько сердце любит у вас других людей, сейчас мы проверим. Виноват этот человек или нет? А? [из зала неразборчиво]. Да мы не про это говорим, мы говорим не про него - про нас. Мы сейчас про нас говорим, понимаете? [Из зала неразборчиво]. Мы сейчас говорим про нас. У человека понос, он виноват или нет?
[Из зала]: «Виноват».
Мы говорим про нас, понимаете, не про него, когда у него понос, а про нас.

01:13:42 [Из зала неразборчиво]
А? Он виноват или нет?
[Из зала]: «Да...Нет...»
[О.Т.]: Мы не должны об этом думать, господа.[Смех в зале]. Когда у человека понос, ему нужно помочь. Сердце преданного, оно настроено помогать, оно не настроено обсуждать, понимаете? Можно быть таким гьяни, знаете, таким гьяни, доктором таким, он сидит такой, размышляет. Бабушка к нему приходит, говорит: «Сынок, у меня нет мочи, я не мочусь». Доктор: «Бабушка, сколько лет?» «80» «Бабушка, кончилась моча». [смех в зале] «Все, ступай себе с Богом.»[Смех в зале]

01:14:50 Итак, в этом мире деятельность для людей нужна для того, чтобы хоть чуть очистить своё жестокое сердце. Когда человек начинает для простых людей что-то делать, его сердце становится мягким и он уже не будет говорить виноват человек или нет, он просто будет помогать. Понимаете, некоторые люди думают, что преданные, они так оторваны этим миром, они как бы, как бы не связаны с ним никак вообще. У преданного сердце очень глубокое, нежное и сострадательное. Для того, чтобы сердце было глубоким, нежным и сострадательным, не надо отказываться заботиться о других людях, не надо думать только о своей духовной жизни, понимаете? Это как раз ловушка.

01:15:45 Духовная жизнь человека начинается с того момента, когда он всем сердцем думает о духовной жизни других, он забывает про свою духовную жизнь, он думает о других духовной жизни. Он живёт для других, он в экстазе и служит всем. И с этого момента начинается духовная жизнь, потому что все остальное - это просто отблеск духовной жизни. Что такое [понятия на санскрите]? Отблеск духовной жизни. Когда человек приходит на службы, кто-то поет для Кришны и он радуется вместе с ним – «Он классно поет, мне нравится на этой службе, хорошо.» «Я прийду и буду слушать гуру, а тебя я слушать не буду.» Это называется [название на санскрите].

01:16:30 Я когда во Вриндаване в определённое время жил и там один преданный удивительный [Готарантхан], он коментировал одиннадцатую и двенадцатую песни. Это очень возвышенная личность, ученик Прабхупады. Когда Прабхупада ушел, он прокомментировал дальше - 11 и 12 песни Шримад Бхагаватам. Удивительная личность, удивительная... Санскрит в совершенстве знает, он главный санскритолог [неразборчиво]. Он приходил на Шримад Бхагаватам класс с утра. И там было, допустим, обычный бхакта какой-то читает класс, сидело 2-3 человека таких же новеньких бхакт и [Готарантхан]. И преданные его спросили: «Зачем Вы приходите на эти классы? Ведь Вы в совершенстве знаете философию, зачем Вам это надо?» Он говорит: «Вы ничего не понимаете на самом деле, я в экстазе слушаю, я служу, Шримад Бхагаватам [прабху], я служу, я в экстазе, здесь мне очень нравится, потому что когда я прихожу, Кришна здесь находится». Он в экстазе слушает всех преданных, он в экстазе полном! Потому что этот преданный на самом деле служит... преданный, когда видит, - [Готарантхан] пришел на его лекцию, они сразу вдохновляются, начинают читать в экстазе для Кришны. Все - сразу атмосфера чистой становится. Даже до такого уровня возвышенные преданные живут не для себя. Они служат всем. И чем больше человек настроен на служение, тем больше Кришна живёт в нем, в его сердце.

