Как Господь проявляется через Божества и Святое Имя

01 January 2013
Два основных качества Кришны из шестидесяти четырех. Святое Имя проявляется как личность. Как проявляется вкус к Святому Имени. Как повторяет мантру Джаяпатака Свами. Сколько времени должно уходить на один круг. История о молодом и старом брахманах. Благодарность в духовной жизни. Какая форма Божества Сакши Гопала? О том, как Гопала переносили в храм Джаганнатхи. История о Божествах в Грозном.
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:36:35 | качество: mp3 80kB/s 20 Mb | прослушано: 517 | скачано: 606 | избрано: 36
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Два основных качества Кришны из шестидесяти четырех

00:00:00 Господь обладает двумя основными качествами. У Него бесконечное количество качеств, основных 64качеста. Из этих 64-х качеств, если их взять все вместе, это два таких качества или аспекта одно - мадхурья или сладость и другое - это аударья. И Господь Кришна в большей степени обладает каким качеством? Да, мадхурья, сладостью. А Господь Чайтанья? Каким качеством?
- Аударья.
- Да, аударья.

Святое Имя проявляется как личность

00:00:42 Но Святое Имя обладает и тем и другим качеством в максимальной степени. И в какой-то момент Святое Имя начинает проявлять себя как личность. В начале, для того, чтобы осознать, что Святое Имя это личность, нужно почувствовать сильный вкус к Святому Имени и преданному служению. Таким образом, Святое Имя начинает нас подготавливать к тому, чтобы мы узнали Кришну, не испугались Его, не перепутали Его ни с кем. И проявляется очень сильный вкус к преданному служению, к лекциям по Шримад Бхагаватам.

Как проявляется вкус к Святому Имени

00:01:46 Святое Имя начинает постепенно проявляться. И говорится, что сначала проявляется само Святое Имя – Нама проявляется. Имеется в виду, что нама или само Святое Имя проявляется в форме ручи или вкуса. Появляется очень сильный вкус к воспеванию Святого Имени, сильный вкус к киртану и т.д. Святое Имя сниться начинает. Во сне – киртаны снятся. Когда засыпаешь, может в ушах стоять киртан, просыпаешься, этот же самый киртан, с тем же ритмом. Это говорит о том, что всю ночь мы слушали киртан.

Как повторяет мантру Джаяпатака Свами

00:02:37 Мне преданные, слуги Джаяпатака Махараджа рассказывали, что ему тяжело повторять мантру на четках. Правая рука у него не работает вообще. Он берет счетчик и в левой руке повторяет Святое Имя. Он повторяет, еле шевеля губами, в основном в уме, но повторяет Святое Имя. И вот они однажды рассказывают, как он однажды повторял, повторял и раз дыхание стало тяжелым, и он даже захрапел очень сладко. (смех) И при этом счетчик – чик, (храп), чик, чик. Это говорит о том, что, несмотря на сон, он все равно в уме повторял Святое Имя. Счетчик работал. У него в пранаме есть дополнительные имена. Дополнительные имена могут быть Бхагавадпад, Вишнупад, Гурудев и т.д. У него есть несколько имен, одно из них, у него в пранаме вроде даже есть - это Нама-ачарья. Он проводил тренинги на самом деле по джапе. И удивительно, он повторяет Святое Имя очень быстро.

Сколько времени должно уходить на один круг

00:04:32 Шрила Прабхупада рекомендовал скорость 5-7 минут круг. Ниранджана Махарадж мне однажды сказал, что 5 минут это очень рискованно. Не имея определенного опыта, как правило, мы совершаем оскорбления, пропускаем слова или слоги. Даже Шрила Прабхупада, когда мы слушаем его мантру, он читает примерно со скоростью 5 минут один круг. И нам кажется, что какие-то слова пропадают, но в действительности он очень тихо просто их повторяет. Я слышал мантру Джаяпатаки Махараджа, он с огромной скоростью повторяет – 5 минут у него выходит. Это, представьте, на 16 кругов уходит 1 час 20 минут. Это очень быстро. И при этом каждое слово у него четко, как выстрел: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе. Быстро-быстро и четко прям. Я поражался.

