К кому мы идём когда нам плохо

Бердянск - 20 декабря 2012
Астрология. О теме встречи. Виды знания. «Тяжёлое» знание. Как найти настоящее знание. Как разумно использовать молодость, карьеру, деньги. Чувство неудовлетворённости. Как привлечь удачу. Знания о вечном дают спокойствие в любой ситуации. В чём ошибка современной психологии. Наша душа вечна, тело временно. Отличия материального знания и духовного знания. Важность чтения Священных Писаний. Ответы на вопросы
лекция для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:34:10 | качество: mp3 32kB/s 21 Mb | прослушано: 508 | скачано: 454 | избрано: 24
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Астрология

00:00:15 Есть такая наука, ну я думаю, что многие уже слышали про слово «астрология», да? И, если кто глубоко изучает её, он понимает, что я не астролог. Я изучал эту науку несколько лет, но понял, что это не для моего слабого ума. Нужно обладать такой склонностью очень такой аналитической, математической, складом ума, чтобы углубляться, изучать эту науку. И я в Индии один раз был у одного человека, которому было 80 лет, но он лет 60 изучал науку. Он сказал одну такую фразу, что «Если ты называешься астрологом, то в твоей жизни должны соблюдаться определённые такие аскезы, которых ты должен придерживаться всю жизнь». Это означает никаких интоксикаций, это первое, что он назвал, никакого кофе, чая, сигарет, пива, ну и соответственно всего остального. Я спросил: «А почему?». Он говорит: «Это означает, что ты не сможешь дать полную нужную консультацию человеку, потому что твоё сознание будет осквернённым, и соответственно твой ответ, он не будет более ясным… не ясным, а чистым, насколько ты сможешь разобраться в его вопросе». И есть вот такая наука, в астрологии её называют, можно сравнить как бы с академией, называется «прашна», её можно перевести как «искусство задавать вопросы», это такая интуитивная или «короткая» астрология. То есть, когда нет возможности дать очень глубокую консультацию, в течение нескольких часов, т.е. есть вопрос, есть ответ. И человек, который даёт этот ответ, он понимает, он считывает информацию по тому, что сейчас происходит. В какое время суток был задан вопрос, в какую одежду одет человек, т.е. очень такая тонкая-тонкая, там нужно обладать колоссальной памятью и знаниями. И видение должно быть настолько объёмным, т.е. это реальная практика ума.

О теме встречи

00:02:37 И там есть такой момент, что если Вы идёте на лекцию, идёте на встречу со своим духовным учителем, идёте на встречу, ну можно сказать в спортзал, на работу с телом, и у Вас есть какие-то препятствия, но Вы всё равно достигаете своей цели, это означает, что не нужно ходить к астрологу, это означает, что у Вас сейчас начался хороший период в жизни. Связан с Юпитером, со знанием. То, что мы в начале опять говорили. Судя по Вашей реакции [смеется], то как-то тут всё не так. Но на самом деле это так. Просто значит, что жизнь уже Вас, нас, кто здесь присутствует, нас подвела. И вот сегодняшняя тема, она называется, у неё есть несколько названий, но для 20-го декабря было выбрано именно это, т.е. «К кому мы идём, когда нам плохо». Второе название у неё рабочее было «Где же назначить свидание счастью?»

00:03:45 И я Вас попрошу, вот в течение нашей встречи, если Вы что-то уловите, обязательно запишите. Потому что в конце мы подведём итог сегодняшней беседе – соответствует ли она названию, выбранному для данной темы. Поэтому очень важно будет за то, что ум зацепился, это нужно будет вытягивать, как рыбак знает, когда нужно подсечь удочкой или закидушкой. То же самое должны делать и мы, т.е. не зря потратить время, раз мы уже пришли.

Виды знания

00:04:28 И мы начнём с одного очень интересного стиха из такого древнего писания, называется «Хитопадеш». «Хитопадеш» в переводе означает «благое наставление» или «наставление, приносящее благо». Послушайте это. Это 38 стих из первой главы «Хитопадеш». Звучит он так, что «Человек может быть красивым, молодым и рождённым в известной семье, но если он не образованн, то он бесполезен так же, как цветок, который красиво выглядит, но не имеет запаха».

00:05:13 Человек может быть красивым, это про нас, молодым, про всех, кто тут тоже присутствует, рождённым в известной семье, но так карма на жизнь может по-разному действовать. Но это всё, если он не образованн, бесполезно так же, как цветок, который выглядит красиво, но не имеет запаха. И с него мы начнём сегодняшнюю раскрутку названия нашей встречи.

00:05:45 Мы можем понять, что знание бывает очень разное, очень разнообразное. И что человек, обладающий каким-то знанием, это не является ещё тем, что он обладает разумом. Потому что можно назвать, что… не всегда можно сказать, что человек разумный, который умеет хорошо воровать, который умеет самогонку гнать хорошую, и у неё там есть определённый градус, по которой можно сказать мастер он в этом или нет. Нельзя сказать, что человек разумный, который знает, как приготовить наркотики. Нельзя сказать, что человек разумный, который позволяет себе посоветовать человеку идти на аборт. Нельзя сказать, что человек разумный, который знает, как приготовить или соединить какие-то качества и приготовить ядерную бомбу. Вы согласны с этим? что нельзя назвать человека. Он обладает какой-то информацией, каким-то знанием, т.е. есть информация, он это принимает, вводит в ранг практики, есть какой-то результат. Но разумным этого человека можно не назвать. Потому что, если бы это был разумный человек, то почему бы мы этих людей запросто могли приглашать к себе в гости, и не бояться оставить их одних в квартире или наедине со своим кошельком или тем, чем мы дорожим.

00:07:20 Это видно также в том, что также присутствует в мире, который нас окружает. Знания, которые имеют негативные свойства. И эти знания, они могут превратить человека в преступника, какого-то негодяя. Но по большому счёту они просто делают его несчастным, хотя он в тот момент этого ещё не понимает. Но многие мудрецы, они ссылаются на такой текст, они говорят, что только человек, имеющий боль внутри может причинять боль другим. Но мы можем сказать, что изучая какой-то вид знания, это ещё не факт того, что знание даст нам счастье. Но также какой-то вид знания может дать нам и несчастье внутри. Поэтому знание знанию рознь. И наша задача понять, что же такое чистота тех знаний, которые мы изучаем. Потому что на основе нашего опыта и на основе накопленных знаний, которые мы накапливаем в течение своей жизни, мы принимаем основные решения в своей жизни. Т.е. происходит какая-то ситуация в жизни. Жизнь очень разнообразна, ситуации также очень разнообразны. И вот, когда мы остаёмся, если, мы можем ещё себе позволить остаться наедине, мы делаем вывод, как дальше нам действовать на основе накопленных знаний.

00:08:55 И знания, это как государственная дума. Вот государственная дума – это аналог внутреннего нашего мира сейчас. То, что сейчас происходит во внешнем мире, это реально точно отражает наше внутреннее состояние. И на основе этих знаний наше министерство, ну понимаете метафору, т.е. это просто наше министерство, когда мы остаёмся один на один, есть президент, есть министр, есть органы власти, органы карательные, какой-то орган медицины. На основе этих знаний, мы всегда принимаем какие-то решения, и если негативных знаний слишком много, то эти знания могут задавить те позитивные, которые у нас есть.