01:18:10 Кришна когда в сердце приходит, то человек начинает видеть во всех людях вокруг что-то ценное, люди ценными становятся. Понимаете? Он видит духовную силу, душу в людях вокруг. Мы часто черствеем, мы говорим: «Я ушел в духовную жизнь». Ты не в духовную жизнь ушел, ты слился со своим ложным эго. Часто преданные становятся очень гордыми собою, это очень плохо. Это означает, что, ложное отречение. Карма-йога для таких преданных - очень ценная вещь на самом деле, большая ценность для них. Надо научиться служить.

Почему так важно выполнять свои обязанности?

01:19:02 Просто воздерживаясь от деятельности, человек не освободится от кармы. И обет отречения от мира сам по себе не поможет ему достичь совершенства. Отречься от мира может только тот, кто очистился от материальной скверны, выполняя предписанные ему обязанности. Не просто так - это не возможно просто очиститься, надо выполнять обязанности. Часто преденные не понимают, что надо пожертвовать себя не только Богу, но также своей жене и своим детям, своим родителям. Потому что когда человек не выполняет свои обязанности, он лицемерит. Если мы не отдаем силы сохранить хорошие отношения с людьми, которые нас окружают, разве... какие мы преданные? Преданный - это тот, кто склонен служить. Процесс Сознания Кришны - Шрила Рупа Госвами пишет - это позитивный метод. "Позитивный" означает, что мы пытаемся всех сделать счастливыми. "Позитивное" означает счастье. Мы пытаемся всех сделать счастливыми, это очень ценно. Понятно? Кришна хочет именно этого, он не хочет, чтобы мы от всех отвернулись. Понимаете?

01:20:20 Итак, зачем нужны эти различные виды деятельности, рекомендованные в Ведах? Шрила Прабхупада говорит - прежде всего, для того, чтобы очистить сердце от материальной скверны. Если кто-то не очистившись принимает отречение, он не сможет достичь совершенства. Видите как - не все просто. Оказывается, человек почему работает на заводе? По двум причинам. Первая причина - потому что он не может ещё заниматься деятельностью, в которой он свои деньги отдает только преданным. Это редкий случай на самом деле. Вот у нас, допустим, мы сейчас живем под Краснодаром, у нас предприятие своё - медицинский центр, там работает больше 30 преданных. Все деньги идут на развитие общины. Деньги идут для преданных. Я работаю там - вообще ничего не получаю. Мне хочется просто служить там. Кришна дает мне деньги во время проповедей - я езжу, мне жертвуют, мне хватает. Остальные получают зарплату. Почему они получают зарплату, потому что деньги нужны для жизни. Я прав? Все остальные деньги идут на развитие общины. Это хорошая ситуация? Хорошая.

01:21:41 Но у нас не могут все работать. Потому что есть определённый стандарт жизни, чистоты и каждый преданный может это выполнить, поэтому преданные остальные работают там, где могут. Потому что желание сковывает, я про понос не зря вас спросил. Проблема заключается в том, что мы все больны в этом мире, понимаете? И болезнь эта означает определённую скованность желанием. Люди не могут по другому жить, они не могут просто жить и все. Если бы кто-то мог, он бы давно уже ушел с завода. Но он не может, у него вот такая жизнь, у него, вот, маме надо, бабушке надо, тому надо, на заводе платят столько-то, ему как раз хватает. Он не может - ему надо вот это все делать, понимаете? Потому что все будут страдать. [И не убывает]. Почему? Что это означает? Означает - карма. Такая карма...

01:22:32 Как вы думаете, если Кришна вмешается, что будет? Будет то, что все успокоится и он сможет работать уже на более высоком уровне. Что значит «работать на более высоком уровне»? Это означает работать в среде преданных. Но для этого нужно ближе к Кришне быть. Работать там, где ты работаешь, в этом заключается метод карма-йоги, он очень прост для простых людей и сложен для сложных. Если человек понял, что Кришна обо всем позаботится, он просто работает там, где ему Бог дал. Как он работает? Вот это уже другой вопрос, мы будем несколько лекций на эту тему говорить. Но сейчас мы должны разобраться - у нас первая лекция о том, почему мы работаем и где работать. Об этом наша первая лекция.

