Взаимодействие со счастьем и страданием

Вологда - 08 сентября 2013
Зачем читать мангала-чарана, молитву Гуру-парампаре? Счастье и несчастье. История о мышонке. Материальное счастье – капля по сравнению с океаном духовного счастья. Люди избегают страданий и стремятся к счастью. Счастье и несчастье придут и уйдут в положенный срок. Универсальный ответ на проблемы. История о царе и монете. Счастье – причина несчастья. Три вида страданий. Кришна убирает страдания. Мы страдаем от собственных недостатков. Слушание повествований о Боге, воспевание Святых Имен, размышление и памятование о Нем убирает все страдания. Случай на санкиртане. Кришну боится сам олицетворенный страх. Любовь и сострадание – одно и то же. Мы должны с состраданием относиться к близким. Две важные вещи в духовной практике. Жить в мире с любым живым существом. История про Чайтанья Чандра Чарана прабху и медвежонка. История о святом и тигре. Что приносит повторение мангала-чараны? Как правильно относиться к материальным радостям? Что происходит, если мы очень искренне благодарим Господа? Можно ли остановить гнев? Какое благо можно получить от Харинамы? Неосознанное преданное служение.
лекция для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:20:08 | качество: mp3 80kB/s 45 Mb | прослушано: 1145 | скачано: 546 | избрано: 31
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Сегодня мы почитаем «Бхагавад гиту», это 2 глава – обзор «Бхагавад Гиты». И мы прочитаем с вами 14 текст. Текст такой очень знаменитый, можно его вместе прочитать, даже без текста на доске. Повторяйте за мной: матра-спаршас ту каунтейа шитошна-сукха-духкха-дах агамапайино ’нитйас тамс титикшасва бхарата (повторяют 3 раза).

00:00:41 Перевод: О сын Кунти, счастье и горе приходят и уходят, сменяя друг друга, как зима и лето. Они возникают от соприкосновения чувств с объектами восприятия, о потомок Бхараты, поэтому нужно научиться терпеливо переносить их, оставаясь невозмутимым.

00:02:12 Комментарий: Надлежащим образом исполняя свои обязанности, человек должен научиться терпеливо переносить временные проявления счастья и горя. Веды предписывают каждое утро омываться, даже в месяц магха (январь-февраль). Несмотря на то, что в эту пору по утрам очень холодно, тот, кто чтит религиозные предписания, совершает омовения каждое утро. Подобным образом, хозяйка не прекращает готовить даже в мае и июне (самые жаркие в Индии месяцы). Исполнять свои обязанности нужно при любой погоде. Точно так же священный долг кшатрия — сражаться, и он должен исполнять его, даже если приходится сражаться с друзьями или родственниками. Каждый должен выполнять заповеди священных писаний, чтобы обрести совершенное знание, ибо, только обладая совершенным знанием и преданностью Господу, можно вырваться из когтей майи (иллюзии).

00:03:28 Обращаясь к Арджуне, Кришна не случайно называет его двумя разными именами. Имя Каунтея указывает на его благородное происхождение по материнской линии, а имя Бхарата подчеркивает, что и со стороны отца он принадлежит к великому роду. Таким образом, предки Арджуны с обеих сторон были великими людьми. Столь высокое родство обязывало Арджуну достойно исполнить свой долг, поэтому он не должен был уклоняться от сражения.

00:04:10 Итак, основная тема - двойная такая тема в этом стихе. Обычно, когда мы читаем лекции, мы за основу берем какой-нибудь текст из священных писаний. Зачем мы это делаем? Мы это делаем для того, чтобы шел канал духовной энергии. Канал духовной энергии входил в сердце говорящего и передавался его слушающим. И точно также, чтобы все это было успешно, читается молитва мангала-чаранам, которую только сейчас мы прочитали.

Зачем читать мангала-чарана, молитву Гуру-парампаре?

00:04:43 Многие думают – зачем мы это читаем, не понятно, долго. В этом есть определенный смысл. Это нужно делать. Это нужно делать для того, чтобы начатое дело завершилось успехом. Эта молитва читается всегда, когда мы начинаем какое-то новое дело. Если мы перед этим, перед любым новым делом, повторяем эту молитву, то оно, это дело, обречено на успех! И для того, чтобы наша лекция была успешной, мы читаем эту молитву, читаем эти древние мантры, где прославляются великие святые, прославляется духовный учитель и прославляется Сам Верховный Господь, Верховная Личность Бога, Васудева, Абсюлютная Истина.

Счастье и несчастье

00:05:34 И в этом стихе или в нашей теме будут два момента. На санскрите они звучат «сукха» и «дукха». Что такое сукха? Сукха – это счастье. Да, в данном стихе это счастье. Что такое дукха, соответственно несчастье. И мы рассмотрим два момента: счастье и несчастье. Давайте разберем, вот с мирской точки зрения, а вот что ж такое несчастье, вот своими словами? Помогите мне разобраться в этом.

00:06:24 Зал отвечает: Когда чего-то не хватает. Что хочешь, то не сбывается.
Махарадж: Когда чего-то не хватает, особенно здесь чего-то не хватает
(смех), это точно духкха.
Махарадж: Что еще? Что Вы сказали?
Зал: Когда не сбывается, что хочешь.
Махарадж: Да, когда мы планируем... А что мы чувствуем внутри?
Зал: Неудовлетворенность…
Махарадж: Неудовлетворенность. Вот, представьте, что я вот не знаю, что такое неудовлетворенность, объясните мне как-нибудь, попроще.
Зал: Больно.
Махарадж: Что за боль, какая боль?
Зал: Тяжело внутри.
Махарадж: Что такое тяжело внутри?
Зал: Душа болит.
Махарадж: Ну, как она болит? Что там болит? Ну, вот палец болит, я могу сказать, что вот у меня палец болит. Как это душа болит? Что это такое?
Зал : Ум беспокоится.
Махарадж: А что такое ум беспокоится?
Зал: Ну, реально боль ощущается психическая, неудовлетворенность, боль реально ощутимая.
Махарадж: Боль… Ну, вот оно болит и что дальше? Что нам делать?
Зал: Скорбно, плохо, радости нет.
Махарадж: Скорбно, горестно, нехорошо, весь мир какой?
Зал: Серый.
Махарадж: Серый! Весь мир стал серым, серым-серым. Как говорил один поэт: «как тюремная стена». Ничего не радует и ещё что?