00:09:54 Я, когда готовился, одно из любимых высказываний Махатма Ганди, я ему часто в своей жизни стараюсь следовать. Он как-то сказал, что, тогда ещё не было в Индии телевизора, но я это по отношению к себе, по отношению к телевизору, какая информация исходит из него; он сказал, что «Я не позволяю всем подряд заходить в моё сознание с грязными ногами». Т.е. он настолько, ну я не скажу, что жёстко, но вот исследуя его биографию, настолько очень серьёзно относился к тому, кто к нему пришёл и с какой информацией. Т.е. то, что позволяет, воздействует на разум через звук, через слух, и он очень за этим следил. Он всегда говорил, что я не позволяю всей подряд информации, которую он сравнивал с грязными ногами, входить в его сознание. Поэтому мы нацелимся на то, чтобы разобраться в сегодняшней теме, и пойдём таким путём, что мы разберёмся в знании не количественно, а качественно. Какое же знание является тем, благодаря которому внешние ситуации, они не позволят нашему внутреннему миру зашататься. Остаться на своём фундаменте.

«Тяжёлое» знание

00:11:26 Есть такое русское древнее слово, называется слово «гиря». Оно происходит от очень древнего санскритского слова. На какое слово это похоже? «Гуру». Один из переводов слова «гуру», у него есть около… ну я знаю около 3-4 переводов, но один из переводов «тяжёлый». Гуру – это тот, кто обладает «тяжёлым» знанием. «Тяжёлым» знанием – это означает, опять такая метафора, тяжёлое знание – это то, что позволит нашему дому устоять во время урагана. Задача нас, как людей ищущих, стать вот таким, стать такой «гирей» тяжёлой. Только не тяжёлой в понимании того, что тяжёлой и угрюмой, а тяжёлой и счастливой от того, что мы обладаем тем знанием, которое не позволяет нам как деревьям шататься в разные стороны при любом каком-то внешнем воздействии. Потому что есть такое основание, которое позволяет сказать, что человек является гуру. Это означает, что он изучает те знания, которые проверены временем.

00:12:55 И в этом знании есть цепочка мудрецов, которая не прерывается уже очень-очень-очень давно. Это означает, что вот это тяжёлое знание позволяет этим мудрецам очень чётко и плотно стоять на платформе разума, т.е. на платформе своих ног. И, когда человек изучает знание, здесь 2 очень важных критерия: это те знания, которые проверены временем, это один из первых критериев понимания, это тяжёлое знание или лёгкое? Понимаете? Тяжёлое знание, к примеру, допустим, христианству 2 тысячи лет, довольно хорошее время летоисчисления по меркам даже, допустим, тех цивилизаций, которые возникали и куда-то исчезали, 2 тысячи – это хорошее время. Буддизм – 2 с половиной тысячи лет, тоже проверено временем, есть своя цепочка, есть святые, которые следуя этим знаниям, они достигали совершенства жизни. Т.е. 2 критерия: знание проверено временем и второй критерий – есть люди, которые доказали, что взяв это знание, на практике можно достичь совершенства. Мусульманство, ведическая традиция, там зороастризм, ещё, ещё можно несколько назвать, но их не так уж и много.

00:14:34 И с позиции знания тяжёлого и знания лёгкого мы можем понять, что, или с позиции знания позитивного и знания негативного мы можем отследить такой момент, что если мы, чем мы делимся, так мы и живём. Если мы делимся позитивной информацией или мудростью, мы и живём мудро; если мы делимся глупостью, то мы и живём глупо. Но это всё, о чём мы сегодня будем говорить и то, что уже мы сказали, мы можем отслеживать не потому, как ведёт мой сосед, или моя соседка, или мой муж, или моя жена, а как я веду себя в этом мире: чем я делюсь, что исходит от меня, исходит из меня мудрость, я пытаюсь делиться мудростью, значит, я стараюсь следовать этой мудрости, я стараюсь жить как мудрый человек. Или из меня исходит глупость, тогда я должен отследить, как тогда, честно, как тогда я живу. Потому что чем мы делимся, так мы и живём. И, снова ссылаясь на Хитопадеш, это 4-й стих: «Из всех видов богатства образование является самым чистым, потому что его нельзя украсть, оно бесценно и оно нетленно». Каждый раз, перемещаясь в точке пространства, с нами остаётся то, что мы накапливаем, наш багаж.

00:16:06 Мы можем, конечно, с собой перевозить там сумки и ещё что-то, но как когда-то бывает ситуация, что ни сумок, ничего рядом нет, есть только то, что есть во мне. Есть в Таиланде ребята, которые изучают тайский бокс, и у них такая в Таиланде есть поговорка, что «куда бы ты ни переместился, тайский бокс всегда находится на кончиках твоих кулаков». И, сравнивая, налаживая отпечаток на нашу встречу – куда бы мы ни переместились, мы всё равно будем теми, кто есть на самом деле. И если я в какой-то профессии достиг какого-то мастерства, то куда бы я ни приехал, это мастерство со мной будет находиться. Это даже подтверждает астрология, что многие люди, переезжая, меняя страны, переезжая в другие города, меняя какие-то местоположения, думая, что так же меняется их судьба, но внутренне, внутренние звёзды, как говорится, они остаются такими же самыми. Т.е. внешняя обстановка может поменяться, вид из окна поменяется, но настроение, с которым я просыпаюсь, оно останется прежним.

Как найти настоящее знание

00:17:23 И одно из важнейших уже направлений в понимании того, как же найти вот это знание и как же начать культивировать его. Опять же «Хитопадеш», из благих наставлений, очень важно опять же, мы сейчас это проговорим, и Вы просто отследите, как происходит Ваша жизнь. «Разум человека опускается и разрушается от общения с низкими людьми». Разум человека. Разум – это не ум, разум – это то, что позволяет мне быть вдохновлённым, быть наполненным решимостью и иметь силу для изменения своей жизни – это разум. Ум такой инертный, ему лишь бы удовлетворить чувства. Здесь говорится именно про разум. Что убивает вот этот энтузиазм, когда иногда на встречах люди говорят: «Ну а где взять эту энергию вставать, допустим, рано или мыслить позитивно? Где мне взять энергию искать в негодяях что-то хорошее?» Вот это качество разума. «Разум человека опускается и разрушается от общения с низкими людьми». С низкими людьми, это можно назвать, с людьми, которые очень зациклены или на себе или очень имеют такое явное негативное видение мира.

00:18:50 Низкие – это не значит, что… низкий – это низкая энергетика, они не могут воспринять мир чуть-чуть шире, чем вид из своего танка. И общение с этими людьми опускает и разрушает разум. Он остаётся прежним в общении с равными. И он улучшается благодаря общению со старшими. На санскрите есть такое слово замечательное, красивое, в нашем русском языке оно тоже отражено, слово такое называется «парикрама». У нас есть слово «паломничество». Паломничество – это означает, когда я прихожу или приезжаю, что чаще всего сейчас бывает, что приезжаем, приезжаем в какое-то святое место и ходим и смотрим, какой тут хороший зоопарк или какие тут красивые деревья. Что старцы по этому поводу говорят? Они говорят: «Если ты приехал в святое место, найди святого человека, подойди к нему и смиренно развесь уши, послушай его наставления. Это означает, что благодаря общению со старшими разум будет улучшаться. Потому что приехав в святое место, да, оно итак уже будет благотворно на нас влиять, но для того, чтобы заставить разум бить ключом, Вы должны найти с кем пообщаться, т.е. принять кого-то из старцев, из монахов, из старших, ну это пример я привожу.

00:20:23 Т.е. старший может быть, допустим, наш дед, бабушка, т.е. определённое проживание времени на земле даёт какой-то уже опыт. Мы можем у них, конечно, тоже набраться опыта. Старший может быть… старшим может быть даже тот, кто младше нас, т.е. здесь не по возрасту. Старшим является тот, кто раньше нас начал задавать себе окончательные философские вопросы. Мы к ним ещё подойдём. И основываясь на вот этом стихе, вот этот вот шлок, мы можем понять, что, когда нам становится плохо, мы идём не к молодым, ну чё к ним молодым идти? Мы не идём к красивым, ни к богатым, ни к здоровым, мы должны идти к мудрым. Почему? Потому что мудрец может быть беден, он может быть стар, он может быть молодой.