01:23:29 Итак, первое, что мы должны понять, человек работает в каком-то определённом месте потому, что он скован судьбой. Не потому, что он такой плохой или хороший. Допустим, я задал вопрос преданным: «Почему на заводе люди работают?» Итак, некоторые начали: «Хэ, почему на заводе работают? Глупые люди!» Нет. Я знаю умных людей, которые работают на заводе и хороших преданных, которые работают на заводе. Просто есть определённая скованность кармой и её никуда не денешь, понимаете? Вы должны диагносцировать себя. Если мы хотим встать на путь бхакти-йоги, мы должны диагносцировать себя в этой жизни. Диагностика заключается в том... Вот,сейчас человек берет и все бросает. У него там - надо, там - надо, там - надо, он раз - все бросил. Я знаю одну матушку, она взяла – бросила, поехала и ... у нее мать умирала, она поехала во Вриндаван. Она сказала: «Кришна позаботится о ней.» Мать померла. Но перед тем, как помереть, она... о ней начала заботиться какая-то девушка и она написала всю свою квартиру на эту девушку. Преданная приехала - нет квартиры, нет мамы. Кришна был доволен ей, нет? А? [из зала неразборчиво]. Нет, конечно. Кришна был недоволен! Потому что в это время надо было помочь маме!

01:25:05 Таков путь, преданный не должен избегать своего пути в жизни, он честный человек! Арджуна должен был сражаться, а не под деревом сидеть! Кришна ему говорит: «Иди, убивай!» Это его близкий друг, понимаете? Если бы мы были близкими друзьями, могло бы быть то же самое. Мы не такие близкие друзья Кришне, поэтому мы работаем там, где можем. Но Арждуне он сказал: «Иди, убивай своего дедушку, братьев, дядю, гуру». Поэтому Арджуна слушал Бхагавад Гиту, он не знал, зачем ему убивать своих родственников, близких людей. Он так Бхишму любил, больше всех на свете. Он его до слез любил, он когда стрелял в него, он плакал. Плакал горючими слезами. А Бхишма что делал, когда Арджуна в него стрелял? Он говорил: «Давай еще, ещё стреляй в меня, мой дорогой сынок!» - он ему говорил. Понимаете, какие отношения? Там куча стрел было, весь в стрелах был, в дырах. Понимаете, что такое Бхагавад Гита? Это очень трагическое произведение, очень трагическое. И Кришна в этом произведении доказывает - человек не имеет права отказываться от своей деятельности. Он должен научиться делать её для Бога. В этом заключается метод Сознания Кришны, а не в том, чтобы удрать.

01:26:31 Я когда пришел к преданным только, в Самаре это дело было, я заметил одну интересную картину. На воскресной программе преданные танцевали и «Харе Кришна» пели и один преданный в красном стоял и к нему подбегал ребенок сзади, его ребенок. Он говорил: «Папа, папа!» Но он был в красном, он отрекся, он говорил: «Уйди, я – брахмачарья». Вы что, думаете, Кришна был доволен? Конечно нет. Он же отрекся, это он в красном, Кришна был в экстазе, наверное, от того, что он отрекся? Нет. Абсолютно нет. Мы можем по примеру Арджуны, если бы, допустим, Кришна бы был доволен, он бы сказал: «Ну иди в лес, я сам с ними справлюсь». Кришна мог сам справиться со всеми. Он говорит: «Они уже все мертвы, но ты должен это сделать на внешнем плане для меня. Ты должен это сделать. Но они, на самом деле, уже все. Я уже все сделал.» Он говорит: «Я уже все сделал,» - Кришна – «но ты на внешнем плане должен сделать» - он Арджуне все объяснял. Мы не такого высокого уровня, как Арджуна. Объяснения Кришны означали, что Арджуна: «Кришна, я предаюсь тебе» - и все, берет лук и поехал. Понимаете? У нас не такой уровень. Это очень высокий уровень. Чтобы так предаваться, надо ещё силы иметь, у нас даже сил на это нет. Не то, что желания. Это очень высокий уровень жизни в целом.