00:05:41 И затем, когда мы говорили об этом, когда при повторении мантры, проявляется духовный мир или рупа, или форма, или Кришна, это не просто Кришна нам открывается, это нам открывается Святое Имя в виде формы. Когда мы чувствуем, что Кришна, так или иначе, проявился, что-то произошло удивительное. Иногда мы, например, танцуем, поем и я несколько раз наблюдал такие вещи, когда у Кришны или у Шримати Радхарани из рук падает цветок, на самом деле не просто падает – Он нам бросает. И этот цветок не просто, упал здесь же, он падает и начинает катиться, и прям, чуть ли не выкатывается с алтаря. И это тоже проявляется Кришна. И Кришна проявляется как Святое Имя. Как ещё Кришна может проявиться как Святое Имя? Только конкретно, не в общих чертах, а вот конкретно.
Зал: Я видел, как Господь Своим чадаром помахивает…
Махарадж: Своим чадром помахивает… Да, Божества могут проявляться. Есть знаменитая история Сакши-Гопала.

История о молодом и старом брахманах

00:07:40 Это когда два брамана путешествовали и пришли во Вриндаван. Один был молодой брахман, другой старший брахман. Это знаменитая история, которая описывается в Чайтанья Чаритамрите. Молодой брахман был возвышенный преданный, он служил старшему брахману. Очень искренне служил, не жалея себя и в какой то момент, когда они пришли во Вриндаван, пожилой брахман очень сильно расчувствовался и сказал: «Я хочу отдать тебе свою дочь». Причем молодой брахман был из не высокой касты, а пожилой брахман - из очень высокой касты. И он был богатый к тому же. Это означало, что если он отдаст ему дочь, то он даст ему немалое приданное. И молодой брахман сказал: «Нет, нет, не надо. Я же тебе служил не для того, чтобы твою дочь получить или породниться. Просто ты искренний преданный, и поэтому я служил тебе». Старый брахман говорит: «Нет, нет. Я хочу тебя отблагодарить».

Благодарность в духовной жизни

00:08:52 В Махабхарате говорится, что неблагодарность считается самым страшным грехом. Поэтому в ведические времена, даже сейчас в Индии, люди так воспитаны, что нужно обязательно благодарить. Например, я замечал, когда индусы приходят к гуру и задают вопросы, гуру отвечает, и они всегда жертвуют. По крайней мере, намного чаще, чем мы с вами. Потому что они понимают, что нужно благодарить. Говорится «черная неблагодарность». Если нам дают, если нам помогают в духовной жизни, обязательно какая-то благодарность должна быть.

00:09:40 В конце концов он уговорил этого брахмана. Но молодой брахман в принципе знал старого брахмана, он знал всю их семью, знал жену, родственников, старшего сына, и он понимал, что, похоже, добром это все не закончится. И поэтому он сказал: «Пойдем к Божеству Гопал и ты поклянешься перед Божеством. Ты пообещаешь перед Божеством». И старый брахман сказал: «Нет проблем!». Они пришли, и он сказал перед Божеством Гопала: «Я обещаю, что когда мы вернемся из паломничества, я отдам свою дочь за этого брахмана». Потом этот старый брахман отошел, и молодой остался молиться, и он сказал Божеству: «Мой дорогой Господь, запомни, пожалуйста, этот момент. Ты единственный свидетель. Больше нет свидетелей – только Ты. И потому, у меня такое чувство, что Ты должен будешь засвидетельствовать». Так он молился. Потом они отправились и в какое-то время вернулись в родную деревню.

00:11:03 Проходит время, и в какой-то момент старый брахман объявляет своей семье: «Я хочу выдать нашу дочь замуж за этого молодого брахмана». И все члены семьи взбунтовались: «Что? Ни рода, ни племени, он не богатый, не ученый, да он вообще, скорее всего, даже не брахман. И ты хочешь отдать за него нашу дочь? Да ни за что на свете!». Как он не спорил, они сказали: «Мы покончим жизнь самоубийством. Если ты отдашь дочь, ты останешься один». Такой ультиматум был. Такие были очень сильные кастовые предрассудки. Даже брахманы разной готры не собирались родниться. И что делать? Этот брахман скромно молчал.