00:08:22 Зал: Не можем наслаждаться, не можем контролировать, жить не хочется.
Махарадж: Правильно! Вот этого я ждал, жить не хочется. Ничего не хочется, даже жить не хочется. Представляете, настолько все ужасно, что даже жить не хочется. И это с одной стороны. А с другой стороны, что такое счастье? Какие ощущения испытывает человек от счастья?
Зал: Стена становится…
Махарадж: Стена становится не серой, а цветной (смех).
Зал: Хочется летать, двигаться, что то делать, летать.
Махарадж: В атмосфере или в стратосфере летать хочется? (смех) Или в межпланетном пространстве?
Зал: Душа, она просто поет, всех любить хочется.
Махарадж: Вот, вот, это я хотел услышать, мы начинаем любить. То есть счастье - это когда мы любим, и ещё что? и когда мы что?

00:09:41 Зал: Делимся, отдаем,заботимся, радостные, нас любят.
Махарадж: Правильно, нас тоже должны любить. Представьте мы всех любим, а все от нас отворачиваются. Или нас любят те, кого мы терпеть не можем, представляете, какая морока. Не стыкуется. Да, любовь, любовь - она взаимная, и поэтому из этого стиха, человек избегает горя, счастья, несчастья, неудовлетворения, боли и стремится к счастью. И мы выяснили, что счастье - это любовь, когда мы любим, все нас любят. Даже низшие живые существа.

История о мышонке

00:10:53 Когда я ещё работал, помню, завелся у меня в кабинете мышонок, и я начал его прикармливать прасадом. Готовил пищу, предлагал Господу. Она естественно одухотворялась, давала духовную энергию. И я его так прикармливал. Один раз я положил прасад, он прибежал, смотрит, я ему дал прасада. Это форма жизни такая интересная, когда нужно постоянно есть. Вот постоянно, именно есть. Точно так же как корова, она постоянно, постоянно ест. Если чего-то нет, она очень мучается. И вот тоже такое живое существо, ему постоянно нужно есть. И однажды он прибежал – я ему не дал прасад. Думаю, что он дальше делать будет. Он убежал. Видимо, в другом месте начал искать. Видимо не нашел, снова прибежал – покрутился на том месте, где я ему прасад давал, искал – искал, опять убежал. Потом, через какое-то время, уже прошло, наверное, несколько часов и он прибегает, такой, ну знаете, вот чувствуется истощенный, уже уставший. Ну, мучается « человек». Я сижу и смотрю, что же дальше будет. И он подбежал прямо к моим стопам и вот так вот сел, и смотрит мне в глаза, и я в его глазах читаю: «Ну, пожалуйста, дай прасада!» (смех).

Материальное счастье – капля по сравнению с океаном духовного счастья

00:13:09 И поэтому есть материальное счастье и есть духовное счастье. И говорится, что даже самый высший уровень материального счастья - это просто капля в сравнении с океаном. Духовное счастье - это как океан, вот такое сравнение, и материальное счастье - это просто капля.

Люди избегают страданий и стремятся к счастью. Счастье и несчастье придут и уйдут в положенный срок.

00:13:43 И парадокс заключается в том, что все люди тщательно избегают страданий и при этом стремятся к счастью, и вот не выходит. При чем, при этом прикладывают очень-очень много усилий. При этом они, может быть, не спят, тяжело работают, для того, чтобы достичь вот этого счастья. И счастье приходит и уходит. Они его пытаются удержать, оно все равно уходит. Один из текстов Шримад Бхагаватам, такой один из моих любимых текстов говорит: тасьяева хеттах праяэта ковидо налабьяте на утрам утрам на пагатах та лабьяте укхаятам ято сукхам каленасарватра гарбхим рамхасам. Так говорится, что счастье и несчастье все равно придут в положенный срок. Счастье придет, и через какое-то время оно уйдет, и точно так же страдания, которые приходят, такие непрошенные страдания, они со временем кончаются.

Универсальный ответ на проблемы

00:15:15 Знаете, вот есть такой универсальный, универсальный ответ.
Подходит к вам человек, ваш друг, незнакомый человек, родственник, кто угодно и говорит: «А вот что мне делать? У меня и это и это плохо, вот это плохо, что мне делать? Я не знаю». Он в отчайнье.
И вот универсальный ответ: «А скажите, пожалуйста, вот тебя до этого как-нибудь прижимало, придавливало? Были когда-нибудь такие моменты суровых испытаний или несчастья? Были или первый раз в жизни?
Он говорит: Были.
- Ну что, как они до сих пор тянутся или прошли?
Он говорит: Прошли.
- Ну и это пройдет, правильно?
И он соглашается: Да, правильно.
У него сразу компьютер работает, и он начинает: Так вот, тогда-то у меня были трудности, в таком то, в таком то, их много было и все прошли. Закон есть закон.

История о царе и монете

00:16:28 Как к одному царю пришел мудрец. И они с ним побеседовали, и Царь его попросил:
- Дай мне такой совет, какую-то мудрость, которая бы отвечала на все мои вопросы, особенно когда мне становится сложно.
И тот протянул ему шкатулку и сказал: В этой шкатулке лежит монета, и на этой монете выгравирована мудрость. Ты откроешь шкатулку и все прочитаешь, и все отпустит. Царь положил шкатулку, и через какое-то время наступили трудности. На него напал сильный сосед, чтобы захватить его государство. И тут он вспомнил про эту шкатулку. Открыл шкатулку, посмотрел, и там написано, на этой монете написано: «Все пройдет».
И он пришел в ярость, пришел в гнев: Что за издевательство!! Мне нужна конкретная помощь, а тут какое-то «все пройдет». Он взял эту монету и бросил её об пол, она покатилась, потом немножко пришел в себя и подумал, монета золотая, зачем выбрасывать золотую монету? Он подошел к этой монете, немножко успокоившись, взял её и тут он увидел, что там на другой стороне тоже есть надпись, и на другой стороне было написано: «И это тоже пройдет» (смех).

Счастье – причина несчастья

00:18:42 Так мир устроен. Мы совершаем какие-то поступки, и эти поступки являются причиной. Эта причинно-следственный закон, он действует во всем материальном творении, на любой планете, какая бы она не была. Он просто действует, этот закон. Какое-то действие, как только оно совершено, это действие, оно является причиной для другого действия, или какое-то следствие. Есть причина, потом следствие. Смотришь, и это следствие уже становится причиной для какого-то другого следствия. И так эта цепь тянется, тянется и тянется. И вот эти вот звенья вот этой вот цепи - это и есть «сукхам» и «дукхам». Сначала одно звено – счастье, потом другое – несчастье, и так оно чередуется, чередуется и чередуется. Иногда, они как-то пересекаются, точно так же как звенья пересекаются, иногда они смешиваются, но все равно, вся эта вот жизнь состоит из них. Самое интересное, что чаще всего вот это счастье становится причиной несчастий.