00:21:24 Привожу примеры. Я очень люблю изучать жизнеописания старцев, ну в любой традиции, они не принадлежат вообще ни к какой стране, они принадлежат просто чему-то, наверное, очень возвышенному. И вот смотрите пример: все эти старцы жили настолько аскетично, что мы даже не можем представить. Т.е. мы знаем, что их кельи были очень маленькими, их одежда была – это только то, что было одето на них. Питались они очень ограничивая своё тело. Многие часто носили какие-то вериги, как описывается, т.е. как-то умерщвляли свою плоть, как описывается в их жизнеописаниях. Но при всём при этом смотрите, что происходит: к ним приезжали за тысячи вёрст. Семья Романовых, графья, князья, зажиточные крестьяне, богатые промышленники, имея при себе всё, в десятки раз больше, чем обитель того монастыря, в котором жил этот затворник или этот старец. Что они могли, если так, с позиции взгляда на материальную жизнь, зачем они ехали… ну как сказать… с позиции материальной жизни к этим несчастным людям? И ехали для того, чтобы что-то взять. При этом были готовы отдать, всё что они имеют.

00:22:58 Это как раз говорит о том, что они ехали не к богатым и успешным, они ехали к мудрым. Потому что они понимали, что этот человек за свою жизнь накопил самое ценное. И он потратил свою жизнь настолько ценно, что даже мы, допустим, я со всем своим богатством понимал это и находил у себя время, желание и отправлялся за тысячи вёрст, чтобы просто 5 минут поговорить с этим старцем. В жизнеописании Серафима Саровского описывается, когда он раздавал, он часто давал паломникам кусочки хлеба, он всегда с собой хлебушек носил. И многие сейчас даже есть семьи, которые сохранили вот этот хлеб, т.е. они его не ели, они к нему как к святыне относятся. И в древнем одном тексте ведическом описывается, что даже крошка с рук святого человека имеет в себе такую мощь, что она может изменить полностью твою несчастную судьбу. Крошка хлеба. И он всегда с собой мешочек сухарей носил.

00:24:12 Это означает, что под его домом за то время, которое он прожил, находился настоящий фундамент. Фундамент настолько тяжёлый, что его ничто не могло сдвинуть. Т.е. вот это аналогия, которую я подводил, что такое тяжёлые знания. Тяжёлые знания не те, которые приносят депрессию. К примеру, есть понятие такое «газета» и «книга». И есть газета, книга и Писание. Газета – это то, что мы открыли прочитали и только названия статей, книга – ну прочитали, закрыли, поняли, не поняли. А Писание – это то, что мы можем читать, читать, но чаще всего ничего не понимая там. На то они и тяжёлые, чтобы в них разобраться. Знания – это то, на что надо направить своё времяпрепровождение. Газета – это то, что мы посмотрели на заголовки и закрыли. Это лёгкая информация, лёгкие знания. Я сегодня с балкона смотрел на дорогу, на перекрёсток и увидел, как сильный ветер гоняет пакеты разные и я видел, газета полетела. И я подумал, если положить хорошую толстую книгу, допустим, Библия тяжёлая, Бхагават-гита, ну что-то такое тяжёлое, ветер не сдвинет, они тяжёлые, потому что там есть знания.

00:25:49 Поэтому для этого нам нужны вот эти опорные знания. Знания, которые сделали бы нас счастливыми при любой внешней ситуации, какой бы она ни была. Дует сильный ветер – газета улетит. Газета – это то, что мы накопили. Сравниваете? Произошла какая-то внешняя ситуация, и нас уже понесло как эту газету. Тяжёлые знания – это те, что не позволят сдвинуться нам. Пусть ветер дует, но если есть в разуме решимость, то мы сможем устоять. Один человек дал такое наставление, он сказал: «Если ты каждый день будешь вставать в 5 утра, то через 5 лет в твоей жизни произойдет очень тяжёлая ситуация, и ты сможешь просто её стряхнуть со своих плеч». Но мне и понадобилось где-то лет 5-6, чтобы понять эти слова. Я не мог понять, что это значит. Это тяжёлые знания. Вначале они были очень тяжёлые – вставать рано каждый день не очень приятно для ума. Но в какой-то момент развивается вкус к этим ранним подъёмам и вкус к этому раннему чтению, к какой-то тяжёлой информации, тяжёлому знанию.

00:27:15 В каждой традиции, в буддизме Будда Гаутама вывел 4 истины, все о них уже слышали, это: рождение, болезни, старость и смерть. Это то, что ждёт каждое живое существо в этом материальном мире. Тяжёлая информация. И вот разумом мы должны понять, с помощью тяжёлых знаний мы должны разобраться, для чего мы рождены. Для чего к нам приходят болезни? Кем мы должны стать в старости? И что значит сдать экзамен перед лицом смерти. Это подход в каждой древней традиции к этим 4-м истинам, о которых сказал Будда. Есть два, из этих 4-х я приведу такой коротенький пример, он просто очень явный и простой, смотрите, есть 2 варианта, как мы можем закончить свою жизнь. Оба начинаются на букву «с». Первый называется, мы можем стать стариками, а можем стать старцами. Понимаете? Старик, который любил читать газеты. И старец, который любил читать Писания.

00:28:45 Я точно по своему опыту могу сказать, что сразу к Писаниям, сразу так очень легко можно не подойти. Но есть промежуточная какая-то литература, какая-то которая знания нам позволит, хотя бы очиститься для этих Писаний. Потому что я думаю, что каждый здравомыслящий человек хоть раз в своей жизни открывал какое-то тяжёлое Писание и потом закрывал. Прошёл год, он опять открыл, опять закрыл, в моей жизни много раз так было – я ничего не понимал. Открывал Библию, ничего не понимал, открывал Бхагават-Гиту и закрывал, но любил на них смотреть. Я чувствовал, что они вот какие-то тяжёлые, в них что-то есть, но ничего не мог понять. Почему? Потому что общался с теми, кто разрушает разум, и с равными, там где разум остаётся таким же самым после того, как его разрушают. Старших не было. Т.е. понимаете, как эти аналогии дополняют друг друга. И мы тогда можем очень легко понять, во что превращается мир, в котором мы живём. Как легко нескольким людям, которые смогли заставить весь мир трепыхать, ожидая 21 декабря. Аналогия с газетой. Потому что мы эту информацию черпали из чего-то легкого, там где это легко можно получить.

00:30:21 Всегда в жизни если происходит что-то, вот кто изучает, любит изучать историю, исторические какие-то хроники и [непонятно], древнюю историю, там можно проследить, что всегда в мире, если что-то происходит, об этом не знает никто. Никто не знает. Кто-то догадывается, кто-то знает, но никто не верит. Но так как он обладает иным знанием, он понимает, что нет смысла дивится. Понимаете? Уловили эту аналогию? Это означает, что если мы будем действовать в направлении таких стариков-разбойников, то наш дом будет без фундамента, но он будет со стенками. И эти стенки, эти перегородки будут запутывать нас только больше и больше. И при любом удобном случае эти стенки просто как бревно разрушатся. Кто читает, изучает жизнеописания старцев, они не жили за пазухой у Бога это 100%, внешне. Потому что они проходили очень серьёзные испытания, до которых нам ещё просто далеко.