00:12:10 Прошло какое-то время, и молодой брахман пришел к этому старому брахману и сказал: «Мой дорогой господин, ты обещал выдать за меня свою дочь». Старый брахман сказал: «Правда? Я действительно обещал?»
Он говорит: «Да. Ты обещал. Ты даже поклялся перед Божеством Гопала, это было во Вриндаване». Тогда старый брахман задумался. Сначала он стал вспоминать детали и сказал: «Я очень старый, я не могу вспомнить». И молодой брахман ответил: «Ты пойми, по большому счету мне не нужна твоя дочь, я не хотел её брать, ты сам настоял. И второе, как брахман ты должен держать слово, если ты слово не сдержишь, ты можешь пасть. Это меня больше всего волнует. Меня волнует твоя репутация и твоя честь». Этот старый брахман оставался непреклонным: «Я не помню. Ничего не помню». И тогда этот молодой брахман вышел в деревню и поднял руки. Когда выходят, поднимают руки и кричат «Люди, люди!», в Индии, как правило, все начинают выходить, значит, что-то очень необычное произошло. Вся деревня вышла, и он рассказал всю историю о том, что брахман не признается. Он так же сказал: «Мне не нужна его дочь. Для меня важна честь этого брахмана». Люди спросили старого брахмана, но он ответил: «Это достойный молодой человек, я его уважаю, мы с ним путешествовали, но я ничего не помню». Тогда вышел сын этого старого брахмана и сказал: «Вы посмотрите на этого лжеца! Вы посмотрите на этого негодяя! Он просто воспользовался тем, что это старый человек. Во время путешествия он ограбил его. Наш отец вернулся без денег. У него были деньги, теперь у него нет денег. И он пошел дальше, он хочет обобрать всю семью. Люди, его нужно наказать!» Тогда люди спросили: «А был ли кто-нибудь свидетель, который присутствовал при этом?»
И молодой брахман сказал: «Ну да, был. Он пообещал перед Божеством Гопала». Старший сын сразу обрадовался: «Вот пускай Твой Гопал придет и засвидетельствует». Так и порешили: «Если это правда, то Гопал придет и засвидетельствует. Иди к Своему Гопалу, иди с Ним разговаривай, пускай Он придет и засвидетельствует». Что оставалось делать? Этот брахман отправился.

00:15:44 Путешествие было достаточно долгим. Он совершил эту аскезу, отправился в обратный путь в паломничество. И он пришел во Вриндаван. Это представьте, из Пури мы на поезде едем во Вриндаван 36 часов. 36 часов, это похоже больше 1000 километров. Некоторые говорят, что может даже 2000. Индийские поезда медленнее едут, чем наши российские. И он пришел к этому Божеству вечером, в тот момент в храме никого не было. Пуджари тоже не было, и он обратился: «Мой дорогой Гопал, то, что я предвидел, то что я чувствовал, это произошло. Этот брахман отказался отдавать свою дочь. И меня спросили – был ли кто-нибудь свидетель? И я сказал – был один свидетель, и был это Ты. И поэтому, мой дорогой Гопал, Ты должен засвидетельствовать». Так он целыми часами молился, очень долго молился. «В конце концов, мой дорогой Гопал, я отсюда никуда не уйду! Мне уже туда нельзя возвращаться. Иначе меня будут считать вором, обманщиком, негодяем».