00:20:13 Как, например, классический пример: юноша и девушка полюбили друг друга. Но потом она его разлюбила, а он её нет. И он её домогается, а она его видеть уже не может. Классический пример. Это может быть наоборот. Так мы можем задать вопрос. Вопрос состоит в том, как же эту цепь разорвать. Хотели ли мы всегда быть счастливыми? Самое интересное, духовное счастье такого, что когда, например, в материальном отношение, когда мы за что-то очень сильно беспокоимся, мы испытываем горе, тревогу, боль, особенно когда сильно беспокоимся, но когда эти беспокойства духовные, мы в любом случае испытываем счастье. Даже когда духовный страх за кого-то, все равно испытываем счастье. Вот такова природа духовного счастья.

Три вида страданий

00:21:45 И вот эти вот страдания, они бывают разных видов. Посмотрим, какие бывают, разных видов?
Первый вид страдания, это когда мы испытываем страдания от высших сил, на которые мы, казалось бы, повлиять вообще никак не можем. Например, представьте себе землетрясение происходит или дождь, ливень, все затапливает. Посмотрите, как интересно Господь регулирует. На самом деле, Господу даже не нужно пальцем шевелить, чтобы, допустим, нашу планету вывести из орбиты, чтобы она полетела и начала сталкиваться с другими планетами. Что уж говорить о нас. Вот в Японии несколько лет назад было цунами. Там просто где-то в океане далеко-далеко, там людей то не бывает, и корабли то редко ходят, там появилась просто в земле трещина и трещина то не большая, с метр или чуть больше.

00:23:09 И посмотрите, какая реакция, огромная, огромная волна захлестнула целый город, и столько жертв было. Это малейшее изменение в природе, это могут здесь начаться ураганы, вихри, землетрясения. Вот представьте, земля, вот взять её слегка чуть-чуть толкнуть, и катаклизмы почти по всей планете будут. Представляете, какое все нежное! Какое все деликатное. И как это все поддерживается в пустоте? Господь своими энергиями все поддерживает. Иначе бы все разлетелось. Господь скрепляет атомы, благодаря этому есть какие-то твердые вещи или жидкие вещи, или газообразные вещи. Это все определенные энергии. И вот эти вот стихии, если мы не можем противостоять этим стихиям, мы страдаем. Это может быть дождь, землетрясение, или холод, например, или жара.

00:24:26 В 10-м году помню, была сильная жара. Очень много, особенно в Москве, я знаю, людей от этой жары просто тела пооставляли. Начали леса гореть, вся Москва в дыму была, некоторые люди задыхались, а некоторые люди, знаете что, у них дома, чтобы как-то вот, знаете, вот как-то подышать, они выходили из дома, потому что окна нельзя открывать, проветривать, там же дым пойдет сразу. Они садились в машину – включали кондиционер в машине, там же фильтр стоит и они сидели, так сказать отогревались в машине. Кто мне подскажет, какие ещё виды несчастья бывают, кроме силы природы?
Зал: Другие живые существа.
Махарадж: Да, другие живые существа, какие?
Зал: Насекомые!

00:25:47 Махарадж: Да. Представляете, как мир устроен, маленький микроб, вот взять вот этот микроб, этот микроб сотая или тысячная часть миллиметра, его увидеть невозможно, его даже под лупу рассмотреть невозможно и он один попадает в тело человека, и человек начинает сильно мучатся. Они маленькие-маленькие, представляете, мучается и в агонии умирает. Мы там думаем, сильные живые существа: это лев, там и т.д. Лев - да, лев. Лев такой могущественный. Как преданные рассказывали, как поехали в Африку, там в какие-то племена и начали повторять Харе Кришна. А у них знаете, там же культура такая вокруг огня на барабанах – часами они могут там трястись, такие тела у них. У нас есть один преданный, в храме живет, он наполовину африканец, наполовину русский. И он вот когда танцует в нем больше всего энергии, я вот замечал, он и скачет как-то. Однажды он сломал себе мизинец. И мы танцевали, а он сидел с костылями. И ему тоже захотелось танцевать, а мы вот так вот вокруг алтарной, ну просто носились, бегали, киртан мощный был, и вы представляете, он начал прыгать на одной ноге! И он даже обгонял тех, кто бежит на двух ногах! Представляете, какое тело! Сколько энергии! Я убедился, когда увидел это (смех). Такой скачет, обгоняет всех. Вот такие у них тела, они прыгать любят, танцевать.

00:27:44 И вот, преданные поехали, устроили киртан и ритм, когда хороший стал, и преданные поют, и преданные пели два или три часа. И они танцуют и не устают (гремят погремушки), какие-то барабаны с собой привезли. И преданные уже устали, и они думают, ну мы сейчас потихонечку так пойдем, и те, как чувствуют, как разгадали их. Как разгадали их намерения, это знаете, так колесом начали окружать, и преданные выходят, и у них знаете ноздри такие, и они так дышат глубоко, ноздри раздуваются, глаза кровью наливаются. И там впереди женщины были, а мужчины сзади где-то танцевали, и вдруг вперед выходят мужчины и дышат такие тяжело, а в руках у них копья. И вдруг выходит один с копьем и все так расступаются, и все поняли – это, наверное, местный авторитет. Это серьезный такой человек. Наверное, какой-то пахан африканский, местный. И им ещё страшнее стало. Они ещё так возбужденно, так начали, все возбуждаются. Они не знают что делать.

00:29:29 Потом как узнали позже, этот человек, там, они знаете, они пасут буйволов и пьют буйволиное молоко и т.д. И вот эти вот они воины-пастухи, ну что в Африке там слоны есть, там и тигры есть и львы есть, и он почему героем был? Однажды на стадо буйволов, овец решил напасть лев. И он вот с копьем вышел, этот юноша вышел, чтобы защитить это стадо. И, представьте, лев прыгнул на него! И он что успел сделать, он успел воткнуть, рассчитать вот эту траекторию прыжка, в этом искусство, он расчитал, успел воткнуть вот это вот копье в землю, и как то вот так вот подставил и прямо копье вонзилось в грудь льву. И задело сердце. А он только успел – поймал льва на копье и все – вот его квалификация. Он потом подождал, когда лев в агонии тело оставит. Он стал национальным героем. Все узнали, что он один льва победил. Но я о преданных говорю. У них тоже было такое вот чувство, чувство, что мы попали в переделку. Африканцы, они знаете, народ такой.