00:31:54 Вот я читал сейчас последнюю, такой старец был Соловецкий, на Соловках, и часто его из одного монастыря пересылали в другой, и ему нужно было на лодке, и появлялись рыбаки, а он последнее время служил как… бухгалтером при общине монастырской, и всё время приезжали рыбаки какие-то поморники, и они всё время двигались в нужном направлении и этого старца в свою лодку кидали и говорили: вот туда нужно переправить. И много раз так происходило, и много раз эти рыбаки, понимая, что он работает бухгалтером, знаете, что они с ним делали? Не один раз. Они его всё время вывозили на какой-то безлюдный остров и пытали там, зная, что он захавал где-то там несметные сокровища. И там описывается, как его пытали. Что он делал? Продолжал молиться за них. В очень известном фильме, будет возможность, посмотрите, документальный фильм называется «Великие мистики и йоги Тибета». И там у далай-ламы берут интервью. Это как раз прошло уже около 30-ти лет после того, как Китай устроил такое очень сильное гонение на Тибет, на монахов, многих убивали, многих в лагеря, тюрьмы.

00:33:33 И ему задали вопрос по поводу духовной практики. И он рассказал такую историю про одного своего близкого друга, и у них титул такой есть «ринпочи» называется, он в переводе приблизительно звучит как или «жемчужина» или «сияющий», просто вот такой титул. И он говорит: «Один мой друг, монах, 20 лет просидел в китайской тюрьме, 20 лет. И когда я у него спросил: «Что для тебя было самым сложным за эти 20 лет пыток, издевательств и такой каторжной работы?» Спросил: «Что самое трудное для тебя было за эти 20 лет?» По ответу можно понять старший это наш или не старший. Он говорит: «После 16-ти, 14-ти часов работы когда мы приходили в барак, все ложились спать, я в этот момент делал вид, что сплю, но в этот момент я молился, читал молитвы. Не дай Бог, чтобы кто-то из этих стражников, ну могли донести, кто-то мог заметить, что я продолжаю молиться». Потому что там искореняли у них эту веру.

00:34:52 «И самое страшное и трудное было не это, то, что я спал по несколько часов в сутки, а самое страшное было, когда я чувствовал в своём сердце, что могу разлюбить стражников». Представляете? Ответ – самое страшное для него было, что он чувствовал, что он подходит к тому моменту, что его сердце может разлюбить тех, кто над ним всё время издевался. Далай-лама так о нём рассказывал, что вы можете увидеть, что в этот момент его глаза так явно наполнились пониманием того, через что реально прошёл этот человек и чего он реально достиг. «Великие йоги и мистики Тибета» документальный фильм, полтора часа.

Как разумно использовать молодость, карьеру, деньги?

00:36:07 Есть такое… ну давайте, вот такой вопрос: Как Вы думаете, что это за перегородки или вот эти стены, которые запутывают нас ещё больше в нашей жизни? Ну я скажу, Вы про себя подумаете, то, что нас запутывает ещё больше, которые сменяют друг друга, запутывают, уводят нас куда-то, заводят, снова возвращают. Молодость, вы согласны? Здоровье, ну тут надо чуть больше уже. Информация, карьера, деньги. Почему вот эти названные перегородки нас запутывают? Потому что, если мы не обладаем внутренней культурой и внутренним разумом, как правильно относиться к этим вещам, тогда мы позволяем им, этим вещам, руководить нами, запутывать нас ещё больше.

00:37:35 В древних Писаниях объясняется, ну я очень коротко коснусь, это не касается нашей темы, но так, чтобы было понятно. Что значит, допустим, молодость, как она нас может запутывать? Известно очень легко, как она может нас запутать. Ну вот для чего нам дана молодость, как разумно подходить к этому времени жизни? Всё очень просто: «Хитопадеш» говорит, ум – это такая аналогия, которая позволяет увидеть, как происходит как бы впечатывание информации, которую мы получаем особенно в детстве. А наше сознание сравнивает с необожжённым кувшином глиняным, и вот те узоры, та информация, которая как узоры, на глиняном горшке вырисовываются, после обжига в печи их уже невозможно оттуда стереть. То же самое и в молодости: ту информацию, которую мы вкладываем своим детям или которую вложили нам, доживая до переходного возраста, там от 13-ти, по-разному бывает, это означает, что эта информация уже в нашем сознании как самскара впечаталась, и мы свою, как мы думаем осознанную, жизнь будем проживать, основываясь на знании, которое есть заложенное нам в детстве. К примеру, происходит какая-то внешняя реакция, т.е. вернее внешний раздражитель, у нас там огромный склад реакций на этот раздражитель.

00:39:10 И чаще он всем известен: наступили на ногу, наступи и ему тоже. Плюнули – плюнь в ответ. И даже мы, у нас нет внутренней энергии, чтобы позволить вот этому моменту быть чуть-чуть шире, чтобы быть осознанным в выборе своей реакции. Чаще всего мы действуем как… не хочется говорить… но так и действуем. Молодость дана нам для обучения. Информация дана нам для трансформации в знание. Карьера или то положение, которое на работе мы достигли или достигаем, сейчас есть тенденция, да, бежать, раньше говорили с локтями, сейчас уже с вилами нужно бежать к своей карьере. Мудрецы говорят, что то положение, которое ты достиг, на котором ты сейчас находишься в социуме, значит, на этом положении ты должен уже сейчас заботиться о своих младших и о своих подчинённых. Почему? Потому что карьера, к которой мы бежим, закрывая глаза на всё, что происходит, это огромное количество перегородок, которые не позволят нам попасть, допустим, навстречу такой информации. Т.е. то, что запутает нас ещё больше.

00:40:48 Деньги. Ну, это вообще отдельная тема, да? У них есть несколько составляющих, которые помогут нам не запутаться. Несколько. Первое – это, конечно, благотворительность. Но на первом месте мудрецы ставят распространение знаний. И благотворительность должна быть направлена не на то, чтобы… У нас в Донецке есть такой Яков Рогалёв, знаете, Вы слышали такую фамилию? Яков Рогалёв, известная мировая личность. Он, в 2002 и в 2007 году в Голландии его фирма благотворительный фонд «Доброта» в мире занимал 1-ое место. Один раз в Голландии, один раз в Германии. Представляете, в Донецке, 200 км отсюда, в мире! Его признавали новатором тех идей, о которых даже мир просто не мог догадаться, что благотворительность – это очень серьёзное знание. Ему первый приз там присудили за то, что доброжелатели за один месяц на него направили все комиссии, какие только можно представить от [непонятно] всё-всё, даже гаишники приезжали.

00:42:20 И они у него не нашли ни одного подвоха. Ни одного подвоха. Что он сделал? Он их всех, кто его проверял, сказал: «Вы у меня ничего не нашли?» «Нет». «Тогда может, вы внесёте какой-то вклад в благотворительность?» 200 детских домов на Украине, которые они кормят, постоянные баллы для инвалидов, там деятельность колоссальная, а они: «Так мы те, кто привыкли брать». Он говорит: «Сознание перенаправил, теперь они отдают». Больше всего сопротивлялись гаишники, но т.к. он участвует, около 3-4-х раз в неделю его показывают по телевидению, он говорит: «Я могу на телевидении сказать, что гаишники не могут пожертвовать на развитие какого-то, тогда они развивали какой-то форум для детей, не могут пожертвовать на ручки и блокнотики». «Всё, - они сказали, - не надо этого говорить, мы будем». И вот тогда, когда общественность это всё узнала, в Европе просто, они просто тогда не могли подумать, как без ресурсов или с объекта, у которого нет ресурсов, его можно сделать объектом, у которого есть ресурс. Яков Рогалёв.