01:28:05 Мы должны научиться понять как в наших условиях жить. И первое понимание такое: человек скован кармой не зря, карма - это энергия Кришны, она нас сковывает, потому что мы недостойны, мы наказаны. Наказаны. Надо начать там жить для Кришны. Понимаете? В той скованной ситуации, в которой ты находишься, нужно начать жить для Кришны. И никто не должен осуждать человека, который живёт для Кришны в своей ситуации.

01:28:44 Давайте приведем такой схематичный пример. Два преданных, допустим, да? Бегут к Кришне, да? Джапой. Один прижат кармой, на нем плита. Второй - такой вот легкий, свободный, и он, такой, бежит: «Харе Кришна, Харе Кришна», видит - плита, при этом он не видит плиту, он видит - преданный еле идет к Кришне, у него тоже джапа, он: «Харе Кришна», такой, а-а-а - идет к Кришне изо всех сил, старается. Тот преданный,у которого плиты нету, он, такой, бежит, говорит: «Давай быстрее, ножки выше поднимай, быстрее, бежим к Кришне быстрей, давай!» И он раз - убежал, побежал, побежал, побежал, все... тот - а-а-а - за ним: «Ой, какой возвышенный преданный! Я хочу тоже так же быстро к Кришне!» И он идет, он прилагает очень много усилий, но на него навалилась карма. «Навалилась карма» означает - ничего не сделаешь в этой ситуации. Бабушку не бросишь полуживую, маму не бросишь, детей много, обязательства перед заводом. Все плачут, говорят: «Не бросай нас, останься с нами ещё на год». [Неразборчиво] человек, не может уйти, потому что все плачут, говорят: «Ты очень хороший, мы без тебя помрем». Он остается. Потому что он добрый, настоящий вайшнав. Знает, что Кришна сам все решит. Просто живёт той жизнью, которую дал Бог.

01:30:13 Бхима тельняшки рвал, говорил: «Давайте их всех поубиваем, они нас сожгли, когда мы в этом доме пытались жить, они нас обыграли в карты обманным путем, давайте их всех разгромим!» У них были силы - пять Пандавов могли всю армию уничтожить. Юдхиштхира говорит: «Если бы так все просто в жизни было, что если кто-то нам в лицо плюнул, мы должны были плюнуть. Но все не так. Мы должны показывать пример благочестия - если мы чем-то отличаемся от Дурьодханы, мы должны показывать пример, как жить. И поэтому должны 12 лет скрываться. Чтобы показать людям пример, что для того, чтобы жить в мире, мы должны пойти на все».

01:31:01 Итак, скованность не означает что-то плохое, это означает условия жизни. Условия жизни. Не обязательно человек работой скован, человек может болезнью быть скован. Я помню, во Вриндаване одна преданная [Матаджи], у нее был рак прямой кишки, она молодая, 21 год преданная молодая, она читала 16 кругов весь день. Знаете, как она читала? [очень медленно:] «Харе Кришна», у нее не было сил быстрей читать, она читала целый день 16 кругов! Можно сказать: «Ну что такое, ну... ножки повыше, бежим быстрее!» - не работает система. Но вы понимаете, проблема заключается в том, что вот эта ситуация, что плита наваливается, она у каждого преданного может случиться. Те преданные, которые бегут, такие, легко: «Я чистый преданный» - все, [остался]. Бежит, бежит такой чистый преданный, у него потом тоже плита его навалится, понимаете, это неизбежность. Это неизбежность. [Поет:] «Наступит день, наступит час, и даже тоненькую нить не в состояньи разрубить стальной клинок». Это правда. Ничего не сделаешь, просто жизнь навалилась. И наваливается на того, который бежал. Я просто уже давно с преданными, я это все вижу, наблюдаю. И обычно, когда человек бежит такой, всем советы дает, и когда на него наваливается, он падает. Падает под этой плитой, вообще ничего не может сделать.