00:31:15 Преданный, который был там, он рассказывал, что иной раз, он увидел картину такую – просто очень страшную картину: один человек, африканец, что-то там в магазине украл. И владелец этого магазинчика закричал – держите вора, и люди побежали за ним. И знаете, что люди сделали? Они его поймали, они его связали, накидали на него покрышки, автомобильные покрышки какие-то старые и зажгли. То есть там нравы такие вот очень суровые. У них самосуд, они вот такие, особенно в племенах такие. У них это в порядке вещей.

00:31:57 Поэтому преданные опасались за жизнь, но самое интересное, что они в какой-то момент поняли, что мы не просто поем Харе Кришна, а мы молимся Кришне, и вдруг сознание с африканцев перешло на Кришну, они начали молится Кришне, они начали медитировать на Кришну. И вдруг они в какой-то момент заметили, что ноздри уже не раздуваются, что уже глаза кровью не наливаются уже, белки такие белые становятся, не кровяные, они улыбаться начинают. И преданные пошли такие следом за ними, они сели в автобус и уехали, и все было хорошо. И так мы видим, забвение Кришны приводит к страданиям. Следующий вид страдания, 3-й вид. Еще какой. Забыли. Кто помнит?

00:32:58 Да, ум. Тело, оно может конечно болеть, но ум когда болит – это намного серьезней. И здесь, если, например, какое-то племя может уйти из области этого племени, человек нам не нравится, мы можем уйти из поля зрения этого человека, но от себя, от себя-то уже не все могут убежать. Или, например, тело болит – то можно там, я не знаю, анальгин или ещё что-то, если попробовать, или новокаин на худой конец. Но когда вот здесь, в сердце, болит, уже от этого никуда не денешься. Это могут быть разные причины. Это может быть причина те же силы природы. Может такое быть, да что-то происходит, и у нас страх, беспокойство – жить становится страшно, да, может такое быть. Оно связано. Или, например, кто-то приносит нам боль, у нас тоже болит, и никуда от этого не деться. Вот знаете, это чувство обиды. Обида может долго-долго терзать сердце, и никуда от этого не деться. Что же делать? Это может быть много долго. И это внутри никак его не убрать, даже если сердце убрать, которое болит, и поставить какое-то совершенное искусственное сердце, боль не уходит, она остается. И мы видим, что вот эти вот особенно первое и особенно 3- е, от этого очень сложно куда-то деться. И остается только Господь.

Кришна убирает страдания

00:34:52 И Господь, на самом деле, Кришна убирает страдания [санскрит]. Откуда эта боль? Откуда это несчастье? Оно внутри нас оказывается. И что это такое? А это причина боли, это наши дурные качества: зависть, жадность, похоть, страх, ещё какие?
Зал: Гнев
Махарадж: Гнев, иногда такое неудовлетворение. Кто-нибудь видел человека, который в гневе, чтобы он там был счастливым? Я однажды видел такое, но это было не внешне – это было внутри. Один Махарадж отчитывал одного преданного. Он что-то там наделал, не то сделал, и он его отчитывал, он его ругал. Он его ругает, а я стою рядом. Обычно, знаете, когда человек проявляет гнев, особенно когда ругается там, кричит там и т.д., то есть особенно такие вот личности серьезные, естественным образом испытываешь, что все сжимается внутри и страшновато как-то становится. И я вот стою, и никакого ощущения дискомфорта вообще нет. И я понять не могу, что происходит. По идее, оно должно быть, я при этом присутствую, и я понять не могу – почему? Почему мне на сердце хорошо, спокойно, хотя тот бедный перепугался и потом вдруг до меня доходит, он ругает, и при этом гнева-то у него в сердце нет, у него в сердце любовь. И поэтому вот такой интересный эффект.

Мы страдаем от собственных недостатков

00:37:07 Мы страдаем от собственных анартх [санскрит]. Хридьянтах – это в сердце, в сердце вот это вот все находится, но это можно положить – анта – это конец. Нужно разрушить вот эти вот качества, которые сидят в нашем сердце, вот этот страх, неудовлетворение, гнев, похоть вот это вот. Прострация и т.д. Оно все в сердце находится. И что это убирает?

Слушание повествований о Боге, воспевание Святых Имен, размышление и памятование о Нем убирает все страдания.

00:37:46 Это убирает – в основном три вещи: тасмад экена манаса бхагаван сатватам патих шротавйах киртитавйаш ча дхйейах пуджйаш ча нитйада. Этот текст из второй главы первой песни Шримад Бхагаватам. Там говорится, что первое, что же нужно делать, что же самое главное нужно сделать, шротавйах - слушать повествования о Боге, философию, которую дает сам Господь. И второе – воспевать святые имена или прославлять Господа, и третье - просто думать о нем и помнить о нем, и вот это вот убивает все страдания.

Случай на санкиртане

00:38:38 Я помню у меня случай был – я однажды распространял книги, и что то дернуло меня пойти на пасху пораспространять книги. Пасха – это у нас первая декада января, да? Кто знает праздники? Апрель,… значит что-то другое, зимой помню было, тогда, наверное, на рождество это было. И вот, обычно в такой праздник люди должны любить друг друга, вспоминать – шротавйах киртитавйаш ча, слушать про Господа и прославлять Его. И я смотрел на улицу, это днем – просто люди шли пьяные, очень много пьяных людей. Это знаете, это такое вот оскорбление Иисуса Христа - взять и напиться в его день явления. Это все равно, что знаете, вот мы взяли все вместе, и на Кришна Джанмашнтами, на день Явления Кришны, взяли и напились, и ничего не надо, вот взяли и до чертиков напились. Представляете, оскорбление какое. И почему тогда это не оскорбление? Тоже оскорбление было, и какие-то молодчики подошли и очень агрессивные были. Подошли ко мне и начали привязываться, захотели книги забрать. Я сказал, что нам жертвуют обычно.

00:40:00 Один говорит: Я тебе сейчас такое пожертвование сделаю! ты это пожертвование на всю жизни запомнишь! Я тебя порву-разорву!
И я уже, а нас было пятеро, я начал смотреть, а где наши? А их как назло никого нет, и милиции тоже нет. Знаете, когда её не надо, чтоб нас забрать – она есть, а тут уже и нету.