00:43:48 И он сказал такую фразу на одном своём семинаре, он сказал: «Благотворительность, когда мы кормим людей, когда мы одеваем, когда мы делаем-делаем-делаем что-то – это прекрасно. Но чаще всего по своему опыту, он говорит, чаще всего мы из них делаем просто тех, кто в своей жизни не хочет ничего делать, только готовы принимать. Поэтому, он говорит, перед благотворительностью должно идти знание». Я приводил часто этот пример, очень открывающий это понятие, когда в Мурманске в центре города было снято в аренду 2-х этажное здание, там на протяжении 6-ти месяцев кормили всех желающих бесплатно – утром и вечером. Завтрак, т.е. первое, второе, третье, очень хорошо. Через 6 месяцев к ним приехала прокуратура и начались очень серьёзные проверки, ничего не нашли, и им сказали: «Почему, что произошло? Мы тут полгода работаем, весь город о нас знает». Они говорят: «На вас очень много жалоб». Он говорит: «Кто, откуда?» «Ваши постоянные клиенты». Он говорит: «А причина? Что их не устраивает?» Они говорят, что «6 месяцев нас кормят как [молдов], очень хорошо, даже домой дают. Но: за 6 месяцев мы ни разу не увидели мясо». А это вегетарианцы их кормили. «За 6 месяцев мы ни разу не увидели мясо – это означает, что все 6 месяцев они его просто несут домой».

00:45:35 Тогда они поняли, что перед благотворительностью должно идти знание. Почему они поступали так. Почему кормили так. И очень важно, если кто-то занимается благотворительностью, это то, что всегда… от чего душа всегда будет петь. Хотя когда мы позволяем кому-то уехать в паломничество, ну допустим, кому-то не хватало, купили билет, [неразборчиво], кого-то отправили в Индию, т.е. за благотворительностью должно идти очень важное понимание – это изменение разума. Не просто человек принимает, он что-то принимает и пытается отдать. Это то, что позволяет деньги очистить.

Чувство неудовлетворённости. Как привлечь удачу

00:46:40 Но даже если убрать это всё, и просто такие категории как молодость, карьера, информация, деньги оставить, то мы можем увидеть, что человек, обладая всем этим, всё равно какой-то неудовлетворённый, всё равно остаётся неудовлетворённым. У меня сегодня на индивидуальном занятии был парень, успешный бизнесмен, семья, дети, достаток очень хороший – всё есть, но последние 2 месяца пил антидепрессанты. И он говорит: «Я понял, что я сейчас уже нахожусь в таком состоянии, что если я ещё пару неделек их попью, то назад я уже просто нормальным не вернусь». Я говорю: «А зачем ты начал пить антидепрессанты? Что у тебя?» Он говорит: «Что-то ест душу, а не могу понять что, и подумал, что недельку попью и отпустит». А ему сказали: «вот сейчас пей этот курс», а он сказал: «мне ещё хуже стало». «Это нормально, значит, надо перейти на другой курс». И он говорит: «Меня так 3 месяца на разные курсы переводят, и я понял, что мне просто нужно тикать». Только из-за того, что он имеет что-то внутри, как газета на ветру.

00:47:58 На санскрите есть такое слово «чанчала» – это то, что обозначает нашу удачу. Удача сравнивается с женщиной. Удача в этом реальном мире сравнивается с женщиной. Она капризная, ненадёжная и двойственная. Чанчала. И мы надеемся на чанчалу в своей жизни. То, что постоянно находится в двойственности: а может да, а может и нет. Это означает, что у человека нет тяжёлого знания. Потому что мы можем понять, что этот мир, он не то что напичкан, он наполнен определёнными законами. Их можно называть законы судьбы, законы вселенной, законы мира, законы Бога – эти законы присутствуют во всём. Даже просто попав, пойти сдавать экзамены на вождение, на права, там очень много законов, там книги есть по закону. Законы физики, химии, законы этики, даже определённые нравственные законы, даже просто находясь здесь, мы придерживаемся каких-то критериев.

00:49:29 Но почему мы не можем позволить себе выйти и понять, что есть какие-то общие законы, на которых базируется и основывается всё остальное. Даже в Писаниях описываются какие, как нужно вести себя, чтобы привлечь в свою жизнь удачу. Очень просто, ну к примеру, это просто пример, это опять же маленькое отклонение от нашей темы. Одно поведение мужчины, которое уничтожает удачу в семье – это безответственность, то, что отталкивает удачу. И какое поведение женщины отталкивает удачу, потому что женщина в семье является проекцией. Потому что удача связана с … удача – это женское слово. И женщина является проявлением удачи в семье. Знаете, какое качество? У женщин, которое не позволяет удаче прийти в гости и не уходить из дома? Но оно тоже тяжёлое. Неумение слушать мужа, непослушание. Конечно, мы можем задать себе вопрос: а как можно слушать этого в семейных труселях, в белой майке в пятнах из-под пиццы? Ну это из рекламы образ. Как его можно слушать, что мудрого он может сказать?

00:51:06 Т.е. тот безответственный, эта не может слушать. Посмотрите аналогия, вот у нас большая семья, к примеру, и в этом помещении при этом будет очень жарко, согласны? Но если один кто-то натихаря поставит кондиционер, нам всем будет хорошо? Вот та же самая аналогия и в семье. Если только один начнёт что-то менять, прохладно станет всем. Один. Поэтому нам необходимо, что никак не зависит от денег, от карьеры, от информации, от здоровья, нам необходима мудрость. И смотрите, самый первый вопрос, который задаёт взрослый человек. Взрослый человек – это я имею в виду, есть понятие… взрослый человек – это тот, который себе начал задавать вот эти окончательные вопросы: кто я? Куда я иду? В чём моё предназначение? Если человек даже достиг в жизни 110 лет, но так и не начал задавать себе эти вопросы, это означает, что сознание его осталось на прежнем уровне, на уровне ребёнка.

Знания о вечном дают спокойствие в любой ситуации

00:52:33 Т.е. смотрите, первый уровень, один из важнейших вопросов в понимании тяжёлое это знание или нет, или что же такое мудрость? А мудрость – это знание о вечном. Потому что именно этим она и отличается от всего, от всех видов временного знания. Потому что, допустим, сейчас дам объявление, к примеру, чтение лекций по Аюрведе, по йоге, по массажу, по применению специй – всё, что касается здоровья, людей было бы в 3 раза больше. Но только, не дай Бог, начнёшь говорить о душе или о чём-то вечном, сразу ветер такой начинает дуть, всех начинает уносить. Нас всех уносит, нам это ещё неинтересно. Но самое главное, что мы должны это хотя бы принять. С этого и начнётся изучение тяжёлого знания. Мудрость – это знание о вечном.

00:53:54 Потому что есть такой аспект, внешний аспект, это называется «кала» - это время. Время – это то, что разрушает всё невечное. Карьеру время разрушает? Один человек так долго, так упорно был одним начальником, ему на пенсию уже нужно было 10 лет назад уйти, но так держался за своё кресло и так боялся его потерять. Но пришло время, и он освободил место для молодых и перспективных. Придёт время, когда, я говорю, что тема тяжёлая; придёт время, когда всё закончится, останется только то вечное, что мы накопили в этой жизни. Поэтому мы должны понять, что мы копим: вечное знание или вечную депрессию. И это проявится в тех ситуациях, до которых… У Высоцкого есть песня, я сейчас не помню, несколько строчек помню, он сказал: «По ровной стене не добраться на крышу», нужны нам уступы и горы, по ровной стене не добраться. Очень мудрая личность была.