01:32:42 И тот, у которого плита была большая, она уже стала меньше, он уже пошел твердым шагом, тут смотрит - преданный в грязь лицом упал. Что он будет делать?
[Голос из зала:] Помочь ему может.
[О.Т:] Конечно. Он начнет ему помогать, говорить: «Да ты что, ты как,ты такой возвышенный, ты же бежал к Кришне, я же видел», будет его поднимать. Экстаз. Ведь правда, экстаз. В этом заключается Сознание Кришны.

01:33:20 Кришна говорит в Бхагавад Гите 2.47.51: «Исполняй предписанный тебе долг, ибо действие лучше бездействия». Как определить, какой долг предписан? Как определить, какой долг предписан, как? Да все очень понятно, все очень понятно! Вот, что ты делаешь, то и твой долг. Знаете, все очень просто, надо Шримад Бхагаватам читать. В Шримад Бхагаватам есть такой [Преоврата Махарадж]. Когда он родился, он был чистым преданным уже [неразборчиво], у него не было никаких грехов. И он подошел к своему отцу [Ману], его отец [Ману] был. И он говорит: «Папа, зачем мне править этим миром? Я уже все, я все знаю. Я чистый преданный Господа, мне хочется ему служить. Зачем мне править этим миром? У меня нет грехов, нет никакой кармы, ты меня родил чистым. Зачем?» [Ману] подумал и не знал, что ему сказать, говорит: «Слушай, я не знаю, может, тебе Брахма скажет». Тот к Брахме пошел и Брахма ему сказал. Он говорит: «Я, думаешь, чего тут сижу? [смех в зале] Смотрю в четыре стороны» - говорит – «В этом мире каждый человек как бык привязан веревкой и не может дернуться в сторону - будет боль. Так и человек - идет той дорогой, которую диктует ему Господь - или через карму, или лично, через духовную жизнь, через гуру.»

01:35:06 Через гуру тоже дорога очень прямая, понимаете? Нет вариантов. Некоторые думают: «Я гуру предался, теперь можно расслабиться». Нет. Еще тяжелее! Там тоже путь Кришны. Путь Кармы и путь Кришны. Они оба тяжелые. Понимаете, когда человек идет путем Кришны, ему тоже тяжело - надо все выполнять. Очень жесткий путь, твердый и нельзя оступаться. Но кто может пойти этим путем? Тот, кто получил опыт Сознания Кришны. Как этот опыт развивается в нашем сердце? Постепенно? Надо идти на работу и делать все с чистым сердцем. Надо трудиться бескорыстно. Как проявляется бескорыстный труд, как вы думаете? Как определить - корыстно я тружусь или нет на работе? А? Критерий какой?
[Голоса из зала неразборчиво]
Счастье кто-то сказал, это хорошо, это уже очень близко. Понимаете, ответить на вопрос можно, когда ты это чувствовал, а если не чувствуешь, можно, там, что-то говорить... Но, если ты понял, ты сразу ответишь правильно. Как определить, что ты на работу идешь и ты бескорыстно трудишься, какой критерий?
[Голоса из зала:]Не думать о результате... Не устаешь.. В хорошем настроении...
[О.Т.:] «В хорошем настроении» - ближе, но не полно.
[Голоса из зала неразборчиво]

01:36:42 [О.Т.]И никто не знаете?... Это все хорошо - зарплата [смех в зале]. Жить захочешь - прийдется зарплату брать. Я не про это говорю. Когда человек настроен бескорыстно во время работы, он будет любить всех вокруг. Даже тех, кто его не любит. Почему, как вы думаете? Откуда у него возьмется такой настрой? Потому что Господь находится очень рядом! И Господь - обладатель нашего счастья. Когда мы радуемся, это свет, душа дает нам счастье и никто иной. И когда человек бескорыстно настроен, ему ничего не надо. «Не ем я шоколада,» - он говорит- «мне ничего не надо». Он просто в экстазе работает. Что произойдет, какой результат? Как определить, что он бескорыстно настроен? Этот экстаз должен куда-то выходить. Он будет выходить на тех, кто вокруг. Он будет любить всех, кто вокруг него. От него будет исходить счастье. Мы говорим: «Он будет счастлив.» Нет, совсем по-другому - все вокруг будут счастливы. Карма-йога означает - все счастливы вокруг. Вот что это означает.