Кришну боится сам олицетворенный страх

00:40:28 И вдруг мне вспомнился текст из Шримад Бхагаватам, в котором говорится, что Кришну боится сам олицетворенный страх. Представляете, олицетворенный страх. Страх – это определенная энергия, и представьте, собрать вот эту энергию со всей планеты, представьте,что это такое будет, какой это страх людей всех планет войдет в сердце, представляете, что там будет, этот страх, это только одна планета, а таких планет миллионы, только в одной вселенной и вселенных миллионы, и вот этот олицетворенный страх просто убегает, когда проявляется Кришна.
Я вспомнил и понял, что все, нужно думать о Кришне, нужно вспоминать Кришну, нужно шротавйах киртитавйаш ча, нужно говорить о Кришне, и я тут начал прямо прямую проповедь, начал, что эти книги про Кришну.
Они: Кто такой Кришна?
Я: Кришна - это любовь, это сама олицетворенная любовь, это Господь, который любит всех, кторый любит хороших, плохих, который любит нейтральных, любит негодяев и готов любому помочь, кто просто о Нем помнит. И они раз так остановились, и один, который хотел мне «пожертвовать»:
-Ну-ка, ну-ка, рассказывай дальше.

00:42:28 Я начал проповедовать прямо про Кришну, что Он - сосредоточение всей красоты, всего богатства, всей славы, силы и отречения, в Нем все, и Он может даровать любому, кто ему просто предасться. Он любит всех, но Он ждет от нас всего лишь малейшего шага в направление любви к Нему, и Он сразу же откликнется. И у них лица так поменялись. И я чувствую, интересная вещь, страх жертвы порождает гнев и злобу у насильника и наоборот, отсутствие этого страха убирает прочь вот эту злобу, ненависть, гнев. Я вдруг начинаю замечать, как у них вот эта вот злоба, по мере того как страх из моего сердца уходит, я вижу что, у них злоба уходит, и я почувствовал в сердце спокойствие. Смотрю, у них тоже самое – спокойствие, и я понял, что это Кришна. Я просто начал Его прославлять, и Он сразу проявился. Мы Его не видим, но Он здесь, совсем-совсем рядом. И у меня в сердце идет такая вот волна счастья и блаженства и мне становится хорошо, и вдруг я вижу, что им тоже становится хорошо! Вот эта вот волна счастья и блаженства тоже начинает переполнять их сердца, и это вот глава.
Он сказал: А книга вот интересная.

00:44:18 Я говорю: Ты знаешь, говорю, ты такой хороший, искренний, прямой правдивый и честный человек, и это вот я говорил как-то искренне очень. Потому что я видел эти все изменения, и они меня очень вдохновили.
Я говорю: Ты знаешь, поэтому я хочу просто подарить тебе эту книгу.
Он говорит: Мне???
Я говорю: Тебе!
Он говорит: Бесплатно?
Я говорю: Бесплатно.
Он говорит: Ну я же что-то должен…
Я говорю: Ну, это уже что хочешь, это твое, мне ничего не надо. Я могу принять от тебя при одном условии, если ты это дашь с любовью.
- Так давайте – давайте, конечно!
Все начали доставать и они вытащили, все что у них было. И вот так я видел, что Кришна убирает любые страдания, любые страхи.

Любовь и сострадание – одно и то же

00:45:33 И некоторые преданные спрашивают: «А что же делать, когда, когда это связано с нашими близкими, с нашими родственниками?». И мы, вот например, представьте, мы в какой-то момент решили начать практиковать, и мы для них можем выглядеть очень-очень странно. Очень многие вещи они нам не говорят: как они подслушивают за дверью, как мы бормочем, в щелку подглядывают. Знаете, вот между дверью и полом есть щель, и как один преданный мне рассказывал. Я,- говорит, - читаю джапу, и чувствую что-то джапа не идет, и думаю, что такое, потом смотрю на эту щель, и смотрю там глаз такой…(смех). Это странным кажется, они думают, может быть у нас что-то там произошло. И что значит к таким людям относится с любовью? Любовь и сострадание – это синонимы. Нужно к ним относится со состраданием, и сострадание - это то, что первое - мы принимаем их такими, какие они есть, это все равно что, знаете, как, как человек больной корчится от боли и мы пытаемся ему помочь, а он может нас ударить, обругать, но мы-то понимаем, что ему больно, что он не от хорошей жизни так кричит, и нам жалко его, и вот такое вот чувство такое же, оно должно быть к нашим близким.

Мы должны с состраданием относиться к близким

00:47:16 И наше сострадание к ним в том, что мы, если они не готовы слушать нашу проповедь, мы им не проповедуем, если они не готовы. Точно так же человек, который болеет, он неготов, не может принять дозу, ему нужно постепенно, постепенно увеличивать. А поначалу не давать эту дозу лекарства, просто успокоить и пожалеть. И если мы ведем себя как настоящие леди и джентльмены, проявляя элементарную порядочность, элементарную честность, чистоту, сострадание, любовь и милосердие, то люди это чувствуют. И они это начинают чувствовать тогда, когда Кришна доволен в нашем сердце – атах пумбхир двиджа-шрештха варнашрама-вибхагашах свануштхитасйа дхармасйа самсиддхир хари-тошанам. Суть всего сводится к тому, чтобы просто удовлетворить Господа, и когда Господь доволен, я рассказывал эту историю, все довольны.
И наша задача проявить сострадание именно таким образом, чтобы Господь был доволен. Если Господь доволен, то и они будут довольны и радоваться за нас. И самое интересное, когда они радуются за нас, они начинают прогрессировать. И страдания и беспокойства уходят из их сердца и другие вещи, о которых мы говорили.

Две важные вещи в духовной практике

00:48:59 Поэтому две вещи очень важны в нашей практике – это, с одной стороны, чтобы мы развивали преданность Господу, готовы пожертвовать чем-то ради его удовлетворения – тасмад экена манасо самсиддхим. Самсиддхим – это высшее совершенство. Сиддхи – совершенство. «Сам» - это усиление, высшее совершенство, просто удовлетворить Господа. И второе – это развивать качества нашего сердца – такие как: честность, сострадание, правдивость, религиозность, чистоту, милосердие. И тогда Господь будет доволен. Он будет доволен и, тогда вот это вот удовлетворение, оно будет переходить в сердца других, и можно жить в мире с любым живым существом.