00:55:33 Поэтому человек мудрый очень спокойно относится, я не говорю, что спокойно отношусь, я про тех, благодаря которым я продолжаю изучать и продолжаю делиться тем, что сейчас очень близко мне. Мудрый человек относится очень спокойно ко всем жизненным ситуациям. Он понимает – если его дом подняло ветром, это только для того, чтобы понять, а есть под этим домом фундамент? Есть очень интересный стих, который, представьте есть люди, которые достигли такого уровня сознания. Есть такое Писание – Бхагават Гита, и во 2-й главе в 14-ом стихе есть такие слова на санскрите это [читает на санскрите]. Послушайте перевод, и такие люди есть: «О сын, счастье и горе приходят и уходят, сменяя друг друга как зима и лето, они возникают от соприкосновения чувств с объектами восприятия, поэтому нужно научиться терпеливо переносить их, оставаясь невозмутимым».

00:57:04 «О сын, счастье и горе приходят и уходят, сменяя друг друга как зима и лето, они возникают от соприкосновения чувств с объектами восприятия, поэтому нужно научиться терпеливо переносить их, оставаясь невозмутимым». Этот стих говорит о том, что мудрость – это недешёвая вещь. Это самое дорогое, как мы сказали вначале, самое дорогое в этом мире – это образование. Даже русское слово «образование», просто смотря на него, можно понять, что же там скрыто. Там должен быть образ. Как Задорнов говорит, что если в образовании нет образа, то это образование без-образное. И мудрость, знаете, обычно на такие темы говорят только утром, потому что вечером настроить сознание даже для людей, ведущих определённый образ жизни, практикующих, всегда сложней. Утром ум более расположен к принятию какой-то информации.

00:58:27 Но так как нет возможности, поэтому мы встречаемся вечером, но даже это всё равно какие-то плоды, росточки, какие-то семена будут посажены в землю, что-то даст свои всходы. Но говорится, что, когда мы настроены на слушание, это слушание должно быть очень активным. Мы должны понимать что, это приходит со временем, мы должны понимать, что мы сейчас находимся не в театре, не в кино, не в цирке, это называется «садху санга», можно так сказать, общение на возвышенные темы. Поэтому мудрость – это действительно над чем нужно трудиться. Это то, что никогда не оставит Вас в одиночестве. Чтобы замесить хороший бетон, у кого есть деятельность, связанная со стройкой, можно понять, что для того, чтобы замесить хороший бетон, нужно хорошо потрудиться. Это известная история, кто был, кто будет в Тадж-Махале. Тадж-Махал расположен в Агре, это недалеко от Дели, там где-то от Вриндавана 200 км. Тадж-Махал – прекрасное место, очень красивое со своей какой-то историей.

01:00:05 Там есть история очень знаменитая, и когда Вы туда приходите, Вас обязательно туда приведут и расскажут эту историю. Для белых это будет стоить 800 рупий, это где-то 150 гривен, для индусов это будет стоить где-то гривен 5, чтобы попасть в Тадж-Махал [смеётся]. Вас приведут и покажут, во всей этой красоте Вам скажут: «Смотри!», и ты не можешь понять, куда нужно смотреть, потому что ты видишь просто как будто кто-то не вытер что-то. Это просто раствор. Он говорит: «Этому раствору уже 500 лет». Т.е. не 500, он был построен 300 лет. Я говорю: «Ну и в чём как бы?» Он говорит: «Слушай историю». Индус всё время говорит: «Давай садись, слушайте историю». Они садятся, там попоют, потом история. История, перед историей ещё 10 историй, и потом они подводят к этой истории.

01:01:00 История такая. Наняли одного человека, ну как одного, там миллион где-то работало, ну вот один из миллиона. Сказали, что этот человек знает секрет того раствора, благодаря которому Тадж-Махал будет стоять практически вечно. Ему дали всё, что нужно было, он замешивал, замешивал, замешивал день, замешивал второй, т.е. представляете день? Вы наняли работника, и он целый день что-то замешивает, т.е. Вы думаете, что за день они уже выложат 5 рядов шлакоблоков, а он только замешивает. Он уходит, приходите Вы на 2-й день, он продолжает замешивать. Т.е. понимаете уже? И третий день наступает, он опять замешивает, и тогда наблюдатель уже не выдержал – подошёл и хотел кнутом ударить этого человека, но т.к. он не был рабом, он был нанятым, он не позволил ударить, но он начал на него громко кричать. Тогда этот человек взял раствор и кинул в этого «карателя», но тот увернулся, и, когда этот раствор упал на стенку, его так и не смогли оттуда стереть. Это та же самая аналогия с мудростью. Мудрость – это недешёвая вещь, нужно трудиться. Но этот раствор там и останется навсегда. И в Писании говорится, что он перейдёт с нами и в нашу следующую жизнь.

01:02:45 Так вот, простое сравнение, опять же многие из Вас это слышали и наблюдают это в своей жизни. Человек, который копит мудрость, мудрость – это означает умиротворение, после умиротворения всегда приходит счастье. И тот человек, который копит невечное, т.е. любит собирать газеты. И вот смотрите, два человека просыпаются, смотрят на одно и то же небо, находятся в одном и том же месте, но один критикует это утро, критикует солнце, которое подняло его очень рано, этот ветер, эти птички, они меня глушат, не дают мне спать. Другой просто наслаждается этим днём. Но они неотличны ничем, кроме как своим наполнением. Кто-то наполняется мудростью, он получает от этого умиротворение. Кто-то наполняет себя глупостями, поэтому поступает глупо и видит этот мир с позиции той депрессии, которая живёт глубоко у него внутри. И просачивается через его слова во внешний мир. Т.е. простая аналогия, позволяющая отслеживать себя и отслеживать тех, с кем мы общаемся, потому, чтобы понять, какой человек передо мной равный, младший или старший, как в Хитопадеше есть такая: «О сын, даже если на тебе надет дорогой кафтан, и твои пальцы украшены золотыми перстнями с рубинами, и ты находишься в среде мудрецов, ты можешь там находиться пока до тебя не дошла очередь говорить».

01:04:28 Пока тебя будут принимать за равного, как за мудреца. То, что сейчас вот этот человек, который сегодня был, он так… я ему этот пример рассказал, всё то, что сейчас происходит – оделись, обвешались, не дай Бог взять интервью. Такое можно услышать… Но как это понять? Хотя многие воспринимают это как адекватно. Пример я приводил: она была учительницей в младших классах, но её выгнали из школы, потому что по ночам она работал стриптизёршей. Даже была передача, там целая дискуссия была, просто вывод передачи был такой, что учитель, священник, есть ещё профессии, это те профессии, которые кладут на тебя отпечаток 24 часа в сутки. Ну, были и сторонники, которые отвергали это всё, но сейчас у этой девочки брали интервью, по внешнему виду уже можно понять, чем она наполнена, но кто-то видел, наверное, понимаете, о ком я говорю. И она… у неё разговор чисто мужской такой…очень грубый. Настолько грязные слова употреблены

01:06:01 И она говорит. У неё берут интервью, так её расписывают, и она говорит: «Мы ждём 21 декабря, поэтому приехали в Крым и сняли пару коек в каком-то бункере». И журналистка ей задает вопрос: «Как Вы думаете, Вы сможете здесь выжить, даже если что-то произойдёт?» Она говорит: «Ну конечно, сможем, Вы посмотрите, сколько вокруг бухла». Сразу можно понять, равный это человек старший или младший. Если мы понимаем, что младший, чтобы мы тоже не деградировали, мы должны к этому человеку реально использовать какое-то сострадание, милосердие. Потому что если мы будем думать, что мы сильно от неё отличаемся, то наше место там где-то на койке рядом с [неразборчиво]. Т.е. мы должны всё время отслеживать, потому что равновесие заключается в том, что я не считаю себя лучше тех, кто не такой как я. Равновесие заключается в том, что я принимаю каждого человека таким, какой он есть. Я просто привёл пример о том, что пока человек реально не заговорит, мы не можем догадаться, кто же перед нами находится. И чаще я думаю, что некоторые, когда попадают на какие-то семинары, фестивали, едут в какие-то места, ты проехал с этим человеком 6 часов, в конце так перекинулся с ним несколькими словами и понял, что прозевал. Было такое? Понял, что прозевал. Прозевал означает, что упустил шанс. Реально мудрец ехал. А я мечтал в этот момент.