01:38:16 Когда человек для Кришны в экстазе трудится, все вокруг становятся счастливыми, потому что его сердце становится мягким. Он не говорит: «Ах вы такие-сякие, ну что вы там стали нападать на Бога!» Нет. Он будет очень счастлив со всеми. И он будет видеть, что кто-то может, кто-то не может. Он ко всем будет относиться спокойно, тепло, строго иногда к кому-то, но с любовью тоже. Понимаете, как ценно это знать, что именно так проявляется Кришна в сердце человека, который начал труд свой для него.

01:38:58 Но мы, на самом деле, ведь с вами разумнее, правильно, чем этот человек, который на заводе работает? Мы ж все разумнее, вот согласитесь. Зачем там работать на этом заводе? Мы уходим домой. [Поет:] «Тихо сам с собою, тихо сам с собою я веду беседу... Харе Кришна, Харе Кришна... Травы, травы, травы не успели, ля-ля-ля-ля-ля, я ушел с работы, ля-ля-ля-ля, родственники по-барабану». Господь не Микишка.

01:39:54 [Преоврата], чистый преданный, ему Брахма сказал: «Вот так, - говорит, - в этом мире так все устроено, что мы идем дорогой своей судьбы и не можем свернуть. Точно так же как бык привязан к веревке и его тянет эта веревка за нос, он не может дернуть, потому что будет больно. Точно так же и человек должен выполнять предписанный ему долг». А предписанный долг означает - работать там, где работал. Тогда вы спросите: «А если я водку продаю?» Скажите мне, кто вас заставил водку продавать? Кто? Кто вас заставил наркотики продавать? Кто заставил сигареты продавать? Кто заставил на бирже торговать? Кто? Жадность! Кришна не заставлял! У тебя была работа какая-то, ты её бросил, пошел сигареты продавать. Вот и все. Это жадность заставила. Надо бросить это, это факт. Может быть не сразу, но бросить. Для Кришны сигареты продавать невозможно, не работает система. Можно для Кришны делать только что-то благородное. В этом мире много благородного труда, это факт.

01:41:13 Но есть одно правило. У Кришны есть одно правило, знаете какое в этой жизни? [Поет:] «Милый мой, хороший, догадайся сам.» [смеется]. Кришна хочет, чтобы мы сами догадались. В этом заключается проблема. Есть другой способ - пойти к старшим преданным и предаться им. Когда человек преданно очень задает вопрос, старшему преданному, что происходит в это время? Кто такой старший преданный? Тот, кто чуть-чуть ближе к Кришне. Кришна приходит в его уста и начинает отвечать. Кришна очень рядом, на самом деле, он может к кому угодно прийти, он так рядом, так близко, мы даже не догадываемся. Он может так же через старшего преданного сказать точно что тебе надо делать, точно, без всяких проблем. Надо просто понять, что Кришна рядом, он действует через старших. Я вам тысячу раз это скажу и всё равно это не будет понятно, пока не попробуешь. Буддхи-йога что такое? Это практика. Надо быть очень смелым, надо пойти и решать вопросы свои внутренней жизни со старшими преданными. Они подскажут. Всегда эта подсказка будет тяжелой для сознания.