История про Чайтанья Чандра Чарана прабху и медвежонка

00:50:18 Один преданный рассказывал, как однажды он в лесу встретил медведя. Медведь очень сильное живое существо, очень ловкое. Недавно Чайтанья Чандра Чаран Прабху, когда мы проводили последний Голока Фест на корабле, рассказывал историю, как его отец, он ещё во Владивостоке был, принес домой медвежонка. Такой маленький медвежонок. Когда этого медвежонка выпустили во двор, там во дворе был здоровый пес, здоровый кабель, который больше этого медвежонка раза в три или в четыре. Когда этот пес увидел этого медвежонка, он поджал хвост и забился в конуру.
Я, - говорит,- начал с ним играть, – я подумал,- о медвежоночек. Знаете, как с котенком. Но, когда я взял я увидел, что у него мышцы железные. Он очень сильный, маленький, но очень сильный. Я начал играл, он то тут, то здесь, он прыгал, вот он, вот здесь и тут же его тут нет. Очень сильный. И вот такой вот медведь пошел на него, и вот, знаете, ничего хорошего не предвещало. И он хотел убежать. Но вот это понимание – что не убежишь, они бегают по-быстрее, намного быстрее, намного проворнее, не убежишь. Он просто оцепенел от страха, и вдруг в какой-то момент это произошло, произошло по милости Господа, благодаря тому, что я каждый день повторял мантру, это произошло. Я вспомнил Господа, и вдруг меня отпустило. Этот страх отпустил.

00:52:20 Я сказал: «Дорогой Потапыч, я тебя люблю, потому что Господь находится в твоем сердце, Свердуша находится в твоем сердце. Я тебя люблю». И когда он это сказал, он говорит, вот какая то вера сильная, что у меня от искренности, даже не от страха, а от искренности, от любви к Богу, слезы на глазах выступили.
Медведь тем временем опустился с задних лап, я уже так смиренно подошел на четвереньках спокойно. Я уже не боялся. Я смотрел в лес, мне казались родными вот эти все деревья, небо, олнце,весь мир казался мне родным вместе с этим медведем. И он просто подошел к его стопам, понюхал его стопы, лизнул, так сказать сделал свое дело и ушел восвояси.

История о святом и тигре

00:53:31 Еще одна история, которая мне только что вспомнилась. Когда мы были на Навадвипа Мандал парикраме, был по-моему 1999 год, это давно было, и был один пуджари, пуджари – это священник в храме. Ему было уже больше ста лет. И он был очень - очень дряхлый. Я его увидел первый и последний раз. Уже когда в следующий раз приехал, его уже не было. И про него рассказывали истории, это был ученик Бхактисиддхантха Сарасвати. Ученик Духовного учителя нашего возлюбленного Шрила Прабхупада. С самого детства, так как он был из брахманской семьи, его научили проводить служение Божествам, пуджу. И как раз получилось так, что не принесли цветы. Нужно было цветы собирать, и он решил отправится в джунгли и найти там какие-то цветы. В храме никого не было, и в это время этот храм был в сторонке поодаль от деревни. И как раз он почти в джунглях, и он вошел в джунгли. Он шел, искал цветы и, наконец, он нашел эти цветы, набрал цветы, сколько нужно для Божества, и тем временем он не замечал, что из кустов за ним наблюдает тигр. Бенгальский тигр. Это было в Бенгали, в округе Гаурадеша. Это священное место, где явился Шри Чайтанья Махапрабху.

00:55:35 И этот тигр приготовился к прыжку, и он был где-то сзади или сбоку. И прыгнул на 8-летнего мальчика. Но так как мальчик каждый день очень внимательно повторял мантру Харе Кришна, он просто с испугу, в этот момент, когда тот заключил его в свои смертельные объятия, он просто крикнул: «Кришна!» И как только он крикнул «Кришна», он тут же сразу, он увидел, что находится в руках чудовища. Это представьте, нас с вами обнимает такое чудовище, готовое разорвать - тигр. Вот его дыхание, дыхание смерти, когти. А это был 8-летний мальчик, он в два раза меньше, ещё меньше, чем мы. И он начал повторять – Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе!
Он увидел кровожадные желтые глаза этого чудовища. Он увидел открытая пасть. Эта открытая пасть была настолько большой, что она просто могла проглотить его голову. Просто взять так – и раз, и все! Головы нет! Он чувствовал дыхание, которое исходит от этого зверя, и, повторяя мантру, он вдруг почувствовал, что вот эти когти, которые впиваются в его тело, они начинают уходить внутрь.

00:57:33 Знаете у животных, вот так устроено, они напрягаются, и когти входят. Потом они расслабляют когти, и они выходят. И он чувствует эти когда уходят, и пасть начинает закрываться. И вдруг он увидел перед его глазами, буквально его глаза были напротив, он увидел, что у тигра глаза очень добрые. И он уже не впивался в него вот этими когтями, это были мягкие подушечки пальцев. И в какой-то момент этот тигр начал не рычать, он урчал. Он урчал от удовольствия, и он начал лизать этого мальчика. Он облизал его лицо, облизал его шею, облизал его грудь, живот, ноги, последней он облизал его стопы, он облизал его всего. Потом мордой своей коснулся земли и ушел. Так проявляется Господь, так проявляется Кришна. Кришна в сердце каждого живого существа. И поэтому говорится, что если мы делаем хотя бы маленький шажок навстречу Кришне, Кришна делает тысячу шагов!

00:59:22 Смотрите, с одной стороны смерть неблагоприятно ничего, где-то в джунглях, от какого-то хищника, в состоянии ужаса и страха. Какое там сознание, какое там божественное сознание? И этот мальчик просто произнес одно имя – Кришна! Он произнес его, даже сам не понимая, что произнес, и он сделал по отношению к Кришне один лишь маленький шаг. И этот тигр, вместо того, чтобы разорвать его, он просто ему поклонялся. Он ему поклонялся как Божеству, по-своему, по тигринному. Точно так же как тигрица облизывает своих тигрят, он полностью облизал этого мальчика. И это Кришна, это наша вера в Кришну. Кришна удаляет все страдания и дает счастье. Он дает радость. И зачастую, как мы привели вот этот пример, на смену ужасу, несчастью, горю, отчаянию, Кришна дает трансцендентное блаженство.

01:00:38 Поэтому, дорогие преданные, что нам мешает повторять Харе Кришна маха-мантру? Вспоминайте эти истории, как Кришна проявился, в очень критических ситуациях. Но Кришна проявляется не только в критических ситуациях, Кришна проявляется хотя бы мы с любовью, хотя бы псевдолюбовь проявляем, и Кришна сразу откликается! Потому что Он абсолютен и Он принимает все, даже ненависть своих врагов, которые думают о нем с ненавистью. Он принимает как медитация, как мудрецов, которые медитируют где-то в Гималаях. Такой Кришна. Спасибо. Харе Кришна.

Что приносит повторение мангала-чараны?