В чём ошибка современной психологии

01:08:05 Поэтому очень важно, даже современная психология, не скажу про всю психологию, но большинство сейчас, они склонны к тому, чтобы очень часто мы могли представлять, что у нас есть счастье. Торсунов любит этот пример приводить, я его чуть-чуть другой привожу, это к примеру о том, что сейчас у человека тяжелый период в жизни. Ты приходишь к психологу, а он говорит: «Да не обращай на это внимание». Это одно и то же, что взять этому психологу и булавку в одно мягкое место вставить и сказать: «Ну не обращай внимание». Или человеку, который не может отжиматься от пола, ты говоришь: «Отожмись сейчас прям 50 раз». А он не может просто отжиматься. И современная психология придумала такую идею о том, что можно представлять что-то внутри. Вот представьте, что есть счастье и будьте счастливы. Просто представьте. Представьте, что вы стоматолог, хирург, 6 лет представляйте это, потом дайте объявление и скажите, чтобы ты приходила одна без кузнеца. Представляйте, что вы являетесь инструктором, даже не инструктором, а пилотом Боинга или самолёта «Руслан». Наберите группу и полетите.

01:09:42 Т.е. от того, что мы представляем, ничего не меняется. Поэтому наша задача – потратить жизнь не на то, чтобы представлять, а на то, чтобы наполняться практически. Мудрость связана с разумом, разум – это практика. Но перед тем, как практиковать, мы должны послушать, сердце подскажет – подходит это или не подходит. Хотя можно и ошибиться. То же самое вот этот, раньше кризис средних лет начинался после скольки? Знаете? Когда там кризис начинался, кризис средних лет после 40, да? Сейчас он на 10 лет стал моложе, только из-за того, что нас учат представлять. Поэтому мудрецы говорят, что не просто в мире временного думать о вечном. Не просто в мире, где нужно практиковать, жить теорией.

Наша душа вечна, тело временно

01:10:57 Одна святая личность, тоже из ведической традиции, сказал такие слова, он говорит, что сколько нужно, чуть-чуть ещё осталось, сейчас вот самые важные такие моменты, у нас ещё есть 15 минут, просто вот сейчас сконцентрируйтесь. Мудрые учителя говорят, что за 40 минут урока реально существует только 40 секунд концентрации у детей. 40 секунд концентрации. Концентрация – это означает, йога объясняет, что такое концентрация, концентрация – это когда есть один объект, я на него смотрю, и, когда появляется второй объект, я этот момент отслеживаю – я возвращаюсь к тому, на что я нацелен. Это концентрация. [Дьяма], т.е. [дхарама] – концентрация. Учителя говорят, только 40 секунд дети могут сконцентрироваться за 40 минут. Поэтому я сейчас тоже прошу – сконцентрируйтесь. Насколько действительно трудно понять, реально, то, о чём мы говорили сегодня.

01:12:07 Он говорит, что очень нужно много приложить усилий, чтобы понять одну простую вещь. Одну простую вещь. Мы как души вечны, но наше тело временно. Это категория, что же такое мудрость. Это знание о вечном. И он говорит: нужно приложить очень много усилий, чтобы понять, что мы как души вечны, но наше тело временно. И когда ученик сказал: «Вы можете привести какой-то пример? А то непонятно». Он говорит: «Если бы ты даже на одну секунду осознал, что ты вечная душа, ты бы подпрыгнул от счастья до потолка». Даже если это выходит за рамки физических законов. Одну секунду осознавая себя как вечную душу, ты наполнишься таким количеством радости, что даже соседи, которые не знают, как тебя зовут, их квартиру затопит. Ты подпрыгнешь до потолка и будешь там кувыркаться. Одна секунда ощущения.

01:13:28 Он сказал: «Почему я этого не чувствую? У меня есть духовный учитель, я это всё изучаю, исследую, почему я этого не чувствую?» Он говорит: «Потому что в твоей жизни всё наоборот: ты думаешь, что ты – тело, у которого есть душа. А я говорю, что ты душа, у которой есть тело. [Читает на санскрите], послушайте очень внимательно перевод, это 2-ая глава, 20-й стих: «Душа не рождается и не умирает, она никогда не возникала, не возникает и не возникнет, она нерождённая вечная всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело».

01:14:33 Я сто раз читал это, ни разу до потолка не подпрыгнул. Но когда читаю биографию тех людей, которые подпрыгивают до потолка, через них что-то исходит и наполняет моё сердце. И когда дует сильный материальный ветер, меня шатает, но, как один мудрый человек сказал, что мудрец – это не тот, кто упал и встал, а тот, кто 7 раз упал и 8 раз поднялся. Поднимет нас только то знание, которое мы изучаем. Тяжёлое знание. Но если в контексте нашей встречи, оно не позволит нам упасть окончательно. Поэтому настоящее обучение начинается со знания о вечном, о вечной душе, которая находится во временном месте и во временном теле.

Отличия материального знания и духовного знания

01:15:44 Материальное знание – это знание о том, как окружить комфортом наше материальное тело. А духовное знание – это о том, как окружить комфортом нашу вечную душу. Красиво, но сложно. Коротенькая притча, и на этом мы заканчиваем. Она как раз вот про меня, не скажу про Вас, но она вот точно про меня. Один ученик пришёл к своему учителю. И он несколько месяцев провёл в одном монастыре, и учитель спросил: «Как там? Ты что-то получил, чему-то научился?» И он вместо того, чтобы передать свой какой-то практический опыт, начал очень сильно критиковать монахов, которые жили по соседству, в общем, всех начал критиковать. И учитель посмотрел на него, чуть-чуть послушал и сказал, он снял со своего пальца кольцо, дал ему и сказал: «Сходи на рынок и попробуй у торговцев за это кольцо выменять хоть один золотой». Ученик ушёл, его не было целый день, он вернулся к вечеру, он сказал: «Я обошёл все рынки, какие были в городе, максимум, что мне за него дали – это 1 серебряный. Но вы сказали 1 золотой, поэтому я не обменял».

01:17:21 Он сказал: «Правильно сделал. Теперь вот тебе адрес, сходи по этому адресу там живёт ювелир, узнай, сколько он даст за это кольцо». Когда ученик вернулся, у него глаза были больше, чем всё его тело. Он сказал: «Я не мог подумать, ювелир за это кольцо даёт 1000 золотых». И учитель ему сказал: «Сейчас твои знания монахов такие же, как знания торговцев об этом кольце, если ты хочешь оценить эту драгоценность, ты должен стать ювелиром». Потому, чтобы оценить какие-то знания, какую-то информацию, мы должны культивировать в себе разум. Были подсказки, как это можно достичь, как это происходит, но каждая наша маленькая победа над собой, над своим характером будет развивать в нас внутреннего ювелира.