00:17:10 Так он молился, и в какой-то момент Гопал заговорил: «Мой дорогой преданный, я ценю то, что ты проделал такой дальний путь и пришел ко Мне. Это говорит о том, что у тебя непоколебимая вера в Меня, Я это ценю. Не беспокойся. Возвращайся спокойно в деревню, я все-все устрою, тебе поверят и тебе отдадут дочку этого брахмана, сыграют свадьбу. Все будет очень хорошо. Не беспокойся». Но брахман сказал: «Мой дорогой Гопал, Ты не знаешь жителей нашей деревни, а я знаю». Он с Ним перешел уже как-бы на ты. То есть он уже с Ним ни как с Богом разговаривал, а просто как со свидетелем. Он сказал: «Ты должен засвидетельствовать обязательно, ничего не получится, они не поверят, пока Ты сам не придешь и не расскажешь». Но Гопал сказал, Он продолжал его проверять, испытывать: «Мой дорогой преданный, ну я же Божество! Ну как я могу идти?» Брахман, прищурив глаз, сказал: «Знаем, знаем, если Ты можешь говорить – значит Ты и ходить тоже можешь!». (смех). Тогда Гопал посмотрел направо, налево, никого нет, и сказал: «Ладно, договорились. Тогда сделаем так, ты иди и не оглядывайся. А Я потихонечку слезу с алтаря и пойду следом за тобой». Но этот брахман знал, что Кришна самый отъявленный хитрец. Он ему не поверил: «Знаю я тебя, Кришна. Как я пойму, что ты за мной следуешь?». И Гопал сказал: «Посмотри на Мои стопы, посмотри на Мои лодыжки, видишь у Меня на лодыжках браслеты. Когда Я буду идти, они будут звенеть, и ты будешь понимать, что Я следую за тобой. Раз в день ты можешь мне готовить рис и кормить меня рисом, этого будет достаточно. Возьми с собой мешочек риса, так мы с тобой будем путешествовать и питаться рисом».

00:20:07 Он взял котелок, рис, и они пошли, и он слышал сзади – дзынь, дзынь, дзынь. Потом остановились, и опять – дзынь, дзынь, дзынь. Брахман сказал: «Гопал, сейчас я Тебе буду готовить». И он готовил, кормил Божество. Потом они ночевали. На следующий день он говорил: «Гопал, все, пошли». И они шли, и опять дзынь, дзынь, дзынь. Так эта лила продолжалась. Представляете, в каком он экстазе шел! Дзынь, дзынь, дзынь. Ему это дзынь, наверное, ночью снилось! До деревни оставалось немного, наверное, меньше километра. Они проходили по песчаной дюне. Песок там был очень-очень мягкий. Стопы Гопала стали вязнуть в этом песке, этот песок забился Ему в браслетики, и они перестали звенеть! Тогда брахман испугался и подумал: «Похоже, все-таки Он меня обманул». Когда он обернулся, Божество замерло и больше не двигалось. И тогда он сказал: «Хорошо, Гопал, до деревни осталось немного. Я сейчас позову всех жителей, Ты только самое главное никуда не убегай! Ты стой здесь! Ты обещал!».

00:22:08 И он побежал и позвал всю деревню. Жители сначала не поверили, сказали: «Да ты врешь! Ты обманываешь! Мы знаем, что ты обманщик, ты новую историю придумал». Но тот холм, где стояло Божество, находился на возвышении, и брахман сказал: «Посмотрите, вон там видите, черная точка? Это Гопал». Кто-то из жителей увидел очертания Божества: «Да, похоже, это Божество. Этот Гопал очень большое и тяжелое Божество, невозможно его на руках унести. Похоже, Божество само сам явилось». И когда они пришли, они были в изумлении. Но старший сын не унимался: «Ты сам мог притащить это Божество! Или на ворованные деньги нанять кого-нибудь, чтобы тебе помогли принести. Пускай, если он смог прийти, то значит, сможет и засвидетельствовать. Пусть засвидетельствует».