01:01:28 Махарадж: Может быть какие-то возникли вопросы?
Зал: [плохо слышно]
Махарадж: А, каков результат вот этой вот молитвы (ом агьяна тимирандасья...) которую мы вначале повторяли. Она сокращенная, каждая строка или каждая шлока, по –русски говоря, это куплет, содержит милость определенную. Сначала это милость Гуру - «Ом аджнана-тимирандхасйа джйанайджана-шалакайа чакшур унмилитам йена тасмаи шри-гураве намах». Потом идет милость Шри Чайтанья - мано-'бхиштам стхапитам йена бху-тале свайам рупах када махйам дадати сва-падантикам. Дальше идет милость Господа Чайтаньи, милость Господа Нитьянанды, если мы что-то пропускаем, значит уже милость этих Личностей, она уже не идет. Милость 6 Госвами не идет, великих святых. ванде 'хам шри-гурох шри-йута-пада-камалам шри-гурун ваишнавамш ча. Милость Гуру идет, но вот только Гуру, без каких-то может быть сокровенных вещей. Там перечисляются прямо 6 Госвами, милость 6 Госвами. Мы их не привязываем, мы их не зовем, тоже идет милость, но она идет ну в таком вот сокращенном варианте. Как работа в сокращенном варианте приносит сокращенный доход, так и ... но с другой стороны, может быть какой-то преданный, он сокращенный вариант намного искренний произносит, чем другой преданный который полный вариант, он просто бездушно произносит. Здесь есть разные моменты. Есть ещё вопросы.

Как правильно относиться к материальным радостям?

01:03:48 Зал: неожиданно приходит радость…
Махарадж: Духовная радость?
Зал: Нет, вот мы говорили… про страдания, мы их терпим…
Махарадж: Ну, вот, давайте определимся, материальная радость или духовная радость?
Зал: Материальная радость. Мы говорили о страданиях…
Махарадж: И как правильно относится к ним, да?
Зал: Ну, вот мне пришла радость или как её терпеть? (смех)

Что происходит, если мы очень искренне благодарим Господа?

01:04:25 Махарадж: Нет, преданные относятся равно ко всему. Он относится к страданиям как к милости Господа и так же к счастью, он относится тоже как к милости Господа. Потому что это милость Господа. Он за все благодарит Господа. Приходят страдания, он благодарит Господа. Приходит счастье, он благодарит Господа.
Так история такая, я недавно в Москве рассказывал, пришли ученики к Гуру и говорят: Гурудев, расскажите нам, пожалуйста, природу материального счастья и природу материального страдания. И он говорит: Идите во Вриндаван (это такая современная история), во Вриндаване живет один бабаджи и задайте этот вопрос ему. Но, я вас хочу предупредить, что у этого бабаджи нет ног и нет одной руки, и он вообще калека. Этот бабаджи, он в инвалидной коляске. Они пришли к нему и они увидели действительно – ног нет, руки нет, и на лице сияние и счастье. И он им рассказал свою историю, что он жил в Индии в Бомбее, потом отправился в Америку зарабатывать деньги. И в Америке он женился на американке, и вроде у него хорошо было, бизнес пошел, все замечательно, ребенок появился, и он попал в автокатастрофу. В результате этой катастрофы он лишился руки и ног. Жена его, как всякая нормальная американка, она его бросила. И он решил вернуться в Индию. Решил вернуться и поселиться во Врадж. И остался во Вриндаване. Вриндаван - это священное место, где проявлял свои удивительные игры Сам Господь Кришна.

01:06:39 И они сказали: О мудрец! Расскажи, пожалуйста, ты в таком плачевном состоянии находишься, но мы видим, что твое сердце полно счастья. Почему так?
И он им сказал: Дорогие мои дети, вы, наверное, ни к тому пришли, вы, наверное, перепутали, вы не к тому пришли. Какие несчастья, я вас не понимаю.
Но они говорят: Ну, вот с вами же вот это произошло. Это же несчастье.
Он говорит: я не знаю никаких несчастий. Никакого несчастья не знаю.
- А вот это что это такое?
Он говорит: Это? Это просто мой путь. И просто на пути встречаются какие-то препятствия. Это наш путь как ступеньки. И вот это все это просто очередная ступенька в моем пути к совершенству. И поэтому я так счастлив. Вопрос нашего отношения - как мы относимся к этому. Это, наверное, милостью Господа. Все так просто. Самое интересное. Самое интересное, что даже если в минуты ужасных потрясений, такое, знаете, ну вообще просто: Боже, Господь – за что? За что? Что я сделал? Я никого не убивал, никого... за что?
Если в эти минуты мы искренне начнем благодарить Господа, знаете что происходит? Первое: очень быстро уходят страдания из сердца, второе: мы начинаем видеть как проявилась в этом милость Господа. И что это абсолютное - абсолютное благо для нас. Это для нас Шреяс – абсолютное благо.
Хорошо, ещё вопросы.

Можно ли остановить гнев?

01:09:05 Зал: Скажите, пожалуйста, можно ли усмирить гнев?)
Махарадж: Гнев, да? Хороший вопрос. Вот каждое качество зависть, жадность, вожделение, его можно грамотно перенаправить. Грамотно, поменять объект. И тогда это будет для нас и благом, и мы будем испытывать счастье. Но гнев такая вещь, что гнев его не заглушить. Он все равно, его нужно выпускать. Вопрос – на кого выпускать? Из священных писаний говорится, что не является грехом, это когда мы выпускаем гнев в отношении демонов. И то я заметил, преданные они такие раз что-то ... ну выпустил… ну... ну… раз уже...
Зал: [плохо слышно]
Махарадж: А?
Зал: [плохо слышно]
Махарадж: Ну откройте газету – посмотрите (смех). В газете там, в газете там все написано. В газете сам шастры и всех демонов по именам даже – как зовут (смех).
Махарадж: Еще вопросы

Какое благо можно получить от Харинамы?

01:10:32 Зал: Я хотел спросить, в кали-югу процессом является джапа медитация или санкиртана, как это вот?
Махарадж: Говорится киртанам, санкиртанам. Джива Госвами говорит в таттва-самбандхе, говорит это процесс. Причем «санкиртанам» переводится как воспевание, испытывая великое счастье и блаженство. Вот санкиртана. То есть «киртан» – это воспевание святых имен, да? приставка «сан» она имеет два значения. Одно значение, это когда мы «сан» – вместе, «сан» или «сам» это вместе воспеваем. И другое значение – усиление. То есть санкиртана когда мы от сердца воспеваем. С чувством, вот. И есть разные уровни разные градации эффекта воспевания. Эффекта воспевания. Говорится, что очень благоприятно и имеет сильное воздействия – это воспевание в уме. Это в Падма-пуране говорится, что в уме. Но ещё сильнее, это когда мы вслух, говорится, когда мы джапу как медитацию, когда мы проговариваем святые имена – Харе Кришна маха-мантру, но ещё сильнее когда мы поем вместе. И объясняется почему, потому что мы сами слышим, что поем, другие преданные поют, мы слышим то, что они поют, и другие преданные слышут то, что мы поем. И самая сильная санкиртана - это когда мы выходим на улицу, и ещё слышат другие люди. И говорится, что благо при таком совместном, громком воспевании получают следующие: мы , те кто поют вместе с нами и благо получают те, кто оказался рядом с нами даже случайно. Поэтому вот так вот.