01:42:38 Я читал в Москве, на один день приехал в Москву, читал лекцию «Ответственность». Кто из вас был на ней? Я там выдвинул лозунг: «Все наоборот», ответственность означает - все наоборот. И сначала было непонятно, потом стало понятно. Наши желания всегда отличаются от правды, вот в чем проблема, потому что правда - это духовный путь. Поэтому, то что мы хотим в жизни для себя, все наоборот. Если ты хочешь мужу объяснить, как со мной надо жить правильно - все наоборот. Все наоборот. Надо понять, как муж хочет, чтобы ты для него жила.
[Женский голос из зала неразборчиво].
Ну видите, сразу у вас вопросы возникли. Хорошо. Почему вопросы возникли? Потому что возмущение пришло в сердце.
[Женский голос из зала неразборчиво].

01:43:38 Я сейчас не об этом говорю. Я сейчас говорю о воле Бога. Воля Бога заключается в том, что мы бунтари в этом мире. Когда воля Бога наступает, мы сразу нервничаем. Например: «Я хочу быстрей купить дом, быстрее купить дом!» - что это значит? Покупать ненадо. Неблагоприятный знак. «Все, хороший дом, все, деньги есть, класно, вот...» - хочет быстрее. Остановись, мгновенье. Покупать нельзя - неблагоприятный знак. Ничего хорошего с этим домом не будет, все. Хочется быстрее мужу сказать: «Ты такой-сякой, сейчас я ему скажу!» - остановись, мгновение, ненадо. Все наоборот. Ответственность означает - всегда пытаться понять, чего Кришна хочет в этой ситуации. А потом все разрешится.

01:44:26 Вы знаете, человек, женщина служит не желаниям мужа, она служит дхарме, она служит..., о, вам это ближе, да? Но дхарма - это всегда такая вещь, что муж будет счастлив. Если женщина что-то делает и её муж несчастен, это не дхарма. Дхарма означает - близкий человек счастлив. [неразборчиво] точно так же, надо так себя вести, чтобы жена была счастлива, хоть в лепешку разбиться. Но, мы хотим в лепешку разбить близкого человека. [Смех в зале] Ну, чтобы он понял меня! Я ж не просто хочу в лепешку, а чтоб он понял меня. Понял. Все наоборот.

01:45:12 Духовный путь сложен, знаете почему? Потому что желания - это, на самом деле то, что всегда является иллюзией. Всегда. Чего-то мы хотим в этой жизни - надо остановиться. Остановиться. Надо понять, что все наоборот. Кришна всегда чего-то хочет от нас. Для того, чтобы научиться выполнять его желания, надо учиться. Единственный способ учиться - это трудиться для Бога. Трудиться для Бога не означает только на работу ходить. Когда мы встаем рано утром, [поет:] «Встань пораньше, встань пораньше, встань пораньше, только утро заиграет у ворот», иди омываться. Зачем? Для Кришны. Он доволен. Потом мы садимся джапу читать для Кришны. Он доволен.

01:45:59 Если не понимаем, что для Кришны, поставьте изображение гуру перед собой и знайте, что он там будет, потому что гуру этого хочет от меня. Вы скажете: «Но гуру же далеко, он не знает, во сколько я встал». Нет. Все не так. Гуру может сам лично не знать, но Кришна, действующий через него, знает. На самом деле, Кришна в виде гуру выступает в нашей жизни. Вот, гуру - это другая фотография Кришны. В Шримад Бхагаватам говорится: «Неотличен от Кришны гуру для нас». Почему? Потому что это Господь через него действует. Надо поставить изображение и для него все делать, это называется буддхи-йога.