00:23:25 И вдруг на глазах у всех Гопал заговорил. У него даже губы начали шевелиться. Каменные губы начали шевелиться. И Он сказал: «Да, действительно, я являлся свидетелем этой клятвы. Старый брахман действительно пообещал отдать свою дочь замуж за этого брахмана. Я это свидетельствую». Когда пожилой брахман услышал это, он упал в стопы Господу и начал плакать: «Ты Верховный Господь, Верховная Личность Бога». В этот момент, по сути дела, он обрел веру в Кришну, обрел веру в Божества. И вся деревня, подняв руки, громко закричали: «Харибол! Харибол! Харибол!». Все обрадовались, радости и счастью не было предела. Все плакали, обнимались, катались в этом песке. Старый и молодой брахман обнимались, они забыли все обиды. Гопал был очень удовлетворен таким исходом, он был очень доволен. Вообще, когда преданные ссорятся, то Господь и Божества они очень огорчаются. А когда преданные обнимаются, мирятся, готовы служить– Божества очень радуются. И тогда Гопал сказал: «Я очень доволен вашим поведением, вашим пониманием. И поэтому просите Меня всего, чего хотите!». Тогда все заголосили: «Останься здесь! Останься здесь! Останься здесь». Гопал поднял руку: «Хорошо. Раз Я обещал, что делать, Я здесь остаюсь». И он остался в этом месте. Там построили храм.

00:25:54 Эта деревня так и называется - деревня Сакши-Гопала. Это Божество находится в том месте. Пуджари очень милостивые, они внутрь не запускают, но можно видеть Его. Мы, однажды, пришли на даршан и вдалеке видели это Божество. Не индусов не пускают. Индусы спокойно заходили, выходили. У одного преданного была камера, которая увеличивала в 100 или в 300 крат, в ней ещё такая система, что объекты освещаются и все четко видно. Мы взяли эту камеру, настроили, приблизили и крупным планом увидели Гопала. Вдруг какой-то индиец увидел Гопала и там целая группа вошла в этот храм и начал закричал. Я слышал одно слово «Даршан, даршан, даршан!». Все из храма высыпали и начали смотреть на эту камеру. (смех в зале) Это был 2000 год, в Индии эти камеры ещё не были распространены, для них это была диковинка. И они собрались и начали получать даршан. Вот такую лилу Гопал устроил. Это Святое Имя. Святое Имя проявляется как Божества, Святое Имя проявляется через преданных, Святое Имя проявляется в проповеди. На этом я закончу, может быть есть парочка вопросов?

00:27:51 Зал: Они в экран смотрели?
Махарадж: В экран смотрели, толкали ещё друг друга. И между делом спрашивали: «Сколько стоит? Сколько стоит?» (смех)
Зал: Как получилось, что его кроме брахмана никто не видел? Они же днем шли, не ночью.
Махарадж: Они шли днем, но вот этот вопрос история умалчивает. Такие непостижимые игры Господа. Просто Господь - Он непостижимый. Он все что угодно может сделать. Он может сделать так, что Его все увидят, а может сделать, что его никто не увидит. Брахманы Его не увидят связанные обетом. А другие не увидят, потому что не должны этого видеть. В данном случае свидетели не нужны. Еще вопросы?

00:28:59 Зал: Скажите пожалуйста какая у него форма, у Гопала?
Махарадж: Ну, у него щечки такие кругленькие. (смеется) Я не помню поднята у Него рука или нет. Мне кажется, что поднята рука. С этим Гопалом ещё истории есть.

О том, как Гопала переносили в храм Джаганнатхи

00:29:24 Это Божество на самом деле переносили. Царю Орисы понравилось это Божество, и он приказал перенести его в храм Господа Джаганнатхи. Ему даже храм там отдельный построили. Но когда Его установили, начались проблемы. Пуджари что-то чувствовали, что их в храме как будто лихорадит. Они почувствовали, что Джаганнатх очень не доволен. Были определенные знаки, что Джаганнатх прасад не принимает, поститься начинает. Например, когда предлагают Господу Джаганнатхе прасад, делают мандалу и выстраивают горшки. Этих горшков много, целый зал. Предлагается специальными мантрами. Потом нужно проверить, принял Джаганнатх прасад или нет. Есть определенное место, на это место становится священник и из панчапатры капает определенное количество капель на ладонь, и смотрит на каплю. В этой капле Джаганнатх должен отражаться. Если Господь отражается, значит, Он принял этот прасад. Если не отражается – то Он не принимает прасад. Были разные знаки, что Джаганнатх не доволен.