01:12:26 Почему же наша практика такова, что мы мантру повторять должны 16 кругов?
А потому, что это наша индивидуальная мантра, и индивидуальную мантру мы можем повторять, не завися от других преданных. А так преданных собрать надо. Вот, представьте, вам бы такую дали юга-дхарму, что благо вы получаете только тогда, когда собираетесь вместе. Тогда нужно было бы каждый день ехать к 4:30 в храм на киртан! И это каждый день. Это очень сложно. Тут раз в неделю, и то преданные, дай Бог, выбрались. А тут каждый день, причем, дай Бог, раз в неделю выбраться на программу, когда время такое нормальное, не надо слишком рано встать, можно выспаться, чтобы на лекции не спать. Вы представляете, каждое утро и петь два часа, это сложно очень, а так вы дома у себя, вот четочки взяли по-тихоньку. Можно очень тихо, никого не беспокоя. Можно, если позволяют условия, и по-громче, можно. И к тому же это ещё и аскеза, это определенная аскеза – работа со своим умом, наши усилия. Усилий в джапе больше нужно прикладывать, чем в киртане. В киртане, когда хороший киртан, главное, чтобы мы активно пели мантру. А вот когда мы читаем, там уже нужно контролировать ум. Мы видим себя, что представляет собой наш ум, каков наш разум. Мы можем это видеть.

01:14:25 Зал: Просто во время джапы мы как-то можем больше сосредоточится на слушании, во время киртана…. Могут отвлекать внешние обстоятельства...
Махарадж: Кто-то танцует не по-нашему. Вот не по-нашему танцует. Поэтому я хочу сказать, что в Европе, там вообще не танцуют. Не танцуют, вообще не танцуют. Стоят, так чуть-чуть покачиваясь. Чуть-чуть. Там такие киртаны, такие спокойные. Чтобы раскачать киртан.… ну… или сидят, пока служба вообще не танцуют. Когда танцуешь, они смотрят на тебя – откуда ты взялся? А, ты из России, из низших планетных систем. Понятно все с тобой (смех). Прошу прощения.
Зал: Вот что когда мы джапу читаем мы больше на слухе сосредоточиваемся.
Махарадж: Почему все таки киртан сильней считается?
Зал: Да.
Махарадж: Потому что во время киртана, когда мы поем, мы можем задействовать и тонкое тело, и грубое тело, и речь, и глаза, и все можно задействовать, причем активно. Потому что само по себе живое существо, особенно в кали-югу, оно не может даже 5 минут, живое существо спокойно сидеть не может. Очень беспокойное живое существо. Тяжело. А в киртане как тело задействуется? Мы танцуем - уже задействуется тело, и Господь, видя вот эту как отдельную часть, ангу преданного служения, Он доволен. Мы поем, Господь ещё больше доволен. Мы смотрим на Божества, медитируем на Божества, если ещё пуджари пуджу проводят, мы ещё получаем тоже благо. Когда мы поем и медитируем на пуджари, мы такое же благо получаем, как и он получает. Вот, то есть на самом деле тут очень-очень много милости идет, вообще в Падма пуране объясняется, потому что так, когда мы джапу повторяем, мы служим как это, себе, а когда киртан поем, мы служим, как часть киртана другим служим, то есть когда поем, другие могут нас слышать, и это как служение. И киртан соответственно, Господь, громкое воспевание с танцами, воспевание, Господь, Он доволен, но Он очень часто, очень часто дает такой групповой экстаз.

Неосознанное преданное служение

01:17:12 Как знаете, мы в храме. Я однажды эксперимент такой делал. Но я про него не говорил, в секрете держал, только нашим брахмачари не говорите. Я решил сделать эксперимент, к чему это приведет. Потому что я слышал, что в шастрах написано, что даже когда мы выполняем какое-то преданное служение, совершенно не осознавая, все равно мы благо получаем. Пусть небольшое, но благо идет. И я преданным сказал: Все с сегодняшнего дня мы с Вами поем и танцуем в экстазе. Должен быть экстаз! Это нужно громко петь, высоко, там буйно танцевать, бегать, высоко прыгать, вот это все вот это будем делать. И вы знаете, по началу это было забавное зрелище вообще. Знаете, они прыгали, кричали, но лица у них были каменные. И, знаете, на меня это влияло. И потом мне сказали: Махарадж, да у Вас тоже каменное! (смех) Они влияли. И потом в какой-то момент я сказал себе: Махарадж, расслабься. И я расслабился, и мне вдруг стало так смешно смотреть на этих. Я начал улыбаться, я начал смеяться. И потом ещё один человек засмеялся, потом ещё один человек засмеялся, и потом все начали улыбаться. Я им как-то шепнул просто: Вы только посмотрите на эти каменные лица. И они ну это ж вообще ну и смех и грех, это же такой смех. Это действительно так действует, даже если мы неосознанно что-то делаем в духовном отношении мы получаем агьята сукрити. Неосознанное преданное служение – оно эффект в несколько раз меньше. Но он есть. И так как он есть наше сердце очищается, в какой-то момент приходит осознание, что мы делаем. И вот это вот агьята сукрити, оно превращается в гьята – сукрити, осознанное преданное служение.

01:19:04 Осознанное преданное служение – эффект намного выше. И мы вот сейчас очень много работаем. В храме работаем с брахмачари, которые живут, с подопечными работаем. Именно над осознанным преданным служением. Чтобы просто не здесь осознавали даже, а в сердце. На уровне сердца можно осознавать. Что мы делаем, для чего мы делаем, и вообще какой это дает эффект мне, тем кто меня окружает, вообще всему миру в конце концов. Все, да? Давайте на этом, наверное, остановимся. Большое спасибо за то, что вы меня так долго слушали. Вы меня знаете, сколько слушали? Вы меня два часа терпели (смех). Не все конечно, ну в основном.
Зал: Как один миг пролетели…
Махарадж: Это ваши нектарные ушки. Спасибо. Шримад Бхагавад Гита гранта Радж ки-Джай! Шрила Прабхупада ки-Джай! Нитай Гаура Премананде! Харииибол!

транскрибирование: Альбина Зайнуллина | 26 июля 2016