Важность чтения Священных Писаний

01:18:38 И три ещё коротких афоризма святых людей о чтении книг. Вот этот человек, который сказал о том, что если бы ты хоть на секунду осознал душу, его зовут Шрила Прабхупада, он сказал такие слова, что «в результате ежедневного чтения знания придут к вам». Обращаясь к ученикам: «Вы доставляете мне наибольшее удовольствие, изучая мои книги и следуя наставлениям, содержащимся в них». «В результате ежедневного чтения знания придут к вам». И есть такой старец, Псково-Печерский старец Савва, такой известный подвижник, он сказал, что «есть такой вид стяжательности, называемой книгоманией, когда копят много книг, акафистов, и они лежат без пользы, сами не читают и боятся другим дать почитать, про таких в народе говорят: жил монах Мних, имел много книг, но не читал их, спал на них и не знал, что в них. Такое сокровище духовное не надо держать под спудом, самому нет времени почитать – предложи другим, это тоже один из видов милосердия. И такое духовное милосердие угоднее Богу».

01:20:16 Это как раз о том, чем мы делимся: глупостями или мудростью. Понимаете? Преподобный Серафим Саровский говорил, что «очень полезно заниматься изучением Слова Божия в уединении и прочитать всю Библию разумно. За одно такое упражнение кроме других добрых дел, Господь не оставит человека Своей милостью, но наполнит его даром разумения». Именно вот мне понравилось слово здесь – прочитать её разумно. И вот на этом мы заканчиваем. Это вот тоже слова Серафима Саровского это как раз про вот этот стих, что мы вечная душа. Т.е. реально реализованные слова, читая его жизнеописания, одни из последних его слов, он сказал, что «какую радость, какую сладость получает душа, разлучающаяся с телом, ангелы встречают её, чтобы привести пред лицо Бога, когда я помру, приходите к моему маленькому гробу, всё, что тяготит вашу душу, или вам живётся тяжело, или вы имеете что-либо вас беспокоящее – приходите ко мне и приносите ваши печали к моему маленькому гробу, кладите на землю и расскажите мне всё как живому, и я вас услышу, и ваша печаль скоро пройдёт. Для вас я жив и буду жить вечно».

01:21:56 Его даже ветер смерти не сломал. Т.е. он уже при жизни реализовал эти слова и прыгал он к потолку, наверное, каждый день часами. Это общение со старшими, слушая их слова – это общение со старшими, это то, что наполнит нас и сделает стойкими по отношению к шаткому ветреному миру. К кому мы идём, когда нам плохо? К тем, кто даёт нам тяжёлые знания или к тем, кто даёт нам почитать газету. Этот вопрос я часто себе задаю, и эта тема и подводила к тому, чтобы понять, к кому мы идём. Потому что мудрость – это знание о вечном. Наша задача понять – что же мы копим в своей жизни? Вечное счастье или вечную депрессию.

01:23:23 Если есть какие-то вопросы. Хорошо, я вначале говорил, за что ухватился ум, озвучьте. Есть что сказать?

Ответы на вопросы

01:23:38 [из зала: неразборчиво]
Роман Кочетов: Так я как мужчина не согласен тоже с этим [смеётся]. Это тяжёлое знание, это то, что… сразу не позволяем мы себе согласиться с ним.
[из зала: неразборчиво]
Р. К.: Вы думали по-другому?
Из зала: Я никогда не озвучивала именно тяжёлое знание, поэтому [неразборчиво], наверное сейчас пришло время, когда ты понимаешь это.
Р. К.: Это специально это слово было выбрано.
Из зала: [неразборчиво] …понимаешь, к чему ты можешь прийти [неразборчиво].

01:25:40 Р. К.: Потому что у Вас меняется период. Интерес – это качество разума. Разум связан с Юпитером.
Из зала: Наверное, поэтому.
Р. К.: Придёте к астрологу, он вам скажет: «У вас меняется период». Сомнения и интерес – это качества разума. Разум должен сомневаться, потому что мы должны, всё то, что мы принимаем, на веру у нас это редко получится, принять сразу что-то на веру – это означает, что либо вы общаетесь с очень возвышенной личностью, его слова вошли вам прямо в сердце, вы понимаете, что это действительно так. И если вы приняли это в сердце – это означает, что окружающим от этого плохо не станет. А если вы что-то приняли без проверки, пришли домой и сказали: «Теперь будем есть на полу, долой всё мясо из холодильника, телевизор в окно» – это означает, что это позиция ума ещё. Часто так и бывает.
Из зала: [неразборчиво]

01:27:39 Я не буду заставлять вас, если есть желание, можете сказать, есть обратная связь и то, с чем мы уходим. С чем Вы, Татьяна, сегодня уйдёте? Завтра 21 декабря.
Из зала: [неразборчиво]
Р. К.: Домашнее задание по собственному желанию. Но для того, чтобы мы в следующий раз встретились и начали, сейчас если во время беседы вы слушали, и что-то внутри откликнулось, вы поняли, что нужно найти что-то тяжёлое и почитать. Вот дайте себе слово, что в течение этих 2-х недель или сколько, 2 недели, да? Вы каждый день 15 минут будете читать что-то тяжёлое. Жизнеописания старцев, Библию, Евангелие, Коран, Тору, что вы читаете, Бхагават-Гиту, Дхаммападу буддийский текст, но что-то тяжёлое.

01:29:16 Но я рекомендую жизнеописания. Это то, что… это бальзам для сердца невероятной силы просто. Просто 15 минут утром или вечером. Но рекомендую, мудрецы говорят, что вы можете отследить свою платформу, где вы находитесь, по 2-м критериям. Первый критерий, чем вы занимаетесь, когда вы остаётесь наедине? И второй критерий, первый – страшная штука [смеётся] кто-то спать, кто-то в холодильник, ну, в общем, несёт по-разному. Хотя потом ты выходишь и говоришь: «Да, я мудрец, я наполняюсь знаниями». Но если быть честным к себе, то реально ты должен задавать себе этот вопрос – чем я занимаюсь, когда остаюсь наедине? И второй критерий очень важный, тоже петь можно по-разному, но второй критерий – как я заканчиваю свой день? Засыпаю перед телевизором, засыпаю перед аквариумом, перед компьютером в Интернете, с газетой в руке. Как я заканчиваю свой день.

01:30:40 Т.е. те личности, о которых мы сказали, вы догадываетесь, как они заканчивали свой прожитый день? 110% в молитве и благодарности и в чтении Писаний.
Из зала: [неразборчиво, Все смеются]
Р.К.: Лучше посмотреть телевизор, выключить, поблагодарить и не включать. В Индии есть такое сравнение, сравниваются со слоном, это такой парень, который после того, как он только принял омовение, он сразу выходит и первое, что он делает – берёт землю, грязь и осыпает себя. И потом снова идёт купаться, снова возвращается и опять осыпает себя. То же самое: помолились, приняли душ [изображает, как включили телевизор] опять надо идти принимать душ, если так быть честным и на ступеньки, конечно, я не скажу вам, что это так будет. Но если вы так вообще не делаете, но будете так делать, то будете ехать со скоростью улитки. А так по-другому, сядете на Феррари и поедете. Феррари – это благословение старших. А через вот этого парня, когда мы делаем, там благословения тоже даются, но мы у всех понимаем какие.

01:32:17 [неразборчиво] Я там потом подготовил одну тему – разбор народной мудрости с позиции древних Писаний. Ну, вот наши поговорки в благости, я имею в виду, «С кем поведёшься – от того и наберёшься», очень интересная тема получается. Т.е. насколько, можно понять, сознание тогда было возвышенным и насколько сейчас. Т.е. приобрести книгу «Современные пословицы и поговорки» это просто кладезь определённой информации, которую лучше спалить при том, когда уже не будет электричества. Всё, я не могу вас больше задерживать. Спасибо вам, в молодцы, что пришли. Спасибо!

транскрибирование: Дарья Табакова | Москва | Россия | 18 августа 2016