01:46:39 Все делать, работа, действие. Что такое работа для нас? Воспевание святого имени по утрам, готовить прасад. Это все работа, это труд. Идти на работу - это тоже работа. Почему? Потому что мы скованы судьбой, не можем, тянет нас, [Преоврату] если тянул, то нас тем более тянет. Я говорю - тянет долг, понимаете? Потому что есть другое «тянет» еще. [Поет:] «Манит, манит, манит карусель в путешествие по замкнутому кругу...» [смех в зале]. Понимаете, это совсем другое. Это тоже «тянет», понимаете? Но это другая песня совсем. Это означает - карма - желание, ничего общего с буддхи-йогой не имеет. Так? Долг есть у человека - надо идти, для того, чтобы жили мои родственники, это долг. Терпеть мужа - это долг жены. Терпеть жену - это долг мужа. Это не хочется делать, но это долг. «Надо все бросить и чистым преданным служение заняться. Бросить жену и детей, я так устал». Нет, все не так, надо сражаться для Кришны, жить в семье, в той скованной ситуации, в которой ты находишься. Болеть для Кришны. «Я хочу умереть, не хочу уже болеть!» Нет, надо болеть для Кришны. Он хочет, чтоб ты жил. Его желания есть... у него есть желания, у Господа, надо их понять, они описаны в Шастрах.

01:48:20 «Все существа беспомощны перед...» - мы читаем Бхагавад Гиту дальше, - «Все существа беспомощны перед природой и вынуждены действовать в соответствии с качествами, приобретенными под влиянием материальных гун». Качества означают ситуации в которых мы живем. Поэтому никто не может отказаться от действий, даже на мгновение. Мы должны трудиться по-любому, мы не можем отказаться. Преданный приходит в храм и начинает действовать в храме, то же самое делать, что и делали там. Преданный приходит в храм, он уже все - одел красное дхоти, ему говорят: «Чем занимался там, в кармической жизни?» Он говорит: «Машину водил». «О, классно! У нас водителя не хватает!» [Смеется] «Какой водитель? Я пришел в храм, я хочу Кришне служить!» «Вот, служи Кришне - води машину!» [Смеется]. То же самое, все то же самое, ничего не поменялось. Плохо в храме жить? Хорошо, если ты ни о чем не жалеешь. Если ты в экстазе там, ты ни о чем не жалеешь, это значит, что Кришна доволен тобой. Ты пришел в храм, начинаешь там жить, водить машину, а думаешь о детях, о жене: «Зачем я их бросил, дурак...» - иди назад. Значит, Кришна хочет, чтоб ты шел назад и там честно жил. Честная жизнь означает счастье человека, он спокоен. Он исполняет свой долг - сражается со своей судьбой, делает все для Кришны, он спокоен. Делать все спокойно означает - Кришна доволен. Шанти. Первая стадия духовной жизни означает шанти. У кого шанти в сердце есть, поднимите руку. Значит, вы делаете все правильно для Бога. Все остальные - нет.

01:50:04 Как сделать шанти в сердце, я сейчас вам объясню. Рано утром встаете, включаете голос Шрилы Прабхупады, чтобы джапа была правильной, нужна помощь чистого преданного. Включаете голос Шрилы Прабхупады, ставите изображение своего гуру, садитесь воспевать «Харе Кришна» и кланьтесь ему изо всех сил мысленно, сколько есть, своему гуру. Если не знаете как кланяться, сосредоточьтесь на туласи, вот так возьмите, зажмите туласи, потому что она является источником чистоты. Это уникальный объект, то есть это деревце обладает духовными качествами, живя, находясь в материальном мире. Я могу это доказать. Я изучал различные деревья, растения и мне нужен был критерий чистоты. Для того, чтобы лечить человека, надо сравнивать с чем-то. Допустим, траву, надо сравнивать, как действует на человека, допустим, надо что-то положить, эталон какой-то, чтобы потом сравнивать, как действует эта трава, чтобы человек вылечился, понимаете? Мистический такой процесс. Я когда положил туласи, то туласи всем подходит. Кладешь туласи - чистая энергия идет. Сравниваешь с ней, кладешь другую травку, сравниваешь, как она действует. Если она примерно как туласи действует, значит эта травка вылечит.

01:51:17 Туласи берешь, зажимаешь в руках и пытаешься почувствовать её настроение. И с таким настроением кланяешься гуру. Все. Когда человек читает в таком состоянии джапу, святое имя повторяет, служит, кланяется гуру, слушает голос Шрилы Прабхупады и повторяет, пытается так же...

транскрибирование: Марина Боброва | Киев | Украина | 12 February 2015