00:30:51 Один раз был такой случай, пуджари утром пришли и увидели кошку или кота, который сидел на Баладеве, представляете! Они поняли, что это знак какой-то, произошло что-то страшное. И тогда они начали поститься. И Джаганнатх им сказал, чтобы они взяли ведра, чтобы они 3 дня постились. Они постились 3 дня, и Господь явился главному своему священнику и сказал, что за 12 миль течет река, и нужно набрать столько ведер воды, чтобы этой водой помыть все, побрызгать, и тогда осквернение уйдет. Он сказал: «На самом деле, вы оскорбили одну Мою преданную бабушку. Сказали ей не очень ласково, грубо сказали». И представляете, они после 3-х дневного поста с ведрами шли 12 километров. Был жаркий период, и когда они пришли в указанное место, и это река пересохла. Там воды нет! Они возвращаются обратно. Вернулись и говорят: «Джаганнатх! Нам что, опять поститься?!»(смех)
Джаганнатх опять явился во сне и сказал: «Ладно, ещё раз сходите. Я все устрою». Пуджари пошли, и уже издалека увидели это сухое русло реки. Они засомневались, не знают – стоит ли идти? Уже сил нет. Но Джаганнатх сказал – надо идти. И остается буквально несколько десятков метров, и вдруг мистически появляются облака, гром среди ясного неба, дождь, ливень, и это русло заполняется водой. Вот такие вещи Господь Джаганнатх иногда устраивает.

00:33:06 Переключился на другую историю. Погрузился. И Он пришел во сне пуджари и сказал: «Вы знаете, этот Гопал меня просто достал. Он такой шустрый! Пока вы эти горшочки расставляете, Он успевает все их съесть! Все сладости! Убирайте Его отсюда немедленно. Чтобы Его духу здесь не было!» (смех) И тогда Гопала перенесли в эту деревню, которая называется деревня Сакши-Гопала, и там царь Орисы построил храм. Сейчас Гопал находится там.

История о Божествах в Грозном

00:33:41 Вообще Гопал, в какой бы форме он не был: ладу Гопал, который на коленках стоит и ладу протягивает, или Гопал, который просто стоит – очень игривые Божества. Мне нравится одна лила с Божеством Гопала. Преданные в 1995 году приехали в Чечню, в Грозный, чтобы кормить беженцев и привезли с собой Божеств. Пуджари на ночь укладывал Божества, там кроватки были, комод такой был, он в комод поставил кроватки. Сразу скажу, что не хватало одной кроватки. Он подумал, что Шри Шри Гаура Нитай это наши авторитетные Божества, и раз их так прикрыл, положил их в кровати. Еще там были Джаганнатхи, он их тоже уложил. Оставалась одна кроватка, и оставались Нрсимхадев и вот этот Гопал. Пуджари стал думать, кому отдать кроватку. Вроде бы Гопала мы на алтарь не ставим. А Нрсимхадева ставим. Но с другой стороны Гопал - это же Кришна, а Кришна - источник всех воплощений. Кришна – источник Нрсимхадева, значит Гопал, наверное, главный. И поэтому он взял Гопала, уложил в кроватку, накрыл одеяльцем, а Нрсимхадева просто на голый пол. Аскетично. Утром, когда он раньше всех встает, чтобы пробудить Божеств, он открыл этот комод и кричит: «Преданные, преданные! Скорее! Скорее сюда!». Все подумали, что бомбежка началась. Прибегают, смотрят, такая картина - одеяла разбросаны во все стороны. А Гопала на кровати нет, он под кроватью. А на кровати лежит Нрсимхадев! (смех) Когда мы предаемся Господу, когда у нас экстремальное преданное служение, мы по-настоящему предаемся Господу, иногда Господь может вот так проявляться. Хорошо, давайте на этом закончим. Спасибо вам большое. Сейчас будет концерт, не расходитесь, пожалуйста.
Зал: А что это значило? Про Нрсимхадева.
Махарадж: Ну, возмутился Нрисимхадев. А Гопал, Он ребенок, Он же маленький, испугался, под кровать залез. Он же маленький (смех).

транскрибирование: Альбина Зайнуллина | 28 August 2016